Вводные слова в русском языке — таблица, виды и примеры
Что такое вводные слова
Начнем, как всегда, с определения — разберемся, какие слова называются вводными и зачем они нужны. Школьники сталкиваются с ними, начиная с 5 класса, хотя подробно изучают только в 8 классе. Это не сложная тема, если у вас хорошая зрительная память — правил относительно вводных слов в русском языке очень мало, и какие-то вещи придется просто запомнить.
Вводные слова — это единицы предложения, которые не несут отдельной смысловой нагрузки, но усиливают эмоциональную оценку, уверенность или сомнения говорящего. Также они могут указывать на последовательность событий, привлекать внимание и т. д. |
Существует несколько типов вводных слов, но все они обладают следующими особенностями:
- выделяются в тексте запятыми, скобками или с помощью тире;
- не имеют грамматических связей с другими членами предложения;
- могут быть вычеркнуты из текста без потери смысла.
Важно!
Вводные слова не являются членами предложения. Их следует отличать от совершенно таких же слов, которые выступают в роли обстоятельства, определения или дополнения. Разница заключается в том, что к вводной конструкции нельзя поставить вопрос.
Рассмотрим на примере:
- Саша все-таки пришел, правда, опоздал на полчаса.
- Саша подтвердил, что все написанное — чистая правда.
Итак, у нас есть слово «правда», которое в первом предложении выступает вводным, поскольку к нему нельзя поставить вопрос. Во втором предложении оно же является сказуемым. Мы можем поставить вопрос: «все написанное — это что?».
- Я, верно, теперь не скоро доберусь домой.
- Весь класс верно решил эту задачу.
Как видите, во втором предложении к «верно» можно поставить вопрос «как?». Следовательно, это слово не является вводным.
Такие же правила распространяются и на составные вводные слова. Они тоже могут замаскироваться под различные члены предложения, и важно научиться их распознавать.
Сравните:
- Он каждое утро просыпался с радостным предвкушением, одним словом, был счастлив. — Одним словом вы не сможете никого убедить, нужны поступки.
- Морской воздух и обилие солнца,
Еще один способ отличить вводные слова — убрать их вовсе и посмотреть, не потеряет ли предложение свой смысл. Попробуем это сделать на одном из наших примеров:
- Саша все-таки пришел, правда, опоздал на полчаса.
- Саша подтвердил, что все написанное — чистая правда.
Понятно, что в первом случае смысл остался тем же, а вот во втором — он был утерян. Это подтверждает, что в первом предложении мы имеем дело именно со вводным словом.
Демоурок по русскому языку
Пройдите тест на вводном занятии и узнайте, какие темы отделяют вас от «пятёрки» по русскому.
Признаки вводных слов: таблица для 5 класса
Грамматически вводные слова могут представлять собой любую часть речи и даже короткое предложение:
- существительное — без сомнений, правда;
- прилагательное — самое меньшее, виноват;
- глагол — надеюсь, полагаю;
- наречие — несомненно, безусловно;
- деепричастие — откровенно говоря;
- словосочетание — если хотите знать, по словам экспертов;
- безличное предложение — мнилось мне, как видится.
Примеры употребления вводных слов:
- Тихий океан, без сомнений
- Откровенно говоря, я не смог убедить его в своей правоте, да и не пытался.
- Эту роль, как мне видится, лучше всех сыграет Маша.
- — Вас ожидать к восьми утра?
— Разумеется!
Курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку в онлайн-школе Skysmart — без стресса и на реальных экзаменационных заданиях. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!
Разряды вводных слов по значению
Как мы уже сказали, вводные слова могут выполнять самые разные функции в устной и письменной речи. Одни из них подчеркивают позицию говорящего — его уверенность, удивление, сожаление и т.
д. Другие же указывают на очередной действий или событий, на логику повествования или источник информации. Третьи и вовсе нужны лишь для того, чтобы привлечь внимание. Разберемся, что обозначают вводные слова разных видов, а в конце подведем итог с помощью таблицы с примерами.Различная степень уверенности, предположение и допущение
Это самая распространенная категория вводных слов, к которой мы обращаемся ежедневно. Основная функция данного разряда — подчеркнуть уверенность или неуверенность в какой-либо информации, поэтому он очень важен.
Примеры: несомненно, безусловно, конечно же, разумеется, допустим, вероятно, возможно, быть может.
Если убрать такое вводное слово, предложение не потеряет смысл, но его значение все же станет немного иным.
Сравните:
- Быть может, я зайду к тебе сегодня вечером.
- Я зайду к тебе сегодня вечером.
В первом случае остается неопределенность, во втором же предложение звучит утвердительно.
Если говорить о вводных словах, которые выражают уверенность, такая разница менее заметна. С ними утверждение становится более категоричным, но не приобретает других оттенков смысла.
- Задача будет трудной, но вы, конечно, справитесь!
- Безусловно, это самая короткая дорога к центру города.
- Эта сделка, без сомнений, положила начало его успешной карьере.
Не путайте с членами предложения:
Я поверил его словам
(как?) безусловно и без малейших сомнений.Дальше мы еще рассмотрим, как обозначаются вводные слова, а пока напоминаем: если можно поставить к слову вопрос, оно является членом предложения и не выделяется запятыми.
Эмоции, чувства и оценка происходящего
С помощью данной категории вводных слов говорящий выражает свое отношение к событиям, дает оценку. Такими словами можно обозначить радость, восторг, огорчение, ужас, чувство стыда, опасения и т. д.
Примеры: к всеобщей радости, к ужасу, к моему восторгу, к несчастью, к сожалению, неровен час, того и гляди.
Они характерны для прямой речи, поскольку отражают эмоции и чувства говорящего.
- К сожалению
- Время, к удивлению, пролетело очень быстро — я не успел заскучать.
В художественной литературе эти же вводные слова могут использоваться и для того, чтобы рассказать о чувствах героя или его отношении к событиям.
- Катя, к своему стыду, не знала значения этого слова и не поняла, о чем идет речь.
- Артист выходил на бис и, к восторгу зрителей, исполнил все хиты.
Не путайте с членами предложения:
(К чему?) К восторгу зрителей примешивалась доля разочарования от того, что любимый хит так и не прозвучал.
Обыденность, обычность происходящего
Довольно малочисленная категория вводных слов, в которой большую часть составляют разговорные выражения. Они не только позволяют указать на обыденный характер событий, но и оживляют текст, придают ему колорит.
Примеры: бывало, как обычно, случалось, как правило, по обычаю, по обыкновению, как всегда.
- Дед Семен отворил калитку и, по старому обычаю, наклонился к лохматой Жучке.
- После прогулки в парке мы, как обычно, зашли на чашку чая в кафе.
Не путайте с членами предложения:
Не принимая церковной реформы, община продолжала жить (как?) по старому обычаю
Вводные слова, указывающие на источник сообщения
Основная задача вводных слов этого типа — указать на авторство, отослать к источнику информации или придать высказыванию некую авторитетность. Они типичны для новостных сообщений, обзоров, статей в СМИ и являются частью публицистического стиля, хотя используются не только в его рамках.
Примеры: по мнению экспертов, по оценке ученых, по словам премьер-министра, по сообщению корреспондента, на мой взгляд.
- Около 97% всей воды на нашей планете, по оценкам ученых, содержится в Мировом океане.
- По словам вице-премьера, рост экономики продолжится и в следующем году.
Кроме того, такие вводные слова помогают передать прямую речь, не прибегая к точному цитированию.
- Иван Иванович сказал: «Наш завод в прошлом квартале перевыполнил план на 5%».
- По словам Ивана Ивановича, завод перевыполнил план в прошлом квартале на 5%.
Не путайте с членами предложения:
Не стоит делать далеко идущих выводов (по чему?) по оценкам экспертов, ситуация еще может измениться.
Связь мыслей и последовательность изложения
Этот вид вводных слов указывает на внутреннюю логику предложения, очередность или любую другую связь между событиями. Особенно часто он используется в учебниках и научных материалах, поскольку дает возможность упорядочить текст, выстроить причинно-следственную цепочку.
Примеры: следовательно, во-первых, во-вторых, соответственно, значит, с одной стороны, прежде всего, сверх того, наконец.
- У этих треугольников есть общая гипотенуза, следовательно, они равны.
- С одной стороны, Даше нравилось жить во Франции, но с другой — она все еще скучала по дому.
Не путайте с членами предложения:
Лист бумаги был разрисован только (где?) с одной стороны, а другая оставалась чистой.
Замечания о стиле речи, способе изложения мысли
Вводные слова из этой категории обычно используются для того, чтобы указать на особенности изложения или переформулировать мысль. Как и предыдущий вид, иногда они могут предварять собой некий вывод, но не указывают прямо на связь событий, а скорее помогают выразить ту же мысль через другие факты или в другом стиле.
Примеры: иными словами, мягко говоря, точнее выражаясь, с позволения сказать, собственно говоря, короче, словом.
- Дети начали скучать и поглядывать в телефоны, иными словами, фильм был не слишком интересным.
- Это, с позволения сказать, вовсе не яшма — камень слишком быстро нагревается в руках.
Не путайте с членами предложения:
(Чем?) Иными словами можно ранить не хуже, чем кинжалом.
Вводные слова, привлекающие внимание собеседника
Слова-маркеры, с помощью которых можно обратить внимание слушателя на ту или иную часть высказывания, подчеркнуть главную мысль. Очень часто они стоят в начале предложения, но могут встречаться и в середине, а вот в конце бывают крайне редко.
Примеры: послушайте, вообразите, подчеркиваю, поверишь ли, видите ли, заметьте, что существенно, что еще важнее.
- Заметьте, никто не ушел из аудитории, хотя преподаватель опаздывал уже на полчаса.
- На этом совещании мы смогли подвести итоги и, что существенно, наметить план на следующий год.
Не путайте с членами предложения:
Марина всегда собирала портфель с вечера, что (как?) существенно экономило ей время утром.
Конечно, все вводные слова, какие есть, перечислить почти невозможно, но мы составили краткую шпаргалку — таблицу с примерами предложений.
Значение | Вводные слова | Примеры |
Степень уверенности, допущения, предположения | Несомненно, однозначно, может статься, конечно, разумеется, быть может, допустим, возможно и т. д. | Возможно, наш отдел подключится к этому проекту в следующем месяце. Катя, конечно, самая лучшая ученица в классе. |
Эмоции, чувства и оценка происходящего | К счастью, к удивлению, к моему стыду, на беду, неровен час, на радость, к сожалению, не дай бог, слава богам и т. д. | Погода испортилась и, неровен час, в наш город тоже придут дожди. Маша быстро нашла ошибку в задаче и, к счастью, успела ее исправить. |
Обозначение источника информации | По мнению ученых, по сообщению прессы, говорят, по словам экспертов, по-моему, по-вашему и т. д. | Этим летом, говорят, в лесу будет много ягод. По мнению ученых, зеленый чай положительно влияет на нервную систему. |
Указание на очередность событий или мыслей | Во-первых, следовательно, стало быть, напротив, наконец, в частности, в первую очередь, таким образом и т. д. | Катя мечтала о поездке, а Даша, напротив, хотела бы остаться дома. Зима будет суровой, стало быть, нужно задуматься об утеплении дома. |
Привлечение внимания ко всему предложению или к его части | Понимаешь, знаете ли, гляди, послушайте, признайтесь, если хочешь знать, сделайте милость и т. д. | Послушайте, если он это сделал, значит у него были веские причины. Мы прождали его весь вечер, а он, видите ли, попросту забыл о встрече. |
Указание на обыденность события или предмета разговора | Бывало, обыкновенно, случалось, как всегда, как правило, по обыкновению и т. д. | Я пришел на работу, как обычно, к восьми утра. Бывало, Иван опаздывал на последний автобус и шел пешком. |
Замечания о стиле и характере речи, способе изложения мыслей | Мягко говоря, прямо говоря, одним словом, грубо выражаясь, иными словами, вернее сказать, что называется и т. д. | Ваш поступок, мягко говоря, выглядит бестактным и задевает окружающих. Мы живем в поселке вблизи Тулы, вернее сказать, в пригороде. |
Знаки препинания при вводных словах
Все вводные слова в русском языке выделяются знаками препинания, что хорошо видно в примерах из нашей таблицы. Этим они отличаются от таких же слов, которые выступают в качестве членов предложения и отвечают на некий вопрос. Помимо вопроса есть и другой способ понять, нужно ли ставить запятые или другие знаки препинания — попробуйте сдвинуть слово (словосочетание) в другую часть предложения.
- Как правило, Иван ест на завтрак овсяную кашу.
- Иван, как правило, ест на завтрак овсяную кашу.
- Иван ест на завтрак, как правило, овсяную кашу.
Смысл высказывания не изменился, конструкция хорошо смотрится в любой части предложения. Значит, это вводные слова и они выделяются запятыми.
Удивительно, как правило может оказаться таким запутанным и сложным для понимания.
В данном случае словосочетание «как правило» имеет жесткую синтаксическую связь с другими словами в предложении, его невозможно передвинуть без потери смысла. Значит, оно не является вводным. Можно проверить это предположение, разобрав его по составу, и мы выясним, что «правило» здесь выступает подлежащим.
Важно!
Если в сложносочиненном предложении с союзом «и» обе его части предваряет одно вставное слово, ставить запятую между этими частями не требуется.
- Видимо, урок еще не начался и дети по-прежнем шумели за дверью.
- К счастью, дождь уже прекратился и я совсем не промок по дороге домой.
- Вчера я видел этот документ, следовательно, он лежал на столе и Николай не мог забрать его.
Как еще выделяется вводное слово в предложении, кроме запятых? Иногда перед ним можно поставить тире, но это относится скорее к авторской пунктуации, которая нужна, чтобы создать особую ритмику текста или передать интонацию.
- Я понял, что забыл паспорт и очень испугался — неровен час, придется поворачивать обратно.
- Сергей был раздосадован — видите ли, он рассчитывал получить повышение уже в этом месяце.
Вводные слова и вставные конструкции
Вставные конструкции и вставные предложения отличаются от вводных слов тем, что являются автономной частью предложения и содержат завершенную мысль. Они могут выступать в качестве попутных замечаний, указаний, авторских разъяснений по отношению к главному предложению, а иногда и вовсе имеют с ним слабую синтаксическую связь. |
Чтобы было понятнее, чем различаются вводные слова и вставные конструкции, мы составили небольшую таблицу.
Вводные слова | Вставные конструкции |
Июль, говорят, будет теплым и солнечным. | Июль, я так думаю, будет теплым и солнечным. |
Алексей, конечно, уже знал, как правильно оседлать лошадь. | Алексей, мы были уверены в этом, уже знал, как правильно оседлать лошадь. |
Перстень лежал на видном месте и, безусловно, привлекал внимание. | Перстень лежал на видном месте, и — как читатель уже догадался — привлекал внимание. |
Несложно заметить, что вставные конструкции, в отличие от вводных слов, имеют свое подлежащее и сказуемое. Очень часто их можно оформить в качестве отдельного предложения.
Короткие вставные конструкции могут выделяться запятыми, а более длинные часто обособляются скобками или тире. Впрочем, это зависит не столько от длины конструкции, сколько от авторского замысла. Поставить вместо запятой тире или скобки в большинстве случаев не будет ошибкой.
- Несколько ребят — их было около десятка — свернули с тропинки, чтобы полакомиться малиной.
- По улице прогрохотал старый трамвай (такие давно уже были сняты с производства) и не спеша скрылся за поворотом.
- Как-то раз — Коля и Витя надолго запомнили этот день — папа отвез всю семью на рыбалку в соседнюю область.
Обычно при выборе между запятыми, скобками и тире руководствуются следующим: если вставная конструкция имеет слабые синтаксические связи с предложением или не имеет их вовсе, лучше заключить ее в скобки.
Иногда вставное предложение ради усиления экспрессии заканчивается восклицательным или вопросительным знаком. В этом случае его можно выделить исключительно скобками или тире.
Прошлой весной — это было настоящее чудо! — старая яблоня вдруг снова покрылась цветами.
Важно!
Если вставная конструкция заканчивается восклицательным или вопросительным знаком, после этого предложение нужно продолжить со строчной буквы.
Интересно, что и вводные слова иногда могут выделяться таким же образом. Как правило, это встречается в художественной литературе и является одним из способов подчеркнуть эмоции, выразить чувства автора или героя.
- Катя осторожно зашла в темную комнату и — о ужас! — заметила, как штора слегка качнулась сама собой.
- И вскоре (чудное дело!) Петя настолько полюбил математику, что прорешал все задачи за следующую четверть.
Здесь мы имеем дело со вводными словами, которые могли бы выделяться запятыми, но ради усиления эмоциональной окраски текста представлены в виде вставных предложений с восклицательным знаком. Их с равным успехом можно обособить скобками или тире.
Вот мы и разобрались с такой обширной темой, как вводные слова в русском языке, а чтобы закрепить знания, рекомендуем напоследок пробежаться глазами по таблицам и спискам.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. — Информатика, информационные технологии
Начать сочинение Вы можете словами лингвиста.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Обратите внимание, что в задании сформулированы основные требования к сочинению (они подчёркнуты).
2. Как должно быть построено сочинение?
Поскольку ваша задача — написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.
Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:
1. Вступление — тезис
2. Основная часть – аргументы + примеры
3. Заключение — вывод
3. Как начинать сочинение?
Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.
Тезис – это мысль, которую нужно доказать.
В задании рекомендуется начать сочинение со слов лингвиста
Но это не принципиально.
Так как объём всего сочинения должен составлять не менее 70 слов, то 2-3 предложения для тезиса будет достаточно (помните, что вступление должно быть значительно меньше основной части).
4. Как писать основную часть?
Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.
В основной части вы должны:
1. объяснить, как вы понимаете слова лингвиста, привести минимум по одному примеру, иллюстрирующему
5. Требования к примерам, иллюстрирующим обе части тезиса
Помните о требованиях к примерам:
• примеров должно быть не менее 2;
• примеры должны быть из указанного текста;
• примеры должны иллюстрировать два разных явления языка: лексическое и
грамматическое;
• каждый пример должен соответствовать указанному явлению
Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление можно на примере …. предложения текста.
• Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № … .
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как … .
• В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.
• Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
7. Как приводить примеры?
ОбразецПример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, в предложении 1 автор использует слово с эмоционально-экспрессивной окраской `бабуля`. Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением. Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой. Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью.
8. О чём писать в заключении?
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше.Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. В начале заключения можно использовать следующие вводные слова:
Итак, …
Следовательно, …
Значит, …
Таким образом, …
Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что … и т.д.
Помните, что они выделяются запятой!
9. Сколько абзацев должно быть в сочинении?
Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему.
Помните: сочинение должно иметь ориентировочно 4 абзаца (минимум — 3):
• 1 абзац — тезис,
• 2 абзац — толкование первой части высказывания + пример, иллюстрирующий лексические явления,
• 3 абзац — толкование второй части высказывания + пример, иллюстрирующий грамматические явления,
• 4 абзац — вывод.
10. Каким должен быть объём сочинения?
Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 70 слов.
При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы считаются отдельно.
Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.
11. Про почерк
Помните, что задание С1(изложение) и С2(сочинение) будет проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда.
УДАЧИ!
Статьи к прочтению:
- Вы можете поддержать наш проект и автора курса?
- Вы не то, что вы едите — вы то, что вы способны переварить и усвоить.
Разведопрос: Игорь Викентьев и Георгий Соколов о наставниках
Похожие статьи:
Оформление реферативной работы
Основная структура реферата Реферат включает следующие элементы: Титульный лист Оглавление Текстовая часть Заключение Список использованных источников…
Темы курсовых работ для ивб-16
Темы курсовых работ для ИВб-16 Программирование на языке высокого уровня (Будаева) №№ Наименование темы Исполнитель (группа) 1. Тренажер слов…
Шесть правил написания прямых новостей
Кен Блейк, доктор философии.
Адъюнкт-профессор журналистики
Государственный университет Среднего Теннесси
Каждая новостная статья начинается с лида (произносится как LEED), поэтому научиться писать хорошие лиды — это первый шаг к тому, чтобы научиться писать хорошие истории. Журналисты используют множество разных стилей лидов, в зависимости от ситуации. Но большинство студентов, изучающих средства массовой информации, начинают с изучения самого простого и распространенного стиля: прямого новостного повода. Ниже приведены шесть правил написания хороших прямых новостей. Вы также можете посмотреть мою примерно 15-минутную видео-лекцию на YouTube, объясняющую правила.
Соблюдение этих правил поможет вам каждый раз писать хорошие лиды. Так же будет нарушение одного или нескольких из них, но только в том случае, если вы сделаете это намеренно и с определенной целью. Заявление, которое я только что написал, например, является фрагментом. Это нарушает основное грамматическое правило. Но я нарушил правило, чтобы подчеркнуть свою точку зрения. Это хорошо.
Вот краткое изложение правил. Прокрутите вниз, чтобы узнать подробности о каждом правиле:
- Правило № 1: Прямая сводка новостей должна состоять из одного абзаца, состоящего из одного предложения, содержать не более 30 слов и резюмировать, как минимум, наиболее заслуживающие освещения в печати «что», «где» и «когда» истории.
- Правило № 2: Первый глагол ведущего должен выражать основное «что» истории и должен быть помещен среди первых семи слов ведущего.
- Правило № 3: Первый глагол ведущего — тот самый, который выражает главное «что» в истории — должен быть активным залогом, а не пассивным залогом.
- Правило № 4: Если в рассказе есть «кто», ведущий должен указать, кто это «кто».
- Правило № 5: Лид должен резюмировать «почему» и «как» истории, но только если есть место.
- Правило № 6: Если необходимо атрибутировать то, что находится в лиде, поместите атрибуцию в конец лида.
Правило № 1 : Прямая заметка должна состоять из одного абзаца, состоящего из одного предложения, должна содержать не более 30 слов и должна обобщать, как минимум, наиболее важные для освещения вопросы «что», «где» и «когда» рассказа.
- Пример: «Пожар уничтожил дом на главной улице рано утром в понедельник».
Лид представляет собой абзац из одного предложения. Обратите внимание, что лид должен быть написан на обычном английском языке, а не на обрезанных фразах, предназначенных для заголовков, таких как «Дом на главной улице разрушен ранним утренним пожаром». Заголовки, которые печатаются крупным шрифтом над рассказами, которые они представляют, написаны таким образом, чтобы сэкономить место. Но люди сочли бы вас странным, если бы вы постоянно так разговаривали. Ваша аудитория сочтет вас странным, если вы будете так говорить в своих журналистских статьях.
Лид содержит 10 слов — намного меньше ограничения в 30 слов. Обратите внимание, что количество слов включает даже маленькие слова, такие как «а» и «на». Лид также резюмирует главное «что» истории, а именно то, что пожар уничтожил дом. Он обеспечивает «где» истории фразой «на главной улице». Наконец, лид указывает «когда» истории с помощью фразы «раннее утро понедельника».
Важное примечание. Чтобы правильно передать «когда» в газетном материале, требуется некоторая умственная гимнастика. Предположим, например, что сегодня понедельник, и пожар произошел сегодня утром. У вас может возникнуть соблазн написать лид так: «Сегодня рано утром пожар уничтожил дом на главной улице». И это может быть вполне нормально, если ваш лид будет опубликован, прочитан и отброшен в тот же день. Но если вы пишете что-то, что не будет распространено до следующего дня, имейте в виду, что тот, кто прочитает, что пожар произошел «сегодня утром», ошибочно предположит, что «сегодня утром» означает «утро вторника». Кроме того, если ваш рассказ будет какое-то время болтаться в Интернете, «сегодня утром» может означать что угодно для того, кто прочитает его через несколько дней, месяцев или даже лет, даже если в вашем рассказе есть отметка времени. Чтобы избежать таких проблем, стиль AP рекомендует использовать день недели для «когда» событий в пределах семи дней от текущей даты. Для дат вне этого периода времени используйте месяц и день. См. подробности в записях «time element» и «months» в AP Stylebook.
Правило № 2 : Первый глагол ведущего должен выражать основное «что» истории и должен быть помещен среди первых семи слов ведущего.
- Пример: «Пожар уничтожил дом на главной улице рано утром в понедельник».
Глагол «уничтожил» выражает основное «что» рассказа. «Уничтожено» — это второе слово ведущего — позиция, в которой «уничтожено» ставится задолго до слова «Улица», седьмого слова ведущего. Опять же, обратите внимание, что количество слов включает даже маленькие слова, такие как «а» и «на».
Перед «destroyed» нет других глаголов, поэтому «destroyed» — первый глагол ведущего.
Следование этому правилу заставит вас быстро рассказать читателям, о чем история.
Правило № 3 : Первый глагол ведущего — тот самый, который выражает основное «что» в истории — должен быть действительным залогом, а не пассивным залогом. Глагол является действительным залогом, если субъект глагола сделал, делает или будет делать что-то.
- Пример: «Пожар уничтожил дом на главной улице рано утром в понедельник».
«Уничтожить» — это глагол. «Огонь» — подлежащее глагола. «Огонь» что-то сделал. Оно уничтожено. Глагол является пассивным залогом, если подлежащее глагола имело, имеет или будет что-то делать с ним. Например, если лид звучит так: «Дом сгорел в результате пожара на главной улице рано утром в понедельник», глагол «был» был бы глаголом, подлежащим глагола было бы «дом», а с «домом» нужно было бы что-то сделать, чтобы Это. Дом «уничтожен» (пожаром). Если вы читаете лид и чувствуете необходимость добавить что-то вроде фразы «по огню» после глагола, чтобы выразить, кто или что сделал то, что описывает глагол, скорее всего, вы написали пассивный залог.
Правило № 4 : Если в истории есть «кто», ведущий должен указать, кто этот «кто».
- Первый пример: «Пожилой мужчина из Мерфрисборо погиб в понедельник, когда рано утром в его доме на Мейн-стрит бушевал пожар».
«Кто» — это «пожилой мужчина из Мерфрисборо». В этом случае «кто», вероятно, не тот, чье имя читатели узнают. В результате, ракурс «кто» фокусируется на том, что в «кто» может сделать «кто» важным для читателя. В данном случае это тот факт, что мужчина был старше и жил в Мерфрисборо. Это называется написать «слепой лид». Имя мужчины будет дано позже в истории.
- Второй пример: «Мэр Мерфрисборо Джо Смит погиб в понедельник, когда рано утром в его доме на Мейн-стрит бушевал пожар».
Смит — местный мэр, и большинство читателей, вероятно, узнают его имя.
В результате элемент «кто» лида дает его имя. Таким образом, используйте имя «кто» в лиде только в том случае, если это имя, вероятно, узнает большой процент вашей аудитории.
Правило № 5 : Ведущий должен резюмировать «почему» и «как» истории, но только если есть место.
- Пример: «Пожилой мужчина из Мерфрисборо погиб рано утром в понедельник, когда в его доме на Мейн-стрит бушевал пожар из-за неисправной проводки».
В этом примере «… огонь… бушевал в его доме на Мейн-Стрит…» объясняет , почему человек умер. Между тем, «…искры из-за неисправной проводки…» объясняет , как началось возгорание.
Правило № 6 : Если необходимо атрибутировать то, что находится в лиде, поместите атрибуцию в конец лида, а не в его начало.
- Пример: «Пожар, унесший жизнь пожилого мужчины из Мерфрисборо, скорее всего, произошел из-за неисправной проводки на прошлой неделе, — заключил в понедельник городской следователь по поджогам».
Атрибуция — это ссылка, указывающая на источник некоторого бита информации. В данном случае атрибуцией является фраза «городской следователь по поджогам заключил в понедельник». Как правило, атрибутивные утверждения, которые представляют собой что-либо иное, кроме объективной, бесспорно достоверной информации. Здесь объективно и неоспоримо верно, что человек мертв, что его дом разрушен, что все это произошло ранним утром в понедельник и что дом находился на Главной улице. Но утверждение следователя о том, что причиной возгорания стала неисправная электропроводка, отражает мнение следователя. Это, конечно, проницательное мнение, основанное на его обучении и опыте, и это единственная причина, по которой его вообще стоит включать. Но это все же мнение. Следовательно, утверждение должно быть приписано исследователю, чтобы читатели могли сами решить, насколько достоверно это утверждение.
Имейте в виду, что это правило и многие другие применяются в основном к письменным формам журналистики. Например, в предисловии для радио- или теленовостей указание авторства, если оно вообще упоминается, обычно идет в начале, например: «Городской следователь по поджогам пришел к выводу в понедельник, что неисправная проводка, скорее всего, вызвала пожар, унесший жизнь пожилой мужчина из Мерфрисборо на прошлой неделе. Идея этой альтернативной организации лида заключается в том, что зрители, слушая или наблюдая историю, а не читая ее, нуждаются в небольшом дополнительном времени, чтобы начать мысленно обрабатывать представленную информацию, и они с большей вероятностью запомнят суть. информации в конце лида, чем в начале лида.
10 правильных действий, 10 запрещенных действий, 10 хороших примеров
Забавная вещь в этом сообщении в блоге. как написать хороший лид. Это точно отправило меня в кроличью нору. Потом я сильно напрягся из-за этого — я имею в виду, что если какой-то из моих постов «Дорогая Меган» был бы ЛУЧШЕ иметь действительно чертовски хорошую зацепку, то именно этот. Это, в свою очередь, побудило меня съесть целую упаковку мини-пончиков с порошком на заправке, убрать свой стол, опросить моих коллег об их предпочтениях в принятии душа (утром или вечером?) и посмотреть несколько клипов «У Америки есть таланты». . А теперь у меня крайний срок, и вот мы здесь.
Мастер репортажей старой школы и автор книги «Слово: Руководство Ассошиэйтед Пресс по написанию хороших новостей» Джек Каппон справедливо назвал написание лидов «агонией с нуля». Многое зависит от вашего лидерства, потому что от него читатели решат продолжать вкладывать время и умственные способности в ваш контент или покинуть корабль. И, осмелюсь сказать, убедительное лидерство еще более важно в сегодняшнем стремительном цифровом мире, где у нас, как известно, не хватает внимания и еще меньше терпения. Если ваш контент не зацепит читателей сразу, они убегут. Эта кнопка «назад» находится на расстоянии прикосновения большого пальца.
Хорошая зацепка заманчива. Это манит. Он обещает читателю, что его время будет потрачено с пользой, и задает тон и направление произведения. Любой отличный контент начинается с отличного лида.
Хорошая зацепка заманчива. Это манит. Он обещает читателю, что его время будет потрачено с пользой, и задает тон и направление произведения. Любой отличный контент начинается с отличного лида. #freelancewriting #writing #contentmarketing Click To Tweet
Два типа лидов
Существует два основных типа лидов и множество их разновидностей. Это:
Сводная зацепка
Наиболее часто встречающаяся в прямых новостях, это надежная зацепка в виде перевернутой пирамиды, о которой мы узнали из Журналистика 101. Она кратко резюмирует ситуацию, давая читателю сначала самые важные факты. В этом типе лида вы хотите определить, какой аспект истории — кто, что, когда, где, почему и как — наиболее важен для читателя, и представить эти факты.
Предполагаемая девственница прошлой ночью родила сына в сарае недалеко от Вифлеема. Утверждая, что небесное тело привело их к этому месту, волхвы, присутствовавшие при родах, говорят, что мальчик однажды станет королем. Ирод не прокомментировал.
Творческая или описательная зацепка
Это может быть, среди прочего, анекдот, наблюдение, необычный факт или забавная история. Эти лиды лучше подходят для тематических статей и постов в блогах, они предназначены для того, чтобы возбудить любопытство читателей и вовлечь их в историю. Если вы пойдете по этому пути, не забудьте предоставить более подробную информацию и контекст в нескольких предложениях, следующих за вашим предложением. Креативное наведение — это здорово — просто не заставляйте своего читателя охотиться за тем, о чем история, намного позже.
Мэри все равно не хотела платить налоги.
Примечание о вводе вопросов. Разновидность творческого лида, вопросительный лид — это то, на что это похоже: ведение с вопросом. Большинству редакторов (включая меня) не нравятся такие лиды. Это лень писать. Люди читают ваш контент, чтобы получить ответы, а не для того, чтобы их о чем-то спросили. Это похоже на отговорку, как будто писатель не смог придумать убедительный способ начать произведение. Хотите узнать больше о недавнем непорочном рождении? Ну да, именно поэтому я и зашел сюда.
Нет ли исключений? Конечно есть. Если вы можете сделать свой вопрос провокационным, действуйте — вы думаете, что у вас все плохо? Эта дама только что родила в сарае — только знайте, что такое удавалось редко.
Какой тип лида вы должны написать?
Это зависит от нескольких факторов. Спросите себя:
Кто моя аудитория?
Налоговые юристы, разыскивающие недавние изменения в законодательстве, не хотят вникать в ваш остроумный репортаж о IRS, точно так же, как миллениалы, ищущие рецепты крафтового пива, не хотят читать технические рассуждения о процессе брожения. Адаптируйте свои слова к тем, кто читает пост.
Где будет опубликована эта статья?
Соответствуйте тону и языку сайта. Есть некоторые вещи, которые вам сойдут с рук на Vice.com и которые станут вашей кончиной в Chronicle of Higher Education.
О чем я пишу?
Некоторые темы, естественно, поддаются творчеству, в то время как другие требуют презентации «Только факты, мэм». Написание статей об ароматерапии для блога о йоге дает вам немного больше свободы действий, чем написание советов по инвестированию в пенсионном блоге.
Как написать вводное предложение или абзац: 10 основных действий
1. Определите свою зацепку.
Посмотрите на 5 W и 1 H. Почему читатели нажимают на этот контент? Какую проблему они пытаются решить? Что нового или необычного? Определите, какие аспекты являются наиболее актуальными и важными, и руководствуйтесь ими.
2. Будьте ясны и лаконичны.
Простой язык лучше всего. Лучше всего об этом сказал Марк Твен: «Не используйте слово за пять долларов, когда сгодится слово за пятьдесят центов».
3. Пишите в действительном залоге.
Используйте сильные глаголы и решительную речь. Сравните «Собака кусает человека» с «Человека укусила собака» — пассивный залог робкий и мягкий (кстати, Стивен Кинг чувствует то же самое).
4. Обращайтесь к читателю на «вы».
Это писательский эквивалент разрушения четвертой стены в театре, и хотя некоторые редакторы не согласятся со мной по этому поводу, я поддерживаю это. Люди знают, что вы им пишете. Обращаться к ним как таковым не только нормально, я думаю, это помогает установить с ними личную связь.
5. Ставьте атрибуцию на второе место.
Что за самородок, маленькую жемчужину, которую ты пытаешься передать? Сначала поместите эту информацию, а затем дополните ее тем, кто это сказал. Часть «согласно» почти всегда вторична по отношению к тому, что он или она на самом деле сказал.
6. Говорите коротко и резко.
Возьмем мою недавнюю ведущую роль в этой публикации Marketing Land: «Внештатным авторам нравится работать со мной. Серьезно, они делают. Коротко и мило, читатель захочет узнать, к чему вы клоните.
7. Если вы застряли, найдите соответствующую статистику.
Если вы пытаетесь быть умным, напористым или блестящим, но у вас ничего не получается, найдите интересную статистику, связанную с вашей темой, и используйте ее. Это особенно эффективно, если статистика необычна или неожиданна, например: «Подавляющие 80 процентов американцев в долгах».
8. Или начните с истории.
Если начать со статистики или факта не работает для вашего лидерства, попробуйте вместо этого начать с анекдота. Люди усваивают данные, но они чувствовать истории. Вот пример анекдотической зацепки, которая отлично работает в криминальной истории: «Сейчас 11 часов вечера, и полицейский Хьюстона Эл Леонард выхватывает пистолет, когда пожилой темнокожий мужчина приближается к патрульной машине. 9-мм пистолет вне поля зрения, направленный в дверь машины. Леонард опускает окно и небрежно здоровается с мужчиной. «Что я могу для вас сделать?» Я хочу знать, что будет дальше, а вы?
9. Заимствуйте этот литературный прием.
В каждой хорошей истории есть три элемента: герой, с которым мы связаны, вызов (или злодей), которого мы боимся, и последующая борьба. Найдите эти элементы в истории, которую вы пишете, и используйте один из них.
10. Когда смотришь на пустой экран.
Просто начни. Начни что-нибудь писать. Начните с середины вашей истории. Как только вы начнете, вы, как правило, обнаружите, что ваш лид скрыт несколькими абзацами в этом «начинающемся» тексте. Ваш свинец там — вам просто нужно сначала отрезать все остальное.
Как
, а не написать вводное предложение: 10 основных правил, которых нельзя1. Не заставляйте своих читателей слишком много работать.
Также известное как «закапывание лида», это происходит, когда вы слишком долго доносите свою точку зрения. Это нормально — взять небольшую творческую лицензию, но если читатели не смогут относительно быстро понять, о чем ваша статья, они откажутся от нее.
2. Не пытайтесь включить слишком много.
В вашей зацепке слишком много 5 W и H? Не пытайтесь впихнуть туда все — вы перегрузите читателя.
3. Не начинайте предложения с конструкций «есть» или «есть».
Это не неправильно, но похоже на наш вопрос, писать лениво и скучно.
4. Не будьте клише.
Умоляю вас.
5. Нет ошибок.
Включите опечатки или грамматические ошибки, и игра окончена — вы потеряли читателя.
6. Не говорите, что что-то «прямо за углом».
Мои коллеги-редакторы и я обычно вели подсчет того, сколько из них мы получили каждую неделю (и мы тоже не были особенно добры к этому). «День святого Валентина не за горами», «Первый день в школе не за горами», «Распродажи ко Дню матери» не за горами… Зззз. Скучно .
7. Не каламбурьте. Даже иронично.
Из статьи Huffington Post об огромной свастике, нарисованной на дне бассейна в Бразилии: «Власти сделали это нацистами». Бу. Не заставляйте читателя стонать.
8. Не констатируйте очевидное.
Не рассказывайте читателям то, что они уже знают. Пример из жизни, который не так давно попал мне на стол: «Интернет — огромный источник полезной информации». Действительно! Вы не говорите?
9. Не цитируйте словарь.
«Merriam-Webster определяет маркетинг как…» О, черт меня побери. Эта тактика предназначена для учащихся средней школы, которые пишут сочинения. Не делайте этого.
10. Ничего не воображай. Вы не Джон Леннон.
«Представьте себе мир, в котором все перерабатывается», «Представьте, как приятно спасать жизнь», «Представьте, что вы получаете чаевые в размере 1000 долларов от своего любимого покупателя в канун Рождества». Представьте, что мы сняли с производства этот избитый, изношенный поводок.
10 достойных примеров хороших вводных предложений и абзацев
1. Короткие и простые.
Эдна Бьюкенен, лауреат Пулитцеровской премии, криминальный репортер The Miami Herald, написала статью о бывшем заключенном по имени Гэри Робинсон. Однажды пьяной ночью в 80-х Робинсон наткнулся на церковную курицу, где ему сказали, что там нет жареных цыплят, только наггетсы. Он украсил женщину за стойкой, и в завязавшейся рукопашной охранник застрелил его. Бьюкенен ведет:
Гэри Робинсон умер от голода.
2. О, расскажи мне еще.
Статья 2010 года в New York Times, написанная в соавторстве с Сабриной Таверниз и Дэном Фрошьюном, начинается:
Больной строитель средних лет из Колорадо, выполняющий самопровозглашенную миссию по оказанию помощи американским войскам, вооружился кинжал, пистолет, меч, христианские тексты, гашиш и очки ночного видения и направились в беззаконные племенные районы у границы Афганистана и Пакистана, чтобы лично выследить Усаму бен Ладена.
3. Тем временем в Сан-Квентин.
Из рассказа 1992 года «После жизни, полной насилия, Харрис идет мирно», написанного Сэмом Стэнтоном для The Sacramento Bee:
за 39 жестоких и оскорбительных лет, которые он провел на земле.
4. Ой.
Помните олимпийского придурка Райана Лохте, американского пловца, который солгал бразильским властям о том, что его ограбили под дулом пистолета во время игр 2016 года в Рио? История Салли Дженкинс о Лохте для The Washington Post начинается:
Райан Лохте — самый тупой звонок, который когда-либо звонил.
5. Старенький, но какой хороший.
Эта красивая зацепка взята из статьи Ширли Пович 1956 года в «Вашингтон пост и таймс геральд» об идеальной игре питчера:
Произошел миллион к одному удару. Ад замер. В календаре появился месяц воскресенья. Дон Ларсен сегодня представил игру без ударов, без бегства, без досягаемости человека в Мировой серии.
6. Ведущий диалог.
Диана Маркум написала убедительную заметку для Los Angeles Times, в которой прекрасно отразила мрачность калифорнийской засухи 2014 года:
Двое полевых рабочих очистили мотыгами сорняки, которых не было. «Давайте представим, что мы видим много сорняков», — сказал Франсиско Гальвес своему другу Рафаэлю. Таким образом, возможно, они получат работу на целую неделю.
7. Стаккато.
То же; Я нашел это в онлайн-викторине по журналистике, но не могу отследить источник. Это читается как первая сцена сценария фильма:
Полночь на мосту… крик… выстрел… всплеск… второй выстрел… третий выстрел. Этим утром полиция обнаружила в реке Снейк тела мистера и миссис Р. Э. Мерфи, разлученной пары. У каждого в виске обнаружено пулевое ранение.
8. Привет, это я.
Конечно, я включу в это и себя, почему бы и нет. Мне нравится эта зацепка из бывшей колонки «Дорогая Меган», выступающей против восклицательных знаков:
. На этой неделе вопрос пришел к нам от одного из моих детей, имя которого останется безымянным, потому что ни один из них не хочет появляться в глупом грамматическом блоге, написанном их некрутая (но невероятно красивая) мама. Я выполню эту просьбу об анонимности, потому что, несмотря на мои неоднократные заявления о том, как им повезло со мной, очевидно, я на полурегулярной основе разрушаю их жизнь. Зачем усугублять их мучения, называя их здесь? У меня есть так много других способов, которыми я лучше буду их мучить.
9. Пуансон.
Из многочисленных сообщений, поступивших на следующий день после убийства Кеннеди:
Президент мертв.