Принцип толерантности подразумевает: Принцип толерантности и его особенности

Принцип толерантности и его особенности



Ключевые слова: толерантность, конфессиональные отношения, этнокультура, мировоззрение, гуманизм.

В современном глобализационном мире активно обсуждаются проблемы толерантности как терпимости к различным (обусловленным зачастую несовместимыми различиями образа жизни, традицией, мировоззрением, культурой, политическими взглядами, религиозными убеждениями). Толерантность (терпимость) определенная мировоззренческая нравственно-психологическая установка личности на то в какой мере ей принимать или не принимать различные, прежде всего чуждые идеи, обычаи, культуру. В современной научной литературе дается следующее определение терпимости: «Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческих индивидуальностей. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Терпимость — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность» [1].

Если говорить о проблеме толерантности, то следует заметить, что в философском рассмотрении толерантности вообще и этнокультурной толерантности в частности уходит своими корнями в античность и связано с осмыслением «свое» и «чужое» в контексте диалектики единства человеческой природы и культурно-исторических отличий в ее проявлении. Уже в легенде о Солоне и Анахарсисе противопоставление эллинов и варваров преодолевается в надэтнической ценности дружбы [2]. Геродот в своем описании разнообразных обычаев и нравов, как эллинов, так и варваров оценивает их с позиции общечеловеческой ценности [3]. Толерантность как противопоставление гуманистических ценностей различным формам фанатизма и шовинизма присутствует на протяжении всей истории европейской философии. В частности можно отметить трактат «О веротерпимости» Д.Локка, открывшего либеральный подход к истолкованию толерантности [4], а также работу «К вечному миру» И.

Канта [5], «Патриотизм или мир» Л. Н. Толстого [6].

Современное рассмотрение толерантности связано с провозглашением ценности различий, в том числе и этнических в контексте концепции мультикультурализма, в рамках которой была принята декларация принципов толерантности. В ней толерантность определяется как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и индивидуальности [7]. В подобной трактовке толерантность рассматривается как условие существования сложных обществ и позиция зрелой личности, что предполагает активное противодействие интолерантным проявлениям. При этом усиливается рассмотрение толерантности как этической и общекультурной ценности. Вместе с тем данное определение и выраженная в нем идеологическая практика культивирования различий становится объектом критического анализа. Ведь природа толерантности должна быть обращена не только к практикам межкультурного взаимодействия, но и к внутриличностным структурам, к механизмам формирования толерантности как социокультурного феномена.

Популярный анализ этих проблем мы находим в работах Б. Ф. Поршнева, М. М. Бахтина, М.Бубера, К.Лоренца, Э.Фромма, Ж. П. Сартра и др.

В настоящее время в исследовании проблемы толерантности, наибольший интерес вызывает функционирование данного принципа в различных сферах человеческой деятельности. Так, реализация толерантности как практического принципа в сфере политики связана с характером вводимых в общество норм. Введение норм неполитического характера сопровождается толерантным отношением к ним со стороны общества. Политические же нормы в принципе не могут быть толерантно приняты всеми субъектами, так как они вводятся в основном с помощью системы принуждения, допускающей насилие в отношении несогласных (индивиды, социальные группы, политические партии). Наличие в обществе несогласных — свидетельство того, что в принятии одной и той же нормы субъекты ведут себя по-разному: гражданское общество и отдельная личность могут быть нетерпимы к норме, в отношении которой власть толерантна [8].

Такое положение объясняется разномасштабностью интересов субъектов и необходимостью их соподчинения друг другу. Отказ от насилия как нормы жизни и части официальной идеологии возможен лишь в условиях демократического режима, который создает условия для полноценного демократического диалога, участником которого является сама власть. С другой стороны, формирование демократии возможно лишь в обществе, разделяющем ценности свободы и терпимости. Следовательно, культивирование толерантности на уровне индивидуального и общественного сознания есть необходимое условие создания демократического режима, который в свою очередь, обеспечивает функционирование в обществе толерантности в качестве этического императива, позволяющего сохранить общественное согласие и социальную стабильность даже в периоды острых социальных кризисов. В мировой политике принцип толерантности проведен в жизнь на уровне равнозначных субъектов, когда социальные противоречия на мировой арене не исключают политических соглашений, компромиссов и сотрудничества для достижения общей цели, или решения проблем глобального характера.
Следовательно, в мировой политике функционирует форма толерантности. На сегодняшний день во внешней политике государства выступают в качестве соподчиненных субъектов, что объясняется разным уровнем их экономического и социально-культурного развития. Эта соподчиненность определяется как объективными причинами, так и субъективными — закрепившимися в сознании отдельных народов идеями о превосходстве (реальном или воображаемом) своей системы над прочими. Особенно явно соподчиненность между государствами как политическими субъектами вырисовывается в отношениях между индустриально развитыми странами и странами отстающими, которые в рамках прежнего политического мышления воспринимались не столько самостоятельной мировой общностью с собственными интересами и специфическим путем развития, сколько объектом для завоевания в политико-идеологическом смысле. В основу новой этики в отношениях между различными государствами должен быть положен не принцип мирного существования, который можно определить как параллельное «изолированное» развитие, а принцип толерантности, предполагающий признание взаимозависимости и взаимодополняемости развитых и отстающих стран.
Его реализация возможна при условии деидеологизации и деполитизации международных отношений, при условии невмешательства сильных держав во внутриполитическую жизнь более слабых. Необходимо установление такого международного экономического порядка, который способствовал бы возрастанию равноправия хозяйственных и торговых отношений между развитыми и отстающими странами. Следовательно, мировая внешняя политика дают возможность реализоваться относительно полноценным формам толерантности, поскольку допускают, а иногда и требуют равнозначности субъектов. Во внутриполитической жизни государства, где равнозначность субъектов изначально не возможна, толерантность существует в неразвитой, неполноценной форме.

Что касается реализации принципа толерантности в области веротерпимости, то следует заметить, что любая религия как форма мировоззрения, изначально содержит данный принцип, но до той пары и той степени, пока не оформляется в социальный институт. Институализация религии есть следствие формирования централизованной государственной власти.

Независимо от специфики связи между институализированной религией и государством в общественном сознании утверждаются различные формы нетерпимости, так как вера подменяется идеологией [9]. С этого времени веротерпимость реализуется в сознании людей чаще всего лишь на уровне личной позиции, или же санкционируется государством в форме юридических законов. В общественном сознании западноевропейского общества религиозная толерантность проведена в интересах государства в форме юридических законов. Но, однако, даже в советских обществах, где существует сильная централизованная власть религии придаётся характер государственной идеологии, таким образом, толерантность в религиозных отношениях проводится непоследовательно, реализовывается в основном на уровне личной позиции как нравственная норма, что приводит к чередованию веротерпимости с конфессиональным фанатизмом и национализмом. Таким образом,
огосударствление
религии, ее идеологизация и институализация неизбежно приводит к отчуждению от нее веротерпимости как существенной характеристики.

Актуальность и трудности обеспечения религиозной толерантности в современном мире обусловлены рядом обстоятельств: негативными историческими традициями, когда вопросы свободы совести решались иногда в угоду политическим интересам государства или определенных партий. Сложным поликонфессиональным полиэтническим составом населения. Необходимостью регулярных усилий по поддержанию взвешенных взаимоотношений между разными религиями, а также между традиционными религиями и новыми эзотерическими. Взаимоотношениями между верующими и неверующими или не определившимися в своих мировоззренческих исканиях, и неизжитой практикой нарушения конституциональных норм проявлениями среди определенных групп населения, в том числе в молодежной среде, экстремизма в различных формах нетерпимости по отношению к тем или иным верованиям и этносам [9].

Воспитание в духе толерантности зависит от объективного и многостороннего учета сегодняшних реалий, от умения опираться на позитивные духовные и социальные традиции и нейтрализовать отрицательные факторы. Имеет значение и характер законодательства по религиозным вопросам, практика его реализации. Эффективность любого закона во многом зависит от заинтересованности общества в его реализации, от осознанной потребности в его применении. Отсутствие подобных объективных предпосылок повышает возможности нарушения толерантности, сказывается в поведении должностных лиц, в деятельности местных властей в межконфессиональных отношениях. Нередко случаи проявления предпочтений одной, как правило самой распространенной религии, что влечет ущемление интересов других и обостряет этноконфессиональные противоречия, порождает противоречивые эксцессы.

Для утверждения идей толерантности, чрезвычайно важно задействовать миротворческий и гуманистический потенциал массовых традиционных религиозных организаций, они оказывают на своих приверженцев с самого молодого возраста значительное умиротворяющее воздействие, влияют на формирование их культуры — бытовой и политической. Активная деятельность массовых религиозных организаций, их лидеров особенно необходима при социальных и национальных противостояниях. Важно подчеркнуть, что особое значение имеет форма сотрудничества самих религиозных деятелей различных конфессий их грамотность и умение демократически противостоять радикалистским и экстремистским идеям.

В формировании идей толерантности в обществе немало зависит и от интеллектуальной элиты. Представители различных групп интеллигенции, особенно занятых в средствах массовой информации. Нет необходимости подробно говорить о том, что в системе культурно-просветительских средств утверждения толерантных установок трудно переоценить значение телевидения, печати, электронных средств информации. Поэтому в сфере этноконфессиональных отношений многое зависит от взвешенного, деликатного тона устных и печатных выступлений публицистов и политиков. От характера освещения истории взаимоотношения общностей. При этом следует избегать выпячивания прошлых и нынешних обид, а необходимо объективно раскрывать то хорошее, что было в их отношениях, чем они обязаны друг другу, какие заимствования были осуществлены в области государственной организации, политической культуры, в навыках хозяйствования, торговли, во всем взаимообогащающем диалоге культур. Наиболее сложно принцип толерантности реализуется в сфере этнонациональных отношениях. Трудность реализации данного принципа сопряжена с различным пониманием терпимости, что объясняется спецификой культурных традиций и спецификой исторически сложившихся типов сознания и форм поведения людей. Большинства исследователей данной проблемы считают, что этнические конфликты связаны, прежде всего, с социальной нестабильностью, низким уровнем жизни населения, административно-насильственным способом соединение этносов [9].

Универсального механизма разрешения национально-этнических конфликтов пока нет. Так как каждый конфликт представляет собой тесное переплетение конфликтов ценностей и конфликтов интересов, каждый из которых обладает своей спецификой, а потому требует собственного основания для разрешения. Но, однако, в современном мире существуют предпосылки реализации принципа толерантности в отношениях между этносами и нациями как осознание людьми общности своего происхождения и формирования человечества как целого с развитыми полиэтническими связями.

Соблюдение принципа толерантности позволяет добиться гармоничного сочетания неизбежных интернациональных процессов с закономерными процессами национальной дифференциации. Толерантность в национально-этнических отношениях подразумевает необходимость признания обществом двойного этнического самосознания, присущего человеку полиэтнического общества. Оно должно быть признано как законное человеческое состояние. В таком случае имеющимся национально-культурным отличиям не будет придаваться самодовлеющего и институционного значения, а люди перестанут быть помехой друг для друга. Терпимость к другому человеку, нации или культуре, различающимся по своим ценностям и стилю жизни, является одной из предпосылок мира и гармонии в современном мире.

Литература:

  1. Обозов Н. Н. Межэтнические отношения. Л., 2010. с-112
  2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов М.,1986. с-571.
  3. Геродот. История М.,1993. с-600.
  4. Локк Д. Опыт веротерпимости Соч в 3-х т Т-3 М.,1988. с-66.
  5. Кант И. К вечному миру. М.,1998.
  6. Толстой Л. Патриотизм или мир Собр соч.М.,1998.
  7. Декларация принципов толерантности (Париж 16.11.1995) электронный ресурс httр:// www. un. org/ ru/ documehts/ declconv/deciarations/toleranc. shtml
  8. Магомедова Е. Н. Веротерпимость как форма толерантности. Зерноград.,2000.
  9. Толерантность. Сб.статей под ред.М.Мчедлова. М.,2004 с-400- 415.

Основные термины (генерируются автоматически): отношение, общественное сознание, принцип толерантности, проблема толерантности, современный мир, толерантность, демократический режим, личная позиция, мировая политика, правильное понимание.

Толерантность, как способность к установлению общности и мера к устранению экстремизма » Официальный сайт городского округа Архангельской области «Мирный»

Проблема межнациональных отношений и межэтнической толерантности в современной России относится к числу актуальных. Наиболее остро это проявляется в молодёжной среде. Общество должно хорошо понимать меру своей ответственности за проблемы воспитания населения в духе взаимного уважения и национальной терпимости, стремления к постижению истории, культуры и национальных особенностей народов, веками проживающих по соседству. Россия является одним из крупнейших многонациональных государств современного мира, объединившим разные национальности, обладающие своей неповторимой культурой.

К сожалению отмечается, что в последнее время в сознании молодых людей стали культивироваться не свойственные российскому обществу и культуре моральные ценности. Молодёжь оказалась под жестоким воздействием антисоциальных явлений (национализма, насилия, наркотиков, криминала, проституции, СПИДа и т.д.). Причинами подобной ситуации является, в том числе, и не достаточно эффективная и недостаточно широкая пропагандистская работа СМИ, падение уровня воспитания в семьях и учебных заведениях.

Необходимо работать над формированием общественных, в том числе и межнациональных, отношений. Поэтому наиболее актуальным становится проведение тематических мероприятий, направленных на развитие национальных культур и народных традиций, совершенствование форм и методов работы с молодёжью по пропаганде этнических культур, принципов толерантности.

Молодёжь во многом определяет вектор будущих преобразований российского общества. Поэтому наиболее актуальным становится работа по распространению идей толерантности среди молодежи, как наиболее активной социальной группой, призванной в дальнейшем устанавливать диалогические связи между разными народами, культурами.

Молодежь занимает особое положение в обществе в силу того, что она обладает высоким уровнем профессиональной и личностной культуры, готово практически участвовать в процессе преобразования России, выступать реальным партнером государственных органов, законодательной и исполнительной власти всех уровней в решении задач социального, воспитательного и иного характера.

Государство, со своей стороны, открыто заявляет о своей позиции по отношению к молодёжи, необходимости использования её высокого потенциала, который в настоящее время реализуется не в полной мере. Существуют и работают программы поддержки молодежи в образовательных учреждениях по профилактике негативных явлений, нейтрализации асоциального и аддитивного поведения молодёжи, для выражения активной гражданской позиции в развитии системы духовно-нравственного воспитания. Эта работа должна нарастать по активности и своей результативности.

Важно осознать, что проблема межнациональных отношений и национальных меньшинств чрезвычайно сложна, её решение требует мобилизации всего государственного аппарата, системы школьного и высшего образования, институтов гражданского общества. А организации молодёжной школы толерантности явится важным шагом в создании и апробации модели межкультурного взаимодействия молодёжи, в процессе формирования гражданского общества, воспитания молодёжи в духе уважения к культурам разных нардов, что создаст фундамент для формирования социально активной молодёжи, увеличит ее гражданскую активность.

Изначально термин «толерантность» означает терпимость и принятие чего-то или кого-то. Толерантность или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность – трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Люди в основном объединяются в одной общности с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время многие склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» — тем, кто от них самих отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.

Воспитание толерантности напрямую связано с разрешением проблем экстремизма, нацизма, религиозных конфликтов. Строительство гражданского общества обусловило на индивидуальном и социальном уровнях рост осознания как у отдельных людей, так и у социальных групп, понимания своего места в окружающем мире, прежде всего в системе социально-экономических, этнических, культурных и межконфессиональных отношений. Процесс подобного осознания всегда осуществляется через сопоставление ценностей и целей отдельного человека или конкретной социальной группы с целями и ценностями иных людей, иных социальных и этнических групп, иных культур, конфессий и вероисповеданий. Этот процесс может сопровождаться усилением проявлений в массовом сознании различных предрассудков и страхов: ксенофобии как реакции на встречу с чужим человеком или культурой, этнофобии, кавказофобии и антисемитизма, мигрантофобии, национализму, дискриминации и нетерпимости. Тем самым, в условиях роста социального разнообразия российского общества существует опасная тенденция нарастания межэтнической, межконфессиальной, социально-экономической, межпоколенческой и политической нетерпимости.

Указанные формы нетерпимости нередко используются экстремистскими движениями, разжигающими ненависть, национальную рознь и социальные конфликты в обществе. Для экстремистов часто оказывается достаточным, что человек — иной, непохожий, думающий по-другому, смотрящий по-другому, верящий по-другому, любящий иное.

На государственном уровне социально-экономическое развитие страны во многом зависит от успешного формирования культуры переговоров, искусства поиска компромиссов, продуктивной конкуренции между различными финансово-промышленными группами, сферами малого и среднего бизнеса в условиях модернизации экономики России. В сфере экономики с особой отчетливостью проявляется прагматическая функция толерантности как социальной нормы, определяющей баланс интересов конкурирующих сторон. Например, в процессе переговоров любые проявления интолерантности или просто неготовности к толерантности ведут к неуспеху. Тем самым, анализ влияния роли культуры переговоров как проявления социальных норм толерантности на экономику в России требуется не только для повышения терпимости друг к другу разных слоев общества и выработки социальной стратегии противодействия экстремизму, но и для качественного роста эффективности современной экономики.

Проблема толерантности в молодежной среде одна из наиболее ярчайших, так как, например, начиная учиться в учебных заведениях, тем более в университетах, люди начинают сталкиваться с большим количеством иностранных людей с другой верой, культурой, внешностью и взглядами на жизнь. Поэтому объяснять ребёнку, молодому человеку то, что в мире много людей, все они разные, но при этом имеют равные права на существование нужно с раннего детства.

Наилучший способ установления толерантных отношений – совместная деятельность. В этом смысле строительные и спасательные отряды, творческие объединения способны сделать гораздо больше, чем информационно-просветительская деятельность. В молодежной среде развивать толерантность необходимо совместной работой, причем, желательно не соревновательной, а коллективной.

Чтобы способствовать формированию толерантного сознания и препятствовать распространению экстремизма и насилия необходимо, прежде всего, формировать у людей уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающиеся по внешности, языку, убеждениям, отражать разнообразие идей в обществе. В первую очередь это, конечно, задача СМИ, не меньшую роль играет здесь и воспитательная работа и в семье и в учебных заведениях.

Прививать толерантность необходимо как можно раньше, но вряд ли здесь приходится говорить о школьном возрасте, когда такие понятия детям зачастую просто неинтересны и непонятны. Согласно психологическим исследованиям, для формирования социокультурной толерантности как морального качества личности, оптимальным возрастным периодом является юношеский.

Необходимо признать, что наиболее прогрессивной, организованной, интеллектуально и творчески развитой частью молодёжи является студенчество. Учащаяся молодёжь во многом определяет вектор будущих преобразований российского общества. Толерантность для студента подразумевает отношения внутри студенческой среды и, конечно, вне её. Контролировать эти отношения довольно сложно, поскольку они зависят от личной культуры каждого. Необходимо не только пропагандировать идею толерантного отношения, но и поднимать общий уровень культурного развития студентов. Решить эти вопросы под силу студенческому самоуправлению. К своим сверстникам студенты прислушаются быстрее, чем к представителям старшего поколения.

Ведение разъяснительной работы среди населения, и особенно, молодежи, о деятельности традиционных конфессий и создание всесторонней межконфессиональной системы толерантности и межрелигиозного диалога должны быть приоритетным направлением, необходимым условием для укрепления единства среди народа разной национальности и разного вероисповедания. Включение традиционных конфессий в деле профилактики экстремизма создает условия для взаимодействия различных конфессий и повышения их образовательного уровня.

Многонациональное устройство России, безусловно, вызывает сложность в знании и понимании всего многообразия культур ее этносов, что так же порой способствует проявлениям нетерпимости. Поэтому необходимой является реализация предложений о разработке и внедрении в образование изучение системных знаний о национальных и религиозных процессах в нашей стране и их отражениях в общественном сознании и устройстве. Следует повышать межкультурную коммуникацию и компетентность, позволяющих человеку успешно контактировать с представителями любой культуры.

Вместе с тем в профилактике молодежного экстремизма следует более широко использовать возможности СМИ. Основные направления в этой области видятся в следующем: приоритет взвешенного и ответственного подхода к освещению явлений, связанных с расовыми и этническими аспектами, для исключения искаженной информации, не продуцирования негативных стереотипов; ориентация СМИ на пропаганду правопослушного образа жизни, культуры здоровых межэтнических отношений, установок толерантного сознания, способствование ведению диалога между различными группами населения; дискредитация экстремистских организаций, их лидеров и покровительствующих им лиц; использование информационной системы для создания ситуации дезорганизации в экстремистских структурах; подготавливаемые (или поддерживаемые) соответствующими государственными органами программы, репортажи, сообщения с целью доведения до сведения граждан информации о негативной деятельности экстремистских групп рассматриваемой направленности, о том вреде, который причиняется ими разнообразным составляющим национальной безопасности; непрерывное взаимодействие по вышеуказанным направлениям со специалистами в области межэтнических и межконфессиональных проблем.

Можно выделить некоторые меры противодействия молодежному экстремизму:

  1. Наряду с уголовно-правовыми и иными запрещающими средствами следует разработать систему других криминологических мер по противодействию молодежному экстремизму. Тем более что молодежь требует к себе особого взвешенного подхода, сочетающего в себе культурные, воспитательные и иные меры противодействия экстремизма. В связи с тем, что молодежь составляет наиболее активную, в том числе в политическом отношении, часть населения, следует более активно во всех субъектах организовывать деятельность молодежных объединений с учетом исторических и культурных особенностей региона, духовно-патриотических и военно-патриотических движений.
  2. Необходимо усилить взаимодействие с официальными религиозными конфессиями (православием, католицизмом, мусульманством, буддизмом, иудаизмом и др.) по следующим направлениям: в части постоянного осуждения не только актов насилия (особенно терроризма), но даже угрозы их совершения; усилить совместный контроль за деятельностью отдельных представителей всех религиозных конфессий, отклоняющихся от общепринятых догматов в сторону возбуждения, разжигания или распространения национальной и религиозной вражды и розни; совместно в средствах массовой информации в образовательных учреждениях, в сети Интернет, организовать целенаправленное формирование отрицательного отношения к экстремистским идеям и материалам, обоснованную и конструктивную критику экстремистских идей и пр. В этом случае официальные традиционные конфессии будут задействованы в качестве субъектов противодействия молодежному экстремизму.
  3. Органам местного самоуправления совместно общественными, этническими и религиозными общинами следует более активно использовать позитивный потенциал этнических обычаев, традиций, в том числе путем организации общественных мероприятий, посвященных культуре разнообразных этносов.

13. Декларация принципов толерантности (1995 г.)


(Принята и провозглашена государствами-членами Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Париж, Франция, 16 ноября 1995 г.)

Государства-члены Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры , заседание в Париже на двадцать восьмой сессии Генеральной конференции, с 25 октября по 16 ноября 1995 г.

[…]

Напоминая также , что Всеобщая декларация прав человека подтверждает, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» (статья 18), «мнений и их свободное выражение» (статья 19) и что образование «должно способствовать пониманию, терпимости и дружбы между всеми нациями, расовыми или религиозными группами» (Статья 26),

Принимая во внимание соответствующих международных документов, включая:

— Международный пакт о гражданских и политических правах,
— Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах Права,
 – Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации,
 – Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него,
 – Конвенция о правах ребенка,
 – Конвенция 1951 года о статусе Беженцы и Протокол к нему 1967 года и региональные документы,
 – Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,
 – Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания,
— Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости на основе религии или убеждений,
— Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам,
— Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма,
— Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека,
— Копенгагенская декларация и Программа действий, принятые Всемирной встречей на высшем уровне в интересах социального развития,
— Декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках,
 – Конвенция и Рекомендация ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования,

Принимая во внимание цели Третьего Десятилетия борьбы против расизма и расовой дискриминации, Всемирного десятилетия образования в области прав человека и Международного десятилетия коренных народов мира ,

[. ..]

Подчеркивая обязанности государств-членов развивать и поощрять соблюдение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка, национального происхождения, религии или инвалидности, и бороться с нетерпимостью,

Принять и торжественно провозгласить настоящую Декларацию принципов терпимости

Постановляя принять все позитивные меры, необходимые для поощрения терпимости в наших обществах, поскольку терпимость является не только лелеемым принципом, но и необходимостью для мира и экономического и социального прогресса всех народов.

Мы заявляем следующее:

[…]

Статья 4 — Образование

4.1 Образование является наиболее эффективным средством предотвращения нетерпимости. Первым шагом в обучении толерантности является обучение людей их общим правам и свободам, с тем чтобы их можно было уважать, а также поощрение желания защищать интересы других.

4.2 Обучение толерантности следует рассматривать как неотложную необходимость; Вот почему необходимо продвигать систематические и рациональные методы обучения толерантности, которые будут направлены на устранение культурных, социальных, экономических, политических и религиозных источников нетерпимости — основных корней насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать развитию взаимопонимания, солидарности и терпимости между людьми, а также между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами и нациями.

4.3 Обучение терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, которое ведет к страху и отчуждению других, и должно помочь молодым людям развить способность к независимому суждению, критическому мышлению и этическим рассуждениям.

4.4 Мы обязуемся поддерживать и реализовывать программы исследований и образования в области социальных наук в духе терпимости, прав человека и ненасилия. Это означает уделять особое внимание совершенствованию подготовки учителей, учебных программ, содержания учебников и уроков, других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания неравнодушных и ответственных граждан, открытых другим культурам, способных ценить ценность свободы, уважающие человеческое достоинство и различия и способные предотвращать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

Статья 5 — Приверженность действию

Мы обязуемся продвигать терпимость и ненасилие через программы и институты в области образования, науки, культуры и коммуникации.

Статья 6 – Международный день толерантности

В целях повышения осведомленности общественности, акцентирования внимания на опасностях нетерпимости и принятия новых обязательств и действий в поддержку пропаганды и воспитания толерантности мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодным Международным днем Толерантность.

7 принципов | Центр передового опыта в универсальном дизайне

7 принципов универсального дизайна были разработаны в 1997 году рабочей группой архитекторов, дизайнеров, инженеров и исследователей экологического дизайна под руководством покойного Рональда Мейса в Университете штата Северная Каролина. Цель Принципы должны направлять дизайн среды, продуктов и коммуникаций. По данным Центра универсального дизайна NCSU, Принципы «могут применяться для оценки существующих проектов, руководства процессом проектирования и обучения как дизайнеров, так и потребителей характеристикам более удобных продуктов и сред».

  • Принцип 1. Справедливое использование
  • Принцип 2. Гибкость в использовании
  • Принцип 3. Простое и интуитивно понятное использование
  • Принцип 4. Воспринимаемая информация Принцип 7: Размер и пространство для доступа и использования

Принцип 1: Справедливое использование
Дизайн полезен и востребован людьми с различными способностями.

Рекомендации:
1а. Обеспечьте одинаковые средства использования для всех пользователей: идентичные, когда это возможно; эквивалентно, если нет.
1б. Избегайте разделения или стигматизации пользователей.
1с. Положения о конфиденциальности, безопасности и безопасности должны быть в равной степени доступны для всех пользователей.
1д. Сделайте дизайн привлекательным для всех пользователей.

Принцип 2: Гибкость в использовании
Дизайн учитывает широкий спектр индивидуальных предпочтений и способностей.

Инструкции:
2a. Предоставление выбора в способах использования.
2б. Обеспечьте доступ и использование правой или левой рукой.
2с. Повысить точность и аккуратность пользователя.
2д. Обеспечить адаптивность к темпу пользователя.

Принцип 3: Простое и интуитивно понятное использование
Использование дизайна легко понять, независимо от опыта пользователя, знаний, языковых навыков или текущего уровня концентрации.

Рекомендации:
3а. Избавьтесь от ненужной сложности.
3б. Будьте в соответствии с ожиданиями и интуицией пользователей.
3с. Приспособиться к широкому спектру грамотности и языковых навыков.
3д. Расположите информацию в соответствии с ее важностью.
3д. Обеспечивайте эффективные подсказки и обратную связь во время и после завершения задачи.

Принцип 4: Воспринимаемая информация
Конструкция эффективно передает необходимую информацию пользователю, независимо от окружающих условий или сенсорных способностей пользователя.

Инструкции:
4a. Используйте разные способы (изобразительный, вербальный, тактильный) для избыточного представления важной информации.
4б. Обеспечить адекватный контраст между важной информацией и ее окружением.
4с. Максимально удобочитаемость важной информации.
4д. Дифференцируйте элементы способами, которые можно описать (т. е. упростите предоставление инструкций или указаний).
4д. Обеспечьте совместимость с различными методами или устройствами, используемыми людьми с сенсорными ограничениями.

Принцип 5: Допуск на ошибку
Конструкция сводит к минимуму опасности и неблагоприятные последствия случайных или непреднамеренных действий.

Инструкции:
5a. Расположите элементы так, чтобы свести к минимуму опасности и ошибки: самые используемые элементы, самые доступные; опасные элементы устранены, изолированы или экранированы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *