31) Запоминание и его виды. Условия и приемы рационального запоминания Запоминание — это сохранение в памяти новой информации. Запоминание
Виды запоминания
Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинг и непроизвольное запоминание). Смотри Виды запоминания Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинг и непроизвольное запоминание).
Маленький ребенок запоминает окружающий мир неосознанно, школьник в школе — учит предмет осознано и целенаправлено — чтобы ответить на уроке.
Неосознанное запоминание различают двух видов: запечатление (импринтинг) и непроизвольное запоминание.
Запечатление (импринтинг) — это сохранение в памяти события, образа, ощущения на долгое время (часто навсегда) при коротком с ним контакте. Запечатление — это самый первый способ узнать о том, какой мир. Родившийся младенец запечетлевает образ матери, мама — своего ребенка.
В
дикой природе, например среди зебр,
родившийся малыш раз и навсегда запоминает
свою мать — ведь каждая зебра имеет свою
особенную расцветку.
Запечатление происходит сразу по всем каналам восприятия — запечатлеваются звуки, картинки, ощущения, соответственно различают запечатление звуковое, визуальное и кинестетическое.
Верблюды, например, запечатлевают друг друга в основном по звуку — после рождения они какое-то время вяло перекрикиваются. Запечатление проиходит и в более позднем возрасте — но уже труднее. Обязательным условием запечатления является эмоциональное впечатление.
Непроизвольное запоминание- сохранение в памяти событий в результате случайного повторения.
Учитель в школе через какое-то время начинает запоминать учеников, которых не учит, но с которыми несколько раз сталкивался в коридоре школе.
Осознанное
запоминание — это целенаправленное
сохранение в памяти нужного материала.
Осознанное запоминание еще называют
произвольным. У человека — это основной
вид запоминания. Осознанное запоминание
— основа учебы и обучения.
Произвольное запоминание
Когда мы запоминаем что-то специально, это называется произвольным запоминанием. Его основные формы — заучивание, пересказ, запоминание смысла Первое условие запоминания – необходимо получить глубокое и яркое впечатление о том, что Вы хотите запомнить. Для этого Вы должны:
а) сосредоточиться. Пять минут полной и глубокой сосредоточенности принесут больше результата, чем целые дни блуждания в умственном тумане;
б)
внимательно наблюдать, чтобы получить
правильное впечатление. «Мозг среднего
человека, – горячо и убежденно говорил
Эдисон, – не воспринимает и тысячной
доли того, что видит глаз. Почти невероятно,
до чего бедна наша способность наблюдения
– подлинного наблюдения». Причина –
отсутствие должного интереса к объекту
или предмету, который необходимо
запомнить. Это так же, как во время
фотографирования. Фотоаппарат не даст
четких снимков при тумане и Ваше сознание
не сохранит туманных впечатлений; в)
надо получить впечатление при помощи
как можно большего числа органов чувств
(рис.
32)
Закономерности забывания и борьба с
ним. Забывание
выражается либо в невозможности
припомнить или узнать, либо в ошибочном
припоминании и узнавании. Физиологическая
основа забывания — торможение временных
связей. Забывается прежде всего то, что
не имеет для человека жизненно важного
значения, не вызывает его интереса, не
соответствует его потребностям, не
занимает существенного места в его
деятельности и поэтому не получает
достаточного подкрепления. В этих
случаях быстро развивается угасательное
торможение. В зависимости от степени
торможения забывание может быть различным
по быстроте и длительности. Не все в
том, что запоминалось, забывается
одинаково. Угасательное торможение
прежде всего сказывается на нарушении
более тонких дифференцировок, в результате
чего временные связи вновь становятся
генерализованными. Вот почему быстрее
всего забываются детали и длительнее
сохраняются «общие представления», из
деталей же медленнее забывается то, что
наиболее интересно и оказывает
эмоциональное действие. Этим же
объясняется также то, что забывание
нередко выражается в замене того, что
запоминалось, чем-либо сходным с ним.
Угашенные
связи в дальнейшем могут восстанавливаться
(растормаживаться) под влиянием тех или
иных раздражителей, причем даже спустя
значительный промежуток времени, в
течение которого материал казался уже
забытым. Нередки, например, случаи, когда
неожиданно вспоминаются давно забытые
события детства, давно заученные
стихотворения, слова, казалось бы, уже
забытого иностранного языка.
Причиной кратковременного забывания может быть действие отрицательной индукции, вызываемой сильными посторонними раздражителями, а также утомление, вызванное длительной работой нервных клеток, их «перенапряжением». В последнем случае возникает охранительное торможение, которое и приводит к временному забыванию воспринятого. После отдыха нормальная работа нервных клеток восстанавливается, и временно забытое может быть вновь воспроизведено.
Психологическими исследованиями установлено, что ход забывания неравномерен: более быстр в первое время после заучивания и замедляется в дальнейшем.
В опытах Эббинггауза обнаружилось, что при заучивании 13 бессмысленных слогов уже через час после заучивания в памяти оставалось только 44% этого материала, а через двое суток — немногим более четверти (28%), после чего снижение «кривой забывания», т. е. графического изображения хода забывания, происходило еще медленнее .
Темп
забывания в большой мере зависит от
содержания и объема материала. Смысловой
материал (фраза, стихи) может сохраняться
в памяти долго, кривая забывания снижается
в этих случаях медленно. Однако при
увеличении объема смыслового материала
она начинает приближаться к кривой
забывания бессмысленного материала
(опыты Е. Соколова). Значительное
увеличение объема материала также
мешает образованию прочных связей.
При воспроизведении сложного и обширного материала нередко наблюдается парадоксальное явление, когда первоначальное воспроизведение, следующее непосредственно за восприятием материала, оказывается менее полным, чем отсроченное на 2—3 дня. Такое улучшение отсроченного воспроизведения, т.е. воспоминание первоначально забытого, получило название реминисценции (Баллард и другие).
Наиболее
ярко это явление обнаруживается у детей
младшего возраста, которые часто
затрудняются воспроизвести обширный
для них рассказ сразу после его
прослушивания или передают его очень
неполно (главным образом только то, что
произвело на них сильное эмоциональное
действие).
При воспроизведении словесного материала реминисценция чаще обнаруживается при свободном изложении текста, чем при текстуальном его воспроизведении.
Улучшение
воспроизведения, отмечаемое после
некоторого перерыва, наблюдается и при
образовании условных рефлексов у
животных, особенно при выработке тонких
дифференцировок. Иногда, как отмечает
И. П. Павлов, результат дифференциров-ки
обнаруживается не сразу, а после
некоторого отдыха, когда исчезает
утомление и вызванное им охранительное
торможение нервных клеток, которое как
бы маскирует достигнутый результат;
отдых, снимая торможение, выявляет
дифференцировку.Реминисценция может
возникать не только в силу охранительного
торможения, но и благодаря отрицательной
индукции, вызванной действием предыдущих
и последующих частей заучиваемого
материала (данные Бойко и Большунова).
В свете положений И. П. Павлова относительно возможности маскировки достигнутого результата становится понятным, почему реминисценция чаще отмечается у детей, чем у взрослых, и чаще при воспроизведении «трудного» материала, чем «легкого». Первое объясняется тем, что корковые клетки у детей, будучи более реактивными, чем у взрослых, сильнее подвержены утомлению. Второе же вызывается тем, что запоминание и последующее воспроизведение трудного (например, абстрактного) материала сопряжено с более длительной и интенсивной деятельностью нервных клеток, что также вызывает большее утомление, временно маскирующее достигнутый результат.
Возникновение отрицательной индукции от предыдущего и последующего заучивания материала приводит к явлениям так называемого ретроактивного и проактивного торможения, действие которых надо учитывать при организации учебных занятий.
Ретроактивное
(обратнодействующее) торможение
выражается в том, что деятельность,
следующая за заучиванием, вызывает
торможение только что образованных
временных связей, что снижает дальнейшее
воспроизведение материала. Особенно
заметно действие ретроактивного
торможения тогда, когда вслед за
заучиванием одного материала заучивается
другой, сходный с ним материал (данные
Робинсона, Скеггса, Смирнова и других).
В опытах Смирнова заучивался ряд слов (прилагательных), после чего одни испытуемые (контрольная группа) получали 5-минутный отдых, а остальные (в течение 5 минут) заучивали другие слова или числа; вслед за этим все испытуемые воспроизводили первый ряд слов. Оказалось, что воспроизведение этого ряда слов во второй группе было значительно менее успешным, чем в первой (контрольной) группе, причем оно уменьшалось тем заметнее, чем сильнее было сходство между обоими рядами. Так, после заучивания (во втором ряду) прилагательных воспроизведение первого ряда, состоявшего также из прилагательных, снижалось на 28% по сравнению с контрольной группой; после заучивания (во втором ряду) существительных — на 20%, после заучивания чисел — только на 8%>.
Ретроактивное
торможение усиливается и при последующем
выполнении трудных заданий.
В тех же опытах Смирнова переход испытуемых после заучивания слов к решению трудных арифметических примеров снижал последующее воспроизведение слов на 16% и, тогда как более легкое задание — умножение в уме — снижало воспроизведение тех же слов всего лишь на 4%.
Наряду с ретроактивным торможением наблюдается и так называемое проактивное (впереддействующее) торможение, т. е. отрицательное влияние предыдущей деятельности на последующее заучивание. Возникает оно при тех же условиях, что и ретроактивное торможение, с той лишь разницей, что тормозящее влияние в этом случае сказывается не на предыдущем, а на последующем заучивании.
Явлениями
ретроактивного и проактивного торможения
объясняется и тот факт, что при заучивании
обширного и однородного по содержанию
материала медленнее забываются (лучше
запоминаются) его начало и конец. Лучшее
запоминание начала объясняется
отсутствием в этом случае проактивного
торможения (так как предшествующих
раздражителей здесь нет), лучшее же
запоминание конца обусловлено отсутствием
ретроактивного торможения (так как
здесь нет последующих сходных раздражителей
и последующей сходной деятельности). Средние части материала испытывают
тормозящее влияние как предшествующих,
так и последующих за ними частей. Поэтому
при прочих равных условиях средние
части воспроизводятся хуже, чем начало
и конец. Необходимо, однако, подчеркнуть,
что эта закономерность не распространяется
на те части текста, в которых излагается
его основное содержание или которые
вызывают особый интерес. Эти части
избирательно запоминаются независимо
от положения в тексте.
Явления ретроактивного и проактивного торможения важно учитывать при организации учебных занятий, например, при составлении расписания уроков, при чередовании трудных и легких заданий во время уроков, при выполнении домашних заданий. Для того чтобы избежать торможения от последующей или предыдущей деятельности, надо, чтобы они значительно отличались от того, что делается сейчас, а это значит, что необходимо разнообразить виды работы.
Педагогические приемы формирования способов запоминания учебной информации у младших школьников
%PDF-1. 5
%
1 0 obj
>
/Metadata 4 0 R
>>
endobj
5 0 obj
/Title
>>
endobj
2 0 obj
>
endobj
3 0 obj
>
endobj
4 0 obj
>
stream











Введение в человеческую память и память Андерсона метод рационального анализа
Введение в человеческую память и Андерсон метод рационального анализаАлисса Алкорн
Генри С. Томпсон
12 октября 2010 г.
1. Что такое память?
Существует несколько типов человеческой памяти с разными функции и различные участки мозга
Как правило, все типы памяти включают
- Хранение и извлечение информации
- Сохранение информации с течением времени (хотя шкала времени варьируется)
- Текущее взаимодействие между этими функциями
Как и зрительная система, память не монолитна, а состоит из многих компонентов и типов обработки
- Части памяти могут быть сильно повреждены, оставив другие части неповрежденный
- Например, способность вспомнить общие факты, но не то, что произошло в собственной жизни
- Или способность вспомнить все события до определенного момента, но не создавать новые воспоминания после этого
2. Человек с 30-секундной памятью
В некоторых случаях человек может иметь дефицит памяти, но вести
относительно нормальной жизни с помощью списков, строгого распорядка,
и т. д.
В других случаях дефицит может означать, что человек не может функционировать независимо друг от друга
Музыкант Клайв Уэринг является примером крайнего дефицита
- Перенес почти смертельную инфекцию мозга секунд
- В течение лет он чувствовал себя так, как будто только что выздоровел сознание впервые
3. Типы памяти
На этом занятии мы рассмотрим несколько типов памяти в глубина:
- Кратковременная память
- Рабочая память (не то же самое, что кратковременная!)
- Семантическая память , или общие знания о мире (это факты, которые вы можете явно указать)
Есть много других типов памяти, которые мы будем вместо крышка по глубине:
- Эпизодическая память, или память на определенные события
- Автобиографическая память, или память, связанная с собственная жизнь
- Процедурная память, или память о том, как что-то делать
- Например, кататься на велосипеде, играть на пианино
- Классически обусловленные реакции (вспомните павловские собаки)
- Как правило, это то, что вы знаете, но не можете обязательно указать или объясните
Мы обсудим память распознавания позже в этом курсе, в связи с нашим исследованием внимания
Мы также кратко обсудим забывание
4.

Память относится не только к области психологии
Различные типы человеческой памяти в совокупности можно рассматривать как решение задачи обработки информации
- Как хранить и обрабатывать информацию, в скольких различных места?
- Как получить точную информацию, а не больше общие знания о чем-либо?
Хотя человеческая память и не безошибочна, она кажется почти оптимальной. решение для многих проблем.
- В данном случае оптимальность означает минимизацию или максимизацию некоторые функции при определенных ограничениях
- Некоторые аспекты памяти, которые вызывают разочарование (мы забываем что-то с течением времени) на самом деле почти оптимальны с точки зрения всего система
В этой лекции мы рассмотрим поиск в памяти как оптимальный решение когнитивной задачи методом когнитивного моделирования называется рациональный анализ
5.

Как мы увидим, стратегии и алгоритмы из информатики недавно были применены в других направлениях для изучения или предсказать производительность человеческой памяти.
- PageRank Google алгоритм как предиктор беглости слов для человека
- Мы обсудим это приложение более подробно позже в лекциях и в учебном пособии
6. Введение в рациональный анализ
Рациональный анализ — это метод моделирования познания, основанный на анализ цели когнитивных процессов и систем
- Обратите внимание на параллель с подходом Марра
Предложен и подробно описан Андерсоном (его 1991 г. бумага указана как необязательное чтение)
Андерсон считает, что лучший способ понять человека познание
- не анализировать конкретные механизмы человека использовать для решения проблемы
- , но и для анализа потребностей проблема они решают
Рациональный анализ имеет три основных «ингредиента» для анализа и пояснение
- Каковы цели системы в конкретной задаче? (например.
система памяти, зрительная система)
- В какой среде работает система, чтобы сделать это задача?
- Что такое оптимальное решение для достижения этих целей в данной среде?
7. Этапы рационального анализа 1-2
Опять же, рациональный анализ — это стратегия описания какие когнитивные задачи выполняются и почему
- Интересует та же проблема концептуального уровня, что и описываемый организм (уровни Марра)
- Использует другой алгоритмический уровень и стратегия реализации
Суть в том, чтобы понять выполняемую задачу, а не чем конкретные механизмы, с помощью которых люди выполняют задачу (реализация в мозгу)
- Цели : указать цели когнитивной системы (для например, память). Что нужно сделать?
- Среда : Создайте модель среды
к которому адаптирована система
- Модель представляет собой нечто, что может быть
используется вместо настоящей вещи
- Следует сохранить основные характеристики и исключить несущественные
- Модель не должна вводить свойства или отношения, которые не часть настоящего
- Обратите внимание, что это не «представление» в в том же смысле, в котором Марр и блок технического зрения используют слово «представительство»
- Модель представляет собой нечто, что может быть
используется вместо настоящей вещи
8.

- Вычислительные ограничения : Сделать минимальные предположения
об ограничениях ресурсов организма
- Например, время, необходимое для выполнения вычислений, энергия, затраченная на выполнить действие и т. д.
- Оптимизация : Получение функции для оптимального
поведение на основе шагов 1-3
- Да, это означает математическую функцию.
- Чейтер и Оуксфорд отмечают, что оптимальное решение может быть часто неясно
- Человеческое познание не всегда считается оптимальным на 100%, но к приблизительно
- Данные : Сравните предсказания функции поведения (шаг 4) для исследования доказательств. Модель ведет себя так же, как реальные организмы?
- Повторите предыдущие шаги несколько раз в для уточнения теории
9. Рациональный анализ и память: Информация поиск
В качестве примера применения метода рационального анализа мы
обсудим, как на самом деле высоко адаптивное поведение, которое элементы
с течением времени все труднее запомнить.
Chater and Oaksford (1999) рассматривают этот пример, первоначально от Anderson
- Суть примера в том, что элементы, хранящиеся в памяти не являются одинаково необходимыми в каждый данный момент времени.
- Скорее всего, они понадобятся, если мы их только что использовали. использовать их регулярно и т. д.
Давайте применим шаги рационального анализа, чтобы понять эта задача поиска:
1. цель системы памяти состоит в эффективном хранении и получить соответствующую информацию.
- Предположение, что информация, которая может понадобиться должен быть более доступным
2. среда или контекст для вызова памяти различаются (используем этот навык постоянно)
- Определяет вероятность p того, что конкретный кусок информация будет необходима
- Это основано на истории того, как часто это было необходимо в прошлое (но это может быть трудно оценить)
10. Рациональный анализ и память продолжение
Андерсон предполагает, что вычислительные ограничения на память
отзыв включает поиск элементов, которые в настоящее время хранятся в памяти
последовательно (по очереди).
- Существует когнитивная стоимость, C , для поиска по каждому элемент.
- На самом деле элементы памяти могут не искаться последовательно — это упрощающее предположение
Давайте предположим, что наш конкретный пример памяти — это необходимость получить факты о войне в Ираке.
Как определить, что является оптимальным ? Или, более конкретно, когда система памяти должна прекратить поиск фрагмента информация?
- Андерсон предлагает прекратить попытку поиска, когда
стоимость C извлечения данного элемента превышает значение (усиление G ) умноженная на вероятность успешного поиска
- pG
- pG
- Вероятность потребности p будет меняться в зависимости от контекста
11. Рациональный анализ и выводы из памяти
Эта модель предсказывает определенную математическую взаимосвязь
между тем, как часто часть информации использовалась в прошлом,
как давно он использовался в последний раз, и по прошествии времени.
- Эти отношения согласуются с психологическими исследованиями памяти поиск.
- Подробнее см. Chater and Oaksford (1999)
Резюме. что оптимальное поведение — это компромисс между ресурсами требуется для поиска предмета и вероятность того, что нам понадобится снова.
- Эта вероятность потребности определяется тем, что историю использования предмета и текущую среду.
- Вы гораздо чаще нуждаются в фактах об Ираке еще раз если вы говорят об этом сейчас, чем если бы вы в последний раз говорили об этом неделя.
12. Далее
Следующие две лекции будут посвящены различным типам памяти. (краткосрочная и долгосрочная и т. д.)
Мы обсудим несколько моделей памяти
- Модель рабочей памяти Баддели-Хитча
- Почему компьютеры , а не очень хорошая модель памяти
- Модели семантической (концепции) ) память
Мы также кратко обсудим вероятностное моделирование и почему оно используется в когнитивной науке
Есть над чем подумать: Что, если вообще что-то, вы думаете мозг имеет что-то общее с интернет-поисковиком?
- У них одинаковые цели?
- Могут ли они искать информацию о собаках в том же способ?
- Как насчет запроса типа «какая самая маленькая порода собак?»
13.

Тексты курсов
- Память (Baddeley, Eysenck, & Anderson, 2009)
- Десять лет рационального анализа познания (Чейтер и Оксфорд, 19 лет99)
Дополнительная литература и другие ресурсы
- Является ли человеческое познание адаптивным? (Anderson, 1991)
- Моделирование когнитивных процессов высокого уровня (Cooper, 2002). В первой главе этой книги есть хорошее описание того, какие модели и различные типы, используемые в когнитивной науке.
- На этом сайте есть интересные примеры оптимальности и неоптимальность в биологии: http://openwetware.org/wiki/Optimality_In_Biology
Индивидуальные различия в памяти: теории и точность
Некоторые люди помнят больше из того времени, когда они были маленькими (младше пяти лет), чем другие. Некоторые люди ничего не помнят из того раннего времени! Люди, которые разделяют определенные воспоминания, могут вспоминать события совершенно по-разному. Например, воспоминания ребенка о любимом дне рождения могут сильно отличаться от воспоминаний родителей. В памяти так много индивидуальных различий!
- Каковы некоторые примеры типов воспоминаний?
- Как теория двойного процессора объясняет индивидуальные различия в объеме рабочей памяти?
- Приведите пример индивидуальных различий в рабочей памяти и чтении?
- Как индивидуальные различия влияют на точность воспоминаний очевидцев?
- Приведите пример индивидуальных различий в цветовой памяти?
Индивидуальные различия в способности эпизодической памяти
Процессы памяти включают кодирование, хранение и извлечение прошлых событий и знаний. Исследования выявили индивидуальные различия в памяти, которые могут влиять на процессы памяти. К ним относятся:
- Травма.
- Возраст.
- Мозговая активность.
- Схемы.
- Скорость обработки.
Скорость обработки воспоминаний зависит от индивидуальных особенностей, таких как:
- Возраст: с возрастом скорость обработки памяти замедляется.
- Такие заболевания, как деменция и синдром дефицита внимания и гиперактивности , могут повлиять на скорость обработки памяти.
Рис. 1 Индивидуальные различия в памяти
Существуют разные типы воспоминаний. Индивидуальный опыт формирует некоторые из этих воспоминаний, примерами которых являются эпизодические и автобиографические воспоминания .
Эпизодическая память — это форма долговременной памяти, в которой вы помните детали своего опыта. Эти детали могут включать информацию о месте, времени и пережитых эмоциях.
Автобиографическая память включает в себя воспоминания о нескольких личных прошлых событиях в жизни. Обычно это сочетание семантических знаний (информации о мире) и ряда эпизодических воспоминаний.
Примером этого типа памяти является запоминание событий, которые произошли, когда вы отправились в отпуск с друзьями (эпизодические воспоминания), и других деталей, таких как название отеля, в котором вы остановились (семантические знания).
У некоторых людей гипертимезия. Это люди, которые поразительно хорошо запоминают и припоминают автобиографические воспоминания. Женщина по имени Эй Джей могла помнить каждый день своей жизни с четырнадцати лет. Мы не очень хорошо осведомлены о причине этого явления. Однако это показывает важность изучения индивидуальных различий в памяти.
Что касается эпизодических воспоминаний, то существуют индивидуальные различия в способности их формировать и извлекать. Kirchhoff (2009) 1 Предложил, что индивидуальные различия, ответственные за это, следующие:
Индивидуальная разница в памяти | Описание |
исследования обнаружили положительную корреляцию между активностью префронтальной коры и производительностью памяти. Это открытие было очевидным, когда люди вспоминали стимулы, используя эффективную стратегию. | |
Различия в стратегиях кодирования | Некоторые стратегии, используемые для запоминания информации, более эффективны для запоминания вещей, чем другие.![]() |
Поражения головного мозга | Лица с повреждением головного мозга могут испытывать трудности с вспоминанием или извлечением воспоминаний. |
Нарушения памяти | Нарушения памяти могут привести к тому, что люди не будут создавать или вызывать эпизодические воспоминания. |
Рис. 2 Индивидуальные различия в способности к эпизодической памяти
Люди с антероградной амнезией не могут формировать новые воспоминания, а люди с ретроградной амнезией не могут вспоминать старые воспоминания.
Herlitz et al. (1997) 2 обнаружили, что женщины лучше мужчин справляются с заданиями на эпизодическую память. Гендерных различий в тестах семантической памяти выявлено не было. Однако в целом в памяти не наблюдается гендерных различий.
Индивидуальные различия в объеме рабочей памяти и двухпроцессные теории разума
Ранее мы упоминали два типа памяти, эпизодическую и автобиографическую память, которые состоят в основном из переживаний и деталей прошлых событий. Другой важный тип памяти, термин, часто используемый в психологии, — это наша рабочая память .
Рабочая память — это легкодоступная информация, хранящаяся в нашем уме для когнитивных процессов, таких как решение проблем, рассуждение и восприятие.
Рабочая память помогает учащимся концентрировать внимание во время уроков, пытаясь понять концепции.
Индивидуальные различия в рабочей памяти — это различия в способности людей направлять свое внимание. Контроль внимания является частью центрального исполнительного компонента модели рабочей памяти (Baddeley & Hitch, 1974) 3 . В дополнение к тому, как мозг обрабатывает, кодирует и сохраняет стимулы, направленные на другие компоненты модели.
Эти индивидуальные различия в рабочей памяти отражают различия в выполнении когнитивных задач, таких как:
- Направленный поиск необходимой информации в ситуациях с активными прерываниями или отвлечениями.
Те, у кого большой объем рабочей памяти, продемонстрировали более быстрый и точный поиск информации, чем люди с низким объемом рабочей памяти.
- Постоянная активация информации в уме и способность сопротивляться отвлечению внимания. Люди с большим объемом рабочей памяти (WMC) продемонстрировали большую устойчивость к отвлечению внимания на различные задачи памяти, чем люди с низким объемом рабочей памяти.
- Сокрытие информации, не относящейся к конкретной цели или задаче. При тестировании беглости памяти из разных категорий (задача на беглость категорий) люди с низким объемом рабочей памяти совершили больше повторений элементов категории. Они были менее способны обращать внимание на свои ответы, чем люди с большим объемом рабочей памяти.
Кроме того, теория двойного процесса разума также объясняет индивидуальные различия в объеме нашей рабочей памяти.
Теория двойного процесса разума предполагает, что мысли могут возникать двумя способами:
- Автоматический – эта система бессознательна и полезна для мгновенного мышления.
- Контролируемый – эта система является преднамеренной и применяется, когда человек должен сделать сознательное усилие, чтобы думать. Эта система полезна, когда люди делают рациональные, расчетливые мысли.
Люди с меньшим объемом оперативной памяти полагаются на автоматическую систему. С другой стороны, люди с большим объемом оперативной памяти используют контролируемую систему. При наличии дополнительных задач (увеличение информационной нагрузки) люди с большим объемом рабочей памяти страдают больше, чем люди с меньшим объемом. Емкость рабочей памяти может повлиять на способность обработки и производительность при выполнении определенных задач.
Индивидуальные различия в рабочей памяти и чтении
Мы понимаем, что память — это форма познания, необходимая для эффективной работы других когнитивных способностей. Эти когнитивные способности, на которые влияет память, включают навыки чтения, слушания и внимания. Индивидуальные различия в памяти также могут влиять на разные типы памяти.
Некоторые люди лучше запоминают семантическую память, а другие лучше вспоминают автобиографические воспоминания.
Данеман и Карпентер (1980) обнаружил, что производительность при выполнении задач на понимание прочитанного может быть результатом различий в объеме рабочей памяти. Исследование показало, что людям с плохим пониманием прочитанного может потребоваться ограничить объем информации, которую они хранят в своей рабочей памяти. Люди с хорошими навыками чтения были более эффективны в разбиении на части. Это исследование показывает, что объем рабочей памяти и обработка информации влияют на способность понимать прочитанное.
Разделение на фрагменты — это возможность группировать отдельные «фрагменты» информации. Таким образом, объем памяти может увеличиться.
Другим заметным различием в рабочей памяти и чтении между людьми является способность понимать слово в предложении с несколькими значениями. В этом предложении «Я видел летучую мышь» можно подумать о бейсбольной экипировке или о животном.
Мияке и др. (1994) предположил, что читатели с большим объемом памяти (большая рабочая память) могут удерживать в своих мыслях несколько значений. Этот процесс позволяет им выбрать правильное значение в соответствии с контекстом, когда исследователи предоставили контекст (например, я видел, как летучая мышь вылетела из пещеры). У читателей с малым объемом памяти (маленькая рабочая память) время чтения было медленнее, когда контекст указывал на менее типичное значение слова.
Индивидуальные различия в точности воспоминаний очевидцев
Закон Йеркса-Додсона объясняет, почему существуют индивидуальные различия в точности показаний очевидцев. Теория состоит в том, что степень страха, который человек испытывает как свидетель преступления, влияет на его воспоминания о событиях:
- Низкий и высокий уровни тревожности – точность памяти минимальна.
- Умеренный уровень тревожности является оптимальным уровнем, при котором память наиболее точна.
Потеря памяти после травматического события может произойти из-за физической травмы. Однако некоторые люди забывают воспоминания о каком-то событии, потому что подавляют память.
По мнению психодинамических психологов, одним из защитных механизмов является подавление воспоминаний. Этот защитный механизм направлен на предотвращение негативных последствий, таких как панические атаки, которые могут возникнуть при воспоминании о травмирующем событии. Таким образом, точность показаний очевидцев может зависеть от того, насколько кто-то огорчен во время события или пережил ли он подобное негативное событие.
Есть также ссылки на половые различия, которые влияют на точность воспоминаний очевидцев. Исследования показывают, что женщины могут распознавать и запоминать черты лица других людей лучше, чем мужчины. Но мужчины лучше запоминают детали события, включая окружающую среду, поскольку они, как правило, больше наблюдают за окружающей средой, чем женщины. Кроме того, то, как мужчины и женщины думают о преступности, отражает индивидуальные различия в их когнитивная схема , которая также может повлиять на точность воспоминаний очевидцев.
Схемы представляют собой когнитивную функцию, организующую знания и воспоминания в долговременной памяти. Это категории информации, которую мы используем, чтобы понять мир.
Поскольку у всех нас разный жизненный опыт, наши схемы различны, что влияет на то, как мы запоминаем вещи. Наши воспоминания реконструируются, чтобы соответствовать нашей схеме.
Рис. 3 Реконструкция памяти по схеме
Вы посещаете Францию и сидите в кафе за завтраком. Вы видите, как местные французы заказывают не относящиеся к культуре вещи, такие как тосты с яйцами. Однако, основываясь на вашей схеме французской еды, вы помните круассаны, заказанные во Франции, когда вспоминаете об этом позже.
Индивидуальные различия в цветовой памяти
Исследования показали, что люди чаще обращают внимание на цветные объекты. Внимание к информации жизненно важно в процессе кодирования и хранения воспоминаний.
цвет памяти — это цвет объекта, который кто-то видит на основе своего опыта.
Если вы спросите людей, какого цвета банан, ответ почти всегда будет желтым. Однако некоторые люди могли заметить, что есть и красные бананы.
Риндерманн и др. (2020) обнаружили, что у слепых и слабовидящих детей объем рабочей памяти выше, чем у детей без нарушений зрения. Это открытие предполагает, что мозг может компенсировать дефицит из-за нарушений зрения. Таким образом, восприятие цветов не обязательно приводит к улучшению памяти.
Существует также связь с индивидуальными различиями в рабочей памяти и точном запоминании определенного цвета даже при изменении условий освещения (постоянство цвета). Одно исследование показало, что люди с высокой рабочей памятью лучше запоминали один и тот же цвет при другом освещении, чем люди с низкой рабочей памятью. Но не было никаких различий в воспоминании цветов, если смотреть в одинаковых условиях освещения.
Индивидуальные различия в памяти – основные выводы
- Примеры различных типов воспоминаний включают эпизодическую, автобиографическую и рабочую память.
- Теория двойного процесса разума утверждает, что есть две системы, на которые люди полагаются при выполнении когнитивных задач: автоматические (мгновенные мысли) и контролируемые системы (усиленные и рациональные мысли). Люди с большим объемом рабочей памяти используют контролируемую систему, а люди с меньшим объемом рабочей памяти используют автоматическую систему.
- Индивидуальные различия в объеме рабочей памяти также могут влиять на понимание прочитанного, когда люди с низким объемом рабочей памяти могут испытывать большие трудности с запоминанием информации. С другой стороны, фрагментация (группировка информации в блоки) помогает увеличить объем памяти.
- Закон Йеркса-Додсона объясняет, что степень страха, который человек испытывает как свидетель преступления, влияет на его воспоминания о событиях.
- Индивидуальные различия в цветовой памяти показывают, что даже у людей с нарушениями зрения мозг может компенсировать дефицит и лучшую производительность в постоянстве цвета при определенном освещении у людей с высокой рабочей памятью.