в психологии, медицине, фармакологии, определение явления и примеры, виды
Сенсибилизация в медицине – это повышение уровня чувствительности организма к раздражителям.
Данное явление относится к аллергическим проявлениям.
Содержание
- Что такое сенсибилизация?
- Механизм развития
- Виды
- Резус при беременности
- Примеры и проявления
Что такое сенсибилизация?
Медики уверяют, что сенсибилизация – это не негативное проявление, а положительное, ведь так организм учится противостоять раздражителям и возбудителям.
Но мнения врачей расходятся, когда речь идёт о сенсибилизации в иммунологии. Имеется в виду, что организм начинает противостоять безвредным для него веществам.
В дерматологии сенсибилизация проявляется в виде покраснения кожных покровов.
Эффект в дерматологии от раздражителей проявляется в виде крапивницы, сильного кожного зуда, дерматита или экземы в редких случаях.
Симптоматика:
- Затруднённое дыхание.
- Заложенность носа, отёк носоглотки.
- Проявления аллергического конъюнктивита: слезотечение, покраснение глаз.
- Снижение слуха.
Важно! В иммунологии подобная реакция организма возникает из-за многократного контакта с разными дозами аллергенов.
Аллергенами могут выступать любые вирусы и бактерии, вещества с химическим составом, медицинские препараты, промышленная продукция, ядовитые вещества.
Сенсибилизация – это первая стадия аллергической реакции. За ней следует патохимическая и патофизиологическая стадия. Повышение чувствительности не может быть вызвано привыканием.
Атопическая эпидермальная сенсибилизация может возникнуть в любом возрасте и по разным причинам:
- От антибиотиков.
- От использования лазера.
- От применения сульфаниламидов.
- От приёма других лекарственных средств.
- Вследствие влияния инфекций (стрептококковая инфекция, экзантема).
Она проявляется обильными высыпаниями на кожном покрове. Сегодня аллергические проявления лечатся посредством посещения барокамеры или приёма лекарственных препаратов.
Механизм развития
Механизм развития проявлений заключается в том, что организму свойственно запоминать раздражителей (аллергенов) и вырабатывать для борьбы с ними иммунный ответ в виде антител.
В процессе выработки антител всегда задействуется лимфатическая и ЦНС. Если человек повторно встретится с аллергенами, то иммунитет проявит аллергическую реакцию в качестве защиты.
Продолжительность латентного периода длится от нескольких дней до нескольких лет.
Это зависит от индивидуального восприятия человека к тем или иным аллергенам. Также немалую роль играет наследственный фактор.
Сегодня сенсибилизация применяется в фармакологии. Имеется в виду изготовление вакцин против многих заболеваний.
Все знают, что вакцина – это мёртвый или ослабленный штамп вируса, который при попадании в организм провоцирует выработку антител.
Поэтому если человек в дальнейшем встретится с этим вирусом, то в 90% случаях он не заболеет благодаря иммунному ответу.
- Немедленный тип. При такой форме антигены взаимодействуют с антителами. Первые проявления аллергии появляются через 20 минут.
- Замедленный тип. Данная форма характеризуется взаимодействием антигенов с Т-киллерами. Первые проявления процесса начинаются через 6 часов. Максимальный период составляет 72 часа.
- Смешанный тип. При такой форме происходит взаимодействие антител с Т-лимфоцитами (клетками, отвечающими за иммунитет).
Виды
Сенсибилизация – это ответная реакция организма на возбудитель, которая имеет множество типов.
Обратите внимание! Каждый из типов характеризуется своими проявлениями и обладает разными причинами появления.
Виды сенсибилизации в таблице:
Разновидность | Краткое описание |
Аутоиммунная | Данный вид аллергии часто возникает из-за различных аутоиммунных заболеваний. Подобные проявления со стороны организма вызываются аномальными белковыми соединениями |
Моновалентная | Принцип моновалентной сенсибилизации заключается в том, что организм вырабатывает антитела только к одному аллергену |
Поливалентная | Понятие поливалентной сенсибилизации заключается в проявлении аллергической реакции сразу на несколько аллергенов |
Активная | Обычно активную форму подобных проявлений вызывает введение чужеродного аллергена. Наглядный пример тому вакцинация у детей, когда малышам вводится маленькая доза лекарственного препарата для выработки антител в дальнейшем |
Пассивная | Данная форма возникает вследствие введения здоровому человеку сыворотки крови особы с активным типом аллергической реакции |
Другие виды сенсибилизации:
- Бытовая. Возникает из-за внешних раздражителей. Лечится антигистаминными препаратами.
- Грибковая. Причина возникновения – влияние грибковых микроорганизмов.
- Пищевая. Основная причина появления – повышенная чувствительность организма на компоненты пищевой промышленности.
Резус при беременности
Резус-сенсибилизация при беременности – это несовместимость резуса крови матери и плода.
Вследствие данной ситуации у беременной развивается патология, которая может привести к выкидышу или замершей беременности.
Такая ситуация складывается когда женщина с отрицательной группой крови вынашивает малыша с положительной группой крови.
Для предотвращения плачевных последствий медики применяют переливание крови.
Данная процедура повышает гемоглобин, не даёт развиться анемии и снимает отёчность.
Это не опасно для здоровья матери и малыша, данная процедура официально прописана в протоколе и утверждена ведущими медиками страны.
Резус-конфликт можно предотвратить. Меры профилактики:
- Использование при половых актах контрацептивов.
- Отказ от прерывания беременности посредством абортов.
Важно! Очень важно сохранить первую беременность, тогда у женщины будет больше шансов выносить малыша.
Все дело в том, что при первой беременности кровотоки малыша и матери функционируют по отдельности, а при остальных беременностях большой шанс попадания крови ребёнка в кровь матери.
Примеры и проявления
Примеры:
- Сенсибилизация применяется в борьбе с алкоголизмом.
Сенсибилизация к алкоголю подразумевает введение под кожу капсулы, которая вызывает иммунный ответ человека на спиртное.
Если человек выпьет алкоголь или вдохнёт его пары, то у него возникнет тошнота и чувство отвращения к спиртному. - Сенсибилизация люминесценции используется в химии. Имеется в виду изменение свечения активированного препарата из-за добавления другого активатора.
Пример: Висмут (химический элемент) используется для сенсибилизации для активированного самарием сульфида кальция. - Спектральная сенсибилизация применяется для увеличения светочувствительности фотоматериалов.
С её помощью можно расширить зону спектральной чувствительности за пределы естественной для галогенидов (галоидов) серебра.
Повышение чувствительности у грудного ребёнка возникает на первом году его жизни.
Чаще всего малыш сталкивается с аллергическими проявлениями, которые могут вызывать покраснение и зуд на кожном покрове. В первый год жизни иммунитет крохи проходит адаптацию к продуктам питания.
Сенсибилизация в психологии используется для повышения чувствительности рецепторов органов чувств.
Принцип построен на взаимодействии ощущений. Например: чувствительность зрения изменяется под влиянием слухового раздражения. Так громкие слухи ухудшают зрение, а тихие повышают цветовую чувствительность.
Для устранения страхов и фобий у человека психологи применяют систематическую десенсибилизацию.
Это метод, основанный на действии и замещении страха другим стимулом, который не вызывает подобных ощущений.
Многие люди путают определения сенсибилизации с синестезией. Это понятия разные, но очень схожи между собой.
Синестезия – это раздражения одного органа чувств, которое соответствует другому органу (автоматизация раздражения нервной системы). Пример: человек при виде лимона ощущает кислый привкус.
это… О разных значениях одного и того же термина
Явления сенсибилизации наблюдаются в биологии, медицине, психологии, химии и физике, а также еще нескольких областях науки. При этом под термином подразумеваются совсем разные вещи. О чем же идет речь?
Биология и медицина
Как правило, данный термин используется аллергологами. В этой области сенсибилизация — это повышение чувствительности организма к каким-либо внешним или внутренним раздражителям. Она является первой стадией аллергических реакций в ответ на контакт с некими веществами. При этом в организме вырабатываются специальные антитела, увеличиваются лимфоузлы, количество лимфоцитов, а также наблюдаются изменения в работе нервной системы. Таким образом, сенсибилизация — это, по сути, формирование аллергической реакции. В следующий раз контакт с раздражителем может обернуться уже полноценными проблемами.
Существует еще такое понятие, как резус-сенсибилизация. Это то же самое явление, но специфического характера. С ней могут столкнуться беременные женщины с отрицательным резус-фактором. В данном случае раздражителем выступают белки в крови плода.
Кроме того, этот термин наряду с понятием «адаптация» также применяется при описании работы органов чувств. Рецепторы можно тренировать, развивая их чувствительность. Например, развитием вкуса и обоняния занимаются дегустаторы, парфюмеры. Можно также натренировать зрение или слух, повысив свою общую восприимчивость или реакцию на определенные раздражители. Если по каким-то причинам рецепторы одного вида не работают, включаются компенсационные механизмы, повышается чувствительность других органов. Таким образом, сенсибилизация — это механизм, позволяющий адаптироваться организму к новым условиям, а также сигнализировать о наличии сильного раздражителя.
В психологии
Не только биологи и медики используют этот термин. Психологи также употребляют это понятие в своей работе, понимая под ним явления такого же типа, но на другом уровне. Обычно речь все же идет о десенсибилизации, то есть смягчении тревожных реакций в ответ на раздражители. В первую очередь термин используется в контексте избавления от фобий.
Еще одна сфера применения — болезненное пристрастие к различным веществам. В этом контексте сенсибилизация — это более бурная реакция организма в ответ на повторную дозу, равную первой. Здесь психология уже тесно граничит с нейробиологией, поскольку, согласно исследованиям, данный феномен возникает вследствие изменений в так называемом центре удовольствия. Широко известно понятие привыкания, когда для получения одного и того же эффекта требуются все более высокие дозы. В данном контексте антонимом ему будет как раз сенсибилизация.
Примеры употребления термина в других научных областях
Данное понятие используется также в физике и, например, в фотохимии. В первом случае под сенсибилизацией понимается передача энергии от одной молекулы к другой. Во втором говорят о повышении чувствительности фотоматериала, причем еще выделяют спектральную сенсибилизацию, при помощи которой достигается реакция только на свет с определенной длиной волны.
Привыкание к вещам (или нет): привыкание или сенсибилизация
Не так давно одна из моих клиенток рассказала мне о неожиданной проблеме, которая возникла у нее с собакой.
Она недавно переехала из сельской местности в более пригородный район и начала брать свою собаку на ежедневные прогулки на поводке. Им обоим нравились прогулки, если не считать проблемы с одним домом по пути.
В этом доме жила собака, и она каждый день лаяла на них через окно, когда они проходили мимо. В первый раз, когда это случилось, ее собака немного испугалась и коротко залаяла в ответ, но быстро пришла в себя, и они продолжили прогулку. Второй день был почти таким же.
В то время она не обращала на это особого внимания — мелкая неприятность, вот и все. Она надеялась, что ее щенок привыкнет к соседскому псу и его лаю, так как они проходили мимо дома каждый день.
Но этого не произошло.
Вместо того, чтобы со временем уменьшаться, реакции ее собственной собаки становились все более интенсивными. Когда они приближались к этой части своего маршрута, он становился сверхбдительным и «на нервах», лаял и бросался с поднятой шерстью при малейшем звуке собаки в окне. Его владелец не мог понять, почему он так сильно реагировал, вместо того, чтобы привыкнуть к лаю и настроиться на него.
******
Это явление происходит чаще, чем вы думаете.
Давайте подробнее рассмотрим, что происходит, когда собаку (или любое животное) неоднократно подвергают воздействию чего-то нового и поразительного. Это может быть звук будильника, пылесоса или даже «динь!». текстового сообщения на вашем телефоне. Или это может быть что-то визуальное, например, мусоровоз, который грохочет мимо вас раз в неделю, или крупный мужчина с бородой, который каждый день здоровается с вами на прогулке.
Что общего у этих вещей?
Поначалу все они, скорее всего, привлекут внимание вашей собаки, особенно если она никогда раньше с ними не сталкивалась! Но ни один из них на самом деле не опасен. Они не навредят вашей собаке и не станут причиной чего-то плохого. Поэтому само собой разумеется, что при повторных воздействиях он должен понять, что о них не о чем беспокоиться, и научиться их игнорировать.
Верно?
Иногда, да, именно так и происходит.
Мой пес Гэтсби всегда с большим подозрением относился к новым вещам в своем окружении. Когда несколько месяцев назад я впервые получил новый фен, он ворвался в ванную и начал лаять на него, как только я его включил. Однако через несколько дней он удовлетворился тем, что бросил на него грязный взгляд, а затем лег на кушетку. Теперь он вообще не обращает внимания, когда я сушу волосы после душа.
Научный термин для этого привыкание . Проще говоря, привыкание — это процесс привыкания к чему-либо.
Все животные эволюционировали, чтобы замечать новые или необычные вещи, потому что это имеет смысл для их выживания в дикой природе — громкий шум, незнакомый человек или существо могут быть чем-то опасным, чего следует избегать. Но в идеале, как только путем повторных воздействий будет установлено, что новая вещь не представляет угрозы, эта первоначальная реакция испуга должна исчезнуть.
И часто так и есть.
Так почему же тогда собака моего клиента становилась все более расстроенной и реагировала на безобидную соседскую собаку, лающую в окне?
В некоторых случаях вместо того, чтобы животное привыкало к пугающему звуку или событию, происходит нечто иное: оно становится сенсибилизированным к спусковому крючку. Это означает, что они становятся *более* напуганными и проявляют *более* интенсивную реакцию при повторных воздействиях, а не становятся более спокойными и менее беспокойными с течением времени.
Что интересно (и разочаровывает!) в этом явлении, так это то, что не всегда легко предсказать, когда оно может произойти. Две собаки, подвергшиеся воздействию одного и того же нового триггера, могут иметь совершенно разные реакции: одна может привыкнуть после нескольких воздействий, в то время как другая может стать сенсибилизированной и постепенно расстраиваться.
Вероятно, это связано с тонкими различиями в том, как устроен мозг у разных людей, из-за таких вещей, как генетическое влияние, ранняя социализация (или ее отсутствие) и прошлый опыт обучения. К сожалению, это не то, что мы можем наблюдать со стороны, поэтому мы не всегда можем сделать точные прогнозы о том, привыкнет ли данное животное или станет чувствительным к определенному триггеру.
Однако, как правило, мы *можем* сказать, что шумы или события, которые особенно интенсивны (то, что пугает собаку, даже немного, а не просто неожиданно или ново) более вероятны. вызывать сенсибилизацию при повторных воздействиях.
Грозы и фейерверки — очень распространенный пример этого. Большинство собак сначала несколько пугаются или проявляют любопытство к этим звукам, когда впервые сталкиваются с ними в щенячьем или молодом возрасте. Оттуда некоторые привыкают и в конечном итоге с удовольствием дремлют во время штормовых сезонов и 49 июля.0053-й празднуют без проблем – они усвоили, что шумы не имеют для них особого значения и реальной угрозы не представляют.
Но другие (к сожалению, немало других!) вместо этого становятся сенсибилизированными, и у них развивается пагубная шумовая фобия, которая заставляет их дрожать, задыхаться, прятаться или даже пытаться в панике убежать из дома, когда бушует гроза или сосед запускает несколько петард.
(Кстати, сенсибилизацию также часто можно увидеть при использовании звуковых методов коррекции, таких как ультразвуковые средства от лая, баллончики со сжатым воздухом, такие как Pet Corrector, или встряхивание банки с монетами — это основная причина, по которой я не рекомендую эти методы обучения, даже если они могут показаться «добрее» или более гуманными, чем другие виды исправления.)
Итак, что нам делать с этой информацией, когда дело доходит до выбора наших собак?
Понятно, что мы не можем избежать всего в мире, что может напугать или испугать наших щенков, как бы нам этого ни хотелось! Сталкиваться с новыми вещами и слышать странные звуки — нормальная часть жизни. И во многих случаях, даже если ваша собака поначалу смотрит на что-то косо, процесс привыкания начнется без особых усилий с вашей стороны.
Но что вы *можете* сделать, так это знать, что может произойти сенсибилизация.
Если вы обеспокоены тем, что это может произойти с вашим щенком, вы можете проявить инициативу и принять меры для решения проблемы, прежде чем она станет более серьезной. Обычно это включает в себя сочетание триггера с чем-то, что нравится вашей собаке, например, с лакомством или игрой, а также с планом обучения, чтобы подвергать ее воздействию пугающих вещей менее интенсивным способом (например, на расстоянии или с помощью записи). шум, который можно уменьшить до очень низкой громкости).
В большинстве случаев проблемы со страхом успешно лечатся. Но если вы начнете раньше, чем позже, это даст вам наилучшие шансы на хороший результат.
Итак, обратите внимание на реакцию вашей собаки, когда ее что-то пугает, и поймите, что чем страшнее это кажется ей в этот момент, тем больше вероятность того, что вам нужно будет вмешаться и помочь ей понять, что бояться нечего. .
***Эта статья была написана Дженнифер Саммерфилд, DVM, и первоначально опубликована 12 ноября 2018 года в ее блоге Dr. Jen’s Dog Blog.
14 Примеры неассоциативного обучения (2023)
Неассоциативное обучение — это когда реакция человека на стимул изменяется в отсутствие новых стимулов (или изменений в обстоятельствах), которые могли бы объяснить изменение реакции.
Мы разделяем неассоциативное обучение на две категории: привыкание и сенсибилизация. Привыкание относится к ситуациям, когда стимул больше не вызывает сильной реакции; сенсибилизация возникает, когда один и тот же раздражитель со временем вызывает более сильную реакцию.
Ассоциативное и неассоциативное обучение
В классическом эксперименте Павлова у собаки началось выделение слюны в ответ на звонок. Звук колокольчика ассоциировался с едой. Это было ассоциативное обучение: стимул вызывает прямую реакцию.
Теории ассоциативного обучения доказали свою ценность в объяснении того, как:
«…животные и люди оценивают взаимосвязь между событиями и формируют ожидания относительно будущего» (Thorwart & Livesey, 2016, стр. 1).
Однако со временем у собаки может перестать выделяться слюна в ответ на звонок. Реакция собаки на раздражитель меняется.
Это неассоциативное обучение.
Существуют две формы неассоциативного обучения: привыкание и сенсибилизация.
- Привыкание происходит, когда раздражитель больше не вызывает ранее условную реакцию.
- Сенсибилизация — это психологическое поведение, возникающее, когда стимул вызывает очень сильную реакцию. Это может привести к однократному возникновению чрезвычайно сильного стимула. Или это может произойти в результате повторного предъявления мягкого, но вредного раздражителя.
10 Примеры неассоциативного обучения
- Год жизни рядом с аэропортом и привыкание к звуку пролетающих над головой самолетов ─ Привыкание
- Слышание громкого грома ночью в одиночестве, а затем легкое вздрагивание от ярких вспышек света ─ Сенсибилизация
- Домашняя черепаха, которая больше не втягивает голову при прикосновении ─ Привыкание
- Смотрю ужастик про лаборанта, работающего ночью в одиночестве.
- Знать своего лучшего друга так много лет, что уже даже не замечаешь, как он может раздражать за обеденным столом ─ Привыкание
- Быть в браке так долго, что даже малейший намек на властность со стороны супруга приводит вас в ярость ─ Сенсибилизация
- Белки в общественном парке настолько привыкают видеть людей, что больше не убегают, когда кто-то проходит рядом ─ Привыкание
- Капающий кран, который не дает вам спать по ночам и становится все более раздражающим ─ Сенсибилизация
- Возможность читать в переполненном кафетерии, потому что вы научились блокировать шум ─ Привыкание
- Робкий ребенок с рассерженными родителями, который плачет в школе, если учитель использует строгий тон голоса ─ Сенсибилизация
Примеры из практики
1.
Одеколон в лифтеОднажды Джексон услышал, как некоторые коллеги упомянули, что у него был неприятный запах тела. Он размышлял над этими комментариями неделями, пока жена не купила ему на день рождения дорогой одеколон.
Теперь каждое утро он наносит небольшой мазок на кончик пальца и наносит его на обе стороны шеи. Но через некоторое время он подумал, что, может быть, одеколон стал слабее. Он больше не чувствовал его запаха, даже сразу после того, как надел его.
Итак, он тоже начал немного брызнуть на рубашку. Он рассуждал так, что одеколон может дольше оставаться на ткани, чем на коже; он, вероятно, не испарится так легко.
Потом он не мог в это поверить, но и это перестало работать. Итак, он начал брызгать одеколоном на шею, рубашку, как обычно, запястья и несколько уколов на спину.
Похоже, это помогло. Теперь, когда бы он ни садился в лифт, кто-нибудь всегда хвалит его выбор одеколона.
2. Привыкание животных к человеку как экзистенциальная угроза
youtube.com/embed/u0Pas4-k4YY?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share» allowfullscreen=»»>Вырубка лесов и браконьерство представляют серьезную угрозу для многих видов по всему миру. Для многих защитников природы одной из стратегий борьбы с этими разрушительными силами является повышение осведомленности и признания общественности путем проведения туров по экзотическим землям.
Например, вид гориллы всего в нескольких метрах произведет гораздо более сильное эмоциональное воздействие, чем просмотр документального фильма по телевизору.
Конечно, не лучшая идея просто провести группу экскурсантов через джунгли и позволить им начать фотографировать огромную серебристую спину. В первый раз, когда это произойдет, он, скорее всего, защитит свою территорию, немедленно напав на туристов.
Поэтому проводникам необходимо очень медленно и постепенно знакомить людей с гориллами. Это долгий процесс привыкания.
Чем больше гориллы привыкнут видеть людей, тем меньше они будут бояться. В конце концов, гориллы привыкнут и практически будут игнорировать их присутствие.
В этот момент будет безопасно… скорее всего.
3. Привыкание у улиток
Привыкание – это высоко адаптивное поведение у всех видов. Когда данное животное исследует окружающую среду, оно должно узнать, какие раздражители опасны для жизни, а какие нет. Если бы он каждый раз демонстрировал реакцию страха на все, с чем сталкивался, он не смог бы адаптироваться.
К счастью, когда организм неоднократно и без негативных последствий сталкивается с раздражителем, он больше не будет реагировать на него страхом.
Это явление можно легко продемонстрировать возле вашего дома весной. Все, что вам нужно сделать, это найти улитку.
Вышеприведенное видео дает отличное описание того, как проводить эксперимент по привыканию у улиток.
При первом прикосновении к улитке она мгновенно втягивается. Это адаптивная реакция, заложенная на тот случай, если предмет, касающийся его, оказался птицей или другим хищником.
Однако после многократного нажатия улитка привыкает к прикосновению и больше не втягивается.
4. Модель сенсибилизации к стрессу
Исследования, проведенные в течение нескольких десятилетий, показали, что стресс является одним из самых сильных предикторов психопатологии (Harkness, et al., 2015). Психопатология, связанная со стрессом, может включать большую депрессию и биполярное расстройство. Более того, невзгоды в детстве также тесно связаны с возникновением психических расстройств (McLaughlin et al, 2012).
Однако не все одинаково реагируют на стресс. Люди различаются по устойчивости и реакции на стрессовые события.
Поэтому важно понимать роль чувствительности к стрессу у людей, что может лучше информировать о вариантах профилактики и лечения.
Модель сенсибилизации к стрессу обеспечивает основу для понимания того, как люди различаются в своих реакциях на стресс, которые затем могут иметь долгосрочные и более серьезные последствия для психического здоровья.
«Модель постулирует, что люди становятся чувствительными к стрессу с течением времени, так что уровень стресса, необходимый для запуска приступов, становится все ниже с последующими эпизодами» (Stroud, 2020, стр. 349).
Нейробиологическая основа сенсибилизации
Сенсибилизация часто обсуждается в психологическом контексте, например, когда человек легко расстраивается даже при незначительной провокации. На ум легко приходят примеры того, как манеры супруга в итоге становятся невыносимыми. Однако за сенсибилизацией стоят вполне реальные и конкретные нейробиологические механизмы.
Пост (1992) утверждает, что психологические стрессоры могут привести к изменениям в нейротрансмиссии. Эти изменения могут повысить реактивность или чувствительность к событиям, которые обычно не воспринимаются как травмирующие.
В результате воздействия определенных стрессоров с течением времени устойчивые изменения в нейротрансмиттерах и рецепторах могут привести к «…долговременной синаптической адаптации и памяти, которые могут длиться бесконечно» (стр. 1002).
Пост (2016) предполагает, что у человека может развиться сенсибилизация к легким стрессорам, которые преувеличены из-за «механизмы, подобные памяти» (стр. 315). Эти изменения «вероятно являются основой для долговременных изменений в поведенческой реакции на повторяющиеся события сенсибилизации» (стр. 316).
Вышеприведенное биологическое объяснение сенсибилизации помогает нам понять, как жизненные события в детстве могут иметь реальное влияние на всю жизнь.
Заключение
Неассоциативное обучение происходит, когда организм со временем меняет свою реакцию на стимул. Привыкание и сенсибилизация — две формы неассоциативного обучения, которые можно наблюдать почти у всех видов животных.
Для человека способность отключиться от шумной болтовни в переполненном помещении и сосредоточиться на чтении является примером привыкания к шуму (см. также: избирательное внимание). Для улитки научиться игнорировать толчок постороннего предмета, не связанного с хищником, является примером привыкания к прикосновениям.
Сенсибилизация возникает, когда у человека наблюдается повышенная реакция на раздражитель. Когда человек легко пугается после просмотра фильма ужасов, это потому, что он стал чувствительным.
Сенсибилизация также может объяснить, как травма в детстве оказывает длительное влияние на то, как мы интерпретируем и реагируем на события в более позднем возрасте. Это явление имеет биологическую основу, которая может вызывать долговременное изменение, напоминающее «память».
Ссылки
Harkness, K.L., Hayden, E.P., & Lopez-Duran, N. L. (2015). Стрессовая чувствительность и стресс-сенсибилизация в психопатологии: введение в специальный раздел. Журнал Аномальной Психологии , 124 (1), 1-3.
Маклафлин, К. А., Грин, Дж. Г., Грубер, М. Дж., Сэмпсон, Н. А., Заславский, А. М., и Кесслер, Р. К. (2012). Невзгоды детства и впервые возникшие психические расстройства в национальной выборке подростков. Архив общей психиатрии, 69 , 1151–1160.
Павлов И. П. (1927). Условные рефлексы: исследование физиологической деятельности коры головного мозга . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Почта, Р. М. (1992). Трансдукция психосоциального стресса в нейробиологию рецидивирующего аффективного расстройства. Американский журнал психиатрии, 149 , 999–1010.
Post, Р. М. (2016). Эпигенетические основы сенсибилизации к стрессу, аффективным эпизодам и стимуляторам: последствия для прогрессирования и профилактики заболеваний. Биполярные расстройства, 18 (4), 315–324. https://doi.org/10.1111/bdi.12401
Страуд, К.Б., Харкнесс, К.Л., и Хайден, Э.П. (2020). Модель стресс-сенсибилизации. Оксфордский справочник по стрессу и психическому здоровью , 349-370.
Торварт, А., и Ливси, Э. Дж. (2016). Три способа, которыми неассоциативное знание может повлиять на ассоциативный процесс обучения. Frontiers in Psychology, 7 , 2024. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.02024
Дэйв Корнелл (доктор философии)
+ посты
Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.
Крис Дрю (доктор философии)
+ сообщения
Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии).