Принцип опоры на положительное в воспитании: сущность и правила его реализации.

ИБ Опора на положительное. Педагогика. Книга 3: Теория и технологии воспитания: Учебник для вузов

Если в своем воспитаннике вы выявите хоть толику хорошего и будете опираться на него в процессе воспитания, вы получите ключ от двери к его душе и достигнете хороших результатов.

Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые, можно добиться устойчивых успехов в формировании других, заданных целью воспитания качеств. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на него, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.

Философская основа этого принципа – известное положение о противоречивости человеческой природы. В человеке положительные качества (любовь к животным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.

) могут легко уживаться с отрицательными (неумением держать слово, лживостью, ленью и т. п.). Сплошь «отрицательных», как и стопроцентно «положительных», людей не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного, – задача воспитания, направленного на облагораживание личности.

Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, нужно соблюдать правила реализации этого принципа. В воспитательном процессе недопустимы конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.

Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении школьников. Мастера воспитания действуют как раз наоборот – выявляют и поддерживают положительное. Конечно, отрицательные качества надо осуждать и исправлять, но главное – формирование положительных черт, которые прежде других надо выявлять и развивать.

Педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы воспитанников (познавательные, эстетические, любовь к природе, животным и т. д.), при помощи которых возможно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания. Принцип опоры на положительное связан с выбором ведущего звена в воспитательном процессе. Найти его в каждом конкретном случае – задача воспитателя.

Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить как создание положительного воспитательного фона. Сюда относятся жизнедеятельность воспитанников, стиль воспитательных отношений, «дух» (выражение К.Д. Ушинского) учебно-воспитательных заведений. Спокойная деловая обстановка, где каждый занят своим делом и никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и отдыха способствует уверенному движению вперед, где и стены воспитывают, потому что продумано все до мелочей, где чувствуется слаженность и заботливое отношение друг к другу, – не может не оказывать благоприятного воздействия.

Воспитанники, которым часто напоминают об их недостатках, теряют веру в себя, свои силы и возможности. Опытные воспитатели, щедро авансируя в них положительные сдвиги, проецируют хорошее поведение и высокие результаты, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.

БС

V. Определите требования принципа опоры на положительное в воспитании.

• Принцип указывает на необходимость воспитания положительных качеств в человеке.

• Принцип требует выявлять в каждом воспитаннике положительные качества, опираясь на которые, искореняют плохие, развивают недостаточно сформированные качества.

• Принцип требует от воспитателя вести постоянную борьбу с вредными привычками.

• Принцип обусловлен противоречивым характером развития человека.

• Принцип рекомендует воспитателю уделять большое внимание развитию личности ребенка, не ущемляя при этом проявлений его индивидуальности.

ГЛАВА 2.

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ — Учебнометодическое пособие педагогика

С этим файлом связано 12 файл(ов). Среди них: protokol_obsledovaniya_rechi_2-3_let.doc, выступление_на_педсоветеКожевникова_Н.П..doc, КУРСОВАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА.docx, tehnologiya_proektnogo_obucheniya.doc, konsul-taciya-dlya-vospitatelya_1.docx, Тесты _ОТВЕТЫ.doc, _Конспект занятия Право на имя.pdf, НОД-фрукты-овощи-2019-a091e805.docx, Конспект НОД по правовому воспитанию.pdf, ДМ_тема 3.pptx, Множества и операции над ними.pptx, algebra-9-klass-mnozhestva.pptx и ещё 2 файл(а).
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ RHEA BODY PRO.pdf, Учебно-методическое пособие изм 30.05.18г.doc, Уч.-метод. пособие (описание курсового проекта).pdf, Тема 1.1. Дошкольная педагогика как наука .pdf, Дошкольная педагогика.pptx, Тема 1. Педагогика как наука.docx, Асинхронный двигатель.Учебное пособие.pdf, дәріс 4 педагогика.docx, ООП_на_Python_Учебное пособие_var5a.pdf, 1.3. Педагогика.docx

1   2   3   4   5   6   7   8   9   . ..   30

ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

Воспитание является наравне с обучением процессом, в котором происходит усвоение ребенком общественного опыта. В отличие от обучения, связанного с развитием познавательных процессов, способностей, приобретением знаний, формированием умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям, к самому себе. Основные механизмы приобретения человеком социального опыта – общие, но результаты – отличаются. Результаты обучения – это знания, умения и навыки, а воспитания – свойства и качества личности.

Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целями которого выступают усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принятой в обществе системы ценностей. При этом воспитание так или иначе включает в себя элементы обучения. Взрослый рассказывает ребенку об определенных правилах и о необходимости их придерживаться, т. е. передает ребенку знания. Затем, отслеживая соблюдение этих норм ребенком, напоминая ему о них и подавая пример собственным поведением, он помогает ребенку выработать навыки поведения.
2.1 Воспитательное воздействие физической культуры и спорта

Физическая культура и спорт – действенное средство воспитания личности. В качестве примера для начинающих тренеров можно привести работу заслуженного тренера СССР В. С. Растороцкого, который считал спортивные результаты не главным в работе со спортсменами. И в то же время по числу подготовленных им чемпионов мира и Олимпийских игр он стоит, как говорят в спорте, «на пьедестале».

Спорт может оказывать самое различное влияние на формирование личности. Занятия спортом могут воспитать и целеустремленного коллективиста, и носителя индивидуалистической психологии, который использует спорт как сферу личной выгоды, наживы. Здесь следует понимать следующее:

1 Занятия физической культурой и спортом должны носить общественно полезный характер. Занимающиеся обязаны осознавать, что результаты их спортивной деятельности имеют определенную общественную ценность, приносят пользу людям, коллективу, стране.

2 Главным результатом спортивной деятельности должен быть педагогический компонент, а не биологический. Спорт должен использоваться не просто для развития силы, а для разумного применения. С помощью физических упражнений должны развиваться интеллектуальные способности, нравственные качества, на основе которых совершенствуются волевые и физические качества.

3 Спортивная деятельность должна быть инициативной и творческой. В этом случае у занимающихся формируется самостоятельное принятие учебных задач за собственные, что будет способствовать формированию личности. Предъявляемые некоторыми тренерами такие требования, как «сказал, значит, делай», «я лучше знаю, что тебе надо делать и сколько» и т. п. не принесут должного воспитательного эффекта.

4 Занятия физической культурой и спортом должны быть интересными. Если у занимающихся сформирован глубокий и устойчивый интерес к спорту, то это уже залог его воспитательного воздействия. Занятия спортом должны быть не только работой, но и игрой, приносить внутреннее удовлетворение.

5 Используемые в спортивной деятельности наказания не должны вызывать у занимающихся отвращения к спортивному наставнику и самой деятельности. Прежде чем применить какое-либо наказание, педагог должен точно знать, какова будет реакция его воспитанника. Иначе могут возникнуть нежелательные последствия. Неуместны удаления занимающихся с занятия, которое естественно не приносит для него никакой пользы и показывают только неумение тренера найти другое решение.

6 Воспитатель сам должен быть воспитан. Многие юные спортсмены буквально впитывают в себя черты характера, походку, манеру обращения и т. д. своего наставника. А тренеры и преподаватели физического воспитания зачастую это забывают. Поэтому начинающий тренер должен это знать и стремиться к нравственному самосовершенствованию. Будучи сам воспитанным, он может потребовать соблюдения определенных норм поведения от своих воспитанников.

7.Спортивные группы, коллективы оказывают существенное влияние на процесс воспитания.

8.Многие цели воспитания в спортивной деятельности достигаются при условии учета возрастных особенностей личности.
2.2 Принципы воспитания и требования, предъявляемые к ним

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.
Требования, предъявляемые к  принципам воспитания:

1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом.

2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны» среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

В то же время принципы воспитания — это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.
Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными.

Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

-общественная направленность воспитания;

-связь воспитания с жизнью, трудом

-опора на положительное в воспитании;

-гуманизация воспитания;

-личностный подход;

-единство воспитательных воздействий.
Общественная направленность воспитания. Общее принципиальное положение — воспитание должно готовить человека к активной общественной и счастливой личной жизни.

Однако в различные времена содержание этого принципа менялось, приобретая то большую общественную, то государственную, личностную направленность. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Однако образовательное учреждение должно удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере, как общества и личности. Для преодоления процесса огосударствления  школы в развитых странах создана сеть частных школ, реализующие цели которые могут и не совпадать с государственными.

Один из эффективных путей реализации принципа — введение специальных школьных предметов и наполнение соответствующим содержанием других школьных дисциплин. Например, преподавание мини-курсов продолжительностью от двух недель до нескольких месяцев, таких, как «Отношения между странами», «Социальные проблемы», «Преступление и правосудие» и т.п. Следует придавать внимание формированию привлекательного образа общества и государства, воспитания положительного отношения к его идеалам и ценностям.

Связь с жизнью и практикой. «Не для школы — для жизни» — такой призыв встречал учеников древнеримских школ. Уже античные педагоги поняли бессмысленность воспитания, оторванного от жизни, практики. Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного  участия. Поэтому воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя соответствующее положительное отношение к ним. Участвуя в посильном труде на правах равноправных членов, воспитанники приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически, усваивают общественные ценности.

Принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в подавляющем большинстве воспитательных систем Он требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях: 1) широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; 2) привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.

  Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека, уважение к людям труда, бережное отношение к результатам чужого труда, развитие способности и желания добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу.
Принцип связи воспитания с жизнью, трудом осуществляется при соблюдении правил, раскрывающих отдельные стороны проявления этого принципа:

1. Следует преодолевать абстрактность и догматизм в социальном и трудовом воспитании школьников, привлекать их к конкретной и посильной деятельности.

2. Воспитатель, согласуя свои действия с семьей, объясняет каждому воспитаннику, что его главный вклад в общественное производство — учебный труд, помощь дома и в школе.

3. Дети обычно стремятся к деятельности; пассивность, инертность, безделье чужды природе ребенка. Воспитатель, не учитывающий это, нарушает и сдерживает процесс социализации личности.

4. Участвуя наравне со взрослыми в решении жизненно важных вопросов, школьники приучаются нести ответственность за принятые решения, у них быстрее и успешнее формируются гражданские качества.

5. Успешно осуществлять принцип связи воспитания с жизнью немыслимо без постоянного пересмотра и обновления содержания, организации и методики воспитания в соответствии с преобразованиями в стране.

6. Воспитательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы ребята чувствовали, что их труд нужен людям, обществу, чтобы он приносил удовлетворение.
Опора на положительное. Если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ от двери к его душе и достигнете хороших результатов. Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других, заданных целью воспитания качеств. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагоги должны выявлять положительное в человеке и , опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя  их до необходимого уровня и гармонического сочетания.

Философская основа этого принципа — известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества (любовь к животным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др. ) могут легко уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными( неумением держать слово, лживостью, ленью и т. п.). Сплошь отрицательных», как и стопроцентно «положительных»  людей не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного, — задача воспитания, направленного на облагораживание личности.

Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, нужно соблюдать правила реализации принципа:

1. В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.

2.Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении школьников. Мастера воспитания действуют как раз наоборот — выявляют и поддерживают положительное. Конечно, отрицательные качества надо осуждать и исправлять. Но главное все же — это формирование положительных черт, которые прежде других надо выявлять и развивать.

3.Педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы воспитанников (познавательные, эстетические, любовь к природе, животным и т. д.), при помощи которых возможно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания. Принцип опоры на положительное связан с выбором ведущего звена в воспитательном процессе. Найти это звено в каждом конкретном случае — задача воспитателя.

4.Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить как создание положительного воспитательного фона. Сюда относится жизнедеятельность воспитанников и стиль воспитательных отношений, и даже «дух» (выражение К. Д. Ушинского) учебно-воспитательных заведении.  Спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и отдыха способствует бодрому, уверенному движению вперед, где и стены воспитывают, потому что продуманы все мелочи интерьера, где чувствуется слаженность действий и заботливое отношение друг к другу, не может не оказывать благоприятного воздействия.

Гуманизация воспитания. К принципу опоры на положительное тесно примыкает, почти сливаясь с ним, еще один важный принцип — гуманизации. Он требует: 1) гуманного отношения к личности воспитанника; 2) уважения его прав и свобод; 3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; 4) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;5) уважения права человека быть самим собой; 6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;7) ненасильственного формирования требуемых качеств;8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; 9) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).

Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Видя в воспитанниках независимых, а не рабски покорных ему людей, воспитатель не должен злоупотреблять властью более сильного, стоять над воспитанниками, но бороться за их лучшее будущее вместе с ними.

Личностный подход. Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода.

Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики — направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель: 1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; 2) умел диагностировать и знал реальный уровень формирования таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие; 3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; 4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить — оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств; 5) максимально опирался на собственную активность личности; 6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; 7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы. Мы уже знаем, что максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств — в младшем школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше ребенок верит своему воспитателю, безоговорочно подчиняется его авторитету. Поэтому в младшем школьном и раннем подростковом возрасте легче воспитывать положительные привычки, приучать воспитанников к труду, дисциплине, поведению в обществе. Старшие подростки понимают уже прямую, открытую постановку задач в конкретных видах полезной деятельности, активны и инициативны. Однако эта активность, стремление к самостоятельности должны быть хорошо организованы педагогом. Старших школьников отличает возросшее стремление к самостоятельности. Опираясь на эту особенность, у них развивают высокие нравственные идеалы, чувство ответственности.

Проектируя будущие результаты воспитания, надо помнить о постепенном снижении потенциальных возможностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за уменьшения с возрастом пластичности нервной системы, нарастания психологической сопротивляемости внешнему воздействию и необратимости сензитивных периодов.

В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Хотя при массовом воспитании обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно, воспитатель, если он желает добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным.

Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и подростковом возрасте, требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы я формы воспитания придут в противоречие с уровнем развития воспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться в их душе. Однако, повышая требования, взвешивайте силы тех, кому они адресованы. Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы, привести к разочарованиям или, что намного хуже, к недостаточно полному, поверхностному выполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается привычка обходиться полу-достигнутым.

Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю. Сделайте его своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   30

Коннективистская теория обучения

«У знаний много авторов, у знаний много граней, они выглядят по-разному для каждого человека и меняются от момента к моменту. Часть знания — это не описание чего-то, это способ отношения к чему-то». – Стивен Даунс

Наступил век цифровых технологий. В мире с Google Assistant, Siri, Alexa и другими помощниками по цифровой информации люди стали полагаться на технологии для поиска ответов и информации. То же самое и с сегодняшними студентами. Двадцать лет назад студенты могли обратиться за ответами к энциклопедии; теперь они могут просто задать вопрос на своих смартфонах или ввести вопрос в Google.

Очевидно, что технологии меняют то, как учащиеся учатся в классе и вне его. Вместо того, чтобы учиться у учителей и учебников, смартфоны и ноутбуки служат центрами информации для сегодняшних студентов. На самом деле, согласно исследованию 2015 года, 87% студентов колледжей сообщили, что они используют ноутбук каждую неделю для школьных занятий, а 64% сообщили, что используют свои смартфоны для школьных занятий.

Растущее использование технологий в качестве инструмента обучения изменило ландшафт обучения. Вместе с этим появились пробелы в традиционных представлениях об обучении и потребность в новых методах, чтобы не отставать. Теория коннективизма стремится стать современным решением этих пробелов. Независимо от того, являетесь ли вы учителем или хотите им стать, понимание этой теории может дать вам дополнительные инструменты и стратегии для создания среды обучения, которая настроит ваших учеников на успех. Это руководство поможет вам глубже погрузиться в теорию обучения коннективизму и даст советы о том, как реализовать ее в собственном классе.

 

Коннективизм — это относительно новая теория обучения, которая предлагает учащимся объединять мысли, теории и общую информацию полезным образом. Он признает, что технологии являются важной частью процесса обучения и что наша постоянная связь дает нам возможность делать выбор в отношении нашего обучения. Это также способствует групповому сотрудничеству и обсуждению, допуская различные точки зрения и точки зрения, когда речь идет о принятии решений, решении проблем и осмыслении информации. Коннективизм способствует обучению, которое происходит вне человека, например, через социальные сети, онлайн-сети, блоги или информационные базы данных.

История теории обучения коннективизму

Впервые коннективизм был представлен в 2005 году двумя теоретиками, Джорджем Сименсом и Стивеном Даунсом. Статья Siemens Connectivism: Learning as a Network Creation была опубликована в Интернете в 2004 году, а статья Даунса An Introduction to Connective Knowledge была опубликована в следующем году.

В публикациях рассказывается о важной роли, которую технологии играют в процессе обучения, и о том, как цифровая эпоха увеличила скорость, с которой учащиеся получают доступ к информации. С тех пор и Сименс, и Даунс продолжали писать и говорить на эту тему. Тем не менее, у каждого есть немного разные точки зрения. В то время как Siemens, как правило, сосредотачивается на социальных аспектах коннективизма, Даунс сосредотачивается на нечеловеческих устройствах и машинном обучении.

 

Согласно коннективизму, обучение — это нечто большее, чем наша собственная внутренняя конструкция знаний. Скорее, то, чего мы можем достичь в наших внешних сетях, также считается обучением. Из этой теории два термина — узлы и связи — обычно используются для описания того, как мы получаем и соединяем информацию в сети.

В коннективизме студенты рассматриваются как «узлы» в сети. Узел относится к любому объекту, который может быть связан с другим объектом, таким как книга, веб-страница, человек и т. д. Коннективизм основан на теории, которую мы изучаем, когда устанавливаем соединения или «ссылки» между различными «узлами» информации. , и мы продолжаем устанавливать и поддерживать связи для формирования знаний.

Коннективизм основывается на уже установленных теориях, чтобы предположить, что технологии меняют то, как и где мы учимся. В своем исследовании Сименс и Даунс определили восемь принципов коннективизма.

Вот основные принципы коннективизма:

  • Обучение и знание основываются на разнообразии мнений.
  • Обучение — это процесс соединения.
  • Обучение может находиться в нечеловеческих устройствах.
  • Обучение более важно, чем знание.
  • Для постоянного обучения необходимо развивать и поддерживать связи.
  • Способность видеть связи между областями, идеями и концепциями является ключевым навыком.
  • Точное, актуальное знание является целью любого коннективистского обучения.
  • Принятие решений — это процесс обучения. То, что мы знаем сегодня, может измениться завтра. Хотя сейчас есть правильный ответ, завтра он может оказаться неверным из-за постоянно меняющегося информационного климата.

До того, как эти принципы появились на сцене, многие теории позиционировали студентов исключительно как получателей информации. Однако коннективизм поддерживает теорию о том, что знания распространяются по сетям, где связи и связанность помогают обучению.

Одно дело понять, что такое коннективизм, и совсем другое — внедрить его на занятиях в учебной деятельности. Помните, что с коннективистской точки зрения новые обязанности по обучению переходят от учителя к ученику. В отличие от традиционных методов обучения и других теорий, таких как конструктивизм или когнитивизм, работа педагога состоит в том, чтобы помочь учащимся стать эффективными проводниками собственного обучения и личного развития. Другими словами, учащийся должен создавать свой собственный опыт обучения, участвовать в принятии решений и расширять свои учебные сети.

Коннективизм в значительной степени зависит от технологий, поэтому первым шагом к созданию коннективистского класса является предоставление дополнительных возможностей для цифрового обучения, таких как онлайн-курсы, вебинары, социальные сети и блоги.

Вот еще способы внедрения коннективизма в класс:

Социальные сети

Один из способов, с помощью которого учителя реализуют коннективизм, — это использование социальных сетей в классе. Например, учетную запись класса в Твиттере можно использовать для обмена информацией, обсуждения или объявления домашних заданий. Это может помочь повысить вовлеченность класса и открыть линии для обсуждения между учащимися и учителями.

Геймификация

Геймификация берет задания и действия и превращает их в соревновательную игру, чтобы сделать обучение более интерактивным. Существует множество обучающих приложений и учебных технологий, которые учителя могут использовать для добавления элемента геймификации в класс. Одним из примеров является DuoLingo, онлайн-инструмент для обучения, который помогает учащимся изучать языки с помощью веселых игровых уроков. Учителя могут отслеживать успеваемость учащихся, а учащиеся могут зарабатывать «баллы» за продвижение по уроку. Другие примеры включают такие приложения, как Brainscape, Virtual Reality House и Gimkit, и это лишь некоторые из них.

Моделирование

Моделирование вовлекает учащихся в глубокое обучение, которое расширяет возможности понимания, в отличие от поверхностного обучения, которое требует только запоминания. Они также добавляют интереса и веселья в классную обстановку. Возьмем, к примеру, урок физики, на котором учащиеся создают электрическую цепь с помощью онлайн-программы. Вместо того, чтобы получать инструкции через книгу или классную лекцию, они изучают физику, моделируя реальную физическую установку.

Включение некоторых или всех этих примеров — отличный способ дать вашим учащимся больше контроля над темпом и содержанием обучения. Он также предоставляет возможности для индивидуального обучения в соответствии с уникальными потребностями и сильными сторонами каждого учащегося.

И учащийся, и преподаватель могут извлечь выгоду из коннективизма в классе. Если вы планируете применить эту теорию в своем нынешнем или будущем классе, рассмотрите следующие преимущества:

Она способствует сотрудничеству.

В рамках коннективизма обучение происходит, когда сверстники связаны и обмениваются мнениями, точками зрения и идеями в процессе сотрудничества. Коннективизм позволяет сообществу людей узаконить то, что они делают, поэтому знания могут распространяться быстрее через несколько сообществ.

Он расширяет возможности учащихся и преподавателей.

Коннективизм переносит обязанности по обучению с учителя на ученика. Учащийся должен создать свой собственный опыт обучения. Затем роль преподавателя заключается в том, чтобы «создавать экологию обучения, формировать сообщества и выпускать учащихся в окружающую среду» (Siemens, 2003).

Он включает в себя разнообразие.

Коннективизм поддерживает индивидуальные взгляды и разнообразие мнений, теоретически не допуская иерархии ценности знаний.

Если вы работаете преподавателем или хотите им стать, важно понимать, как различные теории обучения могут принести пользу вашему классу и помочь вашим ученикам добиться успеха. Получите больше инструментов и знаний об обучении и образовании со степенью WGU.

Что делает школьную культуру хорошей?

На недавней сессии Национального института руководителей городских школ Гарвардской высшей школы образования Бридуэлл-Митчелл глубоко погрузилась в «культуру», описав строительные блоки характера организации и основные ощущения от работы в ней. .

Культура — это связи

Культура будет сильной или слабой в зависимости от взаимодействия между людьми в организации, сказала она. В сильной культуре существует множество пересекающихся и сплоченных взаимодействий между всеми членами организации. В результате знания об отличительном характере организации и о том, что нужно для ее процветания, широко распространяются и укрепляются. В слабой культуре редкие взаимодействия мешают людям изучать культуру организации , поэтому ее характер едва заметен, а приверженность ей скудна или спорадична.

  • Убеждения, ценности и действия будут распространяться дальше всего и укрепляться, когда все общаются друг с другом. В сильной школьной культуре лидеры напрямую общаются с учителями, администраторами, консультантами и семьями, которые также напрямую общаются друг с другом.
  • Культура слабее, когда общение ограничено и меньше связей. Например, если некоторые учителя никогда не слышат напрямую своего директора, администратор постоянно исключен из общения или какие-либо группы сотрудников работают изолированно от других, будет трудно распространять сообщения об общих убеждениях и обязательствах.

Культура — это ядро ​​убеждений и поведения

Внутри этой слабой или сильной структуры то, во что именно люди верят и как они действуют, зависит от сообщений — как прямых, так и косвенных — которые посылают лидеры и другие сотрудники организации. Хорошая культура возникает из сообщений, которые поощряют такие качества, как сотрудничество, честность и трудолюбие.

Культура формируется пятью переплетенными элементами, на каждый из которых директора имеют право влиять: 

  1. Основные убеждения и предположения или то, что люди в вашей школе считают верным. Например: «Все учащиеся могут добиться успеха» или «Преподавание — это командный вид спорта».
  2. Общие ценности или суждения людей в вашей школе об этих убеждениях и предположениях — правильные они или неправильные, хорошие или плохие, справедливые или несправедливые. Например: «Это неправильно, что некоторые из наших детсадовцев не могут получить такую ​​же возможность окончить четырехлетний колледж» или «Правильно, что наши учителя сотрудничают с коллегами на каждом этапе пути».
  3. Нормы , или как, по мнению участников, они должны действовать и вести себя, или что, по их мнению, от них ожидается. Например: «Мы должны часто и рано говорить с родителями младших школьников о том, что потребуется их детям для поступления в колледж». «Мы все должны присутствовать и участвовать в наших еженедельных собраниях на уровне класса».
  4. Образцы и модели поведения , или то, как люди на самом деле действуют и ведут себя в вашей школе. Например: в колледже регулярно проводятся вечера помолвки с родителями; активное участие в еженедельных собраниях команды по учебному плану. (Но в слабой культуре эти модели и поведение могут отличаться от норм.)
  5. Вещественные доказательства или физические, визуальные, слуховые или другие сенсорные признаки, демонстрирующие поведение людей в вашей школе. Например: Разместите на видном месте плакаты, демонстрирующие зачисление в колледж округа, или полную парковку за час до начала занятий по утрам, когда встречаются группы по учебным программам.

Каждый из этих компонентов влияет на другие и управляет ими, образуя круг подкрепляющих убеждений и действий, говорит Бридуэлл-Митчелл; прочные связи между каждым членом школьного сообщества укрепляют круг в каждой точке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *