Примеры синектика: Метод синектики примеры | Синектические группы

Метод синектики примеры | Синектические группы

Работа по методу «Синектики» строится примерно так:

«1. Тщательно подобрать группу специалистов в качестве самостоятельного «отдела разработок».

Группа синектики должна состоять из двух-трёх приглашённых со стороны специалистов, представляющих разные профессии или научные дисциплины (в частности, биологию), и, скажем, трёх работников различных отделов основной организации. Критериями отбора специалистов для этой группы служат гибкость их мышления, диапазон знаний и практического опыта (предпочтительнее специалисты, менявшие свои профессии или специальности), возраст (от 25 до 40 лет) и контрастность психологических типов. Выбору предшествует длительное наблюдение за поведением в разговорах, за движениями тела и за способностью включиться в работу уже имеющихся синектических групп. Новой группе предоставляются отдельные помещения, выделяются средства и оснащается мастерская, в которой члены группы могут изготовлять собственные прототипы изделий.                               

2. Предоставить этой группе возможность попрактиковаться в использовании аналогий для ориентирования спонтанной активности мозга и нервной системы на решение предложенной проблемы.

Группа синектики использует обсуждение аналогии в качестве средства для ориентирования своего спонтанного мышления на поставленную проблему. При этом используются аналогии четырёх типов:

а) Прямые аналогии. Их часто находят в биологических системах, решающих сходные проблемы; например, утверждают, что наблюдение Брюнеля за червем-древоточцем, образующим трубчатый канал, когда он пробуравливает древесину, навело этого исследователя на мысль о кессонном методе строительства подводных сооружений.

б) Субъективные аналогии (в других переводах их называют «личные» — Прим. И.Л. Викентьева). Конструктор старается представить себе, как можно было бы использовать своё собственное тело для достижения искомого результата; например, что он сам почувствовал бы, если выполнял бы функцию лопасти винта вертолёта, какие силы воздействовали бы на него со стороны воздушного потока и со стороны втулки; что он испытывал бы, если бы «был кроватью»?

в) Символические аналогии. Это поэтические метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого, например устье реки, головка молотка, дерево решений, заглушить вибрацию, подавить сопротивление.

г) Фантастические аналогии. Представить себе вещи такими, какими они не являются, но какими мы хотели бы их видеть; например, хотелось бы иметь маленького «человечка» для набора телефонного номера; хотелось бы, чтобы дорога существовала лишь там, где её касаются колеса нашего автомобиля.

То, что эти четыре типа аналогий действительно фундаментальны и охватывают мысли и опыт людей, станет более очевидным, если ввести следующую классификацию:

прямые — реальные,
фантастические —  нереальные,
субъективные —  телесные,
символические —  абстрактные.

Членов группы приучают преодолевать свою боязнь раскрыть друг перед другом глубоко личные мысли, для чего их заставляют наблюдать за тем, как работают опытные «синекторы», и  следовать их примеру. Чтобы научить членов группы распознавать признаки приближения к решению, ведущему ко всеобщему удовлетворению и душевному подъёму, используются записи на магнитную ленту.   Последовательность  решения проблемы такова:

а) Проблема, как она задана, —  формулировка проблемы, данная основной организацией.

б) Очищение от очевидных решений —  дискуссия, в ходе которой члены группы выясняют свои взгляды на очевидные решения, которые едва ли дадут нечто большее, чем простое сочетание существующих решений (этот этап напоминает мозговую атаку).

в) Превращение необычного в привычное —  поиск аналогий, позволяющих выразить «заданную проблему» в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту их работы.

В попытке проникнуть в суть проблемы и распутать клубок предположений и рассуждений, в которых запрятано решение, допускается игнорирование физических законов и соглашений (например: «Вы хотите сказать, что Вам нужна антигравитационная машина»).

г) Проблема, как она понята, —  определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению проблемы.

д) Наводящие вопросы —  председательствующий предлагает дать решение, пользуясь одним из типов аналогии. Члены группы в свободной манере проигрывают каждый наводящий вопрос. Если аналогии становятся слишком абстрактными, дискуссия направляется в русло «проблемы, как она понята». Когда появляется перспективная идея, её развивают словесно до того момента, когда члены группы смогут изготовить и опробовать грубые прототипы устройства. Аналогии используются для того, чтобы «превратить привычное в необычное». Такое преобразование значительно повышает степень мысленной реконструкции известных из прошлого опыта ситуаций в формах, совместимых с заданной проблемой. Члены группы испытывают большой душевный подъем, когда достигается решение проблемы, но после этого ощущают физическое изнеможение.

3. Передать группе сложные проблемы, которые не может решить основная организация, и предоставить ей достаточное время для их решения.

До настоящего времени синектика использовалась для решения конкретных проблем разработки изделий, например: «найти более простой принцип устройства приводов с постоянной угловой скоростью вращения вала», «спроектировать усовершенствованный нож для открывания консервных банок» или «изобрести более прочную крышу». Метод использовался также для решения более крупных проблем, например: «разработать новый вид продукции с годовым потенциалом продаж 300 млн. долларов». Результаты решения подобных задач оказались нетривиальными и в то же время приемлемыми для заказчика».

Дж. К. Джонс, Методы проектирования, М., «Мир», 1986 г., с.  246-247.

 

ПРИМЕР Синектики: «У. Дж. Дж. Гордон использовал эту стратегию для разработки чипсов Pringles. Перед компанией стояла задача создать новые картофельные чипсы и упаковку, которая будет более эффективна и не потребует заполнять пакет таким количеством воздуха, которое превышает объём самих чипсов. Парадокс состоял в том, что чипсы должны быть упакованы более компактно и при этом не ломаться. «Название книги», которое выражает суть этого парадокса, было «Компактная неразрушаемость». В качестве аналогии они выбрали укладку опавших листьев в мешок осенью. Когда вы пытаетесь засунуть сухие листья в полиэтиленовый пакет, вы сталкиваетесь с определёнными трудностями. Но когда листья сырые (уникальная особенность), они мягкие и легко изменяют форму. Влажный лист принимает форму соседнего листа, оставляя лишь немного воздуха между ними. Смачивание и формовка сухой картофельной муки позволило решить проблему с упаковкой, и это дало начало чипсам Pringles. Несколько лет назад я проводил семинар с группой инженеров, которые работали на литейном заводе, где производили пескоструйную очистку кованых металлических деталей. Для очистки деталей они использовали песок, но он попадал в полости, и, чтобы убрать его оттуда, требовалось много времени и денег. Парадокс состоит в том, что для очистки деталей частицы должны быть твёрдыми и в то же самое время не твёрдыми, чтобы их было легко удалить. Для описания сущности проблемы было использовано «название книги» «Исчезающая твёрдость». Это навело их на мысль о льде как аналогии. Уникальная особенность льда состоит в том, что он тает. Решением проблемы стало производство частиц из сухого льда. Твёрдые частицы будут очищать детали и затем превращаться в газ и испаряться».

Майкл Микалко, Игры для разума. Тренинг креативного мышления, СПб, «Питер», 2007 г., с. 302.

 

 

Синектика — метод эффективного решения задач

Синектика — это метод сочетания разноплановых, нередко совершенно несовместимых элементов при постановке задачи и поиске решений. Были ли в вашей жизни случаи, когда решение задач заходило в тупик? Рассмотрены десятки вариантов, а процесс так и стоит на месте? В таких случаях метод синектики — отличный выбор. Он позволяет увидеть ситуацию с другой стороны. Применение этой техники поможет найти неожиданное, возможно, непонятное или абсурдное решение. Но какая разница, как оно выглядит, если проблема решена?

Содержание

  • Когда и как появился метод
  • Как работает метод синектики
  • Этапы синектического решения
    • Пример применения синектики для поиска решений
  • Преимущества и недостатки синектики
  • Как создать синектическую группу
  • Заключение

Когда и как появился метод

Метод синектики появился в середине прошлого столетия. Тогда изобретатель и исследователь мышления Уильям Гордон и его коллега Джордж Принс сделали открытие. Они выяснили, что групповое и индивидуальное творчество похожи. Это стало толчком к созданию в 1952 году исследовательской группы (Кембридж). Она занималась изучением и усовершенствованием интересного метода под названием синектика. Это слово отображает его суть. В переводе с греческого оно обозначает соединение нескольких разнородных элементов.

Сегодня синектика – метод мозгового штурма. Он предполагает обсуждение проблемы, использование метафор и аналогий. По мнению Уильяма Гордона, последние помогают избавиться от ограниченности мышления. Главное – понять, как знания из одной области применяются в другой.

Примером эффективности синектического штурма называют сотрудничество Гордона с компанией Kellogg — производителем чипсов Pringles. Возникла проблема с упаковкой. Нужно сделать ее компактной и удобной. Но как? Используя метод синектики, Гордон сравнил чипсы в упаковке с собранными в пакеты опавшими листьями. Сухие занимают больший объем, чем влажные. Последние эластичнее и мягче, благодаря чему компактнее укладываются в пакеты и мешки. По мнению изобретателя, так стоит поступить и с чипсами. Он предложил смачивать картофельную муку, используемую для их изготовления. Результат налицо.

В начале 60-х годов Уильям Гордон издал книгу «Синектика: развитие творческого воображения». А чуть позже основал компанию Synectics Inc, специализирующуюся на обучении креативному мышлению.

Как работает метод синектики

Как сказано выше, суть метода синектики заключается в поиске аналогий. Они бывают 4 видов:

  1. Прямые. Это похожие черты объектов, используемые при решении одинаковых задач. Сюда относится схожесть природных данных или технических характеристик. Представьте, что перед вами стоит задание усовершенствовать процесс покраски мебели. Но вы не знаете, как лучше это сделать. Проведите аналогию с окрашиванием других предметов. Пусть это будет, к примеру, бумага. Или же задумайтесь об окраске цветов и животных.
  2. Символические. В обычных вещах нужно видеть метафоры и парадоксы. Здесь синектика предлагает посмотреть на привычное с необычного ракурса. Аналогия такого типа часто используется в искусстве. Нередко появляется она и в повседневной жизни. Взять хотя бы знакомые всем фразы «живой мертвец» или «без вины виноватый».
  3. Личные. Попробуйте отождествить себя с изучаемым явлением или объектом. Наденьте на себя его функции и характеристики. Это поможет изменить взгляд на вещи. Поначалу такие аналогии покажутся нелепыми и даже бессмысленными. Однако это возможность увидеть новые грани, стороны предмета. Такая аналогия требует богатой фантазии и развитого воображения.
  4. Фантастические. В случае с этой аналогией можно проявлять всю фантазию. Представьте объект в самых фантастических или даже нереальных условиях. Пусть он будет свободен от физических законов. Побудьте писателем-фантастом. Возможно, в этот момент вы увидите, как решить проблему без привязки к существующей реальности.

Используя перечисленные аналогии, вы задействуете все типы мышления. Благодаря этому увидите полную картину происходящего.

Этапы синектического решения

Поиск новых идей методом синектики проводится в 8 этапов. Каждый из них подробно объясняется в книге Уильяма Гордона.

  1. Для начала выделяют проблему. Ее не знает никто из участников. Информация доступна только руководителю. Она не разглашается не случайно. Если человек знает все заранее, ему сложно переключиться с привычного способа решения задач на творческий, креативный. Проблема освещается в общем виде.
  2. На 2 этапе проблему делят на части. Самые сложные разделяются на мелкие.
  3. Участники группы изучают вопрос, анализируют детали, делают выводы. Для этого они используют полученную ранее информацию.
  4. Теперь пришло время подбора аналогий и метафор. В синектике это способ понять суть проблемы, рассмотреть ее изнутри.
  5. Следующий этап – изучение проблемы с необычного ракурса.
  6. Участникам предстоит рассказать, как они поняли ситуацию. Здесь вновь в игру вступают аналогии.
  7. Самую подходящую аналогию отождествляют с поставленной задачей. В результате снимаются любые ограничения, раздвигаются рамки.
  8. Этот этап предполагает поиск решений. Участникам группы нужно найти подходящий вариант, высказать идеи по поводу него. После решение проецируется на проблему.

На последнем этапе работают эксперты. Они оценивают и анализируют проделанную работу. А после думают, как применить найденные решения на практике.

Пример применения синектики для поиска решений

Один из примеров приведен выше. Создатель методики воплотил ее в жизнь, работая с компанией, производящей чипсы «Pringles».

Есть и другой пример. Представьте литейный завод. На одном из этапов производства происходит пескоструйная очистка готовых изделий. Проблема в том, что песок попадает в полости деталей. На его удаление тратится много времени. К тому же, это дополнительные расходы. Инженеры искали способ сделать так, чтобы песчинки очищали металл, но при этом не оставались в изделии.

Специалисты провели аналогию со льдом. При таянии он исчезает. Почему бы не применить эту особенность в случае и с производством деталей? Было принято решение вместо песка использовать частицы сухого льда. Они эффективно очищали металл, а после, превращаясь в газ, испарялись.

Преимущества и недостатки синектики

Метод синектики, который относится к технике мозгового штурма, имеет ряд достоинств. Вот некоторые из них:

  1. Результативность. Правильно собранная синектическая группа и нестандартный подход работают быстрее других техник решения поставленных задач.
  2. Процесс поиска решений проходит максимально эффективно. Синектика предполагает использование сразу всех типов мышления. Каждый участник максимально раскрывает потенциал. Другие методы не могут похвастаться такими достижениями.
  3. Коллектив постоянно развивается. Он не только решает бессчетное количество задач.
    Каждый участник группы получает опыт, учится чему-то новому, находит общий язык с коллегами. Это благоприятно сказывается на работе компании.
  4. Уменьшаются посторонние затраты и случайные факторы. Во время классического мозгового штурма много времени уходит на перечисление вариантов решения проблемы. При синектике участники группы критикуют высказывания друг друга. В итоге находят реальные, применимые в данной ситуации решения, а не перечисляют все, что приходит в голову.

Несмотря на неоспоримые преимущества, у метода синектики есть и некоторые недостатки:

  1. Продолжительное обучение. Участникам синектической группы нужно пройти специальное обучение. Это семинары, онлайн курсы, тренинги. Сюда входит и чтение соответствующей литературы. В любом случае процесс займет немало времени.
  2. В группу стоит набирать только квалифицированных специалистов. Они должны быть мотивированы, иметь лояльное отношение к компании и желание участвовать в обсуждениях.

Еще одним недостатком считается отрыв от производства. Группе нужны разнопрофильные специалисты. Их отсутствие на месте снижает эффективность работы компании.

Как создать синектическую группу

Формирование группы происходит в 3 этапа:

  1. Первым идет отбор участников. Они проходят специальные тесты, по результатам которых определяют уровень эрудиции, образование, способность нестандартно мыслить, наличие знаний в отдельных сферах. Лучше, если у кандидатов разные профессии. Предпочтение отдается тем, у кого две несовместимые друг с другом специальности. Пример – инженер-экономист или физик-врач.
  2. Второй этап – обучение. В России метод синектики не пользуется популярностью. Поэтому касающихся его методических и учебных разработок нет. Да и опыт других стран игнорируется. За границей существуют специальные заведения, которые заняты подготовкой синектических групп. Процесс занимает год. Очные занятия проводятся в центрах. Это теория. После начинается практика. «Студенты» отправляются на свои предприятия решать реальные задачи.
  3. На последнем этапе подготовленную группу внедряют на фирму.

Иногда руководство компании решает создать синектическую группу из своих сотрудников. Другой вариант — заказать уже готовый коллектив для разового или регулярного сотрудничества.

Заключение

Метод синектики – возможность принимать нестандартные решения путем перенесения опыта из одной сферы в другую. В процессе работы не ограничивайте фантазию. Вам придется предлагать неожиданные и даже абсурдные варианты решения задач. Поначалу такая практика кажется нелепой. Но примеры говорят о ее эффективности. Вспомните хотя бы упаковку чипсов «Pringles».

Синектика | eduTOOLBOX

В 1961 году Уильям Гордон разработал модель стимулирования творчества с помощью аналогий или метафор. Предпосылка Гордона заключалась в том, что творческие люди регулярно используют аналогиональное мышление, чтобы поддерживать новые способы рассмотрения вопросов или проблем. Ключом к успешному уроку, включающему синектику , является задача, требующая от отдельных лиц или групп учащихся обнаружения физических, символических или поведенческих связей между знакомым и незнакомым, а также умения описывать эти вновь определенные отношения.

Синектический триггерный механизм — это задача или вопрос, который способствует появлению новых идей и мыслей. Например, при изучении формы и функции в биологии учащимся показывают изображения различных типов транспортных средств, таких как внедорожники, спортивные автомобили, седаны и т. д., а также изображения животных с определенными структурными адаптациями. В этом случае изображения используются, чтобы вызвать аналогии между непохожими вещами, такими как гепард и скоростная спортивная машина.

Реализация

1. Подготовьте графический органайзер Synectics для каждого учащегося.

2. Этот обучающий инструмент зависит от конкретной ситуации. Тщательно подумайте об идее, ситуации, концепции, событии или условии, которые вы хотите, чтобы студенты исследовали.

3. Используйте синектический триггерный механизм, такой как картинка, стихотворение, песня, рисунок и т. д., чтобы начать собственное рассуждение по аналогии.

· Используйте идеи из природного или искусственного мира, связи с историческими событиями, вашей школой и т. д.

4. Придумайте личную аналогию для любого из вышеперечисленных элементов.

· Примечание. Используйте идеи, которые не имеют прямого отношения к предмету.

· Если аналогия настолько очевидна, что все ее сразу «понимают» без необходимости оригинального мышления, то найдите другую.

5. Проанализируйте связи, которые, по вашему мнению, существуют в вашей аналогии.

6. Прежде чем приступить к личным аналогиям, потренируйтесь строить аналогии на примерах вещей, которые имеют сходство, которое легко определить.

· Акула очень похожа на торпеду, потому что …

· Ветряная турбина очень похожа на солнечную панель, потому что …

7. Затем переходите к аналогиям, которые требуют более абстрактного мышления.

· Приготовление кофе очень похоже на мозговой штурм, потому что …

· Вождение электромобиля очень похоже на уплату налогов, потому что …

Классное руководство

процесс, представляя свою собственную аналогию и объясняя связь с классом.

2. Предложите учащимся быстро разместить слова в каждом из четырех квадрантов. Прежде чем выбирать эти слова, следует немного подумать.

3. Попросите учащихся ввести понятие, идею, условие и т. д., которые вы хотите изучить, в центральное поле.

4. Для каждого квадранта попросите учащихся завершить эту основу предложения: Слово в центральной рамке очень похоже на элемент в квадранте, потому что…

5. Поделитесь со всем классом случайными примерами студенческих аналогий.

6. Предлагаемая формирующая оценка: плюс-минус-интересно.

Синектическая модель обучения — Джон Дабелл

Преподавание и обучение 

Джондабелл 3 комментария творческое мышление, формирующая оценка, метафора, сравнение, синектика, Уильям Дж. Гордон

Вы пробовали рассуждать по аналогии?

В 1961 году Уильям Дж.Дж. Гордон и его коллеги разработали модель творческого мышления под названием «Синектика».

Синектика — это греческое слово, означающее объединение различных идей.

Модель изначально была разработана для повышения творческого самовыражения, эмпатии и проницательности, а также для помощи «творческим группам» в промышленных и других организациях в разработке качественных продуктов и решении проблем. Они были использованы в качестве стимула для чипсов Pringles для пропитанных повязок для ран.

Я всегда называл эту модель «рассуждения по аналогии», потому что она использует сравнения для проведения ярких и образных сравнений между двумя, казалось бы, не связанными между собой объектами, понятиями, процессами или событиями.

Это творческий процесс установления связей, который можно использовать по любому предмету в рамках учебной программы.

Хотя существуют различные типы аналогий (прямые, личные и символические), я всегда находил метод прямой аналогии наиболее эффективным для групповых дискуссий.

Seligmann (2007) приводит пример сравнения сердечно-сосудистой системы с автомагистралью. Учащиеся могут предположить, что они похожи, потому что клетки крови подобны грузовикам, путешествующим по сосудистой системе, доставляющим кислород к органам тела, а сгусток крови подобен пробке, мешающей клеткам крови выполнять свои жизненно важные поставки.

Я видел похожий пример в прекрасной книге Марсело Старикоффа и Алана Риса «Начни думать»:

Кровь похожа на томатный кетчуп, потому что….

  1. оба содержат сахар и соль
  2. оба содержат воду
  3. оба вязкоупругие

На уроках много возможностей для развития синектического мышления. Вы можете поделиться следующими примерами со своим классом и посмотреть, какие идеи дети могут придумать вместе. Попросите детей придумать по три идеи на каждый пример:

  • Ваша личность похожа на снежинку, потому что…
  • Преподавание похоже на исследование космоса, потому что…
  • Акула похожа на торпеду, потому что…
  • Кит похож на подводную лодку, потому что…
  • Учитель подобен волку, потому что…
  • Класс похож на муравейник, потому что….
  • Гражданская война подобна извержению вулкана, потому что…
  • Математика похожа на арахисовое масло, потому что…
  • Десятичная точка похожа на бетонный столб, потому что…
  • Чтение похоже на ныряние за жемчугом, потому что…
  • Обучение похоже на американские горки, потому что…

Сравнение двух подобных вещей часто приводит к тому, что дети задают ряд интересных вопросов, которые выявляют не только сходство, но и различия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *