Пример сенсибилизации – , , — ,

Содержание

в психологии, медицине, фармакологии, определение явления и примеры, виды

Сенсибилизация в медицине – это повышение уровня чувствительности организма к раздражителям.

Данное явление относится к аллергическим проявлениям.

Что такое сенсибилизация?

Медики уверяют, что сенсибилизация – это не негативное проявление, а положительное, ведь так организм учится противостоять раздражителям и возбудителям.

Но мнения врачей расходятся, когда речь идёт о сенсибилизации в иммунологии. Имеется в виду, что организм начинает противостоять безвредным для него веществам.

В дерматологии сенсибилизация проявляется в виде покраснения кожных покровов.

Эффект в дерматологии от раздражителей проявляется в виде крапивницы, сильного кожного зуда, дерматита или экземы в редких случаях.

Симптоматика:

  1. Затруднённое дыхание.
  2. Заложенность носа, отёк носоглотки.
  3. Проявления аллергического конъюнктивита: слезотечение, покраснение глаз.
  4. Снижение слуха.

Важно! В иммунологии подобная реакция организма возникает из-за многократного контакта с разными дозами аллергенов.
 
Аллергенами могут выступать любые вирусы и бактерии, вещества с химическим составом, медицинские препараты, промышленная продукция, ядовитые вещества.

Сенсибилизация – это первая стадия аллергической реакции. За ней следует патохимическая и патофизиологическая стадия. Повышение чувствительности не может быть вызвано привыканием.

Атопическая эпидермальная сенсибилизация может возникнуть в любом возрасте и по разным причинам:

  1. От антибиотиков.
  2. От использования лазера.
  3. От применения сульфаниламидов.
  4. От приёма других лекарственных средств.
  5. Вследствие влияния инфекций (стрептококковая инфекция, экзантема).

Она проявляется обильными высыпаниями на кожном покрове. Сегодня аллергические проявления лечатся посредством посещения барокамеры или приёма лекарственных препаратов.

Механизм развития

Механизм развития проявлений заключается в том, что организму свойственно запоминать раздражителей (аллергенов) и вырабатывать для борьбы с ними иммунный ответ в виде антител.

В процессе выработки антител всегда задействуется лимфатическая и ЦНС. Если человек повторно встретится с аллергенами, то иммунитет проявит аллергическую реакцию в качестве защиты.

Продолжительность латентного периода длится от нескольких дней до нескольких лет.

Это зависит от индивидуального восприятия человека к тем или иным аллергенам. Также немалую роль играет наследственный фактор.

Сегодня сенсибилизация применяется в фармакологии. Имеется в виду изготовление вакцин против многих заболеваний.

Все знают, что вакцина – это мёртвый или ослабленный штамп вируса, который при попадании в организм провоцирует выработку антител.
 
Поэтому если человек в дальнейшем встретится с этим вирусом, то в 90% случаях он не заболеет благодаря иммунному ответу.

Классификация аллергических процессов по механизму и скорости возникновения:

  1. Немедленный тип. При такой форме антигены взаимодействуют с антителами. Первые проявления аллергии появляются через 20 минут.
  2. Замедленный тип. Данная форма характеризуется взаимодействием антигенов с Т-киллерами. Первые проявления процесса начинаются через 6 часов. Максимальный период составляет 72 часа.
  3. Смешанный тип. При такой форме происходит взаимодействие антител с Т-лимфоцитами (клетками, отвечающими за иммунитет).

Виды

Сенсибилизация – это ответная реакция организма на возбудитель, которая имеет множество типов.

Обратите внимание! Каждый из типов характеризуется своими проявлениями и обладает разными причинами появления.

Виды сенсибилизации в таблице:

РазновидностьКраткое описание
АутоиммуннаяДанный вид аллергии часто возникает из-за различных аутоиммунных заболеваний. Подобные проявления со стороны организма вызываются аномальными белковыми соединениями
МоновалентнаяПринцип моновалентной сенсибилизации заключается в том, что организм вырабатывает антитела только к одному аллергену
ПоливалентнаяПонятие поливалентной сенсибилизации заключается в проявлении аллергической реакции сразу на несколько аллергенов
АктивнаяОбычно активную форму подобных проявлений вызывает введение чужеродного аллергена.
 
Наглядный пример тому вакцинация у детей, когда малышам вводится маленькая доза лекарственного препарата для выработки антител в дальнейшем
Пассивная
Данная форма возникает вследствие введения здоровому человеку сыворотки крови особы с активным типом аллергической реакции

Другие виды сенсибилизации:

  1. Бытовая. Возникает из-за внешних раздражителей. Лечится антигистаминными препаратами.
  2. Грибковая. Причина возникновения – влияние грибковых микроорганизмов.
  3. Пищевая. Основная причина появления – повышенная чувствительность организма на компоненты пищевой промышленности.

Резус при беременности

Резус-сенсибилизация при беременности – это несовместимость резуса крови матери и плода.

Вследствие данной ситуации у беременной развивается патология, которая может привести к выкидышу или замершей беременности.

Такая ситуация складывается когда женщина с отрицательной группой крови вынашивает малыша с положительной группой крови.

Для предотвращения плачевных последствий медики применяют переливание крови.
 
Данная процедура повышает гемоглобин, не даёт развиться анемии и снимает отёчность.

Это не опасно для здоровья матери и малыша, данная процедура официально прописана в протоколе и утверждена ведущими медиками страны.

Резус-конфликт можно предотвратить. Меры профилактики:

  1. Использование при половых актах контрацептивов.
  2. Отказ от прерывания беременности посредством абортов.

Важно! Очень важно сохранить первую беременность, тогда у женщины будет больше шансов выносить малыша.

Все дело в том, что при первой беременности кровотоки малыша и матери функционируют по отдельности, а при остальных беременностях большой шанс попадания крови ребёнка в кровь матери.

Примеры и проявления

Примеры:

  1. Сенсибилизация применяется в борьбе с алкоголизмом. Сенсибилизация к алкоголю подразумевает введение под кожу капсулы, которая вызывает иммунный ответ человека на спиртное.
     
    Если человек выпьет алкоголь или вдохнёт его пары, то у него возникнет тошнота и чувство отвращения к спиртному.
  2. Сенсибилизация люминесценции используется в химии. Имеется в виду изменение свечения активированного препарата из-за добавления другого активатора.
     
    Пример: Висмут (химический элемент) используется для сенсибилизации для активированного самарием сульфида кальция.
  3. Спектральная сенсибилизация применяется для увеличения светочувствительности фотоматериалов.
     
    С её помощью можно расширить зону спектральной чувствительности за пределы естественной для галогенидов (галоидов) серебра.

Повышение чувствительности у грудного ребёнка возникает на первом году его жизни.

Чаще всего малыш сталкивается с аллергическими проявлениями, которые могут вызывать покраснение и зуд на кожном покрове. В первый год жизни иммунитет крохи проходит адаптацию к продуктам питания.

Сенсибилизация в психологии используется для повышения чувствительности рецепторов органов чувств.

Принцип построен на взаимодействии ощущений. Например: чувствительность зрения изменяется под влиянием слухового раздражения. Так громкие слухи ухудшают зрение, а тихие повышают цветовую чувствительность.

Для устранения страхов и фобий у человека психологи применяют систематическую десенсибилизацию.

Это метод, основанный на действии и замещении страха другим стимулом, который не вызывает подобных ощущений.

Многие люди путают определения сенсибилизации с синестезией. Это понятия разные, но очень схожи между собой.

Синестезия – это раздражения одного органа чувств, которое соответствует другому органу (автоматизация раздражения нервной системы). Пример: человек при виде лимона ощущает кислый привкус.

ladykisa.com

Сенсибилизация (психология) — Карта знаний

  • Сенсибилизация — концепция в психологии, объясняющая тот феномен, что люди после повторного приема вызывающего болезненное пристрастие вещества, независимо от вызываемого им чувства удовольствия и часто вопреки пониманию вреда, испытывают ещё большее пристрастие и тягу к повторному потреблению. Концепция была предложена на основании опытов, в ходе которых экспериментальным животным вводили психостимуляторы, причём повторное введение лекарства вызывало усиленную психомоторную реакцию на введение прежней дозы. Считается, что причина этого явления может быть связана со стойкими изменениями в прилежащем ядре, компоненте так называемого центра удовольствия.

    Сенсибилизация — в разной степени выраженный у разных индивидов, специфический в отношении определенного вещества эффект, не связанный с перекрёстными реакциями, хотя она также может быть эффектом многих индуцирующих зависимость лекарств. Этот процесс является противоположностью формированию привыканию (габитуации). Сенсибилизация приводит к снижению чувствительности в области прилежащего ядра. Вследствие этого, ядро может активироваться уже минимальными дозами, а иногда и ассоциированными с наркотиком раздражителями. Так возникает «управляемая влечением» мотивация с импульсивным побуждением к действию. Эта мотивация манифестирует, прежде всего, в таких подкорковых центрах как полосатое тело. Эта так называемая «возбуждающая сенсибилизация» может объяснить феномен, заключающийся в том, что зависимый от какого-либо вещества больной, независимо от субъективного чувства удовольствия, испытывает чувство, вынуждающее снова найти и принять соответствующее наркотическое вещество. При этом данный процесс и следующие за ним действия и поступки в их целенаправленности не воспринимаются больным как насильственные, так как в этом случае не обязательно дело доходит до осознанной непреодолимой потребности в соответствующей субстанции.

    Нейробиологический коррелят процессов сенсибилизации не вполне ясен. Возможно, этот процесс вносит решающий вклад в так называемою «наркотическую память», причем в её реализации, как полагают, участвует взаимодействие многих структур (в том числе, гиппокампа). В этой связи можно думать о вовлечении в процесс стойких изменений дофаминергической нервной передачи в прилежащем ядре, например, о повышении активности дофамина или сенсибилизации D1-дофаминовых рецепторов. Считается, что играть решающую роль при этом может развитие долгосрочного потенцирования в вентральном отделе полосатого тела и обусловленное им изменение глутаминергической нервной передачи.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Орбитофронтальная кора (ОФК) — участок префронтальной коры в лобных долях головного мозга, принимающий участие в принятии решений. У человекообразных обезьян ОФК представлена совокупностью полей Бродмана под номерами 11, 12 и 13; у людей эта кора представлена полями 10, 11 и 47. Адди́кция (англ. addiction — зависимость, пагубная привычка, привыкание), в широком смысле, — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, но теперь больше применяется не к химическим, а к психологическим зависимостям, например, поведенческим, примерами которых могут служить: интернет-зависимость, игромания, шопоголизм, психогенное переедание, фанатизм, зависимость от порнографии и… Привыкание (габитуáция) — это постепенное уменьшение ответной реакции как результат продолжающейся или повторяющейся стимуляции в нормальных условиях (не сопровождается подкреплением стимула). Привыкание свойственно всем живым существам. Следует отличать привыкание от процессов мышечного утомления, а также от сенсорной адаптации. Последняя представляет собой процессы происходящие с сенсорными органами, тогда как привыкание это психические процессы выработки ответной реакции на стимул. Привыкание… Чёрная субстанция, также чёрное вещество (лат. Substantia nigra) — составная часть экстрапирамидной системы, находящаяся в области четверохолмия среднего мозга. Играет важную роль в регуляции моторной функции, тонуса мышц, осуществлении статокинетической функции участием во многих вегетативных функциях: дыхании, сердечной деятельности, тонусе кровеносных сосудов. Впервые обнаружена французским анатомом и врачом Феликсом Вик-д’Азиром в 1784 году. Нейротоксичность — свойство химических веществ, действуя на организм немеханическим путем, оказать неблагоприятное влияние на структуру или функцию центральной и / или периферической нервной системы. В основе развивающегося токсического процесса может лежать повреждение любого структурного элемента нервной системы путём модификации пластического, энергетического обменов, нарушения генерации, проведения нервного импульса по возбудимым мембранам, передачи сигнала в синапсах. Нейротоксичность может…

Упоминания в литературе

8. При заболеваниях с прогредиентным течением по мере нарастания органического дефекта, в связи со снижением адаптивных возможностей отдельных звеньев функциональной системы происходит сужение «адаптационного коридора» и развивается сенсибилизация системы, делающая достижение стойкой ремиссии маловероятным. Такое изменение чувствительности организма иногда называют неспецифической сенсибилизацией в отличие от специфической, связанной с иммунным ответом на конкретный аллерген. Почему же вышеназванные больные обладают неадекватной повышенной чувствительностью? Патологическая сензитивность к звукам проявляется не только в неспособности привыкания к ним, но в нарастании сенсибилизации. Возможно, в связи с этим некоторые дети к концу первого – началу второго года жизни перестают реагировать на громкие обращения и отвечают только на тихие. Знание основных закономерностей процесса ощущения – порогов ощущения и различения, адаптации, синестезии, сенсибилизации и контраста – позволит создать оптимально комфортные психологические условия на рабочем месте каждого сотрудника фирмы, способствовать формированию оптимального организационного поведения. При дозировании лекарства необходимо учитывать возраст и вес больного, более точную дозу рассчитывают на 1 кг веса тела. Известно, что чувствительность людей к лекарственным веществам различна. Идиосинкразия – чрезвычайно высокая чувствительность к лекарственным препаратам. Она может быть врожденной или результатом сенсибилизации, т. е. развития резкого повышения чувствительности к препарату в результате его применения. Много уделялось внимания вопросу аллергической настроенности организма при атеросклерозе. И. М. Ганджа и Н. К. Фуркало отмечают, что несмотря на результаты экспериментальных исследований, свидетельствующих об участии аутоиммунных реакций в развитии атеросклероза и об усилении его при сочетании сенсибилизации с атерогенной диетой у животных, клинические наблюдения о взаимосвязи последнего с аллергическими заболеваниями не свидетельствуют в пользу синергизма указанных патологических механизмов. Так, при поражении коронарных сосудов у больных ревматизмом не возникают атеросклеротические поражения. Оказалось, что у больных, страдающих ревматоидным артритом и системной красной волчанкой, несмотря на имеющиеся признаки деструкции соединительной ткани и повышенную проницаемость сосудов, что казалось бы, должно предрасполагать к атеросклерозу, последний не установлен. Значительно меньшая степень развития атеросклероза обнаружена и у тех умерших от пневмосклероза, которые страдали бронхиальной астмой. Гипералгезия первичная локализуется в зоне иннервации поврежденного нерва или в зоне тканевого повреждения. Первичная гипералгезия связана с местом повреждения тканей и возникает в основном в ответ на раздражение сенсибилизированных в результате повреждения периферических ноцицепторов. Вследствие увеличения возбудимости чувствительных нейронов задних рогов спинного мозга, связанных с зоной иннервации поврежденного нерва, происходит сенсибилизация близлежащих интактных нейронов с расширением рецептивной зоны. В связи с этим раздражение неповрежденных сенсорных волокон, которые иннервируют окружающие зону повреждения здоровые ткани, вызывает активацию вторично сенсибилизированных нейронов, что проявляется болью – вторичной гипералгезией. Сенсибилизация нейронов задних рогов ведет к снижению болевого порога и развитию аллодинии, то есть появлению болевых ощущений на раздражение, которое в норме ими не сопровождается (например, тактильное).

Связанные понятия (продолжение)

Типы высшей нервной деятельности (ВНД) — совокупность врождённых (генотип) и приобретённых (фенотип) свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих своё отражение во всех функциях организма. Удельное значение врождённого и приобретённого — продукт взаимодействия генотипа и среды — может меняться в зависимости от условий. В необычных, экстремальных условиях на первый план выступают преимущественно врождённые механизмы высшей нервной деятельности… Основная концепция теории Кеннона — Барда заключается в том, что выражение эмоций является результатом функции гипоталамических структур, и эмоциональное переживание — результатом стимуляции таламуса. Физиологические изменения и субъективные ощущения являются отдельными и независимыми; возбуждение не должно проявляться раньше эмоций. Таким образом, области таламуса приписывают основную роль в этой теории эмоций. Физиологическая адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — приспособление организма к условиям существования. « — постоянное приспособление … к условиям существования», — утверждал физиолог И. М. Сеченов. — Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него». При этом: «…Каждый организм представляет собой динамическое сочетание устойчивости и изменчивости, в котором изменчивость служит его… Стресс (от англ. stress «нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения») — совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов–стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс от др.-греч. εὖ- «хорошо») и отрицательную (дистресс от др.-греч. δυσ… Мезокортикальный путь (система, тракт) — один из основных дофаминовых нервных путей, связывающий вентральную область покрышки среднего мозга с лобной долей коры больших полушарий, преимущественно с префронтальной корой. Преимпульсное ингибирование (англ. prepulse inhibition, PPI) — снижение моторной реакции организма на сильный резкий стимул (импульс, англ. pulse), обычно звуковой, при наличии слабого предварительного стимула(преимпульс, англ. prepulse). PPI является индикатором сенсоромоторной фильтрации (англ. sensorimotor gating), отражающим способность ЦНС фильтровать сенсорную информацию. Акатизи́я (от др.-греч. ἀ- /a-/ — «не» и καθίζειν /kathízein/ — «сидеть») — клинический синдром, характеризующийся постоянным или периодически возникающим неприятным чувством внутреннего двигательного беспокойства, внутренней потребности двигаться или менять позу, и проявляющийся в неспособности больного долго сидеть спокойно в одной позе или долго оставаться без движения. В просторечии как синоним термина «акатизия» пациенты используют также слово «неусидчивость», «неусидка». Электрическая активность кожи (ЭАК), ранее именовалась как кожно-гальваническая реакция (КГР) — биоэлектрическая реакция, которая регистрируется с поверхности кожи, показатель активности вегетативной нервной системы, широко применяемый в психофизиологии. Парабиоз — состояние, пограничное между жизнью и не жизнью клетки. Является фазной реакцией ткани на действие чередуюшихся раздражителей. Его ввел в физиологию возбудимых тканей профессор Н. Е. Введенский, изучая работы нервно-мышечного препарата при воздействии на него различных раздражителей. Аддиктоло́гия (англ. addiction — зависимость, лат. logos — учение) — наука об аддиктивном (зависимом) поведении. Аддиктология изучает причины возникновения аддикций, механизмы их развития, психологические и клинические признаки, симптомы, динамику, способы коррекции и терапии. Функциональный Ансамбль Темперамента (FET) – это название нейрохимической модели, описывающей функциональные роли основных нейромедиаторов, опиоидных рецепторов и нейропептидов в регуляции черт темперамента здоровых людей и в патологии поведения. Сабспейс — особый тип трансового состояния в БДСМ-практике. Термин является транслитерированным заимствованием из английского БДСМ-сленга, англ. subspace — «подпространство». Дофами́н (допами́н, DA) — нейромедиатор, вырабатываемый в мозге некоторых животных. Также гормон, вырабатываемый мозговым веществом надпочечников и другими тканями (например, почками), но в подкорку мозга из крови этот гормон почти не проникает. По химической структуре дофамин относят к катехоламинам. Дофамин является биохимическим предшественником норадреналина (и адреналина). В медицине, Эндофенотип — промежуточная особенность, лежащая на полпути между генетическими предпосылками сложного заболевания и собственно комплексом симптомов. Концепция эндофенотипа была создана с целью разделения сложных расстройств, прежде всего психических, на более простые, стабильные и точно измеряемые промежуточные проявления, имеющие доказанную генетическую связь с заболеванием. Негативность рассогласования (сокр. НР; англ. Mismatch Negativity, MMN) — термин когнитивной нейробиологии. НР представляет собой разновидность вызванных потенциалов, связанных с событием. Данный феномен был открыт Ристо Наатаненом в 1978 году. Систематическая десенсибилизация – один из первых методов поведенческой психотерапии Джозефа Вольпе, основанный на систематическом постепенном уменьшении чувствительности человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность и фобии. Основной принцип метода заключается в том, что антагонистическая по отношению к страху реакция, которая может быть сформирована во время действия стимулов, вызывающих страх, постепенно подавляет его реакции. Метод систематической десенсибилизации причисляют… Псилоциби́н (4-фосфорилокси-N,N-диметилтриптамин) — алкалоид из семейства триптаминов; фосфорилированное производное псилоцина; психоделик. Боль — это физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение. Является одним из симптомов ряда заболеваний. Деперсонализа́ция — расстройство самовосприятия. При деперсонализации собственные действия воспринимаются как бы со стороны и сопровождаются ощущением невозможности управлять ими, это часто сопровождается явлениями дереализации. Деперсонализация является симптомом многих психических расстройств — шизофрении, шизотипического расстройства, биполярного и панического расстройства, депрессии и других. В тех редких случаях, когда явления деперсонализации не связаны с другими заболеваниями и продолжаются… Реактивность организма — свойство организма как целого отвечать изменениями жизнедеятельности на воздействия окружающей среды, представляющее собой такое же важное свойство всего живого, как обмен веществ, рост, размножение и др. Монотония (от др.-греч. μόνος «один, единый» и τόνος «напряжение») — это функциональное состояние сниженной работоспособности, возникающее в ситуациях однообразной работы с частым повторением стереотипных действий в обедненной внешней среде. Сопровождается переживаниями скуки, апатии, сонливостью и желанием сменить вид деятельности. Также характеризуется такими физиологическими и психологическими симптомами, как снижение тонуса, ослабление сознательного контроля, ухудшение внимания и памяти, стереотипизация… СИОЗС-индуцированный синдром апатии (СИОЗС-индуцированное безразличие, СИОЗС-индуцированная индифферентность, англ. SSRI-induced apathy syndrome, SSRI-induced apathy, SSRI-induced indifference, SSRI-associated apathy syndrome) — осложнение, возникающее при длительном лечении антидепрессантами группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) и проявляющееся притуплением эмоций, снижением эмоциональной чувствительности, ощущением эмоциональной анестезии, снижением мотивации. Гомотоксикология — вид альтернативной медицины, основоположником которого является Ганс-Генрих Рекевег; разновидность гомеопатии, в которой применение гомеопатических средств основывается на теории о гомотоксинах как о причине развития и прогрессирования заболеваний. Па́мять — это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Обсе́ссия (лат. obsessio — «осада», «охватывание») — синдром, представляющий собой периодически, через неопределённые промежутки времени, возникающие у человека навязчивые нежелательные непроизвольные мысли, идеи или представления. Человек может фиксироваться на таких мыслях, и при этом они вызывают негативные эмоции или дистресс, причём от таких мыслей трудно избавиться или управлять ими. Обсессии могут быть (но не обязательно) связаны с компульсиями — навязчивым поведением. Согласно современным… Мезолимбический путь (система, тракт) — один из дофаминергических нервных путей, связывающий вентральную область покрышки среднего мозга и чёрную субстанцию с различными структурами лимбической системы. Опосредованно проецируется также на лобную кору и гипоталамус. Диметилтриптамин (DMT) или N,N-диметилтриптамин — эндогенный (вырабатывающийся пинеальной железой (эпифизом) во время фазы быстрого сна) психоделик, в нервной системе человека выполняет функцию агониста 5-HT2A серотониновых рецепторов, также алкалоид многих растений, сильнодействующее психоактивное вещество из класса триптаминов. По химической структуре DMT схож с серотонином — одним из важных нейромедиаторов головного мозга млекопитающих. Он также вырабатывается в небольших количествах человеческим… Психический дизонтогенез — нарушение развития психики в целом или её отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов. Термин «дизонтогения» впервые введён Г. Швальбе (1927) для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. В настоящее время дизонтогенезом обозначают различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, период, ограниченный теми сроками развития, когда… Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции; процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице. Эмоции отличают от других… Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ, англ. EMDR) — метод психотерапии, разработанный Френсин Шапиро для лечения посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР), вызванных переживанием стрессовых событий, таких как насилие или участие в военных действиях. Долгосрочные эффекты бензодиазепинов включают зависимость от препаратов бензодиазепинового ряда, а также нарушения познавательных способностей, физического и психического здоровья. Выявлены значительные риски, связанные с долгосрочным приёмом данных препаратов. Тем не менее, отрицательные эффекты замечены не у всех пациентов, принимающих бензодиазепины в течение долгого времени. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) — фармакотерапевтическая группа антидепрессантов третьего поколения, предназначенных для лечения тревожных расстройств и депрессии. СИОЗС являются современной и сравнительно легко переносимой группой антидепрессантов:40—41. В отличие от трициклических антидепрессантов (ТЦА), СИОЗС значительно менее свойственны антихолинергические (холинолитические) побочные эффекты, редко возникает ортостатическая гипотензия и седация; риск кардиотоксического… Синдро́м дефици́та внима́ния и гиперакти́вности (англ. attention deficit hyperactivity syndrome), аббр. СДВГ, расстро́йство внима́ния с гиперакти́вностью или гиперакти́вное расстро́йство с дефици́том внима́ния (англ. attention deficit hyperactivity disorder, аббр. ADHD) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Также при склонности к… Теория многоуровневого строения системы эмоциональной регуляции — это психологическая концепция, разработанная Лебединским В. В. совместно с Бардышевской М. К., которые рассматривали систему эмоциональной регуляции как «подобие геологических напластований», которые, в свою очередь, имеют собственные функции и строение, иерархически связаны друг с другом. Многофакторная теория выгорания — одна из самых распространенных на данный момент теорий, изучающих эмоциональное выгорание. Первая статья по данной теме была опубликована в 1978 году К. Маслак и С. Джексон.. Тератогенное действие (от греч. τέρατος, род. п. от греч. τέρας — чудовище, урод; и др.-греч. γεννάω — рождаю) — нарушение эмбрионального развития под воздействием тератогенных факторов — некоторых физических, химических (в том числе лекарственных препаратов) и биологических агентов (например, вирусов) с возникновением морфологических аномалий и пороков развития. Деграда́ция, регрессия — процесс ухудшения характеристик какого-либо объекта или явления с течением времени, постепенное ухудшение, упадок, снижение качества, разрушение материи вследствие внешнего воздействия по законам природы и времени. Деградация часто противопоставляется прогрессу. Конфлюэнция (Слияние) (англ. confluence — слияние) — один из механизмов психологической защиты, выделяемых в гештальт-терапии наряду с интроекцией, проекцией и ретрофлексией. Понятие было введено Ф.Перлзом, который разделял нормальную и патологическую (невротическую) конфлюэнцию. Поливагусная (поливагальная) теория (англ. polyvagal theory, от др.-греч. πολύς — «многочисленный», и лат. nervus vagus — блуждающий нерв) была предложена и разработана Стивеном Порджесом (Stephen Porges), директором Центра исследований тела и мозга в Университете штата Иллинойс. Теория описывает две функционально различные ветви блуждающего нерва (n. vagus — десятая пара черепных нервов). Эти ветви блуждающего нерва у млекопитающих выполняют эволюционно различные реакции на стресс: более примитивная… Психопатологи́ческие репережива́ния или непроизвольные рецидивирующие воспоминания — психологическое явление, при котором у человека возникают внезапные, обычно сильные, повторные переживания прошлого опыта или его элементов. Репереживания могут быть счастливыми, грустными, захватывающими или какими-либо другими. Термин используют, в частности, когда воспоминания повторяются непроизвольно и (или) когда они так интенсивны, что человек «переживает заново» опыт. Идиосинкрази́я (от греч. ίδιος — своеобразный, особый, необычайный и σύγκρασις — смешение) — генетически обусловленная реакция, возникающая у некоторых людей в ответ на определённые неспецифические (в отличие от аллергии) раздражители. В основе идиосинкразии лежит врождённая повышенная реактивность и чувствительность к определённым раздражителям или реакциям, возникающая в организме в результате повторных слабых воздействий некоторых веществ и не сопровождающаяся выработкой антител. Аутостимуля́ция или самостимуля́ция (иногда используется заимствованное из английского слово «стимминг») — повторяющиеся действия, осуществляемые с помощью собственного тела или окружающих предметов, нацеленные на получение сенсорных ощущений и отвлечение внимания от стрессогенного воздействия и позволяющие справиться с эмоциональным напряжением. Проявляется при нарушениях развития, прежде всего — при расстройствах аутистического спектра, в том числе при синдроме Аспергера и раннем детском аутизме…

kartaslov.ru

Сенсибилизация — понятие, примеры и адаптация

 

Сенсибилизация – это усиление чувствительности нервных центров под воздействием раздражителя. Повышение сенситивности может происходить в процессе ожидания значимого сигнала, приобретения опыта или в результате упражнений. Оно может быть обусловлено специфическими требованиями деятельности или возникать вследствие компенсации сенсорных дефектов. Примером сенсибилизации в первом случае может служить высокая восприимчивость глаза художника к пропорциональности форм и согласованности цветов и оттенков. Во втором – это обострение слуха и дистанционной чувствительности к препятствиям у незрячих людей.

Сенсибилизация, адаптация и синестезия непосредственно связаны с изменениями чувствительности анализаторов и относятся к качественным характеристикам ощущений.

Сенсибилизация ощущений

Сенсибилизация ощущений представляет собой возрастание чувствительности, которое происходит под влиянием следующих внутренних факторов:

  • Системная работа анализаторов и их взаимодействие. При низкой интенсивности ощущений одной модальности усиливаются ощущения другой модальности. Например, при незначительном охлаждении кожи появляется световая сенсибилизация;
  • Фармакологическое воздействие на организм. Введение различных веществ, таких как адреналин или фенамин, вызывает существенное обострение чувствительности рецепторов;
  • Психологическая установка. Ожидание какого-либо события, особенно значимого, способно настраивать на более четкое восприятие раздражителей. Так предстоящее посещение стоматолога может спровоцировать усиление зубной боли;
  • Приобретенный опыт. В процессе выполнения той или иной деятельности постепенно развиваются определенные сенсорные системы. В качестве примера сенсибилизации можно привести опытных дегустаторов, которые проводят сенсорный анализ по едва уловимым нюансам, или музыкантов, различающих на слух относительную длительность нот.

В результате сильного возбуждения одних анализаторов может происходить снижение чувствительности других. Десенсибилизация характерна, например, для работников промышленных цехов, так как высокий уровень шума несколько ухудшает зрение.

Компенсаторная сенсибилизация возникает при угнетении или отсутствии различных видов ощущений, когда этот недостаток возмещается за счет усиления восприимчивости других анализаторов. Например, в темноте улучшается слух.

Сенсибилизация и адаптация

Если сенсибилизация связана исключительно с повышением чувствительности в зависимости от психологических или физиологических факторов, то адаптация обусловлена окружающей средой и характеризуется как усилением, так и ослаблением ощущений. Адаптивные способности проявляются, например, при резкой смене уровня освещения – требуется какое-то время, чтобы глаза приспособились к темноте или яркому свету.

По степени выраженности ощущений различают 2 типа адаптации:

  • Анестезия. Возникает при продолжительном действии раздражителя, которое ведет к полному исчезновению ощущений. Например, в течение дня люди не ощущают прикосновений одежды или не обращают внимания на обручальное кольцо;
  • Притупление интенсивности чувств. Выражается в виде реакции на сильные раздражители. Это может быть привыкание к резкому запаху в медицинских учреждениях или в парфюмерном магазине.

Синтез адаптации и сенсибилизации осуществляется при структурировании неупорядоченных элементов. Живопись вблизи может выглядеть как хаотичные цветовые пятна, в которых со временем становится видна картина. В постоянном фоновом шуме также постепенно можно различить отдельные звуки. То есть, в процессе привыкания к интенсивному внешнему раздражителю появляется возможность его анализа, и направленность внимания на отдельные элементы способствует повышению восприимчивости к ним.

Сенсибилизация и синестезия

Сенсибилизация и синестезия – тесно связанные свойства ощущений. При синестетическом восприятии раздражение одного органа чувств сопровождается ощущениями, соответствующими другому органу. Наиболее распространенным примером сенсибилизации с изменением модальности является возникновение кислого вкуса при виде лимона. Также нередко появляются зрительные образы во время прослушивания музыки или чтения. С неврологической точки зрения этот феномен объясняется тем, что возбуждение нервных структур иррадиирует из одной модальности в другую, в результате чего образуется множество синестетических ощущений – «цветной» слух, «вкус» слов, «запах» цвета и другие варианты. Синестезия также считается основой метафорических оценок и переносов.

Сенсибилизация ощущений способна проявляться при сопоставлении различных раздражителей. Например, светлая фигура на черном фоне будет казаться белой. Участок серого цвета на зеленом фоне будет казаться красноватым, а на красном – наоборот, приобретет зеленый оттенок. Вертикальные линии кажутся более протяженными, чем горизонтальные, при объективно одинаковой длине. Контраст ощущений часто обыгрывают в рекламе, живописи, в дизайнах одежды и интерьера.

Исследования показывают, что сенсибилизация зависит также от следующих факторов:

  • Возраст. Нарастание восприимчивости рецепторов продолжается до 30 лет и впоследствии медленно снижается;
  • Тип нервной системы. К сенсибилизации больше предрасположены люди со слабой нервной системой, не обладающие выносливостью и устойчивостью.
  • Эндокринный баланс организма. При беременности наблюдается сенсибилизация обонятельных ощущений.

Временная сенсибилизация обусловлена тормозным состоянием коры головного мозга, возникающим при переутомлении.

Восприятие участвует в формировании поведения. Изменение чувствительности анализаторов и взаимосвязь ощущений обеспечивают получение и обработку информации об окружающем мире.

Понравилась статья? Поделись с друзьями.

www.pigulka.ru

Противоположной по механизму воздействия методике десенсибилизации

Противоположной по механизму воздействия методике десенсибилизации является методика сенсибилизации. Она состоит из двух этапов.

На 1-м этапе устанавливаются взаимоотношения между клиентом и психологом и обсуждаются детали взаимодействия.

На 2-м этапе создается наиболее стрессогенная ситуация. Обычно такая ситуация создается в воображении, когда клиента просят представить, что он находится в состоянии паники, охватившей его в наиболее страшных для него обстоятельствах, а затем ему дают возможность пережить такую же ситуацию в реальной жизни.

В каком-то смысле этот прием аналогичен обучению ребенка плавать, когда его бросают в воду в самом глубоком месте. Благодаря прямому столкновению с пугающим объектом клиент обнаруживает, что на самом деле объект не является таким уж и страшным. Сенсибилизация задумана как метод, подразумевающий создание у человека очень высоких уровней тревожностей в интенсивной стрессогенной ситуации, в то время как десенсибилизация строится на избегании любых факторов, вызывающих большую, чем минимально допустимую, тревогу.

Задание Запишите подробную инструкцию для клиента, как проводится мышечная релаксация.

33.1. Задание Ознакомьтесь с представленным ниже материалом, который включает фрагменты из двух интервью, проведенных с
клиенткой перед аудиторией на семинаре с целью продемонстрировать принципы поведенческого подхода. Комментарии между двумя интервью сделаны Вольпе (Wolpe, 1965).

33.2. Составьте перечень ситуаций, которые у клиентки вызывают страх.

«Первое интервью

Терапевт. Доброе утро, миссис Шмидт. Что вас беспокоит?

Клиентка. Я иногда очень расстраиваюсь.

Т. Что же так вас огорчает?

К. В последнее время дети.

Т. Чем именно вас огорчают дети?

К. Ну до того, как я переехала сюда, обычно… обычно они меня слушались и все такое. Меня также огорчает, что муж мало времени проводит дома, с детьми. Он не уделяет им достаточно времени. Мне даже кажется, что я воспитываю их сама.

Т. Чем занимается ваш муж?

К. Сейчас он работает парикмахером.

Т. Что мешает ему достаточно времени бывать дома?

К. Он подолгу работает.

Т. Какова продолжительность его рабочего дня?

К. Он уходит в семь, а возвращается домой в половине девятого вечера.

Т. Действительно, он много работает. Это практическая проблема. Что еще вас огорчает?

К. Многое.

Т. Ну например?

К. То, что я узнаю из газет.

Т. Что именно?

К. Например, во время войны мне довелось видеть много смертей, и теперь я остро воспринимаю сообщения об убийствах. Когда я впервые сюда приехала… я думала, что это удивительное место, я… мне казалось, что можно жить в мире и спокойствии, без всяких проблем. Не услышишь никаких тревожных сообщений, а теперь я… узнаю все больше неприятного, и это меня огорчает.

Т. В каком году вы сюда приехали?

К. В сорок седьмом.

Т. Сколько вам тогда было лет?

К. Двадцать один.
Т. А теперь давайте кое-что уточним. Если бы у вас все эти годы возникали такие же чувства, как теперь, вас бы здесь не было?

К. Я бы сюда не приехала.

Т. Ладно. Не могли бы вы сказать, что заставило вас почувствовать себя несчастной?

К. Не знаю. Возможно… понимаете, гм, после того как я родилась, моя мать вскоре умерла, она не желала даже смотреть на меня, как говорила бабушка… ни разу не взяла меня на руки. Когда она умирала, то сожалела о том, что оставляет дом, но ни словом не обмолвилась о том, что я остаюсь сиротой, бабушка часто это мне повторяла. Это очень тяжело, мне о многом хочется рассказать…

Т. Бабушка переехала сюда вместе с вами?

К. Нет, она погибла.

Т. О… Не расскажете ли вы нам о том, когда вы ощутили, что уже не так счастливы, как раньше?

К. Понимаете, я была разочарована в семейной жизни. Я ведь всю жизнь искала кого-то похожего на мать. Хоть кого-нибудь. Многие мне обещали, что будут вести себя в отношении меня по-матерински. А потом все оказывалось иначе, потому что из-за всего этого я не могла ни с кем сблизиться. Когда я подходила чересчур близко, то начинала опасаться обиды и сбегала.

Т. Значит ли это, что поначалу, когда вы сюда приехали, вы доверяли людям… вам казалось, что наладить близкие взаимоотношения с другими людьми несложно… а потом в какой-то момент вы разочаровывались в людях?

К. Да, вспоминаю свою тетю. Она говорила, что хочет быть мне как мать, когда я сюда приехала, и я ей верила. Потом много чего произошло, но, насколько я помню, тогда я ожидала первенца. Когда я уже находилась в больнице и родила ребенка в 11:55, а муж,….нет, в 10:55, и муж позвонил ей, чтобы сказать об этом… чтобы рассказать ей эту новость, она ответила: «Вы разбудили нас слишком рано, нам теперь не уснуть». Еще она сказала: «Неужели нельзя было отложить разговор до утра?» Муж рассказал мне об этом позже, и я очень расстроилась. Подобное происходило не раз и не два, но этот случай мне особенно запомнился.

Т. Припомните, пожалуйста, другие подобные события. Действительно ли бывало так, что люди, которые должны были быть к вам доброжелательны, вели себя иначе….

К. Я не подходила к ним слишком близко. Мне не хотелось разочарований.

Т. Да, но в данном случае вы подошли слишком близко.

К. Верно.

Т. Вы упомянули, что ваши дети плохо вас слушаются, муж слишком много работает; следовательно, он мало помогает вам с детьми.

Видите ли, все это способно расстроить любого человека, но решение наверняка можно найти. Однако если вы обратились за психиатрическим вмешательством, это значит, что, по вашему мнению, в некоторых ситуациях вы не реагируете, как должно… вероятно, расстраиваетесь больше, чем могли бы.

К. Уже долгое время, много дней мне не хочется жить. Если бы у меня было достаточно смелости, я бы убила себя, я и теперь это чувствую. Я чувствовала это, еще когда была ребенком. Я жила с дедушкой и бабушкой, а тетя с дядей жили здесь. Мои родственники меня не любили. Они всячески меня обзывали, а бабушка говорила, что неплохо было бы, если бы я сбежала, потому что я им не нужна. Это чувство возникло уже тогда, еще в детстве мне не хотелось жить.

Т. Так-так. Я хотел бы узнать, как вы реагируете в некоторых распространенных ситуациях. Представьте себе, что вы стоите в очереди, а кто-то влезает впереди вас. Что вы станете делать?

К. Иногда я не обращаю внимания, если чувствую, что на это есть причина. Если же я спешу, мне это очень не нравится.

Т. Как вы поступаете?

К. Я ничего не предпринимаю. Просто огорчаюсь (смеется).

Т. Если вы заходите в магазин и покупаете, скажем, шерстяной свитер, но, придя домой, обнаруживаете на рукаве маленькую дырочку от моли, что вы делаете?

К. Я отношу свитер обратно, показываю продавцам дыру.

Т. Вы ничего не имеете против того, чтобы пойти и вернуть вещь?

К. Я не знаю.

Т. Я хочу сказать, вам легко это сделать или для вас это трудная задача?

К. Я не люблю беспокоить людей попусту. Просто не люблю, по этой причине мне не хочется возвращать свитер. Если что-то не так дома и это не исправляют вовремя или исправляют плохо, муж вынужден заставлять меня поговорить с работниками, он часто говорит, что мне это не под силу. Еще он говорит, что люди пользуются моей слабостью, потому что у меня недостает смелости высказать свое мнение.

Т. Ну тут все дело в привычке. Во всяком случае, этому можно научиться.

К. Пока я не очень-то преуспела.

Т. Да, но я… я хотел бы рассказать вам, как можно преуспеть. Давайте возьмем, к примеру, этот случай с очередью, когда кто-то становится впереди вас. Предположим, вы спешите. Вы рассержены, раздражены. Но когда вы думаете о том, чтобы что-то предпринять, вас сдерживает нежелание обидеть другого человека, устроить ему сцену.

А теперь вот что я посоветую вам делать в подобной ситуации: выражайте свои чувства. Сейчас вам это представляется трудным, но выразив свои чувства, например словами: «Не будете ли вы любезны
стать в конец очереди?», уже в процессе произнесения этих слов вы ощутите, что страх уходит. Вам до некоторой степени удастся погасить эти свои чувства. В следующий раз вы обнаружите, что делать это стало немного легче.

К. Я попробую.

Т. Итак, чем чаще вы это делаете, тем легче вам становится, ведь подобных ситуаций великое множество. Все они требуют действий.

К. Но если меня попросят об одолжении, я не смогу отказать, просто не смогу сказать «нет». Я обязательно уступлю. Прежде всего мне следует научиться говорить «нет».

Т. Это правильно. Вам необходимо научиться возражать, поначалу легче сделать это в малозначительной ситуации.

К. Может быть, дома с детьми?

Т. Хорошая идея. Кстати, в прошлом месяце у меня был клиент с гораздо более серьезными проблемами, чем ваша; этот человек работал в университете, и его секретарь могла запросто сказать ему: «Сходите, пожалуйста, на почту и зарегистрируйте письмо», а он не мог ей отказать. Ему пришлось учиться разговаривать со своим секретарем. Представляете, как это нелепо. Началось с того, что я предложил ему: «Будьте так любезны, походите на четвереньках» (клиентка смеется). Даже в этой ситуации ему было трудно ответить отказом, но он все-таки сделал это, а в следующий раз это было уже гораздо легче. В любом случае есть множество ситуаций, когда можно и нужно выражать свои чувства, поступать в соответствии со своими чувствами, научиться это делать; конечно, это вовсе не обязывает вас быть грубой и бесцеремонной. Мне бы хотелось высказать вам общее пожелание: если вы научитесь говорить «нет» правильно и в нужный момент, вам не придется силой отстаивать свои права. Если же вы немедленно не выразите своего мнения, другой человек станет вести себя по-своему, вы будете все больше и больше расстраиваться и в конце концов перестанете собой владеть и это выльется в применение силы. Мне бы хотелось кратко рассмотреть некоторые из таких ситуаций, когда вам кажется, что люди вас отвергают.

К. Я не пытаюсь с ними сблизиться. Мне не хочется об этом знать.

Т. Это так, но есть разные типы отвержения, в том числе малозначительные. Мне бы хотелось узнать именно об этом. Например, вы идете по улице и встречаете знакомую, которую вы не очень хорошо знаете, но которая, по вашему мнению, должна вас поприветствовать. Вместо этого ваша знакомая просто проходит мимо. Вас это беспокоит?

К. Да, мне это не нравится. Лично я здороваюсь со всеми, кого знаю.

Т. А вот другая ситуация. Допустим, вы пьете кофе с двумя подругами и вдруг замечаете, что подруги больше говорят между собой, чем с вами. Как вы к этому отнесетесь?

К. Даже не знаю.

Т. Не могли бы вы вспомнить какие-либо другие ситуации, которые происходят в вашей повседневной жизни и доставляют вам беспокойство?

К. Последнее время моя тетя жалуется, что я не приглашаю ее с семьей на ужин, а я не хочу этого делать, потому что мне неприятно их общество.

Т. Что именно так вас огорчает?

К. Понимаете, они всегда считают, что вы делаете для них слишком мало. Всякий раз, приходя ко мне в гости, моя тетя пытается меня поучать, как накрывать на стол, какие подавать блюда, хотя мне кажется, что я сама в состоянии решить, чем и как кормить своих гостей. Если же я делаю по-своему, тетя ужасно злится.

Т. Что же вы делаете или говорите, когда она вас поучает?

К. Иногда я молча это сношу, а иногда говорю что-то вроде: «Не беспокойся об этом, я все улажу сама». Нечто подобное. Иногда я просто не отвечаю, хотя внутри все бурлит.

Т. Это еще один пример ситуации, о которой мы с вами уже говорили. Здесь действует то же правило: если вам делают неразумные замечания в вашем же доме, где вы хозяйка, вы имеете полное право сказать: «Пожалуйста, предоставь это мне. Я сделаю так, как считаю нужным».

К. Сказав это, я задену ее чувства.

Т. Вряд ли это ее обидит, но, не сказав этого, вы дадите в обиду себя. Причем обида эта будет намного сильнее, чем та, которую может ощутить ваша тетя.

Всем этим вещам вам предстоит научиться. Вам следует научиться выражать свою личность, в процессе этого вы постепенно избавитесь от своих страхов.

К. Когда я размышляю над тем, стоит ли поделиться с ней своими мыслями, мне приходит в голову, что я ничего хорошего от нее не жду, почему следует ожидать от нее вежливого поведения?

Т. Вы ждете от нее всего лишь справедливости. Неужели это так много? Итак, миссис Шмидт, на сегодня наша программа исчерпана.

Комментарии

Из содержания первого интервью ясно, что клиентка с готовностью исполняет желания других и нуждается в тренинге ассертивного поведения для преодоления своих недостатков и связанной с ними тревоги. Для снижения ее основного страха отвержения показана систематическая десенсибилизация. Во время второго интервью уточняются детали тренинга мышечной релаксации, который проводился гораздо более сжато, чем принято в клинической практике.

Последняя часть второго интервью иллюстрирует проведение систематической десенсибилизации. При этой технике клиенту, находящемуся в состоянии глубокого расслабления, предъявляются воображаемые сцены на определенную тему, с постепенным повышением их тревожного потенциала. Каждая сцена предъявляется до тех пор, пока она не перестает вызывать у клиента тревогу. Описанные ниже конкретные сцены заимствованы из перечня, составленного с помощью клиентки в промежутке между интервью, на основе информации, полученной во время первого интервью. Перечень включал знакомых клиентке людей, которые были ранжированы в соответствии со значимостью для нее факта быть ими отвергнутой. Из двух перечисленных знакомых, миссис Беннинг и Сельмы, первая вызывала сравнительно небольшую тревогу как отвергающая фигура, Сельма была более значима. Образ Сельмы был введен лишь после того, как терапевт убедился, что образ миссис Беннинг, игнорирующей клиентку, перестал вызывать тревогу. Воображаемое отвержение со стороны Сельмы продолжало ее беспокоить, по мере последовательного предъявления этого образа тревога постепенно снижалась. Эта процедура продолжалась до полного исчезновения тревоги у клиентки. На последующих сессиях десенсибилизация проводилась с учетом следующих пунктов из «тревожного» списка клиентки, а также сходных ситуаций из других перечней.

В день сессии произошло удачное совпадение: по дороге домой клиентка встретила Сельму, которая была озабочена своими делами и не обратила на нее никакого внимания. Клиентка позвонила работавшему с ней клиническому психологу и с восторгом сообщила, что невнимание Сельмы нисколько ее не огорчило.

Второе интервью

Т. А теперь мы с вами перейдем к технике релаксации, а также к десенсибилизации, которую мы проделали наспех; это будет небольшой эксперимент. Если удастся достичь хороших результатов, считайте, что нам повезло. В любом случае эта сессия будет напряженной, потому что обычно тренинг релаксации занимает от 5 до 7 сессий. Разумеется, я покажу вам собственный способ. Здесь нет ничего абсолютного; другие проводят тренинг релаксации в иной последовательности, детали техники также могут варьировать.

Итак, миссис Шмидт, я собираюсь вам продемонстрировать, как надо расслаблять мышцы… Как вам известно, когда вы расслабляетесь, возникает ощущение комфорта, уменьшается тревога, если она была. Я покажу вам, как вызывать состояние глубокой релаксации, чтобы вы могли более эффективно, чем раньше, бороться с тревогой. От вас я хочу, чтобы вы левой рукой крепко сжали ручку кресла. Мне хочется, чтобы вы понаблюдали за тем, что будет происходить в результате такого напряжения. Прежде всего обратите внимание на свои ощущения. Для начала обратимся к ощущениям… в вашей руке, хотя возможны и другие ощущения. Правой рукой укажите все места, которые, по-вашему, отреагировали на сжимание ручки кресла.
К. (Указывает на левую ладонь и верхнюю часть предплечья. Указывает па левый бицепс).

Т. Теперь я хочу изложить вам основную идею глубокой релаксации. Обычно во время расслабления вы освобождаетесь. Мне хотелось бы научить вас освобождаться лучше обычного, и вот что я делаю: я удерживаю ваше запястье и прошу вас потянуть руку к себе. Когда вы тянете руку, мышцы вновь напрягаются. Теперь я говорю вам: «Постепенно освобождайтесь». Сейчас, когда вы освободились, обратите внимание на две вещи. Чувство напряжения стало меньше; кроме того, освобождение — это ваше собственное активное действие, которое вы вкладываете в свои мышцы. В конце концов ваше предплечье будет спокойно лежать на подлокотнике, и вам будет казаться, что это все. Вы расслабились. Но в действительности это не так, потому что некоторые мышечные волокна по-прежнему находятся в сокращенном состоянии, поэтому, когда ваше предплечье спокойно лежит на подлокотнике, я говорю вам: «Продолжайте расслабляться. Продолжайте высвобождать свои мышцы, как вы делали до этого». А теперь с усилием тяните руку на себя. Какое ощущение возникло в мышцах? Напряжение? Хорошо, постепенно освобождайтесь. Продолжайте освобождаться. Обратите внимание на изменение ощущений. Попытайтесь еще больше расслабиться. Видите, как это нелегко. Чтобы научиться хорошо расслабляться, требуется практика. Вы должны попытаться расслабить мышцы, заставляя их двигаться в обратном направлении. Пока вы не наберетесь опыта, потребуется двадцать — тридцать минут, чтобы заметить важные изменения в мышцах, впоследствии, по мере практики, вы научитесь расслаблять все тело полностью за несколько секунд. Теперь же вам следует практиковаться. Необходимо заниматься ежедневно дважды в день по пятнадцать минут. Вы поняли, к чему я веду?

К. Да, я уже чувствую себя более комфортно (сжеется).

Т. Хорошо. Продолжайте расслабляться. Расслабляйтесь глубже, еще глубже. Сегодня нам предстоит еще много дел. Итак, мы переходим к мышцам лица. Здесь мышцы очень напряжены, и теперь я начинаю их расслаблять, я немного расслабляюсь… еще немного… еще. С этого момента сами вы практически ничего не замечаете, но релаксация продолжается; именно эта часть чрезвычайно важна, поскольку здесь мы выходим за рамки обычного расслабления, именно здесь мы получаем ощущение спокойствия, к которому стремимся. Можете попытаться напрячь мышцы, чтобы понять, в каком они состоянии, а затем расслабиться в течение нескольких минут. Если вам удобнее закрыть глаза, закройте.

Далее переходим к мышцам шеи. Нас особенно интересуют мышцы задней поверхности шеи, поддерживающие голову в вертикальном положении. Итак, если вы их расслабите, голова неминуемо наклонит-
ся вперед. Пусть так и будет. Какие ощущения возникают в шее, когда вы это делаете?

К. Здесь чувствуется стеснение.

Т. Если вы будете упражняться дважды в день, как я вам говорил, через неделю-две вы сможете коснуться груди подбородком без ощущения натяжения мышц. Итак, мы переходим к мышцам спины. Попытайтесь выгнуть спину назад. Вы ощутите два тяжа мышц по бокам позвоночника. Хорошо. Займемся мышцами живота; это значит, что надо напрячь живот, как будто вы ожидаете удара. Чувствуете свои мышцы? Хорошо, мы с вами поработали со всеми основными группами мышц, хотя и в довольно быстром темпе.

А теперь переходим к следующему этапу. Закройте, пожалуйста, глаза. С закрытыми глазами попытайтесь использовать все только что полученные сведения и расслабиться как можно глубже. Итак, быстро пробегитесь по всем мышцам в систематическом порядке. Вот и хорошо. Вы спокойны и прекрасно выглядите. Не открывая глаз, вообразите себе некоторые сцены, которые я вам опишу. Постарайтесь представить их себе максимально отчетливо, это никак не должно сказаться на вашем состоянии релаксации. Если же спокойствие ваше все же будет нарушено, подайте мне знак, подняв на пару сантиметров указательный палец правой руки. Теперь я хочу, чтобы вы представили себя стоящей на углу оживленной улицы. Погожий мирный день, вы смотрите на проезжающие мимо машины, такси и грузовики, все прохожие переходят улицу напротив вас. Хорошо, прекратите представлять себе эту сцену. Теперь, если данная сцена не вызывала у вас ни малейшей тревоги, ничего не делайте. Если же что-либо вас обеспокоило, поднимите палец (палец не шевелится). Ладно, продолжайте расслабляться.

Теперь вообразите, как вы идет по улице и замечаете, что вам навстречу идет миссис Беннинг. Проходя мимо миссис Беннинг, вы видите, что она смотрит в вашу сторону, и готовы с ней поздороваться, однако она проходит мимо, как будто не узнала вас. Перестаньте представлять себе эту сцену. Теперь, если данная сцена вызвала у вас хотя бы минимальную тревогу, поднимите палец (палец не шевелится).

А сейчас представьте, как вы идете по улице, а навстречу вам движется Сельма, которую вы собираетесь поприветствовать, она вас явно видит, но молча проходит мимо. Прекратите себе это представлять. Если вы ощущаете беспокойство… (правый палец поднимается).

Хорошо. Благодарю вас. Теперь расслабьтесь. Не думайте ни о чем, кроме своих мышц, позвольте себе погрузиться в спокойное состояние. Представьте себе, что вы идете по улице и видите приближающуюся Сельму, которая тоже вас заметила, вы ждете от нее приветствия, но она проходит мимо. Прекратите представлять себе эту сцену и расслабьтесь. Думайте только о своих мышцах. Храните спокойствие.
Еще раз представьте себя идущей по улице, к вам приближается Сельма, по улице также идут и другие люди, вы считаете, что она вас заметила, однако она проходит мимо вас молча. Остановитесь. Теперь, в случае возникновения беспокойства на фоне этой сцены поднимите палец (палец поднимается). Хорошо. А теперь в случае уменьшения тревоги ничего не делайте; если же тревога нарастает, поднимите палец еще раз (палец не шевелится). Хорошо, продолжайте расслабляться.

И снова представьте себя идущей по улице, вы видите Сельму, которая проходит мимо, не здороваясь. Остановитесь. Расслабьтесь.

Еще раз вообразите, как вы идете по улице, видите Сельму, которая видит вас, но по-прежнему не здоровается. Остановитесь. Если вы в этот последний раз ощутили какое-либо беспокойство, поднимите палец (палец поднимается). Хорошо. Если выраженность беспокойства снижается, ничего не делайте; если не снижается, поднимите палец (палец не поднимается). Отлично. Продолжайте расслабляться. Думайте только о том, чтобы расслабиться.

Вы идете по тротуару и видите приближающуюся Сельму. Вы ожидаете, что она вас узнает и поприветствует, однако она проходит мимо. Остановитесь. Расслабьтесь.

Вновь представьте себе, как вы идете по улице и замечаете идущую навстречу вам Сельму, она тоже вас видит, вы собираетесь с ней поздороваться, но она проходит мимо. Остановитесь. В случае беспокойства поднимите палец (палец не поднимается). Хорошо, а теперь расслабьтесь. Я сосчитаю до пяти, после чего вы откроете глаза и почувствуете себя спокойной и отдохнувшей. 1—2—3—4—5. Как вы себя чувствуете?

К. Мне кажется, что сегодня я больше не буду работать. В последний раз, когда мы с ней встретились, мне было безразлично, поздоровается она со мной или нет.

Т. Как вы чувствовали себя, когда это случилось в первый раз?

К. Я просто обезумела. Во всяком случае она могла бы поздороваться, ведь я живу напротив нее. В последний раз я решила, что раз она недостаточно хорошо воспитана, чтобы здороваться, пусть себе идет.

Т. Отлично. Благодарю вас. Вы нам очень помогли.»

Задание Составьте иерархическую шкалу-перечень 14 — 15 ситуаций и сцен, которые вызывают у клиента страх, начиная от слабого и до сильно выраженного для следующих страхов:

32.1. Агорафобия

32.2. Клаустрофобия

32.3. Гидрофобия

32.3. Метрофобия
32.4. Специфические фобии (на выбор)

32.5. Социальные фобии (на выбор)

32.2. Ипохондрические фобии (на выбор)

Задание Апробируйте метод системной десинсибилизации:

1) выявить ситуацию, которая вызывает у Вас страх;

2) составить иерархию ситуаций;

3) определить степень интенсивности страха по шкале СЕД;

4) провести мышечную релаксацию;

5) зафиксировать результаты по шкале СЕД вторично.

psihologia.biz

Слово СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ — Что такое СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ?

Слово состоит из 14 букв: первая с, вторая е, третья н, четвёртая с, пятая и, шестая б, седьмая и, восьмая л, девятая и, десятая з, одиннадцатая а, двенадцатая ц, тринадцатая и, последняя я,

Слово сенсибилизация английскими буквами(транслитом) — sensibilizatsiya

Значения слова сенсибилизация. Что такое сенсибилизация?

Сенсибилизация

Сенсибилизация I Сенсибилиза́ция (франц. sensibilisation, от лат. sensibilis чувствительный) повышение чувствительности организма к воздействию какого-либо фактора окружающей или внутренней среды.

Медицинская эциклопедия

СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ — повышение чувствительности центров нервных под влиянием действия раздражителя. При действии раздражителей сенсорных она обычно маскируется одновременно развивающимся процессом адаптации сенсорной.

Головин С. Словарь практического психолога

Сенсибилиза́ция, хими́ческая сенсибилиза́ция — повышение светочувствительности фотоматериала введением химических веществ в фотоэмульсию на этапе изготовления, или повышение светочувствительности готового фотоматериала.

ru.wikipedia.org

Сенсибилизация Повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя. Обычно сопровождается одновременно развивающимся процессом сенсорной адаптации.

Психология от А до Я. — 2000

Сенсибилизация (сенситизация) – повышение чувствительности нервных клеток в результате действия раздражителя. Иногда С. определяется как усиление рефлекторной реакции под влиянием сильного или повреждающего стимула.

Гриценко В.В. Словарь дрессировщика

СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ — феномен психики, явление, при котором повышается чувствительность одних нервных анализаторов, если одновременно воздействовать на другой анализатор.

Нейролингвистическое программирование

Клещевая сенсибилизация

Клещевая сенсибилизация (Клещевая аллергия) — аллергия на клещей и их метаболиты. Могут поражаться органы дыхания, кожа, глаза, ЖКТ. В основе патогенеза — сенсибилизация к клещевым аллергенам.

ru.wikipedia.org

ВЫТЕСНЕНИЯ-СЕНСИБИЛИЗАЦИИ, ШКАЛА

ВЫТЕСНЕНИЯ-СЕНСИБИЛИЗАЦИИ, ШКАЛА Шкала оценки личности, разработанная для определения защитных реакций индивида против угрожающих стимулов. Вытесняющие, по сравнению с сенсибилизирующимися, имеют больше проблем с угрожающими стимулами…

Оксфордский словарь по психологии. — 2002

Русский язык

Сенсибилиза́ция, -и.

Орфографический словарь. — 2004

Сенсибил/из/а́ци/я [й/а].

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Примеры употребления слова сенсибилизация

Безусловно, особенно тем, у кого есть сенсибилизация к пыльце деревьев.


  1. сенсация
  2. сенсибельный
  3. сенсибилизатор
  4. сенсибилизация
  5. сенсибилизированный
  6. сенсибилизировать
  7. сенсибилизирующий

wordhelp.ru

это… О разных значениях одного и того же термина

Явления сенсибилизации наблюдаются в биологии, медицине, психологии, химии и физике, а также еще нескольких областях науки. При этом под термином подразумеваются совсем разные вещи. О чем же идет речь?

Биология и медицина

Как правило, данный термин используется аллергологами. В этой области сенсибилизация — это повышение чувствительности организма к каким-либо внешним или внутренним раздражителям. Она является первой стадией аллергических реакций в ответ на контакт с некими веществами. При этом в организме вырабатываются специальные антитела, увеличиваются лимфоузлы, количество лимфоцитов, а также наблюдаются изменения в работе нервной системы. Таким образом, сенсибилизация — это, по сути, формирование аллергической реакции. В следующий раз контакт с раздражителем может обернуться уже полноценными проблемами.

Существует еще такое понятие, как резус-сенсибилизация. Это то же самое явление, но специфического характера. С ней могут столкнуться беременные женщины с отрицательным резус-фактором. В данном случае раздражителем выступают белки в крови плода.

Кроме того, этот термин наряду с понятием «адаптация» также применяется при описании работы органов чувств. Рецепторы можно тренировать, развивая их чувствительность. Например, развитием вкуса и обоняния занимаются дегустаторы, парфюмеры. Можно также натренировать зрение или слух, повысив свою общую восприимчивость или реакцию на определенные раздражители. Если по каким-то причинам рецепторы одного вида не работают, включаются компенсационные механизмы, повышается чувствительность других органов. Таким образом, сенсибилизация — это механизм, позволяющий адаптироваться организму к новым условиям, а также сигнализировать о наличии сильного раздражителя.

В психологии

Не только биологи и медики используют этот термин. Психологи также употребляют это понятие в своей работе, понимая под ним явления такого же типа, но на другом уровне. Обычно речь все же идет о десенсибилизации, то есть смягчении тревожных реакций в ответ на раздражители. В первую очередь термин используется в контексте избавления от фобий.

Еще одна сфера применения — болезненное пристрастие к различным веществам. В этом контексте сенсибилизация — это более бурная реакция организма в ответ на повторную дозу, равную первой. Здесь психология уже тесно граничит с нейробиологией, поскольку, согласно исследованиям, данный феномен возникает вследствие изменений в так называемом центре удовольствия. Широко известно понятие привыкания, когда для получения одного и того же эффекта требуются все более высокие дозы. В данном контексте антонимом ему будет как раз сенсибилизация.

Примеры употребления термина в других научных областях

Данное понятие используется также в физике и, например, в фотохимии. В первом случае под сенсибилизацией понимается передача энергии от одной молекулы к другой. Во втором говорят о повышении чувствительности фотоматериала, причем еще выделяют спектральную сенсибилизацию, при помощи которой достигается реакция только на свет с определенной длиной волны.

fb.ru

сенсибилизация — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.сенсибилиза́циясенсибилиза́ции
Р.сенсибилиза́циисенсибилиза́ций
Д.сенсибилиза́циисенсибилиза́циям
В.сенсибилиза́циюсенсибилиза́ции
Тв.сенсибилиза́цией
сенсибилиза́циею
сенсибилиза́циями
Пр.сенсибилиза́циисенсибилиза́циях

сен-си-би-ли-за́-ци·я

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -сенсибил-; интерфикс: -из-; суффикс: -ациj; окончание: [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: [sʲɪn⁽ʲ⁾sʲɪbʲɪlʲɪˈzat͡sɨɪ̯ə]
  • МФА: [sɛn⁽ʲ⁾sʲɪbʲɪlʲɪˈzat͡sɨɪ̯ə]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. биол. повышение чувствительности организма к воздействию раздражителей, вызывающее аллергическую реакцию ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. психол. повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. физ. передача энергии возбуждения от одной молекулы к другой ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  4. (в фотографическом деле) повышение светочувствительности фотоматериала, придание фотоматериалу чувствительности к определённым диапазонам спектра ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
  1.  ?
  2.  ?
  3.  ?
  4.  ?
Антонимы[править]
  1. десенсибилизация
  2. десенсибилизация
  3. ?
  4. десенсибилизация
Гиперонимы[править]
  1. повышение чувствительности
  2. повышение чувствительности
  3. передача энергии
  4. повышение светочувствительности
Гипонимы[править]
  1. фотосенсибилизация, аллосенсибилизация, гипосенсибилизация, изосенсибилизация, аутосенсибилизация, суперсенсибилизация
  2. ?
  3. ?
  4. ?

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Библиография[править]

ru.wiktionary.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *