2. Бихевиоризм (предмет исследования, основной метод исследования, образ человека, достоинства и ограничения данных направлений).
В качестве предмета психологии выступают поведение и поведенческие реакции, т. к. именно эти явления могут быть изучены объективно опытным путем через наблюдение.
Поведение включает в себя все психологические и физиологические аспекты жизни человека.
Поведение и животных, и человека рассматривается как совокупность двигательных реакций (R) в ответ на внешние воздействия – стимулы (S), действует схема стимул – реакция (S → R).
Задача бихевиоризма – уметь правильно предугадать поведение человека, ориентируясь на стимулы внешней среды: зная характер стимула, можно предсказать реакцию или поведение.
Все реакции человека имеют либо приобретенную, внешнюю природу и называются условными рефлексами, либо внутреннее происхождение, т. е. наследственные, и называются безусловными рефлексами.
Поведение является результатом обучения, когда удачные реакции в результате многократного повторения автоматизируются и закрепляются и в будущем имеют тенденцию к воспроизведению, т.
Высшие психические функции, например речь и мышление, также являются навыками.
Механизмом удержания навыков является память.
Развитие психики происходит прижизненно и зависит от окружающей среды и ее стимулов – социального окружения, условий жизни и т. п.
Отсутствует периодизация возрастного развития, нет общих для всех закономерностей, определяющих развитие ребенка на каждом возрастном этапе.
Эмоции есть результат реакции организма на негативные или позитивные стимулы внешней среды.
Достоинства и ограничения:
1. Обозначил историческую потребность в расширении понимания предмета изучения в психологии и ввел в круг изучаемых явлений поведение человека, сделав его предметом своих исследований, но при этом потребность в расширении предмета изучения была отражена однобоко и неадекватно, т. к. игнорировалось сознание как объективная сущность.
2. Исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии, но понимание поведения сводится лишь к внешним проявлениям, и игнорируются ненаблюдаемые физиологические и психические процессы.
3. Обозначение задачи управления поведением человека, нацеленности научного исследования на связь с практическими задачами, но из-за механистической трактовки поведения человек лишается своей активной деятельностной сущности и выступает как реагирующее средство.
4. Укрепление метода лабораторного эксперимента как основного в психологических исследованиях, введение в практику опытов на животных, что позволяет решить многие практические задачи психологии, но эти результаты переносятся без каких-либо купюр и ограничений на человека, не учитывая при этом качественной разницы в поведении человека и животных.
5. Установление многих закономерностей выработки навыков, были игнорированы важнейшие компоненты действия – мотивация и психологический образ действия как ориентировочная основа его реализации, полностью исключался социальный фактор.
📖 Предмет изучения бихевиоризма, Глава 10 Бихевиоризм: истоки. История современной психологии. Шульц Д. П. Страница 171. Читать онлайн
. ..
Первичным предметом изучения и исходными данными для бихевиоризма Уотсона являются основные элементы поведения: мышечные движения или секреция желез. Психология, как наука о поведении, должна иметь дело только с теми актами, которые можно объективно описать, не прибегая к менталистическим концепциям и терминологии. Несмотря на объявленную задачу свести поведение к единичным парам «стимул — реакция» (S — R), Уотсон утверждал, что бихевиористы в итоге должны изучать поведение организма в целом. Ведь реакция может быть как простейшей, к примеру, подергивание колена, так и более сложной. В последнем случае Уотсон применял термин «акт». Он полагал, что акты реакций включают такие вещи, как употребление пищи, написание книги, игра в бейсбол или строительство дома. Таким образом, акт представляет собой ответную реакцию организма, выраженную движениями в пространстве, — такими, например, как произнесение слов, потягивание или бег.
Все это говорит о том, что Уотсон воспринимал акт реакции в терминах достижения определенного результата — воздействия на окружающую среду, а не как набор мышечных элементов. И тем не менее, по его мнению, акты поведения — вне зависимости от их сложности — могут быть сведены к моторным или железистым реакциям низшего уровня.
Реакции могут явными или неявными. Явные реакции являются внешними и непосредственно наблюдаемыми. Неявные реакции — сокращения внутренних органов, выделения желез, нервные импульсы и т. д. — происходят внутри организма. Несмотря на то, что такие движения не являются внешними, они также считаются элементами поведения. Прибегая к использованию понятия неявной реакции, Уотсон тем самым модифицировал свое требование, что предмет изучения психологии должен быть фактически наблюдаемым. Движения и реакции, которые происходят внутри организма, становятся наблюдаемыми с помощью приборов.
Подобно реакциям, раздражения (стимулы), с которыми имеет дело бихевиоризм, могут быть как простыми, так и сложными. Так длина световой волны, оказывающая воздействие на сетчатку глаза, считается относительно простым раздражителем, но раздражители могут быть и физическими объектами, и более сложными ситуациями (то есть комбинацией различных специфических стимулов). Подобно тому, как комбинация реакций, участвующих в действии, может быть сведена к отдельным составляющим, так и стимулирующая ситуация может быть разложена на составные компоненты.
Таким образом, бихевиоризм имеет дело со всем организмом в целом, со всеми его связями с окружающей средой. Путем анализа совокупностей пар <стимул — реакция> и разложения их на элементарные составляющие можно разработать определенные законы поведения.
Бихевиоризм Уотсона представляет собой попытку построить науку, свободную от менталистических понятий и субъективных методов, науку столь же объективную и здравомыслящую, как физика. Давайте посмотрим, как Уотсон относился к трем основным предметам изучения психологии инстинкту, эмоциям и мышлению. Как и все создатели систематических теорий, Уотсон разрабатывал бихевиоризм на основе своих глубоких убеждений. В данном случае это означало, что все области поведения должны рассматриваться в объективных терминах <стимул — реакция>.
Уотсон и бихевиоризм | в Главе 01: Психология и наука
Уотсон и бихевиоризм
На рубеже веков интроспекция как экспериментальный метод увядала на корню. К 1898 году только 2,3% исследовательских статей по психологии упоминали о самонаблюдении.
Каков был статус интроспекции около 1900 года?
Психологи считали, что интроспекция потерпела неудачу. Их область потеряла свою первоначальную идентичность как «наука о сознании».
В 1905 году Уильям Макдугалл написал учебник, определяющий психологию как «изучение поведения». Напротив, структурализм и функционализм были нацелены на объяснение ментального содержания, а не поведения.
Настало время для этой новой концепции психологии. Джон Б. Уотсон, который ввел термин бихевиоризм , стал сторонником новой точки зрения. Уотсон согласился с Макдугаллом в том, что психологию следует определить как науку о поведении, и занял еще более крайнюю позицию, чем Макдугалл.
Макдугал… не имел особых претензий к старому предмету [разум и сознание], но считал, что поведение тоже заслуживает внимания… В 1913 году Уотсон пошел еще дальше. Он сказал, что психология должна изучать поведение, а разум, традиционный предмет, теперь запрещен . (Epstein, 1987, p.333)
Джон Б. Уотсон
В 1913 году Уотсон заявил, что он психолог нового типа: бихевиорист . Уотсон сказал, что бихевиорист полностью исключит самоанализ из психологии.
Психологи должны придерживаться научного метода, сказал Уотсон, изучая только то, что можно наблюдать и измерять. Это позволило бы ученым контролировать поведение людей, как никогда раньше.
Уотсон сделал известное заявление о потенциальной силе бихевиоризма в бестселлере под названием Психология с точки зрения бихевиориста (1913):
Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформированных, и мой собственный особый мир чтобы воспитать их, и я гарантирую, что возьму любого наугад и обучу его, чтобы он стал любым специалистом, которого я выберу, — доктором, адвокатом, художником, купцом и да, нищим и вором. (Уотсон, 19 лет13)
Что заявлял Ватсон в 1913 году?
Ватсон с детства был бунтарем. Он часто дрался в подростковом возрасте. Он назвал церковное крещение в своем родном городе, совершенное в подростковом возрасте, «прививкой, которая не прошла». Стремясь вырваться за рамки воспитания в маленьком городке, Уотсон получил высшее образование в Университете Фурмана в Гринвилле, Южная Каролина.
В Фурмане Ватсон продолжил свой мятежный путь. Один из его профессоров (Мейер) пригрозил «завалить первого студента, сдавшего экзамен вверх ногами». Уотсон, отличник, принял вызов. Он сдал последний экзамен вверх ногами. Мейер завалил его, отсрочив выпуск Ватсона на целый год.
Какие примеры мятежного поведения Уотсона были?
Однако Мейер также помогал Ватсону. Мейер рассказал Уотсону о новых и захватывающих разработках в области психологии в Чикагском университете, где Мейер недавно провел год. Ватсон решил, что это именно то, что ему нужно.
Уотсон написал президенту Чикагского университета, заявив, что он «никогда ничего не добьется», если не получит финансовую поддержку для продолжения своего образования. Очевидно, эта тактика сработала, потому что Уотсон получил стипендию.
В Чикагском университете Уотсон изучал физиологию, затем увлекся исследованиями на животных. Функционализм был в полном расцвете в Чикагском университете. Но Уотсон никогда не чувствовал себя комфортно в самоанализе. Как позже вспоминал Уотсон:
«Я никогда не хотел использовать людей в качестве субъектов. Я ненавидел служить субъектами. Мне не нравились напыщенные, искусственные инструкции, данные субъектам. Мне всегда было неудобно и я действовал неестественно». (Watson, 1936, стр. 276)
Как Ватсон относился к интроспективным экспериментам?
Сотрудник из Чикаго вспоминал, что Уотсон «раньше с трудом составлял последовательные интроспективные отчеты». Вместо этого Уотсон обратился к исследованиям на животных.
Однако Уотсон обнаружил, что даже исследования на животных требуют интроспекции. Описания сознания животного использовались при описании исследований на животных.
Это показалось Ватсону абсурдным и ненужным. Как человек мог знать, что было в голове нечеловеческого животного? Наблюдатель мог рассуждать о сознании животного только после наблюдения за поведением животного. Почему бы просто не описать поведение и не остановиться на этом?
Вскоре Уотсон поставил под сомнение необходимость вообще обсуждать сознание, будь то у животных или у людей. Он предположил своему наставнику Джеймсу Роуленду Энджеллу, что может существовать дисциплина психологии без ссылок на сознание или самоанализ.
Энджелл предостерег его от реализации этой противоречивой идеи. Однако к такому же выводу пришли и другие.
Какую идею предложил Энджелл Уотсон? Каков вклад Уотсона в психологию?
Современные ученые говорят, что Ватсон не изобрести бихевиоризм. Он просто дал ему имя и опубликовал его.
Поведенческие исследования (такие как прогон крыс через лабиринт и отчет об улучшении их результатов) проводились более чем за 20 лет до того, как Уотсон ввел термин бихевиоризм. Однако Уотсону удалось продвигать бихевиоризм как мощный новый подход.
У Уотсона появилась возможность продвигать свои идеи, когда Дж. М. Болдуин нанял его в Университет Джона Хопкинса. Болдуин только что основал престижный журнал Psychological Review и был его первым редактором.
Не прошло и двух недель после прибытия Ватсона, как Болдуин попал в настолько скандальную ситуацию, что немедленно уехал из города в Мексику. Он передал редакторство своего нового журнала своему способному молодому студенту Уотсону. Внезапно Уотсон нашел способ предать гласности свои взгляды.
Как Уотсону удалось занять видное место в психологии?
Как исследователь животных, Уотсон осознавал главный плюс бихевиоризма: он открывал психологию организмам, у которых не было языка для описания их внутренних мыслей.
Эрнест Хилгард (1979, стр. 3) утверждал, что неверно говорить, что Уотсон пытался сузить рамки психологии. «Уотсон не пытался сузить психологию, вместо этого он пытался ее расширить».
С помощью поведенческих методов психология может быть применена к животным, психически больным и людям с ограниченными языковыми способностями, например к младенцам. Все они были группами, неспособными предоставить надежные интроспективные отчеты об умственной деятельности; теперь они могут быть включены в психологические исследования.
Как Уотсон стремился расширить психологию?
———————
Ссылки:
Эпштейн, Р. (1987) Часть XV: Послесловие: некоторые заключительные замечания. 27. В желтом лесу. В Modgil, S. & Modgil, C.M. (ред.) Б. Ф. Скиннер: консенсус и противоречие . Нью-Йорк: Falmer Press, 1987.
Хилгард, Э. Р. (1979) Сознание в современной психологии. Ежегодные обзоры , 31 , 1-26.
Уотсон, Дж. Б. (1913) Психология с точки зрения бихевиористов. Получено с https://www.saylor.org/
Уотсон, Дж. Б. (1936). Джон Бродус Уотсон. В К. Мерчисон (ред.). История психологии в автобиографии . Вустер, Массачусетс: издательство Университета Кларка, стр. 271–281.
Предыдущая страница | Верх страницы | Содержание главы | Следующая страница
Напишите доктору Дьюи по адресу [email protected].
Не видите, что вам нужно? Psych Web имеет более 1000 страниц, поэтому он может быть где-то еще на сайте. Выполните поиск Google по конкретному сайту, используя поле ниже.
Copyright © 2007-2018 Расс Дьюи
Бихевиоризм – Maverick Learning and Educational Applied Research Nexus
Бихевиоризм — это теория обучения с акцентом на чисто объективно наблюдаемом поведении. Он обесценивает любую независимую деятельность ума. В сфере бихевиоризма обучение рассматривается как не что иное, как приобретение нового поведения в зависимости от условий окружающей среды. Б. Ф. Скиннер считается отцом радикального бихевиоризма, и, по его собственным словам, он определил его как «философию науки о поведении, рассматриваемую как самостоятельный предмет, независимо от внутренних объяснений, психических или физиологических» (19). 89, с. 122). Ниже приведены основные принципы радикального бихевиоризма Скиннера (адаптировано из Мура, 2011 г.):
- Поведение — это самостоятельный предмет, который включает взаимодействие человека с окружающей средой или конкретными обстоятельствами.
- Определения могут быть как функциональными (что представляет собой элемент), так и реляционными (как элемент соотносится с поведенческой реакцией).
- Публичное поведение отличается от частного поведения.
- Ментализм ошибочен, поскольку он считает, что причины множества различных поведений исходят из какого-то неопределенного внутреннего измерения.
- Три источника экологических причин, которые могут влиять на поведение, — это филогенез, онтогенез и культура.
- Язык и вербализация являются результатом оперантных поведенческих процессов, а не невербальных репрезентативных процессов.
- Прагматизм расширяет наше понимание природных явлений, объясняя, что способствует определенному поведению в ответ на действия.
Самая существенная критика скиннеровского бихевиоризма заключается в том, что он полностью отрицает ментализм, сознание и свободную волю в отношении того, как люди учатся. Скиннер (1950) заявил, что «когда мы приписываем поведение нервному или ментальному событию, реальному или концептуальному, мы, вероятно, забываем, что перед нами все еще стоит задача объяснения нейронного или ментального события.
Согласно Уильямсу (1999), поведение учащегося является единственным аспектом, на который учителя могут обращать внимание в качестве доказательства обучения, а изменение факторов окружающей среды в классе является основной стратегией содействия обучению учащихся. Поэтому разработка надежной оценки имеет первостепенное значение для педагога. Стаддон и Буэно (1991) выразили свое недовольство таким восходящим взглядом на обучение. Они утверждают, что концептуальная нервная система может предоставить нисходящую модель, которая обеспечит гораздо лучшее понимание того, как и почему происходит сложное человеческое поведение. Некоторым трудно поверить, что все наши действия, поведение и мысли обусловлены предыдущим внешним опытом.Поскольку эта теория опирается только на наблюдаемое поведение, ее относительно просто реализовать в классе. Существуют методы положительного и отрицательного подкрепления, которые могут быть очень эффективными не только для обучения в классе, но и для обучения учащихся с расстройствами, включая аутизм, тревогу или антиобщественное поведение. Каждый раз, когда учитель использует систему вознаграждения или наказания в своем образовательном подходе, он применяет бихевиористскую теорию обучения. Важно отметить определение отрицательного подкрепления. Существует распространенное заблуждение, что негативное подкрепление подразумевает наказание; однако согласно бихевиористской теории отрицательное подкрепление — это устранение отрицательного стимула для усиления желаемого поведения. Матрицу основных определений и примеры поощрений и наказаний можно увидеть ниже:
УСИЛЕНИЕ | НАКАЗАНИЕ | |
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ | Дать что-то хорошее, чтобы улучшить поведение
| Давать что-то плохое, чтобы уменьшить поведение
|
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ | Убрать что-то плохое, чтобы улучшить поведение
| Отнять что-то хорошее, чтобы уменьшить поведение
|
Примеры в классе для улучшения поведения (положительное и отрицательное подкрепление)
- Улыбнитесь учащемуся после правильного ответа.
- Предложите желаемую награду группе, которая лучше всех завершит проект.
- Сделать учет посещаемости частью оценки учащегося.
- Сбросить самый низкий балл за тест в конце семестра, если все задания были выполнены вовремя
- Сделать итоговый экзамен необязательным, если по среднему показателю теста получен определенный пороговый балл.
Примеры поведения в классе для снижения уровня поведения (позитивное и негативное наказание)
- Оцените «0» за опоздавшие задания.
- Лично окликать учеников, когда они мешают классу.
- Предложите учащимся, у которых ниже порогового балла за тест, написать дополнительную работу для класса.
- Заберите телефон у учащегося, если он использует его, чтобы мешать работе в классе.
- Если средний балл учащегося ниже определенного порогового значения, сделайте итоговый экзамен кумулятивным.
Стратегии обучения, поддерживающие эту теорию обучения
В Интернете
- Понимание бихевиоризма
- Что такое бихевиоризм?
- Бихевиористская теория обучения
В библиотеке
Мур, Дж.