Тренинг групповой сплоченности «Вместе мы сила»
Тренинг групповой сплоченности
Программа тренинга была разработана специально для сплочения коллектива учащихся – проживающих в общежитии с целью помочь адаптироваться к новым условия и социальной роли. Кроме того, это соответствует возрастным особенностям подросткового возраста, ведь основной потребностью и ведущим типом деятельности становится общение. Причем общежитие для учащихся — это не только место, где есть возможность общаться, но и модель поведения, авторитет. Группа задает нормы для своих членов — от стиля в одежде до поведения и личностных ценностей. Поэтому важно, чтобы учащиеся смогли войти в коллектив и стать сплоченной группой, а нормы в этой группе не имели асоциальной направленности.
Как мы уже отметили, отношения в группе учащихся влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Так, групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.
Цель: сплочение коллектива учащихся, проживающих в общежитии, повышение самооценки учащихся, адаптация к новой социальной ситуации развития.
Тренинговые занятия развивают следующие навыки и умения:
· доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом; · эмоционально сопереживать однокласснику;
· сотрудничать и действовать сообща;
· согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;
· разрешать конфликтные ситуации.
Оборудование: компьютер, подбор музыки для сопровождения упражнений, канат, концы которого связаны друг с другом.
Время проведения: 1, 5 ч.
Ход тренинга
Погружение
Психолог: «Поднимите руку те, у кого сегодня хорошее настроение; у кого много друзей; кто самостоятельно зарабатывает деньги; кто играет на музыкальных инструментах; кому накладывали швы; кто был уже на психологическом тренинге; кто знает, что мы сегодня будем делать?»
Психолог: «Сегодня вы будете участвовать в психологическом тренинге. У вас будет возможность испытать себя, выполняя различные задания. Но в тренинге есть одно условие- задание засчитывается, если его выполнили все участники. Не кто быстрее или лучше его сделает, а чтобы сделали все. Но вначале я хочу рассказать вам притчу.
В одном селе умирал глава большой семьи. Это был уважаемый человек, проживший большую жизнь, и у его изголовья собрались многочисленные родственники. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый из сыновей попытался сломать его, но хотя все они были сильные люди, ни один не смог справиться. Тогда отец сказал разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: Когда меня не будет – держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать, как эти прутья. В сегодняшнем тренинге мы посмотрим , насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем».
Упражнение 1. «Приветствие»
Процедура: Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев» и «африканцев».
Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.
Вопросы: Какие эмоции у вас вызвало это упражнение? Что было трудным? Что помогло справиться с упражнением?
Упражнение 2. «Рука к руке»
Процедура: В игре принимают нечетное количество участников. Игра проходит при выключенном свете. (И вызывает огромный восторг у детей различного возраста). Водящий произносит: «Все меняются местами. Рука к руке». Все участники игры, включая ведущего, ищут себе пару и берутся рука к руке. Тот, кто не успел найти себе пару, становится ведущим и продолжает игру: «Нос к носу… «Плечо к плечу»… «Ухо к уху»… и т.д.
Упражнение 3.Гусеница
Процедура: Команда становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда — это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.
Упражнение 4. «Обуй команду»
Подготовка: Выбираются две команды. В каждой выбирается капитан. Игра: Команды садятся друг против друга и снимают по одной туфле или ботинку и кидают в центр в одну кучу. Капитаны это не видят. Задача капитана — быстрее обуть свою команду. Победитель: Команда, первая оказавшаяся в обуви. (Интересно накидать лишнюю обувь)
Упражнение 5. «Объелись мёда».
Процедура: Участники делятся на пары и садятся на пол напротив друг друга. «Вы ели мёд и взялись за руки, а руки слиплись. Вам нужно встать, не расцепляя рук». Потом мёд ели впятером, всемером, вдесятером, и т.д., всем отрядом. При этом, все участники садятся близко-близко по кругу и также должны встать, не расцепляя рук.
Упражнение 6. «Покажи»
Процедура: Необходимо изобразить, используя всех участников команды: • оркестр, электричку, сороконожку, зоопарк, телевизор, телефон; • болельщиков, команда которых проигрывает, зрителей, смотрящих крутой боевик, людей в очереди колбасой, пациентов из палаты перед операцией; • крутых зайцев, диких поросят, одиноких волков, сумасшедших куриц; • Пизанскую башню. Китайскую стену. Кремль, мост над Темзой; • букву «А», «К», «Ш», «Р», «Ю»; • картину «Медведи в сосновом бору», «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный убивает своего сына» и т.п.
Упражнение 7. «Подъемный кран»
Процедура: Один из участников игры ложится на пол (стулья, скамейку), а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть следующими: a. тренер победившей команды; b. полковник, выигравший битву; c. балерина, взметнувшаяся ввысь в танце; d. пловец, поднявшийся на гребень волны; e. облако, летящее по небу в жаркий день; f. бревно на субботнике; g. прыгун, зависший над планкой; h. цветок лотоса на поверхности озера и т. д..
Упражнение 8. Фоторобот
Процедура: Участники группы должны составить собирательный фотопортрет группы. Изображение строится из 12~15 элементов. Сюда входят (сверху вниз) голова, шея, левая рука, правая рука, туловище, левая нога, правая нога, левый глаз, правый глаз, нос, рот, уши, волосы. Фоторобот создается в той последовательности, в какой записаны части тела. Тренер сначала зачитывает названия составляющих частей, а потом спрашивает: какая у нашего фоторобота будет голова? Участники делают свои предложения в такой форме: «Пусть это будет голова участника Иванова. У нее самые красивые зубы!» Другой участник предлагает голову Сидорова на том основании, что она самая твердолобая. Тренер на это предложение реагирует приблизительно так: «Если Вы считаете, что отличительной чертой вашей группы является твердолобость, то тогда конечно…» (Только не забудьте потом дать понять Сидорову, что никто не считает его твердолобым). Начинается обсуждение, которое не должно длиться более 3 минут, и группа принимает решение делегировать в фоторобот голову Петрова на том основании, что у него на затылке бугорок, что свидетельствует о творческом складе ума. Затем выбирайте руки и так далее. В заключение упражнения придумайте роботу имя.
Упражнение 9. «Круг енота»
Упражнение помогает участникам почувствовать доверие друг к другу.
Материалы: канат, концы которого связаны друг с другом.
Психолог: «Давным-давно на земле жило племя индейцев. Священным животным в их племени считался енот. И каждый раз, приходя с удачной охоты, победив врага или собрав урожай, индейцы исполняли ритуальный танец в честь енота. Сейчас мы его с вами повторим».
Участники, держась за канат, должны максимально отклониться назад. Затем тренер просит всех присесть как можно ниже, встать, держась одной рукой за канат, отклониться вправо, потом поменять руку и отклониться влево, снова сесть и встать.
Вопросы для обратной связи: Что было самым сложным? Что помогло выполнить упражнение? Как остальные участники группы помогали вам выполнить упражнение (если помогали)? Что (кто) помешало выполнить?
10. Завершающее упражнение «Спасибо!»
Процедура: Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку — то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат — ДА! или СПАСИБО!
Разработала и провела: Осипова Т.Н.,педагог-психолог
КГБПОУ «Ребрихинский лицей ПО»
infourok.ru
План-конспект занятия по психологии на тему: ТРЕНИНГ ПОВЫШЕНИЯ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ
ТРЕНИНГ ПОВЫШЕНИЯ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ
Цель тренинга: развитие групповой сплоченности, группового взаимодействия, создание благоприятной обстановки.
Задачи тренинга:
-Повышение уровня командного взаимодействия, сотрудничества.
-Способствовать развитию воображения, коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.
-Развитие навыков рефлексии внутри группы и сензитивности участников по отношению друг к другу
-Улучшение психологического климата в группе.
Материалы и оборудование: бумага А4, ватман, фломастеры, карандаши.
Время проведения: 45 минут
Ход тренинга
1. Приветствие. (5 минут)
-Добрый день ребята! В мире нет одинаковых людей, мы все разные и это очень здорово, но не стоит забывать, что каждому из нас нужен свой подход. Целью нашего тренинга является: построение доверия внутри группы, выработка навыков взаимодействия и сплочения коллектива. Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижения конкретных целей и задач. У вас есть общие цели – добиться только успеха! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все вы нуждаетесь в поддержке, и вы можете получить её именно в своей группе. Ведь только сплочённая группа добивается многих вершин и побед.
Выработка правил поведения в группе. (2 минуты)
1) правило активности.
2) правило контроля времени.
3) правило организованной коммуникации.
4) правило чуткости к себе и окружающим.
5) правило закрытости информации и дисциплины.
2. Разогрев. Упражнение «Имена — это важно» (5 минут)
Цель: Знакомство с участниками группы.
Задачи: сплочение коллектива, включение всех членов группы в работу.
— Встаньте в круг. Я приглашаю вас к участию в ритуале, который совершают при приветствии жители тропических островов. Повторите за мной: я поднимаю игрушку над головой и громко, уверенно называю своё имя. Затем передаю предмет своему соседу справа. Он также должен представиться и передать предмет своему соседу и так далее: каждый, кто получает игрушку, называет своё имя уверенно и передаёт её своему соседу справа.
— А теперь я приглашаю вас на «коктейль». Какие вы любите коктейли? Возьмите в левую руку воображаемый стакан с коктейлем, а правую протяните соседу для рукопожатия и скажите: «Азамат, я рада, что ты здесь». Затем перейдите к следующему участнику. Ну вот между вами уже завязалась беседа. Я очень рада.
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Упражнение «Возьми салфеток» (8 минут)
Цель: развитие навыков работы в команде.
Задачи: помочь участникам раскрыться эмоционально, научиться лучше чувствовать и понимать окружающих, развитие
коммуникативных способностей.
Необходимые материалы: бумажные салфетки.
— Итак, ребята объединитесь в круг. «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».
— А теперь сообщите о себе столько фактов, сколько салфеток вы взяли.
Упражнение «Найди свою пару» (7 минут)
Цель: создаёт рабочую атмосферу на занятии, активизирует игровую деятельность, развивает чувство сензитивности, выразительность поведения.
Задачи: развитие навыков работы в команде, совершенствование навыков невербального общения.
Необходимые материалы: карточки с названиями животных.
— Ребята, каждому я раздам карточки с названием животного. Названия дублированы, т.е. у кого-то из вас одинаковые животные. Ваша задача найти свою пару при помощи жестов, мимики, не используя слов.
Рисуночная методика «Символ уверенности». (10 минут)
Цель: приобрести для себя внутренний стимул уверенности.
Материалы: спокойная музыка, листы А4, краски, карандаши, фломастеры, кисточки.
Инструкция: предлагаем Вам, придумать или вспомнить символическое отображение «УВЕРЕННОСТИ», и изобразить свой символ уверенности на бумаге. Вольный стиль рисования.
-Что вы нарисовали расскажите всем и поделитесь своими мыслями.
— Чтобы закрепить вашу уверенность мне очень хочется подарить вам символическое традиционное «Крепкое сердце». Пусть оно будет с вами и придаст вам уверенности в достижении вашей цели!
4. ЗАВЕРШЕНИЕ
Пожелания в шарах от психологов (ребята лопают шары и каждый получает пожелание). (3 минуты)
Мне же хочется подарить вам эти строки и сладкое настроение:
Улыбайся, слышишь? Не грусти.
Все проходит, все пройдет однажды.
Просто нужно сердце отпустить
По волнам корабликом отважным.
И пускай, пускай оно плывет,
Радости и горести встречая…
Ведь сильнее станет только тот,
Чей корабль от берега отчалил…
Кто решился навсегда порвать
Серой скуки тягостные сети,
Тот свой путь сумеет отыскать,
И тому попутным будет ветер…
Упражнение «Аплодисменты по кругу» (5 минут)
Цель: развить умение участников делать комплименты, сплочение коллектива, дружеское завершение тренинга.
Задачи: сплочение коллектива, завершение тренинга на позитиве, принятие своего места в коллективе.
Необходимые материалы: не требуются.
Описание: ведущий предлагает участникам группы стать в круг. Затем он предлагает игру «Аплодисменты по кругу»:
«Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам похвалить аплодисментами друг друга, и особенно — своего соседа справа».
Вопросы для обсуждения:
1. Что понравилось на тренинге?
2. Что вызывало трудности?
nsportal.ru
Преимущества группового психологического тренинга — Теория и технология психологического тренинга
Внизу есть ссылки на похожие материалы. Робот рекомендует ознакомиться с ними. Посмотреть
Чаще всего психологический тренинг проводится в групповой форме. И это неслучайно. Групповая форма психологической работы хороша тем, что даёт практическому психологу ряд дополнительных преимуществ. Различными авторами отмечаются следующие преимущества группового психологического тренинга
1. Группа является зеркалом общества, отражая в себе характерные социальные особенности. В то же время в тренинговой группе участники защищены от негативных воздействий внешней социальной среды, находятся в условиях, способствующих осмыслении поведения, рефлексии. Поэтому взаимодействие внутри группы эффективно развивает различные социальные умения.
2. В группе личность осваивает новые способы общения, партнёрского взаимодействия, приобретает полезные коммуникативные умения.
3. В группе лучше, чем в индивидуальном тренинге, реализуется обратная связь и возникает возможность получения поддержки от людей со сходными проблемами (участники сочувствуют друг другу, идентифицируя себя с другими).
4. Опыт, полученный в группе, противодействует отчуждению личности и способствует установлению более близких отношений с окружающими, решению межличностных проблем.
5. Тренинг, проводимый в группе, облегчает самораскрытие и самопознания участников, позволяет сравнивать свои ощущения, действия и поведение с ощущениями, описываемыми другими участниками, с их поведением. Это облегчает переход каждого участника в исследовательскую позицию, стимулирует самоисследование.
6. Необходимость контактировать с другими держит участников тренинга в напряжении, которое становится предпосылкой для конструктивной работы по прояснению и решению разнообразных психологических проблем.
7. Групповая психологическая работа, в отличие от индивидуальной, позволяет привлекать сразу много участников и поэтому более доступна, а её результаты, достигнутые в группе, более заметны.
Использованные источники
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2001. – 224 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 384 с.
Робот обнаружил, что со статьёй «Преимущества группового психологического тренинга» тематически связаны:
Для ссылки:
Преимущества группового психологического тренинга [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/preimushhestva_gruppovogo_psikhologicheskogo_treninga/30-1-0-400 (дата обращения: 20.10.2019).
si-sv.com
Социально-психологический тренинг — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Социально-психологический тренинг (СПТ) — активный групповой метод, направленный на усовершенствование и развитие установок, навыков и знаний межличностного общения. Социально-психологический тренинг — средство развития компетентности в общении.[1]
Метод «социально-психологического тренинга» был разработан в Лейпцигском университете в Германии под руководством М. Форверга.[2] В России практику социально-психологического тренинга начала вести Петровская Л. А., которая в 1982 году ввела это понятие. В 1989 году ею был разработан перцептивно-ориентированный социально-психологический тренинг.
Задачи СПТ:
- развитие специальных умений.
- приобретение диагностических знаний и умений.
- самодиагностика участниками этого тренинга особенностей восприятия себя, партнера по общению и всей ситуации общения.
- личностное развитие.
А также задачи развития перцептивной, коммуникативной и интерактивной аспектов коммуникативной компетентности.
Таким образом, социально-психологический тренинг можно определить, как область практической психологии, которая ориентирована на использование активных методов групповой работы с целью развития компетентности в общении и личностного развития.[3]
Типы и виды социально-психологических тренингов[править | править код]
В зависимости от цели тренинга выделяют:
Инструментально-ориентированные тренинги[править | править код]
К ним относят социально-психологический тренинг поведения, который основывается на бихевиреальной традиции и рассматривает человека как предмет манипулирования. Цель этого подхода- овладение эффективными моделями поведения. Главное- это изменение поведения человека, а результат этого изменения- усвоенные навыки и опыт.
К таким тренингам относят:
- тренинг стратегии решения конфликта
- тренинг для управляющих
- тренинг делового общения
- тренинг социальных навыков и др.
Личностно-ориентированные тренинги[
ru.wikipedia.org
Чем полезны групповые психологические тренинги
21 августа, 2014
В наши дни групповые психологические тренинги пользуются достаточно большой популярностью. Вообще, одним из самых основных преимуществ любого тренинга является то, что на нем можно получить не только теоретические знания, но и как следует попрактиковаться. В отличие от обычных уроков в школе или пар в университете тренинг представляет собой в первую очередь активное обучение.
Большая часть тренингов проводятся по одному и тому же сценарию: сначала присутствующим излагается теоретический материал, а потом начинается практическая часть, где учащиеся выполняют упражнения для более полного усвоения полученной информации. Такая организация занятий позволяет участникам не только пополнить свой багаж знаний, но и получить те или иные навыки.
Какие бывают тренинги
Сейчас существует масса разнообразных направлений тренингов, но каждый из них может быть отнесен к одному из четырех основных типов:
- коррекционный;
- образовательный;
- личностно-развивающий;
- бизнес- тренинг.
Целью любого коррекционного тренинга является положительно повлиять на поведение человека. Люди зачастую приходят на него для того, чтобы преодолеть определенный психологический барьер, который мешает им достичь успеха в какой-то деятельности или обрести счастье в личной жизни. Безусловно, индивидуальные занятия здесь будут значительно эффективнее, нежели групповые психологические тренинги. Все-таки группа в психологии – это не такая необходимость, как, к примеру, при проведении образовательного тренинга.
Вначале происходит диагностика проблемы, а уже после ее выявления начинается следующий этап, направленный уже непосредственно на коррекцию поведения при помощи разнообразных психологических упражнений. Основной задачей адаптационной части является научить человека в реальной жизни применять полученные в процессе занятий знания и навыки.
Период обучения здесь прежде всего зависит от серьезности проблемы и способностей клиента. Для кого-то он может ограничиться несколькими часами занятий, а кому-то для того, чтобы на практике научиться применять полученные знания не хватит и нескольких месяцев.
Какими характеристиками обладает образовательный тренинг
Эта разновидность используется в основном для усовершенствования и развития профессиональных навыков. Проходя обучение в университете или колледже студенты получают в большей степени теоретические знания, которых явно недостаточно для быстрого и качественного включения молодых специалистов в трудовой процесс. А образовательные тренинги как раз и направлены на то, чтобы помочь человеку научиться выполнять определенные задачи на практике.
С какой целью проводится тренинг личностного развития
Довольно часто люди в определенный момент времени сталкиваются с проблемами выбора: будь то просто банальный выбор подходящей профессии или вообще поиск смысла собственной жизни. Именно на решение таких проблем и нацелены тренинги личностного развития. Они позволяют человеку увидеть неизведанные стороны личности, развить самосознание и научиться жить в гармонии с самим собой.
Кому и зачем необходимы бизнес-тренинги
Главной задачей проведения любого бизнес-тренинга является обучение людей всему, что связано с торговлей. Чаще всего такие тренинги организуются для сотрудников какой-то конкретной компании с целью повышения уровня их профессионализма и производительности труда. Такие общие занятия не только наделяют работников фирмы новыми знаниями и опытом, но и улучшают психологический климат в группе, а, следовательно, и в самом рабочем коллективе.
carcasson.com
Психологические тренинги
«В 1991 году Комиссия по трудовым ресурсам Великобритании (Manpower Services Commission, MSC) предложила следующее рабочее определение: «Тренинг — это запланированный заранее процесс, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта, и направленный на развитие навыков выполнения определенной деятельности или нескольких видов деятельности. Цель психологического тренинга в рабочей ситуации состоит в том, чтобы развивать способности личности и удовлетворять текущие и будущие потребности организации» (Wilson, 1999: 4)».
Когда появились психологические тренинги?
Как правило, возникновение психологических тренингов связывают с именем Курта Левина и работой его учеников. Хотя, конечно, элементы тренинговой работы можно встретить в описаниях подготовки военных, в религиозных традициях, а также в работе деятелей искусства, и возраст этих описаний – сотни и даже тысячи лет.
В начале XX века К. С. Станиславским и его последователями были разработаны разнообразные упражнения для тренинга актеров. Более 300 примеров таких упражнений можно найти в книге: Гиппиус С.В. «Гимнастика чувств» 1967 г. издания или в более позднем издании «Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств» 2001 г.
Несколько позже стали развиваться всевозможные формы психической саморегуляции и выработки определенных трудовых навыков. В 1922 г. американский психофизиолог Р. Д. Джейкобсон разработал систему прогрессирующей релаксации, которая позволяла снимать нервно-психическое напряжение. В 1932 г. немецкий исследователь Иоганнес Генрих Шульц предложил классический вариант аутогенной тренировки, которая была основана на эффекте снятия внутреннего напряжения внушенным расслаблением.
М.М. Бирштейн, молодая ленинградская исследовательница-экономист, в 1932 г. провела на ленинградском заводе пишущих машин, а в 1936 г. — на ленинградской фабрике «Красный ткач», разработанные ею самой деловые игры, которые она называла «организационно–производственными испытаниями». Темой «испытания», например, был процесс перехода фабрики на выпуск новой продукции без остановки производства. С 1939 г. работа была прекращена, после долгого перерыва развитие деловых игр возобновилось в 80-е годы» (Бирштейн М.М., Деловые игры. Рига, 1989 г.)
В 1932 г. Якоб Морено ввел термин «групповая психотерапия», который определил как групповую работу пациентов, занимающихся разработанной им же психодрамой.
Т-группы
Первые психологические тренинги, направленные на повышение компетентности в общении, были проведены учениками Курта Левина в Бетеле (США) и получили название Т-групп. Эти тренинги были основаны на том, что люди живут и работают в группах, но при этом они не всегда осознают эти отношения, не понимают, какими их видят другие люди, как другие реагируют на их поведение. Курт Левин утверждал, что наиболее эффективные изменения в личности и поведении человека происходят не в индивидуальном, а в групповом контексте. Для того чтобы измениться, человек должен преодолеть собственную аутентичность и войти в контакт с другими, только так он может получить обратную связь и отслеживать изменения в себе.
Т-группа можно определить как организованное собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимодействием.
Успешная и эффективная работа учеников Левина в мастерской межгрупповых отношений привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. Впоследствии результаты ее работы учитывались в практике Т-групп.
В Т-группах стали обучать эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров. Отдельные Т-группы были ориентированы на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности. Они появились в 1954 г. и получили название групп сензитивности.
Тренинги социальных и жизненных умений
В 60-е гг. возникает движение тренинга социальных и жизненных умений (social/life skills training), которое опиралось на традиции гуманистической психологии К. Роджерса. Такие тренинги применялись для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития.
В тренинге жизненных умений использовались три основные модели, определяющие своеобразие подхода к участникам тренинга.
Первая модель состоит из семи категорий жизненных умений:
- Критичность мышления
- Настойчивость
- Общение
- Развитие Я–концепции
- Решение проблем
- Самоуправление
- Уверенность в себе
Вторая модель классифицирует жизненные умения, которые являются целями тренинга:
- Межличностное общение
- Поддержание здоровья
- Развитие идентичности
- Решение проблем и принятие решений.
Третья модель включала в себя:
- Тренинг эмоционального самоконтроля
- Тренинг межличностных отношений
- Тренинг самопонимания
- Тренинг финансовой самозащиты
- Тренинг самоподдержки и концептуализации опыта
Социально-психологический тренинг
В 70-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом.
Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков.
Тренинги, разработанные М. Форвергом стали часто применяться для социально-психологической подготовки руководителей промышленного производства.
Социально-психологические тренинги получил широкое распространение и в отечественной практике. Первая в стране монография, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга, была опубликована Л. А. Петровской в 1982 г.
В настоящее время этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической (работа с людьми) группы , руководителями предприятий и организаций.
Основная цель социально-психологического тренинга — повышение компетентности в общении. Эта компетентность связана с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение человека в контакте.
В ходе социально-психологического тренинга развиваются перцептивные способности человека, происходит коррекция и развитие системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления.
Принципы тренинговой работы
Одним из условий успешной работы тренинговой группы является четкое понимание ведущим той задачи, которая стоит перед ним.
Воздействие может осуществляться на уровне знаний, убеждений (когнитивная сфера), на уровне установок и отношения (эмоциональная сфера) и на уровне навыков и умений (поведенческая сфера).
Смешивать различные задачи в ходе одного тренинга не целесообразно, поскольку это усложняет контроль за их выполнением и рассредоточивает внимание как ведущего, так и членов группы.
Принципы тренинга
Принцип активности
Активность участников тренинговой группы носит специфический характер. В тренинге люди вовлекаются в специально созданную социально-психологическую ситуацию. Основная задача ведущего – стимулировать и поощрять активность участников. Для этого необходимо сформировать у группы готовность, установку на максимальное включение в ситуацию, в тренинговый процесс.
Наиболее эффективными являются те упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно. Важно контролировать осознание участниками целей и задач, конкретного упражнения.
Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что он видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам.
Принцип исследовательской творческой позиции
В ходе тренинга, зачастую, участники встают на позицию исследователя, ученого. Они строят гипотезы, делают предположения, а затем проверяют их на практике, в ходе «эксперимента». И задача тренера заключается в том, чтобы сформировать у участников такую позицию и сконструировать такие ситуации, которые позволят участникам лучше всего понять себя, свои ресурсы, свои личностные особенности.
Основные характеристики такой ситуации это проблемность, неопределенность, безоценочность.
Реализация этого принципа часто встречает сильное сопротивление со стороны участников. Люди, которые приходят в группу тренинга, имеют определенный опыт общения в школе, в институте, где, как правило, им предлагались определенные правила, модели, шаблоны, которые надо было выучить и следовать им в дальнейшем. Сталкиваясь с другим, непривычным, них способом обучения, люди проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивной форме.
Преодолеть это сопротивление помогает объяснение участникам сути происходящего и целей тренинга. Важно показать участникам, что тренинг – это эксперимент, в котором можно пробовать и ошибаться, находить удачные модели поведения и затем, после окончания тренинга, экспериментировать со своим поведением, творчески носиться к жизни, к самому себе.
Принцип объективации (осознания) поведения
Для выполнения этого принципа необходимо продумать и реализовать механизм обратной связи, который бы позволял бы участникам тренинга получать объективную информацию о том, как другие воспринимают их поведение и насколько оно эффективно.
В тех видах разновидностях тренинга, которые направлены на формирование и развитие умений, навыков, установок, используются дополнительные средства контроля. Это может быть, например, видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением. Однако, при этом надо учитывать, что видеозапись является очень сильным средством воздействия, способным оказать негативное влияние, поэтому им следует пользоваться с большой осторожностью, и что самое важное — профессионально.
Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения
Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое общение, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.
Реализация этого принципа позволяет создать в группе атмосферу доверия, открытости, безопасности, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.
Реализация перечисленных принципов составляет основу продуктивной работы группы социально-психологического тренинга.
Кроме принципов работы тренинговых групп, можно говорить и о специфике работы ведущего. Она заключается в постоянной рефлексии того, что происходит в группе. Эта рефлексия осуществляется за счет того, что тренер все время — приступая к проведению тренинга, планируя работу на день, непосредственно в процессе работы — задает себе три вопроса:
— Чего я хочу достичь?
— Зачем мне это?
— Как я собираюсь этого достигать?
Для ответов на эти вопросы необходимо провести предварительную диагностику состояния группы, целей и установок ее участников, уровня сплоченности группы, характер отношений внутри ее и т.п.
Эффективность любого тренинга во многом зависит не только адекватности выбора целей, но и от того, насколько обширным арсеналом приемов он обладает для их достижения.
Первый шаг — это выбор методического приема. Чаще всего используют: групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, психогимнастика.
Выбор конкретного методического приема, а также определенного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:
1) содержанием тренинга
2) особенностями группы
3) особенностями ситуации
4) возможностями тренера
hr-portal.ru