Пример наглядно образное мышление – Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления: психология, примеры

наглядно-образное мышление — это… Что такое наглядно-образное мышление?


наглядно-образное мышление
Категория.

Форма мышления.

Специфика.

Характеризуется тем, что в его основе лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений. Выступая следующим этапом развития интеллекта после наглядно-действенного мышления, данный вид мышления основан на использовании определенных перцептивных эталонов, на основе которых возможно вскрытие перцептивно неочевидных связей объектов. Таким образом, в представлениях, которыми оперирует наглядно-образное мышление, выражаются не только ситуативно возникающих связей, но также более глубокие, скрытые существенные свойства, не представленные в наглядной ситуации. Основой функционирования наглядно-образного мышления выступает перевод перцептивного структуры проблемной ситуации в систему семантических признаков, образующих определенные значения, за счет чего достигается достаточно большая широта для возможностей моделирования.


Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

  • наглядно-действенное мышление
  • надежность данных анкетного опроса

Смотреть что такое «наглядно-образное мышление» в других словарях:

  • Наглядно–Образное Мышление — Наглядно образное мышление мышление , в основе которого лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений . Выступая следующим этапом развития интеллекта …   Психологический словарь

  • Наглядно-образное мышление — совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно… …   Википедия

  • Наглядно-образное мышление — один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью М. н. о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • Наглядно-образное мышление — один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью М. н. о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета …   Словарь по педагогической психологии

  • Образное мышление — Образ в психологии формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта. Когда человек смотрит и воспринимает объект окружающей среды, в его голове формируется мысленный образ этого объекта.… …   Википедия

  • Мышление наглядно-образное — умственная деятельность с участием речи и посредством операций с наглядными образами, а не только с предметами. Это самая ранняя форма символического мышления, на которой можно говорить о том, что у детей появляются собственно мысли. Считается… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • мышление наглядно-образное — один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью М. н. о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Образное мышление — процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи. О.м. представляет собой единую систему форм отражения наглядно действенного,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • МЫШЛЕНИЕ ОБРАЗНОЕ — процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи. Значение М. о. связано с тем, что видение и понимание объектов и явлений… …   Большая психологическая энциклопедия


psychology.academic.ru

Мышление наглядно-образное – что это такое? Мышление наглядно-образное в психологическом словаре на TestoMetrika.com

Мышление наглядно-образное– вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме. Психолого-генетические исследования показали, что переход от наглядно-действенного к М. н.-о. образуется при стремлении определить существенные связи и отношения объектов и представить их в целостном организованном виде. Для этого требуется также умение формировать представления в виде операторных эталонов, своеобразных средств оперирования образом и способность представлять скрытые возможные изменения и преобразования свойств и связей объектов.

Представления могут вбирать в себя очень многое из накопленного опыта в дополнение к воспринятому из реальных условий и тем самым создавать совершенно уникальную по масштабам и содержанию «картину» мира объектов и явлений для анализа и обобщения. Аналитические действия с содержанием представлений не ограничиваются, как правило, выделением ситуативно возникающих связей, а направлены в большей степени на обнаружение более глубоких, скрытых существенных свойств обобщаемого и устойчивых отношений, которые не представлены в непосредственном виде в наглядной ситуации. В общем становлении образно-концептуальной модели отражения значительную роль играют первичные представления. По способу формирования и содержанию они выступают единичными понятиями, или концептуальными единицами, из которых формируются элементы модели. Такие понятия складываются еще при наглядно-действенном мышлении в результате анализа и синтеза отношений признаков и последующего их абстрагирования и перевода в предметно-понятийную форму. Это происходит г. о. в процессе хранения, актуализации и переработки представлений.

При М. н.-о. преобразование наглядных условий мыслительных действий состоит прежде всего в переводе их перцептивного содержания на язык семантических признаков, на язык значений. Значения объектов (частей, явлений) на данном уровне отражения не только выступают в форме отдельных преобразованных единиц предметного содержания (первичных представлений), но и используются для дальнейшего процесса обобщения и установления функциональных связей (содержание вторичных представлений). Структура таких связей приобретает моделирующий характер. Образно-концептуальная модель служит основанием для формирования моделей проблемных ситуаций и для порождения структур нового знания. Выделение устойчивых отношений и структур взаимосвязей в виде закона позволяет перейти к более высокому уровню обобщенного отражения средствами мышления визуального. (В. М. Гордон)

testometrika.com

Наглядно-образное мышление — это что?

Наглядно-образное мышление – это необыкновенная способность творческого человека видеть нестандартное в обыденных вещах. Благодаря умению мыслить креативно в мире рождаются новые проекты, свершаются открытия и жизнь становится не шаблонной, а уникальной у каждого, кто умеет видеть в ней не обыденный цикл событий, действий и предметов.

Почему важно развитие нестандартного мышления?

Каждый из нас рождается уникальным человеком. Социум и рамки личностного роста когда-то в прошлом веке делали людей единым и сплоченным коллективом, рабочий и средний класс жил в рамках режима и минимальных требуемых проявлений своих потребностей, но творческие люди всегда выделялись из толпы – в XIX веке этот тип людей был вхож в высшее общество, затем творческая братия (бомонд) перестала быть аристократической ячейкой в силу того, что каждый стихоплёт рвался туда же. Но сегодня наглядно-образный тип мышления – это особое состояние души, присущее людям, в которых нуждается мир. В настоящее время умение видеть мир в собственных проекциях не ограничивается живописью, переводами и писательским талантом, хотя в должной степени и эти качества очень ценятся. Компьютерные технологии и развитие разнообразных сфер деятельности, где свобода стиля и самовыражения только приветствуется, повлекли за собой развитие качеств нестандартного мышления. Что это значит? Какие качества для успешно развивающейся креативной компании сделают ваше резюме выдающимся и не имеющим конкурентов?

Наглядно-образное мышление

Наглядно-образное мышление – это:

• В первую очередь креативность. Такой подход к любому заданию позволяет найти способы художественного, нестандартного, творческого восприятия. Спонтанность и необычность сопутствуют творческому мышлению.

• Немаловажное значение имеет и способность полностью погрузиться в процесс создания новых и разных идей. Это и терпение, чтобы довести начатое до конца, и упорство противостоять всем невзгодам. История знает примеры великих, которых не признавали и считали самыми средними, а века спустя весь мир пользуется их изобретениями или любуется их шедеврами: Эдисон, Моцарт, Рембрандт, Пикассо, Шекспир – гении своего времени.

• Динамичность. Это и отличает креативность живого человека от генерации вариантов компьютером. Мозг творческого человека представляет собой динамическую систему, с собственной системой закономерностей деятельности. Он развивается вместе с миром и его потребностями, а значит, ему известно, какие именно тенденции в данный момент времени популярны. Революционные решения придумывает не компьютер, а человек, и поэтому наглядно-образное мышление – это один из факторов, который для человека творческой профессии (дизайнера, кутюрье, художника, поэта, музыканта и т. д.) открывает огромное количество возможностей и перспектив.

Как развить нестандартное мышление?

• Развиваться постоянно, интересоваться новинками и внутренними технологиями процессов, получать глубокие познания от вещей, которые составляют сферу ваших интересов.

• Практикуйтесь изображать на бумаге мысли, которые невозможно воплотить в формы: как выглядит любовь, страх, как происходит фотосинтез, что такое движение и т. д.

• Не ищите правильности или обоснования своих решений. Реальность неоднозначна. Одна и та же вещь может выглядеть:

— так;

— не так;

— иначе: миллионы других версий.

• Не зацикливайтесь на одной форме выражения мыслей – это первый шаг назад. Не отчаивайтесь, если вы не поняты: ищите другие пути. Уолт Дисней, сегодня известный в любом уголке земного шара, когда-то был уволен из журнального агентства за отсутствие воображения. Дерзайте и не прекращайте развиваться.

• Формула самовыражения: «Вы не видите вещи правильно или неправильно. Вы видите их так, как видите вы». Учитесь видению мира и интерпретации событий и предметов у детей.

Дети – гении нестандартных решений

Творческие способности ребёнка не нужно развивать. Важно другое – не загубить их. Ни аналитика, ни логика не присутствуют в детских поступках и решениях, их ответы на каверзные вопросы чаще всего искренние и прямые, но каждый из них – истина и креатив чистейшей воды.

Как устроен механизм детского восприятия? Приходя в мир, маленький человек бесконечно и постоянно познает все окружающее его пространство. Огромное количество информации для новорожденного и темпы развития мозга в течение нескольких лет охватывают одновременно все области жизнедеятельности. Развивающееся наглядно-образное и наглядно-действенное мышление – это неминуемые процессы самосознания и познания окружающего мира. Психологи считают, что детское нестандартное мышление до четырех лет имеет наглядно-действенный тип (когда ребенок ломает игрушку, чтобы узнать, что внутри, почему она лёгкая или мягкая), а после четырех, когда малыш становится личностью и может предположить, что издает шум внутри автомобиля или пылесоса, начинает развиваться наглядно-образное мышление.

Мнение психологов

Среди детей младшего и дошкольного возраста наглядно-образное мышление – это в психологии процесс, позволяющий ребенку, который не умеет изъясняться на равных со взрослым, оперировать другими средствами, чтобы удовлетворить свои потребности. Позже, когда его начальный лексикон и понятия уже достаточны для того, чтобы не объясняться жестами, детское воображение становится одновременно и интуитивной энциклопедией знаний, и генератором идей решения вопросов.

Творческий ребенок – успешная и многогранная личность

Любопытство, живой интерес, удивление и развивающийся интеллект нельзя втискивать в рамки, если вы хотите увидеть в ребенке творческую личность, а не трафарет своих собственных убеждений. Фундамент этого опыта впоследствии неоднократно станет основой для успеха во взрослой жизни. Головоломки, ребусы, рисование и загадки – дети очень любят такие игры, а суть этого проста: благодаря им они получают навыки пространственного и наглядно-образного мышления, связей причин и следствий событий и действий.

Наглядно-образное мышление дошкольников – это способность решать задачи в уме благодаря возможности применять образы накопленных схем и алгоритмов. Это начало формирования абстрактно-логического мышления, а затем – способности рассуждать, понимать, воспринимать, помнить, анализировать и т. д.

fb.ru

Мышление наглядно-образное | Мир Психологии

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ

Мышление наглядно-образное — вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме. Психолого-генетические исследования показали, что переход от наглядно-действенного к М. н.-о. образуется при стремлении определить существенные связи и отношения объектов и представить их в целостном организованном виде. Для этого требуется также умение формировать представления в виде операторных эталонов, своеобразных средств оперирования образом и способность представлять скрытые возможные изменения и преобразования свойств и связей объектов.

Представления могут вбирать в себя очень многое из накопленного опыта в дополнение к воспринятому из реальных условий и тем самым создавать совершенно уникальную по масштабам и содержанию «картину» мира объектов и явлений для анализа и обобщения. Аналитические действия с содержанием представлений не ограничиваются, как правило, выделением ситуативно возникающих связей, а направлены в большей степени на обнаружение более глубоких, скрытых существенных свойств обобщаемого и устойчивых отношений, которые не представлены в непосредственном виде в наглядной ситуации. В общем становлении образно-концептуальной модели отражения значительную роль играют первичные представления. По способу формирования и содержанию они выступают единичными понятиями, или концептуальными единицами, из которых формируются элементы модели. Такие понятия складываются еще при наглядно-действенном мышлении в результате анализа и синтеза отношений признаков и последующего их абстрагирования и перевода в предметно-понятийную форму. Это происходит г. о. в процессе хранения, актуализации и переработки представлений.

При Мышление наглядно-образное преобразование наглядных условий мыслительных действий состоит, прежде всего, в переводе их перцептивного содержания на «Язык» семантических признаков, на Язык значений. Значения объектов (частей, явлений) на данном уровне отражения не только выступают в форме отдельных преобразованных единиц предметного содержания (первичных представлений), но и используются для дальнейшего процесса обобщения и установления функциональных связей (содержание вторичных представлений). Структура таких связей приобретает моделирующий характер. Образно-концептуальная модель служит основанием для формирования моделей проблемных ситуаций и для порождения структур нового знания. Выделение устойчивых отношений и структур взаимосвязей в виде закона позволяет перейти к более высокому уровню обобщенного отражения средствами мышления визуального. (В.М. Гордон)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Мышление наглядно-образное — один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью Мышления наглядно-образное наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью М. н.-о. является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве наглядно образное мышление практически неразличимо с воображением. Мышление наглядно-образное — один иэ этапов онтогенетического (см.

Онтогенез) развития мышления.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Мышление наглядно-образное — умственная деятельность с участием речи и посредством операций с наглядными образами, а не только с предметами. Это самая ранняя форма символического мышления, на которой можно говорить о том, что у детей появляются собственно мысли. Считается доминирующим у детей в возрасте от 2 до 4-5 лет. Дети ещё не отделяют свои мысли от предметов, мысли о них слиты с соответствующими предметами, отчего такое мышление называется также синкретическим (греч. synkretismos — соединение, объединение). Детям, прочно опирающимся на сенсорный опыт, становятся тем не менее доступными некоторые умственные операции, в частности, сравнение, обобщение, абстрагирование. У взрослых людей данная форма сохраняется, но в более развитом виде, проявляясь практическим мышлением, например, умением ориентироваться и действовать по ситуации, прекрасным овладением сложными предметными навыками, управленческими способностями.

Наглядно — образное мышление в историческом плане позволило человеку развить своё ручное мастерство на высочайшем уровне. Так, не располагая никакими научными сведениями об окружающем мире, он умел прекрасно охотиться, ловить рыбу, разводить огонь, делать несложные орудия труда, обрабатывать камни. Существует, повидимому, возможность регрессии мышления на уровень наглядно-образного мышления, о чём свидетельствуют достаточно сложные, хотя и неуместные предметные действия кататоников. Следует заметить и не упускать из виду также то обстоятельство, что формы мышления, развивающиеся в ходе индивидуального развития познавательной деятельности, не сменяют одна другую механически, они сосуществуют, постоянно взаимодействуют и видоизменяются в процесс взаимодействия.

Синонимы: Предоперационная стадия мышления, Синкретическое мышление, Эгоцентрическое мышление.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

www.persev.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *