Предмет общей психологии: Урок 1. Общая психология

Содержание

Предмет общей психологии

Психология — наука и система знаний о закономерностях, мелет и шах, психических фактах и явлениях в жизни человека.

Психические факты обнаруживаются объективно, внешне: в мимике, психомоторных действиях, движениях, деятельности и творчестве, и субъективно, внутренне: в процессах ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения, чувствах, воле и т.д. Вместе с тем их содержание может как осознаваться, так и существовать в неосознаваемой форме.

Противоречия внутреннего и внешнего в психике человека разрешаются при помощи движений, действий и поступков, которые выражают отношение человека к людям, природе и обществу.

Содержание и динамическая характеристика отношений человека коренится в мотивах, потребностях, целях, к которым он стремится, а также в свойствах темперамента, характера и способностей.

Основными механизмами психики человека являются: отражение, проектирование и опредмечивание — превращение сил и способностей человека в форму материальных предметов или знаковых систем.

В продуктах деятельности отражаются неповторимость, самобытность и индивидуальность — мера человека — его творческий потенциал.

Для получения объективных и точных данных о закономерностях, механизмах и психологических фактах используются методы исследования. Метод — способ познания и применения системы приемов для достижения поставленных целей. Например, существуют методы самовоспитания, методы управления, методы научного творчества и т.п.

В психологии разработаны методы изучения психических фактов и феноменов. К ним относятся:

  • наблюдение,
  • самонаблюдение,
  • эксперимент (лабораторный, естественный и экспериментально-генетический),
  • метод экспертных оценок,
  • анкетирования,
  • интервью,
  • тестов и т.п.

Главное требование к методам научного исследования в психологии: давать вероятностные знания, вести к объективному отражению психических фактов и феноменов оптимальным путем — в соответствии с законом оптимальности. Те же требования касаются и методов практической деятельности человека — они призваны гармонизировать его психику, действия, деятельность и творчество — с минимальными затратами энергии, времени и труда.

Выполнение этих требований предполагает методичность — последовательность и организованность действий на основе одного метода или системы методов в познании, обучении, трудовой деятельности. Поэтому методичность является необходимым условием и системообразующим фактором оптимизации человеческой деятельности.

Общая психология — одна из наук о человеке. Предмет ее изучения — сложнейшая сфера жизнедеятельности человека — психика. Сложность психики, как явления, обусловлена тем, что она является высшим продуктом биологического и общественного развития живых существ. Сложной является и функциональная сторона психики. Она — способ ориентации организма в окружающем мире, регулятор поведения и деятельности в динамичных условиях среды.

Психическая активность человека направлена на разные предметы. Удовлетворяя материальные (органические) и духовные потребности, человек ищет и получает из окружающей природной и социальной среды необходимые источники существования, приобретает знания, планирует свои действия, определяет способы и пути их осуществления, напрягает свои силы, чтобы достичь поставленную цель, переживает успехи и неудачи.

Все это — психическая активность человека, предмет изучения психологии.

Предмет психологии — закономерности развития и проявления психических явлений и их механизмов.

Круг явлений, которые изучает психология, у каждого человека проявляется четко и выразительно — это чувства, мысли, образы, восприятие, стремления, желания, воображение и взгляды и т. п., все, что составляет внутреннее содержание нашей жизни, данной нам непосредственно и принадлежащей нам.

Психическое явление — собственность человека.

Чувства, мысли, образы, восприятие, стремления, желания, воображение и взгляды так или иначе связаны с тем, что находится во внешнем мире, что отражено человеком. Отражение — духовное богатство, которое связывает человека с культурой человечества и ноосферой.

Психическое — отражение взаимодействия со средой обитания, действительностью. Человек, отражая действительность, сам является частью этой действительности. В состав отражения входит и отражение самого себя, которое человек переживает в форме чувствования себя. Вот почему психические явления выступают как процессы, свойства конкретного мира человека; поскольку в их составе содержится то, что ему особенно близко и ценно.

Психическое — субъективное отражение.

Субъективность как свойство отражения налагает отпечаток на отношение человека к своему окружению. Это отражение определяется личными взглядами, интересами, вкусами и т.п., что и свидетельствует об отличии человека от других людей, его неповторимости. Чрезмерная субъективность в отражении ведет к ошибочным взглядам, позициям, оценкам и суждениям, что повышает вероятность ошибок в действиях и деятельности.

Психическое явление — регулятор взаимодействия с факторами внешней среды.

Чувства, мысли, образы, восприятие, стремления, желания, воображение и убеждения так или иначе связаны с тем, что расположено вне человека, что он отражает.

Пользуясь содержанием отражения как регулятором действий и деятельности, человек имеет возможность стабилизировать их параметры, поддерживать оптимум функционирования, направлять свою деятельность в соответствии с определенной программой, то есть воплощать свои субъективные достижения в материальные конструкции.

Психическое явление может развиваться по содержанию, глубине и регулирующей силе отражения, упорядоченности действий и деятельности человека.

В психическом, как регуляторе действий и деятельности, таится огромный потенциал развития механизмов психики: отражения, проектирования и воплощения. Ведь человек не только отражает, но преобразует окружение в новые формы, строит их согласно законам гармонии, а это, в свою очередь, способствует улучшению его жизни и деятельности.

1. Предмет и задачи общей психологии

Психология — это паука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Психикаэто свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Психика че­ловека – это его чувства, мысли, переживания, намерения; т.е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

Сознание человека – высший этап развития психики и продукт об­щественно-исторического развития, результат труда.

Кроме того, психология изучает такие явления, как бессознательное, личность, деятельность и поведение.

Бессознательное – это форма, отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реаль­ность сливается с его переживаниями.

Личность – это человек с присущими ему индивидуальными и соци­ально-психологическими особенностями.

Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Поведение – внешние проявления психической деятельности.

Основном задачей психологии как науки является изучение объек­тивных закономерностей функционирования психических явлении и процессов как отражения объективной действительности.

При этом психология ставит перед собой и ряд других задач:

1) изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;

2) анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными ус­ловиями жизни и деятельности людей;

3) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;

4) содействовать планомерному внедрению научных знаний психологии и практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).

2. Мир психических явлений

Мир психических явлений —

это совокупность всех явлений и процес­сов, которые отражают основное содержание психики человека и кото­рые изучает психология как специфическая отрасль знаний.

Психические процессыэто психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определен­ное течение и ярко выраженный конец.

Психические процессы делятся на: познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные и волевые.

Психические свойстваэто наиболее устойчивые и постоянно про­являющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типич­ный для данного человека.

К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер и способности.

Психические состояния это определенный уровень работоспособ­ности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.

К ним относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апа­тия и другие.

Психические образования это психические явления, формирующи­еся в процессе приобретения человеком жизненного и профессиональ­ного опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Социально-психологические явления и процессы – это психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определен­ным социальным общностям.

«Именуют богатством

блага те, что во мне,

Настоящее благо

существует во мне».

Р. Тагор

Предмет и задачи общей психологии

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно-отличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов, актов состояния. В течение столетий явления изучаемые психологией обозначались общим термином душа и считались предметом одного из разделов философии, названного в 16 веке психологией. Сведения об указанных явлениях накапливались и в других науках – педагогике, медицине. Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, и имеющим у человека личностный характер.

Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни (Гиппенрейтер), психические явления, характеризуемые качественно и количественно, что породило и различие подходов к их изучению. Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.

Развитие научно-категориального аппарата психологии и подъем экспериментальных исследований, свободных от редукционизма (биологического, медицинского, кибернетического, философского, литературного), позволило психологии обособиться в самостоятельную науку, поскольку экспериментально выявленные закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Было выявлено, что психические явления, будучи продуктом взаимодействия индивида со средой, сами являются активным причинным фактором (детерминантой) поведения. Будучи внешне обусловленной и внутренне детерминируемой, человеческая деятельность входит в область исследования психологии (в ее психологические аспекты), наряду с психическими процессами и сознанием. Будучи порождением и функцией социальных (надиндивидуальных) процессов, сознание индивидуального субъекта имеет свою системную и смысловую организацию. Но сознание не исчерпывает психического. Неосознанные психические процессы также входят в область ислледования психологии.

Предмет психологии заключается в исследовании именно ориентировочной стороны любого психического процесса.

Задачи психологии: 1. Изучение психологических фактов и их закономерностей (то есть объяснение фактов, раскрытие законов, которым подчиняются эти явления), а также установление механизмов психической деятельности (то есть установление порядка и взаимодействия в работе конкретных психических и психофизиологических структур, осуществляющих тот или иной психических процесс). 2. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Общая психология:

Объект и предмет общей психологии.

Общая психология выступает в качестве фундаментальной науной дисциплины. Она занимается изучением вопросов методологии и теории психологии в целом. Однако, границы, отделяющие общую психологию от других разделов, очерчены нечетко.

Предмет психологии = это то, что она изучает.

Психологическое знание = знание о предмете психологии.

Огромное разнообразие точек зрения.

Методологические понятия (отступление). Любая наука имеет свой объект и предмет.

Объект = какая-либо область объективной действительности, какой-либо круг явлений, развивающихся по своим собственным внутренним закономерностям. Объект существует независимо от того, изучает его какая-то наука или нет.

Предмет науки = результат абстрагирования. В процессе познания исследователь отвлекается, абстрагируется от одних характеристик предмета, и все свое внимание направляет на другие. То, что в данном объекте изучает только эта наука и никакая другая.

Объект исследования у разных наук может совпадать. Например, человек – это объект изучения самых разных наук. Предмет у разных наук не может совпадать. Он определяет своеобразие науки.

В 50-е годы (период в истории психологии «Павловская сессия») предметом психологии являлась физиология ВНД. В психологии собственно не было нужды.

Объект: человек, группы разного рода (текст, любой продукт человеческой деятельности является ее своеобразным носителем).

Как искать объект психологического изучения?

Психологию интересуют те объекты, которые являются носителями психики (это главный признак). В форме, не только в содержании объекта, отражается так или иначе человеческая психика.

ГЛАВНЫЙ ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИИ – ЧЕЛОВЕК.

Объем знаний о человеке очень велик. Психология для упорядочивания этих знаний пользуется системой понятий Б.Г. Ананьева – тетрада (снизу – вверх):

— индивидуальность

— личность

— субъект

— индивид

Это аспекты рассмотрения человека.

1) Человек как индивид – как представитель биологического вида. Человек как существо биологическое: развитие индивида с момента зачатия родительской парой до биологической смерти человека. Индивидные свойства: пол, возраст, тип телосложения (связан с обменом веществ), свойства нервной системы.

2) Человек как субъект. Главное – это анализ активности, деятельности человека. И человек – это субъект познания, общения и труда. Развитие субъекта с начала деятельности до окончания разных видов деятельности.

3) Личность – макрохарактеристика человека, которая рассматривается в значительной степени с соотнесением с социумом относительно инвариантной устойчивой черты. Это некий потенциал, который придает психические свойства, поведение человека, необходимую последовательность и устойчивость. Один из подходов – анализ биографии человека, жизненного пути.

4) Индивидуальность – это неповторимость, уникальность каждого отдельного человека. Включает в себя все характеристики, их совокупность. Каждый вариант развития неповторим, уникален (нарастает неповторимая характеристика индивида).

Предмет психологии. Греческая буква Ψ (пси) – символ психологии. Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе». В истории психологии сложились различные представления об ее предмете.

Анализируя развитие взглядов на предмет психологии, можно сделать следующие выводы:

1.        В каждом из возникающих направлений подчеркивался какой-либо один из необходимых аспектов исследования. Поэтому можно утверждать, что все школы, направления психологии внесли свой вклад в формирование ее предмета.

2.        В настоящее время представляется целесообразным эклектическое объединение «рациональных зерен», содержащихся в разных теоретических направлениях, и их обобщение.

3.        В итоге можно считать, что предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.

Научная терминология выступает в роли защиты психологического знания некомпетентного использования.

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ = ПСИХИКА ИЛИ ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ.

Стремление избежать определения психики. Принцип сомнения.

ПСИХИКА ИЛИ ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (рабочее определение) = ЭТО ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ (в традициях Санкт-Петербургской психологической школы).

Психические процессы протекают в актуальном времени («здесь и сейчас»). Они  делятся на познавательные (наиболее изучены), эмоциональные и волевые. С познания психических познавательных процессов начиналось становление психологии  как науки. К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, мышление и речь, память, внимание. Фундаментальный набор эмоций включает в себя: страх, гнев, радость, тоска (печаль) – из них развиваются более сложные эмоциональные явления. Волевые процессы связаны с саморегуляцией человеком своих действий и поведения: борьба мотивов, принятие решения, поддержание усилий для того, чтобы довести дело до конца.

Психические свойства (наиболее устойчивые психические явления) описывают двояко:

1)                 темперамент, характер, направленность и способности;

2)                 более частные характеристики (например, экстраверсия — интроверсия).

Психические состояния – промежуточная категория. Они имеют относительно небольшую продолжительность (от нескольких минут до нескольких дней).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Система психологических наук

Занимаясь исследованием индивида, общая психология выделяет два основных направления – психология познавательных процессов и психология личности. С помощью таких познавательных процессов как:

  • Ощущения;
  • Восприятие;
  • Внимание;
  • Память;
  • Воображение;
  • Мышление;
  • Речь – человек получает и перерабатывает информацию о мире.

Эти же процессы принимают участие в формировании и преобразовании знаний. Любые дела и любые поступки человека определяются свойствами, которыми эта личность обладает. К ним относятся:

  • Эмоции;
  • Способности;
  • Установки;
  • Мотивация;
  • Темперамент;
  • Характер и воля.

Безусловно, все психические процессы и психические свойства личности имеют тесную связь между собой и не могут существовать обособленно, при этом они оказывают большое влияние друг на друга.

Таким образом, психика человека как форма взаимодействия живых существ с миром является объектом общей психологии, а закономерности психики как формы взаимодействия с окружающим миром являются её предметом.

С точки зрения современной науки, психика человека выполняет функцию посредника между субъективным и объективным и реализует представления человека о внешнем и внутреннем, телесном и душевном. Об этом хорошо говорит и сам термин «психология», образованный от двух греческих слов «psyche» – душа и «logia» – знание, понимание, что в принципе означает учение о душе. Индивид, являясь предметом исследования общей психологии, может рассматриваться с разных точек зрения. Он может выступать как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания, являясь при этом неповторимым и индивидуальным. Результатом такого разнообразного проявления индивида стало возникновение значительного количества наук, изучающих человека, а психология как область гуманитарного, антропологического знания с этими науками тесно связана. Она занимает промежуточное положение между философией, естественными, социальными и техническими науками.

Современная психология и её структура имеет разветвленную систему научных дисциплин, где выделяются фундаментальные дисциплины и прикладные. Фундаментальные психологические науки или по-другому базовые, общие, рассматривают психологию и поведение людей независимо от их профессиональной направленности, возраста, личностных особенностей и др. Они ставят и решают проблемы, которые являются важными для развития всех без исключения научных направлений.

В отличие от фундаментальных, специальные или прикладные отрасли выделяют для исследования те вопросы, которые представляют особый интерес для познания какого-либо одного явления или нескольких групп явлений. Все достижения этих отраслей, как правило, используются на практике. Фундаментальной основой развития всех отраслей и разделов психологической науки являются те исследования, которыми занимается общая психология. Без глубоких знаний основных понятий, рассматриваемых в курсе общей психологии, разобраться в материале специальных курсов психологии практически невозможно, поэтому естественно, что изучение психологических наук начинается именно с общей психологии.

Система психологических наук

Являясь фундаментом в системе наук, психология интегрирует социально-гуманитарные и естественнонаучные знания и оказывает на них свое влияние, становясь общей моделью человекознания. Миссия, которую выполняет психология в изучении человека, заключается в объединении естественных и общественных наук в единую концепцию, которая насчитывает не менее ста отраслей психологии. Общая психология, изучая наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики, является ядром современной психологии. Психика человека является предметом следующих отраслей психологии:

  • Генетическая психология, которая занимается изучением наследственных механизмов психики и поведения людей в зависимости от генотипа;
  • Психофизиология. Общая психофизиология рассматривает физиологические основы познавательных процессов, эмоционально-потребностную сферу и функциональные состояния человека;
  • Дифференциальная психология, занимается выявлением и описанием индивидуальных различий поведения людей, их способностей, деятельности, а также предпосылками этих различий и процессами их формирования;
  • Возрастная психология, имеющая целый ряд подотраслей: детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого и пожилого человека, геронтопсихология. В целом возрастная психология занимается изучением онтогенеза различных психических процессов и психологических качеств личности;
  • Социальная психология. Знания социальной психологии необходимы для того, чтобы организовать психологически правильное воспитание, потому что предметом её изучения являются человеческие взаимоотношения в обществе – в группах разного рода, в семье, школе, в коллективе сверстников, учителей;
  • Медицинская психология. Здесь тоже объединяется целый ряд отраслей психологической науки, но они связаны с отклонениями в психике и поведении человека от нормы. Поэтому, естественно, что главная их задача заключается в объяснении причин возможных психических нарушений, а также в обосновании методов их предупреждения и лечения;
  • Патопсихология. Это практическая отрасль клинической психологии. На основании своих психологических методов она изучает расстройства психических процессов и состояний индивида;
  • Юридическая психология. Рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения;
  • Педагогическая психология. Изучает психологические закономерности обучения и воспитания. В структуре педагогической психологии выделяют разделы: психология обучения, психология воспитания, психология учителя, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми;
  • Психодиагностика. Рассматривает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации;
  • Психология труда. Включает множество самостоятельных разделов, которые связанны с психикой человека в условиях разнообразной трудовой деятельности;
  • Психометрия. Занимается вопросами математического моделирования психики, проблемами измерения в психологии, а также способами количественного анализа полученных результатов психологических исследований.

Спектр практического применения психологии исключительно широк, поэтому она является одной из фундаментальных и системообразующих научных дисциплин.

Таким образом, психология одновременно относится к очень старым и совсем молодым наукам. Место психологии есть везде, где задействован человек. Она вся в будущем, несмотря на свое тысячелетнее прошлое.

новая версия – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

В.А. Мазилов

Предмет психологии: новая версия

Аннотация. Статья посвящена обсуждению вопроса о перспективах психологии как науки. В статье отстаивается мнение, что психология является фундаментальной научной дисциплиной, у нее прекрасное будущее. Она находится в начале своего становления фундаментальной наукой. В статье подвергается сомнению традиционный вывод, согласно которому психология стала самостоятельной наукой во второй половине XIX столетия. Высказывается тезис, что психология еще не стала самостоятельной наукой. Эта цель еще не достигнута. В статье анализируются условия и первые шаги на этом пути. Анализируется проблема предмета психологии. Предлагается трактовка предмета как внутреннего мира человека. Прослеживаются преимущества такого подхода. Первый шаг, который необходимо сделать, состоит в пересмотре трактовки предмета науки. В работе предлагается трактовка предмета психологии как внутреннего мира человека, анализируются преимущества такого подхода. Утверждается, что трактовка предмета психологии как внутреннего мира человека позволяет решить многие проблемы, накопившиеся в общей психологии.

Ключевые слова: психология, будущее, развитие психологии, фундаментальная наука, предмет, внутренний мир

Историю психологии правомерно рассматривать как смену представлений о предмете психологии. История этих поисков неоднократно описывалась разными авторами и без сомнения будет продолжена. История психологии неисчерпаема в силу многомерности ее реального предмета, поэтому версий может быть много. Здесь мы не будем приводить исторический экскурс и нашу версию исторических трансформаций понимания психологией своего предмета, это задача другой работы. В этой статье мы предлагаем нашу трактовку предмета психологии. Конечно, это одна из возможных версий. Итак, мы полагаем, что предметом научной психологии целесообразно считать внутренний мир человека.

Может показаться, что в такой трактовке предмета ничего принципиально нового нет, и она уже встречалась в истории психологической науки. Здесь не время и не место для исторического экскурса о трактовках предмета психологии в истори-

ческом аспекте. Заметим лишь, что это предприятие представляется не только увлекательным, но и чрезвычайно полезным, поскольку, как можно полагать, обещает весьма неожиданные открытия. Оставим разработку этого сюжета для отдельной работы.

Здесь же подчеркнем, что приоритет в разработке проблемы внутреннего мира как психологического образования в новейшей российской истории психологии принадлежит В.Д.Шадрикову [Шадриков В.Д., 2004, 2006]. Он же предложил рассматривать внутренний мир как конкретное

наполнение концепта предмет психологии.

Cогласно В.Д.Шадрикову, внутренний мир человека представляет собой потребностно-эмоцио-нально-информационную субстанцию, которую можно рассматривать как душу человека в ее научном понимании [Шадриков, 2006]. В.Д. Шад-риков комментирует стратегию исследования внутреннего мира. При рассмотрении внутреннего мира как целостной субстанции необходимо

постоянно иметь в виду его компоненты, в качестве которых выступают: мотивация, эмоции и чувства, воля, содержание психики, определяемое бытием человека. В целях более глубокого понимания сущности внутренней жизни изучаются компоненты внутреннего мира, как части целого. Показывается их место в структуре внутреннего мира, раскрывается динамика развития. Особое внимание уделяется взаимным связям и взаимопроникновению компонентов, благодаря чему и формируется целостный внутренний мир. На основе изучения мотиваций, эмоций и чувств, воли, раскрывается процесс формирования личностных качеств, которые проявляются как устойчивые формы поведения. Показываются механизмы включения личностных качеств в динамику внутренней жизни человека Шадриков, 2006].

Рассматривать внутренний мир человека в качестве предмета психологии предлагалось также в учебнике «Общая психология» [Мазилов В.А., 2004]. Правда, отметим, что в этом издании идея

не была реализована сколь-нибудь полно, поскольку содержание курса общей психологии излагалось в традиционном ключе.

В решении проблемы предмета психологии можно выделить два аспекта, а точнее, два этапа ее решения. Первый этап — формальное описание предмета (какие функции он должен выполнять, каким критериям соответствовать). Эта работа в основном уже проделана. Второй этап — содержательное наполнение концепта «предмет психологии». Задача, которая возникает в этом случае, это максимально конкретное воплощение новой широкой трактовки психического, которое бы позволило оценить жизнеспособность такой трактовки предмета. В настоящее время эта проблема уже решена: подготовлен и издан учебник для психологов и студентов гуманитарных направлений и специальностей [Шадриков В.Д., Мазилов В.А., 2015]. При подготовке данного учебника было использовано новое понимание предмета психологии как внутреннего мира человека. Особенно

стоит подчеркнуть, что данный вариант презентации понимания предмета представляется нам достаточно конструктивным. В учебнике, о котором идет речь, предмет «внутренний мир человека» не только декларирован, но и максимально эксплицирован: из дидактических соображений максимально полно представлена внутренняя архитектоника предмета. И (уж, коль об этом зашла речь) отметим, что это, как ни удивительно, новый для психологии способ определения предмета. Поясним этот тезис, который может показаться сомнительным. Обычно при определении предмета используют (история психологии изобилует примерами такой технологии) следующий ход: объявляя тот или иной предмет в дальнейшем рассмотрении осторожно заменяют его на «единицу», данный предмет представляющую. В итоге из психологии фактически исчезает совокупный предмет. В рассматриваемом случае внутренний мир человека представляет собой совокупный предмет

— психе как целое — который в процессе рассмотрения подвергается анализу. Обратим внимание на то, что в этом случае психология впервые обретает перспективу нередуктивного объяснения, ибо впервые пожелание Шпрангера становится реальным — объяснять психическое через психическое. Можно сказать, что в настоящем методологическом подходе скорее реализован научный идеал, выраженный Вильгельмом Дильтеем, о психологии описательной, понимающей и расчленяющей. Во всяком случае, характеризуя внутренний мир человека, пытались не разрушать одушевляющие связи.

В этом учебнике рассмотрено понятие «внутренний мир человека», показано, что внутренний мир отражает бытие человека и формируется в процессах жизнедеятельности. Развиваясь в деятельности и поступках, он характеризуется функциональностью и оперативностью. Все психические процессы во внутреннем мире протекают одновременно на двух уровнях: сознательном и

бессознательном. Внутренний мир, с одной стороны, един с внешним миром, с другой — независим от него. Внутренний мир, порождаемый как функциональное отражение внешнего мира, представляет собой целостный идеальный мир. Это живой мир, так как он порождается потребностями человека и пронизан переживаниями. С позиции внутреннего мира хорошо объясняются многие проблемы, которые решает психология [Шадриков В.Д., Мазилов В.А., 2015].

Как справедливо отмечает Д.А.Леонтьев, человека можно рассматривать одновременно как природный объект, индивидуальность, а с другой как личность, которая имеет внутренний мир, который характеризуется через его содержание и через те взаимодействия, в которые надо вступить с

миром, чтобы позволить ему раскрыться. [Леонтьев Д.А., 2006]. Биологической основой, реализующей структуру внутреннего мира, является физиологическая функциональная система

поведения, в которой выделяются и морфологически фиксируются раздельные отделы нервной системы человека, и прежде всего головного мозга [Шадриков В.Д., Мазилов В.А., 2015].

И если внутренний мир человека может существовать относительно самостоятельно от внешнего мира, то он не может быть отделен от человека. Внутренний мир, как мы уже отмечали, возникает через восприятие субъектом его собственных потребностей и переживаний, и в дальнейшем своем существовании он неотделим от потребностей и переживаний конкретного человека. Проживание жизни (с внутренней стороны) и есть поток изменений внутреннего мира, в каждый момент жизни вплетенный в реальные действия и поступки, обеспечивающий эти действия и поступки. На основе сказанного можно заключить, что внутренний мир человека — это живой мир [Шадриков В.Д., Мазилов В.А., 2015].

Хочется сделать еще пару замечаний методологического плана, связанных с вопросом о предмете психологии. Вопросы, связанные с изменением трактовки предмета психологии, обычно воспринимаются как «революционно-перестроечные». Обратим внимание на то, что в нашем случае ничего подобного не происходит: никаких манифестов, никаких ниспровержений не предусмотрено. Более того, трактовка совокупного предмета как внутреннего мира человека, подчеркивает его целостность, но утверждает наличие во внутреннем мире различных гетерогенных структур. Таким образом, утверждается принципиальный тезис, что внутренний мир человека сложное образование. В этом моменте формулируемый подход означает категорический разрыв с той традицией, которая, по крайней мере, со средних веков утверждает, что душа (психика) есть простая вещь, познающая себя и другие вещи. Удивительно, но психологические школы и направления, включая современные, следовали

этому древнему, но весьма спорному учению. Отсюда, кстати, следует, что неявно предполагается, что метод изучения тоже должен быть простым. Нам это также представляется недоразумением и анахронизмом: очевидно, что мир сложен, поэтому и методы его исследования используются разные — в зависимости от того, какая часть мира исследуется. Поэтому, говоря о методах, стоит подчеркнуть, что чаще всего речь идет о комплексе методов, их сочетании. Иными словами, используются методы как из арсенала естественнонаучной психологии, так и из обоймы герменевтических методов.

В учебнике рассмотрено понятие «внутренний мир человека», показано, что он отражает бытие человека и формируется в процессах жизнедеятельности. Развиваясь в деятельности и поступках, он характеризуется функциональностью и оперативностью. Все психические процессы во внутреннем мире протекают одновременно на двух уровнях: сознательном и бессознательном.

Внутренний мир, с одной стороны, един с внешним миром, с другой — независим от него. Внутренний мир, порождаемый как функциональное отражение внешнего мира, представляет собой целостный идеальный мир. Это живой мир, так как он порождается потребностями человека и пронизан переживаниями. С позиции внутреннего мира хорошо объясняются многие проблемы, которые решает психология.

Хотелось бы обратить внимание на несколько моментов.

Первое. Итак, в статье предлагается пересмотр предмета психологии. В соответствии с выше изложенным в качестве предмета психологии понимается внутренний мир человека. Обратим внимание, что изменение трактовки предмета психологии это не просто словотворчество. Многие психологи сегодня искренне полагают, что трактовка предмета психологии не имеет существенного влияния на жизнь науки: те или иные конкретные исследования проводятся, исходя из

понимания предмета данного конкретного исследования. Предмет исследования и предмет науки не совпадают. Поэтому изменение понимания предмета науки, полагают они, не оказывает реального влияния на предмет конкретного исследования. Кстати, можно увидеть большое количество учебников по психологии, где о предмете определенно говорится только в первой главе, а содержание всех остальных с трактовкой предмета практически никак не связано. Выбор адекватного предмета имеет решающее значение, как для успешности конкретного исследования, так и для самоопределения науки в целом. С нашей точки зрения, это важный шаг, имеющий большие последствия, существенно перестраивающий представление об общей психологии.

Второе. Обычно в ответ на предложения изменения трактовки предмета следует стандартная реакция в виде предложения определить это понятие. Определение В.Д. Шадрикова было приведено выше. По нашему мнению, пытаться давать

строгое определение внутреннему (или внешнему) миру — занятие малоперспективное. Известно, что формальное определение категорий связано с определенными трудностями. Вспомним классика психологии В.П. Зинченко, который писал: «У меня хватает чувства юмора, чтобы не определять душу. Более того, едва ли возможно ее определение. Это не столько понятие, сколько некоторый культурный концепт» [Зинченко, 2005, с.34]. Последуем примеру классика. В конце концов, у нас есть архитектоника внутреннего мира и представления о том, как ее исследовать.

Третье. Мир, как мы уже отмечали, сложен. И вряд ли един, как впрочем, и внешний мир. Поэтому стоит быть готовым к тому, что в рамках внутреннего мира представлены разные механизмы. Вряд ли мы поймем ощущения без использования понятия отражение. Но это никоим образом не означает, что вся остальная психическая жизнь тоже отражение. Вспомним, что уже Ари-

стотель отмечал, что «мыслить — это во власти самого мыслящего, когда бы оно ни захотело помыслить; ощущение же не во власти ощущающего, ибо необходимо, чтобы было налицо ощущаемое» [Аристотель, 1975, с. 407]. Надо полагать, что и механизмы этих процессов различны. Вряд ли стоит распространять принцип отражения на все. Отражение, несомненно, имеет место в области чувственного познания, создавая «чувственную ткань», но мы знаем, что уже на уровне восприятий сталкиваемся с заметным «обратным влиянием», когда внутренний мир фактически организует перцепцию. И самое последнее. Внутренний мир сложен, поэтому естественно, что для его исследования требуются разные методы. В общем виде — несомненно, что необходимо сочетание различных методов.

Четвертое. Как представляется, новое понимание предмета психологии позволяет преодолеть неразрешимые трудности в объяснении психического. Этот тезис нуждается в пояснении. Дело в

том, что традиционная трактовка предмета делает практически неизбежной редукцию психического к непсихическому в той или иной форме. Почему так происходит? Ответ прост. Трактовка предмета как внутренне простого предполагает использование именно причинно-следственного объяснения. Специфика причинного объяснения прекрасно показана в работах замечательного отечественного философа Е.П. Никитина. Существенно, что сведение, редукция предполагает причинно-следственные отношения. Представляется полезным вспомнить гносеологическую характеристику причинного объяснения. Е. П. Никитин характеризует специфику причинного объяснения следующим образом: «Причинное объяснение является относительно простым видом объяснения. Оно раскрывает сущность как нечто «пассивное», «страдательное», произведенное вторым объек-тах-том. А такое исследование объекта всегда оказывается более простым, нежели анализ эго собственного активного функционирования.

Причинное объяснение часто исследует объект не имманентно, а «со стороны», посредством указания другого, внешнего объекта. Это про-исходит в тех случаях, когда объясняемый объект изготовленных так называемой внешней при-чиной. Исследование же объекта «извне», через его внешние соотношения с вторыми объектами, как показывает история науки, является более простым, нежели имманентное познание внутренних связей и структуры. Все эти факторы обусловливают относительно большую простоту причинной и вообще генетического объяснения… » [Никитин, 1970, с.88-89]. Таким образом, «активное функционирование объекта» не раскрывается и «имманентное познание внутренних связей и структуры» не осуществляется (что, заметим, является важней-шей задачей, в частности, психологической науки). Отсюда становится понятным, что источник активности психики «обнаруживается» в физиологии, социологии, логике и проч. — в зависимости от склонности использовать тот или иной

тип редукции. По нашему глубокому убеждению, продуктивен тот подход, который видит источник активности психики в ней самой.

Пятое. Заметим, во избежание возможных недоразумений. Разумеется, подход, обоснованный в настоящей статье не является единственно возможным. Есть и другие варианты. С нашей точки зрения, во многом теоретическим требованиям к пониманию предмета соответствует подход, разрабатывавшийся в трудах Карла Юнга [Ма-зилов, 2004, 2006]. Как представляется, подход, реализованный в настоящей статье и воплощенный в учебнике по общей психологии, в большей степени соответствует традициям отечественной психологической науки и бережно относится к существующим в отечественной психологии традициям.

К сказанному хочется добавить несколько дополнительных суждений, касающихся перспектив данного подхода.

1. В значительной степени преодолевается двойной функционализм, при котором психические процессы рассматриваются как изолированные друг от друга; в свою очередь процессы рассматриваются обособленно от качеств личности. Как можно полагать, функционализм психологии, характерный для современной психологии, в значительной мере преодолевается: отдельные функции, и личностные качества находят свое место и гармонично соотносятся в рамках внутреннего мира человека.

2. Известный советский психолог П.Я. Гальперин, как мы помним, видел истоки методологического кризиса психологии в том, что сама психология не смогла преодолеть дуализм: «Подлинным источником «открытого кризиса психологии» был и остается онтологический дуализм — признание материи и психики двумя мирами, абсолютно отличными друг от друга. Характерно, что ни одно из воинствующих направлений

периода кризиса не подвергало сомнению этот дуализм. Для этих направлений материальный процесс и ощущение, материальное тело и субъект оставались абсолютно — toto genere — разными, несовместимыми, и никакая эволюция не может объяснить переход от одного к другому, хотя и демонстрирует его как факт. И в самом деле, если мыслить их как абсолютно противоположные виды бытия, то этот переход действительно понять нельзя» [История, 1992, с.3]. П.Я. Гальперин полагал, что «с точки зрения диалектического материализма все обстоит иначе» [История, 1992, с.3]. Диалектическому материализму, как сейчас понятно, тоже не удалось решить главные методологические вопросы психологии. Описываемый подход, при котором психические явления обретают надежную нейрологическую основу, как представляется, позитивен, поскольку в этом случае, по крайней мере, удается избежать редукционизма и физиологизма.

3. Реализация широкой трактовки предмета позволяет сформулировать подход, который, насколько можно сейчас об этом судить, может способствовать улучшению взаимопонимания между академической и практической психологи-ями [Мазилов, 2015], что представляется важной задачей современной психологии.

4. Представляется, что нуждается в комментарии сам выбор ключевого термина — внутренний мир. Известно, что в научном исследовании бывает важным то, с какими понятиями будет соотноситься исследуемое. В данном случае полезно вспомнить о древней традиции: нельзя исключить, что аналогии будут полезны и сегодня. Хочется вспомнить о той традиции, которая была заложена еще Демокритом.

Демокрит (ок. 460 — ок. 370 до н.э.), древнегреческий философ, как представляется, был первым, кто использовал понятие микрокосм. Микрокосм или микрокосмос (от греч. рькрод, малый, и от

греч. коород, порядок, мир, вселенная) — в античной натурфилософии понимание человека как вселенной (макрокосм) в миниатюре. Понятие «космос» было введено, насколько можно судить, Пифагором (570-490 до н.э.). Эта концепция известна во многих мистических учениях и служит основой для разнообразных теорий, согласно которым процессы, происходящие внутри человека, аналогичны вселенским процессам и подчиняются тем же самым законам.

В греческой культуре соответствие между микро- и макрокосмом было общепринятым и очевидным. «Считалось, что человек является Вселенной в миниатюре, то есть микрокосмом. В нем действуют те же силы, что и во всем Космосе. До нас дошел этот закон словами из Библии: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» и через слова, приписываемые Гермесу Трисмегисту (IV- III вв. до н.э.): «Как наверху, так и внизу». Поэтому в те далекие вре-

мена, которые мы рассматриваем, к словам «познай самого себя» добавлялись «как часть мира, и мир как часть самого себя». Позднее последняя часть в среде Великого Среднего, так будем называть людей, которые не стремятся познать Истину, и таких большинство, была отброшена как ненужная из-за непонимания необходимости этого дополнения. В этом выражении уже было заложено огромное знание: познать себя как микрокосм можно только при изучении трех миров: себя как человека; своего внутреннего мира и так называемого мира органической жизни или биосферы Земли, как сейчас называют ученые, куда входят люди, звери и растения. Это объяснялось тем, что некоторые законы, которые действуют в человеке, можно легче изучить в двух окружающих человека мирах» [Лавский, 2010, с.3-4]. Не исключено, что современной психологии стоит прислушаться к идеям, высказанным еще в античности, тем более, что для возрождения этих идей могут найтись основания.

5. Как уже упоминалось, внутренний мир человека представляет собой психическую реальность, имеющую внутреннюю архитектонику. Это естественный объект, представляющий собой систему. Исследование такого объекта представляет собой классический вариант системного подхода, точнее содержательного системного подхода. Известно, что различные совокупные предметы имеют различный потенциал и перспективы в плане психологического исследования. Совокупный предмет определяет собой рамки и границы психологии. Следует специально подчеркнуть, что это важнейший для психологии вопрос. Дело в том, что предметное пространство психологии должно представлять собой целостность, позволяющую организовать конструктивную исследовательскую работу, и далеко не каждое широкое психологическое понятие может претендовать на то, чтобы представить собой совокупный предмет.

Примером крайне неудачного определения совокупного предмета психологии, как хорошо из-

вестно из истории психологии, может явиться «сознание». При этом причины неудач на этом исследовательском пути часто остаются без необходимого методологического анализа. Проблема в том, что сознание человека явно не представляет собой целостность, способную к «самодвижению» (выражаясь языком философов). Попробуем пояснить этот совсем не простой вопрос.

Как давно и хорошо известно, сознание представляет собой вырванный из ткани души «кусок душевного аппарата». И поскольку граница между сознанием и бессознательным крайне нечетка, это провоцирует исследователей на бесконечное выяснение, где эта граница, и как они — сознание и бессознательное — должны соотноситься. «Кровоточащий» след делает неизбежным обращение именно в эту сторону. С фрейдовских времен хорошо известно, что наличие предсознательного делает эту границу принципиально рыхлой, а противопоставление сознательного и бессознательного приводит в тупик. Сознание — не та целостность, на которой можно конструктивно строить

науку. Отметим, что ситуация усугубляется, когда совокупный предмет психологии оказывается оторванным от его физиологической основы (как неизбежно происходит в случае с сознанием). Стойкое желание соотнести сознание и мозг упирается в известные варианты решения психофизиологической проблемы, что абсолютно не продвигает нас на пути постижения законов психики, которые интересуют в первую очередь.

Впрочем, из истории психологии хорошо известно, что обстоятельства выделения психологии в самостоятельную науку были таковы, что ценой, которую психология заплатила за свою научность и самостоятельность, стало ограниченное понимание ее предмета: с одной стороны, сказалось противопоставление физиологии (в результате психическое утратило «энергетические» определения), с другой, разделение психики на «высшую» и «низшую» лишило ее неразрывной связи с миром культуры (в результате психическое в значительной степени утратило характеристики «духовного») [Мазилов, 2006]. Представляется поразительным, что эти ограничения сохраняются и

современной психологии. Видимо, необходим специальный методологический анализ, но это, безусловно, задача специальной работы. Полагая в качестве предмета внутренний мир человека, мы получаем возможность избежать попадания в тупики, о которых было сказано выше.

6. Одной из важнейших для предмета психологии является выполнение функции «операционального стола», позволяющей производить операции с содержанием, соотносить различные версии психологических концептов и понятий. Представляется, что реализуемый проект позволяет проводить последовательную линию на описание общей психологии как целостной и непротиворечивой науки, что не мешает демонстрировать множественность подходов и психологических теорий. Обратим внимание, что в этом случае у изучающего — будь то студент или практик -пробуждается уважение к общей психологии, поскольку она действительно предстает как целостная наука, хотя и характеризующаяся множественностью подходов и нерешенных вопросов.

Литература

Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 1. [Текст]. М. : Мысль, 1976.

История психологии: период открытого кризиса: Тексты [Текст] / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.: МГУ, 1992. 364 с.

Лавский, В.В. Вступление [Текст] / В.В.Лавский // Античная мудрость. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010, с.3-21 Леонтьев, Д.А. Личность как преодоление индивидуальности: контуры неклассической психологии личности [Текст] / Д.А.Леонтьев // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / Под ред. А.А. Леонтьева. М., 2006. С. 134-147.

Мазилов, В.А. Предмет и задачи психологии // Общая психология: Учебник / Под ред. А.В.Карпова. М.: Гардарики, 2002, с.5-23.

Мазилов, В.А. Научная психология: проблема предмета [Текст] / В.А.Мазилов //Труды Ярославского методологического семинара. Том 2: Предмет психологии / Под ред. В.В.Новикова, И.Н.Карицкого, В.В.Козлова, В.А.Мазилова. Ярославль: МАПН, 2004, с.207-225

Мазилов, В.А. О предмете психологии [Текст] / В.А.Мазилов / Методология и история психологии: Научный журнал. Т.1. Вып. 1, 2006, с.55-72

Мазилов В.А. Психология академическая и практическая: Актуальное сосуществование и перспективы [Текст] / В.А.Мазилов // Психологический журнал, 2015, том 36, № 3, с.87-96. Никитин Е. П. Объяснение — функция науки. М.: Наука, 1970.

Шадриков, В.Д О предмете психологии (Мир внутренней жизни человека) [Текст] // Психология. Журнал Высшей школы

экономики, № 1, том 1, 2004, с. 5-19 Шадриков, В.Д., Мазилов, В.А. Общая психология. Учебник для академического бакалавриата. [Текст] / В.Д.Шадриков,

В.А.Мазилов. М.: Юрайт, 2015. 411 с. Шадриков, В.Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Логос, 2006

Аннотации и сведения об авторе

V. Mazilov The subject of psychology: new version

Abstract. The article is devoted to the discussion of the issue of the prospects of psychology as a science. The article defends the view that psychology is a fundamental scientific discipline, it has a beautiful future. It is at the beginning of its becoming a fundamental science. In the article the traditional conclusion according to which psychology became an independent science in the second half of the XIX century is questioned. It is argued that psychology has not yet become an independent science. This goal has not yet been achieved. The article analyzes the conditions and the first steps along this path. The problem of the subject of psychology is analyzed. he article suggests the interpretation of the subject as the inner world of man. The article describes the advantages of this approach. The first step to be taken is to revise the interpretation of the subject matter of science. The paper suggests the interpretation of the subject of psychology as the inner world of man, the advantages of this approach are analyzed. It is argued that the treatment of the subject of psychology as the inner world of man allows to solve many problems accumulated in general psychology.

Keywords: psychology, future, development of psychology, unity, fundamental science, subject, inner world

В.А. Мазтов Предмет психологи: нова версiя

Анотащя. Стаття присвячена обговоренню питання про перспективи психологи як науки. У статт вщстоюеться думка, що психолопя е фундаментальною науковою ди-сциплшою, у не! прекрасне майбутне. Вона знаходиться на початку свого станов-лення фундаментальною наукою. У статт тддаеться сумшву традицшний висно-вок, зпдно з яким психолопя стала самостшною наукою у другш половин XIX столптя. Висловлюеться теза, що психолопя ще не стала самостшною наукою. Ця мета ще не досягнута. У статт анал1зуються умови та перш1 кроки на цьому шляху. Анал1зуеться проблема предмета психологИ. Пропонуеться трактування предмета як внутр1шнього св1ту людини. Простежуються переваги такого п1дходу. Перший крок, який необидно зробити, полягае в перегляд1 трактування предмета науки. В робот1 пропонуеться трактування предмета психологи як внутршнього св1ту людини, анал1зуються переваги такого тдходу. Стверджуеться, що трактування предмета психологи як внутршнього св1ту людини дозволяе виршити багато проблем, що накопичилися в загальн1й психологИ.

Ключовi слова: психолопя, майбутне, розвиток психологи, фундаментальна наука, предмет, внутршнш свп.

Мазилов Владимир Александрович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии Мазшов Володимир Олександрович, доктор психолопчних наук, професор, завщувач

кафедри загально! та сощально! психологи Mazilov Vladimir, Sc.D. (psychology), Professor, head of general and social psychology chair

v. [email protected]

Предмет, объекты, задачи и базовые отрасли психологии как науки


План:

1. Предмет психологии

2. Объект психологии

3. Задачи психологии

4. базовые отрасли психологии

 

1.Предметом психологии являются:психика и психические явления, механизмы и закономерности психики как специфической формы отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.

(по Маклакову)

По мнению П. Я. Гальперина, предметом психологии является ориентировочная деятельность. При этом в данное понятие включаются не только познавательные формы психической деятельности, но и потребности, чувства, воля. «Предмет психологии должен быть решительно ограничен. Психология не может и не должна изучать всю психическую деятельность и все стороны каждой из ее форм. Другие науки не менее психологии имеют право на их изучение. Претензии психологии оправданы лишь в том смысле, что процесс ориентировки составляет главную сторону каждой формы психической деятельности и всей психической жизни в целом: что именно эта функция оправдывает все другие ее стороны, которые поэтому практически подчинены этой функции».

К. К. Платонов считает предметом психологии психические явления. Это очень общее определение предмета психологии при его конкретизации не противоречит выше указанному подходу.

2.Объектом психологии выступают:человек не только конкретный и отдельный человек, но и различные социальные группы, массы и другие формы общностей людей и другие высокоорганизованные животные (зоопсихология)

3.Задачи психологии.Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.

Частными задачами психологии являются:

1) изучение механизмов психических явлений и процессов;

2) анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;

3) содействовать внедрению знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей.

4.Базовые отрасли психологии. Все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие, или базовые) и прикладные (специальные)

Фундаментальные отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений. Это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, объединяют термином «общая психология».

Общая психология – отрасль психологической науки, включающая в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории. Основными понятиями общей психологии являются:психические процессы;психические свойства;психические состояния.

Прикладными называют отрасли психологии, достижения которых используют в практической деятельности. В большинстве случаев с помощью прикладных отраслей психологической науки решают конкретные задачи в рамках определенного направления, например:

педагогическая психология изучает психологические проблемы, закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания;

возрастная психология изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости, в связи с чем делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости

дифференциальная психология изучает различия между индивидами, между группами индивидов, а также причины и следствия этих различий;

социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, включенных в социальные группы, психологические характеристики самих групп, социально-психологическую совместимость людей;

политическая психология изучает психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п.;

психология искусства изучает свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность как отдельной личности, так и общества в целом;

медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, происходящие во время болезней психические изменения, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии;

юридическая психология изучает психологические особенности участников уголовного процесса, а также психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. ( По учебнику Маклакова)

Психология

О программе

Психология — это изучение психических процессов, познания и поведения. Мы исследуем, как функция мозга и нервной системы, как восприятие развивается из ощущений, как мы учимся и знать, что нас мотивирует.

Новый раздел на осень

PSYC 1 Общая психология
  • (Online) Инструктор Сара Стрейдер
  • Изучите основные точки зрения, концепции и теории психологии и факторы которые влияют на человеческое поведение в этом курсе из 5 единиц.
  • См. Объявление в расписании CRN 22539

Что можно сделать со степенью психолога

  • Психиатр
  • Служители пробации
  • Психиатрическая помощь
  • Консультант по трудоустройству
  • Промышленный психолог
  • Исследователь космической программы

Степени и типы программ

Ознакомьтесь с этим списком, чтобы быстро ознакомиться с нашими программами по философии.Для требований программы и полные списки курсов, просмотреть информацию о степенях и сертификатах.

Курсы

Мы предлагаем широкий выбор курсов психологии. См. Наш каталог курсов для получения полного списка и подробных описаний со ссылками на предлагаемые в настоящее время классы.

PSYC 1 Общая психология (5 единиц)
PSYC 1H Honors General Psychology (5 единиц)

PSYC 2 Культурная психология (4 единицы)

PSYC 4 Введение в биопсихологию (5 единиц)

PSYC 7 Статистика для поведенческих наук (5 единиц)
PSYC 9 Позитивная психология (4 единицы)

PSYC 10, методы и разработки (5 единиц)
PSYC 14 Развитие детей и подростков (4 единицы)
PSYC 21 Психология женщин: пол и гендерные различия (4 единицы)
PSYC 22 Психология предубеждений и дискриминации (4 единицы)
PSYC 25 Введение в ненормальную психологию (4 блока)
PSYC 30 Социальная психология (4 блока)
PSYC 33 Введение в психологию личности (4 блока)
PSYC 39 Психология спорта (4 блока)
PSYC 49 Человеческая сексуальность (4 блока)
PSYC 51 Опыт прикладных исследований (1 ед.)

преимуществ курса психологии

Даже если вы не специализируетесь на психологии, вы все равно можете получить больше информации о человеческом разуме и поведении, пройдя курс психологии.Многие университеты требуют от студентов прохождения хотя бы одного курса психологии или смежной темы, такой как социология или антропология.

Почему психология часто включается в основные общеобразовательные требования? Есть несколько веских причин.

Преимущества

Есть несколько веских причин изучать психологию, даже если вы не планируете делать в ней карьеру.

Понимание других

Если вы специализируетесь на предмете, который приведет вас к карьере, предполагающей работу напрямую с множеством разных людей, например, преподаватель или медсестра, понимание того, как люди думают и ведут себя, будет чрезвычайно полезным в вашей карьере.

Даже если вы не планируете работать с людьми, психология все равно полезна, помогая вам понять, как и почему люди в вашей жизни думают и ведут себя именно так.

Понимание самого себя

Так же, как это помогает вам лучше понимать других, занятия по психологии также могут помочь вам узнать о некоторых частях себя, в том числе о том, что вас мотивирует, какой у вас тип личности и как ваша личность влияет на то, как вы думаете и ведете себя.

Лучшее понимание себя может помочь вам улучшить ваши отношения с другими людьми, ваши коммуникативные навыки, вашу мотивацию и то, как вы относитесь к окружающему миру.

Изучение психологии помогает вам понять себя и других, что может быть чрезвычайно полезным и привести к лучшим и прочным отношениям с семьей, друзьями и коллегами.

Улучшение навыков критического мышления

Уроки психологии помогут вам изучить научный метод, научиться оценивать источники информации и критически относиться к информации, с которой вы сталкиваетесь каждый день.Эти занятия могут помочь вам отточить эти навыки, которые пригодятся в самых разных сферах жизни и карьере.

Введение в курс психологии

Можно ожидать, что вы пройдете один вводный урок психологии, который может стать отличным способом получить базовые знания по теме. На вводном занятии вы познакомитесь с рядом тем, в том числе:

Иногда ваша специальность может потребовать от вас пройти такой курс, как ненормальная психология или психология развития, как часть ваших основных требований.В частности, такие занятия могут принести пользу специалистам в области здравоохранения.

Эти темы могут помочь вам подготовиться к работе с людьми, страдающими той или иной формой психического заболевания, и научить вас больше о человеческом поведении и развитии. Узнав больше о симптомах и методах лечения таких расстройств, вы сможете развить большее сочувствие и понимание при работе с людьми, испытывающими психологические проблемы.

Конечно, знание того, почему ваш университет требует, чтобы вы посещали уроки психологии, не обязательно облегчает задачу.Если вы плохо разбираетесь в теме или у вас проблемы в классе, вы можете сделать несколько вещей, чтобы получить помощь.

Многие университеты предлагают бесплатные учебные центры или лаборатории по оказанию академической помощи, но вы также можете обратиться к онлайн-ресурсам, которые помогут вам разобраться в предмете.

Цели обучения студентов :: Департамент психологии

Курс психологии общего образования (PSY 105: Общая психология): результаты обучения студентов (SLO)

Департамент следует компетенциям NM HED Area IV и UNM Area 4 в области социальных и поведенческих наук.Общая психология ставит перед нашими студентами три цели:

Студенты продемонстрируют приобретение как фактических знаний, так и способности концептуализировать и применять эти знания к своему собственному поведению, способам взаимодействия с другими и своей роли в культуре и обществе.

  • SLO 1: обучение будет продемонстрировано посредством выполнения нескольких викторин, тестов и экзаменов, которые охватывают основных вопросов психологии : методология, нейробиология, ощущения и восприятие, сознание, обучение, память, мышление, язык, интеллект, мотивация и эмоции, сексуальность, пол и разнообразие, развитие, личность, стресс и здоровье, расстройства, лечение и социальные соображения.
  • SLO 2: Студенты продемонстрируют свои способности применять то, что они узнали по основным вопросам психологии (см. Выше), к фактическим, практическим, теоретическим и философским вопросам, участвуя в лекциях с использованием устройств реагирования студентов (iClickers).
  • Адреса HED / UNM, область IV / 4, компетенции 1, 2, 3 и 4

Студенты поймут и смогут применять принципы научного метода и критического мышления.

  • SLO 1: обучение будет продемонстрировано выполнением нескольких викторин, тестов и экзаменов, охватывающих основные вопросы психологии: методология, нейробиология, ощущения и восприятие, сознание, обучение, память, мышление, язык, интеллект, мотивация и эмоции, сексуальность, пол и разнообразие, развитие, личность, стресс и здоровье, расстройства, лечение и социальные соображения.
  • SLO 2: Студенты продемонстрируют свои способности применять полученные знания о научном методе и критическом мышлении к теоретическим, философским и практическим вопросам, участвуя в лекциях с использованием устройств реагирования студентов (iClickers).
  • Адреса HED / UNM, область IV / 4, компетенции 1, 2, 3 и 4

Студенты смогут обобщать и интерпретировать статьи научных журналов и объяснять, как полученные результаты могут повлиять на них самих, а также на их сообщества , культура и общество.

  • SLO 1: Студенты будут оцениваться по их способности резюмировать, интерпретировать и комментировать статьи в научных журналах. (В качестве альтернативы они будут участвовать в сборе психологических данных, участвуя в текущих исследованиях, спонсируемых Департаментом.)
  • Адреса HED / UNM, область IV / 4, компетенции 3 и 4

Программы получения степени по психологии: результаты обучения студентов

B.A. Степень:
  • А.1. Учащиеся могут определить, как мы осознаем самих себя, как мы учимся взаимодействовать с другими, как мы влияем на других и как они влияют на нас.
  • B.1. Студенты могут определить, как психологи изучают человеческое поведение и как эти знания могут быть использованы для объяснения, прогнозирования и влияния на поведение.
  • С.1. Студенты определяют и критически оценивают методы психологического исследования.
  • С.2. Студенты анализируют эмпирические данные.
  • С.3. Студенты оценивают значимость и важность исследовательских отчетов.
  • D.1. Студенты общаются четко и эффективно в письменной форме.
Б.С. Степень:
  • А.1. Учащиеся могут определить, как мы осознаем самих себя, как мы учимся взаимодействовать с другими, как мы влияем на других и как они влияют на нас.
  • B.1. Студенты могут определить, как психологи изучают человеческое поведение и как эти знания могут быть использованы для объяснения, прогнозирования и влияния на поведение.
  • С.1. Студенты определяют и критически оценивают методы психологического исследования.
  • С.2. Студенты получают и анализируют эмпирические данные.
  • С.3. Студенты оценивают значимость и важность исследовательских отчетов.
  • D.1. Студенты общаются четко и эффективно в письменной форме.

Психология // Программа общего образования // University of Missouri

Предмет

Выберите тему Бухгалтерия Ag Science Communications Управление агробизнесом Сельскохозяйственное образование и лидерство Техника сельскохозяйственных систем Сельское хозяйство, продукты питания и природные ресурсы Древние средиземноморские исследования Зоотехника Антропология арабский Архитектурные исследования Художественная керамика — Визуальные исследования Художественный рисунок — Визуальные исследования Art Fibers — Визуальные исследования Общее искусство — Визуальные исследования Художественный графический дизайн — Визуальные исследования История искусств — Визуальные исследования Художественная роспись — Визуальные исследования Художественная скульптура — Визуальные исследования Астрономия Атмосферная наука Биохимия Биологическая инженерия Биологические науки Биомедицинская инженерия Биомедицинские науки Черные Исследования Химия китайский язык Гражданское строительство Коммуникация Информатика Конституционная демократия Цифровое повествование — Визуальные исследования Экономика Эд Лдршп и анализ политики Педагогическая, школьная и консультативная психология Инженерное дело английский Наука об окружающей среде Киноведение — Визуальные исследования Финансы Рыболовство и дикая природа Наука о еде Лесное хозяйство Французский География Геология Немецкий Греческий Медицинских наук иврит История Награды — Общие Управление гостеприимство Человеческое развитие и семейная наука Промышленность и производство S Информационные науки и технологии обучения Итальянский японский язык Журналистика корейский язык латинский Закон Обучение, преподавание и учебная программа Обучение, преподавание и учебная программа — профессионально-техническое Лингвистика Маркетинг Математика Медицинская фармакология и физиология Исследования Средневекового Возрождения Микробиология Военная наука и руководство Музыка — Курсы для неосновных Музыка — Ансамблевые курсы Музыка — Общие Музыка — история музыки и литература Музыка — Теория музыки Природные ресурсы Военно-морская наука Уход Физиология питания и физических упражнений Парк, отдых, спорт и туризм Патология и анатомия Исследования мира Личное финансовое планирование Философия Физика Растениеводство Политическая наука португальский Психология Связи с общественностью Здравоохранение Религиозные исследования Романские языки Сельская социология русский Социальная работа Социология Почвоведение Исследования Южной Азии испанский язык Специальное образование Науки о речи, языке и слухе Статистика Управление текстилем и одеждой Театр Ветеринарная патобиология Женские и гендерные исследования

курсов общей психологии — онлайн-классы с видео

Найдите курсы по общей психологии.В дополнение к различным специальностям психологии, наша библиотека включает вводные курсы, учебные пособия по CLEP и учебные пособия.

Как это работает

  • Выберите курс: Мы предлагаем множество общих и специальных курсов психологии, тестовые руководства и учебные пособия. Наши курсы могут помочь вам заработать кредит в колледже, получить помощь репетитора и подготовиться к экзаменам CLEP.
  • Смотрите забавные и увлекательные видео-уроки: Каждый курс содержит короткие видео-уроки, которые воплощают в жизнь концепции психологии, что упрощает их понимание и применение.
  • Проверьте себя с помощью практических викторин и экзаменов: Используйте тесты, включенные в каждый урок, чтобы убедиться, что вы усвоили концепции или готовы ли вы к экзамену CLEP. Повторно проходите викторины и тесты по главам, пока не почувствуете, что понимаете представленные концепции психологии.
  • Обратитесь за помощью к нашим опытным инструкторам по психологии: Наши опытные инструкторы готовы ответить на ваши вопросы.

Для кого наши курсы?

  • Студенты готовятся к экзаменам CLEP
  • Студенты, которым требуется репетиторство на уроках психологии
  • Учителя, которые ищут курсы повышения квалификации по психологии для получения лицензии и кредита колледжа
  • Студенты, предпочитающие обучение по видео, а не по сухим учебникам
  • Студенты, предпочитающие гибкий курс для самостоятельного изучения, соответствующий их расписанию

Почему наши курсы работают

  • Продолжайте учиться: В дополнение к нашему обширному выбору курсов психологии мы предлагаем курсы по множеству других предметов на всех уровнях образования.Продолжайте изучать углубленные курсы психологии или изучите новый предмет.
  • Смотрите уроки столько раз, сколько вам нужно: Нет ограничений на количество раз, которое вы можете просматривать. Не стесняйтесь смотреть урок снова и снова, пока не почувствуете себя уверенно, что усвоили концепции.
  • Наши уроки преподают для реального мира: Наши инструкторы создают свои уроки и обучают концепциям, которые можно применить в реальных ситуациях.
  • Доступ ко всем курсам CLEP: В нашей библиотеке есть подготовительные курсы для большинства CLEP, а также другие экзамены, дающие право на получение кредита, такие как DSST и UExcel, и вы можете получить к ним доступ по подписке.
  • Учитесь в удобном для вас темпе: Вы сами решаете, когда и как вы будете учиться, и сколько уроков в день вы будете смотреть.
Программа

: PSY1513 # 004 / V04 — Общая психология (MSVCC)

    Приборная доска

    ОСЕНЬ19 PSY1513 # 004 / V04

    Программа

    Перейти к содержанию Приборная доска
    • Авторизоваться

    • Панель приборов

    • Календарь

    • Входящие

    • История

    • Помощь и ресурсы

    Закрывать