Причины детского воровства: Проблема «детского воровства» в практике работы телефонного консультанта

Почему дети воруют – Власть – Коммерсантъ

12K 8 мин. …

&nbsp
Когда родители замечают, что их любимый ребенок, который вроде бы ни в чем не нуждается, потихоньку таскает у мамы из сумочки деньги, они обычно впадают в панику. Между тем, по свидетельству специалистов, детское воровство — очень распространенная семейная проблема.


       Детское воровство — явление нередкое, но тщательно скрываемое, как алкоголизм и другие «постыдные» семейные тайны. В сознании большинства взрослых намертво спаяны две мифологемы: ребенок — невинный ангел, а воровство — примета криминального мира, для нормальных людей далекого и чуждого. Когда ребенок попадается на краже, родители обычно чувствуют себя совершенно растерянными. Одни при этом впадают в истерику, собираясь то ли застрелиться сами, то ли спустить всех собак на свое незадачливое чадо, другие предпочитают сделать вид, что ничего не произошло, потому что как реагировать — непонятно.
       Специалисты считают, что единственно правильной реакции на воровство не существует: она зависит от причин, по которым ребенок ворует. Выделяют три основные причины детского воровства. Первая — это детская импульсивность. Ребенок может украсть просто потому, что это очень легко, а удержаться от соблазна, наоборот, трудно. Вторая причина — затруднения в общении с родителями.
Некоторым детям кажется, что родители обращают на них мало внимания. Когда они присваивают себе их вещи или берут деньги, то это символический акт воссоединения с родителями, которые начали отдаляться. Третья причина — стремление самоутвердиться. Некоторые дети начинают воровать, чтобы не чувствовать своей неполноценности, чтобы убедить самих себя и окружающих в своей хитрости, ловкости, смелости.
       
Нельзя, но очень хочется
       Самая распространенная причина воровства — это детская импульсивность. Всем маленьким детям тяжело контролировать свои желания. Если пятилетнему ребенку хочется взять пирожное, лежащее на столе, то единственное, что может его остановить,— это страх наказания. Если же он уверен, что никто этого не заметит, бесполезно требовать от него проявления «сознательности». Даже если он знает, что нельзя брать чужое, он может непроизвольно взять понравившуюся вещь.
       Произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам. Но у некоторых детей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя. Причиной импульсивности могут быть и серьезные психические отклонения (например, олигофрения), и особенности темперамента (повышенная активность), и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу).
       Импульсивное воровство («не мог удержаться», «очень захотелось») иногда путают с клептоманией. Это психическое заболевание, которое, в отличие от простого воровства, встречается крайне редко. По американской статистике среди взрослых воров клептоманы составляют около 5%, да и то примерно половина из них — симулянты. Среди детей случаи клептомании единичны.
       Импульсивных детей необходимо строго контролировать и приучать к ответственности. Ребенок, даже импульсивный, никогда не совершит поступка, за которым немедленно последует наказание. Поэтому нельзя делать вид, что ничего не произошло, но не стоит и раздувать случившееся до масштабов вселенской катастрофы. Если ребенок взял что-то у сверстников или в чужой семье, то сама по себе процедура выяснения обстоятельств кражи (с участием потерпевших и их родителей), извинения и возвращения похищенного достаточно болезненна. Неприятное воспоминание, которое останется у ребенка от такого разбирательства, поможет ему в следующий раз удержаться от соблазна.
       
Бунт против одиночества

       Мама 12-летнего Виталика обратилась к психологу-консультанту с очень деликатной проблемой. Уже несколько раз сын попадался на кражах. Но если раньше он таскал вещи из дома и деньги из маминой сумочки, то в последний раз украл большую сумму у знакомых, которые пришли в гости. Кража раскрылась, и всем взрослым было страшно неловко.
       Своего родного отца Виталик почти не помнил. Пять лет назад его мама второй раз вышла замуж, и они переехали из маленького подмосковного городка в огромную квартиру на Чистых Прудах, с книжными шкафами до потолка и остатками фамильного серебра в буфете. Новый мамин муж был сыном крупного ученого и сам тоже делал блестящую научную карьеру.
       Вскоре в семье родился младший брат. Мама была поглощена заботами о малыше, и к тому же изо всех сил старалась соответствовать высокому культурному уровню своего нового окружения: читала книги, училась в вечернем институте, а через некоторое время устроилась работать бухгалтером, поскольку, несмотря на научные успехи мужа, денег в семье не хватало.
       Разумеется, времени на старшего сына у нее практически не оставалось. Он с трудом привыкал к новой обстановке: плохо спал, неважно учился, был замкнутым и неразговорчивым, в отличие от своего младшего брата, купавшегося в лучах родительской любви и излучавшего ответную жизнерадостность. Единственным человеком в семье, с которым Виталик общался, была бабушка. Именно у нее он впервые два года назад украл часы.
       Бабушка заметила пропажу, но сделала вид, что ничего не случилось. Она вообще жалела Виталика, понимая, что не он любимец в семье. Но вскоре мальчик украл деньги из письменного стола отчима. Эта кража тоже скоро раскрылась. Отчима больше всего волновало, на что именно Виталик потратил деньги. Выяснилось, что половину он прокутил в «Макдональдсе», а половину подарил другу, «потому что его мама медсестра и ей приходится работать даже по ночам». Все остальные кражи носили такой же «нерасчетливый» характер. Чаще всего Виталик дарил деньги и вещи, взятые из дому, нищим на Курском вокзале.
       Психотерапевт рекомендовал родителям выдавать Виталику определенную сумму на карманные расходы, а остальные деньги хранить в недоступном для него месте. Он также посоветовал раз в месяц всей семьей делать в доме ревизию: отбирать старые вещи и относить в ближайшую благотворительную организацию. А Виталика назначил ответственным за это поручение. Свою главную рекомендацию — проявлять к сыну побольше любви и внимания — терапевт так и не решился произнести вслух.
       Попытки ребенка восстановить утраченную связь с родителями достаточно часто становятся причиной воровства.
Когда родители слишком поглощены собственными проблемами, ребенок чувствует себя одиноким и заброшенным. Ему начинает казаться, что родители уделяют ему меньше внимания, чем другим детям, или что его не любят, или что к нему несправедливы. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Он бессознательно стремится привлечь внимание родителей, пусть даже это будет гнев, возмущение и наказание. Когда тебя наказывают, это все же лучше, чем когда тебя вообще не замечают.
       Тех детей, которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегии. В таких случаях психологи советуют игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию. Иногда полезно вместо скандала похвалить ребенка за какие-нибудь успехи или сделать подарок, о котором он давно мечтал. Даже если в ответ на ваше великодушие ребенок не признается в краже, то он надолго запомнит ощущение стыда и неловкости.

       
Как воспитать бандита
       Иногда родители сами подталкивают детей к воровству своими бессознательными установками. Мама 16-летнего Максима вырастила сына одна и мечтала, что со временем он станет ей опорой. Она восхищалась предприимчивыми и состоятельными мужчинами и всячески поощряла в мальчике наклонности к «суперменству». Максим был развит не по годам, дружил с ребятами постарше и все свободное время занимался каким-то «бизнесом». В суть этого бизнеса мама предпочитала не вникать и гордилась тем, что сын не клянчит у нее карманные деньги. Она была потрясена, когда ее вызвал следователь и дал прослушать запись телефонного разговора ее сына с одноклассником. Максим требовал у приятеля $500, угрожая рассказать всем о его гомосексуальных наклонностях.
       На суде выяснилось, что основным бизнесом Максима и двух его друзей сначала были кражи денег в школьной раздевалке, которыми они промышляли с десяти лет. Потом они наладили скупку и перепродажу вещей, которые по их заданию приносили из дома младшие ребята. Самое потрясающее, что в эти махинации были вовлечены несколько десятков детей, но никто из родителей не встревожился тем, что из дома пропадают книги, компьютерные диски и драгоценности. А если и встревожился, то держал проступок своего ребенка в тайне.
       В результате юные бандиты почувствовали себя абсолютно безнаказанными. Они практически открыли в школе подпольный пункт по скупке краденого и погорели случайно, когда решили шантажировать своего одноклассника, которого подозревали в гомосексуализме. Они не рассчитывали, что мальчик обратится за помощью к папе. Папа записал их телефонный разговор и отнес пленку в милицию. Двум приятелям Максима дали условный срок. Сам он отделался легким испугом и был сразу же отправлен в Испанию — очевидно, для продолжения воспитания.
       Многие родители хотят видеть своего ребенка сильной личностью. Однако ребенок может иметь свое представление об исключительности и выбрать для воплощения родительской мечты свой собственный путь. Например, решить, как Максим, что он слишком умен, чтобы подчиняться правилам.
       Иногда ребенок начинает воровать из «классовых» соображений, завидуя более обеспеченным детям и стремясь отомстить «богатеньким». Такое возможно, например, если подобная «классовая ненависть» культивируется и у него в семье. Как правило, родители вскоре теряют контроль над юным «суперменом». Ребенок убеждается в своей безнаказанности и начинает верить в то, что законы существуют не для него. Но рано или поздно он попадает в поле зрения правоохранительных органов.
       
Профилактика
       Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Может быть, такое место найти непросто, зато во многих случаях подобной меры вполне достаточно.
       Помимо денег, иногда начинаются проблемы с вещами. Очень часто даже в самых обеспеченных семьях дети не имеют личных вещей — то есть не имеют возможности свободно распоряжаться вещами, в том числе дарить, портить и уничтожать. И поэтому не отвечают за них. В этой ситуации ребенок не осознает разницы между «моим» и «нашим». Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу.
       Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Многих родителей пугает идея, что часть вещей должна быть передана ребенку в «безраздельную» собственность. Им кажется, что таким образом они потеряют действенный рычаг контроля над ребенком — например, возможность отобрать у него велосипед, если он закончит четверть с тройками. Но именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи.
       Эффективным способом профилактики воровства является также выделение ребенку карманных денег. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. Поэтому из тех значительных сумм, которые тратятся на ребенка, стоит часть выдавать на руки. Это позволяет сэкономить не только деньги, но и нервы.
       АННА ФЕНЬКО
       

Вся лента

6 причин, почему дети воруют (и как помочь всей семье)

Каждый ребёнок в какой-то момент жизни узнаёт, что воровать нельзя. Это не выбор отдельных семей, воровство неприемлемо во всём мире. Поэтому родителям становится особенно тяжело, если они обнаружили, что их ребёнок ворует. Психолог Татьяна Яничева рассказывает, что надо сделать прежде всего.

1. Одна из вероятных причин воровства — потребность купить какую-то вещь, ранее недоступную. Такая ситуация возникает, если ребёнку не дают карманных денег или дают их крайне мало. Желание может быть совершенно незначительным, но тратить на него деньги родители считают бессмысленным, а ребёнок стесняется просить о такой покупке или опасается расспросов и возможной реакции родителей.

В этом случае главная проблема — отсутствие доверия. Возможность взять деньги без разрешения спасает подростка от необходимости объяснять и доказывать взрослым свои потребности. И это психологически более лёгкий для него путь. Чтобы решить эту ситуацию, выдавайте ребёнку четко оговоренную сумму, за которую он не должен будет отчитываться.

Если это всё-таки произошло, взрослым нужно уберечь ребёнка от соблазна брать деньги без разрешения. Не оставлять их без присмотра.

2. В некоторых случаях подростку могут быть нужны деньги на что-то явно запрещённое. Например, на сигареты или алкоголь. В этом случае он скрывает свои вредные привычки от родителей. В этом случае необходим твёрдый запрет на воровство, но обязательно обоснованный и аргументированный.

3. Кража может быть сигналом и более серьёзных проблем ребёнка: он проиграл большую сумму, их у него украли, он стал жертвой вымогательства со стороны сверстников или взрослых. В этом случае появляются и другие признаки: замкнутость, скрытность, резкое снижение успеваемости, ребёнок много времени проводит вне дома или, наоборот, никуда не выходит. В таком случае ему срочно требуется помощь, а не нотации и наказание.

4. Иногда ребёнок ворует деньги, чтобы привлечь внимание родителей к себе. Известно, что для детей безразличие родных тяжелее, чем наказание. И кража может быть сигналом о том, что ребёнку не хватает заботы.

5. Бывают ситуации, когда ворованные деньги ребёнок тратит не на себя, а на своих друзей и знакомых. Таким образом он пытается купить дружбу и уважение своих товарищей. Скорее всего, это связано с тем, что он не чувствует себя уверенным среди сверстников, не может найти место в их компании. Известно, что важнейшая задача человека в подростковом возрасте — установление отношений и нахождение друзей, завоевание авторитета.

Для подростка сверстники выходят на первый план, их мнение становится для него самым значимым. От того, насколько успешным чувствует себя подросток в общении с ровесниками, часто зависит его самооценка и удовлетворенность собой. В таком случае важно научить подростка новым способам общения с другими людьми, поддержать его уверенность в своих силах.

6. В нашей практике встречались патологически добрые дети, которые, не имея больших проблем в общении, тратили деньги родителей на своих друзей, желая сделать им приятное. Здесь может помочь только постоянное проговаривание собственных негативных переживаний по этому поводу в сочетании с жёстким контролем.

Большое значение имеет то, единичный ли это проступок, или такое поведение стало для ребенка обычным. В случае если воровство произошло единственный раз, оказывается достаточным просто поговорить с подростком, объяснить недопустимость подобного поведения и чётко определить ваши финансовые отношения: как, когда и какую сумму он будет получать. Важно при этом не запугать ребёнка, сохранить и поддержать доверительные отношения. Если же подобные неприятности случаются регулярно, это серьезный повод забить тревогу.


Дети и подростки часто не знают цену деньгам, у них нет опыта зарабатывания, они ещё не умеют правильно распоряжаться деньгами, взвешивать свои желания. Такие сложности есть в малообеспеченных семьях, где детям нужно больше, чем могут позволить родители. И такие же сложности могут быть в состоятельных семьях, где детям позволено всё, а их желания удовлетворяются незамедлительно. Поэтому для профилактики домашних краж важно приучать детей обращаться с деньгами и планировать свои траты.

Каковы причины похищения детей?

Один из наиболее часто задаваемых вопросов в Интернете: «Каковы причины похищения детей?» Хотя это совершенно справедливый вопрос, однозначного ответа на него нет. Никто на самом деле не знает, что происходит в голове похитителя детей, когда они решают похитить ребенка. Иногда похитители — безобидные люди с проблемами психического здоровья, но иногда похитители — больные люди, которые эгоистично охотятся на детей, чтобы удовлетворить свои собственные желания. В любом случае, вот некоторые из наиболее распространенных причин похищения детей, надеюсь, это прольет свет на то, как можно полностью прекратить похищения детей.

Похищение детей членами семьи

В большинстве случаев похищения детей в Соединенных Штатах происходит потому, что член семьи по той или иной причине забирает ребенка из дома. Например, если мать и отец ссорятся, и один из них решает забрать ребенка из дома, это можно считать похищением. Во многих случаях после того, как один из родителей получает право опеки, другой похищает ребенка. Похищения членов семьи редко заканчиваются тем, что ребенок подвергается опасности, но они могут быть немного безобразными.

Торговля детьми в целях сексуальной эксплуатации Похищение детей

Более зловещий тип похищения – это когда торговец людьми заманивает и ухаживает за ребенком с целью торговли в целях сексуальной эксплуатации. Во многих случаях похищения в целях сексуальной эксплуатации начинаются онлайн на платформе социальных сетей. Секс-торговцы любят нацеливаться на молодых подростков, которых легко убедить вниманием и подарками. Приятный, обаятельный человек подойдет к жертве и познакомится с ней лично. Они даже будут встречаться несколько раз для чего-то веселого и захватывающего. Когда жертва созреет и будет готова к выбору, торговец принуждает ее к проституции. К сожалению, многие подростки, попавшие в ловушку секс-торговли, убеждены, что это их собственное решение и что к ним относятся с величайшей добротой.

Похищение детей с выкупом

Другая причина, по которой люди похищают детей, заключается в том, что они могут вымогать деньги у их родителей. Похищения с выкупом происходят, когда лицо или группа людей похищают ребенка, а затем угрожают родителям ребенка насилием по отношению к ребенку. Похитители обещают вернуть ребенка в целости и сохранности, если родители дадут им определенную сумму денег. Есть много телешоу, в которых похититель изображается тупым дураком, которого перехитрил ребенок, но в реальной жизни некоторые из этих похищений ужасны.

Похищения детей сексуальным хищником

Хотя случаев похищения детей, которые заканчиваются смертью ребенка, очень мало, их все же больше, чем следовало бы. Сексуальные хищники — это люди с девиантными сексуальными желаниями, которые обычно связаны с детьми. Поскольку сексуальное насилие над детьми является неприемлемым актом, растлители малолетних чрезвычайно стыдятся самих себя и хотят уничтожить доказательства своих нездоровых преступлений, поэтому они будут оскорблять своих жертв, а затем убивать их и пытаться спрятать. Иногда сексуальные хищники возбуждаются только в акте насилия с сексом, поэтому они причиняют вред другим, чтобы удовлетворить свои сексуальные фантазии. В любом случае, если один ребенок стал жертвой такого рода жестокого обращения, это уже слишком. Сексуальные хищники являются причиной того, что сегодня законы о сексуальных преступниках такие строгие.

Реестры сексуальных преступников

Реестры сексуальных преступников — это инструменты, которые позволяют правительству и гражданам страны бдительно следить за осужденными за сексуальные преступления. Закон Меган — это федеральный закон, который требует, чтобы лица, совершившие преступления на сексуальной почве, регистрировали свою информацию и свои преступления в штате, в котором они совершили свои преступления. В каждом штате действуют свои собственные законы, касающиеся осужденных лиц, совершивших преступления на сексуальной почве, но во всех штатах есть база данных, предназначенная для обмена текущими данными, касающимися к сексуальным преступникам. Именно благодаря этому закону обычные люди могут получать информацию, необходимую им для обеспечения безопасности своих близких. Если вы видите, что рядом с вами живет сексуальный преступник, это отличный способ уберечь от него детей. Иногда достаточно просто знать факты, чтобы спасти жизнь.

Индикаторы риска – MissingKids.ca

Труднее всего предсказать похищения незнакомцами/не членами семьи; однако есть способы, которыми родители/опекуны могут снизить риск быть похищенным.

Причины, по которым происходят похищения незнакомцами/несемейными людьми

Человек может похитить ребенка по ряду причин. Среди наиболее распространенных причин называют:

  • С сексуальной целью: Большинство похищений, совершенных лицами, не являющимися членами семьи, мотивированы сексуальный интерес к ребенку.
  • Для осуществления контроля, агрессии или насилия: Эти типы похищения мотивированы желанием правонарушителя контролировать, доминировать и причинять вред ребенку и/или семье ребенка.
  • Из-за проблем с эмоциональным/психическим здоровьем: Эти типы похищения детей совершаются правонарушителями с тяжелыми психическими расстройствами. вопросы здравоохранения. Например, женщина-правонарушительница, которая забирает очень маленького ребенка или новорожденного, думая, что этот ребенок на самом деле ее ребенок. или с желанием сделать ребенка «своим».
  • Финансовые стимулы/мотивы: Эти типы похищений происходят, потому что человек намеревается получить прибыль от похищение.

Имейте в виду, что из каждого правила есть исключения, и пока ребенок не будет найден, трудно определить мотив его поступка. похититель.

Обратите внимание

Родителям/опекунам важно обратить внимание на следующее:

  • Лица, слоняющиеся вокруг мест, где играет ребенок (например, в парках, на игровых площадках, в школах), но не сопровождающие и не контролирующие кого-либо конкретный ребенок.
  • Любой человек, уделяющий чрезмерное внимание ребенку или детям в вашем сообществе.
  • Любой человек, размывающий или нарушающий соответствующие границы в попытке подружиться с ребенком (например, особые услуги, подарки, неуместные шутки или подшучивание).
  • Любой человек, которого вы или ваш ребенок знаете в профессиональном качестве, пытающийся расширить контакт с вами или ребенком за пределами их основного роль (например, тренер вашего ребенка, который предлагает посидеть с ребенком или устроить ночевку, или который начинает общаться с вашим ребенком через технологии (текст/социальные сети)).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *