Аддиктивное поведение на примере интернет-аддикции
ПРОБЛЕМЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ И СОЗАВИСИМЫХ ОТНОШЕНИЙ)Панова Екатерина Вячеславовна
Мирзоян Лилит Кароевна
студенты 5 курса, кафедра общей и прикладной психологии и конфликтологии Московского Гуманитарного Института им. Е.Р. Дашковой, г. Москва
Е-mail: [email protected]
Черникова Надежда Васильевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент Московского Гуманитарного Института им. Е.Р. Дашковой, г. Москва
Проблема зависимого поведения широко известна, особенно подробно исследована химическая аддикция (наркомания, алкоголизм, никотинизм и другие). Однако в последние годы можно все чаще встретить «экологичных» наркоманов. Под этим термином мы имеем в виду лиц, страдающих различного рода эмоциональной зависимостью, в частности: созависимых личностей и Интернет-аддиктов.
Цель статьи: выявить проблемы эмоциональной зависимости, в частности созависимости и Интернет-аддикции.
В связи с этим мы выделяем такие задачи, как:
1.раскрыть актуальность проблемы созависимости и Интернет-аддикции;
2.предложить практические рекомендации по профилактике эмоциональной зависимости.
Для того чтобы обозначить актуальность данной статьи, необходимо более подробно рассмотреть вопрос возникновения эмоциональной зависимости.
Практически каждый молодой человек сейчас знает, что такое онлайн игры, социальные сети и видеоблоги. Достаточно зайти на популярные Интернет-ресурсы, обратиться к статистике просмотров развлекательных новостей и актуальных видеороликов ― миллионные цифры отражают масштаб интереса людей к сети Интернет.
В последних десятилетиях XXвека, когда только начиналось активное внедрение кибертехнологий в общественную жизнь, выделялись обособленные группы людей и «индивидуалы», которые называли себя компьютерные «хакеры». В то время, активное и грамотное использование Интернета было скорее привилегией, а проявление компьютерной зависимости происходило у обозначенных малых групп. В XXIвеке ситуация кардинально изменилась: Интернет-аддикция зачастую игнорируется людьми, так как использование глобальной компьютерной сети стало неотъемлемой частью современной жизни.
Итак, мы переходим к рассмотрению классификации Интернет-зависимости, её причин и последствий.
Интернет-зависимость, как расстройство, описал доктор Иван Голдберг в 1995 году. Он выделил следующие симптомы:
·использование Интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние и дистресс;
·использование Интернета причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу [4, с. 84―89]
Чуть ранее, в 1994 году врач психиатр Кимберли Янг провела исследование Интернет-зависимости с помощью разработанного ей и опубликованного тест-опросника, с последующим написанием монографии. Автор называет следующие признаки Интернет-зависимого поведения:
· навязчивое желание проверить E-mail;
· постоянное желание следующего выхода в Интернет;
· жалобы окружающих на то, что человек слишком много времени проводит в Интернет;
· жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет [3, с. 24]
Также К. Янг определила пять основных типов зависимости от Интернета:
1. обсессивное пристрастие к работе с компьютером: играм, программированию и другим;
2. компульсивная навигация по Всемирной паутине, поисковая деятельность;
3. патологическая привязанность к опосредованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;
4. зависимость от социального аспекта Интернета (общение в чатах, групповых играх, вебинарах и онлайн конференциях), что может вызвать у человека желание замены реальных жизненных ценностей виртуальными;
5. зависимость от «киберсекса» (посещение порнографических сайтов, обсуждение сексуальной тематики в чатах или форумах «для взрослых» [3, с. 24―29]
Причинами зависимости от Интернета могут стать: возможность свободно выражать свои мысли, поиск общественной поддержки, ограниченная возможность удовлетворения сексуальных и эмоциональных потребностей, склонность к самоизоляции, наличие определенных акцентуаций характера, поиск легкого заработка и многие другие.
Необходимо отметить, что последствия Интернет-аддикции могут быть крайне серьезными. В период формирования и становления ценностных ориентаций в подростковом, юношеском возрасте виртуальные стереотипы жизни могут оказать существенное влияние на личность. Чрезмерное увлечение онлайн играми, социальными сетями зачастую лишает человека собственного мнения, ограничивает кругозор, приводит к социальной дезадаптации [4, с. 84―89]
Что же касается созависимых отношений, данная проблема все чаще поднимается различными специалистами в области медицины и психологии, однако созависимость еще недостаточно изучена в мире.
В последнее десятилетие с завидной регулярностью Мировое сообщество сталкивается с экономическими кризисами, общественными волнениями, политическими скандалами, ухудшающейся экологией. Несомненно, эти и многие другие причины влияют на распространение созависимого поведения.
Рассматривая причины возникновения созависимости, особое внимание уделяют возрастному развитию личности. У детей с раннего возраста и по мере взросления воспитываются гендерные различия. Это может проявляться в играх, общении с взрослыми и сверстниками. Девочки играют в более маленьких группах. В их играх меньше агрессивности, больше взаимности, девочки чаще подражают взаимоотношениям взрослых. Тем самым, для них становится более приемлемой взаимозависимость: они приобретают собственную индивидуальность в социальных связях. Мальчики же отдают предпочтение большим группам и совместной целеполагающей деятельности. В подростковом и юношеском возрасте эти гендерные различия становятся отчетливее. В разговорах молодые люди чаще концентрируются на задачах, а девушки ― на отношениях между людьми. Мужской стиль общения принято определять, как стремление к независимости, а женский ― к созависимости.Таким образом, девушки становятся более склонны к формированию созависимости [1, с. 78―85]
Данный вид эмоциональной зависимости выражается в неспособности человека ощущать себя самодостаточным или чувствовать себя спокойно без сторонней о нем заботы. Сложнее всего таким людям переносить одиночество.
В основе созависимых отношений лежит убеждение, что источник любви находится в другом партнере. Когда два потенциально склонных к психологической зависимости человека устанавливают взаимоотношения друг с другом, они полностью перекладывают на партнера ответственность за реализацию своих желаний, что значительно мешает личностному росту, саморазвитию, и самоактуализации человека [5, с. 140―147].
К основным симптомам созависимости относятся:
· поиск внимания и одобрения других, чтобы чувствовать себя хорошо;
· вера в то, что другим виднее, что для вас лучше и что вы сами не сможете позаботиться о себе;
· ощущение пребывания в ловушке унижающих вас, контролирующих взаимоотношений;
· страх быть отвергнутым;
· попытки доказать другим, что вы достаточно хороши, чтобы вас любить;
· потребность в постоянном одобрении и поддержке со стороны;
· ощущение своего бессилия что-либо изменить в неудовлетворяющих отношениях;
· чувство вины, когда дела идут плохо, потребность в алкоголе, пище, работе, сексе или в каких-либо других внешних стимуляторах для отвлечения от своих переживаний;
· сложно сказать «нет» в ответ на просьбу, делаете все, чтобы угодить другим, даже когда вам этого не хочется;
· идеализация других и разочарование, когда они живут не так, как вы надеялись;
· неспособность испытывать чувство истинной близости и любви [2, с. 51―57]
Кроме того, причина зависимости кроется в неудовлетворительных отношениях с родителями противоположного пола в детском возрасте, в неудовлетворительных отношениях с эмоционально незрелыми родителями и воспитателями.
Созависимость также создает внутриличностный конфликт, который проявляется на уровне взаимодействия с близкими или значимыми людьми.
Созависимым отношениям могут быть подвержены как супруги и дети алкоголиков или наркоманов, так и те, кто зависит от эмоционального привязки, психического состояния партнера или близкого по духу человека.
Чаще всего, личности с созависимым поведением считают себя здоровыми и не стремятся к коррекции данного отклонения.
С целью практического изучения проблематики эмоциональной зависимости мы провели серию эмпирических исследований.
База исследования: юноши и девушки в возрасте 19―21 лет, в количестве 60 человек, учащиеся образовательных учреждений в городе Москва. Использовались такие методики, как:
· Опросник межличностных отношенийА.А. Рукавишников (ОМО),
· Определение степени созависимости Уайнхольда,
· Методика степени выраженности созависимости Дж. Фишера,
· Тест на выявление Интернет-зависимости (шкала Чена),
· Тест на Интернет-зависимость Кимберли Янг (адаптация ― В. Буровой),
· Тест Рокича «Ценностные ориентации»,
· Методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова.
В первой части экспериментального исследования мы рассматривали гендерные особенности созависимых отношений в юношеском возрасте (размер выборки ― 30 человек).
Проанализировав данные проведенного исследования, мы можем говорить о том, что созависимость у большинства девушек (70 %) наиболее выражена, в то время как у 60 % юношей созависимость умеренно выражена. Это проявляется также и в созависимых моделях поведения.
Следует отметить, что в межличностных отношениях у девушек высокие показатели по шкалам «включение» и «аффект», которые означают принятие остальных, принадлежность к различным социальным группам, а также стремление к близким, интимным отношениям с людьми.
Что касается юношей, то у 70 % доминируют значения по шкалам «контроль» и «аффект», то есть требуемое поведение, которое означает попытку контролировать и влиять на остальных, стремление к руководству.
Вторая часть эмпирического исследования была направлена на выявление взаимосвязи между Интернет-аддикцией и ценностными ориентациями в юношеском возрасте (количество испытуемых ―30 человек).
В данном случае критерии оценки мы определили следующие:
1.Интернет-зависимое поведение: риск возникновения зависимости, склонность и устойчивое аддиктивное поведение, также самоконтроль в использовании сети Интернет;
2.Ценностные ориентации подразделяются на два класса: терминальные (цель стоит средств) и инструментальные (устойчивое предпочтение в действиях и свойствах личности). Дополнительно выделяются шкалы: «приятное времяпрепровождение», «высокое материальное благосостояние», «поиск и наслаждение прекрасным», «помощь и милосердие к другим людям», «любовь» и другие.
Результаты исследования показали, что склонность к Интернет-зависимости наблюдается у 40 % молодых людей. Ведущими ценностями для них являются: активная и продуктивная жизнь, развитие, самоконтроль, высокие запросы и другие.
Необходимо отметить, что у лиц не подверженных Интернет-аддикции выявлены такие ценностные ориентации, как: здоровье, воспитанность, наличие хороших верных друзей и так далее.
Таким образом, наблюдается определенное различие в ценностных ориентациях у лиц, склонных к Интернет-аддикции, и обычных пользователей Сети.
Подводя итоги, необходимо отметить, что актуальность проблемы эмоциональной зависимости очень высока в наши дни. Хотя, мы предприняли попытку исследовать некоторые актуальные аспекты обозначенной проблематики, остается множество возможностей для научной деятельности в направлении изучения аддиктивного поведения. Также, важно сказать, что результаты эмпирических исследований актуальны на конкретной выборке, и для более подробного изучения Интернет-аддикции и созависимых отношений возможно проведение дальнейшего расширенного исследования.
В заключение, мы предлагаем некоторые практические рекомендации по профилактике эмоциональной зависимости у молодежи, в частности Интернет-аддикции и созависимости:
1.Информирование лиц юношеского возраста о причинах возникновения и негативном влиянии Интернет-зависимости и созависимых отношений на личность посредством тематических семинаров, открытых уроков и так далее.
2.Привлечение молодежи к актуальным ЗОЖ-ориентированным Интернет-ресурсам, развивающим программам, переориентация молодых людей с «сидячего» образа жизни на спортивную направленность с помощью тематических мероприятий и акций.
3.Разработка психокоррекционных программ и актуальных тренингов для снижения риска возникновения эмоциональной зависимости.
Список литературы:
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. ― М.: МГУ, 1976. ― 142 с.
Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. ― СПб.: Речь, 2007. ― 190 с.
Кимберли С. Янг. Диагноз ― интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Internet. ― № 2. ― 2000.
Котляров А.В. Другие наркотики, или Homo addictus: Человек зависимый. ― М.: Психотерапия, 2006. ― 480 с.
Москаленко В.Д. Когда любви слишком много: Профилактика любовной зависимости. ― 2-у изд. ― М.: Психотерапия, 2007. ― 224 с.
psi-i.blogspot.com
Аддиктивное поведение и его причины :: SYL.ru
Аддиктивное поведение, как понятие, включает в себя все более разнообразные виды расстройств. Будучи изначально применимо к алкогольной, наркотической или лекарственной зависимости, в последние годы оно стало использоваться для обозначения таких расстройств, как эротомания, игромания, а также для некоторых патологических моделей отношений. Это помогло увидеть данные нарушения в несколько ином свете и выработать более подходящие способы лечения.
Новые типы зависимостей
Расширенному пониманию аддикции способствовало сравнение алкоголизма и наркомании с некоторыми другими типами психических расстройств, такими как, например, булимия, анорексия, навязчивая тяга сбегать из дома, клептомания, злоупотребление сексом и даже трудоголизм. Было замечено, что привычки людей, страдающих всеми перечисленными видами расстройств, имеют некоторые общие черты. Аддиктивное поведение может быть как крайне ненормальным, так и граничащими с общепринятыми стандартами.
Общим чертами зависимых людей в разных источниках называют страстную тягу к объекту привязанности, невозможность переносить фрустрацию и крайне деструктивный подход к решению проблем, возникающих в жизни. Такое пристрастие к разрушению ранее приписывали, руководствуясь обывательскими и религиозными воззрениями, дьявольщине и злонамеренности самого пациента. Такие суждения ненаучны и пытаются найти упрощенный ответ, пренебрегая знанием о человеческой психике, накопленным психотерапевтами, которые работали с алкоголиками и наркоманами в течение долгого времени.Причины формирования аддикции
Человек, который имеет склонность постоянно прибегать к внешним источникам регуляции своего внутреннего состояния, приобретает зависимость от них. Но аддиктивное поведение нельзя считать обусловленным лишь привычкой. В этом случае лечение состояло бы в том, чтобы просто заменить устойчивый негативный паттерн более здоровым. Корень проблемы часто лежит в детских конфликтах зависимой личности. С возрастом они не были разрешены социально приемлемыми способами. А значит, для их решения потребовался деструктивный механизм. Болезненное пристрастие к алкоголю, таблеткам, обильной пище или нездоровая привязанность к близкому человеку (работе) всегда опираются на дефект структуры личности. Это можно сравнить с механизмом формирования химической зависимости – в этом случае вещество, которое поступает в организм извне, замещает свой естественный аналог. Последний перестает вырабатываться в достаточном количестве, приводя к абстиненции в случае понижения дозы.
Так и психологическая поддержка, которую аддикт получает от объекта зависимости, приводит к разбалансированности внутренних механизмов эмоциональной регуляции. Это и есть начало деградации. Нередко люди, которые окружают больного, начинают проявлять так называемое созависимое поведение – поддерживают патологический паттерн, встраиваясь в механизм его воспроизведения. Это еще больше усугубляет ситуацию.Аддиктивное поведение излечимо
Важно учитывать влияние токсических веществ на центральную нервную систему и психику пациента в том случае, если объектом зависимости являются психоактивные вещества (наркотические и лекарственные препараты, алкоголь).
Во-первых, необходимо делать поправку на то, как они способны замутнить состояние пациента. Во-вторых, полноценную детоксикацию можно провести, сотрудничая с близкими больного, а также с социальными службами. В-третьих, неадекватное поведение может усугубиться после начала лечения. Это обычно обескураживает родственников, ожидающих быстрого прогресса. Но главный принцип лечения основывается на добровольном согласии человека, подверженного зависимости. Только в этом случае психотерапевтическое вмешательство в комплексе с приемом медикаментов даст ощутимый и устойчивый результат.www.syl.ru
Аддиктивное поведение
Аддикции
Сегодня профилактика в области аддикций (addicted англ. – зависимый от чего-либо) не может состояться без знаний о зависимом поведении как явлении, против которого направлена собственно профилактическая работа. Решающим здесь оказывается изучение причин возникновения зависимости как фактов, против которых необходимо формировать особые личностные конструкты и находить методы противостояния им. Знания о зависимостях их профилактике всегда строились и будут строиться в параллельном изучении, особенно при разборе вторичной и третичной профилактики.
Проблема зависимого поведения в современной науке рассматривается через призму глобального фактора вреда, наносимого здоровью человека. Это позволяет выработать общую терминологию в области зависимого поведения и проводить сравнительный анализ научных подходов в изучении зависимости.
Наиболее представительный блок теоретического и практического знания имеет психологический подход, особенно разнообразны психологические теории развития и научения, объясняющие аддиктивное поведение. К родственным подходам в области изучения зависимости можно отнести культурологический, комплексный (междисциплинарный) и медицинский (психотерапевтический).
Зависимое поведение – глобальный фактор вреда здоровью человека
Современные тенденции развития зависимого, или аддиктивного, поведения подтверждают прогнозы ООН (1996), предсказывающие, что в XXI в. основная проблема человеческих страданий в большинстве случаев будет сконцентрирована в области зависимого поведения, а общество встанет перед решением вопросов по его преодолению. Тенденции аддиктивного поведения продолжают расти, особенно заметен рост зависимого поведения среди населения России.
На первых местах в ранге глобальных факторов рисков для здоровья стоят безобидно называемые в нашей стране «вредные привычки», а в профессиональной терминологии — зависимости (аддикции). В их перечень входят: курение табака, алкоголизм, наркомания, ожирение, которые во многих странах относят к факторам вреда национальной безопасности, а меры, направленные на их предотвращение, входят в государственные концепции национальной безопасности (США, Германия, Англия, Франция, в том числе страны СНГ – Белоруссия и Казахстан).
Россия же все свои силы бросила на борьбу в основном с наркоманией, забыв при этом, что кажущуюся безобидной зависимость от табака ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) приравнивает к героиновой зависимости. Вместе с тем зависимость от табака действительно является грозным пусковым механизмом не только для алкоголизма, но прежде всего для наркомании.
Постоянно появляются все новые виды зависимостей, требующие новых затрат и разработки новых подходов в области профилактики аддиктивного поведения и реабилитации аддиктов. Проблема формирования аддиктивного поведения среди детей и молодежи особенно остро выступает в сфере образования.
В России взаимодействие человека со сферой образования начинается с первых лет жизни и продолжается минимум до 17 лет – период обучения в средней общеобразовательной школе и средних профессиональных образовательных учреждениях. С учетом получения высшего профессионального образования этот период может продолжаться до 23-27 лет. Поэтому сегодня ни одна социальная сфера России не принимает на себя столь мощного провоцирующего удара со стороны сил, вовлекающих детей и молодежь в зависимое поведение, как сфера образования.
Многие виды зависимостей начинают формироваться в детско-подростковом и юношеском возрасте; по достижении 25-30 лет зависимость развивается реже. В отечественных высших учебных заведениях, поданным исследований автора, ежегодно вовлекается только в табачную зависимость более двух миллионов человек. Между тем известно, что предупреждать любые виды зависимости намного экономичнее и проще, чем лечить и проводить реабилитацию.
Это подтверждается, например, тем, что к главным факторам риска преждевременной смерти, которые требуют незамедлительного профилактического вмешательства, по данным Правительства РФ, относятся: высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, курение табака и чрезмерное потребление алкоголя. Они являются основными причинами смертности в нашей стране.
ВОЗ считает, что наносимый социуму индивидами, находящимися в состоянии аддикции, вред можно выстроить в ряд различных форм зависимого поведения. По объему вреда первое место занимают лица, злоупотребляющие веществами, вызывающими изменение психической деятельности. Среди них – курение табака, алкоголизм, наркомания и др.
В развитых странах форма аддиктивного поведения, связанного с химической зависимостью, является одной из главных причин преждевременной смерти. Большинство преступлений совершается лицами, находящимися в нетрезвом состоянии. При этом зачастую наносится вред здоровью, жизни, материальному и психологическому благополучию законопослушных здоровых граждан. Нередко действия таких преступников становятся угрозой национальной безопасности государства.
Распространение курения среди российских мужчин больше 60%, среди женщин – свыше 30%, что вдвое превышает аналогичные показатели в странах ЕС и США. По данным Правительства РФ, потребление сигарет в России с 1985 г. увеличилось на 87%, в основном, за счет увеличения численности курящих женщин и подростков. В настоящее время численность курящих в нашей стране составляет более 40 млн человек, в том числе 63% мужчин, 31% женщин, 42% юношей и 7% девушек.
Столь высокая степень развития агрессивного воздействия факторов риска в России обусловлена в первую очередь слабой защищенностью от них детей и населения в целом.
Плохой пример противодействия курению подают наши врачи. Число курящих врачей не уменьшается, а по некоторым специальностям (хирурги, стоматологи) оно становится все больше. В то же время курящий врач в странах Запада – редкость. По данным Европейского проекта школьных исследований по алкоголю и наркотикам (ESPAD), аналогичные результаты развития пагубных привычек, хотя и в меньших масштабах, наблюдаются в молодежной среде всех европейских стран.
Профилактика аддиктивного поведения
При первичной профилактике зависимого поведения крайне необходимые для каждого жителя нашего государства максимальные границы охвата профилактического пространства составляют 100% населения по каждому возрастному периоду.
В возрастных группах 10-летних подростков профилактическое пространство наиболее широкое. Однако и оно сужено началом проявления табачной зависимости у той части мальчиков и девочек, которым необходимы реабилитационные мероприятия, так как профилактические им уже не помогут.
В среде 15-летних подростков профилактическое пространство оказалось суженным еще больше и составило по разным видам зависимостей от 4 до 15%. В среде 25- и 35-летних индивидов профилактическое пространство начинает сужаться в связи с ростом числа людей, страдающих курением табака, алкоголизмом, наркоманией и игроманией. В результате профилактическое пространство в этом возрасте сужается по алкоголизму в 4 раза и наркомании – в 16 раз. В данном случае можно говорить о коллапсе профилактического пространства в РФ, т.е. неуправляемости его сужения, начиная с 15 лет. Эти данные позволяют сделать вывод, что проблема профилактики аддиктивного поведения среди детей, подростков и молодежи стоит наиболее остро.
История становления термина«зависимость»
Американские историки науки считают, что термин «зависимость» появился по меньшей мере в 1599 г. и был использован В. Шекспиром в первой сцене «Генриха V», где означал «зависимость» от табака (издание 1779 г.). И хотя сам Шекспир не трактовал его в узком смысле, тем не менее с 1906 г. термин «зависимость» в этом произведении стал соотноситься со ссылкой на зависимость от опиума.
До этого времени в различные периоды истории зависимость рассматривалась различными религиозными верованиями и конфессиями с позиций вселения в человека потусторонних сил, греховности человеческой натуры. Постепенно они перешли в разряд проявлений «социально нежелательного поведения», «отклонения от общепринятых норм», а в быту их приравнивали к понятию «вредные привычки».
Выводы американских ученых находят подтверждение в работах отечественных специалистов-этимологов, которые считают, что «зависимость» – это слово-калька и в русском языке оно стало появляться в словарях в 80-е годы XVIII в.
Исследователи из Кембриджского университета Д.Х. Ленде (D.H. Lende) и Е.О. Смит (Е.О. Smith) [10] определили, что первое использование термина «аддикт» (в понимании наркоман) как прилагательное (в значении «подставляется подо что-то», «посвященный чему-то») было найдено в учебнике латинского языка 1529 г. Аддикт происходит от латинского слова addictus (пристрастился к чему-то), трансформировано в addicere (поручитель по…, доставить, доходность, посвятить) и затем трансформировано в рекламный сленг dicere (сказать, объявить).
Необходимо отметить, что до второй половины XX в. «зависимость» как термин соотносилась только с наркотиками (наркоманией) и использовалась как медицинский фармакологический термин, так как наркотики активно применялись в медицинской практике и их прием регулировался преимущественно медицинскими показаниями.
Однако с появлением общества «Анонимные алкоголики» в 1938 г. круг исследований в области зависимости стал расширяться. Стали появляться модели их развития.
Самая первая модель медицинского характера под названием «аллергическая концепция происхождения зависимости» трактовалась как извращенная телесная реакция от алкоголя и постепенно переросла в модель «зависимость-болезнь», основанную на работах американского врача В.Д. Силкворта (W.D. Silkworth) (1873-1951), специалиста в области лечения алкоголизма.
В 1938 г. в Нью-Йорке В.Д. Силкворт был директором городской больницы Б.Чарльза, которая специализировалась на проблемах преодоления наркомании и алкоголизма. Совместно со своим коллегой Биллом Уилсоном (Bill Wilson) стал соучредителем движения взаимопомощи «Анонимных алкоголиков» (АА). В.Д. Силкворт оказал большое влияние на раскрытие основ алкоголизма, который до того воспринимался их современниками как моральная слабость человека. Он представил алкоголизм в модели патологического состояния пациента и впервые трактовал его как болезнь.
С этого времени, по нашим данным, проблема зависимостей становится новым направлением изучения многих наук, модель «зависимость–болезнь» распространилась на многие формы зависимого поведения. В связи с этим организуются новые больницы, социальные и частные реабилитационные центры, растет потребность не только в специалистах-медработниках, но и работниках социальной сферы. В эту деятельность все чаще вовлекаются сами страждущие, особенно лица, преодолевающие алкогольную и наркотическую зависимость.
Современный взгляд на определение зависимости
Современный научный взгляд на определение зависимости как болезни детерминирован в 50-е годы прошлого века. В настоящее время он рассматривается не только и не столько в контексте медицинских знаний, но преимущественно с позиций психологических, социальных, педагогических и других наук.
Появились также новые направления – междисциплинарные науки, которые интегрируют современные знания из разных наук и раскрывают поведенческие и личностные расстройства в области зависимости с точки зрения таких наук, как аддиктология (изучающая всевозможные аспекты зависимого поведения), девиантология (изучающая аддикции).
По мнению отечественного аддиктолога (специалиста в области аддиктивного поведения) – врача-психиатра, профессора Д.М. Менделевича, аддикции – это особая группа поведенческих расстройств, представляющих собой разнообразные патологические паттерны поведения, отвечающие не только критериям личностных расстройств, но и различным критериям диагностики. Эти расстройства разнесены по различным рубрикам Международной классификации болезней – МКБ-10 (последняя версия).
Аддикции объединяет преобладание проявления поведенческих расстройств над собственно психическими расстройствами. При этом пациенты-аддикты характеризуются неадекватностью поведения, которое наиболее часто возникает как несоразмерность времени и места проявления реакций и невозможность приспосабливаться к социуму. В поведении таких пациентов доминирует какая-либо одна патологическая деятельность, обладающая свойством аддикции, т. е. проявляющаяся чрезмерно длительной фиксацией внимания на определенных видах деятельности или предметах (фетишах).
В обычной жизни подобные виды деятельности или предметы становятся сверхценными для человека, при этом происходит снижение или нарушение способности контролировать свое поведение, определяемое сверхактивной вовлеченностью в данную деятельность. Главное состоит в том, что человек теряет свободу выбора поведенческих решений и самостоятельность, потому что цель его поступков связана с этой же деятельностью или предметом аддикции.
Эта идея была формализована в 50-х годах, когда ВОЗ (WHO – World Health Organization) и Американская медицинская ассоциация (АМА – American Medical Association) классифицировали наркоманию как болезнь.
К концу XIX в. слово «наркомания» врачи начали использовать как объяснение и как диагноз чрезмерного употребления наркотиков. Одним из последствий поведения наркомана является невозможность контролировать свое поведение и потребность в лечении, а не в наказании.
В 1951 г. ВОЗ признала алкоголизм серьезной медицинской проблемой, а АМА в 1956 г. объявила алкоголизм излечимой болезнью. В 1960 г. Е.М. Еллинеком (ЕМ. Ellinec) были разработаны модели заболевания алкоголизмом.
В 1965 г. Американская психиатрическая ассоциация начала использовать работу Е.М. Еллинека как терминологическую основу для характеристики заболевания алкоголизмом. Затем ее концепцию признала Американская медицинская ассоциация. Из всех видов зависимости эта концепция болезни была первоначально применена к алкоголизму и лишь потом, после обобщения данных, ее стали применять к наркомании.
Сегодня понятие «болезнь наркомания» рассматривается в качестве заболевания, т. е. оно существует само по себе и не является вторичным по отношению к некоторым другим условиям и другим видам зависимостей.
В Соединенных Штатах признаки физической зависимости, злоупотребления и выхода из наркотического опьянения, вызванного влиянием наркотических веществ, изложены в «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам» (DSM-IV TR – Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders). В этом руководстве вообще не используется термин «зависимость», вместо него предлагается слово «пристрастие», как, например, в словосочетании «вещество, вызывающее пристрастие (или психологически активное вещество)».
Такое вещество определяется при злоупотреблении алкоголем или другими психоактивными веществами, вызывающими проблемы, связанные с их использованием. В таком случае может быть поставлен диагноз проявления зависимости от психологически активных веществ. Если прием вещества случайно остановлен или отмечен повторно, то это рассматривается как толерантность к действию наркотиков и снятию, снижению или остановке симптомов. Это состояние можно трактовать как злоупотребление психологически активными веществами. В таком случае рекомендовано использовать термин «болезни от веществ, вызывающих пристрастие».
Терминологическая проблема изучения аддикций
Авторы-психологи считают, что существует два альтернативных подхода к вопросу формирования аддиктивного поведения в онтогенезе личности.
Первый подход, разработанный Ф. Бове (F. Beauvais), трактует аддиктивное поведение как психологический феномен преимущественно социально обусловленного генеза. Второй подход, разработанный С.Я. Келли (S.J. Kelley), делает акцент на интернальных, внутренних факторах аддиктивного поведения, связанных с особенностями биологической организации человека.
Современная терминология в этой области стала сложным явлением. Фармакологи продолжают трактовать зависимое поведение с точки зрения физиологической зависимости; психиатры относят зависимость к болезненным состояниям; большинство врачей, психологов и педагогов считают, что наркомания и другие виды зависимого поведения – это психологическая зависимость.
По нашему мнению, в настоящее время медицинское сообщество проявляет большую осторожность при трактовке теоретических различий между физической зависимостью, которая характеризуется симптомами отмены, и психологической зависимостью (или просто зависимостью). Физическая зависимость от вещества определяется появлением характерных симптомов отмены, когда потребление вещества внезапно прекращено.
Зависимость в настоящее время узко определена как неконтролируемое, компульсивное использование психологически активных веществ. При этом считается, что если нет вреда или ущерба, нанесенного пациентом другому, то его клиническое состояние можно не считать зависимостью, а отнести к навязчивым состояниям.
На практике упомянутые два вида зависимости не всегда легко отличить. Зависимость, в особенности химическая, часто имеет как физические, так и психологические компоненты.
Существуют также менее известные ситуации, которые называют псевдозависимостями. Этот термин применяется в том случае, когда пациент предъявляет жалобы, напоминающие психологическую зависимость от наркотиков, но, как правило, за ними скрываются либо болевой синдром и желание его снять, либо другие симптомы, которые были первичными в отношении зависимости от наркотиков. В отличие от истинной психологической зависимости, такое поведение, как правило, останавливается после купирования боли и адекватного лечения.
Развитие терминологии в области зависимого поведения осложняется тем, что учеными постоянно ведется поиск причин, вызывающих формирование зависимого поведения. Причины изыскиваются специалистами различного профиля, а они так или иначе вносят дополнительный терминологический ряд, соотносящийся с зависимым поведением. В этот понятийный ряд входит также терминология, рассматривающая способы помощи зависимым людям, и т.д.
Исследование состояний перманентного стресса показало, что он является дополнительным деструктивным фактором для постоянно возрастающего числа людей. Доказано, что лица, не способные справиться со шквалом надвигающихся проблем, закрываются от дискомфортной им реальности вместо того, чтобы попытаться что-либо в ней изменить.
Они фиксируют свое внимание на том, что вызывает приятные ощущения и при этом не требует активного приложения душевных усилий. Такой тип реагирования определяется термином «пусковой механизм формирования аддиктивного поведения».
Особенно часто жертвами формирования зависимостей становятся лица с узким пространством психологического комфорта. Они прибегают к различным химическим веществам, которые гарантируют «быструю защиту» от суровой действительности. Ученые отмечают, что эти люди в короткое время обретают «химические костыли» в виде никотина, алкоголя, кофеина, наркотиков и прочих веществ, меняющих физическое и психическое состояние.
Западные и отечественные ученые пришли к выводу, что следствием аддиктивного поведения становится нарушение у аддикта внешних связей, контактов, грубо нарушается личностная сфера, меняются характер, поведение и на первый план выходят зависимость и способы ее удовлетворения. Человек теряет свободу выбора и вскоре у него развивается тот или иной вид зависимости.
Еще в начале XX в. многие западные исследователи доказали, что у аддиктов отвлечение от жизненных дел представляет собой особый, аддиктивный стиль жизни. Аддикт устанавливает эмоциональную связь с неодушевленными предметами или явлениями, т. е. с ядром его зависимости.
Он раздваивается и теряет способность устанавливать реальные отношения интимности и близости с другими людьми. Стремясь к таким отношениям, он реализует это стремление искусственно.
У аддиктов включаются механизмы самозащиты и самооправдания. Они большие мастера логических построений и всегда находят оправдание и объяснение своего поведения, охотно соглашаясь при этом со здравыми увещеваниями.
Известно, что уже первая проба наркотиков останавливает процесс психологического взросления, и если дебют потребления наркотиков приходится на подростковый возраст, то в будущем психология приговорившего себя человека так и остается на уровне 13-15-летнего подростка. Иными словами, и в 20, и в 30 лет он будет демонстрировать те же поведенческие реакции (например, упрямство или лживость), что и подросток. Это связано с тем, что аддиктивность сопровождается кратковременными интенсивными эмоциональными состояниями, сопровождающимися чувством «истинности жизни», и это еще больше закрепляет поведенческий стереотип подросткового возраста.
Длительные наблюдения исследователей – М. Мюррея, Н.Р. ВанДеМарка (N.R. VanDeMark) с соавторами – выявили, что кроме известной конкретной зависимости у аддикта развивается еще и такая ее форма, которая связана с его взаимоотношениями с другими людьми. Она получила название «коммуникативная».
Особенно остро она проявляется в семьях аддиктов, где один из ее членов страдает какой-либо формой зависимости, чаще химической, а остальные члены семьи начинают подстраиваться под зависимый тип поведения и сами становятся ее жертвами. Профессор В.Д. Москаленко считает, что к коммуникативной форме зависимости можно отнести также любовную и сексуальную зависимость.
Люди, страдающие коммуникативной зависимостью, определяются как «созависимые». Нередко созависимые люди имеют свои аддикции, воспринимаемые обществом как достоинства и социально одобряемое поведение. Это так называемые социальные аддикции. Авторы М. Битти, Р.В. Джонсон (R.V. Jonsori) с соавторами и другие считают, что наиболее часто созависимые люди встают на путь работоголизма.
Поэтому нередко можно слышать такое мнение: «Родители – уважаемые люди, занимают высокие должности, а ребенок – наркоман». А на самом деле один или оба родителя – социальные аддикты или созависимые в собственной семье, уже включенные в аддиктивные механизмы.
Публикуется по: Аршинова В.В. Профилактика зависимого поведения: системный подход.
Интересно почитать
alcoholismhls.ru
ПРОБЛЕМЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ И СОЗАВИСИМЫХ ОТНОШЕНИЙ)
ПРОБЛЕМЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ И СОЗАВИСИМЫХ ОТНОШЕНИЙ)
Панова Екатерина Вячеславовна
Мирзоян Лилит Кароевна
студенты 5 курса, кафедра общей и прикладной психологии и конфликтологии Московского Гуманитарного Института им. Е.Р. Дашковой, г. Москва
Е-mail: pookipoo@yandex.ru
Черникова Надежда Васильевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент Московского Гуманитарного Института им. Е.Р. Дашковой, г. Москва
Проблема зависимого поведения широко известна, особенно подробно исследована химическая аддикция (наркомания, алкоголизм, никотинизм и другие). Однако в последние годы можно все чаще встретить «экологичных» наркоманов. Под этим термином мы имеем в виду лиц, страдающих различного рода эмоциональной зависимостью, в частности: созависимых личностей и Интернет-аддиктов.
Цель статьи: выявить проблемы эмоциональной зависимости, в частности созависимости и Интернет-аддикции.
В связи с этим мы выделяем такие задачи, как:
1.раскрыть актуальность проблемы созависимости и Интернет-аддикции;
2.предложить практические рекомендации по профилактике эмоциональной зависимости.
Для того чтобы обозначить актуальность данной статьи, необходимо более подробно рассмотреть вопрос возникновения эмоциональной зависимости.
Практически каждый молодой человек сейчас знает, что такое онлайн игры, социальные сети и видеоблоги. Достаточно зайти на популярные Интернет-ресурсы, обратиться к статистике просмотров развлекательных новостей и актуальных видеороликов ― миллионные цифры отражают масштаб интереса людей к сети Интернет.
В последних десятилетиях XXвека, когда только начиналось активное внедрение кибертехнологий в общественную жизнь, выделялись обособленные группы людей и «индивидуалы», которые называли себя компьютерные «хакеры». В то время, активное и грамотное использование Интернета было скорее привилегией, а проявление компьютерной зависимости происходило у обозначенных малых групп. В XXIвеке ситуация кардинально изменилась: Интернет-аддикция зачастую игнорируется людьми, так как использование глобальной компьютерной сети стало неотъемлемой частью современной жизни.
Итак, мы переходим к рассмотрению классификации Интернет-зависимости, её причин и последствий.
Интернет-зависимость, как расстройство, описал доктор Иван Голдберг в 1995 году. Он выделил следующие симптомы:
·использование Интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние и дистресс;
·использование Интернета причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу [4, с. 84―89]
Чуть ранее, в 1994 году врач психиатр Кимберли Янг провела исследование Интернет-зависимости с помощью разработанного ей и опубликованного тест-опросника, с последующим написанием монографии. Автор называет следующие признаки Интернет-зависимого поведения:
· навязчивое желание проверить E-mail;
· постоянное желание следующего выхода в Интернет;
· жалобы окружающих на то, что человек слишком много времени проводит в Интернет;
· жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет [3, с. 24]
Также К. Янг определила пять основных типов зависимости от Интернета:
1. обсессивное пристрастие к работе с компьютером: играм, программированию и другим;
2. компульсивная навигация по Всемирной паутине, поисковая деятельность;
3. патологическая привязанность к опосредованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;
4. зависимость от социального аспекта Интернета (общение в чатах, групповых играх, вебинарах и онлайн конференциях), что может вызвать у человека желание замены реальных жизненных ценностей виртуальными;
5. зависимость от «киберсекса» (посещение порнографических сайтов, обсуждение сексуальной тематики в чатах или форумах «для взрослых» [3, с. 24―29]
Причинами зависимости от Интернета могут стать: возможность свободно выражать свои мысли, поиск общественной поддержки, ограниченная возможность удовлетворения сексуальных и эмоциональных потребностей, склонность к самоизоляции, наличие определенных акцентуаций характера, поиск легкого заработка и многие другие.
Необходимо отметить, что последствия Интернет-аддикции могут быть крайне серьезными. В период формирования и становления ценностных ориентаций в подростковом, юношеском возрасте виртуальные стереотипы жизни могут оказать существенное влияние на личность. Чрезмерное увлечение онлайн играми, социальными сетями зачастую лишает человека собственного мнения, ограничивает кругозор, приводит к социальной дезадаптации [4, с. 84―89]
Что же касается созависимых отношений, данная проблема все чаще поднимается различными специалистами в области медицины и психологии, однако созависимость еще недостаточно изучена в мире.
В последнее десятилетие с завидной регулярностью Мировое сообщество сталкивается с экономическими кризисами, общественными волнениями, политическими скандалами, ухудшающейся экологией. Несомненно, эти и многие другие причины влияют на распространение созависимого поведения.
Рассматривая причины возникновения созависимости, особое внимание уделяют возрастному развитию личности. У детей с раннего возраста и по мере взросления воспитываются гендерные различия. Это может проявляться в играх, общении с взрослыми и сверстниками. Девочки играют в более маленьких группах. В их играх меньше агрессивности, больше взаимности, девочки чаще подражают взаимоотношениям взрослых. Тем самым, для них становится более приемлемой взаимозависимость: они приобретают собственную индивидуальность в социальных связях. Мальчики же отдают предпочтение большим группам и совместной целеполагающей деятельности. В подростковом и юношеском возрасте эти гендерные различия становятся отчетливее. В разговорах молодые люди чаще концентрируются на задачах, а девушки ― на отношениях между людьми. Мужской стиль общения принято определять, как стремление к независимости, а женский ― к созависимости.Таким образом, девушки становятся более склонны к формированию созависимости [1, с. 78―85]
Данный вид эмоциональной зависимости выражается в неспособности человека ощущать себя самодостаточным или чувствовать себя спокойно без сторонней о нем заботы. Сложнее всего таким людям переносить одиночество.
В основе созависимых отношений лежит убеждение, что источник любви находится в другом партнере. Когда два потенциально склонных к психологической зависимости человека устанавливают взаимоотношения друг с другом, они полностью перекладывают на партнера ответственность за реализацию своих желаний, что значительно мешает личностному росту, саморазвитию, и самоактуализации человека [5, с. 140―147].
К основным симптомам созависимости относятся:
· поиск внимания и одобрения других, чтобы чувствовать себя хорошо;
· вера в то, что другим виднее, что для вас лучше и что вы сами не сможете позаботиться о себе;
· ощущение пребывания в ловушке унижающих вас, контролирующих взаимоотношений;
· страх быть отвергнутым;
· попытки доказать другим, что вы достаточно хороши, чтобы вас любить;
· потребность в постоянном одобрении и поддержке со стороны;
· ощущение своего бессилия что-либо изменить в неудовлетворяющих отношениях;
· чувство вины, когда дела идут плохо, потребность в алкоголе, пище, работе, сексе или в каких-либо других внешних стимуляторах для отвлечения от своих переживаний;
· сложно сказать «нет» в ответ на просьбу, делаете все, чтобы угодить другим, даже когда вам этого не хочется;
· идеализация других и разочарование, когда они живут не так, как вы надеялись;
· неспособность испытывать чувство истинной близости и любви [2, с. 51―57]
Кроме того, причина зависимости кроется в неудовлетворительных отношениях с родителями противоположного пола в детском возрасте, в неудовлетворительных отношениях с эмоционально незрелыми родителями и воспитателями.
Созависимость также создает внутриличностный конфликт, который проявляется на уровне взаимодействия с близкими или значимыми людьми.
Созависимым отношениям могут быть подвержены как супруги и дети алкоголиков или наркоманов, так и те, кто зависит от эмоционального привязки, психического состояния партнера или близкого по духу человека.
Чаще всего, личности с созависимым поведением считают себя здоровыми и не стремятся к коррекции данного отклонения.
С целью практического изучения проблематики эмоциональной зависимости мы провели серию эмпирических исследований.
База исследования: юноши и девушки в возрасте 19―21 лет, в количестве 60 человек, учащиеся образовательных учреждений в городе Москва. Использовались такие методики, как:
· Опросник межличностных отношенийА.А. Рукавишников (ОМО),
· Определение степени созависимости Уайнхольда,
· Методика степени выраженности созависимости Дж. Фишера,
· Тест на выявление Интернет-зависимости (шкала Чена),
· Тест на Интернет-зависимость Кимберли Янг (адаптация ― В. Буровой),
· Тест Рокича «Ценностные ориентации»,
· Методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова.
В первой части экспериментального исследования мы рассматривали гендерные особенности созависимых отношений в юношеском возрасте (размер выборки ― 30 человек).
Проанализировав данные проведенного исследования, мы можем говорить о том, что созависимость у большинства девушек (70 %) наиболее выражена, в то время как у 60 % юношей созависимость умеренно выражена. Это проявляется также и в созависимых моделях поведения.
Следует отметить, что в межличностных отношениях у девушек высокие показатели по шкалам «включение» и «аффект», которые означают принятие остальных, принадлежность к различным социальным группам, а также стремление к близким, интимным отношениям с людьми.
Что касается юношей, то у 70 % доминируют значения по шкалам «контроль» и «аффект», то есть требуемое поведение, которое означает попытку контролировать и влиять на остальных, стремление к руководству.
Вторая часть эмпирического исследования была направлена на выявление взаимосвязи между Интернет-аддикцией и ценностными ориентациями в юношеском возрасте (количество испытуемых ―30 человек).
В данном случае критерии оценки мы определили следующие:
1.Интернет-зависимое поведение: риск возникновения зависимости, склонность и устойчивое аддиктивное поведение, также самоконтроль в использовании сети Интернет;
2.Ценностные ориентации подразделяются на два класса: терминальные (цель стоит средств) и инструментальные (устойчивое предпочтение в действиях и свойствах личности). Дополнительно выделяются шкалы: «приятное времяпрепровождение», «высокое материальное благосостояние», «поиск и наслаждение прекрасным», «помощь и милосердие к другим людям», «любовь» и другие.
Результаты исследования показали, что склонность к Интернет-зависимости наблюдается у 40 % молодых людей. Ведущими ценностями для них являются: активная и продуктивная жизнь, развитие, самоконтроль, высокие запросы и другие.
Необходимо отметить, что у лиц не подверженных Интернет-аддикции выявлены такие ценностные ориентации, как: здоровье, воспитанность, наличие хороших верных друзей и так далее.
Таким образом, наблюдается определенное различие в ценностных ориентациях у лиц, склонных к Интернет-аддикции, и обычных пользователей Сети.
Подводя итоги, необходимо отметить, что актуальность проблемы эмоциональной зависимости очень высока в наши дни. Хотя, мы предприняли попытку исследовать некоторые актуальные аспекты обозначенной проблематики, остается множество возможностей для научной деятельности в направлении изучения аддиктивного поведения. Также, важно сказать, что результаты эмпирических исследований актуальны на конкретной выборке, и для более подробного изучения Интернет-аддикции и созависимых отношений возможно проведение дальнейшего расширенного исследования.
В заключение, мы предлагаем некоторые практические рекомендации по профилактике эмоциональной зависимости у молодежи, в частности Интернет-аддикции и созависимости:
1.Информирование лиц юношеского возраста о причинах возникновения и негативном влиянии Интернет-зависимости и созависимых отношений на личность посредством тематических семинаров, открытых уроков и так далее.
2.Привлечение молодежи к актуальным ЗОЖ-ориентированным Интернет-ресурсам, развивающим программам, переориентация молодых людей с «сидячего» образа жизни на спортивную направленность с помощью тематических мероприятий и акций.
3.Разработка психокоррекционных программ и актуальных тренингов для снижения риска возникновения эмоциональной зависимости.
Список литературы:
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. ― М.: МГУ, 1976. ― 142 с.
- Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. ― СПб.: Речь, 2007. ― 190 с.
- Кимберли С. Янг. Диагноз ― интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Internet. ― № 2. ― 2000.
- Котляров А.В. Другие наркотики, или Homo addictus: Человек зависимый. ― М.: Психотерапия, 2006. ― 480 с.
- Москаленко В.Д. Когда любви слишком много: Профилактика любовной зависимости. ― 2-у изд. ― М.: Психотерапия, 2007. ― 224 с.
sibac.info