Представители стоики: Философы-стоики обожали спорт и сравнивали мяч с добрыми делами. Возможно, после этого текста вы станете проще относиться к жизни — Сиеста — Блоги

Содержание

Философы-стоики обожали спорт и сравнивали мяч с добрыми делами. Возможно, после этого текста вы станете проще относиться к жизни — Сиеста — Блоги

Лекция Богдана Баева.

Билл Клинтон, Адам Смит, чемпионы НФЛ-2014, Джордж Вашингтон, Арнольд Шварцнеггер, Нассим Талеб, олимпийская чемпионка Чандра Кроуфорд, Эжен Делакруа, Оксимирон – что объединяет этих людей? Все они уважают стоицизм – философию, возникшую в Древней Греции еще до нашей эры. Идеи стоиков настолько монументальны, что повлияли на множество поколений и популярны сейчас.

Римский император Марк Аврелий – один из главных стоиков

У стоицизма есть несколько преимуществ. Во-первых, это практически полезная философия. Во-вторых, у нее есть рациональные идеи. В-третьих, стоики пытались доступно выражать мысли (не как Иммануил Кант) и использовали простые метафоры – например, с мячом. 

В этом тексте мы разберем эти метафоры и нырнем в античность – поймем, какие игры с мячом имели в виду философы. А еще выясним, какой спорт уважали мыслители того времени.

Не потеряться нам поможет Массимо Пильюччи, профессор философии в Сити-колледже университета Нью-Йорка, автор книги «Как быть стоиком. Античная философия и современная жизнь» (кстати, эту книгу рекомендовал Оксимирон), а еще спикер конференции TED: он выступал с лекцией про стоицизм (640 000 просмотров), а его урок на канале TED-ed набрал 4,2 млн просмотров. 

Что такое стоицизм? 

Это философия с определенным набором этических ценностей, возникшая в конце четвертого века до нашей эры в Древней Греции, но самые известные философы-стоики жили во времена Римской империи: Сенека, Эпиктет и римский император Марк Аврелий.

Очень популярна книга Марка Аврелия «Размышления» (в русской редакции может называться «К самому себе» или «Наедине с собой») – она написана в формате философского дневника, изначально не предназначавшегося для публикации. «Размышления» – любимая книга бывшего президента США Билла Клинтона.

Стоицизм – практичная философия, в ее центре вопрос о том, как прожить счастливую жизнь. Одни стоические взгляды (например, по части физики) устарели, ведь за тысячи лет многое изменилось. Другие – актуальны и лежат в основе психологических практик (когнитивно-поведенческой терапии, логотерапии – направлении, основанного на поиске и анализе смыслов существования), которые призваны помочь нам стать эмоционально устойчивее и меньше расстраиваться.

Центральная идея стоицизма – дихотомия контроля, то есть умение разделять вещи на те, которые мы можем контролировать и те, которые – нет. Не нужно париться из-за того, на что мы не в силах повлиять, это нужно просто принять. Хороший пример – прошлое. Оно есть, и мы ничего не можем с ним поделать. 

В спорте это, например, победа. Она находится вне власти спортсмена, но он может выложиться по-максимуму (это зависит от него), чтобы достичь ее. Эпиктет, например, считал, что мы можем контролировать только мнения, желания и стремления, влечение и уклонение, наши действия. Остальное – вне нашей власти. Согласно стоикам, все события в нашей жизни нейтральны, мы сами их интерпретируем. На одно событие у людей может быть совершенно разная реакция, замечали? 

Эпиктет

В основе стоической философии лежит добродетель, выделяют четыре главные: житейская мудрость, мужество, справедливость и умеренность. Любая жизненная ситуация – возможность попрактиковать добродетель. Например, пробку в городе можно рассматривать как шанс научиться терпению. 

Суммируя: с одной стороны, стоики стремятся к достижению определенных жизненных целей с мужеством и решительностью, делая то, что отвечает их интересам и интересам человечества. С другой стороны, они спокойно принимают неудачи.

Про стоицизм хорошо сказал автор «Черного лебедя» и «Антихрупкости» Нассим Талеб: «Стоицизм учит приручать, а не истреблять эмоции. Стоики не призывают нас превращаться в овощи. Идеал современного стоического мудреца – человек, преобразующий страх в благоразумие, боль в информацию, ошибки в инициативу, желание в действие».

Стоицизм применим даже в самых суровых обстоятельствах. Мощный пример – американский военный Джеймс Стокдейл, который провел около 7 лет в тюрьме во Вьетнаме (местные взяли его в плен во время войны). Его пытали, он жил в одиночной камере. Как же Джеймс не сломался?  

Ему помог стоицизм, Стокдейл увлекался философией в университете. После выхода на свободу он выступил с речью в Королевском колледже Лондона, которую опубликовали под заголовком «Отвага под огнем: тестирование доктрин Эпиктета в лаборатории человеческого поведения». 

Джеймс Стокдейл

Суть в том, что Джеймс отвергал ложный оптимизм, на этой основе даже появился термин «парадокс Стокдейла» из-за наличия небольшого противоречия – в плену он не терял надежды на то, что обязательно выйдет на свободу, но не привязывался к конкретной дате. 

Стокдейл говорил, что оптимисты, которые верили, что их вот-вот освободят – к Рождеству (этого не случалось), затем к Пасхе (этого тоже не случалось) – в итоге теряли веру и ломались.  

Джеймс смирился с обстоятельствами, потому что не мог их изменить, и старался по максимуму улучшить жизнь в плену, наполнил ее смыслом – разработал секретный код, с помощью которого передавал важную информацию жене в письмах, помогал другим пленным военным. 

Эпиктет сравнивал игру в мяч с жизнью. Он говорил, что мяч так же нейтрален, как и события

 

Самая яркая метафора принадлежит Эпиктету. Он писал, что события в жизни подобны мячу и «важно не то, что представляет собой мяч, благо или зло, имеет значение, как бросать и ловить его» («Беседы Эпиктета», II. 5,15). В качестве умелого игрока Эпиктет приводил в пример Сократа, который достойно принимал все удары.

Чуть глубже разберем аналогию. «Суть примера в том, что когда мы играем в мяч, мяч – не главное, – объясняет Sports.ru Пильюччи. – Неважно, какого он цвета, из какого материала сделан и так далее. Важно то, насколько хорошо и умело мы играем. 

Так и в жизни: не от нас зависит, что вселенная подбросит нам, хорошее или плохое – будь то много денег или пандемия. От нас зависит, как мы справимся с этим: что хорошего будем делать с деньгами или во время пандемии?».

По сути, в примере с мячом сочетаются два принципа. Первый – дихотомия контроля: понимать, что на некоторые события мы не в силах повлиять и принять их. Второй – события так же нейтральны, как и мяч в игре (он всего лишь средство достижения цели): важно не чем мы играем, а как выкладываемся. 

В книге «Как быть стоиком» Пильюччи пишет, что хорошо играет тот, кто фантазирует на игровом поле и находит новые, неожиданные способы обратить трудную ситуацию себе на благо, или, как советовал Марк Аврелий, сделать препятствие путем.  

Лучшего игрока отличает не желание победить любой ценой, а стремление показать самую красивую игру, на которую он способен, – независимо от окончательного результата, который по большому счету находится вне его контроля. 

Сенека проводил параллели между мячом и добрыми делами 

 

Cтоики считали, что человеку нужно применять разум и интеллект для улучшения общества, делать чью-то жизнь прекраснее (в этом они видели жизнь в согласии с природой). Награда за добрый поступок – в нем самом, даже если за него не платят благодарностью. 

Развил тему Луций Сенека в трактате «О благодеяниях», в 17-й главе он сравнил помощь человеку с игрой в мяч, позаимствовав аналогию у другого стоика Хрисиппа. Кстати, по одной из версий Хрисипп умер от смеха.

«Каждому следует обращать столько же внимания на собственную личность, сколько и на личность того, кому хочешь помочь», – начинал Луций. На языке спорта: если ты бросаешь мяч другому человеку, то должен понимать не только свои способности и мотивацию, но и партнера.

Другая мысль: «Мяч сохраняет верное направление, когда вращается в руках игроков, из которых и тот, и другой ловко его бросает и подхватывает». Получается, если мы делаем доброе дело человеку, и тот умело принимает его – процесс выстроен верно. 

Луций Сенека

«Необходимо, чтобы хороший игрок иначе бросал мяч противнику в зависимости от того, ближе тот или дальше. Точно такое же условие наблюдается и в благодеяниях. Если оно не сообразуется с тем и другим лицом – и с дающим, и с принимающим, – то исходит от одного и достигает другого не так, как должно», – размышлял Сенека. 

Подводя итог: пытаясь помочь другому человеку, согласно Сенеке, нужно учитывать его способность получать благо от нас.

Марк Аврелий отождествлял искусство жизни с борьбой. Цицерон отлично объяснил дихотомию контроля на примере лучника

 

Мыслители приводили и другие спортивные аналогии. «Искусство жить похоже скорее на искусство борьбы, чем танца, потому что надо стоять твердо и с готовностью к неожиданному, а не к известному заранее», – писал Марк Аврелий в «Размышлениях».

Эпиктет сравнивал жизнь с Олимпийскими играми: «Если тебе предстоит нечто приятное или трудное, славное или бесславное, помни, что настал час твоего состязания, начались Олимпийские игры. И что уже нельзя ничего откладывать, и что в один день успех либо обретается, либо гибнет».

Пильюччи подсказал и объяснил нам еще одну замечательную метафору лучника, которую использовал Цицерон в трактате «О пределах блага и зла». Она касается дихотомии контроля. «Цицерон объясняет, что цель лучника должна быть внутренней, а не внешней. Он может сделать все возможное, чтобы поразить цель, а затем позволить вещам разворачиваться самим по себе.  

Попытка зависит от него, а результат – нет. Лучник может выбрать лучший лук и стрелы, усердно тренироваться, сосредоточиться на моменте перед тем, как пустить стрелу. Но как только стрела покинула лук, простой порыв ветра может испортить лучший выстрел самого совершенного лучника». 

Философы уважали спорт. Игры с мячом были популярны в античности

 

«Стоики использовали аналогии с мячом, потому что такие игры были популярны. Древние римляне играли во что-то похожее на современный футбол, есть даже история о летящем мяче, убившим кого-то в парикмахерской. На Вилла дель-Касале на Сицилии есть красивая мозаика, на которой изображены играющие в волейбол молодые женщины в купальниках», – объясняет Пильюччи.   

И да, стоики сами занимались спортом: грек Клеанф был боксером, Хрисипп – бегуном на длинные дистанции, а Марк Аврелий любил кулачные бои, борьбу и ловко играл в мяч.  

В античности существовало много игр с мячом.   

• Эпискирос – ранняя форма футбола (это подтверждает ФИФА) в древней Греции, в нее играли как руками, так и ногами: две команды по 12-14 человек, игроки выступали голыми. По стилю чем-то напоминало регби, точные правила до нас не дошли. 

• Эпискиросом вдохновились римляне, но чуть изменили правила, адаптировав под себя, – так возник гарпастум. Очень контактный спорт, тоже напоминает регби или американский футбол. Гарпастум был частью подготовки воинов.   

• Подобие волейбола в древнем Риме называлось фоллисом, играли небольшим кожаным мячиком.

• В тригон играли три человека, стоявшие по трем концам треугольника. Они по очереди бросали друг другу мяч размером с бейсбольный. Сенека, скорее всего, имел в виду тригон, когда размышлял о хороших делах.  

Книга о стоицизме мощно выстрелила в 2014-м. Ее читали Шварценеггер, чемпионы НФЛ и бизнесмены

В 2010-х стоицизм превратился в тренд. Топовые медиа The New Yorker, The New York Times и The Guardian рассказывали про эту философию: кто такие стоики, и как применить их идеи сегодня. The New York Times писал, что стоицизм – модная философия в Кремниевой долине (главном высокотехнологичном хабе мира).

В 2014 году бестселлером стала книга «Как решают проблемы сильные люди» (Obstacle Is The Way) американского автора, колумниста и бизнесмена-маркетолога Райана Холидея. Мужчина адаптировал стоические идеи и добавил несколько мотивирующих историй известных людей. The New York Times раскритиковал автора за банальность: «Мистер Холидей, известный мошенник, начал продавать переупакованную философию, которой 2300 лет».

Холидей открыл для себя стоицизм в 19 лет, впечатлившись «Размышлениями» Марка Аврелия, он перечитал книгу четыре раза подряд. А спустя почти 10 лет написал «Как решают проблемы сильные люди», опираясь на идеи стоиков. Книга мощнейше выстрелила: ее перевели на 19 языков, в США продали более 230 000 экземпляров. 

Главное – книга зацепила спортсменов, селебрити и бизнесменов. Очень зашла Арнольду Шварценеггеру, ее рекомендовали многие предприниматели – партнер популярного венчурного фонда 500 Startups Марвин Ляо, сооснователь стартапа CoSchedule Гарретт Мун и другие. 

На Олимпиаде-2016 в Рио книгу Холидея читали спортсменки американских команд по футболу и волейболу, а также мужских команд по борьбе и гимнастике. «Не осознавал, что я стоик, пока не прочитал это», – удивлялся Кристофер Соммер, бывший тренер сборной США по гимнастике.

На пути к победе в Супербоуле-2014 тренеры Майкл Ломбарди и Билл Беличик из «Нью-Ингленд Пэтриотс» раздавали «Как решают проблемы сильные люди» сотрудникам и игрокам. В следующем году боссы «Сиэтл Сихокс» распространяли экземпляры книги в раздевалке.

*** 

Стоические идеи применимы и в нынешних обстоятельствах. Пандемия, самоизоляция – это наш мяч. Нам нужно принять ситуацию, проанализировать, на что мы в силах повлиять, а на что – нет. И показать лучшую игру!

Фото: globallookpress.com/Mary Evans Picture Library, BAO/imageBROKER.com, Michael Nitzschke/imageBROKER.com, XYZ PICTURES/imageBROKER.com, Peter Kneffel/dpa, Mauro Scrobogna.Paolo S/Keystone Press Agency; commons.wikimedia.org; Gettyimages.ru/Christian Petersen

Кто такие стоики? — Телеканал «Наука»

Как философы захватывали власть, служили дипломатами и стремились к счастью

Американский биолог и философ науки Массимо Пильюччи рассказывает в своей книге «Как быть стоиком?» об истории происхождения и практическом применении в повседневной жизни одного из главных направлений античной философии. Из этого отрывка вы узнаете, как философы захватывали власть, служили дипломатами и стремились к счастью.

Согласно труду Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», стоицизм зародился в Афинах примерно в 300 году до н. э. Финикийский купец по имени Зенон родом из Кития (современный Кипр), который, по свидетельству автора, любил есть зеленые фиги и загорать на солнце, однажды вез партию пурпура из Финикии в Пирей, попал в кораблекрушение и чудом остался жив. Пережив таким образом в 30 лет свое второе рождение, Зенон живо заинтересовался философией и стал изучать все, что было связано с этим предметом. В Афинах он нашел в одной из лавок вторую книгу «Воспоминаний о Сократе» Ксенофонта, тут же начал читать ее, пришел в восторг и спросил продавца, где можно найти людей, подобных Сократу. В это время мимо лавки проходил философ-киник Кратет. Продавец показал на него и сказал: «Вот за ним и ступай».

Так Зенон стал учеником Кратета, который начал с того, что попытался исцелить своего подопечного от стыда перед вещами, в которых не было ничего постыдного. Например, однажды он приказал Зенону пройти по городу с горшком, полным чечевичной похлебки. Увидев, что ученик смущается и старается спрятать ношу от людей, Кратет разбил горшок своим посохом. Похлебка потекла у Зенона по ногам, он бросился бежать, а Кратет кричал ему вслед: «Что ж ты бежишь, финикийчик? Ведь ничего страшного с тобой не случилось!» Несколько лет Зенон учился у Кратета и других наставников, после чего открыл собственную школу. Изначально его ученики вполне предсказуемо именовались зеноновцами, но, поскольку Зенон проводил с ними свои философские беседы в Расписной Стое (так назывался небольшой общественный портик в центре города), вскоре их стали называть стоиками.

Любой мог прийти и послушать рассуждения Зенона о человеческой природе, долге, законе, образовании, поэзии, риторике, этике и множестве других вещей. (К сожалению, до нас дошло мало сочинений Зенона, но названия его разнообразных трудов перечислены в книге Диогена Лаэртского.) Зенон жил очень долго и скончался, согласно тому же источнику, в 98 лет, причем умер он не своей смертью. По одной из версий, причиной стало неудачное падение, по другой — Зенон решил, что не может быть больше полезен обществу, и заморил себя голодом.

После смерти философа школу возглавил его ученик по имени Клеанф, на смену которому пришел другой знаменитый ученик Зенона — Хрисипп родом из Сол. Он и стал второй ключевой фигурой в истории стоицизма. Обратившись к стоицизму, он написал огромное количество книг на самые разные темы (Диоген Лаэртский называет невероятную цифру: 705 сочинений!) и, что более важно, выдвинул множество новых идей, которые послужили развитию философии.

Все эти события относятся к начальному периоду развития стоицизма, который называют «ранняя Стоя». Разумеется, стоицизм не родился из ниоткуда. Ранние стоики находились под сильным влиянием предыдущих философских школ и мыслителей, в частности Сократа и киников, а также академиков — последователей Платона (более подробно об этих школах смотрите в приложении). Они посвящали массу времени и сил философским спорам с представителями соперничающих школ, особенно с академиками, перипатетиками (последователями Аристотеля) и, конечно же, с эпикурейцами.

Все школы, включая стоицизм, относились к «эвдемоническому» направлению, то есть ставили своей целью поиск лучшего способа провести человеческую жизнь. Одни делали акцент на добродетели (перипатетики, киники и стоики), другие — на удовольствии (эпикурейцы, киренаики), третьих больше интересовала метафизика (академики) или пределы человеческого знания (скептики). Но все они считали высшей целью жизни счастье.

Так продолжалось до 155 года до н. э., когда произошло очень важное для античной философии событие: главы Стои (в лице Диогена Вавилонского), Академии и Перипатетической школы были выбраны послами, чтобы представлять Афины на политических переговорах с Римом. Дело в том, что за три года до описываемых событий афинские воины вторглись в небольшой греческий город Ороп, находившийся под протекцией Рима, и разграбили его. Теперь Рим требовал от Афин компенсации. Философы отправились в столицу республики, чтобы добиться уменьшения суммы выплаты, и не только успешно выполнили свою дипломатическую миссию, но и вызвали значительный культурный резонанс.

Своими лекциями члены делегации ошеломили довольно-таки консервативный римский истеблишмент и впервые в истории разожгли интерес римлян к философии. Затем, в 88‒86 годы до нашей эры, перипатетик Афенион и эпикуреец Аристон, пусть и на короткое время, захватили в Афинах абсолютную власть (только представьте себе: философы в роли узурпаторов!), но совершили стратегическую ошибку: объединились с царем Митридатом в борьбе против Рима, что в итоге привело к осаде и разграблению Афин. Этот эпизод стал поворотным моментом в истории западной философии, потому что с тех пор Афины перестали считаться почтенной философской столицей античного мира, ведь ведущие представители всех школ предпочли перебраться в более спокойные места — на Родос, в Александрию и в сам Рим.

Этот переходный период в истории стоицизма носит название «средняя Стоя». Для нас одним из основных источников сведений о ранней и средней Стое является великий римский оратор Цицерон, который симпатизировал идеям стоиков. «Поздняя Стоя» — время процветания стоицизма как ведущей философской школы. Это тот период, когда после убийства Юлия Цезаря и прихода к власти Октавиана Августа на смену Римской республике пришла империя. В «позднюю Стою» творили все знаменитые ныне стоики, такие как Гай Музоний Руф (учитель Эпиктета), Сенека (советник императора Нерона), сам Эпиктет, а также император-философ Марк Аврелий. Когда император Константин в 312 году легализовал христианство, стоицизм, как и ряд других школ мысли, находился уже в упадке. В конце концов византийский император Юстиниан в 529 году закрыл Академию и таким образом положил конец всей античной греко-римской философской традиции.

Однако многие исторические личности находились под влиянием идей стоицизма, хотя подчас и критиковали их. Эти идеи нашли отражение в трудах некоторых отцов церкви, а также философов Аврелия Августина, Боэция, Фомы Аквинского, Джордано Бруно, Томаса Мора, Эразма Роттердамского, Монтеня, Френсиса Бэкона, Рене Декарта, Монтескье и Спинозы. Современный экзистенциализм и даже неоортодоксальная протестантская теология тоже попали под влияние стоицизма. Уже в ХХ веке, после Второй мировой войны, стоическая философия пережила свое возрождение, когда легла в основу логотерапии Виктора Франкла, рационально-эмоционально-поведенческой терапии Альберта Эллиса и обширного семейства методов когнитивно-поведенческой терапии. С самого начала стоицизм развивался как в высшей степени практическая философия (та, которая изучает человеческую деятельность на практике). Но он не был бы «философией» без теоретической основы, а ею является такая идея: чтобы хорошо (в эвдемоническом смысле) прожить жизнь, необходимо понимать две вещи: природу мира (и свое место в нем) и природу человеческого мышления (со всеми его ошибками и стремлением расставлять самому себе ментальные ловушки).

К пониманию этих вещей и стремился каждый стоик. Ученик стоической школы шел к главной цели путем изучения трех основных предметов: физики, логики и этики. Надо учесть, что каждый из этих терминов в античности означал не совсем то, что мы подразумеваем под ним сегодня. Стоическая физика изучала устройство мира и включала в себя естественные науки в их современном понимании, а также метафизику (сегодня это одно из направлений философии) и даже теологию. (Стоики верили в Бога, хотя и рассматривали его как материю в определенном состоянии, существующую в космосе и неотделимую от него.) Стоическая логика включала в себя логику в ее современном понимании, то есть науку о формах и законах правильного мышления (необходимо признать, что современная логика весьма многим обязана античным стоикам). Но плюс к этому стоическая логика охватывала современную эпистемологию (теорию познания), риторику (ораторское искусство или как лучше донести свои мысли до других людей) и психологию (понимание того, как работает человеческий ум, как и когда он дает сбои). Стоики не изучали науку ради науки. Их, так же как и предшествующего им Сократа, в отличие от многих других философов, не интересовала теория ради теории.

Если философия не приносила пользу человеческой жизни, она не была полезна вообще.

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации

Расскажите друзьям

    • Внеземное

    «Джеймс Уэбб» нашел в далеких галактиках органические молекулы

    • Внеземное

    Обсерватории по всему миру зафиксировали колоссальную вспышку гамма-излучения

    • Красивое
    • Что было раньше

    Физики выяснили, как в Средние века создавалась золотая фольга толщиной 30 нанометров

    • Раскопки

    В Тамани археологи обнаружили могилу жрицы Афродиты и иранский меч

    • Космическая гонка

    В НАСА рассказали, что произошло с астероидом после столкновения с аппаратом-камикадзе

  • Curtin University

    Геофизики предсказывают обратное слияние континентов

  • Млечный путь над долиной реки Маруха, Архыз

    Deodat Gautier/Снимай науку!

    Подведены итоги фотоконкурса «Снимай науку!»

  • Нобелевский комитет

    Объявлены обладатели Нобелевской премии этого года по физике

  • Shutterstock

    Ученые объяснили, почему люди стали прямоходящими

  • University of Michigan

    Химический анализ бивня мастодонта рассказал о поведении вымершего животного

Хотите быть в курсе последних событий в науке?

Оставьте ваш email и подпишитесь на нашу рассылку

Ваш e-mail

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Что такое Стоицизм — Узнай Что Такое

Стоицизм — философская школа эпохи эллинизма. Философы-стоики утверждают, что добродетель (такая, как например, мудрость) — это счастье, а суждение должно основываться не на людских словах, а на их поступках. Также они утверждают, что нельзя контролировать или полагаться на внешние события, а только на себя и свои реакции.

Стоицизм был основан Зено́ном Кити́йским в Афинах примерно в 308 году до н. э., но с этим учением связаны такие философы, как: Эпиктет, Сенека и Марк Аврелий.

Зенон Китийский (около 335 г. до н. э. – 263 г. до н. э.)

Своё название стоицизм получил от греческого stoikos, в частности от Stoa Poikile — дословно «галерея разнообразия» или «расписной портик», большой зал в Афинах (украшенный фресками с изображением битвы при Марафоне), место в котором находилась школа стоиков и Зенон преподавал свои учения.

В чём суть учения стоицизма?

Самые главные принципы стоицизма заключаются в том, что наш мир может быть непредсказуемым, а жизнь скоротечна.

Стоицизм призывает человека к стойкости, силе и самоконтролю. И предполагает, что источник нашей неудовлетворённости кроется в нашей импульсивной зависимости от наших спонтанных чувств. Мы должны полагаться больше на логику.

Стоицизм был создан для того, чтобы действовать, а не для бесконечных разговоров о мироздании. Он пытается помочь преодолеть разрушающие эмоции и воздействовать в соответствии на то, на что можно воздействовать.

Стоическая этика

Стоицизм — это не просто набор убеждений или этических утверждений. Это образ жизни с постоянной практикой и обучением, включающий постоянную практику логики.

Эта этическая доктрина учит безразличию и «пассивной» реакции на внешние события на том основании, что никакие события и ничто внешнее вообще, не может быть ни добром, ни злом. Она учит достичь хладнокровие перед лицом жизненных взлётов и падений.

Целью стоицизма является освобождение от страстей (в смысле: мучений или страданий) посредством стремления к разуму и апатии (в смысле: объективности, неэмоциональности и чёткого суждения).

Стоики считают, что когда человек станет ясным, непредвзятым и самодисциплинированным мыслителем, то сможет понять «логос«.

Логос — это естественная универсальная причина всех вещей.

Для философов-стоиков, несчастье и зло являются результатом невежества. И если кто-то недобр, то это потому, что он не осознаёт своего собственного универсального разума.

Разрешение этой проблемы, этого зла и несчастья, можно достигнуть, практикуя стоическую философию и изучить собственные суждения и поведения, чтобы определить, где человек мог отклониться от универсального разума природы.

Широко известно одно изречение стоиков: «Жить в согласии с природой», которое нужно воспринимать, как в смысле законов Вселенной, так и в отношении сущностной природы человека и разума.

Цитаты стоиков

«Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь больше».
Луций Анней Сенека

«Если вас беспокоит что-то внешнее, боль связана не с самой вещью, а с вашей оценкой; и это у вас есть право отозвать в любой момент».
Марк Аврелий, Медитации

«Жалобы — это не жизненная стратегия. Каждому из нас отпущен определённый запас времени и сил. Тратя время на жалобы, мы не достигаем своих целей.»
Рэнди Пауш, «Последняя лекция»

«Что нас действительно пугает и тревожит, так это не сами внешние события, а то, как мы о них думаем. Нас тревожат не вещи, а наше понимание их значимости».
Эпиктет

«Стоик – это тот, кто превращает страх в благоразумие, боль в трансформацию, ошибки в инициацию и желание в начинание».
Нассим Николас Талеб

Представители стоицизма

За исключением основоположника, Зенона Китийского (которого ещё называют Зенон-стоик), у стоицизма было три главных лидера, но есть и другие.

Марк Аврелий, император Римской империи. Считается, что он садился каждый день и работал над своими заметками о сдержанности, сострадании и смирении.

Эпиктет перенёс ужасы рабства в Риме, но был освобождён и основал свою собственную школу.

Также древнегреческий философ-стоик Хрисипп обычно считается наиболее важным влиянием на стоицизм. Более поздняя, знаменитая фраза в стоицизме гласила: «Не будь Хрисиппа, не было бы и Стои».

Хрисипп защищал и развивал эмпирическую эпистемологию, психологию и проводил многие другие исследования.

Конечно же Сенека. У этого харизматичного оратора были многолетние проблемы со здоровьем. Что однако не помешало ему стать всемогущим советником и получить безграничную власть. Но одновременно его ненавидел и сенат, и римский народ.

А вот американский профессор Массимо Пильюччи — уже философ-стоик нашего времени. Он преподаёт философию в Городском колледже Нью-Йорка (City College of New York) и публикует книги. Одна из этих книг стала довольно популярной: о том, как быть стоиком в современном мире.

А умер ли философ от смеха?

Хрисипп (279 г. до н. э. – 206 г. до н. э.)

Многие источники пишут, что философ-стоик Хрисипп умер от слишком сильного смеха. Но другой философ, по имени Диоген Лаэртский, писал, что по его мнению, он умер от того, что выпил слишком много неразбавленного вина, т. е. его смерть была вызвана алкогольным отравлением.

Криминалистика была довольно ограничена в то время, и мы никогда не сможем узнать истинную причину его смерти.

Смотрите также значения Эллинизма, Экзистенциализма, Этики и Релятивизма.

Кем были философы-стоики?

Профили

В этой статье представлен краткий обзор основных лидеров стоической философии. Если вы новичок в стоицизме, мы приглашаем вас записаться на наш бесплатный 7-дневный курс, который предлагает введение, стоические упражнения, интервью, бесплатную главу из культового стоического бестселлера «Препятствие — это путь» и многое другое!

***

Древние философы-стоики происходили почти из всех мыслимых слоев общества. Один был рабом, другой был императором. Один был водоносом, другой известным драматургом. Некоторые были купцами, другие были независимо богатыми. Некоторые были сенаторами, а другие солдатами. Общим для всех них была философия, которую они практиковали. Изнемогали ли они от оков рабства или руководили римской армией, они сосредоточивались не на внешнем мире, а на том, что было исключительно в их власти: на своих мыслях, своих действиях, своих убеждениях. Ниже приведены краткие биографии некоторых из наиболее влиятельных стоиков, включая Марка Аврелия, Сенеку, Эпиктета, Катона, Зенона, Клеанфа, Гекатона, Мусония Руфа. Важно помнить, что это только те стоики, чьи имена дошли до нас — на каждого из них приходится десятки или сотни других блестящих, смелых умов, чье наследие для нас утеряно.

***

МАРК АУРЕЛИЙ

Римский император Марк Аврелий, родившийся почти два тысячелетия назад, пожалуй, самый известный стоический лидер в истории. Он родился в знатной семье, но никто в то время не мог предположить, что однажды он станет Императором Империи. Мало что известно о его детстве, но он был серьезным молодым человеком, увлекавшимся борьбой, боксом и охотой. Примерно в подростковом возрасте правящий император Адриан, бездетный и близкий к смерти, выбрал своего преемника Антонина. Он был сенатором, который также был бездетным и должен был усыновить Маркуса в соответствии с условием Адриана. В конце концов Антонин умер в 161 году, и именно тогда началось правление Марка.

Марк правил почти два десятилетия до 180 г., и его правление было далеко не легким: войны с Парфянской империей, варварские племена, угрожавшие империи на северной границе, подъем христианства, а также чума, унесшая множество жизней.

Важно осознавать серьезность этого положения и величину силы, которой обладал Маркус. В то время он занимал самую влиятельную должность в мире. Если бы он захотел, ничто не было бы запретным. Он умел предаваться и поддаваться искушениям, никто не мог удержать его ни от одного из его желаний. Есть причина, по которой поговорка о том, что власть в абсолюте абсолютно развращает, была клише на протяжении всей истории. И все же, как заметил эссеист Мэтью Арнольд, Марк доказал, что достоин занимаемого им положения. Как писал известный историк Эдвард Гиббон, при Марке, последнем из «пяти хороших императоров», «Римская империя управлялась абсолютным силой, под руководством мудрости и добродетели».

Руководство мудростью и добродетелью. Именно это отличает Маркуса от большинства бывших и нынешних мировых лидеров. Только подумайте о дневнике, который он оставил после себя, который теперь известен как его Медитации : это, по сути, личные мысли самого могущественного человека в мире, наставляющего себя о том, как быть более добродетельным, более справедливым, более невосприимчив к искушению, мудрее. Это исчерпывающий текст о самодисциплине, личной этике, смирении, самореализации и силе. Если вы прочитали только одну книгу в этом году, сделайте ее Медитации.

Чтобы узнать больше о Марке Аврелии, прочитайте наш полный профиль о нем, который также содержит его стоические упражнения, рекомендуемые чтения и многое другое! Чтобы мудрость Марка Аврелия оставалась в центре вашей жизни, рассмотрите наш ограниченный тираж, на котором изображено его вечное изречение, которое он сам себе написал: «Не трать больше времени на споры о том, каким должен быть хороший человек. Будь один.» Кроме того, на оборотной стороне нашего популярного медальона memento mori есть цитата Марка Аврелия: «Вы можете уйти из жизни прямо сейчас. Пусть это определяет, что вы делаете, говорите и думаете».

 

СЕНЕКА МЛАДШИЙ

Вторым по значимости стоиком в истории является Сенека, родившийся на юге Испании более 2000 лет назад и получивший образование в Риме. Он был сыном Сенеки Старшего, известного римского писателя, а позже дядей поэта Лукана. Сенека сделал карьеру в политике и стал высокопоставленным финансовым клерком.

В его жизни произошел крутой поворот в 41 году нашей эры, когда Клавдий стал императором и сослал Сенеку на остров Корсика на основании предполагаемого прелюбодеяния с племянницей императора. Во время ссылки он написал письмо матери, утешая ее во время ссылки. Восемь лет спустя, по другому сценарию, Агриппина, мать будущего императора Нерона и жена Клавдия, добилась разрешения Сенеке вернуться и стать наставником и советником ее сына. Позже Нерон стал одним из самых печально известных и тиранических императоров в истории Римской империи, что вызвало еще больше вопросов о характере Сенеки. Тем не менее смерть Сенеки в 65 году нашей эры наступила по приказу самого Нерона (который думал, что Сенека был частью заговора против него).

Во все эти неспокойные периоды стоицизм оставался постоянным в его жизни. Знакомство Сенеки с этой философией произошло от Аттала, философа-стоика, который был ранним учителем Сенеки. Сенека также был поклонником Катона, имя которого регулярно появляется в его трудах.

После своей смерти Сенека оказал влияние на таких известных деятелей, как Эразм, Фрэнсис Бэкон, Паскаль, Монтень и до наших дней. «Письма стоика» Сенеки обязательны к прочтению для активных мужчин и женщин, предлагая вечные философские советы о горе, о богатстве, о власти, о религии и о жизни, которые всегда рядом, когда они вам нужны. Среди них такие вечные советы, как: «Поверьте мне, лучше понимать баланс собственной жизни, чем торговли зерном». «Нам не дана короткая жизнь, но мы делаем ее короткой, и мы не бедствуем, а расточаем ее». «Продумай свой путь через трудности: суровые условия можно смягчить, ограничения можно расширить, а тяжелые могут облегчить жизнь тому, кто умеет их выносить».

Чтобы узнать больше о Сенеке, прочитайте наш полный профиль о нем, который также содержит его стоические упражнения, рекомендуемые чтения и многое другое!

 

ЭПИКТЕТ

Что делает стоицизм интересным для изучения, так это то, что трое его наиболее известных практиков занимали самые разные позиции в обществе. Подумайте о двух стоиках, которых мы только что изучали. Марк Аврелий был императором Римской империи, занимавшим одно из самых влиятельных мест в мире. Сенека был советником императора, известным драматургом и одним из богатейших людей Римской империи. А еще есть Эпиктет, полная противоположность, который родился рабом. Вот что делает стоицизм таким могущественным: он может предложить вечные принципы, которые помогут нам как в удаче, так и в неудаче, независимо от нашего положения в жизни.

Эпиктет родился почти 2000 лет назад в Иераполисе (современный Памуккале в Турции) рабом в богатой семье. Епафродит, его владелец, дал ему разрешение заниматься гуманитарными науками, и именно так Эпиктет открыл для себя философию через стоика Мусония Руфа, который стал его учителем и наставником. Позже Эпиктет получил свободу вскоре после смерти императора Нерона и почти 25 лет преподавал философию в Риме. Так продолжалось до тех пор, пока император Домициан не изгнал всех философов из Рима. Эпиктет бежал в Никополь в Греции, где основал философскую школу и преподавал там до самой смерти.

Эпиктет придумал несколько самых запоминающихся цитат стоиков: «Использовать лучшее из того, что в наших силах, а остальное принимать по мере возможности». «Пусть смерть и изгнание и все другие вещи, которые кажутся ужасными, будут ежедневно перед вашими глазами, но главным образом смерть; и вы никогда не будете питать ни одной низменной мысли и не будете слишком жадно желать чего-либо».

Он оказал ключевое влияние на Марка Аврелия и многих других влиятельных мужчин и женщин за последние два тысячелетия. Удивительно то, что это влияние пришло по чистой случайности. Эпиктет никогда ничего не записывал. Именно через его ученика Арриана мы получили письменный отчет о его уроках. И если все, от императоров до героев войны, были благодарны за то, что нашли руководство, утешение и силу в уроках Эпиктета, то должно быть что-то и для нас. Но только если мы выберем это.

Чтобы узнать больше об Эпиктете, прочитайте наш полный профиль о нем, который также содержит его стоические упражнения, рекомендуемые чтения и многое другое!

 

КАТО МЛАДШИЙ

Катон — четвертый стоик, на которого мы смотрим, и он всегда считался одним из людей, которые каждый день действительно жили стоическими ценностями. Хотя он никогда ничего не писал, его действия громко говорят о том, что значит жить философской жизнью. В свое время он был солдатом и аристократом, сенатором и стоиком. Последний в роду выдающихся государственных деятелей, Катон провел всю жизнь в глазах общественности как знаменосец римских оптиматов, традиционалистов, которые считали себя защитниками древней римской конституции, хранителями многовековой системы правления, которая ускорил рост Рима из грязного города в могущественную империю.

История помнит Катона как самого грозного, вызывающего ярость врага Юлия Цезаря — временами лидера оппозиции, временами оппозиционной партии самого себя, но всегда равного Цезарю по красноречию, убеждениям и силе характера, человека столь же способного о полномасштабной речи от рассвета до заката перед сенатом Рима и о 30-дневном пешем походе по пескам Северной Африки.

Для Джорджа Вашингтона и всего революционного поколения Катон был Свободой — последним человеком, оставшимся в живых после падения Римской республики. На протяжении столетий философы и богословы считали Катона добрым самоубийцей — самым принципиальным, самым убедительным исключением из правила против самоубийства.

Джордж Вашингтон и его коллеги изучали жизнь Катона в форме самой популярной пьесы той эпохи: «Катон: трагедия в пяти действиях» Джозефа Аддисона. Великие люди того времени цитировали эту пьесу о Катоне в публичных заявлениях и в частной переписке. Когда Бенджамин Франклин открыл свой личный дневник, его встретили строки из пьесы, которую он выбрал в качестве девиза. Джон и Эбигейл Адамс цитировали Катона друг другу в своих любовных письмах. Когда Патрик Генри осмелился на короля Георга дать ему свободу или смерть, он воровал у Катона. Когда Натан Хейл пожалел, что отдал за свою страну только одну жизнь — за несколько секунд до того, как британская армия повесила его за государственную измену, — он переманивал слова прямо у Катона.

Мы оставляем вас с одним уроком от Катона. Когда его критиковали за молчание, он говорил: «Я начинаю говорить только тогда, когда уверен, что то, что я скажу, не лучше оставить недосказанным». Подумайте об этом уроке сегодня, когда вы импульсивно стремитесь добавить свое мнение или мысли ко всем без исключения вопросам в вашей жизни.

Чтобы узнать больше о Катоне, прочитайте наш полный профиль о нем, который также содержит его стоические упражнения, рекомендуемые чтения и многое другое!

 

ЗЕНОН ЦИТИУМ

Из всех стоиков у Зенона одна из самых захватывающих историй открытия философии. Во время путешествия между Финикией и Пиреем его корабль затонул вместе с грузом. Он оказался в Афинах и во время посещения книжного магазина познакомился с философией Сократа, а позже и с афинским философом по имени Кратес. Эти влияния резко изменили ход его жизни, приведя его к развитию мышления и принципов, которые мы теперь знаем как стоицизм. Согласно античному биографу Диогену Лаэртскому, Зенон шутил: «Теперь, когда я потерпел кораблекрушение, я в хорошем путешествии», или, согласно другому рассказу, «Ты хорошо поступила, Фортуна, подтолкнув меня таким образом к философии, Сообщается, что он сказал.

Зенон начал преподавать в Стоа Пойкиле, которая располагалась на Древней Агоре в Афинах. Это знаменитое крыльцо, в честь которого был назван стоицизм, которое вы, вероятно, кратко упоминали на уроках философии в старшей школе или колледже. Но не всегда так называли его учеников — ведь сначала его учеников называли зенонианцами, а лишь потом они стали известны как стоики.

Конечно, стоицизм развивался с тех пор, как Зенон впервые изложил философию, но в основе его лежит то же самое послание. Как он выразился, «счастье — это хороший поток жизни». Как этого достичь? Душевный покой, который приходит от добродетельной жизни в соответствии с разумом и природой.

Чтобы узнать больше о Зеноне, прочитайте наш полный профиль о нем, который также содержит его стоические упражнения, рекомендуемые чтения и многое другое!

 

КЛАНФ

Клеант был преемником Зенона и вторым главой стоической школы. Родившись в Ассосе, он прибыл в Афины и начал посещать лекции Зенона. Чтобы поддержать свои философские занятия и стремление к мудрости в течение дня, он работал водоносом (его прозвище было Колодец-водосборщик, Φρεάντλης по-гречески), что вызвало вызов в суд. Как мог человек тратить целый день на изучение философии, недоумевал суд. Доказав ночью свое трудолюбие и трудолюбие, его отпустили (суд был настолько впечатлен, что даже предложили ему деньги, но Зенон заставил его отказаться).

Но нам нужно отступить. Кем был этот трудолюбивый философ? Клеанф из Ассоса (ок. 330 г. до н.э. — ок. 230 г. до н.э.) изначально был боксером, приехавшим в Афины. Согласно Диогену Лаэртию, Клеанф прибыл всего с четырьмя драхмами в кармане и начал посещать лекции киника Кратеса, а лишь позже стал появляться у Зенона. Позже он стал его преемником на посту главы школы стоиков — этот пост он занимал впечатляющий период в 32 года, — а ученик Клеанфа, Хрисипп, позже стал одним из самых важных мыслителей-стоиков.

Читая о Клеанфе, можно найти любопытный урок, переданный Диогеном Лаэртиусом: «Когда кто-то спросил его, какой урок он должен преподать своему сыну, Клеанф в ответ процитировал слова из «Электры»: Молчи, молчи, свет будь поступью твоей». И как стоик он также считал, что жить согласно природе — значит жить добродетельно.

Чтобы узнать больше о Клеанфе, прочитайте наш полный профиль о нем, который также содержит его стоические упражнения, рекомендуемые чтения и многое другое!

 

ГЕКАТО РОДОССКАЯ

В трудах Сенеки снова и снова появляется один философ. Хотя упоминаются Катон, Эпикур и многие другие выдающиеся философы, вероятно, именно Гекатон заслужил наибольшее количество цитат в трудах Сенеки. Несколько примеров, которые использовал Сенека: «Перестаньте надеяться, и вы перестанете бояться. «Какого прогресса, спросите вы, я добился? Я стал другом самому себе». «Я могу показать вам снадобье, приготовленное без лекарств, трав и всяких колдовских заклинаний: «Хочешь быть любимым — люби».

Хотя Гекатон в свое время был плодовитым писателем, мы знаем несколько трактатов его имени, в том числе «О благах», «О добродетелях», «О страстях», «О концах», «О парадоксах», «Максимы. — ни один из них не сохранился.

 

ГАЙ МУЗОНИУС РУФ

Как видно из вышеизложенного, Эпиктет оказал ключевое влияние на Марка Аврелия, но кто был наставником философии Эпиктета? Это был Гай Мусоний Руф, родившийся около 30 г. н.э. в Вольсинии, Этрурия. Он стал выдающимся учителем стоицизма в Риме, пока правивший в то время император Нерон не обнаружил заговор против него и не изгнал Мусония на пустынный остров Гиарос в Эгейском море — подобно изгнанию Сенеки и трудностям Эпиктетовой истории. жизнь. В конце концов Мусоний вернулся в Рим при Гальбе в 68 г., но снова был изгнан, на этот раз Веспасианом. В то время как Веспасиан первоначально изгнал всех философов в 71 году, сам Мусоний был сослан в 75 году, что говорит о том, насколько высоко его репутация была в Риме в то время. Он вернется в Рим только после смерти Веспасиана и будет жить там до конца своих дней.

Для Мусония философия касалась практических вопросов, как прожить свою жизнь. Речь шла о добродетели и доброте — все остальное не имело значения. Мы можем подняться над болью и удовольствием, смертью и злом. Без сомнения, Мусоний был одним из самых практичных философов. Профессор Уильям О. Стивенс, один из профессоров-стоиков, с которыми мы беседовали, описал философию и подход Мусония следующим образом: «…философ изучает добродетель не только как теоретическое знание. Скорее, Мусониус настаивает на том, что практика важнее теории, поскольку практика более эффективно ведет нас к действию, чем теория. Он считал, что, хотя каждый по своей природе предрасположен жить без ошибок и обладает способностью быть добродетельным, от того, кто на самом деле не научился навыкам добродетельной жизни, нельзя ожидать, что он будет жить без ошибок больше, чем от того, кто не является квалифицированным врачом, музыкантом. можно ожидать, что ученый, рулевой или спортсмен безошибочно будут практиковать эти навыки».

Греческий ученый Ориген более чем через столетие после смерти Мусония заметил, что «в качестве примера лучшей жизни» у нас есть он и Сократ. Вот почему Мусония часто называют «римским Сократом». И, как и в случае с Сократом, нам всем было бы лучше помнить о характере Мусония как о образце для подражания в жизни. Один пример: будучи изгнанным несколько раз, он восклицал: «Как изгнание может быть препятствием для собственного совершенствования человека или для достижения добродетели, если никто никогда не был отрезан от обучения или практики того, что необходимо изгнанием?»

Чтобы узнать больше и последовать примеру Мусония Руфуса о хорошей жизни, закажите его лекции и высказывания, переведенные Синтией Кинг.

***

Хотите узнать больше? Мы приглашаем вас записаться на наш бесплатный 7-дневный курс, который предлагает введение, стоические упражнения, интервью, бесплатную главу из культового стоического бестселлера «Препятствие — это путь» и многое другое!


Посетите наш ежедневный стоический магазин

8 Философы стоицизма, которых вы должны знать

Вид на Римский форум, 1735 год, Джованни Паоло Панини, через Детройтский институт искусств; с мраморным бюстом Марка Аврелия, ок. 170–180 гг. н.э., через Christie’s

 

Стоицизм был (и остается) практической философией, занимающейся этикой, политикой и социальными вопросами. Первый из стоиков начал преподавать в Афинах в 3 веке до н.э., во главе с Зеноном из Китиона. Одна из основных греческих философий эллинистического периода, стоицизм стремился научить людей, как достичь эвдемония, или счастье. Для стоиков это могло быть достигнуто только путем ведения добродетельной жизни «в согласии с природой».

 

После того, как делегация греческих философов посетила Рим, стоицизм был широко принят римлянами на протяжении веков. Под влиянием учений Зенона и его учеников некоторые из величайших римских философов, такие как Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий, называли себя стоиками.

 

Что такое стоицизм: кем были стоики и во что они верили?
Натюрморт Memento Mori с музыкальными инструментами, книгами, нотами, скелетом, черепом и доспехами , автор Карстиан Люкс, ок. 1650, через Koller International Auctions

 

После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. появилось несколько философских школ, пытавшихся выяснить, как достичь eudaimonia, или счастья. Стоицизм был одной из самых известных из этих философий. Начиная с Зенона из Китиона примерно в 300 г. до н. э., стоики охватывали целый ряд философских сфер: этику, логику и метафизику.

 

Теория метафизики стоицизма помогает объяснить ее основные положения. Стоики верили, что Бог и вселенная представляют собой единую сущность, именуемую «божественным логосом», которая действует посредством своего рода божественного огня, называемого pneuma.  Все во вселенной произошло из логоса. Планеты, звезды, люди и животные рассматривались как пассивная материя, и все они были подчинены судьбе, определенной для них божественным разумным логосом.

 

Вам нравится эта статья?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Эта вера в божественную судьбу занимает центральное место в ключевых идеях стоицизма. Пассивные объекты во вселенной следовали цепочке судьбы и жили в соответствии со своей сущностной природой. Именно это стоики подразумевали под «жизнью в согласии с природой». В стоическом мышлении судьба и свобода воли сосуществуют. Человек должен решить принять судьбу своей сущностной природы разумного животного.

 

Поскольку вселенная была предопределена божественным логосом, стоики рассудили, что нам не следует беспокоиться о вещах, которые мы не можем контролировать. Негативно реагировать на событие, находящееся вне нашего контроля, посредством гнева или страха — иррационально. Таким образом, стоицизм учит, что как разумное существо человек должен контролировать свои эмоции, чтобы не делать иррациональный выбор и не подвергать опасности свою добродетель.

 

Добродетель — движущая сила стоицизма, состоящего из четырех основных идеалов; мужество, справедливость, умеренность и мудрость. Стоики считали, что зло не присуще людям, а просто происходит от незнания божественного Логоса и нашей сущностной природы. Философы-стоики не выступали за полное устранение эмоций. Но, стремясь к внутреннему миру, они верили, что мы можем избежать зла, невежества и несчастья, что позволит нам вести добродетельную жизнь.

 

Зенон из Китиона: основатель стоицизма
Гравюра Зенона из Китиона, основанная на «Афинской школе» Рафаэля, Пьетро Гиджи, ок. XIX век, через Royal Collection Trust, Лондон

 

Стоицизм зародился в Афинах, когда Зенон из Китиона основал свою собственную философскую школу примерно в 300 г. до н. э. До открытия своей академии Зенон был богатым финикийским купцом. Однако, пережив кораблекрушение во время торгового путешествия, Зенон отправился в Афины в поисках лучшей жизни. Стоя в книжном магазине, просматривая некоторые философские тексты о Сократе, Зенон спросил продавца, где он мог бы найти кого-то похожего. Лавочник указал на странную фигуру, похожую на отшельника, идущую мимо — Циник Кратес. Как циник, Кратес отверг материальный комфорт и вместо этого жил аскетической жизнью, не стыдясь своей неопрятной внешности.

 

Несмотря на то, что он учился у Крейтса, Зенон не мог избавиться от смущения по поводу образа жизни циников, поэтому Крейтс придумал урок. Он приказал Зенону носить по городу горшок с чечевичной похлёбкой. Смущенный Зенон попытался спрятать горшок, поэтому Кратес взмахнул тростью и разбил урну. Покрытый тушеным мясом, Зенон от стыда бежал, а Кратес кричал: «Зачем бежать, мой маленький финикиец? Ничего страшного с тобой не случилось». Зенон хотел создать философию, сочетающую учения киников с более скромным и цивилизованным образом жизни, который принес бы счастье ее последователям. После обучения у различных других философов Зенон начал преподавать свои собственные идеи из-под 9-го века.0190 Stoa Poikile , расписная колоннада в Афинах. Постепенно число его учеников стало расти, и родилась школа стоицизма.

 

В те ранние дни Зенон установил многие основные идеи стоицизма, такие как вера в то, что Бог и вселенная являются одной и той же сущностью. Он также установил курс стоицизма как философии, призванной найти «хорошую жизнь», прожитую в соответствии с природой и добродетелью. Но именно ученики Зенона превратили стоицизм в одну из самых устойчивых философий древнего мира.

 

Клеанф: прилежный преемник Зенона
Мраморный бюст Клеанфа, ок. 3 век до н.э., глиптотека Карлсберга в Нью-Йорке, через Wikimedia Commons

 

Когда Зенон скончался в 262 г. до н. э., Клеанф сменил его на посту лидера школы стоиков. Бывший боксер, получавший удовольствие от работы руками, Клеант приехал в Афины изучать философию. Посетив лекции Кратеса и Зенона, Клеанф тяготел к стоицизму.

 

Клеант приступил к дальнейшему развитию стоицизма, объединив свои идеи по этике, логике и метафизике в единую философию. Он признал существование души, включив эту концепцию в стоические представления о том, как устроена жизнь. Опираясь на идею Зенона о божественном логосе, Клеанф предположил, что солнце было создано из божественного огня, или pneuma , из которого состоит вселенная. Он рассудил, что, поскольку солнце дало жизнь земным вещам, оно должно быть продолжением божественного логоса.

 

Позиция Клеанфа в отношении этики отличалась от позиции Зенона. Он считал, что удовольствие противоречит природе и что эмоции — это слабости, которым не хватает силы душ, созданных божественным логосом. Вместо того чтобы стремиться к счастливой жизни, Клеанф выступал за постоянную жизнь. Для Клеанфа единственными постоянными качествами были разум и логика. Это означало принять универсальный разум божественного логоса и подчиниться судьбе.

 

Хрисипп: второй основатель стоицизма
Портрет Хрисиппа работы Роджера Фентона, ок. 1856 г., через биржу Мичиганского университета

 

.

В то время как Зенон и Клеанф основали стоицизм, именно Хрисипп действительно развил эту философию в ту, которая пленит римлян. Хрисипп приехал в Афины учиться и был одним из лучших учеников Клеанфа, преуспев на посту главы школы стоиков, когда его наставник умер в 230 г. до н. э.

 

Стоическое представление о судьбе достигло огромных успехов при Хрисиппе, считавшем, что судьба определяет все во вселенной. Хрисипп использовал свою собственную революционную систему логических утверждений, чтобы проиллюстрировать, что, поскольку вещи могут быть только истинными или ложными, ничто не может произойти без определенной причины. Философы-конкуренты заявили, что детерминистическая вселенная отрицает идею свободы воли, но Хрисипп не согласился, объяснив, что есть простые судьбы и сложные судьбы. Действия человека могли повлиять на ход якобы неизбежных событий и повлиять на последствия.

 

Мы можем испытать что-то вроде болезни из-за предопределенной судьбы, но наша реакция на событие полностью зависит от нас, что дает нам свободу действий. Эти реакции составляют часть нашей внутренней природы, дарованной нам божественным Логосом. При Хрисиппе стоическая этика перешла от безличных, рациональных целей Клеанфа к чему-то более индивидуальному. Для Хрисиппа целью жизни стало жить в соответствии с присущими нам рациональными наблюдениями за природой.

 

Однако, как и Клеанф, Хрисипп также выступал за полный контроль над своими эмоциями для достижения состояния внутреннего покоя, называемого атараксией. Хрисипп считал, что мы можем использовать разум и логику, чтобы подготовиться к ситуациям, когда мы сталкиваемся со страстными эмоциями, чтобы они не переполняли нас.

 

г. Теперь, когда стоицизм взял курс на превращение его в господствующую философию поздней Римской империи, Хрисипп умер в 206 г. до н. э. Во многих источниках утверждается, что, выпив слишком много неразбавленного вина, Хрисипп рассмеялся до смерти.

 

Диоген Вавилонский: связь стоицизма Греции и Рима
Вид на Римский форум , Джованни Паоло Панини, 1735, через Детройтский институт искусств, Детройт

 

Примерно с 200 г. до н.э. Римская республика начала бороться с греческими народами за господство в Средиземноморье, подчинив себе этот регион в 146 г. до н.э. До и после греческие идеи влияли на римлян, которые строили на основах эллинистического мира. Одной из греческих концепций, которой воспользовались римляне, была философия, и трое претендентов пытались завоевать популярность в Риме.

 

Примерно в 155 г. до н. э. греки отправили в Рим трех конкурирующих философов в знак протеста против большого штрафа, наложенного римлянами. Этими философами были Карнеад Скептик, Критолай Перипатетик и Диоген Вавилонский, представлявшие стоиков. Каждый философ выступил с речью, надеясь убедить римский сенат отменить штраф.

 

Карнеад произнес две речи; один хвалит римскую систему правосудия, а другой ее опровергает. Это обеспокоило римлян, и он был уволен. Критолай утверждал, что удовольствие было пороком, что не устраивало собрание. Но речь Диогена хвалили за ее спокойное и скромное изложение, и римляне начали интересоваться стоицизмом.

 

Штраф был снят, и Диоген вернулся в Афины. Он оставался на своем посту главы школы стоиков, пока не умер около 140 г. до н.э. Несмотря на то, что он был плодовитым писателем, величайшим достижением Диогена было привнесение идей стоицизма в Рим.

 

Панетий Родосский: радикальный стоик
Колосс Родосский , Иоганн Бернард Фишер фон Эрлах, 1721, через Королевскую академию, Лондон

 

В то время как Диоген Вавилонский, возможно, познакомил римлян с концепциями стоицизма, по-настоящему рассеял эти идеи Панетий Родосский. Панэций родился на Родосе примерно в 185 г. до н. э. В молодости переехал в Афины и начал учиться у Диогена и других философов-стоиков.

 

Узнав все, что мог у стоиков, Панэций познакомился с заезжим римским государственным деятелем Сципионом Эмилианом. Когда Сципион вернулся в Рим, Панетий последовал за своим покровителем и начал писать несколько выдающихся стоических текстов. Эти сочинения начали распространяться в Риме, оказав влияние на влиятельных политиков, таких как Цицерон.

 

Панэций был чем-то вроде радикала в стоицизме, отвергая многие традиционные идеи и развивая свои собственные теории. Он пересмотрел стоическую метафизику, упростив ее. До Панэция большинство стоиков считали, что основным элементом вселенной является pneuma, божественный огонь. Они утверждали, что вселенная пройдет через циклический процесс разрушения и возрождения, называемый пожаром, когда все будет стерто с лица земли и вселенная начнется снова с нуля. Панетий не согласился с этой фаталистической идеей и перестал ее учить.

 

Панэций также столкнулся с другой традиционной стоической идеей: апатией или практикой контроля над эмоциями. Он утверждал, что некоторые эмоции и удовольствия не противоречат жизни в соответствии с рациональной природой человека. Учитывая, что Панэций сильно повлиял на следующих нескольких римских стоиков, он, несомненно, является одним из самых важных мыслителей школы. Панэций был одним из последних мастеров стоической школы и умер около 110 г. до н.э.

Сенека Младший: самый противоречивый мыслитель стоицизма
Смерть Сенеки , Домингес Санчес Мануэль, 1871 г., через Музей Прадо, Мадрид

 

Сенека — один из самых известных и противоречивых философов-стоиков. Один из величайших римских писателей, Сенека родился в Испании примерно в 4 г. до н. э. В юности он переехал в Рим, чтобы изучать философию, и его преподавал стоик Аттал. Постепенно он стал клерком и, в конце концов, сенатором.

 

Но жизнь Сенеки была полна преследований и парадоксов. В 41 году н.э. Сенека был сослан на Корсику императором Клавдием после обвинений в прелюбодеянии с сестрой бывшего императора Калигулой. Восемь лет спустя Сенека был отозван в Рим женой Клавдия Агриппиной, которая хотела, чтобы философ стал воспитателем ее сына Нерона. Нерон, конечно же, стал одним из самых печально известных императоров Рима, печально известным своей жестокостью. Как стоик, Сенека философски стремился к добродетельной жизни, но также консультировал деспота и накопил огромное состояние. Трудно примирить действия Сенеки с некоторыми ценностями стоицизма. В 65 г. н.э. Сенека был замешан в заговоре с целью свергнуть и убить Нерона.

 

Хотя обвинения, несомненно, были ложными, разгневанный параноик Нерон приказал своему бывшему наставнику покончить с собой. Сенека повиновался, порезав себе запястья и приняв яд. На протяжении всего испытания стоическое мышление Сенеки отражало принцип апатии. Он контролировал свои эмоции и принял то, что уготовила ему судьба.

 

На протяжении всей своей карьеры Сенека написал серию писем друзьям и семье. Многие из этих писем, особенно собранные в О краткости жизни , говорил о том, чтобы не беспокоиться о событиях вне нашего контроля. Сенека обычно утешал членов своей семьи, когда с ним случались плохие вещи, вместо того, чтобы эмоционально реагировать на это сам. Хотя мнения о Сенеке часто противоречат друг другу, никто не может отрицать, что философ был образцом стоического контроля перед лицом крайних невзгод.

 

Эпиктет: образцовый философ-стоик
Гравюра Эпиктета по Рафаэлю Антонио Регоны, 1775–1853 гг., Британский музей, Лондон

 

Один из самых известных практиков стоицизма, Эпиктет родился в современной Турции в 55 г. н.э., калека и раб богатого государственного деятеля. Несмотря на это, Эпиктету было разрешено изучать стоическую философию. Получив свободу, Эпиктет начал преподавать философию. Однако в 93 г. н.э. император Домициан объявил философию вне закона, поэтому Эпиктет покинул Рим, чтобы основать философскую академию в греческом городе Никополь. Эпиктет вел простой образ жизни и избегал материальных благ, посвятив себя обучению стоицизму.

 

Несмотря на трудный жизненный старт, Эпиктет был воплощением стоического духа. Он учил своих учеников не жаловаться и не волноваться о событиях, которые они не могли контролировать, утверждая, что у них не было отнято ничего, что не принадлежало бы вселенной. Эпиктет стремился преподавать стоицизм как практическую философию, которую можно использовать в реальной жизни, полагая, что у людей есть судьба как разумных существ, завещанная богами. Используя наши разумные способности, мы должны были выполнить эту цель, живя добродетельно и в соответствии со своей природой.

 

Для Эпиктета стоическая идея о том, что зло не присуще людям, была одной из важнейших концепций. Зло возникло только из-за невежества и иррационального поведения. Эпиктет считал, что наше стремление к добродетельной жизни должно затрагивать не только нас, но и нашу семью и соотечественников. Эпиктет утверждал, что мы должны быть готовы помогать ближнему, и он воплощал этот принцип в своих делах. Когда он был стариком, Эпиктет охотно усыновил брошенного ребенка друга и заботился о мальчике, как о своем собственном. Эпиктет был образцовым стоиком, и его учение оказало влияние на одного из самых известных философов всех времен.

 

Марк Аврелий: император стоицизма
Мраморный бюст Марка Аврелия, ок. 170–180 гг. н.э., через Christie’s

 

« размышлений » Марка Аврелия — один из самых известных философских текстов. Написанный как серия ежедневных утверждений, Meditations представляет собой набор стоических максим, которым жил император Марк Аврелий во время своего правления. Источником вдохновения для этих журналов послужили « бесед» Эпиктета. 0191 , который сильно повлиял на Марка Аврелия, когда он изучал философию в годы своего становления.

 

У Марка Аврелия было неспокойное правление, он унаследовал трон в 161 году н.э. Аврелий пережил несколько голодовок и войн с парфянами и германскими племенами, прежде чем столкнулся с неудачным переворотом в 175 г. н.э. Вскоре после этого он потерял свою жену Фаустину. В течение нескольких лет Аврелий назначил своего сына Коммода править вместе с ним, прежде чем скончался в 180 г. н.э.

 

Во время этих испытаний Аврелий размышлял о событиях через свои Медитации , повторение стоических мантр, чтобы удержаться на земле. Аврелий часто говорит о том, чтобы смотреть внутрь себя, оценивать свои суждения, чтобы найти свое естественное место во вселенной, и жить в соответствии со своей природой. Он отстаивал версию апатии , сопротивляясь порывам эмоций как иррациональной реакции на кризис. Вместо этого Аврелий пытался подходить к проблемам с рациональным мышлением и чувством внутреннего спокойствия, которое приходит с контролем эмоций. Аврелий говорит себе не беспокоиться о событиях, которые находятся вне его контроля, приписывая путь событий цепи судеб, исходящей из вселенной.

 

Аврелий пытался править в соответствии с главными добродетелями стоиков: храбростью, справедливостью, умеренностью и мудростью. По словам Никколо Макиавелли, он считался последним из «пяти хороших императоров» Рима. « Meditations » на протяжении веков превозносилась как одна из основополагающих работ стоицизма, и она до сих пор оказывает влияние на политиков и мыслителей.

Стоицизм — Философская энциклопедия Routledge

DOI: 10.4324/9780415249126-A112-1
Версия: v1,  Опубликовано в Интернете: 1998 г.
Получено 13 октября 2022 г. с https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/stoicism/v-1.


Стоицизм — греческая философская система, основанная Зеноном из Китиона c .300 до н. э. и развитая им и его последователями в самую влиятельную философию эллинистической эпохи. Он рассматривает мир как пронизанный рациональностью и божественно спланированный как наилучшая возможная организация материи. Нравственное совершенство и счастье достигаются, если вообще достигаются, путем воспроизведения этой совершенной рациональности в себе, а также путем обнаружения и исполнения своей собственной назначенной роли в космической схеме вещей.

Ведущими фигурами классического или раннего стоицизма являются первые три главы школы: Зенон из Кития, Клеанф и Хрисипп. Прежде всего блестящему и неутомимому Хрисиппу можно приписать возведение стоицизма в действительно всеобъемлющую систему. «Ранний стоицизм» — главная тема этой статьи — фактически во многом совпадает с его философией.

Не сохранилось ни одного формального философского сочинения ранних стоиков. В основном мы зависим от отдельных цитат и второстепенных сообщений, многие из которых враждебны. Тем не менее, система была реконструирована в мельчайших деталях, и, несмотря на пробелы и неопределенности, она соответствует своему собственному описанию как единого целого. Она разделена на три основные части: физику, логику и этику.

Мир — это идеально хороший организм, чья собственная разумная душа управляет им к лучшему. Всякое впечатление несовершенства возникает из-за ошибочного взгляда на его части (включая нас самих) в отрыве, как если бы интересы стопы рассматривались в отрыве от потребностей всего тела. Вся последовательность космических событий предопределена в каждой детали. Будучи наилучшей возможной последовательностью, она повторяется одинаково от одной мировой фазы к другой, причем каждая фаза заканчивается пожаром, за которым следует космическое обновление. Причинная связь «судьбы», однако, не исключает нашей индивидуальной ответственности за наши действия. Они остаются «в нашей власти», потому что мы, а не внешние обстоятельства, являемся их первопричиной, и в определенном смысле для нас «возможно» поступить иначе, даже если предопределено, что мы этого не сделаем.

На самом низком уровне физического анализа мир и его содержимое состоят из двух соэкстенсивных принципов: пассивной «материи» и активного «бога». Однако на самом низком наблюдаемом уровне они уже состоят из четырех элементов: земли, воды, воздуха и огня. Воздух и огонь образуют активную и всепроникающую жизненную силу, называемую pneuma или «дыхание», которая составляет качества всех тел и в особо разреженной форме служит душам живых существ.

«Бытие» — это свойство только тел, но большинство вещей анализируются как тела — даже моральные качества, звуки, времена года и т. д., — поскольку только тела могут причинно взаимодействовать. Например, справедливость есть душа в известном состоянии, причем душа сама по себе пневма а значит и кузов. В помощь такому анализу используется схема из четырех онтологических категорий. Кроме того, признаются четыре бестелесных: место, пустота, время и lekton (грубо говоря, выраженное содержание предложения или сказуемого). Универсалии отодвинуты на второй план как вымышленные мыслительные конструкции, хотя и весьма полезные.

Мир представляет собой физический континуум, бесконечно делимый и не прерываемый какой-либо пустотой, хотя и окруженный бесконечной пустотой. Его совершенная рациональность и, следовательно, существование имманентного бога защищаются различными версиями Аргумента от Замысла, при этом кажущиеся несовершенства объясняются, например, скрытыми благословениями или неизбежными сопутствующими свойствами наилучшей возможной структуры.

«Логика» включает в себя не только диалектику, являющуюся наукой об аргументации и, следовательно, логику в ее современном понимании, но и теорию познания, а также прежде всего лингвистические дисциплины, такие как риторика и грамматика. Логика стоического вывода берет в качестве основных единиц не отдельные термины, как в аристотелевской логике, а целые предложения. Простые предложения подразделяются на типы и организуются в сложные предложения (например, условные) и полные аргументы. Все аргументы соответствуют или сводятся к пяти основным «недоказуемым» форматам аргументов. Изучение логических головоломок — еще одна центральная область исследований стоиков.

Стоики упорно защищали от нападок со стороны скептически настроенной Академии убеждение в том, что когнитивная достоверность достигается посредством обычных сенсорных столкновений при условии достижения совершенно ясного впечатления ( фантазия ). Это «познавательное впечатление» ( phantasia katalēptikē ) имеет такую ​​природу, что информация, которую оно передает, не может быть ложной. Эти самоудостоверяющие впечатления, наряду с естественными «предубеждениями» ( prolēpseis ), составляющими человеческий разум, являются критериями истины, на которых основывается вполне научное знание (9).0190 epistēmē ) — которым обладают только мудрые — в конце концов можно построить.

Стоическая этика начинается с oikeiōsis , нашего естественного «присвоения» сначала самих себя, а затем и окружающих, что делает заботу о других неотъемлемой частью человеческой природы. Некоторые традиционно ценные предметы, такие как честь и здоровье, поощряются природой, и их следует искать, но не ради них самих. Они инструментально предпочтительнее, потому что научиться делать рациональный выбор между ними — это шаг к конечной цели «жизни в согласии с природой». Важна согласованность выбора, а не достижение целей. Образцы действий, способствующие такой жизни, были систематически систематизированы как kathēkonta , «правильные функции».

Добродетель и порок — это интеллектуальные состояния. Порок основан на «страстях»: это в корне ложные ценностные суждения, в которых мы теряем рациональный контроль, переоценивая вещи, которые на самом деле безразличны. Добродетель, совокупность наук, регулирующих моральный выбор, — это единственная вещь, имеющая внутреннюю ценность и, следовательно, подлинно «хорошая». Мудрые являются не только единственными обладателями добродетели и счастья, но также, как это ни парадоксально, того, что люди обычно ценят — красоты, свободы, силы и т. д. Какими бы географически разбросанными они ни были, мудрецы образуют настоящую общину или «город», управляемый естественным законом.

Более поздние фазы школы — это «средний стоицизм» Панетия и Посидония (второй — первый век до н. э.) и «римский» период (первый — второй век н. э.), представленный для нас преимущественно этическими сочинениями Сенеки, Эпиктета и Марка. Аврелий.

Ссылка на эту статью:
Седли, Дэвид. Стоицизм, 1998, doi: 10.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *