3.1
3.1. Социальная политика государства:
понятие, модели, принципы
Термин «социальная политика» имеет относительно недавнее происхождение. Но еще во времена античности появились представления о справедливости1. В дальнейшем те или иные ее варианты реализовывались в деятельности некоторых правителей и правительств2. Общепринятого научного определения социальной политики нет. Можно предложить следующее: социальная политика – система целей и показателей сбалансированного достижения благосостояния всех слоев населения, воплощенная в программах и их реализация общими усилиями государства, общественных объединений, специальных фондов, работников и работодателей, учитывающая совокупность идеологических представлений общества о социальной справедливости.
Социальная политика как целенаправленная деятельность начала проводиться государством по мере осознания им своих социальных функций, когда государство взяло на себя ответственность и обязательства по удовлетворению социальных потребностей граждан. Социальная функция относится к важнейшим функциям государства; ее содержание заключается в обеспечении достойных условий жизни для граждан, поступательного развития общества и в создании эффективной системы социальной защиты.
В соответствии с принципами организации выделяют две основные модели социальной политики: модель Бисмарка и модель Бевериджа. Модель Бисмарка устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. Социальные права обусловливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Страховые кассы, управляемые на паритетных или разделенных началах работодателями и работниками, собирают отчисления из заработной платы, из которых формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты. Социальная защита финансируется в основном самими трудящимися. Такая модель применяется в Германии, Австрии, Франции.
Модель Бевериджа3 исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к экономически активному населению, имеет право на минимальную защищенность по заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих доходов. В тех странах, которые выбрали эту модель, действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называемые «социальные пенсии», в отличие от «профессиональных»). Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности, строящейся на концепции распределительной справедливости. Такая модель нашла полную реализацию в Швеции.
В России впервые социальная политика получила свое законодательное воплощение в 1903 г.: был принят первый общероссийский закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся принято в 1918 г. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью, родами, увечьем. В 1929 г. социальное страхование окончательно обрело единый государственный бюджет, а с 1931 г. было начато финансирование санаторно-курортного лечения, а также детских оздоровительных лагерей. Целью социальной политики СССР того периода впервые в мире стала профилактика заболеваемости. С 1933 г. социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.
Основным субъектом социальной политики являются государство в лице учреждений и институтов, действующих в рамках отдельных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также органы местного самоуправления. Важно отметить, что другие субъекты государственной социальной политики (внебюджетные фонды, профсоюзы, некоммерческие организации, благотворительные фонды, союзы, движения) выступают как вспомогательные субъекты достижения поставленных государством целей и действуют в правовых рамках, заданных государством. Социальная политика делится на государственную, региональную, корпоративную, муниципальную
и др.
Объектом социальной политики является все население страны, в лице как отдельных граждан, так и этих же граждан, включенных в какие-либо социальные группы (дети, пенсионеры, инвалиды
и т. д.).
К числу основных функций социальной политики относится обеспечение социальной безопасности, которое можно рассматривать как такое состояние общества, при котором защищены социальные интересы личности от внутренних и внешних опасностей (несправедливого распределения благ, роста социального расслоения, расширения зоны бедности, обострения продовольственной проблемы, распространения болезней, наркомании, появления проблем с доступностью профессионального и высшего образования и др.). Данная функция выполняется через разработку программы комплексного социального развития, а также выделения приоритетных направлений социального развития государства.
Другой функцией социальной политики является социальная защита населения; ее цель – минимизация социальных рисков при утрате способности к труду, в ситуациях необходимости получения медицинской помощи и др. Задача решается с помощью социальных выплат: пенсий, пособий, компенсаций, субсидий, стипендий и др. Так обеспечивается снижение социальной напряженности.
В социальной политике современного российского государства выделим шесть принципов.
1. Принцип соразмерности экономических и финансовых ресурсов задачам социальной политики, означающий обеспеченность реализуемых на данном этапе и планируемых в будущем социальных проектов бюджетными и другими финансово-экономическими ресурсами.
2. Принцип социальной справедливости, который наряду с миром и свободой входит в число общепризнанных ценностей общественного сознания и закреплен в основополагающих международных нормативно-правовых актах, посвященных социальным правам. Обычно выделяют два типа справедливости: уравнительный и распределительный. Уравнительная справедливость предоставляет людям одинаковые возможности независимо от их индивидуальных и социальных различий, удовлетворение основных потребностей на единообразном уровне. Распределительная справедливость понимается как воздаяние за результат личного труда, успех, стимулирует людей прилагать еще больше усилий в труде, оставляя благотворительности решать проблемы нетрудоспособных. Социальная практика большинства стран демонстрирует колебания от одного к другому типу справедливости. В идеале мы можем представить социальную политику как разумное воплощение обоих типов справедливости.
3. Принцип социальной солидарности, заключающийся в использовании механизма перераспределения денежных средств от более обеспеченных индивидов к менее обеспеченным через систему налогов и пособий, пенсий, доступа к образованию, здравоохранению, культуре и др.
4. Принцип социальной компенсации, или восполнение ограничений, связанных с социальным статусом граждан, путем создания доступной сферы жизнедеятельности, предоставления определенных льгот (компенсаций, субсидий, выплат и др.) и социального обслуживания.
5. Принцип социальных гарантий, который заключается в предоставлении гарантированного минимума социальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры.
6. Принцип субсидиарности4, предполагающий взаимодополнение ресурсов государственных, муниципальных и негосударственных структур в реализации социальной политики, что позволяет более эффективно использовать материальные ресурсы и более гибко реагировать на возникающие проблемы.
Основными направлениями социальной политики в РФ являются: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социального обслуживания, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты, предоставление медицинских и образовательных услуг, оздоровление окружающей среды и др.
1 Например, у Платона и Аристотеля. В Новое время Т. Гоббс, И. Кант и Г. Гегель понимали справедливость как высшую социальную и нравственную ценность. Концепцию участия государства в обеспечении социальных условий жизни граждан изложил И. Фихте в трактате «Замкнутое торговое государство» (нач. XIX в.).
2 Так, канцлер Германии О. Бисмарк (1815–1898) называл свою политику «государственным социализмом». Он впервые в Европе начал заниматься социальными вопросами: в 1881–1884 гг. правительство под его руководством формирует правовую систему охраны труда, принимает закон о страховании рабочих от несчастных случаев, а в 1891 г. – закон о пенсионном обеспечении пожилых рабочих.
3 Названа так по имени Уильяма Генри Бевериджа (1879–1963) – английского государственного и общественного деятеля. С 1919 по 1937 г. – директор Лондонской школы экономики и политической науки.
4 Субсидиарность (от лат. subsidiarius – дополнительный) – организационный и правовой принцип, предполагающий распределение ответственности между различными субъектами и их взаимодополняемость.
Государственная и муниципальная социальная политика (Магистратура)
ТОП-30 Eduniversal 2019
Описание
Программа реализуется Факультетом государственного управления экономикой
Магистерская программа «Государственная и муниципальная социальная политика» по направлению «Государственное и муниципальное управление» (ГМУ) осуществляет подготовку высококвалифицированных менеджеров для государственной и муниципальной службы, работы в крупных и средних корпорациях, организациях малого бизнеса, учреждениях социальной сферы, организациях малого бизнеса, некоммерческого сектора экономики.
Цели образовательной программы:
содействовать системе государственного и муниципального управления России посредством подготовки высококвалифицированных экспертов-аналитиков к практическому управлению экономическим и социальным развитием с целью повышения эффективности социальной политики на экономику и благосостояние населения в условиях глобализации мирового хозяйства, а также развития экономики и социальной сферы инновационного типа.
Вступительные испытания: устное собеседование.
Ведущие преподаватели программы
Компетенции и преимущества
- Способность целостного восприятия развития роли государственной и муниципальной социальной политики как многоуровневых систем для выявления функциональных зависимостей между различными ее элементами и построения соответствующих аналитических моделей.
- Сформированные навыки по разработке государственных, муниципальных и корпоративных программ, проектов стратегического развития для различных сфер экономики, отраслей социальной сферы, организаций.
- Умение разрабатывать эффективные механизмы реализации государственной и муниципальной социальной политики.
- Владение методами антикризисного управления социально-трудовой сферы и минимизации кризисных проявлений в социально-трудовых отношений.
Выпускники программы владеют следующими компетенциями:
- Разработка эффективной социальной политики, ее механизмов, как основы сильной экономики будущего.
- Экспертиза мер анализа социальных факторов отставания и поиск социальных и экономических факторов «прорыва».
- Анализ, прогнозирование, программирование, проектирование и планирование этапов развития различных социально-экономических систем для выявления функциональных зависимостей между различными элементами и построения соответствующих аналитических моделей.
- Консультирование государственных, некоммерческих и хозяйственных организаций по социально-экономическим проблемам.
Заочная
форма обучения2,5 года
Подробнее о поступлении на программу
Стоимость обучения:
170 000 руб*/год**
* стоимость фиксирована на весь срок обучения
** посеместровая оплата (2 раза в год)Бюджетные места:
4
Основные документы:
Очно-заочная
форма обучения2,5 года
Подробнее о поступлении на программу
Стоимость обучения:
212 000 руб*/год**
* стоимость фиксирована на весь срок обучения
** посеместровая оплата (2 раза в год)Бюджетные места:
нет
Основные документы:
- 1 курс
- 2 курс
- 3 курс
- 4 курс
- 5 курс
Июнь 9, 2023
Июнь 7, 2023
Май 25, 2023
Май 25, 2023
Что такое социальная политика и почему она важна?
Получившие широкую огласку недавние примеры дискриминации и жестокого обращения привлекли внимание всего мира к некоторым ключевым вопросам, лежащим в основе современной социальной политики, а именно к уголовному правосудию и неравенству.
Учитывая множество социальных проблем, с которыми мы сталкиваемся — от экономического кризиса и жесткой экономии до последствий перенаселения, старения населения и изменения климата — никогда прежде изучение социальной политики не было столь актуальным.
Что такое социальная политика?
Социальная политика состоит из руководств, принципов, законодательства и мероприятий, влияющих на условия жизни, способствующие благополучию человека, например, на качество жизни человека.
В сфере образования это междисциплинарное исследование современных социальных, политических и экономических проблем, таких как бедность, неравенство, преступность, безработица, здравоохранение, образование и жилищное строительство, а также потенциальных ответных мер политики на них.
Почему важна социальная политика?
Социальная политика важна как средство, с помощью которого правительства, семьи, предприятия и организации могут оказывать положительное влияние на благосостояние и социальную защиту.
Изучение социальной политики также имеет важное значение для обеспечения объективной оценки того, насколько эффективно ресурсы и возможности распределяются между людьми из различных социально-экономических слоев с целью постоянного улучшения.
Решите некоторые из самых насущных проблем, с которыми сегодня сталкивается мир, получив степень магистра социальной политики. Вот несколько причин для обучения в магистратуре:
Какой известный пример социальной политики?
Отто Эдуард Леопольд фон Бисмарк, ставший первым канцлером Германской империи в 1871 году, считается создателем первого современного государства всеобщего благосостояния.
В 1881 году он представил законодательную программу реформ социального обеспечения, включая пенсионное обеспечение, национальное страхование от болезней и несчастных случаев.
Здесь, в Великобритании, одним из самых известных примеров социальной политики был Закон о национальной службе здравоохранения от 1946, в котором была создана всеобъемлющая служба здравоохранения для Англии и Уэльса, бесплатная в момент использования и общедоступная для всех.
Откуда возникла идея социальной политики?
Один из самых ранних примеров социальной политики посредством государственного вмешательства восходит к правлению Умара ибн аль-Хаттаба как второго халифа ислама в 6 веке.
Он использовал сборы закята (форма пожертвования мусульман) и другие государственные ресурсы для установления пенсий, поддержки доходов, детских пособий и различных пособий для людей из немусульманского сообщества.
В чем разница между социальной политикой и государственной политикой?
Государственная политика охватывает любые действия правительства в отношении общества в целом – от налогообложения и законодательства до энергии или выбросов, например.
В то время как социальная политика направлена на решение социальных проблем, таких как экономическое и образовательное неравенство, расовое неравенство и неравенство в отношении здоровья. Социальная политика по существу является подмножеством государственной политики, поэтому любая социальная политика является государственной политикой, но не всякая государственная политика является социальной политикой.
Чем карьера в сфере государственного управления отличается от социальной политики?
Государственное управление направлено на реализацию государственной политики на местном, региональном или национальном уровне правительства или на международном уровне в случае таких организаций, как Международный валютный фонд или Европейская комиссия.
Карьера в области социальной политики предлагает более широкие возможности для исследования, создания, оценки и реализации политики социального обеспечения и решения социальных проблем в государственном, частном и третьем (добровольном) секторе.
Узнайте больше о нашей неполной онлайн-программе магистра социальной политики:
Политика социальной политики в США
Политика социальной политики в США
Маргарет Вейр
Мягкая обложка
ISBN: 9780691028415
75 долларов США/62 фунта стерлингов электронная книга
ISBN: 9780691222004 Доступно как
EPUB или PDF
52,50 доллара США / 43,40 фунта стерлингов 75,00 $ / 62,00 £
Доставка в:
Выберите странуСоединенные ШтатыКанадаВеликобританияАфганистанАландские островаАлбанияАлжирАмериканское СамоаАндорраАнголаАнгильяАнтарктидаАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАрубаАвстралияАвстрияАзербайджанБагамыБахрейнБангладешБарбадосБеларусьБельгияБелизБенинБермудыБутанБоливияB Онэйр, Синт-Эстатиус и СабаБосния и ГерцеговинаБотсванаОстров БувеБразилияБританская территория в Индийском океанеБруней-ДаруссаламБолгарияБуркина-ФасоБурундиКабо-ВердеКамбоджаКамерунКаймановы островаЦентральноафриканская РеспубликаЧадЧилиКитайОстров РождестваКокосовые острова (острова Килинг)КолумбияКоморские островаКонго, Демократическая РеспубликаКонго,острова КукаКоста-РикаКот-д’Ивуар ХорватияКубаКюрасао КипрЧехияДанияДжибутиДоминикаДоминиканская РеспубликаЭквадорЕгипетСальвадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияФолклендские острова (Мальвинские острова)Фарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские южные территорииГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГернсиГвинеяГвинея-БиссауГайанаГаитиОстров Херд и Макдональд островаСвятой Престол (город-государство Ватикан)ГондурасГонконгВенгрияI ИсландияИндияИндонезияИран, Исламская Республика ИракИрландияОстров МэнИзраильИталияЯмайкаЯпонияДжерсиИорданияКазахстанКенияКирибатиКореяКорея Народная РеспубликаКувейтКыргызстанЛаосская Народно-Демократическая РеспубликаЛатвияЛиванЛесотоЛиберияЛивийская Арабская ДжамахирияЛихтенштейн ЛитваЛюксембургМакаоМакедонияМадагаскарМа lawiМалайзияМальдивыМалиМальтаМаршалловы островаМартиникаМавританияМаврикийМайоттаМексикаМикронезия, Федеративные Штаты МолдовыМонакоМонголияЧерногорияМонтенегроМонтсерратМароккоМозамбикМьянмаНамибияНауруНепалНидерландыНовая КаледонияНовая ЗеландияНикарагуаНигерНигерияНиуэ Остров НорфолкСеверные Марианские островаНорвегияO мужчинаПакистанПалауПалестинская территория ОккупированныеПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруФилиппиныПиткэрнПольшаПортугалияПуэрто-РикоКатарРеюньонРумынияРоссийская ФедерацияРуандаСент-БартельмиСент-ХеленаСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСент-МартинСент-Пьер и МикелонСент-Винсент и ГренадиныСамоаСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСенегалСербия СейшелыСьерра-ЛеонеСингапурСент-Мартен (голландская часть) СловакияСловенияСоломоновы островаСомалиЮжная АфрикаЮжная Джорджия и Сэндвич-островаЮжный СуданИспанияШри-ЛанкаСуданСуринамШпицберген и Ян-МайенСвазилендШвецияШвейцарияСирийская Арабская РеспубликаТайванТаджикистанТанзанияТаиландТимор-ЛештиТогоТокелауТонгаТринидад и Тобаго унизияТурцияТуркменистанТурки Острова КайкосТувалуУгандаУкраинаОбъединенные Арабские ЭмиратыОтдаленные острова СШАУругвайУзбекистанВануатуВенесуэлаВьетнамВиргинские острова, Британские Виргинские острова, СШАУоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве
Выберите тип электронной книги: EPUBPDF
добавить в корзину добавить в корзинуОб электронных книгах и аудио
Узнайте больше об электронных книгах и аудио от Princeton University Press.
Поддержите свой местный независимый книжный магазин.
- Соединенные Штаты
- Канада
- Великобритания
Европа
Социология
- Под редакцией Маргарет Вейр, Энн Шола Орлофф и Теды Скочпол.
- Ряд:
- Исследования из проекта о федеральной социальной роли
Мягкая обложка
электронная книга
Купить это- Скачать обложку
В этом томе дебаты о благосостоянии 1980-х годов рассматриваются в контексте прошлых моделей политики США, таких как Закон о социальном обеспечении от 1935, провал усилий в 1940-х годах по расширению национальных социальных пособий и экономического планирования, а также негативная реакция на «большое правительство», последовавшая за реформами 1960-х и начала 1970-х годов.