Приемы общения с детьми дошкольного возраста – . , — .

Консультация на тему: ПРИЁМЫ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРИЁМЫ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

Выполнила Грачева Маргарита Валентиновна

Взрослому при общении с ребёнком важно быть в контакте со своими чувствами, уметь выразить их, сказать о них, чтобы ребёнок их услышал. Так же взрослому необходимо развивать собственную способность слушать и слышать чувства ребёнка. Тем самым взрослый, общаясь с ребенком, продвигается по «кривой эмоций», не разрушая внутреннего мира ребёнка и сохраняя собственную эмоциональную целостность.

Только в непосредственном общении можно научить ребёнка позитивному конструктивному общению, сотрудничеству.

Позитивное, эффективное общение с ребёнком возможно, если взрослый обладает следующими навыками:

  • Говорит о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщении».
  • «Активно слушает» внутренний мир ребёнка, мир его чувств.
  • Не оценивает личность ребёнка, а говорит о его нежелательных действиях.

В семье происходит первичная социализация ребёнка, уяснение им правил взаимодействия с другими людьми: что можно, а что нельзя; установление социальных норм поведения, как в семье, так и вне неё. Родителям, в семье, необходимо установить единые правила, требования, предъявляемых к ребёнку.

Овладение языком «Я-высказывания», «Я-сообщения»

«Я-высказывание» – это прием и способ, с помощью которого взрослый сообщает ребёнку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нем и не о его поведении, которое это переживание вызвало (в отличие от «Ты-высказывания»). «Я-высказывание» всегда начинается с личных местоимений: «я», «мне», «меня».

«Я-высказывание» вообще не содержит местоимения «ты», лишь ссылку на определенные ситуации или отвлеченных людей. «Ты-высказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение. После «Ты-высказывания» взрослый часто использует угрозу или приказ. Это может вызвать сопротивление или протест. «Я-высказывание» – это сообщение о своих чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. После «Я-сообщения» взрослый часто использует просьбу. «Я-сообщение» имеет ещё некоторое значение. «Я-сообщение» – это способ регуляции собственного эмоционального состояния, так как энергия эмоционального-аффективного плана переводится на рациональный, вербально-коммуникативный план.

«Я-сообщение» –  это послание вашего внутреннего «Я», и оно адресовано к внутреннему «Я» ребёнка и устанавливает с ним контакт.

«Я-сообщение» сигналит о границах дозволенного в необходимой для ребёнка форме.

«Я-сообщение» – это способ передать ответственность за свои действия самому ребёнку. Ребёнок сам решает, что ему делать «в свете новой информации».

«Я-сообщение» предполагает уверенное поведение (мы раскрываем свое внутреннее «Я») вместо агрессивного поведения.

«Я-сообщение» предполагает в общении с ребёнком позицию «на равных» вместо позиции «сверху» – «Я-высказывание».

Развитие навыков активного слушания

«Активно слушать ребёнка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство» (Гиппенрейтер, 1988г.).

«Активное слушание» – это способ сообщить ребёнку, его внутреннему «Я», что вы  слышите его чувства, они вам не безразличны и глубоко  волнуют. Это способ установить контакт с ребёнком и сказать ему: «Я понимаю тебя и я принимаю то, что ты переживаешь».

        Родители, которые применяют «активное слушание» своих детей вместо поучений и наставлений отмечают, что ребёнок через какое-то время становится спокойнее, увереннее, начинает сам больше рассказывать о себе, он реже прибегает к деструктивным формам поведения, начинает посвящать в свои тайны и секреты. Подобные перемены взрослые замечают и за собой: они начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться, легче принимать «отрицательные» чувства ребёнка, лучше видеть, отчего ему бывает плохо. Родители перестают бороться со своим ребёнком, добиваясь подчинения.

        «Активное слушание» помогает родителям видеть за внешним поведением ребёнка его скрытые стремления, желания, интересы.

        Услышать чувство – это проявить сочувствие и, крайне, маловероятно, что сочувствие подтолкнет кого-либо к подчинению, мести, сопротивлению. Наоборот, в ответ на сочувствие мы переживаем благодарность, и готовность идти навстречу.

        «Активное слушание», так же как и «Я-сообщение» делает удивительную вещь для ребёнка – он сам принимает решения.

Занятия с детьми всегда несут в себе массу неожиданностей и сюрпризов, которые могут быть использованы как материал для совместной деятельности. Это зависит от профессиональных и личных качеств педагога. Педагогу необходимо знать психологические особенности детей дошкольного возраста, быть внимательным и чутким к нюансам детского поведения. Важно быть искренним, эмоционально открытым, способным к импровизации, артистичным и владеть навыками саморегуляции.

Овладение взрослым навыками «Я — высказывания», активное слушание позволяет наладить с ребенком позитивное и эффективное общение. Правила и требования являются своеобразной опорой воспитательного процесса. При установлении требований и ограничений взрослому необходимо знать и соблюдать определенные правила, т.е. как устанавливаются «границы дозволенного».

nsportal.ru

Методы и приёмы развития общения дошкольников в игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО



В статье рассмотрены игры в педагогическом процессе. В работе представлены приемы и методы руководства коммуникативными играми.Цель игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе, а стеснительным и замкнутым детям – преодолеть барьеры в общении, одним словом, создать легкое общение.

Ключевые слова: ребенок, игра, игровая деятельность, взрослый, друг, игрушка.

Игра – основная деятельность дошкольного возраста. Ее недаром называют «ведущей» – именно благодаря игре ребенок постигает окружающий мир предметов и людей, «врастает» в сообщество взрослых людей. Ребенок должен овладеть этой деятельностью и насытиться ею, чтобы к школьному возрасту, он уже не путал учебную мотивацию с игровой, различал, когда нужно выполнять требования, а когда только имитировать их понимание.

После овладения предметным действием ребенок учится играть. Игра дошкольника проходит несколько стадий.

Первая – это игра ролевая, когда ребенок просто уподобляет себя кому-то, называя мамой, папой, медведем, зайцем, Бабой Ягой и т.д.

Вторая – игра сюжетная, при которой он разыгрывает истории, имеющие начало, развитие и конец, истории, которые могут не оканчиваться в один день и продолжаться на следующий.

И, наконец, третья стадия – игра с правилами, когда ребенок не просто действует согласно логике сюжета, но в состоянии выработать и принять систему ограничений (норм и правил), которые действуют для всех.

Первые две стадии способствуют раскрытию творческих возможностей ребенка, его артистизма, непосредственности. Последняя служит продуктивному и легкому для ребенка общению, его социализации.

Склонность к игровой деятельности присуща не всем людям и зависит от особенностей темперамента. Дети застенчивые, излишне зажатые иногда предпочитают интеллектуальную деятельность, спортивные или компьютерные игры. Но это неадекватная замена. Как приучить их к играм традиционным?

Во-первых, начать играть с ребенком самим. Вспомнить и рассказать, как играли вы сами, ваши родители, какие игры существуют.

Во-вторых, придумать или пригласить посредника – куклу, соседского ребенка, брата или сестру малыша, которые охотно принимают участие в игре. Следите только за тем, чтобы этот посредник не оказался излишне активным и не «забил» вашего малыша.

В-третьих, попутно поощряйте в ребенке все возможные проявления инициативы и фантазии – пусть он придумывает новые слова, образы, ассоциации, новые игры и новые роли. Если он стесняется и не обладает должным артистизмом, предоставьте ему побыть режиссером или критиком.

Очень полезны театрализованные представления, сочетающие элементы кукольного театра или шоу масок – для застенчивых детей особую важность имеет тот факт, что никто не видит их лица, не узнает их. Можно вначале предоставить ребенку одну из второстепенных ролей или побыть в массовке, чтобы он чувствовал себя слитым с социальным фоном, не выделяющимся среди других людей. Полезны и карнавальные представления. Однако имейте в виду, что ни одно из этих мероприятий нельзя устраивать вопреки желанию ребенка и очень важно следить, чтобы ему было комфортно – если он окажется подавленным более активными участниками, возможный праздник легко может превратиться в психотравму. В целом же умение играть – это не просто возрастной навык: это элемент жизненной философии, делающей жизнь человека более легкой и радостной.

Вашему малышу не хватает коммуникабельных навыков? Поиграйте с ним в одну из этих игр от детских психологов и у них все получится.

Большинство из этих игр требует нескольких участников. Если малыш замкнут, то ему нужно быть одним из многих, выполнять указания ведущего. Это снимает страх общения.

Цель таких игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе, а стеснительным и замкнутым детям – преодолеть барьеры в общении, одним словом, создать легкое общение.

Давайте познакомимся!

Дети с воспитателем (ведущим) становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т.д.

Эта игра помогает детям познакомиться, а также вовлечь в общение стеснительных детей.

Ау!

Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

Если “Да” – похлопай, если “Нет” – потопай.

Взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

«Лене очень нравится Сережа, поэтому она его побила».

«Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадовалась».

«Сережа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, обиделся, что сам не сделал этого и поэтому поссорился с Максимом».

Ситуации можно подбирать из непосредственной жизни детей. Наверняка их будет немало.

Эта игра способствует развитию коммуникативных навыков детей, а также развитию слухового внимания.

Интервью

Дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они – взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представляться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т.д.

На первых этапах игры дети часто затрудняются в подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Давай поговорим

Играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать… (пожарником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предложение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Важно! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей – ниже его.

Охота на тигров

Дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10-ти. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку (маленького тигра). Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Дотронься

Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до… (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т.д.)». Кто не нашел необходимого предмета – водит.

Игрушек должно быть меньше, чем детей.

Эта игра способствует развитию навыков общения, умения просить, а также снятию телесных зажимов.

Газета

На пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету.

В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться – тогда расстояние между ними максимально сократится.

Исполнение желания

Дети разбиваются на пары, один из них водит. Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке», – или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место)).

Эта игра учит дошкольников эмпатии, умению понять чувства другого, посочувствовать ему.

Закончи предложение

Ребенок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”.

Игра направлена на повышение уверенности в себе, в своих силах.

Поварята

Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, салат). Каждый придумывает, чем он будет (капуста, картошка, соль и т.д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя прыгает в середину круга, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Игра продолжается, пока все “компоненты” не окажутся в середине круга. В результате получается красивое блюдо.

Комплименты

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает и говорит “Спасибо”. Затем он дарит комплимент своему соседу (игра проходит по кругу). Если ребенок затрудняется с ответом, он может сказать какое-нибудь “сладкое” или “цветочное” слово. Помогайте детям.

Эта игра учит детей видеть в людях хорошее, доброжелательно относиться друг к другу.

Зеркало

Попросите детей представить, что они находятся в магазине зеркал. Одна половина детей – зеркала, другая – разные зверюшки. Зверюшки ходят между зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать их движения и выражения “мордочек”.

Рукавички

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов как можно быстрее раскрасить одинаковые рукавички. Понаблюдайте, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Победителей поздравляют.

Дракон кусает свой хвост

Дети становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник – “голова”, последний – “хвост” дракона. “Голова” должна дотянуться до “хвоста” и дотронуться до него. “Тело” дракона при этом не должно разорваться.

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Психологическое учение о человеке. – М.: Просвещение , 1998.
  2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – Издательство ЛГУ, 1980.-С. 56.
  3. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности . – М.: Дошкольное воспитание. – 2009.
  4. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Просвещение , 1983.- С.86.
  5. Бодалев А.А. Психология общения. – М.: Воронеж ,1996.
  6. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника. – М.: Учитель. – 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, взрослый, ведущий, середина круга, сереж, легкое общение, игровая деятельность, ваш малыш, друг.

moluch.ru

Методическая разработка по теме: Общение дошкольника с воспитателем.

Общение дошкольника с воспитателем.

В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю.

От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех воспитательного процесса. В этой связи особое значение приобретает педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности.

Важную роль в процессе общения играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность, почувствовать себя легче и добрее, научить постоянно дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами.

Взаимопонимание и контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в формировании личности.

У чуткого, любящего детей воспитателя в арсенале множество приемов, которые помогают вызвать расположение детей к детскому саду. Утром он встретит их приветливой улыбкой, постарается увлечь интересной игрушкой, а тем, кто болезненно переносит расставание с близкими, подготовит сюрприз.

Хорошо, чтобы дети почаще слышали от воспитателя привычное, домашнее для них обращение — Сашенька, Игорек, а не холодно-официальное — Егоров Александр, Кириллова Наташа. Даже если в группе три Лены, два Вовы, то и тогда не обязательно их называть по фамилиям: пусть каждый слышит теплое, ласковое обращение, к которому он привык.

У непосед воспитатель стремится сформировать сдержанность, интерес к деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. И вместе с тем нужно давать им возможность разрядить свою энергию в деятельности, требующей двигательной активности. От неподвижности дети утомляются.

Воспитатель помнит, что особенности возраста и подход к детям — понятия взаимозависимые. Например, содержание и форма требований не могут быть одинаковыми и для самых маленьких, и для старших детей.

Только учитывая возрастные (и, конечно, индивидуальные!) особенности ребенка, педагог сможет определить и меру своих требований, и форму, в какой они будут предъявлены. К самым маленьким педагог проявляет особую теплоту. Он умеет пожалеть, посочувствовать, создать у ребенка ощущение защищенности. Это, конечно, не означает, что дети постарше не нуждаются в чуткости, заинтересованности от педагога: в установлении душевных связей со старшими детьми от него требуется еще и умение давать объяснения, аргументировать запрет, серьезно разговаривать, шутить.

Опора на положительные качества ребенка — вот чем руководствуется педагог в подходе к детям.

Воспитатель обязан помнить: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты — результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.

Педагогический такт.

Педагог, обладающий тактом, умеет разговаривать с детьми и выслушивать их; проявлять выдержку при любых обстоятельствах; находить способы воздействия на детей, учитывая их самолюбие; понимать и правильно оценивать детские поступки, а главное, уметь индивидуализировать методы и приемы воспитания, опираясь на все лучшее, что есть в ребенке.

Стиль отношений. От него во многом зависит взаимопонимание взрослого и маленького, готовность к активному послушанию, расположения к воспитателю.

Успешность обучения детей, их психологическое благополучие во многом зависят от стиля общения педагога. Демократический стиль способствует успешному формированию психических функций ребенка, благоприятствует обучению, авторитарный вызывает негативные эмоционально-поведенческие реакции у детей.

Кто из воспитателей не знает, что от того, как дано указание, зависит реакция ребенка? Добиваясь от детей выполнения своего требования, воспитатель должен обладать всеми оттенками интонации. Настоящий педагог всегда предвидит, когда и как разговаривать с воспитанниками.

Педагог всегда чуток и внимателен к детям, их физическому состоянию и настроению, интересам и потребностям.

Он непременно заметит, как чувствует себя каждый ребенок, что волнует и беспокоит его, с каким настроением он пришел в детский сад, и постарается устранить причины, отрицательно влияющие на него. Умение понять ребенка, его состояние позволяет более правильно определить соответствующий подход к нему, предвидя реакцию на тот или иной педагогический прием.

Дети любят воспитателя оптимистически настроенного: его оптимизм — то неуловимое, что не укладывается ни в какие планы и конспекты, нос содействует установлению душевных связей в отношениях «воспитатель — дети». У такого педагога воспитанники всегда жизнерадостны. Все это способствует установлению положительного эмоционального климата в группе, что, как известно, благоприятствует расцвету в каждом ребенке лучших качеств и, главное, создает у него готовность к восприятию педагогических воздействий. Ведь к воспитателю, который весел, изобретателен, чутко улавливает детское настроение, всегда устремлены взоры ребятишек: что он скажет? Как отнесется к их выдумке? Одобрит ли новый замысел?

Педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности

Взаимопонимание и контакт педагога и детей.

Особенности возраста и подход к детям — понятия взаимозависимые.

Опора на положительные качества ребенка.

Педагогический такт.

Стиль отношений.

Педагог всегда чуток и внимателен к детям, их физическому состоянию и настроению, интересам и потребностям.

Приемы, методы:

Словесные

  1. Беседы
  2. Игры-беседы
  3. Рассказ
  4. Чтение художественной литературы
  5. Использование игровых ситуаций
  6. Игры — беседы с персонажами сказок
  7. Сочинение историй
  8. Дискуссии
  9. Общение со сверстниками

Наглядные

  1. Контакт глаз
  2. Индивидуальные выставки
  3. Рассматривание фотоальбомов
  4. Беседа у зеркала
  5. Кукольные спектакли
  6. Экскурсии
  7. Наблюдения за природой, птицами, явлениями окружающей действительности
  8. Рассматривание иллюстраций

Практические

  1. Физический контакт
  2. Кукольные спектакли
  3. Игры — драматизации
  4. Игры — импровизации
  5. Игры — забавы
  6. Подвижные игры
  7. Пальчиковые игры
  8. Игры
  9. Игры в спортивном уголке
  10. Релаксация
  11. Игры с природным материалом
  12. Игры с водой
  13. Игры на музыкальных инструментах
  14. Игры со строительным материалом
  15. Развлечения
  16. Ласковая минутка
  17. Упражнения подражательно — исполнительского и творческого характера
  18. Моделирование и анализ заданных ситуаций
  19. Мини — конкурсы

Специально организованные формы:

  1. Музыкальные занятия
  2. Познавательное развитие
  3. Физкультурные занятия
  4. Психогимнастика
  5. Подвижные игры
  6. Сюжетно — ролевые игры
  7. Трудовая деятельность
  8. Чтение художественной литературы
  9. Художественная творческая деятельность
  10. Конструктивная деятельность
  11. Продуктивные виды деятельности

Условия:

— Цветовое решение окраски помещения и мебели

— Эстетический характер обстановки

— Настенные картины

— Уголок настроения

— Доска желаний

— Уголок сказки

— Соблюдение режима дня

— Гигиенические условия (поддержание температурного режима)

— Достаточное количество разнообразных игрушек, соответствующих возрасту и умениям

— Аудиозаписи, музыкальные игрушки, инструменты

— Беседа с родителями, детьми

— Площадь для движения (игровое поле)

— Пособия для физического воспитания

— Мягкий модульный материал

— Материалы для режиссерской игры, театрализованной деятельности

— Оборудование и материал для экспериментирования

— Различные материалы для самостоятельной художественной и творческой деятельности

— Уголки книг

— Веселое настроение во время занятий

— Свободное посещение ДОУ родителями с детьми

— Создание комфортной обстановки с введением элементом семейного быта

Создание информационно-рекламной среды:

— Визитная карточка

— Журнал «Пробуждение»

1 половина дня

Прием:

  1. Беседа с родителями, детьми (теплое слово, вопрос, улыбка, создание атмосферы доброжелательности, доверия, взаимопонимания) 
  2. Коллективные беседы (чувство коллективизма, дружелюбие) 
  3. Игры (дидактические, подвижные, словесные, настольно-печатные) 
  4. Труд (возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха) 
  5. Индивидуальная работа с детьми
  6. Утренняя гимнастика
  7. Пальчиковая гимнастика(артикуляционная гимнастика) 
  8. Подготовка к завтраку (дежурство — поддерживать интерес детей к совместной деятельности, формирование культурно-гигиенических навыков — воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, культуру поведения в коллективе, скромность, вежливость, сдержанность) 
  9. Завтрак (правила поведения за столом, правильное умывание) 
  10. Дежурство по занятиям (трудолюбие) 
  11. Подвижные игры (направлены на общую деятельность, совместные движения, контакт) 
  12. НОД (формирует у детей необходимые умения и навыки, развивает умственную активность, воспитывает нравственно-волевые качества, готовит к деятельности в школе) 
  13. Перерыв (подвижные игры, хороводные игры) 
  14. Психогимнастика (создает положительную эмоциональную атмосферу) 
  15. Одевание на прогулку (использование художественного слова, тон обращения, улыбка — создает хорошее настроение; приучает детей обращаться с просьбой, благодарить за помощь, развивается самостоятельность) 

Прогулка (наиболее удобное время для развития у дошкольников движений, физических качеств)

  1. Подвижные игры и спортивные развлечения (дети действуют совместно, достигают общих целей; формируются начала коллективизма, умение сопереживать, оказывать помощь, поддерживать сверстников) 
  2. Труд в природе (удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей) 
  3. Наблюдения
  4. Самостоятельная деятельность
  5. Возвращение с прогулки

2 половина дня

  1. Коллективная деятельность
  2. Самостоятельная деятельность:

— конструктивная деятельность (способствует развитию творчества и инициативы, приучает ребенка считаться с условиями, дисциплинирует деятельность)

— художественно-творческая деятельность (способствует развитию эстетических чувств, художественному восприятию, учатся выполнять действия, направленные на получение заданного результата, овладевают умениями ставить перед собой цель, планировать ее достижение)

  1. Подвижные игры
  2. Трудовая деятельность
  3. Индивидуальная работа
  4. Игры (сюжетно — ролевые, дидактические, подвижные, словесные, настольно-печатные, строительные — развитие гуманных чувств, ролевых взаимоотношений, помогающих дошкольнику понять другого, учесть его настроение, желание) 
  5. Чтение художественной литературы (развиваются положительные эмоции, в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем) 

Организуя постепенный переход от одного элемента режима к другому, педагог решает разные задачи: одного ребенка учит доводить начатое дело до конца, другого — убирать за собой, третьего — подчиняться принятым правилам поведения, а каждого — быть предупредительным и доброжелательным.

Педагогические воздействия эффективны в том случае, если взрослый умеет найти из всего многообразия методов и приемов самый нужный с учетом особенностей ребенка и конкретно сложившейся ситуации, эффективность педагогических воздействий зависит от авторитета воспитателя, от единства требований со стороны взрослых, в подходе к ребенку следует опираться на его сильные стороны, на пробуждающиеся в нем самолюбие, человеческого достоинства.

Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребенка. Задача воспитателя — во всех формах работы с родителями раскрыть перед ними важнейшие стороны психического развития на каждой возрастной ступени дошкольного детства и соответствующие приемы воспитания.

  1. Контакт глаз
  2. Физический контакт
  3. Пристальное внимание
  4. Дисциплина

Если наш взгляд постоянно выражает любовь, доброжелательность, ребенок научится также смотреть на людей. Если же мы взглядом стремимся только выразить наше раздражение, ребенок приучается к такой же реакции.

Физический контакт — замечательная возможность для общения. Достаточно прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам. Все это укрепляет эмоциональное равновесие ребенка.

Основные методы обучения:

— Наблюдения

— Рассматривание рисунков и фотографий

— Свободное и тематическое рисование

— Упражнения подражательно — исполнительского и творческого характера

— Этюды

— Импровизация

— Моделирование и анализ заданных ситуаций

— Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные

— Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации

— Чтение художественных произведений

— Рассказ педагога и рассказы детей

— Сочинение историй

— Беседы

— Мини-конкурсы

— Дискуссии

На прогулке

— Наблюдение за природой, птицами, за явлениями окружающей жизни

— Общение со сверстниками

— Посильный труд в природе

— Спортивные развлечения

nsportal.ru

Консультация на тему: «Методы эффективного общения с детьми»

Педагогический совет: «Методы эффективного общения с детьми»

Я приглашаю вас сегодня к разговору на тему «Методы эффективного общения с детьми». Эту тему я считаю очень важной, т. к. общение с детьми является сутью нашей профессии. И от того, насколько эффективно нам удается это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но и наша удовлетворенность собой как профессионалом, наша самооценка и наше самочувствие.

Умение эффективно общаться, грамотно контактировать с людьми не дается от рождения. Эти навыки приобретаются в процессе жизни. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на древнюю китайскую пословицу, которая говорит, что «Мы можем стать умнее тремя путями:

-путем опыта- это самый горький путь,

-путем подражания – это самый легкий путь,

-путем размышления – это самый благородный путь».

Я надеюсь, что благородный путь, который мы избрали сегодня, приведет нас к позитивному взгляду на общение, на ребенка и на себя.

Перейдем к рассмотрению конкретных методов эффективного общения с ними. Эти методы универсальны. С их помощью можно установить взаимопонимание и с ребенком, и со взрослым.

Игра «Паровозики»

Инструкция: «Паровозики» ездят по 4 человека, стоя в затылок друг другу. У второго и третьего глаза закрыты- это вагоны. Первый глаза не закрывает, чтобы иметь возможность управлять тройкой. Задача паровоза- проехать без аварий. По сигналу «стоп» движение останавливается, возможность стать главным вагоном предоставляется другому, потом третьему участнику.

Вопросы для обсуждения: Какие чувства вы испытывали во время этой игры? Какая позиция была самой комфортной, что было легче: руководить или когда тобой руководили? Смогли ли вы абсолютно довериться ведущему? От чего это зависело?

Идея: У каждого человека есть своя комфортная позиция- вести за собой или быть ведомым. Но, работая с детьми, мы обязаны нести за них ответственность всегда, и это единственно возможная позиция. От того, как мы это будем делать, во многом зависит, какими вырастут наши воспитанники.

А сейчас рассмотрим модели общения педагога с детьми.

Я предлагаю вашему вниманию таблицу, в которой представлены характеристики разных стилей общения педагогов с детьми. Какие стили общения вам известны?

Вопрос к участникам:

Каждая группа отвечает на вопрос: «Какие качества формируются у детей в процессе данного педагогического подхода? Как можно назвать этот стиль общения? ».

Вывод :

Авторитарный стиль говорит о твердой воле педагога, но не несет ребенку любви и уверенности в хорошем отношении педагога к нему. Дети фиксируют свое внимание на негативных проявлениях авторитарного педагога и начинают бояться его. У детей появляется сначала страх перед конкретным воспитателем, а потом и перед взрослыми вообще, т. н. «дидактогенный невроз», по некоторым данным, составляет 30% от всех детских неврозов. Кроме того, у детей складывается впечатление, что недовольство педагога направлено не на их поведение в конкретной ситуации, а непосредственно на них самих. Авторитарный стиль управляет дисциплиной, но искажает развитие личности ребенка.

Либеральный стиль мешает педагогу квалифицированно организовать воспитательный процесс. Он хотя и не перегружает ребенка эмоционально, но и не дает ему позитивных условий для развития личности.

Демократический стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, объединяет детей. Демократический стиль предполагает общение с ребенком на равных. Конечно, ребенок не равен взрослому в опыте и знаниях. Общение взрослого на равных означает признание взрослым чувства собственного достоинства ребенка, уважение его как личности. Этот стиль требует большого профессионального мастерства, но является единственно приемлемым для воспитания позитивных качеств личности ребенка.

Цель Вооружить ребенка знаниями, умениями, навыками.

Акцент на организационно-деловую, обучающую и дисциплинирующую сторону педагогического процесса и его результативность. Учитывать желания детей.

Педагог легко подчиняется противоречивым влияниям, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее.

Обеспечить чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования, развитие индивидуальности. Акцент на воспитание у детей определенных нравственных качеств и черт характера.

Лозунг Делай, как Я Делай, как хочешь Сделаем ВМЕСТЕ

Способы взаимодействия Наставления, разъяснения, запрет, требование, нотация. Уход за ребенком, наблюдение. Принятие, понимание, поддержка.

Тактика Диктат, опека, жесткая дисциплина. Высокая степень контроля. Опора на интеллектуальные возможности детей. Максимум свободы, минимум контроля Сотрудничество, совет, просьба, побуждение к действию, предложение, «опосредованное» требование. Опора на положительное в личности ребенка.

Роль Педагог- начальник

Взаимодействие строится «от педагога» Педагог-миротворец

Взаимодействие строится с учетом интересов детей и их взаимоотношений Педагог-партнер

Взаимодействие строится «от ребенка»

Организация Выполняет руководящие, организаторские функции, а дети — только исполнители. Организацию и контроль деятельности воспитанников осуществляет без системы, проявляя нерешительность и колебания. Непоследователен в предъявлении требований к детям. Разъясняет вводимые правила поведения, оценки. Учит управлять своим поведением, принимать решения. Предоставляет возможность проявить самостоятельность, поощряет ответственность детей

Позиция по отношению к ребенку НАД ребенком (давление) РЯДОМ, но НЕ ВМЕСТЕ (приспособление) ВМЕСТЕ с ребенком

(равноправные отношения)

Отношение к своим ошибкам Не любит и не умеет признавать свои ошибки. Попытается «спустить дело на тормозах», замаскировать допущенные им ошибки. Не боится признавать свои ошибки, не придает этому особого значения. Умеет признавать свои ошибки, несмотря на то, что это трудно.

Отношение к детям Сухость в обращении с детьми. Слабый интерес к ребенку как к личности. Избирательно относятся к детям. Есть «любимчики», гордость группы и «неспособные», «серая масса» Открыт для общения с детьми, предоставляет им много свободы. Доброжелательное и ровное отношение ко всем воспитанникам

Оценка детей Низко оценивает возможности и способности детей. В его оценочных высказываниях преобладают замечания, порицания. Поддержку получают послушные, умные дети. Ситуативен и непоследователен в оценочных высказываниях в адрес детей. Переоценивает их возможности. Оценка объективная, «поддерживающая», стимулирующая дальнейшее развитие. Эмоциональная поддержка всегда, как бы ни поступили дети

Ожидания Беспрекословное послушание и повиновение. Желания детей для него мало значат. Находится во власти желаний детей, постоянно пытается их учесть, но это не всегда ему удается. В связи с этим часто непоследователен в принимаемых решениях и действиях, недостаточно решителен. Ждет эмоционального отклика, общения, проявления индивидуальности. Учитывает желания и интересы детей, особенности их взаимоотношений.

Детские впечатления влияют на взрослого человека и движут его поведением. Стиль взаимодействия со взрослым непроизвольно «записывается» в психике ребенка. Это происходит бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как естественный. Таким образом из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения.

Мне бы хотелось выделить главные принципы общения с ребенком – ПРИНЯТЬ, ПОНЯТЬ И ПОДДЕРЖАТЬ.

Психологами доказано, что потребность в признании, внимании — одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение- необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда ребенок понимает, что вы уважаете его, цените, что он вам интересен. Если вы сообщаете ему это в приветливых взглядах, в выражении заинтересованности, в доброжелательной интонации.

Ребенку подобные знаки принятия нужны как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же ребенок не получает знаков внимания ни дома, ни в детском саду, то у него появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, различные заболевания.

ПРИНЯТИЕ- безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, признание его уникальности независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет. Безусловно принимать ребенка — значит ценить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Вопрос к участникам: «Как ребенок узнаёт о том, принимаем мы его или нет? »

Правильно, он ориентируется на наши интонацию, взгляды, мимику, слова, реакцию на его поступки. Ведущий каждому из участников предлагает вспомнить, что входит в «язык принятия», чем характеризуется «язык непринятия».

«Язык непринятия» вывешивается на «грозовую тучку», «язык принятия» — на «солнечное облачко».

Язык принятия Язык непринятия

Контакт глаз, приветливый взгляд Игнорирование, строгий взгляд

Позитивные телесные контакты (поглаживание, прикосновение) Негативные телесные контакты (отталкивание, одергивание, физические наказания, угрожающие или игнорирующие позы

Доброжелательные, приветливые интонации Негативные, грубые, «нравоучительные» интонации, окрик

Приглашение к совместной деятельности, выражение заинтересованности Отказ от общения и совместной деятельности, игнорирование, равнодушие

Улыбка «Жесткая» мимика, равнодушное выражение лица

Одобрение, похвала, комплимент Негативные оценки, подчеркивание неудачи,

Позиция «рядом», «вместе» с ребенком Позиция «над» ребенком

Поддержка в трудной ситуации Критика, подчеркивание неудач, высмеивание

Оценка поступка («Мне жаль что ты не захотел поделиться игрушками») Негативная оценка личности («Ты очень жадный мальчик»)

«Временный» язык («Сегодня у тебя это задание не получилось») «Постоянный» язык («У тебя никогда ничего не получается как следует»)

Сравнение ребенка с самим собой, положительные оценки Сравнение ребенка с другими детьми, обсуждение поведения ребенка в присутствии других, негативные оценки

Ласковые слова Оскорбления, насмешки, упреки, негативные высказывания.

Просьба, Команды, приказы

Обращение по имени, использование ласковых форм имени Обращение по фамилии, придумывание «прозвищ»

Опора на сильные стороны ребенка Подчеркивание «промахов» ребенка

Иногда взрослые говорят: «Как я могу принимать этого ребенка таким, какой он есть, если он дерется, хулиганит, не слушается? Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения». Естественно, чем послушнее дети, тем легче их любить. Любое неадекватное поведение ребенка – это защита от нелюбви. Энергетика ребенка слаба, она требует подпитки в виде внимания, признания, и, если этого не хватает, он «добирает» внимание к себе другими способами.

Следующий принцип — ПОНИМАНИЕ

Если представить процесс формирования личности ребенка в виде строящегося дома, то его фундаментом будет уважение взрослого, основанное на понимании.

У ребенка в силу его возраста ограниченный запас средств выражения своих чувств, мыслей, желаний. Поэтому очень важно уметь понимать ребенка, не только слышать то, что он говорит, но и чувствовать его состояние.

В ПОДДЕРЖКЕ ребенок нуждается постоянно, даже когда у него все получается.

Поддержка – это процесс, в котором:

— взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки,

— помогает ребенку поверить в себя и свои способности,

— помогает ребенку избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.

Чтобы показать веру в ребенка, взрослому нужно:

— забыть о прошлых неудачах ребенка,

— помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,

— позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него и в достижение успеха,

— помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Я предлагаю потренироваться в понимании чувств ребенка.

Участникам предлагается ролевая игра: «Говорим на «языке чувств»»

Ребенок говорит Ребенок чувствует Вы отвечаете

Я не умею… Чувство затруднения, неуверенность в своих силах

Просьба о помощи Ты боишься, что у тебя не получится. Давай, я тебе помогу. Я уверена, вместе мы обязательно справимся.

Вася меня толкну-у-л (плачет).

Смотрите, какой я построил гараж!

Никто не хочет со мной играть.

Врач – плохой! (ребенку сделали укол).

Я не буду перед ним извиняться, он первый меня стукнул!

Вы – плохие, я все про вас маме расскажу!

Наташка- жадина, не буду с ней играть! (не поделили игрушки).

Я не буду убирать игрушки,

я ими не играла!

Методы эффективного общения с ребенком

1. «Язык принятия»

2. Метод отражения чувств ребенка- проговаривание чувства, которое испытывает ребенок

«Мне кажется, ты обижен», «Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным», «Ты боишься, что у тебя не получится», «Ты злишься на меня. Наверное, я тебя чем-то обидела».

Эффект метода: мы помогаем ребенку осознать свое эмоциональное состояние и рассказать о нем. Дети будут меньше боятся негативных чувств. Они видят, что взрослые их понимают.

3. Метод выражения своих чувств в необидной для ребенка форме.

Полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. Делиться с ребенком своими чувствами, значит доверять ему.

Здесь следует придерживаться следующего правила:

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о ребенке, не о его поведении.

«Меня это очень огорчает»,

«Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же»,

«Я рада, что у тебя так хорошо получилось».

Этот метод дает возможность детям ближе узнать нас, взрослых. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», который стараемся поддержать, во что бы то ни стало. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.

И тогда они начинают учитывать наши желания и переживания.

4. Метод «смещения негативной оценки»

-на самого себя

Сравните: «Опять ты все перепачкал! » // «Мне обидно, когда не уважают мой труд. Вымой, пожалуйста, руки».

«Не умеешь вести себя как все нормальные дети! » // «Мне неприятно такое поведение».

«Опять подрались. Будете оба наказаны» // «Мне грустно видеть, когда вы ссоритесь», «Я удивлена, что вы не смогли договориться. Я уверена, что вы сможете найти общий язык, если постараетесь».

«Да сколько же можно повторять! » // «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же».

-на третье лицо

Сравните: «Не смей трогать чужие вещи! » // «Маше не нравится, когда ее вещи берут без спроса. Если ты хочешь поиграть ее куклой, нужно спросить разрешения».

«Ты достал всех сегодня на физкультуре! » // «Ребята могут на тебя обидеться».

— на объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков

Сравните: «Сколько раз можно напоминать про грязные кисточки! » // «Если не вымыть кисточки сразу, потом это сделать будет гораздо труднее».

«Вечно разбросаешь все игрушки, а убирать их потом не хочешь! » // «Об игрушки на полу можно споткнуться».

5. Метод «временного языка»

Сравните: «Постоянный» язык («У тебя никогда ничего не получается как следует! ») // «Временный» язык («Сегодня у тебя это задание не получилось. Я верю, что завтра ты постараешься, и у тебя все получится»)

6. Метод проецирования положительных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные» стороны ребенка, педагог в определенной ситуации озвучивает их.

Напоминание: «Ты же умная, терпеливая, способная девочка».

Выражение удивления, сопоставления достоинств ребенка с его негативным поведением : «Неужели это говорит Миша? Ну, Миша, не ожидала от тебя такого».

7. Прием смены ролей — моделирование ситуации, в которой «нарушитель порядка» оказался на месте другого человека. «Представь себе, что ты оказался на месте Миши, которого ты обидел», «А тебе самому было бы приятно слышать слова, которые ты сказал Тане? ».

8. Метод оценки действия. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. (“Ребенок хорош, плох его поступок”) .

Сравните: «Ты злой и невоспитанный мальчик» // «Я очень недовольна тем, что ты ударил девочку».

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были, раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в непринятие его.

Рефлексия:

Игра «Ромашка».

Я думаю, что каждый из вас способен стать для ребенка маленьким солнышком, которое всегда осветит путь, обогреет и даст рост нашим цветочкам (детям). И сейчас на каждом лепестке нашей ромашки напишите продолжение фразы: «Дети любят общаться со мной, потому что… »

Закончить нашу встречу я хочу релаксационным упражнением. Мы очень активно потрудились, давайте теперь отдохнем, чтобы с новыми силами идти к детям. Сядьте удобно. Закройте глаза, дыхание становится медленным и ровным. Отбросьте все мысли, слушайте только мои слова:

«Ребенок, которого я воспитываю – человек. Не будущий, а сегодняшний, настоящий. Поэтому он другой, как и все люди. Он также призван к жизни, как и я. Это нас объединяет.

Я люблю, когда меня принимают такой, какая я на самом деле. Поэтому я принимаю ребенка, понимаю, терплю, прощаю.

Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю ребенку учить меня.

Ребенок, которого я воспитываю, верит мне. Поэтому я охраняю его детство.

Я не применяю силу к нему, потому что я его уважаю. За это я уважаю себя и ему благодарна».

Я желаю вам успехов в нелегком деле воспитания. Наш педсовет подошел к концу.

Использованная литература:

Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М. : МАСС-МЕДИА, 1995.

Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб. : ООО Издательство «Речь», 2000.

nsportal.ru

Общение детей со взрослыми и сверстниками

Общение с детьми у взрослых очень часто сводится к минимуму, что полностью исключает полноценное воспитание. Почему так происходит? Городская суета, груда дел, работа отнимают у родителей много времени и сил, так что детям остается совсем немного внимания. А то время, что родители посвящают детям, тратится зачастую не на построение доверительных отношений, а на выполнение назидательной функции, включающей определенный набор морали, постулатов, догм. Все эти наставления родители выдают своим чадам на автомате, ошибочно полагая, что таким образом выполняют свой родительский долг.

Зачастую родители не умеют со своими детьми разговаривать. Если родителей воспитывали в строгости, то они будут считать, что детей должно быть видно, однако не слышно, другие же родители просто избегают конфликтов. Отсутствие общения с детьми в семье может выступить разрушительным моментом в развитии нормальных отношений. Дети могут ощутить себя в изоляции, что спровоцирует их замкнуться, стать раздражительными, они перестанут справляться с проблемами. Важно понять, что разговаривая с детьми на различные темы, вы развиваете отношения между вами, делая их чуточку счастливее, а также снимая излишнюю напряженность.

Верный путь к эффективному общению – это удостоверится, что независимо от возраста и проблемы, малыш любого возраста поговорит с вами на любую тему.

Общение ребенка со взрослыми

Если вы хотите вырастить гармонично-развитую личность, то общение с ребенком необходимо начинать еще во время беременности. Разговаривать необходимо с самого начала беременности, однако более эффективным и систематическим общение должно стать с момента начала шевеления малыша.

Ребенок замечательно воспринимает звуки и голоса, обращенные к нему, привыкает к ним и впоследствии узнает. Далее, психическое развитие малыша продолжается в общении с мамой после рождения. Если бы малыш с рождения был лишен общения, то он не стал бы нравственно и культурно развитым, цивилизованным гражданином. Дети в процессе общения развиваются, приобретают поведенческие и психические качества. Малыш дошкольного возраста не может прочитать интересующие его в книге вопросы, поэтому он изо всех сил тянется общаться с взрослыми.

Общение ребенка со взрослыми должно решить такую задачу: раскрыть мир для малыша и показать все лучшее, а также отрицательное, что имеется у человечества. Только взрослый откроет малышу все разнообразие эмоций, восприятия, речи. Взрослый облегчает у ребенка понимание социальных норм, своим поведением подкрепляет соответствующее поведение, а также помогает малышу подчиниться социальным влияниям. Без внимания, любви, понимания близких взрослых, малыш не станет полноценной личностью. Это внимание малыш должен получить в семье, поскольку семья первая, с кем он начинает свое общение. Именно в семье закладываются все основы общения, которые в дальнейшем малыш будет развивать.

Общение с детьми дошкольного возраста

Важный и наиболее сильный источник переживаний дошкольника — это взаимоотношения с другими детьми. Когда родители относятся к своему чаду с любовью, нежностью, признают его права, то малыш испытывает эмоциональное благополучие: чувство защищенности и уверенности. Эмоциональное благополучие влияет на нормальное развитие личности ребенка, вырабатывает у него положительные качества, доброжелательное отношение к другим людям.

Общение с детьми дошкольного возраста зависит напрямую от отношения, демонстрируемого взрослыми. Через подражание в общении, малыш осваивает способы взаимодействия с людьми. Стремясь усвоить способы взаимодействия, получить похвалу малыш с горячностью погружается в общение. Одновременно с этим, стремясь утвердить свою самостоятельность, дошкольник обособляется, демонстрируя личное стремление, например, на своем настоять: «Я буду это делать!», «Я так сказал!». Малыш не может умело управлять своими эмоциями, которые толкают его к отождествлению себя с другими.

Общение с дошкольниками постепенно приобретает внеситуативный характер. Значительно расширяются возможности благодаря речевому развитию общения с окружающими.

Формы общения детей со взрослыми существует две — внеситуативные (познавательная и личностная). К четырем годам развивается внеситуативно-познавательная форма. Для этой формы характерна потребность в уважении взрослого и наличие познавательных мотивов. К концу старшего дошкольного возраста возникает форма общения внеситуативно-личностная, которая определяет потребности в сопереживании, во взаимопонимании и личностные мотивы общения. Речь выступает главным средством при внеситуативных формах общения. Внеситуативно-личностное общение малыша со взрослым представляет большое значение для развития личности. В процессе этого общения малыш сознательно усваивает правила и нормы поведения, что формирует моральное сознание. Через личностное общение малыши видят себя со стороны, что позволяет развиваться самосознанию и самоконтролю.

Личностное общение дошкольников позволяет различать роли взрослых – врача, воспитателя, педагога, и в соответствии с этим строить отношения.

Развитие общения ребенка со взрослым в дошкольном возрасте постоянно нуждается в доброжелательном тоне, положительной оценке взрослого. В присутствии взрослого правильное поведение — первый этап морального развития малыша. Постепенно потребность вести себя по определенным правилам приобретает смысл для малыша в присутствии взрослого.

Развитие общения ребенка со взрослым нуждается в доверительном и доброжелательный тоне. Смысл происходящего состоит в том, чтобы дошкольник обрел чувство ответственности за свое поведение. Дошкольник испытывает ненасыщаемую потребность в поддержке взрослых и оценке своей деятельности.

Общение с детьми дошкольного возраста включает оказание эмоциональной поддержки. В свою очередь пренебрежение, невнимание, неуважительное отношение взрослого, способны привести к потере уверенности у малышей.

Эффективное общение с детьми – это уважение, доверие, любовь, непреклонность в определенных вопросах в поддержании родительского авторитета.

Методы общения с детьми не должны включать формальность, крики, приказы, оскорбления, нервозность. Родители часто совершают ошибки, отдавая предпочтение приказам и командам, угрозам, предупреждениям. Например, «вставай немедленно», «замолчи сейчас же», «чтобы я этого не видела», «прекрати плакать», «не прекратишь – возьму ремень». Категорическую форму малыш воспринимает, как нежелание родителя вникнуть в детскую проблему, ощущает неуважение к себе.

Достаточно суровые и резкие слова вызывают в душе несформировавшейся личности ощущение брошенности и бесправия. В ответ родители получают упрямство, сопротивление, грубость. Все угрозы несут бессмысленность, если ребенок остро переживает свою проблему, загоняющую его еще в больший тупик.

Частое повторение угроз, приказов вызывает привыкание, и малыши перестают реагировать на такое воспитание. Что же делать родителям?

Дети с трудностями в общении требуют к себе особого внимания. Такие малыши не переносят критику, обвинения. Обидные фразы и нападения, типа «опять все сделал не так», «зря я на тебя надеялась», «все из-за тебя», вызывают бурю эмоций и негодования в душе малыша. Он отреагирует озлоблением, нападением (словесным), либо же унынием, разочарованием, подавленностью, полностью разочаровавшись во взрослых и в себе. Если к малышу взрослые в системе относятся плохо, то у него формируется низкая самооценка. Он начинает относить себя к безвольному или неудачнику. Заниженная самооценка приводит к новым проблемам в семье.

Общение родителей с детьми

Недопустимо использование насмешек и прозвищ в отношении дошкольников. Такие замечания, как «ну ты, плакса-вакса», «ты просто дубина», «ты не мужчина», только оттолкнут малыша и разуверят в себе. После такого отношения малыши обижаются и защищаются такими словами: «а сам какой?», «ну и пусть дубина», «ну и буду таким!»

Сочувствие к дошкольнику должно быть не на словах, а на деле. Не нужно говорить такие фразы «успокойся, это такая ерунда», «перемелется – мука будет», «не обращай внимания».

Дети с трудностями в общении не переносят нудных нотаций типа «пора запомнить, что перед едой следует мыть руки», «слушай всегда отца», «отвлекаешься — делаешь ошибки». После таких нотаций ребенок отвечает: «хватит», «я знаю». В результате у него возникает психологическая глухота.

Любите малыша таким, какой он есть, всегда уважайте его, поскольку он как и вы — такая же личность. Не влезайте назойливо ему в душу. Лучше внимательно выслушайте, постарайтесь понять, что у него на душе. Трудно удержаться от вопросов, но спрашивайте разумно.

Не отшучивайтесь от проблем чада. Избегайте скучной морализации: «ты должен так делать», «необходимо уважать старших». Такие тоскливые фразы ничего нового не дают и поведение от них не меняется. Малыш ощущает вину, давление авторитета, скуку, а зачастую все вместе. Моральные устои, а также нравственное поведение дают не слова, а сама атмосфера в доме, а также поведение взрослых.

Не будьте прямолинейны в советах: «я бы дал сдачи», «пойди и извинись». Зачастую малыши к таким советам не прислушиваются. Советуя что-либо чаду, тем самым напоминаете, что он мал, неопытен и авторитарная позиция взрослого только раздражает.

Особенности общения родителей с детьми включает проявление доверия. Не говорите: «это все из-за тебя», «опять подрался», «вижу тебя насквозь». Частое повторение таких фраз приводит дошкольника в ярость.

Стиль общения с детьми

Общение должно сплотить семью, а многие родители не догадываются, что они выбрали неправильный стиль общения со своим чадом. Навредить малышу может не только враждебная настроенность родителей, но и их либерализм.

Существуют следующие стили общения с детьми:

  • попустительство или вседозволенность (как правило при таком стиле малыш получает желаемое посредством истерик и капризов: «хочу», «дай»). Ребёнка в этом винить нельзя, он не знает другого стиля общения. В итоге он неспособен вырасти зрелым человеком, поскольку он не понимает слова «надо». В школе и саду такой ребёнок упрям, конфликтен и эгоистичен;
  • отчужденность, когда родители не слышат, не видят, или не хотят слышать и видеть своих чад;
  • гиперопека, когда родители неосознанно лишают ребенка любой самостоятельности (психологической, моральной, физической, социальной), а также развития;
  • диктаторство — этот стиль подразумевает жесткость, грубость, игнорирование, неуважение всякой инициативы ребенка, а также его желаний; при диктаторстве родители прибегают к физическим наказаниям;
  • уважение – этот стиль проявляется в любви и уважении к ребенку с самого раннего возраста; родители поощряют индивидуальность ребенка, разговаривают на интересные для него темы, направляют свое чадо, предоставляя свободу выбора.

Общение воспитателя с детьми

Профессиональная деятельность воспитателя без педагогического общения невозможна. Общение воспитателя с детьми представляет собой систему взаимодействия с целью оказания воспитательного воздействия, а также формирования самооценки ребенка и целесообразных взаимоотношений, создания благоприятного микроклимата для психического развития. Воспитатель должен стремиться сделать педагогическое общение с детьми наиболее эффективно, что будет способствовать психическому развитию малышей. Для достижения этого педагогу следует знать, чего от общения ждут его воспитанники, а также учитывать меняющуюся потребность на протяжении детского возраста.

Общение воспитателя с детьми подготавливает появление более новых, сложных видов деятельности. Содержание и форма педагогического общения воспитателя определяются конкретными задачами, решаемыми в процессе руководства деятельностью малышей.

Эффективность педагогического общения во многом зависит от умения воспитателя учесть возрастные, а также индивидуальные особенности детей. Воспитатель выбирает формы воздействия для общения с детьми разного темперамента, а также возраста. К самым маленьким воспитатель зачастую выражает особую теплоту, а также применяет ласковые формы обращения, которые малыши привыкли слышать в семье. Заинтересованность и чуткость педагог выражает в работе к более старшим детям. Однако в этом случае для оптимального характера взаимоотношений необходимо умение и пошутить, а при необходимости разговаривать строго и серьезно.

Содержание общения воспитателя меняется с учетом поведения детей, а также учитываются их склонности, интересы, пол, особенности семейной микросреды. Воспитатель в процессе взаимодействия с малышами использует как косвенные, так и прямые воздействия.

К прямым относят воздействия, которые напрямую обращены к воспитаннику, а так же касаются его поведения или взаимоотношений (показ, объяснение, указание, порицание, одобрение). К косвенным относят воздействия через других лиц. Эффективными в работе с детьми косвенными воздействиями являются воздействия игрового общения.

Общение детей со сверстниками

Дошкольный мир ребенка не ограничивается семьей. Очень значимыми людьми для ребенка становятся дети. По мере взросления у дошкольника будут появляться важные контакты, а также конфликты со сверстниками. Нет такой группы детского сада, где бы ни развернулся сложный сценарий межличностных отношений. Дошкольники помогают друг другу, ссорятся, обижаются, мирятся, ревнуют, дружат, делают пакости.

Взаимоотношения остро переживаются детьми и зачастую наполнены разнообразными эмоциями. Воспитатели и родители нередко не подозревают о гамме чувств, которую переживают дети, и конечно, особого значения не придают детским обидам, дружбе, ссорам. Опыт первых отношений выступает фундаментом, на котором будет базироваться дальнейшее развитие личности. Первый опыт определяет отношение к другим, и не всегда он положительный. У большинства малышей закрепляется к окружающим негативное отношение, которое имеет отдаленные печальные последствия. Задачей взрослых является вовремя обнаружить проблемы в межличностных отношениях и помочь преодолеть их ребенку. Помощь взрослых базируется на понимании причин, которые лежат в основе межличностных отношений детей. Внутренние причины провоцируют устойчивый конфликт детей со сверстниками, заставляют ощутить себя одинокими. Такое чувство относят к самому тяжелому, деструктивному переживанию.

Выявленный своевременно внутренний конфликт требует не только внимания от взрослых, но и наблюдательности, знания психологических особенностей, а также закономерностей развития общения.

psihomed.com

Общение дошкольника с воспитателем

Общение дошкольника с воспитателем.

В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю.

От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех воспитательного процесса. В этой связи особое значение приобретает педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности.

Важную роль в процессе общения играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность, почувствовать себя легче и добрее, научить постоянно дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами.

Взаимопонимание и контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в формировании личности.

У чуткого, любящего детей воспитателя в арсенале множество приемов, которые помогают вызвать расположение детей к детскому саду. Утром он встретит их приветливой улыбкой, постарается увлечь интересной игрушкой, а тем, кто болезненно переносит расставание с близкими, подготовит сюрприз.

Хорошо, чтобы дети почаще слышали от воспитателя привычное, домашнее для них обращение – Сашенька, Игорек, а не холодно-официальное – Егоров Александр, Кириллова Наташа. Даже если в группе три Лены, два Вовы, то и тогда не обязательно их называть по фамилиям: пусть каждый слышит теплое, ласковое обращение, к которому он привык.

У непосед воспитатель стремится сформировать сдержанность, интерес к деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. И вместе с тем нужно давать им возможность разрядить свою энергию в деятельности, требующей двигательной активности. От неподвижности дети утомляются.

Воспитатель помнит, что особенности возраста и подход к детям – понятия взаимозависимые. Например, содержание и форма требований не могут быть одинаковыми и для самых маленьких, и для старших детей.

Только учитывая возрастные (и, конечно, индивидуальные!) особенности ребенка, педагог сможет определить и меру своих требований, и форму, в какой они будут предъявлены. К самым маленьким педагог проявляет особую теплоту. Он умеет пожалеть, посочувствовать, создать у ребенка ощущение защищенности. Это, конечно, не означает, что дети постарше не нуждаютс

sundekor.ru

Материал по теме: Педагогические основы общения воспитателей с детьми как средство интеллектуального и речевого развития дошкольников.

«Психологические   и   педагогические   основы   общения воспитателей с детьми как средство интеллектуального и речевого развития дошкольников»

Конфликтное состояние между ребенком и взрослым, воспитанником и воспитателем возникает не так уж редко. Оно порой бывает обостренным, натянутым, переходит в грубые формы взаимоотношений, иногда протекает, скрыто и длится долго или сразу же гаснет. Как будет преодолен конфликт — зависит, прежде всего, от взрослого.

 В условиях конфликтных состояний дети могут вести себя аффективно, грубо, а взрослые терять самообладание. На фоне накаленных отрицательных эмоций воспитательный процесс становится неуправляемым и не достигает своих целей. Следовательно, преодоление «основной трагедии» воспитания зависит от того, как воспитатели общаются с каждым отдельным ребенком, какие отношения с ним устанавливаются в педагогическом процессе.

Взрослые, понимающие детей и с интересом познающие мир ребенка, могут сделать полноценным его развитие и обеспечить благоприятные условия жизни в детском сообществе.

Известно, что люди, работающие с детьми, смотрят на них по-разному: некоторым нравится их общество, других возмущает детская неуправляемость, у кого-то есть любимчики, кто-то предпочитает заниматься с одним, а играть с другими. Но по-настоящему понять для себя мир ребенка может только тот, кому дети интересны и кто их знает.

Нередко одной из основных причин неблагополучия ребенка является неверное отношение к нему самого воспитателя. Если воспитатель не ищет причины, вызывающие те или иные неблагоприятные особенности поведения воспитанника, то могут возникнуть сложности во взаимодействии ребенка с взрослым.

Общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *