Равнодушие наивысшая жестокость примеры из литературы. Сочинение «Равнодушие есть наивысшая жестокость
Главная > История > Равнодушие наивысшая жестокость примеры из литературы. Сочинение «Равнодушие есть наивысшая жестокость
Безразличие. Равнодушие. Состояние человека, безучастность. Пассивное, лишенное интереса отношение к окружающему. Так нам толкует об этом Викицитатник. Что говорят философы и великие. Мнения расходятся. Кто-то пишет — бойтесь равнодушных! Кто-то же, станьте равнодушным и все будет у вас хорошо. Я сама в числе тех, кто равнодушен к многим проблемам. Спокоен в самой большой и бурной суматохе или ссоре. Меня сложно вывести из себя. Можно сказать, что без конфликтный человек. Я равнодушна. Это меня спасает. Это приобретення черта, я не всегда могла быть равнодушной или безжалостной. Солидарна с мнением Никола Шамфора:»Скажем прямо: счастливо живёт в свете только тот, кто полностью умертвил некоторые стороны своей души.» Многие мои знакомые, даже мои родные, считают, что равнодушным быть-себе больнее. Так же считали многие выдающиеся личности. Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. — Максим Горький Считаю, что равнодушие бывает разным. С укором жестокости, и с безразличием. Что есть жестокость? Снова обращусь к Викицитатнику. Жестокость — морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь. То есть жестокость — синоним агрессии. Говорят, в мире животных жестокости нет. Это пред намеренное поведение людей, личностная черта. В юриспруденции жесткость трактуется как «причинение особых физических или психических страданий другому челове ку или животному» (Авдеев, 1979). Вернемся к равнодушию. Тогда что же такое безразличие? Безразличие-это защитная реакция организма. Безразличие синоним апатии. Состояние полного равнодушия и незаинтересованности. Так может ли быть равнодушие во благо? Я считаю может, как то на собственном опыте все больше убеждаюсь.
Равнодушие… Жестокость… Что мы понимаем под этими словами? Я думаю, что равнодушие – это безучастное, пассивное отношение ко всему происходящему, а жестокость – высшее проявление бесчеловечности, желание причинить страдание любому живому существу. Тогда какой смысл несут эти слова? Мне кажется, очень важный: безразличие чаще всего и является признаком эгоизма, причиняющим душевную боль людям. А актуально ли сегодня среди суеты и быстротечности жизни обращаться к подобным злым порокам? Конечно. Об этом и высказывание М.Уилсона: «Равнодушие – есть наивысшая жестокость». И как не согласиться с этим утверждением, когда свидетельством сказанному являются сюжеты художественных произведений!
Предлагаю вспомнить рассказ Л. Куликовой «Свиделись». Долгие годы главный герой, Толик, устраивая свою личную жизнь, совершенно не вспоминал о матери. Да, он знал, что она живет где-то в далекой деревне в захудалом домишке, а как живет, с кем, и, главное, с чем – его не интересовало. И только идиллия семейного очага натолкнула на мысль о матери. Приехал, повидал, но та сделала вид, что не узнала, сказав обидные для него слова о том, что-де у нее нет сына, потому что, если бы был, то он заботился бы о ней, как когда-то она о своем собственном ребенке. Этот отчаянный и смелый поступок матери – ответ на безразличие Толика, на утрату с его стороны способности любить и ценить близких людей, дорожить ими, помогать им, выражать беспокойство. Как прав был Ги де Мопассан, говоря когда-то: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»!
А еще хочу рассмотреть сюжет небольшого рассказа Б. Васильева «Великолепная шестерка». Из-за безответственного отношения руководителей и воспитателей детского лагеря произошло убийство прекрасных породистых лошадей, которых долгие годы с нежностью и любовью содержал местный конюх, ветеран войны. Шестеро подростков, решив поиграть в ковбоев, без спроса угнали животных в ближайший лес, потом, испугавшись наказания, бросили их там, привязав к деревьям, без пищи и воды. Директора же лагеря совершенно не беспокоила судьба лошадей и их хозяина, она во время следствия спасала свою репутацию, защищая честь подопечных. А закончилось все трагично: погибли животные, умер от переживаний и разлуки с питомцами конюх. Но совершенно безразличны к случившемуся были взрослые, казалось бы, образованные и интеллигентные люди. Их безучастие, как мне кажется, приведет и других их воспитанников к жестокому обращению, подозреваю, что не только к животным. А так хотелось бы, чтобы перед глазами подрастающего поколения всегда всплывали слова Б.Ясинского: «Бойся равнодушных – они не
Убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».
Да, жизнь устроена так, что любого из нас могут окружать не только добрые, но и черствые, эгоистичные люди, такие, кто безразличен к окружающим, кто не желает тратить душевные силы на чужую жизнь. И эти качества, к сожалению, среди современных людей развиваются все быстрее. А ведь еще Б. Шоу говорил, что «равнодушие – сущность бесчеловечности», читай «жестокости». (444 слова)
Равнодушие
- Равнодушие — это безразличное отношение к другим людям, к их проблемам, бедам. Это нежелание хоть немного помочь им, облегчить их боль, страдания. Равнодушный человек не протянет руку помощи нуждающемуся, спокойно может пройти мимо.
- Равнодушие – это и безучастное, пассивное отношение ко всему происходящему. Равнодушный человек не интересуется тем, что происходит вокруг. Он живёт в своём мире, своими проблемами, заботами, а всё, что интересует и волнует его современников, людей, живущих с ним в одной стране, городе, работающих в одном коллективе, — всё это ему безразлично.
- Равнодушие – это черта характера человека, которая приводит его к душевной пустоте, нежеланию откликаться на чувства и эмоции других, к злобе и даже жестокости. Равнодушному человеку ничего и никого не жалко, он теряет стыд, совесть.
- Равнодушие – это иногда результат усталости души, когда человек настолько много пережил в своей жизни, что он равнодушием пытается уберечь себя от новых бед. Такое равнодушие может со временем пройти, душа начнёт понемногу согреваться, возвращаться в прежнее состояние, когда человек сможет снова сочувствовать другим. Но может и не произойти такого процесса, тогда человек до конца останется безразличным ко всему вокруг.
- Равнодушие — один из злых пороков человека. С молчаливого согласия равнодушных людей могут совершаться самые отвратительные дела.
- Равнодушие – это утрата человеком способности любить, дружить, ценить что-либо в жизни, неумение радоваться красоте вокруг, ведь равнодушным всё равно. Равнодушие делает и самого человека несчастным и приносит много неприятностей и даже бед окружающим.
— холодность
— беспристрастность
— безразличие
— бесчувственность
— безучастность
— апатичность
— флегматичность
Отзывчивость
- Отзывчивость – это одно из положительных качеств личности, которое проявляется в желании помочь другому, сочувствовать ему, быть рядом, оказать помощь.
- Отзывчивость связана с гуманизмом, с любовью к людям, желанием быть нужным им, особенно в сложные минуты.
- Отзывчивость — это и словесная поддержка другого, когда необходимо успокоить, просто выслушать. Это и конкретные дела и поступки, выражающиеся в том, что человек, оставив на втором плане свои проблемы, в первую очередь помогает тому, кому эта помощь нужна. Поэтому эгоистичный, самовлюблённый человек вряд ли будет отзывчивым на чужую беду, потому что для него важнее всего его проблемы.
- Отзывчивый человек чувствителен к состоянию другого, он может сам предугадать, что тому нужна помощь и поддержка, не доживаясь, когда его об этом поросят. Отзывчивость — это результат тактичности, внимательности, душевности по отношению к другим. Это черта сильных и воспитанных людей.
- Отзывчивость соседствует с бескорыстностью, потому что не требует похвалы, награды. Это состояние души, когда человек просто не может жить по-другому, проходя мимо людей и всего живого, кому нужна помощь.
Синонимы к слову «отзывчивость»:
— внимание
— участие
— сочувствие
— добродушие
— человечность
— чуткость
— внимательность
— душевность
— сострадательность
Равнодушие — есть наивысшая жестокость.
Митчел Уилсон
Цитаты о равнодушии
Легче пробить лбом стену, чем пустоту.
Аркадий Давидович
3 минуты на осмысление
Неизвестности манящий вир Сторожит уюты и закуты. Равнодушным пойлом из цикуты Угостит тебя желанный мир.
Георгий Оболдуев
3 минуты на осмысление
Легко скрыть ненависть, трудно скрыть любовь, всего труднее скрыть равнодушие.
Карл Людвиг Бёрне
3 минуты на осмысление
Если ничто не способно задеть тебя за живое, значит, ты давно умер.
Авессалом Подводный
3 минуты на осмысление
Я всегда очень дружески отношусь к тем, кто мне безразличен.
Оскар Уайльд
3 минуты на осмысление
Спокойствие — сильней эмоций. Молчание — громче крика. Равнодушие — страшней войны.
Мартин Лютер
3 минуты на осмысление
Манерность жестов, речи и поведения нередко бывает следствием праздности или равнодушия, большое чувство и серьезное дело возвращают человеку его естественный облик.
Жан де Лабрюйер
5 минут на осмысление
Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство. — ср. с цитатой Мартина Нимёллера «Когда они пришли…» (1946)
Бруно Ясенский
7 минут на осмысление
Скажем прямо: счастливо живёт в свете только тот, кто полностью умертвил некоторые стороны своей души.
Никола Шамфор
3 минуты на осмысление
Большой порок — это равнодушие, бесстрастность. Маленький человек с льдинкой в сердце — будущий обыватель. Уже в детстве надо зажечь в сердце каждого человека искру гражданской страсти и непримиримости к тому, что является злом или потворствует злу.
Василий Александрович Сухомлинский
7 минут на осмысление
Представлен список аргументов из литературы по направлению «Доброта и жестокость» для сочинения в 11 классе в 2018-2019 учебном году.
Аргументы по направлению «Доброта и жестокость»:
- У. Шекспир «Король Лир»
Порой некоторые проявляют жестокость даже к самым родным людям, не задумываясь о том, с чем они могут столкнуться в ответ. Нужно ли ставить обиду выше милосердия или правильнее будет закрыть глаза на прошлое и проявить доброту? В своей трагедии «Король Лир» Шекспир пишет о том, как главный герой – король Лир – отрекается от собственной дочери Корделии, потому что та отказалась льстить отцу. Две другие дочери не упустили такой шанс, ведь таким образом король решал вопрос о разделении королевства. Однако впоследствии король Лир осознает, насколько лицемерны были его дочери, твердившие ему о высокой любви. Лишь Корделия оказалась добра к отцу и приютила его, когда тот был выгнан ее сестрами из королевства. Уильям Шекспир в своей пьесе показывает, что быть злопамятным и бессердечным в ответ на жестокость – не выход, напротив, нужно отпустить прошлые обиды и проявить доброту. Только так можно разорвать порочный круг взаимных обид.
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Проблема доброты и жесткости является одной из основных в творчестве А.С. Пушкина. В повести «Капитанская дочка» эта проблема решается на примере двух героев: Петра Гринёва и Пугачёва. В момент их встречи в главе «Вожатый» Гринёв проявляет доброту по отношению к Пугачёву, когда жалует ему заячий тулупчик со своего плеча. Этот благородный жест спасёт ему впоследствии жизнь. Гринёв может быть жестоким, вспомним его ссору с Савельичем, когда нужно было отдать долг Зурину. Но даже в таких ситуациях доброта понуждает его просить прощения и восстанавливать хорошие отношения с человеком, которого он обидел. Такое поведение героя тоже не остаётся невознаграждённым, так как именно Савельич бросается в ноги палачей, чтобы спасти своего доброго барина. Пушкин убеждает нас: доброта вызывает ответную доброту даже в мире войны и жестокости.
Пугачёв представлен в повести как предводитель бунтовщиков. В главе «Приступ» жестокость мятежников не знает предела: казнь капитана Миронова и его сподвижников, расправа над Василисой Егоровной. Пушкин нисколько не смягчает и скрашивает сцен насилия, давая нам понять, насколько страшен «русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Но представляя нам образ башкирца с оторванным языком и отрезанными носом и ушами, Пушкин хотел показать, что эта жестокость – порождение жестокости власть имущих к простому народу. На примере Пугачёва и Гринёва писатель хотел показать образец таких отношений, когда жестокость исключена: для этого в любом человеке нужно видеть личность, достойную уважения и заслуживающую доброго отношения.
- М.А. Шолохов «Тихий Дон»
Жестоким человека способна сделать несправедливость. Герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий был добрым и честным малым, но властный отец его насильно женил, выбрав ему в супруги Наталью Коршунову. Сердце же молодого человека принадлежало замужней казачке Аксинье. С любящей Катериной Григорий поступил жестоко, отказавшись от семьи ради личного счастья. Но в данной ситуации девушка должна винить только себя, ведь, выходя замуж, она знала, что чувства не взаимны. Таким образом, жестокость Григория спровоцировали несправедливые обстоятельства.
Черствость и жестокость в душе Григория взрастила война. Уйдя на фронт, молодой казак самоотверженно бьется с врагом, на его руках человеческая кровь и страдания. Но высокие заслуги перед государством за победы в битвах не приносят ему радости. Он видит несправедливость и безразличность политических сил к простому народу Дона. К Григорию приходит понимание своей ошибки: ему не стоило брать в руки оружие, убивать, он не солдат, а простой крестьянин, удел которого – сеять и взращивать хлеб. Жестокостью нельзя добиться добра, но герой осознал это слишком поздно, когда безвозвратно потерял родных и близких.
- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» отец воспитывает в сыновьях боевой дух, но упражнений ему было недостаточно. Он захотел организовать реальный бой, где молодые люди проявят свою смелость. Для этого он сместил кошевого и направил казаков на польские земли, где бойцы получили серьезный отпор. После этого они окружили город Дубно, где горожане погибали от голода. Из-за боевого помешательства Бульбы погибли сотни людей. Поэтому читатель не сильно жалеет старого казака, когда его сын уходит из войска и позорит свой род. Андрий выбирает не воинственный дух казачества, а спокойную, мирную, оседлую жизнь в любви и спокойствии. Тарас сам виноват в этом предательстве, ведь жестокостью добра никогда не добиться.
На войне сложно проявить доброту, ведь это очень жестокое время, когда никого не щадят. Но есть исключения, одно из которых описал Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба». Андрий воевал против поляков в составе казацкого войска. Они решили взять город неприятеля измором, окружив его блокадным кольцом. В ночь юноша не спал и увидел, как к нему пробралась служанка его возлюбленной, с которой он повстречался еще в Киеве. Она горько жаловалась на голод в Дубно и молила казака о снисхождении. Юная панночка хотела накормить умирающую мать. Тогда Андрий взвалил на плечи мешок с хлебом и пошел во вражеский город. Молодой человек не мог отказать в ответ на этот зов. Женщины и дети не воюют, однако умирают от войны. Герой осознал несправедливость этого явления и помог нуждающимся, несмотря на риск.
- М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал странного героя, который жесток к людям, потому что ему скучно, и он желает развлечься. Возьмём историю с Грушницким. Ведь этот молодой человек глупо поплатился жизнью всего лишь за то, что оказался втянут в игру, затеянную от скуки Печориным. Немыслимо жестоко поступил этот «герой времени» с Бэллой и её семьёй. Отец был убит, Азамат сгинул, сама Бэлла тоже погибла, но до этого ещё настрадалась сначала от любви Печорина, а потом от её отсутствия. Писатель стремится показать нам, как страшен бывает человек, для которого существует только один закон – собственные прихоти и желания. Ведь Печорин не родился таким, он просто потерял всяческие ориентиры.
Доброта, заложенная в нём, временами просыпается. Например, слепой мальчик вызывает невольное сожаление, вид убитой горем старухи, матери казака, зарубившего в пьяном угаре Вулича, пробуждает сочувствие. Он даже решил взять преступника живым, рискуя жизнью. И это ему с лёгкостью удалось. Если бы забота о людях всегда бы жила в его сердце и вызывала бы в нём добрые побуждения, его можно было бы назвать настоящим героем.
- Н.В. Гоголь «Шинель»
Основной идеей во многих произведениях Н.В. Гоголя является мысль о неправильном устройстве человеческого общества, в котором царит жестокость. В повести «Шинель» рассказывается история жизни и гибели Акакия Акакиевича Башмачкина. Это образ «маленького человека», всеми презираемого и унижаемого. Он не способен ничего противопоставить своим мучителям, только однажды его жалобный лепет заставил «остановиться и в ужасе отшатнуться» молодого человека, ещё не утратившего способность быть добрым. В таком мире ничего хорошего нет для человека «маленького», ведь даже шинель, приобретённая такими жертвами, была отобрана у него. Получается, что неправильный мир отвергает всех, кто добр и не способен на жестокость, что-то получить в нём может только тот, кто отберёт, ограбит, унизит и оскорбит другого.
- А.И. Солженицын «Матренин двор»
- Пример истинной доброты – героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» Матрена. Женщина никогда не отказывает односельчанам в помощи, искренне радуется урожаям на огородах других, сама довольствуется малым: тем, что вырастила на собственной грядке. Она даже не жалеет своей избы для воспитанницы Киры, отдав ей среди зимы на разборку горницу. Но при перевозке груза через железную дорогу женщина погибает под колесами поезда. Рассказчик отмечает, что теперь селу стало трудно без праведницы Матрены. Ведь простодушная и бескорыстная женщина действительно делала людей, тех, что рядом с ней, лучше.
Высшая мера жестокости показана автором рассказа «Матренин двор» А.И. Солженицыным в образе Фаддея. Он не простил обиды Матрене и брату за то, что они сошлись в браке. Девушка считала Фаддея пропавшим без вести, поэтому ответила согласием Ефиму. Но тот вернулся и затаил обиду. На зло он женился на другой девушке по имени Матрена, которую избивал и обижал. Предел жестокости показывает автор, когда Фаддей среди зимы разбирает горницу бывшей возлюбленной, чтобы перевезти ее дочери Кире, и наслаждается зрелищем, как старуха из последних сил помогает ему перетаскивать тяжелые доски. Даже на похоронах он думает не о погибшей под поездом Матрене, а о санях, которые после аварии нужно забрать с железной дороги.
- Пример истинной доброты – героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» Матрена. Женщина никогда не отказывает односельчанам в помощи, искренне радуется урожаям на огородах других, сама довольствуется малым: тем, что вырастила на собственной грядке. Она даже не жалеет своей избы для воспитанницы Киры, отдав ей среди зимы на разборку горницу. Но при перевозке груза через железную дорогу женщина погибает под колесами поезда. Рассказчик отмечает, что теперь селу стало трудно без праведницы Матрены. Ведь простодушная и бескорыстная женщина действительно делала людей, тех, что рядом с ней, лучше.
- И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Жестокое отношение детей к родителям показано в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Став взрослым, Евгений Базаров редко навещает свою семью. Даже после трехлетнего отсутствия он не желает слушать робкие упреки отца, не обращает внимания на слезы матери. Родители боятся чем-либо огорчить Евгения, стараются во всём угодить. Но для него на первом плане собственные идейные убеждения, не совпадающие со взглядами старшего поколения. К сожалению, молодой человек так и не признал ошибочности своего поведения по отношению к родителям, однако старики сохранили любовь к сыну, и только они одни оплакивали его после смерти.
В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев описывает доброту и жестокость на примере двух братьев Кирсановых. Старший Павел, бывший военный, одинокий холостяк, не признает брак Николая и Фенечки, игнорируя девушку при встрече. При появлении в доме племянника и его друга, не проявляет гостеприимства, ведет себя холодно и грубо. На почве расхождения взглядов, без раздумья устраивает дуэль с Базаровым. Николая Кирсанова автор показывает добрым и порядочным семьянином. Он живет с простой девушкой Фенечкой, от которой у него годовалый сын. Перед другом Аркадия Базаровым пытается оправдать поведение брата, старается сгладить конфликт. Именно благодаря его доброте и пониманию старший сын отказывается от нигилистических идей и возвращается в семью.
- И.А. Гончаров «Обломов»
В романе И.А. Гончарова «Обломов» главный герой не отличается трудолюбием и целеустремленностью, зато он добр и доверчив. Его доброжелательность становится маяком, который указывает путь многим людям. Например, его друг детства Штольц всегда находит в обществе Ильи отдых и расслабление. Именно этого человека он посещает десятки лет подряд, и его симпатия не ослабевает от времени. Также доброта Обломова привлекает и покоряет красавицу Ольгу. Внешне Обломов некрасив, состояние у него неважное, да и в разговоре он не блещет остроумием. Но прекрасная и чистая душа мужчины нравится героине гораздо больше всего того, что могут предложить светские щеголи. Илья Ильич – это большой ребенок, который никому не желает зла. Он всегда покоряется друзьям, не ищет выгоды от общения с ними, принимает все удары судьбы спокойно и безропотно. Именно поэтому его так нежно опекала Агафья Пшеницына, так беззаветно любил слуга Захар. Все, кто знали его, ценили горячее и большое сердце героя. Таким образом, доброта всегда будет цениться людьми по заслугам и никогда не устареет.
И.А. Гончаров в книге «Обломов» описывает по-настоящему доброго человека. Это Андрей Штольц, который всегда поддерживает своего беспомощного друга. Андрею досталась нелегкая судьба. Строгий отец отправил его в столицу без протекции и больших денег, сказав, что юноша должен сам добиться высот. В большом городе герой не потерял головы и начал упорно трудиться. Постепенно он нажил капитал на торговых сделках. Казалось бы, борьба за место под солнцем должна была его ожесточить, но он сохранил приветливость, обходительность и доброту. Не раз он бескорыстно выручал ленивого и инфантильного Обломова, не раз он прогонял от него мошенников. В финале герой даже взял на себя обязанность воспитывать сына погибшего Ильи Ильича. Я считаю, что доброта – это бескорыстная деятельность во благо другого человека, и Штольц – хороший тому пример.
- Оноре де Бальзак «Отец Горио»
- К сожалению, многие люди, бесчеловечно пользуясь мягкостью добрых помощников, относятся к ним жестоко. Ту же ситуацию мы встретим в романе Бальзака «Отец Горио». Дочери главного героя Анастази и Дельфина бросили отца. Отец Горио очень любил своих дочерей и прощал им их равнодушие и циничность, но девушки абсолютно не ценили доброе сердце своего старика. Как только они удачно выходят замуж, то словно забывают о своем отце, они даже стыдятся его: ведь они теперь стали крутиться в высших кругах, а Горио был макаронщиком. Анастази и Дельфина не посетили Горио, даже когда он умирал, и на его похороны цинично прислали пустые кареты. Отец Горио – добрый и великодушный герой, прощающий своим дочерям любую жестокость, но так и не встретивший отзывчивость с их стороны. К сожалению, доброта – вовсе не гарант личного счастья, а иногда даже и условие, при котором счастье недостижимо.
Аргументы из литературы по направлению «Равнодушие и отзывчивость»
Автор: Guru ·
«Аргументация. Привлечение литературного материала» – один из основных критериев оценки итогового сочинения. Грамотно используя литературные источники, учащийся демонстрирует свою эрудицию и глубокое понимание поставленной проблемы. При этом важно не просто дать ссылку на произведение, но и умело включить его в рассуждение, проанализировав конкретные эпизоды, соответствующие выбранной теме. Как это сделать? Предлагаем вам в качестве примера аргументы из литературы по направлению «Равнодушие и отзывчивость» из 10 известных произведений.
- Героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова – человек с чутким сердцем. Благодаря её вмешательству подводы, предназначавшиеся сперва для переезда и нагруженные вещами, были отданы для перевозки раненых солдат. Ещё один пример небезразличного отношения к миру и людям – Платон Каратаев. Он отправляется на войну, выручая младшего брата, и, хотя борьба ему совсем не по душе, даже в таких условиях герой остаётся добрым и отзывчивым. Платон «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь», помогал другим пленным (в частности, накормил Пьера, когда тот попал в плен), заботился о приблудной собаке.
- В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» многие герои проявляют себя как ярко выраженные альтруисты или эгоисты. К первым, безусловно, относится Сонечка Мармеладова, которая жертвует собой, чтобы обеспечить семью, а затем отправляется в ссылку вслед за Раскольниковым, стремясь спасти его душу. Нельзя забывать и про Разумихина: он беден и живёт едва ли лучше Раскольникова, однако всегда готов прийти тому на помощь – предлагает другу работу, покупает ему одежду, даёт денег. В противовес этим благородным людям представлен, к примеру, образ Лужина. Лужин «более всего на свете любил и ценил… свои деньги»; он хотел жениться на сестре Раскольникова Дуне, преследуя низменную цель – взять бедную жену, которая была бы ему вечно обязана. Примечательно, что он даже не утруждает себя заботами о том, чтобы будущая невеста и её мать с комфортом добрались до Петербурга. Равнодушие к судьбе самых близких людей выливается в такое же отношение к миру и характеризует героя с отрицательной стороны. Как мы знаем, судьба воздала должное отзывчивым персонажам, но наказала безразличных действующих лиц.
- Тип человека, живущего для себя, рисует И.А. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Герой – некий состоятельный господин, имени которого мы так и не узнаем, – отправляется в путешествие «единственно ради развлечения». Он проводит время в кругу себе подобных, а прочих людей делит на обслуживающий персонал и на досадную «помеху» его наслаждению – таковы, например, комиссионеры и оборванцы на набережной, а также обитатели жалких домишек, которые господину из Сан-Франциско приходится лицезреть по пути. Однако после внезапной гибели он сам из якобы уважаемого и почитаемого человека становится обузой, и те же люди, в преданность которых он верил, потому что «был щедр», отправляют его труп на родину в ящике из-под содовой. Этой грубой иронией И.А. Бунин иллюстрирует известную народную мудрость: как аукнется, так и откликнется.
- Образец самоотверженности – герой сборника рассказов М.А. Булгакова «Записки юного врача». Молодой доктор по фамилии Бомгард, недавно окончивший университет, отправляется на работу в сельскую больницу, где сталкивается с суровыми жизненными условиями, с человеческим невежеством, со страшными болезнями и, наконец, с самой смертью. Но, вопреки всему, он борется за каждого пациента; выезжает к больным и днём и ночью, не щадя себя; постоянно учится и совершенствует свои навыки. Показательно, что Бомгард – не героическая личность, он часто бывает не уверен в себе и, как все, испытывает страх, однако в решающую минуту чувство профессионального долга побеждает всё прочее.
- Равнодушие людей друг к другу особенно страшно, когда оно, как вирус, охватывает всё общество. Такая ситуация сложилась в рассказе В.П. Астафьева «Людочка». В нём противопоставляется жизненный путь героини и отношение к ней со стороны других, от семьи до социума в целом. Людочка – деревенская девушка, которая переезжает в город в поисках лучшей жизни. Она усердно трудится на работе, безропотно занимается хозяйством вместо женщины, у которой снимает квартиру, терпит грубости окружающей её «молодёжи», до последней минуты утешает умирающего в больнице… Она слишком не похожа на тупое, испорченное стадо людей, в окружении которого вынуждена находиться, и это раз за разом приводит её к беде. Увы, никто, даже собственная мать, не протянул ей в нужный момент руку помощи, и девушка совершила самоубийство. Печальнее всего, что для общества эта ситуация – в порядке вещей, что отражается в сухой, но страшной статистике.
- Образ добросердечного, отзывчивого человека – ключевой в произведении А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Судьбу Матрёны не назовёшь завидной: она вдова, схоронила шестерых детей, долгие годы работала в колхозе «за палочки трудодней», не получала пенсии и в старости осталась бедной. Несмотря на это, героиня сохранила весёлый нрав, общительность, любовь к труду и готовность помочь другому, ничего не требуя взамен. Апогеем её самопожертвования становится трагический случай на железной дороге, который заканчивается гибелью героини. Что удивительно, лицо её, не тронутое страшной аварией, было «целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое» – совсем как лик святой.
- В рассказе «Крыжовник» А.П. Чехова мы встречаем героя, одержимого низменной материальной целью. Таков брат повествователя, Николай Чимша-Гималайский, мечтающий купить имение, и непременно с кустами крыжовника. Ради этого он не останавливается ни перед чем: живёт скупо, жадничает, женится на старой богатой вдове и изводит её голодом. Он равнодушен к людям, поэтому готов пожертвовать их интересами ради своих. Наконец, его мечта исполняется, он чувствует себя счастливым и не замечает, что крыжовник-то кислый – до такой степени он отрешился от реальной жизни. Это ужасает повествователя, он с пламенной речью обращается к «счастливому человеку», призывая помнить, «что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив… стрясется беда… и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». Повествователю открылось, что смысл жизни – не в личном счастье, «а в чём-то более разумном и великом». «Делайте добро!» – так завершает он свою речь, надеясь, что молодые люди, у которых есть ещё силы и возможность что-то изменить, не пойдут по пути его брата и станут отзывчивыми людьми.
- Человеку с открытой и отзывчивой душой бывает непросто жить на свете. Так случилось и с Чудиком из одноимённого рассказа В. М. Шукшина. Будучи взрослым мужчиной, герой мыслит и ведёт себя как ребёнок. Он тянется к людям, любит поговорить и пошутить, стремится быть со всеми в хороших отношениях, однако постоянно попадает впросак из-за того, что он не похож на «правильного взрослого». Вспомним один эпизод: в самолёте Чудик просит соседа пристегнуться, как велела стюардесса; тот воспринимает его слова с явным неудовольствием. Посадка выходит не совсем удачной: сосед Чудика падает с кресла, да так, что теряет вставную челюсть. Чудик бросается ему на помощь – но в ответ вновь получает порцию раздражения и злости. И так относятся к нему все, от посторонних людей до членов семьи. Отзывчивость Чудика и нежелание общества понять того, кто не вписывается в рамки, – две стороны одной проблемы.
- Теме безразличия к ближнему посвящён рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма». Девушка Настя, секретарь Союза художников, отдает работе все свои силы. Она хлопочет о судьбах живописцев и скульпторов, организовывает выставки и конкурсы, и никак не находит времени, чтобы повидать свою старую больную мать, живущую в деревне. Наконец, получив телеграмму о том, что её мать находится при смерти, Настя отправляется в путь, но – слишком поздно… Автор предостерегает читателей от совершения такой же ошибки, вина за которую, вероятно, останется с героиней на всю жизнь.
- Проявления альтруизма в военную пору имеют особое значение, так как речь часто идёт о жизни и смерти. Роман Т. Кенилли «Ковчег Шиндлера» – история о немецком бизнесмене и члене НСДАП Оскаре Шиндлере, который во время холокоста организует производство и принимает на службу евреев, тем самым спасая их от уничтожения. Это требует от Шиндлера больших усилий: ему приходится поддерживать связи с нужными людьми, идти на подкуп, подделывать документы, но результат – более тысячи спасённых жизней и вечная благодарность этих людей и их потомков – является для героя главной наградой. Усиливает впечатление от этого самоотверженного поступка тот факт, что роман основан на реальных событиях.
Автор: Надежда Сидорова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!Читайте также:
Adblock
detector
ДВА КРАЙНИХ ПРИМЕРА КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ Помощь в выполнении заданий по экономике, Домашнее задание по экономике и Помощь в проекте по экономике одно хорошо для другого.
Когда товары легко заменить друг другом, кривые безразличия менее изогнуты, когда товары трудно заменить, кривые безразличия сильно изогнуты. Чтобы понять, почему это так, давайте рассмотрим крайние случаи.Совершенные заменители
Предположим, что кто-то предложил вам пачки пятицентовых монет. Как бы вы оценили различные пакеты? Скорее всего, вас будет волновать только общая денежная стоимость каждого пакета. Если это так, вы будете оценивать связку на основе количества пятицентовых монет плюс удвоенное количество десятицентовиков. Другими словами, вы всегда готовы обменять 1 цент на 2 5 цента, независимо от количества 5 центов в пачке. Ваша предельная норма замещения между пятицентовиками и десятицентовиками будет фиксированным числом — 2. Мы можем представить ваши предпочтения по пятицентовикам и десятицентовикам с помощью кривых безразличия на панели (а) рисунка 5. Поскольку предельная норма замещения постоянна, кривые безразличия представляют собой прямые линии. В этом крайнем случае прямых кривых безразличия мы говорим, что два товара являются совершенными заменителями.
Совершенные дополнения
Предположим теперь, что кто-то предложил вам связки обуви. Одни туфли подходят на левую ногу, другие – на правую. Как бы вы оценили эти разные пакеты? В этом случае вас может волновать только количество пар обуви. Другими словами, вы будете судить о наборе на основе количества пар, которые вы можете собрать из него. Связка из 5 левых туфель и 7 правых туфель дает только 5 пар. Получение еще 1 правого ботинка не имеет смысла, если к нему нет левого ботинка. Мы можем представить ваши предпочтения в отношении правых и левых ботинок с помощью кривых безразличия на панели (b) рисунка 5. В этом случае набор из 5 левых и 5 правых ботинок так же хорош, как и набор из 5 левых и 7 ботинок. правильная обувь. Это также так же хорошо, как комплект из 7 левых и 5 правых ботинок. Следовательно, кривые безразличия представляют собой прямые углы. В этом крайнем случае с прямоугольными кривыми безразличия мы говорим, что два товара идеально дополняют друг друга. В реальном мире, конечно, большинство товаров не являются ни идеальными заменителями (например, пятицентовики и десять центов), ни идеальными дополнениями (например, правая обувь и левая обувь). Чаще кривые безразличия изогнуты внутрь, но не настолько, чтобы стать прямыми углами.
Рисунок 5. Совершенные заменители и совершенные дополнения
Когда два товара легко взаимозаменяемы, например пятицентовики и десятицентовики, кривые безразличия представляют собой прямые линии, как показано на графике (а). Когда два товара сильно дополняют друг друга, например левая обувь и правая обувь, кривые безразличия представляют собой прямые углы, как показано на графике (b).
ДВА ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПРИМЕРА КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ ‘ custom_bg=’#444444′ custom_font=’#ffffff’ size=’large’ position=’center’ icon_select=’yes’ icon=’ue859′ font=’entypo-fontello’]
Анализ кривых безразличия: цель, типы и форма
Обзор
Предельная норма замещения (MRS)
- 9000 ?
Реалистичны ли кривые безразличия?
Обзор
Предположим, у вас есть младший брат, который страстно любит две вещи: шоколадные батончики и мармеладные мишки. На первый взгляд может быть неочевидно, что существует какая-то связь между тем, насколько ему нравится одно по сравнению с другим. Однако область микроэкономики дала нам ряд инструментов, разработанных специально для освещения сложных и часто скрытых взаимосвязей, которые формируют способы, которыми люди не только потребляют товары, но и то, как они делают выбор между более абстрактными вещами, такими как их предпочтения. между досугом (часами свободного времени) и доходом от работы. Одним из основополагающих инструментов дисциплины является кривая безразличия, которая определяется как кривая, соединяющая различные комбинации двух товаров, каждый из которых обеспечивает одинаковый уровень полезности (или удовлетворения) для конкретного человека.
Возьмем, к примеру, приведенную ниже кривую безразличия, которая соединяет различные комбинации шоколадных батончиков и мармеладных мишек, обеспечивающих ему одинаковый уровень полезности. Согласно этой кривой безразличия, 3 плитки шоколада и 2 упаковки мармеладных мишек так же хороши, как 2 плитки шоколада и 4 упаковки мармеладных мишек. Если бы вы попросили своего брата выбрать любую из комбинаций на этой кривой, ему было бы просто все равно.
Аналогичным образом, анализ рисунка ниже показывает нам, что индивиду А безразлично, иметь ли 9часов досуга в день при дневном заработке 225 долларов и иметь 6 часов досуга в день при дневном заработке 300 долларов.
Кривые безразличия субъективныКривые безразличия отражают индивидуальные вкусы и предпочтения. Они субъективны в том смысле, что будут выглядеть по-разному от человека к человеку. Вы можете посмотреть на кривую безразличия в приведенном выше примере и по-разному относиться к количеству шоколада, которое вы хотите, по сравнению с пачками мармеладных мишек. Если это так, то кривые безразличия, отражающие ваши предпочтения, будут отличаться от кривых вашего гипотетического брата.
О чем говорит нам форма кривой безразличия?При анализе кривой безразличия следует обратить внимание на ее наклон. Наклон кривой безразличия в любой заданной точке кривой называется предельной нормой замещения (MRS). Помните, наклон можно приблизительно представить как изменение Y по сравнению с изменением X, поэтому мы можем интерпретировать предельную норму замещения как количество товара Y, от которого человек готов отказаться в обмен на одну дополнительную единицу товара. Х.
На рисунке ниже предельная норма замещения в точке А равна 10. При движении из точки А в точку В вы готовы отказаться от 10 единиц товара Y (от 40 до 30 единиц) за одну дополнительную единицу. товара Х (от 5 единиц до 6 единиц). Имейте в виду, что этот способ расчета MRS является приблизительным. Чтобы найти точную MRS, вы должны использовать исчисление для вычисления производной в точке A.
Предельная норма замещения (MRS)
Предельная норма замещения (MRS) — наклон кривой безразличия в данной точке. MRS можно аппроксимировать и интерпретировать как количество товара, с которым человек готов расстаться в обмен на одну дополнительную единицу другого, оставаясь при этом на той же кривой безразличия.
Зная, что такое предельная норма замещения, мы можем больше узнать об общей форме кривых безразличия. Относительно плоская кривая безразличия (подобная той, что показана на рисунке слева ниже) демонстрирует более низкую общую готовность отказаться от блага по оси Y в обмен на большее количество благ по оси X. Индивидуум, чьи предпочтения представлены слева, должен был бы компенсироваться большим количеством товара X только для того, чтобы расстаться с одной единицей товара Y. И наоборот, относительно крутая кривая безразличия демонстрирует более сильную общую готовность отказаться от части блага. по оси Y в обмен на большее количество товаров по оси X. Человек, чьи предпочтения представлены справа, готов отказаться от относительно большого количества товара Y только для того, чтобы получить одну дополнительную единицу товара X9.0003
Интерпретация MRS
Высокая предельная норма замещения (более крутой наклон кривой безразличия) указывает на то, что индивидуум готов отказаться от большого количества товара, отложенного на оси Y, в обмен только на одну дополнительную единицу товаров, отложенных по оси абсцисс.
Низкая предельная норма замещения (более пологий наклон кривой безразличия) указывает на то, что индивидуум готов отказаться лишь от небольшого количества блага, нанесенного на ось Y, в обмен только на одну дополнительную единицу блага, нанесенного на график по оси x. Другими словами, более низкий MRS указывает скорее на нежелание расставаться с товаром, нанесенным на ось Y.
Все кривые безразличия до сих пор, крутые или плоские, были выпуклыми к началу координат . Это означает, что кривая изгибается наружу от начала координат и становится круче по мере приближения к все более и более высоким значениям товара Y, и становится более пологой по мере приближения к все более и более высоким значениям товара X. Почти все кривые безразличия, которые вы см. будет иметь эту общую форму.
Вполне логично, что кривая безразличия будет выпуклой, а не вогнутой относительно начала координат, если вы сделаете следующее предположение:
Когда у вас много товара Y, но очень мало товара X, вы охотнее расстаетесь с товаром Y за дополнительную единицу товара X (MRS будет высоким, а кривая безразличия будет крутой). С другой стороны, если у вас много товара X, но очень мало товара Y, вы будете менее склонны отказываться от единицы товара Y в обмен на одну дополнительную единицу товара X (MRS будет ниже, а кривая безразличия более пологой). ).
Как сравнить одну кривую безразличия с другой?
До сих пор мы рассматривали только одну кривую безразличия за раз, но ниже вы можете увидеть, как выглядит типичный график кривых безразличия. Вы заметите, что на этом графике есть несколько кривых безразличия. Каждая кривая безразличия (IC1IC_1IC1, IC2IC_2IC2,…) представляет комбинации товаров, которые обеспечивают одинаковое количество полезности, но уровень полезности меняется от кривой к кривой. По мере продвижения к правому углу графика каждая кривая безразличия представляет все более и более высокие уровни полезности. Кривая безразличия выше и правее другой кривой безразличия всегда будет предпочтительнее. Чтобы понять, почему это так, сравните комбинации товаров между любыми двумя кривыми безразличия на графике. Комбинации вдоль кривой безразличия вверху и справа всегда будут предлагать более выгодную сделку, чем комбинации на нижней кривой.
Реалистичны ли кривые безразличия?
Кривые безразличия являются полезным инструментом для моделирования индивидуальных предпочтений, но, как и все экономические модели, кривые безразличия не всегда реалистичны и делают серьезные предположения о поведении людей, которые не всегда выдерживают эмпирические исследования того, как люди на самом деле вести себя. Некоторые приложения кривых безразличия подвергались критике за то, что они слишком сильно отклоняются от того, как люди действуют в реальной жизни, чтобы быть полезными.
При использовании кривых безразличия экономисты часто делают следующие сильные предположения относительно предпочтений, независимо от их отдаленности от жизненного поведения:
Переходные предпочтения. Если человек предпочитает A B и B C, то он должен предпочесть A C.
Полные предпочтения. Люди всегда четко понимают свои предпочтения и никогда не бывают нерешительны.
Поведение в соответствии с предпочтениями. Люди всегда действуют в соответствии со своими предпочтениями. Как только предпочтения установлены, они не меняются от момента к моменту.
Outlier (от соучредителя MasterClass) собрал лучших в мире преподавателей, дизайнеров игр и кинематографистов для создания будущего онлайн-колледжа.
Ознакомьтесь с этими родственными курсами:
Введение в микроэкономику
Знакомство с курсом
Введение в микроэкономику
Почему маленький выбор имеет большое значение.
Изучить курс
Введение в макроэкономику
Изучить курс
Введение в макроэкономику
Как деньги движут нашим миром.
Изучить курс
Введение в статистику
Изучить курс
Введение в статистику
Как данные описывают наш мир.