Предмет психогенетики
29.04.2011Предмет психогенетики. За более чем столетнюю историю своего развития психогенетика вошла в общую систему психологических знаний, обогатив методологический и методический аппарат общей психологии. Преимущественно это относится к тем дисциплинам, которые занимаются изучением проблем формирования и структуры индивидуальности.
Психогенетика (в англоязычной литературе традиционно используется название «Ьehavioral genetics» — генетика поведения) сформировалась как междисциплинарная область знаний, предметом изучения которой являются наследственные и средовые детерминанты вариативности психологических и психофизиологических функций человека. На современном этапе
развития цель большинства психогенетических исследований — определение относительного вклада генетических и средовых факторов в формирование индивидуально-психологических
различий, а также изучение возможных механизмов, опосредующих генетические и средовые влияния на формирование разноуровневых свойств психики.
Несмотря на интенсивное развитие психогенетики как в теоретическом, так и в экспериментальном направлении, вопрос о генетической детерминации психологических особенностей до
настоящего времени остается предметом острых дискуссий психологов, генетиков, философов, социологов. Так, ряд психологов и даже генетиков отрицают возможность влияния генетических факторов на нормальное поведение человека, его индивидуальность и интеллектуальные способности. Такое положение в немалой степени обусловлено тем, что конкретные психогенетические исследования потенциально могут привести к негативным социальным последствиям. Необходимо признать, что такие последствия (вплоть до принят ия В некоторых странах законодательных актов), к сожалению, действительно имели место в современной истории (исследования по евгенике в США и Великобритании первых десятилетий хх в., в Германии).
Однако основное теоретическое положение психогенетики, в соответствии с которым фенотипическая (наблюдаемая, измеряемая) дисперсия психологических характеристик
обусловлена генетическими и средовыми факторами, экспериментально подтверждено результатами огромного количества психогенетических исследований, проведенных в разных
странах мира.
В психологии психогенетика является частью дифференциальной психологии и изучает роль наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариативности психологических и психофизиологических характеристик человека.
В генетике психогенетика (генетика поведения человека) является частью более широкой области — генетики поведения, объединяющей в себе, кроме психогенетики, генетику поведения животных и нейрогенетику.
Генетика поведения объединяет те разделы генетики, которые изучают наследственные основы любых проявлений жизнедеятельности животных и человека, в осуществлении которых принимают участие мозг и нервная система. Генетика поведения включает в себя все уровни изучения, начиная от молекулярного и нейронного, и кончая собственно психологическим.
Ключевые слова: Генетика
Материалы по теме |
---|
Генетика, среда и психика человека . .. |
Психогенетический подход … |
Генетические основы психологии религии С. Холла … |
Генетическая психология Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008. |
Закон единообразия гибридов первого поколения … |
Генетика поведения … |
История возникновения и развития психогенетики … |
Генетическая психология Жана Пиаже Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций |
Психогенетика — Психологос
Психогенетика — наука, раздел психологии, использующий данные генетики и генеалогический метод. Предметом психогенетики является взаимодействие наследственности — и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (когнитивных и двигательных функций, темперамента). В последние годы активно развиваются две отрасли психогенетики: генетическая психофизиология, исследующая наследственные и средовые детерминанты биоэлектрической активности мозга, и генетика индивидуального развития. Основными методами психогенетики являются: популяционный, генеалогический, метод приемных детей — и метод близнецов. Полученные в психогенетике данные говорят в пользу того, что индивидуальные особенности психики — определяются наследственностью в значительной степени.
Методы психогенетики
Методы психогенетики — методы, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека.
Наиболее информативным является метод близнецов. Он основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный; при этом члены близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания.
Тогда большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака. Существенное ограничение этого метода состоит в том, что сходство собственно психологических признаков монозиготных близнецов может иметь и негенетическое происхождение.Генеалогический метод — исследование сходства между родственниками в разных поколениях. Для этого необходимо точное знание ряда признаков прямых родственников по материнской и отцовской линиям и охват возможно более широкого круга кровных родственников; возможно также использование данных по достаточному числу разных семей, позволяющему выявить сходство родословных. Этот метод применим главным образом в медицинской генетике и антропологии. Однако сходство поколений по психологическим признакам может объясняться не только генетической их передачей, но и социальной преемственностью.
Популяционный метод позволяет изучать распространение отдельных генов или хромосомных аномалий в человеческих популяциях. Для анализа генетической структуры популяции необходимо обследовать большую группу лиц, которая должна быть репрезентативной, т. е. представительной, позволяющей судить о популяции в целом. Этот метод также более информативен при изучении различных форм наследственной патологии. Что же касается анализа наследуемости нормальных психологических признаков, то данный метод, взятый изолированно от других методов психогенетики, надежных сведений не дает, ибо различия между популяциями в распределении той или иной психологической особенности могут вызываться социальными причинами, обычаями и т. д.
Метод приемных детей — сопоставление сходства по какому-либо психологическому признаку между ребенком и его биологическими родителями, с одной стороны, ребенком и воспитавшими его усыновителями — с другой.
Методы предполагают обязательную статистическую обработку, специфическую для каждого метода. Наиболее информативные способы математического анализа требуют одновременного использования по крайней мере двух первых методов.
Литература
Психогенетика, Учебник. И. В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко. Под ред. И. В. Равич-Щербо — М.; Аспект Пресс, 2000,- 447 с.
Психогенетика: как гены влияют на нашу жизнь | by Gil Mahesh
Психогенетика — это наука, цель которой — найти причины генетических различий у людей. Стоит отметить, что ДНК людей совпадает на 99%.
Опубликовано в·
Чтение: 3 мин.·
18 марта 2022 г. Фото Национального института рака на UnsplashНо все же, нас всего 1%, что отличает нас. Именно эти различия играют невероятно важную роль.
Многие исследователи пытаются изучать не различия, а вопросы, актуальные для человечества в целом. Психогенетики, в свою очередь, пытаются выяснить, почему одни дети могут нормально читать, а другие нет, почему у некоторых людей начинает развиваться шизофрения и так далее. Главной задачей психогенетики является детальное изучение разного рода различий.
Около века ученые считали, что главную роль в появлении различий играет непосредственно среда и воспитание, а также среда, в которой рос и развивался человек. Это мнение поддержал даже Фрейд, о чем он неоднократно говорил в своих работах. Психогенетики, в свою очередь, установили, что разница в ДНК может полностью объяснить как минимум половину различий, которые фиксируются между людьми. Генетика не просто играет очень важную роль. Она является фундаментальной почти во всех аспектах психологии. Генетика отвечает за психическое состояние и здоровье каждого отдельного человека, влияет на болезни, познавательные способности, развитие человека как личности и так далее.
Многие считали, что личность человека зависит исключительно от воспитания. Природа или окружающая среда? Этот вопрос существует давно и психологи всего мира постоянно спорят на эту тему. Психогенетики продемонстрировали, что природа или гены действительно важны. Следует отметить, что в основе лежат психогенетические методики, появившиеся в начале 20 века. Затем ученые изучали близнецов, а также семьи, взявшие на воспитание приемных детей.
Между природой и генетикой постоянно происходит взаимодействие, и эти две составляющие человеческой жизни влияют друг на друга. Различные жизненные события на самом деле не являются событиями, возникающими пассивно. Это то, что человек делает непосредственно с окружающей средой. Далее в процесс начинает включаться и генетика. Взаимодействие гена со средой происходит посредством такого процесса, как корреляция.
Если говорить о том, какие именно черты может наследовать человек, то в этом случае стоит учитывать огромное количество нюансов. Раньше люди пытались установить степень важности генетики, а сегодня наука движется вперед и пытается выяснить, какие черты характера могут передаваться по наследству.
Когда, например, рассматривается область психопатологии или психических заболеваний, можно обнаружить огромное количество самых разных диагнозов. Они имеют почти идентичные генетические эффекты. Говоря проще, одни и те же гены в разных случаях могут провоцировать возникновение совершенно разных нарушений.
Также специалисты занимаются изучением такой важной области, как взаимовлияние внешнего мира и генов. Если оба фактора играют очень важную роль, то почему генетика не может объяснить возникновение всех различий, существующих между людьми? Специалисты активно ищут ответ на этот вопрос, и вскоре, возможно, смогут подробно рассказать об этом процессе.
Psychogenetics Today в JSTOR
журнальная статья
Психогенетика сегодняLissy F. Jarvik
The Quarterly Review of Biology
Vol. 39, № 2 (июнь 1964 г.), стр. 123–129 (7 страниц)
Опубликовано: The University of Chicago Press
https://www.jstor.org/stable/2820312
Это предпросмотр. Войдите через свою библиотеку.
Preview
AbstractПсихогенетика, изучение наследственных факторов психического функционирования, только начинает формироваться как четко определенная дисциплина. Большая часть нашей информации о генетических факторах человеческого поведения, как нормального, так и ненормального, была получена из исследований семей близнецов. Такие исследования оказались особенно плодотворными в отношении шизофрении. Хотя точная этиология этого психоза до сих пор неизвестна, данные, указывающие на действие генных элементов, были последовательными и воспроизводимыми. Что касается признаков, попадающих в нормальный диапазон изменчивости, то за последнее столетие были проведены обширные исследования интеллектуальной деятельности, и здесь также постоянно накапливаются данные, свидетельствующие о том, что генетические факторы сильно влияют на измеримое интеллектуальное функционирование на всех возрастных уровнях, включая период старения. Таким образом, несмотря на свою популярность среди психологов, концепция человеческого разума как tabula rasa, на которой окружающая среда записывает свое разнообразие, более несостоятельна.
Информация о журналеТекущие выпуски теперь доступны на веб-сайте Chicago Journals. Прочтите последний выпуск. The Quarterly Review of Biology (QRB) представляет проницательные исторические, философские и технические подходы к важным биологическим темам с 1926 года. Будучи ведущим обзорным журналом по биологии, QRB публикует выдающиеся обзорные статьи большого объема, ориентированные на благодаря широкому, всеобъемлющему и часто гуманистическому пониманию биологии. Помимо основных биологических наук, QRB также является важным обзорным журналом для ученых в смежных областях, включая политические исследования, историю и философию науки. Обширный раздел обзоров новых книг по биологии предоставляет преподавателям и исследователям информацию о последних публикациях в жизни
С момента своего основания в 1890 году как одно из трех основных подразделений Чикагского университета издательство University of Chicago Press взяло на себя обязательство распространять научные знания самого высокого уровня и публиковать серьезные работы, способствующие образованию, способствовать общественному пониманию и обогащать культурную жизнь. Сегодня Отдел журналов издает более 70 журналов и периодических изданий в твердом переплете по широкому кругу академических дисциплин, включая социальные науки, гуманитарные науки, образование, биологические и медицинские науки, а также физические науки.