Примеры сознания – Примеры общественного сознания

Содержание

Примеры общественного сознания

Общественное сознание в контексте социологической науки

Общественное сознание – это одна из категорий, которая характеризует как жизнь всего общества в целом, так и специфику жизнедеятельности отдельного человека, в частности. При этом, ученые постоянно вступают в дискуссии в отношении того, к какой сфере относится данная категория: или она чисто философская, или ее следует понимать как феномен социальной реальности. Проблема в целом связана с тем, что понятие «сознание» анализируют и как психологический аспект человеческой личности, и как аспект, который в большей степени может рассматриваться через призму философского и социологического знания, вбирать в себя политические и нравственные ориентиры.

Общественное сознание – это совокупность мнений, идей, идеологий, интересов, норм и ценностей, которые отражают специфику человеческой личности и миропонимание того или иного человека, его ощущение себя в обществе. Общественное сознание формируется из большого множества компонентов, оно может проявляться в нескольких формах, а также может в целом отражать совокупность человеческих интересов и потребностей, а также возможностей в тот или иной момент проявить себя, адаптироваться к постоянно трансформирующимся условиям.

Замечание 1

Общественное сознание, несмотря на свою устойчивость, обладает такими качествами, как гибкость, адаптируемость, на него могут оказывать влияние как внешние факторы, так и ряд внутренних ситуаций.

Поскольку общественное сознание мы рассматриваем как социологическую категорию, то следует отметить, что оно в большей степени может проявляться во взаимодействии одного человека со многими другими. Обычно, индивид постоянно стремится к самопознанию, к обучение, получению новых знаний и навыков, жизненного и профессионального опыта. Во взаимодействии с окружающими он насыщается новой информацией, передает часть информации остальным. В действиях он может понять, что он делает правильно, а от каких интенций следует отказаться, чтобы не нарушать баланс общественной системы. В таком случае, приходит не только общественное сознание, но также осознанность в действиях. Осознанность, в свою очередь, помогает самосознанию индивида.

Замечание 2

Общественное сознание оказывает влияние на развитие человеческой личности, позволяет индивиду предугадывать реакцию со стороны других членов общества на свои действия, а также в целом позиционировать себя как личность, которая способна выполнять различные функции, брать на себя некоторые социальные роли.

Общественное сознание также обладает таким свойством, как преемственность. Оно выражено тем, что номы и традиции, обычаи и нравы – все это может сохраняться и передаваться из поколения в поколение, от одних членов общества другим. Таким образом, сохраняются многие установки, при этом адаптируясь под условия социальной реальности, что немаловажно, поскольку стабильность и умение балансировать – это крайне важно в обществе, которое постоянно сталкивается с трансформациями, которые не всегда оказывают положительное воздействие.

Некоторые примеры общественного сознания

Говоря о примерах общественного сознания, можно отталкиваться от некоторых его форм. Так, например, наиболее распространенным примером общественного сознания является религия. Человек приобщается к конкретной группе, которая так или иначе воспринимает Бога, духовные ценности. Эти группы имеют собственные обряды, и каждый из них может носить абсолютно индивидуальный характер. Религия также выступает в качестве одного из древнейших социальных институтов, в котором также сохраняются нормы и духовные ориентиры. Когда множество людей начинают интересоваться религией, они начинают включаться и в общественное сознание ее представителей. Конечно, сегодня мы имеем множество религий, которые так или иначе привлекают к себе единомышленников. Крупнейшими являются такие, как:

  • Христианство;
  • Буддизм;
  • Индуизм;
  • Ислам.

В религиозной сфере нередко возникают столкновения и конфликты, хотя основная цель религии заключается в создании мира на земле, не зависимо от того, какие интересы человек преследует, становясь частью религиозного сообщества. Тем не менее, некоторые индивиды по-своему воспринимают идею об общественном сознании, порожденном религией, поэтому происходят некоторые сбои в деятельности религиозных организаций. В связи с этим, они могут сами восприниматься как не надежные объединения, вера в них может постепенно угасать так же, как и угасает общественное сознание в том или ином направлении.

Второй пример общественного сознания – это искусство. Сегодня существует большое количество видов искусства, которое выражается в таких сферах, как киноиндустрия, музыка, архитектура, живопись, скульптура. Люди, которые становятся приверженцами того или иного направления, меняются как внутренне, так и внешне. По этим признакам они сразу могут определить своих единомышленников. Они постепенно складываются психологически, внутренне, смотрят на мир и происходящие события под иным углом, открывают возможности совершенно иначе работать, изменяют свои интересы. Это очень влияет на личность, на ее мировоззрение. Сегодня существуют отдельные категории людей, которых называют «люди искусства».

Политические партии также играют большое влияние на формирование общественного сознания. Разного рода политические изъявления, стремления так или иначе сформировать социально-политическую реальность также оказывают влияние на взаимодействия людей, на их личностные установки, ценности, идеалы. Политические аспекты влияют на социальные нормы, на экономическую жизнь людей, а также в целом на все сферы человеческой жизни, поскольку политика обладает достаточно властью в принятии наиболее серьезных, значимых и, как правило, взвешенных решений. Таким образом, достаточно большое количество примеров, которые отражают особенности становления и развития общественного сознания, которые отражают его специфические свойства и особенности на различных этапах развития социума в целом.

spravochnick.ru

Вопрос 1. Назовите признаки человеческого сознания. Приведите примеры недостаточного развития свойств сознания. Охарактеризуйте условия развития человеческого сознания. Признаки человеческого сознания. Особенности общения

Похожие главы из других работ:

Картографии состояний сознания

1.2 Состояния сознания (СС)

В этом разделе мы считаем необходимым кратко рассмотреть понятие состояния сознания. Прежде всего, стоит отметить тот факт, что в отечественной (советской) психологии термина «состояние сознания» не было, причем по двум причинам: 1). Из-за того…

Нейрофизиологические корреляты сознания и речи

1.1 Понятие сознания

Сознание — специфически человеческая форма идеального отражения и духовного освоения действительности, она включает в себя и осознание человеком своей психической деятельности. В нейрологии сознание ассоциируют с состоянием бодрствования…

Основные современные концепции одаренности

3.2 Концепция развития человеческого потенциала Дж. Рензулли

В данной концепции одаренность рассматривается как сочетание трех характеристик: 1. Интеллектуальной одаренности; 2. Творческой одаренности или креативности; 3. Мотивации или побуждения к деятельности…

Патология сознания

Основные клинические признаки синдромов нарушенного сознания

Прежде чем приступить к характеристике психических расстройств, традиционно именуемых состояниями нарушенного сознания, необходимо пояснить, что в психиатрии понятие нарушенного…

Практика применения интенсивных интегративных психотехнологий в тренингах личностного роста

2.3 Языки сознания

Концепция языков сознания является попыткой описать то сложное содержание феноменов, которое определяет индивидуальную субъектную реальность…

Проблема возникновения сознания

1. Этапы развития и структура сознания

Возникновение и развитие сознания человека является одной из самых сложных проблем, встававших перед исследователями, стремившимися осмыслить законы природы. Сознание — высшая форма отражения действительного мира…

Проблема возникновения сознания

1.1 Труд как этап развития сознания

Причиной, лежащей в основе очеловечивания животноподобных предков человека, является возникновение труда и образование на его основе человеческого общества. «Труд создал самого человека, — говорит Энгельс, — и его сознание»…

Проблема возникновения сознания

1.2 Язык как этап развития сознания

Вторым решающим фактором, определяющим развитие сознания и деятельности человека, является возникнов7ение языка. «Язык также древен, как и сознание, язык есть практическое…

Проблема возникновения сознания

4. Стадии психологического развития сознания человека

От рождения до зрелости человек проходит сложный путь психического развития. Существует большое количество подходов к проблеме развития психики ребенка. Рассмотрим характеристики психологического содержания стадий, выделенных А.Н…

Психологическая характеристика сознания

1.4 Активность сознания

Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное…

Психология и педагогика

5. Сознание как высшая форма отражения. Возникновение сознания в истории человеческого общества

В отечественной психологии сознание рассматривается как высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу…

Психология и педагогика

6. Свойства и структура сознания. Составные образующие сознания (по А.Н. Леонтьеву). Сознательное и бессознательное. Механизмы психологической защиты личности

Сознание есть продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека. Сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире…

Психология человека

1.1 Природа человеческого сознания.

Итак, сознание — это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности…

Сущность и особенности сознания

1.1 Природа человеческого сознания. Проблема сознания. Определения

Сущность и особенности сознания

1.5 Характеристики сознания

Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность…

psy.bobrodobro.ru

Сознание в жизни человека. – ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ. Часть I – Философия. Основные понятия о философии

Сознание в жизни индивида — это широкая сфера жизненного опыта, охватывающая обширные области человеческого бытия. Благодаря сознанию человек приспосабливается к постоянно меняющемуся миру и сам изменяет и его, и себя во имя достижения счастья. Сознание было бы ненужной роскошью, если бы не обладало неким предвидением, целеполаганием, то есть способностью мысленно заглядывать за горизонт настоящего, преобразовывать мир природы и общества в соответствии с законами его развития, с потребностями и духовными интересами самого индивида. В основе же сознательной целеполагающей деятельности человека лежит его неудовлетворенность миром и обществом и стремление изменить их к лучшему, придав им такие характеристики, которые отвечали бы растущим потребностям каждого члена общества. Человеческое сознание способно не только идеально отражать реально существующее бытие, целеполагать его изменение, но и отрываться от него.

Перед взором разумного человека предстает бесконечное бытие природы и общества. Если рассматривать сознание личности как социально-психический феномен, укоренившийся в духовном мире индивида, то в нем можно выделить три специфических функционально-содержательных направления. Специфическими они называются потому, что присущи только сознанию как высшей ступени человеческой психики; без них оно в принципе существовать не может. Первым таким направлением в сознании является мировоззрение, представляющее собой осознанный взгляд человека на мир как таковой. Мировоззрение формируется в результате образования и воспитания либо под воздействием социальной среды. Второе направление -идеология в сознании личности. Это проявление заинтересованного взгляда человека на общественные связи и отношения, в которые он объективно вступает. И третье направление в сознании индивида — это его собственный взгляд на самого себя и свои потенциальные возможности, или самосознание. Именно оно выделяет человека из окружающей среды. Только сознавая себя, люди берут на себя ответственность за преобразование мира природы и общества.

Сознание делает жизнь человека просветленной, понятной, целенаправленной. А происходит это в результате проникновения и закрепления в сознании личности научных и иных знаний, мнений, жизненного опыта и т.д. Поэтому важнейшим компонентом сознания является память, без которой его нет и быть не может. Безусловно, животные тоже обладают памятью. Однако у человека она представляет особую ипостась сознания, которая не просто закрепляет информацию, но и способствует творческому ее преобразованию посредством мышления. Это принципиально отличает психику человека и животных. Человек анализирует информацию, критично ее оценивает и отбирает для реализации собственных интересов. Поэтому память — не столько накопитель необходимых знаний и жизненного опыта, сколько ориентир для осмысления мира, посредством которого личность понятийно отражает, субъективно оценивает все многообразие форм бытия и мобилизуется к осмысленному действию. «У каждого есть перед глазами определенная цель, — писал К. Маркс, — которая, по крайней мере ему самому, кажется великой и которая в действительности такова, если ее признает великой самое глубокое убеждение, проникновеннейший голос сердца» [17].

Человек не рождается с развитым сознанием. Он его совершенствует, овладевая духовной культурой и насыщая свою память самой разной информацией. Давно известно, что лишенный до определенного возраста общения со взрослыми людьми ребенок уже не способен по-человечески воспринимать мир и адекватно выстраивать свое поведение (эффект Хаузера). В начале XIX века европейские ученые столкнулись с необычным фактом. В Нюрнберге (Германия, 1828 г.) появился странный молодой человек по имени Каспар Хаузер. Ему было примерно лет шестнадцать, но выглядел он абсолютно беспомощным. Более того, он не говорил и ничего не понимал, не принимал никакой пищи, кроме хлеба и воды. А главное, он ничего не умел делать. Попытки же реабилитировать в нем качества человека, осознающего мир, в целом результатов не дали. Максимум, что удалось сделать ученым, так это научить юношу нескольким обыденным словам и приемам нормального человеческого поведения: есть кашу, спать в кровати и т.п. Причиной же отсутствия у него начал сознания, речи, культуры, как тогда установили, было поведение родителей мальчика, которые изолировали его от всяческого общения. Затем они почему-то выпустили сына к людям, надеясь, видимо, на его естественное выживание. Этот странный, а точнее, страшный факт отсутствия в человеке сознательного начала навел ученых на мысль, что качества и свойства сознания, характерные для Homo sapiens, такие, как образное и понятийное мышление, осмысленная речь, не наследуются. По наследству передается лишь некая предрасположенность человеческого организма к формированию сознания. Ч. Дарвин, допуская в принципе элементы антропоморфизма, исследовал поведение животных и человека. Тем самым он заложил основы учения о поведении и установил, что врожденные качества — это нижайшая ступень психической деятельности человека. А пример с Хаузером позволил отделить врожденные психические качества от приобретенных, установив зависимость формирования сознания от социализации индивида, культурного становления личности.

Относительно недавно в российской печати появилось сообщение о том, что в Кировской области обнаружили девочку, которая по воле матери с рождения пребывала в сундуке. Когда же ее вызволили из «заточения», она представляла собой ужасное существо с полным отсутствием элементарных форм сознания. Девочка не умела ходить, сидеть, не могла членораздельно говорить. Восемь лет, проведенные Машей Мурыгиной (так назвали девочку) в Мурыгинском детском интернате, вернули ей человеческий облик, но не больше. К двадцати годам она усвоила лишь некоторые манеры: научилась ходить, принимать по-человечески пищу, сидеть за столом. После нескольких лет обучения она понемногу стала усваивать речь, при этом непонимание смысла многих слов компенсировала чутьем. Письменная же речь и арифметика ей не дались вообще.

Большой интерес у ученых-медиков, психологов и философов вызывают те дети, в воспитании которых люди по тем или иным причинам не принимали участия вообще. Речь идет о реальных прототипах киплинговского Маугли. Кстати, таких детей сегодня уже насчитывается не один десяток. У них, как правило, человеческим можно считать лишь тело, тогда как психика и поведение их соответствуют таковым у животных, среди которых им пришлось жить. Если младенец, попавший к животным, выживает физически при определенных обстоятельствах, он не становится человеком в полном смысле слова, то есть существом, обладающим сознанием. Для этого ребенку в ранний период его жизни необходимо пройти активную социализацию. Трудно не согласиться с мнением, что любой «ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми» [18].

Современных ученых-медиков и философов не надо уже убеждать в том, что любой человеческий индивид способен обрести свою субстанциальную «самость» — сознание, лишь «погружаясь в социально-культурную среду», активно взаимодействуя с себе подобными. Статус человека, обладающего сознанием, способностью к созиданию, реализуется только в результате активной деятельности общества в диапазоне культурной социализации каждого индивида.

Если способ и характер поведения животных зафиксированы в молекулах ДНК, то «программой», определяющей статусе человека, является культурная, профессиональная, научная, философская нацеленность. Просвещение и образование, образцы личного поведения родителей, учителей являются источниками развития сознания. Помимо «генетических инструкций» сформировались морально-этические и правовые нормы, историческая преемственность. Речь идет о принципиально новом качественном явлении на Земле — культуре, то есть об определенной сверхприродной нормативно-ценностной системе регулирования осмысленного поведения человека. Современный психолог Ф.Н. Леонтьев писал: «Культура — это форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов, но вовсе не причина, силой которой они образуются и воспроизводятся» [19].

Человеческий индивид, обладая природной способностью приспосабливаться к изменяющимся условиям среды (как природной, так и социальной), в основном полагается на свой разум, сознание, выработанное обществом. Куда бы ни забрасывала судьба человека — в джунгли или тундру, на южный полюс или в пустыню, из мира цивилизации в мир, не тронутый культурой, — он, в отличие от животных, способен проявлять необходимую пластичность физиологических реакций в ответ на изменение внешних обстоятельств силой своего сознания. Однако при всей их широте и мобильности адаптационные возможности человеческого организма не беспредельны. Когда динамика и характер изменений в природной среде превышают его способность к приспособлению, имеют место патологические явления, ведущие в конечном счете к гибели. В этой связи возникает необходимость соотнесения темпов изменения окружающей среды с адаптационными возможностями человеческой популяции, определения сознанием личности допустимых пределов воздействия на сферу неживой природы и биосферу.

Сознание человеческого индивида имеет огромное значение для жизни и деятельности не только его самого, но и тех людей, с которыми он общается. А поскольку индивидуальное сознание формируется под непосредственным воздействием социальных отношений, оно выступает как совокупность социальных значений в разных видах и формах общественного сознания. Философское осмысление феномена сознания личности как социального фактора позволило понять и оценить его в диалектическом единстве с природными (психическими) и общественными условиями как формирующими компонентами. Условно физическую (биологическую) природу современного человека можно считать радикально преобразованной общественным сознанием. Выражаясь точнее, биология ныне не столько преобразована, сколько культурно и физиологически «перезагружена». Переход человека из животного мира в мир сознания и социально-культурного формирования философия оценивает не иначе как революционный скачок, сравнимый, пожалуй, только с возникновением живой материи. Речь, по существу, идет о появлении принципиально нового биологического вида, о начале исторического движения — духовного саморазвития человека, созидающего многообразные формы общественного сознания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

progs-shool.ru

определение термина, примеры и особенности

Поток сознания представляет собой один из литературных приемов, который изображает человеческие переживания «изнутри», прямо как единый и многогранный процесс. Намеренное использование данного приема было продемонстрировано в романах Л. Стерна, Сенанкура, повестях Шатобриана, поэме «Мцыри» Лермонтова.

Особенности метода

Поток сознания в литературе является приемом преимущественно эпохи модернизма и постмодернизма. Он включает в себя описание душевной жизни героев, их переживаний, ассоциаций. Данный метод претендует на непосредственное воспроизведение внутреннего мира героя. Поток сознания позволяет создать впечатление, что читатель «подслушивает» мысли персонажей, что позволяет ему проникнуть в их интимные переживания.

Данный прием включает в себя также и представление тех особенностей, которые нельзя выразить одними лишь вербальными способами. Достигается подобный эффект посредством двух способов — повествования и цитирования. При этом переживания и ассоциации перебивают друг друга подобно тому, как это обычно происходит во снах.

Повествовательный метод, как правило, состоит из различных предложений, которые последовательно знакомят читателя с эмоционально-психологическими особенностями того или иного героя произведения. Внутренний монолог же, как правило, представляет собой прямое цитирование речи персонажа. При этом оно не обязательно берется в кавычки. Полное понимание потока сознания героя возможно только при достижении состояния, когда текст читается «между строк».

Преобразование приема в творчестве Стендаля

Наиболее широко начал использоваться прием потока сознания в литературе Стендалем, одним из величайших реалистов XIX столетия. Он видоизменил и усложнил главные функции изображения психической деятельности персонажа. Если раньше это было романтическая душевная «исповедь», то в своих произведениях Стендаль заменил ее «внутренним монологом», возвышенным рассказом от первого лица. Поток сознания персонажа, таким образом, повышает художественную эффективность произведения. Превратившись во внутренний монолог, данный прием позволяет в более раскованной форме показывать внутренний мир героя.

Метод в творчестве Толстого

Вслед за Стендалем продолжил использование приема потока сознания в литературе и Л. Н. Толстой. Он умел с поразительным мастерством одновременно описывать «диалектику души» своих персонажей и актуальные политические события. Толстой владел на высочайшем уровне практически всеми формами «внутренней речи» персонажа – монологом, несобственно-прямой речью.

Примером потока сознания в литературе может быть состояние Анны Карениной перед совершением самоубийства. Толстой передает бешеный калейдоскоп возникающих в ее уме образов. Каждый из них служит для появления новых, глубоко личностных ассоциаций.

Где прием использовался впервые?

Но каковы философские и литературные истоки потока сознания? Наиболее древним произведением, в котором использовалась данная техника, были «Метаморфозы» Овидия. А также одной из наиболее ранних попыток использовать данный прием служит то внезапно прерывающийся, то повторяющийся «внутренний монолог» Анны Карениной. Присутствуют элементы данного метода и в работах Ф. Достоевского, В. Ларбо.

В особенности широкую популярность данный прием получил и в более поздней литературе. Поток сознания в литературе XX века отображается в произведениях В. Вульф, М. Пруста, Г. Стайна. Прием стал популярным и в кинематографе. Наиболее характерными его представителями, использовавшими данный прием, были И. Бергман, Ф. Феллини. Широко стала использоваться данная техника и в психологии, философии.

Поток сознания в литературе модернизма, представленный уже упомянутыми В. Вульф, М. Прустом, а также Д. Джойсом, используется в качестве основного инструмента повествования. Заключается данный прием в том, чтобы показать человека с его внутреннего ракурса, как бы изолированным от социальной части бытия. При этом точно фиксируются мысли, чувства, неосознанные порывы. Кратко поток сознания в литературе можно описать так: он позволяет описать психический процесс в виде «потока», «реки».

Прием в творчестве Пруста

К примеру, М. Пруст выстраивает многотомную серию романов под названием «В поисках утраченного времени». В нем освещается бесконечное течение потока воспоминаний основного действующего лица о прожитой жизни. Данное повествование не подчиняется общепринятым законам логики. Оно представлено в виде цепочки сугубо личных ассоциаций героя, вызываемых совершенно разными внешними событиями.

Например, герой произведения только в тот момент смог вспомнить свое прошлое достаточно детально, когда совершенно неожиданно за чашкой чая почувствовал вкус печенья, которое он любил в детстве. Вкус печенья «Мадлен» — это толчок, который вызвал целый ряд ассоциаций. И данное представление позволяет герою мысленно еще раз пережить реальную жизнь, ту, что осталась позади. Пруст как один из авторов потока сознания в литературе показывает данную ассоциацию как нечто даже более возвышенное, нежели сама жизнь.

Мнение В. Набокова

Метод потока сознания является одним из лучших способов передать психологизм произведения. Однако Владимир Набоков отмечает, что все же он неидеален. Писатель в качестве аргументов приводит следующие соображения. Во-первых, данный метод не является более реалистичным, чем остальные. Также он и не является более «научным». По его мнению, поток сознания является не более чем стилистической условностью. Человек думает не только словами, но и образами. Но переход от слов к воображаемым образам фиксируется словами только в том случае, если в тексте отсутствует описания. Во-вторых, отмечает Набоков, некоторые мысли человека внезапно приходят и точно так же исчезают. При этом как бы «оседают» в сознании. Недостаток воспроизведения мыслей в письменной форме заключается в смазывании времени и чересчур большой роли, которая отводится печатному знаку, подчеркивает писатель.

В произведениях Дж. Джойса

Значительно повлиял на развитие данной техники и Дж. Джойс. Он расширил имеющиеся возможности и добавил новые элементы. Среди них стоит отметить монологи персонажа в прямой и непрямой форме. Джойс сумел еще больше углубить передачу потока сознания в произведении. При этом раскрывается доречевой уровень сознания действующего лица. Новизной писательского стиля Джойса стало описание различных состояний сознания героя: засыпания, грез, опьянения. Джойс использовал особую пунктуацию, когда текст наполняется междометиями, восклицательными знаками, односложными словами. В некоторых случаях писатель намеренно нарушал законы грамматики. Изображая в своих произведениях переживания персонажа, Джойс использовал аллитерации, незавершенные фразы и предложения. Также писатель передает всевозможные чувственные восприятия – акустические, тактильные, вкусовые и другие.

Новизна в применении метода Джойсом

Новаторством в произведениях Джойса было также и специфическое изображение движения бессознательного героя. Одним из наиболее характерных примеров является монолог Молли Блум, который можно прочесть в последнем эпизоде «Улисса»: поток сознания здесь передается как поток каждодневной жизни внутреннего мира обычной женщины.

Но в отличие от нескончаемого потока воспоминаний персонажа Пруста, здесь смешиваются реальный и воображаемый миры. Фантазии Молли тесно переплетаются с размышлениями о самых обыденных вещах и событиях. Чтобы адекватно изобразить движение мысли персонажа, Джойс используется особую пунктуацию, воспроизводит непоследовательное движение психологического мира героини. Одна мысль по закону ассоциации сменяет другую.

В творчестве Фолкнера

Одной из особенностей потока сознания у Фолкнера в его произведении «Шум и ярость» является воспроизведение сознания умственно отсталого персонажа. Монолог строится с учетом особенностей состояния его психики. В некоторых случаях поток мыслей лишен логики, в нем не просматриваются причинно-следственные связи. В данном произведении Фолкнер представляет еще два потока сознания других действующих лиц. Но они обозначены деструктивным изображением реальности. Погружение в их бессознательное представляет собой способ показать неочевидные мотивы, психологические комплексы и травмы. Таким образом, данный прием у Фолкнера отражает трагизм существования главных действующих лиц.

В художественном отношении это появляется посредством особого изображения времени: это его неизбежная последовательность от прошлого к будущему, необратимость совершенных действий. Как справедливо отмечает Р. Хамфри, одной из основных характеристик потока сознания в творчестве Фолкнера являются «попытки сознания изолировать героя от разрушающейся реальности». Персонажи оказываются не в состоянии пережить случившиеся трагические события и каким-либо образом их переосмыслить.

Поток сознания в произведениях Миллера

Представлен метод потока сознания в зарубежной литературе и в творчестве Г. Миллера. Он является представителем эпохи постмодернизма. Миллер не отрицает влияние Пруста и Джойса на свои тексты. Но при этом он критикует мировоззренческую систему данных авторов.

Поток сознания у Г. Миллера демонстрирует зарождение основных качеств постмодернистской чувствительности. По мнению некоторых исследователей, Миллер является предшественником постмодернизма в литературе. Основные особенности его произведений – это тотальная ирония, обращение к мировоззрению буддизма и дзэн-буддизма.

Произведения Миллера являются во многом автобиографическими, поэтому писатель передает поток внутреннего мира одного действующего лица. Но при этом он использует разные ракурсы и стилистические характеристики, что позволяет отобразить различные состояния героя. Например, воспоминания героя нередко сопровождаются жаргонизмами, а иногда и нецензурными словами.

Поток сознания является одним из важнейших методов построения текста писателей модернистской эпохи. Его целью является создание иллюзии реальности, погружения читателя в атмосферу произведения, подобно тому, как это происходит при рассматривании полотен художников-импрессионистов.

fb.ru

Сознание человека

Сознание человека – это наивысшая интегрированная форма психики. Оно складывается под влиянием общественно-исторических условий в трудовой  деятельности человека, а также в его общении с другими людьми при помощи языка.

Сознание человека обладает следующими характеристиками:

  • Самооценка (как себя в целом, так и отдельных поступков). Это выражается в познавательной, эмоциональной и волевой формах.
  • Отображение мира посредством познавательных процессов: воображение, мышление, память, ощущение, восприятие. Нарушение одного или нескольких познавательных процессов, как правило, приводит к расстройству сознания.
  • Наличие определенной цели, которую имеет любая деятельность человека. Благодаря этому он способен предусматривать будущее, принимать решения, стремиться вперед, преодолевать трудности.
  • Различие объекта и субъекта.
  • Эмоционально-оценочное отношение к окружающему миру, событиям и самому себе. Это проявляется в таких чувствах, как патриотизм, долг, интернационализм.

Некоторые действия человека можно оценить как высоко сознательные, к другим же такую характеристику применить нельзя. В связи с этим можно сознание человека  разделить на некоторые уровни, которые могут проявляться как у разных людей, так и у одного.

1. Низкий уровень. Человек плохо осознает обстоятельства, свои действия и отношение к ним.

2. Высокий уровень. Человек хорошо понимает и принимает все, что происходит вокруг. Руководствуясь определенными мотивами и целями, он планирует, организует и направляет свои действия.

Миллионы лет назад, в те времена, когда планету населяли только простейшие организмы, не могло быть такого понятия, как сознание (человека же еще вообще не существовало). Живые организмы могли лишь реагировать на воздействие окружающей среды. Эту форму можно назвать раздражительностью. Благодаря ей происходила некоторая адаптация простейших организмов. Эту стадию развития психики называют сенсорной.

Эволюция подарила живым организмам способность ощущать окружающий мир через органы слуха, зрения и осязания. С появлением нервной системы они научились различать цвета, форму, температуру и так далее. Данная стадия развития называется перцептивной.

Одним из важнейших элементов психики является восприятие. Благодаря ему животные получили возможность не только приспосабливаться, но и проявлять внутреннюю активность. Высшие млекопитающие имеют элементарное мышление. Например, обезьянам характерна психическая деятельность, которая более сложная, нежели у других животных. Данная стадия психики называется стадией интеллекта.

Развитие психики человека зашло намного дальше. Людям присущи различные чувства, смысловая и логическая память. Можно сказать, что все формы психического отражения объединились у них в единое целое. Такой формой отражения в эволюции и является сознание.

Развитие сознания человека с рождения проходит все эти стадии в ускоренном режиме. Годовалый ребенок уже способен осознанно взаимодействовать с окружающей средой и выделять себя из нее.

На протяжении многих столетий людей интересовала психология. Благодаря полученным знаниям люди научились управлять, манипулировать окружающими. Сегодня управление сознанием человека происходит на всех уровнях. Постоянная реклама на телевидении, в газетах и журналах заставляет людей делать то, чего бы они сами никогда не сделали.

Методы управления сознанием – это стратегии, используемые людьми для достижения каких-либо целей. Они разрабатываются с целью заменить восприятие тех или иных вещей, заставить человека поступать так, как желает другой.

Самая популярная и действенная тактика современных политиков, торговых компаний и рекламных агентств – «промывание мозгов». Регулярное повторение одной и той же информации заставляет людей воспринимать ее как собственные мысли и идеи. Это приводит в лучшем случае к излишней трате денег, покупке ненужных вещей и так далее.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *