ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь.
Ощущение явл-ся чувственным отображением объективной реальности. Ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате их непосредственного воздействия на рецепторы и нервные центры коры головного мозга. Ощущение — построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения. По нервно физиологическому субстрату выделяют экстерорецептивные, проприорецептивные.
Восприятие — процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.
Внимание — процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют произвольное внимание, обусловленное постановкой сознательной цели, и непроизвольное, представленное ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей. Эффективность внимания может быть определена уровнем внимания (интенсивность, концентрация), объемом (широта, распределение внимания), скоростью переключения и устойчивостью. Для диагностики внимания существует ряд методик: для определения объема внимания предназначена тахистоскопическая методика Д. Кеттела, В. Вундта; для определения концентрации и устойчивости — корректурный тест Б.
Память — когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. В наиболее простой формой память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной форма предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии. Узнавание и воспроизведение также могут быть произвольными и непроизвольными. В настоящее время память рассматриваются в контексте других когнитивных процессов. (Р. Аткинсон, А. Бэддели, П. Линдсей, Д. Норман, Д. Румельхарт).
Мышление — Является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формах оно имеется у животных) также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.
Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера. Мышление подразделяется на теоретическое и практическое. В свою очередь теоретическое может быть понятийным и образным, а практическое — наглядно-образным и наглядно-действенным. Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для мышления эмпирические факты, не предпринимает практических действий, направленных на реальное преобразование действительности. Он обсуждает и ищет решение задачи с самого начала и до самого конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, выраженными в понятиях, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а представления и образы. Они или непосредственно формируются в ходе восприятия действительности, или извлекаются из памяти. В ходе решения задачи эти образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в новой ситуации мог непосредственно увидеть решение интересующей его задачи.
Отличительная особенность следующего вида мышления -наглядно образного — состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может.
Воображение — способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте.
В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс превнесения какого–либо свойства предметов другой области. Различают произвольное воображение, проявляющееся при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач, и непроизвольное, проявляющееся в сновидениях, в медитативных образах. Одним из источников развития воображения, в котором оно приобретает коммуникативные качества, является игра дошкольников.Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке.
Психические процессы в формировании рекламных образов
Психические процессы в формировании рекламных образов
Когнитивный компонент связан с тем, как рекламная информация воспринимается человеком. Изучение когнитивного компонента предполагает анализ ряда процессов переработки информации, таких, как ощущение и восприятие, память, представление и воображение, мышление и речь, и др.
Понятно, что рекламная продукция может быть изготовлена как высоко, так и низкокачественно, а это поразному будет влиять на когнитивную сферу человека. В результате рекламное сообщение будет поразному восприниматься и запоминаться, вызывать разной степени готовность к действию.
Существует мнение, что рекламная продукция разных рекламодателей не просто находится в конкуренции друг с другом, но в гораздо большей конкуренции, чем сами товары или услуги, которые рекламой сопровождаются.
Одним из важных элементов когнитивной деятельности человека является ощущение отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на органы чувств, это первичный познавательный процесс. В соответствии с основными органами чувств различаются и ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, двигательные, осязательные, органические, вибрационные, ощущения равновесия и др.
В рекламной деятельности чаще всего используются зрительные и слуховые ощущения. Хотя в ряде случаев реклама может быть основана на других видах ощущений. На автомобильных выставках посетителям предлагают поуправлять автомобилем, посидеть в салоне, чтобы испытать чувство комфорта. То есть используются вибрационные, двигательные и другие ощущения. Потенциальным потребителям в других случаях могут предложить попробовать продукцию на вкус, испытать ощущения тепла, холода, которые возникают при употреблении продукции и т.д. Это так называемый Sampling .
Исследование ощущений, возникающих при восприятии рекламы или при потреблении рекламируемого продукта Достигается эта цель с помощью измерения ощущений, которые испытывает человек, потребляя рекламируемый товар При этом используются специальные субъективные шкалы, позволяющие определить, какой товар наиболее привлекателен для потребителя.
Если возникающие при этом ощущения существенным образом отличаются от уже хорошо известных, то производителю рекламы удастся выделить этот товар и, следовательно, оказать влияние на покупательское поведение потребителя.
Другим важным элементом когнитивной деятельности человека является восприятие . В отличие от ощущений, восприятие представляет собой целостное отражение в коре головного мозга предметов и явлений. Это отражение сопровождается или опосредуется понятийным аппаратом, то есть обозначается словом, названием того, что человек воспринимает. По видам восприятие аналогично ощущениям: зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, осязательное и т.д.
Восприятие осуществляется чаще всего осмысленно. Большую роль в процессе восприятия играет узнавание.
При восприятии рекламной информации исключительно важная роль принадлежит формированию перцептивного образа, который оказывает (или не оказывает) самое существенное воздействие на поведение покупателя Специальные исследования показали, что люди, например, необъяснимо преданны своей марке сигарет или пива или какоголибо иного продукта, отличающегося широким разнообразием ассортимента. Но при специальных испытаниях они не могут отличить одну марку от другой. Тремстам курильщикам, предпочитающим сигареты одного из трех основных сортов, предложили эти самые три сорта сигарет, только без названий. Им нужно было узнать свой любимый сорт. Только шесть человек из трехсот испытуемых смогли распознать марку своих сигарет. Вывод психологи сделали простой — люди курят, в частности, не марки сигарет, а «курят образ, имидж сигарет «.
Рекламирование сигарет немыслимо без использования здорового и положительного образа, чтобы доминировать над текстовым предупреждением «Минздрав предупреждает… «. Доминирующие рисунки, предпочтение положительного и простота восприятия образа над текстом все это делает отрицательное сообщение малозначимым.
Следовательно, основная задача рекламы должна состоять в том, чтобы создавать в умах потребителей такие образы товаров, которые в условиях конкуренции побуждали бы их приобретать рекламируемое. Это тем более актуально, что многие предметы потребления стандартизированы.
Сказанное с успехом применялось и применяется на практике. Например, после падения спроса на сигареты, вызванного широко опубликованными данными о связи курения с злокачественными опухолями легких, многие ведущие фирмы изменили свои марки, создав новые образы, которые более соответствовали личным особенностям потребителёй.
Исключительно большое значение в рекламе имеет язык визуальных образов. Он воспринимается быстрее и легче и более точен по сравнению с вербальным языком, который состоит из ряда сложных линий в виде букв и слов. Образы прямо адресованы чувствам человека. Их смысл понимается посредством хорошо налаженного на уровне сознания процесса.
Для того, чтобы достигнуть своей цели, реклама должна отвечать важному принципу принципу целостности. Другими словами, в рекламе все ее элементы иллюстрация, заголовки, текст, логотип, верстка элементов и общий образ тесно взаимодействуют, и в рамках единой совокупности определяют общий эффект рекламы.
Психологи с помощью специальных исследований установили, что «просветление » (момент осознания разрешения проблемы), происходит мгновенно, за счет единовременного восприятия совокупности взаимосвязанных факторов, а не изучения каждого отдельного элемента. То есть, именно синтез факторов порождает решение. Именно в тот момент, когда субъект осознает значение связей, и происходит «просветление «. Он воспринимает, «схватывает » смысл совокупности, находит определенное решение и, следовательно, запоминает его.
Человек воспринимает рекламу согласно «закону краткости «, который является базовым в психологии восприятия. Например, даже неправильная или неполная окружность воспринимается человеком все равно как «окружность «, а не последовательность дуг. И этот процесс происходит в мозгу человека автоматически. С точки зрения рекламиста это значит, что если предложить потребителю сильную (логически выдержанную) рекламу (совокупность элементов), то потом достаточно будет представить лишь какойто ее элемент и потребитель сам вспомнит или додумает остальное. Ведь иногда люди смеются, услышав лишь одну фразу из анекдота, который они знают.
Важнейшим свойством восприятия выступает его направленность, которая в психологии получила название внимания . Основными способами привлечения внимания являются изменение, движение, контраст, выделение фигуры из фона и др. В известном смысле выделить рекламируемый товар — это значит привлечь к нему внимание.
Количество рекламной информации и ее противоречивость, вызванная конкуренцией, столь велики, что потребитель просто не в силах воспринимать все подряд и в полном объеме. Исследования показали, что из сотни рекламных объявлений, обрушивающихся ежедневно на человека, он усваивает едва ли не треть, и при этом только десятая часть имеет хоть какойто шанс повлиять на поведение покупателя. Следовательно, бессознательно человек тщательно отбирает поступающую информацию. На каких же рекламных объявлениях задерживается внимание человека? Он видит и слышит лишь то, что ему правится или что, его пугает, настораживает, или его внимание возрастает по мере того, как он все более вовлекается в процесс выбора.
Память является важным психическим процессом, имеющим прямое отношение к рекламной деятельности вообще и эффективности рекламы в частности. Памятью называют процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения (припоминания или узнавания) того, что человек раньше, воспринимал, переживал или делал.
Исследованиями установлено, что человек запоминает быстрее, прочнее то, с чем связана его дальнейшая деятельность, есть с будущим, со своими задачами, а также то, к чему у человека имеется выраженный интерес. Поэтому наиболее эффективной оказывается реклама, которая учитывает интересы и планы людей. С психологической точки зрения любой продавец это человек, который позволяет людям заглянуть в будущее и связывает их с этим будущим при помощи товара.
Видов памяти множество двигательная, эмоциональная, словеснологическая, сенсорная (зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, осязательная), образная, механическая, логическая, кратковременная, долговременная, произвольная, непроизвольная и др. Все они, так или иначе, вовлечены в процесс восприятия и переработки рекламной информации.
Противоположен запоминанию процесс забывания. Забывание может происходить через некоторое время при отсутствии повторения (угасание), под воздействием новой информации (интерференция), в результате заболевания (амнезия) и в ряде других случаев.
Исследование взаимосвязи долговременной памяти с рекламным сообщением очень важно, ибо от момента восприятия рекламы до момента покупки товара может пройти значительное время.
Считается, что основная проблема, связанная с запоминанием рекламы, состоит в том, что естественный процесс — не запоминание, а, наоборот, забывание.
Существуют некоторые психологические закономерности запоминания информации. Так, например, известно, что запоминаются лучше те сведения, которые располагаются либо в начале текста, либо в конце (эффект начала и эффект конца).
Основным и широко используемым способом добиться запоминания является повторение . Чтобы реклама привела к желаемому эффекту, она должна быть воспринята неоднократно.
Этому способу присуща серьезная проблема не вызывать частым повторением отрицательных эмоций, связанных с рекламным роликом или рекламируемым товаром, то есть это проблема баланса повторять, но не надоедать.
Многолетний опыт работы рекламистов позволяет выделить основные методы стимулирования запоминания рекламы без надоедания:
Использование юмора, который, конечно, действует не только на запоминание, но и на другие звенья процесса переработки рекламной информации;
Ритмическая организация рекламных сообщений, их стихотворная форма;
Использование ассоциативных полей, особенно для запечатления связи названия фирмы с ее профилем;
Включение в рекламное сообщение узнаваемых знаков и символов. Рекламное послание, содержащее положительную символику в виде узнаваемого зрительного или словесного образа, получает как бы «ключик к памяти «;
Исключение конкуренции разных аргументов в пользу одного товара или услуги. Один удачный довод действует гораздо сильнее длинного ряда аргументов, особенно когда они внутренне не связаны между собой так, чтобы образовать единую прочную структуру.
В зависимости от креативности (уровня творчества) рекламного содержания период запоминаемости колеблется от 1 до 2 недель и до нескольких лет. Считается, что интервал между рекламными обращениями нужно удлинять постепенно, но не более чем до 2 месяцев.
Следующим важным психическим процессом, имеющим непосредственное отношение к восприятию рекламы, является мышление. Мышление это обобщенное отражение в сознании человека предметов и явлений в их закономерных связях и отношениях. Основные свойства мышления сводятся к следующему:
Опосредованный характер. То есть, устанавливая связи и отношения между вещами и явлениями, человек опирается не только на непосредственное воздействие на него этих вещей и отношений, но и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти. Делая умозаключения, человек использует знания, которые выработали прошлые поколения, следовательно, мыслительные акты человека являются результатом не только его собственного опыта;
Мышление тесно связано с речью, внешней или внутренней, то есть имеет социальную природу;
Человек мыслит не только конкретными, но и абстрактными понятиями, символами, что находит самое широкое применение в рекламе.
Существует множество видов мыслительных операций, таких, как сравнение, абстрагирование (отвлечение), конкретизация, анализ, синтез, обобщение, установление аналогий, ассоциирование, суждение, умозаключение и другие. Все они активно используются в рекламе, особенно ассоциации
Большое влияние на восприятие информации и на покупательское поведение имеет объем или количество информации. Известно, что избыток информации в рекламе, так же как и ее недостаток, отрицательно влияет на приобретение товара.
Таким образом, активизация познавательной потребности — мощный психологический фактор в рекламе. Реклама задает вопрос, стремясь создать незавершенный образ, вызвать познавательную потребность. Тогда предлагаемый ответ всегда содержит информацию о достоинствах рекламируемого товара. По данным психологических исследований, около 80% всех людей испытывают сильный дискомфорт в случаях незавершенности возникающего в их сознании образа.
источник: azps.ru
Влияние воображения на восприятие | все
Восприятие — это способ, которым мы определяем наши переживания в ответ на стимуляцию наших органов чувств. Мы можем воспринимать что-то как «плохое», потому что нам было больно, или как «хорошее», потому что это заставляет нас смеяться. Эти выводы делаются путем обработки информации, которую мы получаем от стимула, и прихода к окончательному выводу после фильтрации нового опыта через знания и чувства, связанные с прошлым опытом. Те, у кого больше воображения, будут воспринимать свой мир иначе, чем те, у кого меньше воображения, поскольку их воображение повлияло на то, как они обрабатывали свой прошлый опыт и, следовательно, на то, как они будут испытывать текущий и будущий опыт. Это также приводит к мысли, что восприятием можно управлять с помощью воображения.
В своей жизни я был свидетелем многих случаев, когда мой маленький сын обрабатывал те же образы и звуки, что и я, но приходил к совершенно другому выводу. Это часто можно увидеть в наших семейных поездках в Диснейленд. Постоянный шум от живой музыки до парада, до звуков тысяч людей, болтающих о аттракционах. Когда я думаю о постоянной болтовне и громком шуме, я в конечном счете отношу это к другим вещам, которые вызывают много шума, например, к включению сирен или звукам машин в пробках. Этот шум, связанный с вещами, которые я уже воспринимал как «плохие» и «раздражающие», теперь подпадает под ту же категорию. Я могу наслаждаться поездкой, но в конечном итоге я считаю постоянный шум отрицательной частью нашей поездки.
С другой стороны, мой сын слышит шум, и он не вызывает у него таких же чувств. Он возбуждается от этого! Он представляет себе прошлый опыт с шумной окружающей средой. Он вспоминает игры с друзьями, которые становятся шумными, он помнит, как ходил в детские фильмы с мамой и папой, которые тоже были громкими, и он вспоминает предыдущие поездки в Диснейленд, в которых ему было весело. Как мы приходим к таким разным выводам? Потому что стимул показывает, что наше ожидание ситуации и наши воспоминания о прошлом опыте формируют наше восприятие. (Vanderbilt News 2008) Мой прошлый опыт научил меня, что шуметь плохо; это приводит к головным болям и перевозбуждению. В то время как мой сын ожидает веселья и волнения, поскольку он может представить больше ситуаций, в которых уровень шума ассоциируется с чувством веселья и волнения. Его реальность отличается от моей из-за наших воображаемых различий.
Поскольку восприятие — это всего лишь интерпретация нашего окружения, вполне логично, что люди с большим воображением будут интерпретировать вещи по-другому, и эта логика была применена к исследованиям пациентов с шизофренией. Ученые из Каролинского института провели исследования неспособности мозга различать воображение и реальность у больных шизофренией. (Бергланд, 2013) Профессор, руководивший исследованием, отметил, что проведенные ими эксперименты «окончательно установили, что сенсорные сигналы, генерируемые воображением, достаточно сильны, чтобы изменить реальное восприятие другой сенсорной модальности». По сути, поскольку больной шизофренией борется с воображением вещей, которых нет, это действительно меняет его восприятие ситуации. Используя пример, свидетелем которого я был, группа людей могла бы фотографировать себя со стоящим рядом шизофреником, который мог случайно оказаться на фотографии. В то время как группа, делающая снимок, воспринимала другого человека просто как кого-то на заднем плане, когда они фотографировали свои приключения, воображение шизофреника, так сказать, убегает вместе с ними. Он воображает, что единственная причина, по которой кому-то нужна его фотография, — это сказать, что он совершил преступление, и подставить его за это. Он был в тюрьме в прошлом и боится вернуться. Это заставляет его в гневе наброситься на группу, делающую снимок. Почему они воспринимают событие по-разному? Воображая, шизофреник видит сходство в том, что кто-то фотографирует его случайно и намеренно. Его воображение убедило его, что он находится в знакомой ситуации, которая ранее приводила к заключению в тюрьму. Группа, делающая снимок, не представляла себе такой ситуации, поэтому они воспринимают это событие как то, что они фотографируют, чтобы запечатлеть свой день, случайно сфотографировав кого-то, кто был на заднем плане, не обращая внимания на то, кто это может быть и почему они там.
Стоит отметить тот факт, что Каролинский институт также провел серию экспериментов по дальнейшему тестированию воображения и восприятия через иллюзии, в которых участники имели разные сенсорные ощущения. Один тест включал иллюзию двух объектов, проходящих друг мимо друга. Когда был введен звук грохота, создавалось впечатление, что объекты столкнулись, а не просто прошли мимо друг друга. Другой тест показал, что участники изменили свое восприятие разговора в зависимости от звуков и визуальных сигналов, представленных во время разговора. Они проверяли, как манипулирование тем, что участники видели, изменило их представление о тональности беседы. (Ежедневная наука, 2013 г.)
Те же самые исследования и методология были применены и более позитивно. Обсуждая исследование, проведенное Джоэлом Пирсоном и Розанной Радемейкер о том, как воображение может влиять на восприятие, Пирсон сказал: «С помощью мысленных образов мы можем «увидеть», какими вещи могли бы быть или могли бы быть в будущем». (Ассоциация психологических наук, 2011 г.) Эта точная логика применяется в терапевтических ситуациях, когда человеку, которого лечат, необходимо изменить свое восприятие с негативного на позитивное, представляя себе новое будущее и создавая новые ассоциации, чтобы в дальнейшем вещи, которые были когда-то отрицательно связанный, может стать положительно связанным, и это создает знакомство с положительными результатами. Это часто можно увидеть у тренеров и людей, которых они обучают. Человек с ожирением, который считает напряженные физические нагрузки болезненными и утомительными и научился ассоциировать здоровую деятельность с истощением и стрессом, может быть повторно обучен визуализировать положительные результаты, используя сначала свое воображение, пока оно не создаст реальную связь между болью и истощением. тяжелой тренировки и положительных эмоций от осознания того, что они много работали и меняют свою жизнь к лучшему. Без возможности использовать свое воображение и перенастроить свой мозг для создания положительных восприятий, их мозг продолжал бы рассматривать упражнения и диету как негативные вещи, основанные на их прошлом опыте.
Благодаря реальному жизненному опыту и экспериментам таких групп, как Каролинский институт, можно увидеть, что то, как мы что-то представляем, в конечном итоге влияет на наше восприятие этого. Те, у кого больше воображения, придут к совершенно другому выводу, что в конечном итоге изменит их восприятие, несмотря на то, что предъявляются точно такие же стимулы. Затем это знание может быть применено в различных обстоятельствах, таких как понимание детского восприятия по сравнению с восприятием взрослых, изучение того, как живое воображение и искаженное чувство реальности пациентов с шизофренией могут влиять на то, что они воспринимают, и как мы можем в конечном итоге манипулировать восприятием для получения благоприятных результатов, таких как как в случае переобучения умов тех, кто работает.
Ссылки:
Бергланд, К. (2013, 28 июня). Воображение может изменить восприятие реальности | Психология сегодня. Психология сегодня: здоровье, помощь, счастье . Получено 14 сентября 2013 г. с http://www.psychologytoday.com/blog/the-athletes-way/201306/imagination-can-change-perceptions-reality
Воображение может влиять на восприятие. (2011, 16 июня). Пресс-релиз – Ассоциация психологических наук . Получено 14 сентября 2013 г. с http://www.psychologicalscience.org/index.php/news/releases/imagination-can-influence-perception. html 9.0003
Новости. (2008, 7 июля). «мысленный взор» влияет на зрительное восприятие | Новости | Университет Вандербильта. Новости | Университет Вандербильта . Получено 14 сентября 2013 г. с http://news.vanderbilt.edu/2008/07/minds-eye-influences-visual-perception-61197/
Каролинский институт (2013 г., 27 июня). Воображение может изменить то, что мы слышим и видим. ScienceDaily . Получено 15 сентября 2013 г. с http://www.sciencedaily.com/releases/2013/06/130627125156.htm
Семантическая память как корень воображения
- Список журналов
- Фронт Психол
- PMC4371585
Передний психол. 2015 г.; 6: 325.
Опубликовано в сети 24 марта 2015 г. doi: 10.3389/fpsyg.
2015.003251, * и 2
Информация об авторе Примечания к статье Информация об авторских правах и лицензиях Отказ от ответственности
«Воображение — это то, что делает наш сенсорный опыт значимым, позволяя нам интерпретировать и осмысливать его, будь то с общепринятой точки зрения или с новой, оригинальной, индивидуальной точки зрения. Это то, что делает восприятие чем-то большим, чем простая физическая стимуляция органов чувств. Он также производит ментальные образы, визуальные и другие, что позволяет нам мыслить вне границ нашей нынешней перцептивной реальности, рассматривать воспоминания о прошлом и возможности для будущего и сопоставлять альтернативы друг с другом. Таким образом, воображение делает возможным все наши размышления о том, что есть, что было и, что, возможно, важнее всего, что может быть» (Найджел Дж. Т. Томас (2004, цит. по Manu, 2006, стр. 47) 9).0049 1 .
Исследования механизмов обработки информации, которые лежат в основе образного мышления, обычно сосредоточены на одной ветви воображения, такой как перспектива, ментальные образы или творчество, и часто обобщаются как полезные для понимания работы воображения в целом.
Стремясь способствовать обмену через границы воображения, в этой статье мы выдвинули идею о том, что все аспекты воображения возникают из семантической памяти с более высокими уровнями обработки воображаемой информации, исходящей из существующих систем и взаимодействующей с ними. в конечном итоге расширяясь за их пределы, чтобы сформировать новые системы (рис. 1). Мы сравниваем связанные нейрокогнитивные открытия и предположения с точки зрения их соответствия текущим знаниям в других областях воображения и обсуждаем их последствия для переформулирования гипотез, касающихся воображения в целом.
Открыть в отдельном окне
Неформальная иллюстрация того, как процессы воображения возникают из операций семантической памяти и выходят за их пределы .
Наше концептуальное знание мира является основой, из которой возникает всякое образное мышление, и как таковая образует «что-систему» в центре обработки информации. Исследования способов приобретения, представления, хранения и доступа к понятиям относятся к области семантического познания. Сети мозга, лежащие в основе системы «что», включают сенсорные и моторные системы, специфичные для модальности, а также мультимодальные или супрамодальные области в нижней теменной доле, средней и нижней височных извилинах, веретенообразной и парагиппокампальной извилинах, нижней лобной извилине, дорсомедиальной и вентромедиальной префронтальной коре. и задняя поясная извилина (Binder et al., 2009).; Биндер и Десаи, 2011 г.; Кифер и Пулвермюллер, 2012). Такие идеи появились в результате нейробиологических исследований мозговой основы семантической памяти, семантических аспектов обработки речи и организации концептуальных знаний в мозгу.
Определение местоположения любого объекта или человека относительно себя, другого человека или объекта возможно только путем доступа к представлениям пространственной информации, такой как направление, ориентация, расстояние и положение этого объекта или человека. Такая информация кодируется с помощью систем отсчета относительно наблюдателя (эгоцентрическая) и независимой от наблюдателя (аллоцентрическая) (Burgess, 2006). Задачи пространственной памяти и навигации показали, что медиальные структуры височной доли, такие как гиппокампальная формация, парагиппокампальная извилина, энторинальная и периринальная кора, а также медиальные теменные области, такие как ретросплениальная и задняя поясная кора (Burgess, 2008; Chrastil, 2013; Ekstrom et al. , 2014), играют важную роль в обработке пространственной информации. Другие задачи пространственного познания, такие как определение перспективы, указывают на вовлечение дополнительных областей задней теменной коры, особенно нижней теменной и височно-теменной областей (Byrne and Becker, 2007; Dhindsa et al., 2014).
Событие определяется как конкретное событие (что), которое происходит в определенном месте (где) и в данное время (когда). Во время ретроспекции мы получаем доступ к событиям из нашего личного прошлого (эпизодическая память, автобиографическая память), тогда как во время проспекции мы созерцаем события, которые могут развернуться в нашем личном будущем (эпизодическое мышление о будущем). Оба подпадают под общую концепцию мысленного путешествия во времени (Tulving, 1985). Нейробиологические данные постоянно показывают, что сеть мозга, которая задействуется, когда мы представляем личные события в ближайшем или отдаленном будущем, значительно перекрывается с сетью, которая активируется, когда мы размышляем о нашем эпизодическом или автобиографическом прошлом (Schacter et al. , 2007, 2012; Mullally). и Магуайр, 2013 г.). Области, которые составляют эту мозговую сеть, включают вентральную и дорсальную медиальную префронтальную кору, ретросплениальную и заднюю поясную области в медиальной теменной коре, переднюю латеральную височную кору, нижнюю теменную кору и медиальные структуры височной доли, такие как гиппокамп. Примечательно, что области мысленной сети мозга, путешествующей во времени, также близко соответствуют областям сети мозга по умолчанию (DMN). DMN активен в условиях отдыха и низкой рабочей нагрузки и отражает потребности в обработке, связанные с блужданием ума, внутренним мышлением и независимым от стимулов мышлением (Andrews-Hanna et al., 2014). Области DMN мозга также участвуют в других аспектах познания более высокого порядка, таких как рассуждения о психическом состоянии или теория разума, моральное познание и самореференциальное мышление (Buckner et al., 2008; Spreng et al., 2009).) все они включают рассуждения о себе и/или других.
Наша способность воображать возможности практически ничем не ограничена. Исследования цепей обработки информации, задействованных в разведке, затрагивают вопрос «что, если?» или «что может быть?» в определенном временном контексте нашей личной жизни (который охватывает вышеупомянутую эпизодическую перспективу системы «что-когда-где»). Однако наша когнитивная способность исследовать пространства гипотетических возможностей не ограничивается ни нашей личной жизнью, ни каким-либо временным фактором (прошлое/настоящее/будущее). Другие операции, которые подпадают под категорию когнитивных процессов, основанных на «что, если» или гипотетических рассуждений, включают семантическое исследование, семантическое или эпизодическое контрфактическое рассуждение и творчество. В дополнение к частичному концептуальному совпадению между системой «что, если» и ранее обсуждавшейся системой «что, где и когда», у них также есть общие базовые нейронные механизмы. Хотя лишь несколько нейробиологических исследований изучали семантическую проекцию или склонность думать о неличном будущем, ограниченные данные указывают на то, что семантическая проспектива зависит от сходных частей мозговой сети эпизодических мысленных путешествий во времени, особенно в отношении участия передняя и дорсальная медиальная префронтальные области, нижняя теменная кора, гиппокамп и родственные медиальные структуры височной доли (Abraham et al. , 2008; Race et al., 2013).
В отличие от семантического исследования, которое относительно не ограничено в отношении типов воображаемых альтернатив, контрфактическое мышление в первую очередь включает в себя исследование возможностей, которые противоречат тому, что уже произошло. Исследования мозговых коррелятов контрфактических сравнений и эмоций, которые часто сопровождают такое познание, таких как сожаление, указывают на ключевую роль орбитофронтальной и вентромедиальной префронтальной коры (Camille et al., 2004). Эпизодическое контрфактическое мышление сообщает об общей мозговой сети, включающей формирование гиппокампа, структуры височной доли, латеральные теменные области, а также медиальные и латеральные префронтальные области. В области эпизодического познания контрфактическое мышление задействует некоторые из этих областей сильнее, чем мышление о прошлом и будущем, а также дополнительно задействует билатеральную нижнюю теменную долю и заднюю медиальную лобную кору (Van Hoeck et al. , 2013).
Семантическая перспектива и контрфактические рассуждения связаны с гипотетическими рассуждениями, связанными с будущим и прошлым, соответственно. Однако можно также заниматься гипотетическими рассуждениями в неспецифических во времени контекстах, таких как рассуждения о моральных и психических состояниях, которые, как указывалось ранее, сильно перекрываются с точки зрения вовлеченной в них мозговой сети с системой «что-когда-где» (Buckner et al. др., 2008). В то время как контексты, задействованные в таких гипотетических логических рассуждениях, определенно являются социальными по своей природе, несоциальное направление, в рамках которого мы обязательно реализуем нашу способность мыслить гипотетически, — это творчество.
Наша способность к творчеству исследуется путем оценки того, насколько мы способны генерировать оригинальные и релевантные ответы для достижения определенной цели (Stein, 1953; Runco and Jaeger, 2012). Лежащие в мозгу механизмы творческого познания очень сложны (Abraham, 2014). Области мозга, такие как дорсальная и вентральная медиальная префронтальная кора, ретросплениальная и задняя поясная кора, а также медиальные структуры височной доли, сильно задействованы во время дивергентного мышления или генерации множественных ответов в ситуации с открытым концом (Abraham et al., 2012). ) Это указывает на значительное совпадение нейронных коррелятов дивергентного мышления и нейронных коррелятов сети «что-когда-где». Хотя дивергентное мышление, безусловно, включает в себя гипотетические рассуждения и исследование абстрактного пространства возможностей, оно не обязательно приводит к творческому мышлению. Наличие ограничений на дивергентное мышление подталкивает систему обработки информации к обязательному творчеству (как оригинальному, так и актуальному), и это приводит к дополнительной активации сетей семантического познания и когнитивного контроля, при этом основной вклад вносят такие области мозга, как нижняя лобная извилина. , височный полюс, лобно-полярную кору и базальные ганглии. Таким образом, нейронные корреляты системы творческого познания лишь частично перекрываются с теми, которые связаны с другими аспектами системы воображения, с общими активациями, наблюдаемыми в дорсомедиальной префронтальной коре и нижней теменной доле (система «что-когда-где»), а также в нижней лобной извилине. (что-система).
В этой статье мы рассмотрели мнение о том, что процессы воображения — «где» пространственного познания, «что-когда-где» эпизодической ретроспекции и проспективного анализа и «что-если» семантического прогноза, контрфактического рассуждение и творческое мышление — возникают на основании, обеспечиваемом «что» операций семантической памяти. Имеющиеся к настоящему моменту данные ясно указывают на то, что многие процессы воображения, которые в основном систематически исследовались изолированно друг от друга, реализуются нейронами в существенно перекрывающихся сетях мозга, а также сходны в отношении лежащих в их основе когнитивных алгоритмов и механизмов. Это перекликается с другими предположениями, в которых подчеркивается, что семантические и эпизодические когнитивные операции и связанные с ними мозговые системы динамически взаимосвязаны (Squire and Zola, 19). 98; Greenberg and Verfaellie, 2010), а также с недавними призывами к уменьшению акцента на эпизодических или аутоноэтических аспектах ориентированного на будущее познания и отстаиванию центральной роли, которую в нем играет семантическая память (Stocker, 2012; Irish and Piguet, 2013).
Это не означает, что все процессы воображения следует считать «вневременными» по определению. Многие формы мысленных путешествий во времени, а также контрфактическое мышление явно предполагают рассмотрение временных факторов как основного аспекта процесса воображения. Сделав еще один шаг вперед, можно даже утверждать, что такие процессы обязательно связаны с прогностическими системами мозга из-за того, что они включают в себя генерацию оценок, касающихся событий, которые достоверно разворачиваются в течение определенного периода времени, хотя и на разных уровнях. достоверности (Bubic et al., 2010). Эта позиция редко рассматривалась в литературе по связанным с воображением операциям, но она согласуется с рядом предположений, которые постулируют предсказание как фундаментальный механизм, модулирующий наши общие нейронные и когнитивные процессы (Friston and Stephan, 2007; Pezzulo, 2008).
Итак, хотя вопрос о темпоральности, несомненно, актуален, более фундаментальной основой, лежащей в основе всех вышеупомянутых процессов, является опора на наш опыт взаимодействия с миром, его объектами и событиями. Поэтому мы предлагаем, чтобы, если цель состоит в том, чтобы разработать всеобъемлющую модель обработки информации воображения, основные элементы должны обсуждаться с точки зрения операций семантической памяти. Поскольку семантическая память включает в себя абстрагирование содержания от переживаний, характерных для сенсорных, моторных или аффективных модальностей, концептуализация процессов воображения как производных от семантических операций позволяет более органично интегрировать ее теоретические модели с моделями более широкой исследовательской области. восприятие, действие и познание, где такие понятия, как воплощенное познание и прогнозирующая обработка, революционизируют наше понимание психологии.
Мы надеемся, что эти идеи будут стимулировать будущие исследования и разработку новых парадигм, а также критический научный обмен между исследовательскими сообществами, вовлеченными в понимание различных аспектов воображения. Некоторые вопросы можно уже предвосхитить, например проблему «курицы и яйца», в рамках которой кажется невозможным четко обосновать, что было первым, или опасения по поводу того, как достичь консенсуса в отношении того, что можно считать основополагающим основополагающим элементом. Тем не менее, мы надеемся, что в процессе этого обсуждения будут обнаружены строительные блоки и основные рамки, которые проведут нас через невероятно богатый мир человеческого воображения.
Заявление о конфликте интересов
Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
1 http://archive.today/www.imagery-imagination.com или http://www.co-bw.com/BrainConciousness%20Update%20index.htm
- Абрахам А. (2014). Креативное мышление, управляемое семантической обработкой, и сети мозга, управляющие когнитивным контролем. Передний. Гум. Неврологи. 8:95. 10.3389/fnhum.2014.00095 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Абрахам А., Пьеритц К., Тибуш К., Руттер Б., Крёгер С., Швекендик Дж. и др. .. (2012). Творчество и мозг: раскрытие нейронной сигнатуры концептуального расширения. Нейропсихология 50, 1906–1917. 10.1016/j.neuropsychologia.2012.04.015 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Абрахам А., Шуботц Р.И., фон Крамон Д.Ю. (2008). Размышление о будущем в сравнении с прошлым в личном и неличном контекстах. Мозг Res. 1233, 106–119. 10.1016/j.brainres.2008.07.084 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Эндрюс-Ханна Дж. Р., Смоллвуд Дж., Спренг Р. Н. (2014). Сеть по умолчанию и самогенерируемая мысль: составные процессы, динамический контроль и клиническая значимость. Анна. Академик Нью-Йорка науч. 1316, 29–52. 10.1111/nyas.12360 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Binder JR, Desai R. H. (2011). Нейробиология семантической памяти. Тенденции Познан. науч. 15, 527–536. 10.1016/j.tics.2011.10.001 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Биндер Дж. Р., Десаи Р. Х., Грейвс В. В., Конант Л. Л. (2009). Где семантическая система? Критический обзор и метаанализ 120 исследований функциональной нейровизуализации. Церебр. кора 19, 2767–2796. 10.1093/cercor/bhp055 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Бубич А., Абрахам А. (2014). Нейрокогнитивные основы ориентированного на будущее познания. Преподобный Психолог. 21, 3–15 10.3389/fnhum.2010.00025 [CrossRef] [Google Scholar]
- Bubic A., von Cramon D.Y., Schubotz R.I. (2010). Предсказание, познание и мозг. Передний. Гум. Неврологи. 4:25. 10.3389/fnhum.2010.00025 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Бакнер Р.Л., Эндрюс-Ханна Дж.Р., Шактер Д.Л. (2008). Сеть мозга по умолчанию: анатомия, функции и отношение к болезни. Анна. Академик Нью-Йорка науч. 1124, 1–38. 10.1196/annals.1440.011 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Берджесс Н. (2006). Пространственная память: как сочетаются эгоцентризм и аллоцентризм. Тенденции Познан. науч. 10, 551–557. 10.1016/j.tics.2006.10.005 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Берджесс Н. (2008). Пространственное познание и мозг. Анна. Академик Нью-Йорка науч. 1124, 77–97. 10.1196/annals.1440.002 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Бирн П., Беккер С. (2007). Вспоминая прошлое и представляя будущее. Психол. Откр. 114, 340–375. 10.1037/0033-295X.114.2.340 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Camille N., Coricelli G., Sallet J., Pradat-Diehl P., Duhamel J.-R. , Сиригу А. (2004). Участие орбитофронтальной коры в переживании сожаления. Наука 304, 1167–1170. 10.1126/наука.1094550 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Chrastil ER (2013). Нейронные данные поддерживают новую основу для пространственной навигации. Психон. Бык. Откр. 20, 208–227. 10.3758/s13423-012-0351-6 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Дхиндса К. , Дробинин В., Кинг Дж., Холл Г. Б., Берджесс Н., Беккер С. (2014). Изучение роли височно-теменной сети в памяти, образах и трансформации точки зрения. Передний. Гум. Неврологи. 8:709. 10.3389/fnhum.2014.00709 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Экстром А. Д., Арнольд А. Э. Г. Ф., Иария Г. (2014). Критический обзор аллоцентрического пространственного представления и его нейронной основы: к сетевой перспективе. Передний. Гум. Неврологи. 8:803. 10.3389/fnhum.2014.00803 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Friston KJ, Stephan K.E. (2007). Свободная энергия и мозг. Синтез 159, 417–458. 10.1007/s11229-007-9237-y [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Greenberg DL, Verfaellie M. (2010). Взаимозависимость эпизодической и семантической памяти: данные нейропсихологии. Дж. Междунар. Нейропсихология. соц. 16, 748–753. 10.1017/S1355617710000676 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Айриш М. , Пиге О. (2013). Ключевая роль семантической памяти в воспоминании прошлого и воображении будущего. Передний. Поведение Неврологи. 7:27. 10.3389/fnbeh.2013.00027 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Kiefer M., Pulvermüller F. (2012). Концептуальные представления в уме и мозге: теоретические разработки, текущие данные и будущие направления. кора 48, 805–825. 10.1016/j.cortex.2011.04.006 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Левенс С. М., Ларсен Дж. Т., Брасс Дж., Транел Д., Бечара А., Меллерс Б. А. (2014). Что могло быть? Роль вентромедиальной префронтальной коры и латеральной орбитофронтальной коры в контрфактических эмоциях и выборе. Нейропсихология 54, 77–86. 10.1016/j.neuropsychologia.2013.10.026 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Ману А. (2006 г.). Вызов воображению: стратегическое предвидение и инновации в мировой экономике. Беркли, Калифорния: Новые всадники. [Google Scholar]
- Маллалли С. Л. , Магуайр Э. А. (2013). Память, воображение и предсказание будущего: общий механизм мозга? нейробиолог 20, 220–234. 10.1177/1073858413495091 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Pezzulo G. (2008). Согласование с будущим: предвосхищающий характер представления. Машины разума 18, 179–225 10.1007/s11023-008-9095-5 [CrossRef] [Google Scholar]
- Race E., Keane M.M., Verfaellie M. (2013). Потеря взгляда на будущее: нарушение семантической проекции после медиальных поражений височной доли. Гиппокамп 23, 268–277. 10.1002/hipo.22084 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Runco MA, Jaeger GJ (2012). Стандартное определение творчества. Создать Рез. Ж. 24, 92–96. 10.1080/10400419.2012.650092 [CrossRef] [Google Scholar]
- Schacter DL, Addis DR, Buckner RL (2007). Вспоминая прошлое, чтобы представить будущее: перспективный мозг. Нац. Преподобный Нейроски. 8, 657–661. 10.1038/nrn2213 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Шактер Д. Л., Аддис Д.Р., Хассабис Д., Мартин В.К., Шпренг Р.Н., Шпунар К.К. (2012). Будущее памяти: память, воображение и мозг. Нейрон 76, 677–694. 10.1016/j.neuron.2012.11.001 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Шпренг Р. Н., Мар Р. А., Ким А. С. Н. (2009). Общая нейронная основа автобиографической памяти, разведки, навигации, теории разума и режима по умолчанию: количественный метаанализ. Дж. Когн. Неврологи. 21, 489–510. 10.1162/июнь 2008.21029[PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Сквайр Л. Р., Зола С. М. (1998). Эпизодическая память, семантическая память и амнезия. Гиппокамп 8, 205–211. [PubMed] [Google Scholar]
- Штейн М. И. (1953). Творчество и культура. Дж. Психол. 36, 311–322 10.1080/00223980.1953.9712897 [CrossRef] [Google Scholar]
- Stocker K. (2012). Машина времени в нашем сознании. Познан. науч. 36, 385–420. 10.1111/j.1551-6709.2011.01225.x [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Тульвинг Э. (1985). Оксфордская серия психологии (Новый Эд Эдн).