Принципы акмеологии: АКМЕОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЯ это

Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. Спб.: Питер, 2003. 256 с


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации


Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин.- СПб.: Питер, 2003. – 256 с.


Содержание
Раздел 1 Теоретические и методологические основы акмеологии 4

1.1. Акмеология как наука системы человекознания 4

1.1.1. О предпосылках возникновения акмеологии 4

1.1.2. Этапы становления акмеологии, ее цели, объект, предмет и главные научные и практические задачи 6

1.1.3. Научные ориентации акмеологии, ее связь с другими науками 10

1.1 4. Методологические основания акмеологии 12

1.1.5. Акмеологический подход в изучении развития зрелой личности 16

1.1.6. Современное состояние акмеологии 22

1.2. Категориально-понятийный аппарат акмеологии 26

1.3. Акмеологические методы, модели и технологии 36

1.3.1. Акмеологические методы 36

1.3.2. Акмеологические критерии и показатели 45

1.3.3. Акмеологические модели 47

1. 3.4. Акмеологические технологии 49

1.4. Акмеологическая концепция развития профессионала 51

1.4.1. Научные предпосылки разработки концепции 51

1.4.2. Содержание акмеологической концепции 53

Раздел 2. Акмеология и практика 62

2.1. Прикладные научные направления акмеологии 62

2.1.1. Военная акмеология 63

2.1.2. Педагогическая акмеология 65

2.1.3. Социальная акмеология 66

2.1.4. Акмеодогия управления 67

2.1.5. Акмеология деятельности в особых экстремальных условиях 69

2.1.6. О других направлениях прикладной акмеологии 70

2.2. Акмеологический подход в решении практических задач 71

2.2.1. Развитие профессиональной компетентности и ее специальных видов 71

2.2.2. Развитие профессионализма личности управленческих кадров, осуществляющих деятельность в особых условиях 78

2.2.3. Общие и особенные акмеологические факторы развития профессионализма 80

2.2.4. Акмеологические исследования художественно-творческой деятельности 89

2. 2.5. Практика разработки акмеограмм 96

2.3. Психолого-акмеологическая служба: статус, функции, организация деятельности 99

Заключение 103

Краткий акмеологический словарь 104

Литература 111

Приложение 1 116

Приложение 2 118


Введение

Акмеология – новая наука, уверенно заявившая о себе в конце восьмидесятых и начале девяностых годов двадцатого века. Четко обозначив свои цели и задачи, очертив предметное и объектное пространство, научную проблематику, акмеология сразу приобрела независимый статус – была официально зарегистрирована как самостоятельная наука. В различных вузах Российской Федерации были организованы кафедры акмеологии. Через аспирантуру и докторантуру начата подготовка кадров высшей квалификации по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология. В высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги и других городов были организованы диссертационные советы по данной специальности. В 1991 году была создана и официально зарегистрирована Международная академия акмеологических наук со своей штаб-квартирой в Санкт-Петербурге и отделениями в Москве, крупных регионах России и за рубежом.

В 1994 году начал издаваться теоретический журнал «Акмеология», а с 1997 года и журнал «Вопросы акмеологии». Стали регулярно проводиться научные конференции и симпозиумы по акмеологии. В Моcкве был создан Международный акмеологический институт – первое учебное заведение для подготовки специалистов-акмеологов высшей квалификации.

Следует подчеркнуть, что научный приоритет в создании акмеологии по всеобщему признанию принадлежит России. За рубежом к акмеологии проявляется повышенный интерес, особенно к тем научным направлениям, которые непосредственно связаны с развитием профессионализма личности и деятельности.

Возникновение, становление и развитие акмеологии непосредственно связано с именами многих выдающихся российских ученых и прежде всего члена-корреспондента Российской академии образования (РАО), профессора Нины Васильевны Кузьминой и действительного члена РАО, профессора Алексея Александровича Бодалева. Именно их научные идеи и интуиция, талант организаторов, энергия и жизнеутверждающий оптимизм позволили акмеологии в короткие сроки уверенно занять ведущие позиции в системе наук о человеке. По их инициативе и с их непосредственным участием были созданы кафедры и отделения акмеологии в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и ее филиалах, Калужском государственном педагогическом университете им. К. Э. Циолковского, Северо-Осетинском государственном университете, ряде высших учебных заведений Санкт-Петербурга, Воронежа, Шуи и других городов. Под руководством лидеров этих направлений успешно защищены сотни кандидатских и докторских диссертаций, созданы научные школы, увидели свет десятки монографий и сборников.

Столь стремительное становление и развитие акмеологии обусловлено не только тем, что акмеологические идеи сплотили немало талантливых ученых и организаторов науки, но и необычайно привлекательным объектным и предметным полем акмеологии, высокой значимостью и результативностью акмеологических исследований.

Акмеология развивается в полном соответствии с логикой развития научного знания. На первом этапе своего становления объектом акмеологии был главным образом профессионализм деятельности учителей. В это время увидели свет книги Н. В. Кузьминой, которые стали по-настоящему этапными для утверждения акмеологии К В них акмеологическое знание было доказательно представлено как актуальное, самостоятельное и высокоэффективное. Но главным все же стало доказательство его универсальности. Несмотря на то что речь в этих книгах шла о профессионализме учителя и мастера производственного обучения, стало совершенно очевидным, что предложенные принципы и подходы, описанные закономерности справедливы для изучения и развития профессионализма и в других видах деятельности. Эта мысль была развита в совместной работе А. А. Деркача и Н. В. Кузьминой.

В этом же году академиком РАО А. А. Бодалевым была выпущена работа3, имевшая чрезвычайно важное научное значение, потому что в ней был четко описан методологический строй акмеологии.

Наконец, в 1993 году была опубликована брошюра1 В. Г. Зазыкина и А. П. Чернышева, в которой значительное внимание было уделено обоснованию собственно акмеологических методов изучения и развития профессионализма.

Эти и другие работы стали своеобразным научным плацдармом для интенсивного развития теоретических и прикладных акмеологических исследований. В 1995 году под редакцией А. А. Деркача выходит в свет фундаментальная коллективная монография «Основы общей и прикладной акмеологии»2. В данном труде были обобщены многие акмеологические исследования, уточнена методологическая и теоретическая основа акмеологии, определены ее важнейшие научные направления, описаны главные результаты, в том числе и конкретных прикладных исследований, обозначены научные перспективы.

После выхода данного труда интенсивность акмеологических исследований существенно возросла. Свои монографические работы по различным проблемам и направлениям акмеологии опубликовали ведущие ученые-акмеологи О. С. Анисимов, Е. Н. Богданов, А. А. Бода-лев, А. С. Гусева, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. В. Кириченко, Н. А. Коваль, Н. И. Конюхов, Н. А. Корниенко, Н. В. Кузьмина, Л. Г. Лаптев, А. К. Маркова, В. Г. Михайловский, А.

С. Огнев, В. В. Петрусинский, А. А. Реан, И. Н. Семенов, М. Ф. Секач, А. П. Ситников, С. Ю. Степанов, Ю. В. Синягин и многие другие.

Этапным для акмеологии многие специалисты называют фундаментальный пятитомный труд «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека», в котором было не только систематизировано накопленное акмеологическое знание, но и впервые были сформулированы акмеологические законы3.

Со временем в акмеологическом знании наметилась естественная тенденция к дифференциации, что является характерным для многих развивающихся наук. Появились новые самостоятельные научные направления – педагогическая акмеология, военная акмеология, акмеология деятельности в особых и экстремальных условиях, управленческая акмеология. В стадии формирования находятся юридическая и медицинская акмеология, активно разрабатываются акмеологические проблемы в сфере социальной работы, экономики и спорта. В то же время дифференциация науки усилила потребность в интеграции акмеоло-гического знания, уточнении его теоретико-методологических оснований и тенденций развития, в акмеологических исследованиях обобщающего характера.

Такие исследования необходимы не только для углубления разработки теории акмеологии, они нужны для улучшения качества подготовки специалистов-акмеологов. Вследствие этого остро стал вопрос о подготовке учебного пособия по акмеологии. Такое учебное пособие было издано в 2000 годух и стало методическим обеспечением читаемых курсов по акмеологии не только в КГПУ, но и ряде других высших учебных заведений. В нем были изложены результаты исследований авторов в области интеграции акмеологиче-ского знания:

♦ категориально-понятийный аппарат;

♦ общие и частные принципы акмеологического исследования;

♦ закономерности, методы акмеологического исследования;

♦ концепции развития профессионализма и профессионала.

Эти знания необходимы для вхождения в акмеологическую проблематику, ориентации в мире задач, связанных с изучением прогрессивного развития зрелой личности и ее профессионализма. Данное учебное пособие вызвало большой интерес у специалистов, которые высказали немало ценных замечаний и предложений авторам, направленных на его улучшение. В результате в 2001 году увидело свет его второе издание, которое авторами было существенно дополнено и доработано. В нем, в частности, впервые был представлен краткий ак-меологический словарь, в котором обоснованы основополагающие понятия и категории акмеологии. В этом же году вышло двухтомное учебное пособие «Общая и прикладная акмеология»2.

В 2002 году вышел первый большой (40 п. л.) учебник «Акмеология», подготовленный в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации авторским коллективом под общей редакцией А. А. Деркача3.

В то же время потребность в издании учебно-методической литературы по акмеологии не уменьшилась. В частности, появилась необходимость публикации таких учебно-методических пособий, которые отличались бы единой определяющей логикой изложения и были бы ориентированы на решение практических проблем. Таковым видится настоящее учебное пособие. В его основу положено обобщение акмео-логических исследований, выполненных авторами, представителями их научных школ и другими специалистами-акмеологами, а также опыт чтения курса «Акмеология» в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и других вузах России.

Авторы будут признательны всем, кто поддержал идею написания данного учебного пособия по акмеологии и высказал свои пожелания и предложения.

А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин

Москва


2002-2003 гг.

Каталог: 2011
2011 -> Куликов Л. В. Глава Психологическая устойчивость личности
2011 -> Лекции для индивидуальной пропагандистской деятельности, отдельные образцы пропагандистских материалов Ростов-на-Дону 2010
2011 -> Реформирование, которое началось в России на рубеже двух столетий, затронуло все без исключения сферы жизни российского общества: экономическую и политическую, социальную и культурную
2011 -> Проскурякова Н. А
2011 -> Темы магистрам курсовые
2011 -> Коммуникативная культура педагога
2011 -> Основные подходы к формированию профильно-специализированных компетенций педагогов профессионального обучения
2011 -> Рабочая программа дисциплины культура речи Направление подготовки юриспруденция (030900) Степень выпускника бакалавр


Скачать 1,12 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Деркач Анатолий Алексеевич — Психологическая газета

Окончил Луганский государственный педагогический институт им. Т.Г.Шевченко в 1968 г. В 1972 г. защитил диссертацию кандидата педагогических наук, а в 1981 г. диссертацию доктора психологических наук.

С 1982 по 2012 гг. работал главным научным сотрудником, заведующим отделением Научно-исследовательского института Академии общественных наук, первым проректором РАГС; с 2011 года по настоящее время – заведующий кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности, заведующий отделением психологии Международного института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.

Основные интересы и направления научной деятельности:

  • психология развития, акмеология,
  • психология управления,
  • педагогическая психология,
  • социальная психология,
  • психология труда,
  • спортивная психология.

Основатель и руководитель московской акмеологической научной школы. На руководимой им кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ в 90-х годах впервые была начата и осуществляется в настоящее время последовательная и систематическая разработка основ новой науки акмеологии — ее понятийного аппарата, теоретико-методологических основ, методического инструментария, прикладных направлений. Акмеология строится в исследованиях кафедры как новая область научных знаний в системе наук о человеке, выявляющая закономерности, факторы и условия самореализации творческого потенциала человека на пути к высшим достижениям жизни и деятельности (профессиональной и непрофессиональной). Акмеология складывается как новая отрасль психологической и педагогической науки о ценности личности, ее совершенствовании и способности оптимально, конструктивно осуществлять свою профессиональную деятельность, реализовывать социальную роль в обществе.

В цикле исследований под руководством А.А. Деркача выделены исторические этапы становления акмеологии как науки (латентный, инкубационный, номинально-концептуальный, программно-институциональный). Определен в контексте современного науковедения предмет акмеологии, подчеркнута ее гуманистическая направленность, рассмотрены место и роль акмеологии в системе наук. Описаны общие (системный, личностный, субъектный, деятельностный) и конкретные (инвариантности, оптимальности, целесообразности, конгруэнтности) методологические принципы акмеологии. Впервые введены научные парадигмы: прогрессивного восходящего развития личности, соразмерности социальных и жизненных изменений личностным свойствам человека, самоуправления и самореализации личности для достижения соразмерности своих качеств сверхсложному социуму, рассмотрения развивающейся личности вне заданных жестких идеологических установок.
В научной акмеологической школе, возглавляемой А.А. Деркачем, углубленно и детально отрабатывается категориальный аппарат новой науки акмеологии. Описан феномен «акме» как многомерного состояния человека, охватывающего определенный прогрессивный период его развития, который связан с большими профессиональными и личностными изменениями. Разработан понятий аппарат науки, включающий понятия «акмеологические принципы и закономерности», «акмеологические инварианты развития», «акмеологическое пространство», «акмеограмма» и др. Понятийный аппарат акмеологии отражен в подготовленных под редакцией А.А. Деркача «Основах общей и прикладной акмеологии», в «Акмеологическом словаре» и других трудах кафедры.

Исследованиями А.А. Деркача и его сотрудников заложены основы экспериментальной акмеологии. Этому способствовала разработка и апробация в цикле работ содержания стратегий акмеологического исследования, а также комплекса оригинальных методов и методик. К ним относятся лонгитюдный метод в сочетании с биографическим, составление акмеологического описания, сравнительный анализ высокопродуктивной и малопродуктивной профессиональной деятельности, сопоставление профессиограммы, психограммы и акмеограммы и др. Этот уникальный методический инструментарий используется и при построении акмеологически обоснованной психодиагностики.
Успешно апробирован широкий спектр разработанных А.А. Деркачем и его последователями технологий акмеологического воздействия, направленных на придание профессиональной деятельности и субъекту труда принципиально новых состояний и качеств: технологии акмеологического консультирования, технологии игромоделирования профессиональной деятельности, информационные технологии и приемы дистанционного обучения, рефлексивно-гуманистические технологии сотворчества и технологии развития рефлексивной культуры и самосознания, технологии автоматизированного интенсивного обучения, технологии продуктивной саморегуляции психической устойчивости кадров, технологии рекламного воздействия и др. Предложен ряд акмеологических технологий, адресованных самому человеку для помощи в осуществлении им самопознания, саморазвития, самореализации, самосбережения, самовосстановления после стрессов и т. д. Развивающие технологии описаны в цикле психолого-акмеологических практикумов.

Разработка теоретических основ и экспериментальных подходов в акмеологии дала возможность А.А. Деркачу и его сотрудникам обратиться к проблеме психолого-акмеологического обеспечения профессиональной деятельности и профессионального обучения кадров. Построена акмеологическая концепция развития профессионала. Разработаны понятия профессионализма деятельности и личности. Акмеологический анализ профессиональной деятельности, построение профессиограмм и акмеограмм как моделей индивидуального профессионального развития стал основанием для нового осмысления понятий продуктивности (высокой, средней и малой) профессиональной деятельности в разных сферах социальной практики (управление, образование, вооруженные силы, здравоохранение и др.), в том числе в особых и экстремальных условиях труда. Соотнесены феномены продуктивности, эффективности, оптимальности профессиональной деятельности, ошибок и затруднений в ней. Акмеологические исследования позволяют приблизиться к решению практических задач подготовки и расстановки кадров, эффективного стиля управленческой деятельности, формирования управленческой команды и др.

В контексте научной школы, возглавляемой А.А. Деркачем, сложились и успешно разрабатываются ряд мощных направлений прикладной акмеологии — управленческая акмеология, военная акмеология, педагогическая акмеология, а также политическая, юридическая, медицинская, спортивная акмеология. В этих разделах акмеологии изучаются специфические особенности профессионального становления, обучения и профессиональной деятельности кадров управления, образования, военных кадров, кадров государственной службы, налоговой и таможенной служб, а также выявляются акмеологические параметры личностно-профессионального развития и акмеологической культуры соответствующих специалистов. На этой основе разработаны основы психолого-акмеологической службы федерального и регионального управления, психолого-акмеологической поддержки профессионального развития государственных служащих, работников образования, а также акмеологической службы в органах военного управления. Исследования в рамках прикладных направлений акмеологии свидетельствуют о больших перспективах акмеологии как практико-ориентированной науки, могущей участвовать в решении ключевых вопросов социальной практики — повышении производительности труда за счет возрастания профессионализма кадров, адаптации работников к быстро меняющимся условиям труда, оптимизации процессов социализации и профессионализации кадров в современных условиях.

Существенный вклад вносят исследования возглавляемой А.А. Деркачем научной школы в психологию и акмеологию развития. В контексте акмеологических исследований осуществляется анализ малоизученной проблемы поступательного прогрессивного развития как движения человека к зрелости, как движения «по восходящей», выявляется своеобразие психического развития человека на пути к вершинам профессионализма деятельности и личности.

Исследования профессионального и личностного развития человека на этапе зрелости преодолевают дефицит комплексного изучения психики взрослого человека и в особой степени необходимы для обоснования психологической помощи и поддержки людям «работающего возраста» в условиях социальной нестабильности.

Продолжая научные традиции санкт-петербургской научной школы Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, А.А. Деркач своими исследованиями вносит значительный вклад в дальнейшую разработку идеи комплексного изучения человека в единстве его характеристик как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности, выявляя своеобразие процессов неравномерности, цикличности в ходе становления профессионала. Тем самым, начатое в санкт-петербургской психологической школе исследование соотношения индивидных, личностных, субъектно-деятельностных характеристик получает в работах А.А. Деркача и его сотрудников новое освещение, ибо рассматривается под углом зрения достижения человеком вершин в его профессиональном и личностном развитии. Психическое развитие в онтогенезе рассматривается А.А. Деркачем и его последователями в контексте жизненного пути и целостного личностно-профессионального развития взрослого человека, при этом всесторонне обосновывается понятие субъектогенеза развития. Личностно-профессиональное развитие изучается как открытая самоуправляющаяся система.

Выявлены и изучены виды психологической и профессиональной компетентности личности (социально-перцептивная, коммуникативная, аутопсихологическая и др.) как показатели и ступени профессионального развития. Изучается своеобразие развития личности и профессионала в современных сложных, противоречивых, быстро меняющихся социальных условиях, требующее рассмотрения глобальной проблемы поиска соразмерности социальных изменений личностным свойствам человека.

В исследованиях А.А. Деркача и его сотрудников получает дальнейшее продуктивное подтверждение идея Б.Г. Ананьева о двухфазном характере психического развития в онтогенезе. Комплексное использование лонгитюдного и биографического методов позволило получить новые эмпирические данные о прогрессе общих психических функций и их дальнейшей специализации в ходе профессионального развития. На материале прослеживания жизненного пути учащихся с разным уровнем учебной успешности (школьных отличников и троечников) показаны тенденции влияния типов личности учащихся на их дальнейшее профессиональное становление и на профессиональную деятельность.
Проводимые на стыке акмеологии и психологии развития исследования научной школы А.А. Деркача обогащают новыми эмпирическими данными представления об источниках и детерминантах психического развития, о противоречиях и кризисах в ходе индивидуального развития. Новое освещение получают фундаментальные вопросы психического развития в раннем и позднем онтогенезе: роль задатков и темперамента в становлении общих и профессиональных способностей, профессионального здоровья и профессионального долголетия, специфика возрастных психических новообразований на отдельных этапах профессионального развития, влияние социальных и автоматизированных систем на развитие личности на этапах зрелости.

Акмеологический подход имеет большие эвристические возможности для рассмотрения ряда ключевых проблем психологии развития: состояния процессов дифференциации и интеграции личности, неравномерности и сенситивности на этапе зрелости человека, соотношения деятельностных и личностных детерминант в развитии взрослого человека, роли противоречий и кризисов в ходе профессионального и социального становления взрослого человека, индивидуальной ресурсности психического развития субъектов труда, путей достижения гармонизации психического развития на различных этапах зрелости и т. д.

Особый, «восходящий к идеалу», ценностный характер психического развития в зрелости определяет специфические закономерности и детерминанты этого возраста. В эмпирических исследованиях сотрудников возглавляемой А.А. Деркачем кафедры показаны возможности изучения индивидуального характера развития, отражаемого в акмеограммах, неисчерпаемости и многовершинности развития в зрелом возрасте, путей использования скрытых и нереализованных возможностей организма, способов гармонизации развития человека с воздействующими на него социальными и техническими системами (за счет согласования этих систем с закономерностями становления человека как субъекта деятельности и личности). Изучение акмеологией восходящего прогрессивного характера психического развития на этапах зрелости определяет опережающую, конструктивную направленность в соотношении акмеологии со смежными психологическими дисциплинами.

В исследованиях А.А. Деркача и его сотрудников обоснован профессиогенетический подход к изучению развития взрослого человека, рассмотрены вехи его становления на основе развертывания человекоцентрического, гуманистического, акмеологического анализа при рассмотрении человека как субъекта профессионального и жизненного пути, как специалиста, как личности. Выявлена специфическая роль акме-мотивации и акме-способностей в психическом развитии взрослого человека.

Акмеологический подход, акмеологические методы и технологии, новые данные о своеобразии психического развития взрослого человека на этапе зрелости находят все более широкое применение в практике подготовки кадров высшей квалификации, разработке индивидуальных программ личностно-профессионального развития, в планировании и воплощении профессиональной карьеры. Это нашло отражение в цикле подготовленных на возглавляемой А.А. Деркачем кафедре развивающих и коррекционных тренингов и практикумов, программ повышения квалификации, программ психологического сопровождения, направленных на оптимизацию личного и профессионального развития человека на этапах его зрелости. Концептуальные подходы кафедры имеют реальные выходы в практику профессионального образования.

Педагогической и научно-исследовательской работой А.А.Деркач занимается с 1961 года, общий стаж научно-педагогической деятельности свыше 47 лет. Подготовил 21 доктора и 62 кандидата наук.

Наиболее значимые работы:

  • Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. В 5 книгах. М., РАГС, 1999-2002.
  • Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб.: Питер, 2003.
  • Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.; Воронеж, 2004.
  • Деркач А.А. Совершенствование психологического образования государственных служащих. М., 2002.
  • Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеологическая культура личности. М.: РАГС, 2006.
  • Деркач, А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология управления. Казань: Центр инновационных технологий, 2008.
  • Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация — основание акмеологического развития. М.: Московский психолого-социальный университет, РАО, 2010.
  • Деркач А.А. Субъект: формы, механизмы и пути развития. Казань: Центр инновационных технологий, 2011.
  • Деркач А.А., Михеев С.С. Развитие управленческой компетентности государственного служащего. М.: Российский университет дружбы народов, 2012.
  • Деркач А.А., Лаптев Л.Г. Политическая психология. М.: Юрайт , 2013.
  • Деркач А.А., Маркелов В.В., Подлипняк Ю.Ф. Тренерское искусство. М.: Регенс, 2013.

Награды: 

  • Лауреат премии Президента РФ в области образования за 1999 год за создание и внедрение научно-педагогического комплекса «Психологические основы эффективной профессиональной деятельности кадров управления и их непрерывного образования»,
  • Лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2006 год за работу «Инновационно-модульный комплекс университетского образования по специальности и направлению «Социальная работа» для образовательных учреждений высшего профессионального образования»,
  • Золотая медаль «За достижения в науке» Российской академии образования (2008),
  • Золотая медаль «За научно-исследовательские работы по спорту» Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР (1982),
  • Медаль К. Ушинского «За заслуги в области педагогических наук» (2002).

О нас — Акмеология – Триумф над серым

Акмеология

Проще говоря, это наука успеха.

Эта относительно неизвестная наука, уходящая корнями в 1929 год, объединила общественные, естественные и гуманитарные дисциплины, пытаясь разгадать причины успеха, самореализации и зрелых личностей.

Проще говоря, акмеология пытается объяснить факторы, способствующие достижениям избранных людей, и анализирует, почему и как был достигнут этот успех. Он может охватывать различные темы, такие как выявление закономерностей в том, как стимулировать творческий потенциал, как зрелая личность развивается и самоорганизуется, а также постоянные проблемы самосовершенствования, а также ответы на новые и / или сложные обстоятельства.

«Акмеология для меня?»

Акмеология для всех, кто хочет воплотить свои мечты в реальность. Любой .

Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему некоторые люди без особых усилий добиваются успеха в своей карьере, в то время как вы изо всех сил пытаетесь найти свой путь?
Вы задаетесь вопросом, что может помочь вам вести более полноценную и творческую жизнь?
Чувствуете ли вы себя застрявшим — по какой-либо причине, в том числе из-за тяжелых обстоятельств и нездоровых отношений — и чувствуете, что не реализуете свой потенциал в полной мере?
Вы тот, кто постоянно использует свои навыки на практике и, таким образом, стремится обновить свои знания?

Если вы ответите «да» на любой из этих вопросов,

акмеология приветствует вас.

МОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

ЭТО МОЯ КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЖИЗНИ.

НАША ФИЛОСОФИЯ – ИЛИ ЧТО В НЕЙ ДЛЯ МЕНЯ

Гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Это может стать следующим необходимым шагом в путешествии человеческой цивилизации. Но даже сейчас это звучит немного надуманно и неожиданно для вас, подумайте об этом просто как о способе стать более успешным, чем большинство.

читать далее

ПРИЧЁМ ТРАВЫ И ЙОГА С ЭТИМ?

Как следует из изображения (и как это становится понятным и принятым сейчас и на Западе), наши разум, эмоции и физиологические тела связаны между собой. На самом деле, один из аспектов, обсуждаемых в акмеологических исследованиях, заключается в том, что поворот человеческой цивилизации за последние 100 лет к разделению этих областей нашей жизни на отдельные и не связанные дисциплины может потребовать некоторой коррекции курса.

Читать далее

ВСЕ СВЯЗАНО

Что общего между рецептами и производительностью?

Ну, подумайте об этом: если вы едите всякую всячину, у вас будет тяжелый случай тумана разума (или, по крайней мере, вам придется прервать рабочий процесс, чтобы бежать в ближайший магазин за пачкой Tums) — и ваша производительность упадет. И это также подтвержденный факт, что постоянный отказ себе в удовольствии, которое должно быть получено от еды, приводит к раздражительности и отсутствию мотивации… А плохое мышление и раздражительность приводят к неправильному выбору и неправильным отношениям с клиентами и коллегами… что приводит к к упущенным возможностям и конфликтам на рабочем месте, что означает отсутствие производительности. Кроме того, чувства отставания, беспокойства и неудовлетворенности часто заставляют людей тянуться к нездоровой пище. Вот опять: люди, еда, деньги. Эти энергии неразрывно связаны и должны рассматриваться вместе: это основа холистического подхода. Почему больше никто об этом не говорит?

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: ВАШ ВЕС И ВНЕШНИЙ ВИД — ЭТО ДВА ОСНОВНЫХ СПОСОБА ОБЩЕНИЯ ВАШЕГО ТЕЛА С ВАМИ

Если вы плохо себя чувствуете, это отразится на вашем внешнем виде. Если вы расстроены, ваш внешний вид отразит это. Многие лекарства и состояния здоровья вызывают либо неконтролируемую потерю веса, либо неконтролируемое увеличение веса. И менее обсуждаемый факт заключается в том, что ваш вес является прямым симптомом, который ваше тело использует для передачи информации о других внутренних дисбалансах.

Верно и обратное: если вы недовольны своей внешностью, вы, скорее всего, будете менее уверены в себе и, следовательно, менее продуктивны. Вот снова эта связь.

ПОБЕДА НАД МРАЧНОСТЬЮ

СЕРЫЙ расшифровывается как «Мрачные, ужасные гремлины, восстающие против вас».
Как можно определить успех лучше, чем победу над неудачами и неудачами? Преодоление уныния и победа над препятствиями, разочарованиями, ложными окольными путями, страхом, неуверенностью и так далее – во ВСЕХ сферах вашей жизни.

ПРИГЛАШЕНИЕ ОТ МЕНЯ К ВАМ

Я хочу пригласить вас в удивительное путешествие самопознания и самореализации
с использованием в том числе принципов Акмеологии!

БЫСТРЫЙ И ПОЛЕЗНЫЙ ГЛОССАРИЙ ПО АКМЕОЛОГИИ

АКМЕОЛОГИЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ И ЛИДЕРСТВО

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЗДОРОВЬЮ И БЛАГОПОЛУЧИЮ

{{box.

title.text}} {% if box.subtitle %}

{{box.subtitle.text}}

{% endif %} {% присвоить total_price = 0 %}

{% для продукта в продуктах %} {% присвоить first_available_variant = false %} {% для варианта в product.variants %} {% if first_available_variant == false and variant.available %}{% assign first_available_variant = variant %}{% endif %} {% конец для %} {% if first_available_variant == false %}{% assign first_available_variant = product.variants[0] %}{% endif %} {%, если first_available_variant.available и box.template.selected %} {% присвоить total_price = total_price | плюс: first_available_variant.price %} {% конец%} {% если product.images[0] %} {% assign feature_image = product.images[0] | img_url: ‘350x’ %} {% еще %} {% присвоить Featured_image = no_image_url | img_url: ‘350x’ %} {% конец%}

{% если только продукт. доступен %} {{translation.sold_out}} {% бесконечный %}

{% конец для %}

{%, если box.template.elements содержит ‘цену’ %}

{{translation.total_price}} {{total_price | деньги}}

{% конец%} {%, если box.template.elements содержит ‘addToCartBtn’ %} {% конец%}

    {% для продукта в продуктах %} {% присвоить first_available_variant = false %} {% для варианта в product.variants %} {% if first_available_variant == false and variant.available %}{% assign first_available_variant = variant %}{% endif %} {% конец для %} {% if first_available_variant == false %}{% assign first_available_variant = product.variants[0] %}{% endif %} {% если product.images[0] %} {% assign feature_image = product.images[0] | img_url: ‘350x’ %} {% еще %} {% присвоить Featured_image = no_image_url | img_url: ‘350x’ %} {% конец%}
  • id}}»> {% if product.id == cur_product_id %} {{translation.this_item}} {% endif %}{{product.title}}{%, если только product.available %} — {{translation.sold_out}}{% бесконечный %} {% присвоить варианты_размера = продукт.варианты | размер %}

    {% для варианта в product.variants %} {{variant.title}}{%, если только вариант.доступен %} — {{translation.sold_out}}{% endunless %} {% конец для %}

    {%, если box.template.elements содержит ‘цену’ %} {{первый_доступный_вариант.цена | деньги}} {% if first_available_variant.compare_at_price > first_available_variant.price %} {{первый_доступный_вариант.compare_at_price | деньги}} {% конец%} {% конец%}
  • {% конец для %}

{{box.title.text}}

{% if box.subtitle %}

{{box.subtitle.text}}

{% endif %} {% присвоить total_price = 0 %}

    {% для продукта в продуктах %} {% присвоить first_available_variant = false %} {% для варианта в product. variants %} {% if first_available_variant == false and variant.available %}{% assign first_available_variant = variant %}{% endif %} {% конец для %} {% if first_available_variant == false %}{% assign first_available_variant = product.variants[0] %}{% endif %} {%, если first_available_variant.available и box.template.selected %} {% присвоить total_price = total_price | плюс: first_available_variant.price %} {% конец%} {% если product.images[0] %} {% assign feature_image = product.images[0] | img_url: ‘100x’ %} {% еще %} {% присвоить Featured_image = no_image_url | img_url: ‘100x’ %} {% конец%}
  • {% если только продукт.доступен %} {{translation.sold_out}} {% бесконечный %}

    {% if product.id == cur_product_id %} {{translation.this_item}} {% endif %}{{product. title}}{%, если product.available %} — {{translation.sold_out}} {% бесконечный%}

    {% присвоить варианты_размера = продукт.варианты | размер %}

    {% для варианта в product.variants %} {{variant.title}}{%, если только вариант.доступен %} — {{translation.sold_out}}{% endunless %} {% конец для %}

    {%, если box.template.elements содержит ‘цену’ %} {{первый_доступный_вариант.цена | деньги}} {% if first_available_variant.compare_at_price > first_available_variant.price %} {{первый_доступный_вариант.compare_at_price | деньги}} {% конец%} {% конец%}
  • {% конец для %}
{%, если box.template.elements содержит ‘цену’ %}

{{translation.total_price}} {{total_price | деньги}}

{% конец%} {%, если box.template.elements содержит ‘addToCartBtn’ %} {% конец%}

Дистанционное обучение: новые возможности замены обучения в кампусе или попытка достичь вершин в образовании

Для цитирования:

Элина Е. Г., Шамионов Р. М. Дистанционное обучение: новые возможности замены обучения в кампусе или попытка достичь вершин в образовании. Известия Саратовского университета. Образовательная акмеология. Психология развития , 2022, том. 11, вып. 1, стр. 65-71. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-1-65-71

Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с условиями международной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 (CC-BY 4.0).

Полный текст:

(79 скачиваний)

Язык: 

Русский

Рубрика: 

Педагогика развития и сотрудничества

Тип статьи: 

Артикул

УДК: 

37.018.4:159.9

DOI:

10.18500/2304-9790-2022-11-1-65-71

Авторы:

Элина Елена Г., Саратовский государственный университет

Шамионов Раиль М., Саратовский государственный университет

Резюме: 

Дистанционное обучение в современном мире становится важной формой обучения вне зависимости от местонахождения учебного заведения и физических возможностей учащегося. Актуальность исследования определяется необходимостью получения новых теоретических знаний о психолого-педагогических основах дистанционного обучения с целью его совершенствования и повышения эффективности в условиях пандемии и выхода из нее. Цель – проанализировать психолого-педагогические основы обучения с использованием дистанционных технологий на примере Педагогического класса Саратовского государственного университета. В статье определены основные характеристики дистанционного обучения и обучения с использованием дистанционных технологий. Авторы определяют специфику этих форм обучения как производную от конвергенции кампуса и дистанционного обучения. В исследовании рассматривается кейс педагогического класса с целью установления основных психолого-педагогических основ и эффектов обучения с использованием дистанционных технологий. В статье выделены основные ценности и принципы дистанционного обучения: ценность общедоступности – принцип открытости; ценность личностного развития и индивидуалистическая направленность всего содержания – принцип научности, принцип объединения академических знаний и доступности; ценность прямого контакта между субъектами образования – принцип открытого диалога, который реализуется через разные каналы коммуникации; ценности университетского образования и традиционной культуры – принцип личностного развития, академической социализации личности. Авторы делают вывод о потенциале использования технологий дистанционного обучения для достижения высоких результатов в образовании.

Ключевые слова:

дистанционное обучение

формы дистанционного обучения

специализация

Ссылка:

  1. Астахова Т. А. Возможности и проблемы дистанционного обучения, выбор системы дистанционного обучения. Управление человеческим потенциалом. 1. С. 56–63.
  2. Пауэлл Р. Дж., Кин К. Аксиоматический кран: отупляющие мифы в дистанционном образовании. Высшее образование, 2006, т. 1, с. 52, вып. 2, стр. 283–301. DOI: 10.1007/s10734-004-4501-2
  3. Куксон П., Бергер К., Куксон П. В., младший. Ожидайте чудес: чартерные школы и политика Хоуп и Де спай. Мичиганский университет, Avalon Publishing, 2002. 208 стр.
  4. Кузнецова А. В., Рябкова Г. В. Дистанционное обучение в эпоху COVID-19. Инновационный подход в обучении авиационному английскому языку. Педагогический журнал, 2020, т. 1, с. 10, нет. 6А, стр. 176‒187. DOI: 10.34670/AR.2020.21.26.021
  5. Блоховцова Г. Г., Маликова Т. Л., Симоненко А. А. Перспективы развития дистанционного обучения. Новая наука: стратегии и векторы развития. 118-3, стр. 89‒92 (на русском языке).
  6. Александрова Е. А., Ахметов С. И., Аттиа М. Р. Преимущества и направления электронного взаимодействия в веб-обучении. Известия Саратовского университета. Образовательная акмеология. Психология развития, 2020, т. 2, с. 9, вып. 4 (36), с. 385–391 (на русском языке). DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-4-385-391
  7. Калинина А. И. Дистанционное обучение как часть системы непрерывного обучения и роль самообразования в дистанционном обучении. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогический факультет, 2014, вып. 1. С. 100–105. DOI: 10.51314/2073-2635-2014-1-100-105
  8. Боуден Дж. Л.-Х., Тикл Л., Науманн К. Четыре столпа вовлеченности и успеха студентов высших учебных заведений: целостный подход к измерению. Исследования в области высшего образования, 2021, т. 1, с. 46, вып. 6, стр. 1207–1224. DOI: 10.1080/03075079.2019.1672647
  9. Данилов О. Е. Решение проблемы недостаточной мотивации к обучению у студентов в условиях дистанционного обучения. Педагогика высшей школы. 1 (4), с. 35–38.
  10. Боголепова С. В. Экстренный переход: удовлетворены ли потребности студентов высших учебных заведений? Профессиональный дискурс и общение, 2021, т. 1, с. 3, нет. 1, стр. 49‒61. DOI: 10.24833/2687-0126-2021-3-l49-61
  11. Йетик Э., Оздамар Н., Бозкурт А. Критерии проектирования бесшовного обучения в контексте открытого и дистанционного обучения. В: Дурак Г., Чанкая С., ред. Управление и разработка онлайн-курсов в вездесущей среде обучения. Херши, Пенсильвания, IGI Global, 2020 г., стр. 106–127. DOI: 10.4018/978-1-5225-9779-7.ch006
  12. Алькураши Э. Прогнозирование удовлетворенности студентов и воспринимаемого обучения в онлайн-средах обучения. Дистанционное образование, 2019, том. 40, вып. 1, стр. 133–148. DOI: 10.1080/01587919.2018. 1553562
  13. Нюдюрмагомедов А. Н., Ибрагимов Н. Г., Савзиханова М. А. Развитие самоорганизации студентов на основе интерактивных технологий обучения. Высшее образование сегодня. 2020. №. 6. С. 48–52. DOI: 10.25586/RNU.HET.20.06.P.48
  14. Йылдыз М., Селим Ю. Качественное исследование по переносу опыта использования технологий из формального образования в дистанционное. Турецкий онлайн-журнал дистанционного образования, 2015 г., том. 16, вып. 4, стр. 125–134. DOI: 10.17718/tojde.93452 
  15. Аламри Х. А., Лоуэлл В. Л., Уотсон В., Уотсон С. Использование персонализированного обучения в качестве учебного подхода для мотивации учащихся в высшем онлайн-образовании: самоопределение учащегося и внутренняя мотивация. Журнал исследований технологий в образовании, 2020, том. 52, вып. 3, стр. 322–352. DOI: 10.1080/15391523.2020.1728449
  16. Котляренко И., Симонова О. Электронное обучение или дистанционное обучение (эмпирическое исследование на примере иностранного языка).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *