Пример мотива – Уважаемые психологи, приведите пожалуйста пример мотива и потребности

Виды и примеры мотивации

04.01.2016

На Земле проживает 7 миллиардов человек и каждый отдельно взятый уникален. У каждого из нас свои взгляды на жизнь, мысли, свои желания, принципы, потребности, чувства и т.д. Мы разные и этим все сказано. Даже если несколько человек будут читать одну и ту же книгу, у них сложатся разные мнения о прочитанном. Да что там говорить – даже читая один и тот же абзац в книге, у каждого возникнут абсолютно разные мысли. А потому как у каждого человека, проживающего на этой Земле свои собственные жизненные установки, то и способ достижения успеха у каждого, соответственно, уникальный, не похожий на любой другой. В процессе достижения цели мы вырабатываем свой собственный мотиватор и мотивацию. Давайте рассмотрим некоторые виды и примеры мотивации.

Различают следующие виды мотивации:

  1. Внешняя мотивация – эта мотивация может быть спровоцирована какими-либо внешними обстоятельствами. Например, это может быть повторение аффирмаций, процесс визуализации, чтение чужих историй о достижении жизненного успеха и т.д. Одним словом все то, что мы увидели или услышали, и в нас зародилось желание совершенствования.
  2. Внутренняя мотивация – эта мотивация начинается с внутреннего побуждения к достижению цели. То есть, если Вам чего-то захотелось самому, у Вас появилось внутреннее желание и оптимизм, которое греет душу изнутри, то этот смело можно назвать внутренней мотивацией.
  3. Положительная мотивация – эта мотивация несет в себе заряд бодрости и позитива. По-другому положительную мотивацию можно назвать мотивацией достижения успеха. Она толкает нас к активности и совершению действия в пользу успеха.
  4. Отрицательная мотивация – это полная противоположность положительной мотивации. В этом случае в основе достижения лежит пессимизм. Он несет в себе негативный заряд. По-другому отрицательную мотивацию называют мотивацией избегания неудачи.
  5. Устойчивая мотивация – эта мотивация основана на основных нуждах и потребностях человека. К ним относятся физиологические, познавательные, эстетические, потребности в самоактуализации, уважении и любви.
  6. Неустойчивая мотивация – та мотивация, которая требует постоянной внешней подпитки.
  7. Материальная мотивация – это стимуляция самого себя при помощи денег.
  8. Нематериальная мотивация – сюда можно отнести потребность в принадлежности, общении, уважении, развитии, самоактуализации.

Ну, а теперь давайте рассмотрим примеры мотивации.

Примеры мотивации в реальной жизни

Давайте начнем рассматривать примеры мотивации по порядку, начиная с внешней мотивации. Как уже было упомянуто, внешняя мотивация – это результат внешнего воздействия на наше сознание. Сюда можно отнести визуализацию, тренинги, семинары, чтение и прослушивание чужих историй успеха, и даже дань моде может стать отличным стимулом внешней мотивации. Давайте рассмотрим на конкретном примере действие внешней мотивации.

«Когда мы с моей подружкой были еще довольно маленькие, однажды попали в страшную (как нам тогда показалось) ситуацию. В нашем районе жила женщина-алкоголик, которая ходила по квартирам и просила денег на выпивку. Она выглядела довольно непрезентабельно – старая обвисшая и грязная одежда, мешки и синяки под глазами, волосы грязные и не расчесанные… Она была похожа на самую настоящую ведьму. Как-то мы с подругой играли у нее дома, а дверь забыли запереть на замок.

Так вот, как раз в тот самый момент эта женщина решила зайти и попросить денег у ее родителей. А потому как дверь была открытой, она вошла и захрипела пропитым голосом: «Кто есть дома?». Если сказать, что мы до смерти перепугались, значит, ничего не сказать. Мы закричали во весь голос и бросились под кровать. Наверное, она сама напугалась от нашего истошного крика, потому что когда мы выглянули через определенное время, ее уже не было.

После этого случая, мы записались с подружкой в секцию каратэ, чтобы в любой непредвиденный случай мы смогли за себя постоять и защититься».
Потребность в безопасности – вот тот стимул, который побудил нас записаться в спортивную секцию.

Внутренняя мотивация – самая эффективная мотивация. Она зарождается внутри нас и для ее возрождения абсолютно не нужны какие-либо внешние мотиваторы. Внутренняя мотивация – это сугубо личное желание чего-то добиться. Что может дать нам внутренняя мотивация? Активную, яркую, интересную жизнь, наполненную приятными моментами. Любимую работу, карьерный рост, высокой уровень дохода. Добродушное и позитивное отношение к себе и окружающим людям. Гармонию с самим собой и окружающим миром. Вообще в целом позитивную, насыщенную приятными эмоциями реальность вокруг себя.

«Проснувшись однажды утором Елена поняла, что ее жизнь буквально стоит на месте, а она сама ходит по замкнутому кругу – работа-дом. И ничего интересного в жизни не происходит, друзья не зовут на вечеринки, любимый человек никак не хочет повстречаться на жизненном пути, а сама жизнь с каждым днем становится мрачнее и тоскливее. И поняв, что дальше так продолжаться не может, Елена решила изменить свою жизнь к лучшему.

Она приняла душ, напевая любимую песенку, затем посмотрела забавный видеоролик по телевизору, улыбнулась своему отражению в зеркале и отправилась на УЖЕ любимую работу. Она изменила свое отношение к окружающей ее реальности с негатива на позитив, и она ответила ей взаимностью. Из буки Елена превратилась в позитивного человека, к которой потянулись радость и любовь. Теперь у нее много друзей и недавно она встретила молодого человека, который ее очень любит и уважает»

Положительная мотивация или мотивация достижения успеха. Такое определение эта мотивация получила благодаря внутреннему настрою по отношению к окружающей реальности. Люди, нацеленные на успех, проявляют стремление во что бы то ни стало его достичь. Каждую минуту они думают об успехе, живут в постоянном ожидании успеха. Эти люди находятся в активном поиске какой-либо деятельности, достаточно быстро в нее включаются и с самого начала уверены, что у них обязательно все получится. Настроившись на позитив и заранее предсказав себе успех, данный вид деятельности вызывает у них только положительные эмоции.

Люди с положительной мотивацией правильно оценивают свои возможности, успехи и неудачи. А если неудачи встречаются на пути достижения успеха, то их интерес только возрастает и раззадоривает.

«Когда Марина выходила замуж, она четко знала, что это ее первый и последний брак. Она сделает все возможное, чтобы стать для супруга самой любимой и незаменимой. Марина поставила перед собой цель – стать супружеской парой, которой будут восхищаться знакомые и друзья. На деле быть женой оказалось немного труднее, чем в воображении, но Марина стойко переносила неприятности и держалась изо всех сил. Она постоянно видела перед собой цель и упорно шла к ее достижению. В этом году супружескому союзу Марины исполнилось 10 лет, но супруги по-прежнему любят и ценят друг друга, и воспитывают двух очаровательных детей. Муж Марины души в ней не чает и говорит, что она самая лучшая супруга на свете. Конечно, ведь она столько сделала для этого!»

Отрицательная мотивация или мотивация избегания неудачи. Это полная противоположность положительной мотивации. Главная задача человека, замотивированного на избегание неудачи – избежать трудностей и проблем во время деятельности, но не достижение поставленной цели. Отличие этого человека от того, кто мотивирован на успех, заключается в следующем: тот, кто уверен в себе смотрит в будущее и видит цель, которую он с легкостью достигнет, а второй, который не уверен в себе, смотрит в будущее, но постоянно придумывает различные трудности на пути к цели и заранее продумывает, что нужно предпринять, чтобы избежать их.

Этот человек уже с самого начала мотивирован на неудачу, думает только о неудаче и тем самым привлекает ее в свою жизнь. Как правило, эти люди неуверенны в себе, боятся критики, которая выбивает их из состояния равновесия. Они постоянно боятся трудностей, работа, за которую они берутся, их тяготит и вызывает негативные эмоции. А когда появляются реальные трудности, их интерес в решении задачи просто напросто пропадает и они бросают дело. Но, если дело имеет определенный успех, то это служит отличным стимулом двигаться дальше.

«Когда маленькая Надя баловалась и не слушалась своих родителей, они говорили ей с угрозой: «Если ты не будешь слушаться, то мы не купим тебе новую куклу, которую ты просила». Надя очень хотела новую куклу, но чтобы ее получить, ей нужно было научиться слушаться маму и папу. И она стала думать, что если она не будет слушаться, тогда не получит куклу». Обратите внимание, в основе отрицательной мотивации лежит частица «не».

Устойчивая мотивация – эта мотивация основана на реальных потребностях, которые мы испытываем ежедневно. К ним можно отнести жажду, голод, желание быть признанным, иметь авторитет, находиться рядом с людьми, быть компетентным, получать знания, умения и навыки, быть в гармонии с окружающим, быть красивым, здоровым и т.д. Одним словом, то, в чем мы нуждаемся ежедневно, ежеминутно, является устойчивой мотивацией. Ее не нужно поддерживать и подогревать.

Неустойчивая мотивация – это достаточно слабая мотивация, которую нужно постоянно поддерживать. Такое может случаться у людей, которые не уверены в собственных силах, в том случае, когда желания сменяют друг друга со скоростью света. В этом случае нужно ответить на несколько вопросов: Чего я хочу? Как сильно я этого хочу? Чего я хочу добиться? Что я получу в итоге?

Материальная и нематериальная мотивация – здесь, в принципе, все понятно. Каждый выбирает свой способ мотивации. Кого-то возбуждают деньги, а кого-то, например, уважение окружающих и собственный авторитет.

Выше приведены самые актуальные виды мотивации и каждый человек в силу собственных способностей и потребностей выбирает для себя подходящий способ создания мотивации. Каждый из этих способов по-своему эффективен.

Арина Могучая

money.violet-lady.ru

Потребности, мотивы, цели на примерах

Потребность – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Мотив – это:

1) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта;

2) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Целью называют любое предвосхищение будущих полезных для организма результатов.

Мотив. Почему, ради чего?

физиологические потребности: голод

еда, прием пищи

приготовить борщ

физиологические потребности: жажда

желание утолить жажду

купить бутылку с водой

физиологические потребности: половое влечение

желание познакомиться с привлекательной девушкой

пойти в клуб

физиологические потребности: половое влечение желание привлечь к себе внимание сделать татуировку
безопасность: избавление от страха и неудач желание избежать наказания (негативная мотивация)
безопасность: избавление от страха и неудач желание избежать неприятностей (негативная мотивация) выполнить задание
безопасность: обеспечение семьи повышение зарплаты переход на другую работу
безопасность: избавление от страха и неудач мотивация избегания неудач: остаться красивым (богатым) пластическая операция
безопасность, комфорт мотивация достижения: стать красивым (богатым) занятие спортом
сокрытие изнасилования (пойти на преступление ради сокрытия другого преступления)
безопасность, комфорт корыстные мотивы: стремление извлечь из совершенного преступления для себя или близких выгоду имущественного характера либо намерением избавить себя или близких от материальных затрат безвозмездное присвоение чужого имущества
уважение, принадлежность к родственной группе
посетить музеи, достопримечательности поездка в Париж
познание, саморазвитие желание получить образование поступить в университет
уважение: достижение успеха, одобрение, признание стремление получить высокий социальный статус занять место руководителя
самоутверждение
самоутверждение доказать себе свою состоятельность подняться на Эльбрус

becmology.blogspot.com

Что такое мотивация и ее компоненты. Примеры мотивации. Теории мотивации

Определение мотивации

Мотивацией называют процесс, инициирующий движение и поддерживающий целеустремленное поведение (о роли мотивации). Именно она:

  • заставляет нас взять стакан воды, чтобы утолить жажду;
  • подталкивает к прочтению книги, которая даст новые знания;
  • побуждает отказаться от вредных привычек, избавиться от лишнего веса, чтобы выглядеть лучше и т.д.

Мотивация затрагивает биологические, эмоциональные, социальные и познавательные силы, которые активизируют поведенческие процессы. В повседневной жизни понятие мотивации применяется для объяснения причин тех или иных человеческих поступков.

Примеры мотивации

Вы могли бы сказать, что рабочий мотивирован на исполнение своих обязанностей потому, что желает получить заработную плату. И по этой же причине человек работает с полной самоотдачей.

Аналогичным образом может быть мотивирован студент, которых хочет сдать экзамены для прохождения курса обучения. С этой целью студент способен не спать ночами, работая с книгами и задачами.

Точно так же спортсмен может просыпать рано утром, чтобы совершить пробежку и поддержать физическую форму, например, для победы на предстоящих соревнованиях или просто, чтобы лучше выглядеть.

Таким образом, понятие мотивации прямо связано с причинами, обуславливающими конкретное целенаправленное поведение человека. Несложно заметить, что в слове «мотивация» присутствует корень «мотив», то есть причина, объясняющая те или иные поступки. Мотивация — единственное объяснение всех человеческих действий!

Теории мотивации

По теме мотивации в научном мире имеется несколько теорий. Наиболее распространенные из них:

  • теория влечений
  • теория инстинктов
  • гуманистическая теория возбуждения

А) Инстинкты. Теория инстинктов считает, что влечения человека являются врожденными и неизменными. По данной теории человек стремится раскрыть собственную личность, для чего и преследует определенные цели, которые внешне выглядят надуманными, пришедшими извне.

Б) Влечения. Теория влечений говорит, что поведением человека управляют потребности, а мотивация лишь отражает их суть. И многие человеческие действия на самом деле вызваны только биологическими факторами. Суть же теории заключается в представлении мотивации в виде набора необходимых установок, которые стремится реализовать человек на протяжении собственной жизни.

В) Возбудители. Еще одна группа специалистов по психологии уверенна, что мотивация – это стремление человека к возбуждению. Подразумевается, что личность стремится к новым эмоциям и переживаниям, тоскует по острым ощущениям и деятельности, а потому совершает различные поступки, придумывает цели, ставит задачи, достигает результатов, как бы повышая уровень собственного эмоционального возбуждения.

Компоненты мотивации

Каждый человек, который хоть единожды задавался целями, прекрасно понимает, что для достижения успеха одного желания мало. В разных ситуация для получения результата может понадобиться:

  • самоконтроль и работа над собою
  • выносливость и сила воли
  • специальные знания и опыт
  • помощь других людей и терпение
  • концентрация и внимательность
  • пересмотр жизненных установок и целей
  • смена распорядка дня и режима
  • целеустремленность и пунктуальность
  • работа над ошибками и прочее.

Достижение цели (особенно труднодоступной) — это тяжелая работа, подразумевающая активацию всех человеческих ресурсов, а в основе этого всякий раз лежит мотивация!

Тот же механизм, по сути, может как начать движение, так и прекратить его. В процессе жизни мотивация человека может полностью сменить ориентацию, к примеру, после каких-нибудь важных и неординарных событий, после переосмысления целей. Как бы то ни было, но движение всегда подразумевает затрат сил и энергии, какую-то протяженность во времени.

Считается, что чем выше мотивация человека, тем больше сил и времени он готов отдать движению к результату, т.е. конкретным действиям и поступкам.

Так, к примеру, мотивированный рабочий может работать без выходных и с переработками, тогда как лишенный мотива, наоборот, больше времени проходит в отпусках. И это вовсе не значит, что второй человек лишен мотивации вообще. Просто его установки направлены в другое русло. Человек интересуется другими целями, стремится к другим результатам, а работу выполняет только механически, на автомате, без особого рвения.

Внешняя и внутренняя мотивация

Считается, что мотивацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю часть. Внутренняя мотивация рождается в мыслях человека, а внешняя – навязывается извне.

Например, начальник мотивирует рабочего на совершение конкретной операции, которую тот выполняет. Однако человек выполняет поручение начальника лишь потому, что желает испытать собственные силы и возможности, что и является примером одновременного воздействия двух мотивирующих факторов (внешнего и внутреннего).

todid.ru

21 Мотив мотивация

21. Явление мотивации. Понятия потребности, мотива, мотивации. Связь мотивации с деятельностью. Внешняя и внутренняя мотивация.

Мотивация в психологии выступает в качестве обобщающего обозначения многочисленных процессов и явлений, суть которых сводится к тому, что живое существо выбирает свое поведение исходя из его ожидаемых последствий. Целенаправленность поведения, его возобновление после прерывания, конфликт между различными целями и его различения – все это относится к мотивации.

Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Потребность – состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне него. Главная характеристика потребности – ее предметность (Леонтьев).

Предмет потребности – то, что лежит вне организма, необходимое для удовлетворения.

Другая важная характеристика потребности -- ее специфическая динамика (способность актуализироваться и изменять свою напряженность, способность угасать и воспроизводиться вновь). Эта динамика регулируется при помощи внешних и внутренних сигналов. По соображениям Леонтьева динамика потребностей отражается на поведенческом уровне. При отсутствии предмета потребности во внешнем поле – активизируется поисковое поведение. У животных поисковое поведение имеет форму внешней активности, не направленной на тот или иной наличный предмет (это выражается в гиперкинезе). Потребность, которая еще не обнаружила своего предмета (этот предмет еще отсутствует или не выделен во внешнем поле) – активизирует поведение направленное на опредмечивание этой потребности. Разворачиваемое при этом поведение отражает процесс опредмечивания потребностей (выделено несколько этапов: возникновение нужды; обнаружение нужды (актуализация потребности), поисковое поведение). Следующий этап: узнавание объекта потребности. Субъект должен как бы идентифицировать данный объект относительно актуализированной потребности (т.е. открыть, может ли данный объект удовлетворить данную потребность). Если этот вопрос получил положительный ответ, то срабатывает механизм закрепления данного объекта за данной потребностью.

Потребности регулируются с помощью сигналов (поиск помощи в ответ на внутренние раздражители до того, как объект-состояние обострилось). Развитие потребностей через развитие их объектов – при появлении в среде новых объектов и исчезновении прежних потребности продолжают удовлетворяться.

У человека потребности приобретают идеаторный характер, т.е. их предметы выступают для человека в значении удовлетворяющих потребность, следовательно, становятся психологическими инвариантами (человек не только добывает пищу, но и заранее заготавливает орудия её добывания).

Высшие потребности не накладываются на элементарные . Человек удовлетворяет свои витальные потребности ради достижения целей, отвечающих его высшим потребностям.

Функциональные потребности – особый класс состояний, складывающийся «во внутреннем хозяйстве» организма (покой после деятельности), либо являются производными, возникающими в процессе реализации предметной потребности.

Мотив деятельности – предмет потребности, который несет в себе содержательную характеристику потребности; в теории деятельности Леонтьева мотив это опредмеченная потребность, предмет, могущий удовлетворить эту потребность.

Мотив – гипотетический конструкт, что-то мыслимое, а не наблюдаемое непосредственно. Субъективные переживания не мотивы, сами по себе они не способны вызвать направленной деятельности.

Тенденция к воспроизведению прочно сформировавшихся стереотипов поведения, завершение начатого действия – не мотивы.

Для гедонистической концепции (максимизация положительных и минимизация отрицательных эмоций) эмоции являются мотивами деятельности.

Эмоции – «ситуационные» аффективные состояния, выполняющие роль внутренних сигналов. Эмоции – не мотивы, но обладают мотивационной функцией.

Мотивация деятельности человека представляет собой весьма сложный процесс, и прежде всего надо отличать мотивы от сознательных целей, мотивы «стоят за целями», побуждают к достижениям цели. Мотивы, в отличие от целей, которые естественно являются сознательными , как правило, актуально не осознаются субъектом. Хотя мы можем дать их мотивировку. Однако мотивы не отделены от сознания – хоть и не осознаются, но несут предметное содержание, которое воспринимается субъектом.

Таким образом, помимо своей основной функции – побуждения- мотивы несут в себе еще и вторую функцию – функцию смыслообразования (человек осознаёт цели своих действий, когда действует) – переживание желания достигнуть цель.

Такое распределение функций между смыслообразующими мотивами и мотивами-стимулами единой полимотивированной деятельности воспроизводят иерархические отношения мотивов.

Принцип функциональной автономии мотивов (Олпорт). Взрослые мотивы – разнообразные самоподдерживающиеся актуальные системы, которые вырастают из предшествующих систем, но функционально от них не зависимы.

2 вида функц. автономий:

  • Персеверативная – более низкий уровень, зависимости, привычки

  • Проприативная – возникают интересы, ценности, установки, чувство ответственности за свою жизнь; высшие человеческие потребности (по этой концепции нельзя объяснить высшие через низшие).

Хекхаузен: мотив – гипотетический конструкт, нельзя наблюдать его внешне.

Потребность указывает на объективную нужду.

Мюррей: Гипотетический конструкт: потребность со стороны личности + давление со стороны среды.

Потребность – результат взаимодействия альфа – давления (извне) и бета –давления (изнутри).

Потребности:

А) Первичные – висцерогенные: пища + секс

Б) Вторичные – психогенные: унижение, достижение, афиллиация, агрессия, независимость, противодействие, уважение, защита, доминирование, привлечение к себе внимания, избегания вреда, покровительство, порядок, игра, неприятие, осмысление, сексуальном сношении, зависимости (поиск помощи), понимании.

Мотивация – то, что определяет, управляет и поддерживает поведение.

Внутренняя и внешняя бывает.

Внешняя и внутренняя мотивация

Поведение может быть описано как мотивированное «изнутри» (интринсивно), либо «извне» (экстринсивно). Однако до сих пор нет не существует единства взглядов по вопросу о том, чем различается внутренне и внешне мотивированное поведение, и можно выделить как минимум шесть различных концепций, выдвигающих на первый план разные аспекты различий. Общим для всех них является лишь понимание внутренне мотивированного поведения как совершающегося ради самого себя или ради тесно связанных с ним целевых состояний, а не просто как средство достижения инородной по отношению к такому поведению цели.

Хекхаузен: 6 видов:

  • Влечение без редукции влечения. Внутренне мотивированное поведение не направлено на удовлетворение физиологических потребностей типа голода, жажды, избегание боли; восстановление гомеостаза.

  • Свобода от цели: мотивирующим является ощущение эффективности, деятельность становится самоцелью. Мак-Рейнолдс: Интринсивно –ради процесса, а где есть цель –экстринсивно.

  • Оптимальный уровень активации или рассогласования: регуляция, направленная на поддержание оптимального уровня функционирования. То или иное поведение считается интринсивно мотивированным в том случае, когда наличествует регуляция, направленная на поддержание или восстановление некоторого оптимального уровня функционирования. Хебб определяет преследуемое поведением оптимальное состояние на нейрофизиологическом уровне посредством понятия среднего уровня активации, Берлайн делает это на психологическом уровне через понятие "средний потенциал возбуждения", т. е. через средний уровень рассогласованности входящего потока информации, что соответствует не среднему уровню активации (как у Хебба ), а низкому. Когда оптимальная величина рассогласования превзойдена, то, с точки зрения Берлайна , степень рассогласования, а тем самым и повышенный уровень активации регулируются в сторону понижения посредством специфического обследования; когда же она не достигается, то для повышения рассогласованности включается варьирующее обследование. Близкие положения можно найти даже в первоначальном варианте теории мотивации Мак-Клелланда], согласно которой малые отклонения "восстановленных" ключевых стимулов от некоторого релевантного им уровня адаптации [Н. Helson , 1964] приводят к положительным эмоциям и, следовательно, к поисковому поведению, а сильные отклонения - к отрицательным эмоциям и тем самым к поведению избегания.

Помимо Берлайна свой вклад в разработку теории интринсивной мотивации сделал Хант [J. McV . Hunt , 1965], привлекший большое количество данных, прежде всего из психологической теории Пиаже. Хант рассматривает человека как систему по переработке информации, для наиболее продуктивного функционирования которой требуется наличие некоторого оптимального уровня рассогласования. Внутренняя мотивация возбуждается в том случае, когда рассогласование между воспринимаемой информацией и некоторым внутренним стандартом (в форме уровня адаптации или ожидания) оказывается не слишком большим и не слишком малым. Актуализованная посредством такого рассогласования внутренняя мотивация должна запускать редуцирующее это рассогласование поведение и поддерживать активность до тех пор, пока рассогласование не будет ликвидировано. Как указал Деси концепция Ханта недостаточно последовательна и закончена. Поскольку Хант постулировал потребность в рассогласовании, должна существовать не только мотивация к снижению обнаруженного рассогласования, но и мотивация к поиску или восстановлению оптимальной величины такого рассогласования (которое затем снова будет преодолеваться в ходе компенсаторной активности).

  • Радостная поглощенность действием. При внутренне мотивированном поведении человек с радостью отдается данному делу, он полностью погружен в переживание продвигающегося вперед действия (Вертгеймер). При таком внутренне мотивированном поведении индивид получает радость от активности – enjoyment (Чиксентмихайи- цыпочки и Михай=). Пример художника, увлекшегося написанием картины, он полностью погружается в эту деятельность – не спит, не ест, но после завершения работы теряет к ней всякий интерес и просто ставит ее в угол комнаты = он писал эту картину для себя, не собираясь ее ни продать, ни повесить на стену. Переживание потока. Депривация потока - люди утомленные, рутина в тягость, уменьшение творческих проявлений.

  • Самоутверждение. Чем больше человек ощущает себя хозяином положения, тем больше он получает радости, тем значительнее внутренняя мотивация. Первичная мотивация в том, чтобы чувствовать себя эффективным.

Требования окружения, наказания и вознаграждения уменьшают внутреннюю мотивацию (Де Чармс):

  1. Если человек вознагражден за то, что он сделал по собственному желанию – будет способствовать ослаблению интринсивной мотивации.

  2. Если человек вознаграждается за скучную работу, предпринятую только ради вознаграждения, то интринсивная мотивация может усилиться.

Липпер (теория Бема): если за некоторую активность, которую человек и так охотно проявляет, получает вознаграждение, то своё действие он воспринимает как сверхподтверждённое и сомневается, в том, совершил ли он его по доброй воле.

(Пример Гулевич про старика с монетами и детьми, играющими у него за окном – играли сами по себе, захотел от них избавиться, стал платить им деньги за то, чтобы они у него под окном играли, потом перестал платить – ушли играть в другое место)

  • Однородность тематики (эндогенность) действия и его цели. Самоатрибуция мотивации – действие является внутренне мотивированным в том случае, когда средство (действие) и цель (цель действия) тематически связаны друг с другом, иными словами, когда цель тематически однородна с действием, так что последнее осуществляется только ради собственного содержания. В частности, действие будет внутренне мотивированным, если оно предпринимается только ради результата, которого предстоит добиться, поскольку тем самым будет решена задача или осуществлена оценка собственных возможностей.

И наоборот, действие будет внешне мотивированным, если средство и цель тематически не совпадают друг с другом, так что действие и результат оказываются лишь средством на пути к некоторой содержательно отличной от них цели. Например, агрессия будет внешне мотивированной, если человек нападает на кого-то не для того, чтобы отомстить (это было бы внутренней мотивацией), а для того, чтобы завладеть его деньгами.

Внутренняя мотивация, конечно же, круче=)

Наиболее ярко концептуализация внешнего типа мотивации представлена в

  • бихевиористских теориях (основной акцент в детерминации поведения делается на подкреплении — положительных (награды, поощрения) или отрицательных (наказания)) последствиях, которые следуют за выполнением определенного поведенческого акта. Главной особенностью всех вариантов бихевиористского подхода является признание того, что основным инициатором и регулятором поведения является внешнее по отношению к нему подкрепление;

  • и в теориях инструментальности (Левин – когда ведущими регулирующими факторами поведения являются валентность внешнего по отношению к поведению последствия и связь между поведением и этим последствием.)

Примеры из интернета для понимания -- Чирков 🙂

Внешняя мотивация

Ученик стал более добросовестно выполнять все домашние задания после того, как родители пообещали купить ему велосипед. Работа над домашними заданиями в этом случае — внешне мотивированное поведение, так как направленность на уроки и интенсивность (в данном случае — добросовестность) задаются внешним по отношению к самой учебе фактором: ожиданием получения велосипеда. Все приятели пошли в спортивную секцию, и наш ученик пошел. Поход в секцию для него внешне мотивированный акт, так как его инициация и направленность находятся полностью под контролем приятелей, т.е. вне собственного Я ученика. Представим ситуацию, когда приятели перестали ходить в секцию. Скорее всего, и наш внешне мотивированный друг оттуда уйдет. Общепризнанным является положение, что внешняя мотивация прежде всего основана на наградах, поощрениях, наказаниях или других видах внешней стимуляции, которые инициируют и направляют желательное или тормозят нежелательное поведение.

Внутренняя мотивация

Если ученик приходит домой и с восторгом говорит, что в школе был интереснейший урок и он хочет почитать энциклопедию, чтобы завтра участвовать в обсуждении, то он демонстрирует пример внутренне мотивированного поведения. В данном случае направленность на выполнение урока проистекает из содержания самого урока и связана с интересом и удовольствием, которые сопровождают процесс познания и открытия нового. Когда все приятели бегут записываться в секцию каратэ-до, потому что это стало модным (пример внешней мотивации), а наш ученик направляется в городошную секцию, потому что только это ему интересно, он вновь демонстрирует внутренне мотивированное поведение.

studfiles.net

Мотивация: виды и примеры | ЧТО ДЕЛАТЬ: 1000+ советов

Не углубляясь в дебри психологии, можно объяснить мотивацию, как побуждение к действию.

Мотивация – это движущая сила намерения, то, благодаря чему вы встаете и делаете.

Виды мотивации

Мотивацию принято делить на отрицательную и положительную.

Отрицательная мотивация – стимуляция действия посредством учета всех негативных последствий неделания.

Например, отрицательной мотивацией будет выговор от начальника за опоздание на работу.

Положительная мотивация – это обещание плюшек (реального результата), к которому приведет действие.

Например, положительная мотивацией будет поощрение за хорошую и ответственную работу, отсутствие опозданий и т.д.

Мотивация также может быть внешней и внутренней.

Внешняя мотивация – это внешние факторы, мотивирующие к действию.

Например, то же самое обещание плюшек на работе.

Внутренняя мотивация – это когда вы мотивируете себя сами, понимая, что проделанная работа принесет плоды не только в материальном эквиваленте, но и в виде морального удовлетворения, нового опыта.

Внутренняя мотивация – это волевое усилие, внешняя – следование стимулу извне.

Также психологи разделяют мотивацию на устойчивую и неустойчивую.

Первый тип базируется на основных потребностях человека, а потому будут обеспечиваться обязательно. К таким потребностям относятся не только физиологические, но и эстетические, связанные с самореализацией и другие.

Неустойчивая мотивация основывается на волевых усилиях. Этот вид мотивации не связан с базовыми потребностями, а потому является высшим типом мотивации.

Мотивировать себя можно с помощью материальных вещей, тогда мотивация является материальной, или с помощью нематериальных вещей – тогда это нематериальная мотивация.

Нематериальная мотивация заключается в признании, уважении, реализации, самоактуализации.

Правильная мотивация позволяет достигать карьерных и творческих вершин. Следует понимать, что именно внутренняя мотивация является самой действенной и результативной.

Мотивируя себя вещами и деньгами невозможно добиться чего-то значительного, кроме этих вещей и денег. Для успешной деятельности мотивы должны быть нематериальными, например, достижения профессионализма в конкретной рабочей области, следствием которого будет признание среди коллег и экспертов, завоевание авторитета и способность делиться своим мастерством.

Работа мотивации заключается в осознании того, что вы получите вследствие своей деятельности. Именно нацеленность на конкретный результат рождает ценные плоды и обогащает опытом.

Примеры внутренней мотивации: как мотивировать себя

Вы можете мотивировать себя разными способами. Например, обещанием материального вознаграждения за проделанную работу: если вы худеете, то обещайте купить себе красивое платье или новые джинсы, если сбросите заданное количество кило.

Нематериальная мотивация в таком случае будет осознание, что ваша внешность улучшиться, у вас появятся новые поклонники (или поклонницы), и вы станете увереннее в себе.

Положительная мотивация – это обещание удовлетворения, например, вы говорите себе, что ваша жизнь станет гораздо более интереснее и насыщеннее, если вы рискнете сменить работу, переедите в другой город или, опять же, похудеете.

Отрицательной мотивацией будет понимание того, что если все оставить как есть, вы не добьетесь ничего в жизни, будут прозябать в маленьком городе или останетесь с лишними кило, которые помешают устроить личную жизнь.

Чтобы мотивация работала, она должна быть устойчивой, а это произойдет только тогда, когда вы конкретно уясните необходимость перемен. Устойчивой мотивация становится вследствие привычки. Формирование правильной привычки усиливает мотивацию.

Например, занятия в спортзале должны превратиться в привычку, как чистка зубов.

Чтобы сформировать такую привычку, нужно каждый раз совершать волевое усилие, подкрепляя его мотивацией.

Блиц-тест: какой вид мотивации вам подходит

Пройдите небольшой тест, чтобы понять, какая мотивация вам ближе и как вы ее можете использовать.

В школе вы за компанию с другом могли записаться в кружок или на секцию, носили одежду по моде и слушали популярную музыку.

Если да, то вам подходит внешняя мотивация. Вас мотивируют внешние факторы, и вы можете использовать это для развития своей личности.

В школе вы самостоятельно готовились к экзаменам, отказываясь от прогулок с друзьями.

Если да, то вам подойдет внутренняя мотивация.

В школе вы больше всего боялись получить двойку.

Если да, то вас будет отлично мотивировать отрицательная мотивация.

В школе вы ожидали отличных отметок, как подтверждение вашему труду.

Если да, то вам подойдет положительная мотивация.

В школе вы ожидали материального поощрения от родителей за хорошие отметки.

Если да, то мотивируйте себя с помощью материальной мотивации.

В школе лучшей наградой для вас было признание одноклассников и учителей.

Если да, то нематериальная мотивация – ваше все.

Мотивируйте себя правильно, и добивайтесь успеха!

todid.ru

Сдвиг мотива на цель (А.Н. Леонтьев)

Сдвиг мотива на цель – процесс, характеризующийся тем, что изначальный мотив изменяется в ходе выполнения действия. Такое происходит, например, тогда, когда деятельность, которая нам не нравится вначале, постепенно начинает наполняться особым (иным) смыслом и в результате мы хотим заниматься этой деятельностью.

Пример

Ученик готовится к экзамену. Изначально он читает книгу, потому что перед ним есть четкая цель (или даже необходимость): сдать экзамен. Предмет может и не нравиться ученику, но он внимательно читает данную книгу. Данное действие не имеет внутренней мотивации, оно направлено на нечто другое. Если этому ученику сказать, что экзамен отменяется, он сразу же перестанет читать неинтересный предмет. Но если по ходу чтения и подготовки ответов у ученика возник интерес к данному предмету, новость об отмене экзамена не остановит его. В этом случае как раз и произойдет сдвиг мотива на цель: то, что изначально не являлось привлекательным и было необходимо лишь в силу других обстоятельств, теперь приобретает собственную значимость, то есть становится самоценным для человека. Изначальный мотив сдачи экзамена сдвигается во втором случае на сам процесс чтения.

Пример 2

...Перед нами образ героя повести Гоголя «Шинель» Акакия Акакиевича Башмачкина. Служил он в некоем департаменте чиновником для переписывания казенных бумаг, и виделся ему в этом занятии целый разнообразный и притягательный мир. Окончив работу, Акакий Акакиевич тотчас шел домой. Наскоро пообедав, вынимал баночку с чернилами и принимался переписывать бумаги, которые он принес домой, если же таковых не случалось, он снимал копии нарочно, для себя, для собственного удовольствия. «Написавшись всласть, - повествует Гоголь, - он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то бог пошлет переписывать завтра».

Как произошло, как случилось, что переписывание казенных бумаг заняло центральное место в его личности, стало смыслом его жизни? Мы не знаем конкретных обстоятельств, но так или иначе обстоятельства эти привели к тому, что произошел сдвиг одного из главных мотивов на обычно совершенно безличные операции, которые в силу этого превратились в самостоятельную деятельность, в этом качестве они и выступили как характеризующие личность.


Примечание редакции

Каков механизм сдвига мотива на цель? Представляется, что самым вероятным механизмом является элементарное самоподкрепление на основе действия сочетательных рефлексов, смотри Закон параллельного подкрепления. Если ученику становилось интересно во время чтения, если Акакий Акакиевич получал удовольствие от переписывания бумаг, то эти их действия получали естественное подкрепление и становились привлекательными, желанными, к этим действиям возникало уже внутреннее побуждение. Они становились мотивами.

www.psychologos.ru

Мотивация ОТ или К, что дает лучший результат?

Все что случается в нашей жизни, полностью зависит от наших с вами действий. Наши успехи и неудачи, наши победы и поражения, наши взлеты и падения определяются теми действиями, которые мы совершаем. Но что управляет нашими действиями?

Ничто в мире не происходит просто так, каждый процесс, каждое движения всего живого направлено на достижение каких-то целей. И заставляет нас двигаться к нашим целям мотивация.

Мотивация – это те внутренние чувства и мысли, которые заставляют отрывать нашу пятую точку и начинать что-то делать. Я бы сказал, что если у человека высок уровень мотивации, то он в состоянии достичь любых целей. Но парадокс в том, что многие не достигают. Не достигают своих целей люди по одной простой причине – не та мотивация. Даже если говорить точнее, не те цели.

Существует два вида мотивации: мотивация ОТ и мотивация К.

  1. Мотивация К означает, что есть жгучее желание что-то получить, как морковка для ослика. И достижение этой морковки сделает жизнь лучше.

  2. Мотивация ОТ означает, что где-то сзади очень больно клюет жареный петух и от него нужно быстро убегать.

В жизни большинства людей преобладает второй вариант (мотивация ОТ), хотя в конечном итоге такая мотивация гораздо менее эффективна. Почему этот вариант преобладает? Потому, что он проще, он дает возможность большую часть жизни не напрягаться, ведь все более и менее стабильно.

Большинство людей, приходящих в Интернет за заработком, сделали это после того как начались проблемы в их жизни. Большинство людей начинают думать о здоровье в тот момент, когда уже поздно пить Боржоми – почки отказали. И таких примеров масса.

Около двух лет назад я полностью отказался от употребления спиртного и, когда люди это узнают, почти ни у кого не возникает мысли о том, что меня мотивирует здоровье (стремлюсь К хорошему), первая мысль у большинства – я лечусь или закодировался (убегаю ОТ возникшей проблемы).

Примеров мотивации ОТ можно найти в нашей жизни огромное количество, достаточно просто оглянуться по сторонам и немного проанализировать поведение людей.

Зачем люди ходят на работу? – хотят избежать бедности, голода и холода.

Недостаток такой формы мотивации заключается в том, что она очень быстро проходит, переставая двигать людьми. Как только кризис заканчивается, и зарплата возвращается на нормальный уровень, забываются все проблемы, пропадают мысли о получении новых навыков и профессий, о создании резервных накоплений, люди снова идут за кредитами в банк.

Мотивация ОТ – это раскаленная сковородка – заставляет резко отпрыгнуть от критической точки, и на этом движение заканчивается до новой порции «жареного». Она краткосрочна, а любые серьезные цели не могут быть достигнуты за малое время, они требуют постоянных действий.

И как раз для реализации настоящих целей мотивация должна быть К ним. То есть, заставлять человека создавать бизнес и множественные источники дохода должен не страх нищеты и голода, а желание благосостояния и достатка.

Именно для этих целей все успешные люди занимаются своими мечтами, много думают о том, чего хотят. Их мечты, яркие, красочные, очень глубоко сидят в голове и, не переставая, двигают вперед. Для движения к настоящим мечтам не нужно подставлять раскаленную сковороду, имеющую кратковременный эффект, достаточно лишь видеть свет в конце тоннеля.

Эти два вида мотивации лежат у самого основания тех различий в уровне жизни успешных и неуспешных. Неудачники не считают свои мечты заслуживающими внимания, они никогда не думают о том, какую жизнь они хотят, они пропускают главы из умных книг, в которых говорится о целях и визуализации, отдавая все свое время поиску волшебных кнопок и методик, которые БЫСТРО избавят от внезапных проблем.

Мой личный опыт показал, что люди, бегущие в Интернет бизнес из-за проблем, крайне редко достигают результата, так как их мотивация падает с каждым днем и не длится достаточно долго для того, чтобы получить результаты и наоборот, самых больших высот достигают те люди, которыми движет не нужда, а мечта, так как они готовы действовать хоть всю жизнь.

Что движет вами?

biznessystem.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о