Характеристика общения — сущность, структура и функции общения
Каждая общность имеет свои средства воздействия, использующиеся при коллективном взаимодействии в разнообразных формах. В этих средствах сконцентрировано социально-психологическое содержание образа жизни человека. Это традиции, обряды, ритуалы, праздники, отражение в искусстве, литературе, кино, СМИ. Все перечисленные формы относятся к массовым, имеющим мощнейший потенциал взаимовлияния людей друг на друга. Они являются хорошими средствами воспитания, включения человека в духовную атмосферу жизни. Главным во всех аспектах общения является человек, при увлечении инструментальной стороной общения можно свести к минимуму духовную сущность человека. Это приведет к упрощенному толкованию общения как информационно-коммуникативной деятельности. Человеческая личность обладает богатым и своеобразным внутренним миром, а при таком подходе, она отодвигается на второй план. При разделении общения на коммуникативную область и область взаимоотношений важно не утратить человека как духовную силу, преобразующую в процессе общения себя и окружающих. Общение – сложный вид человеческой деятельности, как труд, учение и игра.
Общая характеристика понятия общения
Определение 1Общение – сложный многоуровневый процесс возникновения, поддержания и развития контактов и связей между людьми, который является порождением совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.
У общения есть личностно-ориентированная и социальная стороны. В процессе общения одновременно реализуются личностные установки, отношение к социальным нормам и влияние общества на личность.
Общение рассматривают с точки зрения трех уровней анализа (или краткая характеристика трех сторон общения). Макроуровень подразумевает общение человека с другими людьми в больших временных интервалах, например, в течение жизни. Акцент делается на психическое развитие человека. Мезауровень — единство общения и деятельности: рассматривает общение как целенаправленные логически завершенные контакты, содержащие обмен информации в процессе жизнедеятельности людей, в конкретных интервалах времени.
Функции общения
Функций, которые выполняет общение, достаточно много, но основных шесть:
- Прагматическая функция является отражением потребностей и мотивов человека. Она реализуется при взаимодействии в ходе совместной деятельности. При этом само общение тоже выступает как потребность.
- Формирующая и развивающая функция реализуется тогда, когда общение воздействует на партнеров, способствуя их развитию и совершенствованию. По мере общения с людьми человек усваивает исторический опыт и социальные нормы, приобретает ценностные ориентиры, знания – идет формирование личности. Общение – это универсальная реальность, в которой на протяжении жизни проявляются процессы, состояния и поведение человека.
- Подтверждающая функция дает возможность подтвердить свои мысли и познания.
- Объединяющая – разъединяющая функция при установлении контактов способствует передаче информации, необходимых сведений, обеспечивает коммуникацию между людьми, соединяя их в единое целое, при разрыве контактов способствует изоляции личности.
- Организационная функция поддерживает межличностные контакты, служит интересам налаживания прочных, долговременных отношений в интересах совместной деятельности.
- Внутриличностная функция реализуется в общении человека с собой. Внутриличностный уровень общения сопровождается внешней и внутренней речью и является одним из видов мышления.
Пять сторон общения
Общение проявляется в единстве пяти сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной (эмотивная функция общения), конативной.
Определение 2Межличностная сторона общения – это взаимодействие человека с окружающим миром: с другими людьми, группами, общностями, с которыми он так или иначе связан.
Сюда относятся: семья, профессиональный коллектив, национальная группа, возрастная группа. Человек присваивает себе исторически сложившиеся шаблоны поведения в различных ситуациях жизни.
Когнитивная сторона общения дает ответы на вопросы: кто твой собеседник? что от него следует ожидать? То есть позволяет получить представление о партнере. Функция охватывает и самопознание человека. По мере общения формируются образы-представления о себе, партнере, которые регулируют процесс.
Определение 3Коммуникативно-информационная сторона общения – это обмен информацией, мыслями, идеями, задумками, чувствами, настроениями.
Просто обмен информацией – слишком упрощенный подход. В рамках этого вида общения информация формируется, накапливается, объединяется или дифференцируется, уточняется, эмоционально окрашивается, а только потом передается.
Определение 4Эмотивная сторона общения – проявление эмоций и чувств при взаимодействии.
Это выразительные движения, поступки, поведенческие проявления – своеобразный социально-психологический фон, от которого в немалой степени зависит успех совместной деятельности.
Конативная сторона общения согласует цели партнеров посредством поведения. Она оказывает управляющее воздействие на личность в любой жизненной ситуации.
Для общения характерно как внешнее проявление, так и внутреннее содержание. К внешним проявлениям относятся активность участников коммуникативного процесса, интенсивность их действий, реакции на контакт. К внутренним проявлениям можно отнести личное отношение к общению участника, переживания, определение мотивов и целей, соответственно, выбора поведения.
Общение может состояться только при наличии знаковой системы. Выделяют невербальные средства общения или неречевые и вербальные средства в виде устной и письменной речи.
Определение 5Письменная речь – речь, которой обучаются, человек владеющий письменной речью считается грамотным.
Хотя это не всегда так. От устной речи отличается нагроможденностью, сложными конструкциями и структурами, имеет штампы, канцеляризмы. За счет этого предложения становятся однозначными и четкими.
Письменная речь используется в науке, деловых, юридических отношениях. Чтобы пользоваться письменной речью необходим богатый словарный запас, соблюдение стилистических правил.Определение 6Устная речь – самостоятельный тип речи, имеющий свои правила.
Отличие устной речи от письменной в ее экономичности. Для того, чтобы выразить мысль в устной речи, требуется меньше слов. Это достигается благодаря другому порядку слов, значительных сокращений связок, концов предложений. Основной недостаток устной речи – это многозначность. Зато лаконичность является ее достоинством. Устная речь хороша, когда надо воспитывать, воодушевлять, вдохновлять, защищать, отстаивать.
Определение 7Средства общения – это не только слова и предложения, но и жесты, поворот головы, мимика, микромимика, заключающаяся в выражении глаз, дистанция, особенность походки.
Все эти проявления можно назвать невербальными средствами общения. Всем известны гримасы лица, которые выражают определенное состояние: преданность, злость, лесть, презрение.
Самостоятельно передать значение или смысл (сущности общения) невербальные средства не могут. Они являются хорошим дополнением словесных текстов. Если невербальные средства рассогласованы, то, напротив, это приводит к затруднению межличностного общения. В отличие от речи они осознаются как говорящим, так и слушающим не в полной мере.
Можно выделить визуальные, акустические, тактильно-кинестезические, ольфакторные невербальные средства.
- К визуальным средствам общения можно отнести: кинесику – движения рук, ног, головы, туловища, контакт глазами, выражение лица, позу – ее локализацию или смену при определенном отрезке речи, кожные реакции – появление пота, покраснение, бледность, дистанцию – расстояние до собеседника, поворот к нему, персональное пространство. Вспомогательными визуальными средствами общения являются особенности телосложения и средства их преобразования: одежда, косметика, очки, усы, борода.
- К акустическим средствам общения относятся паралингвистические речевые, выражающиеся в интонации, тембре, тоне, паузах. Существуют экстралингвистические средства общения такие, как смех, плач, кашель, вздохи.
- К тактильно-кинестезическим средствам можно отнести физическое взаимодействие: танец, ведение слепого за руку; такесику: похлопывания, рукопожатия, поцелуи.
- К ольфакторным средствам относятся запахи окружающей среды и человека.
В каждой культуре существуют свои невербальные средства общения, общих норм здесь не существует. Перед тем, как посетить какую-то страну, следует познакомиться с ее невербальным языком.
Поведение человека регулируют установки, уходящие своими корнями в подсознание. Если у партнеров разные установки, они плохо понимают друг друга, а чаще всего разрывают отношения. Совместимость установок способствует благоприятному развитию общения. Согласованность установок проявляется во взглядах, мыслях, чувствах. Когда формируются совместные цели на основе общности установок, осуществляется взаимный контроль поведения.
Уровни общения
Общение происходит на различных уровнях. Начальным уровнем является конвенциональный. Это может быть обмен несколькими фразами в нейтральной обстановке или в условиях вынужденного общения. Это автоматическое или ограниченное общение, не требующее осмысления, не содержащее позитивных и негативных моментов. Такое общение необходимо в стандартных ситуациях.
Следующий уровень общения называется информационным. Здесь происходит обмен информацией, которая является следствием активности человека: мыслительной, эмоциональной, поведенческой. Данный уровень носит стимулирующий характер общения.
Личностный уровень общения позволяет участникам раскрыться, постичь внутренний мир другого человека, себя. Такое общение происходит в особых случаях: вдохновения, озарения, любви. Это моменты духовного подъема, поэтому и уровень общения можно назвать духовным. Это общение высоко нравственное, интимное, оно снимает всякие ограничения, так как они не нужны. Личностный уровень общения тождественен ценностным ориентациям.
Психология общения | Диплом по психологии
Определение понятия общения
Б.Ф.Ломов рассматривает общение как самостоятельную форму активности человека в отношениях «субъект – субъект», в отличие от деятельности, реализуемой в отношениях «субъект – предмет (объект)». По его мнению, общение представляет собой специфическую форму взаимодействия между человеком и другими людьми.
Г.М.Андреева рассматривает общение как процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга.
По мнению Е.П.Ильина, общение людей – это специфический вид коммуникации, связанный с психическим контактом между реальными субъектами и приводящий к их взаимовлиянию, взаимопереживаниям и взаимопониманию. Психический контакт, возникающий при общении, характеризует взаимодействие между конкретными людьми, существующими в одно и то же время. Психический контакт предполагает обмен информацией, эмоциями и т. п. между общающимися.
Структура общения
Согласно точке зрения Г.М.Андреевой, структура общения включает следующие компоненты:
- Коммуникативная сторона общения – обмен информацией между общающимися;
- Интерактивная сторона общения – взаимодействие и взаимовлияние, психологическое воздействие общающихся друг на друга;
- Перцептивная сторона общения – восприятие человека человеком и понимание людьми друг друга.
Е.П.Ильин считает, что в структуре общения необходимо выделить так же четвертую – эмоциональную сторону, состоящую в заражении эмоцией от партнера по общению и вызове какой-либо эмоции у партнера.
Функции общения
В соответствии со структурой общения выделяют следующие основные функции общения:
- Информационная – связана с передачей партнерами общения информации, а также знаний, умений друг другу;
- Аффективная, или экспрессивная – функция взаимного обмена эмоциями, тесно связанная с пониманием переживаний и эмоционального состояния друг друга;
- Регулятивная – функция психологического воздействия одного партнера общения – индуктора – на другого – реципиента, которое должно вызывать у последнего изменение либо его поведения (когда руководитель, например, дает распоряжение подчиненному), либо его эмоционального состояния, либо свойств его личности (при воспитательных воздействиях). В рамках регулятивной функции общения выделяют так же функции социального контроля (регламентирование поведения и деятельности с помощью групповых и социальных норм путем использования позитивных – одобрение, похвала или негативных – неодобрение, порицание – санкций) и социализации (формирование у членов коллектива умения действовать в интересах коллектива, понимать интересы других людей, выражать доброжелательность).
Виды общения
Общение в современной психологии классифицируют на следующие основные виды:
- Целевое и инструментальное общение: целевое общение связано с удовлетворением потребности в общении, а инструментальное общение не является самоцелью, оно вызвано необходимостью организации индивидуальной или совместной деятельности.
- Деловое и неделовое (личное) общение: деловое общение связано с деятельностью и не затрагивает внутренний мир участников общения, а личное общение связано с решением внутренних психологических проблем: разрешением внутреннего конфликта, обсуждением происходящего вокруг, выражением своего отношения к этому, поиском смысла жизни и т. д..
- Прямое и косвенное общение: прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми, косвенное общение осуществляется через посредников.
- Социально-ориентированное, предметно-ориентированное и личностно-ориентированное общение (А.А.Леонтьев). Социально-ориентированное общение направлено на изменение психологических характеристик группы людей (например, выступление перед аудиторией), личностно-ориентированное – на изменение отдельной личности, а предметно-ориентированное общение направлено на регулирование совместной деятельности людей.
- В зависимости от языка (знаковой системы), применяемого в общении, выделяют вербальное и невербальное общение. Вербальное общение – это общение при помощи слов, устной речи, а невербальное общение осуществляется без слов при помощи языка жестов, мимики и т.п.: Невербальное поведение оценивается по следующим основным параметрам: собственно невербальное поведение (межличностная дистанция, взаимное расположение собеседников, позы, жесты, мимика и взгляд) и паралингвистические компоненты общения (вздохи, стоны, зевота, покашливание) – все звуки, которые произносит человек, но не речь, а также такие характеристики речи, как громкость голоса, ее темп и ритм, паузы.
- Межличностное, личностно-групповое и межгрупповое общение: межличностное общение – это общение между людьми как уникальными личностями, личностно-групповое общение – это общение между одним человеком и группой, а межгрупповое общение – это общение между людьми как представителями групп. При межличностном общении, содержание которого касается только общающихся, отражается позиция каждого из них. Если же участники общения являются представителями групп, коллективов, то они не полностью свободны в своих позициях и способах контактирования, поскольку заботятся о престиже представляемых ими групп. Поэтому, например, воспитательная работа с учащимися, принадлежащими к компаниям с асоциальным поведением, затруднена, особенно если общение с ними осуществляется учителем в присутствии других ребят из этой компании.
Значение, типы и характеристики общения
Программа раздела — IV (Общение) для UGC Net Paper 1 — Преподавательские и исследовательские способностиОбщение: значение, типы и характеристики общения.
Эффективное общение: вербальное и невербальное, межкультурное и групповое общение, общение в классе.
Препятствия для эффективной коммуникации.
Средства массовой информации и общество.
Корни слова Общение Английский термин «Общение» произошел от латинского языка. « Communis и communicare » — это два латинских слова, связанных со словом «коммуникация». Communis — это существительное, означающее общее, общность или совместное использование. Точно так же communicare — это глагол, который означает «сделать что-то общим».
Коммуникация означает передачу мыслей, информации, эмоций и идей посредством жестов, голоса, символов, знаков и выражений от одного человека к другому. Три вещи являются наиболее важными и существенными в любом процессе коммуникации: Отправитель, Получатель и Канал (среда).
- Отправитель кодирует сообщение в любой форме, такой как голос, письмо или любые знаки. Итак, они предлагаются как Кодировщик
- Получатель декодирует сообщение от отправителя, чтобы понять сообщение. Так, их часто называют Декодер .
- Канал : Для любых сообщений или информации требуется какой-либо канал или носитель. Пример: телевидение — это аудиовизуальное средство, которое декодирует электронные сигналы в аудиовизуальное для аудитории 9.0043
- Коммуникация — это просто акт передачи информации от одного места, человека или группы к другому.
Коммуникация представляет собой непрерывный процесс, который в основном включает три элемента, а именно. отправитель, сообщение и получатель. Ниже подробно описаны элементы, участвующие в процессе коммуникации:
1. Отправитель Отправитель или коммуникатор создает сообщение и передает его получателю. Он источник и тот, кто начинает общение
2. Сообщение Это идея, информация, точка зрения, факт, чувство и т. д., которые генерируются отправителем и затем предназначены для дальнейшего сообщения.
3. Кодирование Сообщение, созданное отправителем, перед передачей кодируется символически, например, в виде слов, изображений, жестов и т. д.
4. Медиа Способ передачи закодированного сообщения. Сообщение может быть передано устно или письменно. Средства связи включают телефон, Интернет, почту, факс, электронную почту и т. д. Выбор средства передачи определяется отправителем.
5. Декодирование Это процесс преобразования символов, закодированных отправителем. После декодирования сообщение поступает получателю.
6. Получатель Это тот человек, который стоит последним в цепочке и для которого отправитель отправил сообщение. Только после того, как получатель получит сообщение, правильно его поймет и будет действовать в соответствии с сообщением, цель коммуникации будет достигнута.
7. Обратная связь Как только получатель подтвердит отправителю, что он получил сообщение и понял его, процесс связи завершен.
8. Шум Это любое препятствие, создаваемое отправителем, сообщением или получателем в процессе коммуникации. Например, плохая телефонная связь, неправильное кодирование, неправильное декодирование, невнимательный получатель, плохое понимание сообщения из-за предрассудков или неуместных жестов и т. д. общение происходит устно, устно или с помощью письменных слов, которые выражают или передают сообщение другим, называется вербальным общением.
Вербальная коммуникация — это использование языка для передачи информации посредством речи или языка жестов. Это один из самых распространенных типов, часто используемый во время презентаций, видеоконференций и телефонных звонков, совещаний и разговоров один на один. Вербальное общение важно, потому что оно эффективно. Может быть полезно поддерживать вербальное общение как невербальным, так и письменным общением.
Факторы эффективной вербальной коммуникации:
1. Думайте, прежде чем говорить
2. Говорите уверенно
3. Будьте ясны и кратки
4. Следите за своими невербальными сигналами общения
5.0 Будьте хорошим слушателем
6. Думайте о точке зрения вашей аудитории
7. Меняйте тон голоса
Типы вербального общения
A. Устное общение: Общение, которое происходит устно. , разговоры, а также любые сообщения или информация, которыми обмениваются друг с другом посредством речи или уст в уста, называется устным общением. Пример: публичное выступление, чтение новостей, телевидение, радио, телефонные и мобильные разговоры.
B. Письменное общение : Общение происходит с помощью любого письменного слова или часто письменного знака, который относится к языкам, используемым в любом носителе, и называется письменным общением. Пример: просто любые рукописные, напечатанные, газетные, печатные текстовые документы, письма, книги и журналы.
2. Невербальная коммуникация Любая коммуникация без словесных, устных, разговорных и письменных языков называется невербальной коммуникацией. Это происходит через знаки, символы, цвета, жесты, язык тела или любое выражение лица.
Невербальное общение — это использование языка тела , жестов и мимики для передачи информации другим. Его можно использовать как преднамеренно, так и непреднамеренно. Например, вы можете непреднамеренно улыбнуться, услышав приятную или приятную идею или информацию. Невербальное общение полезно, когда вы пытаетесь понять мысли и чувства других людей.
Если они демонстрируют «закрытое» телосложение языка, такое как скрещенные руки или ноги, или сгорбленные плечи, они могут испытывать тревогу, злость или нервозность. Если они демонстрируют «открытый» язык тела с обеими ногами на полу и руками по бокам или на столе, они, вероятно, чувствуют себя позитивно и открыты для информации
Следующие советы могут помочь вам научиться читать невербальные сигналы других людей и повысить свою способность эффективно общаться.
1. Обращайте внимание на невербальные сигналы
2. Ищите неконгруэнтное поведение
3. Концентрируйтесь на тоне голоса при разговоре
4. Используйте хороший зрительный контакт 6. Используйте сигналы, чтобы сделать общение более значимым
7. Рассматривайте сигналы в целом
8. Учитывайте контекст
9. Помните, что сигналы могут быть неправильно истолкованы
10. Практика, практика, практика Организация также может быть формальной и неформальной.
Официальное общение:
Официальное общение относится к общению, происходящему через официальные каналы в организации. Такой тип общения имеет место между руководителями или сотрудниками одного кадра или между начальником и подчиненным и наоборот. Оно может быть устным или письменным, но в организации ведется полная запись такого общения.
Коммуникационная сеть — это шаблон среди членов организации, через который проходит коммуникация в организации. Это зависит от характера, канала связи и количества вовлеченных лиц.
Различные типы коммуникационных сетей, работающих в официальной организации, обсуждаются ниже:
1. Единая цепочка: Облегчает поток связи от вышестоящего к подчиненному между различными уровнями в организации через единую цепочку.
2. Колесо: В сети колес начальник действует как ступица колеса, и все подчиненные под ним общаются только через него и не могут разговаривать между собой.
3. Циркулярный: В круговой сети поток сообщений очень медленный и также движется по кругу. В этой сети каждый человек может легко общаться со своими соседями.
4. Перевернутая V: В этой сети подчиненный может общаться не только со своим начальником, но и с начальником начальника. Однако в этом случае имеет место очень ограниченное общение.
Преимущества формального общения: Официальное общение имеет следующие преимущества:
1. Поддержание полномочий: При официальном общении авторитет начальника над подчиненными хорошо поддерживается.
2. Упорядоченный поток информации: Информация должна проходить по определенному маршруту. Поэтому поток информации очень систематичен.
3. Секретность: При официальном общении может сохраняться секретность.
4. Легкое знание источника информации: В этом типе связи источник каждой информации может быть легко обнаружен.
Недостатки формального общения:
Недостатки формального общения:
канал.
2. Искажение информации: Иногда расстояние между отправителем и получателем настолько велико, что информация проходит через множество рук, и к тому времени, когда она достигает получателя, она искажается.
3. Никаких личных контактов: Официальное общение в основном осуществляется безлично. Может не хватать личной теплоты и участия
Неформальное общение:
Такой тип общения распространяется очень быстро, и очень трудно обнаружить его источник. Иногда такое общение приводит к слухам и, таким образом, создает путаницу в организации. Однако иногда это оказывается очень полезным для менеджеров, поскольку информация по этим каналам может распространяться очень быстро, чтобы узнать реакцию рабочих и т. д.
Сеть виноградной лозы:
Сеть общения, используемая в неформальном общении, называется сетью виноградной лозы, потому что ее ответвления распространяются по всей организации и во всех направлениях без учета уровней власти и т. д. Происхождение этого типа общения неизвестно. Другими словами, очень трудно понять, как и где она начинается/заканчивается. Ниже приведены различные типы сети виноградных лоз:
a) Single Strand: В этой сети каждый человек может общаться с другим человеком только последовательно.
b) Сплетни: В сети сплетен человек может общаться со всеми на неизбирательной основе. Таким образом, один человек излучает сообщение и т. д. многим в целом. Другими словами, только через один источник информация распространяется ко многим другим людям.
c) Вероятность: В вероятностной сети человек общается с другими людьми случайным образом
d) Кластер: Этот тип сети наиболее распространен в организациях. В этой сети человек общается только с теми людьми, которым он доверяет. Получив информацию, некоторые из них передают ее дальше избранным, а остальные хранят ее при себе.
Преимущества неформального общения:
Неформальное общение может дать следующие преимущества:
1. Быстрота и спонтанность: При таком общении сообщения передаются спонтанно с большей скоростью.
2. Свободная среда: Неформальное общение осуществляется в свободной среде, где нет давления ни на одного сотрудника. Она может течь в любом направлении и степени.
3. Социальные отношения: Помогает в установлении лучших человеческих отношений, поскольку предоставляет платформу для сотрудников на общественных собраниях не только в организации, но и за ее пределами.
4. Дополнение: Неформальное общение дополняет официальное общение. Есть определенные вопросы, которые трудно сообщить по официальным каналам, например. отношение и мнения работников о плане и политике управления и т. д. Их можно легко узнать при неформальном общении
Недостатки неформального общения:
Недостатки неформального общения:
1. Отсутствие ответственности: При формальном общении ответственность за вводящие в заблуждение факты может быть точно установлена, но не в случае неформального общения.
2. Недостоверная информация: Большая часть информации, полученной посредством этого сообщения, недостоверна, и на ее основе нельзя принимать никаких важных решений.
3. Утечка информации: Это может привести к утечке важной информации, которая может нанести вред организации.
Вертикальная, горизонтальная или диагональная связь:
Связь может быть охарактеризована как вертикальная, горизонтальная или диагональная. Первоначально большее внимание уделялось вертикальной организационной коммуникации по сравнению с горизонтальной коммуникацией, но это уже не так. Диагональная коммуникация стала еще более поздним акцентом в литературе по организационным коммуникациям.
Вертикальная коммуникация происходит между иерархически расположенными лицами и может включать как нисходящие, так и восходящие коммуникативные потоки. Нисходящее общение более распространено, чем восходящее. Ларкин и Ларкин (1994) предполагают, что нисходящая коммуникация наиболее эффективна, если топ-менеджеры общаются напрямую с непосредственными начальниками, а непосредственные начальники общаются со своим персоналом.
Нисходящая связь: — это больше, чем передача информации подчиненным. Это может включать в себя эффективное управление тоном сообщения, а также демонстрацию навыков делегирования полномочий, чтобы обеспечить эффективное выполнение работы нужным человеком. Хотя содержательные приоритеты нисходящей коммуникации окончательно не продемонстрированы, существует определенная степень определенности в отношении наилучшего подхода к нисходящей коммуникации (Jablin 19). 80), т. е.
- Высшее руководство должно напрямую общаться со своими непосредственными начальниками
- Непосредственные начальники должны общаться со своими непосредственными подчиненными
- По важным вопросам высшее руководство должно затем обращаться к сотрудникам напрямую.
Возможно, самое проверенное и самое верное правило эффективной нисходящей коммуникации заключается в следующем.91).
Связь вверх : Еще меньше известно о связи вверх. Один последовательный вывод состоит в том, что удовлетворенность сотрудников восходящей коммуникацией, как правило, ниже, чем их удовлетворенность нисходящей коммуникацией (Gibson, 1985; Gibson and Hodgetts, 1991: 221–222). Ларкин и Ларкин (1994) обнаружили низкий уровень удовлетворенности всеми стратегиями, обычно используемыми для повышения уровня коммуникации, включая опросы сотрудников, программы предложений, программы рассмотрения жалоб сотрудников и программы участия сотрудников, такие как кружки качества и командные собрания.
Латеральное общение
Латеральное общение предполагает общение между людьми, которые не находятся в иерархических отношениях друг с другом. В то время как недавние тенденции к уплощению организаций повысили важность латеральных коммуникаций, исследования латеральных коммуникаций все еще отстают от исследований вертикальных коммуникаций. Одно довольно ограниченное исследование выявило довольно высокий уровень удовлетворенности (85 процентов) горизонтальным общением среди менеджеров по персоналу (Frank19).84), но латеральная коммуникация между менеджерами разнородных функциональных подразделений, хотя ее часто называют основным источником дисфункции организации, не подвергалась многочисленным эмпирическим исследованиям. Предполагалось, что боковая коммуникация на рабочем уровне менее проблематична, по крайней мере, в рамках функциональной области.
Диагональное общение
Диагональное общение относится к общению между менеджерами и работниками, находящимися в различных функциональных подразделениях (Wilson 19). 92). Хотя как вертикальная, так и горизонтальная коммуникация по-прежнему важны, эти термины уже неадекватно отражают коммуникационные потребности и потоки в большинстве современных организаций. Концепция диагональной коммуникации была введена для того, чтобы охватить новые коммуникативные проблемы, связанные с новыми организационными формами, такими как матричные и проектные организации.
Ниже перечислены наиболее важные характеры или характеристики коммуникации: лиц : В общении участвуют как минимум два человека — отправитель и получатель. Отправитель отправляет сообщение и известен как коммуникатор. Получатель получает сообщение и называется сообщением.
2. Общение — это двусторонний процесс: Общение — это двусторонний процесс. Это не просто означает отправку и получение сообщений. Оно не является полным до тех пор, пока сообщение не будет понято получателем в том же смысле.
3. Цель сообщения : Сообщение является обязательным. Сообщение – это предмет общения. например, содержание письма или речи, приказа, инструкции или предложения. Коммуникация должна передавать какое-то сообщение. Если нет сообщения, нет связи. Основная цель общения – добиться взаимопонимания. Получатель должен понять отправленное сообщение и ответить соответствующим образом.
4. Форма связи: Связь может осуществляться в нескольких формах, например. приказ, инструкция, отчет, запросы и т. д. Оно может быть устным или письменным. Он может быть формальным или неформальным.
5. Сфера общения : Общение пронизывает все человеческие отношения. Это важно для всех типов организаций и на всех уровнях управления.
6. Общение – это динамический процесс: Общение зависит от настроения и мышления отправителя и получателя. Способ восприятия сообщения зависит от того, какой из тонких органов чувств получателя в это время активен.
7. Общение — это больше, чем просто слова : Коммуникация — это не просто передача или получение фактов, выраженных словами. Общение может быть письменным, устным или жестовым. Это также включает в себя идеи и эмоции. Многие коммуникации осуществляются с помощью знаков, символов и жестов.
8. Основная цель коммуникации – мотивировать реакцию : Основная цель коммуникации – мотивировать реакцию или повлиять на поведение человека. Нет сомнений в том, что мотивация исходит изнутри, но коммуникатор также может мотивировать людей хорошим составлением сообщения, правильным выбором времени для общения и т. д. Чтобы создать понимание, общение должно соответствовать ситуации. Всегда нужно помнить, что общение — это средство мотивации, а не самоцель.
9. Общение является разговорным : Общение устанавливает связь между фактами, идеями и, таким образом, помогает коммуникатору и коммуникатору развиваться логически.
10. Коммуникация является междисциплинарной наукой : Коммуникация для того, чтобы быть эффективной, основывается на знаниях нескольких наук, таких как антропология (изучение языка тела), социология (изучение человеческого поведения), психология (изучение отношений) и т. д.
11 Общение может быть формальным или неформальным : Официальная коммуникация осуществляется по формальным каналам, предусмотренным в организационной структуре. Например, управляющий директор общается с руководителями отделов, скажем, финансовым менеджером, финансовый менеджер общается с заместителем финансового директора, заместитель финансового директора общается с бухгалтером и так далее. Проще говоря, в неформальном общении нет прямого общения между управляющим директором и счетоводами. Неформальное общение вытекает из неформальных каналов общения, которые не предусмотрены в структуре организации. Эти каналы развиваются среди членов из-за личных контактов через работу друг с другом.
12. Она течет вверх и вниз, а также из стороны в сторону: Коммуникация течет вниз от вышестоящего к подчиненному и вверх от подчиненного к начальнику. Он также протекает между двумя или более лицами, действующими на одном уровне власти.
Q1. Какое из следующего набора утверждений верно для описания процесса человеческого общения?
(a) Невербальное общение может стимулировать идеи.
(b) Общение — это приобретаемая способность.
(c) Общение не является универсальной панацеей.
(d) Связь не может прерваться.
(e) Больше общения означает более эффективное обучение учащихся.
(f) Ценность того, что изучается в ходе общения в классе, не является проблемой для учащихся.
Код:
(A) (a), (c), (e) и (f)
(B) (b), (d), (e) и (f)
(C) ( a), (b), (c) и (d)
(D) (a), (d), (e) и (f)
Раствор: (C)
Объяснение:
Общение имеет следующие характеристики :
1. Это двусторонний процесс, в котором участвуют как минимум два человека.
2. Это непрерывный или динамический процесс. Барьеры могут быть преодолены, чтобы возобновить общение.
3. Его основная цель – стимулировать понимание и реакцию получателя.
4. Общение может быть устным или письменным; формальный или неформальный; и может принимать форму приказа, инструкции, отчета, запроса и т. д.
5. Он пронизывает все человеческие отношения, формальные или неформальные.
6. Общение бывает как вербальным, так и невербальным. Общение не может быть полностью искоренено. Однако он наверняка может испортиться. Когда машина ломается, она все еще существует; просто с ним что-то не так, из-за чего он выходит из строя. Точно так же коммуникативные навыки многих миллениалов либо нарушены, либо дремлют, ожидая, когда их проявят. Потенциал для хорошего общения все еще есть, он все еще существует, но он не работает должным образом. Коммуникация не механическая. Он не «ломается».
7. Это целенаправленный процесс, направленный на достижение целей, и эффективен только тогда, когда цели обеих сторон находятся в гармонии. Эффективное общение заключается не столько в том, чтобы говорить, сколько в том, чтобы слушать. Умение слушать означает не только понимать слова или передаваемую информацию, но и понимать эмоции, которые говорящий пытается передать.
8. Это междисциплинарная наука, происходящая из антропологии (изучение языка тела), социологии (изучение человеческого поведения), психологии (изучение отношения) и т. д.
9. Может выпрямить неровности, но не гарантирует успеха. Общение не является универсальной панацеей. Панацея относится к решению проблем.
10. Коммуникативные навыки можно приобрести и улучшить для достижения желаемых результатов.
Q2. Эффективное общение предполагает
(A) Неприсоединение
(B) Доминирование
(C) Пассивность
(D) Понимание
Решение: (D)
90:004 Объяснение0007
Коммуникация — это передача сообщений путем обмена мыслями или информацией посредством речи, визуальных образов, сигналов, письма или поведения. Коммуникация требует отправителя, сообщения и получателя, хотя получатель может не присутствовать или не знать о намерении отправителя общаться во время коммуникации. Коммуникация требует, чтобы общающиеся стороны разделяли некоторую область общности. Процесс связи завершается, когда получатель понимает сообщение отправителя.
Q3. Когда вербальные и невербальные сообщения противоречат друг другу, говорят, что большинство людей верит в:
(A) Неопределенные сообщения
(B) Вербальные сообщения
(C) Невербальные сообщения
(D) Агрессивные сообщения
Решение: (C)
Объяснение:
Люди обычно обращают больше внимания на то, как вы что-то говорите, чем на то, что вы говорите на самом деле. Вы больше общаетесь невербально, чем вербально, и часто используете невербальные выражения, чтобы добавить или даже заменить слова, которые вы могли бы произнести иначе.
Q4. Представьте, вы работаете в образовательном учреждении, где люди равноправны? Какой метод коммуникации лучше всего подходит и обычно используется в таком контексте?
(a) Горизонтальная связь
(b) Вертикальная связь
(c) Корпоративная связь
(d) Крестная связь
Решение: (а)
Объяснение:
. между людьми, занимающими то же иерархическое положение. Для повышения эффективности горизонтальной коммуникации используются как письменные, так и устные методы.
Горизонтальная и вертикальная коммуникация
· Когда информация передается между людьми, занимающими одинаковое положение в организации, это называется горизонтальной коммуникацией. Когда общение происходит между начальником и подчиненными, оно называется вертикальным общением.
· Целью горизонтальной связи является координация деятельности различных отделов и подразделений организации. Целью вертикальной коммуникации является предоставление подчиненным необходимых приказов, указаний и указаний по нисходящему направлению; и получение предложений, мнений и отзывов от подчиненных в восходящем направлении.
· При таком общении происходит обмен информацией между людьми одного ранга и статуса. В этом общении информационные потоки формируются вышестоящими подчиненными и наоборот.
· Горизонтальное общение отличается большей неформальностью. Вертикальное общение более формально, чем горизонтальное.
· Горизонтальное общение в основном осуществляется через устные средства массовой информации. Вертикальная коммуникация в основном осуществляется через письменные средства массовой информации.
Корпоративная связь — это управленческая функция или отдел, такой как маркетинг, финансы или операции, предназначенный для распространения информации среди ключевых групп, реализации корпоративной стратегии и разработки сообщений для различных целей внутри и за пределами организации.
Межкультурная коммуникация — это область исследования , изучающая, как люди из разных культур общаются одинаковыми и разными способами между собой, и как они пытаются общаться между культурами. Межкультурная коммуникация – смежная область исследования
Q5. Утверждение (A): Формальное общение имеет тенденцию быть быстрым и гибким.
Причина (R): Официальное общение представляет собой систематический и упорядоченный поток информации.
(A) Оба (A) и (R) верны, и (R) является правильным объяснением (A)
(B) Оба (A) и (R) верны, но (R) не является правильным объяснением из (A)
(C) (A) верно, но (R) неверно
(D) (A) неверно, но (R) верно
Решение: (D)
Объяснение:
Официальное общение: Тип вербального общения, при котором обмен информацией осуществляется по заранее определенным каналам, называется формальным общением.
При официальном общении скорость общения Низкая.
Неформальное общение: Вид вербального общения, при котором обмен информацией не происходит ни по каким каналам, т. е. общение распространяется во всех направлениях.
В неформальном общении скорость общения очень высока.
В следующей статье мы собираемся обсудить общение в классе в рамках Блока IV (Общение) для UGC NET General Paper-1 по преподавательским и исследовательским способностям.
Ознакомьтесь с нашим полным курсом по UGC Net Paper 1 (преподавательские и исследовательские способности) для предстоящего экзамена UGC Net — нажмите здесь
1.2 Что такое общение? – Деловое общение для успеха
Цели обучения
- Дать определение общению и описать общение как процесс.
- Определите и опишите восемь основных компонентов коммуникации.
- Определите и опишите две модели общения.
Было предложено множество теорий для описания, предсказания и понимания поведения и явлений, из которых состоит общение. Когда дело доходит до общения в бизнесе, мы часто меньше интересуемся теорией, чем тем, чтобы наше общение приносило желаемые результаты. Но для достижения результатов может быть полезно понять, что такое коммуникация и как она работает.
Определение общения
Корень слова «общение» на латыни — communicare , что означает «делиться» или «общаться» (Weekley, 1967). Коммуникация определяется как процесс понимания и обмена смыслом (Pearson & Nelson, 2000).
В центре нашего изучения общения находятся отношения, которые включают взаимодействие между участниками. Это определение хорошо служит нам, поскольку оно делает акцент на процессе, который мы подробно рассмотрим в этом тексте, на пути к пониманию и эффективному разделению чужой точки зрения.
Первое ключевое слово в этом определении — процесс. Процесс — это динамическая деятельность, которую трудно описать, поскольку она меняется (Pearson & Nelson, 2000). Представьте, что вы одни на кухне и думаете. Кто-то из ваших знакомых (скажем, ваша мать) входит на кухню, и вы коротко говорите. Что изменилось? Теперь представьте, что к вашей матери присоединяется кто-то еще, кто-то, кого вы раньше не встречали, и этот незнакомец внимательно слушает, пока вы говорите, почти как если бы вы произносили речь. Что изменилось? Ваша точка зрения может измениться, и вы можете более внимательно следить за своими словами. Обратная связь или ответ от вашей матери и незнакомца (которые, по сути, являются вашей аудиторией) могут заставить вас переоценить то, что вы говорите. Когда мы взаимодействуем, все эти и многие другие факторы влияют на процесс общения.
Второе ключевое слово — понимание: «Понимать — значит воспринимать, интерпретировать и соотносить наше восприятие и интерпретацию с тем, что мы уже знаем». (McLean, 2003) Если друг рассказывает вам историю о падении с велосипеда, какой образ приходит ему на ум? Теперь ваш друг указывает в окно, и вы видите мотоцикл, лежащий на земле. Понимание слов и понятий или объектов, к которым они относятся, является важной частью процесса общения.
Далее идет обмен словами. Совместное использование означает выполнение чего-либо вместе с одним или несколькими людьми. Вы можете участвовать в совместной деятельности, например, при составлении отчета; или вы можете получить совместную пользу от ресурса, например, когда вы и несколько коллег делите пиццу. В общении обмен происходит, когда вы передаете мысли, чувства, идеи или идеи другим. Вы также можете поделиться с самим собой (процесс, называемый внутриличностным общением), когда вы доводите идеи до сознания, размышляете о том, как вы к чему-то относитесь, или придумываете решение проблемы и получаете классическое «Ага!» момент, когда что-то становится ясным.
Наконец, смысл — это то, что мы разделяем посредством общения. Слово «велосипед» представляет собой как велосипед, так и короткое название мотоцикла. Глядя на контекст, в котором используется слово, и задавая вопросы, мы можем обнаружить общее значение слова и понять сообщение.
Восемь основных компонентов коммуникации
Чтобы лучше понять процесс коммуникации, мы можем разбить его на восемь основных компонентов:
- Источник
- Сообщение
- Канал
- Ресивер
- Обратная связь
- Окружающая среда
- Контекст
- Помехи
Каждый из этих восьми компонентов выполняет неотъемлемую функцию в общем процессе. Давайте рассмотрим их один за другим.
Источник
Источник представляет, создает и отправляет сообщение. В ситуации публичного выступления источником является лицо, выступающее с речью. Он или она передает сообщение, делясь новой информацией с аудиторией. Говорящий также передает сообщение с помощью своего тона голоса, языка тела и выбора одежды. Говорящий начинает с определения сообщения — что сказать и как сказать. Второй шаг включает в себя кодирование сообщения путем выбора правильного порядка или идеальных слов для передачи предполагаемого значения. Третий шаг — представить или отправить информацию получателю или аудитории. Наконец, наблюдая за реакцией аудитории, источник понимает, насколько хорошо они восприняли сообщение, и отвечает разъяснениями или дополнительной информацией.
Сообщение
«Сообщение — это стимул или значение, созданное источником для получателя или аудитории». (McLean, 2005) Когда вы планируете выступить с речью или написать отчет, ваше сообщение может состоять только из выбранных вами слов, которые передают ваш смысл. Но это только начало. Слова объединены грамматикой и организацией. Вы можете сохранить самый важный пункт напоследок. Сообщение также состоит из того, как вы это говорите — в речи, с помощью вашего тона голоса, вашего языка тела и вашего внешнего вида, а в отчете — из вашего стиля письма, пунктуации, заголовков и форматирования, которые вы выбираете. Кроме того, частью сообщения может быть среда или контекст, в котором вы его представляете, а также шум, из-за которого ваше сообщение может быть трудно услышать или увидеть.
Представьте, например, что вы обращаетесь к большой аудитории торговых представителей и знаете, что сегодня вечером состоится игра World Series. Вашей аудитории может быть трудно успокоиться, но вы можете начать со слов: «Я понимаю, что сегодня вечером важная игра». Таким образом, вербально выражая то, что известно и интересует большинство людей в вашей аудитории, вы можете уловить и сосредоточить их внимание.
Канал
«Канал — это способ, которым сообщение или сообщения перемещаются между источником и получателем». (McLean, 2005) Например, подумайте о своем телевизоре. Сколько каналов у вас на телевизоре? Каждый канал занимает определенное место, даже в цифровом мире, в кабеле или в сигнале, который доносит сообщение каждого канала до вашего дома. Телевидение объединяет звуковой сигнал, который вы слышите, с визуальным сигналом, который вы видите. Вместе они передают сообщение получателю или аудитории. Выключите громкость на телевизоре. Вы все еще понимаете, что происходит? Много раз вы можете, потому что язык тела передает часть сообщения шоу. Теперь увеличьте громкость, но повернитесь так, чтобы не видеть телевизор. Вы все еще можете слышать диалоги и следить за сюжетной линией.
Точно так же, когда вы говорите или пишете, вы используете канал для передачи своего сообщения. Разговорные каналы включают личные разговоры, речи, телефонные разговоры и сообщения голосовой почты, радио, системы громкой связи и передачу голоса по Интернет-протоколу (VoIP). К письменным каналам относятся письма, меморандумы, заказы на покупку, счета-фактуры, газетные и журнальные статьи, блоги, электронная почта, текстовые сообщения, твиты и т. д.
Получатель
«Получатель получает сообщение от источника, анализируя и интерпретируя сообщение способами, как преднамеренными, так и непреднамеренными источником». (McLean, 2005) Чтобы лучше понять этот компонент, подумайте о приемнике в футбольной команде. Квотербек бросает мяч (сообщение) получателю, который должен видеть и интерпретировать, где ловить мяч. Квотербек может намереваться, чтобы получатель «поймал» его сообщение одним способом, но получатель может видеть вещи по-другому и вообще упускать из виду футбольный мяч (предполагаемый смысл).
В качестве получателя вы слушаете, видите, трогаете, обоняете и/или пробуете на вкус, чтобы получить сообщение. Ваша аудитория «оценивает» вас так же, как вы могли бы проверить их задолго до того, как выйдете на сцену или откроете рот. Невербальные реакции ваших слушателей могут послужить подсказкой, как скорректировать ваше начало. Представляя себя на их месте, вы предугадываете, что бы вы искали на их месте. Точно так же, как квотербек планирует, где будет находиться получатель, чтобы правильно разместить мяч, вы тоже можете распознать взаимодействие между источником и получателем в контексте делового общения. Все это происходит одновременно, иллюстрируя, почему и как коммуникация постоянно меняется.
Обратная связь
Когда вы намеренно или ненамеренно отвечаете источнику, вы даете обратную связь. Обратная связь состоит из сообщений, которые получатель отправляет обратно источнику. Вербальные или невербальные, все эти сигналы обратной связи позволяют источнику увидеть, насколько хорошо, насколько точно (или насколько плохо и неточно) было получено сообщение. Обратная связь также дает получателю или аудитории возможность попросить разъяснений, согласиться или не согласиться или указать, что источник может сделать сообщение более интересным. По мере увеличения объема обратной связи повышается и точность коммуникации (Leavitt & Mueller, 19).51).
Например, предположим, что вы менеджер по продажам и участвуете в телефонной конференции с четырьмя торговыми представителями. Как источник, вы хотите сказать представителям, чтобы они воспользовались тем фактом, что это сезон Мировой серии, чтобы закрыть продажи спортивного снаряжения, связанного с бейсболом. Вы излагаете свое сообщение, но не слышите ответов от своих слушателей. Вы можете предположить, что это означает, что они поняли вас и согласились с вами, но позже в этом месяце вы можете быть разочарованы, обнаружив, что было сделано очень мало продаж. Если вы дополнили свое сообщение запросом на обратную связь («Имеет ли это смысл? Есть ли у кого-нибудь из вас какие-либо вопросы?»), у вас может быть возможность уточнить свое сообщение и узнать, поверил ли кто-нибудь из торговых представителей вашим предложениям. предложение не будет работать с их клиентами.
Окружающая среда
«Окружающая среда — это атмосфера, физическая и психологическая, в которой вы отправляете и получаете сообщения». (McLean, 2005) Окружение может включать в себя столы, стулья, световое и звуковое оборудование, которые находятся в комнате. Сама комната является примером окружающей среды. Окружающая среда также может включать в себя такие факторы, как официальная одежда, которая может указывать на то, является ли обсуждение открытым и заботливым или более профессиональным и формальным. Люди могут с большей вероятностью вести интимный разговор, когда они физически находятся близко друг к другу, и с меньшей вероятностью, когда они могут видеть друг друга только через всю комнату. В этом случае они могут отправлять друг другу текстовые сообщения, что само по себе является интимной формой общения. Выбор текста зависит от среды. Как спикер, ваше окружение будет влиять и играть роль в вашей речи. Всегда полезно проверить, где вы будете выступать, до дня фактической презентации.
Контекст
«Контекст коммуникативного взаимодействия включает обстановку, сцену и ожидания вовлеченных лиц». (McLean, 2005) Контекст профессионального общения может включать деловые костюмы (средовые сигналы), которые прямо или косвенно влияют на ожидания в отношении языка и поведения среди участников.
Презентация или дискуссия не проводятся как изолированное мероприятие. Когда вы пришли на урок, вы пришли откуда-то. Как и человек, сидящий рядом с вами, как и инструктор. Степень, в которой среда является формальной или неформальной, зависит от контекстуальных ожиданий участников в отношении общения. Человек, сидящий рядом с вами, возможно, привык к неформальному общению с преподавателями, но этот конкретный преподаватель может привыкнуть к вербальным и невербальным проявлениям уважения в академической среде. Возможно, вы уже привыкли к формальному общению с преподавателями и встречаете вопрос своего одноклассника: «Эй, учитель, у нас сегодня есть домашнее задание?» как грубые и невнимательные, когда они считают это нормальным. Невербальный ответ инструктора, безусловно, даст вам представление о том, как он воспринимает взаимодействие, как о выборе слов, так и о том, как они были сказаны.
Контекст — это то, что люди ожидают друг от друга, и мы часто создаем эти ожидания из сигналов окружающей среды. Традиционные собрания, такие как свадьбы или кинсеаньеры, часто являются формальными мероприятиями. Есть время для тихих светских приветствий, время для тишины, когда невеста идет по проходу, или отец может впервые потанцевать со своей дочерью, когда она превращается из девочки в женщину в глазах своего сообщества. В любом празднике может наступить время для шумного празднования и танцев. Вас могут попросить произнести тост, и контекст свадьбы или кинсеаньеры повлияет на вашу презентацию, время и эффективность.
Рисунок 1.2
Контекст — это то, что люди ожидают друг от друга.
Тошихиро Гамо — Брачная матрица — CC BY-NC-ND 2.0.
Кто на деловой встрече говорит первым? Вероятно, это имеет какое-то отношение к положению и роли каждого человека вне собрания. Контекст играет очень важную роль в общении, особенно в разных культурах.
Помехи
Помехи, также называемые шумом, могут исходить из любого источника. «Помехи — это все, что блокирует или изменяет предполагаемый источник сообщения» (Маклин, 2005). Например, если вы едете на машине на работу или в школу, скорее всего, вас окружает шум. Автомобильные гудки, рекламные щиты или, возможно, радио в машине прервали ваши мысли или разговор с пассажиром.
Психологический шум возникает, когда ваши мысли занимают ваше внимание, когда вы слушаете или читаете сообщение. Представьте, что сейчас 16:45. и ваш начальник, который находится на совещании в другом городе, отправляет вам электронное письмо с просьбой предоставить данные о продажах за прошлый месяц, анализ текущих прогнозов продаж и данные о продажах за тот же месяц за последние пять лет. Вы можете открыть электронное письмо, начать читать и подумать: «Отлично — нет проблем — у меня есть эти цифры и этот анализ прямо здесь, на моем компьютере». Вы отправляете ответ с данными о продажах за прошлый месяц и приложенными текущими прогнозами. Затем, в пять часов, вы выключаете компьютер и идете домой. На следующее утро ваш начальник звонит по телефону и сообщает, что ему неудобно из-за того, что вы забыли включить данные о продажах за предыдущие годы. В чем была проблема? Помехи: думая о том, как вы хотели отреагировать на сообщение своего начальника, вы помешали себе прочитать достаточно внимательно, чтобы понять сообщение целиком.
Помехи могут исходить и из других источников. Возможно, вы голодны, и ваше внимание к текущей ситуации мешает вам слушать. Может быть, в офисе жарко и душно. Если бы вы были членом аудитории, слушая исполнительную речь, как это могло бы повлиять на вашу способность слушать и участвовать?
Шум мешает нормальному кодированию и декодированию сообщения, передаваемого по каналу между источником и получателем. Не всякий шум плох, но шум мешает процессу общения. Например, мелодия мобильного телефона может быть для вас приятным звуком, но может прерывать процесс общения в классе и беспокоить ваших одноклассников.
Две модели общения
Исследователи заметили, что при общении источник и получатель могут посылать сообщения одновременно, часто перекрывая друг друга. Вы, как говорящий, часто будете играть обе роли — источника и получателя. Вы сосредоточитесь на общении и восприятии ваших сообщений аудиторией. Аудитория ответит в виде обратной связи, которая даст вам важные подсказки. Хотя существует много моделей общения, здесь мы сосредоточимся на двух, которые предлагают перспективы и уроки для бизнес-коммуникаторов.
Вместо того, чтобы рассматривать источник, отправляющий сообщение, и кто-то, кто его получает, как два отдельных действия, исследователи часто рассматривают общение как транзакционный процесс (рис. 1.3 «Транзакционная модель общения»), когда действия часто происходят в одно и то же время. Различие между источником и получателем стирается, например, в разговоре по очереди, когда оба участника играют обе роли одновременно.
Рисунок 1.3 Транзакционная модель коммуникации
Исследователи также рассмотрели идею о том, что все мы конструируем собственные интерпретации сообщения. Как показывает цитата Государственного департамента в начале этой главы, то, что я сказал, и то, что вы услышали, могут отличаться. В конструктивистской модели (рис. 1.4 «Конструктивистская модель коммуникации») мы сосредотачиваемся на согласованном значении или общей основе при попытке описать коммуникацию (Пирс и Кронен, 1980),
. Представьте, что вы посещаете Атланту, штат Джорджия, США. и пойти в ресторан поужинать. Когда вас спросят, хотите ли вы «колу», вы можете ответить «конечно». Затем официант может снова спросить вас: «Какого сорта?» и вы можете ответить: «Кока-кола в порядке». Затем официант может в третий раз спросить: «Какой безалкогольный напиток вы предпочитаете?» Недоразумение в этом примере заключается в том, что в Атланте, где находится компания Coca-Cola, большинство безалкогольных напитков обычно называют «колой». Когда вы заказываете безалкогольный напиток, вам необходимо указать его тип, даже если вы хотите заказать напиток, который не является колой или даже не произведен компанией Coca-Cola. Для кого-то из других регионов Соединенных Штатов слова «поп», «газированная вода» или «газировка» могут быть знакомым способом обозначения безалкогольного напитка; не обязательно бренд «Coke». В этом примере и вы, и официант понимаете слово «Кока-кола», но каждый из вас понимает, что оно означает что-то свое. Чтобы общаться, каждый из вас должен понимать, что этот термин означает для другого человека, и установить точки соприкосновения, чтобы полностью понять запрос и дать ответ.
Рис. 1.4 Конструктивистская модель общения
Поскольку мы носим в себе множество значений слов, жестов и идей, мы можем использовать словарь, чтобы направлять нас, но нам все равно придется договариваться о значении.
Key Takeaway
Процесс коммуникации включает в себя понимание, совместное использование и смысл и состоит из восьми основных элементов: источник, сообщение, канал, получатель, обратная связь, среда, контекст и вмешательство. Среди моделей коммуникации есть транзакционный процесс, в котором действия происходят одновременно, и конструктивистская модель, которая фокусируется на общем значении.
Ссылки
Кронен В. и Пирс В. Б. (1982). Скоординированное управление смыслом: теория коммуникации. В FE Dance (Ed.), Теория человеческого общения (стр. 61–89). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Harper & Row.
Ливитт, Х., и Мюллер, Р. (1951). Некоторые эффекты обратной связи в общении. Человеческие отношения, 4 , 401–410.