Причинно следственная связь в жизни человека: Причинно-следственные связи в жизни человека и его судьба

Причинно-следственные связи в жизни человека и его судьба

Содержимое статьи отвечает на такие вопросы:

Случайности и закономерности в жизни человека и причинно-следственные связи

Причинно-следственные связи, даже, если мы никогда не задумываемся о них в своей жизни, ведь, от этого не перестают существовать.

Например, существует такая логическая формула: А встретил и полюбил В, если бы А не встретил В, то встретил бы и полюбил С.

Насколько она верна?

Сразу скажу, что она настолько же верна, как и не верна.

Потому что, с одной стороны, констатирует простой и очевидный факт причинно-следственной связи:

— если нет одного человека на жизненном пути, то встретится другой человек и займёт его место.

Мы все понимаем вот эту случайность в таком важном и часто судьбоносном явлении, как встреча любимого человека.

Конечно, за исключением фанатов идеи божьего или любого другого сверх естественного промысла в своей жизни.

То есть, дело случая, кого встретил А: он встретил В. Но, с таким же успехом, мог встретить и С.

Между тем, все более-менее рационально мыслящие философы и просто пытливые люди, пришли к однозначному выводу:

В жизни (в мире) нет ничего случайного — есть только закономерности, которые мы не знаем.

Это идея основана на том простом факте, который может наблюдать любой человек в своей жизни:

Всё вокруг, в большом и в малом, в сложном и в простом, в обществе и в природе, находится не в хаотическом существовании.

А подчинено законам и закономерностям. Как проявлениям законов для нас, когда мы их не до конца понимаем. А видим только, что: Да, так бывает, с очевидной повторяемостью.

Причинно-следственные связи и их понимание человеком

А повторяемость, кстати, это и есть первый и явный, видимый признак того или иного закона.

Закона, — как НЕОБХОДИМОСТИ, чтобы это событие в жизни кого-либо или чего-либо произошло, с неотвратимой неизбежностью.

В этом, кстати, коренное отличие естественных, объективных законов, от законов придуманных людьми.

Люди, как сами придумали свои законы, так и научились их не только обходить, но и элементарно не исполнять:

— Закон что дышло, — куда повернул, так и вышло.

Это и естественно: Это петух кукарекает всегда в одно время. А люди переставляют время, как им нравится.

Значит, глупо воображать, что мы, в отличии от всего остального в мире, живём сами по себе.

То есть, не подчиняясь никаким закономерностям — живём от случая к случаю.

Глупо в абсолюте, ибо, так мыслить, — это расписываться в том, что ничего я в этой жизни не знаю.

И, даже, свою жизнь считаю случайной, как скопище случайностей, награмождённых одна на другую.

Некоторые умудряются не только думать, но и жить так. А это означает уровень жизни рефлексирующего животного.

От которых, животных, они отличаются только умением и привычкой говорить. Которые превратились в умение подавать звуковые сигналы сопровождающие их рефлексию.

Типа, извините, как мычит корова или поёт птичка.

Ибо, умение осознавать (понимать) закономерности окружающего мира, и выдвинуло человека из животного мира и создало цивилизацию.

И не умение это делать, с лёгкостью превращает человека опять в животное.

Извините, человек, как и обезьяна, может есть бананы. Но только человеческая самка может придумать затолкать банан во влагалище или в рот, воображая, что это мужской член.

Ибо, в отличие от обезьяны, она в состоянии усмотреть закономерность (даже, не осознавая сам процесс этого усмотрения).

Что, например, часто форма предмета (вещи), важнее его содержания. И его можно использовать не по прямому (сущностному для него) предназначению.

Причинно-следственные связи и судьба человека

Конечно, можно считать точкой отсчёта жизни человека его рождение, только весьма условно и относительно.

Жизнь каждого из нас, началась, даже, не с знакомства наших родителей.

А уж, тем более, не с их желания заняться сексом, в результате которого произошло появления человеческого эмбриона, которому суждено стать нами.

Если, даже, вскользь смотреть на историю появления каждого из нас, двигаясь назад по цепочке причинно-следственных связей.

То мы придём к единой точке отсчета: где-то там — в глубине мироздания, когда появилось всё сущее.

А так, как, мы, даже в обыденной жизни, знаем такой закон, что ничто не появляется из ничего.

То, значит, смело можем предполагать, что всё сущее, что мы знаем и предполагаем, не появилось, а превратилось из чего-то.

А может, и вернее всего, бесконечно превращается в себя из самого себя, закономерно создавая всё новые формы своего существования.

В том числе, и разумные, типа нас.

Причинно-следственные связи человека, к чему они приведут его жизнь

Попутно, вот, кстати.

Ответить на волнующий всех нас и каждого в отдельности, вопрос:

— А исчезнем ли мы, все и каждый в отдельности, превратившись в кучку галактической пыли или в безжизненную глыбу?

Мы на этот вопрос, без фантазий и мечтаний, не можем.

Потому что мы знаем лишь некоторые закономерности сущего, которые не могут нам ни дать надежду, ни её забрать.

Мы знаем, например, что природа в результате своего беспрерывного развития САМОСОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ.

И смело можем предполагать, что мы есть некоторый результат этого самосовершенствования.

Мы знаем и такую закономерность, что природа имеет свойство сохранять всё лучше, что у неё получилось в результате её развития.

Например, известно, что некоторые формы живого сохраняются почти в неизменном виде миллионы лет.

НО, мы, так же знаем, что природа совершенно безжалостно уничтожает живое, в том числе и людей. И сама, и их же руками.

Мы знаем, что носителем нашего сознания и нашего «Я» является наш мозг, как вполне определённая форма сущего.

Но, мы не знаем, а может ли оно трансформироваться в некую иную разумную форму. И, что для нас главное, обладающую нашим «Я».

Конечно, в утешение себе, можно придумать всё что угодно, — типа, загробного мира, материализации мысли, и прочее.

НО, сколько себе ни воображай, что соль может быть сладкой, она останется солью.

Причинно-следственные связи, как начало осознанной жизни человека

Так, вот, всё же, если смотреть правде в глаза, то жизнь каждого из нас, начавшись где-то там, — далеко.

Для нас, для каждого, начинается с того момента, когда мы её начинаем осознавать, — с появлением самосознания в возрасте 2-3 лет.

Когда мы начинаем говорить «Я», ограничив себя от прочего мира.

И начав усматривать в нём первые в своей жизни причинно-следственные связи. А не только рефлексируя на окружающее (пить, есть, какать, и прочее).

И, вот тут, обратите внимание, — это важно, на кусочек нашей жизни начинает наматываться клубок из нити причинно-следственных связей нашей жизни.

Кои, по большому счёту, и следует назвать нашей жизнью.

Причинно-следственные связи в жизни человека. Понятия и определения

Что происходит? Какова суть причинно-следственных связей?

КАЖДОЕ, пускай кажущееся нам незначительным, не замечаемым, даже, в своей обыденности, СОБЫТИЕ в нашей жизни, является ПРИЧИНОЙ последующего СОБЫТИЯ.

Оно, в свою очередь, является причиной следующего события.

И так далее, пока не наступит финальное событие нашей жизни (не достоверно, но пока по другому мы не понимаем) — смерть.

То есть, представьте себе бабушку с веретеном, которая делает нить из пряжи, вплетая всё новые и новые кусочки в неё.

Так и наша жизнь: это нить, которая имеет начало, имеет прошлое.

Но делается, актуализируется сейчас — нарастая с каждым новым событием в нашей жизни. Которое появляется НЕ из ниоткуда, а является следствием предыдущего события (состояния нас).

То есть, на нашем примере, А встретил В не случайно, а закономерно, идя к ней по цепочке событий своей жизни. Начиная, как минимум, с самого своего рождения.

И, если А не встретил и не полюбил В, а встретил сразу С, как бы промахнувшись мимо В, то это НЕ случайно, а закономерно.

Ибо, все предшествующие события в жизни А, вели его, нанизывая одно событие на другое, именно к В.

Пример причинно-следственных связей в жизни человека

То есть, извините, если бы этот человек, ещё будучи в младенческом возрасте, не сел на горшок в энное время.

То, есть все основания полагать, что будучи уже в детородном возрасте, он промахнулся бы по времени.

Которое, начавшись с горшка, так увело его жизнь в сторону, — в другие причинно-следственные связи. Что он, не только с В, но и с С мог не встретиться и не полюбить.

Скажете, что такого не может быть, чтобы каждый чих и пук человека детерминировал и определял его жизнь впереди?

Чтобы причинно-следственные связи выстраивались в такую стройную цепочку.

А вот и может, и, более того, так и есть.

Почему?

Это только для нас, в силу скудности наших знаний и ограниченности сознания, события в нашей жизни делятся на значимые и не значимые.

На самом деле, в нашей жизни, как таковой, — вне зависимости от нашего осознания её, деления на значимые и не значимые события не существует. Они все значимые.

Ибо, если не произойдёт маленького события, как причины, то не произойдёт и большого события, как следствия: прервётся причинно-следственная связь.

Почему вы не сомневаетесь, что, например, чих водителя за рулем несущейся машины, может послужить причиной его гибели.

А такой же чих не может стать причиной не менее грандиозного, но уже другого события в его жизни.

Например, встречи будущей жены или, наоборот, их не встречи?

Почему причинно-следственные связи так влияют на жизнь человека

Возможно, так бы и было: незначительные события в нашей жизни не так бы влияли на неё, жизнь, если бы:

1. Причинно-следственные связи так не влияли на жизнь, если бы мы все жили в едином временном потоке.

То есть, события в жизни каждого происходили синхронно относительно событий в жизни других.

Но, ведь, этого, очевидно, нет: пока Петя сидит на горшке, Таня, его возможная будущая жена, тоже захотела на горшок.

Вот, вам, и всё:

— в будущем, вот этот малюсенький сдвиг по времени, может привести к тому, что Петя пройдёт в точке Х их встречи на 5 секунд раньше. Так и не увидев и не полюбив свою будущую жену Таню.

И, кстати, каждый человек живёт в своём временном потоке. У каждого своё время, которое и определяется длительностью происходящих в жизни этого, конкретного человека, событий.

2. Причинно-следственные связи так не влияли бы на жизнь, если бы события происходили сами по себе. Например, под воздействием внешних факторов.

В самом деле:

— Мы имеем событие в нашей жизни, как событие НЕ ТОЛЬКО в нашей жизни. НО, оно, одновременно, является событием для всего, без преувеличения, мира.

Пусть, для нас оно колоссальное, а для него рядовое, А МОЖЕТ быть, и наоборот.

Ну, на примере того же «чиха»: вы можете чихнуть, сойдя с трапа самолёта (это ваше мизерное событие имеющее причину — подхватил вирус).

Но это может послужить причиной пандемии для целого континента или страны.

И не надо особо напрягаться, чтобы проследить причинно-следственные связи в даль, в ширь и в глубь, начиная от этого чиха.

Причинно-следственные связи и системность

А причина этого явления — взаимосвязи одних причинно-следственных связей с другими, проста — наш мир системный.

И в этой системности, он ЕДИН: былинка такой же элемент этой системы, как целая галактика.

Поэтому, существование и события в жизни былинки не могут не отразиться на жизни всей системы мироздания.

Как?

А через причинно-следственные связи, которыми пронизано всё сущее: одно событие служит причиной другого, оно — причина следующего…

3. Причинно-следственные связи так бы не влияли на жизнь. Но, есть только один способ не стать причиной последующего события — это не стать событием.

Ведь, событие, по своей сути, — это качественное и количественное изменение вещи или явления.

Смотрите об этом: Философия в жизни и в отношениях: Всему есть мера и предел

Но, человеку, как сверх активной вещи, вне событийная жизнь вообще не грозит.

Причинно-следственные связи и свобода выбора в жизни человека

Так, что получается: Мы полностью детерминированы в этой жизни? И, извините, уже и пукнуть не можем без того, чтобы это не отразилось на нашей последующей жизни?

Ну, в принципе, так оно и есть.

НО, не знаю уж, к счастью или к несчастью, человек наделён разумом.

Который, собственно, и дан ему затем, чтобы он мог осуществлять потуги в определении причинно-следственных связей в своей жизни.

И ВЫБИРАТЬ делать или не делать, то или иное событие, в своей жизни.

Ведь, у человека, мало того, как у всякого живого существа, ВСЕГДА есть альтернатива что-то делать или не делать этого.

НО, он, благодаря разуму, может выбирать в этой альтернативе, ОСОЗНАННО.

Исходя из того, что ему представляется наиболее приемлемым на настоящий момент для него.

То есть, человек может, буквально, сам управлять своей судьбой (и делает это), решая, делать это событие в своей жизни или нет.

Даже, не понимая, что выбранное им событие станет причиной последующих ИМЕННО ТАКИХ событий в его жизни.

Это, обычно, мы и называем свободой выбора в своей жизни.

Это и есть способ управлять своей жизнью, выбирая из возможных причинно-следственных связей те, которые представляются наилучшими.

И нести ответственность за свою жизнь не только перед самим собой. Но и перед всеми, для кого, мы, вольно или невольно, стали событием в их жизни.

Конспект: Причинно-следственные связи в жизни человека, их влияние на судьбу

Жизнь человека, как и всё в этом мире, подчинена объективным — не зависящим от человека, законам.

Один из этих законов:

Всё в мире находится в единой системе, — где одно событие в этой системе является причиной других событий.

И не только того, чьё это событие, но и других вещей и явлений, которые находятся в прямых или опосредованных связях с ним.

Человек, как наделённый разумом, способен видеть и понимать эти причинно-следственные связи.

Поэтому, он может выбирать то событие в своей жизни, которое есть, или только кажется ему, лучшим.

Таким образом, жизнь человека делает ЧТО-ТО, в виде явлений и вещей, которые окружают его.

И с которыми он находится в связях и отношениях, и которые, периодически, поэтому, «подкидывают» ему события в жизни.

И КТО-ТО, в виде самого человека, выбирающего для себя то событие в жизни, которое он желает на настоящий момент.

Хорошо, дамы и господа, надеюсь, что я вас не настолько утомил причинно-следственными связями, что вы не сможете оставить пару строк в комментариях.

Ещё статьи по этой теме

Правда жизни и иллюзии, в чем она, и дана ли человеку

Мироздание, представления о пространстве и времени

Диалектика – способ понимать свою жизнь и окружающее

Есть ли судьба — фатальность человека и его жизни

Смысл бытия человека – есть ли смысл жизни?

Какова роль наследственности и воспитания в жизни человека?

Самодостаточность сознания. Свобода выбора своей жизни

Цели в жизни и смысл жизни есть у всех, но разные

Жизнь человека, как частный случай и элемент мира

Ценность человеческой жизни – главный смысл человека

от чего зависит ход нашей жизни – подробности, психолог :: Автор Юлия Ивлиева :: Дни.ру

У каждого события в жизни есть причины и последствия – как отрицательные, и так положительные. Не всегда логические цепочки очевидны при поверхностном взгляде на вещи, но все явления в мире тесно переплетены. О том, как понять законы, по которым развивается ваша судьба, и при необходимости скорректировать направление, рассказывает Юлия Ивлиев..

Настоящее и будущее — совокупность выборов, сделанных в прошлом

Очевидные примеры: выпив два литра чая после обеда, человек хочет в туалет, а проведя бессонную ночь, клюет носом и не может сосредоточиться на следующий день. Тот же принцип работает и для более масштабных явлений.

Однако зачастую люди не улавливают причинно-следственных связей в собственной жизни и окружающем мире. Притом все индивиды, все события — вчера, сегодня, завтра — находятся в прямой или косвенной зависимости друг от друга.

Настоящее — не набор случайностей, а результат решений, принятых в прошлом. Вес имеют как совершенные действия, так и не предпринятые ходы.

Умение видеть предпосылки событий меняет жизнь

Если научиться отслеживать и просчитывать причины и следствия, обнаруживается гораздо меньше сюрпризов на пути, а управлять собственной жизнью становится на порядок проще.

Почему кто-то получает желанную работу, а кто-то нет? Благодаря чему один сохраняет счастливые отношения, а у кого-то не получается построить гармоничный союз? По каким причинам одни становятся жертвами обмана чаще, чем другие? Как получается, что кто-то зарабатывает деньги, а прочие на том же деле постоянно их теряют?

Ответы на миллион вопросов кроются в предпосылках, которые можно определить, и при необходимости скорректировать их последствия, а главное — не повторять одних и тех же ошибок.

Примеры причинно-следственных связей

1. Энергетический долг.

Говоря о причинно-следственных связях в жизни людей, удобно оперировать понятиями «выбор» и «цена выбора». Рассмотрим вариант распавшейся семьи: разведенные мужчина и женщина, общие дети.

По закону отец обязан выплачивать 25 % своего дохода в качестве алиментов, однако он принимает решение этого не делать, или мать отказывается от его поддержки по морально обоснованным причинам. Что произойдет дальше?

Жизнь стремится к сохранению баланса, поэтому средства, которые не достались детям, не останутся у мужчины. Он начнет терять деньги на штрафах, нечестности партнеров, столкновениях с аферистами. Его будут преследовать непредвиденные расходы, или просто уровень заработка планомерно сократится.

Между тем женщина, оставшаяся без поддержки, будет получать ту же сумму из неожиданных источников: премий, подарков на праздники, выигрышей в лотереи, увеличения объема заказов и т. д., и т. п.

При условии выплаты алиментов схема построится иначе, однако и здесь есть пространство для выбора. Если какую-то часть выделенных на ребенка денег женщина потратит на себя, то возникнет энергетический долг. Тогда уже у нее появятся расходы, которые вычтут из бюджета положенную сумму.

2. Концентрация на чужой жизни.

Наглядная иллюстрация: девушка предполагает, что для того, чтобы жизнь наладилась, ей нужно заработать конкретную сумму. Но если в планах покупка квартиры/машины/техники родителям, оплата образования младшего брата, погашение кредита мужа, то есть, не собственное благополучие, а помощь другим, то, увы, велика вероятность того, что девушка не получит желаемых денег, и ее личный бюджет останется минимальным.

Причина в том, что с точки зрения вселенной каждый человек может отвечать только за себя и посылать запрос только на ресурсы, предназначенные ему. Если индивид нарушает этот закон, то мир начинает его воспитывать, отнимая сначала деньги, потом отношения, и, наконец, здоровье.

Единственный способ избежать катастроф — вернуться к собственной жизни, на место, где должен быть.

Личным желаниям вселенная идет навстречу гораздо охотней, ведь спасательство — это мания величия, транслирующая ложный посыл о том, что окружающие слабы и беспомощны.

Опыт, уроки и выводы — это путь, который каждый должен проходить самостоятельно, не оглядываясь на остальных и не вмешиваясь в чужую жизнь.

3. Принцип компенсации.

Мир справедлив, даже если это не всегда видно невооруженным взглядом. Например, врожденные проблемы со здоровьем часто обусловлены историей семьи и реинкарнационным опытом индивида. Таким образом, если в нескольких поколениях совершались предательства, убийства и тому подобное, на долю потомков могут выпасть действительно тяжелые испытания.

Однако любая проблема обязательно чем-то уравновешивается. Главное — проработать причинно-следственные связи, разобраться, где был нарушен закон течения жизни и по возможности не повторять ошибок.

Вес имеют не только поступки, но и намерения, мысли. Все, что получает человек, нацелено на сохранение баланса в мире. Направить судьбу в позитивное русло получиться, если рассматривать всякую ситуацию в объеме, проработав все глубокие предпосылки.

Принцип причинности

Диалектический материализм (А. Спиркин)
Предыдущий Глава 2. Система категорий в философской мысли Далее

Понятие причинности, детерминированность. Вся определенность в наших отношениях с миром основывается на признание причинно-следственной связи. Причинность – это генетическая связь явлений, посредством которой одна вещь (причина) при определенных условиях порождает, вызывает что-то еще (Эффект). Суть причинности заключается в порождении и детерминация одного явления другим. В этом отношении причинность отличается от различных других видов связи, так как например, простая временная последовательность явлений, закономерности сопутствующих процессов. Например, укол вызывает боль. Поражение головного мозга вызывает психические болезнь. Причинность – это активное отношение, отношение что приносит в жизнь что-то новое, что превращает возможность в действительность. Причина есть активная и первичная вещь в отношение к эффекту. Но «после этого» не всегда значит «из-за этого». Это была бы пародия на правосудие. если бы мы сказали, что там, где есть наказание, должно быть были преступлением.

Причинность универсальна. Нигде в мире не может быть явления, не порождающие определенных последствий и не были вызваны другими явлениями. Наш мир причины и следствия или, образно говоря, прародителей и их потомство. Всякий раз, когда мы пытаемся проследить шаги причины и следствие и найти первопричину, оно исчезает в бесконечные расстояния универсального взаимодействия. Но концепция причины не ограничиваются взаимодействием. причинность – это всего лишь часть универсального соединения. Универсальность причинности часто отрицается на основании ограниченной природы человеческого опыта, что мешает нам судить о характере связи, выходящие за рамки того, что известно науке и практике. И однако мы знаем, что ни один ученый не ограничивает свои рассуждения тем, что он может сразу воспринять. Вся история человечества, т. любой научный эксперимент не знает исключений из принципа детерминизма.

Связь между причиной и следствием происходит в время. Это временное отношение может быть определено в различных способы. Некоторые считают, что причина всегда предшествует следствию. что существует определенный интервал между моментом, когда причина начинает действовать (например, взаимодействие двух систем) и время появления эффекта. На определенное время вызывают и следствия сосуществуют, тогда причина отмирает, а следствие в конечном итоге становится причиной чего-то другого. И так далее бесконечность.

Другие мыслители считают, что эти интервалы частично перекрывать. Также утверждается, что причина и следствие всегда строго одновременно. Третьи утверждают, что это бессмысленно говорить о причине, уже существующей и, следовательно, вступает в силу, пока эффект еще не вошел в сферу существования. Как может быть «недействующая причина»?

Понятия «причина» и «следствие» используются как для определения одновременных событий, событий, которые являются смежными во времени, и события, следствие которых рождается вместе с причиной. В Кроме того, причина и следствие иногда квалифицируются как явления, разделенные временным интервалом и связанные посредством несколько промежуточных звеньев. Например, солнечная вспышка вызывает магнитные бури на Земле и последующее временное прерывание радиосвязи. Промежуточное соединение между причиной и следствием можно выразить формулой: если A является причиной В, а В является причиной С, то А также может быть рассматривается как причина C. Хотя это может измениться, причина явление сохраняется в своем результате. Эффект может иметь несколько причин, некоторые из которых необходимы, а другие случайный.

Важным признаком причинности является непрерывность причинно-следственная связь. Цепь причинно-следственных связей имеет ни начала, ни конца. Он никогда не ломается, он расширяется вечно с одной ссылки на другую. И никто не может сказать, где эта цепочка началась или где она заканчивается. Он бесконечен, как сама вселенная. Не может быть ни какого-либо первого (то есть скажем, беспричинная) причина, ни какая-либо конечная (т. е. несущественная) эффект. Если бы мы допустили существование первопричины, мы должен нарушить закон сохранения материи и движение. И любая попытка найти «абсолютно первое» или «абсолютно конечной» причиной является бесполезное занятие, которое психологически предполагает веру в чудеса.

Внутренний механизм причинности связан с перенос материи, движения и информации.

Эффект распространяет свои «щупальца» не только вперед (как новая причина, порождающая новое следствие), но и наоборот, к причину, вызвавшую его, тем самым видоизменив, исчерпав или усиливая свою силу.

Это взаимодействие причин и следствий известен как принцип обратной связи. Он действует везде, особенно во всех самоорганизующихся системах, где восприятие, хранение, обработка и использование информации происходят, как для например, в организме, в кибернетическом устройстве и в общество. Стабильность, контроль и прогресс системы немыслимо без обратной связи.

Любой эффект вызывается взаимодействием как минимум двух явления. Поэтому взаимодействие явление является истинной причиной явление эффекта . Другими словами, Явление эффекта определяется характером и состоянием оба взаимодействующих элемента. Слово, передающее трагически плохое новости могут вызвать состояние стресса у чувствительного человека, в то время как он отскочит от нечувствительного или флегматичного человек, как «вода с гуся», оставляя только легкий эмоциональный след. Причиной стресса в данном случае была не само слово, а его информационное воздействие на ранимая личность.

Причинно-следственную связь можно представить как одностороннюю, т. однонаправленное действие только в самых простых и ограниченных случаи. Идея причинности как влияния одной вещи на другой применяется в областях знаний, где это возможно и необходимо игнорировать обратную связь и фактически измерять количественный эффект, достигаемый причиной. Такая ситуация характерна в основном механическая причинность. Например, причина падения камня на землю взаимна гравитация, подчиняющаяся закону всемирного тяготения, и фактическое падение камня на землю происходит в результате гравитационное взаимодействие. Однако, поскольку масса камень бесконечно мал по сравнению с массой земли, можно игнорировать влияние камня на землю. Так что в конечном счете мы приходим к понятию одностороннего эффекта только с одним телом (земля) действует как активный элемент, а другой (камень) пассивен. Однако в большинстве случаев такой подход не работает, потому что вещи не инертны, а заряжен внутренней деятельностью. Поэтому, испытывая следствию, они, в свою очередь, воздействуют на свою причину, и в результате действие не одностороннее, а взаимодействие.

В сложных случаях нельзя игнорировать обратную связь автомобиля действия на другие взаимодействующие тела. Например, в химическое взаимодействие двух веществ невозможно разделить активную и пассивную стороны. Это тем более верно превращения элементарных частиц. Таким образом образование молекул воды нельзя рассматривать как результат одностороннего действия кислорода на водород или наоборот наоборот Он возникает в результате взаимодействия двух атомов водорода и один из кислорода. Психические процессы также являются результатом взаимодействия окружающей среды и коры.

Подводя итог, все процессы в мире вызваны не одностороннее или одностороннее действие, но основаны на отношениях не менее двух взаимодействующих объектов.

Как разные пути могут вести в одно и то же место, так и разные причины приводят к одному и тому же следствию. И один и одна и та же причина может иметь разные последствия. Причиной не всегда действует одинаково, потому что его результат зависит не только от его сущности, но и от характера явления, на которое он влияет. Таким образом, тепло солнца сушит холст, вызывает сложнейшие процессы биосинтез в растениях и т. д. Интенсивная жара плавит воск, но закаляет сталь. При этом эффект в виде тепла может быть результатом различных причин: солнечных лучей, трения, механический удар, химическая реакция, электричество, распад атома и так далее. Он был бы плохим врачом кто не знал, что одни и те же болезни могут быть следствием разные причины. Головная боль, например, имеет более одного сто.

Правило только одной причины для одного следствия справедливо только в элементарные случаи с причинами и следствиями, которые не могут быть дополнительно проанализировано. В реальной жизни нет явлений, которые имеют только одну причину и не подвержены влиянию вторичных причины. В противном случае мы должны были бы жить в мире чистого необходимость, управляемая судьбой.

Понять причину, порождающую изменение состояния объекта мы должны, строго говоря, анализировать взаимодействие объекта со всеми другими объектами, окружающими это. Но опыт показывает, что не все эти взаимодействия одинаково значимы в изменении состояния объекта. Некоторый являются решающими, а другие незначительными. Итак, на практике мы можем выделить конечное число решающих взаимодействия и отличать их от тех, которые вторичный.

В науках, особенно в естественных науках, отличает общие причины от частных, главные от второстепенных вторичное, внутреннее от внешнего, материальное от духовное, а непосредственное от опосредованного, с разное количество промежуточных стадий. Общая причина совокупность всех событий, приведших к определенному эффект. Это своего рода узел событий с некоторыми очень запутанными нити, которые тянутся далеко назад или вперед в пространстве и время. Установление общей причины возможно только в очень простые события с относительно небольшим количеством элементы. Исследование обычно направлено на выявление конкретных причины события.

Конкретная причина – это совокупность обстоятельств, которые взаимодействие порождает определенный эффект. Более того, конкретные причины вызывают следствие в присутствии многих других обстоятельства, которые существовали в данной ситуации даже до наступления эффекта. Эти обстоятельства составляют Условия действия причины. Конкретная причина состоит из тех элементов общей причины, которые наиболее значимым в данной ситуации. Другие его элементы являются только условиями. Иногда событие вызвано несколькими обстоятельств, каждое из которых необходимо, но недостаточно для вызывают рассматриваемое явление.

Иногда мы можем отчетливо уловить явление, которое дает воздействовать на тот или иной эффект. Но чаще всего не практически бесконечное число взаимосвязанных причин порождает последствия, которые нас беспокоят. В таких случаях имеем выделить основную причину — ту, которая играет решающую роль во всем стечении обстоятельств.

Объективные причины действуют независимо от воли людей и сознание. Субъективные причины коренятся в психологическом факторов, в сознании, в действиях человека или социальной группа, в их определении, организации, опыте, знании выступ и так далее.

Непосредственные причины следует отличать от опосредованных причин, т. то есть те, которые вызывают и определяют эффект через ряд промежуточных стадий. Например, человек получает сильную психологическую травму, но урон не принимает эффект сразу. Может пройти несколько лет, и тогда в определенных обстоятельства, среди которых состояние лица в момент имеет определенное значение, эффект начинает давать себя чувствуется в симптомах болезни. Анализируя причинно-следственную связь, мы иногда говорят о «малой» причине, порождающей большую последствия. Это так называемая «второстепенная причина большого следствия». является причиной не всей длинной и разветвленной цепи явление, производящее конечный результат, а только причина первого звена в цепи. Иногда «незначительное причина» — это просто фактор, который начинает действовать совершенно по-другому. причинные факторы. Это «пусковые» факторы, факторы относящихся к начальной стадии лавинных процессов и потеря всей системой лабильного равновесия.

Любое явление зависит от определенного разнообразия условий чтобы воплотить его в жизнь. Пока это только один из обстоятельства, способствующие определенному следствию, причиной является самым активным и действенным элементом в этом процессе, является взаимодействие, преобразующее необходимые и достаточные условия в результат. Иногда мы относимся к отсутствию чего-либо как причиной. Например, некоторые болезни объясняются отсутствием резистентность в организме или недостаток витаминов. Однако, отсутствие следует рассматривать не как причину, а лишь как состояние для болезни. Чтобы причина действительно вступила в силу должны быть определенные условия, т. е. явления существенным для наступления данного события, но не в сами его вызывают. Условия сами по себе не могут дать восходит к следствию, но и причина бессильна без их. Никакая причина не может вызвать болезнь, если организм не подвержен этому. Мы знаем, что когда организм человека заражен определенными микробами, он может заболеть или нет. Способ проявления причины и природа последствия зависят от характера условия. Иногда существует только одно прямое и непосредственное причина смерти или ранения — пуля. Но чаще всего причины и условия причудливо сочетаются, некоторые из них являются лишь второстепенными обстоятельствами.

При обсуждении отношения причины и условия один следует помнить, что термин «состояние» используется в двух чувства, узкие и широкие. Помимо того, что мы подразумеваем под состояние в узком смысле, состояние в широком смысле включают в себя такие факторы, как «фон» и «среда» и различные факторы причинного характера. Но нет строгой и последовательной разделительной линии между два основных смысла термина, так же как нет разделения грань между условием и причиной. Этот факт часто приводит к неправильное использование двух терминов и неправильное определение различные кондиционирующие факторы. Предотвращение неправильного использования усугубляется дублированием принятых значения двух терминов «причина» и «условие» а также термин «фундамент».

В науке постепенно вырабатываются специальные представления, касающиеся категории «фундамент», «состояние» и «причина», которая при использовании вместе с этими категориями позволяют более точно определять генетические связи.

В различных областях знания проблема соотношения между причиной и условием решается по-разному, зависит главным образом от сложности отношений, которые изучаются, их однородность или, наоборот, отчетливость и сравнительная значимость отдельных факторы. Но степень абстракции, обычно используемая в данная наука также влияет на решение этого вопроса. Так значение категорий причины и условия в система понятий различных наук также может различаться значительно. Едва ли можно применить отношение причины и состояние, которое выявляется при изучении, например, физических явлений в физиологические процессы или наоборот.

Каждое явление связано с другими явлениями связями более чем одного значения. Это результат как определенных условия и некоторые основные факторы, которые выступают в качестве его причина. Поэтому причинно-следственная связь должна быть искусственно изолированы от остальных условий, чтобы мы можно увидеть эту связь в «чистом виде». Но это достигается только абстракцией. На самом деле мы не можем изолировать эту связь из всей совокупности условий. Есть всегда представляет собой тесно переплетенную массу чрезвычайно разнообразных второстепенные условия, которые оставляют свой след на форме в возникает общая связь. Это означает, что там никогда не может быть двух совершенно одинаковых явлений, даже если они порождены одними и теми же причинами. Они всегда развивались в эмпирически разные условия. Так что абсолютного быть не может. личность в мире.

Одна и та же причина, действующая в одинаковых условиях, дает привести к аналогичным эффектам. Когда мы меняем условия, мы можем также изменить способ действия причины и характер Эффект. Но этот принцип становится гораздо более сложным, когда применяется к таким уникальным событиям, как события геологии и социальная наука. Подчеркивая тесную связь между причина и условие, мы никогда не должны путать их. линия раздела между ними подвижна, но значительна.

Создавая новые условия, мы можем даже исключить прежнее возможных причин определенного события, то есть мы можем «наложить вето» на проявление одной причины и разрешить свободную игру другому. Этим объясняется тот факт, что далеко не каждый причина неизменно производит ожидаемый эффект.

Следует различать причину и повод, т. то есть внешний толчок или обстоятельство, которое вызывает движение цепочки основных взаимосвязей. Например, насморк может быть поводом для возникновения различных болезни. Никогда не следует преувеличивать значение случаи, они не являются причиной событий. И не следует недооценивать их, потому что они являются своего рода триггером механизм.

Один из способов обнаружения причинно-следственных связей состоит в изучении функциональные связи. Причины болезни могут быть выявлены путем выявления определенных нарушений в функционировании организм. Функциональная связь есть зависимость явлений в котором изменение одного явления сопровождается изменением в другой. Тогда как, например, социолог может быть интересует рост населения за определенный период времени и физик может исследовать изменения давления газа в отношение к изменениям температуры, математик видит здесь только функциональная зависимость X от Y.

Функциональный подход особенно полезен, когда мы изучение процессов, внутренний причинный механизм которых неизвестен нам. Но когда мы хотим объяснить явление, мы должны спросить что вызвало это.

Понятие причины тождественно не общему понятию закономерности, а к понятию причинной закономерности, которое выражает тот факт, что закономерная последовательность явлений и условия всегда принимает форму реализации причинной соединения.

В науке детерминистский подход пытается объяснить процесс как детерминированный определенными причинами и, следовательно, предсказуемый. Таким образом, детерминизм — не просто синоним причинность. Она предполагает признание объективной необходимости, что, в свою очередь, предполагает объективную случайность. Следовательно, есть тесная связь между категорией детерминизма и что вероятность. Связь между детерминизмом и Вероятность — одна из важнейших философских проблем современная наука. В квантовой механике это связано с отношения неопределенности, а в живой природе с отношением причина и цель. Детерминизм не следует противопоставлять вероятность. Специального «вероятностного причинность». Но существуют вероятность, статистические законы, которые являются одной из форм проявления детерминизма.

Детерминизм исходит из признания разнообразия причинно-следственные связи в зависимости от характера закономерности, действующие в данной сфере. Каждый уровень структурная организация бытия имеет свою специфическую форму взаимодействие вещей, включая его конкретное причинное отношение корабли. Высшие формы причинно-следственных связей никогда не должны сводится к низшим формам. С методологической точки зрения это необходимо учитывать качественные особенности и уровень структурной организации существование.

Диалектический подход несовместим с механистическим. детерминизм, интерпретирующий все многообразие причин только как механическое взаимодействие, игнорируя уникальные свойства закономерности различных форм движения иметь значение. Детерминизм получил свое классическое выражение в Лаплас, сформулировавший ее следующим образом: если бы разум мог существовать что знал в любой момент обо всех силах природы и точки приложения этих сил, были бы ничего из того, что было неопределенно, и будущее, и прошлое предстанет перед его мысленным взором.

Механистический детерминизм отождествляет причину с необходимостью и ДТП полностью исключено. Такой детерминизм приводит к фатализм, к вере в властную судьбу. Развитие науки постепенно вытеснил механистический детерминизм из изучение общественной жизни, органической природы и сферы физика. Он применим только в некоторых технических расчеты с участием машин, мостов и других структуры. Но такого рода детерминизм не может объяснить биологические явления, психическая деятельность или жизнь общества.

Характер причинности обусловлен уровнями структурная организация материи. В природе причинность проявляется иначе, чем в общество. И в человеческом поведении причинность проявляется в виде мотивации. В природе детерминация действует только в одном направление от настоящего, являющегося результатом прошлого, к будущее. Благодаря знаниям людей о мире, человек деятельность определяется не только наличными вещами, но и вещей, предметов, событий, отсутствующих не только по что окружает человека, но и то, что может быть далеко от его во времени и пространстве, а не только настоящим и прошлым, но и будущим, которое рассматривается как цель и становится мотивация мужской активности. Таким образом, определение может иметь двустороннее направление. Знания вводят будущее в определяющий принцип настоящего.

Активные отношения животного с окружающей средой связана с новым типом детерминации: обусловленностью своего поведения задачей, с которой он сталкивается. Для Например, птицы строят свои гнезда, чтобы вывести своих детенышей. и защитить их.

Принцип детерминизма предполагает признание объективность, всеобщность причинно-следственных связей и имеет всегда играл чрезвычайно важную методологическую и эвристическую роль в научном познании. Основное предположение для любого научное исследование всегда заключалось в том, что все события природный и интеллектуальный мир подчиняются прочной регулярной связи, известный как закон причинности. Любая область знаний будет перестанут быть научными, если откажутся от принципа причинность.

Причинность и цель. При наблюдении за удивительная приспособленность и «рациональная» организация растения и животные, или «гармония» небесного сферы, люди еще в древности задавались вопросом, где эта гармоничная организация всего сущего пришла от. Мыслители исходили из различных принципов в пытаясь объяснить это явление. Телеологи предполагают что во всем есть основная цель, что в нижняя природа имеет некоторые внутренние ожидания и намерения и наполнен скрытым смыслом.

Идея телеологии возникает, когда спонтанно действующая причина начинает рассматриваться как сознательно действующая причина, и даже тот, который действует в заданном направлении, т. скажем, целеустремленное дело. Это означает, что окончательный причина или цель есть будущее, которое определяет процесс происходящее в настоящем. Учение о том, что Вселенная как целое идет по определенному плану, не может быть доказано опытным путем. Существование конечной цели предполагает что кто-то должен был поставить его. Таким образом, телеология приводит к теология. Вместо того, чтобы дать причинно-следственное объяснение того, почему это или это явление произошло в природе, телеология спрашивает, для чего цель это произошло. И чтобы доказать свою правоту, телеолог обычно относится к целенаправленному строению организмов в природа. Стоит только наблюдать строение крыла бабочка, поведение муравья, крота, рыбки, чтобы осознать, как целенаправленно все устроено. грубой формой телеологии является утверждение, что природа обеспечивает одних живых существ ради других, например, коты даны для того, чтобы есть мышей и Мыши нужны для того, чтобы кормить кошек. Цель всего процесс эволюции животного мира – это человек и все другие животные были созданы, чтобы сделать вещи удобными для человека.

Генрих Гейне рассказывает историю довольного буржуа с «глупо знающее» лицо, которое пыталось учить ему Принципы такой телеологии. Он привлек мое внимание, говорит Гейне, «для цели и полезности всего в природа. Деревья были зелеными, потому что зеленый цвет был хорош для глаз. я согласился с ему и добавил, что Бог создал крупного рогатого скота, потому что чай с говядиной был полезен для здоровье человека, что У него было создал осла, чтобы люди могли сравнивать, и что Он создал мужчина себя так, что человек может есть чай с говядиной и не быть ослом. Мой спутник был рад найти соратник во мне, он сиял от радости и очень сожалел Покинуть меня.»[1]

Гейне придерживался юмористической точки зрения, но научный аргумент против телеологии в природе выступил Дарвин, который не только нанес удар по телеологии в естественных науках, но также дал эмпирическое объяснение его рационального значение. Телеология питается верой в то, что все вращается вокруг нас и имеет нас в виду. Вместо того, чтобы дать причинное объяснение, почему то или иное природное явление произошло, телеология предлагает догадки о цели служит своим внешним видом. Но можно ли спросить природу, как будто она были разумным существом, почему оно создало такой странный мир формы и цвета? Можно ли обвинить его в злом умысле, когда это производит уродство? Природа безразлична, ей все равно создает ли он льва или муху. Относительное совершенство что позволяет его существам ориентироваться в среды, приспособление к условиям и адекватность их реакции на внешние раздражители, которая встречается у всех животных и растений, являются реальными фактами. Структура, для Например, стебель растения может служить моделью для архитектор, который ставит перед собой задачу спроектировать сильнейший возможную структуру с наименьшим количеством материалов и наибольшая экономия в весе. Спиноза, предоставивший великолепная критика телеологии в его день, не отрицал назначение в строении человеческого тела. Он призывал нас не глазеть на него «как дурак», а искать истинные причины чудеса и смотреть на естественные вещи глазами ученый. Это было именно то, что сделал Дарвин, и он раскрыл естественный механизм этой удивительной приспособляемости организма к условия его существования. Его теории естественного отбора показал, что восхитительные цветы существуют не для того, чтобы нравиться нашим эстетические чувства или продемонстрировать утонченность вкус Всевышнего, но для удовлетворения крайне земных потребностей растительных организмов, т. е. нормальный процесс опыление и сохранение вида.

Изменения в мире животных и растений происходят через взаимодействие с условиями их жизни. Если эти изменения приносят пользу организму, то есть помогают ему адаптироваться к среде и выживают, они сохраняются естественным отбора, закрепляются по наследству и передаются из поколения в поколение, тем самым выстраивая целеустремленное строение организмов, приспособленность к окружающей среде которые так сильно поражают наше воображение. Яркие цветы привлекают насекомых, с помощью которых происходит опыление происходит. Красивое оперение самцов птиц сформировалось с помощью полового отбора. Но адаптация никогда абсолютный. Оно всегда имеет относительный характер и превращается в наоборот, когда происходит радикальное изменение условий, т. видно, например, по наличию рудиментарных органы.

Подводя итог, мы имеем выборку без селектора, самодействующий, слепой и безжалостный, работающий не покладая рук и беспрерывно на протяжении бесчисленных веков, выбирая яркие внешние формы и цвета и мельчайшие детали внутреннего структуры, но только при одном условии, что все эти изменения должно принести пользу организму. Причина совершенства органический мир — это естественный отбор! Время и смерть регуляторы его гармонии.


Предыдущий Дом Далее
Принцип универсальной связи и развития Вверх Система и структура

16 Причинность и природа человека в социальных науках | Процессы жизни: очерки философии биологии

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicProcesses of Life: Essays in the Philosophy of BiologyPhilosophy of BiologyPhilosophy of ScienceBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicProcesses of Life: Essays in the Philosophy of BiologyPhilosophy of BiologyPhilosophy of ScienceBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Дюпре, Джон, «16 Причинность и человеческая природа в социальных науках», Processes of Life: Essays in the Philosophy of Biology (

Oxford

, 2012; онлайн-издание, Oxford Academic, 24 мая 2012 г. ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199691982.003.0017, доступ 15 февраль 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicProcesses of Life: Essays in the Philosophy of BiologyPhilosophy of BiologyPhilosophy of ScienceBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicProcesses of Life: Essays in the Philosophy of BiologyPhilosophy of BiologyPhilosophy of ScienceBooksJournals Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

В этой главе рассматривается концепция человеческой природы в свете современной биологии и рассматривается вопрос о том, следует ли эту концепцию импортировать в социальные науки из повестка социальных наук. Защищаемый вывод состоит в том, что человеческая природа может быть правильно понята только с нескольких точек зрения, как социальных, так и биологических. Глава завершается обсуждением статуса свободы воли. Отклоняясь от более раннего обсуждения, которое защищало традиционный либертарианство, глава и приложение защищают то, что автор называет компатибилистским индетерминизмом.

Ключевые слова: человеческая природа, природа/воспитание, свобода воли, компатибилистский индетерминизм

Предмет

Философия наукиФилософия биологии

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотрите свою личную учетную запись и получите доступ к функциям управления учетной записью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *