Упражнения на развитие внимания у детей и взрослых и их цели
«Какой ты невнимательный!», «Сосредоточь свое внимание на чем-то важном». Эти фразы слышал в свой адрес каждый. И правда, порой нам бывает сложно сосредоточиться на каком-либо объекте. А бывает и так, что человек вообще рассеян и испытывает сложности в концентрации внимания.
В этой статье:
Основные понятияВиды вниманияТОП-10 упражнений на развитие концентрации внимания
Основные понятия
Фото автора Cxpturing Souls: Pexels
Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. То есть наше сознание выделяет определенный объект (предмет, человека, событие) из всего, что происходит вокруг и концентрируется на нем, сохраняя сосредоточенность на какое-то время.
Концентрация внимания – степень вовлеченности или интенсивность сосредоточения внимания. То есть уровень, с которым сознание человека погружено в конкретный объект. Если концентрация высокая, то человек максимально увлечен этим объектом. И наоборот.
Виды внимания
Важно понимать, что внимание бывает трех видов: непроизвольное и произвольное, после произвольное.
- Непроизвольное внимание.
Оно возникает в случае, когда наше сознание не включено в деятельность. То есть мы не осознаем эти процессы и не прилагаем никаких усилий для вовлеченности в конкретный объект.
Примеры непроизвольного внимания
Допустим, ты поставила в духовку пирог и пошла, заниматься своими делами. Однако вдруг ты резко почувствовала запах горелого, что спровоцировало тебя побежать на кухню. То есть, ты была сосредоточена на другом объекте, однако резкий запах привлек твое внимание к пирогу.
Или, например, ты увлекаешься профессиональным макияжем. Проходя мимо девушек, ты непроизвольно обращаешь внимание на то, как они накрашены. Это происходит из-за твоей увлеченности конкретной сферой.
А вот еще пример: ты сильно голодна и идешь по улице, твое внимание невольно падает на людей, которые кушают мороженое и на кафе, встречающие на твоем пути. Так тоже проявляется непроизвольное внимание, основанное уже на инстинктах.
Исходя из примеров, возможно, сделать вывод, что непроизвольное внимание – это та часть внимания, которая возникает самопроизвольно, которую мы никак не контролируем. Такое внимание занимает основную часть нашей жизни, в основном его мы используем.
Повышаем концентрацию и внимание
- Произвольное внимание.
Здесь уже задействовано наше сознание. То есть произвольное внимание формируется нами с какой-либо определенной целью. В связи с тем, что нам приходится задействовать нашу волю и прилагать некоторые усилия, чтобы сконцентрироваться на объекте, такое внимание часто называют волевым, активным.
Примеры произвольного внимания
Допустим, тебе необходимо подготовить доклад. Это твоя цель. Поэтому ты открываешь книги по теме и концентрируешься на поиске подходящих для тебя материалов. Ты сосредоточена на процессе и в результате отвлекаешься лишь, когда работа будет окончена.
Или, например, ты катаешь ребенка на карусели. В это же самое время тебе позвонили, и ты ведешь разговор. Твоя задача, следить за ребенком, чтобы он не упал. Именно поэтому тебе приходится концентрировать внимание на малыша, совершая некоторое усилие.
- После произвольное внимание.
Такой вид внимания представляет собой «микс» непроизвольного и произвольного внимания. Если быть точнее, произвольное (волевое) внимание плавно перетекает в непроизвольное (неосознанное).
Пример после произвольного внимания
Например, ты собираешься приготовить новое блюдо. Для начала тебе необходимо изучить рецепт, подготовить продукты и сосредоточиться на процессе. Тебе приходится переключать свое внимание с рецепта на собственно само приготовление. Это требует конкретных усилий.
Однако когда все ингредиенты заброшены и остается лишь помешивать, твоя концентрация ослабевает, тебе не приходится сосредотачиваться и напрягаться, все течет своим чередом, без глубокого включения в процесс. Так и происходит переход от произвольного внимания к непроизвольному.
В связи с тем, что внимание развивается в детстве, мы способны тренировать и развивать лишь произвольное внимание. То есть волевое, которым нам приходится управлять. Именно этим мы сегодня и займемся.
ТОП-10 упражнений на развитие концентрации внимания
Уметь концентрироваться на определенной задаче и сосредоточенно ее выполнять – умение не только полезное, но и нужное. Полная концентрированность позволяет выполнять любую работу четко, быстро и с прекрасным результатом.
Несобранность, рассеянность и неумение себя организовать приводит к неудовлетворенности самим собой, плодами своих трудов, а порой и к невозможности увидеть важное, необходимое. Именно поэтому, если тебе сложно сосредоточиться на объекте, стоит заняться развитием и укреплением своей внимательности.
Рассмотрим основные упражнения и методики развития:
- Сосредоточение на любом объекте.
Развивать концентрацию внимания можно без особой к тому подготовки. В концентрации внимания важно что? Конечно сосредоточение на объекте. Поэтому таким объектом может стать, что угодно: дыхание, песочные часы, минутная стрелка, струя воды. Тебе необходимо выбрать объект.
Например, песочные часы. Перед тобой стоит задача, сосредоточиться на песочных часах, на том, как песок перетекает сверху вниз. Главное условие: не думай ни о чем, кроме процесса, который ты наблюдаешь. Упражнение возможно выполнять где угодно: хоть стоя в очереди, хоть перед сном лежа в постели.
- «Линия».
Похожее на предыдущее, упражнение «Линия». Только для выполнения тебе понадобится лист бумаги и карандаш. Твоя задача медленно чертить линию, сосредоточив все свое внимание на процессе, который ты выполняешь.
Как только ты начинаешь думать о чем-либо другом, ты рисуешь зарубку. Дальше упражнение продолжается. Твоя задача, сделать как можно меньше зарубок. Постоянное выполнение этого упражнения, укрепляет концентрацию, и постепенно ты научишься совсем не отвлекаться.
- «Сколько слов?»
Это упражнение заключается в том, что ты выбираешь небольшой отрывок из книги. Попроси кого-нибудь прочитать его вслух. Твоя задача посчитать, сколько слов в тексте было на букву «А». Текст, как собственно говоря, и букву, возможно, выбирать любые. Главное сконцентрироваться и на слух уловить все слова.
- «Найди отличия».
Помнишь, в детстве были задания, где брали две почти одинаковые картинки. Они отличались лишь несколькими деталями. Эти детали и предстояло найти. Как ни странно, но во взрослом возрасте такие упражнения все также полезны для развития внимательности.
- «Долгий счет».
В этом упражнении твоя задача сконцентрироваться на счете. Да, тебе придется считать, но не просто как мы уже привыкли это делать, не применяя особых мысленных усилий. Считать тебе надо будет что-то или кого-то, мысленно представляя это в голове и не отвлекаясь ни на минуту. Результаты записывай. Упражнение стоит повторять как можно чаще.
- «Цветные слова».
Одно из лучших упражнений, развивающих внимание, как у детей, так и у взрослых. Кстати, игру, возможно, сделать самому, своими руками. На картинке написаны слова, обозначающие цвет. Но сложность состоит в том, что само слово не соответствует цвету, которым слово раскрашено.
Например: слово красный изображено зеленым цветом, синий изображено черным цветом и т.д. Твоя задача – назвать цвет, который обозначает само слово, а не тот, которым оно раскрашено. Важна сосредоточенность и полная вовлеченность в процесс. Также важна и скорость выполнения.
- «10 слов».
Эта методика направлена как на диагностику, так и на развитие внимания. Суть заключается в том, что ты читаешь 10 слов и твоя задача их запомнить. После чего ты их пробуешь воспроизвести. Упражнение можно проводить и при помощи кого-нибудь.
Попроси маму или мужа прочитать тебе 10 слов, а ты будешь их запоминать на слух. Здесь работает не только внимание, но и память. Слова возможно подобрать самостоятельно или найти в интернете. Но они должны быть простые, как например: кошка, дом, цветок, окно и т.д.
- «Таблицы Шульте»
Еще одна методика, направленная на диагностику и укрепление внимания. Это таблица 5*5, хотя возможны и другие вариации, в которой расставлены вперемежку цифры от 1 до 25. Твоя задача: найти все цифры по порядку как можно быстрее. Если постоянно пользоваться таким тренажером, твое внимание будет укреплять свои позиции.
- Пазлы или вышивание стразами.
Такое занятие отлично справляется с развитием концентрации внимания. Ведь если говорить о вязании или простом вышивании, то эти увлечения, скорее мы выполняем машинально.
А вот, например, пазлы вовлекают нас в мыслительный процесс, когда мы постоянно думаем, куда поставить какую деталь. Что касается вышивания стразами, мы сосредоточены на выборе цвета, и нам также необходима полная концентрация внимания.
- Замечай необычное.
Внимательность, возможно, тренировать и в рамках обыденной жизни. Просто обращая свое внимание на какие-то объекты, которые тебе кажутся необычными. Поставь себе задачу: каждый день, когда ты идешь с работы, заметить что-то интересное.
Возможно, ты отметишь, как пробежала собака с интересным окрасом. Или на пути ты встретила дерево, которое необычно выросло. А может быть, тебе встретилась женщина, у которой на кофточке висела красивейшая брошь. Свои наблюдения возможно записывать в блокнот.
Внимательность, сосредоточенность, умение увлекаться и концентрироваться на объекте, процессе или человеке позволяет нам с легкостью решать любые, даже самые сложные задачи. Даже не обладая от природы такими способностями, мы в состоянии развивать их и усовершенствовать.
Непроизвольное внимание
Представим, вы сидите в кафе и не осознанно засмотрелись на человека, сидящего за соседним столиком. Вам даже не интересна его личность. Сами того не замечая, вы наблюдаете за тем, что он читает, во что одет, вычищена ли его обувь, ухожены ли у него руки. В данном случае ваше внимание является непроизвольным по той причине, что вы не задались целью узнать как можно больше об этом человеке. Самое интересное, что это далеко не единственный наглядный пример, который можно привести, объясняя, что же такое непроизвольное или непреднамеренное внимание. К примеру, вы гуляете по парку, и недалеко от вас хрустнула ветка – вы сразу же повернете голову в сторону возникшего звука.
Специалисты считают, что такое внимание возникло в процессе эволюции и главная его цель – заботиться о вашем выживании на земле, полной опасностей.
Чем непроизвольное внимание отличается от произвольного?
Первое и одно из самых главных отличий, так это возникновение ориентировочного рефлекса. При непреднамеренном внимании не нужно сознательно заставлять себя что-то делать. Так, мы с удовольствием с головой уходит в наше воображение, когда читаем любимую книгу или полностью сосредотачиваем свое внимание на просмотре невероятно интересного фильма.
В случае, когда приходится сесть за нелюбимое занятие, мы понимаем, что не хотим это делать, но осознаем, насколько его выполнение необходимо. Второй вариант и есть то, что называют произвольным вниманием.
На основе чего возникает непроизвольное внимание?
В первую очередь, стоит отметить, что главным источником появления данного вида внимания являются новые явления и предметы. То, что стереотипно и обыденно не способно его вызвать. К тому же, чем красочнее источник возникновения непроизвольного внимания, чем больше он имеет некую связь с прошлым человека, тем велика вероятность, что он надолго привлечет внимание человека.
Самое интересное, что в зависимости от нашего состояния, одни и те же внешние раздражители по-разному влияют на людей. Объектом непроизвольного внимания с легкостью становится то, что каким-либо образом связано с удовлетворением или неудовлетворением наших потребностей. К последнему можно отнести материальные (какие-либо покупки), органические (желание покушать, согреться), духовные (стремление понравится любимому человеку, понять собственное «я») потребности.
Статьи по теме:
Рассеянное внимание От рассеянности внимания страдают не только старики, дети, но и большая часть молодежи. В большинстве случаев виновато времяпровождение в интернете. Об этом и не только узнайте прямо сейчас. |
Феноменальная память Врожденная феноменальная память – это уникальный талант, которым обладают немногие. Однако при желании развить свою память и научиться запоминать большой объем информации можно, используя специальные тренировки. Подробнее об этом в нашей статье. |
Как развить фотографическую память? Фотографическая память не является такой уж уникальной способностью. Просто кому-то она дается с рождения, а другие люди развивают ее с помощью специальных мнемонических упражнений. Подробнее об этом в нашей стране. | Как понять, чем хочешь заниматься в жизни? Каждый человек имеет свое предназначение в этом мире, но зачастую мы не знаем, какое именно, и делаем то, что должны делать, а не то, к чему лежит душа. В этой статье мы попробуем разобраться в том, как понять, чем на самом деле вы хотите заниматься в жизни. |
Непроизвольные движения: типы, причины и примеры, Стэнфорд 25 | Stanford Medicine 25
Непроизвольные движения составляют группу неконтролируемых движений, которые могут проявляться тремором, тиками, миоклоническими подергиваниями, хореей, атетозом, дистонией или гемибализмом.
Распознавание непроизвольных движений, связанных с гиперкинетическими двигательными расстройствами, является важным диагностическим навыком. На этой странице описывается диагностика основных категорий гиперкинетических двигательных расстройств.
Общие определения
- Тремор: Ритмические колебания, вызванные прерывистыми мышечными сокращениями.
- Тики: Пароксизмальные, стереотипные мышечные сокращения, обычно поддающиеся подавлению, могут быть простыми (одна группа мышц) или сложными. Временно подавляемый.
- Миоклонус: Шоковые, аритмичные подергивания. Не подавляемый.
- Хорея: Танцевальные, беспорядочные движения, часто приближающиеся к определенной цели (например, поправление одежды, проверка часов). Часто быстро и может вовлекать проксимальные или дистальные группы мышц.
- Атетоз: Судорожные движения, в основном рук и кистей. Часто медленный.
- Дистония: Постоянные или повторяющиеся мышечные сокращения, часто приводящие к нарушению осанки.
- Гемибаллизм: дикие, с большой амплитудой, броскообразные движения на одной стороне тела, обычно поражающие проксимальные мышцы конечностей, но могут также поражать туловище.
Физиологический тремор
- Присутствует почти у всех и является нормальным явлением, которое обычно невозможно увидеть, если только оно не ухудшится в определенных ситуациях, которые включают:
- тревога, страх, физическое истощение, гипогликемия, гипертиреоз, синдром отмены алкоголя
Эссенциальный тремор (ЭТ) (кинетический тремор/семейный тремор)
- Наиболее распространенное непроизвольное двигательное расстройство, характеризующееся быстрым постуральным тремором, чаще всего верхних конечностей.
- Прогрессирующий, может появиться в любое время жизни, но чаще всего старше 70 лет.
- В основном постуральный тремор, но если он усугубляется, то возникает в покое
- Обычно двусторонние и симметричные.
- Классически поражает голову и/или речь.
- Классически тремор уменьшается при использовании EtOH, ухудшается при стрессе.
- Неврологический осмотр в остальном нормальный.
- Отличить от болезни Паркинсона, отметив отсутствие тремора покоя, ригидности, брадикинезии и т. д.
Интенционный тремор (мозжечковый тремор)
- Медленное действие тремор, который чаще всего возникает при целенаправленных движениях (например, при выполнении теста «пальце-нос»)
- Обычно ассоциируется с другими поражениями мозжечка
- Наблюдается при любом процессе, вызывающем повреждение головного мозга (инсульт, опухоль, рассеянный склероз, хроническое злоупотребление алкоголем, прием некоторых лекарственных препаратов)
- В отличие от головного мозга, заболевание мозжечка вызывает проблемы на ЖЕ СТОРОНЕ тела, что и поражение мозжечка
- Титубация относится к тремору головы (а иногда и туловища) вследствие поражения мозжечка
Паркинсонический тремор
- Наиболее частая причина тремора покоя , который обычно затрагивает дистальные мышцы (например, тремор руки с катанием таблетки)
- Может уменьшаться при произвольной активности (например, при поднятии руки) и увеличиваться при умственной деятельности (например, при просьбе пациента посчитать) и увеличиваться при тревоге или эмоциональном возбуждении
- Причины:
- Идиопатическая болезнь Паркинсона: обычно начинается в одной руке, затем распространяется на другие конечности
- Лекарственные препараты: нейролептики, метоклопрамид, прохлоперазин
- Энцефалит (ВИЧ/СПИД, нейросифилис, ПМЛ, токсоплазмоз)
- Хроническая травма головы
- Примечание: другие виды тремора покоя включают болезнь Вильсона и тяжелый эссенциальный тремор (ЭТ обычно постуральный, но в тяжелых случаях его можно наблюдать в состоянии покоя или даже при движении)
Тремор покоя | Постуральный тремор | Боевой тремор | |
Описание | Тремор, когда скелетные мышцы находятся в состоянии покоя. | Тремор, когда скелетная мышца удерживается в положении против силы тяжести. | Тремор в процессе произвольного сокращения мышц. |
Медицинский осмотр | Наблюдайте в покое. Наблюдайте, когда просите пациента выполнить умственную работу (может увеличиться). | Попросите пациента вытянуть руки и задержать их в воздухе. | Палец к носу, быстрые чередующиеся движения или пятка к голени. |
Примеры | Болезнь Паркинсона, паркинсонический тремор (например, лекарственные препараты) | Эссенциальный тремор, усиление физиологического тремора (гипертиреоз, стимуляторы, такие как кофеин или никотин), болезнь Вильсона | Болезнь мозжечка, рассеянный склероз, хроническое злоупотребление алкоголем |
Примечание. Эти категории могут частично совпадать. Например, при некоторых формах болезни Паркинсона наблюдается постуральный тремор. И наоборот, тяжелый эссенциальный тремор будет присутствовать в покое. Важно искать другие признаки предполагаемого диагноза, чтобы убедиться, что вы не пропустите правильный! |
Показать расшифровку видео
Добро пожаловать на видео Stanford Medicine 25 о подходе к тремору. Цель этого видео – помочь вам выяснить, что вызывает тремор у вашего пациента. Начнем с рассмотрения различных категорий тремора.
Постуральный тремор легко обнаружить, попросив пациента вытянуть руки. Причины включают нормальный физиологический тремор, который может усиливаться при определенных состояниях, таких как лишение сна, слишком много кофеина или никотина, синдром отмены алкоголя, повышенные метаболические состояния, такие как гипертиреоз и эссенциальный тремор.
Это реальная пациентка из Стэнфордской больницы с историей семейного эссенциального тремора. Как вы можете видеть здесь, рука выпрямлена и поднята в воздух, тремор постоянный (это лучше видно здесь при увеличении). Пациенты с эссенциальным тремором также часто имеют дрожащий голос. Если вы внимательно прислушаетесь, то сможете услышать небольшие изменения в голосе этого пациента. (Пациент кричит).
Тремор покоя просто исследуется в состоянии покоя. Причины включают болезнь Паркинсона, лекарственный паркинсонизм и менее распространенный надъядерный паралич. Вот тремор покоя у пациента с тяжелой болезнью Паркинсона. Если присмотреться, даже его левая нога в покое дрожит. У этого больного также наблюдается тремор лица от того же заболевания.
Третьей и последней категорией тремора является тремор действия, который иногда называют кинетическим или для наших целей интенционным тремором, который возникает практически при любом типе движения. Причины включают поражения мозжечка, такие как инсульт или клеточная масса, рассеянный склероз с вовлечением мозжечка или хроническое злоупотребление алкоголем. А вот наш пациент с эссенциальным тремором, демонстрирующий нормальное обследование пальцами носа. Как вы можете видеть, пациента просят выбрать несколько областей, чтобы вытянуть палец и разогнуть его почти полностью.
И последнее, что следует упомянуть: иногда многие из этих причин тремора могут проявляться одновременно. Например, у пациента с очень тяжелым центральным тремором может быть не только постуральный тремор, но также тремор покоя и/или тремор действия.
Однако вместе с хорошим анамнезом и обследованием у вас будет отличный шанс выяснить причину тремора вашего пациента.
Это было видео Stanford Medicine 25 о подходе к тремору. Спасибо за просмотр. Авторские права на предыдущую программу принадлежат Попечительскому совету Стэнфордского университета Леланда.
Посетите нас по адресу med.stanford.edu.
Миоклонус может быть доброкачественным (как при гипнопомпических и гипнагогических подергиваниях) или инвалидизирующим. Миоклонические подергивания могут возникать при произвольных движениях (миоклонус действия) или в результате воздействия раздражителя (испуганный или рефлекторный миоклонус). В отличие от тиков, миоклонус не поддается подавлению. Миоклонус часто связан с патологией ЦНС, гипоксическим поражением (например, при остановке сердца), нейродегенеративными расстройствами и энцефалопатией.
- Физиологический миоклонус часто является нормальным явлением у людей, например, миоклоническими подергиваниями во время переходов во сне.
- Эпилептический миоклонус называется миоклонусом при эпилепсии.
- Эссенциальный миоклонус — семейное заболевание, характеризующееся многоочаговыми подергиваниями, обычно доброкачественными.
- Симптоматический (вторичный) миоклонус относится к миоклонии, возникающей вторично по отношению к нейродегенеративным заболеваниям, таким как болезнь Альцгеймера, болезнь Гентингтона, деменция с тельцами Леви и болезнь Крейтцфельдта-Якоба.
- Отрицательный миоклонус это термин, иногда используемый для противопоставления миоклонуса. Он представляет собой короткие периоды потери мышечного тонуса , наиболее часто наблюдаемые у пациентов с заболеваниями печени и печеночной энцефалопатией. Его также можно наблюдать при тяжелой уремии и некоторых токсинах (иногда называемом обратимым миоклонусом).
Хорея Гентингтона является аритмичной, неповторяющейся, полуцеленаправленной и поражает конечности, туловище и лицо. Ранние проявления мягкие и могут оставаться незамеченными или объясняться беспокойством. Двигательная непостоянство (например, неспособность поддерживать высовывание языка) является распространенным признаком. См. страницу «Аномальные походки» для описания и демонстрации хориформных ворот.
Другие хореи
- Хорея Сиденгама (она же танец Святого Вита) является одним из основных диагностических критериев ревматической лихорадки, наблюдаемой при предшествующей стрептококковой инфекции группы А. Наиболее часто встречается у больных женского пола в возрасте 5-15 лет. Редко встречается в США, но чаще встречается в развивающихся странах.
- Острое начало, хореоподобные движения, крайнее беспокойство.
- Чаще всего самоограничивается.
- Может рецидивировать, особенно во время беременности (хорея беременных).
- Нейроакантоцитоз является редким, рецессивным, неуклонно прогрессирующим заболеванием, типичным примером которого является хорея в сочетании с аномалиями эритроцитов и, возможно, дистонией, тиками, судорогами, полинейропатией и членовредительством. Может проявиться в любой момент жизни.
- Аналогичные проявления отмечаются при синдроме Маклеода — Х-сцепленном заболевании, связанном с реактивностью к антигенам Келла, как правило, у пожилых пациентов.
- Пароксизмальная хорея была описана при гипер- и гипогликемии, сосудистых заболеваниях и инфекциях.
- Доброкачественная старческая хорея и доброкачественная наследственная хорея детского возраста были описаны, но противоречивы. Важно исключить ГБ.
- СКВ и реже другие аутоиммунные заболевания могут вызывать хорею.
Синдром Туретта (ТС) – нейроповеденческое расстройство, поражающее преимущественно мужчин и характеризующееся множественными моторными тиками и вокализацией. Такие тики могут подавляться в течение коротких периодов времени или даже отсутствовать в течение нескольких дней или недель. Начало чаще всего встречается в возрасте до 15 лет и часто уменьшается или даже исчезает во взрослом возрасте. ТС связан с тревогой, депрессией, СДВГ и ОКР. Начало во взрослом возрасте связано с несколькими заболеваниями, такими как болезнь Паркинсона, дистония, прием лекарственных препаратов (например, нейролептиков, леводопы) и травм.
Дистония существует в широком спектре от сокращения одной группы мышц до инвалидизирующей дисфункции нескольких групп. Обычно дистония начинается с произвольных движений (дистония действия), но позже может стать устойчивой и распространиться на другие области тела. Классически стресс или усталость усугубляют дистонию, расслабление или сенсорная стимуляция уменьшают ее.
Первичная дистония- Идиопатическая торсионная дистония (ITD) , или дистония Оппенгейма, является аутосомно-доминантным заболеванием с переменной пенетрантностью, наиболее часто наблюдаемым у несовершеннолетних пациентов ашкеназского еврейского происхождения. Обычно начало начинается в стопе или руке, а затем распространяется на другие конечности, голову и шею.
- Дофа-реактивная дистония (DRD) – это аутосомно-доминантное заболевание с началом в возрасте до 12 лет, которое реагирует на леводопу.
Фокальная дистония
Это наиболее распространенный тип дистонии, обычно проявляющийся на 4–6-м десятилетии жизни и чаще поражающий женщин, чем мужчин. Часто ошибочно диагностируется как психиатрическое или ортопедическое заболевание.
- Блефароспазм : ненормальное сокращение век, учащенное моргание может повлиять на ADL.
- Оромандибулярная дистония (OMD) : дистонические сокращения групп мышц челюсти, языка, губ или нижней части лица.
- Орально-лицевая дистония обычно поражает женщин старше 60 лет как с OMD, так и с блефароспазмом.
- Цервикальная дистония : дистонические сокращения мышц шеи, иногда болезненные. Голова может отклоняться латерально (кривошея), вперед (антероколлис) или назад (ретроколлис). Иногда сочетается с дистоническим тремором и вторичной шейной радикулопатией.
- Спастическая дисфония : дисфункциональные сокращения голосовых связок.
- Дистонии конечностей : могут проявляться как в верхних, так и в нижних конечностях, часто инициируются специфическими действиями, такими как письмо (писчий спазм) или складывание музыкального инструмента (музыкальная дистония).
Вторичные дистонии
Чаще всего вызываются лекарствами (см. ниже), поражениями головного мозга или патологией ствола мозга. Большинство таких дистоний имеют сегментарное распространение. Реже повреждение периферических нервов может вызвать дистонию.
Дистонический шторм
Дистонический шторм — это острое генерализованное дистоническое сокращение, которое может затрагивать голосовые связки или мышцы гортани, приводящее к потенциально фатальной обструкции дыхательных путей. Пациенты с дистонией в анамнезе и подверженные острому стрессу (например, хирургическому вмешательству) находятся в опасности. Потенциальные осложнения включают рабдомиолиз и почечную недостаточность. Дистонический шторм лучше всего лечить в отделении интенсивной терапии.
Острая
- Наиболее острые гиперкинетические лекарственные реакции приводят к дистонии , обычно генерализованный у детей и очаговый у взрослых.
- Известно, что амфетамины, метилфенидат и кокаин вызывают хорею, тики и стереотипное поведение.
Подострый
- Большинство подострых реакций приводит к акатизии. Поздняя дискинезия (TD) Чаще всего ТД проявляется хориоподобными движениями рта, языка и губ.
- Меньший риск ТД связан с молодым возрастом и использованием атипичных нейролептиков. Повышенный риск обусловлен пожилым возрастом, отсутствием зубов и органической церебральной дисфункцией.
- Примерно одна треть случаев TD разрешается в течение 3 месяцев после прекращения приема препарата. Состояние большинства других пациентов медленно улучшается в течение нескольких лет.
- Поздняя дистония связана с хроническим воздействием нейролептиков и характеризуется поражением аксиальных мышц и характерным раскачиванием. Поздняя дистония часто сохраняется после прекращения приема вызывающих ее лекарств и не поддается лечению.
- Поздняя акатизия и Поздняя акатизия Туретта встречаются гораздо реже, но все же связаны с хроническим воздействием антипсихотиков.
Злокачественный нейролептический синдром (ЗНС) характеризуется ригидностью, гипертермией, AMS, тахикардией и почечной недостаточностью. Начало обычно происходит через несколько дней или недель после приема лекарств. Это также может быть спровоцировано прекращением приема противопаркинсонических препаратов.
Другие препараты, связанные с гиперкинетическими двигательными расстройствами , включают фенитоин, карбамазепин, трициклические антидепрессанты, флуоксетин, пероральные контрацептивы, буспирон, дигоксин, циметидиен, диазоксид, литий, метадон и фентанил.
Часто встречаются психогенные двигательные расстройства, которые могут имитировать любое из состояний, описанных выше. Пострадавшие пациенты чаще всего женщины и ослаблены своим состоянием. В частности, с психогенными движениями связаны соматоформное расстройство, конверсионное расстройство, симуляция и симулятивное расстройство.
- Клинические признаки, указывающие на психогенную причину:
- Острое начало.
- Модели движений, несовместимые с известным двигательным расстройством.
- Вариабельность движений (часто усиливается при внимании) и отвлекаемость от движений (часто уменьшается, когда пациента просят выполнить другое задание).
- Многие органические двигательные расстройства обычно ухудшаются, когда пациент отвлекается, и улучшаются при концентрации внимания.
- Тремор верхних конечностей чаще всего имеет психогенную природу.
- Переменная частота тремора соответствует психогенной причине.
- Если пациента просят постучать одной рукой, а тремор другой руки сопровождается постукиванием, заподозрите психогенную причину.
- Диагноз ставится на основании вышеизложенного в сочетании с отсутствием обнаружения органического патологического процесса
- Узнайте о различных категориях и причинах непроизвольных движений
Внимание, технология и мозг
Вниманиечто такое произвольное внимание?
Иногда внимание требует усилий, а иногда практически без усилий. Например, нужно приложить усилия, чтобы прочитать или написать отчет, внимательно выслушать кого-то или упорядочить свои файлы. С другой стороны, вам не нужно прилагать особых усилий, чтобы смотреть телевизор, играть в видеоигры или проверять социальные сети; то, что вы видите и слышите, привлекает и удерживает вас там. Внимание, требующее ваших усилий, называется 90 458 произвольным вниманием.
Произвольное внимание создает важные мозговые цепи, называемые нисходящими путями. Эти пути берут начало в вашей префронтальной коре и укрепляют ваши «исполнительные функции» — ваши способности планировать, рассуждать, принимать правильные решения, регулировать свои эмоции, управлять временем, сопротивляться отвлечениям и добиваться своих целей.
Когда ваше внимание привлекают изображения или уведомления на экране, например, ваш легкий или не требующий усилий ответ называется i непроизвольное внимание. Вы используете разные мозговые цепи, называемые восходящими путями, которые берут начало в вашей сенсорной коре. Некоторые типы непроизвольного внимания могут помочь нам выжить — например, реакция испуга на сигнал приближающейся машины. Но только произвольное внимание выстраивает нисходящие пути из префронтальной доли мозга, которые помогают нам формировать привычки к успеху.
Наше повседневное использование произвольного и непроизвольного внимания на самом деле имеет множество нюансов, и почти все акты внимания в той или иной степени включают каждый из них. Но базовое понимание этого важного различия приводит к лучшему выбору, особенно в отношении экранного времени, для нас и наших детей.
ключ к самоконтролю
Что общего между отказом от обильного десерта, импульсивной покупкой или просмотром другого телешоу? Чтобы успешно сопротивляться каждому из этих искушений, вам нужно уметь сознательно переключать свое внимание с них на долгосрочную цель, которая в целом для вас важнее. Это требует усилий и является актом произвольного внимания. Ваша способность к самоконтролю, которую иногда называют «когнитивным контролем» или «стратегическим распределением внимания», зависит от силы вашего произвольного внимания.
Чтобы усилить произвольное внимание, нужно его тренировать. Точно так же, как сопротивление веса укрепляет мышцы, сопротивление отвлечению внимания усиливает произвольное внимание. Каждый раз, когда вы намеренно переключаете свое внимание с «горячего» стимула на более высокий приоритет, вы укрепляете нисходящие мозговые пути, развиваете самоконтроль и получаете большую свободу выбора в своей жизни.
ТехнологииТехнологии и добровольное внимание
Технологии — это сила, и, как любая сила, она может помочь нам или навредить нам. Мы можем использовать технологии, чтобы усилить произвольное внимание, например, посещая онлайн-курсы в колледже, читая электронные книги и используя фитнес-приложения. (Исследования показали, что физические упражнения — это не просто аналог умственных упражнений; они вырабатывают важные химические вещества мозга, которые облегчают поддержание произвольного внимания.) Или мы можем позволить технологиям ослабить наше произвольное внимание, погружаясь в деятельность, которая захватывает наше внимание. внимание невольно.
мгновенное избавление от стресса
Когда мы переутомлены, недостаточно мотивированы, озабочены или истощены иным образом, нам нужен перерыв. Если мы находимся в экосистеме с постоянными потребностями, ничего не изменится, за исключением экранов, которые повсюду.
Социальные сети, приложения и казуальные игры разработаны специально для того, чтобы привлекать и удерживать наше внимание. В состоянии ума, ослабленного из-за слишком большого давления, непроизвольное внимание берет верх. Мы скатываемся к привычкам избегания, прокрастинации и бегства от реальности.
Почему мы сопротивляемся произвольному вниманию
Даже когда мы регулируем себя и справляемся со стрессом в нашей жизни, требуется решимость справляться с повторяющейся или недостаточно стимулирующей работой. В соответствии с законом сохранения энергии, поскольку произвольное внимание требует усилия, мы будем чувствовать сопротивление тому, чтобы начать или продолжить работу, когда работа становится трудной или слишком скучной. Нам нужно использовать свои исполнительные функции, чтобы предвидеть собственное сопротивление, планировать заранее, применять стратегии и перехитрить похитителей внимания.
МозгКак привычки формируют ваш мозг
За последние несколько десятилетий многое из того, что мы думали о мозге, было опровергнуто. Одно новое открытие, имеющее важные последствия, заключается в том, что мозг продолжает расти на протяжении всей жизни. Это постоянное изменение формы мозга, называемое «пластичностью мозга», происходит каждый день, хотя в детстве оно происходит с гораздо большей скоростью (именно поэтому мы должны защищать детский мозг в самые первые годы его становления).
Пластичность работает следующим образом: ваши мысли и действия коррелируют с паттернами синапсов в вашем мозгу. Когда вы повторяете эти мысли и действия, эти шаблоны становятся путями. Хорошо это или плохо, но со временем ваши привычки формируют ваш мозг, чтобы ваш мозг поддерживал ваши привычки.
У ученых-мозговедов есть поговорка: «По мере возбуждения нейрона мозг перестраивается». Другими словами, мозг меняется в зависимости от наших мыслей и действий. Называть мозг «жестко подключенным» уже устарело. Хотя функционирование мозга и компьютеров в чем-то похоже, мозг является органическим, а не механическим. Неправильно называть структуру мозга «аппаратным обеспечением», а мысли — «программным обеспечением». Ваш мозг перестраивается, каждый день следуя схеме вашего выбора.
гены и обучение
Мы начинаем жизнь с разными способностями и талантами, которые, кажется, являются частью нашей ДНК. Но гены, влияющие на наш темперамент и черты, отличаются от генов, определяющих цвет наших глаз. Хотя мы рождаемся с генетической предрасположенностью к метаболизму определенных химических веществ в мозге, у каждого из нас есть индивидуальная история обучения, которая влияет на наш жизненный путь.
Наш порог для дофамина, химического вещества мозга, которое участвует в нашей способности сопротивляться отвлечению, является хорошим примером. Похоже, что около 20% населения имеют генетическую предрасположенность к более сильному, чем обычно, влечению к новизне. Сказать «нет» немедленным, убедительным вознаграждениям, таким как хорошо разработанные приложения и видеоигры, будет для них более сложной задачей. Но в цифровую эпоху у них будут и другие преимущества, поскольку они более склонны мириться с быстрыми изменениями и первыми осваивают новые технологии.
У каждого из нас есть своя уникальная, идентифицирующая химия мозга, точно так же, как у нас есть свое уникальное, идентифицирующее лицо и отпечаток пальца. И каждый мозг — это чудо со своим набором сильных и слабых сторон, а также своими собственными проблемами, с которыми приходится сталкиваться в эпоху похитителей внимания.
Мозг, созданный для успеха
В своем знаменательном исследовании под названием «Зефирный тест» психолог Уолтер Мишель наблюдал за дошкольниками во взрослом возрасте. Он обнаружил, что когнитивный контроль — способность стратегически распределять внимание — определяет успех больше, чем любая другая способность, включая IQ. Подростки, которые могли отвернуться от «горячего» стимула, в более позднем возрасте лучше себя чувствовали по широкому кругу показателей, включая здоровье, академические и карьерные достижения и отношения. Используя методы визуализации мозга, когда испытуемые были взрослыми, Мишель подтвердил, что части мозга, которые были наиболее развиты у тех, кто мог сказать «нет», были нисходящими путями, связанными с произвольным вниманием.
Другими словами, ваша способность выключать цифровое устройство — это ваша способность включить питание для вашего будущего успеха.
Ресурсы
Доббс, Д. (2013) Restless Genes, National Geographic , январь, 45-57. Описывает примерно 20% населения, у которых метаболизм дофамина отличается от гена «исследователя».
Доидж, Н. (2007) Мозг, который меняет себя. (Нью-Йорк: Penguin Books). Узнайте больше о пластичности мозга.
Гоулман, Д. (2013). Фокус. ( Нью-Йорк: HarperCollins). Описывает непроизвольное и произвольное внимание по названиям соответствующих им нервных путей, «снизу вверх» и «сверху вниз», а также преимущества сильных путей «сверху вниз», особенно в отношении исполнительных функций.
Кацуки, Ф. и Константинидис, К. (2014). Внимание снизу вверх и сверху вниз: различные процессы и перекрывающиеся нейронные системы, Невролог , октябрь, 20 (5) , 509-521. дои: 10.1177/1073858413514136. Научная статья о сложности нервных путей, которые соответствуют произвольному и непроизвольному вниманию.
Мишель, В. (2014). Зефирный тест. (Нью-Йорк: Little, Brown & Company). Знаменательное исследование, показывающее, что когнитивный контроль — преднамеренное, стратегическое распределение внимания — предсказывает будущий жизненный успех лучше, чем любой другой фактор.
Палладино, LJ (1999). Мечтатели, первооткрыватели и динамо-машины. (Нью-Йорк: Баллантайн). Описывает 20% населения, которые, по-видимому, по-разному метаболизируют дофамин в зависимости от их сильных и слабых сторон, включая изобретательность и дивергентное мышление.
Палладино, LJ (2015). Воспитание в эпоху похитителей внимания. (Бостон: Шамбала). Включает несколько глав, описывающих влияние экранного времени на произвольное и непроизвольное внимание, когнитивный контроль и мозг.
Паскуаль-Леоне А. и др. (2005). Пластиковая кора головного мозга человека. Annual Review of Neuroscience, 28, 377–401. doi:10.1146/annurev.neuro.27.070203.144216. Пластичность мозга человека происходит на протяжении всей жизни.
Петерсон, Ю.Е. и Познер, М. (2012). Система внимания мозга: 20 лет спустя», Annual Review of Neuroscience, 35, 73–89. doi:10.1146/annurev-neuro-062111-150525. После двух десятилетий исследований изображений мозга, в том числе около 5000 работ по визуализации внимания, Познер опубликовал обновленную версию своего окончательного обзора 1990 года, который был основан в основном на поведенческих исследованиях, теперь подтвержденных новыми данными визуализации мозга.
Познер, М. И. и Петерсон, С. Э. (1990). Система внимания человеческого мозга. Annual Review of Neuroscience, 13, 25–42.