Понятия о представлении. Сущность представления
Представление— процесс мысленного воссозданияобразовпредметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств («название результата процесса»). Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов («название процесса»).
Свойства
Представлениям присущи такие основные свойства, как наглядность, фрагментарность, неустойчивостьиобобщенность.
Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков.
Фрагментарность
Неустойчивость. Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей; постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется».
Обобщенность. Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. Как указывает B.C. Кузин, представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нем материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Новое объединяется со старым. Представления – это результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Береза как образ представления – итог всех прошлых восприятий берез как непосредственно, так и на изображениях. Поэтому представление, обобщая конкретный предмет (или явление), одновременно может служить обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств.
Воображение. Природа воображения. Характеристика представлений
Воображение — процесс отражения действительной реальности за пределами существующих связей и отношений. Направлено на создание продуктов, не имеющих в реальной действительности аналогов и заменяющих ее. Это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и определенным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний.
Воображение — процесс познания, может предсказать тенденции развития действительности, задавая направления для этого пути. Степень активности воображения обусловливает его классификацию.
Два типа воображения: активное (репродуктивное и творческое) и пассивное (сон, грезы, мечты).
Видения, являющиеся человеку либо во сне, либо в бреду, не зависят от его желаний видеть именно этот образ. Грезы подразумевают возможность по собственному усмотрению вызвать их содержание. Мечты — более активный вариант грез, это образ желаемого будущего, более связанного с действительностью, чем грезы. Их человек обычно старается претворить в реальность.
Воссоздание образов, сотворенных другими, связано с репродуктивным воображением. При этом регулируется не только содержание, но и яркость, живость образов.
Наибольшую активность и субъективность предлагает творческое воображение, когда содержание продукта полностью зависит от автора, от его мыслей, чувств, опыта. В воображении (как и в мышлении) используются несколько операций: комбинирование, агглютинация, гиперболизация, типизация.
Комбинирование — произвольное соединение, сравнение качеств и черт разных объектов в едином образе.
Агглютинация — особый вид комбинирования, соединяет несоединимые в реальности части.
Яркость и выразительность образа повышает гиперболизация. Она выдвигает на первый план только какие-то отдельные его черты. С намеренным усилением какой-то одной черты образа связано акцентирование. Особенность его в том, что здесь выделяют деталь, которая становится доминантной.
Типизация — обобщение характерных для данной группы людей черт. Полностью игнорируются все личные качества, но правдоподобие сохраняется.
Воображение связано с мышлением, эмоциями, памятью.
Функции воображения:
• представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи;
• регулирование эмоциональных состояний;
• произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
• формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
• планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.
studfiles.net
Что такое представление в психологии человека
Что такое представление в психологии. Понятие представления в психологии. Два типа представлений в психологии человека. Представление памяти и представление воображения.Что такое представление и какую роль процесс имеет для психологии человека? Для начала, следует разобраться, как мы узнаем об окружающем мире? Как с самого раннего возраста получаем сведения о предметах и образах? С малых лет в мозг поступают данные по средствам восприятия и ощущений, которые передаются органами чувств: глазами, ушами, по средствам тактильного контакта и прочее.
Например, когда мы слышим рассказы о далеких странах или красивых местах, видим различные фотографии, прикасаемся к чему-либо, мы в голове воспроизводим остальные характеристики (внешний вид, состав, условия). Все, что хотя бы раз мы увидели или услышали, никуда не девается и не исчезает, вся информация и образы остаются в памяти навсегда.
Любое восприятие обеспечивается мышлением, письменностью, памятью и др., за счет чего формируется представление.
Что такое представление в психологии
Это всего лишь начало психологических процессов восприятия окружающего мира, которые происходят в мозге человека. Самым важным аспектом является момент, когда услышанные данные или запомнившиеся картинки, начинают «всплывать» в голове человека специально или непреднамеренно.
Такие образы, которые мы вспоминаем, называются последовательными и в квалификационных психологических кругах получили название — «представление». Именно благодаря восприятию предметов, объектов, которое имело место когда-то в прошлом, пусть даже мимолетно, обусловлено само преставление.
Два типа представлений
Представление в психологии характеризуется двумя основными процессами:
- Память;
- Воображение.
Итак, представление памяти, основывается на полученной в прошлом информации, в реальности. Таким образом, для того чтобы запустить процесс восприятия памяти необходимо чтобы человек действительно увидел или услышал когда-либо данные, которые сейчас вспомнил.А есть другое представление. Оно происходит по средствам воображения – это совершенно другое дело.
Человеческий мозг устроен так, что может некоторые детали объекта или предмета просто додумать самостоятельно, получив хотя бы минимум информации. Представление воображения позволяет отобразить то, чего никогда не видел, к примеру, не многие бывали в тропиках, зато практически все видели фотографии, и на основании этого человеческое воображение вполне способно задействовать воображение и достаточно реалистично сформировать представление о них.
Собственно чем больше человек видит, слышит, читает, чем больше он интересуется, тем более реалистичные картинки в дальнейшем может создать воображение.
При этом стоит понимать, что такая активность благотворна не только для воображения, но еще и для остальных психологических процессов, участвующих в познавательной деятельности. Например, для памяти, интеллекта, творческих способностей.
Развивайте и тренируйте способность представлять — это один из трех фундаментальных основ здорового интеллекта!
Данная статья входит в цикл статей о памяти.
Часть первая [Вы прочитали её выше] Что такое представление в психологии
Часть вторая Индивидуальные особенности формирования представлений
Часть третья Функции представления в психологии человека
Часть четвертая Индивидуальные особенности представления в психологии человека
Похожие записи
Вконтакте
Google+
Мой мир
Одноклассники
razvitie-intellecta.ru
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (в психологии) — это… Что такое ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (в психологии)?
- ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (в психологии)
- (англ. representation, mental representation ) — наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении. В связи с этим различают П. памяти (см. Представления памяти) и П. воображения.
Поскольку П. возникают в отсутствие относящихся к ним объектов, они обычно менее ярки и менее детальны, чем восприятия, но в то же время более схематизированы и обобщены: в них отражаются наиболее характерные наглядные особенности, свойственные целому классу сходных объектов. Однако степень обобщенности в П. м. б. разной; в связи с этим различают единичные и общие П.: единичные П. более индивидуальны и конкретны по своей наглядности, чем общие, но и в единичных П. содержится известное
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
- ПРЕДПОНЯТИЕ
- ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
Смотреть что такое «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (в психологии)» в других словарях:
представление в психологии — образ предмета (или явления), воспроизведенный в сознании на основе прошлых впечатлений или благодаря воображению … Большой медицинский словарь
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — образ раннее воспринятого предмета или явления (П. памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувств. отражения в виде нагляднообразного знания. В отличие от восприятия П. поднимается над непо средств … Философская энциклопедия
представление — ПРЕДСТАВЛЕНИЕ наглядный чувственный образ предметов и ситуаций действительности, данный сознанию и, в отличие от восприятия, сопровождающийся чувством отсутствия того, что представляется. Различают П. памяти и воображения. Наиболее… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, воспроизведенный памятью образ от бывших ранее раздражений. Прежняя психология проводила резкую грань между ощущением (см.) и П. Ощущение получается при непосредственном воздействии на нас предмета, напр. мы ощущаем красный цвет… … Большая медицинская энциклопедия
Представление (философия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Представление. Представление (repraesentatio, нем. Vorstellung) вторичный образ, воспроизведённое памятью и вызванное в сознании ощущение или восприятие. Представлением также называется … Википедия
представление — сущ., с., употр. часто Морфология: (нет) чего? представления, чему? представлению, (вижу) что? представление, чем? представлением, о чём? о представлении; мн. что? представления, (нет) чего? представлений, чему? представлениям, (вижу) что?… … Толковый словарь Дмитриева
Представление — – 1. вообще – любой способ, в котором индивиду подаётся материал для изучения или ознакомления; 2. в эксперименте – помещение стимула перед испытуемым; 3. в психоанализе – то, что даёт возможность психике представить себе нечто, в данный момент… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
представление — Нем.: Vorstellung. Франц.: reprйsentation. Англ.: idea or presentation. Исп.: representaciфn. Итал.: rappresentazione. Португ.: representaзao. • Классический термин философии и психологии: «То, что человек представляет, то, что образует… … Словарь по психоанализу
Представление — (repraesentatio, Vorstellung) воспроизведенное памятью и вызванное в сознании ощущение. В более широком значении словом П. означается всякое воспроизведенное памятью состояние сознания: например, исчезнувшее чувство может быть воспроизводимо… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств. П., в к рых более или менее точно воспроизводится образ чего то, прежде воспринятого, являются П. памяти. П., в к рых прошлые восприятия настолько… … Российская педагогическая энциклопедия
psychology.academic.ru
Представление (психология) — WiKi
Ментальная репрезентация (англ. mental representation) или когнитивная репрезентация (англ. cognitive representation) — это актуальный умственный образ того или иного конкретного события, то есть субъективная форма видения происходящего [2].
Ментальная репрезентация (ментальная образность вещей, которые на самом деле не присутствуют в чувствах [3]) современной философии, особенно в таких областях метафизики, как философия сознания или онтология, является одним из преобладающих способов объяснения и описания природы идей и различных концепций.
Ментальные репрезентации (или мысленные образы) позволяют представлять вещи, которые человек до этого никогда не испытывал, а также те вещи, которых не существует в природе [4]. Например, человек может представить себя в том месте, где до этого никогда не был. Несмотря на то, что это либо никогда не происходило, либо невозможно в принципе, человеческий мозг способен создавать ментальные образы предметов, явлений или действий.
И хотя первоначальным и самым ярким будет именно визуальное представление, ментальные образы могут также включать в себя представления в любом из сенсорных модальностей, таких как слух, обоняние или вкус.. В своих исследованиях «The Case for Mental Imagery» американский философ Стивен Косслин предположил, что с помощью визуализации объектов человек способен справляться с проблемами путём мысленного представления путей их решения [5].
Подходы к пониманию
Вопрос о ментальных репрезентациях уходит корнями к работам первого поколения когнитологов. Именно тогда и вплоть до 1990-х годов проблемы, касавшиеся определения репрезентаций и их роли в процессах мышления, были объявлены ключевыми как для когнитивной психологии, так и для когнитивной лингвистики, а само понятие репрезентации широко обсуждалось в зарубежной литературе, особенно в литературе, посвящённой исследованиям искусственного интеллекта. Это было обусловлено интересом когнитологов первого поколения к природе знания как такового и к сущности разнообразных мыслительных процессов, относящихся к его возникновению и его использованию, а также к когнитивным способностям, участвующим в этих процессах[6].
В когнитивной психологии
Специалисты по искусственному интеллекту указывали на то, что знание и его репрезентация – это главные проблемы когнитивной науки, формулируемые здесь как вопросы о том, «какие структуры данных целесообразны для представления знаний» и «какие операции на этих когнитивных структурах необходимы для того, чтобы обеспечить разумное поведение человека» [7].
Спустя почти десять лет в своей работе «Введение в когнитивную науку» канадский философ П. Тагард заметил, что «большинство когнитологов соглашаются с тем, что знание в разуме человека состоит из ментальных репрезентаций» и что «когнитивная наука утверждает: люди обладают ментальными процедурами, которые оперируют ментальными репрезентациями для осуществления мышления и действий» [8]. Он считал, что к основным типам конгнитивистских ментальных репрезентаций относятся: правила, концепты, аналогии, образы и так называемые «коннекционистские связи» (искусственные нейронные сети).
В когнитивную науку понятие репрезентации пришло из психологии, где оно, однако, использовалось в имело более узком смысле. Не соглашаясь с Ж. Пиаже, в работах которого термины «символизация» и «репрезентация» почти взаимозаменяемы, Э. Бейтс говорит о том, что «репрезентация» представляет собой «вызывание в памяти различных процедур действия для оперирования с объектом при отсутствии перцептивного подкрепления со стороны объекта». Несмотря на то, что главное для символической деятельности, как и для репрезентации – это «способность замещать», между символизацией и репрезентацией существуют важные различия. Так, репрезентация «статична» и создаёт «ментальные единицы», а символизация, предполагающая прежде всего единицы материальные, — выборочна, так как при ней выбираются некоторые части целого, которые должны «представлять» [9].
В когнитивной лингвистике
В языкознании частое употребление термина «репрезентация» связывают с Н. Хомским. Он писал: «Начиная с 1950-х годов в генеративной грамматике фокус исследовательского внимания постепенно перемещался на языковое знание, которым обладает каждый отдельный носитель языка, а также на системы языкового знания, которыми обладают носители языка, – то есть, на видовую способность человека усваивать и использовать естественный язык». В этом понимании язык выступает в качестве естественного объекта, составной части человеческого разума, которая физически репрезентирована в мозгу человека и которая является одной из родовых биологических характеристик. В рамках данных положений лингвистика является разделом психологии индивида и когнитивных наук, а также занимается выявлением свойств центрального компонента человеческой природы, определяемого в рамках биологического окружения[10].
По мнению Н. Хомского, каждое выражение — это внутренний объект, который состоит из двух наборов информации: фонетической и семантической. Эти наборы называются фонетической и семантической репрезентациями соответственно, однако нет никакого сходства между этими репрезентациями и характеристиками окружения.
Ментальная репрезентация и язык
Особая роль способности говорить и понимать услышанное как когнитивных способностей на протяжении длительного времени признаётся психологами, что, в свою очередь, является причиной глубокого научного и практического интереса к психологии речи.,. Так, например, в своей работе два ведущих американских психолога – Джордж Миллер и Филипп Джонсон-Лэрда «Язык и восприятие» [11] анализируют то, как в языке и в языковых значениях слов отражаются переработанные в психике человека итоги его познавательных процессов, результаты восприятия мира и т. п.
Учёным, подхватившим идею анализа языка через призму ментальных репрезентаций, стал Н. Хомский [12]. Он связал понятие «языковая способность» с интериоризованной системой ментальных репрезентаций – как врождённого (записанного в биопрограмме человека) источника сведений о языке. По мнению Н. Хомского, овладение языком и органами речи аналогично становлению и развитию у ребёнка других его органов. Когнитивная способность речи создаёт необходимые предпосылки к говорению как «исполнению» языка. Если бы эта способность не была врождённой, нельзя было бы объяснить быстрого овладения системой языка на базе скудных данных, поступающих к ребёнку в первые годы его «когнитивного роста»[13].
Критика старых подходов
На рубеже веков данный термин стал всё реже использоваться в научных работах, так как прослеживалась неопределённость и конфликтность в понимании «репрезентации». Основными причинами постепенного ухода от употребления этого термина можно назвать:
- Конфликт между терминологическим и обыденным значениями, в которых термины «репрезентация» и «репрезентировать» употребляются в некоторых европейских языках (по большому счёту в английском и французском). Здесь выражение «X репрезентирует Y», помимо прочего, может означать, что:
- X отражает не все свойства Y как своеобразного прообраза, а только некоторые, являясь обеднением прообраза Y;
- X представляет собой Y (причём X является одним из видов (но не элементов – в отличие от предыдущего свойства) Y) [14]
- Само понятие «репрезентация» так и не получило общепринятой дефениции, хотя входило в определения большинства когнитивистских терминов
- Появление новых научных теорий и концепций:
- новые модели деятельности сознания (коннекционистские или модели PDP – параллельно распределённых процессов – при обработке данных) [15];
- развитие «нейролингвистики» и биолингвистики вызвали острую критику «репрезентационализма» извне и изнутри когнитивизма [16].
Таким образом, из-за двоякого восприятия «ментальных репрезентаций» в зависимости от подхода к изучению данного термина, философы и когнитивисты до сих пор не смогли дать чёткого определения данному термину. Отдельные составляющие научных исследований и концепций иногда противоречат друг другу (к примеру, утверждение о том, что репрезентация и есть структура сознания как отражение объектов реального мира , –явно контрастирует с определением ментальной репрезентации как способности мозга создавать образы актуально не существующих предметов ), что делает проблему изучения этого феномена актуальной по сей день.
ru-wiki.org
Психологическая характеристика представления — КиберПедия
Представление– психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Это результат оживления образов и явлений, воспринимаемых ранее, в прошлом. Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. Это вторичный чувственный образ, который либо непосредственно, благодаря памяти, воспроизводится в сознании субъекта, либо является результатом умственных манипуляций с различными чувственными образами, т.е. деятельности воображения, в котором присутствуют элементы мышления.
Свойства представлений наглядно свидетельствуют о том, что это чувственные образы, которые являются феноменами внутренней психической жизни индивида, хранятся в памяти именно в виде образов пережитых чувств. Это находит свое подтверждение в эксперименте на открытом мозге. В частности, при электрическом раздражении ассоциативных зон коры больших полушарий испытуемый, находящийся в этот момент в бодрствующем состоянии, испытывает ярко окрашенные зрительные образы, детализированные живые сцены из его прошлой жизни. Таким образом, физиологической основой представлений является оживление в коре больших полушарий «следов» возбуждений, которые образовались при восприятии предметов или явлений. Эти следы (эграммы) создаются в процессе работы анализаторов.
Представления играют огромную приспособительную роль в жизни человека, прежде всего, в качестве образов конечных результатов своей деятельности. Именно представление о конечном результате деятельности как о цели отличает деятельность человека от поведения животных. Без представления конкретного образа конечного предмета невозможна продуктивная последовательная предметная деятельность человека. Конечно, в процессе деятельности этот образ может изменяться в соответствии с новыми условиями и обстоятельствами, но в той или иной форме он всегда должен быть, иначе деятельность будет протекать по принципу проб и ошибок, как это часто наблюдается у животных. Поэтому для повышения продуктивности деятельности, прежде чем начать выполнять какое-то дело, человек должен представить себе образ того предмета или ситуации, которые он хочет создать или достигнуть. Представления помогают человеку также создавать целостную картину наличного пространства: несмотря на то, что в каждый данный момент человек видит только часть пространства, благодаря представлениям он знает, что именно и где находится вне пределов его поля зрения, т.е. «воспринимает» окружающее пространство как целостное и непрерывное.
Главными отличительными особенностями представлений является то, что их образы возникают в сознании при отсутствии внешних раздражителей в момент их непосредственного появления, а также их существование связано с функциями памяти, закономерностями хранения любого материала в памяти.
Свойства представлений
1. Пространственно-временные:
· панорамность – воспроизводимые в представлении объекты или сцены по их охвату могут превосходить объем поля восприятия, например, мы можем представить себе комнату вместе с предметами целиком, хотя воспринимаем всегда только ее часть или отдельные предметы;
· отдельность фигуры от фона: в представлении фигура может существовать отдельно от фона и наоборот, например, узор или цветок, вытканный на ковре, может представляться отдельно от ковра и наоборот;
· неточность воспроизведения размеров объекта, числа его элементов, а также его схематизация;
· искажение длительности временных интервалов: чем более заполонен событиями был реальный отрезок времени, тем более длительным он представляется.
2. Модальность представлений. Именно модальность позволяет отнести их к чувственным образам, хотя и вторичным. Преобладание той или иной модальности в представлениях конкретного человека можно определить с помощью теста Беста. Для этого человеку нужно предложить представить себе перечисленные ниже образы и оценить по 5-бальной шкале степень их живости:
— цвет родного дома;
— звук кипящего чайника;
— «ощущение» пляжного песка при лежании на нем;
— телесные ощущения при ходьбе по лестнице;
— вкус апельсина;
— запах леса или моря;
— ощущение больного горла.
3. Интенсивность представлений. У подавляющего большинства людей представления гораздо менее яркие, чем образы непосредственного восприятия. Но встречаются люди с очень яркими, насыщенными представлениями, например с эйдетической (фотографической) памятью. Эйдетики способны с помощью представления вновь видеть предметы и явления во всех деталях и подробностях: чрезвычайно подробно описать предмет или, увидев однажды большой текст, безошибочно прочесть его с помощью интенсификации представления даже через несколько лет. Это феноменальные люди.
1. Фрагментарность.Это характеристика говорит о том, что в представляемом образе объекта, как правило, отсутствуют какие-то его стороны, части или черты.
2. Непостоянство.Образ объекта в представлении обладает своеобразной текучестью, он как бы мерцает, постоянно слегка меняя свою форму и окраску.
3. Неустойчивость.Любой вызванный образ исчезает из поля сознания и удержать его невозможно.
4. Обобщенность.Это одна из наиболее важных характеристикпредставления.Уже на уровне представления при создании вторичного образа объекта осуществляется процесс обобщения, который при формировании понятий выходит на передний план. В представлении мы вполне можем воссоздать образ «розы вообще» – вызвать конкретный образ розы, в котором в то же время будут отсутствовать высокоиндивидуализированные черты и будут представлены наиболее характерные особенности данного объекта. Именно процесс обобщения лежит в основе формирования понятий – основных элементов мышления.
Функции представлений
1. Сигнальная – при воспроизведении образа предмета, ранее воздействующего на органы чувств, воспроизводится также и вся имеющаяся об этом предмете информация, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.
2. Регулирующая – состоит в отборе нужной информации о предмете и явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Отбор осуществляется с учетом реальной ситуации. Благодаря регулирующей функции актуализируются те стороны представлений, на основе которых решается поставленная задача.
3. Настроечная – это ориентация деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Появившиеся двигательные образы обеспечивают настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности.
Различия представлений и восприятий (По К.Ясперсу)
Восприятия | Представления |
Восприятия телесны (имеют объективный характер) | Представления образны (имеют субъективный характер) |
Возникают во внешнем объективном пространстве | Возникают во внутреннем субъективном пространстве |
Восприятия ясно очерчены и предстают перед нами во всех подробностях | Представления лишены ясных очертаний и являются нам неполными |
Чувственные элементы в восприятиях отличаются полнотой и свежестью | Иногда чувственные элементы адекватны тем, которые даны в восприятиях, но в большинстве случаев степень их выраженности неадекватна |
Восприятия постоянны и легко могут удерживаться без изменений | Представления рассеиваются, и их каждый раз нужно воссоздавать заново |
cyberpedia.su
Функции представления в психологии человека и психологических процессах
Три основных функции представления в психологических процессах. Сигнальная, регулирующая и настроечная функция.Зачем-то же необходимо нам представление, не так ли? Разберемся, зачем это нужно. Представление имеет свои индивидуальные функции в психологических процессах поведения человека. Основными функциями являются:
- Сигнальная
- Регулирующая
- Настроечная
Каждая из них имеет свои механизмы и алгоритмы действия.
Механизмы каждой отдельной функции определяют отдельную часть представления, не просто образа или картинки, а совокупность характеристик, влияние которых обуславливает поведение человека. Таким образом, совмещенные характеристики преобразуются в систему сигналов.
Функции представления: Сигнальная функция
Считается, что представления представляют собой самые первые сигналы, поступающие в мозг, исходя из которых, человек действует в той или иной ситуации и сознательно формирует свои действия.
Учеными было доказано, что представления достаточно часто являются результатом условного рефлекса, так например, если человек видит предмет или какое-либо явление, то в сознании формируется не только представление самого предмета, но сопутствующие свойства и характеристики.
В последствие, данная информация будет для человека первичной для ориентировочного сигнала. К примеру, если человек видит яблоко, у его голове сразу формируются сигналы и характеристики предмета, его вкусовые качества, запах, форма, гладкость и представления о том, что его можно есть и возможно даже воспоминания о том, какое яблоко вкусное.
Функции представления: Регулирующая функция
Реакция человека, которая происходит под влиянием регулирующей функции, состоит в понимании только нужной информации об объекте. При этом регулирующая функция тесно связана с сигнальной, которая обусловлена информацией, поступающей от органов чувств. Благодаря такой совокупности выбор происходит не случайно, а руководствуясь последующими действиями и необходимыми условиями. Таким образом, можно сделать вывод, что регулирующая функция выбирает оптимальные или идеальные условия, которые предопределяют выбор и успех поставленной задачи.
Функции представления: Настроечная функция
Настроечная функция является механизмом определяющим ориентацию и поведение человека, в зависимости от тех или иных условий окружающей среды. Так, стоит отметить, что физиология движение определяется появившимся двигательным образом, который в свою очередь движет человеком при каких-либо движениях или действиях.
Например, Вы, увидев, какие движения совершал танцор, пытаетесь повторить этот набор движений. Ребенок учится ходить на двух ногах, только если он видит взрослых, передвигающихся таким образом.
Настроечная функция представляется собой своеобразный алгоритм действий человека, натренированный постоянным повторением событий или действий, который играет важнейшую роль в психологической деятельности человека.
Данная статья входит в цикл статей о представлении.
Часть первая Что такое представление в психологии
Часть вторая Индивидуальные особенности формирования представлений
Часть третья [Вы прочитали её выше] Функции представления в психологии человека
Часть четвертая Индивидуальные особенности представления в психологии человека
Похожие записи
Вконтакте
Google+
Мой мир
Одноклассники
razvitie-intellecta.ru
Представления
Представления — это результат переработки и обобщения прошлых восприятий. Без восприятий представления не могли бы сложиться: у слепорожденных нет представлений о цветах и красках, у глухих от рождения нет звуковых представлений.
Отличие представлений от восприятий состоит в том, что представления дают более обобщенное отражение предметов. Они отражают характерные, наглядные признаки предметов и явлений. Например, в представлении реки отражается текущая между двумя берегами полоса воды. Мы воспринимаем много рек, разной ширины, с разными берегами, с разной скоростью течения. В представлении же отражаются наглядные признаки, характерные для всякой реки. 6 представлениях обобщаются отдельные восприятия, подчеркиваются постоянные признаки вещей и явлений и опускаются случайные, имеющиеся в отдельных восприятиях.
В представлениях, как и в восприятиях, действительность отражается в виде наглядных образов. Представлять — значит мысленно видеть или мысленно слышать что-то, отражать наглядно, а не просто знать.
Представление — более высокая ступень познания, чем восприятие, оно является ступенью перехода от ощущения к мысли. Это наглядный и вместе с тем обобщенный образ, отражающий характерные признаки предмета. Главная особенность представления — взаимопроникновение в нем наглядного и обобщенного. Это результат взаимодействия двух сигнальных систем: исходными в образовании представлений являются сигналы первой сигнальной системы (цвета, запахи, формы и т. д.), но представления становятся обобщенным образом благодаря участию второй сигнальной системы (произнесенное или написанное слово) в их формировании.
Представления бывают единичными и общими, в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными. Представление, основанное на восприятии одного определенного предмета, будет единичным, так как оно отражает единичный предмет. Представление, обобщенно отражающее ряд сходных предметов, является общим. В формировании общих представлений важнейшую роль играет речь, называние одним словом ряда предметов.
В единичном представлении отражаются особенные черты, характерные для данного отдельного предмета. В общем представлении отражаются черты, общие для многих сходных предметов, т. е. черты, имеющиеся в каждом предмете этой группы.
Сравните, например, образ Невы — реки, закованной в гранит, с образом реки вообще. Образ Невы — это единичное представление, образ реки — общее. Но даже единичное представление, в сравнении с образом восприятия, является обобщенным, так как оно обобщает ряд восприятий изменяющегося предмета. Образ Невы, т. е. единичное представление, складывается на основе отражения ее в разное время: в ледоход, подо льдом, в жаркий летний полдень, когда цвет воды отражает голубое небо, в серый осенний день, при сильном ветре, когда на Неве появляются волны, в наводнение, когда вода выходит из берегов.
Меняющееся отражение содержит и постоянные, характерные признаки предметов и явлений, которые становятся определяющими в представлении. Единичные представления обобщаются, в результате чего возникают общие представления.
В учебном процессе представления формируются на основе знакомства учащихся с отдельными явлениями, на основе образования единичных представлений и последующего их обобщения.
Общее представление, в отличие от единичного, лишено индивидуальных черт, которые характерны только для отдельного представления. В общем представлении собраны лишь те черты, которые относятся ко всем явлениям этого рода. Однако и общие представления носят наглядный характер — это отражение наглядных особенностей предметов, явлений, процессов.
Представления разделяют по видам восприятий, на которых они основаны. Различают зрительные (образ человека, предмета, пейзаж), слуховые (представление музыкальной мелодии), обонятельные (представление запаха эфира), вкусовые (представление вкуса лимона), осязательно-двигательные (представление положения своего тела при прыжке) представления. Деление представлений по видам условно: при этом делении руководствуются каким-то одним признаком предмета, хотя ему свойственны и другие признаки. Часто представления возникают на основе деятельности двух или нескольких анализаторов и носят синтетический характер.
Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балерины — двигательный, у химика — обонятельный, у дегустатора — вкусовой.
Мышечно-двигательные представления вызывают так называемые зачаточные движения. Они невидимы, но могут быть фиксированы специальными приборами. Когда мы представляем себе, как именно надо совершить какое-то определенное движение, в этот момент в двигательных центрах коры больших полушарий возникают нервные возбуждения, приводящие к слабым двигательным импульсам. Такие зачаточные движения получили название идеомоторных актов.
Можно провести опыт, при котором эти движения становятся заметными. Если человек возьмет двумя пальцами шнурок с привязанным к нему небольшим грузом и будет напряженно думать о том, что груз раскачивается, то груз действительно начнет медленно раскачиваться. Связанный с представлением о каком-нибудь движении, процесс возбуждения приводит к едва заметному движению рабочего органа. Напряженно представляя себе движение, человек бессознательно начинает осуществлять его, хотя и в очень слабой форме.
В настоящее время доказано, что представление о движении вызывает в мышцах токи действия, или биотоки. Эти токи могут быть использованы при конструировании механической руки, соединенной проводами с браслетом-токосъемником, надетым на руку. Механическая рука выполняет те движения, которые человек только представляет себе. Он мысленно сжимает руку— механическая рука сжимается в кулак.
Идеомоторными актами объясняют и так называемое «чтение мыслей» (опыты Вольфа Мессинга и Михаила Куни): отгадчик «угадывает» идеомоторные сигналы, которые невольно подает ему проводник, напряженно думающий о том, какие движения и в каком направлении должен произвести, чтобы выполнить задуманное. Отгадчик не «читает мысли», а ощущает идеомоторные сигналы мышц руки проводника. Биотоки возникают и в мышцах органов речи. Специальными приборами можно записать движения, которые производят речевые органы при решении мыслительной задачи. Это показывает, что мышление всегда происходит в речевой форме.
Общая психология. (Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов). Под ред. В. В. Богословского и др. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1973. — 351 с. С. 208-211.
psixologiya.org