Гуманистическая психология основные понятия: Гуманистическая психология: понятие, основные идеи, теории

Содержание

Гуманистическая психология — это, определение слова, понятие. Что такое Гуманистическая психология, значение, словарь, энциклопедия

Гуманистическая психология — направление, возникшее в начале 60-х гг. XX века в США и позиционируемое его основоположниками в качестве «-третьей силы»- в психологии, альтернативной психоанализу и бихевиоризму. В его основе лежит философия экзистенциализма, противопоставлявшая себя внеличностному «-объективному»- методу научного познания. На ее базе А. -Маслоу сформулировал ряд базовых принципов гуманистической психологии.

Первый из них — принцип становления — предполагает, что потенциал развития остается неисчерпанным на протяжении всей человеческой жизни — всякий раз по достижении определенной цели открываются новые возможности, имплицитно заложенные в самой личности. В силу этого человек по большому счету независим от внешних условий и свободен в выборе этих возможностей, одновременно неся всю полноту ответственности за их реализацию.

Второй принцип — принцип уникальности каждого индивида и человеческой природы — подчеркивает первостепенное значения изучения субъективного опыта конкретной личности как альтернативы поиску общих закономерностей и теоретическим обобщениям аналитических подходов в психологии. В данном аспекте гуманистическая психология смыкается с идеями Г. -Олпорта. Кроме того, в этой же логике человек представляет собой совершенно особый вид живых существ, кардинально отличающийся от животных. Следовательно, использование данных, полученных в экспериментах с животными, для объяснения человеческого поведения, как это имеет место в бихевиоризме, совершенно неправомерно.

Третий принцип — принцип холизма — провозглашает подход к человеку как к единому целому. С этой точки зрения дифференциация человеческого организма и психики и изучение отдельных компонентов последней (психических процессов, поведенческих актов и т. -д.) являются неоправданными и искажающими реальность.

Согласно четвертому принципу — принципу позитивного отношения к человеческой природе — все люди по природе своей предрасположены к добродетели и каждому человеку присуще творческое начало. Именно оно, с точки зрения гуманистической психологии, является главной движущей силой личности, а не бессознательные и разрушительные импульсы, как полагал З. -Фрейд.

Пятый принцип — психологии психического здоровья — обосновывает необходимость концентрации внимания психологов на изучении здорового человека, поскольку, по мнению А. -Маслоу, исследование исключительно психической патологии, которым ограничивались представители других школ, может дать только однобокую, «-увечную»- психологию. Более того, без четких и ясных представлений о психическом здоровье невозможна по-настоящему эффективная терапия психических расстройств.

При том, что изложенные принципы, безусловно, отвечают идее гуманизма и действительно позволяют преодолеть механистичность, присущую бихевиоризму, и чрезмерную центрацию на бессознательных процессах ортодоксального фрейдизма, в чистом виде они представляются чересчур идеалистичными и абстрактными. Не случайно, декларируя свою приверженность данным принципам, А.  -Маслоу сконцентрировался на исследованиях мотивации, в результате которых им была разработана концепция иерархии потребностей.

Согласно этой концепции, все потребности человека являются врожденными и могут быть объединены в пять классов, которые, в свою очередь, образуют единую иерархическую систему. Данная структура может быть представлена в виде пирамиды (пирамида Маслоу), в основании которой лежат физиологические потребности (в пище, сне, сексе и т. -п.). Вторую ступень пирамиды образуют потребности в безопасности. К ним обычно относятся потребность в стабильности, ясности и предсказуемости ситуации, в защите от болезней, преступных посягательств и т. -п. На третьей ступени пирамиды находятся потребности в принадлежности и любви, которые отражают стремление к установлению близких, доверительных и долгосрочных отношений со значимыми другими. Четвертый уровень пирамиды образуют потребности в самоуважении, включающие в себя как собственно самоуважение, так и уважение со стороны других людей. Наконец, на вершине пирамиды располагается потребность в самоактуализации. Под самоактуализацией А. -Маслоу понимал стремление индивида к максимальной реализации своего человеческого потенциала в процессе становления.

Согласно концепции А. -Маслоу, потребности, расположенные «-выше»-, могут быть осознаны и реально стать мотивирующими только при условии удовлетворенности потребностей, расположенных «-ниже»- (именно эту идею отражает пирамидальная структура — невозможно начать строительство верхних ступеней пирамиды при отсутствии нижних). При этом потребности первых четырех уровней А. -Маслоу обозначал как дефицитарную мотивацию (или D-мотивы), т. -е. мотивацию, направленную на устранение дефицита, ощущения недостатка чего-либо: пищи, безопасности, внимания и т. -д. Потребности пятого уровня он характеризовал как бытийную (B-мотивы, от англ. becoming — становление) или метамотивацию. Она призвана максимально расширить и обогатить жизненный опыт индивида. В отличие от D — мотивации, предполагающей избавление от напряжения за счет устранения дефицита, B — мотивация способствует возникновению напряжений через увеличение числа объектов, вызывающих интерес. Тем самым генерируется энергия, необходимая для самореализации индивида.

Концепция иерархии потребностей и разработанные на ее основе психодиагностические методики, в частности «-Опросник личностной ориентации (Personal Orientation Inventory — POI) Э. -Шострома, нашли широкое применение в социальной психологии, в первую очередь, в таких ее областях, как организационная психология и психология менеджмента. Несмотря на то, что идеи А. -Маслоу неоднократно подвергались критике как утопичные и не отвечающие строгим критериям научного познания, они остаются востребованными благодаря их простоте, внутренней логичности и удобству в практическом применении.

Наиболее полное отражение принципы гуманистической психологии нашли в творчестве американского психолога К. -Роджерса. В отличие от А. -Маслоу, он считал, что универсальным мотивом, движущим людьми, является тенденция актуализации. Под ней он понимал стремление максимально развить и реализовать лучшие качества личности, присущие ей с момента рождения, что содержательно близко к потребности в самоактуализации в пирамиде А.  -Маслоу. Под влиянием тенденции актуализации люди воспринимают переживания, способствующие их личностному развитию (Я-интенсифицирующие) как позитивные и стремятся к ним, одновременно избегая переживаний, субъективно воспринимаемых как препятствие для развития (Я-отрицающие). Такого рода «-сортировку»- К. -Роджерс обозначал как организмический оценочный процесс.

В своих работах К. -Роджерс жестко постулировал, что единственной подлинной реальностью для индивида, определяющей его поведение, является субъективная интерпретация объектов внешнего мира и предшествующего опыта, а следовательно, исключительно внутренний мир или, иными словами, психическая реальность конкретного человека заслуживает внимания психолога.

Исходя из этих соображений, К. -Роджерс разработал систему клиент-центрированной терапии, целью которой провозглашалось понимание самовосприятия клиента и помощь ему в воссоединении со своим организмическим оценочным процессом.

С точки зрения социальной психологии особый интерес представляет вклад К.  -Роджерса в разработку Я-концепции. Он также разработал оригинальную концепцию воспитания, основанную на безусловном позитивном внимании, т. -е. принятии индивида таким, как он есть, без критики и оговорок как единственном способе не препятствовать актуализации ребенка и не разрушать организмический оценочный процесс.

Хотя взгляды К. -Роджерса одно время были крайне популярны, его максимализм и идеализм вызывали критику даже у представителей гуманистической психологии. В частности, Р. -Мэй отмечал, что ортодоксальные роджерианские психотерапевты оказывались неэффективными в случае проявления клиентами интенсивных негативных эмоций и агрессии. Попытки использования роджерианских идей и подходов в организационном контексте не получили сколько-нибудь широкого распространения, хотя сам К. -Роджерс заявлял об успешности шагов, предпринятых им в данном направлении.

Если попытаться в целом оценить вклад гуманистического направления в психологическую науку, то безусловного внимания заслуживает попытка его представителей, образно говоря, развернуть психологию лицом к человеку. В этой связи особо следует отметить отказ от психопатологической направленности традиционной психологии и акцент на изучении здоровой личности. Неизменно привлекательными остаются присущий гуманистической психологии оптимизм и относительная простота ее технологий. Это особенно важно в педагогической практике. Вместе с тем гуманистический подход представляется ограниченным с практической точки зрения в силу того, что, будучи эффективным как инструмент развития и самоактуализации здоровых людей, он не дает психологу-практику действенных средств коррекции дисфункциональных процессов как внутриличностного, так и социально-психологического порядка. Он может служить скорее позитивной общефилософской базой и хорошим практическим дополнением к другим направлениям практической психологии.

Поделиться:


Гуманистическая Психология — это, определение слова, понятие. Что такое Гуманистическая Психология, значение, словарь, энциклопедия

Словообразование. Происходит от лат. humanus — человечный и греч. psyche — душа + logos — учение. Категория. Ряд направлений в современной психологии. Специфика. Ориентирована на изучение смысловых структур человека. В качестве самостоятельного течения выделилась в начале 1960-х. гг. в США. В 1962 г. под председательством А.Маслоу была основана Американская ассоциация гуманистической психологии. Благодаря успехам терапии, основанной на ней, приобрело большую популярность и в Европе. К данном у направлению могут быть отнесены А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, Ш.Бюлер. Ф.Бэррон, Р.Мэй, С.Джурард и др. Получила название «третьей силы» в противовес бихевиоризму и психоанализу, которые не дают понимание того, чем является здоровая и творческая личность, которая ориентирована не на адаптацию, достижение равновесия с ее окружением, а наоборот, на выход из этих границ. Существенное влияние на формирование гуманистической психологии оказали гештальтпсихология и феноменология, в частности, представления М. Мерло-Понти о «битии-для-мира», в соответствии с которыми человек есть не что-то обусловленное, а деятельно меняющие свое окружение. Было постулировано, что цель человеческого существования — самоактуализация. В качестве основных предметов анализа здесь выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. ставит своей целью возвращение человеку его целостности. В этом направлении активно используются постулат о целостной человека (человек и его окружение не два объекта, а единый организм). Так, человеческое переживание, на которое ориентирована по преимуществу гуманистическая психология, целостно и имеет тенденцию к созданию «хорошего гешатальта». Основным исследовательским ориентиром выступает согласованность, непротиворечивость всех психических процессов индивида и его интегрированность в социум. Все психические феномены рассматриваются в связи со спецификой «окружающего поля», к которому относятся общая ситуация, потребности, установки, действия и опыт индивида. Считается, что человек может развиваться, лишь освободившись от внутренних и внешних запретов, когда его базовые потребности удовлетворены и он не вынуждается обстоятельствами к использованию механизмов психологической защиты. Принципы. Методологические позиции гуманистической психологии могут быть сформулированы в следующих принципах: — человек целостен; — ценны не только общие, но и индивидуальные случаи; — главной психологической реальностью являются переживания человека; — человеческая жизнь — единый процесс; — человек открыт к самореализации; — человек не детерминирован только внешними ситуациями. Терапия. На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Особое значение придается принципу «здесь и теперь» — прошлого уже нет, будущего еще нет. Для различных форм психотерапии, которые базируются на гуманистической психологии (логотерапия В.Франкла, психодрама Я. Морено, гештальттерапия Ф.Перлса, клиентоцентрированная терапия К.Роджерса), характерен акцент не на объяснении поведения, а на осознании и отреагировании эмоций. Роджерс узаконил совершенно новые взаимоотношения между пациентом и терапевтом, которые стали носить субъект — субъектный характер. В гештальттерапии целью является актуализация содержания сознания для уяснения целостного контекста нерешенных жизненных проблем. Литература. Qitmann H. Humanistische Psychologie. Gottingen: Hogrefe, 1985

Гуманистическая психология

Азбука социального психолога-практика. Кондратьев М.Ю. — Ильин В.А.

Гуманистическая психология — направление, возникшее в начале 60-х гг. XX века в США и позиционируемое его основоположниками в качестве «-третьей силы»- в психологии, альтернативной психоанализу и бихевиоризму. В его основе лежит философия экзистенциализма,…

Гуманистическая психология

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского

Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую. ..

Гуманистическая Психология

Философский словарь

(от лат.-человеческий, человечный): направление в современной технологии познания человека, в рамках которого исследуются возможности реализации личности в обществе, ее самоактуализации. Анализируются психические переживания личностью данного процесса. Один из основоположников…

Гуманистическая Психология

Философский словарь

— направление современной психологии, все еще не являющееся строго организованной теоретической системой. Это движение возникло в 1950-х как теоретическая альтернатива двум ведущим интеллектуальным течениям в психологии — психоанализу и бихевиоризму. Г.П. выступает против…

Гуманистическая Психология

Новейший философский словарь

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — направление современной психологии, все еще не являющееся строго организованной теоретической системой Это движение возникло в 1950-х как теоретическая альтернатива двум ведущим интеллектуальным течениям в психологии — психоанализу и бихевиоризму ГП. ..

Гуманистическая Психология

Психологический словарь

— ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоакт

Гуманистическая Психология

Психологическая энциклопедия

(англ. humanistic psychology) — направление в западнои, преимущественно амер., психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т. ч. развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и…

Гуманистическая Психология

Психологическая энциклопедия

— направление в зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и в нашей стране, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую. ..

Гуманистическая Психология

Психологическая энциклопедия

(Humanistic psychology). Психология, в первую очередь сконцентрированная на изучении здоровых и творческих людей. Гуманистические психологи подчеркивают уникальность человеческой личности, поиск ценностей и смысла существования, а также свободу, выражающуюся в самоуправлении и…

Гуманистическая Психология

Психологическая энциклопедия

Одна из наиболее современных областей психологии, гуманистическая психология выросла из потребности в более позитивных взглядах на человеческую личность, чем это было предложено в теорияхпсихоанализа или бихевиоризма. Основные представители гуманистической психологии, Карл…

Поделиться:


Ключевые понятия гуманистической теории

ЛИНДА ЛАМПЕРТ
21 ИЮЛЯ 2017
КЛАСС

… Wavebreakmedia Ltd/Wavebreak Media/Getty Images

Гуманизм возник как реакция на теории психоанализа и бихевиоризма. Гуманисты считали, что сосредоточение внимания на бессознательных мыслях в психоанализе игнорирует мысли, которые были у людей, и переживания, которые они вызывали. В отличие от бихевиористов, гуманисты считали, что люди лучше контролируют свои реакции, чем просто марионетки для обусловливания. Эти новые мыслители сосредоточились на том, что значит быть человеком, и на всем спектре человеческих чувств.

Исследуйте эту статью

  • Качественные исследования и идиографический подход
  • The Self and Congruence
  • Holism
  • Иерархия нужд
  • Free Will
9008

10018. статистика и цифры очень мало говорят о человеческом опыте и поэтому не имеют отношения к исследованиям. Единственное, что имело значение, так это так называемые качественные исследования, такие как тематические исследования, неструктурированные интервью и дневниковые записи. Это также обрисовывает в общих чертах идиографический подход или изучение отдельных лиц.

Только переживая, что значит быть человеком, исследователь может по-настоящему понять, через что проходит человек. Гуманисты верили в необходимость глубокого изучения людей, чтобы понять состояние человека.

2 Самость и конгруэнтность

Гуманисты считали, что конечной целью человека является достижение состояния конгруэнтности. Это когда реальное Я совпадает с идеальным Я. Они верили в постоянное стремление к самопознанию и самосовершенствованию для достижения этого состояния. Считается, что все люди обладают неотъемлемым достоинством просто потому, что они люди. Действия человека могут быть положительными или отрицательными, но это не влияет на его ценность.

3 Холизм

Человек в гуманизме изучается в целом. На нее смотрят не по частям, а как на единое целое. Теории, предшествовавшие гуманистам, фокусировались на бессознательном или наблюдаемом поведении, а не на том, как человек думает и чувствует. Эта теория была новаторской, поскольку сосредоточилась на том, что значит быть человеком, а не на научных лабораторных данных, которые производили другие теории.

4 Иерархия потребностей

Абрахам Маслоу был одним из пионеров гуманистического движения. Он разработал путь потребностей, которые люди должны удовлетворить, чтобы достичь самореализации или конгруэнтности. Это начинается с потребности в физических вещах, таких как воздух, пища и вода. Пирамида переходит к потребности в безопасности, любви и принадлежности, самоуважении, а затем в знании. Это заканчивается стремлением к эстетике, а затем самореализацией. Здесь человек реализует весь свой потенциал. Это точка, которую не многие люди когда-либо достигают.

5 Свобода воли

Люди, которые верят в свободу воли, верят, что у людей есть возможность выбирать, как жить своей жизнью, независимо от любых внешних сил, заставляющих их выбирать. Гуманисты считают, что все люди обладают этой способностью и могут проявить ее в любое время. Вместо того чтобы полагать, что такие вещи, как поведенческая обусловленность или животные влечения, определяют наш выбор, гуманисты считают, что мы естественным образом хотим выбрать позитивный путь и будем делать это свободно.

ссылки

  • 1 SimplyPsychology.org; Гуманизм
  • 2 SimplyPsychology.org; Маслоу
  • 3 SimplyPsychology.org; Я-концепция в психологии
  • 4 Гуманистический подход

Об авторе

Линда Лэмперт начала профессионально писать в 2000 году, когда был опубликован ее любовный роман «Моя леди Элизабет». Ее работа также появилась в «Pittsburgh Tribune Review». Лэмперт получил степень младшего специалиста по сестринскому делу в Северо-восточном колледже Мерсихерст.

Статьи по теме

Гуманистическая теория личности « EMPOWER COMMUNITY HEALTH

Выросла из работ Карла Роджерса и Абрахама Маслоу Гуманистическая точка зрения подчеркивает ответственность людей за свое поведение, даже когда их поведение рассматривается как ненормальное.

Концентрируется на том, что является уникальным для человека, рассматривая людей как в основном рациональных, ориентированных на социальный мир и мотивированных на поиск самореализации (Rogers, 1995).

Сосредоточьтесь на отношении человека к обществу, принимая во внимание то, как люди воспринимают себя по отношению к другим и видят свое место в мире.

Считает, что люди осознают жизнь и самих себя, что приводит их к поиску смысла и самооценки.

Несмотря на то, что его критикуют за опору на ненаучную, непроверенную информацию и расплывчатые, почти философские формулировки, он предлагает особый взгляд на ненормальное поведение.

Концепция «Я» занимает центральное место в теории личности Карла Роджерса и других гуманистов. Наша самооценка — это наше субъективное восприятие того, кто мы есть и какие мы

Представление о себе усваивается из нашего взаимодействия с другими.

Роджерс различает две я-концепции.
Есть «я» — человек, которым я себя считаю, и идеальное «я» — человек, которым я хотел бы быть.

Безусловное положительное отношение сообщает, что человек по своей сути достоин любви, независимо от достижений или поведения.

Карл Роджерс считал, что мы рождены с врожденной потребностью в положительном отношении — в принятии, сочувствии и любви со стороны других.

В идеале положительное отношение со стороны родителей является безусловным, т. е. не зависит от поведения ребенка.

Основной принцип гуманистической психологии заключается в том, что люди обладают внутренним стремлением расти, совершенствоваться и использовать свой потенциал в полной мере.

Согласно Маслоу, самоактуализирующийся человек достигает наивысшего уровня личного развития и полностью реализует свой человеческий потенциал.

Маслоу предположил, что потребности расположены в иерархии.

Удовлетворив наши основные потребности, мы чувствуем их прогрессию и сосредотачиваемся на потребностях следующего уровня.

Если потребность более низкого уровня больше не удовлетворяется, мы переживаем регресс потребности и снова сосредотачиваемся на удовлетворении этой потребности более низкого уровня.

Ссылки:
Бернштейн, Д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *