Причинно следственная связь в истории это: Причинно-следственная связь: понятие и примеры

Памятки для родителей по «Формированию у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи»

«Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи»

                                                                                                     

Причинно-следственная связь – связь между явлениями, при котором одно явление, является причиной, при наличии определенных условий порождает другое явление – следствие.

В настоящее время одной из самых актуальных проблем в сфере образования является создание условий для повышения качества образовательного процесса. Современная действительность сформировала к человеку ряд требований, среди которых оперативное принятие нестандартных решений, быстрая адаптация к новым обстоятельствам, самостоятельное, критическое и творческое мышление. Реализация данных запросов возможна посредством вооружения воспитанников исследовательскими умениями в процессе специально организованной исследовательской деятельности. Исследовательские умения являются частью общеучебных. К ним можно отнести такие умения, как: видеть проблему, задавать вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, давать определения понятиям, наблюдать и проводить эксперименты, доказывать свои суждения, сотрудничать. Особое место среди представленных занимает умение устанавливать причинно-следственные связи.

В требованиях ФГОС ДО к результатам освоения Программы указаны
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования: «… ребенок
проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен
наблюдать, экспериментировать»

Сущность понятия «причинно-следственные связи» кратко и ёмко охарактеризовал в своём  высказывании Ж. Фабр: «Разуму свойственно размышлять, сознавать,
то есть связывать причины и следствия, давать ответ на вопрос «почему», выявлять случайное, обнаруживать закономерное, устанавливать согласованность новых свойств с новыми условиями, находить в цепи происходящего начала и конце.

Все мы знакомы с понятием причинно-следственных связей: опустил руку в горячее – обжегся, наступил на грабли – они ударили вас по лбу. С причинно-следственными связями мы сталкиваемся на каждом шагу.

В процессе учебной деятельности умение устанавливать причинно-следственные связи проходит несколько стадий. Первоначально логическое мышление выступает в качестве предмета специального усвоения, затем как средство установления связей между предметами и явлениями, и наконец, как часть умений, которыми должен овладеть дошкольник для успешного интеллектуального развития.

Причинно-следственные связи неразрывно связаны со временем.
Изменения в мире животных и растений возникают на основе
взаимодействия их с условиями жизни. Вопросы «Почему?» и «Что из
этого следует?» побуждают детей устанавливать причину и
следствие.

Структура умения устанавливать причинно-следственные связи:

1)выделять в предметах свойства;

2)иметь понятие об общих и отличительных признаках предметов;

3)определять в предметах существенные и несущественные признаки;

4)различать необходимые и достаточные признаки предметов;

5)устанавливать родо — видовые отношения;

6)выполнять простейшие умозаключения.

Таким образом, умение устанавливать причинно-следственные связи представляет собой сложный, интегративный процесс познания действительности посредством построения рассуждений и умозаключений, основанных на выполнении ряда логических операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение).

Для эффективного развития исследовательских умений педагог должен создать необходимые условия, среди которых положительная эмоциональная атмосфера, целенаправленность, создание ситуации успеха, что придаст уверенности каждому воспитаннику в успешном решении сложных учебных задач.

Формирование у маленького ребенка мыслительных операций причинно-следственного характера необходимо начинать с 2-2,5 лет. Процесс этот сложный. Нельзя ожидать положительного результата, если игровые упражнения проводятся от случая к случаю. Для формирования умение устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений необходим системный подход.

Основной формой работы являются игры и игровые упражнения, которые могут быть включены как в конспект занятия, так и в процессе игровой деятельности. В ходе работы обеспечивается постепенное усложнение умений.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Младший дошкольник способен видеть и понимать причину и следствие в основном реально происходящих событий, воспринимаемых ребенком в данный период времени. Этим обстоятельство и продиктована центральная задача в работе с детьми младшего дошкольного возраста — формировать умение замечать изменения в состоянии объекта при его взаимодействии с другими, развивать способность понимать и объяснять прямые и обратные причинно-следственные связи и отношения.

Развитие у детей умения понимать причины и следствия изменений в предметах и явлениях основывается на владении действием анализа и синтеза и умении сравнивать объекты между собой, т.е. формирование у детей способности видеть причины изменений в окружающих объектах обязательно предполагает развитие умения выделять их свойства, сопоставлять, сравнивать, обозначать признаки точным словом.

Для закрепления у детей умения устанавливать причинные зависимости в явлениях природы и объяснять их может быть использована игра «Когда это бывает?». Однако акцент в ней следует делать не на закреплении знаний о временах года, а на поиске взаимосвязи времени года и изменений в природе и объяснении ее детьми.

Развивать у детей способность к пониманию последовательности событий можно и в ходе игры «Разложи картинки по порядку». Для игры воспитатель подбирает несколько (две-три) картинок с простым, последовательно развивающимся сюжетом, например, девочка одевается на прогулку, катится на санках с горки, падает с санок. Картинки «перепутаны». Дети вместе с воспитателем восстанавливают последовательность событий. Они объясняют, почему прокатиться с горки нельзя раньше, чем одеться на прогулку, или почему упасть с санок девочка не может раньше, чем выйти на прогулку. Вместо картинок для таких игр можно брать и другие материалы. Например, воспитатель показывает ребенку картинки, на которых изображены шарики разной величины, и предлагает ему игровое задание «Надуй шарик». Ребенку необходимо разложить картинки по порядку (от меньшего шарика — к большему) и объяснить, почему он сделал именно так. В другой раз можно использовать эти же картинки, но игровое задание сформулировать по-другому: «Из шарика постепенно выходит воздух».

Детям очень нравится, когда они помогают взрослому исправить допущенную им ошибку. Данный прием с успехом можно использовать и в процессе формирования у детей умения устанавливать причины и следствия действий. Так, заинтересовав ребенка игрой «Закрой окошко» (геометрическими формами), воспитатель намеренно использует ошибочный вариант и просит ребенка объяснить, почему круглое окошко не закрывается плотно треугольником. При затруднении воспитатель подсказывает ребенку причину неудачи.

Для развития умения определять причинно-следственные связи можно широко использовать различные сказки, рассказы, стихи-вопросы воспитателя, направленные на выяснение причины произошедшего («Почему промок зайка? Почему дед один никак не мог вытянуть из земли репку?» и др.), что было сначала, а что произошло потом, что же изменилось и почему и т.д.

Очень важно обогащать чувственный опыт ребенка, организуя различные формы практической деятельности: опыты, экспериментирование, непосредственное взаимодействие с предметами окружающего мира.

Для понимания отношений и связи между явлениями, событиями, предметами необходим определенный опыт. В младшем дошкольном возрасте ребенок, включаясь в различные ситуации деятельности, общения и взаимодействия с окружающими, постепенно накапливает опыт представлений о причинах событий и явлений. Поэтому вначале воспитатель активно помогает детям объяснить некоторые очевидные взаимосвязи между объектами и явлениями: ночь наступила — куклам пора спать; на улице мороз — надо одеваться теплее; мишка заболел — надо обратиться к врачу и полечить его.

Интеллектуальное развитие детей во многом обусловлено их индивидуальными особенностями. Овладение причинно-следственными связями и зависимостями протекает у каждого ребенка по индивидуальному пути. Это связано не только с индивидуальными особенностями детей, но и содержанием и характером их личного опыта — знаний, представлений и способов взаимодействия с окружающим миром предметов и явлений. Часть детей с трудом улавливает взаимосвязи и взаимозависимости. Частично задача снятия затруднения решается в процессе формировании у детей действий анализа и синтеза и сравнения. Поэтому индивидуальная работа с отдельным ребенком направлена, прежде всего на оказание ему помощи в овладении умением вычленять и называть признаки предметов и явлений и сравнивать их между собой.

Для более успешного освоения умственного действия установления причинно-следственных связей воспитатель предлагает ребенку разобраться сначала в простых взаимосвязях. К примеру, взрослый, помогая обустроить комнатку для кукол и зверушек, выясняет, какие стульчики, креслица, диванчики, столы надо поставить в комнате, чтобы всем было удобно сидеть и отдыхать. Воспитатель побуждает ребенка к выбору соответствующей мебели и учит аргументировать его: «Мишка большой — ему и стул нужен большой, а зайке поставим стульчик поменьше, потому что он сам маленький» и т.д

Воспитателю важно определить, понимает ли ребенок внешние зависимости, и только после этого создавать условия для дальнейшего продвижения. Если ребенок уверенно определяет причины и следствия изменения состояния объектов, можно предложить ему сделать самый простой прогноз: «Как ты думаешь, почему собачка нарисованная на картинке, лает?» В другой раз воспитатель просит помочь ему разобраться в картинках: найти, что в них неправильно нарисовано, как должно быть и почему. Используются простые, понятные по содержанию картинки.

Действие определения причинно-следственных связей и отношений считается усвоенным детьми второй младшей группы, если они самостоятельно или с помощью взрослого могут устанавливать прямые и обратные связи между объектами; умеют элементарно рассуждать, высказывать суждение по поводу причин и следствия происходящих изменений в воспринимаемых предметах и явлениях.

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В средней группе закрепляются умения детей выявлять и объяснять причинно-следственные зависимости между внешне выраженными изменениями в воспринимаемых объектах, делать выводы и объяснять их. В связи с тем что у ребенка 4—5 лет уже имеется достаточный объем представлений, на основе которых он способен решать конкретные задачи, в том числе и определение причин событий, в среднем дошкольном возрасте можно формировать у детей умение обнаруживать и объяснять скрытые причинно-следственные связи.

В процессе организации различных видов познавательной деятельности — экскурсий, наблюдений за природой, бесед, чтения — воспитатель не только обогащает их знания, но и активно привлекает к выявлению связей между объектами, способствует пониманию того, что в окружающем мире постоянно происходят взаимосвязанные изменения.

Наблюдая за дождем, дети видят, как постепенно темнеет песок, а на асфальтовой дорожке образуются лужицы. Воспитатель рассуждает с детьми, почему луж нет на песке, клумбе с цветами. Дети вспоминают, как легко они втыкают палочку в песок и землю, потому что они рыхлые и мягкие, поэтому дождевая вода впитывается, а асфальт твердый, и вода остается наверху, образуя лужицы.

Или же, например, после чтения сказки «Три медведя» воспитатель задает вопрос: «Как вы думаете, почему Маша сумела убежать от медведей?» Дети высказывают предположения: «Потому что Маша умела быстро бегать», «Медведи очень удивились и от удивления не могли даже сдвинуться с места» и др. Воспитатель помогает детям вспомнить сказку, в которой написано, что окошечко в домике у медведей было небольшое, а Маша была маленькой. Дети дают ответ, адекватный содержанию сказки: «Маша была маленькая и ловкая, поэтому ей удалось быстро выскочить из домика через небольшое окно и убегать, а медведи застряли в нем, потому что они большие».

Воспитатель использует готовые загадки или придумывает их если считает нужным уточнить понимание детьми взаимосвязи объектов или явлений. Разумеется, каждая разгадка подлежит объяснению, воспитатель интересуется, как ребенок нашел отгадку, почему она соответствует данной загадке. Пытаясь найти отгадку, дети на вербальном (словесном) уровне устанавливают связи между различными характеристиками объекта или явления.

Эффективный прием развития у детей умения устанавливать причинно-следственные связи — разбор игр-путаниц, которые имеются в различных методических пособиях, журналах, развивающей литературе для детей.

Важнейшая характеристика причинно-следственных связей — временная последовательность. Задача воспитателя — помочь ребенку осознать ее.

Из собственного опыта дети знают, что есть определенная последовательность в смене времен года. Воспитатель объясняет им в доступной форме, почему так происходит. Зимой природа отдыхает (спит), пробуждается и оживает весной, расцветает и плодоносит летом, отдает свои плоды и снова готовится к отдыху осенью. Важно, чтобы дети 4—5 лет точно связывали время года с характерными явлениями природы и занятиями людей. Это можно делать во время наблюдений, при чтении книг, рассматривании иллюстраций и закреплять в ходе игр типа «Так бывает или нет?» и др.

Дети учатся выстраивать цепочки взаимосвязей и в ходе специальных упражнений. Например:

♦        «Для чего нужны варежки?» — «Чтобы руки не замерзли».

♦        «Почему руки в варежках не замерзнут?» — «Потому что варежки теплые».

♦        «Почему они теплые?» — «Потому что они связаны из шерсти».

        Еще одна форма работы по развитию у детей способностей выстраивать цепочки взаимосвязей — воссоздание логики сюжета по серии картинок «Что сначала, что потом?».

Ребенку среднего дошкольного возраста сложно определить и назвать возможные причины изменения объекта, высказать по этому поводу суждение, сделать умозаключение. Поэтому, помимо того что воспитатель постоянно привлекает внимание ребенка к различным взаимосвязям в окружающем его мире, объясняет их, он учит ребенка видеть, находить взаимозависимости различного рода и путем рассуждений приходить к выводу об их природе.

Действие установления причинно-следственных связей считается усвоенным детьми средней группы, если они самостоятельно или с небольшой помощью взрослого устанавливают внешне выраженные прямые и обратные связи, объясняют скрытые связи, на основе рассуждений и умозаключений способны определить и объяснить причины и следствия каких-либо явлений. Данное умственное действие развивается в возрасте 4—5 лет в основном в материализованной и внешнеречевой формах.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В старшем дошкольном возрасте дети уже достаточно хорошо умеют анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать объекты и явления, т.е. сформированы основы для освоения действия установления причинно-следственных связей и зависимостей уже на более высоком уровне, нежели на предыдущих возрастных этапах дошкольного детства.

Воспитатель использует реальные возможности и специально создает ситуации, посредством которых учит ребенка строить предположения на основе его знаний о свойствах материалов, сущности явлений, помогая ему рассуждать, опираясь на них.

Ребенок 5—7 лет владеет достаточным объемом представлений об окружающем мире и может оперировать имеющейся у него информацией, довольно легко устанавливать прямые и обратные связи между объектами и явлениями, которые ему хорошо знакомы. Поэтому воспитатель может формировать у детей умение переносить освоенные шаги умственного действия установления причинно-следственных связей и отношений между одними объектами на другие предметы и явления.

Поскольку причинно-следственные зависимости встречаются на каждом шагу, возможности для их «открытия» ребенком безграничны. Очень важно, чтобы он, осваивая окружающий его мир, осознавал, что происходит вокруг него и почему. Лишь понимая происходящее, задумываясь над явлениями и собственными действиями, ребенок учится управлять ими. Осваивается социокультурный опыт, развивается произвольность психической деятельности, т.е. формируются высшие психические функции (Л.С. Выготский).

Задача взрослого — помочь ребенку в освоении культурного опыта, создавать условия для формирования картины мира. Самый простой способ решения этой задачи — рассуждать вместе с ребенком, задавать вопросы, помогающие ему осознавать непосредственные события и явления.

С детьми старшего дошкольного возраста можно широко использовать и словесные игры типа «Закончи предложение», в ходе которых дети учатся понимать и объяснять причинно-следственные связи. Сначала роль ведущего выполняет воспитатель. Он говорит начало предложения с разными союзными словами, которое детям надо продолжить: «Я поставила на плиту кастрюлю, чтобы. ..», «Дети очень устали, потому что…», «Игрушка сломалась, так как…», «Саша и Маша поссорились из-за того, что…» и т.д. Иногда следует упражнять детей в установлении прямой взаимосвязи: «Стояла жаркая погода, поэтому…». В дальнейшем можно предложить детям самостоятельно придумывать незаконченные предложения.

Действие установления причинно-следственных связей и отношений считается освоенным детьми старшего дошкольного возраста, если они самостоятельно (или с незначительной помощью взрослого) устанавливают и объясняют прямые и обратные наглядно представленные и скрытые связи, оперируя имеющимся опытом; способны прогнозировать возможные варианты последствий того или иного действия; владеют способами моделирования изменений объектов и событий. Умственное действие освоено, как правило, на уровне внешней и внутренней речи.

Игры на установление причинно-следственных связей

Игра «Почему это произошло?» 

Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:

• На улице стояло много людей.

• Дети стояли, открыв рот от изумления.

• Вода в чашке стала мутной.

• Внезапно в комнате погас свет.

• Пение птиц внезапно прекратилось.

• Мама открыла дверь в комнату и ахнула.

Постарайтесь придумать как обычные, так и самые невероятные объяснения ситуаций. Например: мама могла удивиться, увидев подарок на столе или разбитую чашку, а может быть Карлсона, сидящего на подоконнике.

Игра «Что может произойти, если…»

• Если положить лед на ладонь, то … .

• Если у медведя вырастут крылья, то … .

• Если полететь высоко-высоко, то … .

• Если съесть много мороженого, то … .

• Если летом пойдет снег, то … .

Подключите фантазию: если выбросить кусочек хлеба, то его могут скушать птички, он может упасть на голову кому-то, его отнесет ветром в волшебную страну и хлебный кусочек превратится в съедобный домик.

Игра «Продолжи предложения» 

• Девочка весело смеялась, потому что … .

• Если наступит праздник, то … .

• Собака печально бродила по улице, хотя … .

• На горячую сковороду капнула вода … .

• Мы уехали и забыли полить цветы … .

• Голодный волк увидел пирожок … .

• Папа открыл кран … .

• Коля упал в яму, потому что … .

• Птицы начали собираться в теплые края, потому что … .

Игра «Найди связь» 

Предложите ребенку найти связь между двумя предложениями, на первый взгляд не имеющих ничего общего. Объясните, как все происходило. Например:

Шишка упала с елки.

Автобус не пришел вовремя.

Белка сидела на дереве и упустила шишку. В это время под деревом сидел зайчик, на которого упала шишка. С перепугу трусишка бросился бежать, выскочил на дорогу. Дети, сидящие в автобусе выбежали посмотреть на зайца и разбрелись. Водитель их долго ждал и поэтому автобус не пришел на станцию вовремя.

Игра «Невероятные фантазии» 

• Что произойдет, если зима будет круглый год?

• Что произойдет, если рыбы станут летать?

• Что произойдет, если человек будет ростом с дом?

• Что произойдет, если муравьи станут ростом со слона?

Игра «Понимание назначения» 

• Зачем каждому человеку имя?

• Для чего нужны светофоры на улицах?

• Зачем нужна печка?

• Почему у ежа иголки?

• Что можно сделать, если ты заблудился?

Игра «Состав предметов и явлений» 

• Из чего птички строят свои гнезда?

• Что нужно взять с собой на рыбалку?

• Как получается дождь?

• Что можно подарить собаке на день рождения?

• Как отличить живой предмет от неживого?

Игра «Почему это произошло?» 

Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:

• На улице стояло много людей.

• Дети стояли, открыв рот от изумления.

• Вода в чашке стала мутной.

• Внезапно в комнате погас свет.

• Пение птиц внезапно прекратилось.

• Мама открыла дверь в комнату и ахнула.

 

Опасность гаджетов — что нужно знать про современное поколение

Вера в Бога — это не вопрос выбора человека.

Это вопрос выживания человечества.

Так говорил вуйко Дезьо

Когда встаешь из-за компьютера, чувствуешь, что должен что-то сделать, но не знаешь, что. После часа, проведенного в Сети, у тебя четко формируется комплекс вины. Но ты не в состоянии распознать, в чем она и перед кем. Даже морские или горные пейзажи навевают горечь, — почему ты не там?

Начиная день с социальных сетей, ты за пять минут становишься расхристанным. Таким становится и твой день. Затем — и ночь. А затем и жизнь.

Когда-то говорили, что есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно: как течет вода, как горит огонь, и как плывут тучи. Сегодняшний день добавил в эту троицу еще один эпизод. Сейчас бесконечно можно смотреть на пользователя гаджета. Он постоянно втуплен в экран, что-то нажимает на нем пальцем, потом набирает какой-то текст, что-то фотографирует, вновь что-то листает пальцем. Со стороны это очень напоминает процесс поиска блох собакой. Но упорная работа животного имеет начало и конец. Пользователь же выполняет свои действия непрерывно, отвлекаясь лишь на еду, сон и другие физиологические потребности. Но даже тогда, когда гаджет перестает быть в его руках, «блохи» продолжают находиться в его голове.

В Древнем Риме, во времена упадка, жители Города пользовались водой, как и когда-то, но уже не знали, откуда она берется. И это не было новостью. Новостью было то, что они перестали даже интересоваться, откуда она поступает в Город. Это и стало началом Упадка великой Империи.

Сказание о строительстве Вавилонской башни тоже надо воспринимать многогранно: сооружение разрушилось, потому что появилось много языков, что сделало невозможными солидарные действия. Одна из граней этого предостережения проявляется в информационном мире современной цивилизации, когда глобальная Сеть начинает продуцировать «много правд». В отношении этого тоже есть установка-предостережение: «В кисе твоей не должны быть двоякие гири, большие и меньшие; в доме твоем не должна быть двоякая ефа, большая и меньшая; гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе (в удел)» (Второзаконие 25:13-15).

Если продолжить библейские нарративы, то метафорически можно сказать, что цивилизация, развивая глобальные коммуникации в условиях отсутствия меры бытия, разрушенной системой глобального потребления, построила «дом на песке», уязвимый к угрозам, о которых предупреждали Заповеди всех мировых религий.

Тотальная информатизация сыграла с пользователями социальных сетей злую шутку. Жизнь юзера превращается в калейдоскоп почти не взаимосвязанных эпизодов: только что он смотрел отдых на море, как тут же ему предлагают отчет о ДТП, а после сразу — рецепт популярного коктейля, сообщение о доставке пиццы и т. п. Эти фрагменты жизни никоим образом не связаны, между ними нет причинно-следственной связи, но вместе они создают поток информации, замещающий обычную до сих пор жизнь. 

Размывание осознания пользователем причинно-следственной связи жизненных явлений является невосполнимой, а со временем и трагической потерей, как для него лично, так и для общества в целом.

Чтобы понять роль причинно-следственных связей, попытайтесь знакомое вам действие выполнить мокрыми руками, например — сварить кофе. Вы сразу почувствуете, как изменится ваш комплекс фиксированных действий, чего вы до сих пор просто не замечали. 

Григорий Сковорода говорил: «Без родства все — ничто». Можно утверждать, что жизнь современного пользователя лишена именно этого родства эпизодов. А оно когда-то определяло сущность человека, помогало ему понять, откуда что берется, то есть формировало представление о причинно-следственном характере течения жизни. Жизнь пользователя, лишенного этих знаний и этого родства, превращается в «ничто». Его причинно-следственный ряд действий ограничен опциями на экране гаджета и алгоритмами Сети. В этом же устройстве сосредоточена и сумма знаний его владельца. Субъектом общения становится прибор, а не пользователь. Так же и субъектом обучения становится гаджет, стремительно обретающий персонификацию, столь же стремительно теряемую пользователем.

В общественной жизни социум пикселизируется, распадается, потому что в этой сфере больше не действует социализация как когда-то, а воцарилась «инстаграммизация». Такую конфигурацию, пользуясь терминологией Питера Померанцева, можно назвать Постправдой. В условиях Постправды субъектность теряют все: и те, кто манипулирует, а на самом деле уже лишь пытается манипулировать; и те, кто пытается говорить правду, считая, что она еще есть; и те, кто лишь потребляет информацию и субъектности никогда не имел.

Представление человека об успехе формируется в пространстве супероснов «Хочу»—«Могу»—«Имею». Уравновешенная координация этих супероснов, их гармония дает человеку настоящее представление об его успехе. Абсолютизация же одной из них искажает такое представление.

Поколение пользователей-юзеров — это абсолютизация, торжество суперосновы «Хочу», потому что ему недоступны знания о причинно-следственных связях, необходимых для достижения «Могу» (власть, социальный статус, должность и т.п.) и получения «Имею» (социальная роль, имущество, деньги и т.п.).

Доминирование «Хочу» перекоординирует всю общественную жизнь, которую легко проиллюстрировать на примере учебного процесса. Образование, следовательно, уже не обретают, а получают. Это определяющая трансформация, поскольку в ней ответственность снимается с получателя и переносится на учителя, превращающегося в поставщика услуг. Когда обучение становится услугой, то и «субъектом» обучения может стать гаджет.

Как следствие, вырастает поколение, для которого утрачены причинно-следственные связи жизни в социуме, когда-то формировавшие и наполнявшие общественный опыт. Собственно, это поколение просто не имеет представления об их существовании, потому что не социализируется, а «инстаграммизируется» рандомными эпизодами из Сети.

Члены такого «общества» претендуют на все, потому что имеют гипертрофированное представление о правах, что является следствием абсолютизации суперосновы «Хочу». Следовательно, негодование — наиболее типичная реакция на проявленное им сопротивление, как формальное в виде законов и норм, так и неформальное — со стороны других членов общества.

Заносчивость заменяет им отсутствие знаний и понимания окружающего социального и естественного мироздания, а столкновение с такими обстоятельствами вызывает не интерес, а агрессию. При этом они игнорируют социальные статусы, должностные обязанности исполнителей и администраторов, если не получают желаемого здесь и уже: все становятся им должны.

Хуже всего и опаснее то, что непонимание причинно-следственной связи общественной жизни приводит к безответственности. Они еще могут об ответственности говорить как об обязанности других перед ними, но так анализировать свои собственные поступки — уже не способны.

Отсутствие ответственности за свои действия у членов сообщества приводит к распаду такого сообщества. Этот вывод справедливый и для общества, и для цивилизации.

Сложно даже представить, за кого и за что может проголосовать на выборах такой избиратель, ведь лишенному понимания причинно-следственной связи общественных явлений, ему можно наобещать что угодно. Отсюда и глобальная волна популизма, затопившая политические пространства стран по всему миру.

Но легко можно представить последствия такого положения дел. Для этого следует лишь вернуться к приведенному в начале примеру из Древнего Рима. Там тоже из-за максимы «Хлеба и зрелищ!» восторжествовала супероснова «Хочу». И если еще первые поколения граждан, выросших в таких установках, понимали, откуда берутся и хлеб, и зрелища, то уже последующие считали их появление естественным, как и воду в водопроводах Вечного Города. Разрыв координации между суперосновами «Хочу»—«Могу»—«Имею» исказил общественный опыт, сделал его непроизводительным. Поэтому боги Древнего Рима стали бессильными, и Империя пришла в упадок. 

Один из основателей социологии как науки французский ученый Эмиль Дюркгейм считал священное тождественным социальному.

Следовательно, можно утверждать, что религиозное сознание возникает с появлением сообществ, общества. Оно является общественным опытом, потому что именно общественный опыт обеспечивает потребности человека, в частности и выживание в целом. Персонификация общественного опыта приводит к появлению богов.

Поэтому «отказ от Бога» является не чем иным, как отказом от общественного опыта.

Неверие в богов неизбежно ведет к неуважению общественного опыта и, как следствие, к упадку общества. Жизнь становится метафорой жизни. Иногда горькой, а иногда и трагической.

Культуру автор определяет как координацию между окружающим Миром (подаренное людям) и моделью Мира (придуманное людьми).

Война — это невозможность культуры координировать спонтанные порядки (окружающий Мир) и навязанные порядки (модель Мира).

Утрата адекватности в такой координации приводит к созданию уродливых навязанных порядков. Такие порядки чрезвычайно затратны: то ли деньги, то ли идеологическое обеспечение, то ли человеческие ресурсы и т.п. Дефицит средств, ресурса порождает войны.

Объясняя окружающий мир, человек создает его модели. В основе моделей лежит причинно-следственная связь. Если она исчезает, то распадается и модель мира, а с ней — понятие рационального, потому что оно только в моделях и есть.

Утрата понятия рационального делает общественный опыт слепым, беспомощным, непроизводительным. А теряя общественный опыт, мы теряем Бога.

Сразу вспоминается сформулированный Сартром исходный пункт экзистенциализма, — это проблема, которую решают герои Достоевского: если Бога нет, то разрешено все.

Наше время можно охарактеризовать как время разрушения общественного опыта, что локального, что глобального. Такие действия, если пользоваться христианской терминологией, можно назвать войной Антихриста.

Цель такой войны — утрата человечеством своего общественного, цивилизационного опыта. Утрата общественного опыта — это конец Истории человечества. Утрата человеком понимания причинно-следственной связи общественной жизни и окружающей среды приводит к тому, что, получая результат своих усилий и действий, он уже не может постичь причин, приведших к нему. К тому же эти причины и побудительные мотивы уже формируются не самим человеком.

Эрих Фромм отмечал, что в обществе потребления человек становится тем, что он потребляет. В информационном мире человек становится тем, чем(!) является его гаджет, потому что в нем сосредоточиваются все знания, права собственности, персонификация и т.п. Гаджет предлагает и сам обеспечивает удовлетворение этих потребностей. Не исключено, что с развитием искусственного интеллекта мы станем утверждать, что человек является тем, кем(!) является его гаджет. Но будет ли кому это утверждение формулировать?

В современных условиях мы начинаем жить уже не по зову души, а по выдуманным и навязанным алгоритмам социальных сетей, которые эксплуатируют наши инстинкты и рефлексии, удовлетворяя навязанное ими же «Хочу». Суверенной жизнью это назвать трудно, да и неправильно. Это — неволя.

Так человек через извращенный общественный опыт, который формируется уже алгоритмами социальных сетей, а не продуктивной практикой солидарных действий людей, получает «чужих богов».

В такой ситуации надо перестать жить выдуманной и навязанной логикой и просто вновь посмотреть вокруг. В этих условиях наивысшей степенью благоразумия становится жизнь, обращенная непосредственно в мир, общество, семью — без «суфлеров» социальных сетей. 

Надо просто вспомнить себя и жить удивительно! Слово «удивительно» в основном воспринимается сужено, как просто нечто хорошее. Словари же объясняют: удивительно — это и чудесно, и чрезвычайно, и поразительно, и особенно.

Related video

Так живите удивительно своей жизнью, если не хотите жить вдогонку жизни чужой.

Теория причинности – Факультет философии – Колледж гуманитарных и социальных наук им. Дитриха

Причинность и индуктивный вывод были связаны в философской литературе со времен Дэвида Юма. Вклад Департамента в основы причинно-следственной связи и причинных открытий за последние два десятилетия изменил предмет и оказывает влияние не только в философии, информатике и статистике, но также в социальных науках, биологии и даже планетологии. Основная идея заключается в том, что, хотя корреляция или статистическая зависимость не могут определить причинно-следственную связь между двумя переменными, они могут, при правдоподобных предположениях, определить некоторые причинно-следственные связи при рассмотрении трех или более переменных. Это позволяет использовать алгоритмы, которые иногда могут восстанавливать особенности причинно-следственной структуры неизвестной системы только по образцам корреляции. Ниже приводится краткий перечень наших работ в этой области с 2008 года.

Доверительные границы для причинного вывода. Спиртес, Глимур и Шайнс показали, что каузальное открытие сходится к истине при правдоподобных условиях (т. е. является точечно непротиворечивым). Это не означает, что можно априори сказать, насколько вероятно, что он близок к истине при заданном размере выборки. Спиртес и бывший студент Дж. Чжан исследовали усиленные версии предположения о достоверности и пересмотренные алгоритмы, при которых достигается однородная согласованность.

Основные предположения. Несколько фундаментальных допущений связывают распределения вероятностей с причинно-следственными отношениями и служат основой теории причинно-следственных связей. Причинное предположение Маркова утверждает, что каждая переменная независима от своих не-следствий, обусловленных ее непосредственными причинами. Предположение о каузальной верности утверждает, что единственные условные независимости, которые имеют место в популяции, — это те, которые вытекают из каузального предположения Маркова. Справедливость этих предположений подверглась тщательному философскому анализу. Спиртес исследовал, в какой степени причинное предположение Маркова инвариантно относительно преобразования переменных. Спиртес и бывший студент Чжан исследовали несколько вариантов предположения о каузальной верности, которые одновременно ослабляют его в некоторых отношениях и усиливают в других. Эта работа дала практические результаты для улучшения алгоритмов причинно-следственного вывода. Спиртес и Чжан также исследовали, какие выводы можно сделать, если допущение каузальной верности заменить гораздо более слабым допущением каузальной минимальности (т. е. распределение населения не соответствует подграфу истинного каузального графа)9.0003

Другие параметрические семейства, полупараметрический и непараметрический вывод. Существует множество алгоритмов причинно-следственного вывода, которые предполагают, что распределение населения было либо гауссовым, либо полиномиальным. Спиртес и бывший студент Тиллман разработали непараметрический тест условной независимости, который можно было использовать для расширения алгоритмов причинно-следственного вывода на основе ограничений на произвольные распределения. Рэмси провел исследование более быстрой непараметрической проверки условной независимости. Спиртес и Тиллман также рассмотрели негауссовские линейные распределения и распределения аддитивного шума и показали, что эти семейства распределений позволяют алгоритмам надежно делать более широкий набор причинно-следственных выводов, чем позволяют гауссовский или полиномиальный случай.

Вывод причинно-следственных теорий с неизмеряемыми переменными. Неизмеренные (скрытые) общие причины являются одним из основных препятствий для надежного вывода о причинно-следственных связях. Spirtes в сотрудничестве с Claassen изучает возможность значительного ускорения существующего алгоритма FCI. Спиртес в сотрудничестве с Г. Купером разрабатывает комбинированные алгоритмы на основе ограничений/байесовские алгоритмы, которые ищут верные причинно-следственные модели даже с неизмеряемыми переменными. Глимур работал со студентом Александром Мюррей-Уоттерсом, который сейчас учится в магистратуре, и Ричардом Шайнсом над разработкой процедур выявления ненаблюдаемых причин, действующих на причинно-следственных связях между наблюдаемыми переменными. Эта работа должна быть применена к эмпирическим данным о клеточных механизмах передачи сигналов.

Бритва Оккама в причинном открытии. Чтобы проиллюстрировать актуальность минимизации опровержения для практических исследований, Келли и бывший доктор философии. студент К. Мэйо-Уилсон показал, что любая конкретная причинная стрела, полученная с помощью поточечно последовательного причинного метода, может быть вынуждена по своей природе изменить ориентацию любое количество раз до сходимости к истинной ориентации. Тем не менее, базовая стратегия обоснования причинно-следственных выводов на результатах статистических тестов оптимально эффективна в отношении ретракции. Келли и Мэйо-Уилсон провели обширные симуляционные исследования с помощью программного обеспечения для поиска причин наших коллег, чтобы проиллюстрировать математические результаты. Им неоднократно удавалось произвести два последовательных переворота ориентации данной причинно-следственной связи в соответствии с лежащей в основе теорией.

Объединение различных наборов данных. Спиртес и Тиллман исследовали вопрос о перекрывающихся наборах переменных. То есть, если у вас есть несколько наборов данных, которые измеряют перекрывающиеся наборы переменных, что (если вообще что-либо) можно узнать о причинно-следственной структуре, лежащей в основе всех измеряемых переменных? Все стандартные ответы в статистике требуют сильных предположений. Спиртес и Тиллман улучшили алгоритмы, разработанные Глимуром, Данксом и Тиллманом.

Причинно-факторный анализ. da Silva, Scheines, Glymour и Spirtes ранее разработали алгоритм BuildPureClusters, который может достоверно и надежно изучить «модель измерения», т. е. набор скрытых переменных, лежащих в основе заданного набора измеряемых переменных, если каждый кластер вызвано не более чем одной скрытой переменной. Шайнс, Спиртес, Рэмси и доктор философии. Студенты Куммерфельд и Янг расширили алгоритм построения чистых кластеров, чтобы он мог надежно находить набор скрытых переменных, которые не лежат в основе заданного набора измеряемых переменных, даже если кластер переменных вызван несколькими скрытыми.

Временной ряд. Данкс в сотрудничестве с Сергеем Плисом (Сеть исследований разума, Университет Нью-Мексико) сосредоточился на изучении данных временных рядов, выборка которых недостаточна по сравнению с истинной причинно-следственной временной шкалой. Например, связь между нейронами происходит относительно быстро (порядка 100 мс), но измерения фМРТ обычно намного медленнее (порядка двух секунд). Дэнкс и Плис впервые показали, что эта недостаточная выборка — измерение системы медленнее, чем лежащие в ее основе процессы — может значительно ухудшить изучение причинно-следственной структуры, включая пропуск причинно-следственных связей, добавление ложных связей и изменение правильного причинно-следственного направления. Затем они доказали набор теорем о том, как причинно-следственные системы (кажутся) меняются при различных типах недостаточной выборки. В настоящее время они используют эти теоремы для разработки алгоритмов изучения причинно-следственной структуры, которые извлекают структуру в причинно-следственной шкале времени (или, по крайней мере, насколько это возможно) из данных временных рядов с недостаточной выборкой.

Эффективный экспериментальный план. Шайнс и бывший аспирант Фредерик Эбхерхардт вместе с Патриком Хойером исследовали проблему причинно-следственного вывода из последовательностей экспериментов. Они рассмотрели изучение линейных циклических причинно-следственных моделей и установили границы наихудшего случая для успешного причинного вывода, которые делают обнаружение причинно-следственных связей в крупномасштабных системах, таких как генетические регулирующие сети, экспериментально возможным. Эберхардт и Хойер расширили эту работу, включив в нее скрытые переменные.

Изменение причинно-следственной структуры. Данкс в сотрудничестве с Эрихом Куммерфельдом (нынешним аспирантом) сосредоточился на ситуациях, в которых причинно-следственная структура потенциально может измениться без предупреждения или сигнала. Например, тормозная магистраль в машине может порваться, так что причинно-следственная связь Педаль —> Тормоза внезапно исчезнет. С другой стороны, изменения могут быть медленнее, например, когда батарея ноутбука постепенно теряет способность удерживать заряд. Куммерфельд и Данкс разработали новый алгоритм (LoSST) для изучения причинно-следственной структуры в подобных ситуациях. Алгоритм LoSST работает аналогично стандартным алгоритмам изучения причинно-следственной структуры, когда причинно-следственная структура на самом деле стабильна. Но если причинно-следственная структура действительно меняется, алгоритм LoSST быстро определяет, что изменение произошло (используя только наблюдаемые данные), и быстро изучает новую причинно-следственную структуру. В ходе этого исследования Kummerfeld & Danks также выявили новую методологическую проблему. Одним из естественных (хотя ранее не обсуждавшихся) методологических достоинств является бдительность: если мир меняется, то метод имеет ненулевую вероятность распознать это изменение в течение известного периода времени. Известное методологическое достоинство — непротиворечивость: если мир не меняется, то метод сходится к нему в бесконечном пределе. Куммерфельд и Данкс показали, что никакая статистическая оценка не может быть последовательной и тщательной; методы обучения могут доказуемо изучить структуру стабильного мира или защитить себя от меняющегося мира, но не то и другое одновременно.

Приложения. Несколько преподавателей (Глимур, Рэмси, Спиртес, Дэнкс) в течение последних нескольких лет участвовали в исследованиях причинно-следственного анализа функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) вместе с сотрудниками Расселом Полдраком из Техасского университета в Остине, Стив Хэнсон из Университета Рутгерса и Сергей Плис из Университета Нью-Мексико. Цель исследования — определить сети причинно-следственных связей в головном мозге по данным фМРТ. С этой целью Glymour, Ramsey и Spirtes расширили, модифицировали или разработали ряд алгоритмов. Для поиска ненаправленных причинно-следственных связей Глимур и Рэмси разработали многосубъектную версию байесовского алгоритма поиска, первоначально разработанного аспирантом факультета философии CMU Крисом Миком, и продемонстрировали его точность для определения механизмов мозга на основе сканирования мозга, создав алгоритм IMaGES. , чтобы обеспечить одновременный поиск по данным для нескольких субъектов. Процедура нашла несколько эмпирических применений и получила одобрение в учебниках. Рэмси, Спиртес и Глимур также модифицировали алгоритм ПК для той же цели. Они также разработали ряд алгоритмов для использования негауссовости для определения причинно-следственной ориентации данных фМРТ с учетом причинно-следственных связей из другого алгоритма. В настоящее время они совершенствуют и расширяют эти алгоритмы и работают над применением методов байесовской сети к дальнейшим теоретическим проблемам, возникающим при анализе данных фМРТ. Результаты Данкса и Плиса предполагают, что существуют ограничения на изучение графиков на основе данных с недостаточной выборкой, теоретическое ограничение, которое необходимо иметь в виду для фМРТ, поскольку скорость измерения образцов (1–3 секунды) очень велика. медленнее, чем скорость, с которой происходят причинные процессы (100 мс). В сотрудничестве с экономистами-бихевиористами Синтией Крайдер и Джоджем Лёвенштейном Шейнс применил методы причинно-следственной связи к моделям благотворительных пожертвований, обнаружив, что предполагаемое влияние пожертвования скрывает сочувствие, испытываемое к нуждающимся. Шейнс и исследователь в области образования Мартина Рау применили методы причинно-следственного обнаружения для регистрации файлов поведения учащихся на репетиторе по дробям, найдя доказательства, подтверждающие идею о том, что обучение учащихся начальных классов концептуальному пониманию дробей до того, как они овладеют арифметикой дробей, более эффективно для обучения, чем наоборот. наоборот

Шайнс, Глимур и Дэнкс организовали важный семинар по научному применению методов обнаружения причинно-следственных связей, которые компания SGS впервые применила в 1990-х годах. Три экономиста, четыре исследователя мозга, биолог, климатолог, четыре исследователя в области генетики и несколько исследователей в области образования представили убедительные примеры того, как настоящий научный прогресс был явно достигнут во многом благодаря использованию технологии причинно-следственного поиска. Мы надеемся, что это сообщество будет расти и будет продолжать подталкивать теоретиков к созданию технологий машинного обучения, которые будут реально полезны практикующим ученым.

Связность доказательств и причинно-следственная связь. В сотрудничестве с Грегом Уилером Шайнс исследовал способы, которыми причинно-следственные связи между гипотезой и свидетельствами, которые могут иметь к ней отношение, опосредуют отношения между «доказательной последовательностью» и «подтверждением» — оба из которых могут быть смоделированы с использованием вероятностных отношений. При допущении, что эти отношения являются разумными моделями этих философских понятий (что не обязательно соответствует нашей точке зрения), оказывается, что для некоторых классов моделей каузальная структура говорит всю историю, а для других каузальная история вместе с границами позволяет сказать довольно много о том, как соотносятся «согласованность» и «подтверждение». Эта работа была недавно опубликована в Mind.

Неправильная спецификация. В сотрудничестве с психометристами из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Шайнс исследовал взаимодействие между неправильной спецификацией модели измерения и предвзятостью при оценке причинно-следственных связей между скрытыми переменными. Удивительно, но использование моделей измерения, ошибочно названных одномерными, часто приводит к очень малому смещению при оценке причинных параметров. При разумных предположениях можно вывести статистику, чтобы указать, когда исследователь может оказаться в такой ситуации. Это исследование также было расширено, чтобы выяснить, можно ли надежно построить многомерные модели измерений с использованием существующих алгоритмов кластеризации — ответ отрицательный, если многомерность даже умеренно сложна.

Переменная конструкция. Шейнс, Данкс и аспирант Стив Фанксали исследовали взаимосвязь между целями научных исследований (прогнозными или причинно-следственными) и типами переменных, которые следует построить или определить из журналов необработанных данных, которые еще не являются даже случайными переменными. Если целью является предсказание, задача проста, но если цель является причинно-следственной, возникает теоретическое противоречие между поиском переменных, которые являются: а) сильными предикторами цели, но не известными причинами, или б) более слабыми предикторами, но более известными. причины.

Тестирование. Спиртес входил в правление Chalearn, организации, занимающейся организацией открытых соревнований по анализу данных с целью сделать выводы о причинно-следственных связях. В прошлом году было успешно проведено несколько таких конкурсов.

Полис. Шайнс работал в нескольких комитетах Национальной академии наук, которые применяют методологию причинно-следственных связей к проблемам, представляющим национальный интерес. В 2005 году Институт медицины систематически изучал влияние маркетинга пищевых продуктов на рацион детей. Шайнс разработал стандарты кодирования для причинно-следственных связей и вместе с членами комитета применил их к более чем сотне опубликованных исследований. В 2007 году Комитету МОМ по оценке процесса принятия решений о предполагаемой инвалидности VA было предложено создать современную основу для рассмотрения научных данных о том, вызвало ли воздействие военного времени болезнь ветеранов. В 2012–2014 годах Национальному исследовательскому совету было предложено пересмотреть процесс IRIS Агентства по охране окружающей среды — систему, которую Агентство по охране окружающей среды использует для выявления опасностей и оценки риска непестицидных химических веществ. В обоих этих комитетах Шейнс возглавил усилия по созданию основы для использования различных оснований доказательств (экспериментальных, наблюдательных, исследований на животных) в пользу и против причинно-следственной связи.

Что такое историческая причина? — Синоним

ОКЕАН МАЛАНДРА
25 ИЮНЯ 2018
КЛАСС

«Все, что становится или изменяется, — сказал Платон, — должно делать это благодаря какой-то причине, ибо ничто не может возникнуть без причины». Историческая причинность — это попытка проследить текущие и исторические события до их первопричин. Например, философ Бертран Рассел проследил причину индустриализации через европейское Возрождение, падение Константинополя, вторжение турок и, наконец, социальный распад в Средней Азии. Историческая причинность пытается найти объяснение изменениям и часто также используется для предсказания событий путем прогнозирования влияния текущих событий на будущие ситуации. Представления об исторической причинно-следственной связи со временем сильно изменились, но этот предмет всегда был в центре нашего понимания нашего мира.

Исследуйте эту статью

  • Древние идеи исторической причинно -следственной связи
  • Историческая причинно -следственная связь в средневековье
  • Историческая причину в эпоху разума
  • Исторические причины в современных временах
9 9000

3 1 Aceploce

Древние представления об исторической причинности часто связывались с метафизическими и мифологическими представлениями о том, как устроен мир. Древние греки, например, верили, что судьба и предначертание вызывают такие события, как приход вождя к власти и исход войн. Несколько греческих философов, в том числе Платон и Аристотель, пытались сформулировать более систематические идеи причинности. Аристотель разработал исследование причин событий, состоящее из четырех частей, которое включало прослеживание их до исходной идеи в чьей-то голове.

2 Историческая причинность в Средние века

В христианской Европе многие мыслители пытались примирить прежние идеи философов о причинности с мировоззрением, согласно которому все вещи в конечном счете происходят от Бога. Для Фомы Аквинского не только все вещи имели внутреннюю причину, созданную Богом, но все вещи были просто исполнением Божьего плана.

3 Историческая причинность в эпоху разума

С открытием законов физики и механических представлений о природе реальности европейские представления об исторической причинности коренным образом изменились. Ньютон явно нападает на причинность как на первичную силу, заявляя, что «любое движение, которое происходит в соответствии с первым законом движения, является беспричинным событием». Другие мыслители пересмотрели исторические события в новом свете, отметив, что изменение определенных переменных могло привести к другим историческим результатам. «Нос Клеопатры» Паскаля — один из самых известных примеров этого: он утверждал, что если бы нос египетской царицы был хоть немного короче, Марк Антоний не нашел бы ее достаточно красивой, чтобы бросить свою римскую жену, и мир бы быть другим местом.

4 Историческая причинность в Новое время

Со времен научной революции идеи об исторической причинности, как правило, следовали логике рассуждений Паскаля о том, что даже самое незначительное событие может драматическим образом сформировать великую схему вещей. Это проявляется в передовых идеях, таких как «теория хаоса», согласно которой даже взмах крыльев бабочки может влиять на обстоятельства на другом конце мира — известный как «эффект бабочки». В современных книгах-бестселлерах, таких как книга Джареда Даймонда «Коллапс: как общества решают потерпеть неудачу или преуспеть», последние открытия археологии и естественных наук используются для того, чтобы проследить историческую причинно-следственную связь того, что, возможно, является самым важным вопросом на земле: выживание человеческих цивилизаций. .

ссылок

  • 1 Edge: Почему история человечества развивалась по-разному на разных континентах в течение последних 13 000 лет? Джаред Даймонд
  • 2 UCSC: Хаос, Клио и научные иллюзии понимания

Об авторе

Оушен Маландра, проживающая в Сан-Франциско, писатель-путешественник, автор и режиссер-документалист. Он ведет крупный веб-сайт о путешествиях в Сан-Франциско, широко публикуется как в онлайн-изданиях, так и в печатных изданиях, а также участвовал в написании нескольких путеводителей по Южной Америке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *