«Использование метода эксперимента в психолого-педагогическом исследовании»
Педагог-психолог МБДОУ №77 г.Калуги
Водопьянова А.Н.
«Использование метода эксперимента
в психолого-педагогическом исследовании»
Аннотация: в статье рассматривается особенности психолого-педагогического эксперимента и способы его применения в работе.
Ключевые слова: эксперимент, особенности метода, психолого-педагогическое исследование.
Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но вместе с тем более точный и полезный в познавательном плане. Известные психологи — экспериментаторы П. Кресс и Ж. Пиаже писали: « Экспериментальный метод — это форма подхода разума, имеющая свою логику и свои технические требования. Он не терпит спешки, но взамен медлительности и даже некоторой громоздкости дарует радость уверенности, частичной, может быть, но зато окончательной».
Без эксперимента в науке и в практике, несмотря на его сложность и трудоемкость, обойтись невозможно, так как только в тщательно продуманном, правильно организованном и проведенном эксперименте можно получить наиболее доказательные результаты, особенно касающиеся причинно-следственных зависимостей.
Эксперимент является одним из основных методов научного исследования. В общенаучном плане эксперимент определяется как особый метод исследования, направленный на проверку научных и прикладных гипотез, требующий строгой логики доказательства и опирающийся на достоверные факты. В эксперименте всегда создается некоторая искусственная (экспериментальная) ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия действий этих причин, выясняются связи между исследуемыми явлениями.
Суть экспериментального метода заключается в том, что экспериментатор намеренно создает и контролируемым образом изменяет условия, в которых действует изучаемый испытуемый, ставит перед ним определенные задачи и по тому, как они решаются, судит о возникающих при этом процессах и явлениях.
Для практических задач важно то, что, проводя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.
Основные особенности и задачи эксперимента
Эксперимент — это метод научного познания, направленный на выявление причинно-следственных связей и доказательства гипотезы, путем целенаправленного и контролируемого изменения условий протекания процессов или явлений.
Прежде чем приступить к исследованию, мы должны доказать необходимость проведения данного эксперимента.
Выделим особенности эксперимента, как метода исследования:
· В эксперименте раскрывается причинно-следственная связь, т.е. зависимость изучаемого явления от известных контролируемых условий.
· Эксперимент предполагает активное вмешательство ученого в процесс исследования, управление этим процессом т. к. условия меняет сам ученный.
· Использование, как минимум, двух методик измерения. Одна из которых измеряет условия протекания процесса, а другая методика фиксирует изменения, происходящие в изучаемых объектах.
· Необходимо наличие гипотезы, т.е. предположение о характере изучаемой связи, которую должен подтвердить или опровергнуть эксперимент.
Многие авторы в качестве ключевой особенности психолого-педагогического эксперимента выделяют «субъектность объекта» исследования. Человек как объект познания обладает активностью, сознательностью и тем самым может оказать влияние как на процесс своего изучения, так и на его результат. Поэтому к ситуации эксперимента в психологии предъявляются особые этические требования, а собственно эксперимент может рассматриваться как процесс общения экспериментатора с испытуемым.
Основные особенности эксперимента, обусловливающие его силу, заключаются в следующем.
1. В эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, вместо того чтобы ждать, как при объективном наблюдении, пока случайный поток явлений доставит ему возможность его наблюдать.
2. Имея возможность вызывать изучаемое явление, экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление, вместо того чтобы, как при простом наблюдении, брать их такими, какими ему их доставляет случай.
3. Изолируя отдельные условия и изменяя одно из них при сохранении неизменными остальных, эксперимент тем самым выявляет значение отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый им процесс. Эксперимент, таким образом, очень мощное методическое средство для выявления закономерностей.
4. Выявляя закономерные связи между явлениями, экспериментатор может варьировать не только сами условия в смысле их наличия или отсутствия, но и их количественные соотношения. В результате эксперимента устанавливаются допускающие математическую формулировку количественные закономерности. В основном именно благодаря эксперименту естествознание пришло к открытию законов природы.
Основная задача психолого-педагогического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего процесса.
Для этого нужно, варьируя условия протекания внешней деятельности, найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражало бы его внутреннее содержание. Задача экспериментального варьирования условий при психологическом эксперименте заключается прежде всего в том, чтобы вскрыть правильность одной-единственной психолого-педагогической интерпретации действия или поступка, исключив возможность всех остальных.
Типы эксперимента
Основной целью эксперимента является выявление свойств исследуемых объектов, проверка справедливости гипотез и на этой основе широкое и глубокое изучение темы научного исследования.
Естественный эксперимент предполагает проведение опытов в естественных условиях существования объекта исследования (чаще всего используется в биологических, социальных, педагогических и психологических науках). Естественный эксперимент сочетает в себе положительные стороны метода наблюдения.
Искусственный эксперимент предполагает формирование искусственных условий (широко применяется в естественных и технических науках).
Преобразующий (созидательный) эксперимент включает активное изменение структуры и функций объекта исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой, формирование новых связен и отношений между компонентами объекта или между исследуемым объектом и другими объектами. Исследователь в соответствии со вскрытыми тенденциями развития объекта исследования преднамеренно создает условия, которые должны способствовать формированию новых свойств и качеств объекта.
Констатирующий эксперимент используется для проверки определенных предположений. В процессе этого эксперимента констатируется наличие определенной связи между воздействием на объект исследования и результатом, выявляется наличие определенных фактов.
Контролирующий эксперимент сводится к контролю за результатами внешних воздействий на объект исследования с учетом его состояния, характера воздействия и ожидаемого эффекта.
Поисковый эксперимент проводится в том случае, если затруднена классификация факторов, влияющих на изучаемое явление вследствие отсутствия достаточных предварительных (априорных) данных. По результатам поискового эксперимента устанавливается значимость факторов, осуществляется отсеивание незначимых.
Решающий эксперимент ставится для проверки справедливости основных положений фундаментальных теорий в том случае, когда две или несколько гипотез одинаково согласуются со многими явлениями. Это согласие приводит к затруднению, какую именно из гипотез считать правильной.
Решающий эксперимент дает такие факты, которые согласуются с одной из гипотез и противоречат другой.
Лабораторный эксперимент проводится в лабораторных условиях с применением типовых приборов, специальных моделирующих установок, стендов, оборудования и т. д.
Чаще всего в лабораторном эксперименте изучается не сам объект, а его образец. Этот эксперимент позволяет доброкачественно, с требуемой повторностью изучить влияние одних характеристик при варьировании других, получить хорошую научную информацию с минимальными затратами времени и ресурсов. Однако такой эксперимент не всегда полностью моделирует реальный ход изучаемого процесса, поэтому возникает потребность в проведении натурного эксперимента.
Обучающий эксперимент его особенность в том, что изучение тех или иных психических особенностей происходит в условиях целенаправленного формирования именно этих особенностей. Вначале исследуют уровень знаний, умений и навыков, в дальнейшем фиксируют и анализируют изменения в их развитии. Обучающий эксперимент используют не только в исследовательских целях, но и для диагностики умственного развития в педагогике, психологии. С помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний,умений, навыков, сколько особенности их становления, формирования. Обучающий эксперимент обычно осуществляется на учебном материале, но выбирается такой материал, который учащимися еще не изучался.
Понятие «психолого-педагогический эксперимент»
Одним из вариантов естественного эксперимента является психолого-педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.
Психолого-педагогический эксперимент был разработан в детской и педагогической психологии. Это своеобразная форма естественного эксперимента, так как проводят его в естественных условиях жизни и деятельности детей.
Существенная же особенность психолого-педагогического эксперимента та, что он имеет целью не только собственно изучение, но и активное, целенаправленное изменение, преобразование, формирование той или иной психической деятельности, психологических качеств личности.
Соответственно различают два его вида:
— обучающий психолого-педагогический эксперимент,
— воспитывающий психолого-педагогический эксперимент.
При этом особую роль в построении различных теорий психического развития играетобучающий эксперимент. Это — форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов, прежде всего связанных с когнитивной сферой, происходит при их целенаправленном формировании.
Таким образом, психолого-педагогический эксперимент, или формирующий эксперимент, — это применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого.
Психолого-педагогический эксперимент требует очень высокой квалификации со стороны экспериментатора, так как неудачное и некорректное использование психологических методик может привести к негативным для испытуемого последствиям.
Суть психолого-педагогического эксперимента заключается в том, что вначале изучают особенности психической деятельности детей (не только регистрация выделяемых фактов, но и раскрытие закономерностей, механизмов, динамики, тенденций развития). Затем на этой основе организуют специальное обучение, чтобы оптимизировать выявленные процессы и продвинуть их на более высокую ступень.
Психолого-педагогический эксперимент не просто устанавливает, уровень развития памяти и других сторон психической деятельности школьника, а изучает возможности и пути, которые обеспечивают совершенствование этой деятельности. Здесь изучение школьников совершается в процессе обучения, прослеживается влияние обучения и воспитания на развитие психической деятельности учащихся, на формирование тех или иных качеств личности. Именно поэтому он обеспечивает соединение исследований психологических с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса.
В ходе психолого-педагогического эксперимента, предполагается формирование определенного качества (именно поэтому он еще и называется «формирующий»). Формирующий эксперимент широко используется в отечественной психологии при изучении конкретных путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса.
В психолого-педагогических исследованиях выделяют констатирующий и формирующий эксперименты. В первом случае педагог-исследователь экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой педагогической системы, констатирует факт связи, зависимости между явлениями. Когда же педагог-исследователь применяет специальную систему мер, направленных на формирование у учеников определенных личностных качеств, на улучшение их учения, трудовой деятельности, говорят уже о формирующем эксперименте.
В ходе психолого-педагогического эксперимента и обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная.
Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества.
Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов.
В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными. Это отличает эксперимент от наблюдения или экспертизы.
Формирующий эксперимент как метод появился благодаря теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), в которой утверждается идея о первичности деятельности по отношению к психическому развитию.
Основные этапы проведения психолого-педагогического исследования включают в себя:
· Изучение состояния проблемы. Постановку проблемы, выбор объекта и предмета исследования.
· Разработку или уточнение общей исходной исследовательской концепции, выдвижение гипотезы.
· Планирование исследования:
· Определение целей и задач исследования.
· Определение экспериментальных планов.
· Выбор методов и методик исследования.
· Определение математических методов обработки данных и др.
· Сбор данных и их описание.
· Обработку данных.
· Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретацию результатов в рамках исходной исследовательской концепции.
· Соотнесение результатов с соответствующими концепциями и теориями. Формулирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы.
Обязательным для полноценного психолого-педагогического эксперимента является соблюдение следующих основных правил:
· Четкая формулировка проблемы, целей и задач исследования, проверяемых в нем гипотез.
· Установление критериев и признаков, по которым можно судить о том, насколько успешно прошел эксперимент, подтвердились или не подтвердились предложенные в нем гипотезы.
· Точное определение объекта и предмета исследования.
· Выбор и разработка валидных и надежных методов психодиагностики состояний исследуемого объекта и предмета исследования до и после проведения эксперимента.
· Использование непротиворечивой и убедительной логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно.
· Определение подходящей формы представления результатов проведенного эксперимента.
Задачи конкретных экспериментов в области дидактики и методик обучения отдельным предметам чаще всего сводятся к следующим:
1. проверка определенной системы;
2. сравнение эффективности определенных методов обучения;
3. проверка эффективности системы проблемного обучения;
4. разработка систем мер по формированию у учащихся познавательных интересов и потребностей;
5. проверка эффективности мер по формированию у учащихся навыков учебного труда;
6. развитие познавательной самостоятельности школьников;
7. дидактические исследования, связанные с выбором оптимального варианта той или иной системы мер или педагогических действий:
— обновление системы мер по предупреждению неуспеваемости,
— выбор оптимального числа упражнений для формирования определенного умения,
— выбор оптимальных вариантов системы мер по формированию у учащихся навыков планирования,
— построение проблемного обучения слабоуспевающих школьников.
Все эти задачи в определенной мере переплетаются друг с другом, но каждая из них имеет и некоторый специфический акцент, определяющий особенности педагогического эксперимента.
Таким образом, круг задач, которые решаются с помощью педагогического эксперимента, весьма широк и разносторонен, охватывает все основные проблемы педагогики и психологии.
Библиографический список литературы
1. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Загвязинский В. И., Атаханов Р. – М.: Академия, 2005. -13, 108 с.
2. Экспериментальная психология: Учебное пособие / Дружинин В.Н. —М.:
ИНФРА-М, 1997.-256с.
3. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г. Безуглов, В.В. Лебединский, А.И. Без углов. — М.: Академический Проект, 2008.-67 с.
Основные разновидности эксперимента в психологии
Существует несколько основных целей, для достижения которых нужна такая наука, как психология. С помощью неё можно научиться познавать себя, других людей, а также регулировать отношения между ними. Эти знания, как и любые другие, преподаются человеку в виде теории и практики. Последняя представляет собой несколько видов эксперимента в психологии, благодаря которым можно сделать полный анализ поведения личности в определенной среде.
Представление о видах эксперимента
Что такое виды эксперимента в психологии? Под этим понятием подразумевают длительное исследование одного или нескольких объектов. Причем результат может быть совершенно непредсказуемым.
Например, когда математик начинает решать задачу, то он точно знает, какое в ответе у него получится значение. Химику известно, каким станет раствор, если он смешает несколько компонентов. Физик может рассказать наперед результат любого явления, происходящего вокруг.
Социальный эксперимент. Определение понятия, суть, примеры,…
Социальный эксперимент — это исследовательский проект, проведенный с людьми в реальном мире. …
С этой гуманитарной наукой ситуация обстоит немного иначе. Существуют основные виды эксперимента в психологии. Каждое исследование может стать самым непредвиденным.
Эксперимент, происходящий в лабораторных условиях
Можно выделить три самых основных вида эксперимента в психологии: лабораторный, естественный и формирующий. Первый является самым эффективным. Для его проведения создаются определенные условия в замкнутом пространстве. Например, необходимо завести в кабинет небольшую группу людей и попросить их сделать несколько конкретных действий.
В результате практического занятия можно определить реакцию личности на определенное действие, схожесть и различие характеров двух или более людей, скорость реакции каждого из них и многие другие индивидуальные особенности.
Беседа — это в психологии метод исследования. Виды,…
Беседа в психологии — это не только средство сбора данных, но также инструмент убеждения,…
Положительные и отрицательные качества
Можно выделить в каждом виде эксперимента в психологии достоинства и недостатки. В лабораторных условиях могут получиться самые точные результаты. Все практические занятия при необходимости можно повторять неоднократно. Уже через некоторое время все они будут повторяться, в дальнейшем их уже можно будет предугадывать. Также в этом методе не будет присутствовать какой-либо скрытности, все участники эксперимента будут знать о его проведении.
Есть и существенный недостаток – результаты могут заметно отличаться о тех, которые обычно происходят в реальной жизни. Именно по этой причине зачастую такой способ называют неоправданным.
Примеры исследования
Существует самый распространенный пример лабораторного вида эксперимента в психологии и педагогике. Группу людей заводят в заранее обустроенную студию и рассаживают её таким образом, чтобы каждый из них находился в одинаковых условиях. Далее включают телевизор, на котором показывают картинки с деталями определенного объекта. Каждый человек должен догадаться, что именно их объединяет, и предугадать название предмета, который из них состоит. С помощью такого исследования можно определить скорость реакции мышления каждого участника.
К лабораторному методу также можно отнести ролевые игры на мероприятиях в детском саду. Создаются определенные условия, а каждому участнику задается определенная роль. Появляется возможность определить манеру поведения каждого ребенка.
Эксперимент в маркетинге. Понятие, определение, виды,…
Что представляют из себя эксперименты в маркетинге и какие задачи выполняют. Чем отличаются полевые…
Самый простой пример – это создание для человека определенных условий (завести его в незнакомое место) и анализ его реакции на них.
Эксперимент, происходящий в естественных условиях
В большей степени современные специалисты отдают предпочтение естественному методу в психологии. Эксперимент и его виды имеет несколько особенностей.
- Исследования проходят в стандартных условиях, в которых привык существовать каждый человек.
- Личность, над которой ставят эксперимент, не обязательно должна знать о его проведении. Это может быть абсолютно любой прохожий человек.
- Метод проведения его может наступить абсолютно в любой момент.
Исследование в естественных условиях больше приближено к реальности, именно по этой причине в психологии он используется достаточно часто.
Положительные и отрицательные качества
Всего можно выделить несколько основных плюсов такого вида эксперимента в психологии. В первую очередь – это простота проведения. Нет необходимости создавать специальные условия и искать определенного человека.
Однако, в отличие от лабораторного метода, здесь экспериментатор не сможет полностью проконтролировать ситуацию. Также не будет шанса повторить еще одно аналогичное исследование, которое будет соответствовать всем этим же параметрам. Анализ в естественных условиях является достаточно сложным, так как не всегда он может привести к определенному результату, но, тем самым, он интереснее.
Примеры исследования
В качестве естественного метода можно использовать абсолютно любую трудовую структуру: магазин, больницу, парикмахерскую и т. д. Можно определить, как несколько рабочих справляются с одними и теми же обязанностями, за какой срок они решат определенную задачу и как общаются с клиентами. По результату их поведения можно создать общую картину о человеке.
Формирующий эксперимент
Формирующий метод – это единственный вид эксперимента в психологии, результат которого можно предугадать заранее. Для его проведения необходимо набрать небольшую группу людей и заранее дать каждому участнику процесса определенное задание, учитывая все самые важные детали его выполнения.
Экспериментатор будет пытаться предсказать, какое действие совершит каждая личность, а потом определит, оправдано ли его предположение. Подобное исследование может проводиться на любой возрастной категории людей от 5 до 70 лет.
Положительные и отрицательные качества
Всего можно выделить несколько положительных и отрицательных сторон подобного метода. В основном, он применяется из-за того, что все полученные навыки можно впоследствии будет применять на практике. Для проведения исследования не обязательно собирать большое количество исследуемых объектов, достаточно двух-трех человек.
Этот эксперимент достаточно интересный, так как его можно повторять неоднократно, а при одинаковых условиях результат может получиться разнообразным. Существует один недостаток. Его нельзя назвать эффективным, так один из участников может слукавить.
Примеры исследования
Психологи настоятельно рекомендуют проводить формирующий эксперимент в средней группе детского сада, где возрастная категория исследуемых объектов составляет от 3 до 5,5 лет. Для них разыгрывается небольшая сценка. Главные персонажи из неё говорят разными голосами, постепенно снижая и увеличивая громкость звука.
Цель исследования – узнать, насколько четко каждый малыш может распознавать определенную речь. С помощью этого метода можно выявить психологическое заболевание на ранней стадии развития.
Уровни осознанности эксперимента
Для того чтобы узнать, как поведет себя личность в определенной ситуации, необходимо провести специальный эксперимент. Виды и особенности в психологии подобных исследований заметно отличаются друг от друга. В лабораторном, формирующем и естественном методе существует несколько вариантов осознанности личности.
- Явное исследование. При нем человека, над которым будет проводиться эксперимент, полностью посвящают во все его подробности. Он будет знать ровно столько же, сколько и психолог, который будет наблюдать за ситуацией.
- При скрытом исследовании, наоборот, объект ничего не знает о том, что ему предстоит делать.
- Существует также промежуточное исследование, при котором объекта погружают в подробности частично.
Самым реалистичным является именно скрытый эксперимент, при нем личность не сможет как-то повлиять на его результат.
Эксперимент с камерой сенсорной депривации
Очень интересен, увлекателен и универсален каждый вид эксперимента в психологии. Кратко описать каждый из них практически невозможно. Например, существует самый популярный в психологии метод с использованием камеры сенсорной депривации, о котором можно рассказывать бесконечно.
Впервые это исследование в 1950 году применил Джон Лилли. Он создал определенные условия, которые полностью изолируют человека от внешней среды. На личность, над которой проводится эксперимент, надевается специальная непроницаемая маска и наушники, из которых доносится практически незаметный шум. Практикующий врач из медицинского института в результате своих опытов смог выяснить, что у объекта полностью изменяется восприятие всего происходящего. Например, при попытке определить вид объекта на ощупь он становился рассеянным, невнимательным и у него даже появлялось чувство тревоги.
Все эти условия для испытуемых казались невыносимыми, ни один из них не смог просидеть в камере более трех суток. Существуют и положительные стороны этого эксперимента: человек начинает лучше познавать себя, может полноценно расслабиться и даже значительно улучшить состояние своего здоровья.
Психология в настоящее время имеет большое значение для каждого человека. Благодаря этой уникальной науке человек может лучше понять себя, что ему нужно от жизни, как правильно поступить в определенной ситуации, наладить отношение с партнером, устранить конфликт, а также решить многие важные проблемы. Эксперименты в этой области позволят добиться положительного эффекта.
Формирующие и итоговые оценки
В профессии пользовательского опыта мы проповедуем итерацию и оценку. Существует два типа оценки: формирующая и итоговая, и то, на каком этапе процесса проектирования вы находитесь, определяет, какой тип оценки вам следует проводить.
Формирующие оценки направлены на определение того, какие аспекты дизайна работают хорошо, а какие нет и почему. Эти оценки выполняются во время редизайна и предоставляют информацию для постепенного улучшения интерфейса.
Допустим, мы разрабатываем адаптацию для новой, полностью переработанной версии нашего мобильного приложения. В процессе проектирования мы создаем прототип решения, а затем тестируем его с (обычно несколькими) пользователями, чтобы увидеть, насколько оно пригодно для использования. Исследование выявило несколько проблем с нашим прототипом, которые затем были устранены с помощью нового дизайна. Этот тест является примером формативной оценки — он помогает дизайнерам определить, что нужно изменить для улучшения интерфейса.
Формирующая оценка интерфейсов включает в себя тестирование и изменение продукта, как правило, несколько раз, и поэтому хорошо подходит для процесса редизайна или создания нового продукта.
В обоих случаях вы повторяете этапы прототипирования и тестирования до тех пор, пока не будете настолько готовы к производству, насколько это возможно (еще больше итераций сформирует еще лучший дизайн, но в какой-то момент вам придется его отправить). Таким образом, формирующие оценки предназначены для того, чтобы направить дизайн на правильный путь.
Суммарные оценки описывают, насколько хорошо проект работает , часто по сравнению с эталоном, таким как предыдущая версия проекта или конкурент. В отличие от формирующих оценок, целью которых является информирование процесса проектирования, итоговые оценки включают в себя получение общей картины и оценку общего впечатления от готового продукта. Суммарные оценки встречаются реже, чем формирующие оценки, обычно прямо перед или сразу после редизайна.
Вернемся к нашему примеру с мобильным приложением. Теперь, когда мы выпустили новое мобильное приложение, пришло время провести исследование и посмотреть, как наше приложение выглядит по сравнению с предыдущей версией приложения. Мы можем собрать данные о времени выполнения задачи и показателях успеха для основных функций приложения. Затем мы можем сравнить эти показатели с показателями, полученными в предыдущей версии приложения, чтобы увидеть, есть ли какие-либо улучшения. Мы также сохраним результаты этого исследования, чтобы оценить последующие основные версии приложения. Этот тип исследования является итоговой оценкой, поскольку он оценивает отгруженный продукт с целью отслеживания производительности с течением времени и, в конечном итоге, расчета окупаемости инвестиций. Однако в ходе этого исследования мы можем обнаружить некоторые проблемы с удобством использования. Мы должны принять к сведению эти проблемы и решить их во время нашей следующей итерации дизайна.
В качестве альтернативы, другой тип итоговых оценок может сравнить наши результаты с результатами, полученными с помощью одного или нескольких приложений конкурентов, или с известными отраслевыми данными.
Все итоговые оценки рисуют общую картину удобства использования системы. Они предназначены для использования в качестве контрольных точек, чтобы вы могли определить, улучшаете ли вы свои собственные проекты с течением времени или побеждаете конкурентов.
Окончательная итоговая оценка — это принятие решения о том, следует ли выпускать продукт. После всего сказанного и сделанного, достаточно ли хорош ваш дизайн, чтобы его можно было представить публике, или мы думаем, что он так сильно повредит нашему бренду, что он никогда не увидит свет? На самом деле компании редко имеют формальный процесс устранения плохого дизайна, и, возможно, поэтому мы сталкиваемся со многими релизами, которые приносят больше вреда, чем пользы для бренда. Если вы действительно согласны с нашим утверждением, что бренд — это опыт в эпоху цифровых технологий, то подумайте об окончательной итоговой оценке перед выпуском.
Происхождение терминов
Термины «формативная» и «суммарная» оценка были введены Майклом Скривеном в 1967 году. Эти термины были представлены в контексте педагогического дизайна и теории образования, но столь же ценны для любой отрасли, основанной на оценке.
В образовательном контексте формативное оценивание является постоянным и происходит на протяжении всей разработки курса, в то время как итоговое оценивание проводится реже и используется для определения того, достигла ли программа намеченных целей. Формирующие оценки используются для управления обучением путем проверки того, был ли понят материал или его необходимо пересмотреть, в то время как итоговые оценки оценивают усвоение учащимся материала.
При использовании каждого типа оценки
Помните, что формативное и итоговое оценивание соответствует вашему месту в процессе проектирования. Формирующие оценки идут с итерациями прототипа и тестирования на протяжении всего проекта редизайна, в то время как итоговые оценки лучше всего проводить непосредственно перед или сразу после серьезного редизайна.
Великие исследователи начинают свое исследование с определения вопроса, на который они пытаются ответить. По сути, ваш исследовательский вопрос совпадает с типом оценки. Ниже приведен список возможных исследовательских вопросов, которые могут у вас возникнуть, и соответствующая оценка. По этой причине эта таблица носит описательный, а не предписывающий характер.
Вопросы, которые вы можете задать | Тип оценки |
Как наш интерфейс работает по сравнению с нашими конкурентами? | Суммарный |
Какие проблемы с удобством использования существуют в нашем интерфейсе? | Формирующее, суммирующее |
Как наш интерфейс соотносится с отраслевым эталоном? | Суммарный |
Понимают ли пользователи нашу навигацию? | Формирующий |
Как изменился наш общий опыт с течением времени? | Суммарный |
Соответствует ли наш интерфейс признанным принципам удобства использования? | Формирующий |
Достаточно ли хорош этот продукт для запуска? (принятие/непринятие решения) | Суммарный |
Методы исследования для формативных и суммативных оценок
После того, как станет ясно, какой тип оценки вы будете проводить, вы должны определить, какой метод исследования вы должны использовать. Существует распространенное заблуждение, что суммативное равно количественному, а формирующее равно качественному, но это не так.
Суммарные оценки могут быть качественными или количественными. То же самое верно и для формирующих оценок.
Хотя итоговые оценки часто являются количественными, они также могут быть и качественными исследованиями. Например, вы можете узнать, какое место занимает ваш продукт по сравнению с конкурентами. Вы можете нанять эксперта по UX, чтобы он провел экспертную оценку вашего интерфейса и интерфейса конкурента. Экспертный обзор будет использовать 10 эвристик удобства использования, а также знания рецензента о пользовательском интерфейсе и поведении человека, чтобы составить список сильных и слабых сторон как для вашего интерфейса, так и для вашего конкурента. Исследование является обобщающим, потому что общий интерфейс оценивается с целью понять, выдерживает ли UX вашего продукта конкуренцию и оправдан ли серьезный редизайн.
Кроме того, формирующие оценки не всегда являются качественными, хотя это часто бывает. (Поскольку рекомендуется проводить расширенную серию формирующих оценок, с финансовой точки зрения имеет смысл использовать более дешевое качественное исследование для каждой из них.) Но иногда крупные компании с большими бюджетами UX и высоким уровнем зрелости UX могут использовать количественные исследования для формирующих целей. чтобы гарантировать, что изменение одной из их основных функций будет работать удовлетворительно. Например, перед запуском нового дизайна домашней страницы крупная компания может захотеть провести количественный тест прототипа, чтобы убедиться, что количество людей, которые будут прокручивать страницу ниже сгиба, достаточно велико.
Заключение
Формативная и суммативная оценки соответствуют разным исследовательским целям. Формирующие оценки предназначены для того, чтобы направить дизайн по правильному пути, чтобы конечный продукт имел удовлетворительный пользовательский интерфейс. Они являются естественной частью любого повторяющегося процесса проектирования, ориентированного на пользователя. Суммарные оценки оценивают общее удобство использования продукта и играют важную роль в отслеживании его удобства использования с течением времени и при сравнении его с конкурентами.
Чтобы узнать больше о формирующих и итоговых оценках, ознакомьтесь с нашими курсами, такими как «Тестирование юзабилити» или «Измерение UX и рентабельности инвестиций».
Ссылки
Гринштейн, Лора. Что учителям действительно нужно знать о формирующем оценивании . ASCD, 2010.
Что такое исследование действия? | Определение и примеры
Опубликован в 27 января 2023 г. к Теган Джордж. Отредактировано 21 апреля 2023 г.
Исследование действием — это метод исследования, направленный на одновременное исследование и решение проблемы. Другими словами, как следует из названия, исследование действием одновременно проводит исследование и предпринимает действия. Термин был впервые использован в 1944 профессора Массачусетского технологического института Курта Левина.В высшей степени интерактивный метод исследования действия часто используется в социальных науках, особенно в образовательных учреждениях. Особенно популярный среди педагогов как форма систематического исследования, он отдает приоритет размышлению и устраняет разрыв между теорией и практикой. Из-за характера исследования его также иногда называют циклом действия или циклом исследования .
Содержание
- Типы исследования действия
- Модели исследования действия
- Примеры исследования действия
- Исследование действия против традиционного исследования
- Преимущества и недостатки исследования действия
- Часто задаваемые вопросы об исследовании действия
Типы исследований действий
Существует 2 распространенных типа исследования действия: исследование действия с участием и исследование практического действия.
- Совместное исследование действий подчеркивает, что участники должны быть членами изучаемого сообщества, что расширяет права и возможности тех, на кого непосредственно влияют результаты указанного исследования. В этом методе участники фактически являются соисследователями, а их жизненный опыт считается определяющим для исследовательского процесса.
- Исследование практических действий в большей степени фокусируется на том, как проводятся исследования, и предназначен для решения конкретных проблем.
Оба типа практических исследований больше ориентированы на расширение возможностей и способностей будущих практиков, чем на вклад в теоретический массив знаний.
Экшн-исследовательские модели
Исследование действия часто отражается в 3 моделях исследования действия: операционная (иногда называемая технической), совместная и критическая рефлексия.
- Оперативное (или техническое) исследование действий обычно визуализируют как спираль, состоящую из ряда шагов, таких как «планирование → действие → наблюдение → размышление».
- Исследование совместных действий в большей степени основано на сообществе, ориентировано на создание сети похожих людей (например, профессоров колледжей в данной географической области) и сбор информации из повторяющихся циклов обратной связи.
- Исследование действия критического осмысления служит для контекстуализации системных процессов, которые уже происходят (например, ретроактивная работа по анализу существующих школьных систем путем постановки вопроса о том, почему определенные практики были введены в действие и развивались таким образом).
Что может сделать корректура для вашей статьи?
Редакторы Scribbr не только исправляют грамматические и орфографические ошибки, но и улучшают качество письма, следя за тем, чтобы в статье не было неясных выражений, избыточных слов и неудобных формулировок.
См. пример редактирования
Примеры исследования действий
Исследование действия часто используется в таких областях, как образование, из-за его итеративного и гибкого стиля.
Пример: совместное исследование действий В рамках постоянного обязательства по улучшению школьных условий для учащихся с ограниченными возможностями в плане исследования действий учащимся, использующим инвалидные коляски, было предложено определить, сколько времени им требуется, чтобы добраться до различных точек на территории школы и обратно.После того, как информация была собрана, учеников спросили, где, по их мнению, лучше всего использовать пандусы или другие средства обеспечения доступности, и предложения были отправлены школьной администрации.
Пример: Практическое исследование Учителя естественных наук в средней школе вашего города стали свидетелями ежегодного снижения результатов стандартных тестов по химии. В поисках источника этой проблемы они подробно изучили, как преподаются концепции, сосредоточив внимание на методах, инструментах и подходах, используемых каждым учителем.Они обнаружили, что за последнее десятилетие в методах преподавания химии не произошло никаких изменений — без внедрения более модернизированных подходов к обучению или полезных онлайн-инструментов. Учителя решили внедрить в свое обучение более современные методы, чтобы посмотреть, может ли это улучшить результаты.
Исследование действия против традиционного исследования
Исследование действия резко отличается от других типов исследований тем, что оно направлено на создание действенных процессов в ходе исследования, а не на расширение существующих знаний или выводов из наборов данных. Таким образом, исследование действием является формирующим , а не суммирующим , и проводится непрерывно, итеративно.
Исследование действий | Традиционные исследования | |
---|---|---|
Назначение |
|
|
Контекст |
|
|
Значение |
|
|
Таким образом, исследование действия отличается по цели, контексту и значению и хорошо подходит для тех, кто стремится осуществить системные изменения.
Преимущества и недостатки исследования действием
Исследования действием имеют свои преимущества и недостатки.
Преимущества
- Исследование действия легко адаптируется , позволяя исследователям адаптировать свой анализ к своим индивидуальным потребностям и внедрять практические изменения на индивидуальном уровне.
- Исследование действий обеспечивает немедленный и действенный путь вперед для решения укоренившихся проблем, а не предлагает сложные, долгосрочные решения, основанные на сложных данных.
- При правильном выполнении исследование действием может быть очень расширением прав и возможностей , информированием о социальных изменениях и предоставлением участникам возможности осуществлять эти изменения способами, значимыми для их сообществ.
Недостатки
- Из-за своей гибкости практические исследования страдают очень ограниченной обобщаемостью и очень трудно воспроизвести . Они часто не считаются теоретически строгими из-за того, что исследователь может делать выводы.
- Исследование действий может быть сложно структурировано этическим образом . Участники могут чувствовать давление, чтобы они участвовали или участвовали определенным образом.
- Исследование действия подвержено высокому риску исследовательских предубеждений , таких как предвзятость отбора, предвзятость социальной желательности или другие типы когнитивных искажений.
Часто задаваемые вопросы об исследовании действий
- Какова основная цель исследования действием?
Исследование действий направлено на решение проблемы или информирование отдельных лиц и сообществ таким образом, чтобы это повлияло на преподавание, обучение и другие связанные процессы. Он меньше ориентирован на внесение теоретического вклада, а вместо этого производит практическую информацию.
- Как исследование действия используется в образовании?
Исследование действия особенно популярно среди преподавателей как форма систематического исследования, поскольку оно отдает приоритет размышлению и устраняет разрыв между теорией и практикой. Преподаватели могут одновременно исследовать проблему по мере ее решения, и этот метод является очень многократным и гибким.
- Что такое цикл исследования? org/Answer»>
Цикл исследования — это другое название исследования действием . Обычно это визуализируется в виде спирали, следующей за рядом шагов, таких как «планирование → действие → наблюдение → размышление».
Источники в этой статье
Мы настоятельно рекомендуем учащимся использовать источники в своей работе. Вы можете процитировать нашу статью (стиль APA) или глубоко погрузиться в статьи ниже.
Эта статья ScribbrДжордж, Т. (2023, 21 апреля). Что такое исследование действия? | Определение и примеры. Скриббр. Проверено 30 мая 2023 г., с https://www.scribbr.com/methodology/action-research/
Процитировать эту статью
ИсточникиКоэн, Л., Мэнион, Л., и Моррисон, К. (2017).