Самосознание в психологии это: Самосознание — Психологос

что это такое в психологии и философии

Обновлено 9 октября 2022 Просмотров: 33 135 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Как вы отличаете себя от других людей и предметов, понимаете, что вы это вы? Что ваши эмоции и поведение именно ваши, а не чьи-то и т.д.? Все это происходит, благодаря самосознанию. Что это такое и зачем оно нам – узнаете ниже.


Что такое самосознание

Простыми словами самосознание – это ясное понимание того, что я являюсь отдельной личностью. Для этого мне приходится постоянно направлять свое внимание внутрь себя, благодаря чему я знаю свои потребности, мечты, желания. Осознаю собственные привычки, черты характера, способы реагирования на окружающий мир. Слышу свои ощущения и эмоции. Я – это я, и никто вместо меня мной быть не может.

Например, это у меня сейчас чешется нос и урчит в животе. Это я радуюсь первому снегу и терпеть не могу осень. И это я люблю пирожки с картошкой и черешню. Также я изучаю, контролирую, оцениваю, трансформирую свою деятельность посредством индивидуальных мотивов. И все это бесконечный процесс, так как человеческая психика находится в постоянном движении.

Итак, самосознание – это сознание себя как личности с уникальным мировоззрением, ценностями, стремлениями, самооценкой и т.д. В этом процессе формируется «Я-образ» или «Я-концепция» – представление человека о себе, конкретный образ себя.

Понятие индивидуального самосознания применяемо к каждому индивиду. Однако этот же феномен можно наблюдать в рамках целой общности, этнической группы.

В социальных науках его называют национальное самосознание – это совокупность традиций, история, идеологический характер, культура, стереотипы, представления нации. Основная функция явления – создание единства между людьми, живущими бок о бок.

В философии

Исследование самосознания в философии началось со времен Сократа, для которого этот процесс был тесно связан с самопознанием (он ставил между ними равенство). Кант считал, что самосознание определяется доопытными структурами (априорно).

На сегодняшний день совокупность старых и новых взглядов в отношении самосознания можно условно разделились на два лагеря:

  1. одни определяют это явление как часть сознания, рождающееся вместе с человеком и с ним умирающее. Это любое самоотражение индивида в виде эмоций, ощущений, мыслей и т.д.
  2. вторые утверждают, что основой самосознания является рефлексия, обусловленная способностью мыслить и получать продукты своего мышления – знания. С этой точки зрения, способность сознавать себя есть высшая форма проявления сознания и существует она только у взрослых.

Самосознание в психологии

С точки зрения психологии способность осознавать себя не является врожденной. Она формируется вместе с физическим и психическим развитием ребенка. Этот процесс тесно связан с воспитанием, влиянием авторитетных взрослых, взаимодействием со сверстниками, обучением и т. д…

Другими словами, самосознание развивается в контакте с миром. Ведь именно через соприкосновение с ним индивид получает знание о том, кто он есть в данный момент времени и в общем. Мы считываем реакции окружающих и свои на них.

Представьте ребенка, который постоянно что-то рисует. Его хвалят, говорят, какой он молодец. Если подобная реакция на его творчество повторяется многократно, в голове юного художника формируется знание о себе «я люблю рисовать, у меня замечательно это выходит. А еще мне приятно получать похвалу». А кем будет осознавать себя взрослый человек, которому все детство твердили, что руки у него ни с того места растут и голова дырявая?

Развитие самосознания

Итак, рассмотрим 4 этапа развития самосознания:

  1. до 1 года у ребенка формируется его телесное «Я». Он активно изучает свои части тела, а примерно с 9 месяцев начинает узнавать себя в зеркале, улыбаться собственному отражению;
  2. к трем годам малыш осознает себя деятелем. Этот период еще называют «Я сам» (кризис 3-х лет). Дети активно капризничают и хотят все делать самостоятельно. Важно не мешать им, так как именно в этом возрасте в самосознание должна заложиться установка «Я могу, я делаю, я справляюсь», уверенность в собственных силах;
  3. считается, что к 7-ми годам формируется самооценка;
  4. подросток – активно ищет себя, свои индивидуальные стили общения. Этот этап оканчивается формированием личных ценностей, опираясь на которые человек будет оценивать мир в дальнейшем.

Функции

Для чего человеку нужно самосознание? Оно выполняет 3 важных функции:

  1. с его помощью мы познаем себя – кто я, что я, какой я, зачем я делаю это и т.д.;
  2. в свою очередь, самопознание дает нам возможность управлять своим поведением;
  3. формируется эмоционально-ценностное отношение к себе.

Если объединить эти 3 пункта, можно сказать, что способность осознавать себя нужна нам для понимания своей внутренней деятельности и того, как она влияет на внешнее взаимодействие.

Опираясь на эти знания, мы можем делать свое существование максимально комфортным и развиваться как вид (здесь мне мерещится природный умысел).

Критерии

Что конкретно из психической деятельности есть самосознание? В психологии это явление подтверждается следующими критериями:

  1. выделение себя из среды как отдельной единицы – я автономный субъект;
  2. я активен и могу управлять своей активностью;
  3. рефлексия – я могу замечать и анализировать внутренние переживания;
  4. я могу осознавать себя через другого человека. В других я замечаю все то, что есть во мне (осознаю я это или нет).

Самосознание в подростковом периоде

Большое количество внешних и внутренних трансформаций происходит именно в подростковом возрасте. Эти изменения активно влияют на становление «Я-концепции» личности (представления о себе). Особенности самосознания личности в подростковом возрасте отражают два пункта:

  1. заметно меняется физиология – перестройка гормонального фона приводит к тому, что девочки «округляются», становясь женственными. Мальчики резко идут в рост, ломается голос, появляется растительность на теле. Дети внешне вдруг становятся похожими на взрослых. А как это осознать и принять еще «вчерашнему ребенку»? Это огромный стресс для всего организма;
  2. первый пункт влечет за собой ментальные изменения. С точки зрения психологии подростковый возраст нужен ребенку, чтобы психически отделиться от родителей, почувствовать себя взрослым и автономным (сепарация). Это сложно и часто больно, так как процесс отделения вынуждает искать понимания кто я такой, каково мое место под солнцем, по каким правилам я хочу жить и на какие ценности опираться (помните блок «Развитие»?) И все это в рамках национального самосознания. Подросток вынужден формировать свою внутреннюю опору, как птенец, вылетающий из гнезда, должен научиться использовать собственные крылья.

Огромную роль в этот период играет самооценка, которая, как уже было сказано, формируется до 7 лет.

Дети с негативным самовосприятием не верят в свои силы, не хотят взрослеть (неосознанно, конечно). Им страшнее других. Отсюда часто вытекает неприятие себя, своего нового тела, подростковая депрессия, проблемы с учебой, знакомство с химическими веществами в плохих компаниях и другие трудности.

И, наоборот. Адекватная позитивная самооценка дает ребенку возможность быть активным, заинтересованным в жизни, увлекающимся и стремящимся познавать себя и мир. Он не боится пробовать что-то новое, не разрушается от ошибок. Он старается самоутвердиться.

Нарушение самосознания

В основе нарушений самосознания лежат психологические и/или физиологические причины (психические расстройства, травмы головного мозга врожденные или приобретенные). Выделяют 4 вида нарушений:

  1. деперсонализация (от лат. «отсутствие личности») – человек как будто теряет себя, свое «Я». Воспринимает происходящее с ним как происходящее с кем-то другим. Ощущения, мысли, эмоции становятся «чужими», а потому недоступными и неконтролируемыми. Люди с деперсонализацией наблюдают за своей психической деятельностью со стороны, ощущая внутри себя лишь пустоту;
  2. расщепление личностного ядра на две и более персоны, отрицающих друг друга. Посмотрите «Сплит» – фильм, снятый на реальных событиях о человеке, в голове которого существовали 23 разных личности;
  3. нарушение телесной идентификации – человек не узнает свое отражение в зеркале, а части тела кажутся чужими. Например, люди жалуются, что руки или ноги как будто живут своей жизнью;
  4. дереализация – нарушается не только самосознание личности, но и ощущение реальности. Например, трава кажется искусственной, а дома из пластилина, искажаются запахи, время течет нереально быстро или медленно и т. д. Все вокруг ненастоящее, ненатуральное.

И напоследок. Самосознание имеет разные степени проявления. Чем более явно осознает себя индивид, тем больше у него возможностей меняться, заодно меняя свою реальность.


Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Самосознание в психологии — это что такое? :: SYL.ru

Определение самосознания в психологии — это одно из сложнейших направлений. Разнообразные исследователи именно этой проблеме посвятили свои труды, высказали мнение о том, что же такое самосознание. И именно об этом учении и пойдет речь в данном обзоре.

Суть проблемы

По словам специалистов, не только для личности свойственно самосознание, но и для общества, нации или иной социальной группы. Но это возможно только в том случае, если есть понимание, совместные увлечения, общие интересы и деятельность.

Что же такое самосознание в психологии? Это процесс, в ходе которого человек пытается выделить самого себя из внешней среды, определить свои позиции в жизни общества. Феномен обладает тесной связью с такими терминами, как рефлексия. Чтобы определить, как человек относится к самому себе, достаточно взглянуть на окружающих его людей. Другими словами, совершенствование сознания наблюдается в обществе, среди себе подобных. По мнению психологов, индивид может сформироваться, как личность в нескольких областях. Это деятельность, общение и понимание себя, собственных мотивов.

Компоненты самосознания

Для процесса социализации характерно расширение связей, их углубление. Также важную роль играют отношения человека с другими людьми, обществом в целом. Самосознание со временем будет развиваться, становиться более устойчивым. Однако происходить это будет постепенно.

Процесс является сложным, на него оказывают влияние самые разные события и люди. По этой причине В.С. Мерлин определил несколько компонентов самосознания в психологии:

  1. Возникает понимание, что у человека имеются определенные отличия не только в характере, но и во взглядах. Наблюдается выделение себя из внешнего мира.
  2. Индивид начинает осознавать себя с позиции активного субъекта, которому по силе изменить реальность.
  3. Человек начинает видеть собственные психические свойства, эмоции и процессы, осознавать их.
  4. Происходит формирование социально-нравственных аспектов, появляется самоуважение, чему способствует накопление жизненного опыта.

Направления в науке

Для современной науки характерны различные взгляды на проблему самосознания в психологии. Это понятие может рассматриваться с позиции исходной первичной формы генетического характера в сознании индивида. В основе лежат самоощущения. Развитие происходит еще в самом раннем возрасте, когда ребенок начинает знакомиться с собственным телом. В качестве особого и универсального аспекта данной концепции выступает самопереживание.

Есть и другая, противоположная точка зрения. Суть ее заключается в том, что самосознание в психологии — это первичный уровень. Этот феномен является результатом совершенствования сознания.

Третья концепция подразумевает, что сознание и самосознание в психологии отличаются одновременным совершенствованием. Они едины и взаимосвязаны. Таким образом, познание мира происходит посредством ощущений. У индивида начинает формироваться некая картина внешнего мира. Одновременно с этим личность переживает самоощущения, за счет чего появляются представления о себе.

Развитие проблемы

Проблема самосознания в психологии подразумевает наличие определенных этапов. Ниже перечислены два из них:

  1. Формируется схема собственного физического тела, появляется ощущение «Я».
  2. Развивается интеллект, формируется понятийное мышление. В это же время происходит развитие рефлексии. Человек уже может осмысленно смотреть на собственную жизнь.

Структура проблемы

Развитие самосознания в психологии личности можно разделить на несколько основных этапов:

  1. Индивид начинает выделять себя из окружающего мира. Он понимает, что является субъектом, который независим, как от природной, так и от общественной среды.
  2. Личность начинает осознавать собственную активность. Индивид уже способен управлять собой.
  3. Человек может осознать собственные качества, наблюдая за другими людьми, замечая схожие черты.
  4. Происходит анализ самого себя с позиции моральной точки зрения. В данном случае понимается рефлексия, накопление внутреннего опыта.

Выше была описана структура самосознания в психологии. Ученые, сформировавшие ее, считали, что личность способна ощутить себя единой. И помогают в этом воспоминания о прошлых событиях, переживания, вера в лучшее и мечты. Так как данное явление можно считать непрерывным, индивид начинает интегрировать себя в целостное образование.

Динамическая сторона структуры постоянно подвергается анализу. В связи с этим возникли такие понятие, как «текущее Я» и «личностное Я». В первом случае следует понимать некие формы того, как происходит осознание себя в конкретный период. Во втором подразумевается стойкость индивида. Это ядро для всех остальные «текущих Я». Таким образом, выходит, что для любого акта самосознание характеризуется не только самопознанием, но и самопереживанием.

Другая точка зрения

Проблема самосознания в психологии интересовала многих ученых. Поэтому и структур было сформировано несколько. Следует привести в качестве примера еще одну:

  1. Человек способен осознавать мотивы — близкие и отдаленные. У него имеются определенные цели и желания, которые способны быть скрытыми. Это «Я действующее».
  2. Личность способна понимать, осознавать собственные особенности и черты характера. Также она может осознавать те качества, к которым стремится. Это «Я реальное» и «Я идеальное».
  3. Индивид начинает осознавать собственные когнитивные установки, у него появляются представления о себе.
  4. Происходит формирование эмоционального отношения к самому себе. Другими словами, возникает самооценка.

Точка зрения Юнга

Исследованию самосознания в психологии свое время посвятили многие ученые. Наиболее популярной является теория Юнга. По его словам, самосознание основывается на противопоставлении сознательной и бессознательной деятельности. Психика характеризуется наличием двух уровней самоотображения.

На первом располагается самость. Она участвует как в сознательных, так и в бессознательных процессах. На втором уровне находятся мысли о себе. Индивиду пытается осознать собственные ощущения и эмоции. Все это, по мнению Юнга, является продолжением самости.

Точка зрения гуманистов-психологов

По мнению ученых гуманистического направления, самость является целенаправленностью человеческой сущности. Она помогает реализовывать весь потенциал, применять свои возможности по максимуму.

Можно ли понять, как человек относится к себе? В этом помогут другие личности, именно они являются основным критерием. В данной ситуации происходит формирование этнического самосознания. Социальные связи, которые способствуют накоплению опыта, меняют представления о себе, делая его более многогранным. Таким образом, самосознательное поведение строится на стереотипах, формирование которых происходит в ходе общения с другими людьми.

Личность стремится стать самой собой, для нее это важно. Человеку характерно желание поддерживать самого себя в трудные минуты, чтобы самоотношение при этом не менялось в худшую сторону, а самооценка не падала.

Категории

Самосознание человека в психологии можно рассматривать, как комбинацию отношений, проявляемых к самому себе и к окружающим людям. Также играет роль и ожидание того, как другие относятся к индивиду Отношения можно разделить на следующие категории:

  • Эгоцентрические. Личность ставит себя в центр, она считает, что является самоценностью. Если окружающие будут делать, что она хочет, значит они для нее хорошие.
  • Группоцентрические. В данной ситуации подразумеваются отношения, сформированные в референтной группе. Другими словами, есть «наша» команда, и «не наша». Если человек в первой — он хороший.
  • Просоциальные. Для данных отношений характерно уважение. Любой будет считаться самоценностью.
  • Эстохолические. Данные отношения являются духовными. на первый план выносятся благородные черты. Это милосердие, любовь, справедливость и т.п.

Уровни феномена

Можно выделить несколько уровней, характерных для самосознания.

Чувственный. На этом уровне находится информация о физиологических процессах, мечтах и стремлениях, об эмоциях. Другими словами, здесь располагаются самопереживания и самоощущения, обеспечивающие наиболее простую идентификацию индивидуума.

Личностный. Человек начинает осознавать свою активность.

Уровень ума. Личность пытается анализировать собственные интеллектуальные формы, она рефлексирует и старается осознать происходящие внутри себя процессы, наблюдает.

Целенаправленная деятельность. На данном уровне сочетаются предыдущие, за счет чего личность начинает адекватно функционировать в мире. Проявляются самоконтроль, формируется самооценка и самокритика, происходит саморазвитие и т.п.

Виды самосознания

Психологи феномен самосознания довольно часто делят на различные типы. Следует их рассмотреть более подробно:

Общественное. Данная разновидность феномена появляется, когда личность осознает, как она выглядит в представлении окружающих людей. Самосознание формируется в тех ситуациях, когда индивид находится в центре внимания, выступая на сцене или беседуя с друзьями. Для данной разновидности характерно следование общественным нормам и правилам. Когда человек начинает понимать, что за ним наблюдают, он старается вести себя так, чтобы его поведение казалось социально приемлемым. Общественное самосознание может вызывать ощущение тревоги, когда личность начинает беспокоиться по поводу того, как ее воспринимают окружающие.

Частное. Данный тип появляется, когда человек осознает некоторые аспекты самого себя. Например, увидел свое отражение в зеркале и осознал, что это он. Или почувствовал неприятные ощущения в животе, понял, что таким образом проявляются волнение и тревога. Все это примеры частного самосознания.

Повышенное самосознание

Иногда может возникать ощущение того, что на вас смотрят абсолютно все. Действия анализируются и оцениваются, окружающие люди ждут, что же вы начнете действовать дальше. Подобное состояние повышенного самосознания может поставить в неловкое положение, оно заставляет нервничать. Во многих случаях оно отличается временным характером, проявляясь только в тех ситуациях, когда человек находится в центре внимания. Однако у некоторых индивидов подобные ощущения возникают постоянно, вне зависимости от обстановки.

Застенчивые люди обладают наиболее выраженным уровнем частного самосознания. И это хороший и плохой знак одновременно. Такие личности лучше воспринимают собственные чувства и убеждения. Для них собственные ценности всегда будут занимать лидирующие позиции. Однако они постоянно страдают от стресса и тревоги. В некоторых случаях могут впадать в тяжелую депрессию.

У публичных людей наблюдается общественное самосознание. Они думают, что люди осуждают их, оценивают внешность и действия, постоянно критикуют. Из-за этого личность старается придерживаться норм и правил, принятых в обществе. Они избегают тех ситуаций, в которых плохо выглядят и чувствуют себя неловко.

Патологические формы проблемы

Рассматривая понятие самосознания в психологии, нельзя не отметить патологические формы, по вине которых может полностью разрушиться самосознание, а потом и сознание. Подобным образом повлиять на становление личности могут некоторые расстройства:

  1. Процесс деперсонализации. Для него характерна потеря собственного «Я». В данном случае человек начинает смотреть на происходящие внутри себя процессы и на внешние события, как посторонний наблюдатель. Он не воспринимает себя с позиции активного субъекта.
  2. Расщепление основ. В данном случае подразумевается диссоциация. Ядро делится на несколько начал, обладающих чуждыми свойствами. Они способны конфликтовать друг с другом. Известен случай, когда в человеке уживалось сразу 24 личности. Им были присущи отдельные воспоминания, разные интересы и мотивы. У каждой были свои ценности и характер. Отличался даже голос. И каждая личность считала себя истинной, других для нее просто не существовало.
  3. Могут возникать нарушения в определении собственного тела. В данной ситуации человек способен воспринимать свои конечности как чужие.
  4. Дереализация. В данной ситуации происходит потеря связи с реальностью. Возникают сомнения в происходящих событиях, в существования себя. Подобное расстройство является самым тяжелым из всех вышеперечисленных.

В заключение

С помощью данного феномена мы способны стать отдельным существом, как для окружающих людей, так и для себя. Не стоит забывать, что самосознание — постоянное изучение собственных поступков, мыслей, чувств, которое будет сопровождать нас на протяжении всей жизни. С годами люди меняются, соответственно и взгляд на себя не остается прежним.

В данной статье мы рассмотрели такое понятие, как самосознание личности в психологии, кратко описали важные процессы, которые происходят в жизни каждого человека. Надеемся, что этот обзор помог разобраться в достаточно непростом и многогранном учении.

Почему это полезно для вас и как это развить

Сосредоточение внимания на себе и выявление своих убеждений, потребностей и проблем может помочь вам управлять эмоциями, чувствовать силу и быть целеустремленным в своем личном путешествии.

Можете ли вы определить ценности и стремления, которые определяют ваши повседневные действия? Ваши сильные и слабые стороны в различных обстоятельствах? Или как ваши чувства и поведение могут повлиять на окружающих?

Если вы ответили «Не совсем», возможно, вам стоит подумать о развитии большего самосознания. Исследования показывают, что это может помочь вам обрести уверенность, удовлетворенность и даже чувство контроля над своей жизнью.

В области психологии самосознание можно определить как способность видеть себя в качестве объекта внимания или осознания.

Когда вы смотрите на себя и способны распознавать и связывать эмоции, основные убеждения, мысли и черты, включая слабые и сильные стороны, вы практикуете самосознание.

Самосознание может означать разные вещи для разных людей.

Изучив 31 статью о самосознании, авторы систематического обзора литературы 2021 года обнаружили, что это понятие может иметь разные толкования в зависимости от контекста. Его также можно спутать с такими понятиями, как самопознание и самосознание.

По мнению этих авторов, самосознание может быть аспектом самосознания. Когда вы сосредотачиваетесь и определяете элементы своего внутреннего «я» — убеждения, ценности, цель или эмоции — вы начинаете осознавать себя. С другой стороны, они предполагают, что самопознание является результатом практики самосознания.

Ваше чувство собственного достоинства начинает развиваться в раннем детстве, когда вы понимаете, что вы отделены от своего окружения — уникальное существо.

По мере того, как вы становитесь старше, это самоощущение, как правило, включает внутреннее осознание того, что делает вас «вы» — ваши симпатии и антипатии, ценности, увлечения и цели.

И хотя вы можете думать, что полностью осознаете, кто вы есть, это не всегда так.

Таша Эйрих, доктор философии, исследователь и организационный психолог, провела более 10 лет, опрашивая людей об их уровне самосознания. Она обнаружила, что, хотя 95% участников исследования думают, что они обладают самосознанием, только от 10% до 15% из них обладают полным сознанием.

«Мы думаем, что сталкиваемся с определенным образом, затем мы видим видео, на котором мы выступаем или общаемся с другими, и мы говорим не так, как думаем, или выглядим не так, как мы думаем, что выглядим», — добавляет Томас Планте, доктор философии, профессор психологии и психиатрии Университета Санта-Клары и Медицинской школы Стэнфордского университета.

«Это может быть настоящим шоком».

«Самосознание позволяет нам изменить перспективу, увидеть как суровые реалии, так и возможности», — объясняет Эйрих. «Мы обнаружили, что люди, которые лучше осознают себя, также более склонны к самопринятию».

Эйрих, также являющаяся бизнес-тренером, говорит своим клиентам, что смелое продвижение к самосознанию может помочь им почувствовать себя сильнее, поскольку они начинают более ясно видеть себя и свое влияние.

Исследование 2016 года по измерению результатов самосознания может подтвердить работу Эйриха. Исследователи обнаружили, что практика самосознания и внимательности улучшает:

  • принятие себя
  • уверенность в себе
  • проактивность
  • стресс, связанный с социальными взаимодействиями

Исследование 2015 года также указывает на ценность самосознания на работе. Результаты исследования показывают, что обучение самосознанию штатных сотрудников связано с:

  • повышением удовлетворенности работой и улучшением самочувствия
  • большей оценкой разнообразия
  • повышением уверенности
  • улучшением общения с коллегами

Эти советы, подкрепленные экспертами и исследованиями, помогут вам окунуться в воды более глубокого самосознания:

1.

Попробуйте ежедневные проверки

Эйрих говорит, что ее работа показывает, что люди с более высокими показателями самосознания практика качественной микрорефлексии. Это короткие моменты самоанализа, которые помогают им каждый день узнавать о себе больше.

Вам не нужно тратить часы на терапию или саморефлексию, чтобы лучше осознать себя, говорит Эйрих, автор книги «Понимание: удивительная правда о том, как другие видят нас, как мы видим себя и почему Ответы важнее, чем мы думаем».

Она рекомендует уделять 2-3 минуты в конце каждого дня, чтобы задать себе следующие вопросы:

  • Что сегодня прошло хорошо?
  • Что сегодня пошло не так?
  • Как я могу завтра стать умнее?

Ударение в последнем вопросе может помочь вам не размышлять о том, что пошло не так. Старайтесь ориентироваться на будущее и действовать, советует Эйрих.

2. Подумайте об «ужине правды»

«Ужин правды» поможет вам развить смелые и творческие способы получения отзывов от друзей, семьи и коллег. Эйрих позаимствовал эту стратегию самосознания у Джоша Мизнера, доктора философии, профессора коммуникаций в Колледже Северного Айдахо и Университете Гонзага.

Чтобы попробовать, подумайте о ком-то, кому вы доверяете, но с кем хотели бы наладить отношения. Вы можете пригласить их на ужин и спросить: «Что я делаю, что вас больше всего раздражает?»

Это может звучать пугающе. Возможно, вы беспокоитесь, что они воспользуются возможностью, чтобы сказать вам, что больше не хотят быть друзьями или что вы невыносимо раздражаете их.

Попросите другого человека привести вам конкретные примеры вашего поведения вместо того, чтобы оценивать ваш характер как личность.

Например, вместо того, чтобы сказать что-то вроде «Ты грубый», обратная связь может быть больше похожей на: «Когда мы говорили о моей работе на днях, ты все время перебивал меня, и я не мог закончить свой рассказ. ”

В большинстве случаев, говорит Эйрих, люди будут добры, и вы уйдете с конкретным и действенным советом.

«В первый раз, когда я сделала это, мой друг сказал: «Я люблю тебя лично, но я ненавижу тебя в социальных сетях», — делится она. «Это помогло мне увидеть то, чего я раньше не видел, почувствовать себя более уверенным и улучшить свои отношения с этим человеком. Каждый раз, когда мы уязвимы с людьми, которых любим, у нас возникает более глубокая связь».

Этот тип обратной связи аналогичен тому, что вы можете испытать при обзоре на 360 градусов на работе, когда вы собираете и анализируете информацию от менеджеров, сотрудников и других людей, с которыми вы взаимодействуете.

Без надежной обратной связи от других мы иногда можем оказаться в своем собственном мире, не зная, как мы представляем себя и влияем на других людей, — объясняет Планте.

Большинство людей склонны к эгоизму, говорит он. Но, в конце концов, все мы люди, и у всех нас есть вещи, которые мы могли бы сделать лучше.

3. Может помочь выявление тех, кто вам «да»,

Планте предлагает посмотреть на людей в вашей жизни и оценить, склонны ли они соглашаться с каждым вашим шагом. Поддержка друзей и семьи очень важна, но не менее важно иметь людей, которым удобно давать вам обратную связь.

Как только вы узнаете, кто ваши «да» люди, и кто более готов открыто обсуждать ваше поведение, вы будете знать, кого пригласить на «ужины правды».

«Если мы хотим стать более самосознательными, мы должны увеличить наше смирение», — говорит он. «Когда вы просите об обратной связи, обещайте, что вы не станете защищаться или перебивать».

Самосознание — это способность идентифицировать и связывать свои эмоции, мысли, ценности, убеждения и поведение. Это может помочь вам оставаться последовательным и сосредоточиться на том, над чем вам нужно работать.

Развитие самосознания может помочь вам понять, как эти мысли, чувства и действия влияют на ваше здоровье и самочувствие, а также на окружающих вас людей.

Развитие самосознания возможно в любом возрасте. Это может начаться с запроса обратной связи, проверки себя каждый день и определения того, кто может предоставить вам честную информацию о ваших действиях.

Самосознание поможет вам почувствовать себя более уверенно, лучше принять себя и уменьшить стресс при взаимодействии с другими людьми.

Обучение самосознанию — IResearchNet

Самосознание относится к способности сделать себя объектом собственного внимания. Это саморефлексивное качество сознания было в центре внимания значительных исследований в области когнитивной, социальной и спортивной психологии (СП) за последние 50 лет. В результате этого исследования возникла теория самосознания, основанная на работах Томаса Шелли Дюваля и Роберта Виклунда, которые постулировали дихотомию между внешними и внутренними объектами сознательного внимания. В любой момент внимание может быть обращено вовне, к окружающей среде, или направлено внутрь, к себе, но не может быть сосредоточено на том и другом одновременно. Теория самосознания (SAT) также предполагает, что люди, сосредоточенные на себе, автоматически будут сравнивать себя с набором стандартов. Считается, что эти стандарты представляют собой «критерий правильности», состоящий из убеждений о правильном поведении, отношении и чертах характера. В связи с этим самосознание играет активную роль в процессе самооценки.

SAT предполагает, что предпочтительным состоянием человека является согласованность между собой и конкретным идеалом или стандартом. Однако сравнение между собой и стандартами неизбежно приводит к признанию несоответствий, что приводит к негативному влиянию, если стандарты не соблюдаются. Чтобы уменьшить этот дискомфорт, SAT предсказывает, что люди мотивированы искать поведенческие реакции, чтобы восстановить равновесие между собой и стандартами. Первоначально прогнозируется, что в результате этих несоответствий произойдет одна из двух поведенческих реакций: во-первых, люди могут активно менять свои действия, отношения или черты, чтобы они больше соответствовали своим стандартам. Такие поведенческие реакции могут привести к большему усилию при выполнении задачи, большей концентрации или другим шагам, ведущим к самосовершенствованию. В качестве альтернативы человек может решить вообще избегать ситуации самофокусировки, тем самым положив конец сравнению между собой и стандартами. Однако совсем недавно исследования предложили третью возможность, в которой люди уменьшают расхождения, изменяя свои стандарты, чтобы они больше соответствовали себе. Таким образом, уменьшение несоответствия может происходить либо путем изменения себя, либо своих стандартов правильного поведения, отношения или черт.

Было показано, что повышение самосознания приводит к ряду предсказуемых последствий. Было обнаружено, что люди, которые стали самосознательными, с большей вероятностью будут соответствовать стандартам правильного поведения, чем те, кто менее самосознателен. Например, было обнаружено, что повышенное самосознание увеличивает готовность людей помогать другим и уменьшает желание обманывать. Кроме того, самосознание является важным фактором, определяющим степень, в которой люди осознают телесные состояния, отношения и чувства. В этом смысле точность самоотчетов лучше, если они получены в условиях повышенного внимания к себе. Самосознательные люди также с большей вероятностью приписывают себе причинную ответственность по сравнению с менее сосредоточенными на себе людьми. Наконец, самосознание, особенно вызванное вниманием других, способствует мотивации к поведенческим попыткам уменьшить несоответствие между собой и своими ценностями и стандартами.

Факторы, влияющие на самосознание

Любой стимул или ситуация, которые напоминают человеку о себе, могут привести к усилению самосознания. Например, видя себя в зеркале, на фотографии или видео, вы можете лучше осознать определенные параметры себя, которые наиболее актуальны в данный момент. В зависимости от ситуационных факторов релевантные параметры могут быть связаны с выполнением задачи, отношением, убеждениями или внешним видом. Хотя любое количество ситуаций потенциально может привести к повышенному самосознанию, было продемонстрировано, что четыре ситуационных фактора постоянно приводят к повышенному самонаправленному вниманию, возбуждению и повышенному давлению: (1) соревнование, (2) вознаграждение и наказание, непредвиденные обстоятельства, (3) релевантность эго, и (4) присутствие аудитории.

Соревнование является результатом сравнения своих навыков или способностей с навыками или способностями другого. Конкуренция может носить как явный, так и неявный характер. Явная конкуренция относится к соревновательным ситуациям, когда исполнитель ясно осознает, что его или ее выступление будет сравниваться с выступлением другого. Неявное соревнование происходит, когда исполнитель сравнивает свое выступление с выступлением другого, даже если не было предпринято никаких явных соревновательных действий — например, сравнивая себя с выступлением товарища по команде во время тренировки. Как в явном, так и в неявном соревновании мотивация и самосознание повышаются, когда результаты соревнования становятся достоянием общественности или когда результаты одного из участников немного ниже, чем у конкурента.

Когда поощрения или наказания зависят от производительности, значимость выполнения задачи человеком возрастает. Часто эти ситуационные факторы заставляют исполнителя направлять внимание внутрь, чтобы попытаться обеспечить правильное поведение и реакцию. Однако было показано, что условное вознаграждение мешает механизмам внимания, лежащим в основе как когнитивных, так и двигательных задач. Точно так же условное наказание часто приводит к снижению производительности при выполнении когнитивных задач, вероятно, в результате переключения внимания на параметры себя, которые не имеют прямого отношения к выполнению задачи (например, мысли о беспокойстве или неудаче).

Представление задачи как относящейся к эго может повысить самосознание во время выполнения задачи. В этом смысле выполнение релевантной для эго задачи рассматривается как отражение определенного аспекта личности. Например, диагностические или оценочные задачи, такие как тест IQ, могут привести к повышенному самосознанию, поскольку человек заинтересован в том, чтобы действовать таким образом, который отражает его или ее убеждение о личных способностях. Задачи, связанные с эго, также приводят к повышенному давлению на производительность и мотивации, поскольку человек пытается действовать в соответствии со своими стандартами и убеждениями.

Выступление перед аудиторией также может повысить самосознание. Это внимание, направленное на себя, вызвано заботой о том, как аудитория увидит выступление и исполнителя. В этом отношении выступление перед аудиторией потенциально может определить личность как успешную или неудачную. Более того, выступление перед публикой превращает эти

самоопределения в публично подтвержденную реальность. Учет влияния внешних наблюдателей привел к различению общественного и частного самосознания. Публичное самосознание относится к осознанию себя как воображаемого с внешней точки зрения, тогда как частное самосознание относится к осознанию себя с собственной точки зрения. Было обнаружено, что повышенное осознание общественного «я» приводит к большему соответствию общественным нормам и ожиданиям, в то время как повышенное частное самосознание приводит к поведению, более соответствующему личным стандартам.

Самосознание и удушье под давлением

Повышенное самосознание рассматривается как один из основных факторов, способствующих нарушению двигательной активности под давлением. В ситуациях повышенного давления со стороны исполнения (например, при выступлении перед аудиторией) внимание исполнителя смещается внутрь, чтобы отслеживать и контролировать поведенческие реакции в попытке обеспечить правильность исполнения (т. е. переход от автоматической к контролируемой обработке). . Однако попытка отслеживать и контролировать пошаговые компоненты выполнения движений приводит к нарушению и нарушению хорошо усвоенных двигательных навыков. В частности, навыки, которые стали в значительной степени автоматизированы, требуют мало ресурсов внимания и работают в основном за пределами рабочей памяти, разделил на более мелкие поддвижения, которые нужно запускать и активировать отдельно. Это разделение приводит к снижению эффективности движения и, в конечном итоге, к снижению производительности.

Было обнаружено, что степень, в которой человек задыхается под давлением, зависит от предрасположенности человека к самовнимательности. Люди с обычно высоким уровнем самосознания, естественно, лучше осведомлены о своих действиях, мыслях и чувствах по сравнению с теми, у кого обычно низкий уровень внимания к себе. В этом отношении исследования показали, что люди с высоким диспозиционным самосознанием реже задыхаются под повышенным давлением. В частности, люди с высоким диспозиционным самосознанием более привычны к действиям в условиях повышенной концентрации на себе, и, таким образом, воздействие повышенной концентрации на себе в результате давления менее серьезное по сравнению с людьми с низким самосознанием.

Обучение самосознанию

На основе результатов SAT были разработаны стратегии обучения самосознанию, чтобы уменьшить негативное влияние давления на производительность. В частности, стратегии обучения самосознанию основаны на предположении, что люди, которые тренируются в условиях повышенного уровня самофокусировки, учатся адаптироваться и приспосабливаться к повышенному уровню самосознания, вызванному давлением. Например, исследования показали, что исполнители, которые тренируются во время видеосъемки, с большей вероятностью привыкают к повышенной концентрации внимания на себе и не испытывают снижения производительности в ситуациях высокого давления по сравнению с теми, кто не был обучен адаптации к самосознанию. Стратегии обучения самосознанию стремятся воспроизвести типы ситуационных факторов (например, непредвиденные обстоятельства наказания и вознаграждения, релевантность эго, присутствие аудитории и конкуренция), обнаруженные в релевантной рабочей среде человека, которые ведут к повышению самосознания.

Заключение

Было показано, что повышенное самосознание приводит к ряду поведенческих реакций, будь то повышенная мотивация, соответствие или осознание телесных состояний, убеждений или чувств. В связи с этим SAT послужила поводом для проведения значительного количества исследований в области социальных, когнитивных и СП по таким темам, как удушье под давлением, маркетинговое и потребительское поведение, атрибуция, просоциальное поведение и самооценка.

Каталожные номера:

  1. Баумайстер, РФ (1984). Удушье под давлением: самосознание и парадоксальное влияние стимулов на умелую работу. Журнал личности и социальной психологии, 46, 610–620.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *