7 простых и 7 сложных приёмов манипуляции сознанием. Какие из них используют на вас? | Карьера и бизнес | Деньги
Простые
1. Манипуляция чувством вины или обиды
Использование обиды или чувства вины — один из самых верных приемов манипуляции близким человеком. Образ несчастной жертвы часто дает своему носителю «дивиденды» в виде негласных полномочий и репараций. Бывает, что человек живет в роли жертвы годами и уже свыкся с этим, однако у окружающих он уже не вызывает сочувствия и желания помочь, а, наоборот, провоцирует на раздражение и даже агрессию. Потому что на самом деле, как ни странно это звучит, именно жертва оказывается всегда на вершине пирамиды в семейной системе. Такой человек влияет на других с помощью их чувства вины. Со временем люди, вовлеченные в эту игру, начинают прямо или полуосознанно понимать эту манипуляцию и реагировать на нее агрессией.
Противоядие: Лучше всего выработать в семье правило забывать обиды. И не припоминать друг другу прошлые грехи во время семейных ссор. Ни к чему хорошему это все равно не приведет. Если партнер чем-то вас обидел, то лучше сразу обсудить этот вопрос. Цивилизованно и корректно, не давая оценок ни происходящему, ни партнеру. Прояснить ситуацию и скорректировать правила взаимодействия для снижения вероятности повторения похожей ситуации. Скажем метафорически: обиды записывайте на песке, а радости высекайте в мраморе и граните. Сделайте это нормой для вашей семьи и увидите, насколько легче и счастливее станет ваша жизнь.
2. Манипуляции гневом
Существуют люди, которые выходят из себя, чтобы вынудить вас им поддаться. Это манипуляторы, использующие так называемый тактический гнев.
Противоядие: Самое худшее — пойти на поводу у такого человека. Ведь если его прием сработает, он и в будущем станет поступать так с вами и с другими. Для начала вам потребуется ваша решительность: вы не должны уступать или позволять на себя кричать. Если манипулятор продолжает кричать, уйдите. Продолжайте так себя вести при любых последующих стычках, когда он злится, пока гневливый оппонент не научится вести себя с вами рационально.
В отношении собственного гнева, на который вас так же нередко будут провоцировать, стоит заранее выработать осознанную позицию и правила. Помните, что в гневе вы, может быть, даже сможете произнести свою самую лучшую речь. Но велика вероятность того, что позже вы о ней пожалеете и будете жалеть всю жизнь.
3. Манипуляции молчанием
Люди прибегают к многозначительному молчанию, когда хотят показать, как они расстроены. Иначе, по их мнению, вы подумаете, что проблема неважна для них. Люди, часто прибегающие к молчанию по незначительным поводам, создают неприятную атмосферу, которая может испортить рабочие отношения. Молчание рассчитано на то, чтобы вызвать у вас чувство вины, когда вы поймете, как расстроен этот человек.
Противоядие: Постарайтесь воздержаться от подыгрывания «надутому», потому что если это сработает однажды, молчун будет прибегать к подобному приему постоянно. Но не будьте с ним резки; ведите себя так, как будто все нормально. Подождите, пусть он сам нарушит молчание. Если у вас возникают дискуссии с молчуном, слушайте его с открытой душой. Дружелюбно и разумно объясните ему, на чем основывается ваша точка зрения. Даже если ваш собеседник будет продолжать дуться и после вашего рассказа, вы будете знать, что сделали все возможное. Вы не отступили лишь для того, чтобы избежать молчания, цель которого — заставить вас капитулировать.
4. Манипуляция любовью
«Если любишь, то…» Эта манипуляция рассчитана на близких людей, испытывающих к манипулятору положительное отношение. Страх быть отвергнутым и потерять любовь силен в людях с самого детства. Многие родители неосмотрительно пытались манипулировать своим чадом, приговаривая «Если ты не будешь меня слушать/делать, что я скажу и т. п., то я перестану с тобой общаться/тебя любить/заботиться о тебе и т. д.».
Противоядие: Любовь не предмет торгов, а результат отношения. Замечая эксплуатацию своих чувств, подумайте насколько это вам нужно.
5. Манипуляция надеждой
Блестящие посулы нередко скрывают за собой стремление к сиюминутной выгоде их автора. Сказочные обещания Кота Базилио и Лисы Алисы были продиктованы их желанием заполучить поскорее золотые, звеневшие в кармане у Буратино. Часто подобные «песни» приводят и более осведомленных граждан к закапыванию наличности «на Поле Чудес в Стране Дураков».
Противоядие: Арабская пословица гласит: «Умный надеется на свои дела, а глупый полагается на надежду». Доверяйте фактам, а не мнениям. В принятии решений опирайтесь на реальный опыт, а не на чьи-то истории или предположения.
6. Манипуляция тщеславием
Маленькие крючочки, крепко цепляющие избыточно раздутое эго, могут выглядеть как невинный комментарий. Похвала, используемая в расчете добиться своих целей: «Вы прекрасно составляете отчеты! Наверняка и с тем, который я хочу вам предложить, никто не справится лучше вас!» Или, наоборот, вызов с намеком на некомпетентность: «А слабо?. .», «Ты бы, наверное, не смог…»
Противоядие: Вспомните, планировали ли вы сделать предлагаемое до изложения провокационного предложения? Проверьте соответствие задуманного своим интересам и возможностям.
7. Ирония или сарказм
Манипулятор выбирает изначально ироничный тон, критичные высказывания и замечания, приправленные шутками или провокационными комментариями.
Противоядие: Сделать себя обиженным без собственного участия невозможно. Не верите — попытайтесь обидеться просто так, ни на что конкретное. Если вы не будете поддаваться на провокации манипулятора, осознав или напомнив себе с кем и чем имеете дело, то сможете сохранить ясность мысли, точность формулировок и эмоциональный баланс.
Сложные
1. Смещение акцентов
Манипуляторы сознательно смещают акценты в подаваемом материале, отодвигая на второй план что-то не совсем желательное и подчеркивая необходимое им. Это часто удел средств массовой информации, в большинстве случаев обслуживающих своих хозяев. Примером может служить анекдот эпохи застоя про генсека Брежнева. СМИ комментируют состоявшийся по предложению Джимми Картера забег вокруг Белого дома. Картер и Леонид Ильич бежали наперегонки. Победил в этом забеге из двух участников, конечно же, более молодой и крепкий Картер. Американские СМИ самодовольно пишут: «Наш уважаемый президент находится в прекрасной форме и легко смог прийти первым, а генеральный секретарь Брежнев добрался только последним!» Наши СМИ сдержанно написали: «В состоявшихся соревнованиях в городе Вашингтоне генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев пришел к финишу вторым. Президенту США Джимми Картеру осталось лишь довольствоваться своим предпоследним местом».
Противоядие: Проверяйте информацию, не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы и выяснять детали.
2. Эмоциональное заражение
Данная технология манипулирования основана на таком свойстве психики человека как эмоциональная заражаемость. Известно, что человек выстраивает определенные защитные барьеры на пути получения нежелательной для него информации. Чтобы обойти подобный барьер (цензуру психики), необходимо направить манипулятивное воздействие на чувства. Таким образом, «зарядив» нужную информацию необходимыми эмоциями, возможно преодолеть барьер разума и вызвать в человеке взрыв страстей, заставив его переживать по поводу услышанного. Далее вступает в действие эффект эмоционального заражения, который получает наибольшее распространение в толпе, где, как известно, порог критичности каждого индивидуума ниже и включаются исторически более древние рефлексы и инстинкты. Подобная техника манипуляции применяется во время ряда реалити-шоу, когда участники говорят на повышенных тонах и демонстрируют порой значительное эмоциональное возбуждение. Это заставляет зрителей неотрывно смотреть за перипетиями демонстрируемых событий, сопереживая главным героям.
На заметку | |
---|---|
Выступления некоторых политиков эмоционально заряжены, благодаря чему информация воздействует на чувства слушателей, аудитория «заражается эмоциями», восприятие содержательной стороны речи выступающего становится менее рациональным, критичным и обдуманным. Этим отличались зомбировавшие немецкую нацию речи Гитлера и Геббельса. |
Противоядие: Отделяйте зерна от плевел. Следует разделять эмоциональный посыл и содержательный аспект информации. Например, прежде чем совершать покупку под давлением ловкого продавца или рекламы, продумайте, какие цели, желания и прогнозируемые траты у вас были до появления этой ситуации/информации, какие конкретно качества и свойства товара/услуги вас заинтересовали, насколько они вам необходимы в действительности. Если есть возможность отложить принятие решения, лучше рассмотреть вопрос целесообразности позднее, в более спокойном и адекватном эмоциональном состоянии, следуя правилу «утро вечера мудренее».
3. «Психологическое айкидо»
В зависимости от подачи одних и тех же материалов можно добиваться различных, порой противоположных мнений аудитории. То есть какое-то событие можно искусственно «не заметить», а чему-то, наоборот, уделить повышенное внимание.
Вот наглядный пример, как это работает:«Дорогие мама и папа! С тех пор как я уехала в колледж, я была небрежна в написании писем. Сожалею о том, что была невнимательна, и о том, что не писала до сих пор. Я сообщу вам сейчас обо всем, что произошло, но перед тем, как вы продолжите чтение, пожалуйста, сядьте. Вы не будете читать дальше, пока не сядете, хорошо? Ну, сейчас я чувствую себя вполне сносно. Перелом черепа и сотрясение мозга, которые я получила, когда выпрыгнула из окна своего общежития в тот момент, когда оно загорелось вскоре после моего приезда сюда, теперь почти вылечены. Провела две недели в больнице и теперь могу видеть почти нормально. Головные боли бывают только раз в день. К счастью, пожар в общежитии и мой прыжок увидел дежурный оператор газовой станции, расположенной рядом с общежитием. Именно он позвонил в пожарный отдел и вызвал скорую помощь. Кроме того, он навещал меня в больнице и, поскольку мне негде было жить после пожара, он был столь добр, чтобы предложить разделить с ним его комнату.
В действительности это полуподвальная комната, но она довольно мила. Он чудесный парень, мы влюбились друг в друга и собираемся пожениться. Мы пока не назначили точную дату, но свадьба будет до того, как моя беременность станет заметной. Да, мама и папа, я беременна. Я знаю, что вы мечтаете стать дедушкой и бабушкой и что вы радушно примете ребенка и окружите его той же любовью, преданностью и нежной заботой, какими окружали меня в детстве. Причина задержки заключения нашего брака состоит в том, что мой друг подхватил незначительную инфекцию, которая мешает сдать добрачные анализы крови, а я неосторожно заразилась от него. Я уверена, что вы встретите моего друга с распростертыми объятиями. Он добрый, и хотя не очень образованный, но зато трудолюбивый.
Теперь, после того как я сообщила вам, что случилось, хочу вам сказать, что пожара в общежитии не было, у меня не было сотрясения мозга и перелома черепа, я не была в больнице, я не беременна, я не помолвлена, я не инфицирована и у меня нет друга.
Однако я получаю низкие баллы по американской истории и плохие оценки по химии и хочу, чтобы вы смотрели на эти оценки с мудростью и снисходительностью.Ваша любящая дочь Шэрон»
В своей книге «Психология влияния» американский социальный психолог Роберт Чалдини приводит это забавное письмо в качестве примера умелого использования принципа контраста восприятия для оказания влияния на людей и изменения их убеждений. Можете быть уверены, что это прекрасное маленькое орудие влияния, обеспечиваемое принципом контраста, не остается невостребованным. Громадное преимущество принципа заключается не только в том, что он эффективно работает, но также и в том, что его использование практически незаметно неподготовленному человеку.
Противоядие: Учитесь возвращать себя к первоначально выбранной позиции до внедрения в нее внешних влияний. Проверьте, соответствует ли ваша текущая позиция вашим стратегическим принципам и приоритетам. Сравните вашу позицию до и после получения дополнительной внешней информации, изменившей ваше восприятие происходящего. Проанализируйте достоверность, важность и значимость привнесенной извне информации. Соотнесите полученные под влиянием этой информации выводы со своими долгосрочными и предшествующими планами, системами оценок, приоритетов и значимыми отношениями.
4. Команды, скрытые в предложениях и вопросах
Манипулятор скрывает свою команду-установку под видом просьбы. Наглядно это может продемонстрировать одна дзен-буддистская притча:
Беседы дзенского учителя Банкея привлекали не только дзенских учеников, но и людей разных сект и рангов. Его большая аудитория вызвала недовольство священника секты Ничирен, так как последователи секты покидали его, чтобы слушать о Дзен. Эгоцентричный ничиренский священник пришел в храм, вознамерившись поспорить с Банкеем.
— Эй, дзенский учитель! — позвал он. — Подожди минутку. Вся- кий, кто уважает тебя, будет повиноваться твоим словам, но я не уважаю тебя. Можешь ли ты заставить меня повиноваться?
— Подойди ко мне, и я покажу тебе, — сказал Банкей. Священник стал величественно прокладывать себе дорогу через толпу к учителю. Банкей улыбнулся:
— Встань слева от меня.
Священник повиновался.
— Нет, — сказал Банкей, — нам будет удобнее разговаривать, если ты станешь справа от меня. Перейди сюда.
Священник с достоинством перешел направо.
— Видишь, — сказал Банкей, — ты повинуешься мне. Мне кажется, что ты человек тонкий и мягкий. А теперь садись и слушай.
В этой притче из далекого прошлого мы можем наблюдать прямые манипуляции, она подчеркивает лишь характер посылов, стоящих за обычным разговором и предложениями. Но подобное влияние может осуществляться и более скрытыми приемами.
Противоядие: Четко осознавать свои цели и «систему координат». Стоит также постараться выяснить мотивы и интересы собеседника. В последующем будет легче отследить тактику и стратегию их достижения, оформленную в виде конкретных техник.
5. Уход от обсуждения
Подобное манипулятивное действие осуществляется с демонстративным использованием обиды. Например, «…с вами невозможно конструктивно обсуждать серьезные вопросы…», «…ваше поведение делает невозможным продолжение нашей встречи…» или «я готов продолжить это обсуждение, но только после того, как вы приведете в порядок свои нервы…» и т. п.
Срыв обсуждения методом провоцирования конфликта осуществляется с помощью разнообразных приемов выведения оппонента из себя, когда дискуссия превращается в обыкновенную перебранку, совершенно не связанную с первоначальной темой.
На заметку | |
---|---|
Для ухода от обсуждения могут использоваться такие уловки как: прерывание, перебивание, повышение тона, демонстративное поведение, показывающие нежелание слушать и неуважение к оппоненту. После их применения делаются высказывания по типу: «…с вами невозможно разговаривать, ведь вы не даете ни одного вразумительного ответа ни на один вопрос», «…с вами невозможно разговаривать, ведь вы не даете возможности высказать не совпадающую с вашей точку зрения. |
Противоядие: Сохраняйте эмоциональное спокойствие, выдержку и самообладание. Объясните себе, что данная уловка является провокацией агрессора и не сработает, поскольку вы ее уже опознали. Не стоит испытывать гнев по отношению к самому агрессору за то, что он позволил себе подобную несправедливость. Такова его природа.
6. Искусственное смещение спора
В этом случае, приступив к обсуждению какого-либо положения, манипулятор старается не приводить доводы, из которых следует это положение, а предлагает сразу перейти к их опровержению. Таким образом ограничивается возможность для критики позиции манипулятора, а сам спор смещается на аргументацию противоположной стороны. В том случае, если оппонент поддался этому и начинает критиковать выдвинутое положение, приводя различные аргументы, стараются вести спор вокруг этих аргументов, выискивая в них недостатки. Свою систему доказательств манипулятор при этом для обсуждения не предоставляет.
Противоядие: Возвращайте диалог в нужное вам русло. Помните об эффекте «своего поля» в футболе. В коммуникации «свое поле» имеет еще большее значение. Не отдавайте инициативу и возвращайтесь «к себе» и выбранной позиции.
7. Поток вопросов
В случае данного манипулятивного приема объекту задают сразу несколько разных вопросов по одной теме. В дальнейшем действуют в зависимости от его ответа: обвиняют в непонимании сути проблемы или в том, что он не ответил на вопрос полностью, или в стремлении ввести в заблуждение.
Противоядие: Озвучьте, что вы полагаете более целесообразным отвечать на вопросы последовательно, и концентрируйте своими ответами внимание на выбранной вами теме. В случае агрессивного давления игнорируйте последующие вопросы и продолжайте спокойно отвечать на выбранный вами или держите паузу, пока поток вопросов не иссякнет. Возможны варианты активной дискредитации манипулятора. Например, взять листок и начать запись вопросов с комментарием, как в известной комедии: «Нельзя ли помедленнее, я записываю. ..»
AIF.RU благодарит издательство «Питер» за предоставленный отрывок.
Смотрите также:
- Как манипулируют нашим сознанием: 10 простейших приёмов и техника защиты →
- Как сохранять работоспособность в условиях стресса →
- Качества лидера: а есть ли они у тебя? →
13 самых опасных видов манипуляций: «Палочный довод»
При такой манипуляции угроза явно не называется, но тем не менее, в основе лежит угроза, шантаж.
Примеры1. «Хорошо, мы можем сделать по-твоему, но только учти, что за все последствия отвечать будешь только ты»
2. «Вы отдает себе отчёт, что ваши слова могут быть расценены как пропаганда нацизма? Вы понимаете, чем это может обернуться для вас?»
3. «Вы понимаете, что такие действия могут привести к нарушениям закона. Подумайте, какие последствия могут быть»
При парировании такого рода манипуляции можно скрытый шантаж выявить и озвучить, но иногда, например, когда речь идет о вашем руководителе, это может быть небезопасно, нужно действовать мягче. Озвучивание шантажа приводят к тому, что манипуляция перестаёт ею быть, т.к. теряет скрытый характер. Другой способ парирования – вскрыть цель манипуляции. Третий способ парирования палочного довода – ломка сценария.
Дополнительные примеры «Палочного довода»4. «Да, конечно, большинство бизнесменов так или иначе уходят от налогов, оптимизируют налогообложения. Только здесь нужно выбирать проверенные и незнакомые налоговикам методы, а те, кто используют предложенные вами способы не очень хорошо закончили. Подумайте об этом, пожалуйста».
5. «Вы знаете, что происходит с людьми, которые вот говорят такое? Нет, не знаете? Подумайте на досуге. Мне бы на вашем месте было немного страшно за себя».
Важно, что при таком способе давления на вас, манипулятор не применяет прямой угрозы, он позволяет вам самим домыслить негативный сценарий. Как известно, большинство людей – лучшие сценаристы своего личного кошмара, ужаса. Вы уже рисуете страшные картины будущей «реальности», куда вас искусно отправил манипулятор, во время страха рациональное мышление, да и мышление вообще отключается.
Примеры ответов:1. Ты хочешь сказать, что там будут какие-серьёзные последствия? Ты мне угрожаешь этим?
2. Для чего вы мне это говорите сейчас? Хорошо, я подумаю над вашими словами, а сейчас давайте продолжим обсуждение нашего вопроса.
3. Я адвокат, поэтому последствия будут не только у меня, но и у вас, причем более ощутимыми и видимыми.
4. Конечно, многие бизнесмены пострадали от производя недобросовестных правоохранителей и налоговиков, надеюсь, вы ничего не имеете общего с ними? Иначе на вашей репутации как консультанта можно поставить крест.
5. Вам бы, возможно, и было бы страшно, но бояться за сказанные слова, высказанное мнение можно только в архаичных, отсталых обществах, а не в развитой и высокообразованной стране как наша.
Любопытные факты. Интересно и то, что манипуляции страхами, палочный довод широко используют секты, завлекая сторонников. Внушая страх потенциальному члену секты, секта добивается отключения критического мышления и дают новому адепту «волшебный способ» избавится от страха, чувствовать себя в безопасности.
Также такой тип манипуляции использует пропаганда, внушая слушателям, зрителям страх, пропаганда призывает к действию: голосовать за кого-то, поддержать того или иного политика или его программу действий. Причем голосование или поддержка никак не связаны со снижением рисков конкретного избирателя или зрителя ТВ, но он этого не осознает, во время страха мышление отключается.
В прошлых публикациях мы рассмотрели манипуляции:
1. «Плохой человек – плохой аргумент», такую манипулою еще называют прямой атакой. Такую манипуляцию еще называют прямой атакой, когда предмет обсуждения заменяется критикой оппонента.
2. «Несоответствие слов делу». Во время такой манипуляции подменяется тема обсуждения, фокус внимания смещается с тезиса (темы обсуждения) на поведение собеседника.
3. «Личная выгода». При такой манипуляции ваш оппонент переключает внимание на вашу выгоду, причем поучается, что вы неискренни. Такие манипуляции особенно опасны, когда они делаются публично.
4. «Невежество». Эта манипуляция обычно имеет целью поставить вас ниже в знаниях или в статусе и/или делается ссылка на «авторитеты», законы науки или права, используются сложные научные термины, понятия на иностранных языках, концепции, цифры, которые вы не знаете, либо знаете плохо. Иногда манипулятор даже придумывает закон или понятие.
5. «А что у вас руки дрожат?» При данном виде манипуляции атака манипулятора осуществляется на внешность и поведение человека, вместо обсуждения актуального вопроса. Целью является – вывести вас из равновесия, зачастую явился газлайтингом.
Для развития навыков парирования манипуляций нужно тренироваться, можно приводить примеры из жизни, в работе, когда вам встречались манипуляции, и мы могли бы их разобрать.
Следующий тип манипуляции: «Подмазывание».
На вас влияют или вами манипулируют?
Обучение на испанском языке
Ler em português
Там, где ваша работа встречается с вашей жизнью. Смотрите больше от Ascend здесь.
Рассмотрим следующий сценарий: вы недавно присоединились к новой организации. Однажды, после мозгового штурма с несколькими старшими коллегами, вы получаете электронное письмо от своего начальника с просьбой прийти к нему в офис. Начало разговора:
Босс : Я разочарован в тебе. Вы поделились некоторыми хорошими идеями на собрании нашей команды сегодня утром, но не связались со мной заранее. Мне не понравилось быть не в курсе. Ваш предшественник отлично разбирался в управлении заинтересованными сторонами и всегда проверял меня перед тем, как поделиться своими идеями, чтобы мы могли их доработать. Ты выставил меня в дурном свете перед всей командой. Кажется, я так же удивлен вашими предложениями, как и они.
Вы: Я понимаю. Я поделился своими мыслями, потому что это был мозговой штурм, и я думал, что цель состояла в том, чтобы каждый выдвинул новые идеи и поделился ими. Я считал своим долгом высказаться и помочь решить неотложную проблему, которую мы обсуждали.
Босс: Вы новичок. Вы еще не понимаете мотивов своих коллег. Люди могут быть очень чувствительны к своим территориям, и ваши действия сегодня утром могли нанести серьезный ущерб. Просто поверьте мне, когда я говорю, что вам не следует делиться идеями, не посоветовавшись предварительно со мной. Я пытаюсь защитить тебя здесь. Я знаю, что вы хотите расти в этой организации, поэтому я рекомендую вам доверять мне и слушать меня.
Как вы думаете, что здесь происходит?
Если вы считаете, что ваш начальник является хорошим наставником или оказывает влияние посредством критических отзывов, то вы ошибаетесь. На самом деле это пример манипуляции.
Как психолог и профессор, специализирующийся на переговорах и лидерстве, часть моей работы включает в себя обучение других тому, как овладеть искусством влияния. Способность убеждать людей важна для роста в любой карьере, так как она необходима для успешных переговоров, получения поддержки заинтересованных сторон в вашей компании, а также для лидеров и менеджеров, чтобы побудить вашу команду проводить изменения, которые вы хотите видеть и создать значение.
При этом грань, отделяющая влияние от манипулирования, тонка. На самом деле, несколько раз мои ученики утверждали, что я учу их последнему. Моя первая реакция состоит в том, чтобы объяснить, что между этими двумя навыками есть разница, и хотя она может иметь нюансы, очень важно понимать эти тонкости на ранних этапах их карьеры. Если вы не хотите стать жертвой манипуляций, это и в ваших интересах.
Что такое влияние?Слово «влияние» является нейтральным термином, указывающим на способность человека оказывать влияние на другого человека. Проще говоря, влияние — это то, что может побудить или склонить кого-то к желаемому действию. Влияние само по себе не является ни отрицательным, ни положительным. Вы можете влиять на других во благо, например, влиять на свою семью и друзей, чтобы они приняли справедливость, справедливость и честность, демонстрируя такое поведение сами. Точно так же то, как ваш начальник отдает должное там, где это необходимо, может повлиять на то, что вы будете относиться к членам своей команды с таким же уважением.
Обратите внимание, что здесь задействована свобода выбора. Когда вы влияете на других, они выбирают следовать вашему примеру из уважения, восхищения или логики и доказательств, которые вы предоставляете. Влияние как нейтральная попытка убедить и добиться изменений не содержит элемента «принуждения». Он не предназначен для того, чтобы «заставлять» или «обязывать» другого следовать.
Что такое манипуляция?Слово «манипулирование» впервые было использовано в 1827 году для обозначения «умелых действий руками», которые включали управление, перемещение, изменение, перемешивание, направление и редактирование вещей в вашем окружении. Со временем это стало означать умелое обращение с ситуацией и управление ею для достижения ваших собственных целей.
Манипуляция имеет множество отрицательных значений, включая коварные действия, направленные на эксплуатацию и контроль над другими. Думайте об этом как о контроле над разумом — использовании эмоциональных и психологических тактик для изменения или изменения чьего-либо восприятия или поведения закулисным, обманным или даже оскорбительным образом. Как правило, люди не знают, что ими манипулируют, потому что это делается таким образом, чтобы скрыть намерения манипулятора. Это использование влияния в плохих целях, чтобы получить личную выгоду за счет кого-то другого.
Любое влияние не должно быть манипуляцией.
Кто может манипулировать?Вполне вероятно, что в какой-то момент вашей карьеры вы будете работать с кем-то, кто манипулирует другими, чтобы добиться цели. На рабочем месте манипуляторы могут существовать на любом уровне (подчиненные, коллеги или начальство).
Исследования показали, что разные черты личности используют разные стратегии влияния или манипулирования. Например, люди с высоким уровнем экстраверсии (общительные, общительные) и имеющие повышенную потребность в контроле за своим появлением на публике склонны использовать более разнообразные влияет на тактику . С другой стороны, люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта (которые способны читать комнату с точки зрения потребностей и эмоций других) и одновременно с обостренным и грандиозным чувством собственного достоинства (нарциссические, корыстные убеждения) с большей вероятностью использовать манипулятивных стратегий.
Какие тактики используют манипуляторы?Чтобы помочь вам распознать манипуляцию, взгляните на некоторые известные приемы, которые манипуляторы используют, чтобы изменить ваше отношение к ним или заставить вас делать то, что может не отвечать вашим интересам.
Демонстрация неуверенности в себеВаш начальник открыто придирается к вам, критикует вас или словесно оскорбляет вас за то, что вы чего-то не делаете. ( Почему вы никогда не можете сделать все правильно?) Это также может принимать форму газлайтинга, когда вас заставляют подвергать сомнению собственные негативные убеждения о себе. Это также может проявляться как пассивная агрессия, микроагрессия или молчаливое обращение (игнорирование и избегание вас), направленное на то, чтобы заставить вас чувствовать себя виноватым и сомневаться в своих способностях, чтобы заставить вас делать что-то по-другому. ( Джен, ты действительно думаешь, что приняла решение в наших интересах? )
Часто эта тактика используется, чтобы заставить вас перестать что-то делать. Вернитесь к примеру в начале этой статьи, и вы увидите, как начальник подвергает сомнению действия, показывая свое разочарование и заставляя своих подчиненных сомневаться в своих навыках.
Внешнее обаяниеВаш руководитель может использовать похвалу, комплименты, небольшие услуги и чрезмерное общественное признание, чтобы заставить вас взять на себя обязанности, выходящие за рамки вашей роли. Часто за публичной похвалой и славой могут последовать просьбы о дополнительной работе. ( Ван продемонстрировал лидерство своей работой над проектом XYZ, и я надеюсь, что они сделают проект ABC таким же успешным, взяв его на вооружение .) Это может привести к тому, что вы почувствуете себя обязанным ответить «да» взаимностью, даже если скажете «да». не способствует балансу между работой и личной жизнью или психическому здоровью.
Социальные сравненияВаш руководитель может постоянно говорить о сильных сторонах других перед вами ( Вы должны подражать Дейву. Он действительно знает, как добиться одобрения своих идей ) или обсудите какую-то форму идеального сотрудника ( Отличные игроки команды проверяют свое эго у двери ), чтобы показать вам образец для подражания, которому вы должны подражать. Этот тонкий подход разработан, чтобы заставить вас чувствовать себя неадекватным и подтолкнуть вас делать все по-своему.
ДезинформацияЭто когда ваш начальник скармливает вам дезинформацию о других на вашем рабочем месте, чтобы у вас сложилось негативное отношение к ним. Они могут критиковать других ( Идеи Иры никогда не являются достойными действия ) и неоднократно предоставляют вам альтернативные факты способами, которые вы не можете проверить. ( Я думаю, что Джи-Ву мог представить эту идею как свою, потому что титры были не в каком-то определенном порядке. ) Чем больше они повторяют дезинформацию, тем более достоверной эта информация кажется вам. Это один из способов для манипулятора завоевать доверие с вами и заставить вас чувствовать себя счастливым, потому что вы работаете на них, а не на тех других людей, о которых они вам рассказывают.
Минимизируйте свою уязвимость перед манипуляциями.К сожалению, манипулирование чаще всего происходит в отношениях, когда человек хорошо вас знает. Исследования показывают, что близкие отношения более подвержены манипуляциям, потому что вовлеченные стороны знают уязвимые места, желания, потребности и слабости друг друга. Но мир был бы одиноким, если бы мы дистанцировались от всех, потому что боялись, что нами манипулируют.
Так что ты делаешь? Лучше всего научиться некоторым приемам, которые помогут снизить вашу восприимчивость и повысить когнитивный иммунитет к манипуляциям.
Для начала задайте себе несколько вопросов:
- Есть ли у вас острая потребность нравиться другим? Часто ли вы беспокоитесь о том, чтобы не расстроить людей? Делаете ли вы что-нибудь, чтобы этот человек не злился или не раздражался?
- Вас всегда беспокоит, что этот человек думает и чувствует о вас? Вы ищете их одобрения и принятия больше, чем другие?
- Вам трудно сказать нет? Или ловите себя на том, что говорите «да», даже когда хотите сказать «нет»?
- Считаете ли вы себя оправдывающим мотивы и придающим позитивное значение действиям этого человека? Когда другие указывают на недостатки этого человека, ловите ли вы себя на том, что отрицаете их дурные мотивы и даете им презумпцию сомнения, придумывая логическую причину их манипулятивного поведения?
- Вы чувствуете, что у вас нет выбора, кроме как оставаться в ваших нынешних отношениях? Нужно ли вам поддерживать и защищать отношения, даже когда они причиняют вам боль?
Если вы ответили утвердительно на большинство вопросов, вы очень подвержены манипуляциям .
Ascend
Карьерный и жизненный совет для молодых специалистов.
Следующий шаг — что-то с этим делать. Чтобы выйти из манипулятивных отношений и защитить себя от манипуляций в будущем, начните со следующего:
1) Соберите улики.Иногда мы живем в манипулятивных отношениях, потому что не останавливаемся, чтобы заметить, что происходит. Найдите время, чтобы понаблюдать за своим поведением и поведением другого человека. Если вы не уверены в своих наблюдениях, попросите помощи. Хотя ответ на вопрос, манипулируют ли вами, никогда не может быть получен исключительно из наблюдений другого человека, он может заметить то, что вы бессознательно отрицаете или не замечаете. Эти обсуждения также могут помочь вам создать контрфактуальные факты для того, что вы наблюдаете. Оцените надежность ( Насколько последовательна эта информация? Сколько других верят в то же самое? ) и обоснованность ( Основана ли ваша история на мнениях и убеждениях или опыте и фактах? ) данных, которые вы используете, чтобы судить о других.
2) Доверяйте своим инстинктам.Часто жертвы манипуляции в глубине души знают, что что-то не так, но они отпускают это чувство, когда оно возникает, потому что у них есть мотивация продолжать отношения (либо потому, что им нравится этот человек, либо они чувствуют, что они не есть альтернативные варианты) или опасаются, что обращение к ней может расстроить другого человека (т.е. не хотят вступать в конфликт/несогласие).
Когда человек, о котором идет речь, вас смущает или раздражает, примите это как эмоциональный сигнал, что вам нужно остановиться и подумать. Даже если вы легко доверяете и видите в других положительные стороны, у вас нет причин предполагать, что все люди заслуживают доверия и жизнерадостны, когда все доказательства говорят против этого. Например, если ваш начальник хвалит вас, а затем выдает утомительную просьбу, на которую у вас нет времени, спросите его, может ли кто-то из команды взять ее на себя, пока вы руководите. Если вам скажут, что хорошие сотрудники никогда не смотрят на часы, спросите себя: «Может ли хороший начальник игнорировать мою этику и убеждения о балансе между работой и личной жизнью?»
Нравится вам это или нет, но манипуляторы есть везде, и в конце концов кто-то попытается заставить вас делать то, что они хотят, используя описанную выше тактику. Теперь вы знаете, что у вас есть возможность что-то с этим сделать. Мы все руководствуемся нашим опытом и предположениями, но если вы остаетесь любопытными, если вы ставите под сомнение свое поведение по умолчанию, вы можете защитить свое благополучие и себя.
Я манипулятор? 13 вариантов поведения, на которые следует обратить внимание, от экспертов
Как выглядит манипуляция?
Манипуляция — это умственная тактика, используемая для того, чтобы заставить кого-то сделать то, что вы хотите. «Вы как бы пытаетесь обмануть их, чтобы они вели себя определенным образом, будь то что-то дающее вам, делающее что-то для вас, но не подходя прямо и не говоря об этом, а вместо этого пытаясь заставить их сделать это без их ведома, «, — объясняет терапевт и эксперт по отношениям Энн Бархэм, MFT.
По словам терапевта и эксперта по отношениям Кена Пейджа, LCSW, каждый может время от времени манипулировать, иногда даже не осознавая этого. «Мы все люди, и все мы манипулируем, потому что это человеческий защитный механизм», — говорит он.
Существует так много видов поведения, которые можно считать манипулятивными с разной степенью серьезности. Суть в том, что вы манипулируете, если хотите чего-то от кого-то и чувствуете, что вам нужно добиться этого от него, а не просто выражать то, что вы думаете, чувствуете, хотите или в чем нуждаетесь. По словам Пейджа, манипулирование происходит из-за неспособности взять на себя ответственность за свои чувства и справиться с ними по-взрослому.
«Если вы думаете, что манипулируете, скорее всего, так оно и есть», — добавляет он.
Реклама
Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.
9 способов, которыми вы можете манипулировать, не осознавая этого:
1.
Вы пойдете на многое, чтобы добиться своего.
Манипуляция заключается в попытке получить определенный результат. Вам тяжело не добиваться своего? Это может привести к тому, что манипулятор сделает все возможное, чтобы получить то, что он хочет, даже за счет других людей. Вместо того, чтобы принять «нет» за ответ, вы будете маневрировать ситуацией, чтобы пойти своим путем.
Реклама
Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.
2.
Вам трудно прямо выражать свои потребности.
Согласно Бархэму, манипуляция может возникнуть из-за неспособности (или, по крайней мере, нежелания) просто сказать, что вы чувствуете или в чем нуждаетесь. Например, она говорит, что, возможно, вместо того, чтобы просить подругу посидеть с вами, вы говорите: «Боже, мне бы очень хотелось пойти куда-нибудь сегодня вечером, но я должна остаться дома с детьми. Так тяжело быть матерью-одиночкой. »
3.
Вы проецируете на других.
Нередко мы проецируем собственную неуверенность и ненависть к себе на другого человека. По словам Пейджа, это называется проективной идентификацией и почти всегда представляет собой бессознательную форму манипуляции. Скажем, у вас проблемы с доверием, поэтому вы думаете, что всем нельзя доверять. При проективной идентификации те, на кого вы проецируете, могут в конечном итоге усвоить вашу оценку их и почувствовать, что это правда.
Объявление
Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.
4.
Ты лжешь.
Совершенно очевидно, что ложь — это манипуляция в истинном виде, и вы должны знать, когда делаете это. Если вы обнаружите, что регулярно растягиваете, избегаете или игнорируете правду, вы делаете это не просто так. Сокрытие вашей правды — вот что такое манипуляция.
5.
Вы заставляете людей чувствовать себя виноватыми.
Манипуляторы — мастера ловить на себе чувство вины, говорит Пейдж. Заставить кого-то чувствовать себя виноватым, пытаясь либо заставить его чувствовать себя плохо, либо сделать что-то, в частности, является ярким примером манипуляции. Конечно, нормально выражать обиду и разочарование, но если вы делаете это, чтобы получить что-то от этого, это несерьезное поведение.
Реклама
Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.
6.
Вы не держите обещаний.
Да, обещания без выполнения — это манипуляция. Возможно, вы действительно имели это в виду, когда говорили это, но сейчас это просто не стоит вашего времени или усилий. Или, что еще хуже, вы, возможно, никогда не намеревались сдержать обещание. В любом случае, давать обещания друзьям, семье или романтическим партнерам, которые вы не выполняете, — это способ манипулировать ими, чтобы они остались в вашей жизни.
7.
Вы делаете хорошие вещи — с ожиданиями.
Делать добро другим людям, безусловно, неплохо. Но если вы делаете их только потому, что ожидаете, что они вернутся и послужат вам, это манипуляция. Вы не только не искренни с теми, для кого якобы делаете приятные вещи, но на самом деле делаете это только для себя.
8.
Вы наказываете людей, когда не добиваетесь своего.
Возможно, ваш стиль наказания заключается в том, чтобы сдерживать привязанность или публиковать что-то пассивно-агрессивное в своей истории в Instagram. В любом случае, если вы действительно негативно реагируете на то, что у вас не получается, и вымещаете это на других в виде наказания, это определенно манипуляция.
9.
Вы чересчур убедительны.
И, наконец, часто ли вы убеждаете людей делать то, что вы хотите, или вести себя определенным образом? Манипуляторы могут быть очень убедительными и прекрасно понимают умственные тактики, которые могут утомить людей.
13 типов манипулятивного поведения:
- Газлайтинг
- Пассивная агрессия
- Вербальное оскорбление
- Ложь
- Отказ в любви или сексе
Так как же стать манипулятором? По словам Бархема, «эти люди убеждены, что если бы они действительно попросили то, что хотели и в чем нуждались, то ответ был бы отрицательным». Это может часто возникать из-за того, что ваши потребности не удовлетворялись в детстве, и даже из-за того, что ваша семья смоделировала для вас манипулирование.
Манипуляция во многом является защитным механизмом, говорит Пейдж. «Чем больше у вас травм, тем труднее противостоять этой травме, работать с этой травмой, не отказываться от себя и не впадать в реакции посттравматического стрессового расстройства».
Для определенных типов личности, таких как социопаты и нарциссы, манипулирование является просто частью пакета, добавляет Пейдж, но в целом существует целый спектр, и в большинстве случаев, чем больше травма, тем больше у человека возможностей выдержать манипулятивный поворот к худшему.
Как перестать манипулировать.
Первый шаг — это признать, что вы манипулировали, а затем спросить себя, какая внутренняя боль могла вызвать это, по словам Пейджа. «Следующий вопрос: Как я могу позаботиться о себе перед лицом этой боли? И последний этап — взаимодействие с более здоровым местом».
Терапевт может помочь вам с этим, что рекомендуют и Бархем, и Пейдж. Если вы находитесь в отношениях, отмечает Пейдж, парная терапия также является хорошей идеей. И обязательно «поговорите со своим терапевтом о том, почему вы считаете, что не заслуживаете того, чтобы люди приходили к вам», — добавляет Бархэм.
Из-за того, что манипулятивные схемы становятся привычными, перенастроить эту схему может быть очень сложно, но возможно. Бархем предлагает быть откровенным с самыми близкими людьми и попросить их (вежливо) сказать что-нибудь, если они поймают вас на манипуляциях. Она также добавляет, что большая часть работы будет заключаться в том, чтобы признать, что вы не всегда можете получить то, что хотите.
Будьте внимательны к своему взаимодействию с людьми, добавляет Бархем, и задавайте вопросы вроде: Чего я пытаюсь здесь добиться? и, Я говорю об этом прямо?
Итог.
Если вы осознали, что являетесь манипулятором или, по крайней мере, можете иметь склонность к манипулированию, вы уже сделали огромный шаг, признав это и (надеюсь) желая исправиться.