Причины враждебности: Враждебность и психическое здоровье — Психология и право — 2011. Том 1. № 2

Враждебность и психическое здоровье — Психология и право — 2011. Том 1. № 2

Аннотация

В данной статье представлен анализ теоретических подходов и эмпирических исследований, посвященных изучению роли враждебности в этиопатогенезе как психосоматических, так и психических заболеваний. Описан характер взаимосвязи количественных (общего уровня враждебности) и качественных аспектов враждебности, ее структурных компонентов (аффективного, когнитивного и поведенческого) с объективными характеристиками психического заболевания (длительностью и нозологической принадлежностью). Показано, что враждебность является нозонеспецифической характеристикой психических расстройств и не зависит от возраста больного и длительности течения заболевания. Показана количественная и качественная специфика враждебного отношения у психически больных по сравнению со здоровым населением. В статье повышенная враждебность индивидов выступает в качестве психологического маркера их индивидуальной уязвимости к стрессогенным ситуациям. При этом показано, что всестороннее исследование взаимосвязи враждебности с различными заболеваниями позволит обеспечить более эффективную психотерапевтическую, психокоррекционную и профилактическую деятельность психологов по сохранению психического здоровья людей.

Ключевые слова: враждебность, психические заболевания, психическое здоровье, биопсихосоциальная модель этиопатогенеза, предикторы, общий уровень враждебности, структура враждебности

Рубрика издания: Методологические проблемы юридической психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Кузнецова С. О., Абрамова А.А. Враждебность и психическое здоровье [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. Том 1. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2011_n2/40886 (дата обращения: 07.04.2023)

Фрагмент статьи

В современном мире наряду с увеличением распространенности различных психических заболеваний отмечается рост враждебного отношения и агрессивного поведения как среди взрослой популяции, так и среди детей. На сегодняшний день одной из актуальных задач, стоящих перед психологической наукой и практикой, является выявление и предупреждение факторов риска различных психических заболеваний, а также сохранение и поддержание психического здоровья населения. Интенсивное развитие психологии обусловливает возникновение новых объяснительных принципов в изучении роли психологических факторов в этиологии и патогенезе психических расстройств. За последние двадцать лет среди таких факторов в научной литературе все чаще упоминается враждебность.

Таким образом, исследование враждебности и механизмов ее формирования позволит разработать психопрофилактические, психокоррекционные и реабилитационные программы, техники психологической помощи населению.

Враждебное поведение обладает значительным разнообразием форм проявления, а само понятие «враждебность» является неоднозначным, противоречивым и различными авторами трактуется по-разному. В первых исследованиях враждебности, которые восходят к традициям психоанализа, такие понятия, как: «агрессия», «агрессивность», «гнев», «враждебность», «цинизм» не имели четкой дифференциации. Представители когнитивного подхода впервые попытались описать понятие «враждебность» и выделили достаточно широкий спектр поведенческих и эмоциональных коррелятов враждебности [9; 10]. A. Buss [10] рассматривает враждебность как когнитивный компонент психики, J. C. Barefoot [9] − как сложное образование, включающее в себя гнев и агрессию в качестве поведенческих и эмоциональных коррелятов, которые выступают ее внешними индикаторами.

В ряде работ враждебность рассматривается как личностная черта или черта характера [12; 13]. T. W. Smith [13] рассматривает враждебность через категорию «отношение» и определяет ее как комплекс негативных отношений, убеждений и оценок, применяемых к другим людям.

В отечественной психологии В. Н. Мясищев [5], подробно разрабатывая категорию «отношение», относит враждебность к эмоциональным отношениям и отмечает, что враждебность формируется в процессе взаимодействия с ее объектом и затем задает пристрастность восприятия новых объектов. Рядом исследователей понятие «враждебность» рассматривается в рамках отечественных и зарубежных представлений о картине мира [1; 4; 5; 7; 11]. Тогда враждебность человека, понимаемая в контексте его индивидуальной картины мира, отчасти является продуктом микро- и макросоциальных процессов и зависит от конкретной культурно-исторической реальности, в которой он оказывается. Всеми авторами подчеркивается исключительная роль картины мира в адаптации человека к условиям его существования.

Картина мира составляет основу его жизнедеятельности во всех ее аспектах, она служит базой для принятия решений и познания внешнего мира [7; 8].

<…>

Полный текст

В современном мире наряду с увеличением распространенности различных психических заболеваний отмечается рост враждебного отношения и агрессивного поведения как среди взрослой популяции, так и среди детей. На сегодняшний день одной из актуальных задач, стоящих перед психологической наукой и практикой, является выявление и предупреждение факторов риска различных психических заболеваний, а также сохранение и поддержание психического здоровья населения. Интенсивное развитие психологии обусловливает возникновение новых объяснительных принципов в изучении роли психологических факторов в этиологии и патогенезе психических расстройств. За последние двадцать лет среди таких факторов в научной литературе все чаще упоминается враждебность. Таким образом, исследование враждебности и механизмов ее формирования позволит разработать психопрофилактические, психокоррекционные и реабилитационные программы, техники психологической помощи населению.

Враждебное поведение обладает значительным разнообразием форм проявления, а само понятие «враждебность» является неоднозначным, противоречивым и различными авторами трактуется по-разному. В первых исследованиях враждебности, которые восходят к традициям психоанализа, такие понятия, как: «агрессия», «агрессивность», «гнев», «враждебность», «цинизм» не имели четкой дифференциации. Представители когнитивного подхода впервые попытались описать понятие «враждебность» и выделили достаточно широкий спектр поведенческих и эмоциональных коррелятов враждебности [9; 10]. A. Buss [10] рассматривает враждебность как когнитивный компонент психики, J. C. Barefoot [9] − как сложное образование, включающее в себя гнев и агрессию в качестве поведенческих и эмоциональных коррелятов, которые выступают ее внешними индикаторами. В ряде работ враждебность рассматривается как личностная черта или черта характера [12; 13]. T. W. Smith [13] рассматривает враждебность через категорию «отношение» и определяет ее как комплекс негативных отношений, убеждений и оценок, применяемых к другим людям.

В отечественной психологии В. Н. Мясищев [5], подробно разрабатывая категорию «отношение», относит враждебность к эмоциональным отношениям и отмечает, что враждебность формируется в процессе взаимодействия с ее объектом и затем задает пристрастность восприятия новых объектов. Рядом исследователей понятие «враждебность» рассматривается в рамках отечественных и зарубежных представлений о картине мира [1; 4; 5; 7; 11]. Тогда враждебность человека, понимаемая в контексте его индивидуальной картины мира, отчасти является продуктом микро- и макросоциальных процессов и зависит от конкретной культурно-исторической реальности, в которой он оказывается. Всеми авторами подчеркивается исключительная роль картины мира в адаптации человека к условиям его существования. Картина мира составляет основу его жизнедеятельности во всех ее аспектах, она служит базой для принятия решений и познания внешнего мира [7; 8].

Опираясь на основные положения теоретических и методологических парадигм исследования системы отношений и картины мира человека [1; 5; 7], нам представляется целесообразным рассматривать враждебность как совокупность негативных отношений к актуально воспринимаемым объектам (объекту), которая характеризуется степенью выраженности (общим уровнем враждебности), степенью осознанности и генерализации, устойчивостью, степенью субъективной значимости, структурой. Вслед за Е. Ю. Артемьевой и А. В. Охматовской, в данном случае мы понимаем отношение в самом широком смысле: атрибутирование, оценка, приписывание значения, реконструкция значения, эксплицирование эмоционального отношения и т. п. [1; 6]. При этом враждебность как «отношение» формируется в процессе взаимодействия с ее объектом и затем задает пристрастность восприятия новых объектов. Следует отметить, что объекты враждебного отношения могут быть любыми. В узком смысле о враждебности говорят применительно к межличностной сфере; в этом случае ее объектами выступают конкретные люди. В широком смысле в качестве объектов могут выступать и неживые объекты, события окружающей действительности, абстрактные явления (например, жизнь, смерть и т. п.).

Рассмотрим основные характеристики враждебности более подробно.

  • Общий уровень враждебности. Высокий уровень враждебности описывается нами как склонность человека приписывать другим объектам и явлениям негативные качества. Характеризуя человека как враждебного, мы подразумеваем, что в его системе уже сложившихся отношений враждебность преобладает; вероятность формирования негативного отношения к новым объектам в целом выше, чем вероятность формирования позитивного, т. е. имеет место определенная предвзятость [2; 6]. Враждебные люди не просто более интенсивно реагируют на конфликтные ситуации, а, скорее, провоцируют и создают такие ситуации посредством специфической системы убеждений и соответствующего ей поведения. В этом процессе существенную роль играют такие характеристики, как цинизм, недоверие, подозрительность, негативизм. Люди с высоким уровнем враждебности в большей степени склонны приписывать нейтральным объектам и ситуациям негативные качества. Многие ситуации социального взаимодействия представляются им конфликтными, фактически не являясь таковыми. Враждебные люди ниже оценивают вероятность благоприятных событий, и выше – вероятность неблагоприятных. Все это создает для них множество дополнительных источников стресса по сравнению с невраждебными субъектами.

    Таким образом, можно предположить, что повышенная враждебность индивидов выступает в качестве психологического маркера их индивидуальной уязвимости к стрессогенным ситуациям, что приводит к трудностям компенсации и адаптации к социальным условиям и затем к манифестации заболевания (соматического или психического). В проведенных нами исследованиях [3] было показано, что у психически больных отмечаются достоверно повышенные значения общего уровня враждебности в тестовых заданиях по сравнению с нормой. Нами было показано, что наличие деструктивного мышления и трудностей эмоционального совладания со стрессовыми ситуациями приводит к увеличению стрессогенных ситуаций для психически больных, в результате они становятся более чувствительными к негативным оценкам окружающих.

  • Степень генерализованности враждебности может быть различной. Мы признаем, что отдельные негативные отношения к кому-либо или чему-либо характерны также и для здоровых людей. Однако враждебное отношение может быть неадекватно обобщенным, вплоть до того, что человек воспринимает любые объекты или воздействия извне как негативные, неприятные, нежелательные и т. п., что характерно для психически больных. В таких случаях генерализации враждебного отношения имеет смысл говорить о враждебной картине мира, которая при определенных обстоятельствах может приобретать характер патологии (например, паранойяльный бред) [2; 6]. Как показало наше исследование, у психически больных враждебное отношение распространялось не только на ситуацию обследования и на психолога, а также на тестовые задания, в которых в качестве объектов враждебного отношения выступали лица на фотографиях, неопределенные изображения и абстрактные понятия.

  • Враждебность характеризуется степенью осознанности. Согласно концепции В. Н. Мясищева, враждебность должна осознаваться, хотя ее мотивы и причины могут оставаться неосознанными [5]. Следует отметить, что негативное отношение при психической патологии осознается, так как оно представлено в форме обвинения окружающих людей, в утверждениях о возмездии, в убеждениях, что окружающие получат по заслугам, и т. д. Однако интерес представляет тот факт, что такое отношение психически больные считают оправданным и не стремятся скрывать его при общении. Таким образом, психически больные осознают не собственную враждебность, а враждебность окружающего их мира, при этом мотивы и причины ее остаются неосознанными. Данное объяснение согласуется с идеями В. Н. Мясищева, который разводил понятия «враждебное отношение» и «враждебная установка», обозначая последним недоступную рефлексии, неосознаваемую враждебность.

  • Вслед за J. C. Barefoot, Y. Gidron и др. [9] мы рассматриваем враждебность как сложное, многомерное образование, структура которого включает в себя следующие компоненты: когнитивный, аффективный и поведенческий. Когнитивный компонент враждебности представлен негативными убеждениями в отношении человеческой природы в целом (цинизм), убеждениями в недоброжелательности других людей по отношению к самому субъекту (враждебные атрибуции, недоверие, подозрительность), снижением самоценности (убеждением индивида в том, что он нехороший и недостойный человек), убеждением индивида в том, что он не может контролировать происходящие с ним события, убеждениями в своем невезении и убеждениями личности в максимальной роли случая в жизни, а также тенденцией к сближению оценок «положительных» и «отрицательных» стимулов. Аффективный компонент враждебности составляют взаимосвязанные эмоции, включающие гнев, раздражение, обиду, презрение, негодование, отвращение, а также подозрительность, настороженность и агрессивность и т. д. Поведенческий компонент враждебности включает разнообразные формы проявления враждебности в поведении, часто замаскированные, – агрессию, негативизм, нежелание сотрудничать, избегание общения, социально-пассивное поведение.

  • Враждебность может обладать различной степенью устойчивости. Эта характеристика враждебности также связана с тем, насколько негативное отношение генерализовано [2; 6]. Чем конкретнее враждебное отношение, тем оно менее устойчиво. Напротив, генерализованная враждебность резистентна к изменениям. Нами было выявлено, что при психической патологии отмечается амбивалентность, экстрапунитивность (направленность вовне) и генерализация враждебного отношения в виде ощущения несправедливости, недоброжелательности окружающего мира, негативной оценки субъективного будущего больными, подозрительности, негативизма, увеличения количества агрессивных и директивных ответов в тестовых заданиях, направленных на другого субъекта и на другой предмет. При этом у больных враждебность является устойчивой во времени характеристикой и не зависит от длительности течения заболевания и возраста больных [3].

Приблизительно с начала 70-х годов прошлого века в рамках психологии здоровья был проведен целый ряд корреляционных, экспериментальных и лонгитюдных исследований, специально посвященных изучению роли враждебности в этиологии различных заболеваний. Было показано, что враждебность является предиктором болезней сердца, а не просто сопутствующей характеристикой. Кроме того, дальнейшие исследования выявили связь враждебности с тяжестью течения аллергических, онкологических, вирусных, психосоматических, психических заболеваний, расстройств личности, а также ранней смертностью. Таким образом, есть основания рассматривать враждебность в числе общих психологических факторов риска психосоматических и психических заболеваний, неспецифичных для какой-либо отдельной нозологии. Мы полагаем, что связь враждебности с психической патологией носит многосторонний характер и задействует как физиологические, так и социально-психологические, а также ряд других механизмов. Следует отметить, что наиболее подходящей моделью, объясняющей механизмы взаимосвязи враждебности с психической патологией, является биопсихосоциальная модель этиопатогенеза психических заболеваний. Немаловажным является и то, что враждебность, очевидно, является не единственным психологическим фактором в этиопатогенезе психических расстройств и может определенным образом взаимодействовать с другими факторами, специфичными для той или иной патологии.

Вопрос о том, какие механизмы объясняют возможную роль враждебности в этиопатогенезе психических расстройств, на сегодня малоизучен. Предложенное в данной статье понимание враждебности в рамках системы отношений человека и его картины мира позволяет сопоставить ее в первую очередь с особенностями межличностного общения психически больных и связанными с этим эмоциональными переживаниями.

Перспективным представляется также изучение влияния враждебности на «поведение в болезни» пациентов, страдающих различными психическими и соматическими заболеваниями. Очевидно, что это влияние обусловлено включением враждебности как психологического отношения в структуру внутренней картины болезни. Таким образом, всестороннее исследование взаимосвязи враждебности с различными психическими заболеваниями, выявление роли ее в этиопатогенезе данных расстройств, изучение психологических особенностей враждебности у психически больных и механизмов формирования враждебного отношения позволит обеспечить не только более эффективную психотерапевтическую и психокоррекционную помощь данной категории больных, но и профилактическую деятельность психологов по сохранению психического здоровья людей.

Литература

  1. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999.
  2. Ениколопов С. Н., Садовская А. В. Враждебность и проблема здоровья человека // Журн. неврол. и психиатр. им. Корсакова. 2000. №7.
  3. Кузнецова С. О., Ениколопов С. Н. Психологические особенности враждебности при шизофрении и аффективных расстройствах // Психиатрия. 2006. № 5.
  4. Леонтьев А. Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. Т. 2. М., 1983.
  5. Мясищев В. Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней человека // Проблемы сознания: материалы симпозиума. М., 1966.
  6. Охматовская А. В. Психологические особенности враждебности у больных с психосоматическим заболеванием (бронхиальная астма): Автореф. канд. дисс. М., 2001.
  7. Смирнов С. Д. Образ мира как предмет психологии познания // Тезисы научных сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съезду психологов СССР. Категории принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983. Ч. 1.
  8. Соколова Е. Т. Психотерапия: теория и практика. М., 2002.
  9. Barefoot J. C. Developments in the measurement of hostility // Hostility, coping and health / Friedman H. S. Washington: American Psychological Association, 1992.
  10. Buss A. H. The psychology of aggression. N.Y.: Willey, 1961.
  11. Epstein S. The self-concept, the traumatic neurosis, and the structure of personality // Perspectives in Personality. 1991. Vol. 3.
  12. Larkin K. T., Martin R. R., McClain C. E. Cynical Hostility and the Accuracy of Decoding Facial Expressions of Emotions // Journal of Behavioral Medicine. 2002. Vol. 25(3).
  13. Smith T. W. Hostility and health: Current status of a psychosomatic hypothesis // Health psychol. 1992. Vol. 11.

Кузнецова Светлана Олеговна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, отдел медицинской психологии, ФГБНУ Научный центр психического здоровья, Москва, Россия, e-mail: [email protected]

Абрамова Аида Алексеевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник. отдел медицинской психологии, ФГБYУ Научный Центр Психического Здоровья, Москва, Россия, e-mail: [email protected]

Метрики

Просмотров

Всего: 13059
В прошлом месяце: 58
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1369
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Агрессивность — причины, диагностика и лечение

Агрессивность – это качество личности, выражающееся в действиях и поступках, ориентированных на причинение вреда окружающим или самому себе. Проявляется враждебностью, нанесением физических травм, произнесением оскорблений. Агрессивные люди раздражительны, обидчивы, часто переживают гнев, злость, ярость. Диагностика выполняется клиническими методами, при помощи психодиагностических личностных опросников, проективных тестов. Для снижения агрессивности применяется психоанализ, когнитивно-поведенческая психотерапия, аутотренинг, медикаментозная коррекция.

Общая характеристика

С практической точки зрения агрессивность рассматривается как повышенная готовность человека к агрессивному поведению, которое не является врожденным, а приобретается в процессе социального взаимодействия. По качественным характеристикам различают агрессивность конструктивную и разрушительную. Первая реализуется в оборонительных действиях, нанесении непреднамеренного вреда, позволяет социально адаптироваться, преодолевать препятствия, проявлять лидерство. Вторая представлена неконструктивным агрессивными действиями, основанными на умысле причинения физического или психологического страдания другому.

По направленности агрессивность бывает ориентированной на окружающих и на себя. В соответствии с этим выделяют гетероагрессивные – оскорбления, побои, ругань и самоповреждающие или аутоагрессивные реакции. Крайним вариантом аутоагрессии являются попытки суицида. Наиболее очевидные враждебные действия – использование физической силы против другого лица. Прочие возможные варианты – неприязнь, ехидство, негативизм, раздражение, обидчивость, подозрительность, высказывание угроз. Агрессивность, направленная на себя, сопровождается чувством вины, самоуничижением.

Причины агрессивности

Становление агрессивности как черты личности – сложный процесс, в котором задействовано множество факторов. Враждебное поведение формируется постепенно под влиянием семьи, сверстников, средств массовой информации. Дети учатся агрессии путем наблюдения и апробирования: видят, как можно проявить ненависть и враждебность, оценивают, к чему это приводит, реализуют полученные знания на практике. Если опыт агрессивных поступков положительный, они закрепляются в характере. Причины агрессивности взрослого человека – социально-психологические факторы, психические болезни, состояния алкогольной и наркотической интоксикации.

Психосоциальные факторы

Продуктивная враждебность позволяет добиваться намеченных целей, отстаивать личностные границы, собственные убеждения. Она противопоставляется бесхарактерности, присуща большинству людей. Выраженность и частота агрессивности зависят от индивидуальных характеристик, таких как темперамент и характер, а также от социокультурных условий, случайных ситуативных влияний. Психосоциальные причины подразделяются на несколько групп:

  • Ситуативные. Агрессивность провоцируется раздражающими внешними условиями и физиологическими состояниями. Так, более вспыльчивыми люди становятся при перегреве, нахождении в душном помещении, длительном воздействии шумов, вибраций. Самоконтроль ослабевает в ситуации стресса, при усталости, болевых ощущениях, половом возбуждении.
  • Поведенческие. К данной группе факторов относится любое поведение, которое расценивается окружающими как неприемлемое, вызывает ответную защитную реакцию. Например, агрессивность ребенка бывает связана с бесцельным времяпрепровождением, прогулами уроков, употреблением алкоголя – поступками, вызывающими осуждение родителей, педагогов.
  • Личностные. Агрессивными чаще бывают люди с сангвиническим и холерическим темпераментом, с возбудимыми и асоциальными чертами характера. Враждебное поведение реализуется на основе эмоциональной неустойчивости, раздражительности, депрессивности. Другие личностные причины – неадекватный уровень самооценки, готовность к риску, завистливость.
  • Микросоциальные. Микросоциальной средой является семья, школьный или трудовой коллектив. К демонстрации агрессии склонны люди, которые часто наблюдают насилие или испытывают его на себе, переживают унижения, оскорбления. Поэтому высокий уровень враждебности определяется у подростков из неблагополучных семей, у людей, работающих в силовых структурах.
  • Макросоциальные. Как причины агрессивности могут рассматриваться общественные, политические и культурные факторы. Враждебная настроенность формируется при пропаганде негативных событий СМИ, демонстрации ненормативного поведения значимыми людьми (руководителем страны, министрами), возведении в культ насилия. Провоцирующим фактором часто становится низкое социально-экономическое положение, зависимость от материальной помощи государства.

Психические расстройства

Агрессивность – довольно распространенный поведенческий и эмоциональный феномен, встречающийся в практике психиатров. Исследовательский и общественный интерес к проблеме агрессии у психических больных связан с высоким риском совершения ими опасных действий, которые направлены на близких, случайных людей или на самих себя. Озлобленность, гневливость, импульсивность наиболее характерны для следующих расстройств:

  • Депрессия. У депрессивных больных агрессивность чаще интрапунитивная – направленная на самого себя. Она проявляется самоуничижением, чувством никчемности, переживанием вины. Сочетание тяжелой формы депрессии с импульсивностью характера повышает риск суицидальных попыток, нанесения самоповреждений. В отношении других людей агрессия реализуется через раздражительность, подозрительность, негативизм.
  • Деменция. Дементные больные утрачивают самоконтроль, не учитывают правила поведения, принятые в обществе. Они могут оскорблять, причинять вред окружающим, не осознавая тяжести своих поступков. Агрессия часто вызвана страхом, переживанием невозможности выполнять привычные действия, потерей независимости, а в тяжелых случаях – физическим дискомфортом (голодом, усталостью) и неспособностью попросить о помощи.
  • Шизофрения. Ведущие причины враждебности пациентов – бредовые идеи о злом умысле окружающих, неадекватность эмоций, расторможенность влечений. При этом у них нет умысла навредить другому. Поведение часто основано на искаженной логике, направлено на избавление от напряжения и страхов. При параноидной форме шизофрении больные могут причинить вред, выполняя требования галлюцинаторных образов или голосов.
  • Психопатии. В психиатрической практике частой причиной агрессивности являются расстройства личности. При эксплозивной психопатии больные склонны к неконтролируемым вспышкам гнева, импульсивной непреднамеренной агрессии. Ключевые проявления эпилептоидного личностного расстройства – эмоциональная вязкость, злопамятность, гневливость. Пациенты долгое время остаются раздраженными, проявляют эгоизм, пренебрегая интересами других. Люди с асоциальной психопатией имеют дефекты морали, не испытывают уважения, симпатии и любви, поэтому проявляют агрессию без чувства вины.

Интоксикации

Прием психоактивных веществ снижает ясность сознания, нарушает познавательные функции, искажает восприятие. В состоянии опьянения поведение и эмоции становятся неадекватными: без причины возникает смех, плач, злость, страх. Все эти изменения обусловлены фармакологическим эффектом принятого препарата (алкоголя, наркотика) и физиологическими особенностями организма. После отмены вещества состояние постепенно нормализуется. Агрессивность может быть спровоцирована следующими веществами:

  • Алкоголь. На начальной стадии опьянения преобладает эйфория, чувство расслабленности, легкости. Затем алкогольная интоксикация усиливается, поведение становится вызывающим, самоконтроль снижается. Нарастает раздражительность, грубость, назойливость. Человек ведет себя агрессивно, провоцирует конфликты, скандалы, драки. В этот период он становится наиболее опасным для себя и людей, которые находятся рядом.
  • Препараты конопли. При небольшой дозе наркотика возникает ощущение беззаботности, несдержанность, повышенная разговорчивость. Обостряется чувствительность к свету, звукам, запахам. Увеличение дозы приводит к заторможенности и вялости либо, наоборот, к агрессивности, немотивированным действиям. Во втором случае нарастает гиперактивность, появляются галлюцинации, беспочвенные страхи, паника.
  • Галлюциногены. Прием галлюциногенных веществ сопровождается изменением восприятия внешнего мира: человек начинает «слышать цвета», «видеть звуки», утрачивает ощущение собственного тела. Галлюцинации чаще зрительные, провоцируют перевозбуждение, неадекватные сильные эмоции – страх, счастье, злость. На фоне утраты самоконтроля и измененного эмоционального состояния возникает импульсивное поведение, иногда – с элементами агрессивности.
  • Седативные, снотворные препараты. Интоксикация проявляется нарастанием заторможенности, сонливости, дискоординации движений. Эмоциональные реакции лабильны, аффект расторможен. Возникающее вначале чувство симпатии к собеседнику легко переходит в гнев, агрессию. Двигательная активность повышается, движения становятся беспорядочными, некоординированными. Усиливается сексуальное влечение, аппетит.

Диагностика

Диагностика агрессивности и ее причин проводится врачом-психиатром, психотерапевтом, клиническим психологом. Особый интерес представляют случаи определения склонности к агрессии при выполнении экспертиз, когда у пациента может присутствовать стремление скрыть нежелательные качества. В таких ситуациях помимо стандартных диагностических процедур используются экспериментальные методы, в ходе которых осуществляются воздействия, провоцирующие враждебность. В рамках базового исследования применяются следующие процедуры:

  • Опрос. Во время беседы врач выясняет причины агрессивности, ее продолжительность, выраженность, обоснованность. Пациенты не всегда критичны к изменениям своего поведения, поэтому для получения более объективной информации проводится опрос родственников (сопровождающих лиц), запрашиваются характеристики из школы, с места работы.
  • Наблюдение. Склонность к агрессивным реакциям проявляется во время врачебной консультации: больные раздражительны, вспыльчивы, грубы. На неприятные вопросы отвечают с руганью, легко переходят к обвинениям, ссорам, скандалам. Более полное представление о поведении пациентов дает наблюдение в условиях стационара. Как правило, они проявляют вербальную и физическую агрессию, становятся зачинщиками ссор с медицинским персоналом, другими больными.
  • Психодиагностическое тестирование. Личностные опросники позволяют количественно оценить выраженность агрессивности, определить ее положение в структуре характера, сочетание с другими качествами, например, импульсивностью. Используется тест Басса-Дарки (Диагностика состояния агрессии), тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях). Для выявления скрываемой агрессии эффективны проективные методики: тест руки, тест Розенцвейга.

Лечение

Агрессивность не должна рассматриваться как неизбежная форма реагирования человека на конфликты, жизненные трудности и неудобства. При своевременной правильной работе над своими личностными качествами можно научиться контролировать проявления злости и враждебности, предупреждая развитие их патологических форм. Симптоматическая медико-психологическая помощь заключается в проведении психотерапевтических сеансов, групповых тренингов, медикаментозной коррекции.

Индивидуальная психотерапия

Беседы с психотерапевтом позволяют пациентам осознать причины гневливости, раздражительности и враждебного отношения к окружающим. Используются методы психоанализа, психодрамы, когнитивной психотерапии. Результатом становится осознание проблемы, понимание того, как агрессивность проявляется в повседневной жизни, как влияет на качество отношений, какими методами будет проведена коррекция. Второй этап психотерапии нацелен на овладение навыками самоконтроля, переключения внимания, релаксации. Применяется аутогенная тренировка, гипноз, техники гештальт-терапии и арт-терапии.

Групповые тренинги

Эффективны тренинги социальных навыков. Производится моделирование ситуаций, в которых демонстрируются образцы адекватного поведения, даже если другая сторона провоцирует конфликт. В форме ролевых игр отрабатываются способы межличностного взаимодействия в различных ситуациях: бытовых, профессиональных, официальных. После каждого практического занятия происходит процесс рефлексии, обратной связи, в котором участники делятся мнениями, переживаниями, оценивают результат.

Медикаментозная терапия

Подбор медикаментозного лечения необходим при тяжелых формах агрессивности, когда поведение пациента представляет угрозу для него самого или окружающих. Прием лекарств позволяет достичь компенсации общего состояния, снизить количество агрессивных поведенческих актов, предупредить их развитие в будущем. Распространено комбинированное использование быстродействующих бензодиазепинов с нейролептиками. Фармакологическое воздействие объясняется способностью препаратов влиять на уровень и соотношение нейромедиаторов. Помимо вышеуказанных лекарств могут быть назначены атипичные нейролептики, соли лития, бета-адреноблокаторы, СИОЗС.

Определения и способы управления

В мире исследований стресса гнев и враждебность являются наиболее широко изучаемыми поведенческими характеристиками. Исследования показывают, что гнев является поведенческим фактором, наиболее сильно коррелирующим с повышенным риском инсульта, инфаркта миокарда и, возможно, высокого кровяного давления. Известно, что другие проблемы физического и поведенческого стресса напрямую зависят от стресса. Например, проблемы с желудочно-кишечным трактом или желудком тесно связаны с гневом.

Высокий уровень гнева является сильным поведенческим предиктором ранней болезни и даже смерти. Эта шкала измеряет такие вещи, как раздражительность, гнев и нетерпение, и является одним из классических типов поведения типа А. Если вы набрали по этой шкале средний или высокий балл, тогда практикуйте более конструктивные и подходящие способы борьбы с гневом, а также с внутренними и внешними ситуациями, которые вызывают у вас эту эмоцию.

Гнев — это эмоция, которую время от времени испытывает почти каждый человек. Гнев не является чем-то неправильным или плохим, но это отрицательная эмоция, означающая, что она имеет тенденцию снижать настроение человека.

Враждебность или агрессия — это поведение, часто являющееся прямым результатом неконтролируемого гнева. Большинство людей считают, что они практически не контролируют свою враждебность или агрессию и еще меньше контролируют гнев. Но, как и со всеми эмоциями и любым поведением, человек может научиться лучше контролировать свой гнев и агрессию посредством тренировок и практики.

Сильный гнев может быть неуместным и контрпродуктивным. Определите для себя, является ли ваш гнев чрезмерным, и начинает ли он влиять на вас и ваши отношения или уже повлиял на них. Вы лучше других знаете, вреден ли ваш гнев.

В дополнение к физическим последствиям гнева, гнев также имеет последствия в вашей социальной жизни. Некоторые примеры деструктивного гнева включают словесные оскорбления в адрес ребенка, супруга или другого человека, когда они не оправдывают ожиданий. Физическое избиение человека или жестокое обращение с ним — обычное явление в домах по всему миру. Эта форма гнева почти всегда ошибочна, как и частые взрывные вспышки ярости и гнева по отношению к другим за незначительные проступки. Чрезмерный словесный или физический гнев является проблемой для многих.

Почему гнев? Гнев, как правило, является попыткой контролировать действия или поведение других, чтобы наши потребности и желания удовлетворялись другими. Гнев — это результат разочарования, когда вы не получаете того, что вам нужно, чего вы хотите или ожидаете от жизни или от других. Гнев, по сути, является тактикой контроля.

В основе гнева лежит страх. Самый распространенный страх — это отсутствие контроля над человеком или событием. Гнев — это попытка контролировать свой собственный мир, пытаясь контролировать действия других. Чтобы уменьшить страх или тревогу и заставить человека вести себя «правильно», используется гнев. Ведь когда человек находится под вашим контролем, вы чувствуете себя лучше.

Гнев может выражаться либо напрямую через «наброски», либо косвенно через «пассивно-агрессивное» поведение. При пассивно-агрессивном поведении люди наказывают других, ведя себя агрессивно, не отвечая, дуясь или просто убегая. Активный гнев очевиден: вы просто теряете контроль и «взрываетесь» на кого-то словесной или физической атакой.

Продолжительное выражение гнева может повредить как вашему здоровью, так и вашим отношениям. Гневные слова и поступки никогда не вернуть назад. Нанесенный вред на самом деле не заживает. Эффекты могут сохраняться годами и часто возвращаться, чтобы преследовать вас.

1. Признайте, что страх вызывает ваш гнев

Поскольку страх — это двигатель, который заставляет вас делать такие вещи, как бить, кричать или кричать на кого-то, спросите себя: «Чего я боюсь прямо сейчас?» Вы боитесь, что человек не сделает или не скажет то, что вы хотите? Испытываете ли вы беспокойство, когда вы не контролируете себя? Признайте, что ваша потребность в контроле может быть нереалистичной и на самом деле контрпродуктивной. Если тревога по поводу ситуации велика, у вас могут возникнуть трудности с обращением к этому источнику, и вам, вероятно, придется очень усердно работать над этой тревогой. Как только вы это сделаете, вы сможете более эффективно совладать со своим страхом и гневом.

2. Поток со страхом

Как только вы определили страх, стоящий за гневом, позвольте себе почувствовать его. Это позволит страху течь сквозь вас и выходить из вас. Много энергии тратится впустую, пытаясь оттолкнуть наши страхи. К сожалению, это держит нас посреди них. Как только мы испытаем и определим свои страхи, мы сможем перейти к уменьшению стресса. Мы можем признать, что пугающее состояние произошло, а затем предпринять позитивные шаги, чтобы изменить или извлечь максимальную пользу из воспринимаемого «страшного» результата.

3. Повысить самооценку

Каждый иногда испытывает гнев. Это нормально. Тем не менее, позитивная и здоровая самооценка жизненно важна для сопротивления использованию гнева. Самоуважение улучшается, когда вы смотрите на хорошее внутри себя, а не на плохое, ущербное или неадекватное.

4. Практикуйте «отпускание»

«Отпускание» — это ключ к освобождению себя от чрезмерного гнева. Наша культура сосредоточена на сохранении контроля, а не на обучении нас искусству «отпускать». «Отпуская», вы на самом деле обретете контроль над собой! Когда вы осознаете чрезмерный гнев внутри себя, вы можете начать говорить с собой по-другому. Например, вы можете сказать себе:

«Я могу отпустить, и все в порядке. Отпустить не значит, что я вышел из-под контроля».

«Я могу отпустить ситуацию и все еще контролировать ситуацию. Отпускание заставляет меня чувствовать себя лучше, и это улучшит ситуацию».

«Мне не нужен гнев, чтобы изменить этого человека или ситуацию. Гнев не контролирует меня, я хозяин своего гнева».

«Я не злой человек. Гнев разрушительен. Я поднимусь над этим гневом и отпущу!»

5. Будьте готовы

Быть готовым означает думать о своем поведении и мыслях. Записывайте или делайте мысленные пометки, когда вы часто испытываете чрезмерный гнев или выражаете его либо внешне по отношению к другим, либо внутренне по отношению к себе. Осознайте обстоятельства, которые вызывают вашу реакцию, и мысленно подготовьтесь к будущим событиям в следующий раз. Подготовьтесь, репетируя, как вы будете реагировать, когда ваш гнев начнет проявляться. Затем, когда ситуация возникнет, вы сможете лучше изменить себя к лучшему. Вы можете не всегда добиваться успеха, но вы добьетесь прогресса, особенно когда у вас будут небольшие успехи.

6. Используйте «i-сообщения»

«I-сообщения» — это мощный способ общения с другими людьми, когда они злятся, расстроены или обижены. Электронные сообщения могут разрядить потенциально взрывоопасную ситуацию и являются хорошей альтернативой словесным оскорблениям другого человека. Как правило, я-сообщения принимают форму сообщения человеку о том, что вы чувствуете из-за того, что он сделал или не сделал. Я-сообщения сосредоточены на поведении, а не на человеке как человеческом существе. Например, распространенным выражением гнева может быть: «Ты идиот! Где ты был всю ночь! Ты такой глупый, нехороший ребенок! Я тебя ненавижу. Прочь с глаз моих.»

Например, I-Message может иметь форму: «Когда ты не звонишь мне и не сообщаешь, когда вернешься домой, я чувствую себя обиженным и неважным в твоей жизни. Тебе важно позвонить мне. Я знаю, что вы хотите быть независимым, но давайте обсудим границы и ограничения. Я не ненавижу тебя. Я расстроен твоим поведением. К сожалению для вас, существуют пределы, и нам нужно поговорить о последствиях». I-Сообщения должны выражать то, как на вас влияет поведение другого человека.

7. Избегайте «следует»

Мысленное установление слишком жестких границ для себя и других, постоянное утверждение, что люди должны быть чем-то другим, а не тем, чем они являются, порождает разочарование и гнев. Люди такие, какие они есть; изменение возможно, но принятие является ключом к преодолению стресса. Участие в этих «следованиях» часто саморазрушительно и, как правило, вредно для ваших отношений с другими.

Вот несколько примеров того, чего следует избегать:

«Она/он должны быть более любящими».

«Когда я вхожу в комнату, люди должны сразу здороваться со мной».

«Когда я поручил ей задание, она должна была сразу его выполнить».

«Он должен больше любить своих родителей. Он должен навещать их чаще».

«Они должны проявлять ко мне больше уважения. Ведь я их выше. Я заслуживаю этого.»

8. Ставьте реалистичные цели

Когда вы не достигаете своих целей, вы можете разочароваться и разозлиться. Ставьте реалистичные цели, как в уменьшении чрезмерного гнева, так и во всех других сферах вашей жизни. Затем воздействуйте на них; обещания и надежды редко меняют человеческое поведение. Наконец, скажите себе, что вы делаете успехи. Успокаивайте себя, даже если вы делаете лишь случайные или небольшие шаги. Маленькие шаги — единственный способ достичь многих целей.

Что вызывает агрессивное поведение? | Thriveworks

Агрессия — это враждебное или агрессивное поведение. Это женщина кричит на своего сына за то, что он случайно пролил молоко на ковер. Это ребенок, толкающий свою подругу на детской площадке, потому что она играла с его любимой игрушкой. Это девушка огрызается на своего парня, потому что он не пригласил ее с парнями.

Как вы видите (и, вероятно, знаете из личного опыта), агрессия может принимать разные формы. Мы все действуем агрессивно в тот или иной момент нашей жизни, будь то крик на черного Судана, который нас подрезал, или ввязывание в это с семьей или друзьями. Но некоторые более агрессивны, чем другие — быстро реагируют или проявляют враждебное поведение. Напрашивается важный вопрос: почему?

Что вызывает агрессию?

Конечно, агрессию может подстегнуть трафик, равно как и разногласия с коллегой. Но какая психология стоит за этим поведением? На самом деле есть несколько причин, по которым мы становимся агрессивными, что также помогает объяснить, почему некоторые люди более агрессивны, чем другие:

1. Инстинкт

Агрессия — один из наших многочисленных инстинктов выживания. Согласно Зигмунду Фрейду, агрессия постоянно нарастает, пока в тот или иной момент не выливается в агрессивное поведение. Некоторые люди могут подавить эту агрессию и вместо этого использовать другие инстинкты выживания, но другие просто реагируют и освобождаются.

2. Гормональный дисбаланс

Гормональный дисбаланс у человека, безусловно, может способствовать агрессивному поведению. Например, высокий уровень тестостерона способствует высокому уровню агрессии. Это объясняет, почему самцы обычно более агрессивны, чем самки.

3. Генетика

Агрессивность также может передаваться генетически. Дети подвергаются большему риску адаптационных агрессивных тенденций, если они имеют для этого биологический фон. Снова и снова отец и сын проявляют агрессивное поведение.

4. Физиологические заболевания и темперамент

Серьезное заболевание может сильно повлиять на настроение и поведение человека, так как стресс и другие психические воздействия могут вызвать большую агрессию. Кроме того, темперамент человека может играть роль в агрессии. Люди с плохим характером обычно становятся агрессивными быстрее, чем более спокойные люди.

5. Социальное обучение

Агрессии можно научиться. Некоторые становятся более агрессивными из-за личного опыта или наблюдения. Например, дети всегда ищут подсказки, как действовать, как показано в эксперименте с куклой Бобо. Они учатся действовать агрессивно, когда наблюдают, как кто-то другой совершает насильственные действия, например, в фильмах или видеоиграх.

6. Психологические расстройства

Человеку свойственно расстраиваться, когда кажется, что жизнь идет не так хорошо. Это разочарование может быть связано, например, с работой или любовью, и может привести к всестороннему ощущению негатива. Затем этот негатив представляет собой угрозу, которая может привести к агрессии.

Как справиться с агрессивным человеком: 4 совета

Трудно иметь дело с кем-то, кто постоянно проявляет враждебность или насилие, особенно когда это близкий человек, который любит вашу маму, парня или кого-то еще. не может легко избежать или игнорировать, как коллега. В любом случае, следующее может помочь вам более эффективно справляться с агрессивными людьми в вашей жизни:

  • Сохраняйте спокойствие. Последнее, что облегчит эту ситуацию, — еще одна агрессивная особь. Сохраняйте самообладание и используйте здравый смысл, чтобы справиться с ситуацией. Агрессивные люди часто стремятся запугать и расстроить других. Вы должны убедиться, что этого не произойдет, и вместо того, чтобы реагировать гневом, найдите время, чтобы сосчитать до десяти и подумать о лучшем способе справиться с ситуацией.
  • Поставьте себя на их место. Даже если агрессия кажется необоснованной, представьте себя на их месте. Возможно, они выросли в чрезмерно агрессивной семье. Или, может быть, у них много забот, и они реагируют на стресс агрессивно. Это поможет успокоить собственные негативные чувства и проявить сочувствие к человеку. Тогда, возможно, вы сможете превратить агрессивную атаку в продуктивный разговор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *