Презентация философия ницше: Фридрих Ницше презентация, доклад

Содержание

Презентация — Фридрих Ницше (16 слайдов)

Слайд 1

Частное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский университет технологий управления и Экономики»
Юридический институт Кафедра управления персоналом Доклад по философии Тема: Фридрих Ницше

Слайд 2


Фридрих Ницше
Немецкий философ, крупнейший представитель «философии жизни»

Слайд 3

Биография
Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844г. Первый сын священика Карла Людвига Ницше. В 1888-м году у Фридриха Ницше обнаруживается душевное заболевание.

Слайд 4

В 1889-м году мать отправляет сына в психиатрическую клинику Йенского университета. Через год она забирает его домой, на домашнее лечение. 25 августа 1900-го года Фридрих Ницше умирает в Веймаре.

Слайд 5

Основные идеи
Воля к власти Концепт Ницше «воля к власти» явился превосходным инструментом для анализа человеческих побуждений. Действия, которые до этого расценивались как благородные или бескорыстные, теперь рассматриваются как неадекватные.

Слайд 6

Основные идеи
Вечное возвращение Согласно Ницше, мы все должны жить так, как если бы наша жизнь повторялась вновь и вновь. Каждый момент мы должны прожить так, чтобы нам хотелось прожить его снова и снова, то есть переживать его вечно.

Слайд 7

Основные идеи
Нигилизм Суть нигилизма по Ницше : «Бог мёртв». «Христианский Бог» утратил свою власть над сущим и определением природы человека. Под богом понимается весь спектр идеалов, целей, ценностей, того, что над сущим. Нигилизм — исторический процесс, в ходе которого «сверхчувственное» ослабевает в своем господстве и становится недействительным, так что само сущее утрачивает свою ценность и смысл.

Слайд 8

Идея сверхчеловека
Сверхчеловек — это человек, который создает собственную мораль и идеологию

Слайд 9

Прототипом ницшеанского сверхчеловека выступает Заратустра. Ницше стремился опровергнуть христианские ценности: Каждый должен нести абсолютную ответственность за действия, совершенные им в этом мире. Каждый, будучи абсолютно свободным, должен сам создавать себе ценности. Те, кто будет следовать этим предписаниям, станут сверхлюдьми.

Слайд 10

Первый этап становления сверхчеловека
Этап верблюда Человек, нагруженный традициями и установками культуры и традициями предыдущих поколений;

Слайд 11

Второй этап становления сверхчеловека
Этап льва человек, отрицающий себя как «верблюда», то есть отказывающийся абсолютно от всего того, от чего он зависит;

Слайд 12

Третий этап становления сверхчеловека
Этап ребёнка Человек, открытый для всего нового, чистый лист, сам создающий себе законы и управляющий своей волей.

Слайд 13

Идея сверхчеловека
Ницше убежден, что человек – это «болезнь Земли», в нем заложено нечто ошибочное и неправильное. Поэтому рождается Сверхчеловек, который воплощает человеческий идеал, дает смысл жизни и побеждает бытие. Честность перед собой — одна из основных характеристик Сверхчеловека. Главная проблема человека заключается в слабости духа (это отвага, свобода, выносливость и утверждение своей воли). Человек должен стремиться к жизни, а не к удовольствиям или утешению в религии. Жизнь, в свою очередь, является волей к власти, а борьба проявляется в битве за превосходство, становление нового, идеального человека.

Слайд 14

Примеры сверхлюдей
Пророк Мухаммед Иисус Христос Сократ Ницше

Слайд 15

Основные произведения
К генеалогии морали Почему я антихристианин Антихрист Так говорил Заратустра Воля к власти

Слайд 16

Список литературы
Ивин, А. А. Философия : учебник Философия [Электронный ресурс] / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М.: Издательство Юрайт, 2017 Ратников, В. П. Философия [Электронный ресурс] / В. П. Ратников, ред. — Москва : Юнити, 2014

основные идеи — презентация на Slide-Share.ru

1

Первый слайд презентации: Философия Фридриха Ницше: основные идеи

Выполнил: студент 1 курса гр. 292 Блинова Олеся Сергеевна

Изображение слайда

2

Слайд 2: Фридрих Ницше (1844-1900). Начало

Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 г. в саксонском городке Рекен в семье протестантского священника. Он получил блестящее гуманитарное образование сначала в школе, а затем в Боннском и Лейпцигском университетах. Едва достигнув возраста 24 лет, он получает должность профессора классической филологии в университете г. Базеля (Швейцария). Столь благополучно складывавшаяся вначале академическая карьера Ницше, однако, была вскоре разрушена как его скандальными, с точки зрения тогдашнего историко- филологического сообщества, публикациями, так и нараставшими симптомами нездоровья. Творчество Ф.Ницше изобилует крайностями. Так, раннее увлечение философией А.Шопенгауэра и музыкальным реформаторством Р.Вагнера сменяется очень резкой критикой и того и другого.

За романтической культурфилософией начала 70- х годов, нашедшей воплощение в таких работах, как «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) и четырех эссе, объединенных названием «Несвоевременные размышления» (1873- 1(S76), следуют »позитивистские» книги «Человеческое, слишком человеческое» (1878-1880), «Утренняя заря» (1881) и «Веселая наука» (1882

Изображение слайда

3

Слайд 3: В творчестве Ницше обычно выделяют три периода:

первый период – в котором доминирует влияние идей Шопенгауэра и Вагнера (1872-1876 года), к нему относятся “Происхождение трагедии, или Эллинство и пессимизм” и “Несвоевременные размышления”; второй период характеризуется интересом к естественным наукам и увлечениям позитивизмом (1877-1882 года), в это врем написаны “Человеческое, слишком человеческое”, “Утренняя заря”, “Веселая наука”; третий ницшеанский период (1883-1888 годы) в этот этап создаются “Так говорил Заратустра”, “По ту сторону добра и зла”, “Генеалогия морали”, “Сумерки идолов”, “Антихрист”, “ Esse home ” и, конечно же, монументальная по замыслу, но, к сожалению, не законченная “Воля к власти”.

Это период разработки основных идей философии Ницше.

Изображение слайда

4

Слайд 4

Начиная со второго период Ницше опровергает прежние ценности, утверждению которых посвящена его ранняя работа ” рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм”. теперь он предпринимает “крестовый поход” против идеализма как шулерского трюка по ” удвоению реальности”. против ценностей христианской культуры, возникающих как следствие этого бесчестного фокуса, разыгранного при помощи метафизики (философская “наука” о сверхчувствительных принципах бытия).

Изображение слайда

5

Слайд 5

Центральной для него является проблема воли. Ницше видел средство спасения жизни в «воли к власти». «Воля к власти» у Ницше – это, прежде всего, вопрос о значимости любого из явлений общественной жизни. «Воля к власти» – это основа права сильного. Подрывают волю к власти доминирование интеллекта, мораль, проповедующая любовь к ближнему, социализм, декларирующий равенство между людьми. В этических вопросах Ницше занимает позицию нигилизма. Мораль выступает как разлагающий элемент культуры, она является послушанием, инстинктом толпы. В основе «морали господ» лежат следующие положения: ценность жизни, понимаемая как «воля к власти»; природное неравенство людей, которое опирается на различия в жизненных силах и «воли к власти»; сильный человек не связан никакими моральными нормами.

Изображение слайда

6

Слайд 6

Субъектом морали выступает сверхчеловек как определенный тип людей, а также как высший биологический тип, который относится к человеку в том же отношении, в каком человек относится к обезьяне. Ницше, хотя и усматривает свой идеал человека в отдельных выдающихся личностях прошлого, все же рассматривает их как прообраз будущего сверхчеловека, который должен появиться, его необходимо вырастить. Сверхчеловек превращается у Ницше в культ личности, культ «великих людей» и является основой новой мифологии. Концепция о сверхчеловеке связана с его другой концепцией – учением о «вечном возвращении». Ницше пишет, что в силу того, что время бесконечно, а количество возможных комбинаций и положений различных сил конечно, то наблюдаемое развитие должно повториться. Ницше относительно этой идеи говорил: «Против парализующего ощущения всеобщего разрушения и неоконченности я выдвинул вечное возвращение». Относительно христианской религии Ницше говорил, что она исчерпала себя и не способна решить кардинальные проблемы жизни. Философия Ницше оказала значительное влияние на философию жизни – прагматизм, экзистенциализм.

Изображение слайда

7

Слайд 7: ГИПОТЕЗА О ВОЛЕ К ВЛАСТИ

Когда Ницше пишет, что «жизнь — это воля к власти» (3.

С.106), то складывается впечатление, что он просто заменяет шопенгауэровское понятие «воля к жизни» понятием «воля к власти». Это, однако, означало бы, что Ницше смотрит на мир как на проявление некоего изначального единства, трансцендентного этому миру. На самом деле в зрелый период творчества он не только не разделяет подобной идеи, но и резко критикует различение нашего мира, мира явлений, с одной стороны, и «истинного» мира, с другой. Следует учитывать, что, согласно Ницше, чувственно-воспринимаемый мир — это отнюдь не «видимость», иллюзия, создаваемая неким субстанциальным началом. Мир явлений и есть единственная реальность, представляющая собой динамическую целостность. Понятие воли к власти оказывается у немецкого философа универсальным объяснительным принципом, с помощью которого он характеризует процесс непрерывного становления. Гипотезу воли к власти нужно рассматривать скорее как определенную интерпретацию реальности, угол зрения и способ описания, нежели как метафизическую доктрину о запредельной видимому миру реальности.

Изображение слайда

8

Слайд 8

Ницше, разумеется, опирался на Шопенгауэра, однако эта идейная преемственность не носит прямого и непосредственного характера. В своей концепции мира как воли к власти он идет не от общего к частному, а в обратном направлении: применив сначала это понятие к объяснению психических процессов, он затем распространяет его и на всю органическую природу. Он пишет: «Прежде всего нечто живое хочет проявлять свою силу — сама жизнь есть воля к власти: самосохранение есть только одно из косвенных и многочисленных следствий этого» (1. Т.2. С.250). В дальнейшем философ применяет данное понятие и к миру в целом: «Допустим, наконец, что удалось бы объяснить совокупную жизнь наших инстинктов как оформление и разветвление одной основной формы воли — именно воли к власти, как гласит мое положение; допустим, что явилась бы возможность отнести все органические функции к этой воле к власти. .. тогда мы приобрели бы себе этим право определить всю действующую силу единственно как волю к власти. Мир, рассматриваемый изнутри, мир, определяемый и обозначаемый в зависимости от его «интеллигибельного характера», был бы «волей к власти», и ничем, кроме этого» (1. Т.2. С.270). В архиве философа сохранились многочисленные наброски, в которых он стремился дать всеохватывающее описание действительности с позиции волютаризма.

Изображение слайда

9

Слайд 9: УЧЕНИЕ ОБ ИСТИНЕ

Все истины, как считает Ницше, будучи по своей сути фикциями, вместе с тем являются интерпретациями реальности, в которых находят выражение те или иные перспективы. Любая форма жизни имеет свою точку зрения свою перспективу, которую она стремится навязать всем другим как обязательную. Категории разума и законы науки, будучи логическими фикциями, тоже имеют в виду определенную (не только познавательную) перспективу и не является олицетворением необходимой, априорной истины. Из сказанного ясно, что немецкий философ постоянно критикует классическое понимание истины как соответствия идей реальному положению дел в мире. При этом он в известной мере предвосхищает прагматическую трактовку истины, отдающую преимущество тем идеям, которые способствуют достижению желаемого практического результата. Однако в целом позицию Ницше по вопросу об истине правильнее всего назвать релятивистской. В этой связи интересна его самооценка, говорящая, что гипотеза воли к власти — это нс истина в собственном смысле слова, а «тоже лишь толкование» (1. Т.2. С.258).

Изображение слайда

10

Слайд 10: СВЕРХЧЕЛОВЕК И ПОРЯДОК РАНГОВ

Ницше объясняет мировой порядок в терминах соперничества и борьбы различных типов воли к власти. Подобная типология, с его точки зрения, существенна идя решения вопроса о ценности того или иного достигнутого состояния. Он выделяет два основных типа власти, или инстинкта: тот, который выражает восходящее движение жизни, и противоположный ему, воплощающий нисходящую жизнь. «Стадный инстинкт, завоевавший теперь верховодство, — пишет Ницше, направляя огонь своей критики против демократических и социалистических движений, выражающих интересы людей, так сказать, низшего типа, — представляет нечто в корне отличное от инстинкта аристократического общества: от ценности единиц зависит то или другое значение суммы… Вся наша социология не знает другого инстинкта, кроме инстинкта стада, т.е. суммированных нулей, — где каждый нуль имеет «одинаковые права», где считается добродетелью быть нулем» (3. С.60). Говоря о социально-политическом аспекте современной ему западной культуры, Ницше резко критикует такой институт, как национальное государство, — для него это — «самое холодное из всех холодных чудовищ» (1. Т.2.С.35), превращающее себя в объект для поклонения и стремящееся «усреднить» всех своих граждан. И хотя немецкий философ желает изменения современного ему национально-государственного устройства как препятствующего формированию выдающихся личностей, он тем не менее не считает, что безликой массе придет конец, если высший тип человека станет хозяином на земле. Ибо это не дело высшей касты направлять движение масс, подобно тому, как пастух ведет свое стадо. Наоборот, масса должна не покладая рук работать для создания условий появления «господ земли», способных творить новые ценности. Но прежде чем все это может случиться, возвещает Ницше, должны прийти новые варвары, которые разрушат нынешнее господство масс и создадут возможности дляясвободного произрастания выдающихся личностей.

Изображение слайда

11

Слайд 11: Основные положения философии Ницше

1) все существующее есть воля к власти и могуществу ; 2 ) перспективизм — сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира (перспектив), исходящих из центров власти (силы ). Противник противопоставления истинному миру мира эмпирического. В основе морали он видит желание (зачастую, бессознательное) физиологически слабых индивидов господствовать над сильными и здоровыми. Апелляция к разуму и правде есть замена физического насилия, способ одной воли доминировать над другой. Увязывает критику метафизики с критикой ее языка. Подчеркивает несоизмеримость категориальной схемы описания мира реальному положению дел, отсюда неспособность языка, следовательно, и мышления представить какие-либо знания независимо от языка или мышления. Убеждения в фальсифицирующей природе языка и мышления приводит его к мысли о доминирующей роли действия и воли. Все всеобщие и необходимые истины и т.д. всего лишь удачные находки в борьбе за жизнь и власть. Всякие понятия определены полезностью в рамках трансцендентального жизненного процесса. Вводится понятие “родового субъекта”, интересы и цели, которого скрыты от отдельного индивидуума. Для него предрассудки разума и формы жизни являются априорными и принудительными, он не может не следовать им. Отсюда фаталистическая идея о вечном возвращении одних и тех же заблуждений, войн, иллюзий, Противостоит этому идея сверхчеловека, необходимость (в том числе и через воспитание, и через селекцию) преодоления свойств человеческой природы, например, структуры чувственности.

Изображение слайда

12

Слайд 12

Ницше обладал хорошей литературной подготовкой. Философия Ницше – это философия жизни, к созданию которой подтолкнула теория Дарвина об эволюции животных и растений. Ницше выбирает объектом критики разум, науку, нравственность, христианскую религию. Он выступает как воинствующий антидемократ, с его точки зрения элита это сильные и воинствующие люди. Большая часть населения – это низшие, неполноценные, которых можно доделать при помощи войны. Одни считали Ницше интересным мыслителем, который провозгласил переоценку ценностей, а другие считают что Ницше предтече немецкого фашизма. Ницше не был воинствующим националистом, он не провозглашал немцев высшей нацией, но по Ницше “белокурая бестия” (нордическая нация) должна утвердить себя, переделать мир, освободив человечество от отбросов (лгунов, трусов и т. п.).

Изображение слайда

13

Слайд 13

Ницше говорит, что должна сформироваться интернациональная элита, но из нордической расы. Ницше говорит, что разум возомнил себя господином мира, природы, смысл имеет только жажда жизни, которая должна сочетаться с волей власти. Фридрих отрицательно относиться к христианской религии, т.к. она проповедовала равенство всех перед богом, сострадание, терпимость, следование заповедям И.Х., что сделало Европу слабой не противостоящую Азии и Африке. Идеал у Ницше – деспот художник. Ницше враждебно относится к женщинам. “Женщины – это кошки и птицы, в лучшем случае коровы. Мужчина должен воспитываться как воин, а женщина для его вдохновения, причем мужчина должен идти к женщине с плеткой”. Но у немецкого мыслителя есть и интересные положения, которые касаются пересмотра обществом ценностей нравственности, он стоит за честность, здоровье и т. п., за стремление людей к искусству.

Изображение слайда

14

Слайд 14: 5 фактов о Фридрихе Ницше

1) Стал профессором в 24 года (и вышел на пенсию в 36) В 1862 году молодой философ поступил в Боннский университет, однако студенческая жизнь разочаровала его. Позже он последовал за своим учителем, немецким филологом Фридрихом Ричлем, в Лейпциг, а затем и в Базель. Удовлетворения от занятия наукой он не нашел, зато своим талантом удивил многих ученых. В 24 года Фридрих Ницше стал профессором классической филологии в  Базельском университете. Для европейской системы образования это был уникальный случай. 2) Поссорился с другом после того, как тот принял христианство Конечно, во взаимоотношениях Фридриха Ницше и Рихарда Вагнера все было гораздо сложнее, чем принятие той или иной религии. Ученые до сих пор пытаются понять, что же это все-таки было. В 2013 году на международной конференции в  Наумбурге дружбе-ненависти двух выдающихся людей был посвящен аж 41 доклад.

Изображение слайда

15

Слайд 15

3) Написал музыку к стихотворению Александра Пушкина Нужно сказать, что Фридрих Ницше и сам был неплохим композитором. Заниматься музыкой он начал с 6 лет, в 10 уже пробовал сочинять небольшие пьесы. Среди его произведений — симфоническая поэма « Эрманарих », аккомпанемент для стихотворений Ш.  Петёфи, Ф. Рюккерта, К. Грота и других поэтов. Пиком музыкальной активности Ницше считаются 1862-1865 годы, в это время он среди прочего написал мелодию на стихотворение «Заклинание» Пушкина. 4) Сам того не желая, стал одним из главных философов нацизма Если коротко, то пересечения философии Ницше с идеологией нацизма очень слабые. Гитлер и его приспешники взяли основные понятия ницшеанства и переосмыслили их по-своему. Так «сверхчеловек», который по замыслу философа должен был стать вершиной творения, интеллектуальным и нравственным идеалом, у нацистов превратился в маньяка с пистолетом и дубинкой, которому все дозволено. 5) Ряд сочинений Фридриха Ницше был опубликован без искажений только в 1967 году Поскольку Элизабет нещадно вымарывала все, что ей не нравилось в произведениях брата, мы до сих пор не всегда знаем, что в поздних сочинениях Ницше правда, а что — редакция мнительной сестрицы. Именно она подготовила 20-томное собрание сочинений философа, которое многие десятилетия являлось эталонным. И только в 1967 году итальянские ученые опубликовали без искажений несколько работ.

Изображение слайда

16

Последний слайд презентации: Философия Фридриха Ницше: основные идеи: Заключение

В последней главе книги « Ecce Homo », Ницше достигает кульминации в своих гневных излияниях против «Бога», «истины», «христианской морали», «спасения души», «греха», и т. д. Он подытоживает все это в своей кричащей кульминации : « Поняли ли меня? – Дионис против Распятого…». Однако, Ницше, в «равные» себе оппоненты ты избрал Всемогущего Бога! Может показаться, что свой последний удар против Бога ты провалил своим крайним почтением ко Христу, (сам того не желая?) признав, что Он, Распятый, является Всемогущим Богом. Ницше грозил Богу кулаком, но сам Ницше теперь мертв, а Бог – нет. Поэтому последнее слово остается за Богом.

Изображение слайда

Фридрих Ницше – 7 лучших книг для чтения

Фридрих Ницше был немецким философом 19-го века, который, хотя почти не читал в течение своей (нормальной) жизни, стал доминирующей интеллектуальной силой в современной массовой культуре. Известный и регулярно цитируемый благодаря своим ослепительным и часто противоречивым оборотам речи (например, его заявление о том, что Бог мертв, или его видение сверхчеловека, или его представление о вечном возвращении, или любой другой из 97 остроумных пассажей Ницше и цитаты, которые мы собрали здесь), репутация Ницше в англоязычном мире сейчас, пожалуй, самая высокая из когда-либо существовавших, и его место в философском каноне выглядит обеспеченным.

Однако так было не всегда: после душевного срыва в 1889 году Ницше и его произведения попали под опеку его сестры Элизабет Фёрстер-Ницше, фанатичной антисемитки. Элизабет превратила незаконченные работы Ницше в кровожадный призыв к оружию в пользу националистической Германии, который в конечном итоге стал образцом для Гитлера и его «высшей» арийской расы. Поэтому долгое время идеи Ницше были синонимами идей нацизма.

К счастью, правда о фальсификации Элизабет всплыла — как и письма и более ранние работы, свидетельствующие о яростном противодействии Ницше национализму и антисемитизму — и с тех пор его характер был изменен, а его идеи пересмотрены. Однако, несмотря на возрождение популярности, философия Ницше остается обычно неправильно понятой, неправильно прочитанной и незаконно присвоенной представителями всего политического и философского спектра.

Знакомство с Ницше и его 5 величайшими идеями: краткий курс

★★★★★

Узнайте все, что вам нужно знать о Фридрихе Ницше, всего за шесть дней. В нашем вводном курсе собраны лучшие и наиболее неправильно понятые идеи Ницше, от «Бог мертв» до «сверхчеловека».

Узнать больше о Курсе

Так какими именно были взгляды Ницше? Ну, это еще для обсуждения. Ницше необычен среди философов тем, что на самом деле он не говорит нам, что думает. Скорее, он противостоит ряду наших представлений о мире, особенно о морали и религии, в жестокой, а иногда и веселой форме. Он учит нас не столько «что» думать, сколько «как» — ибо, как он выразился в одном из многих известных афоризмов, «нет фактов, есть только интерпретации».

Этот список для чтения состоит из лучших и наиболее важных книг для тех, кто хочет больше узнать о Ницше и его увлекательной философии. Он содержит смесь как первичной, так и вторичной литературы, поскольку, хотя слова Ницше всегда представляют собой блестяще занимательное чтение сами по себе, они наиболее сильны, когда контекстуализированы учеными, чья работа жизни была посвящена его пониманию.

1.

Я динамит! Сью Придо

Это долгожданная биография Ницше. Победитель The Times Biography года в 2019 году, Сью Придо « Я динамит!» Это яркий убедительный, разрушающий мифы портрет одного из самых неправильно понятых философов в истории. Придо освещает все события, сформировавшие мышление Ницше, а также его душераздирающее погружение в безумие.

Я динамит!

ОТ СЬЮ ПРИДО

Посмотреть на Amazon

2. Введение в Ницше и его 5 величайших идей, издание Philosophy Break

Книга «5 величайших идей» призвана помочь вам узнать все, что вам нужно знать о гениальном философе, всего за шесть дней. Этот небольшой курс, в котором собраны лучшие и наиболее неправильно понятые идеи Ницше, от «Бог мертв» до «сверхчеловека», доставляет материалы прямо в ваш почтовый ящик и всегда доступен с любого устройства. Конечно, мы немного предвзяты, так как подготовили это, но если вы хотите понять основы лучших идей Ницше, иметь ясность в том, что именно он пытался сказать, и понять, почему он так влиятельн, тогда «Введение в Ницше и его 5 величайших идей» получит восторженные отзывы и может быть именно тем, что вы ищете!

Введение в Ницше и его 5 величайших идей

BY PHILOSOPHY BREAK

★★★★★

Подробнее

3.

По ту сторону добра и зла, Фридрих Ницше 90806 резюмирует его собственную философию, что делает ее идеальной отправной точкой для тех, кто хочет углубиться в настоящие произведения Ницше. Со своим фирменным чутьем, остротой и абсолютной глубиной Ницше исследует темы, повторяющиеся в его работах: происхождение и природу морали, неудачи и опасности объективного мышления, а также то, как мы можем преодолеть посредственность и страдания и стать теми, кем мы на самом деле являемся. находятся.

По ту сторону добра и зла

ФРИДРИХ НИЦШЕ

Посмотреть на Amazon

4. О генеалогии морали, Фридрих Ницше

Опубликованная вскоре после книги «По ту сторону добра и зла» в 1887 году книга «О генеалогии морали», возможно, является шедевром Ницше. В нем Ницше развивает и объясняет идеи, только загадочно исследованные в более ранних работах, излагая свои мысли в доступной, легко читаемой форме трехчастного эссе. Это кульминация прозаического мышления Ницше, исследующего добро, «зло», вину, нечистую совесть, а также аскетические идеалы и цель жизни. Для всех, кто интересуется Ницше, «Генеалогия морали» стоит переваривать и перечитывать снова и снова.

«Генеалогия морали»

ФРИДРИХ НИЦШЕ

Посмотреть на Amazon

5. «Так говорил Заратустра», Фридрих Ницше

Если «Генеалогия морали» является кульминацией прозаической мысли Ницше, то его философский роман 1885 года «Так говорил» Заратустра есть кульминация его мысли как поэзии. Считающийся самим Ницше своим magnum opus, «Так говорил Заратустра» беззаботно подражает Новому Завету по стилю и описывает вымышленные путешествия пророка по имени Заратустра, который спускается из одиночества в горы (параллелей здесь с собственной жизнью Ницше нет, некоторые ученые подозревают, случайно) сказать миру, что Бог умер, но что мы не должны беспокоиться: человечество может стать божественным преемником, если только мы отбросим благочестие и сдержанность и примем страсть, хаос и свободу. Не для слабонервных, «Так говорил Заратустра» — это насыщенное, сложное и глубоко вознаграждающее чтение.

Так говорил Заратустра

ФРИДРИХ НИЦШЕ

View on Amazon

6. Ницше о морали, Брайан Лейтер наиболее широко используемые и обсуждаемые вторичные источники о Ницше за последние два десятилетия. Сосредоточив внимание на морали, но также затрагивая связанные с ней темы, «Ницше о морали» представляет собой фантастический обзор и критический анализ для всех, кто интересуется философией Ницше.

Ницше о морали

БРАЙАН ЛЕЙТЕР

View on Amazon

7. Ницше об истине и философии, Модмари Кларк который так яростно сопротивлялся категоризации — диалектически, аргументированно и систематически придерживаясь взглядов Ницше на истину, знание и мораль. Это самая академическая трактовка Ницше в этом списке, но она вознаграждает читателя глубокими раскопками и интерпретациями его мышления.

Ницше об истине и философии

МОДЕМАРИ КЛАРК

Просмотреть на Amazon

Дополнительная литература

Есть ли какие-либо другие книги, которые, по вашему мнению, должны быть в этом списке? Дайте нам знать по электронной почте или напишите нам в Twitter или Instagram.

СПИСКИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

Просмотреть все списки для чтения

Основные книги по философии по темам

Пластиковый Ницше, часть VII: последняя запись в моем серийном обзоре американского Ницше Ратнера-Розенхагена

Предыдущие записи: Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V и Часть VI.

—————————————————

Вальтер Кауфман — ключевая фигура в американском Ницше . Другие рецензенты приняли это к сведению, и я согласен с тем, что сделанный Ратнером-Розенхагеном анализ этого переводчика и пропагандиста мысли Ницше заслуживает похвалы. В этой последней части моей серии я возвращаюсь к нему, чтобы поразмышлять над кратким, но заслуживающим внимания разделом книги. Этот раздел касается парадоксальной сути того, почему Ницше одновременно ценен и проблематичен для философов и глубоких мыслителей всех мастей. Наряду с Интерлюдией эта часть книги также помогает объяснить его отношение к мыслительным сферам демократической культуры. Взятые вместе, эти две части книги составляют сердце и душу Американский Ницше .

Несколько иммигрантов и эмигрантов Ницше существовали в американской мысли до того, как работа Кауфмана стала заметной. Ратнер-Розенхаген дает рудиментарные наброски версий, отмеченных Лео Штраусом, Ханной Арендт, Паулем Тиллихом и особенно Теодором Адорно (стр. 226–233). Но именно Ницше Кауфмана поразил воображение американских мыслителей. В руках Ратнера-Розенхагена Ницше Кауфмана — «мыслитель проблем» и «серьезный философ» эпохи Просвещения, который выражал себя — и это главное — в афоризмах. Ницше становится философом, утратившим «веру в человечество» и некоторый «оптимизм», но «все еще разделявшим веру Просвещения в человека». Для Кауфмана последний выразился в «разумной философии «самосовершенства»», которая примирила иногда противоречивые утверждения афоризмов Ницше (стр. 234). Интерлюдия продемонстрировала, как Ницше соединился с читателями в условиях демократии, но его афоризмы объясняют доступный, демократический характер его философии. Таким образом, «афористический стиль» является и проблемой, и ключом к пониманию Ницше-философа.

Но что такое «афоризмы»? Согласно онлайн-словарю Merriam Webster , они представляют собой «краткое изложение[я] принципа» или «краткую формулировку[и] истины или чувства», «пословицу». Следующая запись из Краткой энциклопедии находится на той же веб-странице. Вот афоризмы (выделено мной): «Краткая формулировка любой общепринятой истины или чувства, выраженная в содержательном запоминающемся утверждении. Термин впервые был использован в Афоризмах Гиппократа, длинной серии утверждений о болезнях и искусстве исцеления. Афоризмы использовались особенно в отношении предметов, принципы и методология которых разрабатывались относительно поздно, включая искусство, сельское хозяйство, медицину, юриспруденцию и политику, но в современную эпоху они обычно служили средством остроумия и содержательной мудрости . Среди знаменитых современных афористов Фридрих Ницше и Оскар Уайльд».

Термин «афоризм» встречается семь раз в онлайновой Стэнфордской энциклопедии философии , в статьях «Фрэнсис Бэкон», «Литературные формы средневековой философии», «Физическая теория Спинозы», «Метафора» и т. д. Наиболее основная трактовка содержится в статье «Литературные формы средневековой философии». Вот некоторые выдержки (выделено мной):

– «Эта форма не слишком распространена в средневековый период. Две работы, заслуживающие упоминания, — это политические афоризмы Аль-Фараби и текст, приписываемый Гермесу Тримегисту… под названием «Книга двадцати четырех философов» . Этот текст состоит из двадцати четырех определений Бога… Работа Аль-Фараби, известная как «Избранные афоризмы», получила это название благодаря своим начальным строкам, в которых Аль-Фараби говорит, что работа состоит из избранных афоризмов древних (Платон и Аристотель) «относительно того, с помощью чего города должны управляться и процветать…» (Баттерворт, 2001, 5–6)».
– « Афористическая форма, кажется, поднимает некоторые из тех же вопросов о возможных эзотерических мотивах, что и аллегорическая форма . В случае с Книгой двадцати четырех философов форма, по-видимому, проистекает из недоступности божественной природы для человеческого разума ».
– «В жанре некоторые средневековые произведения находятся где-то между афоризмом и аксиомой , в первую очередь произведения, связанные с важным и влиятельным Liber de causis . Liber распространялась как работа Аристотеля под названием Liber Aristotelis de expositione bonitatis purae до 13 века, когда Фома Аквинский нашел свой источник в Элементах теологии Прокла… Работа, кажется, представляет свои принципы как аксиомы, но принципы и их объяснение/вывод не являются на самом деле доказательными а сами принципы являются в высшей степени абстрактными неоплатоническими метафизическими принципами иногда столь же парадоксальными, сколь и самоочевидными ».

Итак, когда вы читаете Ницше, вы находите древнюю форму философии, в которой аксиомы или пословицы выражены кратко или лаконично. Но форма также вызывает вопросы об «эзотерических мотивах» и доказуемости данного афоризма. Форма делает представленный принцип похожим на библейскую мудрость, но этот принцип также может казаться самоочевидным, парадоксальным или просто непостижимым при дальнейшем изучении. Афоризм представляет Ницше и его философию как заслуживающие доверия и таинственные. Вероятно, это подкрепляло чувства тех, кто уже был привлечен экзотикой Ницше. Однако следует помнить, что форма Ницше восходит к давней, хотя и трудной, традиции философии.

Возвращаясь к американскому Ницше , в своем обсуждении репрезентации Кауфманом работ Ницше Ратнер-Розенхаген делает важное наблюдение. В то время как Ницше презирал писателей, которые ставили стиль выше содержания — он называл это «литературным декадансом», — его собственные философские сочинения основывались на афоризмах «молнии» и на том, что кажется «вспышками озарения» (стр. 234). Так что не только его афоризмы были потенциальной проблемой как философское изложение, но и Ницше противоречил самому себе в отношении своего собственного стиля. Однако хитрый Кауфман использовал собственную критику Ницше, чтобы «привить» последнего «от самого обвинения» в «литературном декадансе» (стр. 234–235). В следующем расширенном отрывке Ратнер-Розенхаген использует собственный 19-й отрывок Кауфмана.50 work, Nietzsche: Philosopher, Psychologist, Antichrist , чтобы пролить свет на маневры Кауфмана (выделено жирным шрифтом):

Кауфман защищал использование Ницше афоризма, утверждая, что для него это было необходимым средством радикально пересмотреть оба способа и цель философского исследования . Он утверждал, что афоризмы имели решающее значение для плюралистического проекта Ницше , поскольку они позволяли ему подходить к вопросу жизни с самых разных точек зрения 9 .0108 . Вдобавок [Кауфманн] утверждал, что афоризмы Ницше служили мысленным экспериментом, предварительными гипотезами для проверки новых представлений о хорошей жизни в случайной вселенной. Он охарактеризовал как теорию познания Ницше, так и форму, которую он использовал для ее выражения, введя термины экспериментальный и экзистенциальный. Под этим Кауфман имел в виду, что вопросы об истине, убеждениях и природе имеют ценность только в той мере, в какой они имеют отношение к образу жизни человека. Для Ницше философия — это [по словам Кауфмана] «не законченная и безличная система, а страстный поиск знания, непрекращающийся ряд смелых экспериментов» 9.0108 …Для Кауфмана экзистенциализм Ницше лучше всего понятен, если мы считаем его «проблемным мыслителем», а не «системным мыслителем» , и что использование им афоризмов было его способом «пережить каждую проблему». Настаивая на том, что афоризм — это не отказ, а реализация серьезного исследования проблем жизни … Кауфманн соединил точки: «Жизнь действительно заключена во всем мышлении и писаниях Ницше, и есть единство, которое затемняется, но не уничтожается очевидная прерывистость его экспериментаторства .’ (стр. 235-236).

Этот отрывок поднимает много трудных, возможно, неразрешимых вопросов: что именно Кауфман имел в виду под «вопросом жизни»? Является ли фраза «плюралистический проект» анахронизмом (то есть презентистским) по отношению к Ницше — пережитком собственного мыслительного проекта Кауфмана? Является ли экзистенциальное видение Ницше Кауфманом также анахронизмом, или объединяющие нити реальны? В какой момент ницшеанский «мысленный эксперимент» превращается в проверяемую, доказуемую аксиому, способствующую новому видению добра? Когда это станет Нико-ницшеанская этика , если хотите? Для Кауфмана этого никогда не будет. Основываясь на описании Кауфманом Ницше как сверхпрактика «экспериментальной… философии жизни» (стр. 236), был ли Ницше скорее несистематическим, антиформальным протопрагматиком, чем протоэкзистенциалистом? логика, иллюстрируя альтернативную рациональность, основанную на реальности?

Несмотря на серьезность этих вопросов, если их можно временно отложить в сторону, привлекательность афоризмов очевидна. Это доступный, демократичный способ философствования. Они дают людям, не обученным формальной философии, точку входа в игру «серьезного исследования жизненных проблем». Афоризмы позволяют быть антифундаментальным и антисистематичным, не будучи при этом антифилософским. Афоризмы Ницше позволяли вставлять его мысли в разные контексты и в разное время. Даже если Кауфман использовал мысль Ницше таким образом, который соответствовал экзистенциалистской программе первого, сам Ницше также допускал это. Его «молниеносные удары» можно было вставить во многие контексты. А поскольку Ницше интересовал отчуждение современности, а также историзм моральных и этических систем, его афоризмы были актуальны для проблем двадцатого века. «Афористический стиль» позволил пластику, разновидность американского Ницше.

Афоризмы часто являются провокацией. Провокации вызывают разное мышление, разномыслие: согласие может подождать. Конечно, философия — это гораздо больше, чем просто провокация. Но понимание афористической провокации помогает понять, почему Ницше привлекал американцев двадцатого века. Демократическая культура стремится как поощрять, так и примирять провокации. Гегелевская диалектика тезиса, антитезиса и синтеза охватывает большую часть этого процесса. Но эта исходная точка, тезис, почти всегда является провокацией — случайно или намеренно. Просвещенный автономный создатель различий почти всегда будет провоцировать своих друзей и коллег. И именно это сделало «Ницше Кауфмана… незаменимым провидцем, критиком и педагогом» для его читателей (стр. 261).

Это представление Ницше имеет свои ограничения. Ратнер-Розенхаген указывает на это в своей критике Ницше Кауфмана. Стремление к вызывающей, «дионисийской» подлинной самости у Ницше сопровождалось «постоянным акцентом на борющихся инстинктах» (стр. 261). Ницше Кауфмана был монистическим, аисторичным и аполитичным, что противоречило собственному акценту Ницше на исторической укорененности. Кауфманн подчеркивал «интеллектуальный суверенитет Ницше» над остальными темами мыслителя (стр. 261). «Ницше» Кауфмана пользовался успехом, по крайней мере, среди вдумчивых американцев XIX в.50-х и 1960-х годов. Но это преуменьшало сложность и противоречия Ницше. Провокационный, афористичный сверхчеловек — Ницше, спутанный с частичным объяснением его философии, — пленил воображение боязливых. Это был обольстительный, мошеннический Ницше, которого я встретил в Университете Миссури в начале 1990-х.

В самом деле, когда я пересматриваю трех Ницше, которых знал до прочтения этой книги, — Крестового похода, Разбойника и Академического Ницше, — я полностью понимаю, как и почему возникли эти итерации. Мои заблуждения и недоразумения были исправлены и контекстуализированы. Что еще более важно, теперь я знаю, почему я столкнулся с ними. Теперь я бы даже сказал, что все академики и все те, кто интересуется гуманитарными науками, должны глубже понять пластичность, постоянную актуальность и философские утверждения Ницше. Есть причина, по которой Ницше остается каноническим.

Что касается места американского Ницше в каноне американской истории, то было бы преждевременно говорить что-либо авторитетное. Но я, безусловно, осмелюсь с большим энтузиазмом заявить: Ратнер-Розенхаген является автором незаменимого труда по культурной и интеллектуальной истории. Это также в высшей степени читабельно. До сих пор я не хвалил ее манеру письма, но это лирическая, стильная работа. Она не Луи Менанд и не Джексон Лирс, но это не оскорбление. Лирс Возрождение нации — одна из самых литературных культурно-интеллектуальных историй, которые я читал за последние годы. Сравнительно, я все еще доволен, что провел так много времени с американским Ницше . Если ваше знание Ницше до сих пор было поверхностным, после прочтения американского Ницше вы будете знать столько же, а может быть, и больше, чем ницшеанские позеры и евангелические критики. Вы также полностью поймете энтузиазм ученых конца двадцатого века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *