Примеры восприятия примеры в психологии: Примеры свойств восприятия в психологии — Отношения

Психология познавательных процессов

Основные особенности восприятия Избирательность восприятия

 

Определенное отношение человека к воспринимаемому, зависящее от особенностей его личности, выражается в избирательности восприятия. Избирательность восприятия — это преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. Примеры приведены на рис. 1, 2, 3, 4, 5 .

 

 

Рис. 1. Кого вы видите? Грустного старика или ковбоя?

Рис. 2. Кого здесь вы видите?

Молодую девушку или пожилую женщину?

 

 

 

 

Рис. 3. Клинтон и Моника. Что Вы здесь видите? Женское лицо или мужчину, играющего на саксофоне?

Рис. 4. Что за символ в центре?

«В» или «13»?

 

Рис. 5. В зависимости от контекста один и тот же символ воспринимается как «Н» или «А».

 

 

 

Иллюзии

 

 

Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление о предметах окружающего мира. Неправильное, искаженное восприятие называют иллюзией.

Рассмотри несколько примеров иллюзий.

Иллюзия Аристотеля. Если перекрестить средний и указательный пальцы на руке и прикоснуться одновременно подушечками этих пальцев к кончику носа с закрытыми глазами, то возникает иллюзия его удвоения.

Иллюзия Вебера. Холодные предметы кажутся тяжелее, чем теплые предметы того же веса.

Иллюзия звукового контраста. Звук одной и той же силы на фоне более тихих звуков кажется громче, чем на фоне более громких.

Иллюзия Луны. Видимый (кажущийся) размер небесного тела — Луны или Солнца — примерно в 1,5 раза больше, когда оно находится низко над горизонтом, чем тогда, когда оно находится высоко в небе. Это действительно иллюзия. Убедиться в ней можно, если попытаться закрыть Луну большим пальцем на расстоянии вытянутой руки. Он одинаково скроет и восходящий лунный диск, и планету в зените.

Иллюзия Мюллера-Шумана. После многократного поднимания тяжелого груза более легкий груз кажется легче, чем он есть в действительности и, наоборот, после поднимания легкого груза более тяжелый кажется еще тяжелее.

На рис. 6—16 показаны некоторые зрительные иллюзии.

 

 

 

 

 

 

 

 Рис. 6. Параллельные прямые кажутся изогнутыми

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7. Иллюзия кафе «Wall». Параллельны ли горизонтальные линии?

 

рис. 8. Иллюзия Эббингауза.

 

 

 

 

 

 

 Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или же тот, который окружен большими?

 

Рис. 9. Иллюзия перспективы. Какой из параллелепипедов больше?

Рис. 10. Иллюзия перспективы. Какой человек выше?

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 11. Иллюзия Перельмана. Буквы параллельны друг другу.

 

Рис. 12. Иллюзия мерцающей решетки.

 

 

 

 

 

 

 

 Белые кружки кажутся мигающими, не правда ли?

 

Рис. 13. Иллюзия Германна-Геринга. Эффект физиологического нистагма.

 

 

Если пристально смотреть черную точку, стараясь не отводить от нее глаза, то спустя примерно 30 секунд черные и белые части изображения начнут колебаться. Если перевести после этого взгляд на белую точку, то можно увидеть набор белых квадратов на фоне черных (т.е. последовательный образ), наложенный на настоящий рисунок. Этот последовательный образ будет все время смещаться по рисунку, как бы вы ни старались удержать его на месте.

 

 

 

 

 

Если пристально смотреть на черную точку, стараясь не отводить от нее глаза, то спустя примерно 30 секунд черные и белые части изображения начнут колебаться. Если перевести после этого взгляд на белую точку, то можно увидеть набор белых квадратов на фоне черных (т.е. последовательный образ), наложенный на настоящий рисунок. Этот последовательный образ будет все время смещаться по рисунку, как бы вы ни старались удержать его на месте.

 

 

Рис. 14. В течении 30 секунд непрерывно смотрите на четыре точки в центре картинки. Теперь закройте глаза, откиньте голову назад и посмотрите на потолок. Попробуйте быстро поморгать.

 

 Рис. 15. Иллюзия Поггендорфа. На одной прямой лежат линии ВС, а не АС, как кажется.

Рис. 16. Невозможный куб Эшера.

 

 

 

Группа компаний ИНФРА-М

Введение

Лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью разных нозологических групп имеют те или иные нарушения перцептивных процессов. У лиц с нарушениями зрения (слабовидящих и слепых) ограниченно зрительное восприятие. Перцепция осуществляется за счет «слухового, кожного, двигательного и других органов восприятия»[7], причем у лиц со слепотой процесс восприятия окружающей действительности опирается на слух, а слабовидящие и лица с заболеваниями глаз используют остаточное зрение для осуществления деятельности и ориентации в пространстве. Лица с нарушениями слуха (слабослышащие и глухие) используют преимущественно зрительное и тактильное восприятие. Из-за ограниченности восприятия им сложнее представлять абстрактные образы; у них менее развито понятийное мышление по сравнению с условно здоровыми учащимися. У лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) также наблюдаются сложности с восприятием окружающей действительности, обусловленные ограничениями мобильности и отклонениями в развитии общих психических процессов и умственных функций. У них может быть нарушено временное и пространственное восприятие; в целом перцептивные процессы замедлены и значительно ограничены.

При организации педагогической деятельности и психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью разных нозологических групп преподавателям и психологам в организациях высшего образования необходимо проводить скрининг процессов восприятия у данной категории студентов. Если в индивидуальной программе абилитации и реабилитации инвалида указаны условия, которые нужны студенту для эффективного обучения в учреждениях высшего образования, а также имеются сведения о виде его нарушения, то этой информации не всегда бывает достаточно для оказания психологической помощи и поддержки учащегося, организации эффективного сопровождения в ходе учебного процесса, подбора педагогических методов и технологий обучений, рекомендуемых для лиц с нарушениями данной нозологической группы. Важно выявить степень нарушения и ограничения в восприятии, памяти, внимании, протекании мыслительных процессов у конкретного студента и на основании полученных сведений выстраивать индивидуальный образовательный процесс с применением специальных образовательных технологий и тренингов ментальных способностей человека. В связи с приведенными выше положениями

актуальным направлением в психологии и педагогике инклюзивного образования является разработка методик для эффективного и надежного скрининга когнитивных способностей учащихся с ОВЗ и инвалидностью.

Целью этой статьи является обзор методик для оценки возможностей функционирования и имеющихся ограничений в визуальном восприятии у лиц с ОВЗ и инвалидностью. Данные методики могут применяться в ходе психолого-педагогического обследования таких студентов в организациях высшего образования, использоваться преподавателями без специальной подготовки в ходе учебного процесса, психологами и специалистами центров инклюзивного образования для проведения скрининг-обследований перцептивных процессов и работы головного мозга. Методики для проведения скринингов других видов восприятия и ментальных способностей у лиц с ОВЗ и инвалидностью, которые авторы применяют на практике в ходе учебного процесса в Институте бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, рассмотрены в других публикациях.

Основная часть

Визуальное восприятие, как отмечает американский психолог и педагог Р.

Анхейм, является «не пассивно-созерцательным актом, который ограничивается лишь репродуцированием объекта, но также сложной ментальной работой, включающей в себя и продуктивные функции сознания, приводящие к созданию визуальных моделей».[9] Таким образом, при диагностике и оценке развития зрительной перцепции, возможно, оценить общие ментальные процессы и деятельность головного мозга человека, в целом.

Визуальное восприятие, как и другие виды перцептивных процессов, обладает следующими свойствами (табл.):

предметностью, которая означает, что психические образы воспринимаемых предметов и явлений человеком сознаются именно как предметы, вынесенные за предел его самого за счет процесса объективации, т.е. отнесения сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру;

целостностью, как единством характеристики воспринятого объекта в совокупности его качеств;

структурностью, как узнаванием объектов и явлений, опирающимся на устойчивую структуру их признаков;

избирательностью, при которой из огромного количества предметов и явлений, окружающих человека, он выделяет лишь некоторые из них;

константностью, как способностью системы восприятия компенсировать изменения условий восприятия:

осмысленностью, как свойством причислять любой воспринимаемый объект к какому-либо классу объектов; [1]

зависимостью восприятия светлости от контраста, как увеличением или уменьшением, по сравнению с привычными, воспринимаемых цветов и оттенков объектов и их изображений, если непосредственно до этого аналогичный воспринимаемый цвет или оттенок был меньшей или большей контрастности;

последовательностью, как восприятием смысловых центров при движении глаз по объекту или его изображению;

соотносительностью, как особенностью восприятия, выражающейся в том, что все свойства одних предметов воспринимаются в сравнении с теми же свойствами других предметов.

[10]

Таблица

Свойства визуального восприятия и их возможные нарушения

Свойства визуального восприятия

Методики оценки свойств визуального восприятия

Нарушения свойств визуального восприятия

Предметность

Соотношение фигуры и фона

Двойственные изображения

Невозможность выделить те или иные предметы на картине и удерживать на них внимание в продолжительный период. Сложности с восприятием двух различных образов в одной картинке.

Осознаваемое увеличение или уменьшение предметов на картинках.

Целостность

Соотношение фигуры и фона

Распознавание образов

Нарушение восприятия целого рисунка; фокусировка внимания на отдельных предметах на нем. Фрагментарность восприятия рисунка. Восприятие отдельных пятен, вместо перцепции определенных образов.

Структурность

Кажущиеся фигуры

Невозможность дополнения фигур до целой формы. Нарушение целостного восприятия всего рисунка. Возникновение зрительных иллюзий.

Избирательность

Двойственные изображения

Распознавание образов

Отсутствие возможности выбора того или иного объекта для восприятия.

Невозможность восприятия отдельного образа или предмета на картине.

Константность

Иллюзии движения

Кажущиеся фигуры

Иллюзии восприятия цвета и контраста

Иллюзии восприятия глубины

Зрительные искажения

Нарушение восприятия размеров, расстояния, цветов, статичности объектов на рисунках.

Возникновение и принятие зрительных иллюзий за реальные объекты.

Проблемы с определением действительных образов и предметов, а также их характеристик в окружающей среде при визуальном восприятии.

Осмысленность

Распознавание образов

Зрительные искажения

Нарушение процесса осознания предметов и образов, изображенных на рисунке.

Зависимость восприятия светлости от контраста

Иллюзии восприятия цвета и контраста

Нарушение цветоразличения и восприятия цветовых тонов объектов в зависимости от фона рисунка.

Последовательность

Анализ перемещения взора

Нарушение траектории движения глаз при восприятии рисунка. Неполное восприятие объектов на картинке.

Соотносительность

Иллюзии восприятия размера

Невозможность соотнесения размеров объектов на картинке, а также в окружающей среде при визуальном восприятии.

 

Далее представлен обзор методик оценки визуального восприятия у лиц с ОВЗ и инвалидностью с учётом основных свойств восприятия и зависимостей развития этого перцептивного процесса при нарушениях в здоровье разных нозологических групп. Все методики оценки визуального восприятия приводятся из каталога «Зрительные иллюзии и феномены» [5] факультета Психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Для оценки предметности, как свойства визуального восприятия, лицам с ОВЗ и инвалидностью могут быть предложены следующие методики с двойственными изображениями: иллюзия Ястрова, иллюзия Эренштейна, картина С. Дали «Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера», рисунок «Девушка и старуха» и другие (рис. 1.).

Рисунок 1 – Примеры рисунков с двойственными изображениями

 

 

 

 

 

 

a) Иллюзия Ястрова (1899)

b) «Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера» С. Дали (1940)

 

Нарушения свойства предметности при визуальном восприятии объектов на рисунках с двойственными изображениями могут означать наличие изменений в когнитивных процессах у лица с ОВЗ и инвалидностью, в частности в восприятии, внимании, сознании. Применение рисунков с двойственными изображениями позволяет произвести экспресс-обследование лиц с психофизическими нарушениями, а также использовать подобные картинки для развития и тренировки этих когнитивных процессов.

Для определения соотношения фигур, изображенных на рисунке, с его фоном в ходе скрининг-исследования лиц с ОВЗ и инвалидностью могут применяться следующие методики: ваза Рубина, поиск предметов на рисунке (картина «Наполеон на острове Святой Елены» и др. ), визуальные мозаики и другие (рис. 2).

Рисунок 2 – Примеры рисунков для определения соотношения фигуры и фона

 

 

 

 

 

а) ваза Рубина (1915)

b) «Наполеон на острове Святой Елены»

 

Датский психолог Эдгар Рубин (Edgar Rubin) проводил исследования в области психологии восприятия и «в своих исследованиях изучал феномен выделения фигуры из фона, и, в частности, предложил изображение (часто называемое вазой Рубина), которое показывает, что фоном и фигурой может служить попеременно то одна, то другая часть изображения».[6] При работе с подобными изображениями человек с ОВЗ и инвалидностью сталкивается с проблемой принятия решения о выборе и удержании внимания на одном из конкурирующих объектов, для осуществления которых необходимо развитие когнитивных функций, образного и предметного мышления, визуального восприятия. Данные психические и когнитивные функции могут быть менее развиты у лиц с психоэмоциональными, зрительными и опорно-двигательными нарушениями.

Для оценки целостности, как свойства визуального восприятия, у лиц с ОВЗ и инвалидностью могут применяться методики для определения соотношения фигуры и фона (рис. 2), а также методики для распознавания объектов: картины с пятнами, рисунки со спрятанными образами и другие (рис. 3).

Рисунок 3 – Примеры рисунков с распознаванием объектов

а) Образ Иисус Христа

b) Дональд Раст «Мечты»

(Donald Rust «Dreams»)

 

Тесты и методики с изображениями объектов в виде пятен являются одной из проективных методик, которые применяются для оценки особенностей восприятия лиц с психическими нарушениями, в частности с шизофреническим синдромом (см. также методику «Пятна Роршаха»). Лица с этими и подобными психическими нарушениями утрачивают некоторые когнитивные способности и видят на рисунке только конкретный объект. Учащиеся с сохранными функциями психики и в нормальном психоэмоциональном состоянии видят в начале размытые пятна и некие неопределенные образы на подобных рисунках.

Для оценки структурности визуального восприятия у лиц с ОВЗ и инвалидностью могут использоваться методики с кажущимися фигурами, например, треугольник Каниша, куб Неккера, решётку Геринга и другие (рис. 4).

Рисунок 4 – Примеры методик с кажущимися фигурами

 

 

 

 

 

 

а) Треугольник Каниша

b) Модифицированная решётка Геринга

 

Методика «Треугольник Каниша» представляет рисунок с иллюзорными линиями. Как отмечает Николаева Е.И.: «Нормальная зрительная кора воспринимает его, несмотря на их отсутствие на рисунке. Такого рода иллюзии показывают, что кора должна разрешать конфликты между различными функциональными зонами».[8] Существуют и другие рисунки с иллюзорными фигурами, которые воспринимаются в процессе визуальной перцепции. Если лицо с ОВЗ и инвалидностью не видит кажущихся фигур на таких рисунках, то это может свидетельствовать о наличии нарушений в работе отделов коры головного мозга и процессах нейровосприятия. Подобные методики должны применяться при проведении скрининг-оценки визуального восприятия.

Для оценки избирательности визуального восприятия у лиц с психофизическими нарушениями используются методики с двойственными изображениями (рис 1.) и рисунки с распознаванием объектов (рис. 3).

Константность, как свойство визуального восприятия, проявляется в возможности человека точно воспринимать размеры, расстояния, статичность, цвета объектов, как на рисунках, так и в окружающей среде. Оценить константность визуального восприятия у лиц с ОВЗ и инвалидностью можно с помощью рисунков с кажущимися объектами (рис. 4), со зрительными искажениями, а также путем применения изображений оптических иллюзий восприятия цвета, контраста, глубины и т.п. (рис. 5)

Рисунок 5 – Примеры оптических иллюзий восприятия цвета и контраста, глубины изображения

 

 

 

 

 

а) Константность цвета. Эдвард Адельсон (1995)

b) Лестница Шредера (1858)

 

Визуальное восприятие цветовых иллюзий может выявить сложности у лиц с нарушениями цветоразличения, дальтонизмом и другими зрительными отклонениями, а также с психоэмоциональными нарушениями. Применение подобных оптических иллюзий восприятия цвета, контраста, глубины изображения рекомендуется в качестве скрининг-тестов и методик для развития функции цветоразличения при проведении психолого-педагогической работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью.

Для оценки осмысленности зрительной перцепции при проведении скрининг-исследования лиц с ОВЗ и инвалидностью могут применяться методики по распознавания образов (рис. 3) и рисунки со зрительными искажениями (рис. 6).

Рисунок 6 – Примеры рисунков со зрительными искажениями

 

 

 

 

 

а) Иллюзия Цолльнера (1860)

b) Иллюзия У. Эренштейна (1921)

 

Ученые выделяют ряд «причин, по которым возникают оптические иллюзии:

зрительная система воспринимает отражающийся свет таким образом, что сознание человека получает ошибочную информацию;

неправильная передача сигналов зрения посредством нервов;

нарушения мозговой деятельности».[3]

Ошибки в визуальном восприятии рисунков со зрительными искажениями (иллюзии Вундта, Цолльнера, Поггендорфа, Липпса, У. Эренштейна и др.) позволяют выявить нарушения в этом психокогнитивном процессе у условно здоровых лиц и имеющих психоэмоциональные, когнитивные и физические нарушения. Те, кто имеет органические нарушения и когнитивные особенности, неспособны осознавать правильные формы фигур, изображенных на данных рисунках. Они утрачивают адекватность визуального восприятия и осознанное управление этим процессом.

Для оценки зависимости светлости изображения от контрастного фона или контрастности, как свойства визуального восприятия, при обследовании перцептивных процессов у лиц с ОВЗ и инвалидностью могут применяться следующие методики: решётка Геринга, иллюзия Вертгеймера-Коффки, ахроматический контраст и другие (рис 7.).

Рисунок 7 – Примеры рисунков с зависимостью светлости от контраста

 

 

 

 

 

 

а) Иллюзия Вертгеймера-Коффки

b) Решётка Геринга (1870)

 

Методики, подобные решётке Геринга, показывают оптическую иллюзию, при которой «на пересечениях всех белых полос, за исключением того пересечения, на котором фиксируется взгляд в данный момент, видны маленькие серые пятна. Это происходит из-за особенностей строения человеческого хрусталика».[4]

Явление ахроматического контраста связано с тем, «что для каждого цвета имеется дополнительный цвет, оптическое смешение с которым дает цвет ахроматический (белый или серый). Такие цвета и называются взаимно дополнительными. Круг или полоска не обязательно должны быть черными или серыми, например желтая полоска на красном фоне кажется зеленоватой, а на зеленом – оранжевой; в данном случае эти три цвета при смешении дадут белый или серый цвет».[2]

При нарушениях в восприятии зависимости светлости фигуры от контраста на рисунке могут наблюдаться нарушения цветоразличения, а также органические поражения глаза.

Последовательность перемещения взора испытуемого при разглядывании фотографии скульптуры Нефертити (рис. 8) впервые зарегистрировал и описал А.Л. Ярбус. При правильно-организованной последовательности саккад или движение глаз «создается впечатление, что путь движения взоры образует довольно правильные циклы, а не пересекает фигуру в различных случайных направлениях». [8] Такие исследования проводятся технически опосредованно, с помощью видеозаписи движений глаз при рассматривании фотографий или рисунков.

Рисунок 8 – Пример последовательного движения взора по рисунку

В случаях «бегающих» движений взора или при возникновении пересекающихся саккад у лица с ОВЗ и инвалидностью может быть нарушено периферическое зрение и также поражена зрительная кора головного мозга.

Для оценки соотносительности, как свойства визуального восприятия, применяются методики, позволяющие сопоставить размеры объектов на картинках, например, иллюзия Эббингауза, иллюзия Болдуина, иллюзия Мюллера-Лайера, параллелограмм Зандера и другие (рис. 9).

Рисунок 9 – Примеры иллюзий восприятия размеров

 

 

 

 

 

а) Иллюзия Мюллера-Лайера (1889)

b) Иллюзия Эббингауза (1902)

 

При восприятии иллюзий размеров фигур мозг человека «дорисовывает» образы, исходя из впечатлений и собственного опыта, благодаря чему складываются определенные представления. Оптическая иллюзия Мюллера-Лаймера является одной из самых известных. Как отмечают Замесова Ю.А. и Аблеева Ю.М. «Впечатление настолько сильное, что, согласно экспериментальным данным, испытуемые утверждают, что длина верхнего отрезка на 25-30% превышает длину нижнего».[4] Если в ходе применения данных иллюзий для скрининга когнитивных и психоэмоциональных процессов лица с ОВЗ и инвалидностью не замечают разницы в размерах или не могут определить, что фигуры имеют одинаковые размеры в реальности, то это может означать наличие глубоких нарушений данных процессов, а также органических поражений сенсорных систем и головного мозга.

Рассмотрев свойства визуального восприятия человека и методики для оценки развития зрительной перцепции и возможные нарушения этого процесса у лиц с ОВЗ инвалидностью, отметим, что использование оптических иллюзий, особенно иллюзий движения, анимированных иллюзий, специальных компьютерных программ с различными иллюзиями и изображениями, не применяется при психолого-педагогической работе у лиц с эпилепсией, вегето-сосудистой дистонией, мозговой дисфункцией, внутриглазным давлением. Также с осторожностью подобные тесты и методики применяются среди условно здоровых лиц и в инклюзивных группах, если нет сведений о состоянии здоровья учащихся.

Особое внимание стоит обратить на ограничения в применении данных методик и на то, что многие из них являются проективными и не дают полных сведений о состоянии здоровья учащегося или о функциях его перцептивных процессов. На основании применения данных методик нельзя ставить диагнозы или применять к человеку иные подходы и методы обучения, чем к другим студентам.

 

Выводы

Проведя обзор существующих методик оценки визуального восприятия, отметим, что их применение возможно при проведении скрининг-обследований, психологических исследований и в учебном процессе лиц с ОВЗ инвалидностью. Реализация таких подходов к обследованию учащихся с ОВЗ и инвалидностью и из условно здоровой группы в ходе учебного процесса, проводимого авторами при изучении дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности», показывает высокие результаты надежности применения подобных методик, быстроту и удобство их реализации, наличие живого отклика и мотивации для участия в исследовании со стороны студентов. А также помогает выявить имеющиеся у них нарушения в когнитивных, психических и сенсорных системах, сведения о которых могут далее использоваться при оказании психолого-педагогической поддержки и проведении тренингов у данной категории учащихся.

Использование методик оценки визуального восприятия среди лиц с ОВЗ и инвалидностью является перспективным направлением психодиагностики и способом активизации интереса и мотивации к обучению у студентов. В качестве скрининг-методик для оценки организации визуального восприятия и когнитивных процессов в психологии и педагогике инклюзивного образования данное направление только развивается.

 

8.1: Ощущение против восприятия — Социальные науки LibreTexts

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    134360
  • Эта страница является черновиком и находится в активной разработке. Пожалуйста, направляйте любые вопросы, комментарии и/или отзывы в ASCCC OERI ([email protected]).

    • Несколько авторов
    • Инициатива открытых образовательных ресурсов ASCCC (OERI)
    Цели обучения
    • Различать ощущение и восприятие
    • Различать нисходящий и восходящий вклад в восприятие
    • Опишите ключевые принципы, такие как трансдукция и сенсорная адаптация

    Краткий обзор:

    Темы ощущения и восприятия являются одними из старейших и наиболее важных во всей психологии. Люди наделены такими чувствами, как зрение, слух и вкус, которые помогают нам воспринимать окружающий мир. Удивительно, но наши чувства способны преобразовывать информацию из реального мира в электрическую информацию, которую может обрабатывать мозг. То, как мы интерпретируем эту информацию — наше восприятие — определяет наше восприятие мира. В этом модуле вы узнаете о биологических процессах ощущения и восприятия, а также о ключевых различиях между этими двумя процессами.

    Ощущение и восприятие часто переплетаются, однако между ними есть важные различия. физический процесс, во время которого наши органы чувств — например, органы зрения и слуха — реагируют на внешние раздражители, называется ощущением . Ощущение возникает, когда вы пробуете лапшу, чувствуете ветер на лице или слышите автомобильный гудок вдалеке. Во время ощущений наши органы чувств участвуют в трансдукции , преобразовании одной формы энергии в другую. Физическая энергия, такая как свет или звук, преобразуется в форму энергии, которую мозг может понять: электрическую стимуляцию (то есть потенциалы действия). После того, как наш мозг получает электрические сигналы, мы понимаем всю эту стимуляцию и начинаем ценить сложный мир вокруг нас. это психологический процесс — осмысление стимулов — называется восприятием . Именно во время этого процесса вы можете идентифицировать утечку газа в вашем доме или песню, которая напоминает вам о конкретном дне, проведенном с друзьями.

    Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Восходящая обработка относится к тому факту, что восприятие строится на основе сенсорного ввода, ваши глаза — не единственный способ использовать восходящую обработку. Представьте, что вы идете по лесу и любуетесь деревьями и природой вокруг. Продолжая идти, вы слышите треск и начинаете чувствовать запах горящего дерева. По мере того, как вы продолжаете идти, вы слышите, как люди разговаривают, и треск и запах горящего дерева становятся сильнее, в какой-то момент вы можете понять, что входите в кемпинги, вы не можете видеть кемпинги , но восходящая обработка с помощью других органов чувств говорит вам, что происходит.

    С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от имеющихся у нас знаний, нашего опыта и наших мыслей. Это называется обработкой сверху вниз. Один из способов проиллюстрировать эти две концепции — наша способность читать. Прочтите вслух следующую цитату, изображенную на рис. 8.1.1:

    . Рисунок 8.1.1 Пример обработки стимулов.

    Вы заметили что-нибудь странное, когда читали текст в треугольнике? Вы заметили второе «the»? Если нет, то, вероятно, потому, что вы читали это сверху вниз. Наличие второго «the» не имеет смысла. Мы знаем это. Наш мозг знает об этом и не знает ожидает, что будет второй, поэтому мы склонны его пропускать. Другими словами, ваш прошлый опыт изменил то, как вы воспринимаете надпись в треугольнике! Начинающий читатель — тот, кто использует подход «снизу вверх», внимательно рассматривая каждую часть, — с меньшей вероятностью совершит эту ошибку. Приведенная выше демонстрация иллюстрирует, как наш опыт может влиять на то, как наш мозг обрабатывает сенсорную информацию.

    Другой способ провести различие между восприятием и ощущением заключается в том, что ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический. Например, когда вы идете на кухню и чувствуете запах выпекаемых булочек с корицей, ощущение — это рецепторы обоняния, обнаруживающие запах корицы, но восприятие может быть таким: «Ммм, это пахнет хлебом, который бабушка пекла, когда собиралась семья». для праздников.» Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле, мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени, что известно как сенсорная адаптация. Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.

    Когда мы сталкиваемся с сенсорным стимулом, который не меняется, мы перестаем обращать на него внимание. Вот почему мы не чувствуем тяжести нашей одежды, не слышим гудения проектора в лекционном зале и не видим всех крошечных царапин на линзах очков. Таким образом, когда раздражитель постоянен и неизменен, мы испытываем сенсорную адаптацию. Это происходит потому, что если стимул не меняется, наш мозг перестает реагировать на него. Отличным примером этого является случай, когда мы оставляем радио включенным в машине после того, как припарковали ее дома на ночь. Когда мы слушаем радио по дороге домой, громкость кажется приемлемой. Однако на следующее утро, когда мы заводим машину, мы можем быть поражены тем, насколько громко работает радио. Мы не помним, чтобы прошлой ночью было так громко. Что случилось? Мы адаптировались к постоянному раздражителю (громкость радио) в течение предыдущего дня и увеличивали громкость в разное время.

    • Разделы «Ощущение» и «Восприятие», адаптированные Исайасом Эрнандесом из «NOBA-Vision»; https://nobaproject. com/modules/sensation-and-perception
    • раздела «Видение», адаптированные Исайасом Эрнандесом из «Ощущения против восприятия»; https://www.oercommons.org/courses/i…erception/view

    Эта страница под названием 8.1: Sensation vs Perception распространяется под смешанной лицензией и была создана, изменена и/или курирована несколькими авторами (ASCCC Open Educational Resources Initiative (OERI)).

    1. Наверх
    • Была ли эта статья полезной?
    1. Тип изделия
      Раздел или Страница
      Автор
      Инициатива открытых образовательных ресурсов ASCCC (OERI)
      Лицензия
      Смешанный
      Программа OER или Publisher
      Программа ASCCC OERI
      Показать оглавление
      да
      Сцена
      Проект OERI
    2. Теги
        На этой странице нет тегов.

    Фундаментальное объяснение социального восприятия с примерами

    Социальное восприятие относится к изучению формирования впечатлений, мнений или выводов о других людях или группах. Понятие социального восприятия можно лучше понять с помощью некоторых примеров.

    Имплицитная теория личности

    Она признает наши предубеждения, несмотря на ограниченную информацию о неизвестных людях.

    Насколько сильны наши глаза в формировании мнений в нашем сознании о других людях, скажем, о наших новых соседях? Вам может быть интересно, какое отношение глаза имеют к мнению о новом соседе! Вы не ошибаетесь, но и не правы. Наше мнение или, альтернативно, наше поведение с нашими соседями, как в этом примере, является предметом изучения.

    Пожалуйста, не обращайте внимания на хорошие или плохие (моральные) аспекты нашего мыслительного процесса, но попробуйте подумать о том, как мы приходим к таким выводам, как «эта семья кажется немного причудливой», или «их дети, кажется, слишком изнежены», или «только отец кажется вежливым, остальные все грубые»… и т. д. И мы гордо хвастаемся тем, что определяем их как «фамильные черты», ничего о них не зная.

    Итак, давайте попробуем понять, что представляет собой эта концепция социального восприятия.

    Определение социального восприятия

    Это способность людей создавать впечатление о других или формировать суждение о других людях или группах. Выводы о человеке из определенных наблюдений также могут подпадать под социальное восприятие.

    Значение

    Осмысление окружающего мира — главная задача разума, которую мы учимся и совершенствуем по мере взросления. Мы интерпретируем окружающий мир, формируя категории и используя причинно-следственные связи. Этот процесс не всегда может быть рациональным или логичным, поскольку чтение доступной информации является субъективной задачей.

    Мы обрабатываем новую информацию (в любой форме), которую получаем, на основе информации, уже имеющейся в нашем окружении. Наши прежние убеждения, наше отношение к определенному событию или группе и наше текущее настроение — все вместе формирует наше восприятие окружающего. Определенные предвзятые представления существуют как часть нашей личности, нашей социальной жизни, нашего воспитания и любого другого источника социальной идентичности.

    Теория атрибуции

    Идея социального восприятия основывается прежде всего на качестве атрибуции. Это помогает нам понять, как и почему люди ведут себя так, а не иначе. Рассуждение — простейшая форма атрибуции. Теория касается того, как люди используют информацию для объяснения причиненных событий.

    Интересно вернуться к любому случаю или представить себе тот, где мы сталкиваемся с человеком или группой людей, которых мы не знаем. Это может быть любой пол, любой цвет кожи, любое финансовое положение, любая национальность и любой возраст. Что мы наблюдаем до, во время и после того, как разговариваем с ними. Вот список определенных деталей, которые либо бросаются в глаза (или ухо), либо целенаправленно наблюдаются и замечаются нами. Конечно, этот список может быть бесконечным, учитывая бесчисленное множество направлений, по которым может вести нас наш разум.

    Внешний вид : Стиль одежды или некоторые грубые наблюдения, например, выглядит человек красиво или нет и т. д.

    Вербальное общение : Голос, тон, используемые слова, диалект и грамматика.

    Невербальная коммуникация : язык тела, выражение лица, жесты, зрительный контакт, поза тела, походка и т. д.

    Все или некоторые из этих деталей помогают нам судить о человеке или группе перед нами . Хотя понятие социального восприятия в большей степени применимо к первоначальным впечатлениям о людях, оно также достигает кульминации в твердом мнении, формирующемся постепенно. Люди могут легко догадаться об отношении, чувствах или убеждениях других.

    Определение или понимание концепции социального восприятия становится проще, если мы сравним взрослых и детей. То, как дети рассуждают о том или ином событии или поведении человека, совершенно отличается от того, как на это смотрят взрослые. Во взрослом возрасте в сознании человека существуют определенные заранее определенные представления, которые естественным образом заставляют его или ее думать и воспринимать кого-то или что-то определенным образом. На детей никакие подобные представления не влияют, и они приписывают поведение других или любое конкретное событие ситуативному.

    Примеры социального восприятия

    . Гендерный стереотип, наблюдаемый в разных культурах, заключается в том, что женщины более терпеливы, чувствительны, заботливы, эмоциональны или готовы помочь.

    — Ассоциация определенной расы с определенными чертами поведения. Или классифицировать людей по национальному признаку: американцы — умные, итальянцы — творческие, немцы — пунктуальные, японцы — вежливые и так далее.

    – Религиозное разнообразие в мире также является прочной основой для развития устойчивых социальных представлений. Не обязательно предубеждение, но даже концепция ингрупп или предпочтительного отношения к людям определенного религиозного происхождения является еще одним подходящим примером.

    – Тревожные или застенчивые люди часто думают, что другие говорят о них или критикуют их, хотя на самом деле это может быть не так.

    – Многие считают красивых людей хорошими (или добрыми и дружелюбными). Это известно как Halo Effect .

    – У нас также есть много личных воспоминаний, которые могут хорошо подойти в качестве примера социального восприятия. Возможно, мы сначала неправильно оценили нашу любимую школьную учительницу как «плохого человека» только потому, что она настаивала на дисциплине.

    Улыбка во многих случаях служит важным фактором, определяющим социальное восприятие. На любой светской встрече люди часто склонны приближаться к людям, которые улыбаются. Эти улыбающиеся лица, вероятно, кажутся более открытыми для новичка, пытающегося познакомиться с группой.

    Наши отношения, суждения и мнения связывают познание, эмоции и действия. Итак, как мы переживаем каждый день, наше отношение выражается в наших действиях и поведении. При этом «кажется», что поклонники оптимизма и позитивного мышления или последователи «закона притяжения» определенно должны быть мастерами в нарушении правил социального восприятия.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *