Презентация на тему: «История воззрения на общество»
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: «История воззрения на общество»»
История воззрений на общество
Мыслители Эпохи Просвещения
Основные идеи их учения и их ценности
Дж. Локк
Всеобщее равенство. Право на жизнь, свободу и собственность. Разделение властей.
Вольтер
Просвещенная монархия. Свобода, равенство, собственность. Отказ от института церкви.
Ш. Монтескье
Разделение властей, свобода личности и неприятие деспотизма.
Ж.Ж. Руссо
Власть принадлежит всему народу. Равноправие, всеобщее избирательное право. Отказ от частной собственности.
Д. Дидро
Равноправие и права личности. Народное представительство и неприятие деспотизма.
А. Смит
Главным источником богатства является труд. Свобода конкуренции и торговли, легкие налоги.
Общество
Сферы общественной жизни
Политическая
Экономическая
Социальная
Природная среда
Духовная
Социология
Политическая география
Культурология
Экономика
Политология
Платон
Аристотель
Н. Микиавелли
Т. Гоббс
Д. Локк
Ш.Л. Монтескье
Ж.Ж. Руссо
А. Смит
О. Конт
Л.Г. Морган
Э.Б. Тайлор
Д. Рикардо
Д.С. Милль
К. Маркс
Д.Д. Фрейзер
Ф. Ратцель
Значение экономических воззрений
- В этих воззрениях заложены теоретические основы современной экономической теории
Аристотель
- 1. Государство-продукт естественного развития, но и одновременно высшая форма общения.
- 2. Правильный строй:
-монархия-форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху
-аристократия-форма правления, в которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати
-Полития-считал эту форма наилучшей
Платон
- 1. Существуют два мира: мир людей и мир вещей
Демократия-власть большинства
Тирания-бесконтрольная власть одного
Культурология
- Наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе, изучающая культуру как целостность. Ее предметом являются объективные закономерности общечеловеческих и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей
Общественные науки
- Науки об обществе (социуме).
- Основные социальные науки: юриспруденция, экономика, психология, филология, лингвистика, риторика, социология, история, политология, педагогика, культурология, география, антропология.
Политология
- Наука о политике (то есть об особой сфере жизнедеятельности людей: связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, — действие которых призвано обеспечить функционирование общества и взаимоотношения между людьми, обществом и государством).
multiurok.ru
Презентация «История воззрений на общество и государство»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
История воззрений на общество и государство .
Античность – эпоха Просвещения.
Слайд 2
Общество
Это естественное образование; человек — существо по природе и изначально социальное; вне общества он существовать не может.
Государство, основанное на политической власти и юридических нормах и объединяющее определенное население на определенной территории, представляет собой лишь продолжение, развитие и укрепление социального по природе состояния человека.
Это искусственное образование; человек — существо по природе и изначально антисоциальное и эгоистическое; естественное состояние человека — внеобщественное и дообщественное.
Государство, которое опирается на волю людей и на силу, выступает либо как сам этот механизм, либо как главное средство сделать его прочным и эффективным: оно подчиняет себе своих подданных в конечном счете по их собственной воле и для их собственного блага.
Слайд 3
Платон (427-347 гг. до н.э.)
Основные политические произведениями: «Государство», «Законы» и диалог «Политик».
Существуют 2 мира: мир идей и мир вещей.
Происхождение государства: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе.
Платон выделяет четыре несовершенные формы государства:
Тимократия — власть военачальников.
Олигархия — власть немногочисленных богатых.
Демократия — власть большинства.
Тирания — бесконтрольная власть одного. Появляется тиран из демократии.
Идеальный вид государственного устройства это — аристократическая республика или аристократическая монархия. При таком строе правят лишь немногие мудрецы.
Слайд 4
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
Основные политические произведения: «Никомахова этика», «Политика».
Государство — продукт естественного развития, но и одновременно высшая форма общения.
Политика — наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве.
Правильный строй:
Монархия— форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.
Аристократия — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию.
Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. «средняя» форма государства.
Слайд 5
Луций Анней Сенека (ок. 4 г. до н.э.- 65 г. н.э.)
Сенека утверждает:
Природа дала две силы, которые человека слабого сделали весьма крепким, — разум и общество: благодаря им тот, кто, взятый в отдельности, не может даже ни с кем поравняться, обладает миром.
Общество дало ему власть над всеми животными, его, рожденного на земле, общество ввело во владение иной природой и дало ему власть господствовать над всей природой. Уничтожь общество, и ты разрушишь единство человеческого рода, — единство, которым поддерживается жизнь.
Идеальное человеческое общество охватывает всех людей, граждан единого всемирного государства.
Слайд 6
Аврелий Августин (354—430 гг.)
Трактат «О Граде Божием» (ок. 413-426).
Человечество разделено на два царства, два вида общества: «град земной» (государство), основанный на грехе и насилии, и «град Божий», в котором царствуют божественная правда и добро.
Государство — наказание за первородный грех; является системой господства одних людей над другими; оно предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире.
Справедливое государство — христианское государство.
Слайд 7
Фома Аквинский (1225-1274 гг.)
Политические труды: «О правлении государей»
Человек — существо социальное по природе, а общество — естественное образование.
Создание государства представляет собой произведение не только природы, но и искусства; впрочем, в этом искусстве, как и во всяком другом, следует подражать природе.
Слайд 8
Гуго Граций (1583-1645 гг.)
Родоначальник учения об общественном договоре.
Общественный договор- гипотетическое соглашение между людьми, благодаря которому осуществляется переход из «естественного» общества в «гражданское».
«Общество»- это искусственный механизм.
Последователи: Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо, Вольтер.
Слайд 9
Джон Локк (1632-1704 гг.)
Слайд 10
Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.)
Слайд 11
Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.)
Слайд 12
Сопоставление основных теорий Общественного договора
Когда нет государства: естественное состояние людей Ради чего был заключен
общественный договор Что дал институт государства народу
Джон Локк (Второй трактат о гражданском правлении) у каждого есть естественные права (свобода и частная собственность) свобода свобода и частная собственность
Жан-Жак Руссо (Об общественном договоре) каждый поступает в соответствии со своими личными интересами безопасность и демократия общественная польза
lusana.ru
Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему: Обществознание 10 класс
Слайд 1
В каком смысле употребляют данные слова Цивильный Цивилизованный Цивилизованное общество ЦивилизацияСлайд 2
Обществознание. 10 класс Тема: «Понятие цивилизации. Культура и цивилизация»
Слайд 3
Цивилизация — (от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) Термин ввел в научный оборот шотландский философ Адам Фергюсон
Слайд 4
Адам Фергюсон (1723-1816) Подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся 1) существованием общественных классов 2) городов, 3) письменности и т.д. Предложенная им стадиальная периодизация мировой истории (дикость — варварство — цивилизация) пользовалась поддержкой в научных кругах в конце XVIII — начале XIX века Линейно-стадиальная периодизация шотландский философ и историк, профессор моральной философии в Эдинбургском университете
Слайд 5
дикость варварство цивилизация Льюис Генри Морган (1818-1881) — американский учёный, этнограф, социолог, историк. «Древнее общество», 1877. Фридрих Энгельс (1820-1895) – немецкий философ, один из основоположников марксизма. «Происхождение семьи, частной собственности и государства», 1884. Линейно-стадиальная периодизация
Слайд 6
Теория Л. Моргана господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. возникает государство, классовое общество, города, торговля, деньги, религия, письменность дикость варварство цивилизация эволюционизм Линейно-стадиальная периодизация
Слайд 7
Взгляды Ф. Энгельса появление товарного производства, разделение труда и отделение умственного труда от физического, возникновение городов, появление классов и государств. цивилизация исторический материализм Линейно-стадиальная периодизация
Слайд 8
Таким образом, данными учеными цивилизация рассматривается как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством, как этап прогрессивного развития человечества как единого целого Линейно-стадиальная периодизация
Слайд 9
цивилизация — Как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством, как этап прогрессивного развития человечества как единого целого — Связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные, глобальные цивилизации ( например восточную и западную)
Слайд 10
Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель, геополитик. «Россия и Европа» (1871-1885) панславизм Основные культурно-исторические типы, уже реализовавшие себя в истории 1)египетский, 2)китайский, 3)ассирийско-вавилонско-финикийский, халдейский или древне-семитический, 4)индийский, 5)иранский, 6)еврейский, 7)греческий, 8)римский, 9)ново-семитический или аравийский и 10)германо-романский или европейский а также мексиканский и перуанский, не успевшие совершить своего развития. Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю
Слайд 11
Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер (1880-1936) К числу «великих культур», вполне реализовавших свои потенции, Шпенглер относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую. Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю немецкий философ и культуролог. «Закат Европы» (1918-1922) История не линейна, а циклична: возникновение, расцвет и гибель многочисленных самобытных и неповторимых культур. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской — «магическая», западной — «фаустовская» и т. д.
Слайд 12
Каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации («цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение любой культуры), для которой свойственны: атеизм и материализм, агрессивная экспансия вовне, радикальный революционизм, а также урбанизация («в мировом городе нет народа, а есть масса» («Закат Европы»). Взгляды О. Шпенглера Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю культурология
Слайд 13
ц и в и л и з а ц и я Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) Появление, становление и упадок цивилизаций характеризовались такими факторами, как внешний Божественный толчок и энергия, вызов и ответ и уход и возвращение. Отношения между цивилизациями хотя и имеют внешний характер, но составляют часть жизни самих цивилизаций. Некоторые общества, присоединяясь к другим, обеспечивают тем самым непрерывность исторического процесса британский историк. Автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций. «Постижение истории» (1934-1961) появление упадок становление история человечества подразделяется на ряд локальных цивилизаций, имеющие одинаковую внутреннюю схему развития. Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю
Слайд 14
независимые (13 цивилизаций): западная, индская, эллинская, сирийская, андская, египетская, исламская, эгейская, православная, среднеамериканская, шумеро-аккадская, индийская китайская. Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю Взгляды А. Тойнби 28 развившихся цивилизаций. сателлитные (15 цивилизаций): хеттская, иранская, русская, японская, Корейская, миссисипийская, юго-западная (в Северной Америке), северо-андская, южно-андская, эламская, урартская, вьетнамская, италийская, юго-восточно-азиатская, тибетская.
Слайд 15
Кроме них существуют или существовали четыре приостановленные (arrested) цивилизации : эскимосы, кочевники, спартанцы, османы (иногда к ним причисляются полинезийцы и тогда их число доходит до пяти) и четыре недоразвитых (abortive) цивилизации: дальнезападная христианская, дальневосточная христианская, скандинавская первая сирийская. Взгляды А. Тойнби Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю На этапе угасания цивилизация вступает в стадию кризисного развития, крайнего обострения социальных, экономических, политических конфликтов, духовного разлома. Ослабление внутренних институтов делает общество уязвимым для внешней агрессии. В итоге цивилизация погибает или в ходе внутренней смуты, или в результате завоевания
Слайд 16
С ростом популярности в конце XIX — начале XX века циклического подхода к истории, под общим понятием «цивилизации» стали также подразумеваться «локальные цивилизации» – качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования. Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю
Слайд 17
Концепция мировых цивилизаций (Ю.В. Яковец) Глобальная цивилизация Мировые цивилизации Поколения локальных цивилизаций Локальные цивилизации Первый исторический суперцикл (8-е тыс. до н. э. — 1-е тыс. н. э.) Неолитическая (8-4 тыс. до н. э.) Раннеклассовая (конец 4-го — начало 1-го тыс. до н. э.) 1-е поколение (конец 4-го — начало 1-го тыс. до н. э.) Древнеегипетская, шумерская, ассирийская, вавилонская, эллинская, минойская, индийская, китайская Античная (VIII в. до н. э. — V в. н. э.) 2-е поколение (VIII в. до н. э. — V в. н. э.) Греко-римская, персидская, финикийская, индийская, китайская, японская, древнеамериканская Второй исторический суперцикл (VI—XX вв.) Средневековая (VI—XIV вв.) 3-е поколение (VI—XIV вв.) Византийская, восточноевропейская, восточнославянская, китайская, индийская, японская Раннеиндустриальная (XV — середина XVIII в.) Индустриальная (середина XVIII—XX в.) 4-е поколение (XV—XX вв.) Западная, евразийская, буддийская, мусульманская, китайская, индийская, японская Третий исторический суперцикл XXI—XXIII вв. (прогноз) Постиндустриальная (XXI — начало XXIII в. — прогноз) 5-е поколение (XXI — начало XXIII в. — прогноз) Западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, океаническая, российская, китайская, индийская, японская, мусульманская, буддийская, африканская
nsportal.ru
Презентация к уроку обществознания (10 класс) по теме: Презентации к урокам обществознания в 10 классе
Зачетная работа по теме «Деятельность»
Вариант 1
1. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в
1) самосохранении 2) самореализации 3) самопознании 4) самообразовании
2. Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?
А. | Для науки характерно постижение закономерностей развития природы, общества и мышления. |
Б. | Для науки характерно описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. |
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
3 Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает
1) земля 2) техника 3) выращиваемая культура 4) земледелец
4 Субъектами игры в «дочки-матери» являются
1) | правила игры | 2) | игровые сюжеты | 3) | игрушки | 4) | дети |
5 Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?
1) | творческая активность |
2) | способность к чувственному восприятию |
3) | обменные процессы |
4) | действие механизмов наследственности |
6 Авторский коллектив завершил создание современной социологической энциклопедии. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?
1) познавательная 2) экономическая 3) социальная 4) духовная
7 К существенным признакам, отличающим общение от труда, относится:
1)активный характер 2)целенаправленность 3)целесообразность 4)наличие партнера
8. Популярный композитор работает над новой песней. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером:
1)духовная 2)экономическая 3)политическая 4)социальная
9 В каких трех формах проявляется рациональное познание
1)ощущение, восприятие, представление
2)понятие, представление, умозаключение
3)понятие, суждение, умозаключение
4)представление, суждение, ощущение
10 Познание в отличии от общения
1)является проявлением человеческой активности
2)Допускает использование речи
3)способствует развитию личности
4)может быть индивидуальным
11. Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие социальную природу человека, и выпишите цифры, под которыми они указаны.
1) | интересы |
2) | мировоззрение |
3) | задатки |
4) | умения |
5) | наследственность |
6) | идеалы |
12. Выберите в приведенном ниже списке формы рационального познания и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) ощущение,
2) понятие,
3) фантазия,
4) умозаключение,
5) восприятие.
13. Как-то А.Эйнштейн с женой посетили крупную американскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5 метра, жена ученого поинтересовалась предназначением столь грандиозного прибора. Директор пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение Вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта», — сказала супруга ученого.
Назовите два метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них. Какой уровень (уровни) научного познания представлен(ы) в нем?
14. Прочитайте текст и выполните задания к нему
Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни… Четкое разграничение понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.
Наш язык хорошо выражает несовпадение этих понятий: слово «личность» употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях.
Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков… Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся.
А.Н.Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. – М., 1977
_____________________________________________________________________________
- Как психолог трактует понятие «индивид»? Приведите пример употребления данного термина.
- Существует ли различие между понятием «индивид» и «личность»? В чем оно?
- В каких случаях понятие личности не может быть использовано? Приведите три примера.
- В чем заключается сущность личности, ее основная характеристика, то есть продуктом чего является личность? Какие еще собственно человеческие качества являются произвольными от указанной вами характеристики?
Зачетная работа по теме «Деятельность»
Вариант 2
1. Рациональное познание, в отличие от чувственного
1) | расширяет знания об окружающем мире |
2) | формирует наглядный образ предмета |
3) | осуществляется в форме ощущений и восприятий |
4) | использует логические умозаключения |
2. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения?
1) познавательную 2) прогностическую 3) объяснительную 4) социальную
3 Верны ли следующие суждения об истине?
А. | Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира. |
Б. | Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека. |
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4. Какое из суждений точно отражает соотношение природы и общества?
1) | общество – часть природы |
2) | природа – часть общества |
3) | общество – обособившаяся от природы часть мира |
4) | общество и природа подчиняются единым природным закономерностям |
5. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?
А. | Исторически общество «старше» природы. |
Б. | Общество выступает творцом культуры, своего рода «второй природы», как бы надстроенной над природой естественной. |
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
6 Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность – продукт биологической эволюции.
Б. Максимальное влияние на личность оказывает общество.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7 Проведение реформ, направленных на расширение государственного влияния на сферу бизнеса представляют собой деятельность:
1)прогностическую 2)социально-преобразовательную
3)материально-производственную 4)ценностно-ориентировочную
8.К существенным признакам, отличающим труд от игры относится:
1)активный характер 2)результативность
3)целесообразность 4)наличие партнера
9 Суждение: «Наша вселенная образовалась в результате Большого взрыва» — это
1)интуитивная догадка 2)экспериментально подтвержденный факт
3)художественный образ 4)научная гипотеза
10 Верны ли следующие суждения об отличиях человека от животного
А)Человек отличается от животного способностью преобразовывать своим трудом окружающую среду
Б)Человек отличается от животного способностью мыслить
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Ниже приведён ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к эмпирическому уровню научного познания. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.
Наблюдение, эксперимент, восприятие, измерение, описание, классификация, систематизация
12.Найдите в приведенном списке черты, присущие только научному познанию и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) использование понятий,
2) логическое выведение умозаключений,
3) экспериментальное подтверждение результатов,
4) открытость рациональной критике любого положения,
5) опора на данные опыта чувственного познания.
13. В 1667 году, анализируя материалы астрономических наблюдений, Ньютон применил сформулированные им законы динамики к движению Луны. Ему было известно, что Луна обращается вокруг Земли почти по круговой орбите. Но движение по круговой орбите возможно только тогда, когда на тело действует какая-то сила, сообщающая ему центростремительное ускорение. Ньютон высказал предположение, что этой силой является сила взаимного притяжения Луны и Земли. Произведя необходимые расчеты, он пришел к выводу, что силу взаимного притяжения Луны и Земли можно вычислить по формуле. Ньютон не остановился на этом, а предположил, что по полученной им формуле можно рассчитать силу притяжения любых тел, если их размеры малы по сравнению с расстоянием между ними. Поэтому открытый им закон получил название закона всемирного тяготения.
Назовите методы научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них. Какой уровень (уровни) научного познания представлен(ы) в нем? Свой ответ аргументируйте.
14. Прочитайте текст и выполните задания С1- С5
Все виды материальной и духовной деятельности человека производны от труда и несут в себе его главную черту – творческое преобразование действительности, а в итоге и самого себя.
Важная особенность деятельности состоит в том, что она всегда носит явный или неявный предметный характер, – все ее компоненты имеют то или иное предметное содержание, а сама она обязательно направлена на творческое созидание определенного материального или духовного продукта (так, благодаря деятельности рабочего создаются реальные машины, здания, а в деятельности писателя и художника создаются художественные произведения).
Если мы хотим осознанно употребить слово «деятельность» применительно к той или иной сфере жизни человека, то обязательно должны представлять себе предметное содержание ее компонентов, содержание ее конечного «продукта». Но если в наблюдаемых нами жизненных событиях мы не можем выделить и определить содержание компонентов деятельности, не можем проследить реальное преобразование человеком той или иной материальной или духовной действительности, то термин «деятельность» к этим событиям применять нельзя. Жизнь некоторых людей лишь частично связана с полнокровной человеческой деятельностью, она лишь теплится у них в неразвитой форме.
(В.В. Давыдов)
С1 Каковы, по мнению автора, общие черты всех видов человеческой деятельности? Укажите две черты.
С2. В каких случаях, по мнению автора, термин «деятельность» не может быть использован? Укажите два случая.
С3Какие примеры преобразований материальной и духовной действительности приводит автор? Приведите по одному собственному примеру таких преобразований.
С4. Что называет автор «неразвитой» формой деятельности? Приведите по одному собственному примеру такой деятельности в материальной и духовной сферах жизни.
15. Напишите эссе на одну из тем:
1.«Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский).
2. «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения» (Р. Милликен).
3. «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию».
(У. Годвин)
Зачетная работа по теме «Деятельность»
Вариант 3
1. Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», – является результатом
1) теоретического анализа 2) социального эксперимента
3) непосредственного наблюдения 4) обобщения повседневного опыта
2Человек, в отличие от животного, обладает способностью
1) действовать сообща с себе подобными 2) видеть цель своих действий
3) обучать потомство 4) защищаться от опасности
3 И человек, и животные способны
1) | использовать предметы природы |
2) | изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда |
3) | передавать трудовые навыки последующим поколениям |
4) | осознавать собственные потребности |
4 Верны ли следующие суждения об истине?
А. | Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем. |
Б. | Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей. |
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. К формам рационального познания относится
1)ощущение 2)восприятие 3)наблюдение 4)суждение
6. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?
Практика – это относительный критерий истины, потому что
А. | не все явления могут быть оценены как истинные или ложные. |
Б. | существуют явления, недоступные для практического воздействия на них. |
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7 Мысль, отражающая предметы или явления в общих и существенных признаках, называется
1)понятием 2)представлением 3)восприятием 4)выводом
8 И чувственное и рациональное познание нацелено на:
1)теоретическое осмысление действительности
2)приобретение истинных знаний об окружающем мире
3)опровержение существующих научных теорий
4)восприятие окружающего мира
9. Рациональное познание, в отличие от чувственного,
1) | расширяет знания об окружающем мире |
2) | формирует наглядный образ предмета |
3) | осуществляется в форме ощущений и восприятий |
4) | использует логические умозаключения |
10Вывод: «Друзья познаются в беде» является результатом
1) паранаучного знания, 2) обобщения жизненного опыта,
3) художественного вымысла, 4) экспериментальной проверки
11. Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) теоретическое обобщение фактов,
2) констатация протекания отдельных событий,
3) образность и оригинальность отражения объективной реальности,
4) стремление к достоверному, истинному знанию,
5) познание мира в форме ощущений, восприятий и представлений,
6) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин.
12. Какое слово пропущено в схеме?
13. Ученые одного из университетов США отобрали 25 добровольцев, которые согласились провести в лаборатории изучения сна 12 дней. Одним давали спать по 6 часов, а другим – по 8 часов в сутки. Было установлено, что у тех, кто спал по 6 часов, повышался в крови уровень веществ, связанный с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Какой из методов научного познания нашел отражение в данном сообщении? Какой уровень научного знания представлен в нем? Аргументируйте свой ответ.
14.Прочитайте текст и выполните задания С1- С4
«Человек — не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать и чем он, возможно, еще и станет. Человеку нельзя дать такое определение, как столу или часам, и все же определение иной сущности нельзя считать полностью невозможным.
Для определения человека можно выбрать другие критерии, например два рода страстей и влечений. Первый род влечений, биологического происхождения, распространяется в равной мере на всех людей. Сюда относится потребность выживания, потребность в безопасности, в какой-то форме социальной защищенности. Но человек — это такое существо, у которого инстинктивное поведение играет минимальную роль. Страсти другого рода имеют не биологические корни, и поэтому они у всех людей разные. К ним относятся любовь, радость, солидарность, зависть, ненависть, ревность, соперничество, стяжательство и т.д.
Самой ужасной из всех человеческих страстей я считаю стремление более сильного использовать другого человека как средство достижения своих эгоистических целей. Это не что иное, как утонченная форма каннибализма».
«Задаваясь вопросом, можно ли говорить о сущности человека, сразу сталкиваешься с двумя противоположными точками зрения. Одна гласит, что никакой сущности человека вообще нет, человек есть не что иное, как продукт формирующих его культурных условий. С другой стороны, существует мнение, представленное Фрейдом и многими другими учеными, согласно которому природа человека существует.
Человек впервые является жизнью, которая осознает самого себя. Человек — пленник природы, но, несмотря на это, свободен в своем мышлении, он часть природы и все же, так сказать, ее причуда, он не находится ни здесь, ни там. Человек является одновременно телом и душой, ангелом и зверем, он принадлежит к двум конфликтующим между собой мирам».
Э. Фромм
- Опираясь на тексты, приведите две цитаты, в которых даны определения понятия «человек».
- Назовите потребности человека, которые, по мнению автора, имеют биологическое происхождение.
- Самостоятельно сформулируйте общую мысль о сущности человека, присутствующую в приведенных фрагментах текстов. Свой вывод подкрепите двумя цитатами.
- С опорой на тексты и обществоведческие знания назовите три важнейшие способности, присущие человеку.
Напишите эссе на одну из тем:
1.«Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский).
2. «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения» (Р. Милликен).
3. «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию».
(У. Годвин)
nsportal.ru
Урок-лабораторная работа по обществознанию в 10 классе на тему: «История воззрений на общество»
Урок-лабораторная работа по обществознанию в 10 классе на тему: «История воззрений на общество».
Цели урока: познакомить учащихся со структурой и устройством человеческого общества.
Задачи урока:
образовательные: познакомить с основными этапами развития наук об обществе.
развивающие: развивать умения сравнивать различные философские точки зрения, выявлять общее и различия, делать выводы, работать с разными видами информации.
воспитательные: уметь анализировать историю возникновения наук об обществе, вырабатывать собственную гражданскую позицию.
Мифологическая картина мира
Рекомендации:
Для начала разберитесь, какую ценность могут представлять для нас мифы. Проанализировав тексты, попытайтесь понять, почему речь идет именно о потопе, и как он может быть связан с взглядами на общество? Почему мифы были своеобразным регулятором общественных отношений? При рассмотрении второго вопроса рекомендуется составить сводную таблицу, в которую будут занесены как общие идеи, так и различия. В конце – обязательный вывод.
Прочитайте два мифа о потопе и ответьте на следующие вопросы:
1. Какие природные явления отражает миф?
2. Какие общие идеи в описании можно выделить?
3. Какую картину взаимоотношений природы и человека создают мифы?
Миф о потопе
Древнее Двуречье, по тексту на глиняной табличке
Однажды рассердились боги на людей и решили устроить потоп. Но бог воды, добрый Эа, сообщил об этом одному человеку по имени Утнапишти. Тот построил корабль и погрузил туда весь свой скот и всю родню. И вот черная туча закрыла небо, грозно загремел бог грома. Когда же через шесть дней и семь ночей закончилась буря и выглянуло солнце, над водою был виден лишь маленький остров. Это была вершина высокой горы. Выпустил Утнапишти голубя, и прилетел тот обратно, не найдя сухого места. Выпустил ласточку, и ей пришлось вернуться. Выпустил ворона, и нашел ворон сушу. На вершине горы Утнапишти насыпал тростник, зажег огонь и принес богам жертву. Боги обрадовались приношению и простили людей, спасшихся от потопа. Сам же Утнапишти, единственный из людей, стал бессмертным.
Библейский миф о всемирном потопе
Родились у Адама и Евы дети, внуки и правнуки. Жизнь их была вовсе не райской — приходилось много трудиться, чтобы добыть себе пищу. Люди совершали дурные поступки и даже преступления. Старший сын Адама и Евы, земледелец Каин, убил своего брата скотовода Авеля, и умножилось зло на Земле. Решил тогда Бог устроить потоп и уничтожить все живое. Пожалел только доброго и богобоязненного человека по имени Ной. По велению Бога Ной построил корабль — ковчег. Вошли туда Ной с женою, трое их сыновей с женами и по паре всякой живой твари. Дождь шел сорок дней и ночей, и вода покрыла всю землю. Спустя много дней вода стала убывать и вершина горы Арарат поднялась над водной пучиной. Туда и пристал ковчег Ноя. Все погибли, кроме тех, кто был в ковчеге.
2. Древнекитайская философская мысль
Рекомендации: Самые значимые философско-религиозные учения Древнего Китая — даосизм и конфуцианство.
Основные идеи даосизма изложены в «Книге о Дао и Дэ», записаны легендарным Лао-цзы. Мудрецы даосской школы считали, что Дао (буквально «метод», «путь») есть первоначало всех вещей, включая Небо и Землю.
Основателем конфуцианства является Кун-фу-цзы (Конфуций), живший в 551-479 гг. до н. э. Свои основные взгляды изложил в книге «Лунь Юй» («Беседы и суждения») в виде нравственных поучений, которые каждый образованный китаец учил наизусть еще в детстве и руководствовался ими всю жизнь. В центре идей конфуцианства — проблемы воспитания, взаимоотношений между людьми, основанные на принципе: «Не делай другому того, что не желаешь себе».
Вопросы:
Можно ли утверждать, что Лао-цзы и Конфуций рассуждают о «развитом справедливом государстве»? Приведите аргументы.
Какие пункты могут быть актуальны в современном обществе?
Напишите краткое эссе (4-5 предложений) по любым 2м пунктам из высказываний Лао-цзы и Конфуция.
Так говорил Лао-цзы
1. Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков.
2. Кто ведет войну ради человеколюбия, тот победит врагов.
3. Побеждающий других силен, а побеждающий самого себя могуществен.
4. Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных.
5. Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.
6. Мудрец избегает всякой крайности.
7. Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.
8. Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.
Так говорил Конфуций
1. Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог.
2. По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки.
3. Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.
4. Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.
5. Не беспокойся о том, что люди не знают тебя, но беспокойся о том, что ты не знаешь людей.
6. Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, — размышление; второй, самый легкий, — подражание; третий, самый горький, — опыт.
7. В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.
8. Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном.
9. Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести.
10. Если мы так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?
3. Платон (423-347 гг. до н. э.)
Рекомендации: Перед вами – краткая биография и основные идеи Платона о том, что представляет собой государство и общество. Ваша задача – проанализировать документ, выявить степень актуальности идей философа, дать краткую характеристику. Обратите внимание, что многие идеи Платона носят достаточно утопичный характер, и, несмотря на это, находят свое отражение в современном обществе. Ваша задача – определить эти положения.
Вопросы:
В чем заключается проект «идеального государства», созданный Платоном?
Все ли граждане, если следовать логике мыслителя, могут управлять государством?
Как вы считаете, почему возрастной ценз правителей – 50-70 лет?
Великий мыслитель античности, ученик Сократа. Основал в Афинах Академию, из которой вышло много древнегреческих ученых.
Основу философского учения Платона составляет учение об «идеях», которые вечны, неизменны, не зависят от бытия, пространства и времени. Они соотносятся с «триадой» — «единое», «ум», «душа».
«Единое» — основа всего бытия, не имеет признаков, ни начала, ни конца, бесконечно в пространстве и времени.
«Ум» — порождение блага народа, присутствует лишь у живых существ.
«Мировая душа» — бессмертна и является порождением ума.
Такова, по мнению Платона, справедливая философская теория развития, на основе которой он объясняет причины возникновения неравенства людей, организацию общественной мысли.
Платон создал проект идеального государства, исходя из идеи справедливости. Согласно этой идее справедливый человек похож на справедливое государство. Три начала в душе человеческой (разумное, яростное, вожделеющее) соответствуют трем началам в государстве (совещательному, защитному и деловому). Этим государственным началам соответствуют три сословия: правители, воины и производители. Платон считал справедливым то, что каждое начало занимается своим делом и не вмешивается в другие. Во имя единства государства эти три сословия должны быть подчинены иерархически.
Философам дана способность рассуждать и поэтому они господствуют. Воины олицетворяют яростное начало, они подчиняются философам, защищая их с оружием в руках. Третье начало — вожделеющее — представляют ремесленники и земледельцы. Они подчиняются первым двум.
Идеальное государство (полис) — это совместное поселение. Чтобы удовлетворить потребности всех, необходимо разделение труда между жителями государства.
Для основания иерархии сословий в идеальном государстве Платон придумал миф о том, что бог в первое сословие при рождении добавил золото, во второе — серебро, в третье — медь и железо. Платон допускал переход из одного сословия в другое.
Воины (стражи государства) должны жить коллективно, на основе солидарности и равенства. Им запрещается прикасаться к золоту и серебру. Женщины имеют равные права с мужчинами. Детей двух первых сословий воспитывает государство, семьи как таковые им не нужны.
Об устройстве жизни третьего сословия Платон не пишет, считая это компетенцией властей идеального государства. Третье сословие в принципе свободно, как и первые два.
Платон обращает внимание на значение в государстве имущественного неравенства. Он за умеренность, средний достаток.
Идеальное государство Платона — это справедливое правление лучших. Такое правление и действие справедливых законов — две главные черты идеального государства.
Форма правления — аристократия (если правителей несколько). Царская власть также подходит для идеального устройства.
Платон считал, что существует пять форм государства — аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания. Они соответствуют пяти видам душевного склада. Между формами государства существует связь. Платон характеризует их по мере деградации. Так, идеальная аристократия портится из-за появления частной собственности на землю и жилища, и свободные граждане превращаются в рабов. Яростное начало побеждает разумное, и аристократия переходит в тимократию. Государство ведет бесконечные войны, в результате у некоторой части граждан накапливается богатство. Так появляется олигархический строй. Бедная часть граждан недовольна правлением, и это недовольство приводит к перевороту. На смену олигархии приходит демократия. Платон считает этот строй приятным и разнообразным, но без должного управления. При демократии все (равные и неравные) несправедливо уравниваются.
Таким образом, причину смены форм государства Платон видит во внутренних противоречиях, в злоупотреблении основным принципом государственного устройства (например, в олигархии — богатство, в демократии — свобода). Из демократии возникает тирания. По мнению Платона, если дать гражданам слишком много свободы, они выберут себе тирана — «ставленника народа». В таком государстве неизбежно беззаконие, насилие и произвол. Для Платона это наихудшая форма государства.
Политика, по мнению Платона, — царское искусство, которое требует знаний и умений управлять народом. Если в государстве есть способные правители, то они могут обойтись без законов. Если таких правителей нет, то государство должно управляться с помощью законов. С этой точки зрения Платон различает семь форм государственного устройства.
Кроме идеального государства, (где у власти разумные правители) существуют три вида правления: монархия, власть немногих, власть большинства (демократия). В зависимости от законности правления каждый вид подразделяется еще на два: законная монархия — царская власть, противозаконная — тирания; законная власть немногих — аристократия, незаконная — олигархия. Кроме того, есть демократия — с законами и без них. Таким образом, в основе платоновской системы лежит принцип законности.
Платон создал второй проект идеального государства. У власти в нем находятся 37 правителей, избранных народом. Возраст этих людей — от 50 до 70 лет. У власти можно быть не более 20 лет. У этих «стражей закона» есть широкие полномочия, но основой правления являются законы. К высшим органам государства также относится выборный совет и 360 членов (по 90 человек от каждого класса). Граждане в государстве делятся на четыре класса по имущественному цензу. Народное собрание обязательно для посещения только первых двух классов. Большое количество должностных лиц и военных чинов избираются только после докимасии, т. е. проверки на правомочность их претензий. Кроме того, там имеется особый надгосударственный орган власти — «ночное собрание» из 10 самых мудрых стражей для решения самых важных государственных вопросов. Земля считается общей собственностью государства. И только 5040 граждан на правах владения по жребию получают земельный участок и дом.
Быт второго государства похож на быт первого, в основе которого заложен порядок, коллективизм, единомыслие и т. п.
Платон называет два государственных строя. В первом у власти находятся разумные правители, во втором — правители, которые должны пользоваться законами. Эти законы справедливы, так как создаются на благо всех граждан. При создании справедливых законов надо ограничивать власть правящих и свободу управляемых. Отдельной властью не является правосудие. Каждый правитель выступает как судья. К осуществлению правосудия должны привлекаться и все граждане государства; возможна и защита в суде.
Рабы гражданами государства не считаются.
Основной принцип существования платоновского государства — не государство существует ради человека, а человек живет ради государства.
Средневековая философия
Рекомендации: Как вам известно, в Средние века идеологическое влияние церкви на воспитание, образование, культуру и общественную мораль было довольно сильным. При этом, церковь находилась в центре общественных противоречий, нарастала социальная напряженность в феодальном обществе. На основе приведенных ниже документов, приведя свои примеры и доводы, докажите, что государство и общество в Средние века были нераздельны и взаимодополняли друг друга.
Вопросы:
Почему в Средние века роль Церкви была настолько сильной, что контролировала не только общественную, но и частную жизнь граждан?
Что лежит в основе развития общества?
Можно ли применить взгляды Августина Блаженного и Фомы Аквинского к современному российскому обществу? Играет ли такую роль сегодня РПЦ?
Августин Блаженный (354-430 гг.)
Основные взгляды:
1. Высшим бытием для каждого от простого смертного до правителя страны является Бог и служение Богу.
2. Общественный порядок в государстве должен строиться на основе вечных и неизменных божественных идей.
3. Существующий мир является своеобразной лестницей существ, постепенно восходящих по своим нравственным качествам к создателю мира.
4. При этом человек соединяет в себе одновременно природу материальных тел и обладает сверх тога разумной душой и свободой воли.
5. Сама душа, являясь бессмертной и нематериальной, свободна в выборе решений.
Фома Аквинский (рубеж XI—XII вв.)
Основные взгляды:
1. Человек по своей натуре является средоточием мерзостей, греха и поэтому он является «пищей червей».
2. Только в церкви человек может очиститься и спастись от первородного греха.
3. Вся жизнь человека должна быть посвящена Богу при полном отказе от всех земных радостей.
5. Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Рекомендации: Прежде чем приступить к заданиям, вспомните, что такое гражданское общество, какие признаки ему присущи. Обратите внимание, что для Гегеля государство — это не только правовое сообщество и организация власти на основе конституции, но и духовный, нравственный союз людей, осознающих себя единым народом. Проявлением единого нравственного сознания людей в государстве является религия. Почему тогда развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства?
Прочитайте отрывок из сочинения великого немецкого философа и ответьте на вопросы:
1. Что понимал Гегель под гражданским обществом?
2. Что выделяет философ как главную ценность гражданского общества?
3. Согласны ли вы с утверждением, что в гражданском обществе конкретная личность всегда связана с другой особенной личностью?
О гражданском обществе
Одним принципом гражданского общества является конкретная личность, которая служит для себя целью, как целокупность потребностей и смесь природной необходимости и произвола, но особенное лицо, как существенно находящееся в соотношении с другой такой особенностью, так что оно заявляет свои притязания и удовлетворяет себя лишь как опосредованное другим особым лицом и вместе с тем всецело опосредованное формой всеобщности — другим принципом гражданского общества.
Прибавление. Гражданское общество есть разъединение, которое появляется посредине между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства, так как в качестве разъединения оно предполагает наличность государства, которое оно должно иметь перед собой как нечто самостоятельное, чтобы существовать. Гражданское общество создалось, впрочем, лишь в современном мире, который один только воздает свое каждому определению идеи. Когда государство представляют как единство различных лиц, как единство, которое есть лишь общность, то этим разумеют лишь определение гражданского общества…
В гражданском обществе каждый для себя — цель, все другие суть для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть объема своих целей; эти другие суть потому средство для целей особенного. Но особенная цель посредством соотношения с другими дает себе форму всеобщности и удовлетворяет себя, удовлетворяя вместе с тем благо других.
С одной стороны, особенность как распространяющееся во все стороны удовлетворение своих потребностей, случайного произвола и субъективного каприза разрушает в своих наслаждениях самое себя и свое субстанциональное понятие; с другой стороны, удовлетворение необходимых и случайных потребностей как подвергающееся бесконечному возбуждению, находящееся во всесторонней зависимости от внешней случайности и внешнего произвола, а также ограниченное властью всеобщности, случайно. Гражданское общество представляет нам в этих противоположностях и их переплетении картину столь же необычной роскоши, излишества, сколь и картину нищеты и общего обоим физического и нравственного вырождения.
Источники и литература:
Кондратов А. Великий потоп. Мифы и реальность. Ленинград: Гидрометеоиздат, 1982г.
СТО ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ МИРА. Зороастр. Будда. Конфуций. Магомет. Киев МП “Муза”, 1991г.
Спирина Н.Д., Гребенникова Н.Е., Юшков А.П. «Светочи Мира». Новосибирск: Сибирское Рериховское Общество, 1994
История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997. – 576 с.
Русская историческая библиотека/ Гегель о гражданском обществе и государстве. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/2629-gegel-o-grazhdanskom-obshchestve-i-gosudarstve
kopilkaurokov.ru
Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) по теме: Презентации к урокам обществознания по темам раздела «Общество как сложная система»
Слайд 1
Человек и обществоСлайд 2
1.Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.) 2. Мировоззрение, его виды и формы 3. Виды знаний 4. Понятие истины, ее критерии 5. Мышление и деятельность 6. Потребности и интересы 7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности 8. Системное строение общества: элементы и под- системы 9. Основные институты общества 10. Понятие общественного прогресса 11. Многовариантность общественного развития (типы обществ) 20. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
Слайд 3
Природа человека Ч Биологическое начало и нстинкты б иологическая программа развития а натомия, физиология € к высшим млекопитающим Социальное начало д еятельность о бщение мышление речь Психическое начало в нутренний мир человека х арактер эмоциональная сфера Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо , обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготавливать орудия труда
Слайд 4
Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих , присущих всем людям качеств и способностей; понятие подчеркивает наличие такой общности , как человеческий род Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек Индивидуальность – неповторимое своеобразие , отличительные особенности (внутренние и внешние)от других людей 1 .Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества. 2. Личность – как субъект отношений и сознательной деятельности
Слайд 5
Отличие человека от животных Животные Человек Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью Используют только естественные орудия Поведение подчинено инстинктам Не обладают высокоразвитым мозгом и не умеют говорить
Слайд 6
Мировоззрение, его виды и формы Мировоззрение — система взглядов человека на мир(природа, общество, человек) в целом; отношение человека к миру три основные формы Мифология- форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Религия- форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Философия- особый, научно-теоретический тип мировоззрения, основано на знании (а не на вере)
Слайд 7
Типы(виды) мировоззрения обыденное религиозное научное 1. Основывается на жизненном опыте. 2. Взгляды формируются стихийно. 3. Мало использует научный опыт 1.Основывается на религиозных учениях. 2. Недостаточное внимание к научным достижениям. 3. Тесно связано с духовными потребностями человека 1. Опирается на достижения науки. 2. Включает в себя научную картину мира
Слайд 9
Критерий (мерило) истины ПРАКТИКА Деятельность человека, направленная на преобразование им окружающего мира Материальное производство Накопленный опыт Научный эксперимент Научная теория и логическое доказательство Не все идеи можно проверить на практике
Слайд 10
Потребности и интересы Мотив побудитель Деятель- ность То, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается Потребности Убеждения Эмоции Идеалы Интересы переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности «Иметь значение важно»1)Условия, обеспечивающие удовлетворения потребностей; 2)это ценности, характерные для определенной группы людей.
Слайд 11
I классификация потребностей Взаимосвязь
Слайд 12
II классификация потребностей Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу ) Первичные, врожденные Вторичные, приобретенные
Слайд 13
Деятельность как способ существования людей 1 .« Деятельность — форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта ». 2. Деятельность — специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе с целью изменения и преобразования S О Д S О S S
Слайд 14
Деятельность как способ существования людей Субъект — тот, кто осуществляет деятельность ( может быть человек, группа людей, организация, государственный орган.) Объект — то, на что направлена деятельность ( могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей.)
Слайд 15
Структура деятельности М→Д=Ц+С+д=Р Мотив То, что представляется в сознании и ожидается в результате Д это предметы труда, орудия труда, технологии Действия это итог, продукт деятельности
Слайд 16
Критерии для классификации Виды деятельности Отношение человека к окружающему миру — Практическая — Духовная Исторический процесс Прогрессивная – Регрессивная Созидательная — Разрушительная Социальные нормы Законная – Незаконная Моральная — Аморальная Социальные формы объединения людей Коллективная Массовая Индивидуальная Способы существования Однообразная, монотонная, шаблонная Инновационная, изобретательская, творческая Сферы общественной жизни Экономическая, политическая, социальная, духовная Этапы становления и развития личности человека Игра – учение – труд — общение
Слайд 17
С П О С О Б Ы П О З Н А Н И Я Чувственное познание (с помощью пяти основных чувств) Ощущения Восприятие Представление Понятие Суждение Умозаключение Сенсуализм (эмпирики) Рационализм (рационалисты) Рациональное познание (с помощью мышления, разума) Познавательная деятельность Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является знание о мире; процесс поиска истины. Знание – результат познания, верное отражение действительности в мышлении человека; научные сведения . мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания
Слайд 18
ОБЩЕСТВО 1.Понятие «общество» в узком и широком (философском) смысле 2. Системное строение общества: элементы и под- системы 3. Основные институты общества 4. Понятие общественного прогресса 5. Многовариантность общественного развития (типы обществ) 6. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
Слайд 19
Понятие «общество» в узком смысле Общество в узком смысле группа людей, объединенная общими интересами конкретная страна определенный исторический тип общества Общество книголюбов Педагогическое общество Общество собаководов Европейское общество Российское общество Английское общество Индустриальное общество Традиционное общество Архаичное общество
Слайд 20
Обособившаяся от природы, но тесно с ней взаимосвязанная, часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей Общество в широком смысле
Слайд 21
В ключает отношения, связанные с производством и потреблением материальных благ Отношения складывающиеся в процессе создания, сохранения и освоения духовных благ Включает отношения между различными социальными общностями и группами Включает отношения в области политической деятельности, руководит и управляет Макроструктура общества = общество как система Э П С Д Сферы тесно связаны друг с другом
Слайд 22
Основные институты общества Социальный институт — специфическое общественное образование, созданное для удовлетворения важнейших потребностей человеческого общества. Социальный институт – устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемая нормами, традициями и направленная на удовлетворение потребностей общества физиологические Экзистенциальные социальные престижные духовные потребности
Слайд 23
Типы социальных институтов Типы институтов Конкретный социальный институт (примеры) Какие потребности удовлетворяет Экономические Производство Рынок Собственность Банки Создание материальных благ Добывание средств существования Политические Государство Гражданское общество Институт власти Потребность в безопасности Поддержание социального порядка Институт семьи Семья Брак воспитание Продолжение рода 2. Социализация Культурные Наука Образование Религия Передача опыта Духовные потребности
Слайд 24
Понятие общественного прогресса В XVIII в французский философ-просветитель Жан Антуан Кондорсе вводит в оборот понятие «прогресс» Имеет пространственную и временную характеристику – регресс в развитии конкретной страны, цивилизации Человечество в целом не регрессировало, но его движение могло задерживаться и останавливаться, что называется стагнацией
Слайд 25
Противоречивость прогресса и его критерии Процесс развития общества противоречив : в нем можно обнаружить как прогрессивные явления, так и регрессивные ? Критерии прогресса 1(.) Мера свободы, т.е. степень гарантированной обществом индивидуальной свободы . 2(.) Универсальный критерий- прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма, т.е. признанию ЧЕЛОВЕКА высшей ценностью
Слайд 26
Многовариантность общественного развития (типы обществ) Элвин Тоффлер (род.1928) американский социолог и футуролог ВОЛНЫ ТОФФЛЕРА
Слайд 27
Традиционное (аграрное) общество Индустриальное общество Постиндустриальное (информационное) общество Тесная связь с природой С/ х — доминанта в экономике Устойчивость обычаев и традиций Низкая степень урбанизации Корпоративность, иерархичность социальной структуры Тесная связь человека с первичным коллективом Потребительское отношение к природе → экологические проблемы Промышленность – доминанта в экономике. Массовое производство Формирование массовой (интернациональной по характеру) культуры Преобладание городского населения над сельским Разрушение сословных привилегий Высокая социальная мобильность 1.Широкое применение информационных технологий 2. Информаци я превращается в фактор производства 3. В экономике преобладающей становится сфера услуг 4. Происходит децентрализация производства → гибкое мелкосерийное производство 5. Высокая социальная мобильность 6. Правовое государство
Слайд 28
Глобальные проблемы современности « globus » – лат. Земной шар – общепланетарные проблемы , имеющие общечеловеческую значимость и затрагивающие жизненные интересы огромных масс людей. Проблема ограниченности ресурсов – уменьшение запасов сырья и продовольствия Проблема бедности («Север – Юг») – резкая разница экономического развития между богатыми странами и бедными. Проблема сохранения мира – распространение оружия массового поражения. Демографическая проблема – резкий рост численности населения Земли. Экологическая проблема – сохранение окружающей среды и поддержания природного баланса ?
nsportal.ru
10 класс, профильный уровень, презентация на тему: Происхождение человека и становление общества.
Происхождение человека и становление общества
Продажа новых идей требует отдачи всех сил. Для начала необходимо, чтобы слушатели согласились с вами в принципе. Затем их следует подвести к конкретному действию. Используйте формулу Факты – Действие – Выгода из рекомендаций Dale Carnegie Training®, и вы создадите мотивированную, побуждающую к действию презентацию.
Домашнее задание:
- Прочитать параграф №7.
- Ответить на вопросы после параграфа с. 78 «Проверь себя».
«Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается. Именно постепенное признание одинаковости судьбы способствует рождению такого универсального образования, как человечество». Г.Лессинг
Вопросы урока:
- Наука о происхождении человека.
2. Становление общества
3. Человечество как результат биологической и социокультурной революции.
4. Становление культуры — неотъемлемая часть становления человека и человечества.
Происхождение человека
ГИПОТЕЗЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
- Божественное происхождение человека.
- Вмешательство инопланетян.
- Очередное возрождение человечества.
- Теория эволюции Чарльза Дарвина.
Мутации в результате:
— болезней и травм
— изменения климата
— повышенной радиации
— космических излучений
— химического воздействия
Наука о происхождении человека
- Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в начале XIXв. выходом книги Ч.Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871), где впервые была сформулирована гипотеза происхождения человека от обезьяноподобного предка. Ф.Энгельс обосновал положение о том, что именно труд стал решающим фактором превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозидающее.
- Среди наук, которые сегодня занимаются изучением проблем происхождения человека, следует назвать историю, философию, антропологию, психологию, генетику, культурологию, демографию .
Чарльз Дарвин
(12.02. 1809 – 19.04.1882)
Начните презентацию, приведя привлекающий внимание пример. Выберите пример, относящийся к аудитории. Этот пример должен явиться основанием для действия, ведущего к получению прибыли. Начиная презентацию с такого примера, вы подготавливаете аудиторию к дальнейшим действиям.
Фридрих Энгельс (28.11. 1820- 05.08.1895)
Биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека
Отбор на высокий интеллект
Роль рук как естественные орудия труда
Влияние стресса
Современная наука относит начало процесса становления человека к появлению рамапитека (14-20 млн лет назад) – существа, которое жило в саванне и применяло орудия труда.
Современные исследования уточняют так называемые точки ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного типа, устанавливаются недостающие звенья.
Предложите действие. Сделайте это четко, ясно и кратко. Вы должны хорошо представлять, как аудитория выполнит это действие. Если вы этого не можете представить, аудитория тем более не может этого сделать. Будьте уверенным, предлагая действие.
Эта картинка дает общее представление о времени существования ископаемых предков человека и их предполагаемых родственных связях.
9
5 млн. лет
4 млн. лет
3 млн. лет
2 млн. лет
1 млн. лет
Долгое время ученые считали, что эволюция человека была более-менее линейной: одна форма сменяла другую, и каждая новая была прогрессивнее, ближе к современному человеку, чем предыдущая. Сейчас ясно, что все было гораздо сложнее. Эволюционное древо гоминид оказалось весьма разветвленным.
Ardipithecus ramidus (4,4 миллиона лет назад )
Paranthropus boisei
2.3 — 1.0 млн. лет назад
Australopithecus afarensis , 4-3 млн. лет назад
Следуя формуле Факты – Действие – Выгода из рекомендаций Dale Carnegie Training®, покажите выгоду, которую получит аудитория в результате выполнения действия. Учитывайте ее интересы, потребности и предпочтения. Подкрепите свои рассуждения фактами (статистикой, демонстрацией, свидетельствами, примерами, аналогиями, доказательствами), и вы получите доверие аудитории.
Homo neanderthalensis
200 000 — 28 000 лет назад
Homo habilis 2.4 — 1.5 млн. лет назад
14
2 октября 2009 г., Science , выпуск 326 Анализ скелета ардипитека (Ardipithecus ramidus) 4,4 млн. лет
14
Ardipithecus ramidus, 4,4 млн. лет
Lovejoy C.O., Suwa G., Simpson S.W., Matternes J.H., White T. The Greate Divides: Ardipithecus ramidus Reveals the Postcrania of Our Last Common Ancestors with African Apes // Science. 2009. 326. P. 100 — 106.
Около 2 млн лет назад произошел первый представитель рода Homo — Homo habilis , или Человек умелый.
Homo habilis 2.4 — 1.5 млн. лет назад
Вид Homo erectus — Человек прямоходящий появился примерно 1 – 1,3 млн лет назад. Он имел объем мозга 800- 1200 см в кубе, у современного человека – 1200 — 1600 см куб., умел изготавливать орудия охоты, овладел огнем, видимо, обладал речью. Его прямым потомком стал Homo sapiens , или Человек разумный (150-200 тыс. лет назад).
В завершение повторите предлагаемые действия и их преимущества. Говорите убежденно и уверенно, и вы продадите свои идеи.
Homo erectus
Homo sapiens
17
Человек умелый
Homo Habilis. Умели изготавливать примитивные орудия труда.
2.4-1.5 млн лет назад
17
Человек умелый – орудия труда
Homo Habilis. Умели изготавливать примитивные орудия труда.
Обработанный кварц / галька
2.4-1.5 млн лет назад
17
Питекантропы / Синантропы
Питекантропы и синантропы. Определенно умели изготавливать каменные орудия труда (напр, обоюдоострое рубило).
Были значительно крупнее австралопитеков и с большим объемом мозга.
Могли уже использовать огонь для приготовления пищи, но добывать скорее всего не умели.
Азия / Индонезия / Китай
800-500 тыс. лет назад
17
Неандерталец
От находки вблизи города Неандерталя (Западная Германия).
Умственные способности более развиты, чем у предшествующих перв. людей.
Скорее всего учились осваивать речь, но не полностью владели речью.
300-40 тысяч лет назад
17
Неандертальцы – жизнь в пещере
В эпоху обледенения селились в пещерах.
Неандертальцы постепенно вымерли, причины не совсем понятны.
300-40 тысяч лет назад
17
Охота неандертальцев
Умели охотиться на крупных животных. Для этого, скорее всего, требовалось минимальное владение речью.
Пещерный медведь
Орудия труда неандертальцев
Еще плохо обтесаны
300-40 тысяч лет назад
На стадии кроманьонского человека (40-50 тыс. лет назад) предок человека вполне приблизился к современному не только по внешнему облику, но и по уровню интеллекта, по способности к совместному труду, умению строить жилища, изготавливать одежду, пользоваться высокоразвитой речью, по интересу к творчеству и по другим качествам.
Кроманьонец
Другие факторы, повлиявшие на эволюцию человека – стр. 72-73.
Космические факторы, тектонические, вулканические, сейсмические, радиационные катаклизмы; изменение структуры и строения мозга; стресс, вызванный комплексом причин; естественный отбор.
Кроманьонцы
Homo Sapiens
По облику, объему мозга, росту и т.п. похожи на современного человека.
Кроманьонцы освоили всю Европу и Азию. В России находки кроманьонцев сделаны в окрестностях Воронежа и Владимира, в Сибири и на Урале, а также в Средней Азии.
Неандерталец и кроманьонец
Вытеснение неандертальцев Homo Sapiens (завершилось примерно 30-40 тысяч лет назад)
Группа Сванте Паабо из Института эволюционной антропологии имени Макса Планка, Лейпциг Май 2010 г. Генетические различия между неандертальцами и сапиенсами — 0,16 % Генетически неандертальцы ближе всего к населению Евразии , и, прежде всего, к европейцам . С африканцами сходство намного меньше.
ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ ЧЕЛОВЕК
Германия
500 тыс. лет
СИНАНТРОП
Китай (Пещера Чжоукоудянь)
500 – 200 тыс. лет
НЕАНДЕРТАЛЕЦ
Германия Пещера Неандерталь 150-40 тыс. лет
ПИТЕКАНТРОП Остров Ява Индонезия 1,9-0,5 млн. лет
ХАБИЛИС Ущелье Олдувай (Танзания) 1,8 млн. лет
АВСТРАЛОПИТЕК афарский (Эфиопии) 2,9-3,7 млн. лет
Человечество позднего плейстоцена –
неандертальцы и сапиенсы
Homo sapiens sapiens
Гейдельбергские люди
Архантропы
Первые Homo
Синхронные пласты гоминид и «эволюционный конус»
Австралопитековые
Человечество позднего плейстоцена –
неандертальцы и сапиенсы
Homo sapiens sapiens
Гейдельбергские люди
Архантропы
Первые Homo
Австралопитековые
Кафзех 11
Крапина
Сен-Сезер
Схул 5
В отличие от животного, у которого полушария дублируют друг друга, удваивая возможности организма и позволяя в случае поражения одного полушария другому взять на себя все его функции, у человека оба полушария действуют по разной программе . Это могло произойти в результате повреждения одного из соединенных друг с другом участков мозга.
КРУПНЫЙ ОТНОСИТЕЛЬНО МАССЫ ТЕЛА МОЗГ СПОСОБЕН К:
— Образному и логическому мышлению.
— Долгому и разнообразному обучению,
— Управлению членораздельной речью
— Точной координации зрения и движений рук.
НО:
— возможны психические заболевания.
— крупные черепов младенцев затрудняют роды.
Объём мозга человека от 900 до 2000 куб.см. Если рассматривать человеческий мозг сверху, видно, что он изборожден глубокими извилинами. Площадь их поверхности очень велика, от этого и зависят в значительной степени умственные способности человека.
Добывание огня
Все факторы развития человека: труд, язык, сознание, нравственность и т.д., возможны только в обществе.
Иными словами, человек становится в полной мере человеком только в единстве с другими людьми.
Становление общества
В процессе эволюции менялись формы человеческого сообщества. Первые коллективы были нестабильны и назывались человеческим стадом . Отношения в нем напоминали поведение животных. Постепенно коллективы становились сплоченней и устойчивей, появилась новая форма совместной жизни – общество .
Эти коллективы были основаны на кровном родстве, совместно владели имуществом и совместно трудились. С усложнением труда и орудий усложнялась структура общества. Большое значение в сфере общения имели обычаи, табу, верования, мифы, обычаи.
С переходом к производящему хозяйству (возникновением земледелия), к оседлому образу жизни изменились и усложнились общественные отношения. Одновременно росла численность людей и шло их расселение по Земле. В коллективах жили уже не родичи, а соратники по труду; появились отношения подчинения и управления, отношения обмена и союзов и др. Одновременно с усложнением жизни и отношений развивались продукты человеческого общества, его ценности: язык, искусство, мораль, религия. Опыт предков накапливался и передавался из поколения в поколение. На основе общего прошлого, общей истории формировалось человечество.
Человечество – общность народов, населяющих Землю, объединяющее всех представителей разумного.
«Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается. Именно постепенное признание одинаковости судьбы способствует рождению такого универсального образования, как человечество».
Г.Лессинг
Единого человечества нет,
народы живут в
разновременном
пространстве.
Существует множество
могучих культур, а не
единое человечество
(Шпенглер )
Понятие человечества
бессодержательно,
совокупность родственных
племен – истинное
выражение социального
единства (Данилевский )
Земля – единый корабль,
человечество сплачивается
в «коллектив землян»
(К.Циолковский,
В.Вернадский)
Каждый человек – необ-
ходимая и важная часть
человечества, так как
вносит реальный вклад
в культуру. (Трубников )
Человек
Существо биологическое
Существо социальное
Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку.
Управление жизнью человеческого коллектива требовало многоуровневых отношений.
Так постепенно складывалось не существующее у других живых существ многостороннее образование, сложное переплетение разнообразных связей и отношений – общество.
Два понимания термина «человечество».
Единая судьба народ ов
Собирательное понятие
Отмечается, что несмотря на различие этносов, рас, культур, можно говорить об общечеловеческих жизненных интересах и ценностях. Земля – единый корабль, человечество сплачивается в коллектив «Земля».
Идея единой глобальной культуры отвергается. Общечеловеческое единство мыслится как связанное незримыми узами мозаика культур.
Человечество-результат биологической и социальной революции.
Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества
Отличительная особенность человека – его способность творить «вторую культуру». В процессе творчества менялся и сам человек, и общество. Постепенно формируется социальная память – совокупность накопленных знаний, ценностей, форм деятельности и др.
Культура – феномен человечества. Существует точка зрения, что первой формой культурного творчества была магия (поклонения в виде обрядов).
Другая точка зрения: в основе творчества лежит способность человека создавать образы, символы, модели предстоящих действий; наскальные рисунки –образ действий.
Только человек испытывает потребность в творчестве, в прекрасном, дорожит добром и справедливостью. Вне культуры человечество не существует – это бесспорно.
Два взгляда зарождения культуры.
Магия
Образ
Раньше, чем человек научился пользоваться огнем, он уже поклонялся ему в культовых практиках. Как оно было на самом деле, сегодня можно только предполагать, однако даже современного человека восхищают и завораживают и огонь костра, и звезды в ночном небе.
В основе культурного творчества лежит способность человека создавать символы, мысленные модели тех практических действий, которые ему еще только предстоят.
Источники информации
- http://macroevolution.narod.ru/human.htm
- http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/NATURE/HOMO.HTM
- http://macroevolution.narod.ru/derevjanko.htm
- http://macroevolution.narod.ru/dolnik04.htm
- http://offline.computerra.ru/2007/703/334770/
- http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st001.shtml
- Всемирная история, 1 том: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/index.shtml
- Обществознание. Учебник для 10 класса (профильный уровень) под ред Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.М.Смирновой. Стр. 70-80
kopilkaurokov.ru