Принцип опоры на положительное в воспитании: сущность и правила его реализации.

ИБ Опора на положительное. Педагогика. Книга 3: Теория и технологии воспитания: Учебник для вузов

Если в своем воспитаннике вы выявите хоть толику хорошего и будете опираться на него в процессе воспитания, вы получите ключ от двери к его душе и достигнете хороших результатов.

Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые, можно добиться устойчивых успехов в формировании других, заданных целью воспитания качеств. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на него, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.

Философская основа этого принципа – известное положение о противоречивости человеческой природы. В человеке положительные качества (любовь к животным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.

) могут легко уживаться с отрицательными (неумением держать слово, лживостью, ленью и т. п.). Сплошь «отрицательных», как и стопроцентно «положительных», людей не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного, – задача воспитания, направленного на облагораживание личности.

Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, нужно соблюдать правила реализации этого принципа. В воспитательном процессе недопустимы конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.

Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении школьников. Мастера воспитания действуют как раз наоборот – выявляют и поддерживают положительное. Конечно, отрицательные качества надо осуждать и исправлять, но главное – формирование положительных черт, которые прежде других надо выявлять и развивать.

Педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы воспитанников (познавательные, эстетические, любовь к природе, животным и т. д.), при помощи которых возможно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания. Принцип опоры на положительное связан с выбором ведущего звена в воспитательном процессе. Найти его в каждом конкретном случае – задача воспитателя.

Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить как создание положительного воспитательного фона. Сюда относятся жизнедеятельность воспитанников, стиль воспитательных отношений, «дух» (выражение К.Д. Ушинского) учебно-воспитательных заведений. Спокойная деловая обстановка, где каждый занят своим делом и никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и отдыха способствует уверенному движению вперед, где и стены воспитывают, потому что продумано все до мелочей, где чувствуется слаженность и заботливое отношение друг к другу, – не может не оказывать благоприятного воздействия.

Воспитанники, которым часто напоминают об их недостатках, теряют веру в себя, свои силы и возможности. Опытные воспитатели, щедро авансируя в них положительные сдвиги, проецируют хорошее поведение и высокие результаты, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.

БС

V. Определите требования принципа опоры на положительное в воспитании.

• Принцип указывает на необходимость воспитания положительных качеств в человеке.

• Принцип требует выявлять в каждом воспитаннике положительные качества, опираясь на которые, искореняют плохие, развивают недостаточно сформированные качества.

• Принцип требует от воспитателя вести постоянную борьбу с вредными привычками.

• Принцип обусловлен противоречивым характером развития человека.

• Принцип рекомендует воспитателю уделять большое внимание развитию личности ребенка, не ущемляя при этом проявлений его индивидуальности.

Специфика принципов воспитания

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Охарактеризуем требования, предъявляемые к этим принципам.

1.Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть привлечен даже к судебному преследованию.

2.Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

3.Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

В то же время принципы воспитания — это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

общественная направленность воспитания;

связь воспитания с жизнью, трудом;

опора на положительное в воспитании;

гуманизация воспитания;

личностный подход;

единство воспитательных воздействий.

Любовь к природе, животным и т. д.), при помощи которых возможно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания. Принцип опоры на положительное связан с выбором ведущего звена в воспитательном процессе. Найти это звено в каждом конкретном случае — задача воспитателя.

Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить как создание положительного воспитательного фона. Сюда относится и жизнедеятельность воспитанников, и стиль воспитательных отношений, и даже «дух» (выражение К.Д. Ушинского) учебно-воспитательных заведений. Спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и отдыха способствует бодрому, уверенному движению вперед, где и стены воспитывают, потому что продуманы все мелочи интерьера, где чувствуется слаженность действий и заботливое отношение друг к другу, не может не оказывать благоприятного воздействия.

Воспитанники, которым часто напоминают об их недостатках, начинают терять веру в себя, свои силы и возможности. Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.

1. Гуманизация воспитания

К принципу опоры на положительное тесно примыкает, почти сливаясь с ним, еще один важный принцип — гуманизации. Он требует: 1) гуманного отношения к личности воспитанника; 2) уважения его прав и свобод; 3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; 4) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; 5) уважения права человека быть самим собой; 6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 7) ненасильственного формирования требуемых качеств; 8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; 9) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др. ).

Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Видя в воспитанниках независимых, а не рабски покорных ему людей, воспитатель не должен злоупотреблять властью более сильного, стоять над воспитанниками, но бороться за их лучшее будущее вместе с ними.

2. Личностный подход

Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностньк характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики — направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель: 1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; 2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированное™ таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие; 3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; 4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению дели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить — оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств; 5) максимально опирался на собственную активность личности; 6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; 7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и индивидуального подходов, обязывает воспитателя учитывать не поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений.

При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы. Мы уже знаем, что максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств — в младшем школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше ребенок верит своему воспитателю, безоговорочнее подчиняется его авторитету. Поэтому в младшем школьном и раннем подростковом возрасте легче воспитывать положительные привычки, приучать воспитанников к труду, дисциплине, поведению в обществе. Старшие подростки понимают уже прямую, открытую постановку задач в конкретных видах полезной деятельности, активны и инициативны. Однако эта активность, стремление к самостоятельности должны быть хорошо организованы педагогом. Старших школьников отличает возросшее стремление к самостоятельности. Опираясь на эту особенность, у них развивают высокие нравственные идеалы, чувство ответственности. Проектируя будущие результаты воспитания, надо помнить о постепенном снижении потенциальных возможностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за уменьшения с возрастом пластичности нервной системы, нарастания психологической сопротивляемости внешнему воздействию и необратимости сензитивных периодов.

В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Хотя при массовом воспитании обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно, воспитатель, если он желает добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным.

Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и подростковом возрасте требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы и формы воспитания придут в противоречие с уровнем развития воспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться в их душе. Однако, повышая требования, взвешивайте силы тех, кому они адресованы. Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы, привести к разочарованиям или, что намного хуже, к недостаточно полному, поверхностному выполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается привычка обходиться полудостигнутым.

Особенно внимательно воспитатели следят за изменением главных личностных качеств — направленности ценностных ориентации, жизненных планов деятельности и поведения, оперативно корректируют процесс воспитания, направлял его на удовлетворение личностных и общественных потребностей.

Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.

Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю. Сделайте его своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств.

3. Единство воспитательных воздействий

Этот принцип, называемый также принципом координации усилий школы, семьи и общественности или, в другом варианте, принципом совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам — Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.

Правила реализации принципа помогают воспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия.

1.Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива и т. д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит классному коллективу и личности воспитателя, однако воспитатель всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воздействия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.

2.Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность отношений, индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя. Недаром большинство педагогов согласны с формулой — по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия. Проверенное средство связи школы с семьей — дневник школьника. Педагогически правильное ведение этого документа позволяет эффективно координировать усилия родителей и учителей. Сейчас в некоторых школах отказались от дневников, в других учителя не обращают внимания на то, что ребята ведут дневники неряшливо. Но ведь пока нет лучшего средства оперативной связи — индивидуальные компьютерные карточки, используемые в западных школах, вряд ли скоро придут в нашу школу. Поэтому нужно, наоборот, повысить роль дневника, сделав его главным оперативным документом, отражающим текущую жизнь школьника.

3.Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иного пути, как культивировать у себя те качества, которые они хотели бы прививать своим детям.

4.В практике воспитания нередко возникают конфликтные ситуации, когда воспитатели не соглашаются с деятельностью семьи или, напротив, семья отрицательно относится к требованиям воспитателей. Часто родители сводят на нет усилия педагогов, заласкивая, занеживая своих детей, воспитывая у них потребительскую психологию. Устранять недоразумения следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия.

4. Методы стимулирования

Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для понукания ленивых животных. Как видим, стимулирование имеет не очень приятную для людей этимологию. Но что делать, если человек, как и животное, нуждается в постоянных стимулах, одни из которых, благодаря тому, что он существо, наделенное разумом, он черпает из внутренних источников, находит внутри себя, а другие создаются внешними силами. Прямое и непосредственное назначение стимулов — ускорять или, наоборот, тормозить определенные действия.

С древних времен известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и наказание. Педагогика XX в. обратила внимание на еще один весьма действенного способа. А именно на уроки которые делаются платными для усиления личной заинтересованности, а также так называемые «группы риска» из детей склонных к правонарушениям, с которыми ведется профилактическая работа; 4) мониторинг, т. е. непрерывное наблюдение за поведением, социальным развитием воспитанника с помощью новейших технических средств и ЭВМ, способных рассчитывать тенденцию индивидуального развития, определять «сценарии судьбы» при той или иной направленности воспитания, развития тех или иных качеств личности; 5) тесты воспитанности, социальной зрелости, гражданственности, «наложенные» на постоянно проводящиеся игры, соревнования, конкурсы; 6) штрафы (в баллах, очках), влекущие за собой вполне реальные наказания — денежные компенсации неправильного поведения, лишение прав и свобод, привилегий и т. д.

Этот метод пока мало используется в практике отечественной школы. Но, судя по набирающим силу тенденциям социального и экономического развития, это метод завтрашнего дня.

Принципы хорошей практики | Управление оценки образования

1. Оценка обучения учащихся начинается с образовательных ценностей .
Оценивание — это не самоцель, а средство улучшения образования. Таким образом, его эффективная практика начинается с видения тех видов обучения, которые мы больше всего ценим для учащихся и стремимся помочь им в достижении. Образовательные ценности должны управлять не только тем, что мы выбираем для оценки, но и тем, как мы это делаем. Там, где вопросы об образовательной миссии и ценностях опускаются, оценивание угрожает стать упражнением в измерении того, что легко, а не процессом улучшения того, что нам действительно важно.

2. Оценка наиболее эффективна, когда она отражает понимание обучения как многомерного, интегрированного и проявляющегося во времени .
Обучение — сложный процесс. Это влечет за собой не только то, что студенты знают, но и то, что они могут делать с тем, что они знают; оно включает в себя не только знания и способности, но и ценности, взгляды и привычки, которые влияют как на успехи в учебе, так и на успеваемость за пределами классной комнаты. Оценка должна отражать это понимание, используя разнообразные методы, в том числе те, которые требуют фактической производительности, используя их с течением времени, чтобы выявить изменения, рост и повышение степени интеграции. Такой подход направлен на получение более полной и точной картины обучения и, следовательно, на более прочную основу для улучшения образовательного опыта наших студентов.

3. Оценка работает лучше всего, когда программы, которые она призвана улучшить, имеют четкие, четко сформулированные цели .
Оценка — это целенаправленный процесс. Это влечет за собой сравнение образовательных результатов с образовательными целями и ожиданиями, которые вытекают из миссии учебного заведения, из намерений преподавателей в разработке программ и курсов, а также из знания собственных целей студентов. Там, где в целях программы отсутствует конкретика или согласие, оценка как процесс подталкивает университетский городок к ясности в отношении того, к чему стремиться и какие стандарты применять; оценка также привлекает внимание к тому, где и как будут преподаваться и изучаться цели программы. Четкие, общие, достижимые цели являются краеугольным камнем целенаправленной и полезной оценки.

4. Оценка требует внимания к результатам, но также и в равной степени к опыту, который приводит к этим результатам .
Информация о результатах имеет большое значение; где студенты «оказались» имеет большое значение. Но чтобы улучшить результаты, нам нужно знать об опыте учащихся на этом пути — об учебных программах, преподавании и видах усилий учащихся, которые приводят к конкретным результатам. Оценка может помочь нам понять, какие учащиеся учатся лучше всего и в каких условиях; с такими знаниями приходит способность улучшить все свое обучение.

5. Оценка лучше всего работает, когда она непрерывна, а не эпизодична .
Оценка — это процесс, сила которого накапливается. Хотя изолированная, «одноразовая» оценка может быть лучше, чем никакая, улучшение с течением времени лучше всего поощряется, когда оценка влечет за собой связанную серию групп учащихся; это может означать сбор одних и тех же примеров успеваемости учащихся или использование одного и того же инструмента семестр за семестром. Суть в том, чтобы отслеживать прогресс в достижении намеченных целей в духе постоянного совершенствования. Попутно следует оценивать и совершенствовать сам процесс оценки в свете возникающих идей.

6. Оценивание способствует более широкому улучшению, когда участвуют представители всего образовательного сообщества .
Обучение студентов является обязанностью всего кампуса, и оценивание является способом реализации этой ответственности. Таким образом, хотя усилия по оценке могут начинаться с малого, со временем цель состоит в том, чтобы привлечь людей со всего образовательного сообщества. Преподаватели играют особенно важную роль, но вопросы оценивания не могут быть полностью решены без участия педагогов по студенческим делам, библиотекарей, администраторов и студентов. В оценке могут также участвовать люди из-за пределов кампуса (выпускники, попечители, работодатели), чей опыт может обогатить представление о соответствующих целях и стандартах обучения. Понимаемая таким образом оценка — это не задача для небольших групп экспертов, а совместная деятельность; его цель — более широкое, более информированное внимание к обучению студентов всеми сторонами, заинтересованными в его улучшении.

7. Оценка имеет значение, когда она начинается с вопросов использования и освещает вопросы, которые действительно волнуют людей .
Оценка признает ценность информации в процессе улучшения. Но чтобы быть полезной, информация должна быть связана с проблемами или вопросами, которые действительно волнуют людей. Это подразумевает подходы к оценке, которые дают доказательства, которые соответствующие стороны сочтут заслуживающими доверия, наводящими на размышления и применимыми к решениям, которые необходимо принять. Это означает заранее продумать, как и кем будет использоваться информация. Цель оценки не в том, чтобы собирать данные и возвращать «результаты»; это процесс, который начинается с вопросов лиц, принимающих решения, вовлекает их в сбор и интерпретацию данных, информирует и помогает направлять непрерывное совершенствование.

8. Оценка, скорее всего, приведет к улучшению, если она является частью более широкого набора условий, способствующих изменению .
Оценка сама по себе мало что меняет. Его самый большой вклад приходится на кампусы, где качество преподавания и обучения явно ценится и над которым работают. В таких кампусах явно ценится стремление к повышению успеваемости и над ним работают. В таких кампусах стремление к повышению успеваемости является видимой и основной целью руководства; повышение качества высшего образования занимает центральное место в планировании, составлении бюджета и кадровых решениях учреждения. В таких кампусах информация о результатах обучения рассматривается как неотъемлемая часть процесса принятия решений и пользуется большим спросом.

9. Посредством оценивания педагоги выполняют свои обязательства перед учащимися и обществом .
Общество заинтересовано в образовании. Как преподаватели, мы несем ответственность перед общественностью, которая поддерживает нас или зависит от нас, в предоставлении информации о том, как наши учащиеся достигают целей и ожиданий. Но эта ответственность выходит за рамки сообщения такой информации; наша более глубокая обязанность – перед собой, нашими учениками и обществом – совершенствоваться. Те, перед кем подотчетны преподаватели, несут соответствующее обязательство поддерживать такие попытки улучшения.

10. Оценка наиболее эффективна, когда проводится в среде, которая является восприимчивой, поддерживающей и благоприятной .
В частности, для успешной оценки требуется среда, характеризующаяся эффективным руководством, административной приверженностью, адекватными ресурсами (например, канцелярской поддержкой и деньгами), возможностями для развития преподавателей и сотрудников и временем.


 

Источник : Принципы 1–9 были разработаны под эгидой Форума по оценке AAHE при поддержке Фонда улучшения послесреднего образования (FIPSE) при дополнительной поддержке публикации и распространения со стороны Exxon Education. Фундамент. Авторы: В.А. Александер, Т.В. Банта, К.П. Кросс, Э. Эль-Хавас, П.Т. Юэлл, П. Хатчингс, Т.Дж. Марчезе, К.М. МакКленни, М. Ментковски, М.А. Миллер, Э.Т. Моран и Б.Д. Райт. Авторское право © 1991, Американская ассоциация высшего образования, и © 2005, Stylus Publishing, LLC.

Принцип 10 добавлен T.W. Банта, Дж. П. Лунд, К.Е. Блэк и Ф. В. Обландер (1996). Оценка на практике: Применение принципов в работе в кампусах колледжей . Сан-Франциско: Джосси-Басс.

Принцип позитивности: улучшают ли позитивные инструкторы обучение с помощью видеолекций?

. 2021;69(6):3101-3129.

doi: 10.1007/s11423-021-10057-w. Epub 2021 28 октября.

Алисса П Лоусон 1 , Ричард Э. Майер 1 , Николетта Адамо-Виллани 2 , Бедрих Бенеш 2

, Синью Лэй 2 , Джастин Ченг 2

Принадлежности

  • 1 Департамент психологии и наук о мозге, Калифорнийский университет, Санта-Барбара, Санта-Барбара, Калифорния 93106 США.
  • 2 Факультет информатики, Университет Пердью, Западный Лафайет, США.
  • PMID: 34729003
  • PMCID: PMC8552975
  • DOI: 10.
    1007/с11423-021-10057-в
Бесплатная статья ЧВК

Алисса П. Лоусон и соавт. Educ Technol Res Dev. 2021.

Бесплатная статья ЧВК

. 2021;69(6):3101-3129.

doi: 10.1007/s11423-021-10057-w. Epub 2021 28 октября.

Авторы

Алисса П Лоусон 1 , Ричард Э. Майер 1 , Николетта Адамо-Виллани 2 , Бедрих Бенеш 2 , Синью Лэй 2 , Джастин Ченг 2

Принадлежности

  • 1 Департамент психологии и наук о мозге, Калифорнийский университет, Санта-Барбара, Санта-Барбара, Калифорния 93106 США.
  • 2 Факультет информатики, Университет Пердью, Западный Лафайет, США.
  • PMID: 34729003
  • PMCID: PMC8552975
  • DOI: 10.1007/с11423-021-10057-в

Абстрактный

Принцип позитивности гласит, что люди лучше учатся у инструкторов, которые демонстрируют положительные эмоции, а не отрицательные. В двух экспериментах студенты просматривали короткую видеолекцию на тему статистики, в которой преподаватель стоял рядом с серией слайдов во время лекции, а затем они проходили либо немедленный тест (Эксперимент 1), либо тест с задержкой (Эксперимент 2).

В междисциплинарном дизайне студенты видели инструктора, который использовал свой голос, движения тела, жесты, выражение лица и взгляд, чтобы во время лекции отображать одну из четырех эмоций: радость (положительная/активная), удовлетворенность (положительная/пассивная), расстроен (негативный/активный) или скучающий (негативный/пассивный). Во-первых, учащиеся смогли распознать эмоциональный тон инструктора в учебной видеолекции, в частности, более строго оценивая позитивного инструктора как демонстрацию положительных эмоций, а негативного инструктора как демонстрацию негативных эмоций (в экспериментах 1 и 2). Во-вторых, что касается установления социальных связей во время обучения, учащиеся оценили позитивного инструктора как более способного облегчить обучение, более надежного и более привлекательного, чем негативного инструктора (в экспериментах 1 и 2). В-третьих, что касается познавательной активности во время обучения, учащиеся сообщили, что уделяют больше внимания позитивному инструктору, чем негативному инструктору (в экспериментах 1 и 2).
Наконец, что касается результатов обучения, учащиеся, у которых был положительный инструктор, набрали более высокие баллы, чем учащиеся, у которых был отрицательный инструктор по отложенному посттесту (Эксперимент 2), но не по немедленному посттесту (Эксперимент 1). В целом, есть свидетельства в пользу принципа позитивности и когнитивно-аффективной модели электронного обучения, из которой он вытекает.

Ключевые слова: аффективные процессы; Эмоциональный дизайн; Онлайн урок; Видеолекции; электронное обучение.

© Автор(ы) 2021.

Заявление о конфликте интересов

Конфликт интересов Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.

Цифры

Рис. 1

Кадр из обучающего видео

Рис. 1

Кадр из обучающего видео

рисунок 1

Кадр из обучающего видео

Рис. 2

Адаптированная версия книги Рассела (1980,…

Рис. 2

Адаптированная версия модели ядра Рассела (1980, 2003)

Рис. 2

Адаптированная версия модели основного аффекта Рассела (1980, 2003)

Рис. 3

Когнитивно-аффективная модель электронного обучения

Рис. 3

Когнитивно-аффективная модель электронного обучения

Рис. 3

Когнитивно-аффективная модель электронного обучения

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Было бы лучше, если бы инструкторы технически корректировали свое изображение или голос в онлайн-курсах? Влияние способа присутствия инструктора на онлайн-обучение.

    Юань М., Цзэн Дж., Ван А., Шан Дж. Юань М. и др. Фронт Псих. 2021 21 сент.; 12:746857. doi: 10.3389/fpsyg.2021.746857. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 34621230 Бесплатная статья ЧВК.

  • Изучение гендерных различий в эффекте присутствия инструктора в видеолекциях: исследование отслеживания взгляда.

    Чжан Ю, Ян Дж. Чжан И и др. наук о мозге. 2022 июль 19;12(7):946. doi: 10.3390/brainsci12070946. наук о мозге. 2022. PMID: 35884752 Бесплатная статья ЧВК.

  • Присутствие инструкторов в учебных видеороликах: систематический обзор.

    Полат Х. Полат Х. Educ Inf Technol (Дордр). 2022 дек. 23:1-33. doi: 10.1007/s10639-022-11532-4. Онлайн перед печатью. Educ Inf Technol (Дордр). 2022. PMID: 36589519 Бесплатная статья ЧВК.

  • Пять стратегий оптимизации учебных материалов: когнитивная нагрузка, управляемая инструктором и учащимся.

    Кастро-Алонсо Х.С., де Конинг Б.Б., Фиорелла Л., Паас Ф. Кастро-Алонсо Дж. К. и соавт. Educ Psychol Rev. 2021;33(4):1379-1407. doi: 10.1007/s10648-021-09606-9. Epub 2021 9 марта. Educ Psychol Rev. 2021. PMID: 33716467 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Влияние академических эмоций на эффекты обучения: систематический обзор.

    Тан Дж., Мао Дж., Цзян И, Гао М. Тан Дж. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021 14 сентября; 18 (18): 9678. дои: 10.3390/ijerph28189678. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2021. PMID: 34574602 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Использование отзывов учащихся для разработки обучающего видео в МООК.

    Дэн Р., Гао Ю. Дэн Р. и др. Behav Sci (Базель). 2023 13 апреля; 13 (4): 330. дои: 10.3390/bs13040330. Behav Sci (Базель). 2023. PMID: 37102844 Бесплатная статья ЧВК.

  • Обзор исследований по отслеживанию взгляда в обучении на основе видео.

    Дэн Р., Гао Ю. Дэн Р. и др. Educ Inf Technol (Дордр). 2022 дек. 7:1-32. doi: 10.1007/s10639-022-11486-7. Онлайн перед печатью. Educ Inf Technol (Дордр). 2022. PMID: 36532792 Бесплатная статья ЧВК.

  • Выразительное невербальное поведение инструкторов препятствует обучению, когда предварительные знания учащихся низки.

    Ван М., Чен З., Ши И., Ван З., Сян С. Ван М и др. Фронт Псих. 2022 авг 19;13:810451. doi: 10.3389/fpsyg.2022.810451. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 36059729 Бесплатная статья ЧВК.

  • Я Alexa, ваш виртуальный репетитор !: Эффекты энтузиазма Amazon Alexa по преобразованию текста в речь в мультимедийной учебной среде.

    Лью Т.В., Тан С.М., Панг В.М., Хан МТИ, Кью С.Н. Лью Т.В. и соавт. Educ Inf Technol (Дордр). 2023;28(2):1455-1489. doi: 10.1007/s10639-022-11255-6. Epub 2022 30 июля. Educ Inf Technol (Дордр). 2023. PMID: 35967831 Бесплатная статья ЧВК.

  • Смейтесь перед учебой: помогает ли просмотр забавных видео перед учебой учиться?

    Ван М., Чен З. Ван М и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 7 апреля 2022 г.; 19(8):4434. дои: 10.3390/ijerph29084434. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022. PMID: 35457302 Бесплатная статья ЧВК.

Рекомендации

    1. Бэйлор А., Рю Дж. EdMedia+ инновационное обучение. Ассоциация развития вычислительной техники в образовании; 2003. API (инструмент агента по персоне) для оценки педагогического образа агента; стр. 448–451.
    1. Беккер Э.С., Гетц Т., Моргер В., Ранеллуччи Дж. Важность эмоций учителей и учебного поведения для эмоций их учеников: анализ выборки опыта. Преподавание и педагогическое образование. 2014;43:15–26. doi: 10.1016/j.tate.2014/05.002. — DOI
    1. Bonk CJ, Lee MM, Reeves TC, Reynolds TH, редакторы. МООК и открытое образование по всему миру. Рутледж; 2015.
    1. Браун П.С., Родигер Х.Л., III, Макдэниел М.А. Сделать это придерживаться. Издательство Гарвардского университета; 2014.
    1. Брюнкен Р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *