Принцип субъективности: Принцип субъективности в психологии человека

Принцип субъективности в психологии человека

Субъективность принципиально отличает человеческий способ существования от всякого другого. Развиваясь и преобразуясь в процессе становления человека, субъективность оформляется и дифференцируется на многообразные человеческие способности. Интегральным способом бытия субъективности выступает сознание, развивающееся по ступеням: бытийное сознание — самосознание — рефлексивное сознание — трансцендирующее сознание.

Субъективность оживляет телесное бытие индивида, одушевляет человека и превращает его в субъекта действия, одухотворяет личную, индивидуальную и универсальную жизнь человека в мире. Во всех помыслах, чувствах, поступках человека мы находим проявление человеческой субъективности.

Задача психологической антропологии состоит в описании явлений субъективного мира человека, в поиске оснований и условий возникновения и развития человеческой субъективности, внутреннего мира человека в пределах его индивидуальной жизни, в определении психолого-педагогических условий становления субъективной реальности в образовании.

Вопрос о природе и источниках субъективности не решается на путях построения ее структурных моделей, где элементами структуры («строительным материалом») выступают многообразные, разноплановые психические явления. Нужен другой подход к пониманию феномена субъективности и другой ее образ в пространстве человеческой реальности. Современная научная психология стоит перед необходимостью получения подлинного знания о реальных психологических процессах, сущность которых обусловлена самой человеческой жизнью, самой спецификой именно человеческого способа жизни (а не до — и не вне собственно человеческого). Такая постановка вопроса вполне адекватна и для поиска источников субъективности.

Сам этот источник связан с изменением механизмов жизнедеятельности человека, и самое главное — с возникновением у него

способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Это тот фундаментальный поворот в живой природе, на котором общее свойство самоорганизации живых систем уступает место механизму самоконтроля. Здесь впервые возникает «отношение» к самому себе, становится самость, субъективность с ее имманентной способностью быть «для себя» (Иванов В. П.), позволяющая человеку быть Объектом (автором, хозяином) своей собственной жизни.

В задаче раскрытия природы субъективности, условий ее происхождения категория «практического отношения» является центральной. Можно прямо сказать, что в человеке субъективно все, что обеспечивает ему возможность и способность встать в практическое отношение к своей жизни, к самому себе.

Мерой объективности субъективных явлений и действий человека оказывается их включенность в реальную практику его жизни.

В замечательном созвучии со сказанным находятся слова Т. де Шардена, который писал, что до сих пор между психологами существуют серьезные разногласия по вопросу о том, отличается ли специфически (по природе) психика человека от психики существ, появившихся до него. Естественнонаучная психология таких качественных различий не обнаружила. Поэтому возможно было говорить о «психике вообще», о «мировом психизме» и т.п. Однако природа человеческой субъективности оставалась и продолжает оставаться таинственной и практически непознаваемой.

Для окончательного решения этого вопроса Т. де Шарден видел только одно средство: решительно и бесповоротно устранить из совокупности человеческих поступков, его поведения и действий все второстепенные, двусмысленные, животнообразные проявления внутренней активности и рассмотреть самый главный, центральный феномен человеческой субъективности —

феномен рефлексии. По самому общему определению, рефлексия — это такая специфически человеческая способность, которая позволяет ему сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, вообще всего себя предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования (вплоть до самопожертвования во имя высоких целей и смерти «за други своя»).

Итак, по своей главной сути природа человеческой субъективности находит свое высшее выражение в способности к рефлексии, уровни развития которой в онтогенезе существенно различаются между собой. Именно рефлексия составляет существо самого принципа субъективности, который центрирует наши представления о психологии человека и ее специфике. И если, к примеру, педагог строит свои действия и отношения с конкретным учеником на основе выделения лишь отдельных сторон его субъективности, то тем самым он вступает с ним в обезличенно-формальные, утилитарно-прагматические отношения.

Продуктивная деятельность педагога нуждается в опоре на целостное представление о психологии человека.

Соотношение принципов воспитания в педагогической технологии и собственно технологических принципов

Соотношение принципов воспитания в педагогической технологии и собственно технологических принципов

Щуркова Н. Е.

Принцип как основное руководящее положение, требующее последовательности действий, освобождает педагога от необходимости ежемоментно решать воспитательную задачу. Он определяет направленность педагога на решении неизменных воспитательных задач, сопровождающих любой акт воспитания ребенка, чтобы, в итоге, достичь общей воспитательной цели. Принцип — это, фигурально говоря, «всегда помни о…, когда организуешь воздействие».

Так как принцип извлекается из анализа целей воспитания и природы воспитательного процесса, то, извлеченный, он всегда носит характер объективный, поэтому принципы всегда жестки и определенны, обусловленные закономерностями воспитания, но ни в коем случае не своеволием педагога.

Принципы всегда связаны друг с другом, их не суммируют и не набирают как можно больше. Они вытекают из анализа цели воспитания и природы воспитательного процесса. В педагогическом воздействии как определенной части организуемого процесса принцип диктует то же постоянство, которое свойственно общему воспитательному процессу.

Таких провозглашенных теорией воспитания принципов три. Эти принципы названы общими, потому что они действенны в каждом отдельном звене воспитательного процесса, в любой сфере и в любом периоде и звене воспитательного процесса. В сфере педагогической технологии, когда осуществляется педагогическое воздействие, данные принципы* не могут быть игнорированы.

* См. Педагогика / Под ред П.И.Пидкасистого. М., 2002.

Назовем их, помня, что последовательность принципов очень важна, ибо каждый последующий принцип дополняет и развивает предыдущий.

Принцип субъектности

Принцип субъектности означает неуклонную направленность воздействия педагога на сознание воспитанника, на возбуждение самостоятельного осмысления происходящего и связей «Я» воспитанника с реальным миром предметов и людей, событий и явлений.

В процессе организованного взаимодействия с детьми педагог не может забывать о том, что дети — всегда субъекты, хотя мера их субъектности может быть слишком слабой, уровень способности осознавать себя в связях с окружающим миром совсем низким — но данная им человеческой природой способность развивается в процессе актуализации духовных сил по осознанию и осмыслению себя в мире.

Поэтому любое воздействие на ребенка или группу содержит в себе апелляцию к разуму. Такое производится посредством вопросов:

— Чего ты хочешь?

— Как ты себя при этом чувствуешь?

— Как чувствуют себя другие люди при этом?

Осмысление связей «Я» субъекта возбуждается посредством проведения рефлексии, самооценки и самоанализа проживаемого периода жизни, события, действия, когда детям предлагается сказать:

— За это время я …

— Главным для меня было…

— Я хорошо работал, и понял, что…

— Мне было хорошо (плохо), потому что…»

Предложение высказать свое мнение и уважительное отношение к высказанному мнению служат прекрасным средством инициирования субъектности: воспитаннику приходится осмысливать предложенное и определять связь своего «Я» с обсуждаемым вопросом. Понятно, что ребенок может воспроизвести чужое высказывание, даже имеет право отказаться от выражения своего мнения, — в любом случае воздействие произведет свое слабое или сильное влияние на его способность к самостоятельному выбору решения.

Эффективна методика «договора» для интенсивного развития субъектности школьника. Оба субъекта (дети и педагог), осмыслив проблему, договариваются о некоторых условиях взаимодействия. Обычно это оформляется в парадигмах «когда,.. то я…» или «если мы…, то я…» Договор заключается и между педагогом и детьми. Вот пример:

…На первом занятии педагог сообщает о режиме работы в течение десяти дней. Просит детей неукоснительно соблюдать установленный режим, чтобы понять на протяжении выделенного срока, хорош ли порядок, удобно ли каждому, помогает ли такой порядок успешности занятий. Через десять дней организуется групповое обсуждение, вносятся коррективы, и принимается второй вариант договора, для которого устанавливается новый срок, но уже более длительный (до конца четверти).

Иллюстрации технологической реализации принципа субъектности беспредельны, как беспредельны индивидуальные формы воздействия. Они рождаются часто в педагогической импровизации, создаются экспромтом. Движение этим разнообразным формам дает неуклонная постоянная профессиональная ориентация педагога на способность воспитанников быть «разумными», производить самостоятельный выбор, осмысливать и оценивать окружающий мир. Суть же разнообразных индивидуальных форм едина — апелляция к разуму воспитанников.

Принцип ценности

Принцип ценностности (иногда его называют ценностно-ориентационным) предполагает выявление и раскрытие для воспитанника ценностного содержания окружающего мира, «распредмечивание» предметов и вещей, обнаружение в них социального значения и личностного смысла; но этот принцип подразумевает и «опредмечивание» отношений, то есть воплощение ценностного отношения в реально осязаемые материализуемые формы: в действия, слова, предметы, поступки — в то, что доступно ощущениям и восприятию людей.

Реализация данного принципа находится в суровой зависимости от философического мышления педагога, умения его выявлять скрытую в объектах ценность жизни:

— За цветами в горшках на школьном подоконнике увидеть жизнь. ..

— В карандаше — инструмент познания…

— Взять в руки веник — взять средство сохранения красоты…

Чтобы обнаружить ценность (значимость чего-либо для человеческой жизни и человеческого общества), надо всего лишь взглянуть на объект с точки зрения достойной человеческой жизни в контексте сегодняшней культуры. Тогда и выявляется скрытое ценностное отношение за материальным предметом, или за словом, или за платьем, или за механизмом, или же за продуктом.

Профессиональное сознание педагога без натуги производит «распредмечивание»:

…Педагог говорит: «Красивые столы… Пусть радует красота предоставленной нам мебели каждого, кто приходит сюда на занятия». …Педагог откликается на ситуацию лжи: «Быть свободным удается не всякому. Первый путь к свободе — не лгать, не попадать в зависимость от своего страха»…

Понятно, что реализация принципа ценностной ориентации целиком зависит от профессиональной способности педагога выявлять ценность за частными конкретными предметами действительного окружающего мира, то есть, «распредмечивать» объект. Инструкцией к такой операции «распредмечивания» могло бы служить следующее: «Посмотри на объект с точки зрения жизни человечества на земле» — он тогда обретает ту значимость, которой ранее не обладал для тебя». Скажем, Солнце как астрономический объект не имеет ценности для шофера, токаря, врача, продавца — но солнце, несущее людям жизнь, обретает для каждого человека величайшую ценность — ту значимость, без которой нет жизни как таковой; и конкретный кусок мыла или конкретное полотенце не относят к ценностям, пока за пределами их предметности не обнаружат «заботу о здоровье и жизни» или «средство сохранения красоты».

Принцип ценностности в его воплощении преобразует для ребенка весь окружающий предметный мир, который обретает для него значимость и личностный смысл. «Скамья» — для отдыха усталому человеку и для общения с дорогим другом, «Доска школьная» — замечательное устройство для группового познания. «Столовые приборы» — хорошее приспособление для сохранения «красоты» в поведенческой сфере жизни человека. «Автомобиль» — стремление человечества вырваться из власти бегущего времени. Ценностное отношение, в свою очередь, преобразует обыденные действия и поведение человека. Отношение обладает огромной силой влияния на поведение — а приказная норма такой силой влияния обладает в очень слабой степени, потому что поведение и есть форма выражения проживаемого свободного отношения.

Принцип системности (целостности)

Принцип системности (целостности) ориентирует педагога на личностную целостность человека как носителя социальных отношений, как системы социальных отношений; эти отношения существуют в синкретическом единстве, но не имеют разового единого выражения, а проявляют себя в рациональной, эмоциональной и практически действенной форме часто автономно, и изредка компактного (единая субстанция), поэтому апелляция к разуму, чувствам и воле должна быть единой, присутствовать в каждом акте воздействия педагога, он апеллирует к человеку как системе, но не как «слоеному пирогу», не множеству бесконечных отдельных суммарных проявлений.

«Проживание» — максимально широкое поле, где реально практически проявляется отношение, оно сообщает активность всей личностной структуре человека в этот момент. Активен весь сложнейший психофизический аппарат данной личности, отражающий проживание человеком определенного отношения, а потому мимика, пластика, ритмика, позы, голос, лексика как производные проживаемого отношения выступают показателями протекающего процесса.

Чтобы реализовать общий принцип целостности в момент взаимодействия с детьми, надо помнить о том, что жизнь проживается сейчас, что проживание жизни не осуществляется «завтра», «потом», «в светлом будущем», «во взрослости». Жизнь идет «здесь и сейчас», и какова она «здесь и сейчас», таковым будет ее продолжение в будущем. Жизненный опыт, который набирает человек в детстве, есть база для выстраивания жизненного здания.

Поэтому каждый миг взаимодействия есть не что иное, как организация реального практического проживания жизни достойного человека на уровне высокой культуры.

…- Нет, сказал педагог, — мы не можем работать в грязном помещении. Это оскорбляет каждого из нас…

…- Люди понастроили домов и уничтожили часть природы, -размышляет директор перед старшеклассниками. — Давайте вернем загубленное…

Реализация принципа целостности имеет свои трудности для педагога: приходится одновременно апеллировать к разуму воспитанников, эмоциям и воле, чтобы в едином акте дети выявили и выразили проживаемое актуализированное педагогом отношение к вполне определенному объекту окружающего мира, а школьная воспитательная традиция такова, что разговоры о жизни, эмоциональные всплески отношения к ней и практические действия по взаимодействию с миром разъединены так называемым «планом воспитательной работы» — серией «воспитательных мероприятий». Многолетняя профессиональная традиция становится препятствием на пути практического воплощения принципа.

Все три общих принципа воспитания актуальны для педагога в каждый момент его взаимодействия с детьми. Посмотрим, как выглядит совмещение трех принципов в одном педагогическом акте воздействия на детей.

… Педагог сказал детям: «Я заметила, что малыши суетливы и пугливы в столовой. Видимо, они не могут привыкнуть к многолюдию. Молодая учительница не успевает помочь каждому ребенку…». Педагог сделала паузу, ожидая реакции шестиклассников. Потом добавила: «Мне всегда казалось, что сильный человек потому сильным называется, что протягивает руку помощи слабым…». В ответ прозвучало: «О чем разговор?! Скажите, что надо…» Группа возбужденно загудела. «Нет, — возразила педагог, — мужчины не ходят к дамам за советом. Надеюсь, вы обойдетесь без моих слабых сил»…

В этом маленьком эпизоде мы отыщем реализацию всех принципов воспитания. И отметим существенное для нашего понимания вопроса: эти принципы находятся в такой синкретической связи и воплощаются на практике в таком слиянии, что разрыв этой связи либо исключение одного из принципов невозможен, ибо коренным образом видоизменяет педагогическое воздействие. Что касается специальных руководящих принципиальных положений для изолированного акта воздействия, то есть, «чисто технологических» принципов, то и в этой узкой профессиональной сфере руководящие положения относительно технологии осуществления «прикосновения к личности», тоже существуют. Выявить их можно аналогичным путем: определив цель воздействия во взаимодействии с детьми и проанализировав природу именно педагогического воздействия, в отличие, скажем, от административного, сценического, врачебного, судебно-правового.

Принцип амплификации

Принцип амплификации — технологический принцип, сообщающий о постоянной объективной необходимости выстраивать яркую внешнюю форму воздействия, увеличивая силу воздействия через расширение средств, в том числе психофизического аппарата. Амплификация требует при оказании воздействия на детей выпуклого, образного выражения отношения. Амплифицировать — это чуть-чуть добавить больше выразительных средств, чем в обыденной действительности.

Например: сказать «замечательно, красиво, отлично, великолепно», но при этом мимически выразить истинный восторг, но при этом поручить сложнейшее задание как выражение высокой оценки.

Например: прийти в отчаяние при виде плохо выполненной работы, расстроиться от неумения выполнять что-то, сказать «Я опечален, я в отчаянии, я сожалею, я в страхе за будущее…»

Например: замолчать и держать несколько тягостных секунд, отражая свое потрясение от происшедшего…

Интонационная выразительность, яркая пластика, адекватная внутренним отношениям, точная поза создают образность проживаемому отношению и обладают силой эмоционального заражения. Когда-то, в период расцвета методики воспитательного процесса, термин «пленительность» нес на себе такую нагрузку — увлекать, заражать, полонять, удивлять, вовлекать в проживание отношения.

С одной стороны, кажется, что не следует специально обставлять момент проживания отношения, так как оно очевидно. В IV веке до н.э. философ Сократ утверждал: «Заговори, чтобы я тебя увидел», ибо отношение имеет внешние формы выражения: смотри и увидишь, слушай и поймешь.

С другой стороны, непонимание другого человека случается часто, и не менее часто форма не соответствует содержанию. В XX веке выдающийся педагог А.С. Макаренко утверждает, что педагог должен уметь быть актером, чтобы адекватно выражать проживаемое отношение, которое дети могли бы воспринять и понять. Именно этим обусловлена «педагогическая техника», она становится основным средством обеспечения амплификации педагогического воздействия.

Принцип «здесь и сейчас»

Принцип «здесь и сейчас» получил широкое распространение в мире. Выявленный психологами как принцип проведения тренинговых занятий, он очень скоро вошел в педагогическую практику и стал одним из охотно декларируемых принципов. Реальное воплощение его слабое, потому что все еще сильна традиция наставления ученика, сидящего за партой и вкушающего нравоучения педагога.

Но образность формулировки данного принципа придала ему своеобразную притягательность, поэтому даже в слабом своем воплощении он уже обещает будущий успех, потому что предполагает выход на все три канала влияния: слова педагога окрашиваются эмоциональными красками и влекут за собою реальные практические действия детей. Вот это последнее — реальные действия детей, выражающие их «сейчас» проживаемое отношение, и позволяют обозначить данный принцип именно так, как он формулируется.

Его формулировка включает в себя следующее: «здесь и сейчас сделай то, что ты говоришь», «здесь и сейчас скажи то, что ты считаешь нужным или что ты хотел бы сказать человеку», «здесь и сейчас сделай то, что ты считаешь должным сделать как достойный человек», «здесь и сейчас исправь то, что тебе не нравится», «здесь и сейчас поторопись сделать то, что нужно было бы сделать на этой земле, а то не успеешь»…

Педагог ставит на стол песочные часы: «…Секунды бегут, безразличные к людям. Это объективное Время проходит мимо нас, вне нашей воли, через нас. Мы не успеваем достигать цели, воплотить замыслы, исполнить обязанности, приблизить мечту — не уважительные ко времени и его бегу. Вглядимся в бег времени и поторопимся… У нас ровно три минуты. Сделаем что-то необходимое нам…» Зазвучала музыка. Дети принялись за дело: кто-то поливает цветы, кто-то подошел к учителю, просит у него извинения за проступок, а кто-то пишет стихи, а рядом с ним кто-то составляет расписание на завтра… Один эпизод из практики воспитания школьников. Он создан учителем, исповедующим принцип «здесь и сейчас».

Принцип поля личностного влияния

Принцип поля личностного влияния указывает на роль влияния личности педагога на личность ребенка (К. Д. Ушинский подчеркивал, что на формирование личности можно влиять только через личность, и на характер — через характер). Данное влияние не прямое, оно совершается через рождение в момент взаимодействия с детьми определенного духовного пространства, субстанцией которого являются динамические отношения.

…Педагог открыл дверь, прошел в классную комнату… И что-то изменилось в комнате: стало светлее и радостнее, спокойнее и устойчивее…

…Педагог сказал «Дорогие друзья! Братья мои по разуму!..» И всё затихло в аудитории в ожидании наиважнейшей информации…

…Педагог рассмеялся, и испарилась необъяснимая агрессивность учеников, уставших от напряженной работы. Они поняли, что сказали глупость… И поняли, что педагог их понял…

Социально-личностное поле влияния — духовное пространство, в котором разворачивается взаимодействие педагога с детьми, и которое педагогу удается создать через эмоциональное насыщение, через апелляцию к разуму детей, через увлекательные формы объектов внимания или объектов приложения собственных физических и духовных сил.

Введение этого термина устраняет ложное представление о том, что влияние на детей ведется узким персональным воздействием личности педагога, предотвращает извращенное представление о профессиональных операциях педагога как о самоценном факторе воспитания. Повторим: операции — лишь средство, не более того. Немаловажно, какой человек пользуется этим средством, как выглядит субъект технологического воздействия, что за личность пользуется технологическим богатством. Когда педагог сетует, что операции не возымели результата, то причину следует искать не в операциях, а в личности, их производящей.

Благодаря удивительному личностному влиянию педагог создает гораздо более значимое для воспитания детей — фактор постоянного влияния и актуализации духовных сил для взаимодействия с миром на уровне достижений культуры. «Поле» тем и ценно, что его влияние незримо, тонко и плодотворно. Данный принцип дополняет общепедагогический принцип субъектности понятием «субъективности», если понимать субъективность как выражение субъектом личных взглядов, личных интересов, отношений и личных эмоциональных состояний. Яркая личность окрашивает операцию в яркие сильные краски и увлекает детей во взаимодействие с прекрасным миром. (О личностно-профессиональных характеристиках см. раздел 4.)

Принцип свободы выбора («ненасилия»)

Принцип свободы выбора («ненасилия») — технологический принцип, напоминающий педагогу о праве ребенка производить ежемоментный выбор и о необходимости создавать для ребенка непрерывающуюся ситуацию, когда такой выбор он станет производить самостоятельно.

При всей простоте данной формулировки принцип свободы выбора чрезвычайно тонок и сложен. И вот почему. В нем скрыта проблема свободы человека, обладающего правом осмысленно производить выбор поведения в ситуации и предвидеть его последствия с точки зрения влияния на людей общества, в котором находится субъект, а также и с точки зрения последующей судьбы самого субъекта.

Свобода — относительна, ибо человек находится в социальных связях с окружающими, и порвать эти связи — значит обречь себя на смерть. Но свобода абсолютна в рамках сиюмоментной ситуации, когда производится выбор в ситуации дозволенного выбора. С точки зрения объективной, свобода — это предоставление права субъекту производить выбор. Например, педагог предлагает детям поговорить о чем-либо, подчеркивая предоставленный выбор «кто хочет», «кому интересно», «кто внутренне готов к разговору». Или, допустим, педагог заранее обусловливает игру: «играет только тот, кто хочет», «кто не расположен к игре сейчас, можете стать наблюдателями». С точки зрения субъективной, свобода — это произведение выбора при осознании его последствий. Педагог раскрывает детям значимость того, что им предстоит делать, показывает последствия организуемой деятельности, а затем инициирует личный выбор. Продолжая наш пример, добавим: педагог говорит далее — «нам бы так хотелось и твое мнение знать», «кто-то может нам помочь и стать арбитром в нашем споре», «сообщите, когда будете готовы к общению с нами» и т.п.

В таком технологическом решении много социально-психологического смысла: протекает научение производить жизненный выбор, возлагая при этом ответственность за него только на самого себя.

Обычно педагога пугает предположение, что воспитанник не захочет вовсе участвовать в работе с детьми — и тогда воспитанник упускает случай развить какую-то сторону своей личности. Такие страхи навевает прямолинейное профессиональное мышление, не учитывающее всего контекста групповой работы: детей увлекают, детей приглашают, детей просят, работа интересна, работа важна, роль в групповом взаимодействии ясна и не пугает… — все эти показатели доступны стороннему наблюдателю, поэтому очень скоро «упрямец», «ленивец», «трусишка», «задавака» проявляют желание войти в совместную деятельность. (О границах свободы мы скажем ниже — гл. 7.)

…Когда педагог спросил: «Может быть, кто-то не хочет играть вместе с нами?» — Алеша поднял руку. «Что ж, это право — каждого», — был ответ. — «Ты пересядешь от нас в сторону? — спросил педагог. Мальчик замотал головой: он хотел остаться со всеми…Через пять минут он играл увлеченно, забыв про свой отказ.

Необходимо предостеречь педагога-практика от увлечения частными вопросами и отдельными операциями, как бы ни были они остроумны. Не владея общими принципами воспитания, бессмысленно апеллировать к технологическим принципам. Более того, бесплодным становится принцип создания «поля личностного влияния». Бессилен будет педагог, реализующий ситуативно и автономно один из принципов: он не получит желаемых воспитательных результатов.

Проверить сопряженность выявленных принципов нетрудно — достаточно проанализировать одно удачное решение сложной коллизии, произведенное педагогом. Например:

…Директор школы сообщила старшеклассникам, что завтра весь педагогический коллектив выходит на благоустройство школьного двора: будут разбивать красивые газоны. «Работа эта тяжелая, не все на нее согласятся, но мы подумали: «До каких пор жить в окружении захламленного сорняками двора?!».

Больше директор ничего не сказала. На следующий день вместе с учителями вышли на тяжелую работу по созданию Красоты и ученики, сами составили бригады, принесли лопаты и грабли… Малыши тоже пришли. Им нашли работу, конечно*.

* Из практики гимназии «Эврика» г. Сочи. Директор Филиппова Галина Григорьевна.

Здесь синкретическое единство принципов явное: апелляция к субъектности, целостность воздействия, ориентация на ценность красоты, эмоциональная амплификация, свобода выбора и принцип «здесь и сейчас». И все эти в едином фокусе собранные руководящие положения реализуются в поле широкого личностного влияния школьных педагогов. Ни один из принципов не может быть вырван из контекста педагогического воздействия, каким бы кратким либо длительным оно ни было, — иначе ослабеет и станет бессильным любое педагогическое влияние, какими бы красивыми, необычными, новационными, оригинальными средствами оно, это влияние, ни оснащалось.

Вопросы для углубленного осмысления

1. Определите тот принцип, который руководит вашим поведением, например, в гостях, на лекции, в магазине, в театре. А теперь мысленно вернитесь в детство: каким принципом руководствовались вы, будучи учеником, во время урока?

2. Какова роль наших принципов в конструировании поведения? Как вы определяете эту роль в становлении вашей личности?

3. Если вы признали принцип субъектности, представьте, как вы разговариваете с учениками перед контрольной работой? А как — перед вечером танцев? А как — в субботу, расставаясь с детьми на воскресенье?

4. Вдруг кто-то запел за дверьми учебного кабинета, в котором вы ведете занятия. Дети смотрят на вашу реакцию. Наполните ситуацию ценностным содержанием.

5. Используйте вопрос «Чего ты хочешь?» в ситуации не очень приятного поведения человека. Проследите корректирующее влияние данного вопроса.

6. Проследите за влиянием вашего амплифицированного воздействия: скажите человеку, что вам «нравится» что-то, что вы «восторгаетесь» этим, что вас «приводит в восхищение» это нечто, что вы хотели бы, чтобы это нечто «было бы всегда в вашей жизни»… и т.д. Что вы заметили в реакции человека?

7. Представьте, что вы говорите с детьми о великой роли труда, преобразующего обстоятельства вокруг человека… Что вы делаете дальше — если помнить о принципе целостности?

8. Вы встретили красивого и доброго человека. Скажите ему, что он красив и добр и что вам нравятся эти его качества. Проследите за его реакцией: как он отнесся к таким словам?

9. Вообразите финальный эпизод из занятий с детьми: вы хорошо работали и сейчас станете прощаться. Что и как вы делаете, реализуя три . принципа одновременно?

10. Когда вы станете кому-то рассказывать о происшедшем, попробуйте амплифицировать свое описание, добавляя эпитеты, сгущая краски. Пронаблюдайте за реакцией слушателя: удастся ли вам ввести его в поле ваших проживаний?

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

Принцип субъективности в психологии человека

Заглавная страница
Избранные статьи
Случайная статья
Познавательные статьи
Новые добавления
Обратная связь

КАТЕГОРИИ:

Археология
Биология
Генетика
География
Информатика
История
Логика
Маркетинг
Математика
Менеджмент
Механика
Педагогика
Религия
Социология
Технологии
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология

ТОП 10 на сайте

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Техника нижней прямой подачи мяча.

Франко-прусская война (причины и последствия)

Организация работы процедурного кабинета

Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний

Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

Обработка изделий медицинского назначения многократного применения

Образцы текста публицистического стиля

Четыре типа изменения баланса

Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву



Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние общества на человека

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Практические работы по географии для 6 класса

Организация работы процедурного кабинета

Изменения в неживой природе осенью

Уборка процедурного кабинета

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио

Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 49Следующая ⇒

Субъективность принципиально отличает человеческий спо­соб существования от всякого другого. Развиваясь и преобразуясь в процессе становления человека, субъективность оформляется и дифференцируется на многообразные человеческие способности. Интегральным способом бытия субъективности выступает созна­ние, развивающееся по ступеням: бытийное сознание самосоз­нание рефлексивное сознание трансцендирующее сознание.

Субъективность оживляет телесное бытие индивида, одушев­ляет человека и превращает его в субъекта действия, одухотворя­ет личную, индивидуальную и универсальную жизнь человека в мире. Во всех помыслах, чувствах, поступках человека мы нахо­дим проявление человеческой субъективности.

Задача психологической антропологии состоит в описании явлений субъективного мира человека, в поиске оснований и ус­ловий возникновения и развития человеческой субъективности, внутреннего мира человека в пределах его индивидуальной жиз­ни, в определении психолого-педагогических условий становле­ния субъективной реальности в образовании.

Вопрос о природе и источниках субъективности не реша­ется на путях построения ее структурных моделей, где элемента­ми структуры («строительным материалом») выступают многооб­разные, разноплановые психические явления. Нужен другой подход к пониманию феномена субъективности и другой ее об­раз в пространстве человеческой реальности. Современная науч­ная психология стоит перед необходимостью получения подлин­ного знания о реальных психологических процессах, сущность которых обусловлена самой человеческой жизнью, самой специ­фикой именно человеческого способа жизни (а не до — и не вне собственно человеческого). Такая постановка вопроса вполне адекватна и для поиска источников субъективности.


Сам этот источник связан с изменением механизмов жизне­деятельности человека, и самое главное — с возникновением у него способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Это тот фундаменталь­ный поворот в живой природе, на котором общее свойство само­организации живых систем уступает место механизму самокон­троля. Здесь впервые возникает «отношение» к самому себе, ста­новится самость, субъективность с ее имманентной способно­стью быть «для себя» (Иванов В.П.), позволяющая человеку быть субъектом (автором, хозяином) своей собственной жизни.

В задаче раскрытия природы субъективности, условий ее происхождения категория «практического отношения» является центральной. Можно прямо сказать, что в человеке субъективно все, что обеспечивает ему возможность и способность встать в практическое отношение к своей жизни, к самому себе. Мерой объективности субъективных явлений и действий человека ока­зывается их включенность в реальную практику его жизни.

В замечательном созвучии со сказанным находятся слова Т. де Шардена, который писал, что до сих пор между психолога­ми существуют серьезные разногласия по вопросу о том, отлича­ется ли специфически (по природе) психика человека от психики существ, появившихся до него. Естественнонаучная психология таких качественных различий не обнаружила. Поэтому возможно было говорить о «психике вообще», о «мировом психизме» и т.п. Однако природа человеческой субъективности оставалась и про­должает оставаться таинственной и практически непознаваемой.

Для окончательного решения этого вопроса Т. де Шарден видел только одно средство: решительно и бесповоротно устра­нить из совокупности человеческих поступков, его поведения и действий все второстепенные, двусмысленные, животнообразные проявления внутренней активности и рассмотреть самый глав­ный, центральный феномен человеческой субъективности — фе­номен рефлексии. По самому общему определению, рефлексия — это такая специфически человеческая способность, которая по­зволяет ему сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, вообще всего себя предметом специаль­ного рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобра­зования (вплоть до самопожертвования во имя высоких целей и смерти «за други своя»).

Итак, по своей главной сути природа человеческой субъек­тивности находит свое высшее выражение в способности к реф­лексии, уровни развития которой в онтогенезе существенно различаются между собой. Именно рефлексия составляет суще­ство самого принципа субъективности, который центрирует на­ши представления о психологии человека и ее специфике. И если, к примеру, педагог строит свои действия и отношения с конкретным учеником на основе выделения лишь отдельных сторон его субъективности, то тем самым он вступает с ним в обезличенно-формальные, утилитарно-прагматические отношения. Продуктивная деятельность педагога нуждается в опоре на цело­стное представление о психологии человека.

Психологическое самообразование

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Как бы вы объяснили следующие факты житейской и научной психологии:

а) выпускники психологических факультетов отмечают, что они не отличаются от непсихологов способностью понимать других людей, умением строить, поддерживать и развивать межчеловеческие отношения;

б) медицинские психологи и психиатры утверждают, что стабильный процент среди молодых пациентов психиатрических клиник составляют студенты факультетов психологии;

в) ваш собственный опыт говорит, что некоторые люди, далекие от профессиональных занятий психологией, тем не менее являются тонкими знатоками человеческих душ;

г) стал хрестоматийным факт отрицательного отношения Ф. М.Достоевского и А.С.Макаренко к психологии; в то же самое время одного называют гениальным писателем-психологом, а другого — гениальным педагогом-психологом?

2. Первым вариантом научной психологии стала физиологическая психология В.Вундта, которая строилась как психология экспериментальная. Для В.Вундта областью экспериментов были простейшие психические процессы — ощущения, представления, чувства. В то же время он утверждал, что существует и другая психология — психология народов, изучающая продукты человеческого духа: язык, традиции, обычаи, мифы и др., использующая другие — неэкспериментальные — методы. В чем вы видите причину подобной «непоследовательности» В.Вундта?

3. Закономерно ли, на ваш взгляд, сосуществование многих направлений и школ в психологии? Что является объективным основанием для отдельных течений в психологии, различных психологии? Чем определяется доминирование в обществе определенного психологического направления или школы?

4. Из истории психологии известно, что попытки описать строение человеческой субъективности приводили чаще всего к схематичным и упрощенным моделям внутреннего мира человека, к подмене целого частью.

Подумайте, есть ли в принципе необходимость выделения частей при познании целого? Возможен ли научный анализ жи­вой реальности, какой является человеческая субъективность?

5. Можно ли согласиться с утверждением, что в дидактических целях для лучшего понимания изучаемых являний можно пренебречь научной строгостью в изложении психологических фактов? Иначе говоря, можно ли сложное изложить просто?

Литература для чтения

Берн Э. Введение в психотерапию и психоанализ для непосвящен­ных. СПб., 1991. Гл.У.

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.

Воробьева Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи // Вопр. психологии. 1995. №2.

Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. T.I. C.291-436.

Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1983.

Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. Т.1. Гл.2.

Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопр. психологии. 1988. №4.

Ждан А.Н. История психологии. М., 1990. Разд.V-VI.

Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982.

Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и современная психология. М., 1986.

Петухов В.В., Столин В.В. Психология. М., 1989.

Роговин М.С. Введение в психологию. М., 1969. Гл.З.

Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.

Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1990. №2.

Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. М., 1994. Гл.1. §2.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.1. Гл.1. Предмет психологии; Гл.Ш. История психологии.

Рубинштейн С.Л. О философских основах психологии // Пробле­мы общей психологии. М., 1976.

Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внут­реннего мира человека // Вопр. психологии. 1986. №6.

Теплов Б.М. Заметки психолога при чтении художественной лите­ратуры // Избр. труды: В 2 т. М., 1985. T.I C.306-312.

Хрестоматия по истории психологии // Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., 1980. Разд.1 Бихевиоризм; Разд.И Гештальтпсихология.

Фрейд 3. Психология бессознательного. Проблемы метатеории. М., 1989.

Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994. Гл.II.

Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985. Гл.10-14.

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒



Читайте также:



Организация работы процедурного кабинета

Статус республик в составе РФ

Понятие финансов, их функции и особенности

Сущность демографической политии



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia. su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 161.97.168.212 (0.009 с.)

Субъективная теория определения ценности

По

Юлия Каган

Полная биография

Юлия Каган пишет о личных финансах более 25 лет, а для Investopedia с 2014 года. Бывший редактор Consumer Reports , она является экспертом в области кредитов и долгов, пенсионного планирования, домовладения, вопросов занятости, и страхование. Она окончила Брин-Мор-колледж (бакалавр истории) и имеет степень магистра искусств в области документальной литературы в Беннингтон-колледже.

Узнайте о нашем редакционная политика

Обновлено 31 октября 2021 г.

Рассмотрено

Шарлин Райнхарт

Рассмотрено Шарлин Райнхарт

Полная биография

Шарлин Райнхарт является экспертом в области бухгалтерского учета, банковского дела, инвестиций, недвижимости и личных финансов. Она является CPA, CFE, председателем индивидуального налогового комитета Illinois CPA Society и была признана одной из 50 лучших женщин-бухгалтеров по версии Practice Ignition. Она является основателем Wealth Women Daily и автором.

Узнайте о нашем Совет финансового контроля

Факт проверен

Кирстен Рорс Шмитт

Факт проверен Кирстен Рорс Шмитт

Полная биография

Кирстен Рорс Шмитт — опытный профессиональный редактор, писатель, корректор и специалист по проверке фактов. У нее есть опыт в области финансов, инвестиций, недвижимости и всемирной истории. На протяжении всей своей карьеры она писала и редактировала контент для многочисленных потребительских журналов и веб-сайтов, составляла резюме и контент для социальных сетей для владельцев бизнеса, а также создавала материалы для академических кругов и некоммерческих организаций. Кирстен также является основателем и директором Your Best Edit; найдите ее на LinkedIn и Facebook.

Узнайте о нашем редакционная политика

Что такое субъективная теория стоимости?

Субъективная теория стоимости утверждает, что стоимость объекта не определяется количеством ресурсов и часов труда, затраченных на его создание, а варьируется в зависимости от его контекста и точки зрения его пользователей. На самом деле, утверждает теория, стоимость любого объекта определяется тем, кто его покупает или продает.

Эта экономическая теория предполагает, что ценность продукта определяется тем, насколько он редок или полезен для человека.

Субъективная теория стоимости была разработана в конце 19 века экономистами и мыслителями того времени, в том числе Карлом Менгером и Ойгеном фон Бём-Баверком.

  • Традиционная теория стоимости утверждает, что стоимость объекта определяется количеством труда и стоимостью ресурсов, затраченных на его изготовление.
  • Субъективная теория ценности предполагает, что ценность объекта не является внутренней, а изменяется в зависимости от его контекста.
  • Дефицит товара относится к числу факторов, которые могут изменить его стоимость на рынке.

Понимание субъективной теории ценности

Субъективная теория стоимости была резким отходом от предположения более ранних экономистов, включая Карла Маркса, о том, что стоимость объекта представляет собой сумму затрат на труд и ресурсы, необходимые для его производства.

Представление о том, что стоимость субъективна, предполагает, что ее нельзя последовательно измерить.

Например, допустим, у вас есть одно шерстяное пальто, а на улице очень холодно. Вы захотите надеть это пальто, чтобы не замерзнуть. В этот момент шерстяное пальто может стоить вам больше, чем бриллиантовое колье.

Если, с другой стороны, температура теплая, ценность, которую вы придаете этому пальто, снизится. По сути, ценность пальто основана на вашем желании и потребности в нем, а также на ценности, которую вы придаете ему, а не на какой-либо внутренней ценности пальто.

Как применяется субъективная теория стоимости

Следуя субъективной теории стоимости, можно создать или увеличить стоимость объекта, передав право собственности на него владельцу, который считает объект более ценным. Это может быть правдой, даже если объект никак не изменяется.

Ситуационные обстоятельства, культурное значение, сентиментальность, ностальгия и редкость — все это влияет на ценность объектов. Например, коллекционные предметы, такие как классические автомобили, бейсбольные карточки и комиксы, могут быть оценены по гораздо более высокой цене, чем их первоначальная продажная цена. Стоимость предметов определяется спросом.

Когда предметы выставляются на аукцион, участники торгов указывают, какую ценность, по их мнению, имеет объект. Каждая ставка увеличивает стоимость, хотя сам предмет не изменился ни по функции, ни по форме.

Однако это значение может не сохраниться с течением времени. Произведение искусства или мастерство, которое высоко ценилось в викторианские времена, сегодня может мало стоить. Современный продукт может потерять свою актуальность, если его переместят в регион, контекст которого неизвестен или представляет непопулярную точку зрения.

Источники статей

Investopedia требует, чтобы авторы использовали первоисточники для поддержки своей работы. К ним относятся официальные документы, правительственные данные, оригинальные отчеты и интервью с отраслевыми экспертами. Мы также при необходимости ссылаемся на оригинальные исследования других авторитетных издателей. Вы можете узнать больше о стандартах, которым мы следуем при создании точного и беспристрастного контента, в нашем редакционная политика.

  1. Британика. «Австрийская школа экономики». По состоянию на 3 сентября 2021 г.

Субъективность — Философская энциклопедия Routledge

Доступ к полному содержанию доступен только для членов учреждений, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.


Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Содержание

  • Резюме статьи
  • контент заблокирован

    1

    Различие между субъективным и объективным

  • содержание заблокировано

    2

    Субъективность и сознание: субъективный, качественный и феноменальный характер

  • содержание заблокировано

    3

    Субъективность и пробел в объяснении

  • содержание заблокировано

    4

    Субъективность и описания сознания более высокого порядка

  • содержимое заблокировано

    Библиография

Тематический

  • По
  • Франческотти, Роберт

DOI

10.4324/9780415249126-V045-1

Опубликовано

2017

DOI: 10. 4324/9780415249126-V045-1
Версия: V1, опубликовано: 2017 97 979.0177 Получено 12 октября 2022 г. с https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/subjectivity/v-1.


Рассмотрим те аспекты мира, которые являются такими, какие они есть, благодаря тому, как мы думаем о них, или как мы относимся к ним, или как мы их рассматриваем. Это субъективных аспекта мира. Что делает их субъективными, можно понять через понятие интенционального состояния. Ярлык «интенциональное состояние» часто используется для обозначения психических состояний, обладающих интенциональностью. Эти психические состояния (включая, помимо прочего, мысли, убеждения, желания и перцептивные образы) являются репрезентативными; они представляют мир определенным образом. Это ментальные состояния с «преданностью»; их о объектах, особенностях и/или положениях дел. Используя «интенциональное состояние» для обозначения ментальных состояний с интенциональностью, субъективный факт относительно некоторого объекта x можно определить как факт, который достигается благодаря чьим-либо интенциональным состояниям относительно x . Объективные факты — это те, которые не являются субъективными. Таким образом, объективный факт относительно х может быть определен как факт, который не достигается благодаря чьему-либо интенциональному состоянию относительно x 9.0094 .

Субъективность часто упоминается в философии разума, потому что очень многое в ментальности субъективно, с особой разновидностью субъективности, присутствующей в случае сознательного опыта. Всякий раз, когда кто-то имеет намеренное состояние, сознательно или бессознательно, существует субъективный факт. Предположим, что индивидуум s имеет интенциональное состояние, направленное на какой-то объект x . Тогда тот факт, что s представляет x , очевидно, является функцией s намеренное состояние относительно x , что делает тот факт, что s представляет x , субъективным фактом. Предполагая также, что интенциональное состояние является сознательным, возникает дополнительный элемент субъективности. Предположим, вы зрительно воспринимаете дерево, и ваше зрительное восприятие является сознательным психическим состоянием. Тогда вы не только представляете себе дерево; также кажется, что вы каким-то образом осознаете свое представление о дереве. То, что этот дополнительный элемент субъективности, по-видимому, присутствует в случае сознательного опыта, является частью причины, по которой описания сознания «высшего порядка» так привлекательны. Отчеты более высокого порядка отражают интуицию, согласно которой, если психическое состояние находится в сознании, то его хозяин осознает это психическое состояние каким-то подходящим образом (при этом добавляется, что правильного типа осознания более высокого порядка также достаточно для того, чтобы целевое состояние было сознательным) .

Возможно, объяснение более высокого порядка отражает уникальный способ, которым сознательный опыт является субъективным. Существует субъективный, перспективный элемент, характерный для интенциональных состояний вообще, в том числе и бессознательных. И есть особая разновидность субъективности, обнаруживаемая в сознательном опыте, когда интенциональность направлена ​​на собственные ментальные состояния. Теперь предположим, что мысленное представление может быть понято чисто физически; предположим, что имеется верное и полное объяснение в чисто физических терминах того, что значит для ментального состояния иметь то содержание, которое оно имеет. Тогда, можно подумать, с помощью теории более высокого порядка мы сможем закрыть печально известную девятку.0093 объяснительный разрыв между физическим и феноменальным компонентами сознания.

Некоторые, однако, отмечают, что в области феноменального мы должны различать субъективный характер сознательного состояния и его качественный характер, где последний представляет собой то, как ментальное состояние ощущает , а первый — его ощущение определенным образом для субъекта . Есть основания сомневаться в том, что какое-либо объяснение более высокого порядка может объяснить, почему психическое состояние имеет такой качественный характер или вообще какой-либо качественный характер. Тем не менее, даже если учетные записи более высокого порядка не могут решить сложная проблема сознания , не сумев закрыть объяснительный разрыв между физическими и качественными аспектами сознания, возникает искушение думать, что с объяснением более высокого порядка мы могли бы закрыть объяснительный разрыв между его физическим и его субъективный характер.

Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Ссылка на эту статью:
Франческотти, Роберт. Субъективность, 2017, doi:10.4324/9780415249126-В045-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/subjectivity/v-1.
Copyright © 1998-2022 Рутледж.

Связанные статьи

  • Сознание Лорманд, Эрик
  • Сознание, феноменология Джейкобс, Ханне
  • преднамеренность Крейн, Тим
  • Материализм в философии разума Робинсон, Ховард
  • Объективность Миллер, Александр
  • квалиа Левин, Джанет

Подпишитесь на рассылку новостей

  • Подпишитесь на рассылку новостей
  • фейсбук
  • твиттер

© 2022 Informa UK Limited, компания Informa Group

принципов трансмедиа | Трансмедийная журналистика

Перейти к:
Предыдущая страница: «Что такое трансмедийное повествование?»
Растекаемость | Сверлимость
Непрерывность | Кратность
Погружение | Извлекаемость
Создание мира | Серийность
Субъективность | Производительность
Следующая страница: Как игры и сети рассказывают истории

Всего за несколько месяцев до того, как Гильдия продюсеров санкционировала роль продюсера трансмедиа, Генри Дженкинс, профессор, который был одним из первых ученых, давших определение трансмедиа, составил список « семь принципов трансмедийного повествования» в паре постов в блоге конца 2009 года. В них Дженкинс конкретизировал концепции, представленные первыми в колонке для Technology Review, , а затем в своей известной книге Культура конвергенции: где сталкиваются старые и новые медиа. Его определения продолжаются в постах, различая, что является и что не является трансмедийным расширением повествования: «Нам нужно различать адаптацию, которая воспроизводит исходный нарратив с минимальными изменениями в новую среду и по существу избыточна по отношению к исходному работа и расширение, которое расширяет наше понимание оригинала, вводя в вымысел новые элементы». Он продолжает: «…Думаю, мы можем согласиться с тем, что 9 лет Лоуренса Оливье«0009 Гамлет » — это адаптация, а « Розенкранц и Гильденстерн мертвы.

Затем Дженкинс устанавливает свои семь принципов: Расширяемость и возможность детализации, Непрерывность и множественность, Погружение и извлекаемость, Построение мира, Серийность, Субъективность, и Производительность. Однако я не убежден, что три из этих принципов должны быть противоположными парами. Их качества не являются взаимоисключающими в трансмедийном производстве, а просто являются частью множества вариантов, которые могут быть или не быть найдены в одном и том же проекте. Я рассмотрю их по отдельности.

С возможностью распространения историй распространяются посредством взаимодействия с фанатами. Эти читатели активно участвуют в распространении материала через свои социальные сети и в процессе расширяют его экономическую и культурную ценность. «Стать вирусным» — это термин эпохи Интернета для обозначения идеи или продукта, который распространяется по медийному пространству подобно доброжелательному или злонамеренному микробу. Часто эти вирусные явления случаются случайно. Дженкинс в своем блоге «Семь принципов» цитирует случай Сьюзен Бойл, оперной певицы, которая привлекла огромное количество поклонников контрастом между красивым голосом и невзрачной внешностью. Ее альбом превзошел по продажам альбом победителя American Idol примерно семь к одному из-за вирусного видео ее выступления Britain’s Got Talent .

Флешка, найденная в туалете концертного зала во время тура Nine Inch Nails Year Zero.

Но растекаемость также можно сконструировать, как доказала индустриальная рок-группа Nine Inch Nails. В качестве рекламы своего альбома Year Zero, группа перед концертом оставила в ванной небольшую флешку. На диске была ранее не издававшаяся песня, которой тут же поделилась женщина, которая ее нашла. Эта акция способствовала продвижению альбома среди фанатов по всему миру.

С Сверлимость история настолько захватывает воображение или интерес фаната, что побуждает к глубокому изучению деталей, периферии и контекста истории, как это делал франшиза «Матрица ». «Чем глубже вы копаетесь, — отмечает Дженкинс о франшизе, — тем больше появляется секретов, которые в любой момент могут оказаться ключом к фильму». Например, номер на двери квартиры главного героя Нео — 101, номер, который снова появляется в фильмах, связывая события и персонажей. Рекламные щиты на заднем плане сцен содержат чит-коды для Войдите в компьютерную игру Matrix . А номерные знаки, такие как DA203 или IS5416, относятся к соответствующим контексту библейским стихам — Даниил 2:3 и Исайя 54:16. Франшиза похожа на игру, в которой фанаты должны исследовать сами, ища ответы на неясные вопросы, незамеченные случайным зрителем.

Войдите в игру Матрица

(Нажмите, чтобы изучить)

Прибытие вслед за финальной частью фильма Матрица в 2004 году стала 9-й по версии ABC0009 Lost, — история о высадке в результате авиакатастрофы, описанная Фрэнком Роузом как «настолько запутанная, что у зрителей не было другого выбора, кроме как работать вместе, чтобы расшифровать ее в сети». Построив шоу из нелинейных фрагментов, продюсеры создали то, что Роуз назвал «своего рода интерактивным вымыслом». путем выборочного выпуска информации в истории в синхронизированных битах. Это создавало иллюзию интерактивности. Поклонники обменивались мыслями и идеями на досках объявлений, пока программист из Анкориджа, штат Аляска, не построил Lostpedia, вики для сбора подсказок и помощи в расшифровке головоломки. В апреле 2011 года на сайте было 7200 страниц на 17 языках. На форуме, подключенном к вики, было размещено 2,7 миллиона сообщений от 74 000 участников, 9 000 из которых указаны как «активные» через год после окончания шоу. Страницы вики разделены по таким темам, как «экономика», в которых фанаты-ученые анализируют распределение ресурсов выжившего. Другие включают в себя «лидерство», «символизм», «литературные приемы» и такие темы, как «вспышка персонажей». Явления шоу, социальное поведение фанатов и его вики стали академическими и математическими исследованиями, когда Питер Пиролли, исследователь из Xerox в Пало-Альто, Калифорния, задал вопрос: «Как семантические представления сообщества, вовлеченного в Поиск социальной информации и осмысление со временем развиваются?» Работа Пиролли математически смоделировала содержание, структуру и тенденции в статьях вики, а также то, как они соотносятся с событиями реального мира. В постановках, которые Дженкинс описывает как поддающиеся тренировке, взаимодействие сопровождается обязательствами, которые варьируются от пассивных до одержимых и от широкого круга поклонников.

Непрерывность — это известная техника повествования, и в сфере трансмедиа, хотя история может разворачиваться отдельными линиями и в различных средствах массовой информации, она все же должна поддерживать связность и правдоподобие истории в качестве вознаграждения фанатам. Непрерывность часто является первым моментом, когда франшиза или сюжетная линия могут потерять серьезного поклонника, и по мере того, как история становится все более сложной, может быть трудно отследить многие детали. Lucasfilm поддерживает базу данных мелочей Сага «Звездные войны » под названием « голокрон». В нем 30 000 предметов и идей классифицируются по каноничности, причем высший уровень отмечен буквой «G» для самого Джорджа Лукаса. Усилия по сохранению непрерывности истории часто находят отклик у самых серьезных фанатов, которые, в случае «Звездных войн», создали Вукипедию, — созданную фанатами онлайн-энциклопедию элементов саги. Одна только статья о Люке Скайуокере содержит 31 000 слов.

Кратность относится к этим различным сюжетным линиям в пределах одного и того же непрерывного и связного царства. В качестве примера можно посмотреть на обширную вселенную «Звездный путь », в которой разные вымышленные корабли, экипажи и станции исследуют одну и ту же галактику с разных точек зрения, в разные периоды времени и сталкиваются с разными проблемами. Множественность также может относиться к большим разрывам непрерывности, которые могут обогатить трансмедийную вселенную, например, в переосмыслении в 2009 году истории Star Trek . Официальные или неофициальные авторы могут создать альтернативную вселенную, где сталкиваются неожиданные вещи, как, например, в недавней серии книг-мэшапов, таких как 9. 0009 Гордость и предубеждение и Зомби или Андроид Каренина.

Через Погружение фанат входит в мир истории, пусть даже ненадолго, приостанавливая недоверие и забывая свои реальные обстоятельства. Подобно тому, как хороший фильм, просмотренный в затемненном кинотеатре, может поглотить нас и заставить почувствовать себя присутствующим в этой сцене, трансмедийный дизайн должен быть направлен на то, чтобы вовлечь поклонника достаточно глубоко, чтобы он забыл о себе. Как упоминалось ранее, Джеймс Кэмерон Аватар вывел технические возможности кино далеко за пределы досягаемости продюсеров-любителей с помощью методов анимации с захватом движения и бесшовной трехмерной технологии, о которой продюсеры фильмов категории B 1950-х годов могли только мечтать. Цель Кэмерона, по словам Роуза, заключалась в том, чтобы глубже вовлечь зрителя в созданный им мир, устранив искусственную рамку, созданную киноэкраном. Кэмерон надеялся увлечь зрителей через авансцену, мимо искусственной визуальной плоскости экрана в свой мир. Партнер Кэмерона Джон Ландау объяснил Фрэнку Роузу в интервью: «3D — это погружение аудитории в вашу историю, и плоскость экрана всегда была этим подсознательным барьером». Оказавшись там, они надеялись, самые увлеченные поклонники найдут фрактальную сложность. «Случайный зритель может насладиться [фильмом] без необходимости углубляться во второстепенные или третичные уровни детализации», — сказал Кэмерон Роуз. «Но для настоящего фаната вы идете на порядок и бум! Совершенно новый набор узоров.


Игры, хотя и инструмент для расширения истории или взгляда на эту историю другими глазами, также являются иммерсивным опытом. Почему так серьезно? — игра в альтернативной реальности, выпущенная в конце 2007 года для продвижения грядущего фильма о Бэтмене «Темный рыцарь». Несколько тысяч фанатов ранее подали онлайн-заявки, чтобы стать приспешниками Джокера, и они начали получать загадочные сообщения, которые нужно было расшифровать и на основании которых действовать. Подсказки привели самых сообразительных игроков в пекарни, чтобы собрать пирожные, предназначенные для «Робин Бэнкс», имя, полученное от вымышленных целей Джокера по ограблению банка. В тортах были сотовые телефоны, которые звонили с дальнейшими подсказками и инструкциями. Задания, разработанные создателями игры, были направлены на то, чтобы участники почувствовали, что помогли Джокеру украсть школьный автобус, использованный в ключевом сюжетном элементе фильма. «Телефоны-торты были механизмом, который позволил тысячам людей погрузиться в вымысел задолго до премьеры фильма в июле 2008 года. В 12-часовой охоте за тортом участвовало всего несколько десятков человек на земле, но около 1,4 миллиона человек собрались онлайн, чтобы посмотреть, что произойдет», — описал реакцию Фрэнка Роуза на игру.

Новым для вымышленных трансмедийных франшиз также является тематический парк развлечений, например, недавно открывшийся парк «Гарри Поттер » в Юниверсал Орландо во Флориде, где поклонники историй могут проводить захватывающие исследования Хогвартса от первого лица. школу и купите персонализированные палочки в магазине палочек Олливандера. Перед открытием парка в 2010 году Том Фелтон, который играет заклятого врага Гарри Драко Малфоя, сказал в интервью New York Times : «Мы всегда говорим на съемочной площадке: «Если бы это место было реальным, оно было бы абсолютно фантастическим». На самом деле войти в этот мир и иметь возможность прикоснуться к нему, попробовать на вкус и понюхать — ну, это будет просто фантастика».

Извлекаемость дает фанату что-то, что он может затем взять с собой из этой истории в пространство своей повседневной жизни. Эти аспекты могут быть физическими, как эскимосский пирог ™ был ранним примером мерчандайзинга для фильма Нанук с севера, или в миллионах фигурок «Звездных войн », проданных за 34 года существования франшизы. В 1950-х годах Диснеевский Davy Crockett спровоцировал безумие среди детей за енотовые шапки, которые на пике продаж продавались по 5000 штук в день. Но теоретически они также могут быть философскими или поведенческими. Создатели фильмов Avatar или District 9 могут надеяться на побочный продукт лучшего межкультурного взаимопонимания из фильмов, которые показывают дискриминацию, бесчувственность и темную сторону человечества.

Создание мира представляет собой достаточно богатую картину, на которой может разворачиваться основная история, позволяя создавать альтернативные истории, основанные на разных персонажах и обстоятельствах. Дженкинс иллюстрирует, что хорошая голливудская подача больше не сосредоточена только на хорошей истории или даже на персонаже, который может снова появиться в нескольких фильмах и книгах, а должна развивать целый мир, в котором у нескольких хороших персонажей может быть несколько хороших историй в бесконечной массив возможностей. Первым практиком миростроительства был Л. Франк Баум, автор Чудесный волшебник из страны Оз и 13 его собратьев-новелл, комиксов, нескольких рассказов, сценических и экранных постановок об этом вымышленном мире. Дженкинс описывает, как Баум предлагал имитационные лекции о путешествиях, на которых он показывал слайды и короткие фильмы о своем мире. Эта техника построения мира, разработанная Баумом, Дж.Р.Р. Толкин и К. С. Льюис перенеслись в 21 век с миром Пандоры Джеймса Кэмерона в «Аватаре ».

В Transmedia Hollywood 2 в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе в 2011 году Джеффри Лонг, медиа-ученый и руководитель программы Microsoft, отметил: «По мере того, как мы движемся к следующему поколению возможностей подключения и приходим к понятию «облачных» развлечений, именно тогда вы действительно начинаете проникаясь этой идеей, что мир истории абстрагирован от среды, в которой он представлен. Любой данный компонент, будь то телевизионное шоу, комикс или что-то еще, на самом деле просто окно, в которое вы смотрите, чтобы понять этот внешний мир».

С Seriality история разворачивается не только в нескольких сегментах одного носителя — как это было у таких писателей, как Чарльз Диккенс, или в сериализованных фильмах, таких как франшиза Zorro , но и на нескольких носителях. Например, история Зорро теперь живет в оригинальных сериализованных журналах 1919 года, 59 других новеллах и романах создателя Джонстона Маккалли, а также в дюжине других книг, пяти сериализованных сериалах фильмов, четырех телесериалах, трех мультсериалах, семи художественных фильмах, начинающихся с Дуглас Фэрбенкс и Тайрон Пауэр, а в последнее время — сэр Энтони Хопкинс и Антонио Бандерас. Было снято больше фильмов на французском, японском, итальянском и испанском языках. История несколько раз распространялась на комиксы и аниме, видеоигры, театральную сцену, музыку, а теперь и на новый роман отмеченной наградами чилийской писательницы Изабель Альенде. Несмотря на все эти перестановки, история остается в основном той же, за исключением нескольких значительных отклонений от истории богатого изнеженного калифорнийца, который под маской борется с тиранией в колониальной Калифорнии начала 1800-х годов. Традиционные телевизионные мыльные оперы также полностью сериальны, и сериалы на американском телевидении длятся десятилетиями.

По адресу Transmedia Hollywood 2, Крейг Ханна, генеральный директор Thinkwell Group, компании по производству трансмедиа, которая работала над новым тематическим парком Гарри Поттера во Флориде, обрисовал будущее серийного трансмедийного повествования: «Святой Грааль» будет заключаться в том, чтобы «…начать историю в любом портале, будь то ваш iPad, книга, фильм, онлайн-опыт, игра или тематический парк; продолжить этот опыт на другом устройстве… и затем закончить на третьем. А затем пусть они узнают, с чего вы начали, куда вы пошли, и пусть это изменится, чтобы вы могли закончить эту историю с началом, серединой и концом».

Субъективность определяется иначе, чем в журналистике, где субъективность репортера считается анафемой. В определении Дженкинса история усложняется за счет взглядов на несколько персонажей или измерений в истории. Это может произойти путем создания предыстории и персонажей с помощью других средств массовой информации, таких как комиксы, как это было сделано с Матрица или телесериалом Герои . Но он также может просто использовать несколько личных точек зрения, чтобы рассказать историю, как это использовал Брэм Стокер в своем эпистолярном романе 9.0009 Дракула, , составленный просто из писем между несколькими корреспондентами и излагающих их взгляды на одни и те же события. В Дракула Стокер заставляет читателя почувствовать, что она или она наткнулись на тайник писем, где эти противоположные взгляды строят историю из часто противоречащих друг другу точек зрения. История меняет форму как из-за нашего понимания того, что мы читаем единственную точку зрения на события, так и из-за самих событий или обстановки.

В Transmedia Hollywood 2, сценарист Джейн Эспенсон описала сцену из фильма недавнего телесериала Battlestar Galactica , в котором сцены были пересказаны с точки зрения персонажей, отличных от тех, которые использовались в оригинальном транслируемом шоу. «…Мы играли с вашим восприятием сцен, которые вы уже видели. Мы реконтекстуализировали и воссоздавали эти сцены, а также переосмысливали их. На этот раз они имели в виду нечто иное». Эспенсон также описал использование веб-эпизодов для превращения обычных персонажей в геев, что сочетало бы принципы субъективности и множественности.

Как указывает Дженкинс (2009, 12 декабря), Твиттер стал платформой для выражения личной точки зрения вымышленных персонажей на события, происходящие в их соответствующих вымышленных мирах. Многие персонажи сериала AMC Mad Men оставили твиты сквозь пальцы фанатов. Персонаж Бетти Дрейпер, у которой по состоянию на 1 апреля 2011 года все еще было 13 562 подписчика, несмотря на то, что она не писала в Твиттере с августа прошлого года, намекнула на события, происходящие в центральном телешоу: «Хочу купить мой http://bit.ly /голубое платье? @joan_holloway попросила пожертвование… Странно. Тем не менее, мне никогда не было хорошо в этом платье». Твиты от этих персонажей, как иллюстрирует Фрэнк Роуз, были независимым действием фанатов, которое изначально было неправильно понято продюсерами шоу. Авторы обнаружили, что учетные записи были закрыты менее чем через две недели после их открытия, но возмущение фанатов вскоре показало AMC, что несанкционированные твиты вызвали интерес, и попытки остановить твиты были прекращены. Роуз спрашивает: «Что происходит, когда зрители начинают улавливать фрагменты истории и сами ее рассказывать?»

Фанаты, рассказывающие обрывки истории, — это действие, которое Дженкинс идентифицирует как Представление. Здесь история побуждает, если не побуждает фанатов к действию. Это может принимать форму загадочных подсказок, которые ненадолго появляются в среде, которая вдохновляет фанатов на расследование или расшифровку, или открывают дыры в сюжете, которые вдохновляют фанатов. Выступление может быть таким же прямым, как просьба к зрителю проголосовать за участников такой программы, как Итак, вы думаете, что можете танцевать или American Idol.

Шэрон Мари Росс, исследователь средств массовой информации Колумбийского колледжа в Чикаго, классифицирует три типа приглашений, сделанных поклонникам телевизионной франшизы. Первый, «открытый», хорошо понимает любой, кто смотрит такие программы, как « American Idol, », в которых зрителям предлагается проголосовать. Второе она описывает как «органическое», в котором приглашение к тому, что она называет «телеучастием», тщательно разработано, чтобы выглядеть естественным, предполагая, что фанаты уже каким-то образом участвуют в шоу. Она цитирует канадскую подростковую школьную драму 9.0009 Degrassi: The Next Generation за то, как он выбирает темы эпизодов, которые поощряют обсуждение среди возрастной группы, уже привыкшей к онлайн- и цифровым средствам коммуникации, и цель сериала — повлиять на выбор, который эти фанаты делают в своей жизни. Без побуждения фанаты создают сильные социальные сети в Интернете и разыгрывают персонажей по ролям на MySpace. Само шоу отражает этот мир, предоставляя информацию в сокращенном стиле обмена SMS-сообщениями или в интернет-чате, языке, характерном для целевой аудитории шоу. Третью категорию Росс описывает как «самую запутанную из-за ее сложности и неоднозначности». Используя стиль, который она называет «затененным», объект, подобный 9 ABC0009 Lost или Франшиза «Матрица » может просто оставить так много вопросов или пробелов в сюжетной линии, что преданный и заинтригованный фанат сочтет нужным найти ответы. Нахождение этих ответов дает «статус инсайдера» тем, кто решил головоломку и открыл следующий уровень виртуальной игры.

Degrassi также является примером структур трансмедийных развлечений, отошедших от своего происхождения из франшиз научной фантастики и фэнтези.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *