Предмет общей психологии – Урок 1. Общая психология

Содержание

Предмет и метод общей психологии

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет транспорта»

сурс

На тему: «Предмет и метод общей психологии»

Гомель 2009

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Любая наука развивается динамично и прогрессивно, если она располагает с одной стороны, творческими идеями, которые выдвигают ученые, а с другой — достаточно объективными точными и надёжными методами, позволяющими проверить эти идеи. Роль метода как способа познания и исследования явлений природы и социальной жизни заключается в том, чтобы с помощью специальных приёмов (или методов) проникать за пределы явлений, доступных непосредственному наблюдению, т.е. проникать в те внутренние законы, которые составляют сущность изучаемого явления. По определению С.Л. Рубинштейна, метод — это путь познания, способ посредством которого познаётся предмет науки.

Современный ученый, работающий в общей психологии, ориентирован в своей методологии на то, что существуют общие для всех людей закономерности психологической реальности, которые обнаруживают себя во взаимодействии людей в исторических условиях конкретного времени их жизни. Для изучения этих закономерностей он прибегает к исследованиям, к воздействию на психическую реальность с целью познания её закономерностей. Воздействие осуществляется методами наблюдения и эксперимента. В современной психологической науке использование методов обусловлено научным подходом к изучению психических явлений, которым руководствуется определённое психологическое направление.

Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность; все методы психологии опираются на основные закономерности предмета науки. Таким образом, целью написания данного реферата является рассмотрение методов психологического исследования, проведение их классификации.

Традиционные представления о предмете

психологии

Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, «тень», обитающая в теле и покидающая его после смерти, или боги). Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни.

В истории психологии сложились различные представления об ее предмете.

Душа как предмет изучения.

Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно «душевные движения». Представления о душе были и идеалистическими и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления является трактат Р. Декарта «Страсти души».

Явления сознания как предмет психологии.

В XVIII веке место души заняли явления сознания, то есть явления, которые человек фактически наблюдает, находит в «себе», оборачиваясь на свою «внутреннюю душевную деятельность». Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками.

В начале XVIII века вся душевная жизнь сначала в познавательной сфере, а затем и в сферах чувств и воли была представлена как процесс образования и смены (по законам ассоциаций) все более сложных образов и их сочетаний с действиями.

В середине XVIII века сложилась первая наукообразная форма психологии — английская эмпирическая ассоцианистская психология (Д. Гартли).

Особого расцвета ассоциативная психология достигает в середине XIX века. К этому времени относятся работы Дж. Ст. Милля, А. Бэна, Г. Спенсера.

Дж.Ст.Милль рассматривает сознание сквозь призму ассоционистской схемы, но указывает на его зависимость в конкретном психологическом функционировании от логики. По мнению Дж. Ст. Милля, существуют законы ума, отличные от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим. Эти явления могут быть открыты с помощью опытных методов — наблюдения и эксперимента. Таким образом, «психическую последовательность» (феномены сознания) необходимо изучать саму по себе. Основным методом является интроспекция.

Александр Бэн переносит акцент с внутренних состояний сознания на двигательную, объективно наблюдаемую активность организма. Принцип отбора двигательных ответов, адекватных внешним условиям, становится у Бэна общим объяснительным принципом всех психических явлений. Построение адекватных ответов осуществляется с помощью механизма «конструктивной ассоциации» на основе проб и ошибок. Таким образом, используется вероятностный принцип «проб и ошибок», утвержденный в биологии, и тем самым деятельность сознания сближается с деятельностью организма.

Для Г.Спенсера предметом психологии является взаимодействие организма со средой. Но при этом объективная психология должна заимствовать свои данные у субъективной психологии, орудие которой — «заглядывающее внутрь себя сознание». Приоритетным методом исследования остается интроспекция.

Стержнем ассоционистской концепции явился закон частоты, гласивший, что упрочение связи есть функция ее повторения. Это во многом определило взгляды И. П. Павлова, И. М. Сеченова, Э. Торндайка, У. Джеймса.

Непосредственный опыт как предмет психологии.

Наибольший успех построения психологии как самостоятельной опытной науки имела первоначально программа, разработанная В.Вундтом. Уникальным предметом психологии по Вундту является непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Вундт стремился упорядочить процесс интроспекции. Он считал, что опыт физиологический, то есть объективный, позволяет расчленить опыт непосредственный, то есть субъективный, и тем самым реконструировать в научных понятиях архитектонику сознания индивида. Это идея лежала в основе его замысла создать опытную (физиологическую) психологию. Идеи Вундта заложили фундамент структурной школы в психологии.

Интенциональные акты сознания как предмет психологии.

Ф. Брентано кладет в основу своего учения такие качества сознания, как активность и объективность. Психология должна изучать не сами по себе ощущения и представления, а те акты «действия», которые производит субъект (акты представливания, суждения и эмоциональной оценки), когда он превращает ничто в объект осознания. Вне акта объект не существует.

Акт, в свою очередь, с необходимостью предполагает «направленность на», так называемую интенцию. Брентано стоял у истоков направления, названного позднее функционализмом.

Происхождение психических деятельностей как предмет психологии.

И.М.Сеченов принял постулат о родственности психического и физиологического «по способу происхождения», то есть по механизму совершения. Основной мыслью Сеченов считал понимание психического акта как процесса, движения, имеющего определенное начало, течение и конец. Предметом психологического исследования как такового должен стать процесс, развертывающийся не в сознании (или в сфере бессознательного), а в объективной системе отношений, процесс поведения.

Поведение как предмет психологии.

Начало XX века ознаменовано появлением и развитием бихевиоризма как реакции на неудачные экспериментальные исследования «физиологической психологии». Предмет бихевиоризма, или «поведенческой психологии», — поведение. По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт «испытуемого», можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения, не вникая в его физиологические механизмы.

Американский психолог Дж. Уотсон на основании исследований И. П. Павлова сделал вывод, что сознание не играет никакой роли в научении. Ему нет места в психологии. Новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы. В основе их лежит несколько врожденных, или безусловных, рефлексов. Уотсон и его сотрудники предложили теорию научения посредством проб и ошибок. В дальнейшем стало очевидно, что в промежутке между действием стимула и поведенческими реакциями происходит какая-то активная переработка поступающей информации, что это процессы, без учета которых не удается объяснить реакцию животного или человека на наличные стимулы. Так возникает необихевиоризм с его важнейшим понятием «привходящих, или промежуточных, переменных».

Бессознательное как предмет психологии.

Согласно учению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения и должны быть предметом психологической науки. Фрейд создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать глубинные побуждения человека и управлять ими. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т.д. Корни поведения человека — в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования, развития человека отводится сексуальным инстинктам и влечениям.

mirznanii.com

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ. Общая психология

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

НЕОБХОДИМОСТЬ ОБСУЖДЕНИЯ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ

Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т. д.) как на предмет своего изучения. В других случаях говорится о человеке, о личности как предмете психологии. Но и первый, и второй подходы к предмету психологии явно неудовлетворительны, так как все выше названное изучается не только психологией, но и многими другими науками. Нужен четкий критерий, чтобы ясно различать, что подлежит ведению психологии, а что лежит вне ее сферы. Это позволит лучше понимать задачи, которые может и должен решать психолог.

Без четкого представления о предмете затруднительными становятся экспериментальные исследования. Для успешной практической работы психологов также необходимо понимание предмета психологии. Иначе невозможно понять, что существенно иное делают психологи по сравнению с другими специалистами: медиками, педагогами и т. д.

Вопрос о предмете важен и для изучения механизмов психических явлений. Одни исследователи ищут эти механизмы в физиологии мозга. Другие изучают законы, управляющие отношениями между объектами.

Если допустить правильность такой ориентации психологических исследований, то это будет означать, что психические явления не имеют собственно психологических механизмов и что психология ограничена одними «явлениями». Но тогда исчезает предмет психологии и ее притязания на самостоятельную сферу человеческого знания.

В силу вышеизложенного представляется крайне важным определить собственно предмет психологии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Предмет и задачи общей психологии.

Вводная лекция

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ «Общая психология»

План.

1. Психология как наука.

2. Предмет и задачи общей психологии.

3. Этапы развития психологии как науки.

4. Основные принципы и категории общей психологии.

 

Литература:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб., 2008.

2. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. СПб., 2006.

3. Общая психология : в 7 т. / под ред. Б.С. Братуся. – Т.1. Соколова Е.Е. Введение в психологию – М.., 2007.

 

 

1. Психология как наука.

Термин «психология», его можно буквально перевести как «наука о душе». Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, а во втором для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц или групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально данный термин относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, психических явлений, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология – это наука о психике и психических явлениях.

Человек – это социальное существо, и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Так каждый из нас умеет читать по внешним проявлениям — мимике, жестам, интонации, особенностям поведения — эмоциональное состояние другого человека. Таким образом, каждый человек – своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей.

Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний.

Отличие психологических знаний житейской и научной психологии отражено в схеме 1.

 

 

       
   
  • знания обобщены
  • знания рациональны и осознанны
  • знания накапливаются и передаются
  • источник знаний – эксперимент
  • знания постоянно расширяются
 
 

 

Схема 1. Соотношение житейской и научной психологии.

 

Предмет и задачи общей психологии.

Для того чтобы определить предмет современной психологии необходимо рассмотреть классификацию психических явлений (схема 2).

 

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т.е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым, прежде всего, относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психических процессов. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. Все психические процессы можно разделить на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. К ним относятся: ощущение, восприятие, представление, память, воображение и мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и себе. Любая информация должна иметь, прежде всего, эмоциональную окраску и быть значимой или не значимой для человека. В связи с этим, наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельной группы выступают эмоциональные психические процессы: аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.

Для формирования поведения человека важны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением.

Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.

Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека. Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. Психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить их деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость. Психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имеющими объективную и субъективную обусловленность, но характерной особенностью для них является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристикам личности, в том числе и патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека.

Следующий класс психических явлений – психические свойства личности – характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость человека и его индивидуальность.

Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов, подробно изучаются в рамках социальной психологии.

Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. Задачей психологии является исследование психических явлений. Характеризуя задачу психологии, С.Л. Рубинштейн пишет: «Психологическое познание – это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей».

Общая психология — это отрасль психологической науки, раскрывающая закономерности возникновения, формирования, развития и проявления психики человека.

Общая психология исследует человека в совокупности всех проявлений его духовного и психического мира как результат исторического и культурного развития.

Задачи общей психологии определяются основными направлениями ее исследования и развития, а также целями, которые ставит перед собой эта отрасль знаний. Общая психология – фундамент всей психологической науки. Она обеспечивает правильное понимание и осмысление особенностей и закономерностей формирования, развития и функционирования психики, поведения и деятельности людей независимо от того, кто они и чем занимаются. Общая психология призвана давать универсальные знания, позволяющие адекватно объяснять результаты отражения сознанием человека воздействий окружающей материальной и общественной среды. Она раскрывает внутренний духовный и психический мир людей, а также их переживания и отношение ко всему происходящему вокруг них.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования и проявления психических явлений и процессов как результата отражения воздействий объективной действительности.

При этом психология ставит перед собой ряд задач:

1. Изучать качественные особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.

2. анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей.

3. Исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития.

4. Содействовать планомерному внедрению научных психологических знаний в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализация процесса труда в различных сферах деятельности).

 


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ, Предмет общей психологии

Тема 1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

11 предметов общей психологии

протяжении веков человек является предметом изучения многих наук. Человечество пытается познать собственную историю, происхождение, биологическую природу, язык, обычаи и др.. В этом познании психологии отводится особое место. Нет для человека интереснее объекта, по словам древнего мудреца, чем другой человек. Верность этого суждения подтверждена историей науки. Интерес к человеческой психики, условий ее развития и формирования я в человеческом обществе, особенностей межличностного взаимодействия — все это является основой развития психологии. Психология настолько глубоко проникла в нашу жизнь, что без знания и понимания психологических закономерностей невозможно осуществлять многие виды деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте. Система психологических знаний становится все более необходимой для всего общественного развитияозвитку.

Психология издавна осознавалась человеческим разумом как наука о необычных и загадочных явлениях качестве примера можно назвать глубоко укоренившееся представление о душе как особую существо, отделенную от тела. В связ связи человека представляли как единство двух частей — тела и души: пока человек живет, его душа находится в теле, а когда она покидает тело — человек умирает. Когда человек спит, душа ненадолго покидает те ло и переносится в другое место. Таким образом, задолго до возникновения психологии как науки накапливались житейские психологические знания людей самых о себсебе.

Некоторое представление о психике человека дает человеку и его жизненный опыт. Житейские психологические сведения образуют донаучные психологические знания, обусловленные необходимостью понимать другого человека в процессе совместной ной труда, совместной жизни, правильно реагировать на ее действия и поступки. Эти весьма широкие знания могут способствовать ориентированию в поведении окружающих людей. Они могут быть правильными, хотя в целом лишена и систематичности, глубины, доказательности, ведь мы усваиваем их не только благодаря собственному опыту, но и с художественной литературы, поговорок, пословиц, сказок, легенд и т.д.. Именно в них заключаются истоки ю йже всех психологических теорий и отраслей современной психологииогії.

Психология очень старая и одновременно молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем самым вся еще в будущем, ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва ли насчитывает столетия, но главная пробл лематика занимает философскую мысль с тех пор, как существует философиия.

Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын. Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину. Психею,. К сожалению,. Афродита была очень недовольна тем, что ее сын, н небожитель, захотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала усилия, чтобы разлучить влюбленных. Для этого она заставляла. Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь. Психеи было таким сильным, а ее стремление вновь встретиться с. Эротом таким большим, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов. Они решили помочь ей выполнить все требования. Афродиты. Эроту, в свою очередь, удалось убедить. Зевса — верховное божество греков — превратить. Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом влюбленные соединились навекнавіки.

Для греков этот миф был классическим образцом настоящей любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому. Психея — смертная, которое приобрело бессмертие — стала символом души, ищущей свой идеал

Что касается слова психология, то происходит оно от греческих слов»psyhe»(душа) и»logos»(наука), впервые появилось в XIV в. И только в конце XVIII в началось выделение психологии в отдельную науку в соответствии с очень распространенным представлениям первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями самом деле, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древних греческих философов возникаю во в процессе практического познания человека в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе научной мысли, зарождающейся против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе-частности. Изучение, объяснение души и является первым состоянию становления предмета психологии. Итак, сначала психология определялась как наука о душе. Но ответить на вопрос, что такое душа, вы появилось не так просто. В разные исторические эпохи ученые вкладывали разный смысл в это слово. Становление и развитие научных взглядов на сущность психики всегда были связаны с решением основного вопроса философии — соотношение материи и сознания, материальной и духовной субстанцииубстанцій.

Именно вокруг решения этого вопроса и возникло два диаметрально противоположные философские направления: идеалистическое и материалистическое. Представители идеалистической философии рассматривали психику как нечто перв должно, существующее самостоятельно, независимо от материи. Они признают существование особого духовного начала, независимого от материи, рассматривают психическую деятельность как проявление материальной и бессмертной души. А все материальные вещи и процессы толкуют лишь как наши ощущения и представления или как некоторое загадочный проявление некоего»абсолютного духа»,»мировой воли»,»идеи»Идеализм зародился тогда, когда люди, не м аючы правильных представлений о строении и функции тела, думали, что психические явления представляют собой деятельность особого, сверхъестественного существа — души и духа, якобы вселяется в человека в момент рождения и покидает ее в момент сна и смерти. Сначала душа представлялась в виде особого тонкого тела или существа, живущего в разных органах. Когда появилась религия, душа стала пониматься как своеобразный двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, связана с каким-то»потусторонним миром», где она живет вечно, покидая человека. На этих принципах и возникли различные идеалистические системы философии, которые ств ерджувалы, что идеи, дух, сознание первично началом всего существующего, а природа, материя-вторичными, производными от духа, идей, сознания від духа, ідей, свідомості.

Материалистическое понимание психики проявляется в том, что психика рассматривалась как явление вторичное, производное от материи. Материалистический подход к пониманию психики человека был на многие годы вытеснен идеалистической философией, которая рассматривала психику человека как проявление его духовной жизни, считая, что юная не подчиняется тем же законам, что и вся материальная природа. И какие бы метаморфозы не отбыл. Алиса с представлением о душе, неизменным оставалось убеждение в том, что она является движущей силой жизнедеятельности. Только в XVII в. Рене. Декарт начал новую эпоху в развитии психологических знаний. Он показал что не только работа внутренних органов, но и поведение организма — его взаимодействие с другими внешними телами — не нуждаются в душе. Особенно большое влияние его идеи оказали на дальнейшую судьбу психо логической науки. РДекарт ввел одновременно два понятия: рефлекс и сознание. Но в своем учении он противопоставляет душу и тело, утверждая, что существуют две независимые друг от друга субстанции — материя и дух. Поэтому в истории психологии это учение получило название»дуализм»(от лат dualis -«двойной»). С точки зрения дуалистов психическое не является функцией мозга, его продуктом, а существует само по себе, вне мозга, н езалежно от него. В философии это направление получило название субъективного идеализмктивного ідеалізму.

На почве дуалистических учений в психологии XIX в получила широкое распространение идеалистическая теория так называемого психофизического параллелизма, которая утверждала, что психическое и физическое существуют параллельно, независимый висимости друг от друга, но совместно. Главными представителями этого направления в психологии есть. ВВундт,. Эббингауз,. Спенсер, трибы,. Абин,. В. Джемс и другие. Примерно с этого времени возникает и новое представление о пр едмет психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психику были приравнены к сознанию. На смену психологии души пришла так называемая психология сознания. Однако сознание еще долго понималась как явление особого рода, олицетворенное от всех других природных процессов. Философы по-разному толковали сознательную жизнь, считая его проявлением божественного разума или результ атом субъективных ощущений, они видели простые»элементы», из которых состоит сознание. Однако всех философов — идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь — проявление ос облил субъективного мира, который познается только путем самонаблюдения, недоступного ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения. Такое понимание получило очень широкое. Распространи ения, а подход стал известен под названием интроспективного толкования сознания. Согласно этой традиции психическое отождествлялось с сознанием. В результате такого понимания сознание оказывалась заперта й в самой себе, что означало полный отрыв психического от объективного бытия и самого субъектаття і самого суб’єкта.

Развитие психологии с момента ее оформления как самостоятельной науки во второй половине XIX в происходил в непрерывной борьбе теорий, которые приходили на смену друг другу и ставили перед собой разные цели, ко ористувалися различными способами исследования. Однако почти все теории конца XIX в и часть теорий XX в разрабатывались в рамках интроспективной психологии сознания. Характерным для этих теорий является ограничение предмета психологических исследований сферой осознаваемых переживаний человека, которые рассматривались в отрыве от окружающей действительности и практической деятельности людей. Вопрос о соотношении сознания и мозга решался этими теориями с позиций дуализмалізму.

В рамках интроспективной психологии различия между теориями сводились к различным характеристик сознания со стороны ее структуры, содержания и степени активности. Одна из характеристик выделялась как проводи на. На этой основе принято выделять пять разновидностей идеалистической психологии сознанияі:

— теория элементов сознания, основоположники. В. Вундт и. Е. Титченер, сюда же частично принадлежит. Вюрцбургского психологическая школа;

— психология актов сознания, связанная с именем. Франца. Брентано;

— теория потока сознания, созданная. Уильямом. Джемсом;

— гештальттеория — теория феноменальных полей;

— описательная психология. В. Дильтея

Общим для всех этих теорий является то, что на место реального человека, активно взаимодействует с окружающим миром, относится сознание: в ней якобы растворяется настоящая человеческое существо. Вся деятельность своды иться к активности сознанияі.

Главная особенность указанных теорий состоит в характерном для них описательном подходе к психике, а не в пояснительном, хотя ранее в психологию уже вошел экспериментальный метод. У1879 р. ВВ. Вундтом в. Лейпциге была организована первая экспериментальная психологическая лаборатория. В психологии сознания становится возможным и эксперимент, который заключается в том, что исследователь создает определенную внешнюю условие и наблюдает, как при этом происходит протекание процессов. Однако эти наблюдения носят специфический характер, будучи наблюдениям человека за самим собой, за своим внутренним состоянием, чувствами, да мкамы. Они получили название интроспекции («заглядывания внутрь»). Конечно, такое наблюдение лишено главной научной требования — объективности. В результате в начале XX в под влиянием запросов развитием ку научного объективного знания, с одной стороны, и социально-экономических требований, с другой — возник кризис интроспективной психологииективної психології.

. Психология сознания«оказывалась бессильной перед многочисленными практическими проблемами, обусловленными развитием капиталистического способа производства, что потребовало разработки средств, которые позволили бы контролировать поведение. Это привело к тому, что во втором десятилетии XX в возникло новое направление психологии, представители которого объявили и новый предмет психологии. Им стала не психика, не сознание, а поведение, понимали ася как совокупность преимущественно двигательных реакций человека, которые можно наблюдать снаружи. Это направление получило название»бихевиоризм»(от англ behaviour -«поведение»). Это уже третий этап в развитии представлений о пред мет психологии. Основоположник бихевиоризма. ДжУотсон усматривал задачу психологии в исследовании поведения живого существа, которая адаптируется к окружающей среде. За одно десятилетие бихевиоризм распространил ся по всему миру и стал одним из наиболее влиятельных направлений психологической наукямів психологічної науки.

Итак, сначала психология — наука о душе, потом — наука о сознании без души, и наконец — наука о поведении без сознания. Такое понимание предмета психологии очень быстро привело к следующей к кризиса. Наблюдая за поведением, мы действительно исследуем объективные факты, но такая объективность обманчива, поскольку за каждым поступком, поведенческим актом стоят мысли, чувства, желания человека и невозможность ливо изучать поведение, не изучая мысли, чувства, стремлениення.

Причина кризисов в понимании психологии заключается в тех философских методологических позициях, на которых основывались названные теории. Так, психология сознания решала основные вопросы о соотношении м между бытием и сознанием, между объективным и субъективным с позиций идеализма. Бихевиористы решали те же проблемы с позиций вульгарного материализма. Для них психическое совсем не отличалось от ма артериального. Так, неправильные исходные философские позиции закрывали для психологии пути к определению ее предметмета.

Выход из этого тупика открыла философия диалектического материализма, которая признает только одно начало всего существующего — материю, а психику, мышление, сознание рассматривает как вторичное, производное от материи. Ф. Философский материализм является монистическим учением, материалистическим монизмом (от греческого»монос»- один). Он основывается на данных науки и практики и по мере их развития уточняет и углубляет свои выводыисновки.

С точки зрения диалектического материализма первична материя; психика, сознание — это вторичное, отражение мозгом объективной действительности. В этом смысле материальное (предметы и явления действительности) и и идеальное (отражения их в виде ощущений, мнений и т.п.) противоположны друг одному.

В системе категорий диалектического материализма, на которые опирается отечественная психология, главное место принадлежит категории отражения. Именно с помощью этой категории раскрываются наиболее существенные и и существенные характеристики психики: психические явления рассматриваются как различные формы и уровни субъективного отражения объективной действительности. Теория отражения в психологии выступает в качестве общей методологии логической платформы, которая позволяет понять факты, понятия, концепции, определить предмет психологической науки, разработать методы исследованииня.

Любая материя характеризуется свойством отображения. Будучи свойством материи, функцией мозга, психика выступает как особая форма отражения, как предпосылка развития психики. Будучи специфически й формой отражения, психика возникла в процессе развития материи, переходя от одних форм движения к другим. Возникнув закономерно в ходе биологической эволюции, психика стала важнейшим ее фактором. Благодаря отражению обеспечиваются более широкие многообразные связи организма с средуищем.

Внутреннее психическое жизни не существует без внешнего, физического есть психика, сознание отражают объективную реальность, которая существует вне и независимо от нее. Своеобразие психического раз в том и пол ложится, что оно является и реальной стороной бытия, и его отражениеям.

Следовательно, функция психики заключается в отображении свойств и связей действительности и в регулировании на этой основе поведения и деятельности человека. Исходя из этого, предметом психологии есть конкретные факты псы ихичного жизни сложным для психологии является задача выявления законов психики, раскрытие тех связей и отношений, которые можно было бы квалифицировать как закономерные. Научный подход требует не только вы представить объективный закон, но и определить сферу его действия, а также условия, при которых он только может действовать. Поэтому предметом изучения в психологии вместе с психологическими фактами становятся психологические законкони.

Но знание закономерных связей само по себе не раскрывает конкретных механизмов, с помощью которых закономерность может проявляться. В задачи психологии входит наряду с психологическими фактами и законо омирностямы установления механизмов психической деятельности. А поскольку механизмы предусматривают работу конкретных анатомо-физиологических аппаратов, с помощью которых осуществляется тот или иной психологический п роцес, то природу и действие этих механизмов психология изучает совместно с другими наукамми.

Для того, чтобы достаточно полно ответить на вопрос о предмете психологии, необходимо построить классификацию психических явлений. Мы будем разделять психические явления на три основных класса: психические процессы, псих хични состояния и психические свойства личностиі.

Психические процессы являются первичными регуляторами поведения человека. Они имеют определенное начало, течение и конец, то есть имеют определенные динамические характеристики, к которым прежде всего относятся параметры, определяю ют продолжительность и устойчивость психического процесса. На фунте психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут делиться на г рупы: познавательные, эмоциональные и волевойові.

К познавательных психических процессов относятся те процессы, связанные с восприятием и обработкой информации: внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение. Благодаря этим процессам человек получает информацию об окружающем мире и о себе. Однако сами по себе эти сведения или знания для человека не играют никакой роли, если они для него значат. Наверное, каждый из вас обращал внимание на т е, что одни события остаются в памяти надолго, а о других мы забываем сразу. Определенная информация может вообще остаться для человека незамеченной. Это может быть связано также с тем, что любая информац ия имеет или не имеет эмоциональной окраски. Поэтому наряду с познавательными психическими процессами выделяют эмоциональные психические процессы. К ним относятся такие психические явления, как эмоции, чувства, аффекты, настроения и стреа стрес.

Как правило, сопровождение определенных событий положительными эмоциями положительно влияет на деятельность и состояние человека, и наоборот, отрицательные эмоции затрудняют выполнение деятельности и ухудшают состояние человека. Но в некоторых случаях определенные препятствия на пути к достижению цели повышают активность человека, стимулируют преодолевать препятствия, возникшие. Это свидетельствует о важности для формирования поведения человека не только ем оцийних психических процессов, но и волевых, связанные с поведением человека в ситуации преодоления трудностей, регуляции своего поведенияки.

Психические процессы тесно связаны между собой и выступают первичными факторами формирования психических состояний человека. Психическое состояние характеризует состояние психики в целом, имеет свою динамику, которая характеризуется ся длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут повышать эффективность деятельности или тормозить ее до психических состояний относятся такие явления, как страх, бодрость, угнетение, подъем, усталость тощощо.

Следующий класс психических явлений — психические свойства человека. Психические свойства — это существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения л человека. К психическим свойствам относятся темперамент, характер и способности. Уровень развития этих свойств, особенности развития психических процессов и преобладание определенных психических состояний определяют неповторимость человека, его индивидуальностьсть.

Таким образом, психология — это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики

Обобщая вышесказанное, можно выделить четыре этапа в толковании предмета психологии

Первый этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысячелетий назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

Второй этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVI в в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основным методом исследования считалось самонаблюдения и описание фактектів.

Третий этап — психология как наука о поведении (XX в). Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, — поведение, поступки, реакции человека (мотивы вызывающие поступки, не учитываютсяя).

Четвертый этап — психология как наука об объективных закономерностях, проявления и механизмы психики

uchebnikirus.com

Предмет и методы психологии «Общая психология»

Предмет и методы психологии

Необходимость обсуждения предмета психологии

Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т.д.) как на предмет своего изучения. В других случаях говорится о человеке, о личности как предмете психологии. Но и первый, и второй подходы к предмету психологии явно неудовлетворительны, так как все выше названное изучается не только психологией, но и многими другими науками. Нужен четкий критерий, чтобы ясно различать, что подлежит ведению психологии, а что лежит вне ее сферы. Это позволит лучше понимать задачи, которые может и должен решать психолог.

Без четкого представления о предмете затруднительными становятся экспериментальные исследования. Для успешной практической работы психологов также необходимо понимание предмета психологии. Иначе невозможно понять, что существенно иное делают психологи по сравнению с другими специалистами: медиками, педагогами и т.д.

Вопрос о предмете важен и для изучения механизмов психических явлений. Одни исследователи ищут эти механизмы в физиологии мозга. Другие изучают законы, управляющие отношениями между объектами.

Если допустить правильность такой ориентации психологических исследований, то это будет означать, что психические явления не имеют собственно психологических механизмов и что психология ограничена одними «явлениями». Но тогда исчезает предмет психологии и ее притязания на самостоятельную сферу человеческого знания.

В силу вышеизложенного представляется крайне важным определить собственно предмет психологии.

Традиционные представления о предмете психологии.

Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, «тень», обитающая в теле и покидающая его после смерти, или боги). Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни.

В истории психологии сложились различные представления об ее предмете.

Душа как предмет изучения.

Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно «душевные движения». Представления о душе были и идеалистическими и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления является трактат Р. Декарта «Страсти души».

Явления сознания как предмет психологии.

В XVIII веке место души заняли явления сознания, то есть явления, которые человек фактически наблюдает, находит в «себе», оборачиваясь на свою «внутреннюю душевную деятельность». Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками.

В начале XVIII века вся душевная жизнь сначала в познавательной сфере, а затем и в сферах чувств и воли была представлена как процесс образования и смены (по законам ассоциаций) все более сложных образов и их сочетаний с действиями.

В середине XVIII века сложилась первая наукообразная форма психологии – английская эмпирическая ассоцианистская психология (Д. Гартли).

Особого расцвета ассоциативная психология достигает в середине XIX века. К этому времени относятся работы Дж. Ст. Милля, А. Бэна, Г. Спенсера.

Дж.Ст.Милль рассматривает сознание  сквозь призму ассоционистской схемы, но указывает на его зависимость в конкретном психологическом функционировании от логики. По мнению Дж. Ст. Милля, существуют законы ума, отличные от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим. Эти явления могут быть открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента. Таким образом, «психическую последовательность» (феномены сознания) необходимо изучать саму по себе. Основным методом является интроспекция.

Александр Бэн переносит акцент с внутренних состояний сознания на двигательную, объективно наблюдаемую активность организма. Принцип отбора двигательных ответов, адекватных внешним условиям, становится у Бэна общим объяснительным принципом всех психических явлений. Построение адекватных ответов осуществляется с помощью механизма «конструктивной ассоциации» на основе проб и ошибок. Таким образом, используется вероятностный принцип «проб и ошибок», утвержденный в биологии, и тем самым деятельность сознания сближается с деятельностью организма.

Для Г.Спенсера предметом психологии является взаимодействие организма со средой. Но при этом объективная психология должна заимствовать свои данные у субъективной психологии, орудие которой – «заглядывающее внутрь себя сознание». Приоритетным методом исследования остается интроспекция.

Стержнем ассоционистской концепции явился закон частоты, гласивший, что упрочение связи есть функция ее повторения. Это во многом определило взгляды И.П. Павлова, И.М. Сеченова, Э. Торндайка, У. Джеймса.

Непосредственный опыт как предмет психологии.

Наибольший успех построения психологии как самостоятельной опытной науки имела первоначально программа, разработанная В.Вундтом. Уникальным предметом психологии по Вундту является непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Вундт стремился упорядочить процесс интроспекции. Он считал, что опыт физиологический, то есть объективный, позволяет расчленить опыт непосредственный, то есть субъективный, и тем самым реконструировать в научных понятиях архитектонику сознания индивида. Это идея лежала в основе его замысла создать опытную (физиологическую) психологию. Идеи Вундта заложили фундамент структурной школы в психологии.

Интенциональные акты сознания как предмет психологии.

Ф. Брентано кладет в основу своего учения такие качества сознания, как активность и объективность. Психология должна изучать не сами по себе ощущения и представления, а те акты «действия», которые производит субъект (акты представливания, суждения и эмоциональной оценки), когда он превращает ничто в объект осознания. Вне акта объект не существует.

Акт, в свою очередь, с необходимостью предполагает «направленность на», так называемую интенцию. Брентано стоял у истоков направления, названного позднее функционализмом.

Происхождение психических деятельностей как предмет психологии.

И.М.Сеченов принял постулат о родственности психического и физиологического «по способу происхождения», то есть по механизму совершения. Основной мыслью Сеченов считал понимание психического акта как процесса, движения, имеющего определенное начало, течение и конец. Предметом психологического исследования как такового должен стать процесс, развертывающийся не в сознании (или в сфере бессознательного), а в объективной системе отношений, процесс поведения.

Поведение как предмет психологии.

Начало XX века ознаменовано появлением и развитием бихевиоризма как реакции на неудачные экспериментальные исследования «физиологической психологии». Предмет бихевиоризма, или «поведенческой психологии», – поведение. По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт «испытуемого», можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения, не вникая в его физиологические механизмы.

Американский психолог Дж. Уотсон на основании исследований И.П. Павлова сделал вывод, что сознание не играет никакой роли в научении. Ему нет места в психологии. Новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы. В основе их лежит несколько врожденных, или безусловных, рефлексов. Уотсон и его сотрудники предложили теорию научения посредством проб и ошибок. В дальнейшем стало очевидно, что в промежутке между действием стимула и поведенческими реакциями происходит какая-то активная переработка поступающей информации, что это процессы, без учета которых не удается объяснить реакцию животного или человека на наличные стимулы. Так возникает необихевиоризм с его важнейшим понятием «привходящих, или промежуточных, переменных».

Бессознательное как предмет психологии.

Согласно учению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения и должны быть предметом психологической науки. Фрейд создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать глубинные побуждения человека и управлять ими. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т.д. Корни поведения человека – в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования, развития человека отводится сексуальным инстинктам и влечениям.

Ученик Фрейда А. Адлер считал, что в основе поведения каждой личности лежат не сексуальные влечения, а очень сильное чувство неполноценности, возникающее в детстве, когда сильна зависимость ребенка от родителей, от окружения.

В неофрейдистской концепции К. Хорни поведение определяется внутренне присущим каждому человеку «основным беспокойством» (или «базальной тревогой»), лежащим в основе внутриличностных конфликтов. Особое внимание Хорни обращает на противоречие между потребностями отдельного человека и возможностями их удовлетворения в существующей культуре.

К.Г. Юнг считал, что психика формируется не только под влиянием конфликтов раннего детства, но наследует также образы предков, пришедшие из глубины веков. Поэтому необходимо при исследовании психики учитывать также понятие «коллективного бессознательного».

Процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии.

Теории когнитивного направления акцентируют внимание на том, что знания человека не сводятся к простой сумме информации, получаемой мозгом из внешней среды или имеющейся в нем с момента рождения.

Гештальт-психология подчеркивает исходную запрограмирован-ность определенных внутренних структур и их влияние на перцептивные и когнитивные процессы.

Конструктивисты полагают, что наследственно детерминирован-ные интеллектуальные функции создают возможность для постепенного построения интеллекта в результате активных воздействий человека на среду.

Собственно когнитивная психология пытается выяснить способы совершенствования мыслительных процессов и других процессов переработки информации.

Личный опыт человека как предмет психологии.

Гуманистическая психология отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. Человек, по мнению гуманистических психологов, способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к развитию своей личности (самоактуализации). Субъективность этого подхода затрудняет установление разницы между мнением человека о себе и тем, что он есть на самом деле. Идеи этого подхода оказались полезными для психологической практики, но ничего не внесли в теорию психологии. Более того, предмет исследования в рамках этого направления почти исчез.

Развитие взглядов на предмет психологии отечественных авторов.

В начальный период становления советской психологии вопрос о ее предмете не привлекал особого внимания. После 1 Всесоюзного съезда по изучению поведения человека (1930г.) в советской психологии установилось разъяснение предмета психологии в виде указания на хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту «наши ощущения, чувства, представления, мысли»[1].

По мнению П.Я. Гальперина, предметом психологии является ориентировочная деятельность. При этом в данное понятие включаются не только познавательные формы психической деятельности, но и потребности, чувства, воля. «Предмет психологии должен быть решительно ограничен. Психология не может и не должна изучать всю психическую деятельность и все стороны каждой из ее форм. Другие науки не менее психологии имеют право на их изучение. Претензии психологии оправданы лишь в том смысле, что процесс ориентировки составляет главную сторону каждой формы психической деятельности и всей психической жизни в целом: что именно эта функция оправдывает все другие ее стороны, которые поэтому практически подчинены этой функции»[2].

К.К. Платонов считает предметом психологии психические явления[3]. Это очень общее определение предмета психологии при его конкретизации не противоречит выше указанному подходу.

Выводы.

Анализируя развитие взглядов на предмет психологии, можно сделать следующие выводы:

  1. В каждом из возникающих направлений подчеркивался какой-либо один из необходимых аспектов исследования. Поэтому можно утверждать, что все школы, направления психологии внесли свой вклад в формирование ее предмета.
  2. В настоящее время представляется целесообразным эклектическое объединение «рациональных зерен», содержащихся в разных теоретических направлениях, и их обобщение.
  3. В итоге можно считать, что предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.

Литература.

  1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: МГУ, 1976.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – М.: Мир, 1992.
  3. Леонтьев А.Н.  Деятельность.  сознание.  Личность. – М.: МГУ, 1975.
  4. Платонов К.К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972.
  5. Робер М.А.,  Тильман Ф.  Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1988.
  6. Фейдимен Дж.,  Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – Служебный перевод.
  7. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976.

[1] Теплов Б.М. Психология. – М.: Учпедгиз, 1946. C.3
[2] Гальперин П.Я.,  Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974. С.96
[3] Платонов К.К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972. С.29

www.persev.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *