Задание №17. История ЕГЭ. Причинно-следственные связи. Авторские задания.
Кудымов Архип Александрович
https://vk.com/@iiii23-avtorskie-zadaniya-ege-2022-po-istorii
32 авторских задания для ЕГЭ по истории (формат №17)
Задание №17 (Установление причинно-следственных связей)
Модуль 1 «Древняя Русь»
17.1. В 945 году Игорь Старый погиб в земле древлян, с которых хотел собрать двойную дань. Назовите 3 последствия данного события.
17.2. В 980 году Владимир I провел неудачную языческую реформу, пытаясь навязать Перуна главным языческим божеством. Назовите 3 причины неудачи данной реформы.
17.3. В 1015 году скончался Владимир I. Каждому из 12 своих сыновей он выделил город в княжение: Мстислав расположился в Тмутаракани, Святополк – в Турове, Борис – в Ростове, Глеб – в Муроме, а Ярослав – в Новгороде. Назовите 3 последствия данного события.
17.4. Многие русские ученые утверждают, что в период правления Ярослава Мудрого происходил расцвет древнерусского государства. Объясните почему именно при Ярославе Мудром наблюдались серьезные изменения в государстве, назовите 3 причины.
17.5. В 1113 году после смерти нелюбимого горожанами Святополка Изяславича произошло восстание. Назовите 3 причины данного восстания.
17.6. Владимир Мономах оставил значительный след в истории древнерусского государства: он являлся инициатором Любечского съезда, организатором мощного похода против половцев, также он ловко усмирял бунты, происходящие в Киеве. В 1125 году умер Владимир Мономах, назовите 3 последствия данного события.
17.7. В первой половине 12 века единое русское государство распалось на полтора десятка самостоятельных земельных княжеств. Наиболее крупные среди которых были – Киевское, Черниговское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжества, а также Новгородская земля. Назовите 3 причины феодальной раздробленности Руси.
17.8. Наступившая раздробленность на Руси являлась объективным процессом, обусловленным общим ходом политического и экономического развития Древнерусского государства, который также пережили страны Европы. Назовите 3 последствия феодальной раздробленности в Древнерусском государстве.
Модуль 2 «Средневековье»
17.9. В первой половине 13 века монголо-татары совершили 2 успешных похода на Русские земли, разорив множество городов. В итоге русские земли были обязаны выплачивать дань Монгольскому государству. Назовите 3 причины успешного похода монголов-татар на Русь.
17.10. В 1240 году состоялась Невская битва, а через 2 года – сражение на Чудском озере. В обоих событиях отличился Александр Невский. Он умело победил Шведов во главе с Биргером в Невской битве, разгромил немецких рыцарей в Ледовом побоище. Приведите 3 значения побед Александра Невского для Русского государства.
17. 11. В 14 веке на Руси проходило соперничество между Москвой и Тверью. Оба города обладали равными возможностями, но в итоге Москва превратилась в политический центр Руси. Назовите 3 причины возвышения Москвы.
17.12. В 1327 году Иван Калита подавил восстание в Твери против Чолхана, тем самым получил ярлык на Великое княжение и право сбора дани. Также он присоединил Галич, Углич, часть Ростовского княжества. Назовите 3 причины успешной деятельности Ивана Калиты.
17.13. Куликовская битва, произошедшая во второй половине 14 века, оказалась успешной для Русского государства. Благодаря победе произошло восстановление силы и веры русского народа, Москва стала центром освобождения. Также удалось ослабить Ордынское ига. Назовите 3 последствия данного события.
17.14. В период правления Василия I состоялась Грюндвальдская битва между Тевтонским орденом и объединением Польши с Литвой. Союз Королевства Польского и Великого княжества Литовского под предводительством короля Владислава II Ягайло и великого князя литовского Витовта одержал решающую победу над войском Тевтонского ордена. Назовите 3 причины успеха Польского и Литовского государства в борьбе против Тевтонского ордена.
17.15. В 22 года Иван III вступил на Русский престол. Он обладал стойким характером, был готов принимать важные государственный решения. Он отличался умом, расчетливостью и железной волей. Назовите 3 мероприятия, который удалось провести Ивану III в период его правления.
Модуль 3 «16-17 век»
17.16. После смерти в 1533 году Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская. Назовите 3 мероприятия, которые успела провести Елена Глинская в период своего регентства.
17.17. В 1565 году Иван IV учредил опричнину. Назовите 3 последствия данного события.
17.18. В течение 25 лет второй половины 16 века проходила Ливонская война, которая закончилась неудачей Русского государства, заключением Ям-Запольского мира и Плюсского перемирия. Назовите 3 причины неудачи Русского государства в данной войне.
17.19. В 1581 году в Угличе при загадочных обстоятельствах умер царевич Дмитрий – сын Ивана Грозного. Назовите 3 последствия данного события.
17.20. Во второй половине 16 века на Руси начался период Смутного времени. Назовите 3 причины, проходящей на Руси смуты.
17.21. В 1598 году умер бездетный Федор Иоанович, так династия Рюриковичей прервалась. Назовите 3 последствия смерти Федора Иоановича.
17.22. В 1603 году на юго-западе Руси вспыхнуло восстание под предводительством Хлопка Косолапа. Тысячные отряды повстанцев двинулись к Москве. Назовите 3 последствия данного восстания.
17.23. Осенью 1611 года посадский староста Нижнего Новгорода Кузьма Минин обратился к русскому народу с призывом создания второго ополчения. Назовите 3 последствия данного события.
17.24. В 1613 году Земским собором царем был избран Михаил Федорович Романов. Назовите 3 причины выбора новым правителем Михаила Федоровича Романова.
17.25. В период правления М.Ф.Романова развивалась социально-экономическая сфера. Приведите 3 мероприятия, которые были осуществлены правителем для поднятия социальной и экономической сфер.
17.26. Стремясь превратить церковь в центр мирового православия, новый властный патриарх Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единого образа ведения церковной службы. Назовите 3 предпосылки Никонских реформ.
17.27. В 16 веке в период правления Русским государством Алексея Михайловича вспыхнули несколько восстаний и бунтов, среди которых Соляной бунт, Медный бунт, восстание Степана Разина. Назовите 3 причины данных волнений.
17.28. В период с 1654-1667 году проходила Русско-Польская война. Назовите 3 последствия данной войны.
17.29. В 1682 году Федором Алексеевичем было ликвидировано местничество. Назовите 3 причины отмены местничества.
17.30. В 1682 году царевна Софья стала регентом при Иване V и Петре I. Назовите 3 мероприятия, который провела данная личность в период регентства.
17.31. Политика царевны Софьи Алексеевны была направлена на поддержку свободы предпринимательства. Назовите 3 причины данного решения.
17.32. В 1689 году Петр I свергнул царевну Софью и отправил в ссылку ее фаворита – Василия Голицына. Назовите 3 последствия данного события.
Причинное исследование: как обнаружение связей может привести к бизнес-решениям
Подписка на профессиональный тарифный планБесплатная регистрация
Что такое причинное исследование?
Для ответа на этот вопрос мы рассмотрим, для чего нужно причинное исследование, как реализовать его в Ваших исследовательских проектах и несколько примечательных примеров использования причинного исследования для принятия более эффективных бизнес-решений.
Причинное исследование: что это такое и почему это важно
Причинное исследование относятся к категории определяющих исследований, так как оно пытается выявить причинно-следственную связь между двумя переменными. Как и описательное исследование, эта форма исследования служит для доказательства идеи, выдвинутой отдельным лицом или организацией. В то же время оно значительно отличается как по своим методам, так и по назначению. Если описательное исследование охватывает широкую область в попытках лучше определить какое-либо мнение, отношение или поведение, принадлежащее конкретной группе, то причинное исследование имеет только две цели:
- Понять, какие переменные представляют собой причину, а какие являются следствием. Приведем такой пример: допустим, городской совет хочет уменьшить количество аварий на улицах. Предварительные описательные и поисковые исследования показывают, что количество аварий и уровень агрессивного поведения на дороге неуклонно растут в течение последних 5 лет. С первого взгляда кажется, что причиной этих аварий является агрессивное поведение, но важно доказать, что это именно так, а не наоборот. Может быть, агрессивное поведение усиливается ввиду большего количества аварий из-за закрытия полос движения и увеличения интенсивности движения. А может быть, оправдывается старая поговорка «корреляция не гарантирует причинность». Возможна, оба эти фактора усиливаются по другой причине, например, из-за строительства, плохого управления движением или притока водителей-новичков.
- Определить характер взаимосвязи между причинными переменными и прогнозируемым эффектом. Продолжая наш пример, предположим, городской совет доказал, что агрессивное поведение на дорогах оказывает все большее влияние на количество автомобильных аварий в этом районе. Причинное исследование можно использовать для двух задач. Во-первых, измерить значимость эффекта, например, дать количественную оценку увеличения числа аварий, которые можно приписать агрессивному поведению на дороге. Во-вторых, пронаблюдать за проявлением взаимосвязи между переменными (то есть, агрессивные водители склонны к опасному повышению скорости или рискованному поведению, что приводит к большему количеству аварий).
Эти цели придают причинному исследованию больше научности, чем его поисковым и описательным аналогам. Для достижения этих целей при причинном исследовании необходимо выделить конкретную переменную, которая, по мнению исследователя, отвечает за происходящее, и измерить ее истинную значимость. Имея эту информацию, любая организация может с уверенностью решить, стоит ли использовать переменную, например, установить более эффективные дорожные знаки, или попытаться устранить ее, например, агрессивное поведение на дороге.
Эффективное проведение причинного исследования
Причинное исследование следует рассматривать как экспериментальное. Помните, что предназначение этого исследования — доказать причинно-следственную связь. Учитывая это, очень важно, чтобы параметры и цели были четко распланированы. Если у Вас нет полного понимания плана исследований и того, что Вы пытаетесь доказать, Ваши результаты могут оказаться ненадежными и подверженными множеству систематических ошибок. Попробуйте использовать поисковое или описательное исследование в качестве инструмента для обоснования Вашего плана исследований.
Как только план и цели Вашего исследования будут детализированы, следует правильно подготовить причинный эксперимент. Вот три основных условия, выполнение которых необходимо проверить, прежде чем начинать причинный эксперимент:
- Причинно-следственная связь будет доказана или опровергнута экспериментом. Конечно, это может показаться очевидным, но если Вы не позаботитесь о том, чтобы план исследования был напрямую связан с его целью исследования, конечные результаты Вашего исследования будут такими же бесполезными, как и большая часть хлопьев для детей. Чтобы убедиться, что Ваше исследование так или иначе будет иметь результаты, выясните, какое у Вас обычное окружение, а затем увеличьте частоту или мощность причинной переменной.
- Четко определите, какие переменные тестируются как независимые (вызывающие эффект), а какие — как зависимые (подвергаемые воздействию). Как мы видели в примере с агрессивным поведением на дороге / автомобильными авариями, во многих случаях трудно сказать, какая переменная зависит от другой. По этой причине крайне важно установить до начала эксперимента, какие из них будут тестироваться. Обычно независимая переменная — это та, которая вносится в окружение.
Скажем, мы предполагаем, что увеличение ассортимента цветов для автомобилей увеличит продажи. В этом случае количество вариантов цвета будет независимой переменной, а уровень продаж — нашей зависимой переменной. Следующим шагом будет измерение обычного уровня продаж в автомобильном магазине, а затем внесение более широкого выбора цветов автомобилей. Измерьте новые объемы продаж, сравните два набора данных и изучите влияние на продажи.
- Здесь нет внешних переменных, которые могли бы вызвать изменения в результатах. Без учета всех возможных факторов, которые могут повлиять на изменения зависимой переменной, Вы не можете быть уверены, что именно проверяемая переменная действительно отвечает за измеряемое нами воздействие. В лаборатории ученые могут позволить себе создать абсолютно нейтральное окружение. К сожалению, все остальные должны иметь дело с окружением, которое нам досталось. Поэтому самое важное, что нужно сделать при составлении плана исследования, — обеспечить, чтобы эксперимент проводился в условиях, наиболее похожих на те, которые были при измерении Ваших обычных результатов.
Предположим, например, предположим, что вы владелец магазина мороженого и хотите изучить влияние клоуна, раздающего воздушные шарики перед Вашим магазином, повлияет на продажи. Отличная идея, надо сказать! Однако было бы нецелесообразно взять за обычное окружение летние продажи и проводить эксперимент зимой. Клоуну будет холодно, и к тому же погода будет иметь громадное влияние на продажи мороженого.
Где используется причинное исследование и как я могу включить его в мои бизнес-цели?
В сущности, не имеет значения, какая у Вас организация или какие цели — причинное исследование в любом случае может принести Вам пользу. Цель причинного исследования состоит в том, чтобы доказать, что существуют определенное отношение. С точки зрения компании, если вы хотите убедиться в том, что стратегия будет работать, или уверенно определить источники проблемы, причинное исследование — это верный путь к цели. Давайте рассмотрим несколько примеров реализации причинного исследования для разных задач:
- Повышение уровня удержания клиентов. Большинство франчайзинговых сетей проводят эксперименты по причинному исследованию в своих магазинах. В одном случае крупная авторемонтная мастерская недавно провела эксперимент: в отдельных магазинах было введено правило, чтобы сотрудник при осмотре автомобиля общался один на один с клиентом. Ему было дано указание обсуждать любые проблемы и простым языком говорить о неполадках автомобиля, стремясь, чтобы клиент понял проблемы.
Провести этот эксперимент побудили результаты онлайн-опроса, который обнаружил, что отсутствие связи между сотрудником и клиентом мешает клиентам стать постоянными. Выбрав два решения этой проблемы (облегчение обсуждения и улучшение понимания клиента), компания использовала этот эксперимент, чтобы узнать, насколько эффективными будут эти решения для усиления удержания клиентов. При сравнении продаж в контрольных магазинах и в магазинах, участвовавших в эксперименте, было замечено значительное повышение лояльности покупателей.
- Инициативы сообщества. Городские власти часто используют причинные исследования для оценки успеха своих общественных инициатив. К примеру, в городе Оттава был проведен опрос, из которого стало ясно, что оттавцы недовольны текущим состоянием общественного транспорта. После этого город может ввести в действие стратегию по созданию большего количества перехватывающих парковок, чтобы большее количество людей могло перемещаться на автобусе. После реализации этой стратегии можно повторно провести этот опрос и узнать, какое влияние она оказала на общую удовлетворенность общественным транспортом.
- Эффективная реклама. Реклама принадлежит к секторам, в которых чаще всего используется причинное исследование. Как правило, компании тестируют рекламные кампании в небольших районах, прежде чем распространять их на весь свой рынок. Идея состоит в том, чтобы определить, достаточно ли увеличились продажи, лиды или общественный интерес в тех регионах, где проводилась реклама, прежде чем проводить ее в полном масштабе.
Многие организации продвигают этот эксперимент еще на шаг вперед, спрашивая клиентов, что заставило их посетить сайт компании или пробудило интерес к их услугам. Теперь компания может сравнить ответы клиентов в зоне проведения эксперимента с ответами всей клиентской базы и установить, является ли увеличение трафика прямым результатом рекламы.
Начинайте исследовать!
Обладая новыми знаниями о причинном анализе, Вы научитесь создавать более эффективные планы исследований, которые могут использовать любую деловую возможность.
Узнайте, как SurveyMonkey может удовлетворить Ваше любопытство
Подписка на профессиональный тарифный планБесплатная регистрация
Что такое причинность в истории?
by H Y Wheeler
Что такое причинно-следственная связь в истории? Когда историки говорят о причинно-следственных связях, они пытаются выяснить, почему что-то произошло именно тогда, когда оно произошло.
Можно утверждать, что причиной события является все, что было до него, но это не особенно полезно. На самом деле всегда есть более конкретные причины, которые необходимо исследовать, некоторые из которых не сразу очевидны. Историки обычно группируют причины в долгосрочные причины, краткосрочные причины и триггерное событие.
Исторические периоды
Пожалуйста, включите JavaScript
Исторические периоды
Причинно-следственная связь в истории – долгосрочные причины
Людовик XVI во Франции был слабым лидером , десятилетия или столетия назад, что способствовать новому событию.Слабое лидерство короля Франции Людовика XVI считается долговременной причиной Французской революции 1789 года. Это потому, что они могут иметь большое значение и не всегда очевидны.
Долгосрочные причины могут быть подразделены на категории, чтобы помочь объяснить их отношение к новому событию:
Социальные причины включают в себя вещи, связанные с людьми, семьями, классом и жильем
Экономические причины включают в себя вещи, связанные с деньги, торговля, бизнес и занятость
Политические причины включают решения и директивы королей, королев и политических лидеров
Военные причины включают дела, связанные с армией, оружием и вооруженными конфликтами
Долгосрочные причины никогда не бывают единственной причиной события.
Причинная связь в истории – Краткосрочные причины
Король Карл I пытался арестовать 5 членов парламентаКраткосрочные причины – это вещи, которые произошли совсем недавно, часы, недели или месяцы назад, которые способствуют новому событию. Изучение истории до нового события поможет обнаружить краткосрочные причины.
Попытка короля Карла I арестовать пятерых депутатов Палаты общин в январе 1642 г. стала краткосрочной причиной Гражданской войны в Англии, начавшейся в августе 1642 г.
Краткосрочные причины могут иметь большее значение для нового события, потому что они более свежие и свежи в памяти людей.
Причинно-следственная связь в истории — Триггерное событие
Убийство Франца Фердинанда Гаврило ПринципомТриггерное событие — это последняя капля, это то, что означает, что ситуацию больше нельзя игнорировать и за ней должны последовать действия.
Убийство Франца Фердинанда, эрцгерцога Австрии, в июне 1914 года послужило толчком к началу Первой мировой войны.
Триггерное событие обычно очевидно, но следует помнить, что оно не является единственной причиной. Как правило, ситуация постепенно ухудшается по долгосрочным и краткосрочным причинам. Триггерное событие — это искра, которая, в конце концов, приводит к тому, что происходит что-то еще.
Последствия
Исторические события почти всегда имеют последствия. Это результаты события или действия, которые были вызваны долгосрочными и краткосрочными причинами, а также триггерным событием.
Последствия иногда являются решением ситуации, такой как мирный договор или соглашение, или они могут привести к изменению социальной, экономической или политической ситуации.
Важно помнить, что последствия могут стать причиной будущего события.
Версальский мирный договор (1919 г.) был подписан в конце Первой мировой войны и установил жесткие ограничения и финансовые репарации Германии. Была надежда, что договор помешает Германии начать войну в будущем. Однако можно утверждать, что договор был настолько жестким и вызвал такое негодование у народа Германии, что способствовал развязыванию Второй мировой войны.
Информация для цитирования:
Хизер Уилер. (2020 – 2022). Причина в истории. Доступно: https://www.historykeyskills.com/causation-in-history/. Последний доступ 30 апреля 2023 г.
1.3 Причинность и интерпретация в истории — Всемирная история Том 2, с 1400
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Опишите причинно-следственную связь в том виде, в каком она используется при изучении истории
- Определить уровни причинно-следственной связи
- Анализ роли интерпретации в создании точных исторических записей
Изучение истории всегда сводилось к большему, чем просто рассказ о прошлых событиях. Речь идет о том, чтобы вспомнить наше общее прошлое, установить человеческие связи, проходящие через века, и помочь нам узнать больше о самих себе. Как только мы научимся собирать как можно больше фактов, мы должны рассмотреть следующий шаг — понимание причинно-следственной связи. Причина почему за событиями; понимание этого — способ, которым историки проникают в суть дела. Могущественные и общественные силы, которые меняют общество и правительство, также присутствуют, когда люди делают выбор в отношении своей жизни. Каковы же тогда силы, которые формируют историю, так или иначе меняют ее, заставляют людей меняться как на индивидуальном, так и на общественном уровне?
Все мы видим эти исторические причины через призму нашего собственного опыта, обстоятельств и систем ценностей. Историки, особенно те, кто обучался в последнее время, стараются устранить как можно больше предубеждений, но мы не можем полностью оторваться от нашего окружения и верований. Предвзятость может даже иногда действовать как положительная сила, позволяя нам взглянуть на прошлое по-новому. Например, историки в 1960-е и 1970-е годы начали подвергать сомнению традиционную направленность своей дисциплины на элиту и искали новые источники, освещающие жизнь более простых людей. Движимые предубеждением в пользу контркультуры и политики той эпохи, они хотели узнать больше о том, что испытали всех человек.
Уровни причинности
В поисках причины события историки обращают внимание как на непосредственные, так и на долгосрочные обстоятельства этого события. Не все причины одинаково важны; нам нужно ранжировать их по важности. Начнем с мыслительного упражнения. В данный момент вашей истории вы читаете этот учебник. Почему? Возможно, вы бы сказали: «Потому что мне так сказал инструктор, и это будет на тесте». Безусловно, это уважительная причина. Но если вы подумаете немного глубже, вы также можете сказать: «Я хочу хорошо учиться, чтобы добиться успеха». И на еще более глубоком уровне: «Общество говорит мне, что образование необходимо для полной реализации моего потенциала, самореализации и участия в жизни общества».
Подумайте обо всех других вещах, которые заставили вас быть здесь в этот момент.
Рисунок 1.10 Причина объяснена. Эта причинно-следственная диаграмма отвечает на вопрос: «Зачем вы читаете?» на трех уровнях. Начальный уровень является самым непосредственным. (с указанием авторства: Copyright Rice University, OpenStax, лицензия CC BY 4.0)
Чтобы правильно понять, почему вы читаете свой текст, вам нужно хорошо знать себя, понимать связь между образованием и карьерой и оценивать, как социальные факторы, такие как значение, которое работодатели придают образованию, влияют на принятие вами решений. Чем больше аспектов причинно-следственной связи смогут найти историки, тем ближе они смогут добраться до истинной природы события.
Возьмем другой пример, на этот раз из истории. Почему США вступили во Вторую мировую войну в 1941 году? В данном случае непосредственной причиной было нападение Японии на военно-морскую базу США Перл-Харбор на Гавайях, но боевые действия назревали уже некоторое время. Президент Соединенных Штатов Франклин Д. Рузвельт искал способы помочь британцам отразить потенциальное вторжение Германии, а у Японии и Соединенных Штатов были давние разногласия по поводу использования силы в Тихом океане (рис. 1.11). ).
Рисунок 1.11 Причинность применительно ко Второй мировой войне. Эта причинно-следственная диаграмма определяет и ранжирует причины вступления Соединенных Штатов во Вторую мировую войну. (с указанием авторства: Copyright Rice University, OpenStax, лицензия CC BY 4.0)
Вот еще один пример. В 1453 году Мехмед II осадил Константинополь. Почему? Мехмед II был лидером Османской империи, султаном. С ним плохо обращался его отец, и когда он взошел на трон, он почувствовал, что ему есть что доказывать. Османы несколько раз пытались захватить Константинополь, потому что он находился на перекрестке многих цивилизаций. Завоевание долгое время было надежным механизмом привлечения новых людей и богатства в Османскую империю и поддержания процветания ее экономики. Все эти факторы сыграли роль в осаде, предпринятой Мехмедом II. Можно ли расположить их по важности? Это пункт, в котором историки обычно расходятся во мнениях, даже в отношении событий, для которых большинство фактов ясно. Историк, который считает, что влиятельные лидеры являются наиболее влиятельным фактором, определяющим события, поставил бы на первое место личные цели Мехмеда (рис. 1.12). Основывайте свой рейтинг на самых сильных аргументах, которые вы можете привести.
Рисунок 1.12 Причинность применительно к завоеванию Константинополя. Эта причинно-следственная диаграмма ранжирует причины османского завоевания Константинополя Мехмедом II в 1453 году. (с указанием авторства: Copyright Rice University, OpenStax, лицензия CC BY 4. 0)
Конечно, у любого события может быть более трех причин, и поскольку человеческий выбор всегда играет роль, мы иногда не можем отделить события на большой сцене от самых маленьких личных моментов в истории. Контекст непрерывного расширения Османской империи заложил сцену в этом примере, и желание Мехмеда II доказать свои способности было искрой.
Прежде чем двигаться дальше, попробуйте еще один пример самостоятельно. Выберите момент в истории, с которым вы знакомы, и следуйте тому же процессу.
Интерпретация в истории
Вместе с выявлением причинно-следственных связей мы узнаем, что определяло выбор, который люди делали в прошлом. Что заставляет людей действовать так, как они делают? На протяжении большей части истории мы находили ответ в действиях элит — царей, султанов, королей и королев. Первые историки в основном занимались изучением войн и правителей в соответствии с теорией истории о великом человеке, которая приписывает лидерам и героям инициирование поворотных событий истории. Хотя эти историки уделяли некоторое внимание историческим деталям, в их работах также была в равной степени бравада, преувеличение и политический подтекст. Это казалось разумным в мире, где выбор короля становился выбором каждого и где источники редко говорили о ком-либо, кроме благородных лордов и дам. То, что этот тип истории так долго оставался нормой, также зависело от того, кто ее писал.
На Западе Томас Карлайл, шотландский историк девятнадцатого века, считал изучение жизни «больших людей» достаточным для понимания всей истории. Высшее образование было привилегией только богатых; должно быть, казалось вполне естественным полагать, что только элита может изменить ход истории. Однако эти идеи начали меняться, хотя и медленно. В начале девятнадцатого века возникла новая школа мысли, названная романтизмом. Романтики считали, что в повседневной жизни есть величие. Даже маленький цветок был достоин стихотворения, и бедственное положение скромного оруженосца было так же важно, как и заботы великого лорда поместья, поскольку и то, и другое было важными участниками человеческого опыта.
Дуэльные голоса
Великие люди или все?
В 1840 году в лекции о героях Томас Карлайл ввел термин «Великие люди» для описания той истории, которую он считал достойной изучения элитных людей, занимающих руководящие должности. В своем романе «Война и мир » русский писатель Лев Толстой утверждал, что история — это гораздо больше, чем действия одного человека. В следующих отрывках рассмотрим точку зрения каждого автора.
Насколько я понимаю, всеобщая история, история того, что человек совершил в этом мире, есть, в сущности, история великих людей, работавших здесь. Они были лидерами людей, эти великие; моделировщики, образцы и в широком смысле творцы всего, что ухитрилась сделать или достичь основная масса людей; все, что мы видим, совершается в мире, является собственно внешним материальным результатом, практической реализацией и воплощением Мыслей, обитавших в Великих Людях, посланных в мир: можно справедливо считать, что это душа всей мировой истории, была история этих. [. . .]
Мы не можем смотреть, даже несовершенно, на великого человека, не приобретая от него чего-то. Он живой свет-фонтан, рядом с которым хорошо и приятно находиться. Свет просвещающий, просветивший тьму мира; и это не только как зажженный светильник, но скорее как естественное светило, сияющее даром Неба; струящийся фонтан света, как я сказал, врожденной оригинальной проницательности, мужественности и героического благородства, — в чьем сиянии все души чувствуют, что им хорошо.
— Томас Карлайл, «Лекция о героях»
В исторических событиях (где предметом наблюдения являются действия людей) первым и самым примитивным приближением представляется воля богов, а затем воля тех, кто стоял на самом видном месте — героев. истории. Но стоит только вникнуть в существо всякого исторического события, которое заключается в деятельности общей массы людей, принимающих в нем участие, чтобы убедиться, что воля исторического героя не управляет действиями массы, а себя постоянно контролировала. Может показаться, что безразлично, так или иначе мы понимаем значение исторических событий; тем не менее между человеком, который говорит, что народы Запада двинулись на Восток, потому что этого хотел Наполеон, и человеком, который говорит, что это произошло, потому что это должно было произойти, существует такая же разница, как и между теми, кто заявляет, что земля неподвижны и что планеты движутся вокруг нее, и тех, кто признавал, что не знает, что держит землю, но знает, что существуют законы, управляющие ее движением и движением других планет. Нет и не может быть никакой причины исторического события, кроме одной причины всех причин. Но есть законы, управляющие событиями, и некоторые из этих законов нам известны, тогда как мы осознаем другие, которых не можем понять. Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы совершенно отказались от попытки найти причину в воле одного человека, подобно тому как открытие законов движения планет было возможно только тогда, когда люди отказались от концепции неподвижность земли.
— Лев Толстой, Война и мир
- Какую историю вы предпочитаете, историю «великого человека» или то, что можно назвать историей «всех»? Почему?
- Чья аргументация убедительнее, Карлейля или Толстого? Почему?
В то время как, с одной стороны, историки начали рассматривать людей низших классов как более неотъемлемую часть человеческой истории, в истории как дисциплине доминировал тот же набор колониальных держав, которые завоевывали большую часть земного шара в девятнадцатом веке. Таким образом, одновременно действовали два расходящихся течения мысли, и картина истории одновременно расширялась в плане классов и сужалась в плане многообразия. Одной из ранних европейских школ мысли была прогрессивная история, которая рассматривала историю как прямую линию, ведущую к определенному пункту назначения. Историки с этой «прогрессивной» точкой зрения считали, что общества со временем становятся более демократичными и что приход республиканских правительств неизбежен. Их точка зрения также может рассматриваться как форма телеологическая история, которая предполагает, что история движется к определенному концу, кульминации человеческого опыта. Прогрессивные историки верили в улучшение людей и общества, пока оно происходило по европейской модели. Прогресс смотрел только в одну сторону: в сторону Запада. Подумайте, что Чинуа Ачебе (цитируется в книге Чинуа Ачебе о ценности истории коренных народов) сказал бы о европейской демократии и республиканизме.
В двадцатом веке, особенно после Первой мировой войны, мысль о неизбежном человеческом прогрессе казалась смехотворной. Люди стали более склонны ставить под сомнение авторитет элит, потому что эти лидеры мало чем могли помочь, когда началась война. Историков стали больше интересовать иррациональные аспекты человеческого существования, психология, стоящая за выбором людей. Это одна из причин возникновения современной интеллектуальной истории, которая рассматривает идеи, побуждающие людей делать определенный выбор, и сосредотачивается на философских вопросах и истории человеческой мысли.
Контркультура 1960-х годов на Западе усилила желание людей бросить вызов существующим нормам, таким как бесправие женщин и расовых меньшинств. Область социальной истории, руководствуясь концепцией, что историю делают все люди, а не только элиты, стала в этот период гораздо более важной (рис. 1.13). В этом контексте молодые историки и социологи начали разрабатывать новые идеи. Например, в своей книге 1966 года «Социальное конструирование реальности » социологи Питер Бергер и Томас Лукманн утверждали, что наши системы убеждений основаны на социальных конструкциях, идеях, которые были созданы и приняты людьми в обществе, таких как концепции классового различия и пола. Социальные конструкции влияют на то, как люди думают и ведут себя.
Рисунок 1.13 Тенденции исторической мысли. Мышление историков привело от прогрессивной школы интерпретации к более современным областям интеллектуальной и социальной истории. (с указанием авторства: Copyright Rice University, OpenStax, лицензия CC BY 4.0)
Чтобы понять историю, вы должны понять социальную конструкцию реальности, то есть то, как люди определяют роли и воспринимают себя в социальном контексте. Рассмотрим наше предыдущее мысленное упражнение. Вы считаете, что образование важно. Почему? Кто говорил это вам в прошлом? Как вы пришли к тому, чтобы поверить в это? Другими словами, какова ваша социальная конструкция образования и откуда она взялась?
Социальные конструкции существуют повсюду и определяют многие решения, которые мы принимаем, часто на подсознательном уровне. Например, рассмотрите следующие вопросы:
- Что купить пятилетней девочке на день рождения? Что купить мальчику того же возраста? Что повлияло на ваше решение?
- Что бы вы надели на собеседование? Что бы вы надели на вечеринку? Почему?
- Кого из людей, стоящих перед классом, вы бы больше уважали: женщину, одетую в сшитый на заказ костюм, или мужчину, одетого в джинсы и футболку? Почему?
Помимо изучения реальности как социально сконструированной, историки двадцатого века интерпретировали через призму марксизма, который считает, что история управляется классовой борьбой, женской истории (теперь обычно упоминаемой в контексте гендерной истории), которая видит история, обусловленная различиями во власти между мужчинами и женщинами, и постколониализм, который фокусируется на истории мест, ранее оккупированных колониальными державами. В процессе, который мы называем ревизионизмом, каждая дополнительная линза пересматривала историю великого человека, добавляя новых ключевых игроков и точки зрения.
Рассмотрим еще один пример. Как каждая школа исторической мысли подошла бы к истории колониальной Латинской Америки между испанским завоеванием, которое началось в 1493 году, и движением за независимость 1820-х годов? Прогрессивный историк может исследовать рост демократических правовых систем или повышенный интерес людей к республиканским формам правления. Интеллектуальный историк может рассмотреть литературу и философию коренных народов того периода. Социальный историк будет смотреть, что ели побежденные люди, как они работали и что искали в брачных партнерах. Историк-марксист исследовал бы несправедливую трудовую практику и моменты классового конфликта, такие как восстание или бунт. Гендерный историк сосредоточится на роли, которую социальные конструкции пола играли в жизни людей в прошлом. А постколониалист подчеркнет, почему аспекты колониализма, такие как расизм и бедность, остаются влиятельными после обретения независимости. Все эти элементы интерпретации помогают нам составить более полную картину прошлого.
Разнообразие интерпретаций, открытых для историков, также помогает нам вставить заключительную часть, которая представляет собой практику исторической эмпатии, способность встречать прошлое на его собственных условиях, без осуждения или навязывания наших собственных современных взглядов. Чтобы полностью охватить изучение прошлого, изучающий историю должен уметь отбросить предположения современной эпохи. У каждого есть набор предубеждений, порожденных людьми, которые влияют на нашу жизнь и опытом, который формирует то, кем мы становимся. Историки должны потратить время, необходимое для расследования этих предубеждений и понять, как они влияют на их интерпретации. Дело историка не в том, чтобы судить о прошлом, а в том, чтобы представить его как можно яснее и сохранить эту ясность для будущих поколений. Это может означать беспристрастное размышление об исторических позициях, взглядах или решениях, которые мы могли бы счесть отвратительными с точки зрения сегодняшнего мира.