Примеры восприятия примеры в психологии: Общие дети, г. Воронеж

Их примеры:

Сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и многие другие.

Группа автоматизированных действий, или навыков, особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, как уже говорилось, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия. Этот процесс имеет фундаментальное значение для жизни каждого индивида. Не будет большим преувеличением сказать, что он лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей.

2.Неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Не все неосознаваемые компоненты действий имеют одинаковую функциональную нагрузку. Некоторые из них реализуют сознательные действия – и они отнесены к первому подклассу; другие подготавливают действия – и они описаны во втором подклассе.

Наконец, существуют неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия, и они выделены нами в третий подкласс.

Этих процессов большое количество, и они чрезвычайно, интересны для психологии.

Приведу примеры:

Вам, наверное, приходилось наблюдать, как человек, орудующий ножницами, двигает челюстями в ритме этих движений. Что это за движения? Можно ли отнести их к двигательным навыкам? Нет, потому что движения челюстями не реализуют действие; они также никак не подготавливают его, они лишь сопровождают его.

Другой пример. Когда игрок на бильярде пускает шар мимо лузы, то часто он пытается «выправить» его движение вполне бесполезными движениями рук, корпуса или кия.

Студенты на экзаменах часто очень сильно зажимают ручку или ломают карандаш, когда их просишь, например, нарисовать график, особенно если они в этом графике не очень уверены.

Человек, который смотрит на другого, порезавшего, например, палец, строит горестную гримасу, сопереживая ему, и совершенно этого не замечает.

Итак, в группу процессов третьего подкласса входят непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также большой класс вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека.

3.Третий класс неосознаваемых процессов образуют « надсознательные» процессы. К этой категории относятся процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы. С этим явлением мы сталкиваемся, когда, пытаемся решить какую-то сложную и значимую для нас проблему. Мы долго перебираем всевозможные варианты, анализируем имеющуюся информацию, но четкого решения проблемы еще нет. И вдруг, неожиданно, как-то само собой, а иногда используя какой-то незначительный повод, мы приходим к решению данной проблемы. Нам становится все ясно, мы четко представляем себе суть этой проблемы и знаем, как ее решить. Это уже не просто взгляд на решение какой-то проблемы, это качественно новый взгляд, который может изменить всю нашу жизнь.

5. Ощущение и восприятие как различные формы отражения действительности.

   

Под восприятием понимаются такие психические процессы, с помощью которых мы можем непосредственно осознавать явления, находящиеся вне нас, на основе деятельности наших органов чувств.     Различие между восприятием и ощущением является искусственным, логическим. Необходимо избегать представления о том, что восприятие складывается из ощущений. Восприятие невозможно психологически разложить на ощущения и самовосприятие, оно является сложным процессом, в котором отражаются все ступени развития человека, вся биопсихологическая личность в данный момент развития (ближе к первичному «ощущению» стоит новорожденный, так как он не обладает сознательным опытом).     Мы никогда «не ощущаем», «не чувствуем» красный, зеленый цвет, тон, боль, но всегда воспринимаем какой-нибудь конкретный красный предмет, тон какого-нибудь конкретного инструмента, чувствуем и воспринимаем вполне конкретную боль и т.д.     На нас никогда не действуют изолированно свойства предметов. Поэтому мы говорим о восприятии, а не об ощущении. Предпосылкой для восприятия являются раздражители (импульсы), действующие на органы чувств. Из-за того, что одни органы чувств воспринимают раздражители на расстоянии (дистанционно), мы делим органы чувств и раздражители на контактные и дистанционные.

Восприятие — это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Ощущение — это процесс первичной обработки информации, который представляет собой отражение отдельных свойств предметов и явлении, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств, а также отражение внутренних свойств организма. Ощущение выполняет функцию ориентации субъекта в отдельных, самых элементарных свойствах объективного мира.

(Ощущение является чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания, на основе воздействия ее на органы чувств: в этом их единство. Ощущение — отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего.)

6. Виды ощущений. Подходы к классификации ощущений.

Выделяют следующие основания классификации ощущений: I) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение; 2) по месту расположения рецепторов; 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражителя.

По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения — контактные.  По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода.

Охарактеризуем кратко каждый из названных видов ощущений.  Зрительные ощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза — сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов — палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму.

Слуховые ощущения. Эти ощущения также относятся к дистантным и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им, человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны — продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука.

Обонятельные ощущения. Они относятся к дистантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости.

Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы — вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба — различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького.  Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая.

О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению.

Особое место и роль в жизни и деятельности человека занимают интероцептивные (органические) ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека. 

7. Общая характеристика и виды восприятия

Восприятие — психический процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элемент

Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.

Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с промежутками во времени) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.

Высшей формой предметного восприятия является осмысленное восприятие. Благодаря осмысленности наше восприятие перестает быть биологическим процессом, каким оно было у животных. Усваивая в процессе развития общественно-исторический опыт, человек отражает также значения предметов, выработанные в практической деятельности предшествующих поколений. Поэтому вместе с восприятием предмета происходит осознание его функций, благодаря чему восприятие становится обобщенным и категорированным.

Очерки о психологии работы с клиентомВосприятие и его организация

Чтобы привлечь внимание покупателей к  товару, нужно знать, как происходит процесс узнавания человеком предметов, поскольку правильное расположение товара на витрине — один из факторов, способствующих увеличению продаж.

В субъективном мире человека мысли могут принимать сенсорную форму, то есть форму ощущений. От того, какую сенсорную форму принимают мысли, зависит процесс восприятия.

Восприятие — отражение предметов и явлений внешнего мира в сознании путем интерпретации ситуаций. Восприятие создается из отдельных ощущений.

Ощущение — непосредственное отражение реакции сенсорных анализаторов на воздействие предметов и явлений внешнего мира, проявляющееся в передаче в ЦНС информации об этом воздействии. Для того чтобы возникло ощущение, раздражитель должен преодолеть порог ощущения — минимальный уровень интенсивности раздражителя, который способен вызвать соответствующее ощущение [1].

Интерпретация — значение, которое человек придает тому или иному ощущению, осознавая его на основе сопутствующей или предшествовавший информации. Иначе говоря, интерпретация — это объяснение ощущений, поступающих от сенсорных анализаторов.

Например, вы увидели красный свет светофора. Цвет и форма светофора — это ощущение. Значение, которое вы придаете этому ощущению (интерпретация), можно выразить фразой: «Улицу переходить нельзя, нужно остановиться».

Фильтры восприятия — важная система, которая регулирует восприятие поступающей информации. Они «отсекают» потоки излишней информации, не соответствующей собственной модели мира человека. Фильтры восприятия определяют интерпретацию информации. Восприятие личностью одного и того же ощущения может отличаться из-за различной его интерпретации, именно поэтому каждый человек создает разную карту или модель мира. Различают фильтры

• нейрофизиологические — физиологические ограничения, характерные для рецепторных систем человека (свет воспринимается глазом в интервале длины волны 380–680 ммк, звук — 20–20 000 Гц)

• социальные — барьеры, устанавливаемые в процессе воспитания как результат влияния социальной системы (совокупности общественных ценностей, культуры, традиций, убеждений, языка и т. п.)

• индивидуальные — ограничения при восприятии индивидуальной картины мира, которые возникают по мере накопления жизненного опыта (убеждения и ценности, интересы, привычки, симпатии, антипатии, правила поведения и т.п.).

Факторами, задающими параметры социальных и индивидуальных фильтров, которые влияют на интерпретацию воспринимаемой информации, являются [2]:

1. Предшествующий опыт — у каждого человека имеется готовое представление о происходящем, которое отчасти определяет характер восприятия. Таким образом, человек «видит то, что он хочет видеть». Предшествующий опыт задает ориентиры для оценки поступающей информации. При смене этих ориентиров оценка может изменяться.

2. Культура — духовные ценности, убеждения, способы мышления и представлений об окружающем мире, которые являются общими для большинства членов того или иного сообщества и которые представляются единственно правильными.

3. Потребности, мотивации и эмоции? факторы, в значительной степени определяющие избирательное восприятие информации:

• потребности — настоятельная необходимость чего-либо для поддержания или продления жизни

• мотивация — осознанная потребность, выраженная в конкретном побуждении

• эмоции — выражение отношения человека к удовлетворению или неудовлетворению его потребностей.

4. Иллюзия — неверная интерпретация объекта в восприятии (искаженное восприятие). Иллюзии могут возникать вследствие индивидуальных либо культурных различий.

Организация восприятия

Механизм восприятия человека основан на таких принципах:

1. Любой объект воспринимается как фигура на каком-либо фоне (при этом фигура воспринимается как основной объект, а фон — как второстепенный).

2. Принцип заполнения пробелов — фрагментарное изображение воспринимается как фигура с простым и завершенным контуром.

3. Объединение (группировка) элементов изображения элементы в восприятии могут объединяться по различным признакам (близость, сходство, непрерывность (воображаемая), симметрия).

4. Принцип близости — мозг человека объединяет смежные элементы в некую совокупность.

5. Принцип сходства — человеку легче объединять элементы, которые имеют сходные признаки.

6. Принцип непрерывности — разрозненные элементы могут объединяться в единую форму.

Каждый человек формирует субъективный сенсорный опыт, собственную реальность или модель мира, которая отличается от моделей, созданных другими людьми. Очень часто человек воспринимает эту модель мира как саму реальность или как сам мир.

В повседневной жизни люди часто путают понятия «ощущение» и «интерпретация». Например, провизор видит потенциального покупателя (клиента), который смотрит на полку с анальгетиками — это ощущение. Выражение лица клиента «кислое»: можно предположить, что ему не нравится представленный в аптеке ассортимент лекарственных препаратов — это интерпретация. Однако причиной «кислого» выражения лица скорее является головная боль, а то, что клиент смотрит на полку с анальгетиками, может быть связано с проблемой выбора, поскольку он хочет выбрать оптимальный препарат для устранения тягостных симптомов.

В процессе создания собственной модели мира человек использует универсальные принципы моделирования — обобщение, исключение (стирание) и искажение [2].

Обобщение — процесс, посредством которого специфический опыт человека в отношении конкретного предмета (явления) распространяется на всю совокупность предметов или явлений.

Например, препарат, содержащий ацетилсалициловую кислоту, вызвал побочные эффекты (рецидив пептической язвы желудка). У человека возникает стереотип восприятия, в соответствии с которыми все препараты, содержащие ацетилсалициловую кислоту, вызывают рецидив пептической язвы желудка.

Исключение или стирание — процесс, посредством которого человек избирательно использует одни аспекты своего опыта и исключает («стирает») другие, противоречащие его обобщенному восприятию. Чаще всего исключаются те аспекты опыта, которые занижают самооценку человека или противоречат его картине мира.

Искажение — процесс, в результате которого в восприятии человека его опыт оказывается представленным неточно. Посредством процесса искажения человек изменяет механизм своего восприятия (чаще всего, используя сделанные обобщения).

В качестве примера можно привести искаженный стереотип восприятия препаратов, содержащих парацетамол. Иногда можно услышать мнение, что препараты, содержащие парацетамол, вызывают нарушения функции почек и печени, неблагоприятно влияют на состав крови, обладают генотоксическим, мутагенным, канцерогенным и тератогенным эффектом. Указанные эффекты обусловлены использованием фенацетина или недостаточно очищенного парацетамола, однако их часто приписывают всем содержащим парацетамол препаратам — происходит процесс обобщения, искажающий восприятие свойств объекта.

Сделав подобное обобщение, провизор будет избирательно воспринимать только ту информацию, которая подтверждает его заблуждение и не будет воспринимать данные, которые это заблуждение опровергают. Несмотря на то, что препараты, в состав которых входит высокоочищенный парацетамол, лишены упомянутых нежелательных свойств, провизор может не воспринять информацию, поскольку она противоречит его опыту (стереотипам). Это и есть исключение или стирание.

Вследствие процессов обобщения и исключения у провизора может сформироваться ошибочный стереотип восприятия препаратов, содержащих парацетамол, как опасных. Таким образом, процесс искажения влияет на качество восприятия информации. Можно привести другой пример влияния процесса искажения на принятие решений: в странах СНГ некоторые содержащие парацетамол препараты используются в неэффективной разовой и суточной дозе (менее 500 мг и 2 г соответственно) [3].

Еще одним примером является искаженное восприятие a-адреномиметиков, которые входят в состав комбинированных препаратов, предназначенных для устранения отека слизистой оболочки носа, в качестве деконгестантов (сосудосуживающих средств). Так, побочные эффекты, обусловленные такими веществами, как фенилпропаноламин и псевдоэфедрин (повышение артериального давления, риск возникновения сердечных аритмий, центральный стимулирующий эффект, нарушение мозгового кровообращения и т. п.), ошибочно приписывают всему классу a-адреномиметиков, которые входят в состав комбинированных препаратов. Это пример процесса обобщения (убеждения также являются обобщениями).

Сделав обобщение, провизор воспринимает только ту информацию, которая его подтверждает. Например, известно, что представитель класса a-адреномиметиков фенилэфрин, входящий в состав комбинированных препаратов в рекомендуемой дозе (не более 10 мг), практически не влияет на артериальное давление, не обладает центральным стимулирующим эффектом и что в Великобритании за период с 1995 по 2000 г. было реализовано более 19 млн упаковок препаратов, содержащих парацетамол, фенилэфрин и аскорбиновую кислоту, и только в двух случаях были отмечены побочные реакции, не представляющие угрозу жизни [4]. Этот факт может быть исключен из восприятия провизора. Таким образом происходит процесс исключения или стирания.

В результате этих процессов у провизора может сформироваться ошибочное восприятие всех адреномиметиков, которые входят в состав комбинированных препаратов, применяемых для облегчения симптомов простуды и гриппа, как ингредиентов, которые способствуют повышению артериального давления, проявляют центральный стимулирующий эффект и т.п. Это — процесс искажения. И это несмотря на то, что один из представителей класса a-адреномиметиков — фенилэфрин остается единственным безопасным средством для системного применения, которое разрешено к безрецептурному отпуску в Российской Федерации в составе комбинированных препаратов, предназначенных для лечения пациентов с простудными заболеваниями и гриппом [5].

Виталий Усенко,
магистр управления международным бизнесом

В следующей публикации из цикла «Очерки практической психологии работы с клиентом» мы рассмотрим основы коммуникации — правила общения с клиентом и технику контроля процедуры общения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Квинн В. Прикладная психология // СПб: Питер, 2000.

2. Бендлер Р., Гриндер Д. Структура магии, нейролингвистическое программирование // СПб: Белый кролик, 1996.

3. Зупанец И., Бурчинский С. Современные безрецептурные лекарственные средства для симптоматического лечения ОРВИ и гриппа // Еженедельник Аптека, № 46 (317) от 26 ноября 2001 г.

4. Звартау Э.Э., Карпов О.И. Роль провизоров в предупреждении тяжелых осложнений симптоматического лечения острых респираторных заболеваний // Провизор. — 2001. — № 18.

5. Звартау Э.Э., Карпов О.И. Безопасность препаратов для лечения простудных заболеваний // Еженедельник Аптека, № 37 (308) от 24 сентября 2001 г.

* Продолжение. Начало см. «Еженедельник АПТЕКА», № 6 (327) от 11 февраля 2002 г.

10 примеров визуального восприятия в повседневной жизни

Причина, по которой вы можете видеть эти буквы, отделять одно слово от другого и понимать предложение целиком, заключается в вашей способности визуального восприятия.

Зрительное восприятие происходит, когда глаза и нервная система, прежде всего мозг, объединяются, чтобы воспринимать, обрабатывать и интерпретировать то, что человек видит. Как показали исследования, мозг активно работает, чтобы придать смысл тому, что видят глаза, и определяет дальнейшие действия на основе визуального восприятия [1] .

Некоторые исследования показали, что пробелы в способностях к зрительному восприятию являются причиной когнитивных нарушений, возникающих при дислексии и дискалькулии [2] . Они также показали, что работа над улучшением навыков визуального восприятия может помочь в улучшении распознавания работы, чтения и понимания [3] . В то время как другие исследования решительно опровергли это утверждение, показывая, что дефицит зрительного восприятия не является причиной каких-либо трудностей с чтением и пониманием [4] .

Примеры визуального восприятия

Зрительное восприятие становится важным навыком, неосознанно или сознательно помогая и подстрекая нас во всем, от самых обыденных задач до более сложных. Мы можем найти различные примеры того же в нашей повседневной жизни сразу после пробуждения.

1. Надевание обуви и тапочек

Причина, по которой мы знаем, что нужно надевать правую тапочку на правую ногу, а левую – на левую, заключается в том, что мы можем визуально воспринимать, обрабатывать, вспоминать и различать левую и правильные тапочки.

2. Одеваться

Затем, когда мы начинаем одеваться, именно зрительная память, построенная на основе всех наших визуальных восприятий, помогает нам находить носки, перчатки и туфли подходящего цвета.

3. Водительские и дорожные знаки

Когда человек за рулем, та же зрительная память помогает ему вспомнить, что большой красный знак с белой горизонтальной линией означает «не останавливайся». Это также визуальное восприятие, которое помогает им увидеть, что впереди может быть школа или зебра, что означает, что им нужно снизить скорость.

Зрительное восприятие помогает в пространственных отношениях и решении проблем. Так человек может выбрать кратчайший путь к месту назначения. Это также то, как человек может сказать, кто стоит ближе к нему.

4. Походы домой, на работу и в школу

Это зрительное различение, навык, развивающийся в результате многократного использования зрительного восприятия в окружающей среде, который помогает людям воспринимать и отличать свой дом, офис и школу от все остальные постройки рядом.

5. Знакомство с людьми

Когда мы входим в здание, тот же самый процесс помогает нам узнавать и отличать людей и лица, которых мы знаем и с которыми дружим, от тех, кого мы не знаем.

6. Распознавание их даже в перевернутом виде

Зрительное восприятие помогает поддерживать постоянство размера и формы, т. е. понимание того, что даже если человек или объект могут казаться разными под определенным углом или с определенного расстояния, они все равно остаются прежними размер и форма. Если ребенок смотрит на мать вверх ногами, именно постоянство формы поможет ему узнать свою мать даже с того или иного ракурса.

7. Изучение алфавитов

Зрительная последовательная память, или запоминание правильной последовательности различных зрительных восприятий, помогает нам не только воспринимать буквы «б, в, а», но и помнить, что их правильный порядок в алфавите «а, б, в».

8. Учеба в классе

Учащиеся могут обращать внимание на доску, пока учитель пишет, потому что они могут блокировать визуальное восприятие любой другой вещи в классе, например, картинок, диаграмм, бюллетеней. доски, другие ученики и т. д. Впоследствии они могут делать заметки, потому что они могут воспринимать, а затем понимать то, что написано на доске.

9. Чтение и решение головоломок

Зрительное различение также помогает в решении таких задач, как «найти отличия». Во время чтения это помогает различать похожие буквы, такие как «p» и «q», «b» и «d», и даже цифры, такие как «9» и «6».

Если вы пойдете в зоопарк, вам понадобится визуальное различение, чтобы отличить оленя от жирафа.

10. Рисование и раскрашивание

Рисуя и раскрашивая, дети не забывают раскрашивать облака в синий цвет, а солнце в желто-оранжевый цвет, потому что они визуально воспринимают это как цвет солнца и облаков в реальной жизни и в другие картинки. Они могли запоминать эти ощущения и успешно вспоминать их во время рисования благодаря зрительной памяти.

Причина, по которой люди могут разгадывать кроссворды, разгадывать беспорядочные предложения и заполнять пропуски, когда есть пропущенная буква или слово, частично связана с их навыками визуального восприятия.

Что это значит, когда у вас высокое зрительное восприятие?

Когда люди пытались программировать компьютеры для понимания трехмерного мира, они поняли, какое чудо — это наше визуальное восприятие. Он легко способен воспринимать объекты всех их цветов, форм и размеров в трех измерениях в мгновение ока.

Этот очень сложный процесс визуального восприятия, запоминания и понимания всего происходящего происходит автоматически, почти без единой мысли.

Некоторые навыки зрительного восприятия присутствуют при рождении, но некоторые навыки более высокого уровня развиваются по мере роста ребенка. Зрительное восприятие играет важную роль в когнитивном, социальном и физическом развитии ребенка.

Многие исследования показали важность зрения для понимания и участия ребенка в социальных взаимодействиях [5] . Младенцы замечают выражение лица своих родителей или опекунов и могут различать счастливое и грустное к тому времени, когда им исполняется несколько месяцев. Младенцы начинают обращать внимание на лица, предметы и иногда даже на то, на что обращают внимание взрослые, к тому времени, когда им исполняется шесть-семь месяцев [6] .

Исследования показали, что навыки визуального восприятия играют важную роль в таких задачах, как концентрация внимания и обучение [7] . Более того, они также показали, что недостаточно развитые навыки зрительного восприятия могут привести к трудностям с чтением, письмом и зрительно-моторной интеграцией 9.0005[8], правописание [9] и даже математика [10].

Нельзя сказать, что обладая способностью видеть или зрительно воспринимать, человек сможет выполнять определенные задачи. Но научиться делать то же самое может быть более сложным и длительным процессом для человека.

Зрение — одно из основных чувств. Важно понять причины нарушения зрительного восприятия и, если возможно, обратиться за лечением. Если причина так проста, как близорукость, простой рецепт очков может восстановить зрение, устранив любые помехи зрительному восприятию.

Наш мозг похож на мышцу, которую можно укрепить с помощью упражнений и практики для выполнения определенных задач. Эта особенность мозга известна как нейропластичность [11] .

Эту особенность мозга можно использовать для улучшения навыков визуального восприятия. Существуют различные забавные способы, с помощью которых как дети, так и взрослые могут улучшить свои навыки визуального восприятия, в частности, навыки визуального различения и зрительного закрытия.

Заключение

Зрительное восприятие — это сложная, часто само собой разумеющаяся когнитивная задача, которую наши глаза и мозг выполняют автоматически. Мы используем различные навыки визуального восприятия в нашей повседневной жизни практически во всем, что мы делаем. В то время как недостаточно развитые навыки визуального восприятия могут привести ко многим другим трудностям, можно улучшить свои навыки визуального восприятия с помощью различных инструментов, игр и занятий.

Ссылки

  1. Грегори, Р. Л. (1970). Умный глаз.
  1. Ченг, Д., Сяо, К., Чен, К., Цуй, Дж., и Чжоу, X. (2018). Дислексия и дискалькулия характеризуются общим дефицитом зрительного восприятия. Нейропсихология развития, 43(6), 497-507.
  1. Тот же, С.К.Л., Ализаде, Х., и Кушеш, М. (2009). Влияние обучения навыкам зрительного восприятия на эффективность чтения у учащихся с дислексией.
  1. Шовман М.М. и Ахиссар М. (2006). Выделение влияния зрительного восприятия на способность чтения дислексиков. Vision Research, 46(20), 3514-3525.
  1. Трестер, Х., и Брамбринг, М. (1992). Раннее социально-эмоциональное развитие слепых детей. Ребенок: уход, здоровье и развитие, 18(4), 207-227.
  1. Руба, А.Л., и Репачоли, Б.М. (2020). Понимают ли довербальные младенцы отдельные выражения эмоций на лице? Обзор эмоций, 12(4), 235-250.
  1. Инь, С. Х., Пак, М. Х., Хван, М. К., Нам, Г. Ю., и Квон, М. В. (2019). Исследование визуального восприятия персонажей с помощью отслеживания взгляда. Журнал Корейской ассоциации содержания, 19(6), 105-113.
  1. Чайир, А. (2017). Анализ навыков чтения и уровня зрительного восприятия первоклассников. Универсальный журнал образовательных исследований, 5 (7), 1113-1116.
  1. Гейтс, А.И. (1926). Изучение роли зрительного восприятия, интеллекта и некоторых ассоциативных процессов в чтении и правописании. Журнал педагогической психологии, 17 (7), 433–445. https://doi.org/10.1037/h0072810
  1. Цуй, Дж., Чжан, Ю., Ченг, Д., Ли, Д., и Чжоу, X. (2017). Восприятие визуальной формы может быть когнитивным коррелятом математических категорий более низкого уровня для подростков. Границы психологии, 8, 1336.
  2. Конорски, Дж. (1948). Условные рефлексы и организация нейронов.

Что такое избирательное восприятие: определение, типы и примеры

Психология

Последнее обновление от 25 мая 2023 г. : опубликовано 12 июня 2022 г.

Вы когда-нибудь были в ситуации, когда вы думали, что были полностью правы, когда вы просто игнорировали все красные флажки, говорящие вам об обратном? Если да, то это избирательное восприятие. Избирательное восприятие — это когнитивное искажение , которое заставляет вас игнорировать информацию вокруг вас и переключает ваше внимание на то, что говорит вам ваш разум.

Что говорит вам разум? Наш ум действительно очень хитер. При избирательном восприятии ваш вид будет дергать за ниточки ваших предвзятых мыслей, ожиданий, прошлого опыта, ценностей, желаний и т. д. и будет отвлекать ваше внимание именно на эти вещи, а не на информацию, доступную вам на земле.

Избирательное восприятие, как селективный мутизм , останавливает вас от свободного и непредвзятого понимания и использования вашего восприятия. Избирательный мутизм определяется вашей тревожностью, а избирательное восприятие определяется искажением ваших когнитивных способностей.

Давайте немного познакомимся с избирательным восприятием

Избирательное восприятие: определение

Избирательное восприятие — это умственный процесс, который заставляет вас обращать внимание на то, что вы считаете правильным, полностью игнорируя признаки того, что вы ошибаетесь. Вы очень удобно игнорируете вещи, которые не в пользу того, что вы считаете правильным.

Избирательное восприятие может иметь место и при наличии стимула, вызывающего эмоциональный дискомфорт. Вы предпочитаете игнорировать или легко забывать о вещах, которые могут причинить вам эмоциональную боль или дискомфорт.

Например, вы полностью игнорируете тот факт, что поссорились с партнером только потому, что боитесь эмоционально истощающей конфронтации.

Теория избирательного восприятия

Теория избирательного восприятия утверждает, что мы выбираем, классифицируем и анализируем различные стимулы вокруг нас, чтобы придать смысл тому, что происходит вокруг нас. Пока мы находимся в процессе формирования значимого опыта, посредством избирательного восприятия мы игнорируем все стимулы, которые не соответствуют или противоречат нашим убеждениям, ценностям, желаниям или ожиданиям.

Теория избирательного восприятия в основном утверждает, что у нас есть способность сознательно или бессознательно игнорировать определенные стимулы, когда мы воспринимаем окружающие нас предметы. Сознательное избирательное восприятие похоже на игнорирование определенных цветов, фотографий или даже звука. В то время как бессознательное избирательное восприятие — это когда ваш мозг блокирует информацию на основе вашего прошлого опыта, убеждений и желаний.

Избирательное восприятие: Психология

Психология избирательного восприятия заключается в том, что вы склонны воспринимать только то, что вас волнует, и не обращать внимания на информацию, указывающую на обратное. Психология избирательного восприятия говорит нам, что процесс оптимизации наших ресурсов (когнитивных) и смещения фокуса только на те вещи, которые мы ожидаем, называется избирательным восприятием.

Психология избирательного восприятия также отвечает на вопрос: «Зачем кому-то заниматься избирательным восприятием?» вы участвуете в избирательном восприятии (сознательно или бессознательно) только тогда, когда определенные раздражители мешают вам и с ними трудно справиться, и вы можете это сделать из-за боли, разочарования или дискомфорта.

Избирательное восприятие также является одной из направляющих сил, заставляющих вас игнорировать беспокоящие чувства и мысли. Это мешает вам противостоять собственным чувствам и эмоциям, что приводит к развитию различных заболеваний и проблем, связанных с психическим здоровьем, таких как тревога, депрессия, неразрешенная травма и т. д.

Типы избирательного восприятия

Существует два типа избирательного восприятия, а именно перцептивная бдительность и перцептивная защита. Давайте быстро посмотрим на них;

1. Перцептивная бдительность: этот тип избирательного восприятия, когда ваше избирательное восприятие не очень высоко в степени. Перцептивная бдительность относится к процессу выявления или распознавания всех тех стимулов, которые так или иначе значимы для вас.

2. Защита восприятия: этот тип избирательного восприятия представляет собой процесс игнорирования или создания барьеров между вами и определенными стимулами, которые, по вашему мнению, представляют для вас потенциальную угрозу. Вы делаете это, чтобы защитить себя, отчуждая себя от определенной информации или раздражителей.

Читайте также:  Что такое галлюциногенное стойкое расстройство восприятия? Излечимо ли это

Примеры избирательного восприятия

Если вы дочитали до этого места, я уверен, вы должны были полностью понять, что такое избирательное. Вот несколько примеров избирательного восприятия, которые развеют все оставшиеся у вас сомнения относительно этой концепции.

Примеры 1. вам предстоит выбрать команду для футбольного матча, который состоится на следующей неделе, в котором вам нужно победить во что бы то ни стало. Команда может состоять как из мальчиков, так и из девочек, и в конечном итоге вы выбираете больше мальчиков, чем девочек, только потому, что ожидаете, что мальчики будут лучше, чем девочки, в футболе. Это избирательное восприятие, основанное на ваших ожиданиях, убеждениях или даже предубеждениях

Примеры 2. Эффект плацебо — один из лучших примеров избирательного восприятия. Вы помните время, когда вы были больны, и даже после встречи с врачом вам стало легче? Это потому, что вы рассчитываете исцелиться или вылечиться в больнице. Это опять избирательное восприятие.

Примеры 3. Например, у вас уже неделю кашель или лихорадка, и вы ставите это на погоду или говорите, что чувствуете вкус и запах, просто чтобы не пройти тест на Covid и получить положительный результат . Это тоже избирательное восприятие, точнее, разновидность избирательного восприятия, перцептивная защита.

Примеры 4. Например, чтобы избежать выполнения своего задания, вы занимаетесь другими делами, говоря себе, что они важнее, чем ваши задания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *