Эволюция изучения эмоций от Дарвина до детектора лжи – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Что могут сообщить давление, пульс и гормоны об эмоциональном состоянии, и какими инструментами ученые измеряют эмоции, рассказывает Владимир Косоногов, научный сотрудник Института когнитивных нейронаук ВШЭ и участник Программы привлечения российских постдоков.
Одним из первых ученых, который применил строгий научный метод для изучения эмоций, был Чарльз Дарвин. В его подходе упор делался на эволюционном значении каждой эмоции, ее проявлении в движениях мышц лица и самоотчете испытуемых. Исходя из этих критериев он выделил шесть основных эмоций: гнев, отвращение, печаль, радость, страх и удивление. Любое эмоциональное состояние, по его мнению, это их разновидность или комбинация. Эта модель подтверждается современными данными лицевой электромиографии (записи электрической активности мышц), которые выявили наличие особых сочетаний мышц, свойственных каждой эмоции.
Как распознать и изучить эмоцию
В последние годы начали появляться программы, способные через камеру или видеозапись распознавать эмоции. Их точность пока сильно отстает от электрофизиологических измерений, способных отследить мелкие движения лицевых мышц. Однако предполагают, что в будущем именно камеры видеонаблюдения смогут следить за эмоциями людей на рабочих местах или на улице.
Другой распространенный физиологический способ изучения эмоций — измерение вегетативной активности: частоты сердечных сокращений, уровня потоотделения, частоты дыхания. Однако с его помощью можно определить, насколько сильные эмоции испытывает человек, но не какие именно. Увидев запыхавшегося, вспотевшего человека, у которого колотится сердце, вы лишь поймете, что он взволнован, но приятная или неприятная ли эта эмоция вы узнаете, только посмотрев на выражение его лица.
Помимо перечисленных методов измерения эмоций, исследователи стресса изучают выделения химических веществ в слюне, моче и крови: кортизола, адреналина, норадреналина и эндорфинов — показателей стресса. Существуют и исследования температуры лица: выяснилось, что она снижается при любых видах эмоций.
Любопытно упомянуть исследования равновесия, которые показали так называемое «замирание» при просмотре очень неприятных изображений, например, увечий и трупов. В такой ситуации человек замирает, пытаясь разобраться, что происходит, а затем, напрягая все тело через вегетативную нервную систему, совершает ответное действие, чтобы справиться с обстоятельствами и выйти из стрессовой ситуации (уйти от источника стресса, бороться с ним и т.п.)
О прикладных задачах
Стресс — состояние сильной и длительной эмоции. Его очень важно изучать для выявления способности человека совладать с высокими нагрузками, что особенно актуально в военном деле, космонавтике, спорте и вообще в психологии труда, так как синдром выгорания наблюдается во всех отраслях.
Вегетативные способы измерения эмоций используют в «детекции лжи». Подозреваемого подключают к полиграфу, а потом ему перечисляют подробности преступления («Где лежали украшения: в столе, под кроватью или на блюдце?»). Если подозреваемый действительного его совершил, то полиграф показывает, что при упоминании правильного ответа он начинает волноваться. Тревожный, но невиновный человек, может волноваться при любой встрече со следователем, но если он не знает всех подробностей преступления, его эмоциональное состояние будет стабильнее.
Знания мозговых механизмов эмоций также используются для решения прикладных задач. Электроэнцефалография (запись электрической активности с поверхности головы) позволяет распознать гиперактивных детей, а занятия на оборудовании с биологической обратной связью (БОС) помогает повысить уровень сосредоточенности. Выполняя игровые задания и наблюдая за показаниями собственного мозга, подростки учатся расслабляться.
IQ
Более подробно ознакомиться с современными подходами к измерению эмоций можно в статье и онлайн-лекции в культурно-просветительском центре «Архе» 24 апреля в 19:30.
23 апреля, 2020 г.
Статья Когнитивные науки
Эмоции.
Особенности психики человекаВ чем особенности психики человека?
Ответ. Одной из особенностей психики человека является ее обусловленность общественным сознанием. К общественному сознанию относятся наука, мораль и право, идеология, искусство, религия. Изменения в производстве, в общественных отношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания. Существенной особенностью сознания человека является самосознание. Осознавая предметы своей деятельности и свои отношения к другим людям, человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое Я из окружающего мира.
Что такое эмоции? Какие бывают эмоции?
Ответ. Эмоции — это переживание человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе. Эмоции условно можно разделить на положительные, нейтральные и отрицательные.
Думай, делай выводы, действуй
Проверь свои знания
1. Что такое эмоция?
Ответ. Эмоции — кратковременные реакции человека на внешние и внутренние раздражители.
2. Как внешне проявляются эмоции?
Ответ. Внешние проявления эмоций отражаются в мимике человека — в выразительных движениях лица, а также рук и всего тела, в интонациях и тембре голоса.
3. Какие бывают эмоции?
Ответ. Эмоции условно можно разделить на положительные, нейтральные и отрицательные.
4. Чем страсть отличается от аффекта?
Ответ. Страсть подчиняет себе все мысли, чувства и желания человека, завладевает им и делает несвободным. Состояние аффекта кратковременно, поэтому говорят о вспышке агрессии, взрыве ярости.
Выполни задания
Перечислите возможные эмоции человека. Охарактеризуйте их.
Ответ.
Все эмоции человека можно различать по качеству переживания.
Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда. Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес — возбуждение, радость, удивление, горе — страдание, гнев — ярость, отвращение — омерзение, презрение — пренебрежение, страх — ужас, стыд — застенчивость, вина — раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость — удовлетворение, радость — восторг, радость — ликование, радость — экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.Обсуди с товарищами
Сравните эмоциональные состояния аффекта и страсти. Какова их возможная роль в жизни человека?
Ответ. Аффект — (от лат. «душевное волнение») — это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением функционирования внутренних органов.
Порой в состоянии аффекта, гнева, страха, радости и т. д. человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть над собой, весь отдается переживанию.
Страсть — вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек.
Эти два состояния похожи тем, что человек теряет над собой контроль.
В жизни человека проявляются самые различные эмоциональные переживания, взаимодействие между которыми и определяет специфику эмоциональной сферы. Эмоциональные — переживания личности различаются не только по предмету, которым они вызваны, но по своей силе, устойчивости.
Выскажи мнение
Каким позвоночным, как и человеку, присущи эмоции? Приведите примеры.
Ответ. Домашние животные, например собаки, прекрасно понимают, что происходит с хозяином, наблюдая за ним и считывая его эмоции. Мы можем по позе кошки, по прижатым ушам и прочим признакам определить, какое у неё настроение, что она может совершить в ближайшее мгновение, т. е. мы можем считывать эмоции и у некоторых животных.
Четыре человеческих эмоции – 6 способов, которыми они помогают нам в жизни
Четыре человеческие эмоции – 6 способов, которыми они помогают нам в жизни — InfinumGrowthРагини Рао
Психотерапевт, тренер и лайф-коуч; Исцели свою жизнь Лидер семинара
—
Просмотры сообщений: 11 436
Природа развивала наши эмоции в течение миллионов лет эволюции, чтобы действовать как направляющая система. Эмоции составляют значительную часть нашей жизни. Они проявляются через четыре основных чувства
Радость, Печаль, Гнев и Страх
У каждой эмоции есть функция — цель и значение, помогающие нам справляться с различными жизненными ситуациями.
Ниже приведены шесть важных способов, которыми эмоции помогают нам. В заключение, чувство грусти помогает нам оплакивать наши потери, гнев помогает нам осознать любую несправедливость, которая может случиться с нами, страх помогает нам искать безопасность, а радость позволяет нам наслаждаться жизнью и праздновать ее! Эмоции, когда им разрешено выражаться законно, позволяют нам вести сбалансированную жизнь и строить здоровые организации и общества.
Пожалуйста, оставьте свои комментарии внизу и поделитесь с другими, если вам понравилась эта статья.
Теги: Гнев Эмоции Страх Чувства Радость Печаль
Платформа обучения Infinum Growth Learning
Ознакомьтесь с последними программами
—
Эмоции на работе: основные предположения
Представьте себе ситуацию, когда вы почувствовали эмоцию на работе. Были ли вы грустны, злы, расстроены или, возможно, счастливы, взволнованы, взволнованы? Как вы реагировали на этот эмоциональный опыт?
Весь август мы будем исследовать эмоции на работе. Кто они такие? Почему они важны? Что нам с ними делать? Я надеюсь, что вы присоединитесь к нам, чтобы лучше понять, как наши эмоции проявляются на работе и как можно конструктивно управлять ими. Но сначала давайте рассмотрим некоторые основополагающие предположения об эмоциях и работе.
Предположение № 1: Эмоции всегда играют роль
В любой данный момент у нас, вероятно, есть какое-то эмоциональное переживание (осознаем мы это или нет). Иногда мы используем термин «неэмоциональный», чтобы описать чье-то отсутствие эмоциональных качеств или кого-то, кто, возможно, меньше соприкасается со своими эмоциями. Но на каком-то уровне эмоции всегда играют. Это важно признать, потому что это помогает нам реконтекстуализировать нашу цель. Мы здесь не для того, чтобы удалять или устранять эмоции на работе; мы здесь, чтобы ориентироваться и адекватно реагировать своими эмоциями.
Предположение № 2: лидерство сильно влияет на культурные нормы
В своей книге Первичное лидерство Гоулман, Бояцис и Макки (2001) описывают коллективный эмоциональный опыт команды, отдела или организации как «эмоциональный суп». Вкус этого супа в первую очередь определяется руководством. На самом деле, их исследование показывает, что люди, как правило, обращают внимание на лидеров группы, чтобы понять, как им следует реагировать в той или иной ситуации.
Это важно понимать, потому что, когда мы смотрим на демографические данные генеральных и высших руководителей, мы склонны видеть закономерности. Например, мы видим больше мужчин на руководящих должностях, больше белых людей на руководящих должностях, а также больше носителей английского языка. Этот пост в блоге не для того, чтобы обратиться к несправедливости в существующих структурах власти (хотя этот разговор важен). Тем не менее, мы должны признать этот контекст, чтобы мы могли лучше понять нормы того, что считается профессиональным выражением эмоций на рабочем месте, кто имеет большее влияние на эти нормы и как они по-разному влияют на людей в зависимости от индивидуальной идентичности и контекста власти. .
Вопросы для размышления:
- Замечаете ли вы, что одни эмоции более приемлемы на работе, чем другие? Почему это?
- Замечаете ли вы определенные места или ситуации, в которых эмоции поощряются или подавляются?
- Как идентичность и демография способствуют выражению эмоций на рабочем месте для себя и окружающих?
Предположение № 3: Мы все по-разному общались в отношении эмоций
На определенном уровне все мы социализировались в отношении того, как проявлять эмоции и справляться с ними. Некоторые из нас могут чувствовать контакт со своими эмоциями и чувствовать себя в безопасности, выражая их, в то время как другие, возможно, не хотят быть в контакте со своими эмоциями и выражать их. Наша социализация также распространяется на то, как мы воспринимаем эмоциональное выражение других. Мы можем ожидать, что эмоции проявятся в определенных местах или от определенных людей, особенно в том, что касается пола. Например, люди обычно воспринимают женщин как более «эмоциональных», чем мужчин. Или мы можем склонны интерпретировать эмоции женщин на рабочем месте как чрезмерно эмоциональные, в то время как мужчины, выражающие эмоции на работе, как убедительные или страстные.
Процесс социализации у всех разный в зависимости от личности, воспитания и взаимодействия с окружающим миром. Наша социализация продолжает усиливаться и/или модифицироваться во взрослом возрасте.
Вопросы для размышления:
- Чему вас учили в детстве в отношении эмоций и выражения эмоций?
- А как насчет взрослого?
- Как это отражается на ваших ожиданиях от себя и других в отношении выражения эмоций на рабочем месте?
Допущение № 4: Эмоции могут быть приятными (не положительными) и неприятными (не отрицательными)
Нам очень важно это понять. Мы часто говорим, что у нас есть положительные эмоции, такие как счастье или волнение, или отрицательные эмоции, такие как печаль или гнев. Нам нужно переформулировать это, чтобы позволить эмоциям быть такими, какие они есть. Не положительный и не отрицательный. Все эмоции полезны и предоставляют нам информацию о том, что мы переживаем или в чем нуждаемся. Одни эмоции проявляются как приятные, а другие как неприятные, но эмоции по своей сути не бывают хорошими или плохими, положительными или отрицательными.
Мы можем плохо реагировать, когда злимся, что может привести к негативным последствиям. Таким образом, наши усилия должны быть сосредоточены на управлении нашими реакциями на наши эмоции, а не на самих эмоциях.
Предположение № 5: «Эмоции непрофессиональны» — это миф
Аналогично предположению № 4, не эмоции определяют профессионализм и непрофессионализм. Это наша реакция и то, как мы справляемся со своими эмоциями и передаем их. Мы можем использовать эмоции, чтобы мотивировать окружающих нас людей, продвигать лидерство в наших великих идеях или сообщать о своих потребностях нашему руководителю.