Пример интервью в психологии – Интервью — психология

Вопросы интервью: Psychology OnLine.Net

Вопросы интервью

Добавлено Psychology OnLine.Net

05.10.2006 (Правка 19.02.2010)

Исследовательское интервью протекает скорее как обычный разговор, но имеет специфические цели и структуру: для него характерна определенная систематизированная форма постановки вопросов. Вопросы интервьюера должны быть короткими и простыми. В рассматриваемом здесь типе интервью, направленном на описание жизненного мира, можно задать первый вопрос о конкретной ситуации, а затем уделить внимание различным аспектам явления, затронутым в ответе. Решающим фактором является способность интервьюера ощутить непосредственный смысл ответа и диапазон возможных смыслов, которые раскрываются за ним. А это требует знаний и интереса как к обсуждаемой теме, так и к самому взаимодействию в ходе интервью. Решение о том, который из множества аспектов, затронутых в ответе собеседника, нужно развивать, зависит как от цели и содержания интервью, так и от социального взаимодействия в ситуации интервью.

Ситуация интервью

Типы вопросов интервью

А. Вводный вопрос: «Не могли бы вы мне рассказать о …?»; «Не припомните ли случая, когда …?»; «Что произошло в том эпизоде, о котором вы упомянули?»; «Не могли бы вы описать, как можно более подробно, ситуацию, в которой вы чему-то научились?», — такие вводные вопросы могут породить спонтанные, подробные описания, когда сам собеседник говорит о своих переживаниях как об основном содержании исследуемого феномена. Остальная часть интервью может представлять собой развитие аспектов, которые были затронуты в истории, рассказанной в ответ на первый вопрос.

Б. Отслеживающие вопросы. Ответы собеседника могут быть расширены благодаря любознательности, настойчивости и критичности интервьюера. Это можно сделать с помощью прямых вопросов, относящихся к тому, что только что было сказано. Можно использовать с этой целью и кивки, и «м-м-м», и просто паузы, приглашающие собеседника продолжить его описание. Повторение интервьюером особенно важных слов ответа может способствовать дальнейшему развитию высказывания. Интервьюер должен тренировать в себе способность замечать «сигнальные лампочки» в ответе — такие, как необычные слова, усиленные интонации и тому подобное, которые могут сигнализировать о целом комплексе важных для собеседника тем. Ключевой проблемой в данном случае является способность интервьюера слушать собеседника, когда он говорит о том, что важно для него, и в то же время не забывать об исследовательских целях проекта.

В. Проясняющие вопросы. «Не могли бы вы еще что-нибудь рассказать об этом?»; «Нельзя ли более подробно описать то, что случилось?»; «А случалось ли еще что-нибудь подобное?», — в данном случае интервьюер следует за ответом собеседника, проясняя содержание, но не акцентируя конкретные аспекты высказывания.

Г. Конкретизирующие вопросы. Реагируя на ответы собеседника, интервьюер может задавать и более конкретные вопросы, например: «Что вы тогда подумали?»; «Что вы предприняли, когда почувствовали, что у вас растет тревога?»; «Как реагировало ваше тело?». Когда интервью содержит множество общих высказываний, интервьюер может попытаться получить более точные описания, спросив: «Вы сами это тоже испытали?».

Д. Прямые вопросы. В данном случае интервьюер прямо задает темы и аспекты их рассмотрения, например: «Вы когда-нибудь получали деньги за оценки?»; «Когда вы упомянули о соревнованиях, вы имели в виду состязания вроде спортивных или деструктивную конкуренцию?». Такие прямые вопросы желательно отложить и не задавать в первые моменты интервью. Их следует задать после того, как собеседник уже высказал свой собственный спонтанный взгляд и показал, таким образом, какие аспекты данного явления имеют для него важное значение.

Е. Косвенные вопросы. В данном случае имеются в виду проективные вопросы, типа: «Как, вам кажется, воспринимают другие ученики соревнование за получение оценок?». Ответ может содержать мнение об отношении других учеников, но может быть и косвенным выражением собственного отношения респондента, которое он прямо не высказывал. Для того, чтобы проинтерпретировать ответ, потребуется очень аккуратно расспросить его дополнительно.

Ж. Структурирующие вопросы. Интервьюер отвечает за ход интервью и должен отметить момент, когда тема исчерпана. Интервьюер может вежливо прямо пресечь многословный ответ, который не соответствует теме исследования, сказав, например: «Сейчас я бы хотел перейти к другой теме…».

3. Молчание. Вместо того, чтобы превращать интервью в перекрестный допрос, непрерывно обстреливая собеседника градом вопросов, интервьюер-исследователь должен брать пример с психотерапевтов, используя молчание, чтобы побудить собеседника продолжить интервью. Допуская паузы в разговоре, мы даем собеседнику достаточно времени, чтобы все припомнить и обдумать, и затем он сам нарушает молчание, чтобы сказать нечто важное.

И. Вопросы-интерпретации. Интерпретация в ходе интервью может использоваться в виде простого перефразирования ответа, например: «То есть вы считаете, что…?», или же попыток прояснить высказывание: «Если я правильно понял, вы почувствовали, что…?», «Можно ли то, о чем вы сейчас говорили, описать такими словами: …?». Возможна и более непосредственная интерпретация сказанного учеником: «Правильно ли я понял, что в основном ты тревожишься об оценках из-за возможной реакции твоих родителей?». Более абстрактный вопрос можно задать, например, таким образом: «Не кажется ли вам, что между ситуацией соревнования с другими учениками из-за оценок в классе и отношениями, которые у вас сложились дома, с вашими братьями и сестрами, есть какая-то связь?».

Кроме тематического и динамического аспектов вопросов, интервьюеру следует стараться помнить и о последующем анализе, верификации и написании отчета. Интервьюер, четко представляющий, о чем и зачем он расспрашивает собеседника, будет в процессе беседы добиваться недвусмысленности высказываний, проясняя значения и смыслы, соответствующие проекту, и обеспечит таким образом более прочный плацдарм для последующего анализа. Такой процесс прояснения смыслов в ходе интервью может еще показать собеседнику, что интервьюер действительно слушает его, ему интересно то, что говорит интервьюируемый. В идеале, в момент окончания интервью заканчивается и проверка гипотез и интерпретаций, так как в процессе расспрашивания интервьюер находит им подтверждение или опровергает их.

Если предполагается написание отчета или цитирование интервью, то стоит, если получится, попытаться воспроизвести социальный контекст интервью и, там, где это возможно, эмоциональную окраску взаимодействия, дабы то, что было сказано, стало понятно читателям, которые не были свидетелями живой ситуации интервью. Умению воспроизводить обстановку и настроение разговора можно поучиться у журналистов и писателей.

Пока речь шла в основном о вопросах интервьюера. Умение интервьюера активно слушать то, что говорит собеседник, может, однако, оказаться важнее, чем искушенность в специальных техниках расспрашивания. В обучении терапевтов акцент делается на мастерстве слушателя, на развитии эмпатического активного слушания, чуткого к нюансам и многослойности смысла того, что говорят им их пациенты. 3. Фрейд  рекомендовал терапевтам слушать своих пациентов с «неослабевающим вниманием», дабы постичь смысл их слов (глава 4, «Порождение психоаналитического знания»).

Важность слушания подчеркивается и в феноменологическом и в герменевтическом подходах к интервьюированию (глава 3, разделы «Герменевтическая интерпретация» и «Феноменологическое описание»). Существует феноменологический идеал непредубежденного слушания, при котором собеседнику предоставляют возможность развертывать описания своих переживаний, не прерывая его вопросами и не сбивая предубеждением, которое заключено в вопросах. Герменевтический подход предполагает слушание и интерпретирование многочисленных слоев смысла, заключенного в высказывании интервьюируемого, принимая во внимание возможность постоянных реинтерпретаций в рамках герменевтического круга интервью. Внимание обращают и на предубеждения, содержащиеся как в ответах интервьюируемого, так и в вопросах интервьюера.

www.psychology-online.net

Интервью — Психологос

Метод интервью — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану.

Общие сведения

Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.

Виды интервью

По степени формализации

  • Стандартизированное, или формализованное, интервью. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.
  • Нестандартизированное, или свободное, интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.
  • Полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

По стадии исследования

  • Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.
  • Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.
  • Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

По количеству участников

  • Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).
  • Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек.
  • Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.

www.psychologos.ru

Стандартное структурированное интервью (образец проведения)

Стандартное структурированное интервью

Предварительная подготовка.

Убедитесь, что вся необходимая информация подготовлена и находится под рукой.

Установление контакта.

Постарайтесь, чтобы кандидат чувствовал себя непринужденно.

Выйдете поздороваться с кандидатом в приемную.

Проводите кандидата в комнату для переговоров.

Задайте ему несколько не относящихся к делу вопросов, например: «Трудно ли было добраться сюда?», «Вы легко нас нашли?».

Стандартные вопросы для интервью.

1.      Кто мог бы дать вам наилучшие рекомендации и почему?

2.      Кто мог бы дать о вас наихудший отзыв и почему?

3.      Что вы сделали для того, чтобы ваша фирма/отдел давал больше прибыли?

4.      Что вы сделали для того, чтобы ваша фирма/отдел сэкономил затраты?

5.      Что вы сделали для того, чтобы ваша фирма/отдел сэкономил время, увеличив объем работ?

6.      Чем вы сумели выделиться среди своих сотрудников?

7.      Расскажите мне по порядку о том, как вы профессионально росли на вашей нынешней работе и о том, что вы сейчас делаете изо дня в день.

8.      Расскажите о проблеме, с которой вы столкнулись на вашей нынешней работе / в отделе вашего клиента и как вы ее решили.

9.      Каковы ваши ближайшие и долгосрочные цели?

10.  Среди обязанностей, которые, как нам хотелось бы, вы будете исполнять, есть три наиболее важные (перечислите их). Каким опытом вы обладаете для решения этих задач?

11.  Есть ли у вас другой опыт или знания, которые были бы полезны нашему клиенту?

12.  Какие личные задачи стояли перед вами, когда вы взялись за вашу нынешнюю работу?

13.  Насколько вам удалось их решить?

Вопросы относительно образования.

14.  Какие предметы вы больше/меньше всего любили/не любили в средней школе/в университете? Почему?

15.  Какие оценки вы получали по любимым и по нелюбимым предметам?

16.  По каким предметам вы шли лучше, чем по другим? Хуже?

17.  Почему вы решили учиться в университете?

18.  Почему вы специализировались по?

19.  Почему вы решили посещать?

20.  В какой внеучебной деятельности вы принимали участие? Почему именно в этой?

21.  Как вы планировали свою карьеру в начале университетского курса?

22.  Как вы планировали свою карьеру, когда закончили среднюю школу/университет?

23.  Что вам дало обучение в средней школе/университете?

24.  Если бы у вас появилась возможность снова учиться в школе, что бы вы изменили или вообще ничего не меняли бы?

25.  Какие спецкурсы вы выбирали? Почему?

26.  Насколько средняя школа/университет подготовили вас к «реальной жизни»?

27.  Расскажите, как вы изучали (любую область, имеющую отношение к вакансии).

28.  Как вы полагаете, изучение этой области подготовило вас к той работе, которая требуется на предлагаемой вам должности?

29.  Когда вы решили, что хотите быть специалистом в области _______?

30.  Назовите ваших любимых/нелюбимых учителей/преподавателей в средней школе / в университете? Почему вы их любили/не любили?

31.  Расскажите, как вы организовывали свои занятия во время обучения в школе/университете?

32.  Расскажите о том, где вы подрабатывали во время обучения в школе/университете?

33.  Какая из этих временных работ была для вас самой интересной/самой неинтересной?

34.  Как вы проводили летние каникулы, когда учились в школе/университете?

35.  Почему вы работали во время обучения в школе/университете?

36.  Есть ли у вас планы продолжить обучение? Если есть, то какие?

37.  Что, по-вашему, самое трудное в совмещении работы и учебы?

38.  Какой совет вы бы дали тому, кто хочет учиться и работать одновременно?

Вопросы, касающиеся предшествовавшего опыта и прочих связанных с работой тем.

39.  Опишите, пожалуйста, ваш обычный рабочий день.

40.  Как бы вы описали идеального менеджера? Подчиненного? Сотрудника?

41.  С какими людьми вам трудно/легко работать? Почему?

42.  Что вам больше всего нравилось/не нравилось в вашей последней работе?

43.  Опишите, пожалуйста, идеальную обстановку на работе.

44.  Какие мотивы вами движут? Почему?

45.  Благодаря каким качествам вы являетесь эффективным руководителем?

46.  Каково ваше наивысшее карьерное достижение до настоящего момента? Почему?

47.  Вспомните и опишите ситуацию, когда вы оказались под давлением на последнем месте работы. Как вы с ней справились?

48.  В чем, по-вашему, состоит долг нанимателя перед служащим?

49.  Как вы относитесь к деловым поездкам?

50.  Расскажите о том, как часто и как надолго вам приходилось выезжать в командировки раньше.

51.  Как вы относитесь к переездам? Существуют ли такие места, куда вы не хотели бы переезжать?

52.  Какие из ваших обязанностей на последней работе казались вам тяжелыми?

53.  Как вы оцениваете свое карьерное продвижение до настоящего момента?

54.  Расскажите о тех проблемах, с которыми вы столкнулись на вашем последнем месте работы.

55.  Чем ваша нынешняя работа отличается от предыдущей?

56.  Какая работа из тех, которыми вы занимались, оплачивалась лучше/хуже всех?

57.  Как вы думаете, насколько ваша теперешняя работы подготовила вас к тому, чтобы возложить на себя дополнительные обязанности?

58.  Какая ситуация на протяжении всей вашей карьеры оказалась для вас самой болезненной и неприятной?

59.  Почему вы хотите оставить свое настоящее место работы?

60.  Что вы думаете о том стиле руководства, который сложился в вашем отделе/подразделении на последнем месте работы?

61.  Если бы я попросил вашего супервизора/руководителя описать вашу работу, что бы он сказал?

62.  Что бы вы сделали, если …?

63.  Как бы вы справились с …?

64.  Какие перспективы вы видите на новом месте работы по сравнению со старой?

65.  Что бы вы хотели найти на новой работе?

66.  Оказала ли влияние военная служба на то, какую область вы для себя выбрали?

67.  Расскажите, пожалуйста, чем вы занимались в армии?

68.  Чего вы хотите добиться в своей карьере в ближайший срок и в отдаленном будущем?

69.  Чего бы вы хотели избежать в будущей работе?

70.  Какие требования вы предъявляете к заработной плате?

71.  Кто или что повлияло на вас в постановке карьерных целей? Как именно?

72.  Чему вы обязаны своими успехами?

73.  Что, по-вашему, является самой сильной вашей стороной?

74.  В каких областях вам надо усовершенствоваться? Каким образом вы собираетесь совершенствоваться?

75.  Какой вы, по вашему мнению, руководитель? Подчиненный? Сотрудник?

76.  Какая часть вашей работы приносит вам наибольшее удовлетворение?

77.  Как вы выполняете задачи, которые вам не по душе?

78.  Как вы распределяете свое время?

79.  Каков ваш стиль руководства?

80.  Чему вы научились на каждой из предыдущих работ?

81.  Приведите, пожалуйста, примеры решений, которые вы принимали в ходе работы. Каковы были последствия этих решений?

82.  Каким образом вы принимаете решения?

83.  Умеете ли вы, с вашей точки зрения, распределять работу между подчиненными?

84.  Что вы считаете своим стандартом рабочей дисциплины — в отношении себя самого и своих подчиненных?

85.  Расскажите, пожалуйста, о том, какие отношения сложились у вас с последним руководителем.

86.  Приведите, пожалуйста, пример проекта, реализация которого не соответствовала вашим планам. Что произошло?

87.  Чем вас привлекает эта должность в нашей фирме?

88.  По каким причинам вы стали работать на нынешней вашей должности?

89.  В чем заключается самая большая ответственность в вашей нынешней работе?

90.  Опишите свое продвижение на последнем месте работы.

91.  За что руководители вас хвалили/критиковали?

92.  Что вы можете предложить нашей фирме?

93.  Вписывается ли предлагаемая должность в ваши личные карьерные планы?

94.  В каких ситуациях, связанных с работой, вы чувствуете себя наиболее комфортно / напряженно и стесненно?

95.  Почему вы согласны на уменьшение оплаты?

96.  Почему вы решили стать _________?

97.  Почему вы хотите поменять сферу деятельности?

98.  В чем заключается главная ответственность руководителя/подчиненного?

99.  Как вы относитесь к однотипным, повторяющимся заданиям?

100.    Как вы относитесь к тому, что вашу работу тщательно контролируют?

101.    Как вы относитесь к работе в сверхурочное время?

102.    Как вы относитесь к тому, что вас в любое время могут вызвать на работу?

103.    Какие причины показались бы вам основательными для того, чтобы работать в этой фирме до пенсии?

104.    Какие причины могли бы заставить вас уйти с этой работы?

105.    При каких обстоятельствах, если такие имеются, вы полагаете, что супервизор или менеджер должен выполнять обязанности своих подчиненных?

106.    Как бы вы справились с подчиненным, который систематически опаздывает?

107.    На этой работе от вас потребуется способность/умение ______. Каким опытом в этой области вы обладаете?

108.    Что, по-вашему, на этой должности будет самым трудным и что будет приносить наибольшее удовлетворение?

109.    Если вас попросят выполнить работу, которая не входит в ваши функциональные обязанности, что вы ответите?

110.    Что, по-вашему, означает «лояльность фирме»? До каких пределов она простирается?

111.    Как вы будете вести себя, обсуждая с начальником недовольство работой?

112.    Что мог бы предпринять ваш предыдущий работодатель, чтобы убедить вас остаться?

113.    Приходилось ли вам увольнять кого-нибудь? Расскажите, как это было.

114.    Хотите ли вы сообщить мне какие-нибудь сведения о вашей квалификации, которые помогут мне принять окончательное решение?

Заключительная часть

Подтвердите информацию об открывшейся возможности.

Опишите отдел, проект и ту роль, которую играет эта должность в структуре компании, а также сообщите всю значимые сведения о компании.

Определите требуемую квалификацию и скажите о предпочтениях клиента.

Отбирая кандидата, вы убедились, что его квалификация соответствует требованиям клиента.

Проверьте резюме кандидата, его успехи и достижения с точки зрения конкретных требований, предъявляемых к предлагаемой позиции. Исходя из успехов и достижений, попробуйте убедиться в том, что кандидат может решить проблему или добиться желаемого результата, исходя из требований предлагаемой позиции.

Проверка технических знаний и дальнейшее ознакомление / пристрелочный опрос проводится в случае, когда возникает необходимость получить более подробную информацию об опыте кандидата.

Цели и перспективы

(Еще раз выясните желания кандидата и сравните, соответствуют ли его карьерные цели вакансии, открывшейся у вашего клиента.)

Как кандидат описывал идеальную перспективу на стадии отбора?

Где кандидат думает работать через год, три, пять лет? В фирме какого типа предпочел бы работать кандидат? Почему?

В фирме какого типа кандидат меньше всего хотел бы работать и почему?

Каковы личные цели кандидата?

Совместимость с корпоративной культурой

(Опишите корпоративную культуру клиента и сравните с предпочтениями кандидата, а также с его стилем работы.)

Каков стиль работы кандидата?

Как кандидат описывал компании, в которых предпочел бы работать?

1.      Какой стиль менеджмента больше устраивает кандидата?

2.      Как он описывает корпоративную культуру своего нынешнего/предыдущего места работы?

3.      Как это на него влияет?

структурированное интервью

hr-portal.ru

Интервью как основной метод психологического консультирования

Введение

Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест, несомненно принадлежит психологическому консультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово “консультирование” уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое, многое другое. Но, пожалуй, наиболее широкой сферой применения психологического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Эта та часть, которая включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими парами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся и т.д.

Психологическое консультирование, как область практической психологии, цель которой заключается в оказании консультационной психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения. Главной идеей, лежащей в основе психологического консультирования, является мысль о том, что практически любой психически здоровый человек в состоянии справится с большинством возникающих в его жизни психологических проблем. Таким образом, психологическое консультирование отличается от других видов психологической помощи тем, что клиенту отводится более активная роль.

2. Интервью как основной метод психологического консультирования

Интервью – способ получения социально психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью: свободные
(не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные

(по форме близкие к анкете с заранее данными вопросами). Границы между этими видами интервью подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников интервью определяется наличием и формой вопросов, складывающейся эмоциональной атмосферой; уровень получаемой информации – богатством и сложностью ответов.

Описывая интервью как основной метод психоло­гического консультирования, мы исходим из следую­щих предварительных соображений: психолог-кон­сультант работает с заказом клиента. Если этот заказ предполагает диалогическую работу, то она проводит­ся в специально назначенное время или другим специалистом-психодиагностом. Психолог-консультант не занимается постановкой диагноза, он анализирует си­туацию клиента как уникальную, применяя для этого анализа специальные знания.

Интервью и является одним из специальных методов анализа уникальной ситуации заказа клиента с целью создания для него альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей, то есть с целью создания большей мобильности его внутреннего мира.

Что отличает интервью от других методов работы практического психолога? Прежде всего, интервью всегда индивидуализировано, оно предполагает пост­роение предмета взаимодействия психологом и клиен­том. Предметом взаимодействия будет внутренний мир клиента, модальности, в которых он будет описан, со­ставят тему взаимодействия психолога и клиента.

Например, темой могут стать переживания клиен­та или отдельной могут стать действия клиента.

Но существенно важным, для проведения интер­вью является то, что предметом взаимодействия, опре­деляющим отношения клиента и психолога, будет внут­ренний мир клиента. Процесс интервью направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отно­шение клиента к его внутреннему миру — сделать его более динамичным.

Тема интервью задается клиентом в определенном, строго индивидуальном жизненном контексте, одна и та же тема, например переживание своей родительской некомпетентности, может быть задана в разном контек­сте; например, неполной семьи, повторного брака или у человека с правами попечителя, а не родителя.

Восстановление контекста появления темы отлича­ет интервью от других методов психологической помо­щи тем, что не только объективные данные о контексте, но отношение к ним клиента, его роль в этом контексте являются важной составной частью заявленной темы.

Психолог, работающий с темой заказа и ее контек­стом, должен постоянно контролировать в ходе интер­вью собственные личные проекции на содержание темы, их мы обозначим так — подтекст интервью. Этот подтекст может быть привнесен в интервью самим психологом, если он не вычленяет содержание своих личностных проекций в ходе интервью.

Это ситуации, когда во взаимодействии с клиен­том в ходе интервью психолог решает свои личные проблемы через проекцию, перенос, сублимацию и другие варианты защитных механизмов своей лично­сти и не осознает их (см. примеры в заданиях для самостоятельной работы).

Итак, в ситуации интервью психолог должен рефлексировать на тему заказа клиента, контекст ее появ­ления и на подтекст своих действий, для построения предмета взаимодействия с клиентом.

3. Пятишаговая модель процесса интервью

Интервью предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий:

раскрывающих актуальные и потенциальные возможности клиента. Вопросы — основной способ воздействия психолога на клиента в ходе интервью.

В литературе обычно описывается пятишаговая модель процесса интервью. Остановимся на ней подробнее.

Первая стадия интервью —
структурирование, достижение взаимопонимания или как ее часто марки­руют — «Привет!».

Психолог структурирует ситу­ацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возмож­ностях. При этом психолог решает проблемы установле­ния контакта, соответствия, раппорта с клиентом. Конк­ретные варианты решения этих проблем зависят от» индивидуальных и культурных особенностей клиента.

Клиент на этой стадии интервью решает задачи до­стижения психологического комфорта, то есть задачи эмоционального и когнитивного принятия ситуации интервью и личности психолога.

Эта стадия интервью заканчивается, когда достиг­нуто соответствие психолога и клиента, которое может быть выражено ими примерно в следующей формули­ровке: «Я его чувствую, понимаю» (психолог), «Меня слушают, я доверяю этому человеку» (клиент).

Вторая стадия интервью
обычно начинается ее сбора информации о контексте темы: происходит вы­деление проблемы; решается вопрос об идентифика­ции потенциальных возможностей клиента. Маркиров­ка этой стадии интервью: «В чем проблема?»

Психолог решает следующие вопросы: зачем кли­ент пришел? Как видит свою проблему? В чем его возможности в решении этой проблемы? На материа­ле заявленной темы психолог уясняет позитивные воз­можности клиента в решении проблемы.

Когда цели клиента будут четко поняты, психолог возвращается к определению темы.

После этого начинается третья стадия интервью,
которую можно обозначить так — желаемый резуль­тат. Маркировка этой стадии интервью — «Чего вы хотите добиться ? »

Психолог помогает клиенту определить свой иде­ал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Обсуж­дается также вопрос о том, что произойдет, когда же­лаемый результат будет достигнут.

Некоторые клиенты начинают именно с этого эта­па. Если психологу уже ясны цели клиента, то реко­мендации должны быть даны немедленно.

Четвертая стадия интервью
представляет собой выработку альтернативных решений. Маркировка этой стадии — «Что еще мы можем сделать по этому поводу?»

Психолог и клиент работают с различными вариан­тами решения проблемы. Поиск альтернатив осуществ­ляется с целью избежания ригидности и выбора среди альтернатив. Психолог и клиент исследуют личностную динамику клиента. Этот этап может быть длительным.

Психолог должен учитывать, что верное для него решение может быть неверным для клиента, в то же время для некоторых клиентов нужны четкие дирек­тивные рекомендации.

Пятая стадия интервью — обобщение предыду­щих этапов, переход от обучения к действию. Марки­ровка этого этапа — «Вы будете делать это?». Психо­лог предпринимает усилия по изменению мыслей, действий и чувств клиентов в их повседневной жизни вне ситуации интервью. Из практики консультирова­ния известно, что многие клиенты

mirznanii.com

Беседа, интервью, анкетирование — Основы психологии Библиотека русских учебников

. Беседа в психологии — эмпирический метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Этот метод достаточно широко используется в различных сферах психологии: социальной, медицинской, детской и др.. В отдельных х случаях беседа выступает основным средством получения фактических данных, используется также как способ введения испытуемого в ситуацию психологического экспериментирования: от четкой инструкции к своб ого общения в психотерапевтической ситуации. Специфическими видами беседы могут быть такиекі:

«введение в эксперимент», целью которого является настройка собеседника на характер эксперимента и перечень основных действий и деятельностей, предусмотренных экспериментом, предоставление инструкции перед каждым из выполняют. УВАН циклов действий и элементов эксперимента

«экспериментальная беседа»как форма эмпирической взаимодействия используется в тех экспериментальных ситуациях, где каждый отдельный элемент деятельности предполагает полную смысловую завершенность предыдущего, а следовательно, контакт экспериментатора с испытуемым как»подведение итогов»является необходимым элементом исследования

«клиническая беседа»- форма эмпирической взаимодействия психолога с пациентом в ситуации индивидуального консультирования или, собственно, в психотерапевтической ситуации

касается распределения смысловых составляющих преобразующих действий психолога и выделение прикладных воздействий психолога на предмет взаимодействия, метод беседы получает специфическое содержание отношении каждого из типов прев ворюючих действий беседа в теоретико-утверждающем воздействии, беседа в психотерапевтическом воздействии, беседа в профессионально-педагогическом действии психолога, беседа в акте учительского отношения и духовного посе редництва и др.. Таким образом, если в ситуации эмпирической познавательного действия психолога метод беседы играет, как правило, вспомогательную роль, то в ситуации преобразующих действий психолога может применяться как основа организации взаимодействующихї.

Интервью в психологии выступает способом получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. В истории интервью как психологического метода можно выделить три основных этапа развития ку: 1) сначала интервью использовалось в области психотерапии и психотехники, в свою очередь это способствовало возникновению психологических консультаций; 2) использование интервью в социологических и социально-пс ихологичних исследованиях, где впервые возникли вопросы о валидность способов организации и проведения интервью и достоверность полученной информации, 3) современный этап психологических исследований характер изуеться координацией практических, теоретических и методологических проблем интервью с целью использования его как особого метода получения информации на основе вербальных коммуникацийї.

Различают два вида интервью: свободные — не регламентированные темой и формой беседы, и стандартизированные — по форме они близки к анкете с закрытыми вопросами. Однако границы между этими видами интервью подвижностью ные и зависят от сложности проблемы, целей и этапа исследования. Степень свободы участников интервью обусловлено перечнем и формой вопросов, содержательный уровень полученной информации — богатством и сложностью ответовей.

В ходе общения могут сложиться различные ситуации относительно позиции интервьюера: а) респондент (тот, кому относятся вопросы) знает, почему он действовал или должен действовать так, а не иначе б) респонденту недостаточным варительно информации о причинах собственного деяния в) интервьюер имеет целью получить симптоматическую информацию, хотя респондент не оценивает ее как. Та или иная ситуация предполагает использование различных методов интервью. В первом случае достаточно использовать упорядоченный, четко направленный цикл вопросов. В двух других ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента в процессе поиска н еобхиднои информации. Примерами таких методов является интервью клиническое и интервью. Диагностическогоичне.

. Диагностическое интервью — метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Этот метод служит особым средством установления тесного личного контакта с спивроз заговорщиком. Во многих ситуациях клинической работы он оказывается важным способом проникновения во внутренний мир пациента и понимания его проблем. Различают диагностическое интервью: 1) управляемое — е д вполне запрограммированного (по типу анкеты — неизменная стратегия и неизменная тактика) до совершенно свободного (постоянная стратегия и свободная тактика) 2) неуправляемое,»исповедальном», где инициатива принадлежит пациента ту. В клинической практике полностью стандартизированное диагностическое интервью используется очень редкийідко.

. Клиническое интервью — метод терапевтического сеанса в случае оказания психологической помощи. В психиатрии, психоанализе и медицинской психологии этот метод используется для помощи пациенту осознать свои внутренние труд днощи, конфликты, скрытые мотивы поведения. Клиническое интервью относится к наиболее свободных форм беседы; в беседах такого типа психолога интересует не только непосредственное содержание ответов пациента (фак ты, взгляды, чувства, словесный ряд — словарь, ассоциации идей и т.д.), но и его поведение (тон, жесты, движения и др.). Важной предпосылкой успешности реализации метода является установление положительных личностных х отношений между участниками беседы, что требует от психолога быть терпеливым, находчивым, приспосабливаться к интересам пациента. В отдельных случаях метод может иметь непосредственное психотерапевтический эф т, при этом пациент не только осознает причины своих трудностей, но и определяет пути их преодоления. Общая стратегия и ход реализации метода строятся на предварительных данных диагноза тощу тощо.

. Анкетирование — метод социально-психологического исследования с помощью анкет. В социальных науках (демографии, социологии, психологии) анкетный опрос проводится с целью выяснить данные биографического характера, взгляды, ценностные ориентации, социальные установки и личностные черты опрошенных зависимости от характера необходимой информации и способов ее получения используются различные типы анкетного опроса: сплошное (охватываются большие группы населения) и выборочное (охватывается конкретная группа участников) устное (по типу интервью) и письменное (работа с бланковым анкетами) индивидуальное и групповое, а т акож — глазное (при условии непосредственного взаимодействия) и заочное (по почте, телефону и т.д.). Для проведения любого типа анкетирования необходимо предварительное решение двух методических проблем: во-первых, определение ния объема и обеспечения однородности выборки, во-вторых, обеспечения репрезентативности выборки. Эти параметры исследования предопределяют его завершенность и достаточностьість.

Методическим средством для получения первичной социологической и социально-психологической информации анкетного опроса является, конечно, анкета. Она представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан а не из центральной задачей исследования. Построение анкеты — это процесс перевода основных гипотез исследования на язык вопросов, является составной и ответственной процедурой. Анкета должна обеспечивать полученных ния таких ответов, которые являются истинными применительно и опрашиваемого, и проблемы, составляет предмет исследования. Анкета строится на основе теоретических представлений о сущности предмета исследования, согласно до этого выбираются шкалы оценок, типы вопросов, определяется количество и порядок вопросов, должны относиться. Также в каждом конкретном исследовании выбирается наиболее адекватная процедура реализ ции анкетирование с учетом всех условий ситуации познавательного акта. Каждый отдельный тип анкетирование предусматривает как ситуацию исследования, так и структуру анкеты, включая последовательность и эмоциональную наси ченисть вопросов, средства обработки и анализа полученных даны даних.

uchebnikirus.com

Авторский стиль. Как умение писать помогает в жизни

Разбираем интервью. Часть 1. Ларри Кинг берет интервью у М.Тайсона и Э.Холифилда

В 2014 году интервью стало для меня представлять повышенный интерес.

Во-первых, за последний год я взял ровно 10 интервью у самых разных людей: от священника до заключенного  в тюрьме. Кроме того, мой диплом на втором высшем по журналистике — об интервью.

Так что мне приходилось сталкиваться с этим жанром журналистики достаточно много. Сложнее всего было писать диплом. Зная, что эту работу, кроме меня и дипломного руководителя (да еще рецензента) никто читать не будет — мне было особенно сложно заставить себя написать 50 с лишним страниц. Ведь я уже привык, что каждый текст имеет какой-то отклик, реакцию людей в соц.сетях или блоге. А тут столько сил — и такая маленькая отдача.

В тот момент я подумал: «А что, если всю информацию, которую я использую в дипломе давать частями в блоге. Делиться полезным.» Это совсем другое дело и это меня воодушевило. Ведь я просмотрел десятки очень классно сделанных и интересных разговоров профессиональных и не очень журналистов.

Так родилась эта рубрика «Разбираем интервью».

Я не считаю себя лучшим в этом жанре. Но при этом определенный опыт имею. А учиться лучше всего на примерах у самых лучших.

Что будет в рубрике «Разбираем интервью?»

Интервью — это искусство. Разговорить человека, понять его, почувствовать и создать интересный разговор — это интервью и именно это искусство. В Украине, судя по моему диплому исследованию крутых интервьюеров не так и много.

Интересное интервью — это искусство

Что будет в этой рубрике:

  1. Анализ самых удачных примеров интервью;
  2. Изучение ошибок интервьюеров;
  3. Интересные нюансы интервью (формулировка вопросов, одежда, манера держать себя и многое другое)

Так нагляднее.

Для начала мы будем вместе изучать классные интервью профессионалов со всего мира.

Ларри  Кинг — король интервью

Кто не знает Ларри Кинга — тот не знает короля интервью и ток-шоу.

Программа Ларри Кинга «Larry King now»

За свою жизнь он провел более 50 тысяч интервью с политиками, актерами, звездами шоу-бизнеса, спорта и любыми известными личностями.

Его программа Larry King Live выходила с 1985 года по 2010 без перерывов и по этой причине даже попала в Книгу Рекордов Гиннеса.

Интервью с Майком Тайсоном и Эвандером Холифилдом

Сегодня на десерт у нас Ларри Кинг и его разговор с Майком Тайсоном и Эвандером Холифилдом.

Посмотрите. Комментарии ниже.

Интервью четко разбито на части. Это срежиссированный спектакль.

Часть первая.

  • Обращение и втяжка

«Сегодня у нас в гостях Майк Тайсон по прозвищу «Железный Майк». Позже к нам присоединится Эвандер Холифилд по прозвищу Реально Крутой»

  • Прямые вопросы

«Почему так тяжело завязать с наркотиками и алкоголем? Мне это незнакомо. Почему?»

«Недавно вы позволили проникнуть в вашу жизнь для съемки сериала «Быть Майком Тайсоном». Зачем?»

«Вы любите бить людей?»

Часть вторая. Появление в студии Холифилда. И обсуждение той злополучной ночи, когда Тайсон дважды кусал Эвандера.

  • Умелое раскачивание сложной темы.

Сложная тема — почему Майк откусил ухо Эвандеру.

Но еще сложнее — разговорить обоих.

Ларри Кингу это удалось. Не буду пересказывать, лучше посмотреть самим.

Смотрите с 7:50 до 13:30

 

Часть третья

Обсуждение того, что происходит в боксе сейчас.

Шутки. Например тут (19:34)

— Майк как гремучая змея. Он наказывает за любую ошибку на ринге. Чувствует слабину и сразу контратакует — говорит Холифилд

— Я и вас могу подловить — шутит Майк Тайсон

— Я теперь боюсь уходить отсюда — очень уместно ответил на шутку Ларри Кинг.

  • И о Кличко также немного поговорили.

«Мы их не очень любим, потому что они не американцы. Мы не привыкли к такому боксу. Они не рискуют, но они выигрывают бои» (20:10 и дальше)

Часть четвертая.

Самая скучная на мой взгляд.

Пригласили дядьку, Янга Берри, филантропа, который занимается благотворительностью. И он уже начал рассказывать о своей деятельности. Тут менее всего можно что-то обсуждать.

Выводы-шмыводы

Ларри Кинг — явно не боксер. Но этот тощий ботан в очках и подтяжках говорил на равных с одними из лучших спортсменами мира.

А кроме того, у него получилось создать непринужденную беседу, словно друзья на кухне вечером за чашкой чая.

Вот это и есть — отличное интервью.

Наш первый выпуск рубрики «Разбираем интервью» подошел к концу

Пишите в комментариях, какие интервью вы хотите разобрать вместе.

И спасибо, что уделили время обучению интервью на примерах.

 

Коротко обо мне: Предприниматель, коммерческий писатель, маркетолог. Автор двух блогов (о текстах и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово”. Осознанно пишу с 2001 года, в газетной журналистике с 2007, зарабатываю исключительно текстами с 2013-го года. Люблю писать и делиться опытом на тренингах. С 2017 года стал отцом.
Заказать тренинг или любой текст вы можете по почте [email protected] или напишите в личку в удобной вам соцсети.

Давайте дружить в соцсетях: Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube.

 

P.S. Ура. Наконец-то с сентября 2017 года я завел свой уютный канал в Телеграм. Называется, угадайте? Да, конечно, вы угадали:»Авторский стиль». Делюсь опытом, рассказываю о том, как выработать свой авторский стиль. Верю, что его нужно лишь откопать за горами стереотипов и сомнений в себе. Тут много того, чего не даю больше нигде. https://t.me/bagnenkotext

 

 

18. января 2015 by Admin
Categories: Журналисту |
Оставить комментарий

bagnenko.name

Психологические аспекты интервьюирования




 

Помимо технологии проведения интервью, тактики, количества и качества задаваемых вопросов, интервьюеру необходимо учитывать также психологические аспекты интервьюирования. Интервью является разновидностью делового общения. Знание психологии проведения делового общения – немаловажный фактор для проведения успешного интервью.

В интервью, как и в любом другом деловом общении, собеседникам максимально трудно дается начало общения, несмотря на то, что оба хорошо осведомлены о теме предстоящей беседы. Многие интервью заканчиваются, так и не успев начаться, потому что первые фразы беседы оказываются незначительными. Именно слушание своего собеседника является одним из условий формирования аттракции – притяжение одного человека к другому, расположение к нему. «Слушающие» журналисты являются проводниками информации о том, что происходит в обществе. Формирование круга вопросов и проблем зависит от того, насколько внимательно умеет слушать журналист, а затем добросовестно транслирует полученную им информацию.

Поддерживать непрерывное внимание к собеседнику для многих журналистов бывает трудно по ряду причин. Первой из таких причин является банальное отключение внимания. Интервьюера может отвлечь то, что его раздражает или непривычно для восприятия. Это может быть как внешний вид собеседника, так и его голос, мимика, жестикуляция. Причиной отключения внимания может быть и то, что «человек думает в четыре раза быстрее, чем говорит, поэтому, когда кто-либо говорит, наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи говорящего» (2, с. 95-96).Антипатия к чужим мыслям может также стать причиной отвлечения внимания от того, что говорит интервьюируемый. Действительно, слушать абсолютно все – это непосильный труд. Поэтому мы приучили наш мозг попеременно выбирать то, что в определенный момент представляет для нас максимальный интерес. Этот процесс называется избирательностью внимания. И, наконец, неотвратимая потребность ответить на заявления интервьюируемого также может стать причиной невозможности поддерживания внимания к собеседнику, так как мысли заняты формулированием «разгромных» комментариев, которые интервьюер хочет огласить после окончания речи интервьюируемого.



Необходимо учитывать, что действительно эффективное общение интервьюера и респондента является результатом их обоюдного согласия понимать и слушать друг друга. Нежелание хотя бы одной из сторон участвовать в таком взаимном коммуникационном процессе может разрушить весь диалог.

Во время интервью молодые журналисты не знают, как вести себя с людьми, которые являются экспертами в своей области. Прежде чем задать вопрос эксперту, нужно познакомиться с его лингвистическими привычками, профессиональными терминами, чтобы понимать, о чем идет речь. Не стоит пытаться удивить собеседника своей осведомленностью, лучше честно признаться в своем невежестве, скорее всего, этот поступок вызовет улыбку вашего собеседника и понимание. Анатолий Аграновский считал, что «решительно невозможно полемизировать «на равных» почти с каждым собеседником, что, кстати сказать, вполне естественно» (1, с. 415).

Важным моментом для «слушающего журналиста» является улавливание главной мысли собеседника и речевой схемы, в которую она включена.

Для того чтобы собеседник отвечал на заданные интервьюером вопросы и не «уходил» от темы, журналистам часто приходится перебивать собеседника.

Немецкий журналист Кристиан Тиеле (Christian Thiele) рекомендует различные способы перебивания собеседника (3, с. 114-115). Первый способ называется прямым, он заключается в улавливании момента, когда собеседник сделает паузу, и затем задавать вопрос. При непрямом способе необходимо поднять руку и задержать дыхание, показывая, что вы хотите что-то сказать. Останавливающий способ подразумевает проговаривание окончания фразы за партнера, и когда он замолчит в недоумении, задать свой вопрос. Последний способ, который так и называется «жесткий», заключается в том, что журналист должен перебить собеседника фразой «Уважаемый господин такой-то», после чего задать свой вопрос.

Перебивать может не только журналист, но и собеседник. Легкий наклон торса вперед и быстрое кивание головой – это сигналы того, что собеседник готов вас перебить. Важно предоставить ему такую возможность.




Чтобы собеседник не сомневался в неподдельности интереса к тому, что он изрекает, надо придерживаться определенных правил общения, которая предлагает европейская культура: слушающая сторона непроизвольно наклоняется в сторону собеседника, а вот если собеседник слушает, откинувшись на спинку стула, это значит, что внимание его рассеяно, необходимо обмениваться взглядами, нормы приличия требуют удалить нежелательные аксессуары, затрудняющие общение, например темные очки.

Для продуктивного диалога необходимо не только внимательно слушать своего собеседника, но и улавливать невербальные сигналы, которые он подает.

В процессе интервью важную роль играет невербальный контакт с партнером, в результате которого полученная информация оказывается не менее важной, чем выраженная словесно в ответах собеседника.

Как утверждают психологи, первое впечатление о собеседнике складывается не более чем за две секунды визуального контакта под влиянием разных факторов. Следует отнестись скептически к уверенности многих журналистов в своей безупречной интуиции. Ведь на самом деле впечатление о человеке формируется под влиянием сложного комплекса факторов, в том числе и по функциональным признакам.

Функциональные признаки – не менее важный компонент для восприятия внешнего облика человека. Мимика, походка, осанка, жестикуляция, голос, а также речевая традиция образуют сигнальный комплекс, информирующий другого человека о психическом состоянии его собеседника.

Специалисты утверждают, что глаза являются главным органом невербального общения, а визуальный контакт – это начальный шаг к взаимодействию людей. Существуют определенные эталоны восприятия взгляда. Если собеседник отводит глаза, избегает смотреть прямо в лицо, это может означать, что он смущен, не уверен в себе, а возможно и что-то скрывает. При этом волевая личность не боится смотреть людям в глаза, а если задерживает на ком-то взгляд – собеседник ему интересен.

Хорошее впечатление производит улыбка. Искренняя, добродушная улыбка способствует быстрому установлению контакта с людьми.

Поза человека является не менее важным компонентом формирования впечатления о человеке. Доказано, что слушающим больше нравится поза наклонившегося вперед собеседника (сигнал внимания) с нескрещенными ногами (сигнал спокойствия).

Жесты также формируют образ человека. Так, например, если человек о чем-то беспокоится, он крутит различные предметы в руках. При частом покачивании головы, ерзании на стуле, покусывании губ и отбрасывании «мешающих» волос выражается смущение человека. Если интервьюер сможет распознавать по таким признакам своего собеседника, это поможет ему контролировать психологический климат разговора. Однако стоит не забывать, что и сам интервьюер должен контролировать свои жесты.

Профессионализм интервьюера зависит не только от того, насколько быстро он реагирует на ответы своих респондентов, но и от того, насколько интервьюер реагирует на уловки своих собеседников.

Каждый журналист, перед тем, чтобы задать вопросы какой-либо личности, должен понимать, что, собеседник всегда дает интервью из корыстных интересов. Одни получают за это деньги, другим приятен интерес журналиста к своей персоне, третьи намереваются через СМИ распространить какие-то идеи и позиционировать себя соответствующим образом в публичном поле.

Когда журналист составляет вопросник, он стремится подготовить для собеседника такие вопросы, которые бы задали представители аудитории, если бы у них была возможность пообщаться с этим собеседником. Но в большинстве случаев отвечать на эти вопросы интервьюируемые не намерены. И нередко возникает ситуация, когда ответ вроде бы произнесен, но информация, ради которой пришел журналист, не получена.

Поэтому многие интервьюируемые, для того, чтобы ответить и одновременно не ответить на вопрос, используют различные уловки, которые собеседники применяют как неосознанно, так и целенаправленно. На такие уловки профессиональный журналист должен реагировать мгновенно, выводя своего собеседника на «чистую воду».

Журналист Андрей Колесниченко, выделяет распространенные уловки, которые собеседники могут использовать для манипулирования журналистами, а через них – общественностью (3, с. 115–118).

Смена темы собеседником является самой популярной уловкой. Собеседник начинает утверждать, что для ответа на поставленный вопрос нужно вначале что-то рассказать. И с успехом начинает рассказывать то, что планировал заранее. В худшем случае интервью может свестись к лекции, зачитанной интервьюируемым. После этого собеседник без угрызений совести сообщит журналисту, что у него не осталось времени для продолжения разговора. В итоге интервьюер остается с этим выступлением, которое никак не связано с подготовленными им вопросами. Выход из такой ситуации – перебивать собеседника и задавать свои вопросы, требуя на них ответа.

Уловкой также является и использование абстрактных слов, под которыми каждый понимает что-то свое. При произнесении интервьюируемым таких слов, как «свобода», «справедливость», нужно уточнить, что имеет в виду собеседник. Очень важно заставлять собеседника объяснять свою точку зрения. Необходимо переформулировать вопрос, если собеседник начинает выкручиваться.

Нельзя также позволять интервьюируемому самому себе противоречить. Это также считается уловкой. Необходимо не позволять ему нарушать второй закон логики – закон противоречия. Уловкой считается индуктивное умозаключение – когда вывод делается от частного к общему. Интервьюеру необходимо хорошо владеть материалов беседы, во избежание данной уловки. Часто собеседники любят обобщать, используя такие обороты как «практически», «в целом», «в общем». Самому обобщить утверждение и заставить отыгрывать собеседника назад – будет контрприемом на уловку для интервьюера. Уловка, при которой интервьюируемый ссылается на неких людей, не называя конкретных имен – называется упущение действующих лиц. Интервьюеру необходимо мгновенно реагировать и просить собеседника уточнить, кого тот имел в виду. Также собеседники любят заниматься переформулированием вопроса. Интервьюируемый начинает проговаривать вопрос журналиста, меняя формулировку, на более удобную для себя. Таким образом, он отвечает на новый вопрос, а не на тот, который был задан журналистом. В таком случае, журналисту необходимо задавать этот вопрос повторно, но уже другими словами, чтобы у собеседника не было повода сказать, что ответ на вопрос он уже дал. Нередко можно встретить в интервью, что собеседник объявляет вопрос интервьюера неправомерным. при отказе интервьюируемого отвечать на вопрос журналист может сыграть на самолюбии собеседника, упрекнув его в отсутствии гражданской позиции или в недостаточной компетенции. Если провокация удастся – то интервьюер получит ответ.

Основа успешного интервью – тщательная подготовка репортера. Он должен хорошо ориентироваться в предмете разговора, знать о нем почти столько же, как и сам объект интервью. Быть подготовленным к интервью означает, что в какой-то степени репортер может предугадать, какие ответы вызовет тот или иной вопрос. В первую очередь, журналист должен иметь четкое представление о ключевой информации, которую он желает получить от собеседника. Интервьюер должен уметь не только правильно задавать различного вида вопросы, но и уметь реагировать на уловки собеседника при ответах на эти вопросы. Учитывание психологических аспектов интервьюеров является значительной вехой в основе успешного интервью. Профессиональный журналист обязан улавливать невербальные и вербальные сигналы своих собеседников и мгновенно на них реагировать. Только в таком случае, контролируя климат беседы, журналист может добиться качественного и интересного интервью.

Я, как журналист, активно использую в своей профессии описанные мной выше психологические приемы. Так как я работаю в новостной журналистике, а точнее в информационном агентстве, чаще приходится брать интервью по телефону, что значительно осложняет задачу. Ведь я не могу улавливать невербальные сигналы моих собеседников: жесты, взгляд, мимику. Поэтому я опираюсь только на вербальный контакт с интервьюируемым. Но даже по телефону я легко могу распознать уловки собеседников: упущение действующих лиц, переформулирование вопроса, отказ отвечать на вопрос и одно из самых распространенных в моей профессиональной деятельности – смена темы. Всегда стараюсь получить внятный ответ на поставленный вопрос. Особенно трудно диалоги протекают с представителями пресс-служб, которые выдают только сухую информацию, хуже того, могут прислать на почту официальный комментарий. Живой диалог — он тем и хорош, что если знать, за какие психологические рычаги потянуть, человек неожиданно для себя обязательно проговорится и расскажет эксклюзивные подробности.

 

Список использованной литературы:

1. Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М.: Вагриус 1999;

2. Бороздина Г. Психология делового общения: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2006;

3. Колесниченко А. Настольная книга журналиста. М.: Аспект Пресс, 2013.

 

 

Ларченко Валентина Юрьевна,

ГБУ ДО ЦРДОД, методист, педагог

ИГУ, аспирантка

 

Значение символов в вышивке

В настоящее время вышивание крестом приобретает вновь широкую популярность среди женщин разного возраста, хотя и не только женщины увлекаются данным видом декоративно-прикладного искусства. 40-60 лет назад данный вид искусства не был столь популярен из-за дефицита материала да и отсутствия самого времени у женщин, когда необходимо было вкладывать все свои силы в производство и развитие страны. В настоящее же время наличие разнообразных материалов, ниток, канвы любых размеров, пялец, позволяют творить изделия любой сложности, главное было бы желание и возможность приобрести все эти материалы. Сам интернет богат примерами различных схем для вышивания. Да и с возможностью использования современных технологий, можно сделать схему для вышивания, например, по собственной фотографии, самостоятельно, используя буквально компьютерную программу Photoshop или другие более упрощенные варианты компьютерных программ.

Первоначальную свою популярность данное рукоделие имело до XIX века, когда женщины, чтобы скоротать свое время занимались вышивкой и вышиванием. Обязательным для девушек было наличие приданного, в том числе и подготовленного самой невестой для замужества. Основную часть подготовленного невестой приданного составляли вышитые рушники, которых было необходимо подготовить порядка 40 штук. Рушник – это не просто предмет бытового назначения. Рушник является проявлением славянского народного творчества и народной культуры. С этим изделием связано множество обрядовых обычаев и церемоний. Издавна рушники используются на свадьбах, семьях, крестинах и других знаковых событиях в семейном кругу. [2]

Вышитыми рушниками одаривали всю родню жениха, а на помолвке невеста вручала самый красивый и большой рушник своему жениху в знак согласия на замужество. Каждый рушник имел свое название:

— «Рукобитное полотенце» – преподносилось жениху в день помолвки;

— «Благословенный» – это рушник, которым родители накрывали иконы и благословляли детей на брак;

— «Венчальный» – на этот рушник молодые становились во время венчания. Он должен был быть белоснежным, так как символизировал облако, на котором стоят перед Господом;

— «Союзный» – этим рушником священник связывал руки молодым во время венчания. На таких рушниках обычно вышивались красивые растительные орнаменты, имена молодых, а также надпись «Совет да любовь»;

— «Хлебосольный» – на него ставили каравай и солонку, когда родители встречали молодых дома. На нем вышивались цветы (как символ достатка и процветания), и две птички (как символ верности).

Также рушники раньше служили украшением свадебного кортежа, их привязывали к спинам лошадей, а участники свадьбы повязывали вышитые рушники через плечо.

Традиционно рушник создается с льняной или домотканой ткани, к которой, в качестве украшения, могут быть добавлены ленты или кружево. И, конечно же, главной и отличительной чертой, которая делает каждый рушник уникальным, является вышивка.

Символы, которыми украшались рушники, были выбраны не случайно. Упрощенные варианты картинок имели определенное значение и смысл:

Квадрат – символ, помогающий в труде, это эмблема материальности, природы и земли. Вышивался он коричневыми или бежевыми нитками.

Круг – чаша, солнце, это символ благосостояния. Вышивался голубыми нитками.

Треугольник – означает рассвет.

Волнистая линия – означает размеренную и спокойную жизнь. Волнистая линия, вышитая серебристыми нитками, означала нахождение своего пути в жизни.

Помимо символов, вышивалось и более полное изображение предметов:

Виноград – символ веселья и изобилия.

Ваза – означает спокойствие. Ваза, которая наполнена чем-нибудь, притягивает богатство.

Вода – благополучие и здоровье. Водопад привлекает удачу в дом.

Дерево – символ долголетия.

Звёзды означают вечность и счастье.

Конь – храбрость, власть, победа.

Ласточка – знак изобилия и успеха [1, с. 57].

Это только некоторые значения символов и изображений, которые отображались на рушниках и других изделиях, вышиваемых женщинами.

Эти символы, наделенные смыслом, остались актуальными и по настоящее время. Хотя в современный период рукодельницы не всегда задумываются о картинках, которые они переносят нитками на канву. Но этот сакральный смысл, которые вложили наши предки, остался и до сих пор. В наши дни древние славянские традиции начинают оживать. Общество все чаще обращается к своим истокам и находит место этнической культуре своих предков в современной жизни.

 

Список литературы:

1. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г.С. Маслова. – М.: Наука, 1978. – 216 с.

2. Обрядовый текстиль [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://etnoxata.com.ua/ru/vyshivanki/rushniki-kryzhmy/ (14 апр. 2016)

 

 

Лескова Лариса Борисовна,

заместитель главного редактора

журнала «Сибирячок», г. Иркутск











infopedia.su

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о