Приложение 1 Пример психологического заключения[9] . Школьная тревожность: причины, следствия и профилактика
Сообщаем вам результаты психологического обследования Лариона, 2001 года рождения, проведенного по Вашему запросу №… от… 2011 г. Обследование проводилось с 01.03.2011 по 16.04.2011. Психологическое обследование Лариона в Центре проводилось в связи с ситуацией в его семье. Большую часть времени мальчик проживает с матерью, отец забирает ребенка по выходным дням. Ларион посещает частную школу.
При первом посещении Центра Ларион достаточно легко вступил в контакт с психологом. Следует отметить, что во время первичной психологической беседы, затрагивающей различные аспекты жизни ребенка (например, школьные дела), Ларион неоднократно повторял следующие слова: «Мне не нравится, что в нашей семье нет нормальных отношений», «В чью пользу получаются мои ответы?». Мальчику объяснили, что задача психолога заключается в помощи семье. При обсуждении школьной жизни Ларион сказал, что некоторые его одноклассники плачут из-за оценок. Фон настроения ребенка существенно менялся в лучшую сторону в зависимости от успешности выполнения задания и, соответственно, похвалы психолога.
В диагностических беседах Ларион сообщил, что боится летать на самолете, а также смерти родителей. Ребенок охотно рассказывал «страшилки», в которых, в частности, фигурировал образ директора школы. При этом обращало на себя внимание наличие у обследуемого чувства юмора («красные челюсти» директора).
Была использована следующая композиция методик: наблюдение, беседа, шкала явной тревожности CMAS (А.М. Прихожан), шкала личностной тревожности (включая магическую) в адаптации А.М. Прихожан, методика на детско-родительские отношения С.К. Нартовой-Бочавер, таблицы Шульте, классификация предметов, четвертый лишний, запоминание 10 слов, пиктограмма, сравнение понятий, выделение существенных признаков, простые и сложные аналогии, копирование сложной геометрической фигуры из альбома А.Р. Лурии, шкалы Дембо-Рубинштейн в модификации Е.
Т. Соколовой, незаконченные предложения, тест М. Люшера, тест руки, эмоциональные лица, кинетический рисунок семьи.По результатам, полученным с использованием шкал тревожности в адаптации А.М. Прихожан, у Лариона обнаружено «чрезмерное спокойствие» по следующим параметрам: межличностная напряженность, мотивация достижения и самооценка, страхи и общее беспокойство, школьная тревожность – такое явление может носить характер психологических защит. Увлечение ребенка фильмами ужасов, «мочиловом», по самоотчету, может служить косвенным подтверждением наличия у ребенка повышенного уровня тревожности, а также конкретных страхов (Гуггенбюль, 2006). На утверждение опросника «В глубине души ты многого боишься» обследуемый добавляет: «Хочу, чтобы родители нормально разговаривали друг с другом».
В отношении семейной ситуации такой результат согласуется с результатами других методик, а именно – детско-родительские отношения С.К. Нартовой-Бочавер, незаконченные предложения и рисунок семьи.
Результаты, полученные с помощью методики шкал Дембо-Рубинштейн, позволяют в целом говорить об адекватной самооценке мальчика. Кроме того, в общем, обследуемый полагает, что и мать, и отец оценивают его положительно. Проблемной является тема аккуратности. По мнению ребенка, родители считают его не особо аккуратным.
Интересно, что предпочтения цветов при выполнении теста М. Люшера подтверждают наличие у Лариона феномена «чрезмерного спокойствия». Был выявлен недостаток уверенности, в котором мальчик не признается. Ребенок оценивает ситуацию как угрожающую, стремится найти какой-то выход.
Охарактеризуем уровень умственного развития обследуемого. Результаты, полученные с использованием методики таблиц Шульте, говорят о среднем уровне устойчивости внимания и динамики работоспособности. Эффективность работы составила 65 секунд. По методике запоминания 10 слов Ларион показал следующие результаты: 1-е воспроизведение – 4 слова, 2-е воспроизведение – 7 слов, 3-е – 10 слов, отсроченное воспроизведение – 6 слов. Это соответствует возрастным нормативам. Можно отметить хорошую мотивацию на работу с психологом. Согласно результатам методик классификации предметов и исключения лишнего, у обследуемого присутствует качественное своеобразие процесса мышления.
Проведение методики пиктограмм выявило также некоторые личностные особенности мальчика. В частности, нашло подтверждение наличие повышенной тревожности, связанной со школьной жизнью: «Учительница ругает, он (ученик) плачет». Кроме того, в комментариях проявилось и увлечение «страшилками»: «человек сражается с монстром», «перерезанное горло».
В связи с поставленными адвокатом вопросами о страхах ребенка в композицию диагностического обследования включены проективные методики исследования личности: тест руки и эмоциональные лица. В соответствии с возрастом Лариона нас интересовало отражение неуверенности мальчика, ожидание им возможной агрессии со стороны внешнего мира. По результатам для ребенка актуальна проблема сохранения семьи – именно с этой темой связаны ответы обследуемого по категории ощущений напряжения, отсутствия уюта и чувства дискомфорта.
Можно сделать следующие выводы:
1. Ларион эмоционально привязан к каждому из родителей, выражает заинтересованность в сохранении гармоничных отношений в семье. Словесное выражение такой заинтересованности характеризуется интенсивностью и стабильностью.
У ребенка фрустрирована потребность в теплых, гармоничных отношениях между родителями. В случае потери положительного отношения к одному из родителей создается ситуация угрозы дисгармоничного развития личности ребенка.2. Вопрос о наличии у ребенка страха перед наказанием представляется не вполне корректно сформулированным с психологической точки зрения. В рамках концепции морально-нравственного развития Л. Колберга выделен уровень, когда основанием для решения человека выступают конкретные предписания и запреты. Кроме того, справедливое наказание – одна из функций социального контроля над агрессией, которая периодически себя оправдывает (Берковиц, 2001). Мы считаем, что данный вопрос адвоката лучше переформулировать следующим образом: имеет ли переживание тревожности ребенка дезадаптивный характер? У Лариона выявлено состояние «чрезмерного спокойствия», которое носит характер психологической защиты человека и интерпретируется как бессознательная тревожность. И хотя на данный момент это состояние еще не достигло уровня дезадаптации, в ситуации стресса такой вариант развития событий весьма возможен.
3. Состояние «чрезмерного спокойствия» ребенка обнаружено, в частности, по параметру школьной тревожности. В этой связи желательно проведение нейропсихологического обследования Лариона для составления индивидуальной программы комплексной психологической коррекции, направленной на развитие высших психических функций и личности в целом.
4. На поставленный вопрос – «Удовлетворена ли потребность ребенка в общении с отцом на сегодняшний день?» – можно ответить так: базовая потребность Лариона в общении с отцом на данный момент времени не фрустрирована, то есть она удовлетворяется. На вопрос о степени реализации этой потребности на данный момент ответить сложно, так как она обычно имеет сугубо индивидуальный характер и опосредована большим числом дополнительных, также индивидуальных, факторов, учесть которые позволяет лишь длительная психологическая работа. Не вызывает сомнения факт важности наличия фигуры отца для правильного воспитания мальчика.
5. Центр является детским учреждением, поэтому в рамках настоящего психологического заключения не представляется возможным ответить на вопрос о наличии влияния матери на сына по поводу общения с отцом. В выводе 1 указано, что у Лариона фрустрирована потребность в теплых, гармоничных отношениях между родителями. Согласно исследованиям, отрицательное отношение к отдельно проживающему родителю в большинстве случаев (до 90 %) формируется в случае высокой выраженности внутрисемейного конфликта (Харитонова, Русаковская, 2011). Однако при достаточном умственном и личностном развитии ребенка младшего школьного возраста последний демонстрирует устойчивость к индуцирующему влиянию взрослых. У Лариона сохранна привязанность к каждому из родителей.
6. Уровень умственного развития Лариона отвечает нормативам младшего школьного возраста.
Пример рецензии на психологическую экспертизу (проживание ребенка)
ЭКСПЕРТИЗЫ: Психологическая экспертиза, Психолого-психиатрическая экспертиза ребенка
№ —— 19 марта 2012 г.
12 марта 2012г. в АНО «Центр медико-криминалистических исследований» по запросу адвоката ________, защищающего интересы истца ________по гражданскому делу по Иску об определении порядка общения с ребенком ________ 21.04.2008 года рождения от совместного брака с ________. Дача рецензии поручена специалисту Бегуновой Людмиле Анатольевне, имеющей высшее психологическое образование, кандидату юридических наук, стаж работы по специальности 22 года.
Для рецензии были предоставлены следующие документы:
- копия «Консультации психолога» от 08.10.2011 г.,
- копия «Психологического заключения» от 12.01.2012 г.,
- копия «Психологического заключения» от 13.01.2012 г.
Консультация и Психологические заключения были проведения клиническим психологом ________ в Центре психологии и права Михаила Врублевского. Каких-либо специальных экспертных вопросов перед специалистом психологом поставлено не было, либо они не отражены в заключениях. Специалист работала по жалобам матери ребенка ________ на нарушение поведения сына после «неожиданных» встреч с отцом.
В консультации от 8 октября 2011 г. со слов матери описаны симптомы нарушения поведения у ребенка, появившиеся после неожиданной встречи мальчика с отцом в детском саду («ребенок 2 дня плачет, перестал разговаривать, не отвечает на вопросы, 3 раза за ночь просыпается, перевозбудим). Отмечено, что родители в разводе с августа 2011 г. Также кратко описано поведение ребенка на консультации («не отвечает на вопросы, на контакт не идет, прижимается к матери, от нее не отходит»). Подчеркнуто, что ребенок находится в состоянии стресса, утомлен, не способен занять себя игрушками.
Данных о том, применялись ли на первой консультации какие-либо психодиагностические методики с Дмитрием, кроме наблюдения за его поведением и сбора анамнеза со слов матери нет. Нет так же данных об анализе разводной, пред разводной и после разводной ситуации. Как родители в процессе развода и после договаривались между собой о воспитании сына. Нет данных, когда последний раз ребенок видел отца, до посещения его в детском саду, после чего начались «невротические» симптомы. Предупреждал ли ________ мать мальчика, что придет в детских сад. Нет данных о том, как мать мальчика ________ рассматривает порядок общения с сына с отцом.
Таким образом, если анализ семейной ситуации и был специалистом проведен, то в заключение этих данных нет.
Специалист рекомендует на первой консультации: консультацию невропатолога, соблюдение режима дня, исключение стрессовых ситуаций и консультацию психолога через 2 месяца для понимания динамики состояния. Данных о том, что подразумевал Специалист под исключением стрессовых ситуаций, консультируя мать и как это должно повлиять на динамику состояния ребенка, в представленном тексте нет.
В Психологическом заключении от 12 декабря 2012 г отмечено, что представлены результаты наблюдения за ребенком и игровое взаимодействие в период с 8 октября по 10 декабря 2011 г. Далее перечисляются жалобы матери на поведение ребенка и выводы о результатах поведения за мальчиком в процессе консультации и игры. Никаких данных о том были ли сеансы игровой терапии в период от 08. 10 по 10.12.2011 г., как часто проходили эти сеансы, нет. Нет никаких данных на основании чего должны были произойти изменения в поведении ребенка (результат игровой терапии мальчика, психологические консультации матери). Специалист на основании наблюдения за мальчиком (по данным получается, что 10 декабря была вторая встреча с психологом после 2-х месячного перерыва) мальчик эмоционально привязан к матери, что еще никак не может свидетельствовать об отрицательном отношении Дмитрия к отцу. Симбиотические связи с матерью в возрасте трех лет еще очень сильные и пока в пределах нормы.
К сожалению, нет никаких конкретных результатов исследования мальчика: например, по какому сценарию проводилась игра с ребенком, какие диагностические вопросы должны были быть выявлены в результате игры, что использовалось в качестве «игровых» родителей (игрушки, фигурки из пластилина, животные и много другое). Было ли проведено опосредованное изучение ребенка о представлении семьи и роли каждого члена: например, игра – «Семья животных», можно было представить часть стимулов из методики Рене Жиля и т. п.
Первые два пункта рекомендаций специалиста не вызывают никаких сомнений. В третьем пункте рекомендаций непонятно, что подразумевает фраза «Единая система поощрений и наказаний, разработанная совместно с психологом и ребенком», т. е. 3-х летний ребенок должен выбрать себе способы поощрений и наказаний? Или подразумевалось, что родители должны выбрать систему поощрений и наказаний, используя рекомендации психолога, обследовавшего ребенка?
Рекомендации в четвертом пункте в какой-то мере должны помочь снять на время эмоциональное напряжение у мальчика. Однако выполнение их не поможет адаптации ребенка к ситуации развода, т. к. совместное присутствие матери на свиданиях с отцом, будет служить не осознанию факта развода родителей и осознанию, что они перестали быть супружеской парой, а формированию иллюзии, что благодаря ребенку возможно возобновление отношений между родителями.
В Психологическом заключении от 13 января 2012 г описываются матерью аналогичные жалобы нарушения поведения Дмитрия после встречи с отцом в детском саду, как и на первичной консультации 8 октября 2011 г. Далее в очень краткой форме психолог приводит выводы по игровому психологическому занятию с мальчиком, где ему напрямую задавались вопросы о ситуации посещения накануне отца в деском саду: «Ты был рад видеть папу?», «О чем вы говорили?», «Вы играли?». Непонятно в чем собственно состояла игровая ситуация? Больше похоже на «допрос» о факте посещения отца, а не на игровую терапию. В заключение нет опять никаких данных о том, когда ребенок до этого видел последний раз отца, были ли попытки, с учетом рекомендаций психолога договориться родителями между собой о порядке общения с ребенком. Что по этому поводу рассказала мать мальчика. Какие она выражения использует при рассказе об отце ребенка.
В итоге Специалист приходит к выводу, что свидания с отцом для мальчика являются психотравмирующим фактором, вызывающим тревогу и стресс. Вариант адаптации ребенка к разводной ситуации специалист рассматривает только в присутствие матери или бабушки при общении мальчика с отцом. Такие гипотезы как, например, то, что если ребенок переживает разлуку с отцом, скучает и естественным образом при встрече с ним перевозбуждается (это стресс), не рассматривались. Плюс, если при данной ситуации Дмитрий, пусть неосознанно, но понимает, что мать препятствует его общению с отцом, постоянно негативно отзывается о нем – то это тоже стресс. Если мальчик из-за страхов наказания со стороны матери, эмоционального отторжения, боится показать отцу, что он соскучился, боится рассказывать матери о том, как ему было хорошо при встрече с отцом – это тоже стресс. Все это справедливо и в обратную сторону, если отец пытается сформировать негативный образ матери у сына. Однако же данных об исследовании всех этих вопросов нет.
Развод родителей для детей всегда является стрессовой ситуацией, редкие и задолго планируемые встречи, часто способствуют только увеличению тревоги детей (формированию «сверх ожиданий от предстоящих свиданий»), формированию страхов потерять кого-то из родителей навсегда. А также формированию полярного и неадекватного отношения к родителям: с тем с кем постоянно живет – это наказание, воспитание, все житейские требования, а «воскресный папа» — одно удовольствие, развлечение и никаких обязанностей.
В заключение от 12.01 2012 г. Специалист отметила, что у ребенка наблюдаются страхи, но исследование этой области никак не отражено в Заключениях. Не описано, что беспокоит мальчика, собственно чего он боится, нет данных о том, какая была проведена психотерапевтическая работа с выявленными страхами. В этом же заключении Специалист отметила, что у мальчика не сформирован образ отца в семье. Мальчик не представляет себе, какую роль мужчина может выполнять в семье. Но данный факт в рекомендации общения мальчика с отцом специалистом также не рассмотрен. В возрасте трех-четырех лет происходит осознание детьми своей половой принадлежности. Успешная половая идентификация у мальчиков неразрывно связана с образом отца в семье. С кем ребенку себя идентифицировать, если он проживает с мамой, бабушкой и тетей? Куда дели дедушку? Общение с отцом рекомендуется также под строгим контролем со стороны женщин. Каков же будет образ мужчины у ребенка в семье? Отрицательный (негативный) образ отца, унижение его со стороны окружающих женщин, может явиться серьезным основанием нарушений половой идентификации, за которой помимо тревоги и страхов, у людей также формируются различные сексуальные перверсии.
Таким образом, в представленных на рецензию Заключениях специалиста клинического психолога ________, данных о психодиагностическом исследовании ребенка, чтобы ответить на вопрос о его эмоциональной привязанности к окружающим близким нет. Не рассмотрены вопросы о том, есть ли место специального формирования негативного образа отца/матери со стороны бывших супругов? Препятствует ли мать общению мальчика с отцом? Нет данных о том, каким образом проходили встречи между мальчиком и отцом в период наблюдения в Центре психологии и права Михаила Врублевского с октября 2011 г. по январь 2012 г., по какой причине отец вынужден был приходить для общения с ребенком в детских сад, не оставив в известность мать?
Без исследования перечисленных вопросов рекомендации ________ по характеру общения ________с сыном Дмитрием являются необоснованными и могут в последствии привести не к адаптации ребенка к ситуации развода родителей, а к формированию ложных иллюзий и сценариев поведения с элементами манипуляций в общении с родителями.
Психолог
Л. А. Бегунова
Примеры проведённых экспертиз
- Пример психологической экспертизы (отношения с отцом)
- Пример психологической экспертизы (детско-родительские отношения)
- Пример рецензии на психологическое обследование ребёнка
- Пример рецензии на психологическую экспертизу (порок воли)
- Пример рецензии на психологическую экспертизу подозреваемых
- Пример рецензии на психологическую экспертизу (полиграф)
- Пример рецензии на психологическую экспертизу об изнасиловании
- Полный список проводимых экспертиз
Выводы и отчет о результатах – Методы исследования в психологии
Обзор научного метода
Цели обучения
- Определите выводы, которые исследователи могут сделать на основе результатов своих исследований.
- Объясните, почему ученые избегают термина «научное доказательство».
- Объясните, как ученые делятся своими открытиями.
Подведение итогов
Поскольку статистика носит вероятностный характер, а результаты могут отражать ошибки типа I или типа II, мы не можем использовать результаты одного исследования, чтобы с уверенностью заключить, что теория верна. Скорее теории поддерживаются, опровергаются или модифицируются на основе результатов исследований.
Если результаты статистически значимы и согласуются с гипотезой и теорией, которая использовалась для ее создания, то исследователи могут сделать вывод, что теория подтверждается. Мало того, что теория сделала точное предсказание, теперь появилось новое явление, которое теория объясняет. Если гипотеза опровергается систематическим эмпирическим исследованием, то теория ослаблена. Оно сделало неточное предсказание, и теперь появилось новое явление, которое оно не объясняет.
Хотя это кажется простым, есть некоторые сложности. Во-первых, подтверждение гипотезы может укрепить теорию, но никогда не может доказать теорию. На самом деле ученые стараются избегать слова «доказать», когда говорят и пишут о теориях. Одна из причин такого избегания заключается в том, что результат может отражать ошибку первого рода. Другая причина избегания в том, что могут существовать другие правдоподобные теории, которые подразумевают одну и ту же гипотезу, а это означает, что подтверждение гипотезы в равной степени усиливает все эти теории. Третья причина заключается в том, что всегда существует возможность того, что другая проверка гипотезы или проверка новой гипотезы, выведенной из теории, будет опровергнута. Эта трудность – вариант известной философской «проблемы индукции». Невозможно окончательно доказать общий принцип (например, «Все лебеди белые»), просто наблюдая подтверждающие случаи (например, белые лебеди) — независимо от их количества. Всегда возможно, что в конце концов появится опровергающий случай (например, черный лебедь). По этим причинам ученые склонны думать о теориях, даже очень успешных, как о подлежащих пересмотру на основе новых и неожиданных наблюдений.
Второе осложнение связано с тем, что означает, когда гипотеза не подтверждается. Согласно самой строгой версии гипотетико-дедуктивного метода, опровержение гипотезы опровергает теорию, из которой она была выведена. В формальной логике посылки «если А , то В » и «не В » обязательно ведут к заключению «не А ». Если A — это теория, а B — гипотеза («если A , то B «), то опровержение гипотезы («не B «) должно означать, что теория неверна («не A «). Однако на практике ученые не так легко отказываются от своих теорий. Одна из причин заключается в том, что одна неподтвержденная гипотеза может быть упущенной возможностью (результатом ошибки второго рода) или результатом неправильного плана исследования. Возможно, исследователь не смог успешно манипулировать независимой переменной или измерить зависимую переменную.
Неподтвержденная гипотеза может также означать, что некоторые невысказанные, но относительно незначительные допущения теории не выполняются. Например, если бы Зайонцу не удалось обнаружить социальную помощь у тараканов, он мог бы заключить, что теория влечений все еще верна, но она применима только к животным с достаточно сложной нервной системой. То есть данные исследования могут быть использованы для модификации теории. Эта практика не означает, что исследователи могут игнорировать опровержения своих теорий. Если они не могут улучшить свои исследовательские проекты или модифицировать свои теории, чтобы учесть повторяющиеся опровержения, то они в конечном итоге должны отказаться от своих теорий и заменить их более успешными.
Суть в том, что, поскольку статистика носит вероятностный характер и поскольку все научные исследования имеют недостатки, не существует такой вещи, как научное доказательство, есть только научное доказательство.
Отчет о результатах
Заключительный шаг в исследовательском процессе включает отчет о результатах. Как описано в разделе «Обзор исследовательской литературы» в этой главе, результаты обычно сообщаются в рецензируемых журнальных статьях и на конференциях.
Самый престижный способ сообщить о своих открытиях — написать рукопись и опубликовать ее в рецензируемом научном журнале. Рукописи, публикуемые в журналах по психологии, обычно должны соответствовать стилю письма Американской психологической ассоциации (стиль APA). Вы, вероятно, изучите основные элементы этого стиля письма в этом курсе.
Еще один способ сообщить о результатах — написать главу книги, которая будет опубликована в отредактированной книге. Предпочтительно редактор книги подвергает главу рецензированию, но это не всегда так, и некоторые ученые приглашаются редакторами для написания глав книги.
Интересным способом распространения результатов является выступление на конференции. Это может быть как устная презентация, так и постерная презентация. Устные презентации включают в себя вставание перед аудиторией коллег-ученых и выступление с докладом, который может длиться от 10 минут до 1 часа (в зависимости от конференции), а затем ответы на вопросы аудитории. В качестве альтернативы стендовые презентации включают подведение итогов исследования на большом плакате, который дает краткий обзор цели, методов, результатов и обсуждения. Ведущий стоит у своего плаката час-другой и обсуждает его с прохожими. Представление своей работы на конференции — отличный способ получить отзывы от коллег, прежде чем пытаться пройти более строгий процесс рецензирования, связанный с публикацией журнальной статьи.
Написание заключения исследовательской работы
Опубликован в 30 октября 2022 г. от Джек Колфилд. Отредактировано 7 декабря 2022 г.
Заключение исследовательской работы — это то место, где вы завершаете свои идеи и оставляете у читателя сильное финальное впечатление. У него несколько ключевых целей:
- Переформулируйте постановку задачи, рассмотренную в документе
- Обобщите свои общие аргументы или выводы
- Предложите основные выводы из вашей статьи
Содержание заключения варьируется в зависимости от того, представлены ли в вашей статье результаты оригинального эмпирического исследования или построена аргументация на основе взаимодействия с источниками.
Приведенные ниже шаги показывают, как составить эффективное заключение для любого типа исследовательской работы.
Содержание
- Шаг 1. Переформулируйте проблему
- Шаг 2: Подведите итоги статьи
- Шаг 3: Обсудите выводы
- Примеры выводов исследовательской работы
- Часто задаваемые вопросы о выводах исследовательской работы
Первая задача вашего заключения — напомнить читателю о проблеме вашего исследования. Вы обсудили эту проблему в деталях по всему телу, но теперь суть в том, чтобы вернуться от деталей к более широкой картине.
Когда вы переформулируете проблему, которую вы уже представили, вам следует избегать формулировки, идентичной тому, как она появилась во введении. В идеале вы найдете новый способ вернуться к проблеме из более подробных идей, обсуждаемых в основной части.
Например, аргументативный документ, защищающий новые меры по снижению воздействия сельского хозяйства на окружающую среду, может переформулировать свою проблему следующим образом:
Хотя роль крупного рогатого скота в изменении климата к настоящему времени общеизвестна, такие страны, как Нидерланды, постоянно не решают эту проблему с той срочностью, которой она заслуживает.Между тем, эмпирическая статья, изучающая взаимосвязь использования Instagram с проблемами образа тела, может представить свою проблему следующим образом:
Поскольку социальные сети становятся все более важными в повседневной жизни молодых людей, важно понимать, как различные платформы влияют на их развивающееся представление о себе.«В заключение…»
Старайтесь не начинать заключение такими фразами, как «В заключении» или «В заключение», поскольку это может показаться слишком очевидным и сделать ваш текст бесхитростным. Содержание и размещение вашего заключения должны четко указывать его функцию без необходимости дополнительных указателей.
Шаг 2: Подведите итоги работы
Вернувшись к проблеме, пришло время подвести итоги того, как основная часть статьи подходила к ее решению и к каким выводам привел этот подход.
В зависимости от характера вашей исследовательской работы это может означать повторение вашего тезиса и аргументов или подведение итогов ваших общих выводов.
Аргументативный документ: переформулируйте свой тезис и аргументы
В аргументативной статье вы должны представить тезис во введении, выражающий общее утверждение, которое приводит ваша статья. В заключении вы должны переформулировать тезис и показать, как он развивался в основной части статьи.
Кратко суммируйте основные аргументы, приведенные в основной части, показывая, как каждый из них способствует доказательству вашего тезиса. Вы также можете упомянуть любые контраргументы, которые вы приводили, подчеркнув, почему ваш тезис опровергает их, особенно если ваш аргумент является спорным.
Не вдавайтесь в подробности своих показаний и не представляйте новых идей; сосредоточьтесь на том, чтобы изложить в общих чертах аргумент, который вы привели.
Резюме аргументационного документаДоказательства очевидны: чтобы создать действительно перспективный сельскохозяйственный сектор, голландские фермеры должны быть заинтересованы в переходе от животноводства к устойчивому выращиванию овощей. Помимо значительного снижения выбросов, растениеводческое сельское хозяйство при правильном подходе может производить больше продуктов питания с меньшими затратами земли, предоставляя возможности для восстановления природы, которые сами по себе будут способствовать достижению климатических целей. Хотя этот подход будет иметь экономические последствия, в долгосрочной перспективе он станет важным шагом на пути к более устойчивой и устойчивой национальной экономике.
Эмпирический документ: Обобщите свои выводы
В эмпирической статье самое время подвести итоги ваших основных выводов. Не вдавайтесь здесь в подробности (вы уже представили свои подробные результаты и обсуждение), но ясно изложите ответы на вопросы исследования, которые вы исследовали.
Опишите свои основные выводы, даже если они не обязательно были теми, которые вы ожидали или на которые надеялись, и объясните общий вывод, к которому они вас привели.
Резюме эмпирической статьиПроверяя влияние ежедневного использования Instagram среди девочек-подростков, это исследование установило, что социальные сети с высоким уровнем визуального восприятия действительно оказывают значительное влияние на обеспокоенность по поводу образа тела, с сильной корреляцией между количеством времени, проведенным на платформе, и самооценкой участников. сообщили о недовольстве своим внешним видом. Тем не менее, сила этого эффекта была смягчена оценками самооценки до тестирования: участники с более высокой самооценкой с меньшей вероятностью испытывали рост беспокойства относительно образа тела после использования Instagram. Это говорит о том, что, хотя Instagram действительно влияет на образ тела, также важно учитывать более широкий социальный и психологический контекст, в котором происходит это использование: подростки, которые уже предрасположены к проблемам с самооценкой, могут подвергаться большему риску негативных последствий.
Что может сделать корректура для вашей статьи?
Редакторы Scribbr не только исправляют грамматические и орфографические ошибки, но и улучшают качество письма, следя за тем, чтобы в статье не было неясных выражений, избыточных слов и неудобных формулировок.
См. пример редактирования
Подводя итог вашим ключевым аргументам или выводам, заключение заканчивается рассмотрением более широких последствий вашего исследования. Это означает выражение ключевых выводов, практических или теоретических, из вашей статьи — часто в форме призыва к действию или предложений для будущих исследований.
Аргументативный документ: Сильное заключительное заявление
Аргументативный документ обычно заканчивается сильным заключительным заявлением. В случае практического аргумента призывайте к действию: какие действия, по вашему мнению, должны быть предприняты заинтересованными людьми или организациями в ответ на ваш аргумент?
Призыв к действиюПереход к устойчивому выращиванию овощей сделает Нидерланды более экологичными и здоровыми, подавая пример другим европейским правительствам. Фермеры, политики и потребители должны сосредоточиться на будущем, а не только на своих краткосрочных интересах, и работать над осуществлением этого перехода сейчас.
Если ваша тема носит более теоретический характер и не подходит для призыва к действию, ваше заключительное заявление должно выражать значимость вашего аргумента, например, предлагая новое понимание темы или закладывая основу для будущих исследований.
Эмпирическая статья: Будущие направления исследований
В более эмпирическом документе вы можете закончить либо рекомендациями для практики (например, в клинических или политических документах), либо предложить направления для будущих исследований.
Каковы бы ни были масштабы вашего собственного исследования, всегда найдется место для дальнейшего изучения смежных тем, и вы часто будете обнаруживать новые вопросы и проблемы в процессе исследования.
Завершите свою статью на перспективной ноте, предложив, как вы или другие исследователи могли бы развить эту тему в будущем и устранить любые ограничения текущей статьи.
Направления будущих исследованийБудущие исследования Instagram и других социальных сетей с высоким уровнем визуального восприятия должны быть сосредоточены на создании более четкой картины того, как самооценка и связанные с ней концепции влияют на впечатления молодых людей от этих платформ. Кроме того, в то время как этот эксперимент измерял использование Instagram с точки зрения времени, проведенного на платформе, необходимы обсервационные исследования, чтобы лучше понять различные модели использования — например, чтобы выяснить, связаны ли активные публикации с другими эффектами, чем пассивное потребление социальных сетей. медиаконтент.
Примеры заключения исследовательской работы
Полные примеры выводов исследовательской работы показаны на вкладках ниже: одна для аргументативной статьи, другая для эмпирической статьи.
Аргументативный вывод статьиЭмпирический вывод статьиЕсли вы не уверены в заключении, может быть полезно попросить друга или однокурсника прочитать ваше заключение и обобщить основные выводы.
- Понимают ли они из вашего заключения, о чем было ваше исследование?
- Могут ли они обобщить последствия ваших выводов?
- Могут ли они ответить на ваш исследовательский вопрос на основе вашего заключения?
Вы также можете нанять эксперта для корректировки и обратной связи с вашей статьей с помощью службы редактирования статьи.
Часто задаваемые вопросы о выводах исследовательской работы
- Могу ли я представить новые аргументы в заключении моей исследовательской работы? org/Answer»>
Нет, в заключении неуместно приводить новые аргументы или доказательства. Хотя у вас может возникнуть соблазн оставить яркий аргумент напоследок, исследовательские работы имеют более формальную структуру, чем эта.
Все ваши выводы и аргументы должны быть представлены в основной части текста (точнее, в разделах результатов и обсуждения, если вы придерживаетесь научной структуры). Заключение предназначено для того, чтобы обобщить и обдумать уже представленные доказательства и аргументы, а не вводить новые.
Процитировать эту статью Scribbr
Если вы хотите процитировать этот источник, вы можете скопировать и вставить цитату или нажать кнопку «Цитировать эту статью Scribbr», чтобы автоматически добавить цитату в наш бесплатный генератор цитирования.
Колфилд, Дж. (2022, 7 декабря). Написание заключения исследовательской работы | Пошаговое руководство.