Понятие и основные особенности представления
12.06.2020
На основе создания, конструирования конкретных образов предметов и явлений, которые ранее воздействовали на наши органы чувств и которые мы когда-либо воспринимали, формируется представление.
Представление — наглядный образ предмета или явления, не воздействующего в данный момент на органы чувств. Таким образом, представление — это наглядный образ предмета, явления или события, возникающий на основе прошлого опыта (или. в результате ощущения и восприятия) путем его воспроизведения в памяти или в воображении.
Сравнивая образ представления с образами ощущения и восприятия, можно сказать, что представления — вторичный образ предмета или явления, сохраненный в памяти. Как и восприятия, представления чаще всего наглядны, поскольку представления — это образы. По сравнению с восприятием представления обычно отличаются меньшей яркостью. Кроме того, представления отличаются некоторой (то большей, то меньшей) фрагментарностью. При внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены. Вместе с тем у нас может быть единое общее представление об очень сложном целом, например общий образ какого-нибудь художественного произведения или конструкторского решения какой-либо машины.
По отношению к первичным образам представление обладает рядом особенностей. Попробуем мысленно представить дом, в котором мы когда-то жили, или событие, очевидцами которого были. Мысленный образ будет более бледным, фрагментарным (отдельные черты предмета, события выпадают) и неустойчивым.
Способность к представлениям, например зрительным, у людей различна: одни видят в сознании образ отчетливо, ярко, как в галлюцинациях, другие с трудом могут вызвать его в сознании. Однако наличие представлений может быть объективно проверено.
Каждый человек может что-то нарисовать по представлению. Понятно, что люди обладают различной способностью к рисованию, но у одного и того же человека одинаковые по сложности рисунки будут неодинаковыми по качеству: одни будут точнее передавать основные свойства предмета, другие будут значительно искажены. В первом случае можно говорить о наличии более полных, ясных, четких представлений, чем во втором.Представления очень неустойчивы и непостоянны. Исключение составляют люди, имеющие высокоразвитые представления, связанные с их профессиональной деятельностью. Так, например, у музыкантов это слуховые представления, у художников — зрительные, а у дегустаторов — обонятельные.
Представления — это результат переработки и обобщения прошлых восприятий. Без восприятия представления не могли бы сложиться. Так, у слепорожденных нет представлений о цветах и красках, у глухих от рождения нет звуковых представлений. Отличие представлений от восприятия состоит в том, что представления дают более обобщенное отражение предметов.
Представления обычно не бывают только слуховыми или только зрительными. Будучи представлением какого-либо предмета или явления, в восприятии которого обычно участвуют разные сферы ощущений, каждое представление включает компоненты разных сенсорных сфер. Однако представления, относящиеся к разным сенсорным областям, у одного и того же человека могут значительно отличаться друг от друга: например, быть очень яркими, устойчивыми, отчетливыми зрительными представлениями и, наоборот, бледными, нечеткими слуховыми представлениями.
Представление — изменчивое динамическое образование, каждый раз при определенных условиях вновь создающееся и отражающее сложную жизнь личности. Из всех многообразных отношений, в которые входит представление и которыми оно определяется, самым существенным является отношение представления к предмету. Оно в первую очередь регулирует те преобразования, которым представление подвергается.
Возникновение представлений имеет большое значение для всей сознательной жизни человека. Если бы у нас существовали только восприятия и не было представлений, мы были бы всегда прикованы к наличной ситуации, а воздействующие на наши рецепторы предметы управляли бы нашим поведением. Наши мысли, как и наши действия, были бы в исключительной власти настоящего. Ни прошлое, ни будущее не существовало бы для нас: все отошедшее в прошлое навсегда исчезало бы, будущее было бы закрыто. Внутренней жизни у нас не существовало бы; ведь представления создают тот план, на котором она развертывается.
Основная особенность представления заключается в том, что это — образ предмета, который на основе предшествовавшего сенсорного воздействия воспроизводится в отсутствие предмета. Представление точнее называть представлением памяти, так как оно связано с работой образной памяти. По сравнению с образами восприятия, образы представлений отличаются меньшей яркостью, фрагментарностью, обобщенностью и динамичностью. Благодаря участию процессов памяти именно в представлении делаются первые шаги на пути к абстракции и обобщению. В то же время представления — это не механическая репродукция образов восприятия, а изменчивое образование. Образ представления определяется как целями и задачами создания этого образа, так и индивидуальными особенностями человека, его интересами, направленностью. Создание образов представлений сопровождается микродвижениями, которые получили название идиомоторные.
Ключевые слова: Представление
Источник: Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем, шк., 2009.
Материалы по теме |
---|
Индивидуальные особенности представлений Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Индивидуальные особенности представления и его развития Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем… |
Воображение как процесс преобразования представлений Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Соотношение представлений, первичных образов памяти и персеверирующих образов Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Сущность представлений Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Виды представлений и их характеристика Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Метамодель Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия |
Память и представление Мясищев В. Н., Основы общей и медицинской психологии |
Представление в психологии это? Репрезентация что это?
Представление в психологии это? Репрезентация что это? Модели репрезентации. Отображение реальности. Воображение человека.
Здравствуйте, друзья! Сегодня мы с Вами продолжим рассматривать когнитивные процессы человека!
Блок 1. Представление. Что такое репрезентация знаний?В когнитивной психологии одним из самых важных структурных элементов познавательного аппарата человека называют процесс репрезентации знаний.
Репрезентация (фр. representation — представительство) — это опосредованное отображение в сознании человека образов восприятия предметов, событий.
Существуют различные теории, по-разному объясняющие процесс репрезентации знаний. Так Роберт Солсо (скачать книгу Роберт Солсо «Когнитивная психология. 6 изд.») выделяет пять моделей:
1. 1. Кластерная модель.Все понятия объединены в кластеры. Существует признаки, которые позволяют объединять в группы. Так, например, воробей, орел, страус легко размещаются в группу: птицы. Воробей, синица, снегирь, трясогузка в кластер: певчие птицы. Беркут, орел, сокол в группу: хищные птицы. В тоже время, страус, курица, гусь, корова, овца – это группа домашних птиц и животных. Страусы, зебры, антилопы гну – это представители фауны Африки.
1.2. Теоретико – множественная модель.Все понятия представлены в виде групп элементов, скоплений информации. Отличие этой модели от кластерной в том, что кроме ряда типичных элементов одной группы существует разделение по атрибутам, свойствам элементов, по ассоциациям. Так домашние животные умеют бегать, соответственно страус также бегает или представители фауны Африки постоянно мигрируют, соответственно страусы мигрируют. Атрибутами, объединяющими элементы, являются понятия: бегать и мигрировать.
1. 3. Модель сравнительных семантических признаков.Эта модель отличается от предыдущих тем, что выделяются ключевые свойства понятия, определяющие признаки и характерные признаки, являющиеся не ключевыми, случайными. При сравнении понятий субъект склонен выделять сначала типичные, определяющие признаки, по которым происходит объединение в группы и только затем могут выделяться условные, случайные признаки. Так смартфон в первую очередь — это средство связи точно также, как и стационарный телефон, при этом смартфон — это устройство для игр во вторую очередь, а стационарный телефон — это вторично элемент обстановки.
1.4. Сетевая модель.Понятия связаны между собой ассоциациями, набором свойств. Так собака – это животное. Это домашнее животное. Это друг. Это защитник. Это любимец. Это существо с четырьмя лапами. Собака лает. Собака может скулить. Подобные признаки, характеристики существуют не сами по себе, а соединены в обширные сети. Слово собака связано со многими другими словами, при этом наборы свойств отображаются на разных уровнях, узлах.
1.5. Нейрокогнитивная модель.Данная модель предполагает, что знания человека представлены в форме организации нейронных сетей. Точно также, как каждый нейрон связан тысячами синапсов с другими нейронами, каждое понятие связано с другими понятиями множественными отношениями. Возникают ассоциативные связи между словами, порождающие поток и постоянный переход от начального стимула, раздражителя в любом возможном направлении.
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО «Переговоры. Как избежать наказания со стороны начальника?!»
ЗАКАЗАТЬ обучение
Блок 2. Представление. Что это?Репрезентация знаний точно также, как и порождение мысленных образов являются составной частью представлений человека.
Представление – это процесс воспроизведения идей, содержащих прошлые образы восприятия, и порождение новых идей, моделирующих различные варианты виртуальной реальности, опосредующей деятельность по воссозданию условий для получения целевых результатов.
Представление – это не отдельный когнитивный процесс, который можно изолированно изучать.
Представление — это феномен психической деятельности, который включает в себя работу ощущений, восприятия, памяти, репрезентации, мышления, речи, интеллекта.
Статья «Структура памяти в психологии. Долговременная память человека это»
Статья «Память человека, ее значение, виды памяти и их особенности».
Статья «Внимание в психологии это, определение?»
Статья «Ощущение это в психологии, определение, кратко. Типы ощущений.»
Статья «Речь в психологии это? Язык это в психологии? Концепт это в лингвистике?»
Представления наряду с убеждениями и верованиями (ПУВ) объединены во вторичную репрезентативную систему.
Статья «Убеждение в психологии это? Как переубедить человека, психология?».
Статья «Верования это, определение. Ценностная установка это?»
Представление связано с познанием мира. Так, во время переговоров субъект не только изучает человека напротив, процесс взаимодействия, самого себя, а также генерирует мысли, связанные с устройством будущего, по отношению к которому будут предприняты или не предприняты действия. Социальное окружение, в котором живет человек оказывает на него детерминирующее воздействие. Без культурно –исторического наследия, которое в сжатом виде усваивает индивид, практически не возможны его социализация, адаптация в обществе и создание для себя условия благополучной жизни. Субъект постоянно категоризует новую информацию, сравнивает ее с прототипами, выстраивает схемы, воссоздает новые формы и закрепляет их, создавая шаблоны.
Так А.Р. Лурия (скачать книгу Лурия А. Р. «Лекции по общей психологии») следующим образом дает определение представлению:
«Образ представления является в конечном счете не пассивным отпечатком нашего зрительного восприятия, а итогом его анализа и синтеза, абстракции и обобщения, иначе говоря, результатом кодирования, воспринимавшегося в известную систему».
Выделяют два основных блока при рассмотрении представления. Представление как отображение и представление как воображение.
Заказать услугу «Переговоры — Сценарии!»ЗАКАЗАТЬ обучение
Блок 3. Представление. Отображение.Во-первых, представление – это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте. Так, человек легко вспоминает свой прошлый опыт, например, как выглядит собственный мобильный телефон. При этом образы представления существенно богаче, чем образы восприятия, тогда как в жизни обычно реальные вещи кажутся более ясными. Это связано с тем, что образы представления полимодальные.
Представление о смартфоне включает в себя не только его внешний вид, а также тактильные ощущения, звук вызова, понимание работы программных приложений, схемы действий при выборе функции. Эти преставления в совокупности дают существенно более полную информацию, чем непосредственный образ восприятия смартфона. Представление о смартфоне — это сложный продукт суммарной работы многих когнитивных процессов.
Человек выделяет отдельные атрибуты предмета, сравнивает их с прототипом. Образы фрагментарны. Характеризуются обобщенностью разного масштаба. Это индивидуальный образ воспоминания о феномене не вообще, а в том виде и контексте, где произошла «встреча» с ним. Однако возможны представления, где существует обобщенный прототип с размытыми границами, который не является ранее воспринятым предметом, это скорее некая комбинация ключевых функциональных свойств. Что в свою очередь приводит к искажениям мышления.
Статья «Законы логики Аристотеля. Критика логики. Ошибки в мышлении».
Представление – это образное, обобщенное знание о феномене, объекте так, как это представляется независимо от контекста, в котором он был воспринят. Представление переработано в сознании.
Статья «Что такое сознание в психологии? Свойства сознания. Связь с мозгом».
Обобщение может затрагивать целые классы явлений. Представления являются производными мыслительного процесса и мысли как его элементарной единицы.
Статья «Мышление это в психологии, определение? Мыслительные операции это?»
Представления формируются под влиянием идей других людей в том числе. Представления связаны друг с другом. Преимущественно связи ассоциативные.
Образ представления отличается от образа восприятия.
Статья «Восприятие в психологии это, определение? Признаки восприятия.»
Представления различаются по степени яркости, отчетливости, устойчивости, полноты или бледности, фрагментарности, схематичности и т.д.
Блок 4. Представление. Воображение.
Во – вторых, представление – это воспроизведенный образ предмета, события, представляющий собой модель потенциально возможного будущего опыта. Представление – это в том числе воображение, когда образ предмета безотносителен к ранее воспринятому феномену. Это динамическое образование. Представление в данном понимании это видение будущего, это мысленный план, который предполагает его исполнение. Данный процесс является активным и в то же время не означает однозначной последующей реализации образа будущего в деятельности человеком.
Так А. В. Петровский (скачать книгу Петровский А. В. «Введение в психологию») разделяет воображение на пассивное и активное.
1. Пассивное воображение.
Не сопровождается последующим волевым актом. Пассивное воображение может быть преднамеренным по типу грез и непреднамеренным, возникающим при снижении сознательного контроля.
2. Активное воображение
Происходит последующая реализацией задуманного. Активное воображение разделяется на творческое, когда субъект создает новые образы с последующей реализацией в ценных продуктах деятельности и воссоздающее, когда человек воспроизводит образы, согласно сценарию.
Воображение во всех случаях воссоздает модели виртуальной реальности, т.е. отсутствующей в действительности.
Статья «Картина мира это? Виртуальная реальность, определение».
Виртуальность данных моделей может носить промежуточный характер, когда последующая деятельность претворяет виртуальную реальность в условно объективную, происходит воссоздание мысленного плана.
Статья «Квантовая физика для чайников. Объективная реальность что это?»
Степень отвлеченности виртуальной реальности от условно объективной реальности предполагает воссоздание как полной иллюзии, что проявляет себе, например, в фантастических литературных произведениях так и практически точной протомодели будущего, например, технический проект самолета.
Статья «Сознание человека и квантовая физика. Эверетт Хью».
Воображение это не изученный полностью психический процесс. Способности человека управлять собственной вегетативной нервной системой, регулировать замедление или ускорение процессов метаболизма находятся в области воображения.
Статья «Как изменить себя и свою жизнь, с чего начать?»
Генерируя образы нового события, человек в действительности способен такой мыслью – образом совершить невероятный прорыв, поставив под контроль такие процессы, как продолжительность человеческой жизни, которая по расхожему пониманию находится вне зависимости от воли субъекта.
Собственно, сам процесс познания невозможен без воображения. Удивительным остается тот факт, что при значительных усилиях, предпринимаемых учеными – когнитивистами на протяжении десятилетий, направленными на изучении памяти, мышления, восприятия незаслуженно остается в стороне воображение, тогда как разгадка таинства разума человека скорей всего находится в воображении, в способности человека генерировать новые виртуальные миры, находящиеся за пределами текущего представления, как отображения условно объективной реальности!
На сегодня мы закончим первую часть темы, а со второй Вы скоро познакомитесь!
Перейти на сайт «Психолог Якимов Владислав»
УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya
Друзья, ставьте лайки, это ведь Ваше отношение не просто к данной статье, это Ваше отношение к людям, к миру. Это Ваша стратегия поведения! Будьте позитивны и дарите пальчики вверх людям вокруг! И пишите свои комментарии, ведь так важно быть услышанным и здесь Вас услышат тысячи других умных людей!
Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!
Спасибо за Ваше внимание! С Вами был Якимов Владислав! До встречи и пока!
Все статьи сайта!
Друзья! Подпишитесь на мою рассылку, чтобы прочитать новые статьи в блоге и присоединяйтесь к 2811 остальным подписчикам! Обещаю! Никакого спама!
Имя *
Адрес электронной почты *
Политика конфиденциальности * ознакомлен(а)
Ментальное представление | Encyclopedia.com
Люди окружены изображениями. Некоторые из них встречаются естественным образом, например, кольца деревьев и следы, а другие являются искусственными, например, слова и фотографии. Каково бы ни было их происхождение, все они имеют одну фундаментальную особенность: они обозначают что-то. Годичные кольца обозначают возраст дерева; следы обозначают существо, которое их оставило; фотография означает то, что она изображает; а собственное имя обозначает лицо, названное так.
Имеются убедительные доказательства того, что репрезентации не ограничиваются внешним миром; они фигурируют и в психической жизни людей. Иллюзии восприятия обеспечивают интуитивную мотивацию: прямое весло в воде кажется согнутым, люди с ампутированными конечностями могут испытывать «фантомные» тактильные ощущения в отсутствующей конечности, а некоторые серии тонов звучат так, как будто их высота постоянно повышается. В каждом из этих случаев естественно объяснить явление, постулируя мысленные представления (хотя и неверные).
История
Западная интеллектуальная традиция давно признала важность репрезентации в мысли. Драматический пример дает философ Рене Декарт (1596–1650), выдвинувший гипотезу о существовании «злого демона», который всячески обманывал его, делая всех его мысленных представлений ложными. Акцент Декарта на роли мысленных представлений в мышлении оказал влияние, и последующие мыслители — Джон Локк (1632–1704), Дэвид Юм (1711–1776), Джордж Беркли (1685–1753) и Джон Стюарт Милль (1806–1873) , чтобы назвать горстку — расширили обсуждение.
Современная работа по ментальной репрезентации во многом обязана теории вычислений, как и современной философии. В середине ХХ века в психологии господствовал бихевиоризм, согласно которому ментальные сущности, даже если они и существуют, не играют теоретической роли в объяснении поведения. Вместо этого поведение должно было объясняться исключительно с точки зрения паттернов «стимул-реакция». Однако в 1950-х годах противники утверждали, что эта цель недостижима; необходимо постулировать внутренние представления. Более того, эти исследователи вооружены новым мощным инструментом — методами и концепциями теории вычислений.
Абстрактные принципы обработки информации, на которых основаны такие устройства, как персональные компьютеры, составляют теорию вычислений. Согласно этой теории, вычисление состоит в манипулировании символами по правилам. Например, рассмотрите возможность деления в длину с помощью карандаша и бумаги. Задача записывается на бумаге в виде набора числительных, и ее решение включает многократное применение ряда основных правил: деление, умножение, вычитание, написание дополнительных символов на бумаге и т. д. Аналогичным образом влиятельный предшественник современных компьютеров, предложенный в 1936 математика Алана Тьюринга (1912–1954) — состоит из ленты для хранения символов, средства записи и чтения символов на ленту и с ленты, а также контроллера, инкапсулирующего правила выполнения вычислений с использованием этих символов.
Машины Тьюринга являются машинами только по названию; на самом деле это абстрактные определения, введенные для решения проблемы математической логики. Тем не менее, он и другие поняли, что физически могут быть реализованы модификации этих машин. Это был лишь небольшой шаг, чтобы сделать вывод, что человеческие когнитивные процессы являются вычислительными, включая манипулирование ментальными представлениями в соответствии с «правилами мышления».
Владея концептуальными инструментами вычислений, противники бихевиоризма инициировали волну исследований ментальной репрезентации, а также создали совершенно новые области исследований, такие как искусственный интеллект и компьютерная лингвистика.
В современных исследованиях значительное внимание уделяется трем вопросам: как мысленные представления обретают свое содержание? Каким условиям должна удовлетворять сущность, чтобы быть ментальным представлением? И каков формат мысленного представления?
Ментальное содержание
Что касается ментального содержания, одна из гипотез состоит в том, что содержание представления определяется той ролью, которую оно играет в общей системе ментальных представлений человека. В качестве аналогии рассмотрим шахматные фигуры: разница между конем и слоном состоит в том, что у них разные способы движения — они играют разные роли в игре. Точно так же ментальные репрезентации с различным содержанием различаются по типам выводов, которые они вызывают: вера в то, что Том высокий, приводит к другим выводам, чем вера в то, что он красив, и каждое из этих убеждений будет результатом различных наборов предшествующих убеждений. Возможно, тогда эти различия в ролях конституируют содержание этих верований.
Одна из трудностей, с которыми сталкиваются такие теории, заключается в том, что, поскольку маловероятно, что какие-либо два человека будут иметь точно такую же сеть представлений, никакие два человека не обладают убеждениями с одинаковым содержанием — результат, противоречащий здравому смыслу. Кроме того, неясна связь между игрой определенной роли и «защитой» чего-либо. Как репрезентации начинают относиться к вещам внешнего мира?
Альтернативная теория уделяет больше внимания отношениям представления и мира, предполагая, что содержание представления определяется его сходство с вещами в мире. Просто картина Наполеона Бонапарта представляет Наполеона (а не Авраама Линкольна), потому что она выглядит как Наполеон (а не Линкольн), ментальное представление имеет то содержание, которое оно имеет, потому что оно похоже на то, что оно представляет. Это предложение также сталкивается с проблемами. Например, если представление, напоминающее что-то, означает изображение, то как могут быть представлены абстрактные сущности (например, «справедливость»)?
Потомок теории подобия выдвигает гипотезу о том, что причинно-следственные связи представления с окружающей средой фиксируют содержание этого ментального представления. Согласно простой версии этой теории, содержание определяется вещами, которые обычно вызывают это представление. Например, понятие «орел» имеет то содержание, которое у него есть, потому что орлы (в отличие от других видов животных) заставляют думать об орлах, то есть конкретизировать это представление.
Несмотря на очевидные недостатки этой простой теории (например, если утка заставляет кого-то думать об орлах, то утки являются частью содержания репрезентации «орла»), более сложные каузальные теории содержания остаются популярными.
Природа мысленного представления
Все представления имеют содержание; но обладают ли они обычно и другими функциями? Одно предложение состоит в том, что для того, чтобы сущность была представлением, она также должна быть способна представлять свой объект в отсутствие этого объекта. В этом случае, например, уровень ртути в термометре не будет представлять температуру комнаты, потому что ртуть не может соответствовать этой температуре в ее отсутствие: если бы температура была другой, уровень изменился бы.
Даже когда это ограничение соблюдается, можно различить разные типы мысленных представлений. Например, в течение дня подсолнух поворачивается лицом к солнцу. Более того, это вращение продолжается даже тогда, когда солнце закрыто. Следовательно, само собой разумеется, что где-то существует физический процесс, который представляет положение солнца и направляет вращение цветка в те моменты, когда солнца нет. Однако подсолнух мало что может сделать с этим изображением, кроме как управлять своим вращением. Люди, напротив, не подвержены этому ограничению. Например, увидев кошку, человек может представлять ее присутствие в этот момент. Кроме того, человек может думать о кошке в ее отсутствие. Но, в отличие от подсолнуха, этот человек тоже может думать произвольные мысли о коте: «Этот кот был толстым»; «Этот кот принадлежал Наполеону» и т. д. Кажется, что репрезентация «кошки» может быть использована для формирования более крупных — и совершенно новых — агрегатных репрезентаций. Таким образом, обладание содержанием является необходимой чертой ментальной репрезентации, но могут быть и дополнительные черты.
Формат представления
Некоторые представления играют определенные роли лучше, чем другие. Например, французское предложение передает информацию носителю французского языка более эффективно, чем такое же предложение на суахили, несмотря на то, что два предложения имеют одинаковое значение. В этом случае два предложения имеют одно и то же содержание, но различаются тем, как они его представляют; то есть они используют разные форматы представления. Проблема определения правильного репрезентативного формата (или форматов) для ментальной репрезентации является предметом текущих междисциплинарных исследований в когнитивных науках.
Выше была упомянута одна гипотеза: человеческое познание состоит в манипулировании ментальными символами в соответствии с «правилами мысли». Согласно влиятельной версии этой теории Джерри Фодора, познание требует «языка мысли», действующего в соответствии с вычислительными принципами. Отдельные понятия — это «слова» языка, и правила определяют, как понятия собираются в сложные мысли — «предложения» в языке. Например, думать, что кошка лежит на коврике, значит брать необходимые понятия (то есть понятие «кошка», понятие «коврик», относительное понятие о том, что одна вещь лежит поверх другой, и т. д.) и собирать их в мысленное предложение, выражающее эту мысль.
Теория обладает рядом преимуществ, не последним из которых является то, что она может объяснить человеческую способность мыслить произвольно. Точно так же, как грамматика английского языка позволяет строить бесконечное количество предложений из конечного набора слов, при наличии правильного набора правил и достаточного количества основных понятий, можно собрать любое количество сложных мыслей.
Однако искусственные нейронные сети могут предоставить альтернативу. Вдохновленные структурой и функционированием биологических нейронных сетей, искусственные нейронные сети состоят из сетей взаимосвязанных узлов, где каждый узел в сети получает входные данные и отправляет выходные данные другим узлам в сети. Сети обрабатывают информацию, распространяя активацию от одного набора узлов (входных узлов) через промежуточные узлы (скрытые узлы) к набору выходных узлов.
В середине 1980-х важные теоретические достижения в исследованиях нейронных сетей ознаменовали их появление в качестве альтернативы языку мысли. В то время как последняя теория утверждает, что обдумывание мысли включает в себя сборку некоторого мысленного предложения из составляющих понятий, учетная запись нейронной сети рассматривает мысленные представления как паттерны активности в узлах сети. Поскольку множество узлов можно рассматривать как упорядоченный набор из n , шаблоны активности можно понимать как точки в n -мерное пространство. Например, если сеть содержит два узла, то в любой момент их активация может быть нанесена на двумерную плоскость. Итак, мышление состоит в переходах между точками этого пространства.
Искусственные нейронные сети обладают рядом особенностей, которые согласуются с аспектами человеческого познания. Например, они архитектурно похожи на биологические сети, способны к обучению, могут обобщать новые входные данные и устойчивы к шумам и повреждениям. Нейросетевые отчеты о ментальной репрезентации защищали мыслители в различных дисциплинах, в том числе Дэвид Румельхарт (психолог) и Патрисия Черчленд (философ). Тем не менее, сторонники языка мысли продолжают использовать мощный набор аргументов против жизнеспособности нейросетевых объяснений познания. Один из них уже встречался выше: люди могут думать произвольно. Недоброжелатели обвиняют сети в том, что они не в состоянии объяснить это явление — если, конечно, они не реализуют репрезентативную систему, облегчающую построение сложных репрезентаций из примитивных компонентов, то есть если они не реализуют язык мысли.
Тем не менее, исследования искусственных нейронных сетей продолжаются, и вполне возможно, что эти возражения будут встречены. Тем более, что есть и другие кандидаты.
Одна из таких гипотез — подробно исследованная психологом Стивеном Кослином — состоит в том, что ментальные представления являются образными, своего рода «ментальной картиной». Например, когда людей спрашивают, сколько окон в их домах, люди обычно сообщают, что отвечают «», представляя, как идет по их дому. Точно так же в одном эксперименте испытуемым показывали карту с разбросанными по ней объектами. Карта убирается, и им предлагается решить, учитывая два предмета, какой ближе к третьему. Время, необходимое для принятия решения, зависит от расстояния между объектами.
Естественное объяснение состоит в том, что люди используют ментальные образы. В первом случае они формируют образ своего дома и мысленно исследуют его; во втором осматривается мысленный образ карты, и субъект «путешествует» с фиксированной скоростью от одного объекта к другому.
Результаты эксперимента с картой кажутся труднообъяснимыми, если, например, карта была представлена мысленно как набор предложений на языке мысли, почему тогда были бы различия во времени отклика? То есть различия во времени реакции как бы получены «даром» от образного формата мысленных представлений. Недавняя разработка теории мысленных образов предполагает, что познание включает в себя сложные «масштабные модели», которые не только кодируют пространственные отношения между объектами, но и реализуют смоделированную физику, тем самым также обеспечивая прогнозирование причинных взаимодействий.
Несмотря на потенциальные преимущества, оппоненты утверждают, что неимагистическое объяснение доступно для каждого явления, в котором задействованы ментальные образы, и, кроме того, предполагаемые нейробиологические доказательства существования образов неубедительны.
Возможно, самое радикальное предположение состоит в том, что не существует такой вещи, как мысленная репрезентация, по крайней мере, в традиционном понимании. Согласно описаниям динамических систем, познание не может быть успешно проанализировано путем постулирования дискретных ментальных представлений, таких как описанные выше. Вместо этого для описания поведения когнитивных систем следует использовать математические уравнения, аналогично тому, как они используются, например, для описания поведения жидкостей. Такие описания не постулируют содержательных репрезентаций; вместо этого они отслеживают особенности системы, имеющие отношение к объяснению и предсказанию ее поведения. В пользу такой теории некоторые философы утверждали, что традиционный анализ познания недостаточно надежно учитывает тонкости когнитивного поведения, в то время как динамические уравнения являются. То есть некоторые виды динамических систем вычислительно более мощные , чем традиционные вычислительные системы: они могут делать вещи (вычислять функции), которые традиционные системы не могут. Следовательно, возникает вопрос, потребует ли адекватный анализ мысленных представлений этой дополнительной силы. В настоящее время вопрос остается нерешенным.
См. также Сознание ; Разум ; Философия разума .
библиография
Дэвис, Мартин, изд. Неразрешимое: основные статьи о неразрешимых предложениях, неразрешимых проблемах и вычислимых функциях. Хьюлетт, Нью-Йорк: Raven Press, 1965. В этом томе собраны исторически важные статьи о логических основах вычислений.
Фодор, Джерри А. Язык мысли. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1975.
——. Теория содержания и другие очерки. Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1990.
Хогеланд, Джон, изд. Дизайн разума II. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1997. Всесторонний сборник важных философских эссе по ментальной репрезентации, начиная от классических работ по искусственному интеллекту и заканчивая более поздними разработками, такими как искусственные нейронные сети и динамические системы.
Ходжес, Эндрю. Алан Тьюринг: Загадка. New York: Simon and Schuster, 1983. Эта захватывающая биография Алана Тьюринга предлагает, помимо многих других идей, хорошо написанные неформальные отчеты о вкладе Тьюринга в логику и вычисления, в включая его теории о роли ментального представления в познании.
Косслин, Стивен М. Изображение и мозг: разрешение споров об образах. Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1994.
Маккартни, Скотт. Eniac: триумфы и трагедии первого в мире компьютера. Нью-Йорк: Уокер, 1999.
Макклелланд, Джеймс Л., Дэвид Э. Румельхарт и исследовательская группа PDP. Параллельная распределенная обработка: исследования микроструктуры познания. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1986. Эти работы, опубликованные в двух томах, сыграли важную роль в возвращении искусственных нейронных сетей в когнитивную науку.
Уотсон, Джон Б. «Психология, как ее видит бихевиорист». Психологический обзор 101, вып. 2 (1913/1994): 248–253. Классическое изложение бихевиористской программы в психологии пионером в этой области.
Уотсон, Ричард А. Репрезентативные идеи: от Платона до Патриции Черчленд. Дордрехт, Нидерланды и Бостон: Kluwer, 1995.
Whit Schonbein
Важность репрезентации в психологии
Этот пост в блоге был написан Дэмиеном В. Риггсом, Элизабет Пил и Соней Эллис.
На протяжении более века специалисты по психологии пытались разобраться с темами секса, гендера и сексуального разнообразия. Начиная с работы Фрейда и продолжая добавлением полового, гендерного и сексуального разнообразия в различные версии Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, психологические дисциплины, к лучшему или к худшему, играли заметную роль в том, как лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров, интерсексуалов и квир (ЛГБТИК) понимают.
Источник: использовано с разрешения Cambridge University Press
В частности, в области психологии ранние исследования в значительной степени использовали патологический подход, стремясь продемонстрировать семейные «причины» гомосексуализма или гендерного разнообразия. Хотя из этого есть заметные исключения, например, в работах Эвелин Хукер и Джун Хопкинс, психология в середине 20-го века была питательной средой для теорий, которые были либо менее чем положительными, либо полностью патологизирующими лесбиянок и геев в частности. В то же время психологи играли все большую роль в обеспечении доступа трансгендеров к услугам.
Таким образом, с точки зрения репрезентации, первые набеги психологии на жизнь ЛГБТИК-людей были в значительной степени негативными и служили закреплению в обществе воображаемых стереотипов о ЛГБТИК-людях, которые существуют и по сей день. К ним относятся предположения о беспорядочных половых связях среди геев и бисексуалов, мнение о том, что принадлежность к полу определяет пол, убеждение, что гендерное и сексуальное разнообразие можно «исправить» с помощью терапии, а также предположение, что гомосексуальность представляет собой психическое расстройство.
Однако с 1980-х годов развилось новое течение психологии, главной целью которого было утверждение жизни ЛГБТИК-людей. Часто (хотя и не всегда) под руководством самих ЛГБТИК-исследователей и клиницистов это утверждающее направление психологии бросало вызов стереотипам, изложенным выше, и выступало за изменения как внутри дисциплины, так и в обществе в целом. В этот же период психологические ассоциации сформировали свои собственные группы, сети и формальные структуры, которые стремились признать изучение жизни ЛГБТИК-людей отдельной областью психологии.
Второе издание нашего учебника «Психология лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров, интерсексуалов и квир-психологов: введение» знаменует собой важный момент в развитии этой области психологии. Он служит для того, чтобы подчеркнуть, как много было сделано с момента первоначального утверждения психологических подходов к жизни ЛГБТИК-людей. Это также подчеркивает, как далеко нам еще предстоит зайти, особенно в том, что касается инклюзивных и утверждающих представлений о жизни людей, рожденных с интерсексуальными вариациями, людей с небинарным полом и квир-людей.
Центральное место в нашей книге занимает репрезентация: как жизнь ЛГБТИК представлена в психологии, как психология может играть важную пропагандистскую роль с точки зрения создания позитивных и подтверждающих представлений о ЛГБТИК, и как психология как дисциплина понимает свою отношение к области психологии ЛГБТИК. Представительство, как мы утверждаем, — это не просто нечто большее. Скорее, речь идет о лучшем, большем и критическом представлении людей ЛГБТИК: представлениях, которые бросают вызов идее о том, что существует одно единственное ЛГБТИК-повествование, представлениях, которые признают разнообразие в жизнях ЛГБТИК-людей, и представлениях, которые принимают во внимание дисциплину психология по своим историческим (а в ряде случаев и продолжающимся) менее чем положительным представлениям.
Важно отметить, что, как мы уже говорили в первом издании нашей книги, гетеросексуальный и/или цисгендерный психолог или исследователь может быть «ЛГБТИК-психологом». Хотя, как мы предположили выше, в области ЛГБТИК в основном лидируют ЛГБТИК-люди, это не ограничивает область какой-либо определенной группой, и, безусловно, гетеросексуальные и/или цисгендерные люди внесли жизненно важный вклад в психологическое изучение жизни ЛГБТИК-людей. . Действительно, мы бы предположили, что для того, чтобы репрезентация в рамках психологии действительно включала представителей ЛГБТИК, требуется голос всех.