Конфликт в литературе — это что за понятие? Типы, виды и примеры конфликтов в литературе
Что заставляет читателя взглянуть на первую страницу художественного произведения? Кто-то взял в руки книгу из-за имени автора, кого-то привлекло броское или провокационное название повести или романа. А дальше? Что может заставить прочитывать страницу за страницей, нетерпеливо «проглатывая» печатные строки? Конечно, сюжет! И чем острее он закручен, чем мучительнее переживания персонажей, тем интереснее читателю следить за его развитием.
Основная составляющая идеально развивающегося сюжета – конфликт, в литературе это борьба, противостояние интересов и характеров, разное восприятие ситуаций. Все это рождает взаимосвязь между литературными образами, за ним, как за поводырем, развивается сюжет.
Определение конфликта и как он применяется
Стоит более детально рассмотреть такое понятие, как конфликт. Определение в литературе некой специфической формы, своеобразного приема, отражающего противоборство характеров главных героев, различное понимание ими одной и той же ситуации, объяснение причины их чувств, мыслей, желаний в схожих или одних и тех же обстоятельствах и есть конфликт. Если говорить более простым языком, то это борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, правдой и ложью.
Столкновение антагонизмов мы находим в каждом художественном произведении, будь то небольшой рассказ, эпическая сага, эпохальный роман или пьеса для драматического театра. Только наличие конфликта способно задать идейную направленность сюжету, выстроить композицию, организовать качественную взаимосвязь противоположных образов.
Умение автора вовремя создать конфликтную ситуацию в повествовании, наделить противоположные образы яркими характерами, способностью защитить свою правду обязательно заинтересует читателей и заставит дочитать произведение до конца. Время от времени его надо доводить до наивысшей точки накала страстей, создавать неразрешимые ситуации, а затем позволять персонажам успешно их преодолевать. Они должны рисковать, выкручиваться, эмоционально и физически страдать, вызывая у читателей целый ворох всевозможных эмоций от нежного умиления до глубокого порицания их поступков.
Каким должен быть конфликт
Истинные мастера художественного слова позволяют своим персонажам иметь и отстаивать свою точку зрения, глубоко увлекать в сети своих чувств и рассуждений читателей с разными моральными ценностями. Только в этом случае армия поклонников произведения будет расти и пополняться любителями художественного слова разного возраста, различных социальных слоев, всевозможных уровней образованности. Если автору удалось с первых страниц захватить внимание читателей и удерживать его на одном сюжетном или идейном противоборстве до финальной точки – хвала и честь его перу! Но подобное случается нечасто, и если конфликты в произведениях литературы не разрастаются, как снежный ком, не вовлекают в их решение новых персонажей, уже со своими трудностями, развить вызванный изначально интерес к себе не смогнут ни повесть, ни роман, ни пьеса даже самого знаменитого автора.
Сюжет должен динамично закручиваться до определенного момента, рождая самые невероятные ситуации: недопонимание, скрытые и явные угрозы, страх, потери – необходима постоянная динамика. Что ее может создать? Только резкий поворот сюжета. Порой он может быть вызван неожиданным обнаружением разоблачающего письма, в ином случае – похищением неопровержимых доказательств чьей-то истины. В одной главе герой может стать свидетелем какого-то преступления или пикантной ситуации, в другой – сам стать виновником чего-то неоднозначного. В третьей у него могут появиться подозрительные покровители, о которых он ничего не знает, но чувствует их присутствие. Потом может оказаться, что это вовсе не покровители, а скрытые враги из близкого к нему окружения, постоянно находящиеся рядом. Пусть порой примеры конфликтов в литературе кажутся банальными, надуманными, но они должны держать читателя в постоянном напряжении.
Влияние конфликта на остроту сюжета
Единоличные страдания и мытарства главного героя художественного произведения могут вызывать интерес и сочувствие лишь до поры до времени, если в конфликт не будут вовлечены и второстепенные персонажи повествования. Противоборство необходимо углублять и расширять, чтобы придать сюжету новизну, яркость и остроту.
Вялотекущие рассуждения, пусть даже о высоких чувствах и святой невинности, смогут вызвать у читателя желание раздраженно перевернуть скучные страницы. Потому что идеология -это, конечно, замечательно, но если она всякому понятна и не рождает кучу вопросов, то и увлечь чью-то фантазию никак не сможет, а нам, когда мы берем в руки книгу, необходимы яркие эмоции. Конфликт в литературе — это провокация.
Дать ее может не столько нагромождение непонятных ситуаций, как ясная и четкая цель героев, которую каждый из них проносит через все произведение, не предавая ее, даже когда писатель бросает своих персонажей в самое пекло страстей. Любая из противоборствующих сторон должна вносить свою лепту в развитие сюжета: одни своими дикими, не поддающимися логике выходками бесить читателя, другие – его успокаивать рассудительностью и оригинальностью действий. Но все вместе должны решать одну задачу – создавать остроту повествованию.
Что еще, кроме книги, может вырвать нас из обыденной жизни и насытить ее впечатлениями? Романтичными отношениями, которых порой так не хватает. Путешествиями по экзотическим странам, чего наяву может позволить себе далеко не каждый. Разоблачениями преступников, скрывающихся под масками законопослушных и достойных уважения гражданин. Читатель ищет в книге то, что беспокоит его, тревожит и интересует больше всего в определенный отрезок времени, но в реальной жизни ни с ним, ни с его знакомыми ничего подобного не случается. Тема конфликта в литературе восполняет эту потребность. Мы узнаем,как все это происходит, что при этом чувствуется. Любую проблему, любую жизненную ситуацию можно найти именно в книгах и всю гамму переживаний перенести на себя.
Виды и типы конфликтов
В литературе четко выражены несколько характерных конфликтов: любовный, идейный, философский, социально-бытовой, символический, психологический, религиозный, военный. Конечно, это далеко не полный список, мы взяли для рассмотрения только основные категории, и у каждого из них свой список знаковых произведений, отражающих один или несколько из перечисленных типов конфликта. Так, шекспировскую поэму «Ромео и Джульетта», не вдаваясь в демагогию, можно отнести к любовному типу. Взаимоотношения между людьми, в основе которых лежит любовь, в ней показаны ярко, трагично, безнадежно. Характер драматизма это произведение отражает как ни одно другое более в лучших традициях классики. Сюжет «Дубровского» немногим повторяет основную тему «Ромео и Джульетты» и также может служить характерным примером, но о прекрасной повести Пушкина мы вспоминаем все-таки уже после того, как назовем самую знаменитую драму Шекспира.
Необходимо упомянуть и другие типы конфликтов в литературе. Говоря о психологическом, мы вспоминаем байроновский «Дон Жуан». Образ главного героя настолько противоречив и так живо выражает внутреннее противоборство личности, что более типичного представителя упомянутого конфликта представить будет трудно.
Сразу несколько сюжетных линий романа в стихах «Евгений Онегин», мастерски созданных характеров являются типовыми и для любовного, и для социально-бытового, и для идейного конфликтов. Столкновение различных идей, претендующих на главенство одной над другими и наоборот, проходят практически через каждое литературное творение, всецело увлекая читателя и в свою сюжетную линию, и в конфликтную.
Сосуществование нескольких конфликтов в художественной литературе
Чтобы более предметно рассмотреть,как применяются конфликты в произведениях литературы, переплетаются виды, разумнее взять для примера произведения крупной формы: «Войну и мир» Л. Толстого, «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы» Ф. Достоевского, «Тарас Бульба» Н. Гоголя, драму «Кукольный дом» Г. Ибсена. Каждый читатель может создать свой список из повестей, романов, пьес, в которых легко проследить сосуществование нескольких противоборств. Довольно часто встрнечается, наряду с другими, и конфликт поколений в русской литературе.
Так, в «Бесах» внимательный изыскатель найдет символический, любовный, философский, социально-бытовой и даже психологический конфликт. В литературе это практически все, на чем держится сюжет. «Война и мир» также богаты на противоборство образов и неоднозначность событий. Конфликт здесь заложен даже в самом названии романа. Разбирая характеры его героев, в каждом можно найти донжуановский психологический конфликт. Пьер Безухов презирает Элен, но он пленен ее блеском. Наташа Ростова счастлива любовью к Андрею Болконскому, но идет на поводу грешного влечения к Анатолю Курагину. Социально-бытовой конфликт угадывается в любви Сони к Николаю Ростову и вовлечении в эту любовь всего семейства. И так в каждой главе, в каждом небольшом отрывке. А все это вместе – бессмертное, великое произведение, равных которому нет.
Яркие картины противоборства поколений в романе «Отцы и дети»
Не меньших восхищений, как и «Война и мир», заслуживает роман И. Тургенева «Отцы и дети». Принято считать, что это произведение – отражение идейного конфликта, противоборства поколений. Несомненно, превосходство собственных идей над чужими, которые с равной долей уважения отстаивают все герои повести, служит подтверждением этого утверждения. Даже существующий любовный конфликт между Базаровым и Одинцовой меркнет на фоне непримиримой борьбы все того же Базарова и Павла Петровича. Читатель мучается вместе с ними, понимая и оправдывая одного, порицая и презирая другого за свои убеждения. Но у каждого из этих героев есть как и судьи, так и приверженцы среди поклонников произведения. Конфликт поколений в русской литературе нигде более не выражен так явственно.
Война идей представителей двух разных сословий, описана менее ярко, но от этого еще более трагично – мнение Базарова по отношению к собственному родителю. Это ли не конфликт? Вот только какой – идейный или все же больше социально-бытовой? В том или ином случае он драматичный, мучительный, даже страшный.
Созданный Тургеневым образ главного нигилиста из всех существующих художественных произведений всегда будет самым спорным литературным персонажем, а роман был написан в 1862 году – более полутора века назад. Это ли не доказательство гениальности романа?
Отражение социально-бытового конфликта в литературе
В нескольких словах мы уже упоминали об этом виде конфликта, но он заслуживает более детального рассмотрения. В «Евгении Онегине» Пушкина он раскрыт настолько простыми словами, так явственно встает перед нами с первых строк произведения, что ничто другое не доминирует над ним, даже мучительная любовь Татьяны и безвременная смерть Ленского.
«Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел… Что может быть на свете хуже семьи…», – говорит Евгений, и ему веришь, его понимаешь, пусть даже у читателя и иные взгляды на предмет! Столь непохожие личностные ценности Онегина и Ленского, их мечтания, стремления, образы жизней – кардинально противоположные – отражают не что иное, как именно социально-бытовой конфликт в литературе. Это отражение двух ярких миров: стихи и проза, лед и пламень. Эти две полярные противоположности не могли сосуществовать вместе: апофеоз конфликта – гибель на дуэли Ленского.
Философский и символический виды конфликтов и их место в художественной литературе
Что до философского конфликта, то идеальнее примеров для его изучения, чем произведения Федора Достоевского, с первых минут и не вспомнишь. «Братья Карамазовы», «Идиот», «Подросток» и дальше по списку бессмертного наследия Федорова Михайловича – все соткано из тончайших философских нитей рассуждений практически всех без исключения персонажей его произведений. Произведения Достоевского – яркие примеры конфликтов в литературе! Чего стоит развратная (но для героев довольно обыденная) тема прелюбодеяния, проходящая через весь роман «Бесы», и особенно ярко выраженная в запретной долгое время главе «У Федора». То, какими словами эти пристрастия оправдываются и объясняются – не что иное, как внутренний философский конфликт персонажей.
Ярким примером символизма служит произведение М. Метерлинка «Синяя птица». В нем реальность растворяется в воображении и наоборот. Символическое перевоплощение веры, надежды, собственной убежденности в мифическую птицу – сюжет образцово-показательный для этого вида конфликта.
Символичны также ветряные мельницы у Сервантеса, тень отца Гамлета у Шекспира, девять кругов ада у Данте. Современные авторы мало используют символизм в качестве конфликта, но эпические произведения им переполнены.
Виды конфликтов в произведениях Гоголя
Произведения величайшего писателя России и Украины насыщены ярко обозначенным символизмом с его чертями, русалками, домовыми – темными сторонами душ человеческих. Повесть «Тарас Бульба» заметно отличается от большинства творений Николая Васильевича полным отсутствием потусторонних образов – все реально, исторически оправдано и по накалу конфликтов ничем не уступает той части художественного вымысла, который существует в каждом литературном произведении в той или иной степени.
Типичные виды конфликтов в литературе: любовный, социально-бытовой, психологический, конфликт поколений можно легко проследить в «Тарасе Бульбе». В русской литературе образ Андрия настолько выверен как пример, на котором они завязаны, что не надо лишний раз вдаваться в пояснения, в каких именно сценах они прослеживаются. Достаточно перечитать книгу и обратить на некоторые моменты особое внимание. Конфликты в произведениях русской литературы для этого и применяются.
И еще немного о конфликтах
Существует множество разновидностей конфликта: комический, лирический, сатирический, драматический, юмористический. Это так называемые пафосные виды, их применяют для усиления жанровой стилистики произведения.
Такие виды конфликтов в литературе, как сюжетные – религиозные, семейные, межнациональные – проходят через произведения соответствующей конфликту темы и накладываются на все повествование в целом. Кроме этого, наличие того или иного противоборства может отражать чувственную сторону повести или романа: ненависть, нежность, влюбленность. Для того чтобы подчеркнуть какую-то грань отношений между персонажами, обостряют между ними конфликт. Определение в литературе этого понятия давно имеет четкую форму. Противоборство, противостояние, борьба применяется при необходимости более яркого выражения не только характера персонажей и главной сюжетной линии, но и целой системы идей, нашедших отражение в произведении. Конфликт применим в любой прозе: детской, детективной, женской, биографической, документальной. Все виды и типы конфликтов не перечислить, они как эпитеты – многочисленны. Но без них не создается ни одно творение. Сюжет и конфликт в литературе неразлучны.
«Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?» из жизни и литературы
Автор Алёна Базан На чтение 17 мин Просмотров 6.3к. Обновлено
Для сочинения ЕГЭ по русскому языку на тему: «Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?», необходимы аргументы из жизни и художественной литературы. В причинах, из-за которых образовываются конфликты, пытались разобраться многие писатели, поэтому в данной работе в качестве аргументов приведены произведения отечественных авторов. Желаем успехов при подготовке к единому государственному экзамену!
Содержание
- Проблема
- Отношение автора к проблеме
- Аргументы
- Эпитеты к слову «конфликт»
- Синонимы к слову «конфликт»
- Примеры из художественной литературы
- Примеры из жизни
- Народная мудрость
- Афоризмы
Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?
Отношение автора к проблемеГлавная причина возникновения конфликтов между людьми кроется в самих людях и в их отношении к окружающим. Конфликт образовывается тогда, когда люди имеют разные, иногда противоположные взгляды на одно и то же явление. Человек может конфликтовать с отдельной личностью, с группой людей или даже с целым обществом. У каждого человека своё личное мнение и это нормально, что оно отличается от других. Поэтому важно стараться понять друг друга и принять чужую позицию, тогда конфликта получится избежать. В основе любых успешных взаимоотношений лежит понимание.
Аргументы- Конфликты возникают между людьми из-за непонимания.
- Разница во взглядах на жизнь становится причиной возникновения многих конфликтов.
- Узкое мышление приводит не только к конфликтам, а и к вражде.
- Некоторые люди сами провоцируют конфликты с окружающими.
- Некоторые люди вступают в конфликт с целью защитить свои ценности от нападок тех, кто ими не дорожит.
- Причина некоторых конфликтов кроется в желании одних навязать другим своё мировоззрение.
- Не все люди с противоположными мнениями вступают в конфликт.
- Конфликт всегда неприятен и несёт негативные последствия для обеих сторон.
- Конфликт можно сгладить при помощи взаимной уступки.
- Конфликт может образоваться в том случае, если люди испытывают взаимную неприязнь друг к другу вследствие разных взглядов на жизнь.
Абсурдный, безрассудный, бездумный, беспрестанный, беспрерывный, бескомпромиссный, бесплодный, бессмысленный, бурный, вздорный, вероятный, громкий, глобальный, глупый, длительный, долгий, долговременный, драматический, жестокий, затяжной, злополучный, идеологический, извечный, кровавый, кровопролитный, крупный, личный, масштабный, мелкий, недавний, неизбежный, нелепый, необоснованный, неожиданный, непрестанный, несерьезный, неразумный, нескончаемый, ожесточенный, острый, открытый, принципиальный, пустой, пустяковый, серьезный, сильный, сложный, скрытый, страшный, упорный, военный, вооруженный, домашний, идейный, идеологический, международный, парламентский, политический, семейный, социальный, этнический, территориальный, классовый, искусственный, спланированный, дипломатический, грядущий, назревающий, бытовой, ожесточённый, потенциальный, душевный, очевидный, ненужный, бесполезный, будущий, очередной, глубокий, ужасный, культурный, общественный, национальный.
Синонимы к слову «конфликт»Столкновение, раздор, ссора, спор, разногласие, размолвка, разлад, вражда, столкновение, противостояние, противоречие, противоборство, распря, выяснение отношений.
Примеры из художественной литературы- И.С. Тургенев «Отцы и дети».
Конфликт отцов и детей можно назвать вечным. Однако особенно он обостряется в переломные моменты развития общества, когда молодое и старое поколения придерживаются разных идей, соответствующих их эпохам. Именно такое время в истории России отображено в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Изображённый в этом произведении конфликт отцов и детей касается не только семьи Кирсановых, это общественный конфликт старой аристократии и молодой революционно настроенной демократической интеллигенции.
Конфликт отцов и детей в романе раскрывается на примере взаимоотношений молодого представителя нигилизма Евгения Базарова и урождённого дворянина Павла Петровича Кирсанова. В меньшей степени эта же проблема поднимается в отношениях Базарова со своими родителями и внутри семьи Кирсановых.
Конфликт, образовавшийся между Павлом Петровичем и Базаровым, доказывает, что проблема двух поколений заключается в столкновении двух разных социально-политических лагерей. У этих героев противоположные жизненные позиции. В их частых спорах затронуты все основные разногласия между демократами-разночинцами и либералами. Павел Петрович защищал старые устои, а Базаров придерживался мнения, что их необходимо разрушить. Причём молодого нигилиста не заботили мысли о том, что нужно будет создавать на месте старого, что-то новое. Он считал, что задача его поколения заключается только в уничтожении прежних порядков.
Павел Петрович не мог понять и принять смелых идей Базарова. И это неудивительно, ведь они были воспитаны в разное время и в разных условиях. Отцы всегда пытаются сохранить свои традиции и убеждения, а молодое поколение тянется к новым идеям, стремится к переменам. Таким образом, причина возникновения конфликтов между разными поколениями кроется в противоречиях в мировоззрении из-за разницы в возрасте или происхождении.
- А.Н. Островский «Гроза».
В драме А.Н. Островского «Гроза» изображён конфликт между Катериной и матерью её мужа Кабанихой. Главной причиной возникновения этого конфликта является деспотизм и тирания Кабанихи, которую не устраивало, что её невестка живёт и думает не так, как положено. Марфа Игнатьевна считала только своё мнение единственно правильным и была уверенна в том, что знает, как надо жить. Несмотря на то, что Катерина открыто не вступала в этот конфликт, он становился всё сильнее из-за постоянных нападок Кабанихи.
Главная героиня пыталась не ссориться со своей свекровью, но не могла смириться с принципами, по которым она жила. Кабаниха ни с кем не могла найти общий язык, потому что не умела идти на компромисс и уступать. Каждый поступок Катерины осуждался, любая попытка помириться заканчивалась новыми упрёками. Марфа Игнатьевна сознательно шла на конфликт с невесткой и провоцировала его снова и снова. Она хотела полностью контролировать Катерину, не считаясь с её мнением. В результате жестокость и злоба взяли верх над честностью и добротой, Кабаниха сгубила свою невестку.
Конфликт между Катериной и Марфой Игнатьевной перерос в конфликт между отдельной личностью и целым обществом, а причина его возникновения заключалась в разном отношении людей к жизни. Катерина не могла заставить себя жить по «жестоким нравам» Калинова, как все остальные его жители. Поэтому решила, что единственный выход из сложившейся ситуации – смерть. Один человек не в силах изменить устоявшиеся за долгие годы порядки, он не сможет выиграть борьбу с обществом.
- А.С. Грибоедов «Горе от ума».
В основе комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» лежит общественный конфликт, который состоит в противостоянии двух поколений: «века минувшего» и «века нынешнего». К «веку минувшему» относится всё фамусовское общество во главе с самим Павлом Афанасьевичем Фамусовым. А «век нынешний» представлен в первую очередь Чацким Александром Андреевичем. Две стороны не могут найти общий язык, потому что придерживаются абсолютно разных взглядов, касательно государственного устройства и всей жизни в целом. Всё дело в том, что каждое поколение воспитывается и формируется в разное время и в разных условиях.
«Век нынешний» полон сил и желания изменить мир к лучшему, молодые люди готовы к переменам и даже стремятся лично им способствовать. Именно поэтому Чацкий смело и прямо обличает все пороки фамусовского общества, которые по факту являются пороками всего «века минувшего». В своих монологах он страстно придерживается идеи служения делу, а не конкретным лицам. Главному герою чужды нравственные идеалы фамусовского общества, он выступает против корысти, лести, чинопочитания и алчности. Фамусов же считает эти качества и средства необходимыми для продвижения по карьерной лестнице. Главные ценности в его жизни составляют деньги, высокий чин и мнение окружающих.
В результате Чацкий был признан сумасшедшем и отвержен. Это общество не смогло принять человека, который открыто высказывал своё мнение и указывал всем остальных на их пороки и недостатки. Он нарушал общепринятые правила: не лгал, не лицемерил, не льстил. Именно поэтому пьеса и называется «Горе от ума», образованному и рассудительному человеку не нашлось места в менее развитом обществе. Все эти различия и стали причиной неразрешимого конфликта.
- А.С. Пушкин «Дубровский».
В основу сюжета романа А.С. Пушкина «Дубровский» лёг конфликт Троекурова и Дубровского старшего. Кирилла Петрович и Андрей Гаврилович были очень разными, но это не помешало им стать настоящими друзьями. Кроме того, их сближала похожая судьба. Они познакомились во время службы, оба женились по любви, но рано овдовели и сами воспитывали своих детей. А со временем ещё и стали соседями, чему были несказанно рады.
Дубровский жил скромно, а Кирилла Петрович был очень богатым помещиком. Это различие не составляло проблемы для их крепких взаимоотношений до одного случая. Крепостной Троекурова позволил себе дерзость в отношении Андрея Гавриловича, и сильно задел его самолюбие. Дубровский потребовал наказать наглеца, восприняв его слова как личную обиду, однако Кирилла Петрович не захотел подчиняться чужой воле и отказал товарищу из-за своего упрямства. Через некоторое время произошёл ещё один случай, который превратил эту ссору в непримиримую вражду. Дубровский велел избить соседских крестьян за то, что они воровали его лес, а Троекуров не смог простить такой вольности по отношению к своим людям и отобрал имение обидчика, подкупив судебных служащих. Андрей Гаврилович не смог выдержать такого удара, его здоровье подкосилось, и в скором времени он умер.
Таким образом, можно прийти к выводу, что причиной непримиримого конфликта между двумя лучшими друзьями стала их гордость и упрямство. Никто не уступил и не простил другого, оба остались при своём мнении до самого конца.
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка».
Конфликт между Петром Андреевичем Гринёвым и Алексеем Ивановичем Швабриным является ярким примером того, как разное воспитание влияет на людей, имеющих одинаковое положение в обществе. Гринёв всегда брал пример со своего отца и вырос достойным человеком, способным на благородные поступки. Швабрин же прибегал совершенно к иным методам, действуя низко и подло.
Причина их конфликта крылась в чувствах к одной и той же девушке – дочке коменданта Белогорской крепости. Со слов Маши Мироновой становится известно, что Алексей Иванович уже признавался ей в любви и сватался к ней незадолго до прибытия Гринёва на его место службы. Теперь же получивший отказ офицер увидел в лице Петра Андреевича соперника и заметил, что Маша начинает отвечать ему взаимностью.
В отличие от Гринёва, честь не является жизненным принципом для Швабрина, поэтому он выбирает недостойный способ добиться желаемого. Он умышленно очерняет имя невинной девушки, провоцируя тем самым своего соперника на дуэль. Петр Андреевич не мог поступить иначе, ведь речь шла о защите чести его возлюбленной. Однако Швабрин и здесь поступил подло, он воспользовался моментом, когда противник отвернулся, и вонзил ему шпагу в спину. Тем не менее, восстановившись после ранения, Петр Гринёв простил своего обидчика, в очередной раз проявив своё благородство и великодушие.
- М. Горький «Старуха Изергиль».
У главного героя одной из легенд старухи Изергиль Ларры образовался конфликт не с одним человеком, а с целым обществом. Имя Ларры обозначает «отверженный», что полностью отображает его внутреннюю сущность. Ларра был сыном обыкновенной женщины и орла. Он воспитывался вдали от общества, поэтому сильно отличался от простых людей. После смерти своего отца, юноша вынужден был вернуться в племя, где жила его мать. Но он считал себя лучше остальных людей, поэтому ни во что не ставил интересы окружающих.
Конфликт между Ларрой и племенем произошёл из-за его гордыни и высокомерия. Живя среди людей, сын орла не хотел придерживаться их законов и почитать старейшин. Однажды он убил девушку только из-за того, что она ему отказала. Ларра считал, что он вправе завладеть всем, чем захочет, поэтому не видел своей вины в совершённом поступке и не раскаивался. За это племя изгнало его, даровав ему бессмертие и долгожданную свободу. Теперь он мог делать всё, что хотел, но эта свобода обрекла его на вечные муки одиночества. Человек не может жить вне общества, а Ларра, несмотря на то, что его отец был орлом, тоже был наполовину человеком.
Ларра пренебрежительно отнесся к человеческим порядкам и люди не смогли простить его жестокость. Эти разногласия привели к непримиримому конфликту.
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
Конфликт, образовавшийся из-за глупости, привел к дуэли между Евгением Онегиным и Владимиром Ленским. Особый трагизм этой ситуации придает тот факт, что противники были друзьями.
Молодые люди изначально были слишком разными, но «от нечего делать» стали приятельствовать. Евгений Онегин принадлежал к высшему кругу, со временем ему наскучила светская жизнь, поэтому он сбежал в деревню, подальше от городской суеты. А Владимир Ленский – представитель другого типа дворянской молодежи, у него была романтическая и чувствительная натура, остро реагирующая на любые события. За неимением другой подходящей компании, молодые люди начали тесно общаться и проводить вместе много времени. Возможно, так и продолжалось бы, если бы не один случай.
Ленский пригласил своего товарища на именины Татьяны Лариной. Онегин чувствовал себя там неловко, поэтому решил отомстить Ленскому, задев его слабое место. Весь последующий вечер Евгений ухаживал за возлюбленной своего товарища, а Ольга, к несчастью, отвечала ему взаимностью. Онегин делал это только для того, чтобы рассердить приятеля, но Владимир не выдержал оскорбления и вызвал обидчика на дуэль
Причиной конфликта, образовавшегося между двумя товарищами, стал эгоизм Онегина. Он равнодушно и хладнокровно решил шутки ради посягнуть на самое ценное, что было у Ленского. Со временем он осознал, что вел себя недостойно и глупо, но было уже невозможно что-либо изменить. Жестокая шутка повлекла за собой настоящую трагедию.
Примеры из жизни1. Одним из наиболее масштабных примеров конфликта внутри одного государства является Гражданская война в России, к которой привели революции 1917 года. В этой войне погибло очень много народа, не менее шести миллионов человек. Что же послужило причиной для развязывания такого кровопролитного конфликта?
У Российской империи к началу 1917 года был целый ряд нерешённых проблем. Общественное противостояние началось ещё летом этого года, когда Временное Правительство подавило Корниловский мятеж. Однако серьёзные столкновения начались в октябре, с началом революции.
Октябрьская революция подразумевает под собой вооружённый переворот в Петрограде под руководством партии большевиков, в результате которого было свергнуто временное правительство. Это одно из самых крупных событий 20 века, наложившее значительный отпечаток на ход российской и всемирной истории.
К причинам революции можно отнести следующее: промышленное и сельское хозяйство страны оказалось на грани полного развала, начался полнейший финансовый кризис, крестьяне вконец обнищали, социально-экономические реформы не производились. На фоне всех этих событий возникли противоречия, которые привели к смене власти. Итог Октябрьской революции и всей Гражданской войны в целом был предрешён после того, как рабочий класс объединился с крестьянством, и вооружённая армия перешла на сторону революционеров.
Гражданская война длилась долгие пять лет и завершилась созданием СССР – первого социалистического государства в мире.
2. Холодной войной называется военное, экономическое и политическое противостояние СССР и США во второй половине 20 века. Войной, в прямом значении этого слова, это противостояние назвать нельзя, потому что непосредственного военного столкновения между двумя государствами не было. Однако соперничество между двумя сверхдержавами неоднократно приводило к серьёзным последствиям.
Отношения СССР и США стали напряжёнными после Октябрьской революции, американцы не поддерживали власть большевиков. Такими их взаимоотношения и оставались вплоть до начала Второй мировой войны. Совместная борьба против фашистских захватчиков сплотила соперников и в то время появилась надежда на урегулирование их взаимоотношений. Однако после победы влияние СССР сильно увеличилось, и страна превратилась в сверхдержаву.
Причиной начала Холодной войны принято считать знаменитую речь У. Черчиля, в которой он говорил, что социализм несёт смертельную угрозу всему западу. Также он предлагал сплотиться всем англоязычным народам и вместе уничтожить эту угрозу. В то время в США даже был разработан план ядерного удара по СССР, но, к счастью, в действие его так и не привели. А со временем атомная бомба была изобретена и в Советском союзе. После этого началась гонка вооружениями между странами.
Главным итогом Холодной войны стал развал СССР. В результате в мире осталась одна сверхдержава – Соединённые Штаты Америки.
Народная мудрость- «Худой мир лучше доброй ссоры». В этой пословице говорится о том, что любой мир лучше ссоры. Конфликты делают жизнь человека безрадостной.
- «Ссора до добра не доводит». В этой пословице говорится о том, что ссора не приведет ни к чему хорошему. Лучше избежать конфликта, чем потом страдать от его последствий.
- «Легче ссоры избегать, чем ее прекращать». Смысл данной пословицы заключается в том, что бывают такие конфликты, которые трудно закончить. Поэтому намного легче избежать ссоры, чем пытаться ее остановить.
- «Не будет добра, коли между своими вражда». Наши мудрые предки говорили о том, что мир в семье – важнее всего. Нет ничего хуже, чем вражда между близкими людьми.
- «Живут как кошка с собакой». Так говорят о людях, которые постоянно спорят и вступают в конфликты друг с другом.
- «Не страшны ссоры, где мирятся скоро». В этой пословице говорится об умении идти на уступки и искать компромиссы. Любой конфликт нужно уметь вовремя закончить.
- «Один про Фому, другой про Ерему». В этой пословице идет речь о непонимании. Людям трудно избежать конфликтов, если они не могут понять друг друга.
- «Где споры, там и ссоры». В этой пословице говорится о том, что люди, которые любят спорить, часто вступают в конфликты с окружающими.
- «Гнев – плохой советчик». В этой пословице говорится о том, что в гневе нельзя принимать никакие решения. Такие решения часто приводят к конфликтам, а иногда и к вражде на всю жизнь.
- «С людьми браниться – никуда не годится». Наши мудрые предки призывали свой народ быть терпимее друг к другу. Они говорили о том, что любой вопрос можно решить мирным путём.
- «Находясь в единстве с самим собой, невозможно даже помыслить о конфликте». Немецкий писатель Экхарт Толле считал, что человек, который находится в единстве с самим собой, не способен конфликтовать с окружающими.
- «Зависть порождает раздор среди людей». Древнегреческий философ Демокрит говорил о том, что основной причиной раздора между людьми является зависть. Неумение радоваться за своих близких всегда приводит к конфликтам, по его мнению.
- «Раздор придает большую ценность согласию». По мнению древнеримского поэта Публия Сира, после конфликтов мир и согласие ценится больше.
- «Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи». Еврейский царь Соломон, признанный великим мудрецом, говорил о том, что причиной многих раздоров является ненависть. Только любовь способна изменить мир к лучшему.
- «Если люди расходятся во мнениях — это вовсе не основание, чтобы кричать о своих оскорбленных чувствах». Американский писатель Джек Лондон считал, что разница в мнениях – это не причина для конфликтов. Нужно уметь принимать чужую сторону, тогда получится избежать многих разногласий.
- «Чем старше и мудрее человек, тем меньше ему хочется выяснять отношения. Хочется просто встать, пожелать всего хорошего и уйти». Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу говорил о том, что мудрость несовместима с конфликтами. Мудрый человек не захочет выяснять отношения, он не будет убеждать окружающих в своей правоте.
- «В излишних спорах теряется истина». Древнеримский поэт Публий Сир говорил, что в затяжных спорах теряется истина. Люди, которые долго выясняют отношения, забывают о причине, по которой эти выяснения начались.
- «Спорить гораздо легче, чем понимать». Французский писатель Гюстав Флобер считал, что люди начинают спорить, потому что понять друг друга намного сложнее. Гораздо проще доказывать собственную точку зрения, чем постараться принять чужую.
- «Ссоры не продолжались бы так долго, если бы виновата была только одна сторона». Французский писатель герцог Франсуа де Ларошфуко говорил о том, что в ссоре всегда виноваты двое, независимо от того, кто её начал.
- «Когда двое говорят и один из них сердится, тот, кто уступает, умнее». Древнегреческий драматург Еврипид считал, что умный человек всегда пойдёт на уступки, ради того, чтобы избежать ссоры. Только глупцы не умеют сдерживать себя и до последнего доказывают свою правоту.
Decoding the Six Conflicts in Literature (With Examples)
Blog > Writing Advice
Writing AdviceWriting, Advice
ServiceScape Incorporated
ServiceScape Incorporated
2018
Tonya ThompsonUSA
Conflict is part of the narrative arc and делает многое, чтобы соединить читателей с историей или персонажами истории. Это включает в себя проблемы или препятствия, возникающие в истории — как внутренние (или в сознании персонажа), так и внешние (вызванные другими персонажами или силами). Поскольку все читатели знакомы с конфликтами в своей жизни, это помогает углубить взаимодействие с историей или персонажем и придать истории более глубокий смысл.
Хотя существуют некоторые разногласия по поводу того, сколько типов конфликтов встречается в литературе, наиболее общепринятым числом является шесть различных типов. К ним относятся: Человек против Я, Человек против Человека, Человек против Общества, Человек против Природы, Человек против Технологии и Человек против Судьбы (или Сверхъестественного). Важно отметить, что в этих литературных терминах «Мужчина» намекает на «Человек», так что это не ограничивается мужским полом.
Человек против себя
Человек против себя — это единственный пример внутреннего конфликта, который вы можете увидеть в литературных произведениях, в котором персонаж испытывает конфликт внутри своего собственного разума. Гамлет, вероятно, самый известный литературный персонаж, переживающий конфликт «Человек против себя» на протяжении большей части знаменитой шекспировской пьесы. Хорошим примером того, как Шекспир использует этот конфликт для построения характера, являются следующие строки:
Быть иль не быть: вот в чем вопрос: Что благороднее в душе: терпеть Пращи и стрелы неистовой судьбы Или с оружием в руках бороться с морем бед И, противодействуя, покончить с ними? Умереть: спать; Больше не надо; и сном сказать, что мы покончим с сердечной болью и тысячей естественных потрясений, которым наследует плоть, — это завершение, которого искренне желают. Умереть, заснуть; Спать: быть может, мечтать: да, вот беда; Ибо в этом сне смерти, какие сны могут явиться, Когда мы вырвемся из этого бренного кольца, Должны дать нам паузу: есть уважение, Которое делает бедствие столь долгой жизни.
Гамлет
Конфликт человека против себя чаще всего наблюдается, когда персонаж сталкивается со смешанными эмоциями по поводу своих действий или решения, которое должно быть принято/было принято. Вы также можете увидеть этот конфликт очевидным, когда персонаж сталкивается с психическим заболеванием или не может простить себя за прошлые действия.
Человек против человека
Человек против человека часто встречается в литературе и современном повествовании и представляет собой тип внешнего конфликта. Этот конфликт чаще всего разыгрывается между главным героем и его или ее антагонистом, хотя он также может возникать между друзьями или знакомыми.
Известный литературный пример конфликта «Человек против человека» можно найти в первом абзаце «Бочки с амонтильядо», рассказа Эдгара Аллана По.
Тысячи ран Фортунато я сносил как мог, но когда он осмелился на оскорбление, я поклялся отомстить. Вы, так хорошо знающие природу моей души, не подумаете, однако, что я высказал угрозу. Наконец я буду отомщен; это был вопрос, окончательно решенный, но сама определенность, с которой он был решен, исключала возможность риска. Я должен не просто наказать, а наказать безнаказанно. Зло не исправлено, когда возмездие настигает возместившего его. В равной степени безответно, когда мститель не дает почувствовать себя таковым тому, кто сделал зло.
Бочка Амонтильядо
В этих первых строках рассказчик, Монтрезор, устанавливает свой конфликт с другим человеком по имени Фортунато. Эта история также связана с внутренним конфликтом (Монтрезор известен как ненадежный рассказчик, и читатель не совсем уверен, насколько утверждениям Монтрезора они могут доверять).
Человек против общества
Этот тип конфликта часто встречается в научной фантастике и представляет собой внешний конфликт, в котором главный герой находится в противоречии с правящим органом (которым может быть семья) или социальными или культурными нормами. Например, если главный герой борется со своим правительством или обвиняется в преступлении, которого он или она не совершал, это будут примеры конфликта «Человек против общества». Если главный герой идет вразрез с ожиданиями своего общества и людей, это также является примером конфликта «Человек против общества».
Пример конфликта «Человек против общества» можно увидеть в «Алой букве» Натаниэля Хоторна, в которой главную героиню, Эстер Прин, избегают ее люди, пуритане, за то, что она родила ребенка от мужчины, который не был ее мужем. (кто был потерян в море). Ниже приводится цитата, резюмирующая эту борьбу:
Ни один человек в течение значительного периода времени не может носить одно лицо перед собой и другое перед толпой, не запутавшись, наконец, в том, что может быть правдой.
Алая буква
Человек против природы
Если вы читали рассказ или смотрели фильм, где главный герой должен столкнуться с какой-то бурей или событием, которое происходит как сила природы (например, нападение животного ), вы видели конфликт Человека и Природы в действии. Стихийные бедствия, такие как торнадо или персонаж, потерявшийся в море и пытающийся найти землю, также являются примерами этого конфликта. В этих историях подчеркивается концепция человеческого выживания, несмотря на силы природы, и во многих случаях вы также обнаружите, что внутренний конфликт Человека и Я разыгрывается одновременно. Основная причина этого заключается в том, что природа может быть значительно сильнее человечества, поэтому главный герой смиряется с этим фактом и испытывает много сомнений и борьбы.
Прекрасным примером конфликта человека и природы из литературы является роман Эрнеста Хемингуэя «Старик и море».
Он всегда думал о море как о море, как люди называют его по-испански, когда любят его. Иногда те, кто любит ее, говорят о ней плохо, но всегда говорят так, будто она женщина. Некоторые рыбаки помоложе, те, кто использовал буи в качестве поплавков для своей удочки и имел моторные лодки, купленные, когда акульи печенки принесли много денег, называли ее «el mar», что в мужском роде. место или даже враг. Но старик всегда думал о ней как о женщине и как о чем-то, что оказывает или отказывает в великих милостях, и если она совершала дикие или злые поступки, то только потому, что не могла им помочь. Луна действует на нее, как на женщину, подумал он.
Старик и море
Человек против техники
Еще один популярный конфликт в научной фантастике — Человек против техники, когда главный герой сталкивается с машинами или технологиями (такими как механические неисправности или роботы) и должен преобладать над ним. Во многих случаях вы увидите элементы конфликта «Человек против общества», происходящие в этих же историях, поскольку технология часто используется для обеспечения или поддержания социальных и культурных норм.
Отличным примером из литературы о конфликте человека и технологии является книга Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», книга, которая вдохновила на создание культового фильма «9».0075 Бегущий по лезвию . Вот цитата из него:
‘У вас есть информация, что в актерском составе есть андроид? Я был бы рад помочь вам, а если бы я был андроидом, был бы рад вам помочь? «Андроид, — сказал он, — не заботится о том, что происходит с другим андроидом. Это один из признаков, который мы ищем. «Тогда, — сказала мисс Люфт, — вы должны быть андроидом».
Мечтают ли андроиды об электрических овцах?
Человек против Судьбы или Сверхъестественное
Конфликт Человека против Судьбы часто встречается в древней литературе, особенно в греческих мифах и преданиях о короле Артуре. Вы даже часто увидите это в шекспировских пьесах. Человек против Судьбы или Человек против Сверхъестественного — это конфликт, который возникает, когда главный герой сталкивается с мстительным богом или могущественной сверхъестественной силой. Как и в случае с другими типами конфликтов, особенно с конфликтом Человека и Природы, этот конфликт часто сочетается с борьбой Человека и Я. Это потому, что главный герой должен смириться со своей человечностью и ограничениями, когда участвует в конфликте Человек против Судьбы.
Прекрасным примером этого конфликта из литературы может быть «Одиссея» Гомера, в которой Одиссей, возвращаясь домой с Троянской войны, сталкивается с рядом сверхъестественных сил и существ, пытающихся остановить его. Вот хорошая цитата:
Ах, как бесстыдно — как эти смертные обвиняют богов. Они говорят, что от нас одних исходят все их несчастья, да, но сами они своими безрассудными поступками усугубляют свои страдания сверх положенной им доли.
Одиссея
Types of Conflict in Literature
Odysseus and his companions with the cyclops Polyphemu
DESCRIPTION
Odysseus with companions and cyclops Polyphemu
SOURCE
MR1805 / iStock / Getty Images Plus
PERMISSION
https://www.gettyimages.com/detail/photo/odysseus-and-his-companions-at-the-cyclops-royalty-free-image/1153394670
Сюжет любой истории требует конфликта. вперед. Всякий раз, когда главный герой борется с силой, находящейся вне его или ее контроля, возникает конфликт, добавляющий сложности и интереса к истории. Вы можете найти примеры семи типов конфликтов как в классических, так и в современных историях.
Общие типы конфликтов
Читаете ли вы драму или комедию, эти типы конфликтов легко обнаружить как в классической, так и в современной литературе.
Человек против человека
Главный герой сражается против другого человека, антагониста, чтобы добиться победы. Враждебные отношения могут выражаться физически, эмоционально, интеллектуально или другими способами.
- Классический пример: Ромео сражается с Парисом, чтобы отомстить за смерть Меркуцио в шекспировской «9».0075 Ромео и Джульетта .
- Современный пример: Александр Гамильтон и Аарон Берр расходятся во мнениях политически и межличностно в бродвейском мюзикле Гамильтон .
Реклама
Человек против природы
Мир природы восстает против главного героя, заставляя его или ее бороться со стихиями и преодолевать невзгоды.
- Классический пример: Сантьяго борется с группой акул, которые пожирают марлина, которого он, наконец, поймал в «9» Эрнеста Хемингуэя.0075 Старик и море .
- Современный пример: в фильме 1993 года Парк Юрского периода доктора. Алан Грант и Элли Сэттлер бегут от сбежавшего тираннозавра Рекса.
Человек против себя
Реклама
Конфликт человека против себя, также известный как внутренний конфликт, предполагает, что главный герой сталкивается со своими собственными страхами, недостатками и эмоциями. История может быть связана с трудным решением, которое должен принять главный герой.
- Классический пример: на протяжении всей 9-й пьесы Шекспира.0075 Гамлет , Гамлет борется со своей верностью матери, своим долгом отомстить за отца и собственным рассудком.
- Современный пример: Тара Вестовер начинает сомневаться в своих воспоминаниях и переживаниях после того, как заявляет о своей независимости в своих мемуарах Образованная .
Жанровые типы конфликтов
Если вы читаете такие жанры, как научная фантастика, фэнтези, политическая сатира, ужасы или истории о привидениях, вы можете обнаружить, что персонажи борются против разных типов сил.
Реклама
Человек против общества
Персонаж, борющийся против норм своего общества, — обычная форма конфликта в политической сатире и антиутопиях. Общество, изображенное в этих историях, часто бывает угнетающим или в чем-то несправедливым.
- Классический пример: Харрисон Бержерон бросает вызов ограничениям своего угнетающего общества, избавляясь от своих недостатков и танцуя на телевидении в «Харрисоне Бержерон» Курта Воннегута.
- Современный пример: Китнисс выживает в Голодных играх и становится символом восстания 9-го века.Трилогия 0075 «Голодные игры » Сюзанны Коллинз.
Человек против машины
Реклама
Популярный конфликт в научной фантастике, конфликт человека против машины проверяет человечность и изобретательность главного героя, а не интеллект и силу технологий.
- Классический пример: доктор Франкенштейн создает — а затем пытается подавить — свое научное творение в книге Мэри Шелли Франкенштейн .
- Современный пример: освобожденные люди сражаются со своими механическими повелителями в 19 веке.99 фильм Матрица.
Человек против Судьбы/Божества
Этот конфликт часто встречается в греческих трагедиях, в которых боги наказывают или награждают героя. Вы также часто встретите его в фэнтезийных историях, в которых персонаж вынужден принять предопределенную судьбу.
- Классический пример: Посейдон наказывает Одиссея, заставляя его скитаться от одной катастрофы к другой в Гомеровской Одиссее .
- Современный пример: Злая Эльфаба из стремится установить свою личность, но должна принять свою судьбу Злой Ведьмы Запада.
Человек против Сверхъестественного/Неизвестный
Жанр ужасов полон историй о привидениях, в которых ничего не подозревающий персонаж противостоит силам не из этого мира.