Причинно-следственные связи в жизни человека и его судьба
Причинно-следственные связи в жизни человека, их влияние на судьбу
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:
Случайности и закономерности в жизни человека и причинно-следственные связи
Причинно-следственные связи, даже, если мы никогда не задумываемся о них в своей жизни, ведь, от этого не перестают существовать.
Например, существует такая логическая формула: А встретил и полюбил В, если бы А не встретил В, то встретил бы и полюбил С.
Насколько она верна?
Сразу скажу, что она настолько же верна, как и не верна.
Потому что, с одной стороны, констатирует простой и очевидный факт причинно-следственной связи:
— если нет одного человека на жизненном пути, то встретится другой человек и займёт его место.
Мы все понимаем вот эту случайность в таком важном и часто судьбоносном явлении, как встреча любимого человека.
Конечно, за исключением фанатов идеи божьего или любого другого сверх естественного промысла в своей жизни.
То есть, дело случая, кого встретил А: он встретил В. Но, с таким же успехом, мог встретить и С.
Между тем, все более-менее рационально мыслящие философы и просто пытливые люди, пришли к однозначному выводу:
В жизни (в мире) нет ничего случайного — есть только закономерности, которые мы не знаем.
Это идея основана на том простом факте, который может наблюдать любой человек в своей жизни:
Всё вокруг, в большом и в малом, в сложном и в простом, в обществе и в природе, находится не в хаотическом существовании.
А подчинено законам и закономерностям. Как проявлениям законов для нас, когда мы их не до конца понимаем. А видим только, что: Да, так бывает, с очевидной повторяемостью.
Причинно-следственные связи и их понимание человеком
А повторяемость, кстати, это и есть первый и явный, видимый признак того или иного закона.
Закона, — как НЕОБХОДИМОСТИ, чтобы это событие в жизни кого-либо или чего-либо произошло, с неотвратимой неизбежностью.
В этом, кстати, коренное отличие естественных, объективных законов, от законов придуманных людьми.
Люди, как сами придумали свои законы, так и научились их не только обходить, но и элементарно не исполнять:
— Закон что дышло, — куда повернул, так и вышло.
Это и естественно: Это петух кукарекает всегда в одно время. А люди переставляют время, как им нравится.
Значит, глупо воображать, что мы, в отличии от всего остального в мире, живём сами по себе.
То есть, не подчиняясь никаким закономерностям — живём от случая к случаю.
Глупо в абсолюте, ибо, так мыслить, — это расписываться в том, что ничего я в этой жизни не знаю.
И, даже, свою жизнь считаю случайной, как скопище случайностей, награмождённых одна на другую.
Некоторые умудряются не только думать, но и жить так. А это означает уровень жизни рефлексирующего животного.
От которых, животных, они отличаются только умением и привычкой говорить. Которые превратились в умение подавать звуковые сигналы сопровождающие их рефлексию.
Типа, извините, как мычит корова или поёт птичка.
Ибо, умение осознавать (понимать) закономерности окружающего мира, и выдвинуло человека из животного мира и создало цивилизацию.
И не умение это делать, с лёгкостью превращает человека опять в животное.
Извините, человек, как и обезьяна, может есть бананы. Но только человеческая самка может придумать затолкать банан во влагалище или в рот, воображая, что это мужской член.
Ибо, в отличие от обезьяны, она в состоянии усмотреть закономерность (даже, не осознавая сам процесс этого усмотрения).
Что, например, часто форма предмета (вещи), важнее его содержания. И его можно использовать не по прямому (сущностному для него) предназначению.
Причинно-следственные связи и судьба человека
Конечно, можно считать точкой отсчёта жизни человека его рождение, только весьма условно и относительно.
Жизнь каждого из нас, началась, даже, не с знакомства наших родителей.
А уж, тем более, не с их желания заняться сексом, в результате которого произошло появления человеческого эмбриона, которому суждено стать нами.
Если, даже, вскользь смотреть на историю появления каждого из нас, двигаясь назад по цепочке причинно-следственных связей.
То мы придём к единой точке отсчета: где-то там — в глубине мироздания, когда появилось всё сущее.
А так, как, мы, даже в обыденной жизни, знаем такой закон, что ничто не появляется из ничего.
То, значит, смело можем предполагать, что всё сущее, что мы знаем и предполагаем, не появилось, а превратилось из чего-то.
А может, и вернее всего, бесконечно превращается в себя из самого себя, закономерно создавая всё новые формы своего существования.
В том числе, и разумные, типа нас.
Причинно-следственные связи человека, к чему они приведут его жизнь
Попутно, вот, кстати.
Ответить на волнующий всех нас и каждого в отдельности, вопрос:
— А исчезнем ли мы, все и каждый в отдельности, превратившись в кучку галактической пыли или в безжизненную глыбу?
Мы на этот вопрос, без фантазий и мечтаний, не можем.
Потому что мы знаем лишь некоторые закономерности сущего, которые не могут нам ни дать надежду, ни её забрать.
Мы знаем, например, что природа в результате своего беспрерывного развития САМОСОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ.
И смело можем предполагать, что мы есть некоторый результат этого самосовершенствования.
Мы знаем и такую закономерность, что природа имеет свойство сохранять всё лучше, что у неё получилось в результате её развития.
Например, известно, что некоторые формы живого сохраняются почти в неизменном виде миллионы лет.
НО, мы, так же знаем, что природа совершенно безжалостно уничтожает живое, в том числе и людей. И сама, и их же руками.
Мы знаем, что носителем нашего сознания и нашего «Я» является наш мозг, как вполне определённая форма сущего.
Но, мы не знаем, а может ли оно трансформироваться в некую иную разумную форму. И, что для нас главное, обладающую нашим «Я».
Конечно, в утешение себе, можно придумать всё что угодно, — типа, загробного мира, материализации мысли, и прочее.
НО, сколько себе ни воображай, что соль может быть сладкой, она останется солью.
Причинно-следственные связи, как начало осознанной жизни человека
Так, вот, всё же, если смотреть правде в глаза, то жизнь каждого из нас, начавшись где-то там, — далеко.
Для нас, для каждого, начинается с того момента, когда мы её начинаем осознавать, — с появлением самосознания в возрасте 2-3 лет.
Когда мы начинаем говорить «Я», ограничив себя от прочего мира.
И начав усматривать в нём первые в своей жизни причинно-следственные связи. А не только рефлексируя на окружающее (пить, есть, какать, и прочее).
И, вот тут, обратите внимание, — это важно, на кусочек нашей жизни начинает наматываться клубок из нити причинно-следственных связей нашей жизни.
Кои, по большому счёту, и следует назвать нашей жизнью.
Причинно-следственные связи в жизни человека. Понятия и определения
Что происходит? Какова суть причинно-следственных связей?
КАЖДОЕ, пускай кажущееся нам незначительным, не замечаемым, даже, в своей обыденности, СОБЫТИЕ в нашей жизни, является ПРИЧИНОЙ последующего СОБЫТИЯ.
Оно, в свою очередь, является причиной следующего события.
И так далее, пока не наступит финальное событие нашей жизни (не достоверно, но пока по другому мы не понимаем) — смерть.
То есть, представьте себе бабушку с веретеном, которая делает нить из пряжи, вплетая всё новые и новые кусочки в неё.
Так и наша жизнь: это нить, которая имеет начало, имеет прошлое.
Но делается, актуализируется сейчас — нарастая с каждым новым событием в нашей жизни. Которое появляется НЕ из ниоткуда, а является следствием предыдущего события (состояния нас).
То есть, на нашем примере, А встретил В не случайно, а закономерно, идя к ней по цепочке событий своей жизни. Начиная, как минимум, с самого своего рождения.
И, если А не встретил и не полюбил В, а встретил сразу С, как бы промахнувшись мимо В, то это НЕ случайно, а закономерно.
Ибо, все предшествующие события в жизни А, вели его, нанизывая одно событие на другое, именно к В.
Пример причинно-следственных связей в жизни человека
То есть, извините, если бы этот человек, ещё будучи в младенческом возрасте, не сел на горшок в энное время.
То, есть все основания полагать, что будучи уже в детородном возрасте, он промахнулся бы по времени.
Которое, начавшись с горшка, так увело его жизнь в сторону, — в другие причинно-следственные связи. Что он, не только с В, но и с С мог не встретиться и не полюбить.
Скажете, что такого не может быть, чтобы каждый чих и пук человека детерминировал и определял его жизнь впереди?
Чтобы причинно-следственные связи выстраивались в такую стройную цепочку.
А вот и может, и, более того, так и есть.
Почему?
Это только для нас, в силу скудности наших знаний и ограниченности сознания, события в нашей жизни делятся на значимые и не значимые.
На самом деле, в нашей жизни, как таковой, — вне зависимости от нашего осознания её, деления на значимые и не значимые события не существует. Они все значимые.
Ибо, если не произойдёт маленького события, как причины, то не произойдёт и большого события, как следствия: прервётся причинно-следственная связь.
Почему вы не сомневаетесь, что, например, чих водителя за рулем несущейся машины, может послужить причиной его гибели.
А такой же чих не может стать причиной не менее грандиозного, но уже другого события в его жизни.
Например, встречи будущей жены или, наоборот, их не встречи?
Почему причинно-следственные связи так влияют на жизнь человека
Возможно, так бы и было: незначительные события в нашей жизни не так бы влияли на неё, жизнь, если бы:
1. Причинно-следственные связи так не влияли на жизнь, если бы мы все жили в едином временном потоке.
То есть, события в жизни каждого происходили синхронно относительно событий в жизни других.
Но, ведь, этого, очевидно, нет: пока Петя сидит на горшке, Таня, его возможная будущая жена, тоже захотела на горшок.
Вот, вам, и всё:
— в будущем, вот этот малюсенький сдвиг по времени, может привести к тому, что Петя пройдёт в точке Х их встречи на 5 секунд раньше. Так и не увидев и не полюбив свою будущую жену Таню.
И, кстати, каждый человек живёт в своём временном потоке. У каждого своё время, которое и определяется длительностью происходящих в жизни этого, конкретного человека, событий.
2. Причинно-следственные связи так не влияли бы на жизнь, если бы события происходили сами по себе. Например, под воздействием внешних факторов.
В самом деле:
— Мы имеем событие в нашей жизни, как событие НЕ ТОЛЬКО в нашей жизни. НО, оно, одновременно, является событием для всего, без преувеличения, мира.
Пусть, для нас оно колоссальное, а для него рядовое, А МОЖЕТ быть, и наоборот.
Ну, на примере того же «чиха»: вы можете чихнуть, сойдя с трапа самолёта (это ваше мизерное событие имеющее причину — подхватил вирус).
Но это может послужить причиной пандемии для целого континента или страны.
И не надо особо напрягаться, чтобы проследить причинно-следственные связи в даль, в ширь и в глубь, начиная от этого чиха.
Причинно-следственные связи и системность
А причина этого явления — взаимосвязи о
love-family-life.info
Как анализировать информацию, искать причинно-следственные связи и не совершать логические ошибки
Ирина Балманжи
Почему наши умозаключения так часто оказываются ошибочными? Что такое корреляция и причинность? Как рассуждать и делать выводы, опираясь на научный метод? Умение видеть взаимосвязь между явлениями нельзя рассматривать как необязательную опцию. Нам нужен этот навык, чтобы извлекать из массивов данных полезную информацию и уверенно прокладывать курс в океане повседневных решений.
Книга «Почему» научит правильно анализировать данные и определять причинно-следственные связи там, где они есть. Делимся интересными мыслями из нее.
Восприятие и умозаключения
Как вы впервые обнаружили, что лампочка загорается, если повернуть выключатель? Откуда вы знаете, что ружье, выстреливая, производит громкий звук, а не наоборот?
Мы получаем знания о причинах двумя основными путями:
- Восприятие (каузальный опыт). Видя, как в окно влетает кирпич, один бильярдный шар ударяет другой, заставляя катиться, горящая спичка поджигает фитиль свечи, мы получаем впечатления о причинной зависимости на основе входящей сенсорной информации.
- Умозаключения (опосредованные выводы о причинности с помощью дедуктивного метода и на основе некаузальной информации). Причины таких событий, как пищевые отравления, войны и хорошее здоровье, нельзя воспринять непосредственным образом — их предстоит вывести путем логического мышления на основе чего-то, отличающегося от непосредственных наблюдений.
Доверие, которое мы питаем к причинному восприятию, может нас подвести. Если вы слышите громкий звук, а после этого в комнате зажигается свет, легко решить, что эти события взаимосвязаны; однако временная привязка громкого звука и момента, когда некто щелкает выключателем, может быть простым совпадением.
Доверие к причинному восприятию может нас подвести. Источник
Временная и пространственная близость событий — параметры, из-за которых мы нередко делаем ложные выводы.
Например, мы часто слышим, что человеку сделали прививку от гриппа, а к вечеру у него развились схожие с гриппом симптомы, и люди верят, что именно укол стал поводом к этому. Но вакцина против гриппа, содержащая неактивную форму вируса, не может вызвать болезнь. Среди огромного количества привитых у некоторых развиваются другие сходные болезни (по чистому совпадению), или они подхватывают вирус, ожидая приема в клинике.
Время
Близлежащие по времени события могут привести к ошибочным заключениям о причинности. Представьте: у вас разболелась голова и вы приняли некое средство. Через несколько часов боль ушла. Можно ли утверждать, что помогло лекарство?
Временной паттерн позволяет сделать предположение, что ослабление симптома произошло благодаря приему лекарства, однако вы не можете сказать наверняка, что боль не прошла бы сама. Вам пришлось бы провести множество выборочных экспериментов, где вы бы принимали или не принимали препарат, а потом записывали, как быстро исчезала головная боль, чтобы иметь возможность утверждать хоть что-то относительно подобной причинной зависимости. Также пришлось бы сравнить действия лекарства и плацебо.
Причинная зависимость не всегда может быть оправдана. Источник
Длительные задержки между причиной и следствием тоже способны помешать достоверному установлению причинно-следственных связей. Некоторые следствия наступают быстро (удар по бильярдному шару заставляет его двигаться), а некоторые процессы протекают в замедленном режиме. Известно, что курение вызывает рак легких; но между первой сигаретой и днем, когда диагностируют рак, пролегают долгие годы.
Побочные эффекты от приема некоторых препаратов проявляются через десятилетия. Перемены в состоянии здоровья благодаря физическим упражнениям достигаются медленно и не сразу, и, если мы будем ориентироваться только на стрелку весов, может показаться, что вес сначала даже увеличивается, потому что мускулы наращиваются быстрее, чем уходит жир. Ожидая, что следствие должно идти непосредственно за причиной, мы не видим связи между этими глубоко взаимозависимыми факторами.
Корреляция
Корреляция (соотношение, взаимосвязь) не обязательно означает причинную зависимость. Эта мысль прочно вбита в мозги любого студента, изучающего статистику; но порой ошибаются даже те, кто понимает это высказывание и согласен с ним.
Сильная взаимосвязь может показаться убедительной и инициировать ряд успешных прогнозов. Но видимые корреляции иногда объясняются еще не измеренными причинами.
К примеру, мы нашли соотношение в ситуации, когда человек, съевший плотный завтрак, вовремя успевает на работу; однако, вероятно, оба фактора имеют общую причину: человек рано встал, а значит, у него было время хорошо позавтракать, вместо того чтобы в спешке бежать на службу.
Корреляция не обязательно означает причинную зависимость. Источник
Выявив корреляцию между двумя переменными, нужно проверить, способен ли подобный неизмеренный фактор (общая причина) объяснить эту взаимосвязь.
Более того, соотношения способны существовать, даже когда две переменные вообще никак не связаны. Корреляции бывают результатом абсолютной случайности (например, вы много раз за неделю сталкиваетесь с подругой на улице), искусственных условий эксперимента (вопросы могут быть подстроены под конкретные реакции), ошибки или сбоя (баг в компьютерной программе).
Без вариации нет корреляции
Представьте такую ситуацию: вы хотите узнать, как получить грант, поэтому спрашиваете всех друзей, которые его имеют, что, по их мнению, помогло им. Все кандидаты оформляли заявку шрифтом Times New Roman; согласно мнению половины, важно, чтобы на каждой странице была как минимум одна иллюстрация; а треть рекомендуют представить заявку за 24 часа до установленного срока. Означает ли это, что есть корреляция между названными условиями и получением гранта? Нет, не означает.
Поскольку все результаты идентичны, нельзя сказать, что произойдет, если поменять шрифт или представить заявку за минуту до истечения срока.
Без вариации нет корреляции. Источник
И тем не менее широко распространена ситуация, когда анализируются только факторы, ведущие к определенному исходу. Только представьте, насколько часто победителей спрашивают, как именно они добились успеха, а потом стараются этот успех воспроизвести, выполняя в точности те же действия.
Подобный подход полон недостатков по многим причинам, включая то, что люди просто не слишком хорошо умеют определять существенные факторы, недооценивают роль случайностей и переоценивают свои способности. В результате мы не только путаем факторы, которые по чистой случайности сопутствуют желаемому эффекту, с теми, которые действительно его обеспечивают, но и видим иллюзорные корреляции там, где их нет.
Люди не слишком хорошо умеют определять существенные факторы, недооценивают роль случайностей и переоценивают свои способности. Источник
Беседы с победителями бесполезны, поскольку можно сделать то же самое, но не преуспеть. Возможно, все кандидаты оформляют заявки на грант шрифтом Times New Roman (а значит, те, кто не получил гранты, порекомендуют использовать другой шрифт), а может, успешные кандидаты получили грант, несмотря на избыточное количество иллюстраций в документах. Не зная совокупности положительных и отрицательных примеров, мы не сможем даже предположить наличие корреляции.
Ошибка отбора
Одна из важных причин, почему мы ошибаемся с выводами, заключается в том, что данные могут не быть репрезентативными с точки зрения исходного распределения.
Если бы нам разрешили взглянуть на статистику смертей от гриппа, но предоставили только данные о количестве больных, поступивших в лечебные учреждения, мы наблюдали бы гораздо более высокий процент летальных исходов, чем в масштабах всего населения. Это происходит потому, что люди оказываются в стационаре, как правило, с более тяжелыми случаями или дополнительными заболеваниями (и с высокими шансами смерти от гриппа). Так мы сравниваем не все исходы, а только статистику для обратившихся к врачам на фоне симптоматики гриппа.
Данные отбора должны быть репрезентативными. Источник
Или возьмем, к примеру, сайты, опрашивающие посетителей насчет их политических взглядов. В интернете не получится отобрать участников опроса случайно в масштабах всего населения, а данные источников с сильным политическим уклоном искажены еще сильнее.
Если посетители конкретной страницы активно поддерживают действующего президента, то результаты по ним, возможно, покажут, что рейтинг главы государства растет каждый раз, когда он произносит важную речь. Однако это показывает лишь то, что есть корреляция одобрения президента и произнесения им речей перед сторонниками.
Предвзятость подтверждения
Некоторые из когнитивных смещений, заставляющие нас видеть соотношение несвязанных факторов, сходны с ошибкой отбора. К примеру, предвзятость подтверждения заставляет искать доказательства в пользу определенного убеждения.
Иными словами, если вы верите, что лекарство вызывает некий побочный эффект, вы приметесь читать в интернете отзывы тех, кто уже принимал его и наблюдал это действие. Но таким образом вы игнорируете весь набор данных, не поддерживающих вашу гипотезу, вместо того чтобы искать свидетельства, которые, возможно, заставят ее переоценить.
Предвзятость подтверждения также может заставить вас отказаться от свидетельств, противоречащих вашей гипотезе; вы можете предположить, что источник сведений ненадежен или что исследование основывалось на ошибочных экспериментальных методах.
Предвзятость подтверждения. Источник
Помимо предвзятости с точки зрения доказательств, может случиться ошибка интерпретации аргументов. Если в ходе «неслепого» тестирования нового лекарства доктор помнит, что пациент принимает это средство и считает, что оно ему помогает, то может начать искать признаки его эффективности. Поскольку многие параметры субъективны (например, подвижность или усталость), это может привести к отклонениям в оценке данных индикаторов и логическим заключениям о наличии несуществующих корреляций.
Есть и специфическая форма предвзятости подтверждения — иллюзорная корреляция. Она означает поиск соотношения там, где его нет. Возможная взаимосвязь симптомов артрита и погоды настолько широко разрекламирована, что считается доказанной. Однако знание о ней может привести к тому, что пациенты будут говорить о корреляции просто из ожидания ее увидеть. Когда ученые попытались проанализировать эту проблему, взяв за основу обращения пациентов, клинические анализы и объективные показатели, то не обнаружили абсолютно никакой связи.
По материалам книги «Почему».
Обложка поста отсюда.
biz.mann-ivanov-ferber.ru
Причинно — следственная связь
Причинные отношения еще называют каузальными (от лат. causa — причина). Они подразумевают, что одно явление влечет за собой другое. Первое из них назвали причиной, второе следствием.
Самый простой вариант, когда причинно-следственная связь направлена от причины к ею следствию. Имеется в виду, что причины вызывают не любые, а определенные, соответствующие им следствия. Скажем, из косточки винограда вырастает виноградная лоза, из котёнка вырастает именно кошка, а не собака. Это самая простая схема.
Некоторые причины вызывают многочисленные, долго развивающиеся следствия. Например, катастрофические стихийные бедствия, такие, как ураганы, землетрясения. Широко распространен тип причинно-следственных связей, вызывающих так называемый «эффект домино», когда воздействие одной причины вызывает целую цепочку следствий, подобно тому как падение одной кости домино в длинном ряду вызывает последовательное падение всех поставленных друг за другом костей.
Причинные связи могут быть прямыми (например, при ударе одного шара о другой) или опосредствованными. Пример опосредованных причинно-следственных связей — гибель лесов из-за роста потребления электроэнергии, что ведет к увеличению мощности тепловых электростанций, возрастанию добычи и количества сжигаемого на электростанциях угля, а соответственно и увеличению выбросов серы в атмосферу, взаимодействию выбрасываемых трубами газов с кислородом воздуха, образованию капель серной кислоты, переносу аэрозолей, выпадению кислотных дождей и повышению кислотности почв, на которых растут деревья.
Способность улавливать связь между причиной и следствием на основе предыдущего опыта для прогнозирования ситуаций в будущем считается одной из граней интеллекта, а именно – логическим мышлением. Долгое время считалось, что логическое мышление свойственно только человеку. Но в ходже исследований выяснилось, что и некоторые животные (крысы, обезьяны) обладают зачатками логического мышления, то есть, способны отличать случайную связь от причинно-следственной.
www.33cats.ru
Примеры причинно-следственной связи в уголовном праве
В соответствии с законодательством Российской Федерации установление причинно-следственных связей является обязательным пунктом расследования преступлений. Оно является звеном между определенными событиями или условиями и конечным результатом противоправного действия или бездействия. Такой тип связи имеет место только в тех случаях, когда преступление доведено до конца, а именно наступили негативные последствия.
Основная информация
Причинно-следственная связь в уголовном праве используется для обнаружения вины того или иного лица в конкретном преступлении. По закону ответственность несут только за опасные для общества последствия, связанные с действием или бездействием нарушителя. Следовательно, если негативные последствия для общества наступили из-за поступков (или их отсутствия) гражданина, то он должен быть привлечен к уголовной ответственности. В случае когда общественно опасные последствия наступили из-за действий или поведения других лиц, к гражданину не могут быть применены какие-либо санкционные меры. В связи с этим важное значение имеет вопрос о том, может ли поступок лица стать причиной наступления негативных или преступных последствий.
Уголовное право как наука
Эта гуманитарная дисциплина опирается на материалистическую философию. Научная теория о причинно-следственной связи между действием лица (или отсутствием таковых) и их негативным результатом для общества исходит из того, что в природе все события взаимосвязаны и обусловлены.
Любые поступки или отсутствие действий лица чем-то обусловлены. Для того чтобы понять, явилось ли поведение гражданина поводом для наступления опасных последствий для общества, в уголовном праве применяется особый метод. Два этих события искусственно изолируют друг от друга, после чего становится ясно, какое из них стало причиной, а какое следствием. Такой способ в материалистической философии и законодательстве Российской Федерации является отправным действием при проведении расследования и решении вопроса о том, есть ли причинно-следственная связь. В уголовном праве теория исходит из учения о закономерностях и стихийных событиях.
Философско-материалистическая теория
Данное учение предполагает обоснование необходимости процессами и явлениями, которые связаны между собой. То есть в конкретных условиях события развиваются планомерно.
Случайность же, напротив, не имеет существенной привязанности к предыдущим событиям. Это скорее побочное явление, которое необязательно наступит и не может быть предсказано.
Философско-материалистическая теория рассматривает необходимость как совокупность случайностей. В результате случайность — неотъемлемая часть и проявление необходимости.
Учитывая все обстоятельства происшествия, уголовное право рассматривает его, как результат необходимости и случайности. То есть преступления могут быть закономерными и стихийными, но ответственность за них наступает только при проявлении необходимости. Это обусловлено тем, что человек способен правильно отражать, познавать только закономерные события.
Вывод о том, что преступление стало следствием действий конкретного лица, делается на основании временной последовательности. Например, если действие лица происходило после наступления результата, то оно не может рассматриваться, как причина.
Виды связи
В настоящее время есть две категории, по которым характеризуют состав преступления. Примеры причинно-следственной связи:
Во втором случае примеры причинно-следственной связи характеризуются наличием возможности для совершения преступления и действием сторонних сил.
При расследовании ответственность лица за происшествие уменьшается в зависимости от количества стороннего воздействия на событие, учитывается преступный умысел и прочие обстоятельства.
Примеры причинно-следственной связи
Для того чтобы можно было считать поведение лица основанием для преступления, оно должно формировать вероятность наступления негативных последствий. То есть муж не виноват в том, что жена утонула на курорте, даже если он приобрел ей путевку на море. Соединительное звено в этой цепочки отсутствует, ведь действия заботливого супруга не формировали опасности для пострадавшей.
Примеры причинно-следственной связи, где отправной точкой стало бездействие лица в судебном разбирательстве, считаются спорными. Дело в том, что бездействие граждан не формирует ситуацию, а позволяет случиться тому, что закономерно.
В любом случае данный момент является очень важным в расследовании и устанавливается посредством судебной экспертизы и прочего, для предъявления правильного обвинения. Особенно это актуально, когда имеет место смертельный исход. Следствием выясняется, как именно можно квалифицировать действия виновного: умышленное убийство, превышение необходимой обороны, причинение смерти по неосторожности. Каждый вариант имеет свою меру пресечения, основания и относится к отдельному пункту законодательства.
Источник
ideiforbiz.ru
Примеры причинно-следственной связи в уголовном праве
Закон 24 февраля 2016В соответствии с законодательством Российской Федерации установление причинно-следственных связей является обязательным пунктом расследования преступлений. Оно является звеном между определенными событиями или условиями и конечным результатом противоправного действия или бездействия. Такой тип связи имеет место только в тех случаях, когда преступление доведено до конца, а именно наступили негативные последствия.
Основная информация
Причинно-следственная связь в уголовном праве используется для обнаружения вины того или иного лица в конкретном преступлении. По закону ответственность несут только за опасные для общества последствия, связанные с действием или бездействием нарушителя. Следовательно, если негативные последствия для общества наступили из-за поступков (или их отсутствия) гражданина, то он должен быть привлечен к уголовной ответственности. В случае когда общественно опасные последствия наступили из-за действий или поведения других лиц, к гражданину не могут быть применены какие-либо санкционные меры. В связи с этим важное значение имеет вопрос о том, может ли поступок лица стать причиной наступления негативных или преступных последствий.
Уголовное право как наука
Эта гуманитарная дисциплина опирается на материалистическую философию. Научная теория о причинно-следственной связи между действием лица (или отсутствием таковых) и их негативным результатом для общества исходит из того, что в природе все события взаимосвязаны и обусловлены.
Любые поступки или отсутствие действий лица чем-то обусловлены. Для того чтобы понять, явилось ли поведение гражданина поводом для наступления опасных последствий для общества, в уголовном праве применяется особый метод. Два этих события искусственно изолируют друг от друга, после чего становится ясно, какое из них стало причиной, а какое следствием. Такой способ в материалистической философии и законодательстве Российской Федерации является отправным действием при проведении расследования и решении вопроса о том, есть ли причинно-следственная связь. В уголовном праве теория исходит из учения о закономерностях и стихийных событиях.
Философско-материалистическая теория
Данное учение предполагает обоснование необходимости процессами и явлениями, которые связаны между собой. То есть в конкретных условиях события развиваются планомерно.
Случайность же, напротив, не имеет существенной привязанности к предыдущим событиям. Это скорее побочное явление, которое необязательно наступит и не может быть предсказано.
Философско-материалистическая теория рассматривает необходимость как совокупность случайностей. В результате случайность — неотъемлемая часть и проявление необходимости.
Учитывая все обстоятельства происшествия, уголовное право рассматривает его, как результат необходимости и случайности. То есть преступления могут быть закономерными и стихийными, но ответственность за них наступает только при проявлении необходимости. Это обусловлено тем, что человек способен правильно отражать, познавать только закономерные события.
Вывод о том, что преступление стало следствием действий конкретного лица, делается на основании временной последовательности. Например, если действие лица происходило после наступления результата, то оно не может рассматриваться, как причина.
Виды связи
В настоящее время есть две категории, по которым характеризуют состав преступления. Примеры причинно-следственной связи:
- Прямая. При этом развитие события спровоцировано поведением лица, которое несло опасность для общества. Никакие иные силы и люди не влияли на процесс. Например, преступник выстрелил потерпевшему прямо в сердце.
- Осложненная отличается тем, что конечный результат — это действие не только злоумышленника, но и сторонних сил. Например, один человек слегка оттолкнул другого, пострадавший поскользнулся и угодил под колеса автомобиля.
Во втором случае примеры причинно-следственной связи характеризуются наличием возможности для совершения преступления и действием сторонних сил.
При расследовании ответственность лица за происшествие уменьшается в зависимости от количества стороннего воздействия на событие, учитывается преступный умысел и прочие обстоятельства.
Примеры причинно-следственной связи
Для того чтобы можно было считать поведение лица основанием для преступления, оно должно формировать вероятность наступления негативных последствий. То есть муж не виноват в том, что жена утонула на курорте, даже если он приобрел ей путевку на море. Соединительное звено в этой цепочки отсутствует, ведь действия заботливого супруга не формировали опасности для пострадавшей.
Примеры причинно-следственной связи, где отправной точкой стало бездействие лица в судебном разбирательстве, считаются спорными. Дело в том, что бездействие граждан не формирует ситуацию, а позволяет случиться тому, что закономерно.
В любом случае данный момент является очень важным в расследовании и устанавливается посредством судебной экспертизы и прочего, для предъявления правильного обвинения. Особенно это актуально, когда имеет место смертельный исход. Следствием выясняется, как именно можно квалифицировать действия виновного: умышленное убийство, превышение необходимой обороны, причинение смерти по неосторожности. Каждый вариант имеет свою меру пресечения, основания и относится к отдельному пункту законодательства.
Источник: fb.ru
monateka.com
Корреляция или причинно-следственная связь — Психологос
Из: Дэвид Дж. Майерс, учебник «Социальная психология».
Статус и продолжительность жизни
Наибольшая продолжительность жизни отмечается в регионах Шотландии с наименьшей плотностью населения и самым низким уровнем безработицы. В США продолжительность жизни коррелирует с уровнем дохода (жизнь бедняков и людей невысокого социоэкономического статуса чаще обрывается преждевременно). В современной Великобритании профессиональный статус коррелирует с продолжительностью жизни. Согласно результатам исследования, проводившегося в течение 10 лет с участием 17 350 государственных служащих Великобритании, количество смертей среди работников управленческого аппарата в 1,6 раза больше, а среди конторских служащих и рабочих — соответственно в 2,2 и 2,7 раза больше, чем среди управленцев высшего звена (Adler et al., 1993, 1994). Складывается впечатление, что в разное время и в разных географических точках между статусом и здоровьем существует вполне определенная взаимозависимость.
Приведенный выше пример взаимосвязи статуса и продолжительности жизни иллюстрирует наиболее распространенную как среди любителей, так и среди профессионалов ошибку мышления: когда два фактора «идут рука об руку», как статус и состояние здоровья, трудно не поддаться искушению и не сделать вывод о том, что один является причиной другого. Можно предположить, что статус каким-то образом защищает человека от того, что может причинить вред его здоровью. Или все совсем не так, и хорошее здоровье не следствие, а причина активности и успеха? Может быть, долгожители успевают накопить больше денег, и именно поэтому на их могилах стоят более дорогие надгробия? Корреляционное исследование позволяет нам сделать прогноз, но оно не может ответить на вопрос о том, вызовет ли изменение одного параметра (например, социального статуса) изменение другого параметра (например, состояния здоровья).
Чувство собственного достоинства и успехи в учебе
Путаница в толковании корреляционной и причинно-следственной зависимостей становится причиной многих лишенных логики рассуждений, представленных на страницах популярных психологических изданий. Рассмотрим ещё одну весьма реальную корреляцию — между чувством собственного достоинства и академическими успехами. Дети с развитым чувством собственного достоинства — это нередко и дети, которые хорошо учатся. (Как и в любом другом случае корреляции, этот пример «можно развернуть на 180°»: академические успехи ведут к высокому самоуважению.) Как, по-вашему, что будет причиной, а что — следствием? (рис. 1.4).
Некоторые считают, что «здоровая Я-концепция» благоприятствует академическим успехам. А это значит, что, поддерживая «Я»-образ ребенка, можно улучшить его успеваемость. Поверив в этот тезис, администрация 30 штатов издала более 170 законодательных актов, направленных на поддержку самоуважения.
Однако другие, в том числе психологи Уильям Дэмон (Damon, 1995), Робин Дэйвс (Dawes, 1994), Марк Лири (Leary, 1998) и Мартин Селигман (Seligman, 1994), усомнились в том, что самоуважение — на самом деле «те доспехи, которые способны защитить детей» от неуспеваемости (или от увлечения наркотиками и правонарушений). Не исключено, что ситуация диаметрально противоположна и что недостаточное самоуважение есть результат проблем и неудач. Возможно, чувство собственного достоинства зачастую лишь отражает реальность и то, как складывается наша жизнь, или произрастает из достижений, являющихся результатом тяжелого труда. Поступай разумно — и ты будешь уважать себя; грубо ошибайся, терпи неудачи — и ты будешь чувствовать себя последним болваном. Результаты исследования, проведенного с участием 635 норвежских школьников, позволяют предположить, что цепочка золотых звездочек возле имени ученика на доске успеваемости и постоянные похвалы восхищающегося им учителя способствуют росту самоуважения ребенка (Skaalvic & Hagtvet, 1994). Но не исключено, что корреляция самоуважения и достижений есть следствие связи и первого, и второго с такими базовыми параметрами, как интеллект и социальный статус семьи.
О том, что это возможно, свидетельствуют результаты двух исследований: в первом национальная выборка составила 1600 американцев — молодых мужчин, а во втором — 715 юношей — жителей штата Миннесота (Bachman & O’Malley, 1977; Maruyama et al., 1981). После того как исследователи статистически исключили влияние интеллекта и статуса семьи, от корреляции самоуважения и достижений не осталось и следа.
Современные корреляционные методики могут наводить на мысль о причинно-следственных связях. Отсроченные корреляции (time-lagged correlations) выявляют последовательность событий (по ним, например, отмечают, когда изменение достижений проявляется чаще — до изменения самоуважения или после него). Исследователи могут также использовать статистические методики, исключающие влияние «мешающих» переменных. Так, авторы упомянутых выше работ не обнаружили никакой корреляции между самоуважением и достижением после того, как устранили различия в интеллекте и статусе семьи. (Для людей с примерно равным интеллектом, принадлежащих к семьям примерно одинакового статуса, корреляция между самоуважением и достижением была минимальной.) Группа исследователей из Шотландии заинтересовалась, сохранится ли связь между статусом и продолжительностью жизни, если они исключат такой фактор, как курение, которое сейчас гораздо меньше распространено среди людей с высоким социальным статусом. Эта связь сохранилась, что дало основание считать: более высокая смертность среди бедняков отчасти объясняется и другими факторами — такими, например, как более высокий уровень стресса и снижение чувства контроля.
Итого
Итак, сильной стороной корреляционного исследования является то, что его можно проводить в реальных условиях и изучать влияние таких факторов, как расовая принадлежность, пол и социальный статус, которыми невозможно манипулировать в лаборатории. Огромный недостаток корреляционного исследования — неоднозначность его результатов. Это обстоятельство крайне важно. Если мало сказать о нем людям 25 раз, чтобы они это поняли, сто ит не пожалеть времени и повторить 26-й: зная, что изменение одной переменной вызывает изменение другой, мы можем предсказывать первую, если нам известна вторая, однако корреляция ничего не говорит о том, что является причиной, а что — следствием.
www.psychologos.ru
Методы установления причинно-следственных связей
1. Понятие о причинно-следственных связях
Перед тем как рассматривать непосредственно методы установления причинно-следственных связей, необходимо уяснить себе понятие причины и следствия.
Причинойназывают такое явление, процесс или предмет, который уже в силу своего существования вызывает определенные изменения окружающего мира. Причина характеризуется тем, что всегда предшествует результату. Она лежит как бы в основе последствия. Так, ни одно следствие невозможно представить себе без причины, ведь последняя является своего рода отправной точкой. Приведем пример: «Ударила молния — лес загорелся». Очевидно, что здесь причиной является молния, если именно она спровоцировала пожар. Без такой причины следствия быть не могло. Конечно, можно говорить о том, что пожар мог начаться в результате поджога, однако в таком случае причиной стал бы поджог.
Следствие— это то, что влечет за собой причина; оно всегда вторично и зависимо, определяемо ей. Именно на таком соотношении причины и следствия построен профессиональный процесс многих людей. Пожарные, спасатели, сотрудники правоохранительных органов, прежде чем приступить к работе, вначале ищут причину.
На первый взгляд может показаться, что определение причины не важно, не имеет большого значения, однако приведенные выше примеры говорят об обратном. Установление причины необходимо, так как в противном случае оперативный работник милиции искал бы несуществующего преступника, расследуя стечение обстоятельств, похожее на преступление (стоит ли говорить, что установление причины — большая часть оперативной работы), а пожарные и спасатели не справлялись с работой.
Таким образом, причиной называетсятакая объективная связь между двумя явлениями, когда одно из них вызывает другое — следствие.
Раскрытие причинной связи между явлениями представляет собой сложный многогранный процесс, включающий разнообразные логические средства и способы познания. В логике разработано несколько методов установления причинной связи между явлениями. Из этих методов чаще всего используются четыре: метод сходства, метод различия, метод сопутствующих изменений и метод остатков.Нередко в научном исследовании применяются сочетания этих методов, но для уяснения сути вопроса следует рассмотреть их отдельно12.
2. Методы установления причинно-следственных связей
Метод сходствазаключается в том, что, если два и более случая исследуемого явления сходны только в одном обстоятельстве, существует вероятность, что именно это обстоятельство и есть причина или часть причины данного явления.
Например:
При условиях АВС возникает явление а.
При условиях ADE возникает явление а.
При условиях AFG возникает явление а.
Вероятно, обстоятельство А есть причина а13.
Метод различиясостоит в следующем: определяются два случая. Первый — тот, в котором происходит наступление рассматриваемого явления. Второй случай — тот, при котором наступление этого явления не происходит. Если эти два случая между собой отличаются только одним обстоятельством, вероятно, оно и является причиной возникновения рассматриваемого явления.
Например:
При условиях АВС возникает явление а.
При условиях ВСВ возникает явление а.
Вероятно, обстоятельство А есть причина а14.
Метод сопутствующих измененийзаключается в том, что, если какое-либо отдельно взятое явление изменяется каждый раз при изменении другого явления, с определенной степенью вероятности можно предположить, что второе явление влечет изменение первого и, следовательно, они находятся в причинной взаимозависимости.
Например:
При условиях А1ВС возникает явление а1.
При условиях А2ВС возникает явление а2.
При условиях А3ВС возникает явление а3.
Вероятно, обстоятельство А есть причина а15.
Метод остатковозначает, что, рассматривая причины сложного явления abc, которое вызвано целым рядом обстоятельств АВС, можно двигаться поэтапно. Изучив определенную часть причинных обстоятельств, мы можем вычесть ее из явления abc. В результате мы получим остаток данного явления, который будет следствием оставшихся из комплекса АВС обстоятельств. Например:
Явление аbс вызывается обстоятельствами АВС.
Часть b явления аbс вызывается обстоятельством В.
Часть с явления аbс вызывается обстоятельством С.
Вероятно, часть а явления аbс находится в причинной зависимости с обстоятельством А16.
Рассмотрев методы установления причинно-следственных связей, можно сказать, что они по своей природе относятся к сложным умозаключениям. В них индукция сочетается с дедукцией, индуктивные обобщения строятся с использованием дедуктивных следствий.
Опираясь на свойства причинной связи, дедукция выступает логическим средством исключения случайных обстоятельств, тем самым она логически корректирует и направляет индуктивное обобщение.
Взаимосвязь индукции и дедукции обеспечивает логическую самостоятельность рассуждений при применении методов, а точность выраженного в посылках знания определяет степень обоснованности получаемых знаний.
studfiles.net