Преимущества социальной политики в сфере экономики – Преимущества социальной политики

Преимущества социальной политики

Социальная политика играет основополагающую роль в развитии любого государства, поэтому проблемы, которые могут возникать в социальной сфере, связаны с развитием политической и экономической жизни государства, следовательно, являются основным индикатором развития социума.

Замечание 1

Для Российской Федерации данный вопрос на сегодняшний день особо актуален, поскольку существует необходимость формирования новой модели социальной политики. Процесс изменения патерналистской модели требует решения вопроса о роли государства в новой социальной политике, а также его функций и взаимодействии с институтами общества.

Определение эффективной модели социальной политики

Модель социальной политики, которая существовала в советское время, играла главенствующую роль в социальной сфере государства. В то время существовала система бесплатного здравоохранения, социального обслуживания и образования. Социальная защита была основана на социальном страховании, а не на социальном обеспечении государства. Тогда считалось, что социальные риски в плановой экономике отсутствуют, а социальное страхование относится только к рыночной экономике.

Трансформации в экономике, которые произошли после распада СССР, проявились и в социальной политике. Системы бесплатных социальных услуг распались, а условия для формирования новой структуры еще не были найдены. Это можно объяснить тем, что социальная сфера в Российской Федерации в период реформ в плане преобразований не была приоритетной. Социальные ресурсы в тот период заметно истощились. Небольшой рост трудовой активности граждан возник за счет формирования новых видов деятельности, а также возникли новые источники получения дохода. Однако это к росту уровня жизни в Российской Федерации не привело. В обществе усилился социальный кризис из-за резкого снижения качества жизни граждан. Вследствие этого правительство РФ начало корректировать курс реформ и изучать социальную политику как приоритетное и значимое направление деятельности государства.

На сегодняшний день для Российской Федерации вопрос о том, какая модель социальной политики принесет больше всего преимуществ для государства, остается первостепенным. Но уже сейчас существует необходимость в коренных трансформациях обязанностей государства, а также усиление роли страны в социальной области и регулировании процессов общества.

Правильный и целесообразный выбор стратегии социальной политики, которая будет отвечать всем требованиям и потребностям населения, и в то же время будет базироваться на традициях государства, является основной задачей на пути построения той рыночной экономики, что будет ориентировано социально. От данного выбора зависит благосостояние нации, и соответственно будущего РФ.

Проблемы социальной политики рассматриваются как составляющая реформирования всей системы государства на пути к совершенствованию рыночной экономики. Современные ученые пытаются определить цену экономических реформ, а также проследить динамику развития социальной политики.

Основные методы и функции социальной политики

Замечание 2

Основным направление каждого государства является социальная политика, которая имеет множество преимуществ для развития и урегулирования социально-экономических условий жизнедеятельности общества. Ее основная идея заключается в поддержании взаимоотношений между социальными группами и внутри них, а также повышение жизнеобеспечения членов общества, формирование социальных гарантий и создание экономических стимулов для активного участия в производстве общества.

Рисунок 1. Методы и функции социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Необходимо отметить, что социальная политика государства, которая выступает как составная часть экономических мероприятий, что проводятся с целью урегулирования производства общества, тесно связана с экономическим положением в стране.

Если рассматривать положительные стороны социальной политики с точки зрения функционирования системы экономики, то она играет двойную роль. Во-первых, главной целью экономической деятельности по мере накопления национального богатства и экономического роста является создание благоприятных жизненных условий для граждан государства. В данном случае в социальной политике сконцентрированы основные задачи экономического роста. Остальные аспекты роста экономики рассматриваются в качестве средств для реализации социальной политики.

Во-вторых, социальная политика государства является фактором его экономического развития. Если рост экономики не сопровождается ростом благосостояния, то население теряет стимул к эффективной экономической деятельности.

Чем больше достигнута степень экономического роста, тем выше требования к тем гражданам, которые обеспечивают экономическое развитие, а также к их культуре, знаниям и нравственному развитию.

Социальная политика обладает рядом функций, которые определяют гуманистический характер страны, и стремятся через ее политические фонды поддержать нуждающихся граждан и принести максимум пользы для их развития и уровня жизни.

К таким функциям можно отнести следующие:

  • компенсаторная функция направлена на минимизацию внешних сдерживающих условий, которые не дают возможность человеку быть активным участником отношений в обществе;
  • элективная функция направлена на выявление свойств и обстоятельств самого гражданина, которые позволяют отнести его к классу нуждающихся;
  • кумулятивная функция направлена на накопление социального потенциала, который выражается в зависимости граждан от социально-политической деятельности страны.

Социальная политика необходима для гарантирования гражданам минимального дохода, для социальной защиты от заболеваний, безработицы, инвалидности, старости. При этом государственное обеспечение минимальными выплатами касается только нуждающихся граждан.

Рисунок 2. Методы и функции социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные преимущества социальной политики

Грамотно построенная и эффективно реализованная социальная политика может принести социально-экономическому сектору государства множество преимуществ:

  • защитить уровень жизни населения путем внедрения различных компенсаций при проведении индексации и повышении стоимости продуктов, услуг, коммунальных услуг и прочего;
  • обеспечить социальную и материальную помощь нуждающимся и бедным слоям населения;
  • реализация социальных выплат в случае потери трудоспособности или на случай безработицы;
  • обеспечение социального страхования, а также установление минимального размера заработной платы для работающих граждан;
  • развитие соответствующего образования;
  • оказание бесплатных медицинских услуг;
  • охрана здоровья и окружающей природной среды;
  • проведение активной политики, которая направлена на обеспечение квалификации;
  • совершенствование общественного и политического потенциала, которые регулируют государственное устройство, с целью реализации новых социальных прав и расширения возможного социального обеспечения.

Замечание 3

Возможности для разрешения социальных задач определяются теми ресурсами, которые государство можно выделить на их реализацию. Ресурсная база зависит от общего экономического уровня государства, поэтому основные задачи социальной политики взаимосвязаны с развитием экономики.

spravochnick.ru

Преимущества социальной политики

Социальная политика играет основополагающую роль в развитии любого государства, по϶тому проблемы, которые могут возникать в социальнои̌ сфере, связаны с развитием политической и экономической жизни государства, следовательно, являются основным индикатором развития социума.

Дополнительный материал 1

Для Российской Федерации данный вопрос на сегодняшний день особо актуален, так как существует необходимость формирования новой модели социальнои̌ политики. Процесс изменения патерналистской модели требует решения вопроса о роли государства в новой социальнои̌ политике, а так ᴇᴦο функций и взаимодействии с институтами общества.

Понятие эффективнои̌ модели социальнои̌ политики

Модель социальнои̌ политики, которая существовала в советское время, играла главенствующую роль в социальнои̌ сфере государства. В то время существовала система бесплатного здравоохранения, социального обслуживания и образования. Социальная защита была основана на социальном страховании, а не на социальном обеспечении государства. Тогда считалось, что социальные риски в плановой экономике отсутствуют, а социальное страхование относится только к рыночнои̌ экономике.

Трансформации в экономике, которые произошли после распада СССР, проявились и в социальнои̌ политике. Системы бесплатных социальных услуг распались, а условия формирования новой структуры ещё не были найдены. Эᴛο можно объяснить социальная сфера в Российской Федерации в период реформ в плане преобразований не была приоритетнои̌. Социальные ресурсы в тот период заметно истощились. Небольшой рост трудовой активности граждан возник за счет формирования новых видов деятельности, а так возникли новые источники получения дохода. При ϶том ϶то к росту уровня жизни в Российской Федерации не привело. В обществе усилился социальный кризис из-за резкого снижения качества жизни граждан. Вследствие правительство РФ начало корректировать курс реформ и изучать социальную политику как приоритетное и значимое направление деятельности государства.

На сегодняшний день Российской Федерации вопрос о том, какая модель социальнои̌ политики принесет больше всœᴇᴦο преимуществ государства, остается первостепенным. Но у сейчас существует необходимость в коренных трансформациях обязанностей государства, а так усиление роли страны в социальнои̌ области и регулировании процессов общества.

Правильный и целесообразный выбор стратегии социальнои̌ политики, которая будет отвечать всœем требованиям и потребностям населения, и в то время будет базироваться на традициях государства, основнои̌ задачей на пути построения той рыночнои̌ экономики, что будет ориентировано социально. От данного выбора зависит благосостояние нации, и соответственно будущᴇᴦο РФ.

Проблемы социальнои̌ политики рассматриваются как составляющая реформирования всœей системы государства на пути к совершенствованию рыночнои̌ экономики. Современные ученые пытаются выяснить цену экономических реформ, а так проследить динамику развития социальнои̌ политики.

Основные методы и функции социальнои̌ политики

Дополнительный материал 2

Рисунок 1
Важно заметить, что методы и функции социальнои̌ политики. Referatwork.ru

Необходимо отметить, что социальная политика государства, которая выступает как составная часть экономических мероприятий, что проводятся с целью урегулирования производства общества, тесно связана с экономическим положением в стране.

Если рассматривать положительные стороны социальнои̌ политики с точки зрения функционирования системы экономики, то она играет двойную роль. Во-первых, главнои̌ целью экономической деятельности по мере накопления национального богатства и экономического роста создание благоприятных жизненных условий граждан государства. В данном случае в социальнои̌ политике сконцентрированы главные задачи экономического роста
Стоит отметить, остальные аспекты роста экономики рассматриваются в качестве средств реализации социальнои̌ политики.

Во вторую очередь, социальная политика государства фактором ᴇᴦο экономического развития. Если рост экономики не сопровождается ростом благосостояния, то население теряет стимул к эффективнои̌ экономической деятельности.

Чем больше достигнута степень экономического роста, ᴛᴇᴍ выше требования к ᴛᴇᴍ гражданам, которые обеспечивают экономическое развитие, а так к их культуре, знаниям и нравственному развитию.

Социальная политика обла рядом функций, которые определяют гуманистический характер страны, и стремятся через её политические фонды поддержать нуждающихся граждан и принести максимум пользы их развития и уровня жизни.

К таким функциям можно отнести следующие:

  • компенсаторная функция направлена на минимизацию внешних сдерживающих условий, которые не дают возможность человеку быть активным участником отношений в обществе;
  • элективная функция направлена на выявление свойств и обстоятельств самого гражданина, которые позволяют отнести ᴇᴦο к классу нуждающихся;
  • кумулятивная функция направлена на накопление социального потенциала, который выражается в зависимости граждан от социально-политической деятельности страны.

Социальная политика необходима гарантирования гражданам минимального дохода, социальнои̌ защиты от заболеваний, безработицы, инвалидности, старости. При ϶том государственное обеспечение минимальными выплатами касается только нуждающихся граждан.

Рисунок 2
Важно заметить, что методы и функции социальнои̌ политики. Referatwork.ru

Основные преимущества социальнои̌ политики

Грамотно построенная и эффективно реализованная социальная политика может принести социально-экономическому сектору государства множество преимуществ:

  • защитить уровень жизни населения пуᴛᴇᴍ внедрения различных компенсаций при проведении индексации и повышении стоимости продуктов, услуг, коммунальных услуг и прочего;
  • обеспечить социальную и материальную помощь нуждающимся и бедным слоям населения;
  • реализация социальных выплат в случае потери трудометодности или на случай безработицы;
  • обеспечение социального страхования, а так установление минимального размера заработнои̌ платы работающих граждан;
  • развитие соответствующᴇᴦο образования;
  • оказание бесплатных медицинских услуг;
  • охрана здоровья и окружающей природнои̌ среды;
  • проведение активнои̌ политики, которая направлена на обеспечение квалификации;
  • совершенствование общественного и политического потенциала, которые регулируют государственное устройство, с целью реализации новых социальных прав и расширения возможного социального обеспечения.

Дополнительный материал 3

Возможности разрешения социальных задач определяются теми ресурсами, которые государство можно выделить на их реализацию. Ресурсная база зависит от общᴇᴦο экономического уровня государства, по϶тому главные задачи социальнои̌ политики взаимосвязаны с развитием экономики.

referatwork.ru

Социальная политика и экономика

Обеспечение социально-экономической политики

Определение 1

Социальная политика — это инструмент воздействия государственного института на социально-общественные процессы путем бюджетных, административных, законодательных, общественных и других мер воздействия.

Замечание 1

Экономическая система неразрывно связана с социальной, важнейшей её целью является обеспечение социальной политики государства.

Рассматривая многоплановую историю развития социальных структур различных государств, подтверждается положение о взаимодополняющей роли экономической и социально-государственных систем. Независимо от каких-либо факторов, экономический прогресс является следствием проведения успешной социальной политики и общественного довольства обеспечения пакетом соц. услуг. Уровень развития экономико-социальной сферы обусловливается масштабом и новизной принятых государством мер по усовершенствованию структуры экономики, ключевыми показателями которых являются актуальность (своевременность) и качественность.

Замечание 2

Социальная политика в контексте экономического развития страны является сложной системой, цели которой: обеспечить общество необходимым минимальным уровнем жизни, гарантировать безопасность каждого члена данного общества, являться непосредственным заинтересованным субъектом государственного управления в повышении качества проводимых соц. услуг, способствовать сохранению мира и стабильности в обществе.

Неравное распределение доходов, постоянно существующее в трудовом рынке, различие социального и экономического положения граждан, отсутствия равномерного распределения социальных благ являются постоянными факторами социально-экономического роста в государстве. Таким образом, экономика характеризуется несколькими социально-важными аспектами:

  • осуществление социально-справедливого распределения благ в стране;
  • удовлетворение важнейших потребностей населения;
  • предоставление минимального пакета соц. услуг;
  • постоянное улучшение уровня человеческого капитала;
  • увеличение благосостояния народа, в связи с чем и увеличение благосостояния государства.

Ключевые вопросы экономической системы

Характер и индивидуальность в общественном развитии, социальной устойчивости и благополучности страны напрямую зависят от успешности или неуспешности решения поставленных вопросов перед экономической государственной системой. Устойчивость в обществе, стабильность и благополучие всех его членов — основные признаки социально-ориентированной политики государства. Под понятием социальная устойчивость понимают:

  • обеспечение населения социальной защитой и обеспечение помощью всех индивидуумов в качественной и надежной системой соц. защиты;
  • реализация равноправия во всех социальных группах, независимо не от каких-либо факторов;
  • создание перспектив для молодого поколения в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты, а также условий формирования индивидуального потенциала;
  • осуществление доступности простого населения к основным предметам потребления и услугам, определяющим качественный уровень человеческой жизни;
  • недопущение радикальных показателей в явлении дифференциация доходов.

Замечание 3

Следовательно, основная и конечная цель социальной политики — дать шанс и равные возможности каждому гражданину в вопросах индивидуального повышения благосостояния и в повышения статуса.

Экономическая система государства, ориентированная на человека, обеспечение его потребностей и защищенности подразумевает, что общество и все его представители непосредственно заинтересованы в целях собственного экономического обогащения и, как следствие, обогащение государства. Для реализации предложенного необходимо чтобы были соблюдены, как минимум, 3 обязательных положения:

  • Трудовое распределение и рост деловой занятости должен быть обусловлен причинами улучшения экономико-социального положения населения в меру требуемого;
  • Минимальная дифференциация доходов экономических субъектов в меру их потребления, определяющая результаты предпринимательской трудовой активности населения. Данный механизм служит для постоянной мотивации и стимула увеличения человеческого капитала.
  • Допустимый уровень затрат на минимальное обслуживание населения пакетом социальных услуг в доле от ВВП государства.

При высокой значимости государственного аппарата в решении социальных проблем есть вероятность возникновения дисбаланса между государственным вмешательством в соц. проблемы населения и общественным. Однако, допущение ситуации с неравным распределением социальных благ не является возможным в практической стороне вопроса, т.к. политика равных возможностей для всех поощряет социальные программы, реализованные дополнительными негосударственными организациями.

Значение социальной политики и экономики в жизни государства

Современная социальная политика классифицируется на жесткую и мягкую политику. Жесткий вариант политики включает в себя минимизирование налогов на доходы населения для мотивирования предпринимательской деятельности в стране; ужесточение условий получения социального пособия путем соц. страхования; временное приостановление, либо отмену индексации социальной заработной платы и различных соц. доходов от инфляции цен на рынке.

Жесткая социальная политика подразумевает уменьшение расходов государства на сферы соц. обеспечения для стимулирования частного сектора страны и увеличения его доходов. Структура жесткой политики не всегда учитывает мнение индивидуума в обществе, или же социальной группы, а действует во благо государству и развитию экономического роста в государстве. Однако, внедрение подобной стратегии в реальную политическую жизнь страны характеризуется недовольством соц.настроения и общества в целом, обедневшем в результате относительно зловредных действий государства.

Мягкая социальная политика расширяет соц. программы, их значимость и общественные приоритеты, повышает налоговые поступления для финансирования программ социального равенства между разными слоями населениями (с разным доходом и разной территориальной расположенностью), тем самым способствуя улучшению благосостояния народа. Такой тип экономико-социальной политики наиболее характерен для современного цивилизованного общества и государства, которое фокусируется на человеке, его интересах, правах, свободах и благосостоянии.

Однако, при активизации мягкой политики, как основного органа управления экономически-социальной сферой может оказаться вредной мерой правительства, как показывает практика отдельных государств. Такая политика сталкивается с некоторыми проблемами в экономических сферах.

Во-первых, постоянный рост налогов как первоисточника расходов на социальные нужды страны государства сдерживает предпринимательскую деятельность, которая потенциально могла бы стать причиной появления дополнительного финансирования в государственный бюджет.

Во-вторых, любое перераспределение дохода человека с помощью налогов, государственных проектов и соц. программ, на практике оказываются мало или вовсе неэффективными, поскольку уровень неравенства уменьшается, но не значительно.

В практической жизни страны социальная политика приобретает тип амплитудного движения между жестким и мягким характерами соц. политики. К примеру, в послевоенные годы, до середины 70-ых годов 20 века, социальные расходы государства в большинстве цивилизованных стран повышались, начиная с 80-х годов формируется тенденция к стабилизации ситуации, либо к сокращению реальных доходов населения.

Внутренняя структура, цели и задачи социальной политики зависят и от экономического потенциала страны, демографической ситуации, темпов и характера роста индустриализации в обществе, государственных и общественных институтов благосостояния и т.д. Таким образом, процесс социально-экономического пути страны зависит от делового цикла и ряда политических факторов, которые были сформированы историей, народом, его культурой, традицией и т.д.

spravochnick.ru

Социальная политика в экономической сфере жизни общества — КиберПедия

Гос-во в некоторой степени жертвует эк.эффективностью ради соц. защиты населения. Важнейший критерий соц. рыночной экономики явл – приоритеты соц защиты справедливости над экономической эффективностью, кот необходимы для соц. стабильности в обществе и обеспечение в процессе гос-ой СП.

СП – взаимоотношение соц. групп по поводу сохраниения, изменения соц. положения (статус) в обществе.

Субъект – гражданин, личность, соц.институты, группы, классы, государства

ГосСП – действие гос-ва, напраленная на определенные соц. рез-ты

Цель СП – многоцелевая природа, единство цели в демократич.обществе осуществляется путем компромисса объединения соц. сил, единство демократич. пространства, учета целей меньшинства и большинства на равных.

Можно определить зависимость СП от состояния и жизни общества.

Типы СП:

1. СП – социально устойчив. Общество

2. СП – общество с изменяющимися системами и процессами

3. В кризисных состояниях

Функции СП:

1. обеспечение соц. устойчивости общества, соц. безопасность

2. обеспечение полит.устойчивости власти

3. обеспечение распределение собственности, кот. было бы справедливым и не требовало передела

4. формирование такой системы эконом. Ресурсов, кот. устраивало бы большинство членов общества

5. обеспечение необходимого уровня экологич. Безопасности

6. обеспечение стабильного необходимого соц.уровня отдельных групп и граждан!

Виды деятельности по обеспеч. Гос СП: законотворческая, организационно-управляющая, финансово-экономическая, прогностическая, контрольная и надзорная, взаимодействие ветвей власти с др.общественными организациями, управление соц.развитием.

РФ- соц.гос-во, характеристика: развитие системы страхования, высокий уровень налогов, высокие отчисления на соц. сферу, развитие системы услуг и соц.служб для населения, развитие системы права.

В социально трудовой сфере: сфера труда и распределения доходов, пенсионная система, соц.страхование, реформирование систем соц.услуг, соц.помощь.

 

№3 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ ФУНКЦИИ

Социальные управляемые объекты (объекты, как принято говорить, социальных услуг либо социального обслуживания) осуществляют деятельность, направленную на сохранение жизни и здоровья человека, его физическое развитие, организацию дошкольного и специального трудового воспитания, на создание коммунальных, торговых и бытовых условий, обеспечение коммуникациями и поддержание других важных взаимосвязей, в которых выражается процесс воспроизводства и общения человека. В совокупности они образуют сложную и очень важную сферу муниципального образования, в рамках которой происходит как потребление материальных и социальных продуктов и условий, так и одновременное воспроизводство человека. Социальные управляемые объекты тесно связаны с экономическими управляемыми объектами, основываются на продуктах (результатах) их деятельности и их потребления. Вместе с тем их деятельность имеет и самостоятельное проявление, заключающееся в оказании разного рода жизненно необходимых услуг.



Муниципальная политика в социальной сфере прежде всего должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в частности:

— улучшение состояния окружающей среды;

— удержание на социально безопасном уровне безработицы;

-поддержку населения живущего ниже уровня прожиточного минимума.

 

4. Объектом социальной политики является все население страны. К субъектами социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, школы, мед.учреждения

 

Объекты и субъекты социальной политики

 
    Определение Характеристика  
    К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственных секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, другие структуры, которые влияют на разработку и реализацию государственной социальной политики. Объектом социальной политики является население страны. При этом в качестве объекта собственно социальной политики, или социальной политики в узком ее понимании являются граждане (домохозяйства), которые в силу определенных причин не могут обеспечить себе достаточный для нормального потребления уровень доходов. Объектом социальной политики в широком смысле являются все без исключения граждане (домохозяйства).  
    Субъект — это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект. [9, 25] Объект — нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объект воспринимается как определенный вид практической социальной деятельности, а предметом является либо сторона (стороны) этого объекта (социальная ситуация клиента — индивида, семьи, общности, группы), либо (чаще всего) закономерности социальной политики.  
    Субъект — главный инициатор конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. Объект — население К субъектам относятся органы государственной власти РФ, органы власти субъекта федерации и органы местного самоуправления  
    Субъекты — люди, учреждения, организации, социальные институты. Объекты — население К субъектам относятся государство, органы государственной власти, социальные организации, социальные работники. К объектам различные категории населения: малоимущие, престарелые, инвалиды и т.д.  
         

Объектом социальной политики в ее широкой трактовке являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.



Субъекты социальной политики, к которым относятся люди, учреждения, организации, социальные институты, призванные решать (и решающие) те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами социальной политики, можно дифференцировать по разным основаниям, в том числе учитывая составные части социальной политики: практическую деятельность, науку и учебный процесс (учебные дисциплины в области социальной политики). [5.114]

Субъектами социальной политики являются:

1) прежде всего организации, учреждения, социальные институты общества:

государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играют Министерство труда и социальных отношений, а также исполнительные органы управления социальной политикой на региональном уровне (органы социальной защиты краев, областей, республик, автономных образований), городов, местных администраций;

различные социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону и др.;

администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения; [7.115]

2) общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского Фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д.

Негосударственными благотворительными организациями в России являются, в частности, Челябинский фонд «Хоспис», «Солнышко» — Челябинская городская общественная организация инвалидов детства с нарушением психики, региональный благотворительный фонд «Соцгород» и др.

В настоящее время в стране благотворительная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который обеспечивает правовое регулирование этой деятельности, гарантирует поддержку ее участникам, создает правовые основы для развития деятельности благотворительных организаций, в частности установление налоговых льгот;

3) люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах. Фактически они являются представителями двух указанных субъектов социальной политики. При этом их можно разделить на две группы: организаторы-управленцы и исполнители, практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов, представителей уже рассмотренных объектов социальной политики.

По некоторым данным, в мире насчитывается около 500 тыс. профессиональных социальных работников. Много дипломированных специалистов появилось в последние годы в России. Недипломированных, но профессионально занимающихся социальной работой специалистов значительно больше, особенно в тех странах (в том числе и в России), в которых относительно недавно введена новая профессия — «социальный работник». [10.86]

Точных данных о том, сколько людей занимаются социальной работой на общественных началах, нет, но их число велико (принято считать, что один социальный работник обслуживает 10-15 человек).

Социальные работники — это особая группа, поскольку они должны обладать определенными профессиональными и духовно-нравственными качествами.;

4) преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений: руководители студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы;

5) исследователи социальной политики. Научные работники анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной политики. Большую роль в этом процессе играют кафедры ведущих вузов страны, лаборатории, научные учреждения, диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций в области социальной проблематики. [10.86]

В России практически уже создано несколько исследовательских школ социальной работы: философская, социологическая, психологическая и др. Их представители, разрабатывая проблематику социальной работы, уделяют особое значение отдельным ее направлениям.

 

 

5. Негосударственные субъекты СП

Социальные институты – субъекты гос.СП, конкретные исторические формы самоорганизации социальных общностей, которые обеспечивают свои интересы во взаимодействии с др. соц субъектами.

Адекватное и важное представительство общих интересов соц групп, предмет данной организации силу делает их реальными субъектами СП (соц.общности, соц.институты).

Формальные субъекты СП не имеют реального … в соц.от политической жизни общества, т к у них нет соц.поддержки в группах и общностях на представительство интересов которые они претендуют.

В демократическом гражданском обществе субъектами СП явл – устойчивые соц.организованные движения в виде: полит.партии, проф.объединения, патриотические движения, союзы предпринимателей, общественно-политические движения, молодежные движения, союзы ветеранов, объединения инвалидов

Субъекты госСП: органы гос и муницип власти управления

Основные гос.субъекты: проф.союзы – форма самоорганизации наемных работников для самозащиты свобод, прав и интересов на производстве, добровольные общественные объединения граждан, связанных производством и проф.интересами по роду деятельности, созданных в целях представительства и защиты соц.-трудовых прав и интересов.

Виды проф.союзов: объединения работников для давления на работодателя, организации для самозащиты трудящихся, компанейские.

Совр.соц. движение отлич.от проф: по составу, по идеологии, по способу действия, по практической ориентации.

 

№6 Зарубежные модели социальной политики с равнением с Российским опытом.

Скандинавская модель

В модели социальной политики этого типа значительную часть расходов на социальные нужды берет на себя государство, и основным каналом перераспределения является бюджет. Государство несет основную ответственность за социальное благополучие своих граждан и является основным производителем социальных услуг. Услуги (образование, здравоохранение, забота о детях и престарелых и т.п.) в большинстве случаев организовываются муниципалитетами. Данная система действует через перераспределение (например, бюджет или социально-страховые фонды), и доля социальных расходов очень высока. Эта модель в той или иной мере воплощается в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия.

Швеция: шведская модель.

Термин «шведская модель» появился в конце 60-х годов в связи с приобретением Швецией статуса государства, одного из самых развитых в социально-экономическом отношении. Именно в Швеции возникли и получили развитие понятия “политика полной занятости”, “солидарная система зарплат”. Основными целями шведской социальной политики являются полная занятость и выравнивание доходов. [3] Осуществление целей идет через преднамеренное перераспределение доходов, прежде всего через налоговую и трансфертную политику, для чего были созданы специальные государственные и негосударственные институты. Универсальность модели выражается во всеобщности и общедоступности социальной защиты, которая распространяется на все население. Оказываемая помощь обеспечивает социальную защиту населения на уровне нормального жизненного стандарта. [4]

Социальное обеспечение находится на высоком уровне и предусматривает выплату пособий по безработице, детские пособия и ряд других. Пособия по безработице позволяют сохранить достойный уровень жизни в случае потери работы, а сокращение расходов на выплаты по безработице достигается за счет развитой системы служб трудоустройства. Дети, независимо от доходов родителей, получают ежемесячное пособие, которое выплачивается до 18 лет. Дополнительные пособия получают семьи с тремя и более детьми. В дополнение к услугам социального обеспечения действуют негосударственные организации, выполняющие различные виды социальной работы, например, защиту прав инвалидов.

Континентальная модель

 

В этой модели государство, как правило, несет ответственность только за выдачу социальных пособий получателям, то есть за социальное обеспечение, но не организует социальные услуги. Здесь бюджетные отчисления и страховые взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны, и основными каналами перераспределения являются как государственные, так и частные (но находящиеся под контролем государства) социально-страховые фонды. Этой модели следуют Германия, Франция, Австрия, Бельгия.

Германия: немецкая модель социального рыночного хозяйства.

Понятие “социальное рыночное хозяйство” было введено в 1946 г. Альфредом Мюллером-Армаком для определения парадигмы экономической политики, сочетающей принципы “рыночной свободы” и “социального выравнивания”. Целью такой социальной политики является создание условий для активной самореализации каждого члена общества в экономической сфере. Для этого требуются общие институциональные условия, которые регулируют хозяйственную деятельность индивидуумов. На первый план выходит не перераспределение дохода через бюджет и бесплатные социальные услуги как в шведской модели, а создание благоприятных экономических условий для трудоактивного населения, на которое и сориентированы основные меры социальной защиты. [6]

Социальное обеспечение.

В Германии действует 4 вида социального страхования: пенсионное, медицинское, от безработицы и от несчастных случаев. Социальное страхование финансируется совместно работодателями, а также наемными работниками и дифференцируется по видам деятельности. Принцип страхования означает право на получение услуг теми, кто делает взносы в соответствующие фонды. Уплата взноса дает право на соответствующую услугу независимо от действительной потребности в ней. Система социального обеспечения включает также государственные средства, отпускаемые в виде пособий на детей (единовременные выплаты при рождении ребенка, дотации малообеспеченным и многодетным семьям), помощь беженцам, пособия для получения образования, помощь молодежи, пособия на лечение, пенсионные субсидии, помощь жертвам войны, инвалидам, а также социальную помощь малообеспеченным гражданам.

Американо- британская модель

Данная модель характеризуется минимальным участием государства в социальной сфере. Финансовую основу реализации социальных программ составляют в первую очередь частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета. Государство берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Однако оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных средств и способов получения и повышения гражданами своих доходов. Подобная модель социального государства характерна для США, Англии и Ирландии.

Британская модель государства благосостояния. Социальное обеспечение.

Социальные программы строго индивидуализированы, и большинство из них приватизированы. Вместо равенства возможностей для всех групп нуждающихся введен принцип выборочной помощи отдельным категориям населения. К ним отнесены пенсионеры, инвалиды, больные и недееспособные лица, малооплачиваемые семьи с детьми, неполные семьи. В настоящее время пособия на детей выплачиваются всем детям до 16 лет, а также малообеспеченным семьям, но только в том случае, если семья является полной. Пособие выплачивают и после 16 лет, если ребенок учится в дневном колледже.

Социальная модель в рамках Европейского Союза

На сегодняшний день правомерно говорить о создании и развитии новой модели социальной политики – общеевропейской, в соответствии с которой развертываются интеграционные процессы в социальной сфере в рамках государств-членов ЕС. Вырабатываемая модель сближает концепции социальной политики в различных странах. [7] Доминирующей является мысль, что государственный контроль препятствует не только экономическому, но и социальному развитию. Это приводит к пересмотру роли государства в социальной сфере в тех странах, где оно было традиционно сильным, например, в скандинавской модели. Происходит процесс переориентации социальных программ с универсального уровня на индивидуальный, что значительно дешевле и эффективнее, так как адресная помощь предоставляется только действительно в ней нуждающимся.

В основу общеевропейской социальной политики положен принцип совмещения экономической эффективности и социальной солидарности. Упор делается на сбалансированное развитие социальной политики Европы, транспарентность и соблюдение интересов всех стран-членов ЕС. Регулярные встречи министров по социальной политике позволяют обмениваться опытом и вырабатывать общую концепцию. Еврокомиссия оказывает содействие в подготовке отчетов и проведении исследований. Все правительства европейских государств сходятся в том, что социальная политика это прежде всего ответственность каждой из стран, входящих в ЕС.

Россия Рассмотрев модели социальной политики стран Запада, нельзя не задаться вопросом о месте российской социальной политики в этих структурах. Проанализируем опыт СССР и социальную политику России переходного периода.

Переход к новой социальной политике сегодня предполагает отказ от патернализма, где государство жестко детерминирует поведение человека в социальной сфере. Вместо этого предполагается:

— формирование рынка социальных услуг с реально возникающей конкуренцией их производителей;

— повышение качества данных услуг;

— снижение издержек на их производство;

— изменение модели социальной защиты от превалирующей социальной поддержки к преимущественно социальному страхованию с дифференциацией рисков и зависимостью размеров страховых выплат от страховых взносов.

Необходимым условием системного изменения модели социальной политики является также перераспределение роли государства и местного самоуправления.

Перечислим основы проводимой на сегодняшний день в России социальной политики. Так, защита от безработицы реализуется через подготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия. Защитой от инфляции является индексация доходов, т.е. увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального уровня. Детям, инвалидам и некоторым другим категориям граждан выплачиваются ежемесячные пособия. Вместе с тем существует неопределенность в определении доли бесплатных услуг, финансируемых государством.

Среди проблем, требующих скорейшего урегулирования в социальной сфере, можно выделить следующие:

— необходимость стабилизации финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;

— погашение задолженности работникам по заработной плате;

— расширение источников финансирования социальных услуг;

— внедрение адресной системы социальной поддержки населения;

— введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.

Пока для России остается открытым вопрос о том, какая именно модель социальной политики будет наиболее адекватной для развития страны. Но уже сегодня очевидна необходимость коренных изменений в обязанностях государства, предприятий и личности, активизация роли государства в социальной сфере и регулировании социальных процессов.

№7 Конституция РФ как гарант прав и свобод человека в России. Глава 2 (в коституции)

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 27

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 30

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

 

Конституция РФ в системе СП

Свобода совести, ст.№1 – демокр, фед, правовые, ст№2 – право на труд и отдых, право на охрану, здоровье и мед., ст№41 – безопасность, право на образование, ст№45 – суд.

Статьи конституции определяют основы правовых статусов личности и не могут быть изменены кроме как в порядке уст.законом.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

cyberpedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *