Примеры публицистических текстов: Публицистический стиль речи — примеры и особенности

Содержание

Научная статья на тему «Реминисценция в заголовках публицистических текстов (на примерах «Комсомольской правды» и «Аргументов и фактов»)»

Н.А. Николина видит проявление интертекстуальности в ориентации текста на определенную модель жанра, его «норму», воспринимаемую как своеобразную «память жанра», анализируя цитаты и реминисценции в произведениях И.А Гончарова и Н.С. Лескова. Е.В. Джанджакова, О.П Семенец, Е.П Черногрудова в своих работах рассматривают структурно-семантические особенности цитат, вынесенных в заглавия произведений художественной литературы и современной публицистики [2; 5; 6]. Е.А. Козицкая определила смыслообразующую функцию цитаты в поэтическом тексте [4; с. 179].

Актуальность исследования обусловлена потребностью во всестороннем изучении реминисценций, функционирующих в текстах современных СМИ, и объясняется важностью выявления тенденций при отборе и привлечении реминисценций к построению газетных заголовков в различных политико-экономических условиях развития постсоветской России.

Объектом исследования являются реминисценции в газетных заголовках публикаций преимущественно имеющих конкретное авторство. Предметом исследования — отдельные номера газет «Комсомольская правда» (делее КП) и «Аргументы и факты» (АиФ) за 1998, 2004 и 2009 годы.

Цель работы — определить основные формы и функции передачи чужого высказывания в газетных заголовках на материале исследуемых изданий в сравнительно-историческом контексте.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые представлены результаты сравнительного анализа газетных заголовков выборочных изданий с реминисценциями, апеллирующими к прецедентным текстам, в постсоветском периодах, произведенного в литературоведческом аспекте. Выявлены факторы, влияющие на выбор приемов использования прецедентных текстов для создания заголовков в одних и тех же газетных изданиях, но в разные исторические периоды. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при разработке курса по истории журналистики и языковому стилю современных СМИ для факультатива или специализированных кружков в школе, а также применяться в практике курса по теории литературы на уроках.

Выбор текстов СМИ в качестве источника языкового материала обусловлен, прежде всего, тем, что газетно-публицистический стиль — это такая сфера применения языка, которая наиболее оперативно реагирует на все социальные, политические, экономические, культурные процессы в обществе, это находит отражение в языке СМИ. Как отмечают исследователи «Переломные времена всегда вызывают сдвиг в языке» [3, с. 70]. Для того чтобы определить, какие новые тенденции наметились в языковом поведении россиян в постсоветскую эпоху и, что входит в общенациональный фонд культурных знаний, то есть лежит в основе реминисценций как узнаваемых текстов, мы исследовали российские газеты: «КП», «АиФ» за 1998, 2004, 2009 года. Подобный выбор позволил проанализировать особенности языка разноплановых изданий в разных политико-экономических условиях. Мы сознательно выбрали для исследования эти даты. 1998 год знаменит своим экономическим кризисом в России, а так же это время правления страной первого президента РФ Б. Н. Ельцина. 2004 год — страной руководит второй президент России В.В. Путин, переизбрание его на второй срок. 2009 год — у руля Д.А Медведев.

Руководствуясь результатами исследования, мы можем сделать следующие выводы: Изучение отдельных номеров газет «КП» и «АиФ» в разных политико-экономических условиях, позволило увидеть изменения в употреблении реминисценций в заголовках статей. Выбор данных газет обусловлен их авторитетностью и популярностью среди читателей.

Переход общества в новую постсоветскую эпоху позволил газетам сменить стратегию речевого поведения. «КП» и «АиФ» опираются на разговорно-устную речь. В основе стратегии их речевого поведения лежит ориентация на близкие отношения с читателем, фамильярность, непринужденность.

В исследовательской работе мы выявили основную функцию реминисценции — напоминание.

Согласно данным, полученным в результате анализа материала, интертекст в заголовках СМИ за 1998, 2004 и 2009 годы осуществляется с помощью таких видов реминисценций как:

·       упоминание,

·       цитация,

·       измененная цитата,

·       аллюзия.

Формы и приемы. Мы предприняли попытку выявить и обозначить основные источники прецедентных текстов. Ими стали: 1) лозунги советской эпохи: «Наше дело — правое!» (КП, 10.10.1998). 2) литературные цитаты: Рожденный лежать может и ходить (КП,13.10.1998) — М. Горький «Песня о Соколе» «Рожденный ползать — летать не может». Сумой Россию не пронять! (КП, 1.09.1998) — Ф.И. Тютчев стихотворение «Умом Россию не понять».3) художественные фильмы, песни (названия или цитаты из них): Лучше гор могут быть только горы (КП, 28.08.1998) — В. Высоцкий песня «Прощание с горами». 4) пословицы, поговорки, фольклор: От добра добра не ищут (АиФ, 8.11.1998) — пословица.Ложка дегтя в бочку меда. (АиФ, 3.03.1998) — пословица «Ложка дегтя портит бочку меда».Война войной, а бизнес — по распорядку? (КП, 02.09.2004) — поговорка «война войной, а обед по расписанию».

Для газет постсоветского периодов характерно три одинаковых приема обыгрывания прецедентного текста в заголовке: замещение, усечение добавление компонента.

Реминисценция — (от лат. — воспоминание) — сознательное или невольное напоминание в тексте о другом художественном произведении, известном факте культурной жизни. Встречаются реминисценции, рассчитанные на узнавание, и реминисценции скрытые, а в отличие от цитаты, реминисценция порой может быть и неосознанной самим автором. Аллюзия (лат. allusio— шутка, намёк)стилистическая фигура, содержащая явное указание или отчётливый намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи. Например, «У Бреда Питта появилась Ахиллесова пята» (КП, 17.05.2004).

Специфика заглавия проявляется в том, что, занимая сильную позицию в тексте, оно, наряду с зачином и концовкой, относится к тем композиционным элементам текста, которые привлекают повышенное внимание при первом знакомстве с публикацией. Сделать заголовок легким для восприятия, информативным и одновременно интригующим — одна из труднейших задач журналиста. Для создания такого заголовка авторы статей нередко прибегает к использованию так называемых прецедентных текстов. Современная культура не склонна к текстопорождению. Но при этом она склонна к применению художественного цитирования, а именно к употреблению авторских цитат и устного народного творчества (пословиц, поговорок и строк из песен).

Исследуя данную тему, мы обратили внимание на то, что реминисценций в чистом виде в заголовках публицистических текстов за исследуемые периоды практически нет или они встречаются достаточно редко. Мы склонны связывать это с недостаточно высоким уровнем знания культурологических и литературно-художественных пластов прошлого современным читателем. Осознавая это, издатели, вероятно, сознательно избегают таких образов и интертекстов, для восприятия которых среднестатистической образованности может оказаться недостаточно. Еще одна причина, на наш взгляд, в высоких скоростях информационного обмена, что ставит временной барьер на пути освоения больших объемов информации: на вдумчивое освоение (с привлечением глубинных знаний, ресурсов памяти, прошлого опыта) просто не хватает времени.

Список литературы:

Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста / Л.Г. Бабенко, И.Е. Васильев, Ю.В. Казарин. — Екатеринбург, 2000. — 265 с.

Джанджакова Е.В. Стилистика художественного прозаического текста / Учебное пособие для слушателей факультета переводческого мастерства и студентов переводческого факультета // Москва:. — 1990. — 315 c.

Жуков В.П. Семантика фразеологических оборотов.М.: Просвещение, 1978.— 87 с.

Караулов Ю.Н. Роль прецедентных текстов в структуре и функционировании языковой личности / Ю.Н. Караулов // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы: доклады советской делегации на VI конгрессе МАПРЯЛ. — М.,1996. — 136 с.

Семенец О.П. Прецедентный текст в газетном заголовке и современная текстовая картина мира / О.П. Семенец // Говорящий и слушающий: языковая личность, текст, проблемы обучения: материалы междунар. науч. конф. — СПб., 2001. — 234 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Телия В.Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. — М., 1996. — 58 с.

Черногрудова Е.П. Прецедентные тексты в современной публицистике (на материале заголовков «Комсомольской правды») / Е.П. Черногрудова // Язык и национальное сознание. Вып. 3. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2002. — С. 164—170.

10 примеров журналистики данных, которые вдохновят вас на создание следующей статьи

Ваш браузер не поддерживает это видео

Идеи

30 августа 2022 г.

Цифры, статистика и другие показатели обеспечивают ясность, а также доказательства, подтверждающие идеи или концепции, о которых вы читаете. Благодаря силе данных вы можете увидеть значение этих чисел и связать их с большим миром. Единственная проблема заключается в том, что когда эти данные встроены в таблицы чисел или отсутствуют в каком-либо визуальном контексте, может быть трудно извлечь их более глубокое значение и увидеть их актуальность.

Журналистика данных облегчает понимание этих чисел. Объединяя науку о данных и статистику с контентом, визуальными эффектами и интерактивностью, мы можем лучше видеть закономерности и важность этих показателей. Журналистика данных очеловечивает данные, показывая, как они влияют на жизнь людей, чего не могут сделать только цифры.

Почему журналистика данных популярна

Журналистика данных не только использует слова для рассказывания историй, но и превращает статистику и другие показатели в блестящие визуальные эффекты. Анимация, взаимодействие, творческая типографика, визуализация данных и другие методы веб-дизайна превращают традиционную журналистику в нечто гораздо более увлекательное.

Расцвет журналистики данных

Хотя мы связываем цифровое повествование и журналистику данных с современным веб-дизайном , это не новое явление.

Согласно datajournalism.com , многие считают зарождение журналистики данных 1967 годом, когда Detroit Free Press использовала вычислительную мощность мейнфрейма для анализа данных опроса о том, что могло вызвать беспорядки тем летом. Журналистика данных будет продолжать расти и развиваться на протяжении 70-х, 80-х, 90-х и 2000-х годов, когда компьютеры стали более мощными и доступными.

Сегодня большие и малые средства массовой информации, компании и организации используют инструменты обработки данных для поиска историй, сбора и моделирования данных, а также для быстрого и эффективного создания великолепных подробностей.

Популярные инструменты журналистики данных

Программное обеспечение для интеллектуального анализа данных позволяет собирать данные, анализировать их и находить связи и закономерности. На сегодняшний день существует ряд популярных инструментов интеллектуального анализа данных, в том числе:

  • Enigma Public
  • Neo4j
  • OpenRefine
  • Zenodo
  • Help Me Investigate
  • Timetric
  • Buzzdata

Another great resource is ICIJ, who put together this curated list  to help you find the right data platform за то, что вы хотите выполнить.

Многие писатели и журналисты научились программировать с помощью Python, предлагающего легкий доступ. Python, доступный и простой для чтения язык сценариев, позволяет легко создавать визуализации данных с помощью таких пакетов, как Matplotlib, Plotly и Seaborn. Для тех, кто более технически подкован, R — это более продвинутый язык статистического программирования для анализа данных и создания визуальных эффектов. И, к счастью, есть также варианты без кода, которые предлагают более простой способ создания визуализации данных.

Некоторые из наиболее популярных приложений для визуализации данных без кода включают:

  • Tableau
  • Datamatic
  • Flourish
  • Datawrapper

Вместо того, чтобы полагаться на традиционную CMS при сборке и публикации контента, инструменты без кода, такие как Vev  , которые предлагают более простую альтернативу. Благодаря расширенному прокрутке, анимации, интерактивным элементам дизайна, а также встроенным текстовым и визуальным эффектам Vev позволяет создавать потрясающие иммерсивные веб-редакционные функции. Благодаря возможности встраивать графику и анимацию Flourish, а также предварительно закодированные компоненты диаграммы, Vev позволяет легко вплетать данные в ваши проекты и демонстрировать их творчески.

10 ярких примеров журналистики данных

Теперь, когда мы увидели, как журналистика данных находится на стыке статистики и дизайна, давайте взглянем на 10 различных примеров журналистики данных, которые используют силу метрик в своих историях. .

Covid-19 в Африке

Одной из основ журналистики является распространение информации о проблемах, влияющих на жизнь людей. Covid-19 в Африке , который был построен вместе с Вев, рассказывает историю о том, как пандемия повлияла на Африку и как она продолжает удерживать регион.

В этой части журналистики данных много отрезвляющей статистики, причем наиболее важные из них выделены с помощью визуализации данных. Этот дизайн берет метрики, которые в противном случае потеряли бы свое значение в блоках текста, и выдвигает их на первый план. Вместо необработанных цифр без контекста визуальные эффекты связывают эти показатели с людьми, на жизнь которых они напрямую влияют. Вы увидите примеры журналистики данных, чьи числа связаны с людьми, акцент делается на том, чтобы запечатлеть их человечность.

Глубокое погружение в кризис с беженцами в Венесуэле

Создано вместе с Вев, Кризис с беженцами в Венесуэле исследует многие аспекты этого продолжающегося гуманитарного кризиса.

Ваш браузер не поддерживает это видео

На этой интерактивной карте показано количество беженцев, бегущих из Венесуэлы, по сравнению с другими странами, такими как Афганистан. Кризис с беженцами в Венесуэле не так хорошо известен, как то, что происходит в других частях мира, и эти данные показывают, что масштабы того, что происходит в Венесуэле, не уступают тому, что происходит в других местах.

Нас всегда впечатляли примеры журналистики данных, которые проливают свет на глобальные проблемы, и этот дизайн эффективно передает масштабность и серьезность кризиса беженцев в Венесуэле.

Рекордное лето жары и пожаров в Европе

Рекордное лето жары и пожаров в Европе – визуализация  от Guardian объединяет реальные воздушные снимки пожаров с визуализацией данных.

Эти визуализации данных показывают, что повышение температуры — это не просто локальное событие. Вы видите широкий охват этой волны тепла и серьезные последствия повышения глобальной температуры.

Полиция Германии Инциденты

Журналистика данных стремится говорить правду и обеспечивать точность. Этот веб-сайт  расследует как зарегистрированные, так и незарегистрированные случаи насилия со стороны полиции в Германии, а также факторы, которые определяют, сообщают ли жертвы о том, через что им пришлось пройти. Как и в любой законной форме журналистики, она представлена ​​в непредвзятом формате, позволяя фактам говорить самим за себя.

Ваш браузер не поддерживает это видео

В приведенном выше примере анимированной сетки блоков показан процент различных типов поданных отчетов, которые приводят к обвинительным заключениям. Дополнительные данные отображаются при прокрутке столбца справа, активируемого прокруткой. Он инкапсулирует много информации на небольшом пространстве экрана.

Приведенная ниже интерактивная диаграмма также успешно объединяет данные, показывая причины, по которым об инцидентах не сообщается, а также места, где эти инциденты произошли. Журналистика данных открывает множество творческих возможностей для представления статистики и других показателей. Этот дизайн включает в себя ряд четких визуализаций данных, которые дополняют его современную эстетику.

Домашние животные оказались самым милым и пушистым районом распространения пандемии

Журналистика данных не ограничивается серьезными социальными и глобальными вопросами. Его также можно использовать для менее важных тем, таких как эта 9.0025 статья  от The Guardian о домашних животных и пандемии. Мона Чалаби хорошо известна как журналист данных, объединяющая статистику, писательство и искусство в своей работе. Эта ее игривая визуализация данных, показывающая увеличение количества кошек и собак во время пандемии, намного веселее, чем традиционная гистограмма.

Как космический мусор угрожает современной жизни

Глядя на необъятность ночного неба, трудно представить, что над ним вращаются тысячи фрагментов антропогенного мусора.

Ваш браузер не поддерживает это видео

В этой статье журналистики данных из Financial Times читатели сталкиваются с тем, сколько космического мусора висит над головой, а также понимают, почему это опасно.

Игра в ожидание

Игра в ожидание  имеет множество наград за гуманизацию того, через что проходят лица, ищущие убежища, с помощью интерактивной игры, которая позволяет вам увидеть, на что похож этот процесс для пяти человек из разных слоев общества. Здесь передаются данные об опыте и эмоциях. Черно-белые визуальные эффекты, мрачная музыка и выбор, сдаться или продолжать идти, отражают трудности и отчаяние тех, кто ищет лучшей жизни.

Самая подробная карта промышленного загрязнения воздуха, вызывающего рак, в США

Propublica сообщает о политических и экологических проблемах, влияющих на планету. Эта статья   – отличный пример журналистики данных, в которой используется исчерпывающий набор показателей и они представляются в формате, позволяющем легко их понять.

На этой карте подробно показаны основные факторы промышленного загрязнения воздуха, вызывающего рак, в Соединенных Штатах. Глядя на эти источники загрязнения, разбросанные по карте, и досягаемость их загрязняющих веществ, вы действительно понимаете масштабность этой экологической проблемы.

Использование противозачаточных средств во всем мире

В этой подробной статье Medicamentalia рассказывает о методах контрацепции во всем мире. В этом дизайне чувствуется прокрутка: соответствующий текст перемещается поверх графики, а также многочисленные визуализации данных, которые показывают, как доступность противозачаточных средств влияет на женщин во всем мире.

Ваш браузер не поддерживает это видео

Это еще один отличный пример журналистики данных, которая берет то, что в противном случае было бы сухой статистикой, и подчеркивает ее значимость с помощью визуальных эффектов.

Как артисты получают деньги от потокового вещания

Хорошо известно, что артистам трудно зарабатывать деньги на потоковых музыкальных сервисах. Этот пост  от The Pudding, посвященный новаторской визуализации данных, показывает, насколько это сложно, и насколько сложно музыкантам получать гонорары за свою работу.

Ваш браузер не поддерживает это видео

Журналистика данных делает контент более доступным, предоставляя идеи и понимание за меньшее время и пространство, чем традиционный дизайн. Здесь легко понять все сложности потокового музыкального бизнеса.

Создавайте возможности журналистики данных простым способом

Журналистика данных — это идеальное сочетание науки, письма и дизайна, позволяющее брать то, что в противном случае было бы эзотерическими цифрами и показателями, и показывать их таким образом, чтобы у людей возникло более глубокое понимание. Использование приложения без кода, такого как Vev, позволяет легко использовать созданные вами визуализации данных и создавать на их основе красивый веб-дизайн.

Discover Vev

Ваш браузер не поддерживает это видеоВаш браузер не поддерживает это видео

Хотите узнать больше?

Получайте наш ежемесячный информационный бюллетень прямо на свой почтовый ящик.
Вы всегда можете отказаться от подписки в любое время.
Политика конфиденциальности

Что такое газетный текст?

Темы

Узаир Алви28 мая 2021 г.

0 3 минуты чтения

Рассказываем, что такое журналистский текст и его основные задачи. Кроме того, публицистические жанры существуют и на примерах.

  1. Что такое газетный текст?

Когда мы говорим о журналистском тексте, мы имеем в виду письмо (как правило, хотя это также может быть слуховой или аудиовизуальный текст), которое является производным от профессиональной практики журналистики или социальной коммуникации, то есть мы говорим о  a текст , целью которого является сообщить читателю о событии или информации , которая может представлять особый интерес для общественного мнения.

Эта связь между журналистскими текстами и текущими событиями и важными событиями характеризует и отличает их, например, от текстов литературы и философских ремесел, чтение которых основано на критериях развлечения, интеллектуальной подготовки или учебы.

Журналистский текст, с другой стороны, считается способом получения свежей информации, которая, именно, теряет свою актуальность с течением времени , чего не происходит с литературой и философией .

Это связано с тем, что журналистские тексты , как правило, массово печатаются на более или менее экономичном и одноразовом материале, поскольку они не сохраняются для перечитывания, а отбрасываются, как только тексты, содержащиеся в них, теряют свою непосредственную актуальность.

Этого, конечно же, нет в газетных базах данных или в газетных архивах, где материалы прессы, опубликованные для ознакомления будущими исследователями, архивируются и классифицируются.

  1. Цель публицистического текста

Задача публицистического текста — предоставить читателю информацию для формулирования мнения.

Вообще говоря, цель журналистского текста, как мы уже сказали, — информировать. То есть информировать своих потенциальных читателей о том, что происходит, предоставлять им информацию, чтобы они могли сформулировать мнение о чем-то, подводить их к какой-то малоизвестной реальности, предупреждать о событиях риска и других подобных целях, представляющих общественный интерес.

Это лучше понять, если мы подумаем, что журналистский текст происходит от тех коммюнике, которые  были опубликованы на стенах в  году Римской империи  года для информирования населения о решениях Цезаря или о недавних политических изменениях и военные события, чтобы весь мир знал, каких законов нужно придерживаться и часто кто ими сейчас управляет.

  1. Журналистские жанры

Пол мнения соответствует способу мышления его авторов.

Журналистика осуществляется посредством производства различных типов текстов, как письменных, так и других (аудиовизуальных, слуховых), так что эти тексты обычно классифицируются в соответствии с намерением   , с которым они обращаются к читателю, следующим образом:

  • Информативные жанры . Тексты, целью которых является предоставление объективной, беспристрастной и исчерпывающей информации, представляющей общественный интерес, как правило, новостей или текущих событий. Например: новости и отчет.
  • Жанры мнений . Тексты, которые анализируют, интерпретируют или предлагают способы понимания события, представляющего общественный интерес, или даже самого текста, реагируя на образ мыслей его авторов. Например: редакционные статьи и мнения .
  • Гибрид жанров . Тексты, сочетающие информативность с личным мнением или с другими, более субъективными, даже литературными, подходами к вымыслу. Например: интервью и журналистские хроники.
  1. Примеры журналистских текстов

Вот некоторые примеры журналистского текста:

  • Новости  :

Кошмар атак на школы США, кажется, никогда не закончится. Стрельба в пятницу утром в средней школе в Санта-Фе, штат Техас, привела к многочисленным жертвам, заявляют власти. Говорят, по крайней мере, от 8 до 10 погибших. В школе также были обнаружены взрывчатые вещества.

(Фрагмент новости, опубликованной в аргентинской газете   Clarín   от 18.05.2018)

  • Интервью  :

Рафаэль Каденас является автором классических произведений, таких как The Notebooks of Exile (1960) и False Maneuvers (1966), книги, в которую входит «Поражение». За ними последовали

Weathering, Memorial (оба 1977 г.), Lover (1983 г.) и Gestiones (1992 г.). «Я знаю, что это название похоже на книгу по администрированию, — объясняет поэт, — но он говорил о других психических действиях».

(Фрагмент интервью опубликован в испанской газете El País 17.10.2014)

  • Хроника :

Страх перед землетрясением, подобным тому, которое произошло 19 сентября 1985 года, переживался в ночь на четверг на улицах Мехико и других частей республики во время землетрясения силой 8,2 балла по шкале Рихтера, эпицентром которого был Тонала, штат Чьяпас. .

Около 23:50 часов в столице начала звучать сейсмическая тревога; В центре Мехико были выселены здания, люди бежали, чтобы уйти от высоких зданий и не стать жертвой авиакатастрофы.

После того, как в прошлую среду прозвучало ложное предупреждение, большинство подумало, что это что-то похожее; Однако, когда он стал чувствовать движение и когда увидел какие-то синие и зеленые молнии, у некоторых, в основном у стариков, началось воспоминание о землетрясении 85 года.

«Бегите, это землетрясение», «отходите от зданий, они упадут», «они перемалывают здания» — вот некоторые из криков людей, ищущих свободное от недвижимости пространство.

(Фрагмент хроники, опубликованной в мексиканской газете Эль Универсал   от 09.08.2017)

Читать далее

    23 февраля 2023 г.

    Как сделать свою первую книгу напряженной?

    27 января 2023 г.

    Что такое вязкость?

    26 января 2023 г.

    Что такое физическое насилие?

    27 января 2023 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *