Закон отрицания отрицания: определение, суть и примеры
Одним из главных законов диалектики считается закон отрицания отрицания. Он характеризует направление развития, единство прогресса и непрерывность в развитии. Он также подразумевает появление нового и относительное повторение отдельных элементов старого.
История
Формулировка закона отрицания отрицания в философии принадлежит Г. Гегелю. Однако стоит отметить, что о диалектическом характере отрицания, роли непрерывности в развитии и нелинейном характере направления развития было сказано до него — эти понятия были установлены в диалектике немного ранее.
Основоположник закона двойного отрицания
Итак, в диалектической системе Гегеля развитие представляет собой появление логического противоречия. В этом смысле для него характерно рождение внутреннего отрицания предыдущего этапа, за которым следует отрицание этого отрицания — так писал Гегель в одной из своих работ, посвященных закону двойного отрицания.
В той мере, в какой отрицание предыдущего отрицания происходит путем снятия (этот термин Гегель использует в своей философии для обозначения момента развития, который объединяет в себе отрицание, сохранение и утверждение), оно в определенном смысле всегда похоже на восстановление того, что было отрицательно, то есть подразумевает возвращение к прошлому этапу развития.
Особенности действия закона об отрицании
Однако это не просто возвращение к изначальной точке, а новое, более высокое и богатое понятие, чем предыдущее, поскольку его также обогащает отрицание или его противоположность. В нем помимо старого понятия также содержится и исходная точка, объединенная и с ее противоположностью. Таким образом, закон отрицания отрицания можно назвать универсальной формой расщепления единого целого и перехода противоположностей друг к другу. Другими словами, это универсальное проявления закона единства и борьбы противоположностей. Гегель преувеличивал значение триады как оперативной формы закона отрицания отрицания и пытался объединить под ним все предпосылки перемен и развития.
В определении материалистической диалектики этот закон считается законом природного, общественного и мысленного развития. С помощью закона единства и борьбы противоположностей раскрывается источник развития. Изменения в механизме развития объясняются законом перехода количественных изменений в качественные. А направление, форма и конечный результат развития определяются через закон отрицания отрицания.
Рассмотрим закон подробнее
Раскрыть содержание этого закона помогает концепция диалектического отрицания. В случае, когда старое не поддается отрицанию, рождение и созревание чего-то нового и таким образом процесс развития становятся невозможными. В соответствии с законом, развитие имеет циклический характер. При этом каждый из циклов состоит из трех этапов: исходного состояния объекта, его трансформации в противоположную сторону (то есть его отрицания) и трансформации против своей собственной противоположности.
Философы, которые мыслят в метафизических терминах, видят отрицание как процесс отбрасывания, абсолютного уничтожения старого (например, понятие пролетарской культурной и образовательной организации и идеи некоторых теоретиков Китая о разрушении прошлой и создания новой, пролетарской культуры).
Как видели закон политики и философы
В. И. Ленин ссылался на такое отрицание как на отрицание «голое» и «бесцельное». По его мнению, развитие возможно не только при отсекании существования старого: из него нужно брать все положительные и жизнеспособные элементы. Это «непрерывность в прерывистом» или последовательность в развитии.
Закон двойного отрицания характеризует это как «повторение на более высокой ступени определенных черт низшей ступени и кажущееся возвращение старого».
Блестящим примером анализа такого диалектического отрицания можно считать 24-ю главу первого тома «Капитала» Маркса, в которой он занимается исследованием движения собственности в контексте докапиталистических и социалистических форм.
Как этот закон работает в контексте истории?
С точки зрения диалектического отрицания переход к социализму из отношений частной собственности, заменившей первобытно-общинную собственность, означал больше, чем «кажущееся возвращение к старому», то есть повторение некоторых существенных элементов старого на другом, значительно более развитом фундаменте. Он также означал переход к новому циклу с существенно разными внутренними противоречиями и законами движения.
Последовательность циклов, составляющих цепочку развития, может быть представлена как спираль. Развитие, которое словно повторяется, этапы, которые уже были пройдены. Мы словно повторяем их, но по-другому, на более высоком уровне, развитие происходит, если можно так выразиться, вверх, а не просто по прямой.
В таком представлении каждый цикл имеет один оборот, один поворот по спирали развития, а сама спираль — цепь циклов. Хотя спираль — это всего лишь изображение, представляющее связь между двумя или более пунктами в процессе развития, она фиксирует общее направление развития, которое происходит в соответствии с законом отрицания отрицания.
Возвращение к тому, что уже прошло, не является полным возвратом: развитие не повторяет уже пройденные пути, но ищет новые, которые соответствуют измененным внешним и внутренним условиям. Чем сложнее процесс развития, тем более относительным является повторение определенных свойств или характеристик, встречающихся на предыдущих этапах. Спираль характеризует не только форму, но и темп развития. С каждым новым поворотом или заворотом спирали позади остается еще более значительный путь. Таким образом, можно сказать, что процесс развития связан с ускорением темпа и постоянным изменением внутреннего временного масштаба развивающейся системы. Эта закономерность встречается в развитии научных знаний, а также в развитии общества и природы.
Кратко о законе отрицания отрицания
Сформулируем теперь определение отрицания. Отрицание — это процесс, который, сохраняя сущность существующего, отменяет форму и существование того, что было. Сформулировав это абстрактное определение отрицания, мы должны углубить наше понимание, изучив конкретные или практические примеры. Философия — наука сложная. Третий закон диалектики, который подразумевает отрицание отрицания, выражает понятие развития.
Вместо замкнутого круга, где процессы постоянно повторяются, этот закон указывает на то, что движение через последовательные противоречия фактически приводит к развитию, от простого к сложному, от низшего к высшему. Процессы не идентичны, несмотря на то что создается впечатление, словно они одинаковы. Отрицание отрицания вовсе не предполагает возврата к первоначальной идее, а скорее, имеет в виду повторение ранних форм на качественно более высоком уровне.
Отрицание в природе
Природа дает множество примеров закона отрицания отрицания и того, как он действует. Энгельс представляет зерно ячменя как классический пример того, как работает закон в сельском хозяйстве. Когда зерно ячменя высаживается при правильных условиях, оно прорастает и превращается в растение. Прорастание — это процесс отрицания. Зерно уже исчезло.
Вместо него появились корни, стебель и листва. Но суть зерна и его генов сохраняется: гены придают растению свою уникальность и отличают его от других растений. Когда растение созревает, происходит второе отрицание. С созреванием ячменя растение высыхает и отмирает. У нас больше нет растения, вместо этого появилось много новых зерен ячменя, суть которых сохранилась в новых зернах.
Отрицание в политическом устройстве
По аналогии мы можем рассматривать социализм как растение, порождающее коммунизм.
Государство отмирает, как листва и корни растения ячменя. Одно зерно привело к порождению множества зерен. Здесь также следует упомянуть форму спирального развития, о которой говорил Ленин. Выращивание зерновых культур является циклическим процессом, который не возвращается к исходной точке, а выходит на более высокий уровень.
Безусловно, на примере зерна сложно раскрыть всю суть этого важнейшего закона диалектики. Фактически по мере того, как объем наших знаний о природе увеличивается, возникают и дальнейшие примеры развития закона отрицания отрицания.
Отрицание в экономике
Схема капитала Маркса деньги-товар-деньги является еще одним примером закона отрицания отрицания. Капиталист вкладывает деньги в покупку сырья и выплачивает зарплату своим работникам за производство товаров. Его денег больше нет. Они используются в производственном процессе, т. е. отрицаются. Но они не потеряны, поскольку у капиталиста есть плоды труда, которыми он владеет. Когда он продает эти товары, происходит второе отрицание. Он, в соответствии с законом отрицания, отрицает эти товары в реализации дополнительных денег. Происходит не просто возврат его первоначальных затрат, капиталист также повышает денежный доход. Таким образом, прибыль извлекается из экспроприированной прибавочной стоимости, производимой рабочими.
Когда работник берет на себя часть своего пакета платежей на сберегательном счете, происходит аналогичный процесс отрицания. При внесении денег в банк работник отрицает право собственности на эти деньги. В то время как деньги больше не существуют для рабочего, сущность собственности, то есть покупательная способность, сохраняется как кредитная запись в банковской книге банкира.
Если вместо этого рабочий потратил свои деньги в магазине, владение этими деньгами также прекратилось для рабочего. Но в этом случае сущность или покупательная способность больше не сохраняются. Таким образом, в этом случае деньги больше не отрицаются. Они полностью ушли или исчезли из владения рабочего.
Для рабочего со сберегательным счетом второе отрицание происходит, когда депозит изымается. Собственность банка на деньги отрицается, а рабочий отрицает первоначальное отрицание. То, что получает рабочий, — это не оригинальные деньги, а новые деньги — депозит плюс проценты.
Вывод
Эффект рассмотренного закона раскрывается в полной мере только в интегральном, относительно полном процессе посредством цепочки взаимосвязанных переходов, когда имеется возможность указать на конечный результат какого-либо процесса. На каждом конкретном этапе закон трех отрицаний обычно раскрывается только как тенденция.
Закон отрицания отрицания | Рабочий путь
Закон отрицания отрицания
Поступательное движение, как бы сложно оно ни было в каждом отдельном случае, всегда совершается путем борьбы нового и старого и путем преодоления старого и умирающего новым и возникающим.
Так, в общественном развитии, при переходе от капитализма к социализму, новое, которое возникает в экономической жизни капиталистического общества, новое это — общественный характер производства, который противоречит старому и унаследованному от прошлого — частному характеру присвоения. Возникает новая политическая сила — рабочий класс, борьба которого против класса капиталистов есть борьба за осуществление новой ступени развития человеческого общества.
Этот диалектический взгляд на развитие противоположен старому либеральному взгляду, который так любят буржуазные идеологи. Либералы признают развитие и утверждают, что прогресс является всеобщим законом природы и общества. Но они рассматривают развитие эволюционно, как гладкий процесс, и если иногда признают, что в обществе все-таки существует борьба, то они смотрят на нее, как на препятствие, мешающее развитию. Для них существующее не может быть заменено возникающим, старое не может быть преодолено новым, старое, по их мнению, должно быть сохранено с тем, чтобы оно могло постепенно улучшаться и стать более высокой формой существующего.
Социал-реформисты, верные этой же либеральной философии, которую они переняли от капиталистов, стремятся сохранить капитализм, рассчитывая на то, что он может «врасти в социализм». В итоге сохраняя капитализм, они всегда заканчивают борьбой против социализма. Эти поборники социального мира и классового сотрудничества не могут избежать борьбы — они вынуждены принимать в ней участие, но участвуют они в классовой борьбе как представители противоположной рабочему классу стороны, как представители класса буржуазии.
Сравнивая диалектико-материалистическую, т.е. революционную, концепцию развития с этой либеральной, реформистской концепцией развития, можно сказать, что первая концепция признает и содержит в себе отрицание, в то время как вторая не признает и не способна признать роль отрицания в развитии. Диалектика учит нас понимать, что новое должно бороться против старого и преодолевать его, что старое должно уступить место новому, что старое должно быть заменено новым, — другими словами, что новое должно подвергнуть отрицанию старое.
Либерал, который мыслит метафизически, понимает отрицание как простое «нет». Для него отрицание означает просто конец чего-нибудь. Вместо движения вперед оно означает отступление, вместо приобретения — потерю. Напротив, диалектика учит нас не бояться отрицания, а понять, каким образом оно становится условием прогресса, средством для положительного продвижения вперед.
«В диалектике отрицать не значит просто сказать «нет», — писал Энгельс в «Анти-Дюринге».
Когда в процессе развития старая ступень отрицается новой, то, во-первых, эта новая ступень может появиться, лишь возникая из старой и в противоположность ей. Условия существования нового рождаются и созревают внутри старого. Отрицание есть положительный процесс, осуществляемый лишь через развитие того, что отрицается. Старое не просто ликвидируется, оставляя вещи в том состоянии, как если бы оно никогда не существовало, оно уничтожается лишь после того, как само создаст условия для новой ступени развития.
Во-вторых, старая ступень развития, которая отрицается, сама представляет собой прогрессивную ступень в поступательном процессе развития в целом. Она отрицается, но прогресс, осуществленный ею, не отрицается. Напротив, этот прогресс воспринимается новым, он продолжается на новой ступени, которая вбирает в себя и развивает дальше все достижения прошлого.
Например, социализм сменяет капитализм — первый отрицает второй. Но условия возникновения и победы социализма были порождены капитализмом, и социализм появляется как следующая за капитализмом ступень общественного развития. Все достижения, весь прогресс производительных сил, также и все культурные достижения, имевшие место при капитализме, не уничтожаются, когда уничтожается капитализм, а, наоборот, сохраняются и умножаются.
Либералы не понимают этого положительного содержания отрицания, для них отрицать значит просто отбросить прочь. Более того, они представляют себе отрицание лишь как приходящее извне, как внешнее. Нечто превосходно развивается, а затем что-то приходит извне и отрицает его — уничтожает. Такова их концепция. То, что нечто в силу своего собственного развития приводит к своему собственному отрицанию и тем самым к более высокой ступени развития, — это выше их понимания.
Так, либералы представляют себе социальную революцию не только как катастрофу, как конец упорядоченного прогресса, они к тому же считают, что такая катастрофа может быть произведена лишь внешними силами. Если революция угрожает опрокинуть капиталистическую систему, то это происходит не вследствие развития противоречий самой этой системы, а по вине «агитаторов» или «злых соседей». Отсюда и тот известный тезис либералов о «красной заразе», о котором мы уже упоминали выше.
На каждой ступени развития возникает борьба старого с новым. Новое возникает и усиливается в рамках старых условий, и, когда оно становится достаточно сильным, оно побеждает и уничтожает старое. Это является отрицанием прошедшей стадии развития, отрицанием старого качественного состояния, это — появление новой и более высокой ступени развития, нового качественного состояния.
Это приводит нас к следующей диалектической черте развития — отрицанию отрицания.
Для либералов, полагающих, что отрицать это «значит просто сказать «нет», если отрицание отрицается, то значит, снова восстанавливается первоначальное положение без изменений. Они понимают отрицание как устранение. Поэтому если отрицание, устранение, само отрицается, то это просто означает восстановление того, что было устранено. Если вор крадет мои часы, а затем я отнимаю их у него, мы возвращаемся к исходной точке — часы снова у меня. Совершенно так же, если я говорю: «Будет хороший день», — а вы говорите: «Нет, будет дождливый день», — на что я отвечаю: «Нет, день не будет дождливым», — я просто, отрицая ваше отрицание, восстановил свое первоначальное утверждение.
Такая позиция хорошо выражается принципом формальной логики «не не А = А». Согласно этому принципу, отрицание отрицания является бесплодной операцией. Оно попросту возвращает вас к отправной точке.
Однако, действительный процесс развития и совершающееся в нем диалектическое отрицание, совсем иного рода. Рассмотрим это на примере общественного развития.
Общество развивается от первобытного коммунизма к рабовладельческой системе. Следующая ступень — феодализм. Далее за ней — капитализм. Каждая ступень возникает из предшествующей и отрицает ее. Пока наблюдается простая последовательность ступеней, каждая выступает как отрицание другой и представляет собой более высокую ступень развития. Но что же дальше? Коммунизм. Здесь происходит возврат к началу, но на более высоком уровне развития. Вместо первобытного коммунизма, основанного на крайне низких производительных силах, возникает коммунизм, основанный на высокоразвитых производительных силах и содержащий в себе новые огромные возможности развития. Старое первобытное бесклассовое общество превратилось в новое бесклассовое общество более высокого типа, оно как бы появилось вновь , но на более высокой ступени. А случилось это лишь потому, что с появлением классов и развитием классового общества старое бесклассовое общество подверглось отрицанию. А потом классовое общество, после того как оно полностью закончило свой путь развития, само подверглось отрицанию, когда рабочий класс взял власть в свои руки, покончил с эксплуатацией человека человеком и установил новое бесклассовое общество, основывающееся на всех достижениях всего предшествующего развития человечества, в том числе развития, достигнутого классовыми обществами.
Это и является отрицанием отрицания. Т.е. отрицание отрицания не возвращает нас к первоначальному исходному пункту. Оно приводит нас к новому исходному пункту, который является первоначальным исходным пунктом, поднятым посредством своего отрицания и отрицания отрицания на более высокую ступень.
В ходе развития в результате двойного отрицания более поздняя ступень может повторить более раннюю ступень, но повторить ее на более высоком уровне развития. Происходит «развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе… развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии»[1], — писал Ленин.
Таково учение о развитии, которое, как и концепцию диалектического отрицания, либеральный взгляд не может усвоить. Либералу развитие представляется гладким восходящим движением, совершающимся путем ряда мелких изменений. Если данной ступени развития и суждено подняться на более высокий уровень, то это должно произойти постепенно и мирно, посредством «гармоничного развертывания» всех высших потенций, скрытых на первоначальной ступени развития. Однако факты показывают, что дело обстоит как раз наоборот: высокая ступень достигается лишь путем борьбы и отрицания. Развитие происходит не как «гармоничное развертывание», а как «раскрытие противоречий», в котором низшая ступень отрицается — уничтожается; в котором развитие, следующее за ее отрицанием, само отрицается; в котором более высокая ступень развития достигается лишь в результате этого двойного отрицания.
Как говорит Гегель в «Предисловие к «Феноменологии духа»: «высшая цель развития достигается лишь через «страдание, терпение и труд отрицания».
При рассмотрении закона отрицания отрицания следует еще раз подчеркнуть сказанное ранее, а именно: что суть диалектики заключается в изучении процесса во всей его конкретности, в выяснении того, как он происходит на самом деле, а не в том, чтобы выдумывать какую-то предвзятую схему и затем пытаться «доказать» необходимость существования действительного процесса, воспроизводящего эту идеальную схему.
Нельзя утверждать заранее, что всякий процесс является примером отрицания отрицания, как не следует пользоваться понятием этого закона для «доказательства» каких бы то ни было заранее выдуманных искусственных схем.
Ссылаясь на указания Маркса о наличии отрицания отрицания в истории, Энгельс говорит: «Таким образом, называя этот процесс отрицанием отрицания, Маркс и не помышляет о том, чтобы в этом видеть доказательство его исторической необходимости. Напротив того: после того как он доказал, исторически, что процесс этот отчасти уже действительно совершился, отчасти еще должен совершиться, только после этого характеризует он его как такой процесс, который происходит притом по известному диалектическому закону. Вот и все». (Энгельс «Анти-Дюринг»)
Что означают слова Энгельса? А то, что нужно понять законы развития всякого отдельного процесса путем изучения самого этого процесса в его развитии, а не подгонять под этот закон любой отдельно взятый процесс.
«Итак, что такое отрицание отрицания? — пишет Энгельс. — Чрезвычайно общий и именно потому чрезвычайно широко действующий и важный закон развития природы, истории и мышления… Само собой понятно, что я еще ничего не говорю о том особом процессе развития… когда говорю, что это — отрицание отрицания… Когда я обо всех этих процессах говорю, что они представляют отрицание отрицания, то я охватываю их всех одним этим законом движения и именно потому оставляю без внимания особенности каждого специального процесса в отдельности. Диалектика же есть не более как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления» (Ф. Энгельс «Анти-Дюринг»).
Последнее выражение Энгельса в этой цитате стало общепринятым в научном социализме определением диалектики.
Насколько широко действующим и важным является этот закон развития, можно показать на многочисленных примерах.
Мы уже видели, каким образом в истории происходит отрицание отрицания в развитии от первобытного коммунизма к коммунизму. Но отрицание отрицания проявляется не только в этом.
Например, оно имеет место и в развитии индивидуальной собственности. Маркс указывал, что докапиталистическая индивидуальная частная собственность, основанная на труде собственника, отрицается — ликвидируется капиталистической частной собственностью. Ибо капиталистическая частная собственность возникает лишь путем разорения и экспроприации докапиталистических индивидуальных производителей. Индивидуальный производитель имел право собственности на свои орудия производства и свой продукт — и то и другое было отнято у него капиталистом. Но когда капиталистическая частная собственность сама отрицается, когда «экспроприаторов экспроприируют», тогда индивидуальная собственность производителей снова восстанавливается, но в новой форме и на более высоком уровне. В этом сущность общественной или общенародной собственности, которая является основой социалистических и коммунистических производственных отношений.
Отрицание капиталистической частной собственности не восстанавливает частной собственности для производителей, а создает им «индивидуальную собственность, но на основании приобретений капиталистической эры — кооперации свободных работников и их общинного владения землей и произведенными ими средствами производства» (К.Маркс «Капитал» т.I).
Производитель в качестве участника общественного процесса производства располагает теперь, как своей индивидуальной собственностью, долей в общественном продукте — «по труду» на первой стадии коммунистического общества и «по потребностям» в полностью развитом коммунистическом обществе.
Когда появился капитализм, единственным путем вперед был путь через отрицание отрицания. Некоторые из английских чартистов[2] в своей аграрной политике выдвигали требования, направленные на то, чтобы остановить новые капиталистические процессы и восстановить старую индивидуальную частную собственность производителей. Но исторический прогресс не остановить. Единственным путем вперед для производителей является путь борьбы против капитализма за социализм — не восстанавливать старую индивидуальную собственность, уничтоженную капитализмом, а уничтожить капитализм и таким образом создать снова индивидуальную собственность, но на новой, социалистической основе.
Еще один пример отрицания отрицания. В истории мышления «первоначальный, стихийный материализм» древних философов отрицается философским идеализмом, а современный материализм возникает как отрицание этого идеализма. Этот современный материализм — отрицание отрицания — «представляет собой не простое воскрешение старого материализма, а к прочным основам последнего присоединяет еще все идейное содержание двухтысячелетнего развития философии и естествознания…» (Ф. Энгельс «Анти-Дюринг»).
Закон отрицание отрицания постоянно проявляется и в природе. Это явление, например, хорошо знакомо любому огороднику. Он сажает семена растений в землю и из них вырастают растения, которые развиваются до тех пор, пока не произведут свое собственное отрицание, дав новые семена.
Закон отрицания отрицания можно проследить и на рядах химических элементов, в которых свойства элементов с более низким атомным весом исчезают и затем появляются вновь в элементах с большим атомным весом.
Да и само развитие жизни подчинено закону отрицания отрицания. Простейшие живые организмы являются, образно выражаясь, бессмертными: они увековечивают себя путем постоянного деления. Развитие более высоких организмов, с половым размножением, стало возможно лишь ценой смерти. Организм становится смертным. Более высокое развитие жизни достигается ценой своего собственного отрицания, т.е. смерти.
Но созданием смертных организмов эволюция не заканчивается. Процесс развития идет дальше. Появляются новые виды растений и животных и, наконец, человек, с которого начинается общественное развитие, идущее от первобытного коммунизма через ряд последовательных отрицаний к бесклассовому, коммунистическому обществу. Человек приобретает способность подчинять себе природу. И когда, при коммунизме, он ставит свою собственную общественную организацию под свой сознательный контроль, тогда открывается совершенно новая эпоха в развитии жизни.
Критика и самокритика
Каким же будет развитие общества в будущем, когда будет достигнута высшая стадия коммунизма? Можно ли считать, что будут продолжать действовать те же самые диалектические законы развития? Или развитие общества прекратится?
Нет, конечно, развитие общества не прекратится. Наоборот, лишь с построением коммунистического общества начнется человеческое развитие в полном смысле этого слова, то есть развитие, сознательно планируемое и контролируемое самими людьми; все остальное было лишь мучительным приготовлением к этому процессу, родовыми муками рождающегося разумного человечества.
Когда все средства производства будут планомерно развиваться под руководством всего общества, когда господство человека над природой возрастет в огромной степени, тогда изменятся и сами люди. Например, ясно, что способность производить абсолютное изобилие продуктов при минимальных затратах человеческого труда, ликвидация противоположности между городом и деревней, противоположности между физическим и умственным трудом, безусловно, повлечет за собой и глубокие изменения в общественной организации, во взглядах, привычках, в образе жизни людей. Но эти изменения на каждой ступени развития потребуют преодоления форм общественной организации, взглядов и привычек, принадлежащих прошлому. Следовательно, развитие будет по-прежнему происходить через раскрытие противоречий, борьбу между старым и новым, прошлым и будущим.
На каждой ступени развития из существующих условий будут вырастать новые тенденции, которые, встав в противоречие с существующими условиями, неизбежно приведут к их отмиранию и замене их новыми условиями.
Но это развитие не будет происходить через насильственные конфликты и социальные перевороты, как это было прежде. Напротив, вместе с наступлением коммунизма произойдет, по выражению Энгельса, «скачок человечества из царства необходимости в царство свободы». А это значит, что стихийные конфликты, характерные для «царства необходимости», уступят место планируемым и контролируемым изменениям.
«Законы их собственных общественных действий, противостоявшие людям до сих пор как чуждые, господствующие над ними законы природы, будут применяться людьми с полным знанием дела, следовательно, будут подчинены их господству. Общественное бытие людей, противостоявшее им до сих пор, как навязанное свыше природой и историей, становится теперь их собственным свободным делом… люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю». (Ф. Энгельс, Анти-Дюринг»).
Когда люди поймут законы их собственной общественной организации и поставят их под свой объединенный контроль, когда не будет эксплуатации человека человеком, когда люди полностью научатся понимать, что является новым и растущим и в чем его противоречие со старым, тогда будет возможно устранять старые условия и создавать новые условия преднамеренным и планомерным образом, без конфликтов и переворотов. Противоречие и преодоление старого новым остаются, но элемент антагонизма и конфликта между людьми в обществе исчезает и уступает место подлинно человеческому методу решения дел путем разумного обсуждения — при помощи критики и самокритики. Этот метод общественного развития эффективно использовался в Советском Союзе в сталинское время и показал превосходные результаты.
«В нашем советском обществе, — говорил один из лидеров компартии того времени А. А. Жданов, — где ликвидированы антагонистические классы, борьба между старым и новым и, следовательно, развитие от низшего к высшему происходит не в форме борьбы антагонистических классов и катаклизмов, как это имеет место при капитализме, а в форме критики и самокритики, являющейся подлинной движущей силой нашего развития, могучим инструментом в руках партии. Это, безусловно, новый вид движения, новый тип развития, новая диалектическая закономерность». (А. А. Жданов, Выступление на дискуссии по книге Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии»).
Критика и самокритика, составляющие самую душу марксистского диалектического метода, означают, что теория и практика должны всегда идти рука об руку. Нельзя допускать, чтобы теория отставала от практики; теория должна не только держаться наравне с практикой, но и идти впереди нее, чтобы служить верным и надежным путеводителем. Нельзя позволить, чтобы практика блуждала в потемках, лишенная света теории, или чтобы ее уводила в сторону ложная и устаревшая теория. А этого единства теории и практики можно достигнуть лишь путем постоянной бдительности, постоянной готовности критиковать и учиться, путем постоянной проверки идей и действий не только сверху, но и снизу, путем готовности признавать новое и исправлять или отбрасывать, что уже устарело и более неприменимо, путем честного признания ошибок. Ошибки неизбежны. Но путем проверки, которая вовремя вскрывает ошибки, критического изучения корней этих ошибок и их исправления, путем обучения на ошибках может идти социалистическое общество к новым успехам.
Ошибки редко бывают чисто случайными ошибками суждения. Большей частью ошибки возникают в результате того, что мы цепляемся за старые привычки и за старые формулы, которые устарели и не применимы к новым условиям и новым задачам. Когда это случается и когда в результате этого вещи оказываются не такими, какими они предполагались, тогда, если мы готовы критически установить, что было неправильно, мы приобретаем знания о чем-то новом, растем, приобретая новые силы и опыт, а, следовательно, приобретаем и умение применять диалектику на практике.
Критика и самокритика необходима во всех областях теоретической и практической деятельности. Ибо только применяя диалектический метод, и тем самым развивая его, ошибаясь и исправляя ошибки, мы сможем овладеть методом марксизма-ленинизма.
Теперь мы можем подытожить все вышесказанное и сделать главные выводы относительно диалектики.
Взаимосвязи, изменения и развитие – это то, что изучает диалектика. Материалистическая диалектика — это «наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления».
Диалектический метод — это такой метод подхода к явлениям, применяя который мы обогащаем свое материалистическое понимание природы и истории и всех происходящих в них отдельных процессов. Это — метод, а не общая формула и не абстрактная философская система. Он служит руководством при изучении вещей с целью их изменения.
Отсюда становится ясно, что сама диалектика как наука растет и развивается, и что диалектический метод крепнет и обогащается в результате каждого нового применения. Каждое новое явление общественного развития и всякий прогресс науки дают базу для обогащения и расширения понимания диалектики и диалектического метода. Нельзя осмыслить новый материал и овладеть им путем простого повторения того, что уже известно. Наоборот, мы узнаем больше, расширяем, исправляем и обогащаем наши представления в свете новых проблем и нового опыта. Таким образом, получается, что марксизм никакая не догма и не закостенелая схема, как пытаются внушить нам идеологи буржуазии, а это развивающаяся, прогрессивная наука.
Но марксизм является прямой противоположностью ревизионизма. Это следует подчеркнуть, так как ревизионизм обыкновенно начинает с заявления о том, что марксизм «не должен быть догмой». Ревизионизм означает отступление от марксизма. Под флагом борьбы с догмами он под видом самого марксизма изменяет истинному марксизму и свои «исправления» или «усовершенствования» марксизма он вносит догмы буржуазной теории. Настоящий же марксизм оберегает и хранит сущность марксистской материалистической теории, одновременно развивая и обогащая ее новым знанием. Настоящий марксизм творческий сам по себе, ибо таков его революционный диалектическо-материалистический метод. «Овладеть марксистско-ленинской теорией — значит усвоить существо этой теории и научиться пользоваться этой теорией при решении практических вопросов революционного движения в различных условиях классовой борьбы пролетариата.», — говорил В.И.Ленин о марксизме.
[1] В. И. Ленин, Соч., 4 изд, т. 21, стр. 38.
[2] Чартисты — сторонники чартизма. Чартизм — движение рабочих Великобритании в 30—50-х гг. 19 в. Чартистское движение составило высший этап в развитии освободительной борьбы рабочего класса в период, предшествовавший возникновению марксизма. Чартизм носил отпечаток стихийности тогдашней пролетарской борьбы, участники которой испытывали значительное влияние непролетарских воззрений и утопического социализма.
КРД «Рабочий Путь»
Предыдущее занятие Следующее занятие
Логические и математические операторы — рабочие примеры
Иногда в математике важно определить, что является противоположностью данному математическому утверждению. Это обычно называют «отрицанием» утверждения. Следует иметь в виду, что если утверждение истинно, то его отрицание ложно (а если утверждение ложно, то его отрицание истинно).
Давайте рассмотрим некоторые из наиболее распространенных отрицаний.
Отрицание «A
или B».Прежде чем дать ответ, попробуем сделать это для примера.
Рассмотрим утверждение «Вы либо богаты, либо счастливы». Чтобы это утверждение было ложным, вы не можете быть богатым и вы не можете быть счастливым. Другими словами, наоборот, быть не богатым и не счастливым. Или, если мы перепишем его в терминах исходного утверждения, мы получим «Вы не богаты и не счастливы».
В общем случае мы имеем одно и то же утверждение: Отрицание «А или В» есть утверждение «Не А и Не В».
Отрицание «A
и B».Опять же, давайте сначала проанализируем пример.
Рассмотрим утверждение «Я и богат, и счастлив». Чтобы это утверждение было ложным, я мог быть либо небогатым , либо несчастливым. Если мы допустим, что А будет утверждением «я богат», а В будет утверждением «я счастлив», то отрицание «А и В» станет «я не богат».0013 или Я недоволен» или «Не А и не Б».
Отрицание «
Если А, , то В».Чтобы опровергнуть утверждение вида «Если А, то В», мы должны заменить его утверждением « А и не В
». Сначала это может показаться запутанным, поэтому давайте рассмотрим простой пример, чтобы понять, почему это правильно.Рассмотрим утверждение «Если я богат, то я счастлив». За это Если бы утверждение было ложным, мне нужно было бы быть богатым и несчастливым. Если — это утверждение «Я богат», а Б — это утверждение «Я счастлив», тогда отрицание «A $\Rightarrow$ B» есть «я богат» = A, и «я я недоволен» = не Б.
Таким образом, отрицание «, если А, , затем В» становится «А , а не В».
Пример.
Теперь давайте рассмотрим утверждение, включающее некоторую математику. Возьмем утверждение «Если n четно, то $\frac{n}{2}$ — целое число». Чтобы это утверждение было ложным, нам нужно было бы найти четное целое число $n$, для которого $\frac{n}{2}$ не было целым числом. Таким образом, противоположным этому утверждению является утверждение, что «$n$ четно, а $\frac{n}{2}$ не является целым числом».
Отрицание «Для каждого…», «Для всех…», «Существует…»
Иногда встречаются такие фразы, как «для каждого», «для любого», «для любого». все» и «существует» в математических утверждениях.
Пример.
Рассмотрим утверждение «Для всех целых чисел $n$ либо $n$ четно, либо $n$ нечетно». Хотя формулировка немного отличается, это утверждение формы «Если А, то Б». Мы можем переформулировать это предложение следующим образом: «Если $n$ — любое целое число, то либо $n$ четно, либо $n$ нечетно».
Как бы мы опровергли это утверждение? Чтобы это утверждение было ложным, все, что нам нужно, это найти единственное целое число, которое не является четным и не нечетным. Другими словами, отрицание — это утверждение «Существует целое число $n$, такое что $n$ нечетно и $n$ нечетно».
В общем, при отрицании утверждения, включающего «для всех», «для каждого», фраза «для всех» заменяется на «существует». Точно так же при отрицании утверждения, включающего «существует», фраза «существует» заменяется на «для каждого» или «для всех».
Пример. Отрицайте утверждение «Если все богатые люди счастливы, то все бедные несчастны».
Во-первых, это высказывание имеет форму «Если А, то В», где А — высказывание «Все богатые люди счастливы», а В — высказывание «Все бедняки грустны». Таким образом, отрицание имеет форму «А, а не В». Итак, нам нужно будет отрицать B. Отрицание утверждения B таково: «Существует бедный человек, который не грустит».
Соединив это вместе, мы получим: «Все богатые люди счастливы, но существует бедняк, который не грустит» как отрицание «Если все богатые люди счастливы, то все бедные люди грустны».
Резюме.Выписка | Отрицание |
«А или Б» | «не А и не Б» |
«А и Б» | «не А и не Б» |
«если А, то Б» | «А, а не Б» |
«Для всех х, А(х)» | «Существуют x такие, что не A(x)» |
«Существует x такой, что A(x)» | «Для каждого x, кроме A(x)» |
19 примеров отрицаний | Советы по написанию Proofed
3-минутное чтение
13 октября 2022 г.
Нравится вам это или нет, английская грамматика имеет свои особенности. Изучение деталей английской грамматики может быть интересным, но также может вызвать у вас некоторые вопросы, особенно если вы изучаете английский как второй язык.
Один из вопросов, который нам часто задают: «Что такое отрицание?» Итак, мы собираемся объяснить! В этой статье мы расскажем вам, что такое отрицания, и приведем множество примеров.
Что такое отрицания в грамматике?
Отрицание — это слово, фраза или предложение, которое отрицает или противоречит тому, что что-то верно, произошло или имеет место. Обычно отрицания происходят от слова , а не или его сокращенной формы, , а не . Их часто называют «отрицательными словами».
Примеры негативных слов, используемых в качестве отрицания, включают no , None , Ничего , No One , Never , Noy , NOUE , не . Вот как вы можете использовать их в предложении:
Я еще не был на этой пьесе.
Нет , внутрь нельзя.
Ничего не было прошлой ночью – я просто легла спать.
Я пытался устроить вечеринку, но никто не появился.
Никто не может пройти через ворота.
Нигде открыт, чтобы выпить кофе до 9 утра в воскресенье.
Джон не любит лимонад.
Префиксы и суффиксы могут образовывать отрицания
Префиксы и суффиксы могут использоваться для создания отрицаний. Префиксы — это буквы, которые ставятся перед корневым словом для изменения его значения ( un tidy, de icer ). А суффиксы — это буквы, которые добавляются к концу корневого слова, чтобы изменить его значение ( миндалина итис , быстрый лы ).
Вот несколько префиксов и суффиксов, которые можно использовать для образования отрицаний:
- un-
- DIS-
- — Бесплатный
- DE-
- IN
- MIS-
Ткань и интегрированная.
Находите это полезным?
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте советы по написанию от наших редакторов прямо на свой почтовый ящик.
Ваша электронная почта Спасибо за подписку на рассылку новостей!
То, что сделала Сара, было сердцем меньше .
Пенни сделала de мороженое с мороженым.
У вас есть в достаточно средств на вашем банковском счете.
Информация неправильная ведущая.
Вопросы, утверждения и инструкции
Отрицания также появляются в вопросах, утверждениях и инструкциях. В них есть отрицательные слова. Вот несколько примеров:
Не тебе нравится мороженое с мороженым от Пенни?
Почему Оуайн не пойдет в спортзал в воскресенье?
Джейк не понимает задание.
Марк не плохой парень.
Не задерживайся слишком поздно.
Не выгуливать собаку без поводка.
Готовы перейти на новый уровень письма? Знакомьтесь: проверено.
Proofed — компания по корректуре и редактированию, которая предоставляет вам доступ к лучшим редакторам. Наши редакторы позаботятся о том, чтобы в вашем тексте не было ошибок орфографии, грамматики, пунктуации, тона, четкости и форматирования.
Если вы пишете эссе, репортаж, роман или что-то еще, мы можем помочь вам сделать это идеально. Хотите попробовать Proofed бесплатно? Кликните сюда.