Примеры виктимное поведение: Виктимность — что это такое, причины, виды, примеры поведения.

Виктимное поведение или как становятся жертвой

Перед тем, как разбирать тему этой статьи, нам нужно сначала разобраться, кто такие виктимы? Это слово было заимствовано из английского языка и обозначает жертву. Следовательно, виктимное поведение — это комплекс действий, которые могут привести к опасности для психического и физического благополучия человека. Более того, даже жизни может угрожать виктимное поведение.

С этим понятием связано виктимное мышление — мироощущение человека, которое приводит к негативным последствиям для него самого.

Провокация виктимного поведения

Виктимное поведение изначально провокативное. Люди с таким типом характера могут специально ругаться, лезть в драку и прочим образом нарываться на неприятности. Это можно назвать психологическим мазохизмом за тем лишь исключением, что человек не получает явного ощущения эйфории во время этого.

Бывает и мягкий вариант виктимного поведения. В таком случае человек просто регулярно нарывается на более безопасные виды неприятностей. Например, он может спокойно прогулять какую-то конференцию, на которой ему обязательно нужно быть.

Виктимология

Есть наука, которая изучает таких людей. Называется она виктимологией. Против нее активно выступают феминистки. Они считают, что эта наука оправдывает насилие, ставя жертву в конфликтогенное положение. Феминистки сделали свое дело, и в западной криминалистике уже нет такого термина.

Тем не менее, в психологии понятие виктимного поведения достаточно хорошо описано. Известно, что оно преимущественно бездумно и может происходить из подсознательных побуждений.

Виктимов, даже подсознательных, выдает комплекс жертвы и даже соответствующий вид.

Виктимное поведение жертвы (примеры)

Виктимное поведение может вообще быть случайным. В таком случае оно является следствием необразованности человека и нарушений в процессе социализации. Он не привык думать. Он просто из раза в раз совершает примитивные ошибки в своем поведении. Одной из них можно считать неуверенное поведение.

Если вы идете чаще всего сгорбленными и еле разговариваете, вы можете привлекать внимание преступников. Это устоявшийся факт в криминальной психологии.

Второй ошибкой является неосторожность в криминогенных ситуациях. Некоторые люди показывают прохожим свои деньги или дорогие мобильники, чтобы привлечь к себе внимание. И если обычные люди просто мысленно обвинят его в том, что он выделывается, то преступники живо используют возможность заполучить что-то.

Также примером виктимного поведения может быть излишняя агрессивность. Чаще бывает выгоднее отступить и пропустить хама, чем вступать с ним в смертельную схватку. Более сильные и уверенные люди, напротив, в большинстве случаев не злятся, не выходят из себя и не нападают ни на кого. Это для них просто бессмысленно.

К виктимам относятся также любители экстрима, развлечений больших скоростей и необдуманных поступков. А потом сломанные кости, прикованность к инвалидному креслу и… непонимающий взгляд «почему?»

Существует множество подростков — виктимов, провоцирующих агрессию сверстников и людей постарше асоциального поведения, особенно это касается молоденьких девушек. Коротенькая юбка, вызывающий макияж в два часа ночи на пустынной улице… А потом: «Ой, почему меня изнасиловали?»

 

Цель этой статьи не столько проинформировать об особенностях виктимного поведения жертвы, сколько пригласить читателей проанализировать собственное поведение в потенциально криминогенных ситуациях!

2 459

113749 (Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков) — документ, страница 5 (39654)

Документ из архива «Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков», который расположен в категории «». Всё это находится в предмете «педагогика» из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «остальное», в предмете «педагогика» в общих файлах.

5) снизить склонность к виктимному поведению у подростков.

Кратко опишем содержание блоков и перечень мероприятий программы, которая состоит из четырех блоков: вводно-диагностического, теоретического, практического, включающего в себя две части (тренинги по развитию соответствующих умений и навыков) и итогово-диагностического.

В рамках вводно-диагностического и итогово-диагностического блоков решаются задачи диагностики показателей эффективности программы; знакомства и группового сплочения подростков экспериментальной группы; информирование родителей о проблеме виктимности подростков.

Основной формой работы социального педагога является факультатив. Занятия также проводятся в форме мастерской, тренинга, консультации.

Блок 1. Вводно-диагностический.

Цель: диагностика основных показателей эффективности программы.

Тема 1. «Знакомство».

Ключевые понятия: знакомство, представление, интервью, самоанализ, тренинг, правила поведения, введение в проблему виктимности, юридическая и моральная ответственность.

Методы работы: беседа, упражнения «Снежный ком», «Интервью», проблемные ситуации.

Домашнее задание: написать несколько примеров проблемных ситуаций из собственной жизни.

Тема 2. «Диагностика виктимности».

Ключевые понятия: анкета, тест- опросник, незаконченный тезис.

Методы работы: наблюдение; методика исследования склонности к виктимному поведению, разработанная О.О. Андрониковой [2]; анкета «Выявление склонности подростков к попаданию в виктимогенные ситуации»; незаконченный тезис; методика «Локус контроля» для определения уровня ответственности подростков.

Домашнее задание: написать краткое сочинение на тему: «Что значит для меня — быть в безопасности…».

Блок 2. «Виктимогенные ситуации».

Цель: предоставление подросткам знаний о виктимологии, особенностях виктимного поведения и особенностях безопасного поведения.

Тема 1: Виктимология – наука о жертвах и посягателях.

Ключевые понятия: виктимология, виктимность, жертва, роль поведения жертвы в опасных ситуациях, насилие, виды насилия.

Методы работы: рассказ, дискуссия, беседа.

Домашнее задание: написать несколько примеров насильственных действий, с которыми подростки могут встретиться в повседневной жизни.

Тема 2: Виктимное поведение.

Ключевые понятия: правонарушение, преступление, аморальное поведение, виктимизация, группы риска, факторы виктимности, виктимное поведение.

Методы работы: рассказ, дискуссия.

Домашнее задание: привести примеры виктимного поведения, которые подростки наблюдали в собственной жизни.

Тема 3: Безопасность.

Ключевые понятия: безопасность, риск, рискованное поведение, ответственность, ответственное поведение, личная безопасность, техники отказа от опасных предложений, физическая, экономическая и криминальная безопасность, правила безопасного поведения.

Методы работы: рассказ, дискуссия.

Домашнее задание: привести примеры действий, обеспечивающих личную безопасность в различных обстоятельствах.

Тема 4: Службы помощи, попавшим в неблагоприятную ситуацию.

Ключевые понятия: социальная помощь, сложная жизненная ситуация, телефон доверия, приют, центры социально-медико-психологической помощи «Семья», отделы по делам несовершеннолетних при администрации районов и городов, социальный приют, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Методы работы: рассказ, дискуссия, решение проблемных ситуаций.

Домашнее задание: составить план собственных возможных действий при попадании в виктимогенную ситуацию.

Блок 3. «Безопасное поведение».

Данный блок состоит из двух частей: 1 часть – тренинг навыков безопасного поведения, 2 часть — обучение способам восстанавливать уверенность в себе и адекватную самооценку после перенесенных неудач, опасных ситуаций и т.д.

Часть 1. Тренинг навыков безопасного поведения.

Цель: снижение риска попадания подростков в неблагоприятные жизненные ситуации, обучение подростков навыкам опознавать возможность складывания опасной ситуации, стратегиям эффективного и адекватного поведения в ситуациях опасности и навыкам саморегуляции.

Ключевые понятия: насилие и его виды, ситуация, риск, зоны риска, способ снятия напряжений, стратегия поведения в ситуации насилия, адаптация, адаптивный навык поведения, рефлексия, уверенность, адекватная самооценка.

Форма работы – тренинг.

Методы работы: игры и упражнения, дискуссии, решение проблемных ситуаций, дебаты, мозговой штурм.

Этот блок ориентирован на закрепление ответственности как личностной черты. В блоке делается упор на развитие адаптивных навыков эффективного поведения, укрепление и развитие конструктивных стратегий профилактики и преодоления ситуаций насилия. Работа в рамках данного блока способствует становлению адекватной самооценки у подростка, является хорошей профилактической базой для формирования у подростков умений противостоять нефизическому насилию со стороны окружающих. В блоке так же реализована задача, связанная с активизацией собственных возможностей подростка, увеличением ресурсов, необходимых для противостояния различным жизненным трудностям подростковой жизни, и прежде всего тех, которые связаны с эмоциональным насилием.

Оптимальное число участников группы 12-15 человек. Группы могут быть смешанными (по полу, возрасту). Для работы потребуются следующие материалы: бейджи, плакат «Правила работы группы», вывески с афоризмами, информационные карточки «Способы преодоления ситуации нефизического насилия», фломастеры, мяч, отрывные карточки.

Каждое занятие состоит из трех частей. Первая часть — приветствие, настрой на работу (1-2 упражнения, направленное на активизацию группы, привлечение внимания, создающее настрой на обсуждение основной темы занятия).

Основная часть включает следующие элементы: определение целей, темы дискуссии, характера проблемы; круговую дискуссию по обсуждаемой проблеме, сбор информации, суждений, мнений, новых идей, предложений от всех ее участников; упорядочение информации и ее обсуждение; обоснование альтернатив и совместная их оценка; подведение итогов дискуссии, совместное резюмирование.

В заключительной части занятия проводится сопоставление целей занятия с полученным результатом; упражнения на снятие психологической нагрузки и подведение итогов занятия. Каждое занятие завершается краткой рефлексией, в ходе которой участники могут поделиться своими впечатлениями от полученной информации и об удовлетворенности от проделанной работы.

Далее кратко опишем содержание основной части каждого занятия.

Тема 1. Создание у участников эмоционального настроя на работу в группе. Обсуждение ожиданий, опасений от работы в группе. Принятие правил работы в группе.

Методы работы: упражнения, групповая дискуссия.

Домашнее задание: повторить правила работы в группе, повторить материалы теоретического курса, посвященные теме насилия.

Тема 2. Понятие насилия. Виды насилия. Нефизическое насилие.

Методы работы: упражнения, групповая дискуссия, мозговой штурм.

Домашнее задание: подобрать примеры ситуаций насилия из собственной жизни и жизни знакомых и родственников, литературных произведений, телепередач и т.д.

Тема 3. Ситуации насилия. Определение и обсуждение возможных ситуаций насилия. Зоны риска. Изучение типологии ситуаций, угрожающих возникновением нефизического насилия. Способы снятия напряжения после ситуации насилия. Определение конструктивных способов снятия напряжения после ситуации насилия.

Методы работы: упражнения, групповая дискуссия.

Домашнее задание: написать список конструктивных способов снятия напряжения и неконструктивных способов снятия напряжения (каждый список – не менее 4 пунктов).

Тема 4. Анализ индивидуально перенесенных ситуаций насилия. Определение индивидуальных способов поведения внутри ситуации и ее предупреждения. Определение и обсуждение конструктивных стратегий поведения внутри ситуации насилия и способов профилактики. Укрепление навыков «психотерапевта» для других.

Методы работы: упражнения, мозговой штурм, решение проблемных ситуаций.

Домашнее задание: проанализировать собственные способы поведения в конфликтных ситуациях, степень их конструктивности.

Тема 5. Профилактика насилия в социальной группе. Адаптивные навыки поведения. Анализ стратегии поведения в кризисной ситуации, угрожающей насилием. Повышение уверенности в себе. Стабилизация адекватной самооценки. Повышение ответственности за свое поведение. Осознание своей ценности и уникальности.

Методы работы: упражнения, беседа, групповая дискуссия, консультация.

Домашнее задание: пронаблюдать за динамикой собственного эмоционального состояния и постараться выявить внутренние и внешние факторы, повышающие самооценку.

Тема 6. Личностная обратная связь. Итоги занятий. Позитивное завершение межличностных отношений в группе. Личностная поддержка. Осознание и структурирование опыта, полученного на тренинге. Выявление индивидуальных вариаций полученного опыта.

Методы работы: упражнения, беседа, групповая дискуссия.

Домашнее задание: написать краткое сочинение «Чему я научился на этом тренинге».

Часть 2. Тренинг «Возвращение уверенности» — обучение способам восстанавливать уверенность в себе и адекватную самооценку после перенесенных неудач, опасных ситуаций и т.д.

Цель: помочь каждому участнику по возможности снизить негативное воздействие на собственную психику пережитой неудачи, улучшение состояния подростков после перенесенной бытовой или межличностной неудачи.

Ключевые понятия: неудача, ситуация неудачи, ошибка, последствия, вживание в ситуацию, ролевое моделирование ситуации, рефлексия ситуации.

Форма работы: тренинг [37].

Методы работы: ролевая игра.

Для работы потребуются следующие материалы: текст стихотворения «Музыкальный дождик» (И. Соковня), карточки с названиями ролей, простейший музыкальный инструмент (для ведущего, например, ксилофон или губная гармошка, или ведущий просто попевает каждую ноту).

Алгоритм игры

1. Постановка цели. Ведущий предлагает участникам игры задуматься, есть ли у них воспоминание о каком-либо жизненном эпизоде, когда они испытали чувство досады от того, что сорвалось какое-то дело. Сорвалось по независящим от самого человека обстоятельствам. Например: вы собирались с друзьями в поход, но начался такой ужасный ураган, что вы вынуждены были остаться дома.

На обдумывание дается 1—2 мин. Потом ведущий просит одного из подростков поделиться своими воспоминаниями. Это будет, как правило, тот подросток, который уже справился с последствиями пережитой неудачи. Те, у кого психологический дискомфорт сохранился, раскрываются не так быстро. Однако озвучивание чужих неприятных историй, имевших место в прошлом и пережитых, дает надежду на то, что и он или она смогут справиться со своими неприятностями.

2. Объяснение метода. Участники должны понять, почему им предлагается игра. Тезис: «Ролевая игра дает возможность безболезненно для личности делать ошибки, анализировать их, отстаивать любую, даже парадоксальную (странную, резко расходящуюся с общепринятой) точку зрения. Кроме того, возможность побыть в чужой роли дает нам время на отдых от самих себя, от наших собственных переживаний».

3. Раздача литературного материала. (стихотворение «Музыкальный дождик» И. Соковня)

Роли: скрипичный ключ, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, такси, кот, два парохода, тучи (несколько карточек), колосья (несколько карточек), главная синица, синицы (несколько карточек), ведро, дождинки, Земля, Солнце.

4. Чтение вслух текста.

5. Представление ситуации. Ситуация: было намечено хорошее дело, но оно сорвалось. Однако неудача не должна рассматриваться как непоправимое несчастье. Участники сорвавшегося дела могут снова собраться вместе и начать все сначала. Но у каждого участника свой характер. Мы должны выяснить, захотят ли они вернуться, как каждый в отдельности переживает ситуацию. (При проведении рефлексии в случае работы с детьми до 12 лет не следует задавать слишком развернутые вопросы, достаточно просто попросить ребенка, исполняющего ту или иную роль, охарактеризовать свое состояние, с подростками можно провести более углубленную рефлексию.)

6. Постановка задачи. Входя в игру, человек принимает на себя роль персонажа, соглашаясь на время соответствовать его полу, возрасту, облику. Задача игроков — соответствовать общим представлениям об образе, в том числе используя речевые, пластические, мимические и прочие приемы.

7. Раздача карточек. Карточки перемешать и раздать произвольно. В группе должно быть не менее 14 и желательно не более 30 человек.

8. Ролевая игра по тексту. Вхождение в роль (каждый участник должен вслух «отречься от своего имени» и принять на себя роль, например, ноты, парохода и т. д.).

После этого отношение ведущего к участникам игры меняется. Перед ним не ученики, а ноты, пароходы, колосья и т. д. Можно начать обращаться к каждому ребенку на вы. Это поднимает значимость игрока в собственных глазах.

Соответствие роли (участники должны показать, как выглядит пароход, какая из себя туча, каков собой кот и т. д.).

Рефлексия ситуации (предупредите участников, что они не должны особенно обращать внимание на мнение окружающих, а могут высказывать свое личное видение ситуации).

Вопросы, которые могут быть использованы во время игры.

Зачем ноты расселись на тучи? Это был легкомысленный поступок? Скажите, нота …, что вы чувствовали, когда неслись на землю вместе с каплями дождя? Вам было холодно? Вас беспокоила влажность? Это был холодный или жаркий день? Что вы ощутили, когда… (далее по ситуации стихотворения). Вы уверены, что то, что произошло, вам не нравится? Может быть, вас просто тревожит новизна ситуации? Вы хотите вернуться? У вас есть такая возможность.

различных примеров мышления жертвы | Living By Eample

Мышление жертвы, широко известное как менталитет жертвы, представляет собой образец иррациональных убеждений или утверждений о том, что человек стал жертвой от рук другого. Это не следует путать с фактической виктимизацией, которая происходит, когда человек подвергается существенной несправедливости в определенном сценарии. Вот примеры мышления жертвы:

1. Свобода воли

Низкое чувство личной свободы воли, при котором люди считают, что они не контролируют результаты своей жизни.

2. Избегание ответственности

Избегание ответственности и отказ от возложения вины за собственные неудачи.

3. Негативность

Пессимизм — это образ мышления, при котором человек не верит, что хорошие вещи достижимы. В этих будущих невозможностях обвиняют внешние факторы, такие как угнетение или невезение.

4. Жалость к себе

Склонность пребывать в чувстве сильного, эгоцентричного несчастья.

5. Обида

Со временем нежелание преодолевать предполагаемые проступки. Например, вспоминая мелкие оскорбления десятилетней давности, чтобы питать жалость к себе.

6. Погружение в себя

Навязчивая концентрация на собственных проблемах и нежелание признавать, что окружающие испытывают аналогичные трудности.

7. Права

Чувство высокомерия, престижа и права, приводящее к разочарованию, когда этот статус и привилегия не выполняются.

8. Моральный элитаризм

Представление о том, что ваша мораль настолько выше, что вы становитесь жертвой неправильной морали других.

9. Выученная беспомощность

Выученная беспомощность – это ложное представление о том, что что-то сложно, невозможно или не поддается контролю. В случае с мышлением жертвы это может быть преднамеренным, чтобы вызвать жалость к себе, избежать ответственности и вызвать сочувствие других. Например, ученик, который приводит иррациональный аргумент, что он не может пройти урок математики, потому что учитель математики не любит его.

10. Хрупкость

Чрезмерная чувствительность к воображаемым оскорблениям, критике или умолчаниям и вера в то, что эти вещи необратимо вредят человеку.

11. Аномия

Аномия — это менталитет жертвы, который может способствовать ощущению исключения из общества и культуры.

12. Манипулирование 

В некоторых случаях менталитет жертвы можно стратегически использовать, чтобы попытаться повлиять на других или подорвать их авторитет.

13. Критическая теория

Критическая теория представляет собой постмодернистскую марксистскую академическую традицию, основанную на нескольких основных принципах: властные структуры деспотичны, культуры являются властными структурами, а у людей практически нет свободы действий.

В настоящее время это преобладающий академический подход, при котором люди изображаются беспомощными жертвами общества, культуры, организаций, языка, средств массовой информации, рынков и технологического развития.

14. Культура жертвы

Теория состоит в том, что определенные общества отдают престиж, внимание и власть лицам, которые называют себя жертвами, побуждая членов подчеркивать свою жертвенность. Это можно сравнить с культурой достоинства, основанной на стоическом отношении, в котором люди должны самостоятельно разрешать относительно незначительные несправедливости, не жалуясь.

Чтобы узнать характеристики человека, который «да» , посетите этот блог LivingByExample для получения дополнительной информации.

Синтия Гаррет

Соучредитель, главный редактор
Синтия познакомилась с Брайаном во время одной из их операций по оказанию помощи жертвам тайфуна Катрина, и с тех пор они неразлучны. Они оба считают, что «Жить на примере» может быть лучшей платформой для написания статей на темы, которые помогут людям общаться с другими и дать им более глубокое понимание различных обществ и культур.

Типы и признаки жестокого обращения

По оценкам, примерно две трети тех, кто причиняет вред уязвимому взрослому, являются членами семьи, чаще всего взрослыми детьми или супругами жертвы. Исследования показали, что в большинстве случаев обидчик финансово зависит от ресурсов уязвимого взрослого и имеет проблемы, связанные с алкоголем и наркотиками.

Будьте внимательны к различным видам злоупотреблений

Слово «жестокое обращение» означает множество различных способов, которыми кто-то может причинить вред уязвимому взрослому.

Физическое насилие — умышленное телесное повреждение. Некоторые примеры включают шлепки, щипки, удушье, пинки, толкание или ненадлежащее использование наркотиков или физических ограничений. Признаки физического насилия.

Сексуальное насилие — половой контакт без согласия (любой нежелательный половой контакт). Примеры включают нежелательные прикосновения, изнасилование, содомию, обнажение по принуждению, фотографии откровенного сексуального характера. Признаки сексуального насилия.

Психическое жестокое обращение или эмоциональное насилие намеренно причиняет психическую или эмоциональную боль. Примеры включают запугивание, принуждение, высмеивание, притеснение, обращение со взрослым как с ребенком, изоляцию взрослого от семьи, друзей или обычной деятельности, использование молчания для контроля поведения, а также крик или ругань, которые приводят к психическому расстройству. Признаки эмоционального насилия.

Эксплуатация происходит, когда уязвимый взрослый или его/ее ресурсы или доход незаконно или ненадлежащим образом используются для получения прибыли или выгоды другим лицом. Примеры включают незаконное снятие денег со счета другого лица, подделку чеков или кражу вещей из дома уязвимых взрослых. Признаки эксплуатации.

Безнадзорность имеет место, когда лицо либо своим действием, либо бездействием лишает уязвимого взрослого ухода, необходимого для поддержания физического или психического здоровья уязвимого взрослого. Примеры включают непредоставление предметов первой необходимости, таких как еда, вода, одежда, безопасное жилье, лекарства или медицинское обслуживание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *